Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Необходимость информационно-компьютерной подготовки является общепризнанным фактом. Это отражено в государственных образовательных стандартах по конкретным специальностям в виде перечня соответствующих… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. /. Теоретические аспекты формирования информационнокомпьютерной готовности будущих специалистов
    • 1. 1. Информационно-компьютерная готовность как компонент профессиональной готовности специалиста
    • 1. 2. Формирование базовой информационно-компьютерной готовности в теории и практике обучения студентов
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • Глава I. J. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования базовой информационно-компьютерной готовности будущих специалистов
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы педагогического эксперимента
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Отличительная особенность развития человечества на современном этапе — переход к информационной цивилизации. В развитых странах мира уже более половины трудящихся занято в информационном секторе. В связи с этим одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является воспитание человека, обладающего такими качествами личности как системное научное мышление, информационная культура, творческая активность, высокая нравственность[67−148].

Высшая школа, решая конкретную задачу подготовки специалистов, способных осуществлять свою деятельность в новых условиях, должна вносить свой вклад в формирование данных качеств личности. Этот вклад должен найти отражение в профессиональной готовности выпускника вуза, поскольку она является критерием результативности высшего образования.

Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Необходимость информационно-компьютерной подготовки является общепризнанным фактом. Это отражено в государственных образовательных стандартах по конкретным специальностям в виде перечня соответствующих дисциплин и в виде фрагмента деятельно-стной характеристики специалиста (перечня знаний, умений и навыков в области информационно-компьютерных технологий, которые должен приобрести студент, получая специальную подготовку). Таким образом четко обозначены цели, которые общество ставит перед высшей школой — подготовить специалистов, способных сознательно и рационально использовать информационно-компьютерные технологии в профессиональной деятельности.

Темпы развития средств информатизации в настоящее время таковы, что существенное изменение их технического уровня, т. е. смена «поколений» информационно-вычислительной техники, сегодня уже практически соизмеримы со временем обучения в вузе. За этот срок обучения количество знаний, выработанных человечеством, более чем удваивается. Современные информационно-компьютерные технологии, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить обработку информации и ориентацию специалиста в информационных потоках, обновляются через два-три года. И, несмотря на то, что с каждым новым поколением они все более приближаются к человеку, ориентируясь на пользователя, для которого данные технологии не самоцель, а лишь средство профессиональной деятельности, их огромные возможности во многом остаются неиспользованными. Как отмечено в Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, «лимитирующим фактором в современных информационных технологиях являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров» [36]. Это свидетельство того, что профессиональное образование не успевает в содержательном плане следовать за быстро изменяющимися технологиями, налицо проблема — устранение разрыва между требованиями, которые предъявляет к человеку новая техника, информационные технологии, и его информационно-компьютерной подготовкой как специалиста.

Кроме того, на первый план важнейших процессов развития общества вновь выдвигается фигура конкретного субъекта, значение деятельности которого повышается. С. А. Бешенков [15] отмечает, что в настоящее время наблюдается процесс трансформации знания как системного представления о мире и превращения его в информацию, то есть сведений, рассчитанных не на их системное осмысление, а на немедленную реакцию. Различие вопросов: Что ты узнал? и Какую ты получил информацию? оказывается существенным. По сути человеку, физические возможности которого заведомо ниже количества самых разнообразных сведений необходимых для усвоения, приходится решать для себя глобальную проблему: либо получив сведения, немедленно их обработать, применив технические устройства: компьютер и компьютерные сети, и отреагировать известным образом, либо попытаться наладить связи между разорванными информационными единицами, обрести систему и превратить их в знание. Если человек всегда идет по первому пути, то он практически утрачивает целостное видение мира, а осмысленное поведение заменяется набором жизненно необходимых правил. Второй путь — это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека и осознания его как составной части мироздания [15]. Разумеется, информационно-компьютерная подготовка должна сочетать в себе эти подходы, но современная ситуация такова, что вопрос доминирования той или иной тенденции является ключевым, так как оказывает непосредственное влияние на интеллектуальные и этические свойства будущего специалиста. Поскольку единодушия в данном вопросе нет, то он требует дополнительного исследования.

Практическая значимость проблемы заключается в том, что успехи нашей страны в обозримом будущем, ее возможности выбрать и реализовать оптимальную историческую траекторию во многом связана с развитием информационной сферы. Последнее, в первую очередь, зависит от квалификации кадров, которые в решающей степени определяются системой образования.

Как отмечается в Концепции информатизации сферы образования РФ, сверхзадачей понимания и реализации проблемы информатизации сферы образования состоит в том, что в результате должна быть достигнута глобальная рационализация интеллектуальной деятельности в обществе за счет использования новых информационных технологий с целью повышения эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.

В последние десятилетия появилось множество работ отечественных ученых, посвященных одной из фундаментальных задач образования — формированию информационной культуры человека (А.П. Ершов, В. Н. Каймин, В.Ю. Мили-тарев, Н. В. Макарова, Е. П. Смирнов, И. М. Яглом, М. И. Жалдак, Н. М. Розенберг, Ю. А. Первин, А. Н. Тихонов, Б. Н. Богатырь, O.A. Козлов, K.P. Овчинникова, К. К. Колин, С. А. Христочевский и др.). Нами рассматривается прикладная задача образования — подготовка специалиста к решению профессиональных задач с применением информационно-компьютерных технологий.

Результаты исследования Ж. В. Иноземцевой [49] показывают, что значительная часть выпускников отмечает недостаточность вузовской подготовки к решению профессиональных задач с применением компьютера, отсутствие навыков творческого применения информационно-компьютерных технологий для решения нестандартных задач.

Проблемам подготовки студентов к использованию компьютерных технологий в различных видах их профессиональной деятельности посвящены исследования М. П. Лапчика, Г. Б. Поднебесовой (во внеклассной работе), Г. Н. Чусави-тиной (в учебно-воспитательном процессе), Ж. В. Иноземцевой (в деятельности экономиста-менеджера), O.A. Козлова (в деятельности современного офицера), В. П. Шумилина (в деятельности специалистов в области правоведения) и др.

Профессиональная готовность студента-выпускника — существенная предпосылка эффективности его профессиональной деятельности после окончания вуза. Проблемам формирования профессиональной готовности посвящены работы М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Е. Г. Скворцовой, Г. А. Бокаревой, K.M. Дурай-Новаковской и др. Необходимость профессионального владения специалистом информационно-компьютерными технологиями требует глубоких знаний в области информатики, определенных умений и навыков и специфического стиля мышления (Р.Вильмс, Г. М. Клейман, Р. Маклин). Все это дает право выделить в структуре общей готовности к профессиональной деятельности в качестве относительно самостоятельного компонента «информационно-компьютерную» готовность. Для этого необходимо изучить совокупность свойств личности, которые определяют информационно-компьютерную готовность как целостное образование и взаимовлияние профессиональной готовности и информационно-компьютерной.

Проблеме формирования компьютерной готовности как подсистемы профессиональной готовности посвящено исследование A.M. Подрейко [121], в котором рассматривается становление и развитие компьютерной готовности в процессе обучения математике. Ж. В. Иноземцева [49] выделяет информационную готовность как компонент профессиональной готовности, акцентируя внимание на необходимости интеграции информационной и технологической подготовки будущих специалистов, и предлагает организацию такой информационнотехнологической подготовки на примере процесса изучения курса «Менедже-мент» .

В настоящее время расширяется предметная область информатики, информационно-компьютерные технологии представляют пользователям качественно новые возможности, это влечет за собой развитие методической системы обучения информатике, и, в частности, информационно-компьютерным технологиям как в школе, так и в системе высшего образования. Этим проблемам посвящены исследования и публикации B.C. Леднева, A.A. Кузнецова, С. А. Бешенкова, В. Белошапки, А. Лесневского, Б. А. Бекзатова, К. К. Колина, Е. К. Хеннера, И. Г. Семакина, М. П. Лапчика, Ю. А. Первина, Н. В. Макаровой, C.B. Макаровой, В. П. Линьковой, O.A. Козлова, В. Л. Матросова, С. А. Жданова, Я. А. Рудик и др. Работы указанных авторов оказали значительное влияние на данное исследование, однако понятие информационно-компьютерной готовности специалиста как компонента профессиональной готовности, ее становление и развитие в вышеперечисленных работах по методике обучения информатике и информационно-компьютерным технологиям не рассматриваются.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему нашего исследования: «Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов.

Несомненно, свой вклад в формирование информационно-компьютерной готовности должны вносить все курсы, соответствующие тем типам деятельности, в которых применяются компьютерные технологии. Но поскольку проблема повышения качества информации и эффективности информационных процессов является значимой для специалистов самых различных профессий, и при этом информационно-компьютерные технологии являются инструментом при решении данной проблемы, то необходимо рассмотреть формирование информационно-компьютерной готовности прежде всего в процессе обучения информационно-компьютерным технологиям.

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов университета в процессе обучения информационно-компьютерным технологиям .

Объект исследования — процесс обучения информационно-компьютерным технологиям в вузах.

Предмет исследования — условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов.

Гипотеза исследования — процесс формирования базовой информационно-компьютерной готовности студента при освоении информационных технологий будет протекать более эффективно, если в процессе обучения универсальным информационно-компьютерным технологиям будет перенесён акцент с освоения инструментария технологий на освоение всего целостного процесса решения профессиональной задачи с применением информационно-компьютерных технологий через.

1. целенаправленное формирование умений постановки задачи, системного анализа предметной области, последовательного построения ряда моделей на основе решения комплекса задач частично-поисковым методом с учетом потребностей, мотивов и эмоциональной сферы студентов;

2. включение студентов в самостоятельный поиск новой точки приложения изучаемой информационно-компьютерной технологии с последующей постановкой задачи и реализацией на компьютере.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:

• выявить состояние проблемы формирования информационно-компьютерной готовности специалиста в теории и практике образования;

• изучить информационно-компьютерную готовность, выявить ее состав и структуру;

• выделить уровни информационно-компьютерной готовности и описать их качественные характеристики;

• уточнить сущность понятия «базовая информационно-компьютерная готовность специалиста» ;

• выявить динамику процесса формирования базовой информационно-компьютерной готовности;

• определить педагогические условия, способствующие более эффективному формированию базовой информационно-компьютерной готовности при освоении информационно-компьютерных технологий;

• осуществить экспериментальную проверку эффективности влияния выявленных педагогических условий на формирование базовой информационно-компьютерной готовности студентов.

Теоретико-методологические основы исследования Философская. Диалектико-материалистическая теория познания как теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, теория личности, утверждающая, что личность есть продукт общественного развития и субъект общественных отношений.

Психолого-педагогическая. Диалектический системно-структурный подход к исследованию проблем обучения, теория деятельности как форма активного отношения к миру, обусловливающая познание человеком действительности и развитие его личности, теория программированного и проблемного обучения, творческого саморазвития личности обучаемого в процессе учебно-познавательной деятельности.

Исследование опирается на работы С. А. Архангельского, В. И. Загвязинского, С. Д. Смирнова по проблемам высшей школыJI.C. Выготского, A.M. Матюшкина, М. И. Махмутова, И. Я. Лернера — по проблемному и развивающему обучениюА. Вербицкого — по контекстному обучениюЮ.К. Бабанского, В. В. Краевского, В. И. Загвязинского — по теории целостного педагогического процессаЮ.К. Бабанского, М. Н. Скаткина — по теории и методике педагогических исследованийA.B. Усовой, H.H. Тулькибаевой — по формированию обобщенных познавательных и практических умений;

М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, Е. Э. Смирновой, Г. А. Бокаревой — по научным основам готовности к профессиональной деятельности, а также на работы в области теории, методологии и практики информатизации образования.

В решении задач исследования применялся комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогический литературы по теме исследования, обобщение эффективного педагогического опыта, методы педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, контрольные диагностические работы, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный этапы), статистические методы обработки результатов наблюдений и эксперимента.

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в Челябинском государственном университете на кафедре математических методов в экономике. Всего исследованием было охвачено 236 студентов экономического факультета. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (1994;1996 гг.) изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме формирования информационно-компьютерной готовности будущих специалистов, а также по проблемам, близким к исследуемой: формирования профессиональной готовности, формирования профессиональной направленности и профессионального интереса, формирования информационной культуры студентов в учебно-воспитательном процессе вуза. С позиций целостного подхода к личности и учебно-воспитательному процессу изучалась сущность информационно-компьютерной готовности студентов как подсистема в системе готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Основными методами исследования были следующие: теоретический анализ педагогической и психологической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта и практики вузов по информационно-компьютерной подготовке студентов, анализ существующей и прогнозируемой профессиональной деятельности специалистов с позиции использования информационно-компьютерных технологий, прямые и косвенные наблюдения за реальной ситуацией в освоении информационно-компьютерных технологий и её влиянием на формирование информационно-компьютерной готовности студентов, анкетирование, беседы с преподавателями. На этом этапе была построена рабочая версия понятия «информационно-компьютерной готовности студента», «базовой информационно-компьютерной готовности», выявлены компоненты и уровни как готовности в целом, так и базовой готовности, а также разработана рабочая гипотеза.

На втором, поисково-констатирующем этапе (1996;1998 гг.) шел поиск концептуальных подходов к решению исследуемой проблемы, изучалась общая картина формирования базовой информационно-компьютерной готовности студента в учебно-воспитательном процессе вуза, а именно в процессе обучения информационно-компьютерным технологиям. В ходе данного этапа проводился сбор констатирующих данных, позволяющих выявить уровень сформированности базовой информационно-компьютерной готовности в условиях традиционного обучениявыявлялись факторы, влияющие на формирование компонент базовой информационно-компьютерной готовности студентапроводилось планирование обучающего эксперимента. Был обоснован и проведен отбор теоретического материала и разработан дидактический комплекс задач для реализации педагогических условий, представленных в гипотезе.

На третьем, обучающем, этапе (1998;2000 гг.) был проведен пробный эксперимент, целью которого была экспериментальная апробация методов диагностики. В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка эффективности влияния педагогических условий на формирование базовой информационно-компьютерной готовности студента. Применялись следующие методы исследования: анкетирование, прямое и косвенное наблюдение, анализ результатов деятельности, диагностические контрольные работы, методы математической статистики.

На четвертом этапе (2000;2001 гг.) был проведен контрольный эксперимент, позволяющий перепроверить правильность сформулированных теоретических выводов, обрабатывались и систематизировались полученные результаты, оформлялось диссертационное исследование, осуществлялось внедрение полученных результатов в практику работа высшей школы. На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационно-компьютерная готовность специалиста имеет ядро — базовую готовность и надстроечную часть — специальную готовность. Базовая информационно-компьютерная готовность — это готовность студента использовать аппаратное, программное системное обеспечение компьютера и универсальные информационно-компьютерные технологии для обеспечения информационно-компьютерной деятельности в профессиональной сфере.

2. Эффективному формированию базовой информационно-компьютерной готовности студентов при обучении информационно-компьютерным технологиям способствуют педагогические условия:

• целенаправленное формирование умений постановки задачи, системного анализа предметной области, последовательного построения ряда моделей на основе решения комплекса задач частично-поисковым методом с учетом потребностей, мотивов и эмоциональной сферы студентов;

• включение студентов в самостоятельный поиск новой точки приложения изучаемой универсальной информационно-компьютерной технологии с последующей постановкой задачи и реализацией на компьютере.

Данные педагогические условия переносят акцент с освоения инструментария технологий на освоение всего целостного процесса решения профессиональной задачи с применением информационно-компьютерных технологий.

Защищаемые положения определяют научную новизну и теоретическую значимость исследования, которые заключаются в том, что.

1. В структуре информационно-компьютерной готовности специалиста выделено ядро — базовая готовность и надстроечная часть — специальная готовность.

2. Выявлены педагогические условия, способствующие более эффективному формированию базовой информационно-компьютерной готовности при обучении информационно-компьютерным технологиям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия позволяют преподавателям вузов успешнее управлять процессом формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов при обучении информационно-компьютерным технологиям для обеспечения соответствия результатов вузовской подготовки требованиям профессиональной деятельности в условиях информационного общества, для обеспечения конкурентноспособности выпускников вузов.

Обоснованность и достоверность теоретических выводов и экспериментальных результатов настоящей работы обеспечиваются опорой на современные достижения философии, психологии и педагогикикомплексной методикой исследованиякачественным и количественным анализом экспериментальных данных с использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе работы на экономическом факультете и факультете управления ЧелГУ, а также посредством выступлений на VII Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании» в Москве (1998 г.), на научно-практической конференции «Воспитание: проблемы содержания и организации» в Челябинске (2000 г.) и посредством публикаций в печати статей и тезисов докладов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

В процессе осуществления опытно-экспериментальной работы, предполагающей формирование базовой информационно-компьютерной готовности студентов в естественных условиях учебно-воспитательного процесса вуза.

1. был выявлен комплекс качественных показателей — характеристик личности, включающий показатели состояния каждой компоненты информационно-компьютерной готовности, наличие которых позволяет определить уровень готовности студента к использованию универсальной информационно-компьютерной технологии при решении профессиональных задач ;

2. используемые качественные диагностические методы включали в себя описания проявления каждого качественного показателя и способы его диагностики;

3. качественные методы значительно конкретизировались и дополнились методом количественной оценки уровня готовности, динамика формирования готовности и сравнение уровней готовности экспериментальной и контрольной групп котролировались методами математической статистики ;

4. констатирующий эксперимент подтвердил, что существующая в массовом педагогическом опыте вузов базовая информационно-компьютерная подготовка обеспечивает уровень подготовки, достаточный для репродуктивного использования универсальных информационно-компютерных технологий при решении профессиональных задач, но не достаточный для продуктивного;

5. положительные результаты формирующего эксперимента показали практическую осуществимость и эффективность выделенной совокупности педагогических условий.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы подтверждена гипотеза исследования. В условиях учебно-воспитательного процесса вуза существуют реальные возможности для формирования базовой информационно-компьютерной готовности. При наличии выявленных нами педагогических условий возможно формирование базовой информационно-компьютерной готовности высокого уровня — уровня квалифицированного пользователя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. 296 с.
  2. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.
  4. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
  5. В.Г. Проблема мотивации и личности./Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. 319с.
  6. A.M. Информационная культура: проблемы формирования./ Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудов участников конференции.М.: МИФИ, 1999. С. 24−25.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  9. Г. А. Общая теория задач. М. Педагогика, 1990. С. 41.
  10. Ю.Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования.// Информатика о образование. 1989.№ 3. С.20−28.
  11. П.Бернштейн М. С. О природе научного творчества.// Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 15−22.
  12. В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1981. 18 с.
  13. С. А., В.Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Информация и информационные процессы // Информатика иобразование.1998. № 8.С.39−50.
  14. С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Ракитина Е.А. Формализация и моделирование.//Информатика и образование. 1999. № 6. С.21−27.
  15. С.А., Б.А. Бекзатов. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе. // Педагогическая информатика. 1999. № 1. С.24−28.
  16. Г. А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 2. С. бЗ-66.
  17. Большая советская энциклопедия. Т.27. М: Советская энциклопедия, 1977. 624с.
  18. A.B. Психология мышления и проблемное обучение.М.: Знание, 1983. 96с.
  19. О.Ф. Формирование профессиональной готовности студенте педагогического колледжа к реализации содержания бразования на уровне учебного предмета «Информатика»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 1999. с24.
  20. А., Крутиков В. Контекстное обучение : формирование мотивации.//Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 101 -107.
  21. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204с.
  22. Р., Маклин Р. Компьютеры в школе. М.:Прогресс, 1988. 336с.
  23. JI.C. Педагогическая психология М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533с.
  24. Д.M. Методологические аспекты системных исследований./ Философско-методологические основания системных исследованием.: Наука, 1983. 324 с.
  25. .С. Грамотность для 21 века.// Советская педагогика. 1990. № 4. С.58−64.
  26. В.М. Человек и вычислительная техника. Киев: Наукова думка, 1971, с. 295.
  27. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1997. 479с.
  28. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Дис.канд. пед. наук. — СПб., 1995. 211с.
  29. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 60 400 — финансы и кредит. М., 1995.
  30. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 144с.
  31. С., Хидетниеми С. Введение в разработку и анализ алгоритмов. М.: Мир, 1981.368с.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения.М.:Педагогика, 1986. 239с.
  33. C.B. Методика обучения информатике учащихся вузов.// Информатика и образование. 2000. № 4. С. 94−96.
  34. С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1995. 208с.
  35. .И. Эмоции как ценность. М.:Политиздат, 1978. 272с.
  36. Дурай — Новаковская K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983. 32с.
  37. . Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ.Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208с.
  38. М.И. Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176с.
  39. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов.Минск.: Изд-во БГУ, 1981.383с.
  40. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.// Коммунист. 1988. № 3. С.84−85.
  41. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре.// Информатика и образование. 1987.№ 6. С.3−11.
  42. Ю.Л. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика».// Проблемы информатизации высшей школы. 1997. № 1−2(7−8).
  43. А.Н., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы компьютерной грамоты. Л.: Машиностроение, 1987. С. 255.
  44. Т.Б. Профильная ориентация обучения информатике на старшей ступени школы: Автореф.дис.д-ра пед.наук.М.1997. 33с.
  45. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
  46. .В. Методика организации информационно-технологической подготовки экономиста-менеджера: Дис.канд. пед.наук. Тамбов, 1999. 219с.
  47. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том.1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 280с.
  48. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы истатистика, 1997. 384с.
  49. Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статитика, 1999. 768с.
  50. В. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. // Советская педагогика. 1990. № 4. С.70−71.
  51. ., Новембер А., Стоун Д. Основы компьютерной грамотности. М.: Мир, 1989. 253с.
  52. Г. Н. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 176с.
  53. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295с.
  54. А.Г. Психология личности. М.:Просвещение, 1970. 391с.
  55. Е.А. Информационно-компьютерные технологии в профессиональной подготовке студентов вуза.// Вестник Челябинского университета. Серия 5 Педагогика и психология. 1999. № 1(2). С. 97−103.
  56. Е.А. Информационно-компьютерные технологии в экономическом образовании.// Вестник Челябинского университета. Серия 8 Экономика. Социология. Социальная работа. 2000. № 1(2). С.52−58.
  57. O.A. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 33с.
  58. К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества. // Проблемы социальной информатики. ВыпЛ.М.: Изд-во «Союз», 1995.
  59. К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества. // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1995. № 0. С.3−8.
  60. К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития.// Системы и средства информатики. 1996. вып.8.
  61. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». М., 1998. № 3−4. 322с.
  62. Г. С. Психология: Пособие для студентов педвузов. Киев: Рад.шк., 1968. 527с.
  63. В.В. Методология педагогического исследования/ Пособие для педагога — исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 164 с.
  64. В.В. Проблема научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264с.
  65. Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: Дис.канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. 161с.
  66. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Автореф. дис. д-ра.пед.наук. Новгород, 1995. 40с.
  67. З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1985. 24с.
  68. Ю.Н. Психология обучения взрослых.М.:Просвещение, 1985. 128с.
  69. Ю.А., Макарова Н. В. Основы методологии обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии// Высшее образование в России 1992.№ 1.
  70. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. 294с.
  71. С.Н. Оптимизация процесса конструирования учебной информации преподавателем вуза : Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1984. 26с.
  72. Н.Д. О психологическом состоянии человека. М.:Учпедгиз, 1964.158с.
  73. B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе.// Информатика и образование. 2000.№ 2. С13−16.
  74. В.М. Системный анализ или системный синтез./ Философско-методологические основания системных исследований.М.: Наука, 1983.С. 114 125.
  75. М.З. Формирование у студентов педагогических вузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. 24с.
  76. Д. Проверка статистических гипотез. М.: Наука, 1979. 408с.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с.
  78. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392с.
  79. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64с.
  80. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186с.
  81. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1980. 96с.
  82. В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 37с.
  83. М.И., Мамыкин А. И. Экономическая информация и ее преподавание в МГУ и университетах Запада// Вестник МГУ, Сер.6: Экономика. 1995. № 3.
  84. A.B., Саруханов В. А. Чего не может ЭВМ? JL: Машиностроение, 1989. 174с.
  85. Н.В. Информатика (объектно — информационная концепция). Программа для учащихся с 6-го или 7-го по 11-й классы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 80с.
  86. Н.В. Методика преподавания непрерывного курса информатики в школе. // IX международная конференция — выставка. «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. М.: МИФИ, 1999.464 с.
  87. Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Дис. д-ра пед. наук.-СПб., 1992. 53с.
  88. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.:Евразия, 1999. 479с.
  89. Матросов B. JL, Полда С. Н. Пособие по курсу информатики и вычислительной техники. М.: Прометей, 1989. 84 с.
  90. С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски./ Челяб. гос. унт. Челябинск, 1998. 74 с.
  91. A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе.М.:Знание, 1971. 44с.
  92. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:Педагогика, 1972. 208с.
  93. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367с.
  94. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. 223с.
  95. Е.И. Психологический анализ учебной задачи.// Советская педагогика. 1973. № 2. С. 19.
  96. Е.И., Стогний A.A. Основы компьютерной грамотности. Киев: Вища школа. 1988. 214с.
  97. В.Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информатика и информационная культура//Советская педагогика. 1988. № 6. С.61−64.
  98. A.B., Хеннер Е. К. О понятии «информационное моделирование «//Информатика и образование. 1998. № 6. С.3−7.
  99. C.B. Компьютерные технологии обработки информации. М.: Финансы и статистика, 1995. 210с.
  100. Национальный доклад Российской федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» 1996 г // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1−20.
  101. И.Б., Мамедов Н. М., Давтян H.A. Логика научного познания и метод моделирования /Философско-методологические основания системных исследований.М.: Наука, 1983. С. 156−179.
  102. K.P. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис.канд. пед. наук, Челябинск, 1999. 176с.
  103. В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность.//Советская педагогика. 1990.№ 4. С.68−69.
  104. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1987.
  105. Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. Петровского А.В.М.: Изд-во МГУ, 1986. 303с.
  106. М.А. Детерминизм диалектического материализма.Киев: Наукова думка, 1967.73с.
  107. E.H. Педагогическая информатика.// Высшее образование в России. 1994. № 1. С.77−81.
  108. Ю.А. Первые уроки курса «Информационная культура»// Приложение к газете «Первое сентября» — «Информатикафевраль 1996. № 7.
  109. Е.А. Дидактические условия формирования алгоритмических умений учащихся средней школы. Дисс. канд. пед. наук, Челябинск, 1993.
  110. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. 543 с.
  111. М.В. Роль предметных задач при изучении информационных технлогий в профессиональном образовании/Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудовучастников конференции.М.: МИФИ, 1999. С. 178−179.
  112. Г. Б. Дидактические условия подготовки студентов педвузов к осуществлению внеклассной работы с использованием компьютеров. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ., 1997. 21с.
  113. A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности студентов. Дис. канд. пед. наук. Калининград, 1996. 141с.
  114. Я.А. Знание, мышление и умстивенное развитие. М.:Просвещение, 1967. 264с.
  115. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976. 280с.
  116. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303с.
  117. ПоппельГ., Голдстайн Б. Информационная технология — милионные прибыли. М.: Экономика, 1990. 240с.
  118. Психологические механизмы целеобразования (под ред. Тихомирова O.JI.). М.: Наука, 1977. 83с.
  119. И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователя ЭВМ: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. 155с.
  120. В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. 271с.
  121. А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. М.:Мысль. 270с.
  122. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования. //Советская педагогика. 1991. № 3. С.33−38.
  123. Я.А. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Дисс. канд. пед. наук.М., 1997. 185с.
  124. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис. д-ра психол.наук.Новосибирск: НГПУД998. С.35−68.
  125. А.П. Профессиональная направленность личности (теория и практика воспитания). Алма-Ата: Изд-во «Наука» Каз. ССР, 1990. 334с.
  126. М.А. Мировоззрение как диалектическая взаимосвязь знаний, оценок и убеждений.// Проблемы изучения общественных наук. М., 1974.
  127. П.В. Эмоции и воспитание: Вопросы воспитания в сфере информационной теории эмоций.// Вопросы философии. 1981,.№ 5. С. 35−42.
  128. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 150с.
  129. М.Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно-педагогических исследованияй. // Советская педагогика. 1980. № 5.
  130. Е.Г. Формирование у студентов готовности к профессиональному совершенствованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 1996. 21с.
  131. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.М.:Аспект Пресс, 1995. 270с.
  132. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1977. 136с.
  133. И.Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.
  134. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997. 736с.
  135. В., Рубин Ю., Самойлов В. Информационные технологии для будущих экономистов.// Высшее образование в России. 1999.№ 1. С. 13−15.
  136. O.K. Структура мыслительной деятельности. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1969. 304с.
  137. А.Н., Богатырь Б. Н. Роль информатики в образовательном процессе.// Проблемы информатизации высшей школы. 1996. № 2(6).
  138. А.Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов: Автореф. дис.кан. пед. наук. Тольятти, 2000. 21с.
  139. А. Высшее образование: системный подход.// Высшее образование в России. 1999. № 4. С.42−48.
  140. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки.Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210с.
  141. H.H. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 239с.
  142. A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учешихся на уроках физики. М.:Просвещение, 1988. 112с.
  143. Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НИИВО.Вып. 4.) М., 1995. 60с.
  144. С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? //Информатика и образование. 1997. № 3.
  145. Д., Лоховски Ф. Модели данных./ Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985. 344с.
  146. П.И. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности учащихся: Дисс. д-ра пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1990. 354с.
  147. Г. Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электронно-коммуникационных средств в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск. 1995. 22с.
  148. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512с.
  149. Н.И., Жалдак М. И. Формирование основ информационной культуры учителя.// Использование компьютера в учебном процессе педвуза: Сб. научн. тр.-Киев:КГПИ, 1989. С. 3−41.
  150. В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Автореф. дис. канд. пед.наук. М.: МГОПУ, 1998. 24с.
  151. Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник / Г. А. Титоренко, Н. Г. Черняк, Л. В. Еремин и др.- Под ред. В. П. Косарева, А. Ю. Королева.-М.:Финансы и статистика, 1996. 336с.
  152. А.Ф. Психология решения задач.М.: Высш. школа, 1972. 216с.
  153. У. Росс. Конструкция мозга: Пер. с англ./ Под ред. П. К. Анохона, В. А. Шидловского. М.:Мир, 1964. 411с.
  154. Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис. канд.пед.наук. Курган: КГУ, 1999. 173с.
  155. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. 639с.
  156. В.А. Психология управления познавательной деятельностью студентов. Л.: ЛГУ, 1986. 43с.
  157. Анкета 1 и результаты ее обработки.
  158. Применяете ли Вы универсальные информационно-компьютерные технологии при решении учебных задач и выполнении курсовых работ вне предметов информационного цикла ?- Да- Нет
  159. На вопрос 2 следует отвечать только в случаепололсительного ответа и, а вопрос 1.
  160. Что мешает Вам более эффективно использовать информационно-компьютерные технологии при решении профессионально-ориентированных задач ?- Недостаточно подготовлен к решению новых задач- Отсутствие материального обеспечения- Другое
  161. Следите ли Вы за новинками в области информационно-компьютерных технологий ?- Да- Нет
  162. От числа опрошенных в процентах: час- ино- нето гда исп.100 0 00 30 700 0 10 035 20 451 560 20 520 80
Заполнить форму текущей работой