Структурные особенности процессов износа и контактно-усталостных разрушений термически упрочненной колесной стали различного химического состава
Диссертация
Пластическое течение материала зоны контакта при испытаниях на контактно-усталостную прочность приводит к образованию отчетливо выраженной так называемой «усталостной» текстуры, ориентация кристаллитов которой, как впервые установлено в настоящей работе, однозначно описывается ориентировкой (223) и аксиальными ориентировками сжатия и растяжения оси ^III^ и <(lI0> которых перпендикулярны… Читать ещё >
Содержание
- 1. ВВЩЕНИЕ
- 2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАКОПЛЕННОЮ МАТЕРИАЛА
- 2. 1. Факторы, определяющие надежность и долговечность железнодорожных колес в эксплуатации
- 2. 2. Влияние условий эксплуатации на надежность и долговечность колес. Новые требования к их качеству
- 2. 3. Структурные изменения и текстурообразование на поверхности и в подповерхностных участках контактно-нагруженных тел
- 2. 4. Влияние химического состава, структурного состояния на комплекс механических свойств, кон" тактную прочность и износостойкость цельнокатаных колес
- 2. 5. Постановка задачи исследования
- 3. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Материал исследований
- 3. 2. Методика испытаний на износостойкость
- 3. 3. Методика испытаний на контактно-усталостную прочность
- 3. 4. Методика нанесения искусственного белого слоя
- 3. 5. Эксплуатационные испытания
- 3. 6. Методика металлографических исследований
- 3. 7. Методика рентгеноструктурного анализа
- 4. ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ КОЛЕСНОЙ СТАЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ УГЛЕРОДА
- 4. 1. Исследование формы карбидной фазы и степени ее дисперсности на износостойкость среднеуглеро-дистых сталей
- 4. 2. Исследование структурных изменений, происходящих в материале контактной зоны образцов, испытанных на износостойкость
- 4. 3. Изучение текстурообразования на контактной поверхности и в подповерхностном слое, вызванного деформацией трением качения с проскальзыванием
- 4. 4. Исследование влияния проскальзывания на величину износа и текстурообразование при испытании образцов на износостойкость
- Выводы
- 5. КОНТАКТНО-УСТАЛОСТНАЯ ПРОЧНОСТЬ КОЛЕСНОЙ СТАЖ
- 5. 1. Определение влияния содержания углерода на контактно-усталостную прочность колесной стали
- 5. 2. Текстура контактной поверхности и ее развитие по толщине поверхностного слоя в образцах, испытанных на контактно-усталостную прочность
- Выводы
- 6. ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА СВОЙСТВА ОБОДА КОЛЕСА
- 6. 1. Влияние эксплуатации на состояние поверхности катания колес и их износостойкость
- 6. 2. Изменение механических свойств материала обода колеса под воздействием эксплуатации
- Выводы
- 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРУКТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТУРЫ НА ПОВЕРХНОСТИ И В ПОДПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ КРУГА КАТАНИЯ ОБОДА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 7. 1. Распределение преимущественных ориентировок кристаллитов на поверхности и в подповерхностном слое крута катания обода эксплуатировавшихся железнодорожных колес
- 7. 2. Структурные изменения материала обода колеса при эксплуатации
- 7. 3. Неметаллические включения в среднеуглеродистых сталях и их формоизменение при контактном наг-ружении
- 7. 4. Распределение сил, действующих в зоне контакта образец-контробразец и колесо-рельс при модельных и эксплуатационных испытаниях
- 7. 5. Белый слой на поверхности катания колес, особенности его генезиса и структуры
- Выводы
- 8. ОБЩИЕ ВЫВОЛН
Список литературы
- Пашнин С.А. Развитие советских железных дорог и решение социальных проблем, — Железные дороги мира, 1983, № 2, с. 2−8.
- Цикунов А.Е. 0 контактной прочности колеса и рельса. Гомель: Труды Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, вып. 80, 1970. — 101 с.
- Armstrong J. Wheelsets: A world view.- Railway age, 1981, v.82, U 22, p.41−55.
- Рудяков 3.3. Взаимодействие сил в контакте колеса и рельса. -В кн.: Вопросы эксплуатации и ремонта подвижного состава. Днепропетровск: ДЙИТ, 1965, вып. 47, с. 32−36.
- Newland D.E. On the time -dependent spin creep of a railway wheel.-J.Mech.Sci., 1982, v, 24, 52, p.55−64.
- Andrews H.I. The contact between a locomotive driving wheel and the rail.- Wear, 1959, N2, p.464−484.
- Мур Д. Основы применения трибоники, M.: Мир, 1978. — 487с.
- Шульман З.А. Расчетно-теоретическое исследование динамического колеса. В кн.: Исследование пути и подвижного состава. Днепропетровск: ДЙИТ, 1979, вып. 204/21, с. I02-II0.
- Grassi S.L., Gregory R.W., Johnson K.L. The behaviour of railway wheelsets and track at high frequencies of exitation-r- J. Mech.Eng. Sci., 1982, v.24, N2, p. 103−111.
- Система оценки состояния пути по силам взаимодействия с подвижным составом / В. В. Абашкин, В. Ф. Девятков, Н. Н. Кудрявцеви др. Вестник ЦНИИ МПС, I960, № I, с. 10−14.
- Кривошеев В.Н., Кудрявцев Н. Н. Взаимодействие пути и вагонных колес с неравномерным прокатом. Вестник ЦНИИ МПС, 1966, № 8, с. 30−32.
- Яковлев В.Ф. Динамические силы в контакте колеса и рельса. -Вестник ЦНИИ МПС, 1965, № 5, с. 3−9.
- Вериго М.Ф., Алексеев М. В. Исследование работы пути с рельсами, пораженными дефектами по рис. 64 и 82. М.: Трансжелдор-издат, вып. 264, 1963. 150 с.
- Cavell Bo.G. Resilient wheels of SAB design applied to main line locomotives of high power. Rail. Eng. Int., 1974, v.4, N1, p.31−37.
- Федюнин Ю.П. Оценка влияния сил взаимодействия колеса и рельса на боковые колебания подвижного состава. В кн.: Проблемы подвижного состава и тяги. М.: ШИТ, вып. 470, 1974, с.16−24.
- Коган А.Я. Поперечные горизонтальные силы, действующие на железнодорожный путь в прямых участках. М.: Транспорт, 1979, 88 с.
- Kalker J.J. Transient phenomena in two elastic cylinders, rolling over each other dry friction.- J.Appl.Mech., 1970,37, p.677−688.
- Duffek W., Jaschinski A. Efficient implementation of wheel rail contact mechanics in dynamic curving.- Vehical Syst.Dyn. 1981, v.10, Я2, p.184−192.
- Revillon A., Leluan A. Evolution des contraintes residuelles dans les roues monoblocs. Influence sur les degradations. -Rev. gen. chemins fer, 1975, nov., p.647−662,689−690.
- Ryan С.F., Hundy B.B. Steel wheels and tyres.- The Institute of locomotive engineers Journal, 1960−1961,v.50, pt.3,p.304−344.
- Литовченко Е.П. Влияние температурных напряжении от нагрева колодочными тормозами на некоторые параметры колесной пары. -В кн.: Вопросы производства и эксплуатации железнодорожных колес и осей. Днепропетровск: ДИИТ, 1971, с. 149−153.
- Кислик В.А., Кармазин А. И. Износ и повреждения поверхности катания колес грузовых вагонов. В кн.: Износ деталей подвижного состава железнодорожного транспорта. М.: РИИЖТ, 1958, вып. 23, с. 5−170.
- Цельнокатаные железнодорожные колеса / Т. В. Ларин, В. П. Девяткин, В. Н. Кривошеев и др. М.: Трансжелдориздат, вып. 124, 1956. — 188 с.
- Ларин Т, В. Износ и пути продления срока службы бандажей железнодорожных колес. М.: Трансжелдориздат, вып. 165, 1958. -165 с.
- Кислик В.А., Бураков В. А. Повышение стойкости колесной стали. -В кн.: Повышение срока службы деталей верхнего строения путии подвижного состава железных дорог. Ростов-на-Дону: труды РИИЖТа, вып. 92, 1972, с. 102−105.
- Костецкий Б.И. Поверхностная прочность материалов при трении.-Киев: TexHlKa, 1976. 294 с.
- Пинегин C.B. Контактная прочность в машинах. М.: Машиностроение, 1965. — 192 с.
- Пинегин C.B. Контактная прочность и сопротивление качению. -М.: Машиностроение, 1969. 243 с.
- Hirst W. Wear.- Metallurgical Reviews, 1965, v.10, II38, p, 145−172.
- Орлов A.B., Пинегин C.B. Остаточные деформации при контактном нагружении. М.: Наука, 1971. — 62 с.
- Электронная микроскопия тонких кристаллов / П. Хирш, А. Хови, Р. Николсон и др. М.: Мир, 1968. — 574 с.
- Пинегин B.C. ^ение качения в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976. — 263 с.
- Влияние химического состава стали и уровня прочности на свойства цельнокатаных железнодорожных колес / Н. Г. Мирошниченко, В. И. Шевченко, М. И. Староселецкий и др. Металлургическая и горнорудная промышленность, 1978, № 3, с. 31−34.
- Костецкий Б.И., Аронов В. А., Бершадский Л. И. Исследование динамического равновесия процессов при трении и износе металлов. В кн.: Повышение износостойкости и срока службы машин. Киев: УкрНЙШТИ, 1970, вып. I, с. 90−98.
- Костецкий Б.И., Натансон М. Э., Бершадский Л. И. Механо-химиче-ские процессы при граничном трении. М: Наука, 1972. — 170с.
- Аронов В.А., Бершадский Л. И., Костецкий Б. И. Экспериментальное исследование физической модели нормального изнашивания металлов. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Киев: TexHlKa, 1972, вып. 2, с. 83−89.
- Костецкий Б.И. Поверхностная прочность материалов при трении. Киев: TexHlKa, 1976. — 293 с.
- Костецкий Б.И., Бершадский Л. И., Караулов А. К. Металлографические проблемы надежности и долговечности машин. В кн.: Металлофизика. Киев: Наукова думка, 1973, вып. 48, с.28−32.
- Лысенко Л.И., Каденацкий Л. А. Влияние изменения тонкой кристаллической структуры в процессе трения металлов на развитие различных видов изнашивания. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техн1ка, 1975, вып. 8, с. 80−83.
- Влияние напряжения I и II рода, возникающих в поверхностных слоях, на процессы трения и изнашивания / Ю. П. Старченко,
- А.П.Круглик, А. И. Степанов, А. В. Милецкий. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техн1ка, 1981, вып. 19, с.44−49.
- Любарский И.М., Палатник Л. С. Металлофизика трения. Серия «Успехи современного металловедения». — М.: Металлургия, 1976. — 176 с.
- Garbar I.I., Skorinin J.V. Metal surface layer structure formation under sliding friction. Wear, 1978, v.51, Я 2, p.327−336.
- Гарбар И.И. Некоторые закономерности формирования структуры металла при трении. Трение и износ, 1981, 2, № 6, с.1076−1084.
- Kampf S., Schilling А., Solondz D. Strength investigation of subsurface regions stressed by tribomechanical loading. -Kristall und Technik, 1980, v.15, N4, p.489−496.
- Крагельский ИВ. Трение и износ. М.: Машгиз, 1962. — 384 с.
- Марченко Е.А. О природе разрушения поверхности металлов при трении. М.: Наука, 1979. — 118 с.
- Hirt J.P., Rigney D.A. Microstructural models for friction and wear. Strenght of metals and alloys. Proc.5-th Int. Conf. Aahen, 1979, v.3, Toronto e.a., 1980, p.1483−1502.
- Dorinson A. Primary modes and observable phenomena in the mechanical wear of metals.- Wear, 1968, v.11,N1,p.29−40.50. bandheer D., Zaat J.H. The mechanism of metal transfer in sliding friction.- Wear, 1974, v.27, И1, p.129−145.
- Akira Ishibashi, Takashi Yokote. Limits of contact stress allowable on rollers made of carbon and alloy steels (160 -300 HB) and changes in contact surfaces. Bulletin of Japan Society of Mechanical Engineers, 1974, v.17, N112, p.1224−1232.
- Hailing J. A contribution to the theory of mechanical wear. Wear, 1975, v.34, N3, p.239−249.
- Nakajima K., Kawamoto J. X-ray study of frictional wear in metals. Fear, 1968, v.11, F1, p.21−28.
- De Gee A.W.J. Friction and wear as related to the composi -tion, structure and properties of metals. International
- Metals Reviews, 1979, v.24, N2, p.57−67.
- Образование текстур после абразивной обработки сталей /
- Б.И.Савчук, И. А. Мороз, В. С. Иваний, А. В. Гришкевич. В кн.: Физика конденсированного состояния. Киев: КЕПИ, 1978, с.106−108.
- Теория образования текстур в металлах и сплавах / Я. Д. Вишняков, А. А. Бабарэко, С. А. Владимиров, И. В. Эгиз. М.: Наука, 1979. — 344 с.
- Coulomb P. Influence de la texture sur les properietes collectives des surfaces et des interfaces. Memoires et Etuds Scietifiques de la Revue de Metallurgie, 1980, v.77, Я 9, p. 881−885.
- Krause H., Demirci А.Н. Final texture of copper subjected to frictional stresses.- Wear, 1976, v.37, p.53−61.
- Krause H., Demirci A.H. The texture changes in the running surfaces of P.С.С. metals as the result of frictional stress. Textures Materials Proceedings of 5-th International Conference, Aahen, 1978, v.2, Berlin e.a., 1978, p.389−400.
- Krause H., Demirci A.H. Texturentwicklung infolge Reibungsbe-anspruch im Kontaktflachenberich unterenteutehtischer Kohlenstoff stahle.- Zeitschrift fur Metallkunde, 1978, v.69, Я2, S. 108−113.
- Рентгенографическое определение и исследование текстуры качения среднеуглеродистых сталей / Б. К. Бабич, А.М.Нестерен-ко, И. Г. Узлов, М. А. Дружинин. Известия АН СССР, Металлы, 1980, J? 6, с. 184−186.
- Вассерман Г., Гревен И. Текстуры металлических материалов. -М.: Металлургия, 1969. 654 с.
- Бородкина М.М., Спектор Э. Н. Рентгенографический анализ текстуры металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1981. — 272с.
- Сухарина H.H. Влияние технологических условий и химического состава сплава на структуру и свойства «белых слоев». В кн.: Вопросы теплоэнергетики и совершенствования подвижного состава железных дорог. Омск: ОИЙЖТ, 1964, вып. 48, с.99−105.
- Torrance A.A., Cameron A. Surface transformations in suffing.- Wear, 1974, v.28, N3, p.299−311.
- Кальнер В.Д., Журавлева H.A., Шклярова Е. И. Исследование химического состава белых слоев, полученных фрикционно-упрочняющей обработкой. В кн.: Новые методы структурных исследований металлов и сплавов. — М., 1982, с. 75−79.
- Бабей Ю.И. Об аномальном ускорении диффузии при образовании белых слоев. Физико-химическая механика материалов, 1975, II, № 4, с. 104−106.
- Griffin R.В., Pepe J., Morris С. Metallurgical examination of bore surface damage in a 5-inch gun.- Metallography, 1975, v.8, H6, p. 453−471.
- Наерман M.C., Бабей Ю. И., Наерман Я. М. Влияние упрочняющего шлифования на структуру и износостойкость конструкционных сталей. Физико-химическая механика материалов, 1980, 16, № I, с. 99−101.
- Завьялов A.C., Теплухин Г. И., Габеев К. В. Условия и механизм образования бесструктурного мартенсита (гарденита). МиТОМ, 1979, № 10, с. 11−12.
- Узлов И.Г. Белые слои торможения и свойства колесной стали. -В кн.: Металловедение и термическая обработка стали и чугуна. Киев: Издательство АН УССР, 1961, т. 15, с. 76−81.
- Щур Е. А. Повреждение рельсов. М.: Транспорт, 1971. — ПО с.
- Кислик В.А., Бураков В. А. О структурных превращениях при образовании тормозных повреждений на поверхностях трения. -Машиностроение, 1972, № 4, с. 123−126.
- Технические условия поставки цельнокатаных и литых колес из нелегированной стали для железнодорожного подвижного состава. 1С 812−3, 1974.
- Масахико Ишизава, Иошита Танака. Колесные пары для новой магистрали Токайдо. Материалы международного конгресса по колесным парам, Мюнхен, 1966, с. 39−43.
- Узлов И.Г. Новые процессы термического упрочнения железнодорожных цельнокатаных колес и новые марки стали для них: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Днепропетровск, 1971. — 50 с.
- Бокштейн С.З. Структура и механические свойства легированной стали. М.: Металлургиздат, 1954. — 279 с.
- Karlsson В., Linden G. Plastic deformation of eutectoid steel with, different cementite morphologies.- Materials Science and Engineering, 1975, v.17, p.153−164.
- Гриднев В.Н., Гаврилюк В. Г., Мешков Ю. Я. Прочность и пластичность холоднодеформированной стали. Киев: Наукова думка, 1974. — 232 с.
- The tensile properties of perlite, bainite and spheroidite / M. Gensamer, E.B.Pearsall, W.J.Pellini, J.R.baw.- Transaction American Society for Metals, 1942, 30, p.983−1020.
- Liu C.T., Gurland J. The strengthening mechanism in spheroi-dized carbon steels.- Transactions of the Metallurgical Society of AIME, 1968, V.242, II8, p.1553−1542.
- Liu C.T., Gurland J. The fracture behaviour of spheroidized carbon steels.- Transaction Quarterly, 1968, v.61, IJI, p.156−167.
- Кардонекий В.M., Курдшов Г. В., Перкас М. Д. Влияние размера и формы частиц цементита на структуру и свойства стали после деформации. МиТОМ, 1964, № 2, с. 2−8.
- Гриднев В.Н., Петров Ю. Н. Структурные изменения при электроотпуске высокоуглеродистой стали. В кн.: Структура металлических сплавов. Киев: Наукова думка, 1966, с. 4−16.
- Физические основы электротермического упрочнения стали / В. И. Гриднев, Ю. Я. Мешков, С. П. Ошкадеров, В. И. Трефилов. -Наукова думка, 1973. 336 с.
- Анселл С. Механические свойства двухфазных сплавов. В кн.: Физическое металловедение. Вып. 3. Дефекты кристаллического строения, механические металлов и сплавов. М.: Мир, 1968, с. 327−370.
- Полухин П.И., Горелик С. С., Воронцов В. К. Физические основы пластической деформации. М.: Металлургия, 1982. — 584 с.
- Hornbogen Erhard. Metallkundliche Gesichtspunkte des Versch-leibes.- VDI-Z, 1976, v.118, N6, s.274−280.
- Tsuji Eiichi, Ando Yuji. Effect of the pearlite structures on the wear of 0,89% carbon steel at ambient temperature to 800 °C.- Bulletin of Japan Society of Mechanical Engineers, 1973, v.16, IT 101, p. 1629−1636.
- Krause Hans, Der Einfluss des kohlenstoffgehalts auf das Ah-mitzungsverhalten unlegierter Stahle, — Fortschr. Ber. VDI-Z, 1968, v.5, N6,8.135−141.
- Термическое упрочнение проката / К. Ф. Стародубов, И. Г. Узлов, В. Я. Савенков, С. Н. Поляков и др. М.: Металлургия, 1970. -368 с.
- Mombrei W., Ottlinger Р. Probleme des Zusammenhangs zwischen Verschlessverhalten und Harte von Stahlen.- Wissenschaftliche Zeitschrift Hochschule fur Verkehswesen «Friedrich bist», 1972, v.19, Я5, S.1157−1166.
- Clayton P. The results between wear behaviour and basic material properties for pearlitic steels.- Wear, 1980, v.60,H1, p. 75−93.
- Pigors Oltwig. Verschleibuntersuchungen an radwerkstoffen im Lahor DET — Eisenbahntechn., 1975, v.23, N8, S.359−361.
- Шур Е. А. Структура и контактно-усталостная прочность стали. -МиТОМ, 1978, № 8, с. 37−43.
- Шур Е. А. Конструкционная прочность стали и термическая обработка железнодорожных рельсов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Москва, 1980. — 33 с.
- Определение оптимального химического состава и уровня прочности цельнокатаных колес для подвижного состава различного назначения. Отчет / НИР. ВНИИЖТ. Руководитель работы Ларин Т. В. Инв. № Б 687 623. — Москва, 1978. — 164 с.
- Носков М.М., Ларин Т. В. Влияния проскальзывания на контактную выносливость рельсовой стали. Вестник ВНИИЗКТа, 1968, $ 2, с. 23−25.
- Колесная пара с облегченными элементами. Отчет / НИР, ДЙЙТ. Руководитель работы Савчук О. М., инв. № Б 631 050, № г. р. 77 078 910. — Днепропетровск, 1977. — 40 с.
- Салтыков С.А. Стереометрическая металлография. М.: Металлургия, 1958. — 447 с.
- Горелик С.С., Расторгуев Л. П., Скаков Ю. А. Рентгенографический и электронный анализ. М.: Металлургия, 1970. — 368 с.
- Воробьев Г. М., Котова Л. И. Определение текстуры трансформаторной стали. Заводская лаборатория, 1964, № 10, с. 12 241 226.
- ПО. Бородкина М. М., Орехова Т. С. Количественная оценка текстуры слаботекстурованных материалов. Заводская лаборатория, 1976, т. 40, В 4, с. 434−436.
- Stobo J.J. Dry wear of steelB.- Journal of Australian Institute of Metals, 1973, v.18, Ю, p.146−157.
- Воробьев Г. М., Попова В. И. Послойное изменение текстуры иформы зерен прокатанного железа. Известия вузов. Черная металлургия, 1969, № 3, с. II5-II8.
- Quinn T.P.J. The effect of «hot spot» temperatures on the unlubricated wear of steel.- American Society of Lubrication engineers, Transactions, 1967, v. 10, p.158−168.
- Maeda K., Tsuchima H., Muro H. The inclination of cracking in the peeling failure of a ball bearing steel and its relation to the inclination of the principal residual stress.-Wear, 1980, v.65, N2, p.175−190.
- О составе стали для высокопрочных рельсов / К. Э. Сафонова, А. В. Великанов, Я. Р. Раузин и др. Вестник ВНИИЖТа, 1974, № I, с. 45−49.
- Прейс Г. А., Сологуб H.A., Штефан Б. П. О влиянии режимов термообработки на износостойкость стали в агрессивных средах. -В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техн1ка, 1972, вып. 2, с. 102−104.
- Чепурной П. П., Вальчук Г. И., Смагленко Ф. П. Влияние остаточных напряжений на контактную прочность цементированной стали 20ХГО2ТА в условиях трения качения. В кн.: Проблемы трения и изналшвания. Киев: ТехнЪка, 1977, № 11, с. 75−77.
- Формирование текстуры деформации в монокристаллах (НО) 001 сплава Fe-3 $si при прокатке волочением / Л. М. Агеев, В.Н.Выд-рин, Г. А. Зыков и др. ФММ, 1973, вып. 35, № 5, с.1015−1021.
- Бабич В.К., Гуль Ю. П., Долженков И. Е. Деформационное старение стали. М.: Металлургия, 1972. — 320 с.
- Любарский И.М. Упрочнение и разрушение при трении. В кн.: Проблемы трения и изнашивания. Киев: Техн1ка, 1971, с.27−34.
- Gauthier P. The behaviour of wheel-sets on S.H.C.P. motive power units (T^e effect of certain types of stresses).-French Railway Techniques, 1969, v. 12, Ii A, p. 188−201.
- Кумар С. Параметры взаимодействия колеса и рельса, влияющие на динамику экипажа. Железные дороги мира, 1981, $ 10, с. 31−38.
- Шпис Х.И. Поведение неметаллических включений в стали при кристаллизации и деформации. М.: Металлургия, 1971. — 125с.
- Ларин Т.Б., Бексер H.A., Девяткин В. П. О выборе стали для железнодорожных колес при высокоскоростном движении. Вестник ВНИИЖТа, 1968, № 6, с. 35−38.
- Фридель S. Дислокации. М.: Мир, 1967. — 644 с.
- Золотарский А.Ф. Термически упрочненные рельсы. М.: Транспорт, 1976, — 263 с.
- Влияние неметаллических включений на анизотропию механических свойств и характер излома рельсовой стали / В.И.Сырей-щикова, Э. Л. Колосова, В. А. Минеева и др. В кн.: Сталь инеметаллические включения, 1980, № 4, с. 96−102.
- Совершенствование технологии раскисления рельсовой стали / В. А. Паляничка, М. С. Гордиенко, А. В. Евдокимов и др. Металлург, 1981, № 3, с. 17−19.
- Исследование путей снижения загрязненности рельсовой стали строчечными неметаллическими включениями / В. И. Сырейщикова, Э. Л. Колосова, Л. Н. Сиунова и др. В кн.: Сталь и неметаллические включения, 1980, № 4, с. 79−90.
- Бельченко И.Г., Губенко С. И. Особенности структуры стальной матрицы вблизи неметаллических включений. Известия вузов. Черная металлургия, 1981, № 8, с. 94−97.
- Кудрявцев H.H., Кривошеев В. Н. Неравномерный прокат колес пассажирских вагонов. Вестник ВНИИЖТа, 1978, № 4, с.36−39.
- Ларин Т.В., Смолина Н. В., Вихрова A.M. О неравномерном износе (прокате) цельнокатаных железнодорожных колес. Вестник ВНИИЖТа, 1979, № 8, с. 32−34.
- Савицкий К.В., Коган Ю. И., Кудрина М. П. О причинах нетрави-мости «белых слоев». ФММ, 1964, т. 17, № 4, с. 541−546.
- Мешков Ю.Я. Физические основы разрушения стальных конструкций. Киев: Наумова думка, 1981. — 239 с.
- Дворянов П.А. Влияние неметаллических включений в закаленной стали марки ШХ15 на усталостное выкрашивание. Подшипник, 1953, № 5, с. 8−12.
- Курдюмов Г. В., Утевский Л. М., Энтин Р. И. Превращения в железе и стали. М: Наука, 1977. — 236 с.
- Бернштейн М.1., Займовский В. А., Капуткина Л. М. Термомеханическая обработка стали. М.: Металлургия, 1983. — 480 с.
- Кристаллография, рентгенография и электронная микроскопия / Я. С. Уманский, Ю. А. Скаков, А. И. Иванов и др. М.: Металлургия, 1982. — 632 с.
- Узлов И.Г., Бабич В. К., Мирошниченко Н. Г. 0 структуре «белого слоя». В кн.: Термическое упрочнение проката, 1970,36, с. 51−53.
- Узлов И.Г. Повышение служебных свойств транспортного металла путем термического упрочнения. Сталь, 1971, № 7, с. 648 650.
- Стародубов К.Ф., Узлов И. Г., Данченко Н. И. Влияние углерода на структуру и свойства среднеуглеродистой стали. В кн.: Термическое упрочнение проката. Москва: Металлургия, 1970, с. 89−92.
- Трощенко В.Т. Усталость и неупругость металлов. Киев:
- Наукова думка, 1971. 268с.
- Иванова B.C. Усталостное разрушение металлов. М.: Металлургиздат, 1963. — 398 с.
- Иванова B.C., Терентьев В. Ф. Природа усталости металлов. -М.: Металлургия, 1975. 454 с.