Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ледорезные машины на протяжении более 50 лет разрабатывались в НИЛ «РАЛСНЕМГ», созданном родоначальником этого вида техники д.т.н., проф. А. Ф. Николаевым. Однако, несмотря на значительные успехи в опытно-конструкторской работе по созданию различных образцов рабочих ледорезных органов, движителей машин, специализированных шасси и пр., при конструировании машин не уделялось должного внимания… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Развитие и особенности конструкций ледорезной техники
      • 1. 1. 1. Способы разрушения ледяного покрова
      • 1. 1. 2. Развитие конструкций и типов ледофрезерных машин
      • 1. 1. 3. Особенности использования JIPM с ДФРО для решения технических задач, связанных с прорезанием ледяного покрова
    • 1. 2. Ледяной покров в регионах РФ
      • 1. 2. 1. Основные физико-механические свойства льда
      • 1. 2. 2. Распределение толщины ледяного покрова по регионам РФ
      • 1. 2. 3. Условия безопасной эксплуатации ЛРМ на ледяном покрове
    • 1. 3. Теоретические и экспериментальные исследования в области резания льда
      • 1. 3. 1. Развитие математических моделей процесса резания льда
      • 1. 3. 2. Экспериментальные исследования по определению характеристик резания льда
    • 1. 4. Цели и задачи работы
      • 1. 4. 1. Формирование цели работы
      • 1. 4. 2. Задачи экспериментальных исследований
      • 1. 4. 3. Направления и задачи теоретического исследования
    • 1. 5. Выводы
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЦЕССА РЕЗАНИЯ ЛЬДА
    • 2. 1. Предварительные опыты по определению эталонной силы резания натурного льда
      • 2. 1. 1. Прибор для определения эталонной силы резания в натурных условиях
      • 2. 1. 2. Методика проведения опытов и обработки результатов
      • 2. 1. 3. Результаты натурных исследований
    • 2. 2. Разработка плана многофакторного эксперимента
      • 2. 2. 1. Выбор методики планирования и обработки результатов стендовых экспериментов
      • 2. 2. 2. Выбор регрессионной модели усилия резания и разработка плана экспериментов для определения ее коэффициентов
    • 2. 3. Проведение экспериментов и обработка результатов опытов
      • 2. 3. 1. Стенд и оборудование для проведения опытов
      • 2. 3. 2. Проведение экспериментов и предварительная обработка результатов
    • 2. 4. Получение регрессионной и функциональной моделей усилия резания
      • 2. 4. 1. Анализ результатов экспериментов
      • 2. 4. 2. Функциональная модель усилия резания при блокированном резании
    • 2. 5. Экспериментальное исследование влияния видов блокированности резаиия
      • 2. 5. 1. Исследование переходных видов резания
      • 2. 5. 2. Расчет силы резания при срезаиии стружки сложного сечения
    • 2. 6. Выводы
  • 3. РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДИСКОВОЙ ФРЕЗЫ С ЛЕДЯНЫМ ПОКРОВОМ
    • 3. 1. Математическая модель нагрузочных характеристик рабочего органа
      • 3. 1. 1. Конструктивные параметры дискофрезерного рабочего органа с цевочным зацеплением
      • 3. 1. 2. Особенности геометрии и кинематики взаимодействия со льдом
      • 3. 1. 3. Формирование исходных зависимостей численной модели нагрузочных характеристик рабочего органа
    • 3. 2. Разработка алгоритма и численная реализация схемы вычисления нагрузочных характеристик
      • 3. 2. 1. Разработка алгоритма расчета и программных модулей
      • 3. 2. 2. Формирование функциональных связей нагрузочных характеристик и их аргументов — параметров рабочего органа и внешней среды
      • 3. 2. 3. Тестирование программных модулей и анализ предварительных результатов
    • 3. 3. Анализ влияния конструктивных параметров на характеристики силового взаимодействия
    • 3. 4. Выводы
  • 4. ВЫБОР ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЛЕДОРЕЗНОЙ МАШИНЫ С ДИСКОФРЕЗЕРНЫМ РАБОЧИМ ОРГАНОМ
    • 4. 1. Анализ природно-географической среды в районе работы J1PM
      • 4. 1. 1. Климатические и природные особенности района прокладки кабельных линий на оз. Байкал
      • 4. 1. 2. Исследование динамики изменения толщины ледяного покрова и ее связи с суточной и сезонной температурой
      • 4. 1. 3. Особенности работы J1PM в составе кабелеукладочного комплекса
    • 4. 2. Конструктивные и технологические параметры J1PM, определяемые требованиями проведения операций по укладке кабеля с ледяного покрова
      • 4. 2. 1. Параметры процесса укладки, определяющие требования к J1PM в составе кабелеукладочного комплекса
      • 4. 2. 2. Выбор характеристик базового трактора
      • 4. 2. 3. Выбор основных параметров ДФРО, соответствующих технологической задаче и природно-климатическим условиям
    • 4. 3. Выбор основных конструктивных параметров ДФРО
      • 4. 3. 1. Параметры зацепления цевочной передачи и их связь с параметрами резца
      • 4. 3. 2. Нагрузочные характеристики ДФРО
    • 4. 4. Выводы
  • 5. ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА НАТУРНОМ ОБРАЗЦЕ ЛЕДОРЕЗНОЙ МАШИНЫ ФАРКС
    • 5. 1. Конструкция и особенности ЛРМ ФАРКС-140, подготовка машины к проведению натурных экспериментов
      • 5. 1. 1. Конструкция ЛРМ ФАРКС
      • 5. 1. 2. Подготовка системы измерений силовых характеристик процесса прокладки во льду прорези
    • 5. 2. Проведение натурных экспериментальных исследований нагрузочных характеристик дискофрезерного рабочего органа
      • 5. 2. 1. Условия и ход проведения натурных экспериментов
      • 5. 2. 2. Результаты наблюдений за качественной картииой работы ЛРМ при резании ледяного покрова
    • 5. 3. Результаты инструментального исследования нагрузочных характеристик
      • 5. 3. 1. Обработка результатов измерений
      • 5. 3. 2. Анализ результатов эксперимента и сопоставление с теоретическими данными
    • 5. 4. Выбор рациональных режимов работы JIPM
      • 5. 4. 1. Выбор режима заглубления фрезы
      • 5. 4. 2. Выбор заглубления фрезы при работе на малых толщинах льда
    • 5. 5. Выводы

Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство рек, озер, а также прибрежные морские акватории РФ в течение длительного периода покрываются льдом. С одной стороны, ледяной покров является удобным опорным основанием для гидротехнического строительства, прокладки подводных коммуникаций и пр. С другой — такое его использование невозможно без создания прорезей и майн. Это особенно актуальных для регионов с продолжительным периодом существования ледяного покрова — Севера, Сибири и Дальнего Востока. При этом важнейшую роль в технологических операциях, проводимых с ледяного покрова, играют ледорезные машины (J1PM). Большое значение для расширения сферы применения таких машин является их простота и удобство использования. Сложившееся к 1980 г. направление развития таких машин шло по пути усложнения и глубокой специализации конструкций вследствие чего прогресс в их развитии был надолго заторможен последующей перестройкой экономической структуры промышленности.

Ледорезные машины на протяжении более 50 лет разрабатывались в НИЛ «РАЛСНЕМГ», созданном родоначальником этого вида техники д.т.н., проф. А. Ф. Николаевым. Однако, несмотря на значительные успехи в опытно-конструкторской работе по созданию различных образцов рабочих ледорезных органов, движителей машин, специализированных шасси и пр., при конструировании машин не уделялось должного внимания снижению металлоемкости и удешевлению не только самой машины, но и эксплуатационных затрат. Поэтому основной конструктивный тип разрабатываемых ЛРМ представлял собой специализированное (или специально переоборудованное из серийного) силовое несущее шасси с встроенным или постоянно навешенным ледорезным рабочим органом.

Такая конструктивная схема не только повышала стоимость ЛРМ, но и приводила к омертвлению основных средств, так как применение машины по прямому назначению происходило в малом отрезке годового периода, а использование ее в каком-либо другом качестве (тягача, транспортного средства) или оказывалось невозможным, или было сильно затруднено. Сложная конструкция машины приводила к значительным затратам на опытно-конструкторскую работу, технологическую подготовку производства и последующую доводку машины.

В современных экономических условиях снижение стоимости машины, затрат на ее эксплуатацию и уменьшение цикла конструирования и производства является необходимым условием расширения спроса на такие машины и принятия решения о проведении технологических операций на акваториях с использованием несущей способности ледяного покрова.

Поэтому возникла задача разработки J1PM нового типа — на базе серийного трактора с прицепным ледорезным агрегатом. Наиболее приемлемым видом рабочего органа для такого агрегата является дискофрезерный (ДФРО), однако теоретические или экспериментальные обоснования выбора его основных параметров и расчета его силовых характеристик отсутствовали. В связи с этим задача обоснования выбора основных конструктивных параметров и определения нагрузочных характеристик дискофрезерных рабочих органов является актуальной.

Цель работы. «Разработка методики расчета дискофрезерных рабочих органов ледорезных машин и выбор их основных конструктивных параметров».

Объектами исследования являются единичный резец дискофрезерного рабочего органа ледорезной машины и дискофрезерный рабочий орган в целом.

Предметом исследования являются силовые характеристики процесса резания льда единичным резцом и нагрузочные характеристики дискофрезерного рабочего органа ледорезной машины при взаимодействии с ледяным покровом водоемов.

Методы исследования. В эмпирических исследованиях использовались следующие методы: наблюдение, описаиие, измерение и эксперимент. Экспериментальные исследования проводились с использованием лабораторного стенда и натурных образцов льда, выполнялись полевые эксперименты с натурным образцом JIPM. В теоретических исследованиях использовались такие методы как анализ и синтез, гипотетический метод, а также методы теории математического планирования и обработки результатов эксперимента, численные методы математического моделирования, разрабатывались алгоритмы и программы с использованием пакета «Mat Lab-5».

Научную новизну работы составляют: — математическая модель усилия резания льда едииичным резцом, отличающаяся применением единого интегрального показателя, названного «эталонной силой резания», а также экспериментально обоснованными значениями коэффициентов, учитывающих влияние факторов, определяющих процесс;

— экспериментально обоснованная зависимость усилия резания льда единичным резцом при осуществлении резания в условиях переходных видов блокировки резца;

— предложенный метод расчета силы резания на единичном резце при срезании стружки сложного сечения;

— алгоритм и программа расчета нагрузочных характеристик дискофрезерного рабочего органа ледорезной машины.

Основные положения, выносимые на защиту.

Из теоретических разработок — математическая модель усилия резания льда единичным резцом, базирующаяся на значении эталонной силы резания льдазависимости изменения усилия резания льда при осуществлении переходных видов резанияметод определения силы резания льда при срезании стружки сложного сеченияобобщенные параметры нагрузочных характеристик ДФРОметодика выбора основных конструктивных параметров ДФРО.

Из научно-технических — результаты стендовых экспериментов по резанию натурного ледяного покроваалгоритм и программа расчета нагрузочных характеристик ДФРОрезультаты определения нагрузочных характеристик на натурной машине.

Достоверность результатов. Адекватность полученных эмпирическим путем математических моделей резания льда обеспечена строгим выполнением методов математического плаиироваиия эксперимента и регрессионного анализа. Проведенные натурные испытания ледорезной машины, созданной на основе проведенных теоретических и экспериментальных исследований, подтвердили основные теоретические положения, принятые гипотезы и допущения. Практическая ценность заключается:

— в разработке математической модели резания льда едииичным резцом, пригодной для рабочих органов разного типа при срезании стружки разной конфигурации;

— в разработке принципиальной схемы алгоритма определения нагрузочных характеристик ДФРО, которую можно использовать в качестве методики и прототипа при составлении аналогичных алгоритмов для рабочих органов других типов;

— в получении зависимостей между основными параметрами дискофрезерного рабочего органа и его нагрузочными характеристиками, позволяющих оперативно оценивать нагрузки и энергопотребление для ДФРО различных типоразмеров;

— в разработке метода определения геометрических параметров цевочного зацепления с использованием в качестве зубьев колеса резцов дисковой фрезы;

— в разработке методики подхода к выбору основных параметров ДФРО, ориентированных на природно-географические и технологические условия региона использования J1PM;

— в обосновании выбора рациональных режимов работы J1PM на начальных этапах заглубления фрезы в лед.

Реализация результатов работы. По результатам проведенных исследований построен, испытан и принят в эксплуатацию образец дискофрезерной машины ФАРКС-140. Конструктивные решения, положенные в его основу, защищены авторскими свидетельствами. По результатам эксплуатации изготовлена серия подобных машин, работающих в различных организациях. Результаты работы внедрены в:

— Институте ядерных исследований Российской Академии Наук (ИЯИ РАН);

— АО «Северспецподводстрой», г. Надым;

— ГУП УНКП, г. Н.Новгород.

Предложенные методы расчета используются в учебном процессе на кафедре «Строительные и дорожные машины» Нижегородского государственного технического университета.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на всесоюзных, всероссийских, региональных конференциях, в том числе на:

Региональной научно-технической конференции «Повышение эффективности проектирования и испытаний автомобилей» (г. Горький, 1987);

Региональной научно-технической конференции «Повышение эффективности проектирования, испытаний, эксплуатации автомобилей и строительно-дорожных машин» (г. Горький, 1988);

VI научно-технической конференции «Проблемы создания новой техники для освоения шельфа» (г. Горький, 1989);

Научно-технической конференции «Интенсификация рабочих процессов землеройных машин в строительстве» (г. Киев, 1989);

I 9 I.

Всесоюзной научно-технической конференции «Повышение надежности и экологических показателей автомобильных двигателей» (г. Горький, 1990);

51-й научно-практической конференции (г. Киев, 1990);

Всесоюзной научно-технической конференции «Новое в подъемно-транспортном машиностроении» (г. Москва, 1991).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, получено 3 авторских свидетельства РФ.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

Результаты экспериментальных и теоретических исследований, проведенных в настоящей работе, дают основания для следующих выводов:

1. Для формирования прорезей при укладке кабелей и трубопроводов со льда наиболее рациональным является применение в качестве ЛРМ серийных тракторов с прицепным ледорезным агрегатом, При этом наиболее прогрессивным рабочим органом является дисковая фреза с цевочным зацеплением.

2. Установлено, что при расчете нагрузок на резцах рабочих органов ЛРМ величину эталонной силы резания следует принимать Рэ=58,4±-5,17 Н.

3. Получена математическая модель усилия резания льда единичным резцом, отличающаяся наиболее полным учетом количества факторов, определяющих процесс, и уточненными значениями коэффициентов, отражающих влияние этих факторов.

4. Выделены новые разновидности блокированности резца — переходные между основными — и получены для них эмпирические зависимости коэффициентов блокированности от определяющих параметров.

5. Предложен метод расчета силы резания льда при срезании реальными рабочими органами стружки сложного сечения.

6. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что применение схемы шахматной расстановки резцов дает снижение усилий резания до 35%, а применение схемы чередования узких и широких резцов — до 20% по сравнению с наиболее энергоемким случаем расстановки резцов одинаковой ширины, равной ширине прорези.

7. Разработана структурная схема алгоритма расчета усредненных, пиковых, безразмерных и удельных показателей нагрузочных характеристик дискофрезерного рабочего органа. Составлены программы вычислений.

8. Определено, что при применении схемы последовательной расстановки узких и широких резцов ширина узкого резца не должна превышать 80% от ширины прорезаемой щели. Рекомендуется стремиться к максимально возможному снижению ширины узкого резца.

9. При применении схемы шахматной расстановки резцов одинаковой ширины рекомендуется использовать резцы шириной не более 90% от ширины прорезаемой щели.

10. Установлено, что при работе в составе технологического комплекса на оз. Байкал в районе 106−107 км КБЖД ЛРМ должна нарезать сквозную щель шириной не менее 98 мм во льду толщиной до 0,97 м со скоростью 200 м/ч.

11.В результате сопоставления требуемой мощности и тяги, необходимых для создания прорези и укладки кабеля на дно оз. Байкал, с данными существующих серийных тракторов получено, что наилучшей базой для ЛРМ является колесный трактор марки МТЗ-82Н.

12. При проектировании дисковых фрез для ЛРМ, предназначенных для прорезания ледяного покрова со значениями максимально возможной толщины, лежащими в пределах от 0,5 м до 1,5 м, рекомендуется использовать цевочное зацепление с величиной модуля 64 мм и цевочным колесом диаметром 450 мм по основной окружности. Диаметр фрезы, соответствующий значению максимальной толщины льда, рекомендуется получать путем уменьшения или увеличения числа полузубьев-резцедержателей.

13.Высота полузуба-отбойника на фрезе должна составлять не менее 50% от высоты пол узу ба-рез цед ержателя.

14. Для устранения эффекта обратной тяги при заглублении фрезы скорость заглубления разработанного ДФРО диаметром 1370 мм рекомендуется выбирать: при использовании в качестве базовой машины трактора МТЗ-82Н не более 60 см/минпри использовании трактора Т-25А — не более 15 см/мин;

15.При толщине ледяного покрова менее 50% от диаметра фрезы рекомендуется избегать полного заглубления ДФРО и выбирать в качестве рабочего положения фрезы минимальное заглубление, обеспечивающее сквозное прорезаиие льда.

По результатам проведенных исследований построен, испытан и принят в эксплуатацию образец дискофрезерной машины ФАРКС-140. Конструкторские решения, положенные в его основу, защищены авторскими свидетельствами. По результатам эксплуатации изготовлена серия машин, которые в настоящий момент работают в различных организациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д. Режущие органы машин фрезерного типа для разработки горных пород и грунтов. — М.: Машиностроение, 1965.
  2. Я.С. Проходимость автомобилей. М.: Машиностроение, 1961. — 232 с.
  3. И.Я. К построению физической теории резания грунтов. М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  4. С.Д. Исследование процесса резания льда рабочими органами ледорезных машин: Дисс.. канд. техн. наук. Горький, 1983.
  5. С.Д., Белов П. А. Влияние блокировки на усилия резания. // Сб. «Проблемы нефти и газа Тюмени». Тюмень, 1981. — Вып.51. — С.59−60.
  6. Д.А. Исследование процесса бурения льда концевыми торцевыми фрезами. Дисс.канд.техн.наук — Горький, 1973 — 186 с.
  7. П. Теоретическая механика. Т.1. М.: Физматгиз, I960 — 540 с.
  8. В.Л. Динамическое разрушение грунтов рабочими органами строительных машин.: Дисс.. док. техн. наук. Киев, 1978.
  9. В.И. Моделирование процессов взаимодействия со средой рабочих органов дорожно-строительных машин. М.: Высшая школа, 1981.
  10. Л.В. Повышение проходимости гусеничных машин по снегу.: Дисс.. док. техн. наук: 05.05.03. Горький, 1988. — 342 с.
  11. Л.В., Беляков В. В., Кравец В. Н. Проходимость автомобилей: Учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ, 1966. — 200 с.
  12. В.В. Развитие теории взаимодействия эластичных движителей с деформируемым полотном пути и ее реализация при повышении уровня проходимости специальных машин по снегу: Дисс.. докт. техн. наук: 05.05.03. Н. Новгород, 1998. -487 с.
  13. С.А. Ледяная железнодорожная переправа (работа, теория и расчет ледяного слоя) // Ледяные переправы: 18 сборник НТК НКПС. М.: Транспечать, 1929. — С.36−82.
  14. В.В. Упругие модели кристаллов льда. // Акустический журнал. 1964 -т. 10, вып.2-с.78−81.
  15. В.В., Гаврило В. П., Недошивин O.J1. Разрушение льда. Методы, технические средства. JI.: Гидрометеоиздат, 1983.
  16. В.В., Гусев А. В., Хохлов Г. П. Физика пресноводного льда. JL: Гидрометеоиздат, 1971.
  17. Н.И. Материалы к изучению строения ледяного покрова Байкала. // Труды Байк. лимнолог, ст. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. — т. IX — С.71−114.
  18. И.П. Прочность льда и ледяного покрова. Новосибирск: Наука, 1966. — 153 с.
  19. .П. и др. Лед, его свойства, появление и исчезновение. М.: ГИТТЛ — 1940.
  20. Ю.А. Резание грунтов землеройными машинами. М.: Машиностроение, 1971. -357 с.
  21. Ю.А., Баладинский В. Л. Машины для специальных земляных работ. Киев: Вища школа, 1980.
  22. Ю.А., Баладинский В. Л., Баранников В. Ф., Кукса В. П. Разрушение прочных грунтов. Киев: Буд1велышк, 1973. — 352 с.
  23. Ю.А., Власов В. В., Станевский В. П., Уткин А. И. Внешние нагрузки при динамических расчетах роторных экскаваторов. // Горные, строительные и дорожные машины: Респ. межвуз. научн.-техн. сб., 1973.- Вып.16. С.12−16.
  24. Ю.А., Моисеенко В. Г. Результаты исследования масштабного фактора сил резания грунтов. // Сб. «Горные, строительные и дорожные машины». Киев: Техника, 1971.-Вып. 12.
  25. Е.С., Овчаров Л. А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. -М.: Наука, 1988.-480 с.
  26. Г. Ю. Работы Байкальской лимнологической станции по изучению ледяного покрова Байкала. // Труды Байкальской лимнологической станции. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. -t.IX, с.5−22.
  27. Ф.Ф., Шандриков Н. П. Некоторые исследования механической прочности льда. // Труды Арктического института. Л.: 1938. — т. 110.
  28. К.Ф. Механические свойства льда. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  29. К.Ф. Основы гляциологии. М.: Наука, 1999. — 255 с.
  30. Ю.А. Обоснование параметров и режимов работы дискофрезерного рабочего органа с механической активизацией процесса резания мерзлого грунта. Дисс. канд. техн. наук — М., 1985. — 192 с.
  31. Гидрологический ежегодник М.: Метеоиздат, с 1970 по 1988 г. г.
  32. В.П. // Собр.соч. М.: Колос, 1965 — т.2.
  33. ГОСТ 24 026–80. Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1980.
  34. Государственный водный кадастр. Многолетние данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши. Часть I. Реки и каналы. Т.1. РСФСР.- М.: Метеоиздат, с 1970 по 1988 г. г.
  35. Ю.П. Математические методы планирования экспериментов. М.: Пищевая промышленность, 1979.
  36. С.С., Остроумова А. В. О механизме трения о лед // Трение и износ. 1982 -№ 6 — с.78−87.
  37. В.К. Статистические методы анализа и планирования экспериментов. Изд-во Московского университета, 1975.
  38. Движители специальных строительных и дорожных машин: Учебное пособие. / В. Е. Колотилин, А. А. Кошурина, А. П. Куляшов, JI.C. Левшунов, В. А. Шапкин, А. В. Янкович. Н. Новгород: НГТУ, 1995. — 208 с.
  39. Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. М.: Мир, 1981. -456 с.
  40. Н.Г. Многоковшовые экскаваторы. М.: Машиностроение, 1972. — 432 с.
  41. Н.Г. Унификация, агрегатирование и стандартизация машин для строительства // Изв. вузов. «Строительство и архитектура». 1979. — № 6. — С. 112−123.
  42. Р.В. Ледовый режим рек СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. — 248 с.
  43. В.И. Сравнительная оценка схем резания мерзлых грунтов. // Сб. «Строительные и дорожные машины». М.: Изд-во НИИ Стройдоркоммупмаш, 1968. — Вып.5.
  44. В.А., Смагер И. В., Балов А. Н. Расчет сил сопротивления грунтов резанию // Строительные и дорожные машины. 1985. — № 12. — С.21−23.
  45. А.Н. Основы разрушения грунтов механическим способом. М.: Машиностроение, 1968. — 376 с.
  46. А.Н. Резание грунтов. М.: Изд-во АН СССР, 1959.
  47. А.Н., Баловнев В. И., Керов И. П. Машины для земляных работ. М.: Машиностроение, 1975.
  48. К.Е., Кобеко П. П., Шульман А. Р. Деформация ледяного покрова при движении грузов // ЖТФ 1946.- Т.16.- С.257−262.
  49. Исследование процесса резания льда, связанное с совершенствованием гребных винтов мощных ледоколов. // Отчет о НИР / КИСИ Киев, 1979. — 115 с.
  50. Исследование разрушения льда концевыми элементами лопастей гребных винтов. // Отчет о НИР / КИСИ Киев, 1982. — 136 с.
  51. Исследование, разработка и создание оборудования для нарезания щелей во льду // Промежуточный отчет з/н 57. Н. Новгород, 1991. — УДК 621 879.48. — 136 с.
  52. И.П. Исследование основных вопросов создания дискофрезерной машины для разработки мерзлых грунтов на базе тракторов класса Зт: Дисс. канд. техн. наук. -Тула, 1974.-202 с.
  53. .Д. Экспериментальные исследования физико-механических свойств льда. // Труды ЦАГИ, Изд-во бюро повой техники, 1947. № 607.
  54. Ф.Ф. Исследование основных процессов работы дискофрезерных машин при разработке мерзлых грунтов: Дисс.. канд. техн. наук. Томск, 1971.
  55. П.П., Шишкин Н. И., Марей Ф. И., Иванов Н. С. Пролом и грузоподъемность льда. // ЖТФ.- 1946.- Т.16, вып.З.- С.273−276.
  56. В.Е. Исследование процессов взаимодействия роторио-винтового движителя ледово-фрезерной машины со снежным покровом и динамических нагрузок в ее приводе. Дисс. канд.техн.наук — Киев, 1978 — 276 с.
  57. А.Н. Структура и физические свойства ледяного покрова пресных водоёмов. М.-Л.: Государственное энергетическое издательство, 1932. — 50 с.
  58. И.М. Основы ледотехники речного транспорта. М.: Изд-во МРФ СССР, 1952.
  59. К.Н. Исследование механических свойств речного льда. // Труды НИВИЖТ. -Новосибирск, 1940. -t.IV, Вып.11.
  60. Г. И., Филаретов Г. Ф. Планирование эксперимента. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1982. — 302 с.
  61. Кузуб Г. Я, Температурный режим ледяного покрова некоторых рек Западной Сибири. // Тр. ЗСФАН СССР. Новосибирск, 1955. — Вып.5.
  62. В.Ф. Разработка и создание ледорезных машин для технологических комплексов: Дисс. докт. техн. наук. Н. Новгород, 2002.
  63. В.Ф. Исследование процесса резания асфальтобетонных покрытий дискофрезерными машинами: Дисс.. канд. техн. наук. Горький, 1984. — 150 с.
  64. В.Ф., Алатин С. Д., Романов В. В., Миленин М. Б. Комплекс оборудования для прокладки кабельных линий с ледяного покрова водоемов // Новое в подъемно-транспортном машиностроении: Тез. докл. научно-техн. конф. М., 1991. — С.93
  65. В.Ф., Романов В. В., Сосевич Ю. В. Оборудование для прокладки со льда // Интенсификация рабочих процессов землеройных машин в строительстве: Тез. докл. научно-техн. конф.-Киев, 1989.-С.11−12.
  66. В.Ф., Тарасов В. П., Сборнов М. С. Создание комплекса машин для прокладки подводных кабельных линий со льда // Проблемы создания новой техники для освоения шельфа: Тез. докл. шестой научно-техн. конф. Горький, 1989. — С.94.
  67. А.П. Исследование некоторых вопросов тягово-сцепных качеств и управляемости машин па роторно-винтовом движителе. Дисс.канд.техп.наук Горький, 1970 -148 с.
  68. А.П. Специальные строительные и дорожные машины с роторпо-винтовым движителем: Дисс. докт. техн. наук: 05.05.03. Горький, 1986. — 327 с.
  69. В.В. Деформация и прочность льда. Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — 206 с.
  70. Е.С., Новицкий П. В. Электрические измерения физических величин. Л.: Энергоатомиздат, 1983 г. — 320 с.
  71. Л.С. Исследование поворота ледорезных машин с роторно-винтовым движителем. Дисс.канд.техн.наук — Киев, 1980 — 204 с.
  72. М.И., Северинова Э. П. Грузы и мороз. М.: Транспорт, 1988.
  73. Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. М: Наука, 1968. — 584 с.
  74. П.П., Гаспарянц Г. А., Родионов В. Ф. Конструирование и расчет автомобиля. -М.: Машиностроение, 1984.-376 с.
  75. В.А. Исследование процесса деформации снега под воздействием гусеничного движителя и обоснование выбора размеров опорной поверхности гусениц снегоходных машин: Дисс.. канд. техн. наук: 05.05.03. Горький, 1970. — 155 с.
  76. Н. Наука о льде: Пер. с яп. М.: Мир, 1988. — 231 с.
  77. М. Механические свойства поликристаллического льда // Физика и механика льда: Пер. с англ./ Под ред. П. Трюде. М.: Мир, 1983. — С.202−239.
  78. А.А. Исследование процессов фрезерования льда концевой фрезой со встроенным шнековым транспортером: Дисс.. канд. техн. наук. Горький, 1972.
  79. С.С. Сопротивление хрупких материалов резанию. М.: Машиностроение, 1971.- 186 с.
  80. А.Ф. Исследование и комплекс машин для разработки мерзлых грунтов, льда и снега. Горький, 1967. — 164 с.
  81. А.Ф., Худяков В. Н., Малыгин А. Л. Анализ работы ледофрезорезных машин с учетом географической зоны эксплуатации // ГПИ им. А. А. Жданова. Горький, 1978. — 03 п.л. — Деп. в ЦНИИТЭСтройдормаш, 1978, № 3. — 130 с.
  82. П.В., Зограф И. А. Оценка погрешностей результатов измерений. Л.: Энергоатомиздат, 1991.
  83. Ю.П. Исследование и обоснование рациональных параметров и режимов работы дискофрезерного рабочего органа для нарезания щелей в мерзлых грунтах: Дисс.. канд. техн. наук. Л., 1973.
  84. П.В., Моисеенко В. Г., Панченко Д. Ф. Взаимосвязь между сопротивлением резанию и основными константами физико-механических свойств полу скальных пород. // Горнотранспортное оборудование разрезов. Киев: Техника, 1975. -(УкрНИИпроект).
  85. В.З. Механика разрушения: От теории к практике. М.: Наука. Гл. ред. Физ,-мат. Лит., 1990.-240 с.
  86. Э.Р. Физика льда. М.: Мир, 1967.
  87. Ю.Д. Расчет и конструирование точных механизмов. Л.: Машиностроение, 1976.
  88. И.С. Ледоведение и ледотехника. Л.: Гидрометеоиздат, 1967, — 467 с.
  89. И.Г. Выбор наиболее вероятных значений механических характеристик льда. // Сб. науч. трудов ДАНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — Т.331. — С.4−41.
  90. Правила по технике безопасности при производстве гидрометеорологических работ. -Л.: Гидрометеоиздат, 1970. 70 с.
  91. Резание грунтов. / Н. Д. Аверин, А. Д. Далин, Н. Г. Домбровский и др. М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  92. Г. Д. Снежный покров, его формирование и свойства. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.- 120 с.
  93. В.В., Кисляков B.C., Миленин М. Б. Ледорезная дискофрезерная машина ФАРКС-140. Информационный листок № 14−89. Горьковский ЦНТИ, 1989 г.
  94. .А. Строение, состав и свойства ледяного покрова морских и пресных водоемов. М.: Изд-во МГУ, 1963- 542 с.
  95. СамохинС.А. Динамика тангенциального сопротивления грунта резанию. // Вестник ВНИИЖТ. 1978. — № 6. — с.44−46.
  96. М.С., Фиалковский С. В., Малыгин А. Л., Романов В. В., Кисляков B.C. Машина ФАРКС-140 для резания льда. // Строительные и дорожные машины- 1989.— № 2.-С. 19−20.
  97. М.И. Определение модуля упругости льда резонансным методом. // Проблемы Арктики и Антарктики. 1959 — вып.6 — с.81−87.
  98. В.Н. Изучение колебаний и напряженного состояния ледяного покрова. // Отчет ААНИИ -1972.
  99. Л.К. Исследование процесса резания мерзлого грунта с целью обоснования и выбора рациональных параметров рабочих органов траншейных экскаваторов: Дисс.. капд. техн. наук. М., 1976. — 200 с.
  100. Л.К. Выбор рациональных параметров режущих органов траншейных машин для разработки мерзлых грунтов. // Строительные и дорожные машины 1981,-№ 1. -С.9−11.
  101. Л.К. Исследование процесса резания мерзлого грунта зубьями траншейного экскаватора непрерывного действия. М.: Труды ВНИИСтройдормаш, 1978, вып. № 81, с.57−63.
  102. Соколов J1.K. Исследование влияния скорости резания и параметров резцов на характер разрушения мерзлого грунта. М.: Труды ВНИИСтройдормаш, 1978, вып. № 81, с.53−57.
  103. Ю.В., Уткин Ю. В., Романов В. В. Определение сил резания льда в полевых условиях // Тезисы 51 научно-практической конференции. Киев: Изд. КИСИ, 1990-С.58.
  104. Справочник по сопротивлению материалов / Писаренко Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В.В.- Отв. Ред. Писаренко Г. С. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук. Думка, 1988. -736 с.
  105. Статистические методы в инженерных исследованиях./ Под ред. Г. К. Круга. М.: Высшая школа, 1983. — 216 с.
  106. Строение и физико-механические свойства льда и ледяного покрова: Отчет ААНИИ- иив.№ Б451 332, 1975.
  107. Е.А. Исследование процессов бурения льда шнековыми бурами. Дисс. канд.техн.наук — Горький, 1970 — 210 с.
  108. А.И., Сосевич Ю. В., Романов В. В. Приборы оценки прочностных свойств разрабатываемых сред // Тезисы всесоюзной научно-технической конференции «Повышение надежности и экологических показателей автомобильных двигателей». -Горький, 1990.-С.111.
  109. Д.И. Рабочие органы землеройных машин. М.: Машиностроение, 1990. -368 с.
  110. Физика льда. Обзор докладов международного симпозиума. JL: Гидрометеоиздат, 1973.
  111. Д.Е. Прочность ледяного поля под действием усилий, приложенных к его кромке//Сб. научн. тр. ААНИИ. -JL: Гидрометеоиздат, 1960.-Т.237.-С.135−152.
  112. В.Н. Разработка и обоснование параметров системы автоматического управления рабочим режимом ледофрезерных машин: Дисс.. капд. техн. наук. -Горький, 1982.
  113. В.Н., Малыгин A.J1. О результатах измерения толщины ледяного покрова водоемов Горьковской области // Труды ГПИ. Горький, 1980. — С. 11−14.
  114. Цуриков B. J1. Наблюдения над ледяным покровом Южного Байкала в 1934 г. // Тр. Байк. лимнологической станции. M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1939. — T. IX — С.23−44.
  115. Г. П. Механика хрупкого разрушения. М.: Наука, 1974. — 640 с.
  116. Н.В. Классификация льдов природных водоемов // Труды ААНИИ, 1976-Т.331- С.77−79.
  117. Н.Е. Исследование усилий на резцах тоннельных механизированных щитов. // Лабораторные и производственные исследования механизированной разработки горных пород при сооружении тоннелей метрополитенов. М.: Изд-во ВНИИТС, 1959.
  118. А.И. Некоторые предпосылки к оценке эффективности работы ледорезных машин с концевыми и дисковыми фрезами // Труды ГПИ им. А. А. Жданова. Т.31, вып. 8- С.5−9.
  119. П.А. Основы структурного ледоведения. Петрография льда как метод гляциологического исследования. М.: АН СССР, 1955. — 492 с.
  120. А.В. Совершенствование конструкции и параметров движителя фрезерных ледорезных машин: Дисс.. канд. техн. наук. Горький: ГПИ, 1985. — 239 с.
  121. Assur A. Flexural and other properties of sea ice sheets. In Physics of Snow and Ice Intern. Conf. Hokkaido, 1967, p.557−567.
  122. Assur A., Weeks W.F. Growth, structure and strength of sea ice. IASH Publ., 1963, v.61, p.95−108.
  123. Fletcher N.H. The chemical physics of ice. Cambridge University Press, 1970.
  124. Gold L.W. Engineering properties of fresh water ice. J. Glaciology, 1977, v. 19, No 81, p.197−211.
  125. Gold L.W. The process of failure of columnar grained ice. Philos. Mag., 1972, v.26, p.311−328.
  126. Nohguchi Y., Tabata T. Failure of sea ice by repeated compression. Low Temperature Science, Ser. A.37 (на японск. яз. с англ. резюме), 1978, р.63−68.
  127. Weeks W., Assur A. The mechanical properties of sea ice. USA CRREL Monogr., 1967, 80 p.
  128. A.c. 39 785 /СССР/ Устройство для прорезания каналов во льду/ Г. П. Чиж заявлено 2 декабря 1933 г., опубликовано 30 ноября 1934 г.
  129. А.с. 42 431 СССР. Устройство для разрушения льда / Ф. П. Мишкорудников О выдаче свидетельства на изобретение опубликовано 31.03.1935.
  130. А.с. 45 502 СССР. Ледокольное приспособление к ледоколу / Г. П. Нагорный -О выдаче свидетельства на изобретение опубликовано 31.12.1935.
  131. А.с. 85 616 /СССР/ Ледорезная машина/ И. В. Просвиряков заявлено 16 апреля 1948 г. за № 377 852.
  132. А.с. 134 275 /СССР/ Устройство для проходки траншей во льду. / А. Ф. Николаев -Опубл. в Б.И., 1960.-№ 24.
  133. А.с. 195 473 СССР Устройство для прорезания щелей во льду водоемов. / А. Ф. Николаев, А. О. Ваганов Опубл. в Б.И., 1967.-№ 10.
  134. А.с. 926 572 СССР Способ определения физико-механических характеристик грунта. / А. И. Уткин, В.И.Заремба- Опубл. в Б.И., 1982.-№ 17.
  135. А.с. 1 395 914 СССР Устройство для прорезания щелей во льду водоемов. / С. Д. Алатин, Ю. Б. Галкин, В. Ф. Кулепов, В. В. Романов, М. С. Сборнов, С. В. Фиалковский, А. Л. Малыгин Опубл. в Б.И., 1988. -№ 18.
  136. Патент на изобретение № 2687 /СССР/. Приспособление для резания льда. / И. А. Шимин. Заявлен 28 декабря 1921 г., опубликован 30 апреля 1927 г.
  137. Патент на изобретение № 17 284 /СССР/. Приспособление для резания льда. / И. А. Шимин. Заявлен 8 сентября 1925 г., опубликован 30 сентября 1930 г.
Заполнить форму текущей работой