Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов
Диссертация
Информационно-компьютерные технологии, базирующиеся на аппаратно-программных комплексах, стали инструментом, средством интеллектуальной активности и профессиональной деятельности человека. Необходимость информационно-компьютерной подготовки является общепризнанным фактом. Это отражено в государственных образовательных стандартах по конкретным специальностям в виде перечня соответствующих… Читать ещё >
Содержание
- Глава. /. Теоретические аспекты формирования информационнокомпьютерной готовности будущих специалистов
- 1. 1. Информационно-компьютерная готовность как компонент профессиональной готовности специалиста
- 1. 2. Формирование базовой информационно-компьютерной готовности в теории и практике обучения студентов
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- Глава I. J. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий формирования базовой информационно-компьютерной готовности будущих специалистов
- 2. 1. Цели, задачи и этапы педагогического эксперимента
- 2. 2. Реализация педагогических условий формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов
- 2. 3. Анализ и оценка результатов педагогического эксперимента
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Список литературы
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. 296 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 384с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
- Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности./Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. 319с.
- Атанян A.M. Информационная культура: проблемы формирования./ Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудов участников конференции.М.: МИФИ, 1999. С. 24−25.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (дидактический аспект). — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Балл Г. А. Общая теория задач. М. Педагогика, 1990. С. 41.
- Ю.Белошапка В., Лесневский А. Основы информационного моделирования.// Информатика о образование. 1989.№ 3. С.20−28.
- П.Бернштейн М. С. О природе научного творчества.// Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 15−22.
- Бессараб В.Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1981. 18 с.
- Бешенков С. А., В.Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. Информация и информационные процессы // Информатика иобразование.1998. № 8.С.39−50.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Ракитина Е.А. Формализация и моделирование.//Информатика и образование. 1999. № 6. С.21−27.
- Бешенков С.А., Б.А. Бекзатов. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе. // Педагогическая информатика. 1999. № 1. С.24−28.
- Бокарева Г. А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 2. С. бЗ-66.
- Большая советская энциклопедия. Т.27. М: Советская энциклопедия, 1977. 624с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение.М.: Знание, 1983. 96с.
- Брыксина О.Ф. Формирование профессиональной готовности студенте педагогического колледжа к реализации содержания бразования на уровне учебного предмета «Информатика»: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара: СГПУ, 1999. с24.
- Вербицкий А., Крутиков В. Контекстное обучение : формирование мотивации.//Высшее образование в России. 1998. № 1. С. 101 -107.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204с.
- Вильяме Р., Маклин Р. Компьютеры в школе. М.:Прогресс, 1988. 336с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533с.
- Гвишиани Д.M. Методологические аспекты системных исследований./ Философско-методологические основания системных исследованием.: Наука, 1983. 324 с.
- Гершунский Б.С. Грамотность для 21 века.// Советская педагогика. 1990. № 4. С.58−64.
- Глушков В.М. Человек и вычислительная техника. Киев: Наукова думка, 1971, с. 295.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 1997. 479с.
- Горлицкая С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Дис.канд. пед. наук. — СПб., 1995. 211с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 60 400 — финансы и кредит. М., 1995.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 144с.
- Гудман С., Хидетниеми С. Введение в разработку и анализ алгоритмов. М.: Мир, 1981.368с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.М.:Педагогика, 1986. 239с.
- Дейнеко C.B. Методика обучения информатике учащихся вузов.// Информатика и образование. 2000. № 4. С. 94−96.
- Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1995. 208с.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.:Политиздат, 1978. 272с.
- Дурай — Новаковская K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1983. 32с.
- Дьюи. Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ.Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208с.
- Дьяченко М.И. Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 176с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов.Минск.: Изд-во БГУ, 1981.383с.
- Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества.// Коммунист. 1988. № 3. С.84−85.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре.// Информатика и образование. 1987.№ 6. С.3−11.
- Ершов Ю.Л. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика».// Проблемы информатизации высшей школы. 1997. № 1−2(7−8).
- Жигарев А.Н., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы компьютерной грамоты. Л.: Машиностроение, 1987. С. 255.
- Захарова Т.Б. Профильная ориентация обучения информатике на старшей ступени школы: Автореф.дис.д-ра пед.наук.М.1997. 33с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
- Иноземцева Ж.В. Методика организации информационно-технологической подготовки экономиста-менеджера: Дис.канд. пед.наук. Тамбов, 1999. 219с.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том.1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 280с.
- Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы истатистика, 1997. 384с.
- Информатика: Учебник/ Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статитика, 1999. 768с.
- Каймин В. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре. // Советская педагогика. 1990. № 4. С.70−71.
- Кершан Б., Новембер А., Стоун Д. Основы компьютерной грамотности. М.: Мир, 1989. 253с.
- Клейман Г. Н. Школы будущего. Компьютеры в процессе обучения. М.: Радио и связь, 1987. 176с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.:Просвещение, 1970. 391с.
- Ковалева Е.А. Информационно-компьютерные технологии в профессиональной подготовке студентов вуза.// Вестник Челябинского университета. Серия 5 Педагогика и психология. 1999. № 1(2). С. 97−103.
- Ковалева Е.А. Информационно-компьютерные технологии в экономическом образовании.// Вестник Челябинского университета. Серия 8 Экономика. Социология. Социальная работа. 2000. № 1(2). С.52−58.
- Козлов O.A. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений министерства обороны Российской Федерации: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. 33с.
- Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества. // Проблемы социальной информатики. ВыпЛ.М.: Изд-во «Союз», 1995.
- Колин К.К. Информационные технологии — катализатор процесса развития современного общества. // Информационные технологии. М.: Машиностроение, 1995. № 0. С.3−8.
- Колин К.К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития.// Системы и средства информатики. 1996. вып.8.
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». М., 1998. № 3−4. 322с.
- Костюк Г. С. Психология: Пособие для студентов педвузов. Киев: Рад.шк., 1968. 527с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования/ Пособие для педагога — исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. 164 с.
- Краевский В.В. Проблема научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Педагогика, 1977. 264с.
- Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: Дис.канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. 161с.
- Кручинина Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Автореф. дис. д-ра.пед.наук. Новгород, 1995. 40с.
- Куликова З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1985. 24с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых.М.:Просвещение, 1985. 128с.
- Лавриков Ю.А., Макарова Н. В. Основы методологии обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии// Высшее образование в России 1992.№ 1.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. 294с.
- Лащенова С.Н. Оптимизация процесса конструирования учебной информации преподавателем вуза : Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1984. 26с.
- Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека. М.:Учпедгиз, 1964.158с.
- Леднев B.C., Кузнецов A.A., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе.// Информатика и образование. 2000.№ 2. С13−16.
- Лейбин В.М. Системный анализ или системный синтез./ Философско-методологические основания системных исследований.М.: Наука, 1983.С. 114 125.
- Лейбовский М.З. Формирование у студентов педагогических вузов профессиональной готовности к использованию средств вычислительной техники: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1988. 24с.
- Леман Д. Проверка статистических гипотез. М.: Наука, 1979. 408с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. 1980. 96с.
- Линькова В.П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. 37с.
- Лугачев М.И., Мамыкин А. И. Экономическая информация и ее преподавание в МГУ и университетах Запада// Вестник МГУ, Сер.6: Экономика. 1995. № 3.
- Ляликов A.B., Саруханов В. А. Чего не может ЭВМ? JL: Машиностроение, 1989. 174с.
- Макарова Н.В. Информатика (объектно — информационная концепция). Программа для учащихся с 6-го или 7-го по 11-й классы. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 80с.
- Макарова Н.В. Методика преподавания непрерывного курса информатики в школе. // IX международная конференция — выставка. «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов участников конференции. Часть II. М.: МИФИ, 1999.464 с.
- Макарова Н.В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии: Дис. д-ра пед. наук.-СПб., 1992. 53с.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб.:Евразия, 1999. 479с.
- Матросов B. JL, Полда С. Н. Пособие по курсу информатики и вычислительной техники. М.: Прометей, 1989. 84 с.
- Матушкин С.Е. Воспитание трудолюбия: содержание, поиски./ Челяб. гос. унт. Челябинск, 1998. 74 с.
- Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе.М.:Знание, 1971. 44с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.:Педагогика, 1972. 208с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 367с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. 223с.
- Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи.// Советская педагогика. 1973. № 2. С. 19.
- Машбиц Е.И., Стогний A.A. Основы компьютерной грамотности. Киев: Вища школа. 1988. 214с.
- Милитарев В.Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информатика и информационная культура//Советская педагогика. 1988. № 6. С.61−64.
- Могилев A.B., Хеннер Е. К. О понятии «информационное моделирование «//Информатика и образование. 1998. № 6. С.3−7.
- Назаров C.B. Компьютерные технологии обработки информации. М.: Финансы и статистика, 1995. 210с.
- Национальный доклад Российской федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» 1996 г // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 1−20.
- Новик И.Б., Мамедов Н. М., Давтян H.A. Логика научного познания и метод моделирования /Философско-методологические основания системных исследований.М.: Наука, 1983. С. 156−179.
- Овчинникова K.P. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис.канд. пед. наук, Челябинск, 1999. 176с.
- Оксман В.М. Компьютерная грамотность и профессиональная компетентность.//Советская педагогика. 1990.№ 4. С.68−69.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1987.
- Основы педагогики и психологии высшей школы./ Под ред. Петровского А.В.М.: Изд-во МГУ, 1986. 303с.
- Парнюк М.А. Детерминизм диалектического материализма.Киев: Наукова думка, 1967.73с.
- Пасхин E.H. Педагогическая информатика.// Высшее образование в России. 1994. № 1. С.77−81.
- Первин Ю.А. Первые уроки курса «Информационная культура»// Приложение к газете «Первое сентября» — «Информатикафевраль 1996. № 7.
- Перевалова Е.А. Дидактические условия формирования алгоритмических умений учащихся средней школы. Дисс. канд. пед. наук, Челябинск, 1993.
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995. 543 с.
- Петухова М.В. Роль предметных задач при изучении информационных технлогий в профессиональном образовании/Информационные технологии в образовании. IX Международная конференция-выставка. Сборник трудовучастников конференции.М.: МИФИ, 1999. С. 178−179.
- Поднебесова Г. Б. Дидактические условия подготовки студентов педвузов к осуществлению внеклассной работы с использованием компьютеров. Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ., 1997. 21с.
- Подрейко A.M. Дидактические условия становления и развития компьютерной готовности студентов. Дис. канд. пед. наук. Калининград, 1996. 141с.
- Пономарев Я.А. Знание, мышление и умстивенное развитие. М.:Просвещение, 1967. 264с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976. 280с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 303с.
- ПоппельГ., Голдстайн Б. Информационная технология — милионные прибыли. М.: Экономика, 1990. 240с.
- Психологические механизмы целеобразования (под ред. Тихомирова O.JI.). М.: Наука, 1977. 83с.
- Пучкова И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователя ЭВМ: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. 155с.
- Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М.: Политиздат, 1967. 271с.
- Ракитов А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. М.:Мысль. 270с.
- Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования. //Советская педагогика. 1991. № 3. С.33−38.
- Рудик Я.А. Построение модульной системы обучения компьютерным технологиям: Дисс. канд. пед. наук.М., 1997. 185с.
- Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис. д-ра психол.наук.Новосибирск: НГПУД998. С.35−68.
- Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности (теория и практика воспитания). Алма-Ата: Изд-во «Наука» Каз. ССР, 1990. 334с.
- Селезнев М.А. Мировоззрение как диалектическая взаимосвязь знаний, оценок и убеждений.// Проблемы изучения общественных наук. М., 1974.
- Симонов П.В. Эмоции и воспитание: Вопросы воспитания в сфере информационной теории эмоций.// Вопросы философии. 1981,.№ 5. С. 35−42.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 150с.
- Скаткин М.Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно-педагогических исследованияй. // Советская педагогика. 1980. № 5.
- Скворцова Е.Г. Формирование у студентов готовности к профессиональному совершенствованию: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 1996. 21с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.М.:Аспект Пресс, 1995. 270с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1977. 136с.
- Сташкевич И.Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высших военных училищ средствами ЭВМ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1997. 736с.
- Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В. Информационные технологии для будущих экономистов.// Высшее образование в России. 1999.№ 1. С. 13−15.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1969. 304с.
- Тихонов А.Н., Богатырь Б. Н. Роль информатики в образовательном процессе.// Проблемы информатизации высшей школы. 1996. № 2(6).
- Толоконников А.Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов: Автореф. дис.кан. пед. наук. Тольятти, 2000. 21с.
- Торокин А. Высшее образование: системный подход.// Высшее образование в России. 1999. № 4. С.42−48.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки.Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. 210с.
- Тулькибаева H.H. Теория и практика обучения учащихся решению задач: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. 239с.
- Усова A.B., Бобров A.A. Формирование учебных умений и навыков учешихся на уроках физики. М.:Просвещение, 1988. 112с.
- Фокин Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.информ./НИИВО.Вып. 4.) М., 1995. 60с.
- Христочевский С.А. Информатизация школьного образования: почему так медленно? //Информатика и образование. 1997. № 3.
- Цикритзис Д., Лоховски Ф. Модели данных./ Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1985. 344с.
- Чернецов П.И. Социально-педагогические основы воспитания трудолюбия в теории и практике трудовой деятельности учащихся: Дисс. д-ра пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1990. 354с.
- Чусавитина Г. Н. Педагогические условия подготовки будущих учителей к использованию электронно-коммуникационных средств в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск. 1995. 22с.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512с.
- Шкиль Н.И., Жалдак М. И. Формирование основ информационной культуры учителя.// Использование компьютера в учебном процессе педвуза: Сб. научн. тр.-Киев:КГПИ, 1989. С. 3−41.
- Шумилин В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Автореф. дис. канд. пед.наук. М.: МГОПУ, 1998. 24с.
- Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник / Г. А. Титоренко, Н. Г. Черняк, Л. В. Еремин и др.- Под ред. В. П. Косарева, А. Ю. Королева.-М.:Финансы и статистика, 1996. 336с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач.М.: Высш. школа, 1972. 216с.
- Эшби У. Росс. Конструкция мозга: Пер. с англ./ Под ред. П. К. Анохона, В. А. Шидловского. М.:Мир, 1964. 411с.
- Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис. канд.пед.наук. Курган: КГУ, 1999. 173с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие /Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. 639с.
- Якунин В.А. Психология управления познавательной деятельностью студентов. Л.: ЛГУ, 1986. 43с.
- Анкета 1 и результаты ее обработки.
- Применяете ли Вы универсальные информационно-компьютерные технологии при решении учебных задач и выполнении курсовых работ вне предметов информационного цикла ?- Да- Нет
- На вопрос 2 следует отвечать только в случаепололсительного ответа и, а вопрос 1.
- Что мешает Вам более эффективно использовать информационно-компьютерные технологии при решении профессионально-ориентированных задач ?- Недостаточно подготовлен к решению новых задач- Отсутствие материального обеспечения- Другое
- Следите ли Вы за новинками в области информационно-компьютерных технологий ?- Да- Нет
- От числа опрошенных в процентах: час- ино- нето гда исп.100 0 00 30 700 0 10 035 20 451 560 20 520 80