Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тоталитарное политическое сознание

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы ставили перед собой цель исследовать тоталитарное политическое сознание для того, чтобы получить более четкое представление о последствиях прежней политической системы, которые с неизбежностью воспроизводятся в современном российском социуме и накладывают свой отпечаток на политические процессы. Речь идет, прежде всего, о своеобразных массовых механизмах идентичности, социальных образованиях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 2. Теоретико-методологические подходы к исследованию тоталитарного политического сознания
    • 1. 1. Концепция тоталитаризма и массового общества
    • 1. 2. Политическое сознание, массовое политическое сознание, тоталитарное политическое сознание'
  • Глава 2. Специфика тоталитарного политического сознания
    • 2. 1. Рациональное и иррациональное в структуре тоталитарного политического сознания. и
    • 2. 2. Влияние идеологии и политической мифологии на формирование тоталитарного политического сознания.¿

Тоталитарное политическое сознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. XX век многие исследователи называют столетием тоталитаризма. Насколько правомерно данное утверждение? Интерес к тоталитаризму как социально-политическому феномену изменился на Западе после краха социализма в странах Центральной и Восточной Европы и в Советском Союзе. Можно согласиться с мнением Э. Баталова: «Само понятие „тоталитаризм“ есть, говоря строго, категория идеологическая, не поддающаяся эмпирической проверке, и наполняемая в зависимости от идеологической пристрастности исследователя различным, нередко произвольным, социальным, политическим и культурным содержанием» [12-с.114]. Хотя игнорировать приведенные соображения нельзя, в данной работе мы попытаемся показать обоснованность предположения о «столетии тоталитаризма». Тоталитарная политическая система и массовое общество рассматриваются нами как предметное поле исследования тоталитарного политического сознания.

Политическое сознание — это явление историческое. Оно связано с конкретной социальной формой, типом государственного устройства, традициями и историческим опытом народа. Политическое сознание представляет одну из важнейших форм проявления массового сознания, определяющую мотивы политической деятельности и поведения людей. Состояние массового политического сознания позволяет судить об общественном сознании в определенный исторический период в целом.

Осмысление тоталитарного политического сознания — одна из основных и актуальных проблем. Осуществление программ социально-экономических и политических преобразований в России значительно осложняется тем, что, отвергнув тоталитаризм как технологию власти, мы сохранили многие типологические черты тоталитарной личности.

Автор отмечает, что и сегодня «дух» тотальности во многом определяет социальное поведение в России. И это неизбежно. Ведь, подавляя индивидуальное начало во всех сферах жизнедеятельности человека, тоталитаризм действительно преуспел в формировании нужного ему «генотипа» личности. Ментальные установки, воспитанные тоталитаризмом, не могли исчезнуть со сменой политического режима. Преодоление социальной инженерии тоталитаризма на уровне структур и институтов общества — всего лишь предпосылка, хотя и важная, его изживания как особого стиля мышления и жизни.

Любые реформы начинаются с переоценки прошлого и духовных ценностей. Именно в массовом сознании укореняются теоретические догмы, предрассудки, мифы и стереотипы. Они мешают людям объективно воспринимать окружающий мир и активно проявлять себя в качестве субъектов политики. Это доказывает необходимость осознания негативных аспектов массового политического сознания в тоталитарной системе, имевшей место в советский период отечественной истории. В современных условиях России меняющаяся социальная действительность формирует социально-психологические процессы, на которые раньше уходили десятилетия, в то же время, изменения в общественной психологии происходят медленно, что обусловлено не только разнонаправленностью действий множества социально-политических институтов и средств массовой информации, но и собственно психологическими законами существования индивида.

Степень разработанности проблемы. Изучение тоталитаризма как политического феномена, а также целый комплекс проблем, связанных с тоталитарной политической системой находятся в фокусе внимания многих российских и зарубежных ученых.

Заявленная проблема по своей природе является междисциплинарной. Она находится в центре внимания специалистов различных научных дисциплин — политологов, социологов, историков, политических философов, психологов. В наибольшей степени проблемы политического сознания разрабатываются политологами и политическими психологами, что объясняется предметной областью этих наук.

Концептуально-теоретические разработки и критика тоталитарной политической системы нашли отражение в трудах многих исследователей. Одним из первых предупреждений об опасности тоталитаризма можно считать отечественный сборник «Вехи», в котором была дана негативная характеристика российскому революционизму. В 1918 г. те же авторы в сборнике «Из глубины» обратились к анализу большевистского тоталитаризма. В работах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Г. П. Федотова и других философов и публицистов глубоко исследовалась деструктивная природа тоталитаризма как явления мировой истории и культуры.

20−30-е годы XX века отмечены появлением антиутопии — нового литературного жанра, сочетавшего в себе элементы социальной философии, научной фантастики и апокалиптики — жанра, обрисовывавшего различные тоталитарные модели. Е. И. Замятин, О. Хаксли, АЛСестлер, Дж. Оруэлл создали самые яркие произведения данного жанра.

В 30-е годы XX века происходит становление первых теорий тоталитаризма в западной политической философии. В работах Ф. Боркенау, В. Гуриана, Т. Кона, М. Лернера, СНоймана, К. Поппера, Ф. А. Хайека, Э. Фромма анализируется структурная и функциональная общность тоталитарных диктатур, рассматриваются экономические и политические аспекты тоталитарного общества, природа коллективной психологии тоталитаризма. А. Камю и К. Ясперс в своих произведениях своеобразно отражают феномен тоталитаризма в контексте мировой истории и вечной проблемы свободы и смысла бытия.

К следующему периоду в исследовании тоталитаризма на Западе, отмеченному холодной войной и «оттепелью» в СССР, относятся работы Х. Арендт, К. Фридриха и Зб. Бжезинского, К. Брахера, Р. Левенталя, Р. Арона и др. Эти авторы рассматривали тоталитаризм как феномен исключительно XX века, существенно отличающийся от предшествующих автократий и диктатур, связанный с псевдопрогрессистскими идеологиями, направленными на манипулирование массами и подавление прав человека.

В 80-е годы XX века уже советские философы и социологи начали переосмысливать отечественное тоталитарное прошлое. В различных сборниках стали появляться статьи А. Л. Бутенко, Г. ЧХусейнова, В. П. Киселева, А. М. Миграняна, Д. В. Ольшанского, А. С. Ципко, ЛЯ. Гозмана, Ю. А. Левады и др., посвященные критике сталинизма, переосмыслению тоталитарной мифологии и пр. В конце 80-х годов появляются работы А. С. Ахиезера, Ю. Н. Давыдова, А. А. Зиновьева, К. С. Гаджиева, Л. Г. Ионина, А.А.Кара-Мурзы, И. В. Кондакова, В. П. Макаренко, А. С. Панарина, В. А. Подороги, М. К. Рыклина, В. А. Чаликовой и др. Для работ этих авторов характерно рассмотрение социокультурных феноменов тоталитаризма и тоталитарного сознания на основе исторических аналогий, в длительной социально-исторической перспективе и глубоком культурно-историческом контексте.

Большое значение для разработки концепции тоталитарного политического сознания имеют работы крупных западных и отечественных специалистов в различных сферах гуманитарного знания: Т. Адорно, Р. Барта, Э. Я. Баталова, М. Вебера, Б. А. Грушина, А. Я. Гуревича, П. С. Гуревича, Г. Г. Дилигенского, Г. Лебона, А. Ф. Лосева, К. Мангейма, В. Одайника, Х. Ортеги-и-Гассета, В. Райха, Б. Рассела, Г. Тарда, З. Фрейда, М. А. Хевеши, Е. Б. Шестопал, М. Элиаде, К.-ГЛОнга. Их труды позволяют проследить культурно-исторические и социально-психологические предпосылки и феноменологию тоталитаризма в контексте таких формообразований как миф и символ, религия и искусство, национальный характер, менталитет, психологические комплексы, массовое общество и массовая психология. Некоторые из этих работ носят фундаментальный характер, рассматривая представленную проблему на различных уровнях.

Исходя из вышеизложенного, в данном диссертационном исследовании определяются вполне конкретные и четко ограниченные цели и задачи.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ методологических аспектов, феноменов, социальной сути, политической роли и специфики тоталитарного политического сознания, сформировавшегося в условиях тоталитарной политической системы и массового общества.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач: проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению тоталитаризма и массового общества — явлений, порождающих тоталитарное политическое сознаниерассмотреть культурно-исторические предпосылки формирования тоталитарного политического сознанияпроследить взаимосвязи между категориями «политическое сознание», «массовое политическое сознание», «тоталитарное политическое сознание» — дать определение тоталитарного политического сознания, выявить его специфику;

— исследовать соотношение рационального и иррационального компонентов в структуре тоталитарного политического сознания;

— определить влияние идеологии, политических мифов, ритуалов и символов на формирование тоталитарного политического сознания.

Объектом данного исследования являются тоталитарная политическая система и массовое общество как особые условия, порождающие специфическое политическое сознание. Методологические аспекты тоталитарного политического сознания, его социальная сущность, роль в тоталитарной политической системе и специфика являются предметом диссертационного исследования.

Методология исследования определена особенностями предмета, изучение которого предполагает интегрирование подходов различных смежных областей научного познания — политологии, социальной философии, социальной психологии, политической психологии, истории, социологии. Автор вводит основную категорию — «тоталитарное политическое сознание». При исследовании данного политического феномена автор использует, прежде всего, сравнительный анализ тоталитарных политических систем Германии и Советского Союза.

Исследование проблемы осуществляется с помощью следующих методов:

— источниковедческого метода, включающего анализ различных исторических документов и прочих источников;

— исторического метода, предполагающего изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлымсравнительно-исторического метода, позволяющего рассматривать политические явления и факты в тесной связи с исторической обстановкой, в которой они возникли, а также в их качественном изменении на различных этапах развития;

— историко-описательного метода, цель которого Р. А. Хайнемаи видит в том, чтобы «анализируя прошлое, лучше понимать настоящее и будущее» [94];

— бихевиоралистского метода, отслеживающего связь между стимулом и реакцией в политической среде и изучающего социально-политические явления путем анализа поведения индивидуумов и групп при исполнении ими социально-политических ролей.

Рассмотрение тоталитарного политического сознания невозможно вне традиционного для политической психологии поведенческого подхода, главным достоинством которого в целом и, в частности, в данном исследовании является «акцент на субъективные аспекты и состояния политики, внимание к тем политико-психологическим составляющим данной сферы общественной жизни, которые до этого недооценивались, а подчас просто игнорировались иными направлениями политологии, нацеленными на рассмотрение более объективных компонентов политической жизни общества» [87-с.19−20].

Научная новизна исследования Принципиально новым является предложенный подход к политологическому анализу массового политического сознания, позволяющий вывести понятие тоталитарного политического сознания и определить его как самостоятельный феномен политической культуры. В содержательном плане научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

— исходя из особенностей предмета исследования, обоснована необходимость применения к анализу политического сознания в тоталитарной политической системе бихевиоралистского подхода, позволяющего определить политико-психологические основания, характер, форму и движущие силы тоталитарного политического сознанияопределено, что массовое общество не является понятием, синонимичным понятию тоталитарного общества, но оказывается необходимым условием для его возникновения и формирования особого типа сознанияпри этом обозначены характерные черты так называемого «массового человека», составляющие ядро тоталитарной матрицы, основу тоталитарного политического сознания;

— предложена авторская трактовка тоталитарного политического сознания, как некоего синтеза массового политического сознания в его классическом политико-психологическом понимании и политического сознания масс в массовом обществе;

— установлено, что изменения, происходящие в массовом сознании в тоталитарной политической системе, вызывают дисбаланс в структуре тоталитарного политического сознания в сторону иррациональной составляющей;

— раскрыто влияние национального характера на формирование тоталитарного политического сознания;

— выявлена обусловленность тоталитарного политического сознания господствующей идеологией и политической мифологией в условиях тоталитарной политической системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реальное воплощение тоталитарных моделей и логики становится возможным лишь в определенных общественных условиях.

Общей предпосылкой тоталитаризма является индустриальная стадия развития общества, которая приводит к созданию системы массовых коммуникаций, усложняет общественные связи и организацию, делает технически возможными систематическую идеологическую индоктринацию (насильственное внедрение в сознание определенной идеологии), тотальный контроль над личностью и продуцирует т. н. «массовое общество» .

2. Социальную базу тоталитарных политических систем.

II Ъ/ Н II и м представляет массовый человек или «человек — масса, который является удобным объектом для тоталитарного манипулирования в силу своих характерных черт. Тоталитаризму свойственен контроль со стороны государства над жизнью отдельного человека, основанный на физическом и психологическом терроре, что является причиной серьезных «мутаций11 на личностном уровне, которые необратимо искажают сознание человека.

3. Тоталитарное политическое сознание представляет собой синтез массового политического сознания в его классическом политико-психологическом понимании и политического сознания масс в массовом обществе. Тоталитарное политическое сознание в некотором роде представляет собой искаженное, ложное сознание, которому имманентны специфические феномены.

4. В структуре любого политического сознания присутствуют рациональный и иррациональный моменты. В тоталитарном политическом сознании преобладает иррациональный элемент. Массовые формы политического поведения, как правило, являются реакцией людей на политический кризис, неопределенность и нестабильность. Подобная реакция отличается преобладанием иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Иррациональность поступков — следствие овладевающего людьми стадного чувства, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы. Выход на авансцену иррациональной составляющей массового сознания делает возможным установление тоталитарной политической системы в отдельно взятой стране.

5. Принятие концепции национального характера приводит к признанию психологического фактора главным элементом политической культуры общества. Предполагается, что категория национального характера является носителем психологического или даже биологического фатализма, так как народ, обладающий определенным набором психологических характеристик, осужден на постоянное воздействие их последствий. Его история как бы детерминирована ими. Психологический или биологический фатализм национального характера — аспект также, скорее, иррациональный, поскольку нациям, как и индивидам, тоже свойственна своя неповторимая психология, а также и элементы только им присущей психопатологии. Характерные психологические черты данной нации обозначаются в ходе взаимодействия унаследованных склонностей и окружающих условий, которые, в свою очередь, определяются историей и продолжают уже сами оказывать на нее непосредственное влияние.

6. Тоталитарная система черпает жизненные силы в идеологии, которая призвана выполнять социально-интеграционную функцию, цементировать людей в политическую общность, служить ценностным ориентиром, мотивировать поведение граждан и государственную политику. С целью формирования в массовом сознании безоговорочного доверия к власти и полного согласия с ней в тоталитарные идеологии вводится элемент катастрофизма.

Политические мифы, дополненные определенными ритуалами и символикой, являются силой, организующей поведение индивида и человеческих масс, укрепляющей социальные связи, а также придающей осмысленность человеческому существованию. Они выполняют функцию психологической компенсации в процессе формирования тоталитарного политического сознания.

Научно-практическая значимость исследования непосредственно связана с актуальностью темы. Результаты, полученные в работе, могут служить материалом для углубления наших представлений о политическом сознании и, в частности, о массовом политическом сознании. Результаты диссертационного исследования могут представлять интерес для органов власти и управления в целях оптимизации управленческих решений в идеологической сфере. Содержательная часть исследования может быть использована в учебно-методической работе для разработки спецкурсов по политологии, социологии, политической психологии, политической философии, политической истории.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на Ежегодной (VII) региональной научной конференции «Политические технологии» (Ростов-на-Дону, 28−29 января 1998 г.), на Всероссийской научной конференции «Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России» (Новороссийск, 20−24 сентября 2000 г.), на международной научной конференции «Глобализация и регионализация в современном мире» (Ростов-на-Дону, 15−20 сентября 2001 г.), на Всероссийской научной конференции «Пути формирования гражданского общества в полиэтничном южнороссийском регионе» (Ростов-на-Дону, 20−21 сентября 2001 г.).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы, состоящего из 145 источников.

Заключение

.

Французский политолог К. Ингерфлом в конце 80-х гг. высказал предположение, что понятие «тоталитаризм» уже изжило себя по отношению к системе, существующей в СССР после 1985 года. Тем не менее, прилагательное «тоталитарный», с его точки зрения, все так же применимо «к широко преобладающему, видимо, правлению политической культуры» [104- с. 377], и мы полностью разделяем эту позицию, ибо пока остаются люди, и, заметим, не одно поколение, жизнь которых, в том числе и политическая социализация, проходила в тоталитарном государстве, «пока сохраняется, пусть в полуразрушенной форме, политическая культура, служившая матрицей советского сознания и поведения на протяжении десятилетий, — до тех пор Россия будет нести в себе социальные „гены“ тоталитаризма и сохранять предрасположенность к его рецидивам» [12- с. 117].

Мы ставили перед собой цель исследовать тоталитарное политическое сознание для того, чтобы получить более четкое представление о последствиях прежней политической системы, которые с неизбежностью воспроизводятся в современном российском социуме и накладывают свой отпечаток на политические процессы. Речь идет, прежде всего, о своеобразных массовых механизмах идентичности, социальных образованиях, характерологических матрицах и пр. Это представляется необходимым для понимания происходящего в России сегодня, так как подобные исследования позволяют видеть в определенных психологических состояниях, направленности массового сознания, в его ситуативных реакциях остаточные структуры тоталитарной социализации, навыки и привычные регуляторы сознания и мышления, заложенные тоталитарными институтами. В настоящее время они уже не так очевидны, проявляются чаще всего не прямо, не в чистом виде, а через негативные последствия — блокировку развития иных структур или мотивов действия, неспособность к образованию гражданского общества и представительских институтов, невосприятие или неадекватное восприятие некоторых демократических ценностей и свобод. Очень важно в этой связи понять, что в сохраняющейся характерологической структуре тоталитарного политического сознания обусловлено собственно тоталитарными институтами и исчезнет с окончательным их крушением, а что вызвано латентными социальными структурами и образованиями, появившимися как следствие адаптации к условиям существования при данных институтах, при самом тоталитарном режиме и что продолжает сохраняться в психологическом складе нации, в ее культуре, приобретает самоценный и самостоятельный характер, воспроизводясь и транслируясь в системе социальных ориентаций, воспитании и в повседневной жизни.

Учитывая сложность процесса перемен в общественном сознании современного российского общества, можно предположить, что здесь будут иметь место две главные тенденции: формирование новых политических мифов на основании утверждения демократических ценностей и закрепление политических мифов, основанных на архаических и традиционных ценностях. Поэтому столь актуальным, на наш взгляд, становится исследование, в частности, политических мифов тоталитарного сознания.

Х.Ортега-и-Гассет справедливо полагал, что «прошлое может нам представить для анализа если и не положительный, то, по крайней мере, отрицательный опыт. Прошлое нам никогда не скажет, что мы должны делать, но зато может указать на то, чего нам не следует повторять» [90- с. 74].

На самом деле, изучая политическое прошлое своего государства, мы подготавливаем его политическое будущее, а будущее России — это будущее посттоталитарного государства, в котором субъектом исторического и политического процесса выступает человек тоталитарный по своему происхождению, человек — носитель все еще тоталитарного политического сознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти. // Власть. — М., 1989.
  2. Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из книги «Авторитарная личность») // Социологические исследования. М., 1993. — № 3.
  3. J Андерсон Р. Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? // Политические исследования. — М., 1993. -№ 3.
  4. С.С. Политические сознания и политические поведения. // Социально-политический журнал. М., 1992. — № 8.
  5. Н. Мифологические черты современного исторического самосознания, http: // www.tvfi.narod.ru/index.htm.
  6. X. Истоки тоталитаризма. — М., 1996.
  7. X. Массы и тоталитаризм. // Вопросы социологии. — М., 1992. Т. 1, № 2.
  8. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.
  9. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. Ю. Баталов Э. Я. В мире утопии. -М.: Политиздат, 1989.1^.Баталов Э. Я. Политическая культура современного общества. — М., 1994. № 4.
  10. Э.Я. Тоталитаризм живой и мёртвый. // Свободная мысль. -М., 1990.
  11. З.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  12. H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. — М.: «Мысль», 1990.
  13. Бжезинский 36. Большой провал. Агония коммунизма. // Квинтэссенция: Философский альманах. М., 1990.
  14. Ю., Голубев А. Тоталитаризм и отечественная история. //
  15. Свободная мысль. М., 1992. — № 14.
  16. Е.К. Политическая мифология переходного периода. http://conference.rsuh.ru/bormash.htm / 18. Бутенко А. П., Миронов A.B. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально — политический журнал. М., 1998. № 2.
  17. Г. И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М., 1990.
  18. Е. Н. Личность в закрытом обществе: объективные параметры социализации и экзистенциальный смысл. Екатеринбург: Изд — во Урал, ун-та, 2001.
  19. М. Избранные произведения. М., 1990.22."Вехи": Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.
  20. О. Социализм и либерализм: Возможен ли синтез? // Свободная мысль. М., 1992. — № 14.
  21. Ю.Г., Лубский A.B., Макаренко В. П., Харитонов Е. М. Легитимность политической власти. М., 1991. — № 6.
  22. К.С. Политическая культура: концептуальный аспект. // Политические исследования. М., 1991. — № 6.
  23. К.С. Политическое сознание или политическая культура? //Кентавр.-М., 1991.-№ 12.
  24. К.С., Гудименко Д. В. и д.р. Политическая культура: теория и национальные модели. М., 1994.
  25. И.Б. Национальные стереотипы и образ врага. М., 1994.
  26. Э. Мятежи, толпы и другие формы коллективного действия. // Диалог. М., 1992. — №№ 6,7.
  27. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. с. 448.
  28. Л.Я., Эткинд А. М. Метафоры и реальность психический анализ советской истории. //Вопросы философии. — М., 1991. -№ 3.
  29. .А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
  30. .А. Процессы массовизации в современном обществе. // Рабочий класс и современный мир. М., 1988. — № 6.
  31. Д.В. Политическая культура России: преемственностьэпох. // Политические исследования. М., 1994. — № 2.
  32. Гуд ков Л. «Тоталитаризм» как теоретическая рамка: попытки ревизии спорного понятия. // Мониторинг общественного мнения. — М., 2001.-№№ 5, 6.
  33. А.Я. Историческая наука и историческая антропология. // Вопросы философии. М., 1988. — № 1.
  34. П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983.
  35. В.А. Современная Российская идеология как система и политическая реальность. http://www.politstudies.rU/fiilltext/2001/3/8.htm
  36. Ю.Н. Тоталитаризм и техника: Власть техники и технология власти. // Политические исследования. М., 1991. — № 4.
  37. М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
  38. Г. Г. Массовое политическое сознание в условиях современного капитализма. // Вопросы философии. М., 1971. — № 9.
  39. Г. Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе. // Вопросы философии. М., 1987. — № 9.
  40. Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
  41. A.C. «Число зверя»: к происхождению социологического проекта «Авторитарная личность». // Социологические исследования. -М., 1993.-№ 3.
  42. Т. Ценности и мифы массового сознания, и их место в политической кампании. // Технология политических кампаний. М., 1991.
  43. . Авторитарный образ мышления и культ национального вождя. //Диалог. М., 1991,-№ 6.47.3амошкин Ю.А. «Конец истории»: Идеологизм и реализм. //
  44. Вопросы философии. М., 1990. — № 3.48.3аславский В. Постсоветский этап изучения тоталитаризма: новые направления и методологические тенденции // Мониторинг общественного мнения. М., 2002. № 1.
  45. А. Чёрт и сверхчеловек: Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше. // Вопросы философии. М., 1993. — № 4.
  46. В. М. Эволюция диктата. Опыты психофизиологии истории. -М., 1992.
  47. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М.: Политиздат, 1990.
  48. П.Э. Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире. // Политические исследования. М., 1994. -№ 6.
  49. Э. Человек нашего столетия. — М., 1990.
  50. Э. А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  51. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян. // Политические исследования. -М., 1994. №№ 1, 2.
  52. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: «Алгоритм», 2000.
  53. К. О русском национальном характере. М., 1994.
  54. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. Под редакцией В. Э. Шляпентоха, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова. М., 1999.
  55. В.Н. Экономика и политика. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, унта, 1995.
  56. И.Д. Россия в ожидании.ючерк теоретической социологии послеоктябрьского периода. Грозный: типография Министерства образования, 1993.
  57. М.П. Методологический анализ тоталитарной политической культуры. http://history.kemsu.ru/SAPSIB/TEZIS/lapt.htm
  58. Г. Психология социализма. СПб., 1995. 63. Левада Ю. А. Люди и символы. Символические структуры в общественном мнении. Заметки для размышления. // Мониторинг общественного мнения. — М., 2001. — № 6.
  59. Ю.А. «Человек советский»: проблема реконструкции исходных форм. // Мониторинг общественного мнения. М., 2001. № 2.
  60. К. Политические очерки (XIX XX в.в.). — М., 2000.
  61. В.П. Вера, власть и бюрократия (критика социологии М. Вебера). Издательство Ростовского университета, 1988. |67.Макаренко В. П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д.: изд — во «Феникс», 2000.
  62. В.П. Марксизм: идея и власть. Ростов н/Д.: Изд — во Рост, ун-та, 1992.
  63. В.П. Русская власть (теоретико социологические проблемы). Издательство СКНЦ ВШ, 1998.
  64. Н. Государь. СПб., 1997.
  65. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
  66. А. Протест и политическое сознание. // Проблемы общественно-политического сознания трудящихся. М., 1980.
  67. А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшеевремя. //Вопросы философии. M., 1993.-№ 10. /74-Милза П. Что такое фашизм? // Политические исследования. — М., 1995.- № 2.
  68. Ю.Е. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1996.
  69. С. Век толп.-М., 1998.
  70. С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  71. Н.В., Скорин А. П. Архетипы ориентиры российской ментальности. // Политические исследования. М., 1995. — № 4.
  72. Л.Е. Диалектика общественного и индивидуального сознания и развитие личности. // Философские науки. М., 1989. — № 3.
  73. Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985. I
  74. В.О. Сумерки тоталитарного сознания. // Государство и право. М., 1993. — № 3.
  75. В.В. Современное буржуазное политическое сознание. М., Наука, 1981.
  76. C.B., Сибирко В, Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян. // Политические исследования. М., 1997. — № 6.
  77. Платон. Диалоги. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  78. Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. сб. / РАН ИНИОН.-М., 2000.
  79. Политическая наука современной России: Тенденции развития: Пробл.-темат. сб. / РАН ИНИОН. М., 2000.
  80. Политическая наука. Теория. Ретроспективные исследования. Сборник обзоров и статей. М., 1995.
  81. Политическая социология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.
  82. Политическое сознание и политическая культура польского общества 80-х годов. -М., 1991.
  83. Политическое сознание современного Российского общества. http://nicbar.narod.ru
  84. ЮО.Политология в терминах и понятиях. Словарь справочник. Коллекция авторов: Андреев А. П. и др. — Краснодар, Кубанский государственный университет, 1993.
  85. Г. С. Иррациональное в политике. // Вопросы философии. М., 1992. — № 4.
  86. К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М., 1992.
  87. Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. 104.50/50. Опыт словаря нового мышления. — М., 1989. 105/Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997. с. 380. Юб. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. — М., 1995.
  88. . Искусство мыслить. М., 1999.
  89. H.H. Тезисы о тоталитаризме. // Политические исследования. М., 1995. — № 2.
  90. Я. Движение от коллективизма. // Психологический журнал.-М., 1993. Т.14.
  91. ПО.Реут Дм. Системно антропологическая реконструкция мифа. http://www.socio.ru./public/reut/Mif.doc.
  92. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  93. Л.С. Основы политической науки. М., 1992
  94. Н.М. Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета. // Политические исследования. М., 1993 -№ 4.
  95. H.A., Артамонов В. А. Символы России. М., 1993.
  96. П. Современное состояние России. // Новый мир. М., 1992.-№ 4.
  97. А. Старый порядок и революция. М., 1997.
  98. А.Л. Мифы и мифология XX в.: традиция и современное восприятие, http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm.
  99. Д18. Тоталитаризм как исторический феномен. / Ответственный редактор Кара-Мурза A.A., Воскресенский А. К. и др. М: Диалог о-во1. СССР, 1989.
  100. Л 19. Тоталитаризм: что это такое? (Исследования зарубежных политологов). М.: ИНИОНРАН, 1993. 120. Федотов Г. П. Россия, Европа и мы. -Париж, 1973. 121. Феномен человека. — М., 1993.
  101. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Избранное: В 2 т. М., 1990.
  102. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  103. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. Республика, 1994. с. 447.
  104. Э. Бегство от свободы. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  105. Ф.А. Дорога к рабству. // Вопросы философии. М., 1990. -№№ 11, 12.
  106. М.А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк.-М., 2001.
  107. П.Я. Статьи и письма. — М.: Современник, 1989. 129. Чеканцева 3. Порядок и беспорядок. Новосибирск, 1996.
  108. В.Ф. Восстание масс по-российски. // Свободная мысль. М., 1993. — № 12.
  109. Е.Б. Оценка гражданами личности лидера. // Политические исследования. М., 1997. — № 6.132.1Пестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
  110. Е.Б. Психология политики. М., 1989.
  111. К. Понятие политического. // Вопросы социологии. М., 1992.-Т. 1. Вып. 1.
  112. Элементы теории политики. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1991.
  113. МО.Элиаде М. Священное и мирское. -М.: Изд-во МГУ, 1994.
  114. Юнг К.-Г. Бог и бессознательное. М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT -ЛТД», 1998.
  115. Юнг К.-Г. Божественный ребёнок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. М.: Олимп, ООО «Изд-во ACT — ЛТД», 1997.
  116. Юнг К.-Г. Послевоенные психические проблемы Германии. // Аналитическая психология. М., 1995.
  117. А.Л. Происхождение автократии. М., 1992.
  118. К. Смысл и назначение истории. М., 1990.
  119. РОССИЙСКАЯ «^ДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКАо 22 132 а
Заполнить форму текущей работой