Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие традиции в современном американском либерализме

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особым динамизмом характеризуется преобразования в области политики. Политические традиции являются фактором детерминации политических процессов, сочетанием устойчивости и изменчивости задают им направление и определяют рамки. Они проходят через века, накапливая и транслируя опытнесут в себе представления индивидов о свободе, социальной справедливости, демократии, роли государства и институтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
    • 1. 1. Сущность, особенности и функции политических традиций
    • 1. 2. Проблема научного осмысления традиций в современных политических теориях
    • 1. 3. Политические традиции в современных политических 53 идеологиях
  • Глава. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИБЕРАЛЬНОЙ ДОКТРИНЕ США
    • 2. 1. Особенности формирования либеральных традиций в США
    • 2. 2. Проблема соперничества консервативной и либеральной 108 традиций в США
    • 2. 3. Альтернативный подход к нормативному потенциалу 125 современной либеральной традиции

Понятие традиции в современном американском либерализме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогресс общества не мыслим без внутренних изменений и трансформации его как феномена в целом. Движущей силой является потенциал инноваций, опирающийся на накопленный и постоянно обогащающийся опыт, на традиции, сохраняющие ядро социально — исторических процессов.

Эдвард Шилз рассматривал общество как транс-временной феномен, не образующийся бытиём в данный момент, а существующий только через время и слагающийся посредством времени.1 Прошлое влияет на настоящее, служит важным соопределяющим элементом состояния общества.

Накопленный объем информации и опыта способствуют ускорению темпа общественного развития и происходит это не вопреки, а в силу и благодаря традиционности, поскольку модернизация и традиция — всего лишь равнозначные составляющие этого процесса.

Особым динамизмом характеризуется преобразования в области политики. Политические традиции являются фактором детерминации политических процессов, сочетанием устойчивости и изменчивости задают им направление и определяют рамки. Они проходят через века, накапливая и транслируя опытнесут в себе представления индивидов о свободе, социальной справедливости, демократии, роли государства и институтов власти, содержат потенциал социального порядка и влияют на социально-политические взаимодействия. Динамичные преобразования и трансформации в области политики вызывают изменения во всех сферах, регулирующих социально-политические отношения и тесно сопряжены с таким показателем, как стабильность социально-политической среды. Меняется массовое сознание и убеждения людей, эти процессы бывают крайне неустойчивыми и противоречивыми, появляются деструктивные тенденции и конфликты, возникают проблемы адаптации граждан к происходящим социально-политическим трансформациям. Чем выше планка намеченных преобразований, тем выше риск утраты стабильности, тем более значим для изучения и анализа опыт таких стран как США, в которых наиболее успешно реализован либеральный проект.

1 Shils Edward. Tradition. Chicago: University of Chicago Press. 1981. P. 327.

Предлагается следующая структура работы:

• первоначально исследовать понятие политических традиций, их сущностные аспекты, специфические признаки и функциональные возможности, модификации и генезисих способность стимулировать вариативность изменений и приспосабливаться к новым формам социальнополитического устройства.

• рассмотреть современные политические теории, вводящие политические традиции в ранг научного знания и знакомящие нас с различными методами их исследования и интерпретации.

• рассмотреть специфические особенности и проблемы становления, развития и изменения политических традиций в современных политических идеологиях с различными ценностными нормативами и системами ориентации и мотивации поведения человекавлияние различных социально-исторических и социально-культурных условий на трансформацию политических традиций и формирование представлений о путях, развития общества и возможности достижения благосостояния и свободы.

• исследовать особенности политических традиций в США, где наиболее успешно реализован либеральный проектакцентировать внимание на проблеме формирования и соперничества консервативной и либеральной традицийпоказать свой альтернативный подход к некоторым ключевым концептам современной либеральной традиции.

Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью изучения опыта идеологических и политико-теоретических течений стран Запада для развития демократии в современной России. Особого внимания заслуживает анализ современного американского либерализма как исторически сложившейся и реализующейся на практике системы политических идей.

Современное научное политологическое сообщество считает общепринятым деление либерализма на «классический» и «реформаторский», или неолиберализм. Тем не менее, за последнее время критерии определения либерализма подверглись значительной трансформации. В этой связи актуализируется вопрос о том, какие черты современного либерализма остаются имманентными, а какие претерпевают изменения, по-новому интерпретируются в постоянно меняющихся социально политических условиях, в том числе в развитых странах.

В условиях масштабных структурных реформ в России успех либерального проекта в том виде, как он реализуется в нашей стране, не является гарантированным. Очевидно, что трудности в реформировании российского общества были не в последнюю очередь вызваны ориентацией на модель «классического» либерализма, недооценивающего социальную составляющую. В общественном сознании, равно как и у значительной части политической элиты сложился стереотип, в соответствии с которым социальное государство ассоциируется с нелиберальными принципами, в то время как в странах Запада именно либерализм выступил источником социального рыночного хозяйства.

Разочарование в неудачной социально-экономической политике экстраполируется на либерализм как на политическую идеологию. В этой связи преодоление сложившихся стереотипов, изучение взаимодействий между традиционным ядром либеральных ценностей и его инновациями имеет исключительно важное значение для российской политической практики.

Тематика диссертационного исследования соответствует основным направлениям научной работы МГИМО (Университет) МИД России.

Степень разработанности темы.

Большой вклад в методологию исследований политических традиций либерализма внесли Т. А. Алексеева, Э. Я. Баталов, В. И. Купцов, С. М. Рогов, Э. Шилз, П. Штомпка, Ш. Эйзенштадт2 и др.

Ряд авторов рассматривали политические традиции исключительно как механизм противодействия модернизации. В России данная линия отчетливо просматривается с первой половины XIX в. в творчестве славянофилов A.C.

2Купцов В.И. (ред.) Философия и методология науки. Москва. «Аспект прогресс». 1996; Алексеева Т. А. Проблемы политической философии. Москва. Издательство Института философии АН СССР. 1991; Алексеева Т. А. Справедливость: Морально-политическая философия Джона Роулса. Москва. Наука. 1992; Алексеева Т. А. Нужна ли философия политике? Москва. Изд-во. Эдиториал УРСС. 2000; Shils Edward. Tradition. Chicago: University of Chicago Press. 1981; Эйзенштадт Ш. О неопределенности термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. Москва. Аспект Пресс. 1999; Eisenstadt S. N. Modernisation: Protest and Change. Pergamon Press. New York. 1966; Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. Pergamon Press. New York. 1973; Штомпка Петр. Социология социальных изменений. «Аспект Пресс». Москва. 1996.

Хомякова, И. В. Киреевского, А.Н. и К. С. Аксаковых, Ю.Ф. Самарина3. В центре анализа оказывалась единственная проблема — противостояние прошлого и настоящего.

Современный взгляд на данную проблематику представлен в работах Б. К. Баранова, П. Бертковица, Дж. Бункера, Д. Мослера4. Эти исследователи рассматривают взаимодействие традиции и инновации сквозь призму взаимодействия либерализма с традиционализмом, как поиск рационального компромисса между ценностями модернизации и традициями.

Заметный вклад в разработку понятия традиций либерализма в США внесли Дж. Роулс, Ч. Тейлор, Дж. Раз, К. Менке, Д. Мун, С. Мендус, Р. Патнэм, Г. ван Ганштерн, У. Кимлика, В. ван дер Бург, М. Уолцер, Ф. Закария, Э. Шилз, И. Берлин, Э. Гидденс, М. Оукшоут, Э. Кернохан, Р. Беллами, Р. Хофстедтер, С. Уолл, Ш. Эйзенштадт, Р. Дворкин, Л. фон Мизес, М. Сэндел5, а также.

3Хомяков А. С. Сочинения в 2-х томах. Москва. Наука. 1996; Киреевский И. Сочинения и письма в 2-х томах. Москва. Академ-Пресс. 1992; Аксаков К. Сочинения в 4-х томах. Новарис. Минск. 2001; Самарин Ю. Сочинения. М. 1997.

4Баранов Б. К. Политическая традиция и модернизация в социально-политическом развитии России. Диссертация кандидата политических наук. Москва. 2001; Berkowitz Peter. Virtue and the making of modern liberalism. Princeton. Princeton University Press. 1999; Buenker John D. Urban liberalism and progressive reform. New York. Norton Press. 1998; David Mosler, Bob Catley. Liberalism in America: From Melting Pot to the Chamber Pot. World Praeger Publishers. New York. 2003.

5 Rawls John. A theory of Justice. Cambridge. Harvard University Press. 1971; Rawls John. Political Liberalism. New York. Columbia University Press. 1993; Raz Joseph. The morality of Freedom. Oxford. Clarendon Press. 1986; Menke Christopher. Tragedy in moral validity. Berkley. University of California Press. 2002; Moon J. Donald Constructing Community: Moral Pluralism and Tragic Conflicts. Princeton. Princeton University Press. 1993; Mendus Susan. Tragedy, Moral Conflict, and Liberalism. Cambridge. Cambridge University Press. 1996; Патнэм Роберт. Чтобы демократия сработала. Москва. «Ad Marginem». 1996; Gunstern van Herman. A Theory of Citezenship: Organizing Plurality in Conterporary Democracies. Boulder. Westview Press. 1998; Kimlika Will. Multicultural Citizenship. Oxford. Oxford University Press. 1995; Kimlika Will. Liberalism, Community, and Culture. Oxford. Clarendon Press. 1989; Wibren van der Burg. Civic Tradition in Modern America. Boulder. Westview Press. 1999; Wibren van der Burg. The importance of Ideals. Journal of Value of Inquiry № 31. 1997; Walzer Michael. Spheres of Justice: A Defense of Pluralism and Equality. Oxford. Basil Blascwell. 1989; Zakaria Fareed The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad. New York W.W. Norton & Company. 2003; Шилз Э. О содержании термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. — Москва. Алгоритм. 1999; Shils Edward. Tradition. Chicago: University of Chicago Press. 1981; Berlin Isaiah. Liberty: Incorporating Four Essays on Liberty. Oxford. Oxford Press. 2002; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge. Polity Press. 1996; Giddens A. The constitution of society. Cambridge. Polity Press. 1984; Оукшот Майкл. Рационализм в политике. Москва. Идея-Пресс. 2002; Kernohan Andrew. Liberalism, Equality, and Cultural Oppression. Cambridge. Cambridge University Press. 1998; Bellamy Richard. Liberalism and Modern Society. An historical Argument. Cambridge. Polity Press. 1992; Hofstadter R. Social Darwinism in American Thought. Beacon Press. Boston. 1992; Wall Steven. Liberalism, Perfectionism and Reatraint. Cambridge. Cambridge University Press. 2002; Eisenstadt Shmuel. Modernisation: Protest and Change. Pergamon Press. New York. 1966; Eisenstadt Shmuel. Tradition, Change and Modernity. Pergamon Press. New York. 1973; Eisenstadt Shmuel. Comparative Sociology. Chicago: University of Chicago Press. 1996; Dworkm Ronald. Liberalism. Harvard University Press. London. 1985; Mises von Ludwig. Liberalism. The classical tradition. New российские исследователи Т. А. Алексеева, Э. Я. Баталов, Б. Г. Капустин, В. А. Кулинченко, А. Ю. Мельвиль, А. И. Никитин, В. О. Печатное, С. М. Рогов, В. В. Согрин, A.B. Шестопал6 и др.

Значительная часть исследователей рассматривают преимущественно социальные, философские и культурные аспекты традиций, не затрагивая их политическую составляющую. Специализированные научные исследования политических традиций выполнены такими учеными, как Э. Хобсбаум, Э. Шилз, П. Штомпка, Ш. Эйзенштадт7.

York. The Foundation for Economic Education, Inc. Irvingtonon-Hudson.1997; Sandel M.J. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge. Cambridge University Press. 1982.

6 Алексеева Т. А. Современные политические теории. Москва. РОССПЭН. 2001; Алексеева Т. А. Проблемы политической философии. Москва. Издательство Института философии АН СССР. 1991 — Алексеева Т. А. Справедливость: Морально-политическая философия Джона Роулса. Москва. Наука. 1992; Алексеева Т. А. Нужна ли философия политике? Москва. Изд-во. Эдиториал УРСС. 2000; Алексеева Т. А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. Москва. МОНФ. 2001; Алексеева Т. А. Либерализм как политическая идеология //Полития 2000. № 1- Мельвиль А. Ю. Консерватизм в идеологии и политике США. Л/осква. Прогресс. 1988; Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Москва. Общественный научный фонд. 1999; Мельвиль А. Ю. Методология «воронки причинности» как промежуточный синтез «структуры и агента» в анализе демократических транзитов. //Политические исследования. 2002. № 5- Рогов С. М. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений. Москва. Институт США и Канады РАН. 2001; Рогов С. М. (отв. ред.) США на рубеже веков. Москва. Наука. 2001; Рогов С. М., Кокошин А. А. Серые кардиналы Белого дома. Москва. Изд-во агентства печати «Новости». 1986; Согрин В. В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление. // Политические исследования. 2003 — № 3- Согрин В. В. Политическая история США. XV11-XX вв. Москва. ИНФРА-М. 2001; Согрин В. В. Западный либерализм и российские реформы // Свободная мысль. 1996 -№ 1- Согрин В. В., Патрушев А. И., Токарева Е. С., Фадеева Т. М. Либерализм Запада XVII—XX вв.ека. Москва. Российская академия наук. Институт всеобщей истории. 1995; Баталов Э. Я. Русская идея и американская мечта. Институт США и Канады РАН. Москва. 2001 — Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества Москва. Наука. 1990; Баталов Э. Я. Американская утопия. Москва. Прогресс. 1985; Баталов Э. Я. Мотрошилова Н. В. Наука и будущее. Борьба идей. Москва. Наука. 1990; Баталов Э. Я. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба с США. Москва. Наука. 1984; Баталов Э. Я., Мельвиль А. Ю. Идеологическая стратегия США на мировой арене. Москва. Международные отношения. 1985; Капустин Б. Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. Москва. Издательство Университета дружбы народов. 1991; Капустин Б. Г. Освободившиеся страны: специфика общественного сознания и идеологическая борьба. Москва. Издательство Университета дружбы народов. 1983; Капустин Б. Г. Современность как предмет политической теории. Москва. РОССПЭН. 1998; Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах.// Политические исследования. 1994. № 3- Кулинченко В. А. Демократический централизм и развитие внутрипартийных отношений. Москва. Мысль 1985; Никитин А., Кортунов А. «Американская модель» на весах истории. Москва. Прогресс. 1985; Печатное В. О. Уолтер Липпман и пути Америки. Москва. Международные отношения. 1994; Печатное В. О. Демократическая партия США: избиратели и политика. Москва. Наука. 1980;

Шестопал A.B. Иберо-американистика: Традиции, тенденции, перспективы. Москва. Издательство МГИМО (У) МИД РФ. 2002.

7 Алексеева Т. А. Либерализм как политическая идеология //Полития. 2000 — XslАлексеева Т. А. Проблемы политической философии. Москва. Издатель-ство Института философии АН СССР. 1991; Баталов Э. Я. Русская идея и американская мечта. Институт США и Канады РАН. Москва. 2001; Рогов С. М. (отв. ред.) США на рубеже веков. Москва. Наука. 2001 -Шилз Э. О содержании термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. Москва. Алгоритм. 1999; Shils Edward. Tradition. Chicago: University of Chicago Press. 1981; Allport W., Shils A., Kluckhohn C. Social Tradition:

Традиции как особый этнокультурный феномен рассмотрены в работах Л. М. Дробижевой, С. А. Алексеевой, В. Д. Плахова, А. В. Бушляковой, В. ван дер А.

Бурга и трактуются как совокупность общественных практик ритуального или символического характера, регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил.

Исследованию традиций в этносоциальных процессах посвящены работы К. Гирца, Ч. Тейлора, У. Кимлики, М. Уолцера, Г. Г. Водолазова, А. И. Лучанкина, О. В. Нагорной, В. В. Базова, О. И. Даниленко, И. В. Суханова, В. Б. Власовой, Э. С. Маркаряна, О.В.Сергеевой9. Цели и задачи исследования.

Цель настоящей диссертации заключается в исследовании закономерностей и особенностей формирования, развития и трансформации политических традиций современного американского либерализма, их структурных и функциональных особенностей, соперничества и взаимодействия, механизмов возникновения и снятия концептуально напряжённых отношений и конфликтов.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

From Classical Times to the Present. California. Mayfield Publishing Company. 2002. Эйзенштадт Ш. О неопределенности термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. Москва. Аспект Пресс. 1999; Eisenstadt S. N. Modernisation: Protest and Change. Pergamon Press. New York. 1966; Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. Pergamon Press. New York. 1973; Eisenstadt Shmuel Comparative Sociology. Chicago. University of Chicago Press. 1996; Штомпка Петр. Социология социальных изменений. «Аспект Пресс». Москва. 1996; Hobsbawm Eric and Ranger, Terence. The Invention of Tradition. Cambridge. Cambridge University Press. 2002.

8 Дробижева JI.M. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. Москва. Наука. 1990; Алексеева С. А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Москва. 1996; Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-соцнологнческого исследования. Москва. Наука. 1982; Бушлякова А. В. Традиции в политической жизни России. Диссертация кандидата философских наук. Екатеринбург. 1998; Wibren van der Burg. Civic Tradition in Modern America. Boulder. Westview Press. 1999.

9 Geertz Clifford. The interpretation of cultures.London. Fontana Press. 1993; Taylor Charles. The politics of Recognition in Multiculturalism. Princeton. Princeton University Press. 1994; Kimlika Will. Multicultural Citizenship. Oxford. Oxford University Press. 1995; Walzer Michael. Sheres of Justise. Defense of Pluralism and Equality. Oxford. Basil Blackwell. 1996; Лучанкин А. И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. 1986. № 8- Нагорная О. В. Традиция как форма существования духовных ценностей // Credo. 2001. № 2- Даниленко О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. Социально-политический журнал. 1993. № 8- Суханов И. В. Обычая, традиции и преемственность поколений. Москва. Наука. 1996; Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. № 4- Власова В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции II Философские науки. 1984. № 5- Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции II Советская этнография. 1981. № 2- Водолазов Г. Г. Стратегия классовых союзов. Мысль. Москва. 1985; Сергеева О. В. Политические традиции в современном российском обществе: опыт социологического анализа. Диссертация кандидата социологических наук. Волгоград. 2001.

• определить сущность и содержание понятия традиции;

• исследовать специфические признаки политических традиций и разработать критерии их классификации;

• выявить основные функции политических традиций на современном этапе развития, дать их характеристику;

• изучить причинно-следственные связи вариативности и преемственности политических традиций в условиях социально-политических трансформаций;

• рассмотреть факторы успешной реализации либерального проекта в США через призму соперничества и консенсуса консервативной и либеральной политических традиций;

• показать альтернативный подход к защите либеральной политической традиции через исследование внутренних противоречий ключевых концептов либеральной доктрины, способных влиять на баланс изменчивости и устойчивости традиций, определяющих многие социально-политические процессы.

Объектом исследования являются либеральные традиции, сложившиеся в США под влиянием специфических исторических, культурных, институциональных, политических, экономических и др. факторов, а также их потенциал в соперничестве с прочими политическими традициями и управлении социально-политическими процессами.

Предметом исследования выступают структурные и функциональные характеристики политических традиций современного американского либерализма, их внутренние противоречия, а также факторы устойчивости и изменчивости.

Методологические основания исследования.

В работе над диссертацией были использованы различные методы исследования, в частности:

— Сравнительно-исторический метод применялся для изучения влияния различных социально-исторических и социально-культурных условий на развитие и трансформацию политических традиций, для установления их преемственности и изменчивости на разных этапах исторического развития.

— Системный метод позволил соотнести сущность и функции политических традиций с динамикой общественного развития.

— Структурно-функциональный метод применялся при изучении роли традиций в функционировании политических институтов, а также при анализе причинно-следственных связей изменения и преемственности традиций, влияния на них эндогенных и экзогенных факторов.

Научная новизна.

В центре диссертационного исследования находится содержательный аспект понятия политических традиций, в особенности политических традиций либерализма, эндогенные и экзогенные факторы, определяющие их основные черты, особенности и свойства, причинно-следственные связи преемственности и вариативности традиций, а также их внутренние противоречия.

Настоящее диссертационное исследование расширяет границы знания о политических традициях вообще и современного американского либерализма в частности. Опровергается сложившийся стереотип, в соответствии с которым понятие традиции лежит на «поверхности» консервативной идеологии, а в либерализме отсутствует вовсе. В этой связи в работе подчеркивается необходимость снятия идеализированных оценок поляризации традиции и новации, искажающих реальный процесс взаимодействия старого и нового. С учетом указанного обстоятельства в диссертации уделено значительное внимание теоретическому осмыслению проблемы напряжённых отношений и конфликтов внутри фундаментальных либеральных нормативов.

Диссертация дополняет представления о сущностных аспектах, специфических признаках, структурных и функциональных особенностях и возможностях либеральных традиций, их способности стимулировать вариативность изменений и приспосабливаться к новым формам социально-политического устройства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Совокупность эндогенных факторов определяет такую существенную характеристику политических традиций как двойственность (дуализм), проявляющуюся в тенденции любой традиции, с одной стороны, сохранять в неизменном виде и транслировать опыт предшествующих поколений, а с другой, видоизменяться, трансформироваться и адаптироваться в целях самосохранения. Дуализм отмечен и у экзогенных факторов воздействия на традицию. Он выражается, с одной стороны, в культивировании, развитии и даже искусственной трансформации традиций, отвечающих новым условиям и, главное, интересам тех или иных групп, а с другой стороны, к отрицанию и даже уничтожению инертных традиций, мешающих и препятствующих реализации тех или иных политических и социально-экономических проектов.

2. Важнейшими характеристиками политических традиций определены их рациональность, корпоративность и вариативность, зависящие от соотношения эндогенных возможностей самой традиции изменяться и экзогенных факторов воздействия в виде тех или иных ценностных доминант, новых исторических условий. Вариативность определена как источник новации.

3. Этапы эволюции либеральных традиций связаны с трансформациями общественно-политической системы и приобретением нового опыта.

4. Напряжённые отношения и конфликты зарождаются внутри фундаментальных либеральных нормативов при формулировании нормативных ожиданий участников социально-политического процесса, находящихся в разных ценностно-идеологических измерениях. Выявлено, что «трагизм» либеральных традиций на персональном уровне состоит в том, что необходимость поиска выхода из конфликтных ситуаций вынуждает людей идти на компромисс, пересматривать свои взгляды, жертвовать устоявшимися представлениями, приспосабливаться и принимать новые представления, которые совсем недавно были чуждыми и отвергались. Концептуально напряжённые отношения, противоречия и конфликты, влияющие на баланс изменчивости и устойчивости политических традиций, могут придавать либеральной доктрине трагический оттенок, однако они же могут являться одним из источников творческого потенциала и прогресса, поскольку обогащают её новым опытом. Эта особенность фундаментальных либеральных нормативов должна учитываться при разработке различных политических и социально-экономических проектов.

5. Степень глубины и необратимости преобразований в обществе зависит от сохранения сущностного единства традиции во всех сферах общественной жизни. Следует разграничивать ценностные цели и структуры для их реализации. Конъюнктурные способы достижения актуальных либеральных целей способны вызывать напряжённость в обществе и не должны широко практиковаться. «Эффективная политика» в демократическом обществе определяется балансом индивидуальной рациональности и коллективных традиций.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке новых подходов к пониманию специфики формирования, развития и трансформации политических традиций современного американского либерализма, их структурных и функциональных особенностей. Полученные результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки докладов, аналитических записок и других аналитических материалов для государственных структур Российской Федерации, а так же при преподавании курсов «История политических учений», «Современные политические теории», «Современные политические идеологии» в вузах России.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации апробированы на: Московском Научно-практическом семинаре «ПОЛИТИЯ» — «Стратегическое моделирование избирательных кампаний: новые технологии», февраль 2003 года, г. МоскваТретьем Конгрессе политологов, секция политической философии, апрель 2003 г., г. МоскваКонференции «Московские Выборы и российский политический процесс» фонда «Российский общественно-политический центр», октябрь 2003 г., г. МоскваКонференции «Московское измерение декабрьских выборов» фонда «Российский общественно-политический центр» (РОПЦ), ноябрь 2003 г., г. МоскваКонференции «Безальтернативный выбор России» фонда «Российский общественно-политический центр» (РОПЦ), декабрь 2003 г., г. МоскваМосковской Конференции «Административная реформа в России: задача для Президента» Российской ассоциации политической науки и Федерации мира и согласия при участии Российской Академии политической науки, март 2004 г., г. МоскваТретьем международном Конвенте Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) «Внешнеполитический процесс в России: приоритеты и стратегии, участники и эффективность», секция «Региональные направления внешней политики России», подсекция США, май 2004 г., г. Москва.

Диссертация была обсуждена и одобрена к защите на заседании кафедры Политической теории МГИМО (У) МИД России 23 апреля 2004 г.

По теме диссертации опубликованы три работы общим объёмом 1,5 печатных листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Традиция — одно из наиболее сложных и многогранных понятий в политике, означающее преемственность, наследование устоявшихся форм и порядков. По своей сути традиция является механизмом сохранения основы и ядра культурно-исторического процесса. Объективное представление о понятии традиции складывается из совокупности эндогенных и экзогенных факторов их развития. С одной стороны, традицию можно рассматривать как совокупность эндогенных факторов, находящихся внутри самой традиции (концептообразующие факторы), с другой — как экзогенный феномен, отражающий характер социально — политического устройства общества, доминирующую политическую доктрину и многое другое. Традиции могут определяться как результат сознательного внутреннего выбора и как результат воздействия политических культур и институтов. Традиции зарождаются из индивидуальных предпочтений и действий, становятся массовыми и превращаются в социально — политический факт. Их носителями могут быть индивиды, группы, социальные слои, национально — этнические общности и, наконец, общество. В традициях заложена причина будущего и следствие прошедшего. Таким образом, традиции одновременно являются причиной и следствием. Политические традиции определяют доминирующую ориентацию в современной политике и в социальной сфере, ценностные приоритетыот них зависит политическая эффективность власти и устойчивость её структур, темп и степень адаптации индивидов и общественных групп к социально-политическим трансформациям.

Политические традиции являются отражением рационально осмысленного политического опыта и обретают идентичность в рефлективности нового. Именно традиции переводят индивидуальную рациональность в общесоциальную эффективность, согласовывают действий людей и сохраняют устойчивые ориентиры их поведения, обеспечивая обществу самотождественность.

В балансе индивидуальной рациональности и коллективных традиций один из факторов «эффективной политики».

К основным функциям политических традиций, проявляющимся наиболее часто, можно отнести функции сохранения, регуляции, стабилизации,. социализации, ориентации, легитимации, структурирования, регламентации, посредничества, компенсации, коммуникации, нормативно — регулирующую и интегративную.

Функции и специфические признаки политических традиций использованы для разработки системы их классификации. Так, можно различать институциалъные и неинституциалъные традиции. По периоду функционирования — исторические, актуальные и потенциальныепо роли в историческом процессе — прогрессивные и реакционныепо способу осуществления и организации политической власти и управления демократические и антидемократическиепо степени универсальностинаднациональные, национальные, региональные и локальные. Традиции подвержены количественным и качественным изменениям. Возможно разделение политических традиций по их носителю, по классовой принадлежности, по участкам приложения традиции к внутренней или внешней политике. Любая классификация относительна и условна, является идеально-типической конструкцией, так как нельзя установить жёсткие рамки и ограничения между отдельными группами традиций.

Налицо взаимозависимость внутреннего потенциала традиций и темпов общественного развития. Любая традиция, независимо от ее содержания, может оказывать либо сдерживающее, либо стимулирующее воздействие на потенциал и темп изменчивости и зависит это от многих факторов. Однако следует развенчать упрощённое представление о том, что уменьшение степени социальной значимости традиций определяется исключительно ускорением темпов развития общества, а сдерживание этих темпов связано исключительно с медленной трансформацией традиций. Изменить такую точку зрения может понимание роли, места и выполняемых функций традиций, факторов конкуренции и борьбы различных позиций, подходов, методов, в том числе и конъюнктурных.

Важно преодолеть укоренившиеся стереотипы поляризации традиции и новации и их крайне идеализированные оценки, искажающие реальный процесс взаимодействия старого и нового.

Преобразования общества неотделимы и обусловлены преобразованиями традиций, являющихся соопределяющим элементом состояния общества, предотвращающих его дискретное развитие и детерминирующих многие социально — политические процессы.

То, как воспринимаются политические традиции, зависит от правильности применения механизмов реализации основных целей: средства не должны заменять собою цели. Политические традиции должны сохранять своё сущностное единство во всех сферах социальной жизни и политические цели не должны подменяться экономическими.

В условиях социально-политических трансформаций в США причины вариативности и механизм преемственности политических традиций проявляются через призму соперничества и консенсуса консервативной и либеральной политических традиций. Так, консерваторы и либералы в соперничестве дополняют друг друга, блокируют или сдерживают программы, способные вести к общественной аномии. Без их соревнования не представляется долгосрочная перспектива гармонично развивающегося общества.

Все консервативные течения связанны традицией, не являющейся принципиальной преградой на пути социального прогресса. Для политических традиций консерватизма всегда был важен принцип политического, социального и экономического разнообразия, соблюдения принципа неравенства, предотвращающего социальный застой. Важно помнить, что поле соперничества различных традиций, является одновременно и полем их конструктивного взаимодействия и сбалансированного развития.

При том, что американская либеральная традиция возникла как комбинация свободы насилия и свободы согласия, она старается нивелировать противоречия, исключить насилие и принуждение как метод укрепления власти и выступает за десакрализацию политической культуры.

Вектор либеральных перемен смещается от индивидуальных ценностей к коллективным в виду того, что именно в них индивид надеется найти гарантии собственной защиты, безопасности и благополучия. Остаётся актуальным вопрос: в какой мере осуществимы эти стремления, какие факторы на это влияют и как ими управлять? Вопрос соотношения гуманитарной составляющей безопасности индивида и общества станет в самом ближайшем будущем весьма актуальной и проблемной темой.

Исследование политических традиций либеральной доктрины показало, что внутри её основных смыслосодержащих элементов кроются причинно-следственные связи напряжённых отношений, противостояний и конфликтов, способных изменять внутренний баланс потенциалов устойчивости и изменчивости, потенциал их трансформации, придавать либеральной доктрине трагический оттенок.

Через осознание причин возникновения внутренних противоречий в ключевых концептах либеральной доктрины, способных влиять на баланс изменчивости и устойчивости традиций, детерминирующий многие социально-политические процессы, может строиться альтернативный подход к защите либеральной политической традиции. Напряжённые отношения и конфликты зарождаются внутри фундаментальных либеральных нормативов, призванных сформулировать нормативные ожидания участников социально — политического процесса, находящихся в различных ценностно — идеологических измерениях.

Именно в несоизмеримости различных составляющих либеральной традиции, в двойственности, противостояниях, конфликтах и напряжённых отношениях внутри её основных смыслосодержащих элементов лежат причины вариативности внутренних аспектов, изменения баланса потенциалов устойчивости и изменчивости, возможности увеличения потенциала творческого развития и трансформации, постоянно расширяющегося и обогащающегося посредством практики и опыта.

Каждая общественная система характеризуется наличием множества традиций, сформировавшихся в различные исторические периоды, находящихся на разных фазах их эволюции, выполняющих различные функции и принадлежащих различным общественным группам. Ответная реакция этих традиций на социальнополитические преобразования столь же различна и может влиять на стабильность и устойчивость общества, изменять вектор его развития. Может соответствовать целям реформаторства, либо сопровождаться конфликтами и деструктивными процессами. Вот почему вряд ли возможно существование общественной системы, полностью удовлетворяющей изменяющимся потребностям социума.

В сложно структурированном либеральном обществе, с таким многообразием интересов и целей индивидов и их групп, государство не должно задавать пределы и устанавливать стандарты равной ценности и одновременно не должно допускать очевидно неблагоразумных концепций хорошей жизни.

Материалы диссертации показывают, что знание сущностных элементов политических традиций, закономерностей их функционирования и влияния на социально — политические взаимодействия, умение внедрять эти знания в практическую деятельность — позволяют предвидеть и прогнозировать степень глубины и необратимости преобразований, их эффективность.

В условиях усиливающейся конкуренции различных политических идеологий и политических традиций, обществу необходим их баланс, создающий будущее и оберегающий от ошибок в настоящем.

Сложность и актуальность проблемы не позволяют говорить об исчерпанности вопроса. Вместе с тем, результаты диссертации являются очередным шагом на пути к управляемым социально — политическим процессам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.Б. Традиция как фактор устойчивого развития общественной системы. // Тезисы региональной научно-практической конференции. Пятигорск^ 1998.
  2. А. В. Новый поворот истории: Постмодернистский взгляд на либерализм. Москва. Консалтбанкир. 2002.
  3. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. Москва. Просвяшение. 1985.
  4. С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. Диссертация кандидата философских наук. Москва. 1996.
  5. Т.А. Современные политические теории. Москва. РОССПЭН. 2001.
  6. Т.А. Либерализм как политическая идеология //Полития. 2000 № 1.
  7. Т.А. Проблемы политической философии. Москва. Издательство Института философии АН СССР. 1991.
  8. Т.А. Справедливость: Морально-политическая философия Джона Роулса. Москва. Наука. 1992.
  9. Т.А. Нужна ли философия политике? Москва. Изд-во. Эдиториал УРСС. 2000.
  10. Ю.Алексеева Т. А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. Москва. МОНФ. 2001.
  11. А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. Москва. Издательство МГУ. 1985.
  12. А.Н., Медведь Л. М. Политическая традиция: некоторые проблемы анализа //История политической мысли и современность. Москва. Наука. 1988.
  13. О.В. Демократия в России и Америке // Вопросы философии. 1996 № 6.
  14. В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности. Диссертация кандидата философских наук. Москва. 1996.
  15. В.И., Согомонов Ю. В. Социально-политический процесс и гражданский этос: феномен коэволюции//Социологические исследования. 1991 № 7.
  16. Л.Е. Либерализм и свобода. Москва. Academia. 1999.
  17. Э. Я. Русская идея и американская мечта. Институт США и Канады РАН. Москва. 2001.
  18. Э. Я. Политическая культура современного американского общества Москва. Наука. 1990.
  19. Э. Я. Американская утопия. Москва. Прогресс. 1985
  20. Э. Я. Мотрошилова Н. В. Наука и будущее. Борьба идей. Москва. Наука. 1990.
  21. Э. Я. Противоречия современного американского капитализма и идейная борьба с США. Москва. Наука. 1984.
  22. Э. Я., Мельвиль А. Ю. Идеологическая стратегия США на мировой арене. Москва. Международные отношения. 1985.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Москва. «Медиум». 1995.
  24. А. Е. Современный американский консерватизм и внешняя политика. Москва. ИНИОН. 1991.
  25. Д. Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. Москва. Алгоритм. 1997.
  26. Валлерстайн Иммануэль. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Санкт-Петербург. Университетская книга. 2001.
  27. В. А. Гражданское общество // Социально-политический. журнал. 1992. № 8.
  28. И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. Мысль. Москва. 1999.
  29. М. Избранные произведения. Москва. Прогресс. 1990.
  30. В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. 1984 № 5.
  31. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980 № 4.
  32. Г. Г. Стратегия классовых союзов. Москва. Мысль 1985.
  33. Г. Г., Горшков М. К., Красин Ю. А., Кувалдин В. Б., Федосов П. А., Галкин A.A., Ильин М. В., Барсамов В. А., Юсуповский А. М., Ожиганов Э. Н., Кара-Мурза A.A. Перспективы интегративной идеологии. Политические исследования. 1997 № 3
  34. И. В. Популизм и консерватизм: к истории американской политической мысли конца XIX века. Москва. Изд-во МГТУ. 1992.
  35. В. А. Либерализм. Социализм. Патриотизм. Москва. Диалог-МГУ. 1997.
  36. К. С. Размышления о свободе //Вопросы философии. 1993. № 2.
  37. К.С. Типология современного либерализма. Москва. ИНИОН. 1988.
  38. Э. Элементы теории структурации. Москва. Академический проект. 2003.
  39. Т. Избранные произведения в двух томах. Москва. Мысль. 1964.
  40. Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать?// Политические исследования. № 3 1994.
  41. Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. Москва. ИФРАН. 1996.
  42. О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. Социально-политический журнал. 1993 -№ 8.
  43. Л.М. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. Москва. Наука. 1990.
  44. А.Н. Современный либерализм в развитии общественно-политической системы западного общества. Диссертация доктора политологических наук. Москва. 1994.
  45. Ю. А. Вызовы цивилизации и опыт США. Москва. Наука. 1991.
  46. Ю. В. Традиции. Политика. Культура. Чита. Прогресс-пресс. 1997.
  47. М. В. Укоренять изменения в традиции // Политические исследования. 1999-№ 4.
  48. В.Л. Полезные рекомендации политическому классу Америки. // Политические исследования. № 5 — 2002.
  49. С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени: (О трактате «О демократии в Америке»). Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 1993.
  50. В.М. Традиции и исторический процесс: (социально-философский анализ) диссертация доктора философских наук. Москва. 1994.
  51. . Г. Глобальные проблемы мирового общественного развития. Москва. Издательство Университета дружбы народов. 1991.
  52. . Г. Освободившиеся страны: специфика общественного сознания и идеологическая борьба. Москва. Издательство Университета дружбы народов. 1983.
  53. . Г. Современность как предмет политической теории. Москва. РОССПЭН. 1998.
  54. .Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах.// Политические исследования. № 3 1994.
  55. Н.И. Французские политические писатели XVIII века. Феникс. Ростов н/Д. 1993.
  56. И. Ю. Традиции, идеология и право в политической культуре // Вестник ЛГУ. Выпуск №. 4 1989.
  57. С. А. Деструкция традиции в «Бытии и времени» Хайдегтера // История философии: методы, исследования, концептуальные альтернативы. Опыт преподавания. Доклады и сообщения международной конференции. Москва. 1996.
  58. В.М. Мир в XXI веке: многополюсный баланс сил или глобальный Рах democratico (Гипотеза «демократического мира» в контексте альтернатив мирового развития) .// Политические исследования. № 1 2000
  59. В. А. Демократический централизм и развитие внутрипартийных отношений. Москва. Мысль 1985.
  60. В.И. (ред.) Философия и методология науки. Москва. «Аспект прогресс». 1996.
  61. В. А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. № 6.
  62. Л. И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. Москва. 1997.
  63. Т. П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции//Политические исследования. 1998 № 6.
  64. М.М. «Воронка причинности» при исследовании мировых политических процессов. Политические исследования. 2002 № 5.
  65. М. М., Цыганкова П. А. (ред.) Мировая политика и международные отношения в 1990-е годы: взгляды американских и французских исследователей. Москва. Общественный научный фонд. 2001.
  66. В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализмавзаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) II Вопросыфилософии. 1995 -№ 10.
  67. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. 1996 № 4.
  68. Д. Избранные философские произведения в 2-х томах.
  69. Локк Джон Избранные философские произведения в 3-х томах. Москва. Мысль. 1988.
  70. А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры //Философские науки. 1986 № 8.
  71. А. С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы //Политические исследования. 1994 № 5.
  72. О.Ю. Либерализм и концепт нации.// Политические исследования. № 2 2003.
  73. Л. С. Метаморфозы восприятия государства // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. Москва. 1996.
  74. А. Ю. Консерватизм в идеологии и политике США. Москва. Прогресс. 1988.
  75. А.Ю. Демократические транзиты: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Москва. Общественный научный фонд. 1999.
  76. А.Ю. Методология «воронки причинности» как промежуточный синтез «структуры и агента» в анализе демократических транзитов. // Политические исследования. № 5 2002.
  77. . В. Современный американский либерализм: идеология и политика. Москва. Наука. 1983.
  78. О. В. Традиция как форма существования духовных ценностей // Credo. 2001 № 2.
  79. Оукшот Майкл. Рационализм в политике. Москва. Идея-Пресс. 2002.
  80. П. Я. Методология научных исследований. Минск. Информпресс. 2002.
  81. Т. Система современных обществ. Москва. Аспект-Персс. 1998.
  82. Патнэм Роберт. Чтобы демократия сработала. Москва. «Ad Marginem». 1996.
  83. А.А. Динамика традиций и возможности их исторического истолкования //Народы Азии и Африки. 1981 -№ 5.
  84. В. О. Уолтер Липпман и пути Америки. Москва. Международные отношения. 1994.
  85. В. О. Демократическая партия США: избиратели и политика. Москва. Наука. 1980.
  86. В.Д. Традиции и общество. Москва. Мысль. 1982.
  87. Проблемы американистики. Вып. 10. Либеральная традиция в США и ее творцы. Москва. 1997.
  88. П. Ю. Культурный консерватизм в США. Пермь. Издательство ПГУ. 1995.
  89. С. М. 11 сентября 2001 г.: реакция США и последствия для российско-американских отношений Москва. Институт США и Канады РАН. 2001.
  90. С. М. (отв. ред.) США на рубеже веков. Москва. Наука. 2001.
  91. С. М., Кокошин А. А. Серые кардиналы Белого дома. Москва. Изд-во агентства печати «Новости». 1986.
  92. Т.В. Идеалы и традиции // Философская и социологическая мысль. 1991, № 8
  93. Роулс Джон. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994 № 10.
  94. Т. П. К проблеме становления теории традиции. Москва. 1992. Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 46 125 от 21. 02. 92.
  95. Ю.М. Политическое учение Гаррингтона. Из истории идейно-политической борьбы в годы английской буржуазной революции XVII века. Москва. 1975.
  96. . П. Тошнота. Харьков. Града-пресс. 1997.
  97. Н. М.Критика консерватизма США по проблемам войны, мира и революции. Ленинград. Изд-тво ЛГУ. 1987.
  98. В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление. //Политические исследования. № 3 2003.
  99. В.В., Патрушев А. И., Токарева Е. С., Фадеева Т. М. Либерализм Запада XVII—XX вв.ека. Москва. Российская академия наук. Институт всеобщей истории. 1995.
  100. И. Ю. Федеральные власти и правительства штатов: разделение экономических функций: Внешнеэкономический аспект. Диссертация кандидата экономических наук. Москва. 1997.
  101. Строе Клод Леви. Структурная антропология. Москва. ЭКСМО-Пресс. 2001.
  102. И.В. Традиции, обычаи и преемственность поколений. Москва. Политиздат. 1976.
  103. А. Демократия в Америке. Москва. Прогресс. 1994.
  104. Традиция и новация в социокультурном процессе: Реферативный сборник. Москва. 1989.
  105. . Ю. Е. Спиной к глобальным проблемам. Москва. Прогресс. 1986.
  106. М. М. Классический французский либерализм. Москва. Росспэн. 2000.
  107. М.М. Французский либерализм до и после революции. Руссо -Констан //Политические исследования. 1993. № 6.
  108. М.Г. Понятие права в либеральной мысли // Вопросы методологии. Москва. 1996. № 1−2.
  109. В.Н. (Ред.) История теоретической социологии. Москва. КАНОН+ОИ РЕАБИЛИТАЦИЯ. 2002.
  110. Французская республика. Конституция и законодательные акты. Москва. Прогресс. 1989.
  111. Харц Луис. Либеральная традиция в Америке. Москва. Прогресс-Академия. 1993.
  112. И.Г. Концепция демократии в политической философии А. де Токвиля: Автореф. дисс. канд.филос.наук. Москва. 1989.
  113. И. Введение в типологию либерализма. // Политические исследования. № 3 1994.
  114. Е. А. Либерализм. Ценностные основания и идеология. Диссертация кандидата политологических наук. Екатеринбург. 1997.
  115. Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество //Политические исследования. 1997 № 5.
  116. Е. Утопия и традиция. Москва. Прогресс. 1990.
  117. В. С. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность. Москва. Прогресс-Традиция. 2003.
  118. А. В. Иберо-американистика : Традиции, тенденции, перспективы. Москва. Издательство МГИМО (У) МИД РФ. 2002.
  119. Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. Москва. Мысль. 1988.
  120. Э. О содержании термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. Москва. Алгоритм. 1999.
  121. Штомпка Петр. Социология социальных изменений. «Аспект Пресс». Москва. 1996 г.
  122. Ш. О неопределенности термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. Москва. Аспект Пресс. 1999.
  123. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1.
  124. Е.Ф. Либеральная традиция в США и ее творцы. Москва. Прогресс Пресс. 1997.
  125. Allport W., Shils A., Kluckhohn С. Social Tradition: From Classical Times to the Present. California. Mayfield Publishing Company. 2002.
  126. Appleby Joyce. Liberalism and republicanism in the historical imagination. Harvard. Harvard University Press. 1999.
  127. Aughey Arthur, Jones Greta. The Conservative political tradition in Britain and the United States. Rutherford. Fairleigh Dickinson University Press. 2002.
  128. Bellamy Richard. Liberalism and Modern Society. An historical Argument. Cambridge. Polity Press. 1992.
  129. Berger P. L, Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. Anchor- Anchor. Georgia. 1967.
  130. Berger P. L, Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. Anchor- Anchor. Georgia. 1967.
  131. Berkowitz Peter. Virtue and the making of modern liberalism. Princeton. Princeton University Press. 1999.
  132. Berlin Isaiah. Liberty: Incorporating Four Essays on Liberty. Oxford. Oxford Press. 2002.
  133. Britanika. Oxford. Oxford University Press. 1985.
  134. Bruni Frank. Ambling into history: The unlikely Odyssey of George W. Bush. New York. Collins. 2002.
  135. Buenker John D. Urban liberalism and progressive reform. New York. Norton Press. 1998.
  136. Burke Edmund. Reflections on the Revolution in France. Ed by Conor Cruise O’Brien. London. Penguin Press. 1982.
  137. Burke Edmund. Reflections on the Revolution in France. Conor Cruise O’Brien (Ed.) London. Penguin Press. 1982.
  138. Ceaser James W. American Governmen. t New York. McGraw-Hill Publisher. 1994.
  139. Cooper John W. The Theology of Freedom: The Legacy of Jacques Maritain and Reinhold Niebuhr. Macon GA. Mercer University Press. 2002.
  140. Cristenson Reo, Engel Alan, Waltzer Herbert. Ideologies and Modern Politics. Miami. Dodd, Mead & Company publishers. 1971.
  141. Dallek Robert. An Unfinished Life: John F. Kennedy 1917−1963. Boston. Little Brown & Company. 2003.
  142. David Mosler, Bob Catley. Liberalism in America: From Melting Pot to the Chamber Pot. World Praeger Publishers. New York. 2003.
  143. Democrats Flood Iowa With Ground Troops. The Washington Post. Sunday. January 11. 2004.
  144. Drucker P. F. Post-Capitalist Society. New York. Harper-Collins Publishers. 1995
  145. Dworkm Ronald. Liberalism. London. Harvard University Press. 1985.
  146. Edwards Lee. New Nationalism: Reshaping American Liberalism in the 1900s and 1940s. Getty Ctr for Education in the Arts. New Jersey. 2001.
  147. Edwin J. Feulner Jr. Leadership for America: The Principles of Conservatism. Dallas. Spence Publishers. 2000.
  148. Eisenstadt S. N. Modernisation: Protest and Change. Pergamon Press. New York. 1966.
  149. Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. Pergamon Press. New York. 1973.
  150. Eisenstadt Shmuel N. Comparative Sociology. Chicago: University of Chicago Press. 1996.
  151. Ekirch Arthur. The decline of American liberalism. New York. Atheneum. 1973.
  152. Elazar, Daniel J. The American constitutional tradition. London. University of Nebraska press. 1988.
  153. Etzioni A. The Spirit of Community. Fontana Press. London. 2001.
  154. Etzioni Amitai. The Limits of Privacy. New York. Basic Books. 2000.
  155. Friedman Milton. Capitalism and Freedom. Chicago. University of Chicago Press. 1998
  156. Gadamer Hans Georg. Truth and Method. New York. Continuum. 1993.
  157. Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge. Polity Press. 1996.
  158. Giddens A. The constitution of society. Cambridge. Polity Press. 1984.
  159. Gilder George. Wealth and Poverty. New York. Basic Books 2001.
  160. Goldston Robert. The American nightmare Senator Joseph R. McCarthy. The politics of hate. New York. Bobbs-Merrill co. 1998.
  161. Gottfried Paul Edward. After liberalism: Mass democracy in the managerial state. Princeton. Princeton university press. 1999.
  162. Gray J. Beyond the New Right. Routledge. London. 2000.
  163. Greenhef W. H. The British political tradition. New York. 1983.
  164. Gunstern van Herman. A Theory of Citezenship: Organizing Plurality in Conterporary Democracies. Boulder. Westview Press. 1998.
  165. Halberstam David. War in a time of peace: Bush, Clinton. London. Bloomsbury. 2002.
  166. Hall John A. Liberalism Politics, ideology and the market. London. Paladin Grafton books. 1988.
  167. Hartz Louis, Wicker Tom. The Liberal Tradition in America. NewYork. Harvest Books. 1991.
  168. Hayek F.A. The Road to Serfdom. State University of New York Press. 2000.
  169. Hobsbawm Eric and Ranger, Terence. The Invention of Tradition. Cambridge. Cambridge University Press. 2002.
  170. Hoenisch. Steve. Max Weber: Methodology in Social Science. Cambridge. Cambridge University Press. 1994.
  171. Hofstadter R. Social Darwinism in American Thought. Beacon Press. Boston. 1992.
  172. Hofstadter Richard. The American Political Tradition and The Men Who Made it. Vintage Books. New York. 1989.
  173. Huntingdon S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. London, 1991.
  174. Jenkins Roy. The British liberal tradition. Toronto. Victoria University by University of Toronto Press. 2001.
  175. Joni El. The Spirit of Community: Rights. Responcibilities and the Communitarian Agenda. London. Fontana Press. 1995.
  176. Joseph de Maistre. Consideration on France. Cambridge. Cambridge University Press. 1995.
  177. Kerlinger Fred N. Liberalism and Conservatism. The Nature and Structure of Social Attitudes. Hillsdale, New Jerssey. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers. 1984.
  178. Kernohan Andrew. Liberalism, Equality, and Cultural Oppression. Cambridge. Cambridge University Press. 1998.
  179. Kimlika Will. Multicultural Citizenship. Oxford. Oxford University Press. 1995.
  180. Kimlika Will. Liberalism, Community, and Culture. Oxford. Clarendon Press. 1989.
  181. King Desmond S. In the Name of Liberalism: Illiberal Social Policy in the USA and Britain. Oxford. Oxford University Press. 1999.
  182. Kirk Russell. The Conservative Mind. 7th ed. Chicago. Regnery Publishing. 2001.
  183. Kristol Irving. Reflections of a Neoconservative. New York. Basic Books. 1993.
  184. Larsen Stein. Theory and methods in the social sciences. New York. Columbia University Press. 2002.
  185. Leiss William. Dilemmas of liberalism. New York. St. Martin’s press. 1998.
  186. Lora Ronald. Conservative Minds in America. New York. Greenwood Publishing Group. 1999.
  187. Lowry Rich. Legacy: Paying the Price for the Clinton Years. New York. Regnery Publishing. 2003.
  188. Maurice E. Shils (Ed.) The Parsons T. Reader. New York. W. W. Norton & Company, Incorporated 1997.
  189. Meadows S.D., Meadows D.L. Randers J., Behrens W.H. The Limits to Growth. New York. Boydell Press. 1974.
  190. Melzer Arthur, Weinberger Jerry, Zinman Richard. Technology in the western political tradition. Cornell University Press. 1999.
  191. Mendus Susan. Tragedy, Moral Conflict, and Liberalism. Cambridge. Cambridge University Press. 1996.
  192. Menke Christopher. Tragedy in moral validity. Berkley. University of California Press. 2002.
  193. Miller Matthew. Liberalism: The Mind on Fire. Princeton. Bell Tower. 2000.
  194. Mises von Ludwig. Liberalism. The classical tradition. New York. The Foundation for Economic Education, Inc. Irvingtonon-Hudson.1997.
  195. L. G. (Ed.) The Best of Burke: Selected Writings and Speeches of Edmund Burke. Oxford. Oxford Press 1999.
  196. Moon J. Donald. Constructing Community: Moral Pluralism and Tragic Conflicts. Princeton. Princeton University Press. 1993.
  197. Mulhall Stephen, Swift Adam. Liberals & Communitarians. Oxford. Blackwell. 1996.
  198. Muller Jerry Z. ?Ed.) Conservatism. Princeton. Princeton University Press. 1997.
  199. Nash George H. The Conservative Intellectual Movement in America, Since 1945. New York. Basic Books.
  200. Nasser Behnegar (Ed.) Max Weber and the Scientific Study of Politics. Chicago. University of Chicago Press. 2001.
  201. Oppelt Philicia. «Irreconcilable: The Healing Work of My Country’s Truth Commission Has Opened Wounds for Me». Washington Post. September 13, 2002.
  202. Paine Thomas, Huklide Bruce (ed.) Thoughts on the Present State of American Affairs in Political Writings. New York. Cambridge University Press. 1989.
  203. Parrington Vernon Louis. Main Currents in American Thought: The Beginnings of Critical Realism in America. Oklahoma. University of Oklahoma Press. 1988.
  204. Peters Charles. New Road for America: The Neoliberal Movemen. Lanham. Madison Books. 1995.
  205. Philosophical Sciences. The royal society press. Issue: Volume 358. 2003.
  206. Popper Karl R. Conjectures and Refutations: The Growth of Scientific Knowledge. Routledge. London. 1998.
  207. Portis Edward, Dahrendorf Ralf. Classical Sociological Analysis. Philadelphia. Temple University Press. 1986.
  208. Rawls John. A theory of Justice. Cambridge. Harvard University Press. 1971.
  209. Rawls John. Political Liberalism. New York. Columbia University Press. 1993.
  210. Raz Joseph. The morality of Freedom. Oxford. Clarendon Press. 1986.
  211. Robinson P.T. Democratization: understanding the relationship between regime change and the culture of politics // Afr. studies rev. Los Angeles. Vol. 37. 1994
  212. Rosenblum Nancy. Liberalism and the moral life. London. Harvard University Press. 1989.
  213. Russell Kirk (Ed.) The portable conservative reader. Ontario. Penguin Books. 1998.
  214. Russell Kirk. Edmund Burke: A Genius Reconsidered. Delaware. Intercollegiate Studies Institute 1997
  215. Sandel M.J. Liberalism and the Limits of Justice. Cambridge. Cambridge University Press. 1982.
  216. Sartre J. P. Existentialism and Humanism. Princeton, New Jersey. Princeton University Press. 1997.
  217. Scruton Roger, Pieper Josef. Leisure: The Basis of Culture. Saint Augustine’s Publishers. New York. 1998.
  218. Sen Amartya. Inequality Reexamined. New York. Cambridge. Harvard University Press. 2001.
  219. Shils Edward. Tradition. Chicago: University of Chicago Press. 1981.
  220. Smith R.M. Liberalism and American Constitutional Law. Cambridge Press.London. 1985.
  221. Strauss Leo. Natural Right and History. Chicago. University of Chicago Press. 1999.
  222. Strauss Leo. Thoughts on Machiavelli. Chicago. University of Chicago Press. 1995.
  223. Talmon Jacob. The origins of totalitarian democracy. New York. Norton Press. 1990.
  224. Taylor Charles. The Ethics of Authenticity. Cambridge. Harvard University Press. 1993.
  225. Timothy Fuller (Ed.) The Response to Postmodernism. Oakeshott, Strauss. London. Methuen& Co LTD. 1998.
  226. Tocqueville Alexis. Democracy in America. London. Penguin Books Ltd. 2001.
  227. Tuccille Jerome. Radical libertarianism. A new political alternative. New York. Harper & Row. 1991.
  228. Veblen Thorstein. The Theory of the Leisure Class. Toronto. Dover Publishers. 2002.
  229. Viereck Peter R. Conservatism. Westport. Greenwood Press. 1978.
  230. Voegelin Eric. Order and History. 5 Vols. Baton Rouge. Louisiana. Louisiana State University Press. 1956−1971.
  231. Voegelin Eric. The New Science of Politics. Chicago. University of Chicago Press. 1952.
  232. Wall Steven. Liberalism, Perfectionism and Reatraint. Cambridge. Cambridge University Press. 2002.
  233. Walzer Michael. Spheres of Justice: A Defense of Pluralism and Equality. Oxford. Basil Blascwell. 1989.
  234. Watson George. The idea of liberalism Studies for a new map of politics. London. Macmillan Press. 1998.
  235. Wibren van der Burg. Civic Tradition in Modern America. Boulder. Westview Press. 1999.
  236. Wibren van der Burg. The importance of Ideals. Journal of Value of Inquiry № 31. 1997.
  237. Williams Bernard. Shame and Necessity. Berkley. University of California Press. 1993.
  238. Wilson Francis. The Case for Conservatism. Washington. University of Washington Press. 1990.
  239. Zakaria Fareed The Future of Freedom: Illiberal Democracy at Home and Abroad. New York W.W. Norton & Company. 2003.
Заполнить форму текущей работой