Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информатика: Философские и социально-этические проблемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из наук, способных указать пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в обществе, является информатика. Выработанные в ее рамках знания выдвинули на первый план необходимость осознания человечеством глобальной ответственности за сохранение цивилизации. Если раньше большинство исследований в области информатики было направлено на рассмотрение технических средств, в ней используемых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информатика в системе техногенной цивилизации
    • 1. История развития и особенности техногенной цивилизации
    • 2. Информатика как цивилизационный феномен
    • 3. Философия и техника (историческая ретроспектива)
  • Глава 2. Этические проблемы информационной деятельности
    • 1. Компьютерная техника в контексте этической проблематики
    • 2. Технология, информатизация, нравственность
    • 3. Сеть Интернет и мораль

Информатика: Философские и социально-этические проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Цивилизация, в которой живет человечество последние три столетия, получила название техногенной. Она характеризуется преобладанием научно-технического знания перед знанием гуманитарным, приоритетным влиянием техники на многие области деятельности человека. Техническое мышление и технические понятия в большой степени определяют жизненный уклад и процесс самоидентификации людей в современном обществе. В связи с чем появляется тенденция рассматривать технику и науку в качестве решающих факторов общественного и культурного развития.

Человек и общество становятся техноморфными, а наука и техника, тесно взаимодействуя, оказывают влияние как друг на друга, так и на всю цивилизацию. Такое взаимовлияние не всегда положительно. Например, одним из отрицательных моментов для науки во взаимодействии с техникой является ее технократизация, в результате чего гуманистические ценности преуменьшаются, а иногда происходит полный или частичный отказ от них.

До недавнего времени технократическое влияние наук на жизнь общества не ощущалось, но ныне оно проявляется в массовых кризисах: экологическом, этническом, нравственном и др. Кризисные состояния цивилизации поставили под сомнение главенствующую роль технических знаний, дав приоритет гуманизации и гуманитаризации.

Одной из наук, способных указать пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в обществе, является информатика. Выработанные в ее рамках знания выдвинули на первый план необходимость осознания человечеством глобальной ответственности за сохранение цивилизации. Если раньше большинство исследований в области информатики было направлено на рассмотрение технических средств, в ней используемых, то сейчас преобладающим становится вопрос о месте нравственных ценностей. В настоящее время информатика приобретает гуманистическую ориентацию, обеспечивая поворот от главенства техники к преобладанию человеческого фактора.

Превалирующие технократические тенденции не позволили выдающимся ученым в области информатики как в нашей стране, так и за рубежом осознать приоритетность человеческих измерений развития данной науки. И во многих работах смысл теоретических и прикладных знаний информатики сводился лишь к усовершенствованию вычислительных средств, гуманистические принципы как глобальные ценности общества отодвигались на второй план. Данное замечание относится и к процессам информатизации и компьютеризации, теоретические и прикладные обоснования которых вырабатываются в информатике.

В последнее десятилетие в рамках информатики происходит процесс «реабилитации» общечеловеческих ценностей: наука информатика, используемые в ней средства (вычислительная техника, компьютеры), процессы информатизации и компьютеризации рассматриваются не сами по себе и независимо друг от друга, а в их отношении к человеку, к его интересам и потребностям. На этом пути возникла проблема, связанная с глобальным порождением информатики и информационных технологий — Сетью Интернет.

Интернет, создав виртуальную реальность, дал возможность «уйти» от реальности физической, что, на наш взгляд, несет ряд моральных проблем, связанных с категориями «добра» и «зла», «ответственности» и «справедливости», изменяет духовную и физическую сущность человека. Кроме этого, основные проблемы использования виртуальной реальности связаны с тем, что делаются попытки переноса этических норм и правил поведения из физической в мнимую реальность, ведя к непредсказуемости и опосредованному разрушению духовных ценностей реального мира. Человек в Сети реализует себя, свои «сущностные силы», опираясь не на объективные знания и ценностные ориентиры, а на субъектно-мнимые, самим им созданные. Отмеченное заставляет задуматься над смыслом и физической, и виртуальной деятельности, над тем, как влияет информатика на развитие техногенной цивилизации.

Степень разработанности темы.

Для целостного философско-этического анализа информатика является практически новым предметом исследования. Это не означает, что философы данную область научного знания не затрагивали. Однако назрела необходимость в более детальной разработке, посвященной этическим и социальным проблемам информатики, исследованию ее структуры, роли в жизни и развитии цивилизации, выявлению места компьютерной техники и технологии в информационном обществе, обобщении положительных и отрицательных моментов, связанных с процессами информатизации и компьютеризации, Сетью Интернет.

Обозначенная тема достаточно обширна: ей прямо или косвенно посвящено значительное количество научной, популярной, публицистической литературы. Данная проблематика привлекает внимание философов, социологов, культурологов, но до сих пор ее обходили стороной специалисты-этики. Анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в материале, накопленном по вопросам развития информатики и вычислительной техники, Интернету, наличествуют противоречащие, а иногда и взаимоисключающие друг друга позиции. Это обусловлено различными, на наш взгляд, подходами к проблеме как со стороны естественников, так и гуманитариев.

Автор настоящей диссертации в процессе работы опирался на идеи, содержащиеся в отечественной и зарубежной литературе. Они явились одной из отправных точек исследования, хотя и не всегда в прямой непосредственной форме.

Многочисленные публикации свидетельствуют об актуальности проблемы. В отечественной философской мысли это работы А. П. Ершова, Ю. М. Каныгина, В. П. Зинченко, В. С. Готта, Б. А. Глинского, В. И. Си-форова, Н. Т. Абрамовой, И. Н. Смирнова, В. Ф. Сухиной, А. И. Позднякова, и др.

Одни авторы исследуют философские и методологические аспекты информатики (Н.Н.Моисеев, А. Д. Урсул, Э. П. Семенюк, В. С. Готт, Ю. М. Каныгин, Б. А. Глинский, В. И. Сифоров, И. Н. Смирнов, А. И. Поздняков, К. К. Колин, Г. С.Поспелов), другие — ее роль в общеобразовательной сфере (А.П.Ершов, В. М. Монахов,. А.Г.Кушниренко), третьивлияние на другие области научного знания (В.П.Зинченко, А. И. Михайлов, В. С. Михалевич, Н. П. Ващекин, В. Ф. Сухина, О.К.Тихомиров).

К сожалению, нравственной проблематике уделено меньшее внимание. Среди авторов монографий — это Р. Ф. Абдеев и А. И. Ракитов, статей — А.Алексеев.

В контексте техногенной цивилизации нельзя забывать о решающей роли техники. Тем более, что теоретические и прикладные основания информатики тесно переплетены. Идеи технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно получили признание в философии, социологии, философии техники. Наиболее последовательно их развивали и развивают зарубежные исследователи Д. Белл, Дж. Грант, П. Козловски, Фр. Рапп, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, К.Ясперс. Среди российских авторов в первую очередь мы выделяем Н. А. Бердяева и В. А. Канке, а также В. Н. Авраменко, В. Г. Горохова, В. М. Розина, В. М. Фигуровскую и др. Техническими вопросами вычислительной техники занимались как зарубежные авторыН. Винер, Г. Саймон, К. Шенон, Х. Дрейфус, Д. Мичитак и российскиеА. И. Ракитов, Э. П. Семенюк, Ю. М. Каныгин, Г. Л. Смолян. Несколько в стороне остались работы в области влияния компьютеров на здоровье (физическое и духовное) человека, хотя в последние пять лет такие работы ведутся (Г.Демирчоглян, Дж. Солпитер). Проводятся исследования внедрения компьютерной техники в общеобразовательную среду (А.А.Кузнецов, М. П. Лапчик, М. В. Кларин, М.Й.Жалдак).

Возрастает поток публикаций, посвященных проблеме воздействия информационной техники на интеллектуально-духовный мир человека, ведутся разработки в сравнительно молодой области информатики — компьютерной этике, которая призвана проанализировать возможность переноса принципов морали из мира физического в мир компьютерный, а также последствия такого переноса. Большая часть работ вышла за рубежом (специальный выпуск «Metaphilosofy» в Оксфорде в 1985 году, сборник «Ethical issues in the use of computers»). В России данное направление практически не разработано.

Одна из основных задач информатики — анализ и разработка теоретических схем развития информационных и компьютерных технологий. Среди авторов, принимающих участие в ее решении, можно выделить и российских (Н.Т.Абрамова, В. И. Грищенко, Э. П. Семенюк, С.С.Свириденко), и зарубежных (Г.Поппель, Б. Голдстайн) исследователей. Если одни рассматривают проблемы в сфере образования .(Г. А. Кручинина, И. В. Роберт, Ю. А. Шафрин), то других интересуют общеметодологические проблемы (Б.Геранзон), сфера политики (Ю.М.Батурин) и т. д. Массовое обращение к информационным технологиям не случайно, ибо они формируют новую этическую ситуацию в обществе, требуя особого уровня образованности и грамотности. Неподготовленность в этой области несет немало социально-философских, психологических и этических проблем переориентации человека в окружающем мире.

С информационными технологиями во многом связаны смысл и суть того, что называется информатизацией и компьютеризацией. Проблемами в данных областях занимались А. И. Ракитов, Б.С.Гершунс-кий, В. П. Тихомиров, Б. А. Глинский, В. Ф. Сухина, Ю. С. Брановский, Б. К. Городецкий, и др. Среди зарубежных авторов нами особо выделяется С. Хессиг, который систематизировал последствия (положительные и отрицательные) информатизации и сделал вывод о необходимости повышения приоритетов гуманитарных наук, духовных ценностей.

Увеличивается поток публикаций, касающихся темы воздействия Сети Интернет на интеллектуально-духовный мир человека. Пока это лишь статьи отечественных авторов H.H.Моисеева, В. Н. Волченко, К. Кедрова, В. Титова и единичные монографии зарубежных авторовЖ. Бодрийара, А.-К.Спонвиля, Л.Ферри.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертации является философский и социально-этический анализ информатики как одного из феноменов в развитии техногенной цивилизации.

В связи с этим диссертантом ставятся задачи: 1) сформировать понимание информатики как цивилизационного феномена, оказывающего воздействие на духовный и нравственный мир как отдельного человека, так и общества в целом- 2) выявить границы взаимопересечений, «стыка» информатики и этики- 3) проанализировать влияние компьютерной техники на моральные ценности человека техногенной цивилизации и обозначить роль информационных и компьютерных технологий в жизни индивида- 4) показать перспективы информатизации общества, ее позитивные и негативные проявления, наметить пути преодоления отрицательного воздействия- 5) исследовать воздействие Сети Интернет на моральные и нравственные аспекты жизни общества.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования: наука информатика, процессы информатизации и компьютеризации, Сеть Интернет, человек в системе техногенной цивилизации.

Предмет исследования: философские и социально-этические проблемы информатики, информатизации, компьютеризации, компьютерных технологий и Сети Интернет.

Теоретические основания.

В качестве теоретических оснований используются работы специалистов в области информатики, философии и этики. Феномен информатики вызывает многообразие и противоречивость взглядов от сугубо теоретических (А.П.Ершов, Е.И.Машбиц) до прикладных (А.Г.Кушниренко, М. П. Лапчик, Ю. А. Шафрин) концепций. Философской базой выступают идеи выдающихся мыслителей от античности до наших дней — Сократа, Аристотеля, Р. Декарта, Г. Лейбница, Н. А. Бердяева. Основаниями философско-этических разработок служат работы современных авторов — В. Н. Апресяна, А. А. Гусейнова, А. П. Скрипника, Р. И. Александровой, В. С. Степина, 0.Г.Дробницкого, В. М. Розина.

Методологические основания.

Методологической основой исследования послужили:

— метод сравнительного анализа этических концепций, позволяющий структурировать материал работы;

— метод интерпретации, направленный на углубление сущностного понимания этических проблем информатики и Сети Интернет;

— аксиологический метод, способствующий выявлению смыслов и значимости информатики в условиях техногенной цивилизации;

— метод исторической реконструкции, позволяющий проследить развитие этических проблем, связанных с развитием техники и технологий, открывающий возможность активного осмысления интеллектуального наследия мыслителей прошлого.

Научная новизна исследования.

1) выработана новая структура информатики, основанная на примате человеческих ценностей;

2) обобщены этические и социальные аспекты информатизации и компьютеризации;

3) разработана классификация ЭВМ на основе степени диалогового общения;

4) проведена систематизация этических проблем, несомых компьютерной техникой на личность;

5) выявлено влияние Сети Интернет на духовное развитие общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Информатика является цивилизационным феноменом, оказывающим воздействие на духовный и нравственный мир человека.

2. Диалог гуманитарных и естественно-технических наук позволяет переносить идеал «объективного знания» (информатика) в область наук о духе (этика).

3. Структура информатики есть динамическая система, представляющая пирамиду, нижним основанием которой является теоретическое направление, верхним — социальное. Человек с его потребностями (духовными, материальными) является связующим звеном.

— и структуры.

4. Свобода и одиночество, даваемые компьютером и компьютерными технологиями — это своего рода «одинокая свобода», отрывающая человека от реальности, что ведет его к переоценке своих сил, знаний и способностей.

5. Процесс использования компьютерной техники предполагает новую ее классификацию, которая отражает отношение человека к реальности. Классификация по степени диалогового общения выводит на первый план личностные качества человека, его потребности.

6. Опосредованное влияние Сети Интернет на нравственные ценности общества превращается в непосредственное.

Значимость исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении гуманистических принципов информатики и процесса информатизации, как необходимых компонент развития техногенной цивилизации на современном этапевыявлении моральных проблем Сети Интернет, привносимых из виртуального мира в мир реальный.

Практическая значимость заключается в использовании полученных результатов в процессе преподавания курсов этики и информатики в средней и высшей школах. На этой основе могут быть созданы новые спецкурсы, а сами результаты применены в обучении учащихся, студентов и аспирантов.

Выводы:

1. Система Интернет загадочна и непредсказуема: с одной стороны она позволяет преодолевать отчуждение за счет раскрепощения общения, но с другой, компьютер, опосредуя такое общение, ведет к обеднению личностных качеств человека. Виртуальное киберпрост-ранство есть свободная от контроля зона, но она не защищена от информационного насилия в различных сферах.

2. Процессы, происходящие в Интернете, вырабатывают у человека рабские наклонности. Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать с помощью вычислительной техники новую действительность, что указывает на его творческое и царственное призвание в мире, но это есть и показатель его слабости, его склонности к машинному рабству. Недаром возник и широко используется термин «Интернет-зависимость» .

3. Сеть формирует уход от реальной жизни в жизнь виртуальную, что в недалеком будущем может привести человека к тому, что он настолько уйдет в Интернет, что для реальной жизни у него не останется никаких эмоций.

4. Интернет дает усиление мощи человеческого интеллекта. Быстрое совершенствование средств обмена информацией, включение в эту систему все большего количества «индивидуальных интеллектов» приводит к все возрастающей скорости совершенствования коллективного интеллекта как некоторой общепланетарной системы. Это одна из важнейших тенденций современности, но такой процесс может иметь совершенно непредсказуемые последствия.

5. Интернетом пользуются как орудием тотальной слежки, что объясняется тем, что он по достижению определенной степени зрелости начинает представлять колоссальный интерес для разведслужб всех стран мира. Происходит постепенный отказ от физического террора в пользу террора информационного. Информационная война — это не то же самое, что война электронная. В ее основе главным образом лежат психологические и мировоззренческие факторы, а также информационные (компьютерные) технологии.

Заключение

.

Исследовав философские и социально-этические проблемы, связанные с информатикой, мы определили их основной круг и наметили пути решения некоторых из них, что позволяет сделать следующие выводы:

Невозможно понять информатику как цивилизационный феномен, оказывающий воздействие на духовный и нравственный мир как отдельного человека, так и общества в целом, без рассмотрения нравственного контекста того, что есть техногенная цивилизация. Это связано с тем, что информатика, являясь междисциплинарным направлением, плотно переплетена со всеми областями как научного, так и вненаучного знания. Выработанные в ее рамках концепции нашли применение и в теоретических, и в прикладных дисциплинах, в технике.

В последнее время информатика тесно сотрудничает с науками о человеке, являясь опосредующим звеном между гуманитарными и естественно-техническими науками. Доказательством этому может служить создание и ускоренное развитие компьютерной этики, направленной на переосмысление норм морали мира физического по отношению к миру компьютерному. Мы согласны с тем, что перенос принципов и норм реальной действительности в виртуальность не только абсурден, но и губителен.

Вторым доказательством влияния информатики на диалог между науками могут служить процессы, происходящие в самой информатике. Один из них — новый взгляд на ее структуру. Если раньше в ней выделялось три направления — теоретическое, техническое и прикладное, более тяготеющие в сторону технического знания, то сейчас наиболее важным является новое направление — социальное, которое не только объединяет все направления в структуре информатики, но и выдвигает на первый план человека с его потребностями, мотивами, ценностями.

Под воздействием гуманизации меняются и основания для классификации вычислительных машин. Прежняя основа классификациитехнико-технологический принцип, ставящий на первое место физические компоненты компьютеров, уступает место классификации по степени диалогового общения, которая учитывает степень сближения человека и машины с приоритетным рассмотрением первого.

В диссертации исследована проблема компьютерной свободы и сделано заключение, что свобода, даваемая компьютером — это своего рода «одинокая свобода», ограничивающая индивида массивами информации, приводя к переоценке своих сил, знаний и способностей. Она вырабатывает демиургические наклонности, отвлекает от мира физических сущностей. Человек — существо общественное, и без взаимодействия с другими людьми он деградирует, меняя свою нравственную и моральную стороны развития.

Сами компьютеры являются неотъемлемой частью информационных технологий, которые помогают человеку, но в то же время вносят опасность отчуждения, деформации личности. Есть предпосылки усиления на основе массовой компьютеризации некоторых нежелательных тенденций в духовной жизни, в частности формирование рационалистического восприятия жизненных, духовных и нравственных ценностей, что ведет к деперсонализации индивидов, отчуждению людей друг от друга.

Под воздействием информационных технологий меняется сам процесс общения, а через него и нравственные устои общества. Информационные технологии, опосредуя общение через компьютер, в качестве собеседника дают безликое существо — машину, которая, с одной стороны, возвеличивая человека, в то же время формирует у него рабские наклонности. Особо это проявляется в порождении информационных технологий — Сети Интернет: человеку удалось вызвать к жизни, реализовать с помощью вычислительной техники новую действительность, что указывает на его творческое и царственное призвание в мире, но это есть и показатель его слабости, его склонности к машинному рабству.

Система Интернет загадочна и непредсказуема: с одной стороны она позволяет преодолевать отчуждение за счет раскрепощения общения, но с другой, компьютер, опосредуя такое общение, ведет к обеднению личностных смыслов человека.

Основной путь решения перечисленных проблем состоит в обдуманном и сознательном включении социально-нравственной гуманистической ценностной координаты в информатику, что предполагает соотнесенность с интересами человека, оценку с точки зрения нравственных интересов возможных результатов практического использования полученных знаний, наличие развитого чувства ответственности перед обществом. Поиск истины должен быть во благо человека и руководствоваться принципом «Не навреди» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. — 336с.
  2. Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания (к публикации перевода главы «Практический интеллект» из книги Бу Геранзона «Практический интеллект, компьютеры, умения и навыки») // Вопросы философии. 1998. — N6. -С. 58−65.
  3. В.Н. Техника и мораль: грани взаимодействия. -М.: Знание, 1987. 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика», N1).
  4. Р.И. Проблемы естественнонаучного и гуманитарного познания / Обновляющаяся Россия: формирование нового гуманитарного пространства. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1997. — 220с.
  5. А. Гуманизм, персонализм и информатика (к общетеоретическим основаниям моделирования искусственной личности) // Здравый смысл. 1998. — N7. — С.77−82.
  6. Ю.М. Право и политика в компьютерном круге: Буржуазная демократия и «электронная диктатура». М.: Наука, 1987. — 112с.
  7. О.М. Математическое моделирование область информатики. В кн. Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. — С.45−62.
  8. H.A. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. — N2.с.147−162.
  9. H.A. Царство духа и царство Кесаря / Судьба России. М., 1990. — 420с.
  10. .H. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации // Философские науки. 1988. — N1. — С.25−36.
  11. .В., Тростников В. Н. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М.: Знание, 1977. — 214с.
  12. Р. Совершенно секретно или Всемирная электронная нервная система // Мир ПК. 1998. — N4. — С.128−133.
  13. Ю.С. Компьютеризация процесса обучения в пед.вузе и ср.школе. Ставрополь: СГПИ, 1990. — 220с.
  14. Р. 451 по Фаренгейту. М.: Мир, 1964. — 163с.
  15. Т. Цензура в Internet: киберпространство не подчиняется законам реального мира // Computerworld Россия. 1996. -N8. — С. 34−35.
  16. С.Т. Человеческая ценность в перепитиях диалога // Человек. 1994. — N3. — С.11−21.
  17. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. М.: Наука, 1959. — 380с.
  18. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1990. — 296с.
  19. Н. Кибернетика. М.: Наука, 1983. — 343с.
  20. В.А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1983. — N12. — С.95−106.
  21. Г. Н. У колыбели науки. М.: Молодая гвардия, 1971. — 224с.
  22. В.Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете // Сознание и физическая реальность. 1997. — Т.2. — N4. — С.1−14.
  23. Г. Г. Информация информатика — информационная культура // Вопросы философии. — 1986. — N9. — С.111−112.25. фон Вригт Г. X. Философия техники Николая Бердяева // Вопросы философии. 1995. — N4. — С.69−78.
  24. . Практический интеллект. Пер. с англ. // Вопросы философии. 1998. — N6. — С.66−78.
  25. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264с.
  26. .А. Философские и социальные проблемы информатики / Отв.ред.И.3.Налетов- АН СССР, Моск.каф.философии. М.: Наука, 1990. — 180с.
  27. .К. Лингвистические аспекты компьютеризации человеческой деятельности // Вопросы философии. 1986. — N11. -С.84−87.
  28. В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. М.: Высшая школа, 1984. — 112с.
  29. В.Г., Розин В. М. Введение в философию техники: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. — 224с.
  30. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. М.: Знание, 1987. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия», N2).
  31. В.И., Паньшин Б. Н. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наукова думка, 1988. -268с.
  32. П.С. Культурология. Уч.пособие. М.: Знание, 1996. — 288с.
  33. A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гарда-рика, 1998. — 472с.
  34. В.В., Зинченко В. П. Культура, образование, мышление // Перспективы. Вопросы образования. 1992. — N112. -С.16−19.
  35. Декларация светского гуманизма // Здравый смысл. 1998.- N7. С. 25−33.
  36. М. О социальной ответственности // Философские науки. 1990. — N5. — С.13−24.
  37. Г. Компьютер и здоровье. М.: Советский спорт, 1995. — 64с.
  38. X. Чего не могут вычислительные машины? М.: Прогресс, 1978. — 297с.
  39. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 333с.
  40. А.П. Методологические предпосылки продуктивного диалога с ЭВМ на естественном языке // Вопросы философии. 1981.- N8. С.109−119.
  41. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. В кн. Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988. — 238с.
  42. М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной техники в учебном процессе: Автореферат докт.дис.- М., 1989. 32с.
  43. Г. Б. Физика и общество // Вопросы философии. -1993. N8. — С.105−112.
  44. В. Искажение мира // Нева. 1991. — N8. — С.141.
  45. Н.И. Философские основания кибернетики. М.: Знание, 1985. — 64 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия», N6).
  46. С.И. Духовно-нравственнй потенциал общественного прогресса. М.: Знание, 1987. — 64с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика», N12).
  47. А. Глобальный человейник. М.: Центрполиграф, 1997. — 554с.
  48. В.П. Гуманитарные проблемы информатики // Вопросы философии. 1986. — N9. — С.102−104.
  49. В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. 1986. — N7. — С.53−64.
  50. В.П., Назаров А. И. Размышления о человеческом интеллекте. В кн. 0 человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.121−137.
  51. A.B. Принцип формирования культурного космоса // Вестник Москов. ун-та. Серия 7. Философия. — 1994. — N2. — С.19.
  52. В. Как сделать бизнес в Internet. Пер. с англ. -Киев: Комиздат, 1997. 256с.
  53. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 352с.
  54. Информатика в терминах и понятиях / Под ред.В.А.Извозчи-кова. М.: Просвещение, 1991. — 208с.
  55. Истабрук Н. Internet. Освой самостоятельно за 24 часа. Пер. с англ. М.: Бином, 1998. — 320с.
  56. В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. М.: Логос, 1998. — 352с.
  57. Ю.М. Индустрия информатики. Киев: Техн1ка, 1987. — 151с.
  58. Кара-Мурза С. Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. — N9. — С.3−15.
  59. К. Интернет. Религия XXI века // На грани невозможного. 1998. — N5. — С.12.
  60. В.И., Зубрилин А. А. Информатика: ее структурные уровни. / Актуальные проблемы общества: некоторые вопросы переходного состояния. Выпуск 2: Сб. научн.тр. / Мордов.гос.пед.ин-т.- Саранск, 1997. С.93−94.
  61. В.Г. Образование и цивилизация. Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса «Информатика и образование» // Информатика и образование. 1996. — N5. — С.21−29.
  62. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. — 240с. — (Философия на пороге нового тысячелетия).
  63. К.К. Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации // Научно-техническая информация. Сер.1. -1995. — N5. — С.1−8.
  64. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. — N6. — С.3−31.
  65. В.Е. Объект исследования ЭВМ. В кн. Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. — С.63−69.
  66. Крамлиш К. Internet для занятых. Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1997. — 320с.
  67. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. М.: МГПУ, 1996. -176с.
  68. М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. — N2.- С. 57−70.
  69. П. Наука и разум в иррациональном мире // Здравый смысл. 1997. — N5. — С.6−17.
  70. П. Любовь, ненависть, зависть. Психоанализ страстей. Пер. с нем. СПб.: Б.К.С., 1998. — 115с.
  71. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. — N6. — С.22−28.
  72. М.К. Мысль в культуре // Философские науки.- 1989. N11. — С.76−81.
  73. А. Гуманизм светский и религиозный // Здравый смысл. 1998. — N8−9. — С.90−98.
  74. К., Энгельс Ф. Речь на юбилее «The people’s paper». // Соб.соч., Т.12. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1958. — 879с.
  75. Т. Что я делаю в Интернет? // Домашний компьютер. 1997. — N8. — С.112.
  76. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: педагогическая наука реформе школы. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  77. A.C. Кибернетика и художественное творчество.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 216с.
  78. Л.Н. Голоса прогресса // Вопросы философии. -1989. N2. — С.63−74.
  79. К. Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. — 149с.
  80. А.И., Черный А. И., Гиляревский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. — 435с.
  81. B.C., Каныгин Ю. М., Грищенко В. И. Информатика- новая отрасль науки и практики. В кн. Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. — С.31−44.
  82. Д., Джонсон Р. Компьютер творец. — М.: Мир, 1987.- 255с.
  83. H.H. Гуманизм заслон против надвигающегося средневековья // Здравый смысл. — 1997. — N5. — С.15−19.
  84. H.H. Люди и кибернетика. М: Молодая гвардия, 1984. 224с.
  85. H.H. Математика ставит эксперимент. М.: Наука, 1979. — 224с.
  86. H.H. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. 1993. — N8. — С.3−14.
  87. H.H. Мировоззрение современного рационализма // Сознание и физическая реальность. 1996. — Т.1. — N3. — С.1−5.
  88. H.H. Социализм и информатика. М.: Политиздат, 1988. — 285с.
  89. H.A. Психология ангелов по Якобу Бёме // Человек. 1994. — N6. — С.88−95.
  90. Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный интеллект». М.: Мысль, 1978. — 149с.
  91. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Вла-дос, 1997. — 320с.
  92. Н. Искусство общения в Internet, или сказкотера-пия в действии // Мир ПК. 1998. — N4. — С.102−105.
  93. Д.И. Мотивы русской драмы / Изб. соч. М.: Мир, 1957. — 320с.
  94. Г. Н. Новые формирующиеся науки // Вопросы философии. 1986. — N11. — С.87−88.
  95. А.И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина // Вопросы философии. 1986. — N5. — С.62−70.
  96. А. Игрок // Домашний компьютер. 1998. -N4. — С.46−54.
  97. А. Письма лейтенанта Глана из Интернета // Домашний компьютер. 1997. — N6 — 1998, N3.
  98. Г., Голдстайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли. М.: Экономика, 1990. — 288с.
  99. В.Н. «Оценка техники» в интерпретации западных философов и методологов // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. М.: Наука, 1987. — С.249−275.
  100. Г. С. Информатика и НТП // Вопросы философии. -1986. N9. — С.99−102.
  101. Д.А. Творческое мышление и компьютерная революция // Вопросы философии. 1986. — N9. — С.107−108.
  102. Д.А. Фантазия или наука: на пути к искусственному интеллекту. М.: Наука, 1982. — 224с.
  103. Программа информационно-технологического и организационно-структурного моделирования человека. Основные положения // Здравый смысл. 1998. — N7. — С.71−76.
  104. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Кишинев: Штиинца, 1989. — 294с.
  105. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 287с.
  106. А.И., Андрианова Т. В. Философия компьютерной революции // Вопросы философии. 1986. — N11. — С.72−81.
  107. Фр. Многоаспектность современной техники // Вопросы философии. 1989. — N2. — С.163−166.
  108. .В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию. В кн. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. — С.22−39.
  109. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования.
  110. М.: Школа-Пресс, 1994. 205с.
  111. В.В. Уединенное. М.: Сов. Россия, 1990. — 592с.
  112. ИЗ. Розин В. М. Философия техники и культурно-историческиереконструкции развития техники // Вопросы философии. 1996.1. N3. С. 19−28.
  113. H.A. Этические аспекты научно-технического развития. Автореф.дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. Саранск: МГУ, 1998. — 16с.
  114. А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. -1989. N1. — С.27−34.
  115. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 312с.
  116. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М.: Наука, 1988. — 175с.
  117. Э.П. Технологический этап НТР и информатика // Научно-техническая информация. Сер.1. — 1995. — N1. — С.1−8.
  118. К.А., Толстенко A.M. Человек постиндустриальной цивилизации // Вестник СПбГУ. Сер.6. — 1994. — Вып.2(13). -С.51−54.
  119. В.И. Информатика и ее взаимодействие с философией и другими науками // Философские науки. 1984. — N2.1. С. 34−43.
  120. И.Н. Социально-философские проблемы информатики // Вопросы философии. 1986. — N10. — С.48−60.
  121. И.Н. Философские аспекты информатики // Вопросы философии. 1986. — N11. — С.90−93.
  122. Г. Л., Шошников К. Б. Социальные и методологические проблемы научно-технического прогресса. Феномен персональной ЭВМ: философско-методологический аспект // Вопросы философии. -1986. N6. — С.42−55.
  123. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 511с.
  124. Дж. Дети и компьютеры. Настольная книга родителей. М.: Бином, 1996. — 192с.
  125. Социальное бытие человека. Спецкурс по социальной философии, социологии и политической науке. Учебное пособие. Пенза, 1998. — 192с.
  126. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1986. — N9. — С.98−112- - N10. -С.61−75- - N11. — С.82−94.
  127. В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. — N10. — С.3−18
  128. B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. 1994. — N6. — С.10−21.
  129. B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 191с.
  130. В. Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992. — 111с.
  131. Табло новостей // Домашний компьютер. 1997. — N11. -С.10−14.
  132. А.И. Критерий нравственного прогресса. М.: Мысль, 1967. — 190с.
  133. В. Игра в жизнь. Размышления о виртуальной реальности. М., 1998. — 15с.
  134. В.П., Телятников Г. В. Социальная эффективность компьютеризации // Вопросы философии. 1986. — N10. -С.63−64.
  135. O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вопросы философии. 1986. — N7. — С.39−52.
  136. O.K., Бабанин J1.H. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. — 204с.
  137. П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. 1992. N3. — С.104−113.
  138. Д.М. Философия и современная наука (методологические проблемы). М.: Высшая школа, 1985. — 80с.
  139. И.О. Отцы и дети / Изб. соч. М.: Худ. лит-ра, 1987. — 671с.
  140. А.Д. Социальная информатика: состояние, перспективы // Высшее образование в России. 1994. — N1. — С.10−14.
  141. .И., Джалиашвили 3.0. Логика компьютерного диалога. М.: Онега, 1994. — 240с.
  142. В.М. Формирование общей теории техники // Вопросы философии. 1981. — N8. — С.130−139.
  143. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань», 1998. — 448с.
  144. Г. В. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. — N10. — С.83−98.
  145. И.Т. Человек наука — гуманизм (Философско-пуб-лицистический очерк проблемы). — М.: Знание, 1982. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Философия», N2).
  146. Дж. Научите своих детей безопасным прогулкам по Internet // Мир ПК. 1998. — N1. — С.112−113.
  147. П. Лабиринт Internet. Практическое руководство. М.: Электронинформ, 1996. — 256с.
  148. В.В., Иванов Б. И. Становление и развитие технических наук. Л.: Наука, 1977. — 263с.
  149. Ю.А. Основы компьютерной технологии. Уч.пособие.- М.: АБФ, 1997. 656с.
  150. А. Благоговение перед жизнью. М.: Мир, 1992.- 576с.
  151. А. Интернет настоящий и будущий // Компьютерра.- 1997. N28. — С.16.
  152. В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. — N2. — С.5−13.
  153. Этические проблемы компьютеризации. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 155с.
  154. П. Человек и автомат: размышления о заменимости человека техническим устройством // Вопросы философии. 1996. -N3. — С.29−34.
  155. К. Истоки истории и ее цель. В кн. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 115с.
  156. Baudrillard J. La Transparence du mal / Essai sur les phenomaines extraimes. Galilue, 1990.
  157. Hassing C. Angst vor dem Computer? Die Schweiz angesichts einer modernen Technologie. Bern, Stuttgart: Haupt., 1987.
  158. Marcuse H. One-dimensional Man. New York: McGraw-Hill Inc., 1970. — 120p.
  159. Moor J.H. What is computer ethics. // Metaphilosofy. Oxford, 1985. Vol.16. — N4. — P.266−275.
  160. Simon H.A. What computer mean for man and society. // Science, 1977. -Vol.195. P.12−19.
  161. Sponville A.K., Ferry L. La Sagesse de Modernes (Dix guestiones pour notre temps Essai). Paris: Editions du seuil, 1998. — 432p.
Заполнить форму текущей работой