Научно-образовательный проект Френсиса Бэкона: Основания, структура и культурно-исторический контекст
Диссертация
Эти ученые и группы ученых различались не только конкретными принципами, полагаемыми в основу их деятельности, но и, что не менее важно, направлением этой деятельности и пониманием конечного предназначения науки (так по-разному религиозно фундированное понимание науки у Ф. Бэкона, М. Мерсенна и Г. В. Лейбница, конечно, сильно отличается от нередко прямого богоборчества деятелей французского… Читать ещё >
Содержание
- 1. ВВЕДЕНИЕ
- 2. «НАУЧНЫЙ ОРДЕН» — НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НОВОГО ТИПА
- 2. 1. Бэконовский замысел научной организации нового типа
- 2. 1. 1. Историческое значение бэконовского замысла новой научной организации
- 2. 1. 2. Принципиальные особенности проектируемой научной организации
- 2. 1. 2. 1. Единство и универсализм новой научной организации
- 2. 1. 2. 2. Научная кооперация и массово-тиражируемый и деперсонализированный характер новой науки
- 2. 1. 2. 3. Ориентация новой научной организации на «расширение границ»
- 2. 1. 3. Возможные культурно-исторические прототипы научной организации, предлагаемой Ф.Бэконом. «Научный орден»
- 2. 2. Соотношение науки и образования в рамках проекта Бэкона
- 2. 2. 1. «Поиск нового» и «расширение границ»
- 2. 2. 2. Сопоставление бэконовского и античного понимания соотношения науки и образования
- 2. 2. 2. 1. Краткая характеристика античного типа отношения к наукам и образованию
- 2. 2. 2. 2. Бэконовское понимание соотношения науки и образования. Смещение доминанты
- 2. 1. Бэконовский замысел научной организации нового типа
- 3. 1. Бзконовский проект как проект «Царства человека»
- 3. 1. 1. Идеал единства новой науки. Противопоставление у Бэкона единства новой науки разномыслию «философских сект»
- 3. 1. 2. Устанавливаемая посредством науки власть над природой
- 3. 1. 3. Единство науки и стремление к завоеванию господства над природой как основополагающие черты науки Нового времени
- 3. 2. Культурно-исторический контекст проекта Ф. Бэкона
- 3. 2. 1. Связь постановки вопроса о единой науке у Бэкона с культурно-историческим контекстом. Гипотеза П. Фейрабенда
- 3. 2. 2. Специфика Англии
- 3. 2. 2. 1. Недостаточность концепции Р. К. Мертона о пуританском происхождении науки. Проблема выделения единицы анализа
- 3. 2. 2. 2. Специфика религиозной ситуации Англии ХУ1-ХУ11 вв. Англиканство
- 3. 2. 3. Взгляды Ф. Бэкона на Церковь и Государство и их связь с научно-образовательным проектом
- 3. 2. 3. 1. Екклезиологические и государственно-правовые работы Бэкона. Бэконовские сопоставления единства Церкви, Государства и науки
- 3. 2. 3. 2. Отрицательное единство как прекращение споров
- 3. 2. 4. Религиозно-мистическое обоснование Бэконом возможности человеческой власти над природой. «Царство человека» и Царство Божие
- 3. 3. Сдвиг в принципиальном понимании власти в рамках новоевропейского типа рациональности и его Значение для бэконовского проекта
- 3. 3. 1. Обособление нового понимания власти от сферы нравственности
- 3. 3. 2. Объединение научного социума для господства и борьбы с природой
- 3. 3. 3. Суверенитет человека: особенности понимания власти в западной религиозной традиции и культуре
- 4. 1. Общее Замечания
- 4. 1. 1. Постановка вопроса о «методе» у Бэкона
- 4. 1. 2. «Меты» новой науки, которые должны быть достигнуты
- 4. 1. 3. Неоднозначность значения термина «метод» в контексте философии Бэкона
- 4. 2. Путь достижения «Царства человека». «Метод» как «путь», его этапы
- 4. 2. 1. Первый этап на «пути» Бэкона: научная аскеза
- 4. 2. 2. Второй этап на «пути» Бэкона: проникновение в Природу
- 4. 2. 3. Примат репрезентативности в связи с приматом предметности в структуре метода Ф. Бэкона
Список литературы
- The Works of Francis Bacon., coll. and ed. by J. Spedding, R.L.Ellis and D.D.Health. v.1−7. London: Longman, 1857−74
- The Letters and the Life of Francis Bacon, including all his occasional works. coll. by James Spedding. v.1−7. London: Longman, 18 61−74
- Francisci Baconi, Opera Omnia. Lipsiae, Impensis Johannis Justi Erythropili, Excudebat Christianus Goerius, 1694
- Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. T.l. М.: «Мысль», 1977
- Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. М.: «Мысль», 197 8
- Бл. Августин. О Граде Божием в двадцати двух книгах. Том II. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 348с.
- Бл.Августин. Исповедь. М.: Издательство «Ренессанс», СП ИВО СиД, 1991. — 488с.
- Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования // Вопросы методологии, № 1−2, 1994. с.59−68
- Алексеев Н.Н. Идея земного града в Христианском вероучении // Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. с.21−47
- Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М.: Издательство «Посад», 1994 434 с.
- Аристотель. Об истолковании. Предисловие и комментарии Э. Л. Радлова. Спб., 1891. 50с.
- Аристотель. Метафизика. Сочинения. т.1, М.: Мысль, 1976. с.63−368
- Аристотель. Политика. Сочинения, т.4, М.: Мысль, 1984. с.375−644
- Асмус В.Ф. Френсис Бэкон // Избранные философские труды. T.l. М.: Издательство МГУ, 1969. с.337−404
- Св. Афанасий Великий. Творения в четырёх томах, т.1. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 479с.
- Ахутин A.B. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М.: Наука, 1988. 205 с.
- Багдасаров Р. Неуместные Боги // Волшебная Гора, № 6, 1997. с.214−235
- Бедуелл Г. История церкви. М.: «Христианская Россия», 1996. 299 с.
- Бердников И.С. Основные начала церковного права православной церкви. Казань, 1902
- Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. Спб.: Мифрил, 1996. 270с.
- Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М.: Мартис, 1998. — 446 с.
- Бурлаченко П.П. Научно-технологическая прграмма как форма развития современного научного знания // Метафизика и идеология в истории естествознания. М.: Наука, 1994. с. 128−140
- Бюлер К. Теория языка. М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. 528с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. с.61−272
- Вейсман А, Д. Греческо-русский словарь. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 1370с.
- Вергилий. Собрание сочинений. Т. Н. Спб.: Биографический институт «Студиа Биографика», 1994. 489с.
- Визгин В. П. «Генеалогия знания» Мишеля Фуко как программа анализа научного знания // Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск: Издательство «Наука» (Сибирское отделение), 1987. с.267−284
- Визгин В.П. Химическая революция как смена типов рациональности // Исторические типы рациональности, т.2 М., 1996. с.173−205
- Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. с.88−141
- Вольтер. Философские- сочинения. М.: Наука, 1988 752с.
- Гайденко В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989 352с.
- Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. 568с.
- Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987. — 448с.
- Гайденко П. П. Античный и новоевропейский типы рациональности: физика Аристотеля и механика Галилея. // Исторические типы рациональности. Т.2. М., 1996. с.24−54
- Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания// Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. с.44−87
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. Спб.: «Наука», 1994. 582с.
- Геливер Б. Школы мистерий и герметические ордена // Гностики или «О лжеименном знании», Киев, «УЦИММ-ПРЕСС» -«ИСА», 1996. с.341−385
- Гоббс Т. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1991. Т.2. 731с.
- Городенский Н.Г. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915. 108с.
- Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1947. 816с.
- Давыденков О. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1998. 208с.
- Декарт Р. Сочинения в 2 т. T.l. М.: Мысль, 1989. -654с.
- Динь Н.Т. Познание и власть в философии Бэкона и Гоббс. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Спб., 1993. 193с.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Спб.: «Глагол», РХГИ, «Университетская книга», 1997 188с.
- Евсевий Памфил. Жизнь Блаженного Василевса Константина. М.: Издательская группа «Labarum», 1998. 351с.
- Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996 694с.
- Зомбарт В. Социология. J1: «Мысль», 1926. -138 с.
- Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. 443с.
- Св.Иоанн Дамаскин. Собрание сочинений. Т.1. Спб., 1913
- Св.Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. кн.1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993а. 482с.
- Св.Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. кн.1. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993b. 47 6с.
- Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. Спб.: «Алетейя», 1997 320с.
- Йейтс Фр. Искусство памяти. Спб.: Фонд поддержки науки и образования «Университетская книга», 1997. 480с.
- Карасевич П. Бэкон веруламский как моралист и политик // Оттиск из журнала «Русский Вестник», T. CXII, 187 4, № 7, с.5−54, № 8. с.461−502
- Карев В.М. Этические и социально-политические взгляды Френсиса Бэкона. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 1983. 218с.
- Кареев Н. История Западной Европы в Новое Время, т. II. Спб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1893. 618с.
- Кареев Н.И. Иезуиты // Новый Энциклопедический Словарь. Т.20. Спб.: Издание Акционерного Общества «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон», 1914. с. 39−51
- Кареев Н. Две английские революции XVII века. Пг.: Книгоиздательство Сеятель Е. В. Высоцкого, 1924. 271с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591с.
- Катасонов В.Н. Форма и формула (античная и картезианская геометрия). // Исторические типы рациональности. М, 1996. т.2. с.50−86
- Катасонов В.Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М: Мартис, 1997. с.142−177
- Архимандрит Киприан. Евхаристия. Париж, YMCA-PRESS, 1947. 351с.
- Книга Правил. М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 483с.
- Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985. 286с.
- Кондратьев C.B. Проблемы религиозного и политического единства в трактатах Ф.Бэкона // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1986. с.23−33
- Кондратьев C.B. Юристы в предреволюционной Англии (Политические и правовые воззрения). Шадринск: ПО «Исеть», 1993 128с.
- Коменский Я.А. Сочинения. М.: Наука, 1997. 476с.
- Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки (историографический аспект проблемы). М.: ИНИОН АН СССР, 1983а. 72с.
- Косарева Л.М. Внутренние и внешние факторы развития науки (философско-социологический аспект проблемы). М.: ИНИОН АН СССР, 1983b. 74с.
- Косарева Л.М. Герметизм и формирование науки нового времени // Герметизм и формирование науки нового времени. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1983с. с.5−49
- Косарева Л.М. Генезис научной картины мира (социокультурные предпосылки). М.: ИНИОН АН СССР, 1985. -80с.
- Косарева JI.M. Проблема герметизма в западных исследованиях генезиса науки // Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. с.151−164
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 288с.
- Кун Т. Объективность, ценностные суждения и выбор теории // Современная философия науки. М.: Наука, 1994. с.37−51
- Кураев А. Церковь и рождение научной традиции // Традиция, Догмат, Обряд. Москва Клин: Издательство Братства Святителя Тихона, 1995. с.321−361
- Курганов Ф. Борьба «Папы Бонифация VII с французским Королем Филипом IV Красивым. Казань, Типография Императорского университета, 1882. 150 с.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: „Медиум“, 1995. 236с.
- Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. T.l. М.: Мысль, 1982. 636с.
- Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. Т.З. М.: Мысль, 1984 734с.
- Лепорский П.И., Тридцать девять членов церкви английской. Спб., 1912. 4 6с.
- Либих Ю. Ф.Бэкон Вэруламский и метод естествознания. Спб., 1866. 72с.
- Лосев А.Ф. О мифически-трагическом мировоззрении Аристотеля.// Очерки античного символизма и мифологии. Мысль, М., 1993а. с.709−772
- Лосев А.Ф. Социальная природа платонизма.// Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль, 1993Ь. с.773−904
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994. 716с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М.: Мысль, 1998. 750с.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 288с.
- Лосский В.Н. Боговидение. М.: Издание Свято-Владимирского Братства, 1995 125с.
- Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Избранное. М.: „Правда“, 1991, с.13−334
- Лупандин И. В. От средневековой натурфилософии к классической новоевропейской науке // Метафизика и идеология в истории естествознания. М.: Наука, 1994. с. 1831
- Любак А. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, „Христианская Россия“, 1992. 397с.
- Лютер М. Избранные произведения. Спб.: „Андреев и согласие“, 1994. 329с.
- Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим -Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. 480с.
- Макиавелли Н. Государь: Сочинения. М.: ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс- Харьков: Издательство „Фолио“, 1998 656с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. Т.7. М.: Политиздат, 1987. 811с.
- Медведев И.П. Византийский гуманизм Х1У-ХУ вв. СПб.: „Алетейя“, 1997. 342с.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения. Спб.: РХГИ, „Летний сад“ журнал „Нева“, 1998 384с.
- Михайленко Ю.П. Ф.Бэкон и его учение. М.: Наука, 1975. 364с.
- Новицкий И.Б., Перетерский И. С., ред., Римское частное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996 544с.
- Овидий. Собрание сочинений. Т. Н. Спб.: Биографический институт „Студиа Биографика“, 1994. 528с.
- Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988. 256с.
- Платон. Государство // Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1994. с.79−420
- Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск, Издательство Новосибирского Университета, 1997.10 6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Спб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1994. -354с.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.З. СПб.: ТОО ТК „Петрополис“, 1996. -736с.
- РожанскийИ.Д. История естествознания в эпоху элинизма и Римской империи. М.:Наука, 1988. 448 с.
- Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. Часть 1. М.: „Колокол“, 1994. 304с.
- Розов М.А. Понятие исследовательской программы // Исследовательские программы в современной науке. Новосибирск: Издательство „Наука“ (Сибирское отделение), 1987. с.7−25
- Слободчиков В.И., Исаев Е. А. Психология человека. М.: „ШКОЛА-ПРЕСС“, 1995. 384с.
- Субботин А.Л. Френсис Бэкон. М.: Из-во „Мысль“, 1974 -175с.
- Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе. М.-Л.: ГТТИ, 1934. 310с.
- Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основания истории. М.: „Москва“, 1997. 592с.
- Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Спб.: Российский имперский союз-орден, 1992 680с.
- Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. М.: Православный паломник, 1997. 641с.
- Троицкий C.B. Философия христианского брака. Киев, TOB „Задруга"1996. 131с.
- Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Издательская группа „Прогресс“, 1995. 800с.
- Трубецкой Н.С. Как следует, создавать фонетическую систему искусственного международного вспомогательного языка? // Избранные труды по филологии. М.: Прогресс, 1987. с.15−28
- Уэбстер Ч. От Парацельса до Ньютона. Магия и формирование современной науки. реферат // Современные историко-научные исследования (Великобритания). М.: ИНИОН АН СССР, 1983. с.265−297.
- Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М., „Прогресс“, 1986. с.125−466
- Цыпин В.А. Церковное право. М.: Изд-во МФТИ, 1996. -442с.
- Фишер К. Франциск Бакон Веруламский. Реальная философия и ея век. Спб., 1867. 364с.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. М. Спб.: „Медиум“ — „Ювента“, 1997. — 312с.
- Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1899. 810с.
- Шелер М. Философское мировоззрение // Избранные произведения. М.,"Гнозис“, 1994а. с.3−14
- Шелер М. Формы знания и образование // Избранные произведения. М.,"Гнозис», 1994b. с.15−57
- Шичалин Ю.А. Институциональный аспект проблемы рациональности: развитие образовательных и научных школ // Исторические типы рациональности, т.2, М., 1996. с.140−173
- Шичалин Ю.А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. с.12−43
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. М.: Мысль, 1998. 606с.
- Штёкль А. История средневековой философии. Спб.: «Алетейя», 1996 320с.
- Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994. 144с.
- Юридическое лицо // Настольный энциклопедический словарь Т-ва Бр. А. и И. Гранатъ и К0, шестое дополненное издание. М., 1903, Т. IX. с.5320
- Яки С. Л. Спаситель науки. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1992. 316с.
- Якобсон Р. Доминанта // Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996, с.119−125
- Agassi J. Science and Society. Dordrecht, Boston, London: D. Reidel Publishing Company, 1981. 535p.
- Balassi В., Dobokay S. Compianus Edmondnac Tiz Okai. Budapest: Universitas Kiado, 1994. 276p.
- Boss J. The Medical Philosophy of Francis Bacon (1561 1626) // Medical Hypotheses, 1978, n.IV. p.208−20
- Briggs J. Ch. Bacon’s science and religion // The Cambridge companion to Bacon. Cambrige University Press, 1996. p.172−199
- Brooke J.H. Science and Religion // Companion to the history of modern science. London and New York: Routledge, 1996. p. 763−782
- Cassirer E. The Myth of the State. New Haven and London: Yale University Press, 1974. 303p.
- Clancy Th.H. Papist Pamphleteers. Chicago: Loyola University Press, 1964. 256p.
- Collingwood R.G. The Idea of Nature. London Oxford -New York: Oxford Universiuty Press, 1960. — 183p.
- Cressy D. Francis Bacon and the Advancement of Schooling // History of European Ideas, II, 1981. p.65−74
- Crowther J.G. Francis Bacon. The first statesman of science. London: The Gresset press, 1960 362p.
- Farrington B. Francis Bacon. Philosopher of Industrial science. London: Lowrence and Wishart, 1951. 198p.
- Fisch H. The Scientist as Priest: A Note on Robert Boyle’s Natural Philosophy // Isis, 1953, n.44. p.252−265
- Fisch H., Jones H.W. Bacon’s Influence on Sprat’s History of Royal Society // Modern Literery Quaterly, XII, 1957. p. 399−406
- Freidenthal G. The Emergence of Modern Science out of the Production Process // Science in Context. Vol.1, Num.1, March 1987. p.105−108
- Hearuey H.F. Puritanism and science: problems of definition // The intellectual revolution of the seventeenth century. London and Boston: Routledge SKegen Paul, 1974. p. 243−262
- Henry J. Magic and science in the sixteenth and seventeenth centuries // Companion to the history of modern science. London and New York: Routledge, 1996. p.583−596.
- Hill Ch. William Harvey and the idea of monarchy // The intellectual revolution of the seventeenth century. London and Boston: Routledge &Kegan Paul, 1974. p. 160−196
- Jacob J. and M. The Anglican origins of modern science // Isis, 1980, n.71, p.251−267
- James I. The Political Works of James I. Reprinted from the Edition of 1616. New York: Russell&Russell.Inc., 1965.
- Klaaren E.M. Religious Origins of Modern Science. Grand Rapids: Erdmans, 1977
- Martin J. Francis Bacon, the State, and the Reform of Natural Philosophy. Cambridge New York — Port Chester -Melbourne — Sydney: Cambridge University Press, 1992 236p.
- McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. Toronto: University of Toronto Press, 1962 294p.
- McMullin E., The development of philosophy of science, 1600−1900 // Companion to the History of Modern Science. London and New York, Routledge, 1996. p. 816−837
- Merton R.K. Science, Technology and Society in Seventeenth Century England. N.Y. Howard Fertig, 1970. -27 9p.
- Mulligan L. Civil war, politics, religion and the Royal society // The intellectual revolution of the seventeenth century. London and Boston: Routledge &Kegen Paul, 1974. p. 317−346
- Nacosteen М. The History and Philosophy of Education. N.Y.: The Ronald Press Company, 1965. 746p.
- Oliveri G. T. Galen and Francis Bacon: Faculties of the Soul and the Classification of Knowledge // The Shapes of Knouledge from the Renaisanse to the Enlightenment. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, p. 61−81
- Peltonen M. Bacon’s political philosophy // The Cambridge companion to Bacon. Cambrige University Press, 1996. p. 283−310
- Penrose S.B.L. The. reputation and influence of Francis Bacon in the seventeenth century. New York, 1934.
- Perez-Ramos A. Francis Bacon’s Idea of Science and Maker’s Knowledge Tradition. Oxford: Clarendon Press, 1988
- Perez-Ramos A. Bacon’s legacy // The Cambridge companion to Bacon. Cambrige University Press, 1996. p.311−334
- Pott H. Francis Bacon and His Secret Society. London: Robert Banks & Son, 1911.- 410p.
- Purver M. The Royal Society: Concept and Creation. Cambridge, Massachusetts: The M.I.T. Press, 1967. 246p.
- Quinton A. Bacon // Renaissance thinkers. Oxford New York: Oxford University Press, 1993. p.113−204
- Rossi P. Truth and. Utility in the Science of Francis Bacon // Paolo Rossi, Philosophy, Technology, and the Arts in the Early Modern Era. New York: Harper, 1970. p. 146−173
- Rossi P. Hermetism, rationality and the scientific revolution // Reason, Experiment and mysticism in the scientific revolution. N.-Y.: Science History Publications, 1975. p.247−73
- Rossi P. Francis Bacon from Magic to Science. Chicago: The University of Chicago Press, 1978. 280p.
- Rossi P. Bacon’s idea of science // The Cambridge companion to Bacon. Cambrige University Press, 1996. p. 2546
- Sargent R.-M. Bacon as an advocate for cooperative scientific research // The Cambridge companion to Bacon. Cambrige University Press, 1996. p. 146−171
- Sessions W.A. Francis Bacon Revisited. New York: Twayne Publishers, 1996. 181p.
- Shapin S. Science and the public // Companion to the History of Modern Science. London and New York: Routledge, 1996. p.990−1007
- Snider A. Origin and Authority in Seventeenth-Century England: Bacon, Milton and Butler. Toronto, Buffalo, London: Univercity of Toronto Press, 1994. 286p.
- Suares Francisco. Selectiones from three works of Francisco Suares, s.j. Washington: Carnegie Endowment for International Peace, Division of International Law, 1944. v.1−2
- Tonnies F. Community and Association (Gemeinschaft und Gessellschaft). London: Routledge & Kegan Poul, 1955.2 93p.
- Urbach P. Francis «Bacon's Philosophy of Science: An Account and a Reappraisal. La Salle: Open Court, 1987. -209p.
- Webster Ch. (ed.) Samuel Hartlib and the advancement of learning. Cambridge at the Univercity Press, 1970 -270p.
- Westfall R. Science and Religion in Seventeenth-Century England. New Heaven: Yale University Press, 1958. -235 p.
- Wheeler H. The invention of modern empirism: Juridical foundations of Francis Bacon’s Philosophy of Science // Law Library Journal, LXXVI, 1983. p.78−122
- Whitteridge G. William Harvey: A Poyalist and no parlamentarian // The intellectual revolution of the seventeenth century. London and Boston: Routledge &Kegen Paul, 1974. p. 182−189
- Wigston W.F.C. Bacon, Shakespeare and the Rosicrucians. London: Redway, 1888. 284p.
- Yates F.A. The French Academies of the Sixteenth Century. Norwich: The Warburg Institute, University of London, 1947. 376p.
- Yates F.A. The Rosicrucian Enlightenment. St. Albans (Herts): Paladin, 1972. 315p.
- Yates F.A. Astraea. The Imperial theme in the sixteenth century. Harmonds: Penguin books, 1977. 233p.
- Yates F.A. The Occult Philosophy in the Elizabethan Age. London, Boston and Henley: Routledge & Kegan Paul, 1979
- Yates F.A. Giordano Bruno and hermetic tradition. Chicago and London: The Univercity of Chicago Press, 1991. 466p.
- Young R. F. Comenius in England. Oxford University Press, 1932. lOOp.