Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические факторы переживания одиночества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (Кузнецов O.A., Лебедев В. И., Ломов Б. Ф., Мясищев В. Н., Хрящева Н. Ю., Юрских С. Г. и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (Гозман A.B., Гурко Г. С, Коростылева Л. А. и др.), невозможности найти… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феноменология одиночества
    • 1. 1. Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия
    • 1. 2. Факторы, влияющие на интенсивность переживания одиночества
      • 1. 2. 1. Культурные направления развития общества
      • 1. 2. 2. Особенности социальной идентификации
      • 1. 2. 3. Ситуации утраты отношений
      • 1. 2. 4. Паттерны социального поведения одинокого человека
  • Заключение
  • Глава 2. Программа исследования
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Объект исследования '
    • 2. 3. Методы исследования
  • Глава 3. Особенности переживания одиночества
    • 3. 1. Особенности отношения к одиночеству и одинокому человеку
    • 3. 2. Категория «возраст» и уровень переживания одиночества
    • 3. 3. Ценностные ориентации одиноких людей
    • 3. 4. Факторы переживания одиночества юношами и девушками
    • 3. 5. Социальные потребности и отношения одиноких людей
    • 3. 6. Уровни проживания и стратегии преодоления одиночества
    • 3. 6. Уровни проживания и стратегии преодоления одиночества
  • Выводы

Социально-психологические факторы переживания одиночества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры — к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.

Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек — это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.

Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

В данной работе исследуется феномен одиночества. Выбор темы настоящего экспериментального исследования обусловлен тревогой относительно психического долголетия человека, желанием привлечь внимание специалистов к обозначенной проблеме, потребностью внести изменения в понимание и диагностику одиночества в соответствии с современными тенденциями развития общества.

Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50−60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований (Bell, 1956; Fromm-Reichman, 1959; Moustakes, 1961; Abrahams, 1972; etc.). В 60−80 годы двадцатого столетия было предложено несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70−80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социльно-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978; 1982), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).

Представители различных научных школ и направлений (когнитивный, экзистенциональный, социологический, психодинамический, интеракционистский и др.) указывают на разные причины и особенности протекания одиночества. Если исследователи психодинамического направления рассматривают негативный опыт ранних лет жизни как причину одиночества, то гуманистическая концепция К. Роджерса присваивает ведущую роль текущим влияниям в процессе социализации.

Своеобразие когнитивного подхода заключается в смешении типов переживания одиночества и противопоставлении действительного и желаемого взаимодействия субъекта.

В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (Jones, Freemon, Goswick, 1981; и др.) одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.

В последнее десятилетие вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (Andre, 1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночестваисследование Рокача и Брока (A.Rokach, H. Brock, 1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.

В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (Кузнецов O.A., Лебедев В. И., Ломов Б. Ф., Мясищев В. Н., Хрящева Н. Ю., Юрских С. Г. и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (Гозман A.B., Гурко Г. С, Коростылева Л. А. и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (Абульханова-Славская К.А., Головаха Е. И., Ковалев А. Г., Кон И. С., Парыгин Б. Д. и др.) и т. д. В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г. М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян C.B.) направлениях. Важно W отметить социльно-психологическое исследование Швалбы Ю. М., Данчевой О. В., психолого — педагогическое — Долгиновой О.Б.

Выше обозначенные исследования не представляют полную картину феномена одиночества.

Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, практической потребностью изучения социальной позиции молодежи и людей репродуктивного возраста, их ценностно-смысловых ориентаций, эмоциональных состояний и отношений в сегодняшней социокультурной ситуации, и во-вторых, недостаточной разработанностью феноменологии одиночества в отечественной науке.

Цель состоит в исследовании факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества.

Диссертационная работа представляет анализ феномена одиночества средствами решения теоретических и эмпирических задач:

1. Выявить отличительные особенности поведения, социальных отношений и ценностно-смысловые ориентации одинокого человека.

2. Выделить проблему одиночества как социально-психологическую проблему, обусловленную осознанием негативных результатов социального взаимодействия.

3. Изучить особенности отношения к одиночеству и одинокому человеку.

4. Разработать классификационный ряд факторов, определяющих интенсивность переживания одиночества юношами и девушками и раскрыть их содержание.

5. Выявить стратегии преодоления одиночества в ситуациях потери отношений и/или близких людей.

Предметом исследования являются особенности структуры ценностных ориентаций и межличностных отношений, свойства личности и способы эмоционального реагирования, определяющие тип переживания одиночества и стратегию его преодоления.

Объектом исследования являются юноши и девушки от 17 до 24 лет (студенты и молодые специалисты), а также рабочие и служащие репродуктивного возраста (25−45 лет). Выборка случайная. Всего было исследовано 207 человек (113 женщин и 94 мужчины), проживающих в г. Тольятти Самарской области.

В данных возрастных периодах актуализируется переживание одиночества. В период позднего юношества выстраиваются прогнозы будущего и осмысливаются существующие ценности. Стремление к независимости, свободе проявлений чувств и мыслей, чрезмерное самомнение, стереотипное восприятие других людей, незрелость социальной сферы и другие социально-психологические характеристики могут привести к психологической изоляции, отчуждению от других, одиночеству. Период 2'5−35 лет признается этапом установления жизненных принципов, временем выбора между близостью и изоляцией (Э.Эриксон, 1996). Кроме того, ценностный криз середины жизни (35−45 лет), борьба между внутренним и внешним «я» (К.Г.Юнг, 1993) сопровождается переживаниями одиночества, требует уединения. Представляется, что в репродуктивном возрасте (25−45 лет) вероятны переживания неотрефлексированных неудач, разочарований в социальном взаимодействии в предыдущих периодах жизни. Состояние зрелости определяется всей предшествующей жизнью человека.

Итак, переживание одиночества и тенденция к изоляции юноши или девушки возникает в связи с проблемами социальной идентификации и возрастными свойствами. Это время формирования социальной позиции, которая обеспечивает дальнейшую социализацию и индивидуализацию. Человек репродуктивного возраста может переживать одиночество, так как, во-первых, глубоко заинтересован в развитии и гармонизации «я». Это вызывает потребность в уединении. Во-вторых, неудачи в юношестве, формируют страх новых эмоциональных межличностных отношений и их избегание. В-третьих, переживание может возникнуть в случае нарушения взаимопонимания в профессиональных группах, семьеи в-четвертых, в о ситуации потери родителей и других близких людей вследствие их смерти.

Гипотеза исследования. Переживание одиночества связано с текущими социальными ситуациями и проявляется в межличностных отношениях и поведении человека.

Состояние одиночества сопровождается конструктивным или деструктивным переживаниями. Выбор стратегии совладания обеспечивает трансформацию негативного переживания в позитивное и его преодоление.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались психодиагностические методы. Методика диагностики уровня субъективного переживания одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и методика семантического дифференциала Ч. Осгуда выявляли одиноких субъектов с различным уровнем переживания и их отношение к понятиям «одиночество», «я», «жизнь». В результате возникает целостная субъективная картина переживания одиночества. Опросник приспособленности Х. Белла, опросник депрессии Зунге, Торонтская алекситимическая шкала, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича использованы для определения психологических особенностей одинокой личности. Методическая база дополнена опросником межличностных отношений В. Шутца и проективной методикой «Незаконченные предложения». Это позволило выявить характер социальных потребностей и отношений одинокого человека. Помимо указанных методик мы применили разработанные нами анкету и ретроспективное интервью, что позволило исследовать проблему целостно, в рамках феноменологической модели одиночества. Анкета выявляла представления об одиночестве, внешние и психологические характеристики одинокого человека, а ретроспективное интервью — изменения на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях жизнедеятельности личности, возникающие под влиянием жизненных ситуаций потери отношений и/или близких людей.

Среди методов математической статистики использованы метод сравнения средних, корреляционный и факторный анализы.

Научная новизна. В исследовании представлена феноменологическая модель одиночества, включающая совокупность факторов и типов переживания одиночества и стратегии его преодоления.

Практическая значимость заключается в следующем:

1 полученные результаты могут быть учтены при разработке программы социально-психологической поддержки одиноких людей;

2 феноменологическую модель можно использовать для диагностики переживания одиночества.

Выводы.

1. Проблема одиночества в данном диссертационном исследовании представлена в социально-психологическом ракурсе. В связи с этим мы оперируем следующими понятиями одиночества и одинокого человека. Одиночествоэто психическое состояние, активирующее эмоциональное переживание процесса взаимодействия между субъектом и жизненной ситуацией и регулирующее степень внутренней или внешней активности субъекта. Одинокий человек — это эмоционально отчужденный субъект общения, имеющий относительно измененные структуры ценностей и социальных потребностей. Типичными паттернами социального поведения такого человека являются осторожность при установлении социальных контактов, тенденция к общению с небольшим количеством людей, избегание ответственности за принятие решения в той или иной межличностной ситуации.

2. В данной диссертационной работе установлено, что каждый участник исследования от 17 до 45 лет описывает себя как одинокого человека, переживающего данное состояние в той или иной степени. Выделены группы людей с высоким, средним и низким уровнем переживания. Они различаются по характеру отношения к себе, и к окружающей жизнивыстраивают различные предпочтения в структуре ценностных оиентацийимеют относительные измененные социальные потребности и способы эмоционального реагирования. В частности, негативная оценка жизни, прошлого и настоящего, пессимистические прогнозы будущего, эмоциональная подавленность характерны для людей с более высоким уровнем переживания одиночества.

В исследовании обнаружено, что с возрастом (в поздний юношеский период) частота переживания одиночества снижается. Юноши и девушки от 17 до 20 лет чаще и острее переживают одиночество. Вероятно, социальная ситуация развития, психологические и социально-психологические изменения, связанные с возрастом влияют на характер переживания одиночества. Возникновение данного состояния показывает сложности социальной идентификации на этапе взросления молодого человека. В репродуктивном возрасте человек переживает одиночество, но это не изменяет его социально-потребностную сферу. Вероятно, решение профессиональных задач снижает переживание одиночества. Состояние одиночества переживают и мужчины, и женщины. В данном исследовании не выявлена связь между категорией «одиночество» и полом.

Респонденты, определяющие себя одинокими в той или иной степени, имеют особенное отношение к жизни, к себе и одиночеству. Отношение к одиночеству выражено в низких значениях стимула «одиночество» и негативной семантической структуре этого понятия (установлено по результатам методики семантического дифференциала). Согласование с результатами корреляционного анализа позволяет описать отношение к жизни одиноких людей как к разрушительному явлению. Она может обуславливать страх, тревогу, пассивность. В юношеском возрасте такое отношение к жизни связано с субмиссивностью, эмоциональной нестабильностью, враждебностью. Образ одинокого человека представлен респондентами по трем категориям: физическому облику, экспрессии и внешнему оформлению. Мимика и жестикуляция одинокого человека представлена в измерениях: открытость — закрытость, контроль и активация. Поза и положение в пространстве определяют уход и свертывание действий. В целом, образ одинокого человека определен в паттернах закрытости, пассивности и слабости.

В диссертационном исследовании нами изучен и представлен ряд факторов, отражающих социальную психологию одинокого молодого человека. Они получены эмпирическим путем и составляют и составляют следующую классификацию:

5.1. Эмоциональное отчуждение.

5.1.1. враждебность,.

5.1.2. эмоциональная нестабильность,.

5.1.3. депрессия.

5.1.4. проблемы со здоровьем,.

5.1.5. негативная субъективная оценка семейных отношений.

5.1.6. негативное отношение к жизни.

5.2. Изменения в структуре ценностей.

5.2.1. низкое значение инструментальных ценностей «честность» и «чуткость».

5.3. Изменения в структуре социальных потребностей.

5.3.1. низкая степень включения в социальные, а контакты,.

5.3.2. стремление к контролю со стороны другого человека.

Переживание одиночества проявляется в совокупности этих социально-психологических факторов. Каждый фактор может рассматриваться независимо от другого и быть связанным с другими личностными особенностями и эмоциональными состояниями. Например, изменения в структуре социальных потребностей одинокого человека связаны с алекситимией и состоянием депрессии.

Эмоциональное отчуждение проявляется в эмоциональной нестабильности, частых депрессивных переживаниях, враждебности, в пессимистичных оценках настоящего и будущего, в субъективной оценке своего соматического состояния. Одинокие юноша или девушка могут чаще, чем другие люди говорить о своем здоровье, перенесенных заболеваниях, травмах, об особенностях конституции.

Ценностные ориентации подчеркивают личностное своеобразие одинокого человека, отражают пассивность и низкое доверие к окружающим. Они могут определять особенную стратегию поведения — избегание трудностей, что затрудняет освоение новых ролей и позиций.

Одинокий человек проявляется как некомпетентный субъект общения. Он испытывает сложности в установлении и контроле отношений. Одинокий субъект общения отказывается от влияния в интерперсональном взаимодействии, имеет тенденцию к подчинению, так как в этом случае с него снимается ответственность за принятие решения. Одинокий человек предпочитает уход ответственности и сотрудничеству.

В других людях более всего ценит искренность, решительность и качества хорошего собеседника (внимательность, сопереживание) и ожидает проявления этих качеств во взаимодействии.

В результате изучения уровней проживания и стратегий совладания с одиночеством в ситуациях потери близких людей и/или отношений с ними обнаружено, что данное состояние может иметь как деструктивный характер, так и конструктивный. Первый тип переживания основан на неприятии своего состояния одиночества. Такой одинокий человек негативно оценивает жизненные события и имеет низкую степень приспособления к ним. Проявляются враждебность, тенденция к изоляции, аддиктивное поведение (алкоголизм, наркомания и т. д), социальная зависимость. Отрицание своего состояния затрудняет выбор конструктивной стратегии поведения, приводит к дистрессу и усиливает эмоциональное напряжение.

Второй тип переживания одиночества («совладайие») при равнодействующих детерминирующих факторах предполагает позитивное отношение к жизни и к себе, повышение социальной и трудовой активности, рефлексию, творчество, поиск смысла жизни. Выделенные в результате интервьюирования стратегии «Социальная поддержка», «Высокая активность», «Социальная отстраненность», «Принятие себя и своего состояния» и «Религия» признаны конструктивными стратегиями поведения одинокого человека. В них заключена позитивная динамика переживания. Стратегии требуют психологических ресурсов: мотивацию к изменениям, повышение рефлексии, ответственности, активности, развитие креативности и социально-психологической компетентности. Особенно значительными в сегодняшней ситуации развития общества являются поддерживающие референтные отношения. Обращение к родителям, друзьям обеспечивает материальную и психологическую поддержку, снижает эмоциональное напряжение одинокого человека. Это конструктивный путь выхода из состояния одиночества Итак, в соответствии с целью исследования построена и в «ключевых точках» (типы переживания, социально-психологические факторы, стратегии совладания) эмпирически проверена феноменологическая модель одиночества (рис.17). Модель, отражающая интенциональные акты сознания одинокого человека, подчеркивает динамику переживания одиночества. Это означает, что данное состояние — процесс, протекающий во времени и имеющий свои причины и следствия. Феноменологическая модель представляет переживания молодого одинокого человека.

Детерминантами переживания одиночества являются различные социальные текущие критические ситуации. Они выявлены в результате теоретического анализа данной проблемы.

Детский опыт одинокой личности включает низкий потенциал эмоционального участия, сопереживания, любви, жесткие ограничения, авторитарность, неприятие субъекта родителями.

К текущим социальным влияниям относим критические ситуации, опосредованные социальной нестабильностьюсоциальные ситуации развитияситуации потери отношений или/и близких людей.

В центральной части модели представлены факторы переживания одиночества. Они отражают социально-психологическую организацию одинокой личности. Переживание одиночества сопровождается негативными эмоциональными состояниями, изменениями в структуре ценностей и социальных потребностях.

В связи с тем, что длительное напряжение требует разрешения, человек предпринимает различные действия. Г.

Они могут выступать в двух формах поведения: совладание и защита. Совладание признается нами как конструктивный путь выхода из состояния одиночества.

Рис 17 Феноменологическая модель одиночества.

Заключение

.

Итак, в соответствии с целью настоящей работы нами построена феноменологическая модель одиночества, которая включает типы, факторы и стратегии преодоления одиночества. В работе определено понятие одиночества и описаны психологические особенности одинокого человека.

Эмпирически определены социально-психологические факторы, сопутствующие переживанию одиночества.

Установлены возможные пути выхода из негативного состояния одиночества и трансформации его в позитивное переживание. На этой основе обнаружены и описаны два типа переживания одиночества: «защита» # «совладание». Защитное поведение основано на отрицании состояния одиночества. Второму типу переживания придаем позитивный смысл и значение стратегии преодоления одиночества.

Вероятно, в различных субгруппах (мужчины и женщины, жители больших и малых городов, имеющие различные сети отношений и социальные статусы) стратегии преодоления одиночества будут различаться. Дальнейшие научные исследования могут быть направлены на изучение этого вопроса, что позволит углубить феноменологические представления о переживании одиночества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.B. Проблема отчуждения в психологии И Вопросы психологии. 1990. № 1.
  2. Г. С. Возрастная психология. М., 1997.3. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991.
  3. К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения//Психологический журнал. 1999. Т.20, № 5.
  4. Г. В. Российское сознание. Сам., 1999.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  6. O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. псих. наук. Рос. гос. пед.универс. им. А. И. Герцена. СПб., 1998- 17с.
  7. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  8. С.И. Общение со сверстниками как фактор социализации учащейся молодежи: Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих.наук. JI., 1989.
  9. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.1. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т.20, № 5.
  10. И.Д. Алекситимия (аналит. обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. 1994. Т.14, № 5.
  11. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.
  12. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т16, № 3.
  13. Ф.Е. Пережить горе // Диалог. 1999. № 5.
  14. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т.20, № 3.
  15. P.C. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
  16. С.Л., Якунин В.Е Одиночество как социальная проблема / Материалы международной конференции «Социальная психология 21 век» (15−19 сентября 1999) Т.1 / Ярославль, 1999. С.164−166.
  17. С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества -к его определению // Прикладная психология / 2001. № 5.
  18. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
  19. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культуральным изменениям: Дис. на соис. уч. ст. канд. псих наук. СПб.: СПбГу, 1994.
  20. Л.П. Одиночество / Психические состояния / Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
  21. Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. на соиск. уч.ст. докт. псих. наук. СПб.: СПбГу, 1995.
  22. . Жизнь после потери / Пер. с англ. В.Челноковой. М.: ФАИР-¦ Пресс, 1999.
  23. Динамика ценностей реформируемой России / Сост. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева, Н. Ф. Наумова, А. Г. Здравомыслов. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
  24. О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте / Автореф. на соис. уч. ст. канд. псих. наук. Рост.гос.пед. универитет им. А. И. Герцена. СПб. 1996, 17с.
  25. О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология. 2000. № 4.
  26. И.Г., Затылкина Т. Б. Социально-психологический аспект общенациональной идеи в России // Психологический журнал. 1999. I1. Т.20, № 5.
  27. A.A. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т.19, № 3.
  28. В.И. Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира: Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Л., 1978.
  29. Е.А. Экономическая среда и психика // Вестник М. У. Сер. 14. Психология. 1999. № 4.
  30. Е.В. Психологические особенности социальной компетентности: Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Спб.: СпбГу, 1995.
  31. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: (Социально-психологический аспект): Автореф. дис. на соиск. ст. канд. псих.наук. Рос.акад.гос.службы при Правительстве Рос.Федерации. М., 1997. 24с.
  32. Кон И. С. Многоликое одиночество // Популярная психология. Хрестоматия. М.: Пед., 1990.
  33. Кон И. С. Возраст и возрастные категории // Психология возрастных кризисов / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2000.
  34. JI.A. Психология самореализация личности: брачно-семейные отношения. СПб.: СПбГу, 2000.
  35. H.A. Методики изучения переживаний ценностно-нормативных ориентаций личности (правовой, нравственный, социальный и психологический аспекты) / Под ред. Г. В. Залевского. Новосибирск: НИПК и ПРО., 1999.
  36. В.Н. К вопросу о роли ситуационных факторов в клинической динамике эндогенных депрессий // Стресс и психическая патология. Сб.науч. трудов / Под ред. В. В. Ковалева. М., НИИ психиатрии. МЗ РФССР, 1988.
  37. О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф. дис. на соис. ст. канд. псих.наук. МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1996. — 16 с.
  38. М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. на соик.ст. канд. псих наку СПб.:1. СПбГУ, 1997- 16с.
  39. Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд.СПб. ун-та, 1997.
  40. В.Н. Трудности межличностного общения: Дис. на соиск. уч. ст. докт. псих.наук. СПб., 1991.
  41. C.B. Одиночество как социальное явление: Автореф. на соиск. уч. ст. канд социол. наук. Институт Молодежи. М, 1995. — 20с.
  42. Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского, М.: Прогресс, 1989.
  43. В.И. Одиночество / Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
  44. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве// Психологический журнал. 1999. Т.20, № 3.
  45. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник М. У. Сер. 14. Психология. 1996, № 4.
  46. Личность Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускарора, 1996.
  47. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
  48. А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001.
  49. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте культуры // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.
  50. A.A. О роли индивидуального и коллективного сознания в социальной динамике // Психологический журнал. 1999. Т.20, № 5.
  51. Молодежный экстремизм / Под.ред. А. А. Козлова. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996.
  52. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behaviour» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5.
  53. Е.П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
  54. И.М., Грановская P.M. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999.
  55. О.В. Влияние социально-психологического фактора на здоровье людей: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. псих.наук. Рос.акад.гос.службы при Правительстве Рос.Федерации. М., 1997. 24с.
  56. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. псих.наук. Рос.акад.гос.службы при Правительстве Рос.Федерации. М., 1997. — 23с.
  57. Полищук Ю. И, Голубцова Л. И., Гурвич В. В., Шещуков С. А. Колпаков
  58. A.B. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 1999. № 2.
  59. В.А. О некоторых факторах избирательной чувствительности и специфичности предрасположения к стрессовым воздействиям // Стресс и психическая патология. Сб. науч. трудов / Под ред.
  60. B.В.Ковалева. М., НИИ психиатрии. МЗ РФССР, 1988.
  61. В.П. Половозростные особенности ответственности личности / Мин-во общего и проф. образ. РФ, УрГПУ, 1998.
  62. Психология социальных ситуаций / Хрестоматия / Сост. Н. В. Гришина. СПб., 2001.
  63. Психические состояния / Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
  64. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
  65. .В. Одиночество и общение (философско-социологический аспект): Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Рос. университет дружбы народов. М., 1995. 17с.
  66. Я. Движение от коллективизма // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 5.
  67. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  68. А.И. Природа и человек: психологические проблемы отчуждения //Вопросы психологии. 1991, № 1.
  69. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского. Сам., 2000.
  70. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбил., 1989.
  71. Г. Стресс без дистресса. М., 1979
  72. Г. Стресс без болезней // Стресс жизни: понять, противостоять и управлять им. СПб.: ТОО «Лейпа», 1994.
  73. И.В. Зависимость представлений студентов о межличностных отношениях в группе от ее социально-психологических характеристик: Автореф. дис. на соиск уч. ст. канд. псих. наук. Минск, 1993.- 17с.
  74. A.B. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих.наук. Л., 1985.
  75. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. 1999. № 5.
  76. А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в ролевом обществе (опыт психосоциального исследования) // Психологический журнал. 1998. № 3.
  77. О.С. Инновационные диспозиции личности, их взаимосвязь и влияние на отношение к социальным изменениям/ Дис. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. Л., 1991.
  78. В.А. Культурно-психологическая основа современного кризиса российского общества // Психологический журнал. 1998. Т.19, № 1.
  79. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Шороховой, В. А. Хащенко и др. М.: Институт психологии. РАН, 1998.
  80. А.Д. Личность и отчуждение. Кемерово, 1999.
  81. Л.И. Одиночество: социально-философскй анализ: Автореф. на соиск. уч. ст. канд философ, наук МГСУ. М., 1995. 27с.
  82. Г. Любовь против одиночества. М., 1991.
  83. Э. Бегство от свободы / Общ.ред.П. С. Гуревича. М.: Изд. группа «Прогресс», 1995.
  84. Э. Революция надежды. СПб.: «Ювента», 1999.
  85. Э. Человеческая ситуация / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1994.
  86. Дж. Психологический анализ культурных установок. М., «Добросвет», 1997.
  87. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999, № 2.
  88. Ю.Т., ШевченкоА.П. У одиночества характер крут. М., 1990.
  89. К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997.
  90. К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
  91. Хрящева НЛО. Социально-психологические проблемы общения. Л., 1983.
  92. Н.Ю. Особенности психических состояний в условиях изоляции / Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
  93. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994.
  94. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1977.
  95. Ю. М. Данчева О.В. Одиночество: Социально-психологическая проблема. Киев: Украина, 1991.
  96. Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999.
  97. Г. Возрастные кризисы. СПб., 1999.
  98. В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб.: Редакционно—издательская фирма «Роза мира», 1993.
  99. Человек один не может // О проблеме одиночества / Сборник. Сост. И. М. Ачильдиев. М.: Сов. Россия, 1989.
  100. Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Автореф. на соиск. уч. ст. канд. социолог, наук. РАН. Институт социологии. М., 1995. 24с.
  101. В.И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999, № 3.
  102. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
  103. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  104. A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала// Вопросы психологии. 1979, № 1.
  105. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  106. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души М.: Канон, • 1997.
  107. И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независ, фирма «Класс», 1999.
  108. И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997.
  109. Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества / Под. ред. Н. Е. Покровского, М.: Прогресс, 1989.
  110. Derlega V.J. and Margulis S.T. Why loneliness occurs: the interrelation-ship of Social-psychlogical and Privasy concepts // Loneliness: A sourcebook ofcurrent theory, presearch and therapy / Ed. by A. Peplau, D. Perlman N.-Y: Wiley sons, cop. 1982.
  111. Flandeps J.P. A general systems apporoach to loneliness // Loneliness: A sourcebook of current theory, presearch and therapy / Ed. by A. Peplau, D. Perlman N.-Y: Wiley sons, cop. 1982.
  112. Hartog J. The anlage and ontologeny of loneliness // The Anatomy of Loneliness / Ed. by. J. Hartog, J. Ralph Audy and Y.A.Cohen. International universities press N-Y, 1981.
  113. HaslamN, Gurtman M. Delecting complex patterns in interpersonal profiles // Brit, journal med. psychology. 1999. Vol.1.
  114. Jones W.H. Loneliness and social behavior // Loneliness: A sourcebook of current theory, presearch and therapy / Ed. by A. Peplau, D. Perlman N.-Y: Wiley sons, cop. 1982.
  115. Fromm-Reichmann F. Loneliness // The Anatomy of Loneliness / Ed. by. J. Hartog, J. Ralph Audy and Y.A.Cohen. International universities press NY, 1981.
  116. Klein M. On the Sense of Loneliness // The Anatomy of Loneliness / Ed. by. J. Hartog, J. Ralph Audy and Y.A.Cohen. International universities press N-Y, 1981.
  117. Moustakas C.E. Loneliness // A study of existential loneliness based on intimate personal documents./ Englewood Cliffs, N. J, Prentice-hall, 1961.
  118. Ostrov E. and Offer D. Loneliness and the Adolescence // The Anatomy of Loneliness / Ed. by. J. Hartog, J. Ralph Audy and Y.A.Cohen. International universities press. N-Y, 1981
  119. Rokach A., Brock H. Coping with loneliness // Psychology. 1998. Vol.1.
  120. Rogers N. Emtrging woman. Cal., 1989.
  121. Rubinstein R L. Sungular paths: Old men living alone. N.-Y: Columbia Univ. Press, 1986/
  122. Seabrook J. Loneliness (with picture seguences by B. Campbell). London: Temple Smith- New Soc., 1973.
  123. Sumbadze N. The social web friendships of adult men and women. DSWO Press, University of London, 1999.
  124. Emotional disorders in young people // Young people and mental heafth / Ed. by. P. Aggleton, J. Hurry, I.Warwien. N-Y., J. Wiley and sons Ltd, 2000.
Заполнить форму текущей работой