Фольклорно-дидактическая среда как средство личностно-профессионального развития учителя начальных классов: На материале английского языка
Педагогическими условиями организации фольклорно-дидактической среды, способствующими повышению эффективности личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы выступают: проектирование на занятиях творческих форм воссоздания фольклора, закреплённых в определённых жанрах социально-культурного опыта, на основе сочетания поведенческих, когнитивных… Читать ещё >
Содержание
- Методы
- Результат
I этап диагностика уровня иноязычной компетентности- формирование положительной мотивации к коммуникации на иностранном языке актуализация знании, умений и навыков, ценностного отношения к коммуникации на иностранном языке и использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, скороговорки, стихи. репродуктивные упражнения: презеитативные, имитативные, трансформационные, подстановочные субъект с положительной мотивацией к коммуникативной культуре- позитивное отношение к иноязычной культуре
II этап приближение мотива к цели деятельности, формирование индивидуальных навыков и умений системное владение коммуникативными и собственно языковыми знаниями и умениями речевые игры, песни, танцы) учебно-речевые туации си
Субъект, обладающий коммуникативными, языковыми, познавательными, проектировочными, лингвокультурологическими, игровыми и актёрскими знаниями и умениями
III этап совпадение мотива и цели деятельности, рефлексия профессиональных навыков самостоятельная целереализация стимулирование творческих способностей: творческие упражнения: работа со сказкой, фольклорные праздники, инсценировки), отработка методических умений субъект с высоким уровнем иноязычной компетентности и коммуникативной культуры, способный самостоятельно моделировать свою профессиональную деятельность, свободно владеющий иностранным языком- обладающий активностью, инициативностью и эвристичностью.
Высокий
Средний
Низкий
Схема 1. Социокультурный портрет героев зарубежных УМК:
Схема 2. Персонажи отечественных УМК:
Таблица 1. Герои отечественных и зарубежных УМК:
ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УМК ЗАРУБЕЖНЫЕ УМК
Прототипы младших школьников Ken, Kev, Poppy, Suzan. Tanya, Oliver, Michael, Paul, Pat, Becky, Carol, Andrew
Фантастические существа — Supersnake, Monster Family
Роботы — Zoko the Robot
Любимые животные — Butch (a dog), Max (a cat), Ruppert (a parrot), Slow (a turtle), a snake, a mouse
Литературные персонажи Шерлок Холмс, Золушка, Маугли, Винни-Пух. Пятачок, Кот в Сапогах, Хоббит
Герои мультфильмов Мишки Гамми, Кот Матро-скин, Пёс Шарик
Таблица 2. Тематическое наполнение отечественных и зарубежных УМК
Тематическое наполнение
ЗАРУБЕЖНЫЕ УМК ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УМК
1. Представление себя и членов своей семьи «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «Enjoy English — 1- 2», «English — 2- 4».
2. Дом, жилище, окружающая среда «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «Enjoy English-2»
3.Путешествие, посещение новых мест «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «English — 3»
4. Погода 4.1 Времена гола 4.2 Природа «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «English — 3», «Enjoy English — 1»
5. Покупки «Snap!», «English Together», «Big Red Bus» «Enjoy English — 1−2»
6. Жизнь школьника 6.1 Учебные предметы 6.2 Школьный день «Stepping Stones», Big Red Bus" «Enjoy English — 1−2». «English — 3»
6.3 Любимые предметы
7. Здоровье и правила гигиены. Посещение доктора «English Together', «Snap!», «Chatterbox».
8. Досуг 8.1 Занятия спортом 8.2 Праздники «Big Red Bus» «English — 3»
9. Питание «Chatterbox», «English Together» «Enjoy English — 1», «English — 3»
Спецкурс:
Курс состоит из введения и двух разделов.
Введение определяет предмет и задачи курса, цель программы, организационные методы проведения занятий, понятийный аппарат, требования к слушателям, перечень знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть студенты.
Первый раздел «Внеклассная работа по ИЯ с младшими школьниками как часть системы иноязычного образования» знакомит с психолого-педагогическими, культурологическими, организационными основами внеклассной работы по ИЯ.
Второй раздел «Методика приобщения младших школьников к культуре страны изучаемого языка в процессе внеклассной работы» Раскрывает технологические правила и приёмы организации основных форм внеклассной работы по ИЯ: постоянных (кружков, клубов, лабораторий) и периодических: соревновательных (конкурсов, КВН, Олимпиад), культурно-массовых (праздников, концертов, фестивалей). Изучение курса предполагает связь лекционных и практических занятий. На практических занятиях углубляется знание теории, формируются необходимые умения для проведения различных форм внеклассной работы по ИЯ. Спецкурс с помощью творческих заданий, обучающих игр и тренингов нацеливает студентов на самостоятельную творческую деятельность.
Программа курса включает изучение следующих тем: раздел:
1.Вводная лекция. Английский фольклор.
2. Знакомство с писателями страны изучаемого языка:11ис1уагс1 Kipling, Beatrice Potter, Louisa May Alcott, Lewis Carroll, James Barrie.
3. Сказки «The Donkey, the Table and the Club», «Cap O’Rushes», «A Little Brownie», «Locked Water», Jack lazy-bones.
4.Народные песни «The Farmer and the Seeds», «The Woodcutter.
5.Английские детские песни: праздничные («My Dear Mummy», «Happy Birthday to you»), сезонные песни («Snow- Flakes», «Welcome, Summer», Spring Rain), песни о животных («Baa, Baa, Black Sheep», «Our Puppies», «Pretty Little Pussy-Cat»,) — песни — сказки «Three Little Pigs», «Polly, Put The Kettle On».
6.Музыкальные игры («Hide- and — seek», «Thee Billy Goats», «Cat — and -Mouse»).
7.Считалки: Roud about the rosrbush, three steps, four steps, all the little boys and girls are sitting on the doorsteps.
8.Рифмовки: Rain, rain, go to Spain / Never show your face again.
П раздел:
8.Технология работы с рифмованным материалом.
9.Наглядность как приём запоминания материала.
Ю.Языковые и речевые игры (дидактические игры «Лото», «Домино», «Бинго», «Квартет», «Пирамида», игры с кубиками и фишками, ассоциативные игры с карточками, предметами, моделями).
11. Подвижные игры.
12. Шотландская и Ирландская поэзия на уроке английского языка. И. Методика подготовки инсценирования аутентичной сказки.
Учебные занятия курса проводятся в форме лекций, практических занятий и лабораторных практикумов. На обзорных занятиях студенты знакомятся с английскими народными сказками. На практических занятиях отрабатываются языковые и речевые навыки, студентам предлагается также самостоятельное знакомство с английским фольклором. В качестве домашнего чтения рекомендуются известные ирландские сказки: «The Thirteenth Son of the King of Erin», «The Three Daughters of the King of the East, and the Son of a King in Erin».
GUIDE ТО THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS
PART ONE
OBJECTIVE: to familiarize students with English proverbs
MATERIALS: worksheet with a list of incomplete proverbs
LEVEL: first course
TIME: 15−20 minutes
SUGGESTIONS ON HOW TO USE THIS ACTIVITY:
1. I find this useful as a warm-up activity to Part Two- it lets the teacher see if students are familiar with the concept of proverbs and allows them to relate proverbs from their first language to the ones used in the activity.
2. This activity works well when it is done individually, in pairs, or in small groups (3−4 students per group) — I find with lower level students that the activity works better to have them work with a partner or in groups. Give them enough time to complete the exercise.
3. Combine groups for further discussion. Monitor the class to make sure the students are speaking English and are staying on task.
4. Ask the class to share the most interesting answers and write them on the blackboard.
Щ THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS
PART ONE How well do you know proverbs in English? Try and guess the missing part of the phrases.
1. A penny saved is
2. Good fences make
Ф 3. Look before
4. Every cloud has
5. An apple a day
6. It’s better to give than i
7. There’s no use crying
8. When in Rome,
9. You can’t teach an old dog
10. The early bird catches
11. A stitch in time
12. Curiosity killed
GUIDE FOR THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS
PART TWO
OBJECTIVE: to discover cultural values through learning proverbs a worksheet with a list of proverbs in English first course 20−30 minutes
MATERIALS:
LEVEL:
TIME:
SUGGESTIONS ON HOW TO USE THIS ACTIVITY:
1. Ask your students to give the meaning of proverbs. Explain the definition (an expression or saying that teaches one a moral value), and then distribute the worksheets.
2. Go over the instructions with the students- they are to work individually. Give them enough time to complete the exercise
3. Divide the students into small groups of three or four (this can also be done in pairs or larger groups) and ask them to compare and discuss their answers.
4. Have each group share their answers with the rest of the class.
With lower level students, you can provide them with a list of values that are possible answers- these should be discussed to make sure the students understand the meanings of the values.
Examples of Values: precaution persistence, adaptability, practicality, optimism, thrift/economy, privacy, generosity, health, punctuality/promptness.
As a follow-up activity, ask the students to write down other proverbs they know in English and their meanings. Or ask the students to make a list of proverbs from their own culture and then compare those to the English ones. Some of the students may know proverbs from other cultures and could share those as well.
Список литературы
- Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Адам JI. О некоторых ладообразованиях в современной музыке // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. I, М., 1976. С. 69 — 90. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1985. -448с.
- Алексеев Э.А. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. — 237с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1. и 2 М.: Музыка, 1971.-375с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
- Амонашвили Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Просвещение 1996.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. Английская и шотландская народная баллада: Сборник./Сост. JT.M. Арин-штейн. На анг.яз. с параллельным русским текстом. — М.: Радуга. — 1988. -512с.
- Аристотель. О душе. М., 1937. — С.42.
- Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре (к определению понятия жанра и его признаков) «Русский фольклор»: специфика фольклорных жанров. М. — Д.: Наука, 1966. — С.28 — 42.
- Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста//Советская педагогика. 1977. № 5. — С.100 — 108. Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В. И. Мирясова. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.-46, 2. е.: ил.
- Белобородова В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
- Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.— М.: Просвещение, 1965.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград, 2000. — С.283 -289.
- Бердичевский A.JI. Концепция подготовки учителя ИЯ // Иностранный язык в школе.- 1990.- № 4.- С.94−100.
- Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. Библер B.C. Культура: диалог культур// Вопросы философии. — 1989. — № 6. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука//ИЯШ. — 1988. — № 4. -С.3−9.
- Бим И. Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса//ИЯШ. — 1996. № 1. — С. 48−52.
- Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л., 1962.
- Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пенияМ.- Л.: Просвещение, 1964- 104с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов.-Л., 1984.
- Бодалёв А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М —В., 1995. Большой энциклопедический словарь БЭС. под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.- Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456с: ил.- С. 784.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф.. Дис. докт. пед. наук. Л., 1981.
- Буре Р.С. Воспитание положительного отношения к учению//Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. — С. 94 — 104. Буслаев Ф. И. Русский фольклор. — М., 1861.
- Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. к. п. наук, Оренбург, 1999. 18с.
- Василиса Прекрасная/Vasilisa the Beautiful. Русские сказки на английском языке. М.: Прогресс, 1981.-214с.
- Ваулина Ю.Л., Фрейдина E.JI. учебное пособие по английскому языку для неязыковых вузов. М., 1989.
- Веккер JI.M. Психические процессы. JI, 1976. Т.2. — 344с. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М., 1968. — 415с. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. М., 1980
- Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения.— М.: Знание, 1983.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. Яз., 1983.-269с.
- Вершинина Г. Б. Детское слово о музыке: (теория и практика обучения на уроке развития речи)/Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина- Новокузнец. гос.пед.ин-т.-Новокузнецк. 1995 -230с.
- Вершинина Г. Б. Использование музыки на уроках русского языка: пособие к спецкурсу/Г.Б.Вершинина-Кемерово, 1987.
- Виноградов В.В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культу-ры//Вопросы языкознания. 1961. № 4.
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Изд-во ВСО РГО, 1926, -30с.
- Гварджаладзе И.С., Мчедлишвили Д. И. Английские пословицы и поговорки (на английском языке). -М.: Издательство «Высшая школа». 1971. — 77с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.(В поисках практика-ориентированных образовательных концепций) — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Гильмеева Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: Автореферат дис. док.пед.наук -Казань, 1999.-45с.
- Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976— 495с.
- Государственный Образовательный стандарт Высшего профессионального образования специальности 31 200 педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью, номер гос. регистр.383 пед / спец. От 14.04.2000.-М., 2000 19с.
- Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию (пер. с нем.)/ В. фон Гумбольдт: под ред. и с предисловием Г. В. Рамишвили М: Прогресс, 1984. -400с., С. 349.
- Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. — М., 1985. Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков.— Владимир: Изд-во Влад. гос. пед. ин-та им. П. И. Лебедева-Полянского, 1980.
- Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Издат. «Наука» 1966, 364с. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: В кн. Возрастная и педагогическая психология/Ред. А. В. Петровский. -М.: Просвещение, 1979.— Гл. IV.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности/ТВ опросы психологии. 1984. № 4.
- Долгжанский А.Н. Некоторые вопросы теории лада. // Проблемы лада. -М.Д972.-С.8−34.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995. — С.213. Джалагония Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии — 2001 -№ 1- С. 130−133.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. Учеб. Пособие для фак-тов журналистики и филолог, фак-тов ун-тов/Под ред. проф. А. А. Леонтьева -М.: Высшая школа, 1980. 224с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Издательство ЛГУ, 1974.- 112с.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (онаучных основах психологической службы).//Психол. журнал. 1980. — Т. 1. — № 2. — С.5−9.
- Замятин А.А., ЯмбарцевА.А. Классификация двух взаимодействующих цепочек символов. М., 1985, С. 165.
- Занков J1.B. /Ред. Обучение и развитие: Экспериментально-психологические исследования.— М.: Педагогика, 1975.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребёнка /Избр. психол. тр.—М.: Педагогика, 1986.— Т. 1.
- Земцовский И.И. Русская народная песня. М., 1964. — 65 с.
- Зимняя И.А., Ильинская Е. С. Психологический анализ урока иностранногоязыка//Иностр. языки в школе.— 1984.— № 3.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.— М.: Просвещение, 1985.-2-е изд.
- Зимняя И.А. Психологические основы формирования двуязычия//Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3 .- С. 27 -29. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.-222с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык. 1989.-219с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика .- 1997 № 5.— С.3−16.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание//Философия образования для XXI века. М., 1992.
- Ильинская Е.С. Об анализе учебного занятия по иностранному языку: Сб. Иностр. языки в высшей школе. — М.: 1977.— Вып. 12. Ирландские волшебные CKa3KH=Irish Fairy Tales/пособие подгот. Илья Франк. М.: ACT: Восток — Запад, 2006. — 318 2.с.
- Каверина Р.Д. Активные методы психологической подготовки торговых работников в профтехучилищах. Д.: ВНИИ профтехобразования, 1990. -44с. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
- Калугин В.И. Фольклор для детей от колыбельных до былин // Гуси-лебеди. -М., 1988.-с. 3−30.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М.: Просвещение, 1987.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Обзор. М., 1977.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения- Ростов/н Дону. Издательство «Феникс», 1996 512с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. -С Петербург «Детство — Пресс», — 2001.- 288с. Коллективная учебно-воспитательная деятельность школьников//Под ред. И. Б. Первина. — М., 1985.
- Костюк А.Г. Восприятие мелодии: Мелод. параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наук. Думка, 1986 — 189с.
- Князева Т.С. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки//Психологический журнал 2001 — Т.22, № 1.-С.123−127.
- Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., Высшая школа, 1991. 224с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике (Сер. педагогика и психология).—1979. — № 1.
- Леонтьев А.А. Психология общения.—Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком//ИЯШ. 1985. — № 5. — С. 24 — 29.
- Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность.—М.: Просвещение, 1969.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Рос. АН, институт психологии. М.: Наука, 1999. — 352с. Лосев А. Ф. Филисофия имени. — М., 1990. Лосский Н. О. Избранное. — М.: Правда, 1991. — 338с.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства.-СПб., 1994.
- Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе//Новые исследования в педагогических науках/Отв. ред. М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986.
- Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Дис. д-ра пед.наук. М.: МГПИ, 2001.
- Мазель Л.А., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания.-М.-Л., вып.-1934,вып.-2−1939.
- Мазель JI.А. Строение музыкальных произведений. М., 1970.
- Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки /
- Сост. В.Н. Морохин. М, 1979. — 287с.
- Мамардашвили М.К. Наука и культура//Методологические проблемы исто-рико-научных исследований. М., 1992.
- Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. М., Н-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157с. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения.— М.: Педагогика, 1974.
- Маркова А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии.—1987.—№ 5. Маслыко Е. А. Интенсивные курсы обучения английскому языку. Мн., Высшая школа, 1989. -240с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. Мифологический словарь. М., 1991.
- Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актёрского мастерства: Тренинг и муштра. М, «Сов.Россия», 1969. — 272с. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. — 928с., С. 843.
- Орлова Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореферат док. дис. психол. наук. М.: 1988. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев, 1975.
- Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания- Кишинев: Штиинца, 1988 154с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению.— М.: Просвещение, 1985.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.— М.: Просвещение, 1988.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. -223с.
- Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иноязычной культуре. — Липецк, 1991. 210 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -Пресс, 1998.-512с.
- Петросян А.Г. Некоторые методические аспекты. М., 1999. — Вып. 49. — С. 97−101.
- Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализа-ции//Психологические закономерности профессионализации. Ярославль, 1991.
- Подымова Л.С. Введение в инновационную педагогику: Уч. пособие. — Курск: КГПУ, 1994. 120с.
- Пропп В.Я. Специфика фольклора. Труды юбилейной научной сессии ЛГУ, Секция филолог, «Наука», 1946, С. 142.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.-324с., С. 21 — 22. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки. М.: Семиотика, 1983.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Протасова Б. Ю. Обучение иностранному языку дошкольников (образ теоретических концепций)//Ия.в школе. 1990. -№ 1. -С.38 -42. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1994.
- Рогова Г. В. Нравственное поведение и психологические закономерности его формирования в школьном образе: Автореф, дис. докт. пед. наук. Тбилиси, 1980.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988.-224с.
- Рогова Г. В., Сахарова Т. Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания ИЯ детям раннего возраста.//Иностранные языки в школе. 1990. -№ 6.-С. 78−82.
- Розин В.М. Психология судьбы: Программирование или творчество// Вопросы психологии. 1992. -№ 1.
- Розов П.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования//Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
- Рубинштейн С. JL Проблема способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии.—1960.— № 3.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946. — 604с.
- Руссо Ж—Ж. Эмиль, или о Воспитании// Педагогическое наследие. М., 1988,-с. 194−297.
- Рыжкин И. Классическая теория (Ж. Ф. Рамо)//И. Рыжкин, J1. Мазель. Очерки по истории теоретического музыкознания. ГМИ, ч.1 М., 1934, ч.2 — M.-JI. -1939.
- Самсонидзе JI.C. Особенности развития музыкального восприятия Тбилиси: Мецниереба, 1987−65с.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 224с.
- Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. 136с. СоссюрФ. Труды по языкознанию.— М.: Прогресс, 1977.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.— М.: Изд-во МГУ. 1975.
- Тендрякова М.В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности)//Мир психологии.- 2000 № 3- С. 113 — 121. Тер — Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер — Ми-насова. — М.: Слово/Slovo, 2000. — 261с., С.ЗЗ.
- Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Е. И. Негневицкой. М.: Просвещение, 1982. — 79с. Толстой А. Н. Полн. собр. соч., т. 14. -М., 1950, С. 161.
- Уорф Б.Л. Наука и языкознание//Новое в лингвистике. М.: ИЛ, 1960. Вып. 1.-С.169- 182.
- Ушакова О.В. Развитие связей речи.//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.-С. 169−181.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранного языка. Дис.. д-ра пед.наук. М., 1994.-475с.
- Хьюитт К. Понять Британию/ Understanding Britain (на английском языке). М.: «Perspective Publications Ltd», 1996. 265с.
- Царькова В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М., Просвещение, 1980.- 144с.
- Чередниченко Г. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.
- Чечотти В.А. История музыки. Киев, 1890.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996.
- Шатилов С.Ф., Саломатов К. И., Рабунский Е. С. Профессиограмма учителя иностранного языка.-М.: Минпрос РСФСР, 1977.
- Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.— М.: Наука, 1979.
- Шахнарович A.M. /Ред. сост. Психолингвистика.—М.: Прогресс, 1984. Шаховский В. И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации/Филологические науки. 1998. № 2.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.— М.: Знание, 1974.
- ЮНЕСКО и сохранение фольклора//Курьер. 1985. -№ 5. — С. 27. Яворский Б. Л. Социальное время. Рукописный архив. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ростовн/Д, 1980.
- Языкова Н.В. Процесс обучения иностранному языку как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя//Ин.яз. в школе. -1994. № 2. — С.49 — 54.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001, -365с., С. 14.
- Berlin В., Kay P. Universality and evolution of basic color terms/ Working paper № 1. Laboratory for language behavior research, University of California, Berkley, 1967.
- Bochner S. (ed.) Culture in Contact: Studies in Cross-cultural Interaction Oxf.: Pergamon Press, 1982. — 275 p.
- Byram M. Cultural Studies and Language Learning: a Research Report, Clevedon: Multilingual Matters, 1991.
- Graham C. Emotional Growth of Music. Madison /Conn/. 1986.
- Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning// International Journalof Intercultural Relations. 1996. № 10. P. 301−320.
- Holmes H. & Guild S. Role plays: Situational Exercises// D.S.Hoops & P. Ventura (Eds.) Intercultural Sourcebook: Cross-cultural Training Methodologies. Washington. D C. SIETAR. 1979.- P. 11−19.
- Jakobevits L.S. Foreign Language Learning. Rowley (Mass.): Newbury House Publishers, 1971.
- Maier I. «Deutche Volkskunde». Primarschulmaterialen. Goethe Institute. -Munchen, 1921.-80S.
- Miller G.A. Language and Communication. New -York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company, 1963.
- Seashore C.E. Psychology of music/ Carl E.Seashore. New York- London: McGraw-Hill Book Company, 1938.-408p.
- Shirts G. A Simulation Game. Chicago, Illinois: Intercultural Press, 1979.
- Wright T. Roles of Teachers and Learners.— Oxford: Oxford University Press, 1987.1. АНКЕТА1. Вопросы: Варианты ответов
- Да Скорее да, чем нет Не уверен, не знаю Скорее нет, чем да Нет
- Считаете ли Вы необходимым изучение ИЯ и другой культуры?
- Интересуетесь ли Вы духовным наследием страны изучаемого языка?
- Считаете ли Вы, что знания о ценностях культуры смогут пригодиться Вам в жизни?
- Удовлетворены ли Вы сегодня своими знаниями?
- Хотите ли Вы обогатить их?
- Нравятся ли Вам традиции и обычаи страны изучаемого языка?
- Считаете ли Вы такие ценности как Истина, Добро и Красота общечеловеческими.
- Считаете ли Вы необходимым изучение в ВУЗе материала по ценностям культур?
- Как Вы полагаете, смогут ли ценности, их присвоение изменить Вашу жизнь?1. АНКЕТА
- Считаете ли Вы, что Вы имеете достаточную лингвистическую подготовку по иностранному языку?
- Укажите, в каком аспекте Вы ощущаете нехватку знаний, умений и навыков.
- Какие трудности Вы испытываете в освоении иностранного языка?
- Каково Ваше отношение к неудачам и трудностям (ищете ошибки, стараетесь их преодолеть, тяжело переживаете неудачи и трудности).
- Оцените степень затруднений в освоении иностранного языка по следующей шкале:3 значительная степень затруднений, 2 -средняя, 1 — незначительная, 0 — нет затруднений.
- Рис. 1 Модель личностно-профессионального развития студента средствами фольклорно-дидактической среды1. Цель