Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания: компетентностный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2010 гг. в три этапа. На первом этапе (2004;2005 гг.) в ходе изучения литературы по данной проблеме выявлялись условия формирования образа мира у подростков и организации их нравственного воспитанияформулировались цель, задачи и гипотеза исследования. На втором этапе (2005;2009 гг.) осуществлялась проверка и корректировка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Феномен «образ мира» в тезаурусе компетентностного подхода
    • 1. 2. Роль нравственного воспитания в глобальном образовании
    • 1. 3. Характеристика основных этических категорий и механизмов нравственного воспитания
    • 1. 4. Психолого-педагогические предпосылки формирования образа мира подростков в процессе нравственного воспитания
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ
    • 2. 1. Реализация компетентностного подхода к формированию образа мира учащихся среднего школьного возраста
    • 2. 2. Модель формирования образа мира у учащихся в ходе нравственного воспитания
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания: компетентностный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В начале XXI века в России наряду с положительными тенденциями развиваются нежелательные явления, присущие «обществу потребления», которые связаны с распространением низкопробных образцов массовой культуры, возрастанием влияния на молодежь криминальных структур и религиозных сект, преобладанием материальных ценностей над духовными, что обусловило трудности социализации несовершеннолетних, деформацию их нравственного поведения, проявление агрессии, насилия и жестокости по отношению к другим людям.

Актуальной в этой связи представляется такая организация образовательного пространства, которая бы наполняла внутренний мир воспитанников гуманистически ценностным содержанием. Особая роль в решении этой задачи принадлежит нравственному воспитанию, нацеленному на формирование у взрослеющего человека потребности к саморазвитию, реализации физических и духовных сил. Существует необходимость теоретического обоснования продуктивных способов формирования образа мира как составной части нравственного воспитания и оздоровления менталитета подростков.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее перспективными программами, стимулирующими нравственное воспитание подрастающего поколения, являются те, которые, базируясь на фундаментальных психолого-педагогических концепциях формирования образа мира личности, реализуются с учетом социокультурной специфики конкретной возрастной группы и окружающей среды. Формирование образа мира и нравственных идеалов как его стержневого компонента приобретает особую значимость в отроческие годы, т.к. у подростка возрастает интерес к своему внутреннему миру, который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, кризисе отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. Как показал анализ научной литературы, проблемы нравственного становления личности подростка исследовали многие ученые (Н.К. Гончаров, Е. В. Долгих, Д. И. Водзинский, К. Б. Соколов, С. Д. Смирнов, В. Э. Чудновский и др.), в то же время способы формирования образа мира в процессе нравственного воспитания изучены недостаточно.

Стратегическая задача развития школьного образования в Российской Федерации заключается в повышении качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из перспективных направлений педагогической теории и практики, важнейшим основанием обновления образования является компетентностный подход. В государственных документах Российской Федерации, определяющих стратегию развития отечественного образования, подчеркивается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Реализация компетентностного подхода в средней общеобразовательной школе предусматривает широкое использование в педагогическом процессе современных образовательных технологий с учетом особенностей каждой ступени образования, активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в сочетании с внеклассной работой с целью формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью выработки теоретически и методически обоснованных способов формирования образа мира у подростков в процессе нравственного воспитания на основе компетентностного подхода. В результате анализа научной литературы и школьной практики по исследуемой проблеме мы выявили ряд противоречий, наиболее значительными из которых являются противоречия между:

— декларируемой государственными документами необходимостью приобщения учащихся к высоким нравственным ценностям (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.) и наличием у подростков некоторых альтернативных ценностей, отражающих деструктивное отношение к окружающему миру;

— несогласованностью позиций ученых в определении сущности нравственного воспитания и необходимостью выявления четких ориентиров, влияющих на формирование нравственной компетентности у обучающихсятребованиями современных образовательных стандартов по формированию ключевых компетенций школьников и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности условий реализации компетентностного подхода в аспекте нравственного воспитания подростков;

— возрастающей ролью средового фактора в формировании личности и недостаточной разработанностью технологий эффективного нравственного воспитания в образовательном пространстве школы.

Выявленные противоречия стали основанием для разработки концепции формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста с учетом достижений гуманитарных наук в области нравственного воспитания. Недостаточной теоретической и практической разработанностью обозначенной проблемы обусловлен выбор темы исследования: «Формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания: компетентностный подход».

Цель исследования — разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка компетентностной модели формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс средней ступени общеобразовательной школы.

Предмет исследования — процесс формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста в контексте нравственного воспитания на основе компетентностного подхода.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование образа мира у учащихся среднего школьного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий:

— структурообразующим основанием формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста выступает компетентностный подход;

— образ мира у учащихся среднего школьного возраста формируется как составной компонент нравственного воспитания, нацеленный на процесс самовоспитания подростков;

— в содержание процесса формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста включены гуманистические идеи глобального образования о целостности мира и взаимной ответственности людей за его судьбуо взаимосвязи природы и глобальных проблем, о единстве когнитивного и духовного начал в человеке;

— в учебно-воспитательном процессе используются активные методы обучения и воспитания, позволяющие учащимся занять позицию субъекта нравственной деятельности.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

— уточнить понятие «образ мира» в тезаурусе компетентностного подхода в контексте современных философских, культурологических, психологических, этических и педагогических концепций;

— определить ведущие гуманистические идеи глобального образования с учетом задач нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста в современной российской школе;

— выявить психолого-педагогические предпосылки формирования образа мира подростков в процессе нравственного воспитания;

— разработать модель формирования образа мира учащихся среднего школьного возраста в ходе нравственного воспитания, которая реализуется с позиций непрерывности, носит личностно-ориентированный характер.

Методологическую основу исследования составили:

— принципы системного, культурологического, синергетического, деятельностного, междисциплинарного и компетентностного подходов к исследованию педагогических проблемаксиологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности в условиях учебно-воспитательного процесса;

— учение о ценности, своеобразии и самобытности культур и традиций разных народов;

— положение о социальной обусловленности процесса формирования личности, содержания морали и системы общественных отношений, в которые включена личность;

— положение о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры, о приоритетности формирования общественного сознания на основе национальных и общечеловеческих ценностей, культуры межнациональных отношений в целях развития многонационального коллектива и общества.

Теоретической основой исследования явились:

— теория нравственного воспитания (И.А. Каиров, О. С. Богданова, С. М. Каргапольцев, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, В. А. Сухомлинский, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания.

Ш. А. Амонашвили, Т. И. Власова, В. В. Игнатова, H.A. Коваль, Т. И. Петракова, Н. М. Романенко и др.);

— современные концепции в области этики (Л.П. Буева, В. Е. Давидович, О. Г. Дробницкий, С. Н. Иконникова, Э. В. Ильенков, В. Т. Лисовский, В. П. Тугаринов, О. П. Целикова, В. А. Юров, В. А. Ядов, В.Г. Яценко);

— теоретические разработки психологов и педагогов, рассматривающих нравственный идеал как: 1) цель воспитания (H.H. Баркова, Д. И. Водзинский, Н. В. Граблина, П. Ф. Каптерев, Н. В. Котряхов, Л. М. Николаева, З. Г. Сафонова, С.Г. Чухин) — 2) средство воспитания (В.Н. Соболев) — 3) метод воспитания (Ю.К. Бабанский, К. Д. Ушинский, Г. И. Щукина) — 4) критерий воспитанности личности (Н.В. Граблина, И. Г. Завойчинская, В. Н. Соболев, В. А. Сухомлинский, В. Э. Чудновский, М.Г. Яновская) — 5) регулятор поведения и деятельности человека (З.И. Гришанова, Н.И. Судаков) — 6) стимулирующую и мотивирующую функцию развития личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, Л. Ю. Дукат, А. Ф. Лазурский, Л. Е. Раскин, М.М. Рубинштейн);

— идеи компетентностного подхода к образованию (В.И. Андреев, A.M. Аронов, В. И. Байденко, A.C. Белкин, Э. Ф. Зеер, Г. И. Ибрагимов, Д. А. Иванов, Г. В. Мухаметзянова, A.M. Новиков, Дж. Равен, В. В. Сериков, О. В. Соколова, П. Г. Щедровицкий и др.) — концепция образования как культурного процесса (Е.В. Бондаревская);

— концептуальные основы создания модели российской системы глобального образования, разработанные Я. М. Колкером, Е. С. Устиновой, А. П. Лиферовым, B.C. Лысенко;

— идея интеграции учебно-воспитательного процесса (В.Н. Максимова, З. А. Малькова, М. И. Махмутов, С.С. Пичугин);

— психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.);

— концепции, рассматривающие проблему формирования образа мира личности (Г.М. Андреев, В. И. Бруль, Г. Д. Гачев, Э. В. Галажинский,.

B.Г. Крысько, B.C. Кукушин, З. И. Левин, А. Н. Леонтьев, C.B. Лурье,.

C.Д. Смирнов, Т. Г. Стефаненко, Л. Д. Столяренко и др.);

— идеи самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, A.A. Вербицкий, A.B. Петровский, В.А. Петровский);

— ведущие теоретические положения гуманистической и возрастной психологии (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Н.Е. Щуркова).

Опытно-экспериментальная база. Исследованием было охвачено 33 класса по шесть-семь параллелей каждого возраста — всего 725 человек в МОУ лицее № 3 г. Минеральные Воды, МОУ СОШ № 8 с. Левокумка, МОУ СОШ № 15 х. Садовый. Так, 331 человек вошел в состав контрольной группы, 394 — в состав экспериментальной.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2004;2010 гг. в три этапа. На первом этапе (2004;2005 гг.) в ходе изучения литературы по данной проблеме выявлялись условия формирования образа мира у подростков и организации их нравственного воспитанияформулировались цель, задачи и гипотеза исследования. На втором этапе (2005;2009 гг.) осуществлялась проверка и корректировка выдвинутой рабочей гипотезы, разрабатывалось методологическое обоснование исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (2009;2010 гг.) осуществлялась оценка эффективности проделанной работы, систематизировался собранный материал, делались выводы и обобщения, результаты оформлялись в виде текста диссертации.

Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами: анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследованияанализ и обобщение инновационного педагогического опыта осуществления компетентностного подхода в системе среднего образованиямоделированиесоциально-педагогический эксперимент, включавший наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, диагностические методы.

Научная новизна исследования:

— процесс формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста представлен как составная часть нравственного воспитания в контексте современных философских, культурологических, психологических, этических и педагогических концепций;

— теоретически обоснована и апробирована компетентностная модель формирования образа мира личности как целостного личностного образования подростков, регулирующего нравственное поведение;

— выявлено, что у подростков, склонных к активной общественной деятельности формируется позитивная динамика образа мира, расширяется диапазон ценностно-смысловых координат самосознания, включающего в себя эмоционально-чувственный, рациональный, волевой компоненты;

— установлено, что введение идей глобального образования в содержание процесса формирования у учащихся среднего школьного возраста образа мира в процессе нравственного воспитания, способствует включению их в процессы самообразования, что проявляется в их рефлексивности, активности, в гуманном отношении к людям, ответственном поведении и т. д.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в разработке авторской концепции формирования образа мира у подростков как важнейшего компонента нравственного воспитанияуточнения понятия «образ мира» в контексте нравственного воспитания и глобального образованияв выявлении педагогического потенциала компетентностного подхода к формированию у учащихся среднего школьного возраста образа мира, к обоснованию педагогического сопровождения развития образа мира личности учащихся 5−8-х классов, к выявлению критериев и уровней сформированности образа мира подростков.

Результаты исследования обогащают теорию компетентностного подхода к образованию, дополняя ее вариантом модели формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессе нравственного воспитания.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций и технологий по совершенствованию формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста в процессенравственного ~ воспитания посредством авторского межпредметного курса «Азбука доброты», разработанного с учетом особенностей подросткового возраста и ориентированного на формирование у них образа мира на основе гуманистических идей глобального образования. Полученные результаты могут быть использованы при организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, на семинарах и тренингах, при проведении консультационной работы школьной психологической службывнедрены в содержание учебных и специальных курсов педагогических вузов, научно-исследовательских программ студентов при написании курсовых и дипломных работ, при составлении планов и программ для подростков, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по воспитанию в институтах повышения квалификации учителей, в практической деятельности учреждений дополнительного образования. Разработанные на основе исследования материалы по нравственному воспитанию подростков (программа, методическое пособие, рекомендации по диагностике уровня сформированности образа мира) позволяют значительно повысить его эффективность.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, их соответствием поставленной проблемеиспользованием методов, соответствующих задачам работы и специфике отдельных этапов исследованиясоотнесением полученных результатов с данными других авторовэкспериментальной апробацией разработанных предложений и рекомендаций по формированию образа мира у учащихся среднего школьного возраста, анализом педагогической практики, подтвержденной репрезентативностью выборки испытуемых.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образ мира — это целостная, многоуровневая система знаний и представлений школьника об окружающем мире, о людях и о себе. Формирование образа мира является фундаментальным условием развития нравственного сознания и ответственного поведения подростка.

2. Реализация компетентностного подхода к формированию у подростка образа мира обеспечивает развитие нравственной компетенции как готовности взаимодействовать с другими людьми с учетом гуманистических моральных требований и норм в глобальном мире.

3. В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать компоненты нравственного сознания, влияющие на процесс формирования целостного образа мира личности, как на обыденном уровне (обычай, традиция, норма, оценка), так и на теоретическом — идеал, принципы, определяющие выбор этической системыценности (добро и зло, благо, моральный долг, справедливость, совесть, свобода, счастье, смысл жизни) и ценностные ориентации, способность к эмпатии.

4. Нравственное воспитание осуществляется через систему интерактивных методов учебно-воспитательной работы: 1) информационные методы- 2) методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей- 3) методы поддержки развития интеллектуальных способностей- 4) методы поддержки развития организаторских способностей- 5) методы поддержки развития коммуникативных способностей- 6) методы педагогической поддержки «социального здоровья».

5. Авторская программа нравственного воспитания «Азбука доброты» является средством формирования образа мира у учащихся среднего школьного возраста, а также средством развития их ключевых компетенций. Реализация авторской программы обеспечивает развитие у учащихся способности вступать в доброжелательные отношения в процессе совместной деятельности, ориентирует их на актуализацию нравственных идеалов, выбор нравственной позиции.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и основные результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях и конгрессах международного и регионального уровня, использовались в деятельности преподавателей вузов и школьных учителей. По теме диссертации опубликовано 10 научных трудов (Москва, Минеральные Воды, Карачаевск, Пятигорск, Владикавказ). В 2007;2010 гг. результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и педагогических технологий ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», кафедре педагогики ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова».

Внедрение разработанной модели осуществлялось в практике учебно-воспитательной работы учителей МОУ лицей № 3 г. Минеральные Воды, МОУ СОШ № 8 с. Левокумка, МОУ СОШ № 15 х. Садовый при проведении открытых уроков. Авторский спецкурс нашел применение в работе учителей школ региона. Основные результаты исследования освещены в 10-ти публикациях (2007;2010 гг.).

1. Среди нравственных ценностей важную роль играет чувство товарищества. Однако иногда оно может быть неправильно истолковано, что ведет к укрывательству, подсказкам, списыванию и т. д.

2. Картина мира и образ мира строятся на основе нравственных представлений. Картина мира представляет фундамент субъективного мировосприятия личности, образа мира, опираясь на который человек действует в мире.

3. Спецификой морали является прежде всего действие изнутри самого человеческого сознания под влиянием того образа мира, который сложился у воспитанника.

4. Типы культуры и морали имеют определенную модель нравственнной личности и определенные способы, методы, технологии направленные на то, чтобы как можно больше таких личностей появлялось в каждом новом поколении.

5. Коллектив как естественная среда нормального развития учащихся среднего школьного возраста — не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе.

6. Об истинном осуществлении компетентностного подхода можно судить по оценке последствий с позиции процессуально-результативного подхода.

7. С точки зрения генетического подхода формирование компетентностей в качестве личностных свойств рассматриваются как изменяющиеся в эволюционно-инновационном процессе развития человека психические новообразования. На конкретно-научном уровне находятся:

8. Антропологический подход обосновал К. Д. Ушинский как системное использование науки о биологической природе ребенка и данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического воздействия.

9. Принцип диалогического взаимодействия педагогов и учащихся как эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного мышления.

10. Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание и взаимопомощь в процессе преодоления трудностей.

11. Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включенность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников.

12. Прин1{ип гттегративности строится на осмыслении того, что учебные предметы в средней общеобразовательной школе оказывают влияние на нравственное развитие подростка со всех сторон, без их учета его становление как субъекта жизнедеятельности невозможно.

13. Принцип эффективности этического образования требует достижения образовательных целей. Важное требование данного принципа — систематическое определение и анализ динамики становления морально-этической позиции подростков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой