Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Фольклорно-дидактическая среда как средство личностно-профессионального развития учителя начальных классов: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими условиями организации фольклорно-дидактической среды, способствующими повышению эффективности личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы выступают: проектирование на занятиях творческих форм воссоздания фольклора, закреплённых в определённых жанрах социально-культурного опыта, на основе сочетания поведенческих, когнитивных… Читать ещё >

Содержание

  • Методы
  • Результат

I этап диагностика уровня иноязычной компетентности- формирование положительной мотивации к коммуникации на иностранном языке актуализация знании, умений и навыков, ценностного отношения к коммуникации на иностранном языке и использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, скороговорки, стихи. репродуктивные упражнения: презеитативные, имитативные, трансформационные, подстановочные субъект с положительной мотивацией к коммуникативной культуре- позитивное отношение к иноязычной культуре

II этап приближение мотива к цели деятельности, формирование индивидуальных навыков и умений системное владение коммуникативными и собственно языковыми знаниями и умениями речевые игры, песни, танцы) учебно-речевые туации си

Субъект, обладающий коммуникативными, языковыми, познавательными, проектировочными, лингвокультурологическими, игровыми и актёрскими знаниями и умениями

III этап совпадение мотива и цели деятельности, рефлексия профессиональных навыков самостоятельная целереализация стимулирование творческих способностей: творческие упражнения: работа со сказкой, фольклорные праздники, инсценировки), отработка методических умений субъект с высоким уровнем иноязычной компетентности и коммуникативной культуры, способный самостоятельно моделировать свою профессиональную деятельность, свободно владеющий иностранным языком- обладающий активностью, инициативностью и эвристичностью.

Высокий

Средний

Низкий

Схема 1. Социокультурный портрет героев зарубежных УМК:

Схема 2. Персонажи отечественных УМК:

Таблица 1. Герои отечественных и зарубежных УМК:

ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УМК ЗАРУБЕЖНЫЕ УМК

Прототипы младших школьников Ken, Kev, Poppy, Suzan. Tanya, Oliver, Michael, Paul, Pat, Becky, Carol, Andrew

Фантастические существа — Supersnake, Monster Family

Роботы — Zoko the Robot

Любимые животные — Butch (a dog), Max (a cat), Ruppert (a parrot), Slow (a turtle), a snake, a mouse

Литературные персонажи Шерлок Холмс, Золушка, Маугли, Винни-Пух. Пятачок, Кот в Сапогах, Хоббит

Герои мультфильмов Мишки Гамми, Кот Матро-скин, Пёс Шарик

Таблица 2. Тематическое наполнение отечественных и зарубежных УМК

Тематическое наполнение

ЗАРУБЕЖНЫЕ УМК ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УМК

1. Представление себя и членов своей семьи «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «Enjoy English — 1- 2», «English — 2- 4».

2. Дом, жилище, окружающая среда «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «Enjoy English-2»

3.Путешествие, посещение новых мест «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «English — 3»

4. Погода 4.1 Времена гола 4.2 Природа «Stepping Stones», «English Together», «Big Red Bus», «Snap!», «Chatterbox» «English — 3», «Enjoy English — 1»

5. Покупки «Snap!», «English Together», «Big Red Bus» «Enjoy English — 1−2»

6. Жизнь школьника 6.1 Учебные предметы 6.2 Школьный день «Stepping Stones», Big Red Bus" «Enjoy English — 1−2». «English — 3»

6.3 Любимые предметы

7. Здоровье и правила гигиены. Посещение доктора «English Together', «Snap!», «Chatterbox».

8. Досуг 8.1 Занятия спортом 8.2 Праздники «Big Red Bus» «English — 3»

9. Питание «Chatterbox», «English Together» «Enjoy English — 1», «English — 3»

Спецкурс:

Курс состоит из введения и двух разделов.

Введение определяет предмет и задачи курса, цель программы, организационные методы проведения занятий, понятийный аппарат, требования к слушателям, перечень знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть студенты.

Первый раздел «Внеклассная работа по ИЯ с младшими школьниками как часть системы иноязычного образования» знакомит с психолого-педагогическими, культурологическими, организационными основами внеклассной работы по ИЯ.

Второй раздел «Методика приобщения младших школьников к культуре страны изучаемого языка в процессе внеклассной работы» Раскрывает технологические правила и приёмы организации основных форм внеклассной работы по ИЯ: постоянных (кружков, клубов, лабораторий) и периодических: соревновательных (конкурсов, КВН, Олимпиад), культурно-массовых (праздников, концертов, фестивалей). Изучение курса предполагает связь лекционных и практических занятий. На практических занятиях углубляется знание теории, формируются необходимые умения для проведения различных форм внеклассной работы по ИЯ. Спецкурс с помощью творческих заданий, обучающих игр и тренингов нацеливает студентов на самостоятельную творческую деятельность.

Программа курса включает изучение следующих тем: раздел:

1.Вводная лекция. Английский фольклор.

2. Знакомство с писателями страны изучаемого языка:11ис1уагс1 Kipling, Beatrice Potter, Louisa May Alcott, Lewis Carroll, James Barrie.

3. Сказки «The Donkey, the Table and the Club», «Cap O’Rushes», «A Little Brownie», «Locked Water», Jack lazy-bones.

4.Народные песни «The Farmer and the Seeds», «The Woodcutter.

5.Английские детские песни: праздничные («My Dear Mummy», «Happy Birthday to you»), сезонные песни («Snow- Flakes», «Welcome, Summer», Spring Rain), песни о животных («Baa, Baa, Black Sheep», «Our Puppies», «Pretty Little Pussy-Cat»,) — песни — сказки «Three Little Pigs», «Polly, Put The Kettle On».

6.Музыкальные игры («Hide- and — seek», «Thee Billy Goats», «Cat — and -Mouse»).

7.Считалки: Roud about the rosrbush, three steps, four steps, all the little boys and girls are sitting on the doorsteps.

8.Рифмовки: Rain, rain, go to Spain / Never show your face again.

П раздел:

8.Технология работы с рифмованным материалом.

9.Наглядность как приём запоминания материала.

Ю.Языковые и речевые игры (дидактические игры «Лото», «Домино», «Бинго», «Квартет», «Пирамида», игры с кубиками и фишками, ассоциативные игры с карточками, предметами, моделями).

11. Подвижные игры.

12. Шотландская и Ирландская поэзия на уроке английского языка. И. Методика подготовки инсценирования аутентичной сказки.

Учебные занятия курса проводятся в форме лекций, практических занятий и лабораторных практикумов. На обзорных занятиях студенты знакомятся с английскими народными сказками. На практических занятиях отрабатываются языковые и речевые навыки, студентам предлагается также самостоятельное знакомство с английским фольклором. В качестве домашнего чтения рекомендуются известные ирландские сказки: «The Thirteenth Son of the King of Erin», «The Three Daughters of the King of the East, and the Son of a King in Erin».

GUIDE ТО THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS

PART ONE

OBJECTIVE: to familiarize students with English proverbs

MATERIALS: worksheet with a list of incomplete proverbs

LEVEL: first course

TIME: 15−20 minutes

SUGGESTIONS ON HOW TO USE THIS ACTIVITY:

1. I find this useful as a warm-up activity to Part Two- it lets the teacher see if students are familiar with the concept of proverbs and allows them to relate proverbs from their first language to the ones used in the activity.

2. This activity works well when it is done individually, in pairs, or in small groups (3−4 students per group) — I find with lower level students that the activity works better to have them work with a partner or in groups. Give them enough time to complete the exercise.

3. Combine groups for further discussion. Monitor the class to make sure the students are speaking English and are staying on task.

4. Ask the class to share the most interesting answers and write them on the blackboard.

Щ THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS

PART ONE How well do you know proverbs in English? Try and guess the missing part of the phrases.

1. A penny saved is

2. Good fences make

Ф 3. Look before

4. Every cloud has

5. An apple a day

6. It’s better to give than i

7. There’s no use crying

8. When in Rome,

9. You can’t teach an old dog

10. The early bird catches

11. A stitch in time

12. Curiosity killed

GUIDE FOR THE CULTURAL VALUE OF PROVERBS

PART TWO

OBJECTIVE: to discover cultural values through learning proverbs a worksheet with a list of proverbs in English first course 20−30 minutes

MATERIALS:

LEVEL:

TIME:

SUGGESTIONS ON HOW TO USE THIS ACTIVITY:

1. Ask your students to give the meaning of proverbs. Explain the definition (an expression or saying that teaches one a moral value), and then distribute the worksheets.

2. Go over the instructions with the students- they are to work individually. Give them enough time to complete the exercise

3. Divide the students into small groups of three or four (this can also be done in pairs or larger groups) and ask them to compare and discuss their answers.

4. Have each group share their answers with the rest of the class.

With lower level students, you can provide them with a list of values that are possible answers- these should be discussed to make sure the students understand the meanings of the values.

Examples of Values: precaution persistence, adaptability, practicality, optimism, thrift/economy, privacy, generosity, health, punctuality/promptness.

As a follow-up activity, ask the students to write down other proverbs they know in English and their meanings. Or ask the students to make a list of proverbs from their own culture and then compare those to the English ones. Some of the students may know proverbs from other cultures and could share those as well.

Фольклорно-дидактическая среда как средство личностно-профессионального развития учителя начальных классов: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Модернизация современного высшего образования в России предполагает переход на двухступенчатую подготовку педагогических кадров в системе «бакалавриат-магистратура». В связи с этим возникает потребность в переосмыслении традиционных подходов к подготовке учителя начальных классов, в разработке учебных планов, программ, содержания, технологий обучения студентов по новым специальностям: учитель иностранного языка для начальной школы, учитель информатики для начальной школы.

Данное исследование, отражая вышеперечисленные тенденции, посвящено изучению педагогических условий моделирования фольклорно-дидактической среды как фактора личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальных классов.

В отечественной педагогике и психологии широко освещаются вопросы сущности, критериев, этапов и условий личностно-профессионального развития специалиста (Б.Г.Ананьев, В. Е. Анисимов, Н. К. Бакланова, А. А. Бодалёв, М. А. Валеева, А. А. Деркач, З. Ф. Есарева, Ю. М. Забродин, Е. М. Иванова, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, Р. Д. Каверина, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, JT.M. Митина, Ю. П. Поваренков, Е. Э. Смирнова, В. А. Храпик и др.).

Особый интерес в рамках нашего исследования представляют акмеоло-гические концепции личностно-профессионального развития учителя начальных классов в системе высшего образования (М.П.Зайковская, Е. А. Ларина, Л. И. Мищенко, Л.С. Подымова) и развития профессиональной культуры (Н.И. Лифинцева).

Однако, эти и другие исследования, отражая механизмы, закономерности развития будущего учителя начальных классов, недостаточно раскрывают особенности личностно-профессионального развития студентов посредством фольклорно-дидактической среды.

В исследованиях М. Д. Виноградовой, A.M. Матюшкина, И. Б. Первина, А. Г. Петросяна и др. убедительно доказана эффективность использования групповых форм обучения в формировании творческого мышления будущего учителя. Коллективно-творческая работа студентов влияет на мотивы учения, способствует возникновению такой системы межличностных отношений, при которой индивидуальные успехи каждого становятся заботой всего коллектива, способствуя развитию эмпатийных тенденций. Фольклор предполагает коллективные формы взаимодействия.

Значение фольклора в нравственном воспитании личности, его влияние на формирование духовных и эстетических ценностей, традиций, культуры, национального самосознания отражено в работах Г. С. Виноградова, Е. С. Галанжиной, И. И. Земцовского, М. Н. Мельникова, А. Ф. Некрыловой, Л. П. Новицкой, Е. К. Орловой. По их мнению, нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны нам предшествующими поколениями. Поступательное движение в науке и культуре всегда основывалось на преемственности опыта и традиций, на перекличке эпох.

В процессе воспитания и развития средствами фольклора важно, чтобы человек (ребёнок, студент) не просто пассивно воспринимал информацию о культуре своего народа, а как бы «проживал» её, был «погружён» в народное творчество, вплотную соприкасался с элементами народной культуры.

С нашей точки зрения, идея создания подготовленной фольклорно-дидактической среды может оказаться эффективной при разрешении проблемы личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы, т.к. это создаёт возможность «погрузиться» в фольклор как целостное явление культуры.

Теоретический анализ литературы, изучение опыта профессиональной деятельности и профессиональней подготовки студентов в вузе позволили обнаружить противоречие между потребностью практики в разработке проблемы личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы и теоретическим и методическим обеспечением подготовки специалистов данного профиля средствами фольклорно-дидактической среды.

С учётом изложенного выше был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы научно-методические предпосылки личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы посредством использования фольклорно-дидактической среды. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — процесс личностно-профессионального развития учителя начальных классов.

Предмет исследования — педагогические условия моделирования фольклорно-дидактической среды как средства личностно-профессионального развития учителя иностранного языка начальной школы.

В соответствии с обозначенной проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность, содержательную характеристику и структуру фольклорно-дидактической среды.

2. Определить основные критерии и сущность личностно-профессионального развития будущего учителя иностранного языка для начальной школы.

3. Разработать модель организации фольклорно-дидактической среды в процессе иноязычного образования.

4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности личностно-профессионального развития студентов средствами фольклорно-дидактической среды.

В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эффективное личностно-профессиональное развитие студентов на основе фольклорно-дидактической среды в процессе изучения иностранного языка возможно при соблюдении следующих педагогических условий: создание специально организованных учебных ситуаций, учитывающих особенности воздействия произведений фольклора на личность обучающихсяорганизация на занятиях творческих форм воссоздания фольклора, закреплённых в определённых жанрах социально-культурного опыта, на основе сочетания поведенческих, когнитивных и личностно-ориентированных способов деятельностиорганизация усвоения учебного материала за счёт проживания эмоционального опыта в ходе общения со сверстниками, вариативности, импровизационности воспроизведения учебного материалаприобретение социальных навыков в ходе воссоздания каких-либо жанров фольклораусвоение новых форм поведения, а также осознанное отношение к национальной культуре.

Общая методология исследования базируется на фундаментальных философских положениях о целостности и взаимосвязи элементов человеческой культуры, о сущности личности, языка и образования. В основу построения научной концепции положены идеи развития гуманитарной культуры личности в образовании (Л.П.Буева, Э. В. Ильенкова, М. С. Каган, И. А. Колесникова, Ю.М.Лотман) — концепции развития образования (Е.П.Белозерцев, Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, В. П. Кузовлёв,.

B.С.Леднёв, В. М. Розин, П. С. Розов, В. Д. Шадриков и др.) — психологические теории К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева,.

C.Л.Рубинштейна и др.- исследования об общении и отношениях личности (А.А. Бодалёв, В.А.Кан-Калик, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев и др.) — идеи осмысления проблемы духовных ценностей в работах М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, М. С. Кагана, М. К. Мамардашвилиосвоения деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), развития языковой личности (Г.И.Богин, В. В. Виноградов, Т. М. Дридзе, Ю. Н. Караулов и др.).

В теоретическом плане исследование опирается на положение о языке как сложном системно-уровневом образовании, с помощью которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредствуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным способом человеческого общения, социализации и приобщения человека к культурно историческим ценностям (В.Гумбольдт, Ф. Де Соссюр, А. А. Потебня, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, С. Л. Рубинштейн, Л.В.Щерба) — основные идеи теории речевого развития ребёнка в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, О. В. Ушаковой, A.M. Шахнаровичасовременные подходы методики обучения иностранным языкам (И.Л.Бим, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, В. П. Кузовлёв, А. А. Леонтьев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Т. Е. Сахарова, В. П. Фурманова, И. И. Халеева, В. Б. Царькова, Н. В. Языкова и др.). Существенное значение для выработки концепции имели теоретические исследования об основе анализа фольклора в воспитании человека (И.И.Земцовского, А. Ф. Некрыловой, Л. П. Новицкой, Г. С. Виноградова, М. Н. Мельникова, Е. К. Орловойисследования в области образовательной среды (Е.П. Белозерцев, В. А. Ясвин, Н. Б. Крылова и др.).

Методы исследования. В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературыизучение и анализ процесса обучения по УМК в начальной школепедагогическое наблюдениегрупповые и индивидуальные беседыанкетированиеинтервьюированиеметод незаконченных сочиненийсоздание ситуаций морального выборапроведение дискуссийпедагогический эксперименткачественный и количественный анализ полученных в процессе экспериментальной работы результатов.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Курском государственном университете, средних общеобразовательных школах № 25, 44, 31 г. Курска, Курском педагогическом колледже.

Исследовательская работа осуществлялась по следующим этапам.

Первый этап (2000 — 2002гг.) — Анализ литературы по проблеме исследования, определение его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, разработка плана и инструментария, выдвижение первичных гипотез. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента, посвященного изучению профессионального роста студентов, как процесса и как результата, состояния мотивационной системы профессионального роста, анализ его результатов. Проверка и уточнение первичных гипотез.

Второй этап (2002 — 2004гг.) — Разработка и постановка формирующего эксперимента, посвященного изучению личностно-профессионального развития, как мотивационного ресурса профессионального роста студентов, интерпретация данных и анализ результатов исследования. Проверка и уточнение гипотез.

Третий этап (2004 — 2006 гг.) — Теоретическое осмысление результатов исследования. Обобщение и оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: уточнено содержание понятия «фольклорно-дидактическая среда» применительно к подготовке учителя иностранного языка для начальной школывыявлены особенности моделирования фольклорно-дидактической среды в учебном процессе педагогического вузаопределены критерии личностно-профессионального развития будущего учителя иностранного языка для начальной школывыделены и эмпирически проверены педагогические условия личностно-профессионального развития учителя начальной школы посредством фольклорно-дидактической среды.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что созданная модель фольклорно-дидактической среды как средства личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы углубляет представления о средствах психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности студентов, вносит вклад в разработку научно-методического обеспечения подготовки специалистов педагогического профиля на этапе бакалавриата.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы педагогического сопровождения личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы посредством фольклорно-дидактической среды. Результаты исследования используются в системе высшего педагогического образования, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при проведении курсов повышения квалификации учителей начальных классов.

Достоверность результатов исследовании обеспечена обоснованностью исходных методологических и теоретических положений, использованием совокупности методов, адекватных объекту, целям, задачам и логике исследования: сопоставлением полученных результатов с массовым опытом подготовки учителей иностранного языка для начальной школы.

На защиту выносятся следующие положения:

— Фольклорно-дидактическая среда — это универсальная педагогическая система влияний и условий обучения, создаваемая в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся на занятиях с целью усвоения учебного материала на основе народной культуры во всём многообразии её фольклорных проявлений.

— Особенности моделирования фольклорно-дидактической среды в учебном процессе педагогического вуза определяются спецификой воздействия различных форм фольклора на личность обучающегося. В качестве конституирующего образования на занятии выступает специально-организованная педагогом учебная ситуация, знание им особенностей фольклорно-дидактических материалов, осмысленное и чёткое целеполага-ние, предвосхищение результата воздействия данной ситуации на личность, прогнозирование в связи с этим определённого результата обучающего и развивающего воздействия.

— В качестве критериев сформированности личностно-профессионального развития студентов в процессе изучения иностранного языка были выделены следующие: мотивационно-ценностное отношение к изучению иностранного языка, стремление к разносторонней осведомлённости, интерес к иноязычной культуревладение способами решения учебных коммуникативных задач, способность к варьированию знаниями, профессиональным и социокультурным (фольклорным) опытом в ситуациях общения на иностранном языкесамостоятельность, необычность, остроумность предложенных учебных и методических решений на основе фольклорного материалаоткрытость, проявление восприимчивости и понимания самобытной культуры своего народа и страны изучаемого языка.

— Педагогическими условиями организации фольклорно-дидактической среды, способствующими повышению эффективности личностно-профессионального развития учителя иностранного языка для начальной школы выступают: проектирование на занятиях творческих форм воссоздания фольклора, закреплённых в определённых жанрах социально-культурного опыта, на основе сочетания поведенческих, когнитивных и личностно-ориентированных способов деятельностиорганизация усвоения учебного материала за счёт проживания эмоционального опыта в ходе общения со сверстниками, вариативности, импровизационности воспроизведения и учебного материалаприобретение социальных навыков в ходе воссоздания каких-либо жанров фольклораусвоение новых форм поведения, а также осознанное отношение к национальной культуре.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путём публикаций материалов автора в сборниках научно-практических конференций «Приоритеты, проблемы и перспективы языкового образования в России XXI века» (Борисоглебск, 2005 г.), научно-методическом семинаре Курского государственного педагогического университета «Реформирование школьного и вузовского образования и новые тенденции в преподавании иностранных языков» (Курск, 2002 г.), «Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления» (Курск, 2002 г.). Материалы исследования отражены в опубликованных тезисах и статьях, обсуждались на научно-практических семинарах. Основные идеи исследования внедрены в учебный процесс школ № 25, 44, 31 г. Курска, педагогический колледж, Курский государственный университет.

Цели и задачи исследования определили структуру и объём диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования доказывают правомерность выдвинутой гипотезы, показывают эффективность влияния фольклорно-дидактической среды на процесс личностно-профессионального развития будущего учителя иностранного языка для начальной школы.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что в целом заявленные гипотезы получили своё подтверждение как на уровне теоретических предположений, так и в практической деятельности.

Выдвинутое предположение о том, что фольклор как особая форма сознания и отражения действительности может быть эффективно использован в контексте задач личностно-профессионального развития студента — будущего учителя ИЯ начальных классов и подтверждается результатами анализа структуры и особенностей самого феномена.

Как известно, при осуществлении мероприятий психолого-педагогического воздействия широко используются различные методы и методики, на практике доказавшие свою эффективность. К ним относятся различные виды воздействия средствами искусства, элементы игротерапии, тренинги, в ходе которых используются частные методики. Анализ структуры феномена «Фольклор» показал, что его материалы содержат в себе все черты, характерные для вышеуказанных методов.

В ходе исследования было установлено, что изучаемый феномен полно и адекватно соответствует особенностям ведущей деятельности ребенка, сочетая игровые формы, обучение новому, опосредованное общением.

Таким образом, фольклор выступает как метод, материал которого максимально соответствует особенностям личностно-профессионального развития студента.

Опыт практического применения фольклорных материалов как метода показал, что для изучения эффективности воздействия возможно использование принятых в психологической практике основных критериев оценки успешности: достижение объективных и субъективно переживаемых изменений, устойчивость результата. Это даёт основания причислить фольклорно-дидактическую среду к числу методов, пригодных к использованию в практической деятельности. Поскольку выявлены, теоретически доказаны и практически подтверждены содержащиеся в методе предпосылки эффективного воздействия, данный метод может быть использован в системе высшего педагогического образования, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при проведении курсов повышения квалификации учителей начальных классов.

Вторая заявленная гипотеза о том, что особенностями моделирования фольклорно-дидактической среды в учебном процессе педагогического вуза определяются спецификой воздействия различных форм фольклора на личность обучающегося. Теоретический анализ модели и феномена фольклорно-дидактическая среда (понимаемого нами как универсальной педагогической системы влияний и условий обучения, создаваемой в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося на занятиях с целью усвоения учебного материала на основе народной культуры во всём многообразии её фольклорных проявлений), является синкретическим, целостным образованием, включающем в себя социальное и пространственно-предметное окружение.

В ходе практической части исследования получили подтверждения об эффективности использования исследуемого метода в практике психолого-педагогического воздействия на обучающегося. Изучение динамики изменения самооценки участников экспериментальной и контрольной групп, уровня языковой подготовки, креативности показали: изменения, произошедшие в результате применения фольклора, являются значимыми, объективно регистрируемыми, субъективно переживаемыми участниками группы.

Выявлено особое значение фольклора как метода воздействия, способствующего формированию аксиологического, технологического и творческого компонента.

На основании вышеизложенного представляется возможным наметить некоторые основные практические пути применения фольклорно-дидактической среды как средства личностно-профессионального развития будущего учителя.

В качестве метода иноязычного образования данный метод может быть использован в практике совместной работы психологов и педагогов учреждений среднего образования, как в виде образовательной программы, так и в форме тренингов, студийной, клубной работы.

Достойное место метод может занять как важная часть психолого-педагогического обеспечения (сопровождения) и оптимизации процесса обучения, где может быть использован также в виде тренингов, как форма организации досуга детей и подростков.

Особую область возможностей использования фольклорно-дидактической среды представляет реализация его модели в личностно-профессиональном развитии студентов — будущих учителей ИЯ начальной школы, где метод может выступать как форма целенаправленного воздействия на формирование этнической идентичности, образование устойчивых общественных представлений, взглядов, способствующих нормализации и оптимизации взаимоотношений больших групп людей.

Важнейшие тенденции развития современного общества и общественного сознания — стремление к целостности, гармоничности и непротиворечивости, потребность в овладении кодом национальной культуры — делают фольклор достойным объектом всестороннего научного изучения, в ходе которого будут раскрыты новые значимые грани этого феномена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. JI. О некоторых ладообразованиях в современной музыке // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. I, М., 1976. С. 69 — 90. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. Книга для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1985. -448с.
  3. Э.А. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988. — 237с.
  4. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1. и 2 М.: Музыка, 1971.-375с.
  5. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416с.
  6. Ш. А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Просвещение 1996.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. Английская и шотландская народная баллада: Сборник./Сост. JT.M. Арин-штейн. На анг.яз. с параллельным русским текстом. — М.: Радуга. — 1988. -512с.
  8. Аристотель. О душе. М., 1937. — С.42.
  9. В.П. Возникновение жанров в фольклоре (к определению понятия жанра и его признаков) «Русский фольклор»: специфика фольклорных жанров. М. — Д.: Наука, 1966. — С.28 — 42.
  10. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста//Советская педагогика. 1977. № 5. — С.100 — 108. Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. — М.: Просвещение, 1969.
  11. А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/А.Е.Белая, В. И. Мирясова. М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.-46, 2. е.: ил.
  12. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.
  13. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.— М.: Просвещение, 1965.
  14. Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград, 2000. — С.283 -289.
  15. A.JI. Концепция подготовки учителя ИЯ // Иностранный язык в школе.- 1990.- № 4.- С.94−100.
  16. Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. Библер B.C. Культура: диалог культур// Вопросы философии. — 1989. — № 6. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука//ИЯШ. — 1988. — № 4. -С.3−9.
  17. Бим И. Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса//ИЯШ. — 1996. № 1. — С. 48−52.
  18. М.П. Физиологические основы ладового чувства// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л., 1962.
  19. М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пенияМ.- Л.: Просвещение, 1964- 104с.
  20. Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов.-Л., 1984.
  21. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271с.
  22. Л.И. Проблемы формирования личности. М —В., 1995. Большой энциклопедический словарь БЭС. под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.- Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456с: ил.- С. 784.
  23. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф.. Дис. докт. пед. наук. Л., 1981.
  24. Р.С. Воспитание положительного отношения к учению//Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1980. — С. 94 — 104. Буслаев Ф. И. Русский фольклор. — М., 1861.
  25. М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. к. п. наук, Оренбург, 1999. 18с.
  26. Василиса Прекрасная/Vasilisa the Beautiful. Русские сказки на английском языке. М.: Прогресс, 1981.-214с.
  27. Ю.Л., Фрейдина E.JI. учебное пособие по английскому языку для неязыковых вузов. М., 1989.
  28. JI.M. Психические процессы. JI, 1976. Т.2. — 344с. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка — М., 1968. — 415с. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость. //Восприятие музыки. М., 1980
  29. А.А. Игровые формы контекстного обучения.— М.: Знание, 1983.
  30. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. Яз., 1983.-269с.
  31. Г. Б. Детское слово о музыке: (теория и практика обучения на уроке развития речи)/Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина- Новокузнец. гос.пед.ин-т.-Новокузнецк. 1995 -230с.
  32. Г. Б. Использование музыки на уроках русского языка: пособие к спецкурсу/Г.Б.Вершинина-Кемерово, 1987.
  33. В.В. Русская речь, её изучение и вопросы речевой культу-ры//Вопросы языкознания. 1961. № 4.
  34. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Изд-во ВСО РГО, 1926, -30с.
  35. И.С., Мчедлишвили Д. И. Английские пословицы и поговорки (на английском языке). -М.: Издательство «Высшая школа». 1971. — 77с.
  36. .С. Философия образования для XXI века.(В поисках практика-ориентированных образовательных концепций) — М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  37. Р.Х. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: Автореферат дис. док.пед.наук -Казань, 1999.-45с.
  38. Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976— 495с.
  39. Государственный Образовательный стандарт Высшего профессионального образования специальности 31 200 педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью, номер гос. регистр.383 пед / спец. От 14.04.2000.-М., 2000 19с.
  40. Гумбольдт В.фон. Избранные труды по языкознанию (пер. с нем.)/ В. фон Гумбольдт: под ред. и с предисловием Г. В. Рамишвили М: Прогресс, 1984. -400с., С. 349.
  41. В. фон. Язык и философия культуры. — М., 1985. Гурвич П. Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков.— Владимир: Изд-во Влад. гос. пед. ин-та им. П. И. Лебедева-Полянского, 1980.
  42. К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Издат. «Наука» 1966, 364с. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: В кн. Возрастная и педагогическая психология/Ред. А. В. Петровский. -М.: Просвещение, 1979.— Гл. IV.
  43. .И. Структура и динамика мотивов деятельности/ТВ опросы психологии. 1984. № 4.
  44. А.Н. Некоторые вопросы теории лада. // Проблемы лада. -М.Д972.-С.8−34.
  45. О.В. Очерки по философии образования. М., 1995. — С.213. Джалагония Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии — 2001 -№ 1- С. 130−133.
  46. Т.М. Язык и социальная психология. Учеб. Пособие для фак-тов журналистики и филолог, фак-тов ун-тов/Под ред. проф. А. А. Леонтьева -М.: Высшая школа, 1980. 224с.
  47. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Издательство ЛГУ, 1974.- 112с.
  48. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (онаучных основах психологической службы).//Психол. журнал. 1980. — Т. 1. — № 2. — С.5−9.
  49. А.А., ЯмбарцевА.А. Классификация двух взаимодействующих цепочек символов. М., 1985, С. 165.
  50. Занков J1.B. /Ред. Обучение и развитие: Экспериментально-психологические исследования.— М.: Педагогика, 1975.
  51. А.В. Психическое развитие ребёнка /Избр. психол. тр.—М.: Педагогика, 1986.— Т. 1.
  52. И.И. Русская народная песня. М., 1964. — 65 с.
  53. И.А., Ильинская Е. С. Психологический анализ урока иностранногоязыка//Иностр. языки в школе.— 1984.— № 3.
  54. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.— М.: Просвещение, 1985.-2-е изд.
  55. И.А. Психологические основы формирования двуязычия//Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3 .- С. 27 -29. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.-222с.
  56. И.А. Психология обучения неродному языку. — М.: Русский язык. 1989.-219с.
  57. В.П. О целях и ценностях образования//Педагогика .- 1997 № 5.— С.3−16.
  58. В.П. Образование, культура, сознание//Философия образования для XXI века. М., 1992.
  59. Е.С. Об анализе учебного занятия по иностранному языку: Сб. Иностр. языки в высшей школе. — М.: 1977.— Вып. 12. Ирландские волшебные CKa3KH=Irish Fairy Tales/пособие подгот. Илья Франк. М.: ACT: Восток — Запад, 2006. — 318 2.с.
  60. Р.Д. Активные методы психологической подготовки торговых работников в профтехучилищах. Д.: ВНИИ профтехобразования, 1990. -44с. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
  61. В.И. Фольклор для детей от колыбельных до былин // Гуси-лебеди. -М., 1988.-с. 3−30.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М.: Просвещение, 1987.
  63. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Обзор. М., 1977.
  64. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  65. Е.А. Психология профессионального самоопределения- Ростов/н Дону. Издательство «Феникс», 1996 512с.
  66. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. -С Петербург «Детство — Пресс», — 2001.- 288с. Коллективная учебно-воспитательная деятельность школьников//Под ред. И. Б. Первина. — М., 1985.
  67. А.Г. Восприятие мелодии: Мелод. параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наук. Думка, 1986 — 189с.
  68. Т.С. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки//Психологический журнал 2001 — Т.22, № 1.-С.123−127.
  69. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., Высшая школа, 1991. 224с.
  70. А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике (Сер. педагогика и психология).—1979. — № 1.
  71. А.А. Психология общения.—Тарту: Изд-во Тарт. гос. ун-та, 1974. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком//ИЯШ. 1985. — № 5. — С. 24 — 29.
  72. А.А. Язык, речь и речевая деятельность.—М.: Просвещение, 1969.
  73. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Рос. АН, институт психологии. М.: Наука, 1999. — 352с. Лосев А. Ф. Филисофия имени. — М., 1990. Лосский Н. О. Избранное. — М.: Правда, 1991. — 338с.
  74. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства.-СПб., 1994.
  75. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе//Новые исследования в педагогических науках/Отв. ред. М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986.
  76. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Дис. д-ра пед.наук. М.: МГПИ, 2001.
  77. Л.А., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания.-М.-Л., вып.-1934,вып.-2−1939.
  78. JI.А. Строение музыкальных произведений. М., 1970.
  79. Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки /
  80. . В.Н. Морохин. М, 1979. — 287с.
  81. М.К. Наука и культура//Методологические проблемы исто-рико-научных исследований. М., 1992.
  82. Ю.С. Средовый подход в воспитании. М., Н-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 157с. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения.— М.: Педагогика, 1974.
  83. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии.—1987.—№ 5. Маслыко Е. А. Интенсивные курсы обучения английскому языку. Мн., Высшая школа, 1989. -240с.
  84. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. Мифологический словарь. М., 1991.
  85. Л.П. Изучение элементов психотехники актёрского мастерства: Тренинг и муштра. М, «Сов.Россия», 1969. — 272с. Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982.
  86. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ РАН- Российский фонд культуры- 3-е изд., стереотипное испр. и доп. М.: АЗЪ, 1995. — 928с., С. 843.
  87. Е.К. Психологические основы формирования профессионального мышления учителя: Автореферат док. дис. психол. наук. М.: 1988. Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. — Киев, 1975.
  88. В.Д. Формирование музыкального познания- Кишинев: Штиинца, 1988 154с.
  89. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению.— М.: Просвещение, 1985.
  90. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе.— М.: Просвещение, 1988.
  91. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. -223с.
  92. Е.И. Учебное пособие по методике обучения иноязычной культуре. — Липецк, 1991. 210 с.
  93. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -Пресс, 1998.-512с.
  94. А.Г. Некоторые методические аспекты. М., 1999. — Вып. 49. — С. 97−101.
  95. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализа-ции//Психологические закономерности профессионализации. Ярославль, 1991.
  96. Л.С. Введение в инновационную педагогику: Уч. пособие. — Курск: КГПУ, 1994. 120с.
  97. В.Я. Специфика фольклора. Труды юбилейной научной сессии ЛГУ, Секция филолог, «Наука», 1946, С. 142.
  98. В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.-324с., С. 21 — 22. Пропп В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки. М.: Семиотика, 1983.
  99. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Протасова Б. Ю. Обучение иностранному языку дошкольников (образ теоретических концепций)//Ия.в школе. 1990. -№ 1. -С.38 -42. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 1994.
  100. Г. В. Нравственное поведение и психологические закономерности его формирования в школьном образе: Автореф, дис. докт. пед. наук. Тбилиси, 1980.
  101. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1988.-224с.
  102. Г. В., Сахарова Т. Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания ИЯ детям раннего возраста.//Иностранные языки в школе. 1990. -№ 6.-С. 78−82.
  103. В.М. Психология судьбы: Программирование или творчество// Вопросы психологии. 1992. -№ 1.
  104. П.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования//Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  105. Рубинштейн С. JL Проблема способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии.—1960.— № 3.
  106. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1946. — 604с.
  107. Руссо Ж—Ж. Эмиль, или о Воспитании// Педагогическое наследие. М., 1988,-с. 194−297.
  108. И. Классическая теория (Ж. Ф. Рамо)//И. Рыжкин, J1. Мазель. Очерки по истории теоретического музыкознания. ГМИ, ч.1 М., 1934, ч.2 — M.-JI. -1939.
  109. JI.C. Особенности развития музыкального восприятия Тбилиси: Мецниереба, 1987−65с.
  110. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 224с.
  111. Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. 136с. СоссюрФ. Труды по языкознанию.— М.: Прогресс, 1977.
  112. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.— М.: Изд-во МГУ. 1975.
  113. М.В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности)//Мир психологии.- 2000 № 3- С. 113 — 121. Тер — Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер — Ми-насова. — М.: Слово/Slovo, 2000. — 261с., С.ЗЗ.
  114. Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Е. И. Негневицкой. М.: Просвещение, 1982. — 79с. Толстой А. Н. Полн. собр. соч., т. 14. -М., 1950, С. 161.
  115. .Л. Наука и языкознание//Новое в лингвистике. М.: ИЛ, 1960. Вып. 1.-С.169- 182.
  116. О.В. Развитие связей речи.//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.-С. 169−181.
  117. В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранного языка. Дис.. д-ра пед.наук. М., 1994.-475с.
  118. К. Понять Британию/ Understanding Britain (на английском языке). М.: «Perspective Publications Ltd», 1996. 265с.
  119. В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М., Просвещение, 1980.- 144с.
  120. Г. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.
  121. В.А. История музыки. Киев, 1890.
  122. В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1996.
  123. С.Ф., Саломатов К. И., Рабунский Е. С. Профессиограмма учителя иностранного языка.-М.: Минпрос РСФСР, 1977.
  124. A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.— М.: Наука, 1979.
  125. A.M. /Ред. сост. Психолингвистика.—М.: Прогресс, 1984. Шаховский В. И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации/Филологические науки. 1998. № 2.
  126. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.— М.: Знание, 1974.
  127. ЮНЕСКО и сохранение фольклора//Курьер. 1985. -№ 5. — С. 27. Яворский Б. Л. Социальное время. Рукописный архив. ГЦММК им. М. И. Глинки. Ростовн/Д, 1980.
  128. Н.В. Процесс обучения иностранному языку как предмет профессионально-методической подготовки будущего учителя//Ин.яз. в школе. -1994. № 2. — С.49 — 54.
  129. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001, -365с., С. 14.
  130. Berlin В., Kay P. Universality and evolution of basic color terms/ Working paper № 1. Laboratory for language behavior research, University of California, Berkley, 1967.
  131. S. (ed.) Culture in Contact: Studies in Cross-cultural Interaction Oxf.: Pergamon Press, 1982. — 275 p.
  132. Byram M. Cultural Studies and Language Learning: a Research Report, Clevedon: Multilingual Matters, 1991.
  133. Graham C. Emotional Growth of Music. Madison /Conn/. 1986.
  134. Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning// International Journalof Intercultural Relations. 1996. № 10. P. 301−320.
  135. H. & Guild S. Role plays: Situational Exercises// D.S.Hoops & P. Ventura (Eds.) Intercultural Sourcebook: Cross-cultural Training Methodologies. Washington. D C. SIETAR. 1979.- P. 11−19.
  136. Jakobevits L.S. Foreign Language Learning. Rowley (Mass.): Newbury House Publishers, 1971.
  137. I. «Deutche Volkskunde». Primarschulmaterialen. Goethe Institute. -Munchen, 1921.-80S.
  138. Miller G.A. Language and Communication. New -York, Toronto, London: McGraw-Hill Book Company, 1963.
  139. Seashore C.E. Psychology of music/ Carl E.Seashore. New York- London: McGraw-Hill Book Company, 1938.-408p.
  140. Shirts G. A Simulation Game. Chicago, Illinois: Intercultural Press, 1979.
  141. Wright T. Roles of Teachers and Learners.— Oxford: Oxford University Press, 1987.1. АНКЕТА1. Вопросы: Варианты ответов
  142. Да Скорее да, чем нет Не уверен, не знаю Скорее нет, чем да Нет
  143. Считаете ли Вы необходимым изучение ИЯ и другой культуры?
  144. Интересуетесь ли Вы духовным наследием страны изучаемого языка?
  145. Считаете ли Вы, что знания о ценностях культуры смогут пригодиться Вам в жизни?
  146. Удовлетворены ли Вы сегодня своими знаниями?
  147. Хотите ли Вы обогатить их?
  148. Нравятся ли Вам традиции и обычаи страны изучаемого языка?
  149. Считаете ли Вы такие ценности как Истина, Добро и Красота общечеловеческими.
  150. Считаете ли Вы необходимым изучение в ВУЗе материала по ценностям культур?
  151. Как Вы полагаете, смогут ли ценности, их присвоение изменить Вашу жизнь?1. АНКЕТА
  152. Считаете ли Вы, что Вы имеете достаточную лингвистическую подготовку по иностранному языку?
  153. Укажите, в каком аспекте Вы ощущаете нехватку знаний, умений и навыков.
  154. Какие трудности Вы испытываете в освоении иностранного языка?
  155. Каково Ваше отношение к неудачам и трудностям (ищете ошибки, стараетесь их преодолеть, тяжело переживаете неудачи и трудности).
  156. Оцените степень затруднений в освоении иностранного языка по следующей шкале:3 значительная степень затруднений, 2 -средняя, 1 — незначительная, 0 — нет затруднений.
  157. Рис. 1 Модель личностно-профессионального развития студента средствами фольклорно-дидактической среды1. Цель
Заполнить форму текущей работой