Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования
Диссертация
Концептуальную основу рациональности, как принципа европейской культуры, в античный период составляли общие понятия о закономерностях процессов познания окружающего мира посредством его осознания и разумной рациональной деятельности. Рациональность, как принцип философии Нового времени, связана с формированием научного метода. В концепции постмодерна принцип рациональности, как центральное… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
- 1. 1. Рациональность как новый способ видения мира
- 1. 2. Образование в контексте античной рациональности
- ГЛАВА 2. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ЕВРОПЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 2. 1. Роль рационального в процессах современного европейского образования
- 2. 2. Социализация и образование
- 2. 3. Личность и процессы социализации
Список литературы
- Аверинцев С.С. Античная риторика и судьба античного рационализма // Античная поэтика. — М., 1991.
- Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.
- Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1983. — № 3.
- Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной теории в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
- Аверинцев С.С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г'.М.Бонард-Левино. М.: Мысль, 1989.
- Автономова Н.С. В поисках новой рациональности // Вопросы философии. 1981. — № 3.
- Автономова Н.С. Разум, рассудок и рациональность. М.: Наука. 1988.
- Агасси Дж. К развитию рациональной философской антропологии // Философия человека и современность. М., 1991. — Вып.2.
- Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: Историко-теоретический очерк проблем обоснования рациональности. -Минск: Навука I тэхшка, 1991.97
- Андреев И.JI. Происхождение человека и общества: Современные методологические проблемы и критика немарксистских взглядов. М.: Мысль, 1982.
- Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1.
- Богомолов A.C. Античная философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
- Богомолов A.C. Диалектический логос: Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982.
- Богомолов A.C. Наука и иные формы рациональности // Вопросы философии. 1979. — № 4.
- Боккескофф Й., Пинский А. Вальдорфская школа // Семья и школа. 1990.-№ 10−12.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
- Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1994. — Т.1, 2.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: Опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997.
- Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1997.
- Буева Л.П. Социальная среда и социализация личности. М.: Изд-во МГУ, 1978.98
- Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании: Идеал человека будущего. М.: Педагогика, 1989.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. науч. тр. М.: А.П.О., 1993.
- Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). М., 1995.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988.
- Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии. 1991. — № 6.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб.: Наука, 1994. — Кн.2.
- Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1971. — Т.2.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1997. — Т.З.
- Гершунский Б.С. Прогнозирование развития образования: проблемы и перспективы // Образование в современном мире: состояние и тенденция развития / Под ред М. И. Кондакова. М.: Педагогика. 1986.
- Гинецинский В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3.
- Гладкий В.Г. Древний мир: Энциклопедический словарь. Донецк: МП «Отечество», 1996. — Т.1.
- Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. 1998. — № 5.
- Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов. М., 1985.99
- Гулыга A.B. Миф как философская проблема // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985.
- Давидович В.Е. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. -М.: Мол. гвардия, 1975.
- Давидович В.Е. Социальная справедливость, идеал и принципы деятельности. М.: Политиздат, 1989.
- Джибладзе Г. И. Философия Коменского. 2-е изд., доп. и испр. -М.: Педагогика, 1982.
- Донских O.A., Кочергин А. Н. Античная философия: Мифология в зеркале рефлексии. М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. -Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1987.
- Еремин С.Н., Семенов Е. В. Наука и образование в структуре ИТР. Новосибирск: Наука, 1986.
- Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа (ок. 530 ок. 430 гг. до н.э.). -Л.: Наука, 1990.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.
- Золотухина-Аболина Е. В. Философия и личность. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
- История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991.
- Йегер В. «Пайдейя». Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) // «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина. М., 1997.
- Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. Киев: Наукова думка, 1989.100
- Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
- Кант И. О педагогике. М., 1987.
- Касавин И.Т., Сокулер З. А. Рациональность в назначении и практике: Критический очерк. М.: Наука, 1989.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. М.: Мысль, 1972.
- Кизима В.В. Культурно-исторический процесс и проблема рациональности. Киев, 1985.
- Киссель М.А. Судьба старой дилеммы: Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века. М.: Мысль, 1974.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1987.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
- Копалов В.И. Общественное сознание: Критический анализ фетишистских форм. Томск, 1985.
- Копнин П.В. О рациональном и иррациональном // Вопросы философии. 1968. — № 5.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.
- Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и неклассической науке. М.: Наука, 1972.
- Культурный прогресс: Философские проблемы. М.: Изд-во Наука, 1984.101
- Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Драча Г. В. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М.: Высшая школа, 1990.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире (системный анализ). М., 1970.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
- Кутырев В.А. Образование как образ жизни // Aima mater. 1997. — № 10.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
- Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. -№ 7.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.
- Лекки В.Э. Г. История возникновения и влияние рационализма в Европе: В 2 т. / Пер. с англ. СПб.: Поляков, 1970.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.
- Логвинов Н.И. Философия образования и педагогика: точка зрения и дидактика // Педагогика. 1997. — № 3.
- Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988.
- Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989.
- Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. А.А.Тахо-Годи / Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И. И. Маханькова. -М., 1993.102
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
- Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс- Культура, 1993.
- Мамардашвили М.Н. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
- Мамардашвили М.К., Соловьев Э. Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии. М.: Наука, 1972.
- Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. — 4.1.
- Марру А.И. История воспитания в античности (Греция) // «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина. М., 1998.
- Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д: Издательство Рост, ун-та, 1988.
- Мелетинский Е.М. Клод Леви-Строс и структурные типологии мифа // Вопросы философии. 1970. — № 7.
- Мердок Дж.П. Функциональные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — Т.1: Интерпретации культуры.
- Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990.
- Москаленко А.Т., Сержантов В. Ф. Личность как предмет философского познания: Философские теории личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984.103
- Москаленко B.B. Социализация личности: философский аспект -Киев: Выща школа, 1986. 198 с.
- Мотрошилова Н.В. Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1986.
- Мотрошилова Н.В. Учение о разуме и мышлении в философии XVII—XVIII вв.. и их социальная обусловленность // Социальная природа познания, теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979.
- ЮО.Мудрачей Н. С. Проблема рационального и иррационального: Античность, средневековье // Вопросы философии. 1982. -№ 9.
- Мудрачей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк. М.: Наука, 1985.
- Мудрик A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991.
- ЮЗ.Надточиев A.C. Философия и наука в эпоху античности. М.:1. Изд-во МГУ, 1990.
- Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. — № 5.
- Образование в конце XX в.: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. — № 9.
- Юб.Ойзерман Т. И. Главные философские направления: Теоретический анализ истории философского прогресса. 2-е изд. дораб. -М.: Мысль, 1984.107.0йзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.
- Ю8.0йзерман Т. И. Рациональное и иррациональное. М., 1984.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. JL, 1967.
- Ю.Перминова J1.M. Содержание образования с позиции самоидентификации личности // Педагогика. 1997. — № 3.
- Ш. Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992.
- Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М.: Наука, 1992.
- Пилиповский В.Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на задаче // Педагогика. 1993. — № 2.
- Поппер K.P. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие ораторы. М.: Феникс- Культурная инициатива, 1992. Т.2.
- Попович М.В. Поход против разума: Иррационализм в современной буржуазной философии. Киев: Изд-во АН УССР, 1960.
- Пб.Поппер K.P. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. / Под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Культурная инициатива, 1992. — Т. 1: Чары Платона.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966.
- Проблемы философии культуры: Опыт историко-материалис-тического анализа. М.: Мысль, 1984.
- Пружинин Б.И. Рациональность и историческое единство научного знания (гносеологический аспект). М.: Наука, 1986.
- Радул Д.Н. Рационализм и наука Нового времени // Вопросы философии. 1997. — № 12.
- Ракитов А.И. Рациональность и теоретическое знание // Вопросы философии. 1983.
- Рациональность науки и практики: закономерности сближения: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989.105
- Резванов C.B., Драч Г. В., Коротец И. Д. и др. Человек. Культура. Общество. Ростов н/Д: Логос, 1993.
- Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. — № 2.
- Розин В. Предмет, концепция, направление изучения // Alma mater. 1991. — № 1.
- Розин В. Ценности и образование // Aima mater. 1991. — № 12.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Руссо Ж.-Ж. Пед. соч.: В 2 т. / Под ред. Г. И. Джибладзе. М., 1981. Т.1.
- Руткевич М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.
- Рутманис К.В. Идеал рациональности в философии. Рига: Зи-натне, 1990.
- Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
- Словарь античности / Пер. с нем. М.: Эллис Лас- Прогресс, 1993.
- Слуцкий М.С. Динамика структуры и совершенствования современного образования. М., 1996.
- Современный философский словарь / Под ред. В.Кемерова. М., 1996.
- Сохань Л.В., Тихонович В. А., Донченко Е. А. и др. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологических исследований. Киев: Наукова думка, 1988.
- Социальная природа познания, теоретические предпосылки и проблемы. М.: Наука, 1979.10 613 7. Социально-философские проблемы современного образования. -М.: Знание, 1986.
- Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М.: Политиздат, 1960.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. МО. Степин B.C. Деятельностная концепция знания (дискуссии с
- И.Алексеевым) // Вопросы философии. 1991. — № 8.
- Степин B.C. Научное знание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. — № 10.
- Сулима И. Диалог времен и культур // Нар. образование. 1997. — № 9.
- Ткачев П.Н. Очерки по истории рационализма // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1980. — Вып.25.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М., 1978.
- Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1961. -Т.4.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С.Аве-ринцева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994.
- Фролов Э.Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
- Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
- Холодная М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное развитие личности // Педагогика. 1998. — № 1.
- Хьел Л., Зинглер Д. Теории личности (Основные положения. Исследования и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Чанышев А.И. Аристотель. 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1987.107
- Чанышев А.И. Начало философии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
- Чанышев А.Н. Италийская философия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
- Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. — № 9.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.
- Шаповалов В. Человеческая внерациональность и свобода личности // Свободная мысль. 1994. — № 1.
- Шварцман К.Л. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989.
- Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. — № 6.
- Швырев B.C. Человек и рациональность // Человек. 1997. -№ 6.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Магистр, 1997.
- Шелер М. Формы знания и образование // Человек. 1992. -№ 4−5.
- Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1999.
- Щеглов А. Массовое сознание: в поисках синтеза // Aima mater. 1998. -№ 12.