Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Антропологические проблемы философии религии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эманационпая теория природы человеческой души была наиболее популярна в античной культуре, представленной Платоном, Плотином и гностиками. Так, например, у натурфилософов душа есть эманационная модификация субстанциональной природной стихии. Поэтому у Гераклита душа есть производное состояние от огня, у Фалеса — от воды, у Демокрита, Эпикура — от атомов и т. д. Платон в «Тимее» рисует картину… Читать ещё >

Антропологические проблемы философии религии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каково происхождение души?

Для выявления природы души в некоторых самых популярных религиях вначале попытаемся дать самое общее определение душе. Душа есть модифицированное или видоизмененное состояние божественного Абсолюта, который по разным причинам (в христианстве — по свободному волеизъявлению, в античных религиях — по непреодолимой необходимости) создает свое подобие, сохраняющее в себе природу Бога (имманентные для сознания человека религии) либо утрачивающее ее (трансцендентные религии). Высочайшей задачей души почти во всех религиях становится попытка осознать свою природу и вернуть себя в первоначальное состояние единения с Богом либо приблизить себя к нему.

В истории религиозных учений обнаруживаются различные подходы в осознании происхождения души. Остановимся на самых популярных из них: иллюзионизме, креационизме, генерационизме, эманационизме.

Иллюзионистская концепция происхождения человеческой души наиболее популярна в древних религиях Востока, утверждавших, что души человека нет. Следовательно, ее природа — абсолютно иллюзорна. Так, буддизм хинаяны полагает, что реальностью выступают только волнующиеся дхармы, создающие картину того, чего на самом деле нет. Мир, тело человека и его душа являются проявлением возбужденного состояния метафизических частиц, истинная и конечная природа которых — это пустота нирваны. Адвайта-веданта Шанкары придерживается того же мнения, с той лишь разницей, что здесь Бог — Брахман, засыпая, видит сон — иллюзорную картину мира с населяющими его людьми, невежество которых (авидья) заключается в том, что они полагают, будто существуют. Однако иллюзия существования всего рассеивается в тот же миг, как только Брахман возвращает себе свою бодрствующую природу, обнаруживающую себя в пустоте, бесконечности и абсолютном покое.

Креационистская концепция происхождения души человека обнаруживается в мистико-апофатических учениях христианства. Здесь подлинной ее природой выступает божественное Ничто. Авторитетнейшими основаниями для подобной трактовки становится в Библии книга Бытия и полулегендарная личность, существовавшая «на стыке» двух культур — античной и средневековой, Дионисий Ареопагит. Мейстер Экхарт в своих «Проповедях» излагает, что божественное «ничто» бесконечно, а Бог един. Следовательно, для того чтобы сделать свое подобие, Творец не имел иного материала кроме «ничто», которое становится глубинной субстанцией всякой разумной твари. Это значит, «ничто» выступает не только тайной обителью души, но даже проявляет себя в ней в виде высшего разума.

Однако еще раньше, со второй половины IV века идеи креационизма получили свою идеологическую поддержку христианской церковью на V-м Вселенском Соборе, где осуждались идеи античного и восточного метемпсихоза. Утверждалось, что душа творится Богом вместе с телом. И если душа создается Богом непосредственно из «ничто», то тело — опосредованно, из земли. Более подробно это учение излагается у Св. Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении веры» (Кн. II, гл. 12, с. 79−80).

Концепция генерационизма (иначе — традуционизма) в раннем христианстве конкурировала с теорией креационизма и даже в некоторых фрагментах стала превосходить ее. Так, генерационизм утверждал, что поскольку все происходит по естественному закону — путем взаимного рождения одного от другого, то не является исключением и человеческая душа. И подобно тому, как от одного пламени можно зажечь другое, третье и так до бесконечности, то же происходит и с душами людей, размножение которых осуществляется не только телесно, но и душевно, сохраняя, таким образом, генетическое родство со своими прародителями. Генерационная модель объясняла важнейший догмат христианства — наследственный переход первородного греха от поколения к поколению. Горячим сторонником подобного подхода был, например, Тертуллиан. В своем трактате «О душе» он полагает, что в акте зачатия участвуют как тело, так и душа. Потому в результате полового акта появляется семя душевное и семя телесное. Находясь первоначально в смешанном состоянии, эти два вида семени, развиваясь, определяются и обособляются для образования тела — из телесного семени, и души — из душевного семени. Поддерживал эту позицию и Макарий Великий в «Беседах» (30, § 2). Григорий Нисский в равной мере придерживался теории креационизма и генерационизма (Немезий Эмесский. О природе человека. — М" 1998. — С. 352).

Эманационпая теория природы человеческой души была наиболее популярна в античной культуре, представленной Платоном, Плотином и гностиками. Так, например, у натурфилософов душа есть эманационная модификация субстанциональной природной стихии. Поэтому у Гераклита душа есть производное состояние от огня, у Фалеса — от воды, у Демокрита, Эпикура — от атомов и т. д. Платон в «Тимее» рисует картину, где души всех существ обязаны своему существованию единой Мировой Душе, которая, вращая шарообразную вселенную, каждой своей части — индивидуальной душе находит свое место в мироздании, образуя универсальный порядок — космос. Однако нагляднее всего эта концепция представлена манихеями. Они признают душу бессмертной, бестелесной и единственной. В процессе эманации мировая душа рассеивает себя в единичных предметах, рождая раздельное существование одушевленных и неодушевленных тел. Причем в одушевленных телах ее количество больше, в неодушевленных — меньше. Так что все души — это части иерархии единой Мировой души. Здесь самые высокие души возвращают себе ее целостность. А самые низкие, оскверненные материей, вселяются в тела животных и растений, уменьшая свою долю участия в ней. Это значит, что чем больше индивидуальных душ, тем больше они страдают от материального мира. Однако, сохраняя свое бессмертие из-за принадлежности к Единой Мировой душе, они по причине своего невежества наказываются переселением из одного тела в другое. И это будет происходить до тех пор, пока они не уразумят свою подлинную природу и не вернут себе целостность и единство Мировой души.

Все это свидетельствует о том, что различные религии, имеющие в своем основании несхожие представления о божественном Абсолюте, констатируют соответствующие своему первоначалу теории происхождения человеческой души. Но вместе с тем в рамках даже одной религии (например, христианства) в процессе ее формирования велись ожесточенные споры о подлинности ее природы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой