Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конструирование имиджа России как элемент политического процесса в современной Грузии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Язькова A.A. Россия — Грузия: quo vadimus? // Вести. Ин-та Кеннана в России. М., 2007. Вып. 11- Маркедонов С. М. Российско-грузинские отношения в начале XXI века: проблемы и перспективы // Бюлл. Владикавказ, ин-та упр. Владикавказ, 2003. № 10- Рябцев В. Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д, 2004; Леков Р. В. Политический… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Конструирование имиджа государства: теоретические аспекты исследования
    • 1. 1. Основные концептуальные трактовки и структурно-функциональные характеристики имиджа государства
    • 1. 2. Роль средств массовой информации в процессе формирования и трансформации имиджа государства
    • 1. 3. Актуализация структурно-функциональных характеристик имиджа России в контексте развития политических процессов на постсоветском пространстве
  • 2. Трансформация имиджа России в грузинском обществе (2003−2010гг.)
    • 2. 1. Динамика формирования имиджа России в Грузии
    • 2. 2. Институциональные и социокультурные факторы конструирования и структура имиджа России в грузинском обществе в 2003—2010 гг.
    • 2. 3. Функции конструирования имиджа России в политическом процессе в современной Грузии
  • 3. Имидж России в восприятии грузинской молодёжи (по материалам фокусгруппового исследования)
    • 3. 1. Влияние институтов и механизмов политической социализации современной грузинской молодёжи на восприятие имиджа России
    • 3. 2. Структура и детерминанты формирования имиджа России у современной грузинской молодёжи

Конструирование имиджа России как элемент политического процесса в современной Грузии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном информационном обществе имидж государства играет важнейшую роль. Позитивный имидж страны способствует проведению успешной внешней политики, формированию взаимовыгодных отношений с другими странами, тогда как негативный способен закрепить отрицательные установки массового сознания на длительный период. Для российской политики чрезвычайно важно, как еёвоспринимают партнёры, другие государства и насколько защищены её национальные интересы.

Имидж России на постсоветском пространстве обладает огромным интеграционным потенциалом, который, в силу ряда объективных и субъективных причин^ используется далеко1 не в. полной мере. Основными акторами его конструирования в постсоветских государствах остаются национальные политические элиты и СМИ, причем в каждой из стран этот процесс имеет особенности, обусловленные комплексоминституциональных и социокультурных факторов. Исследования реального состояния", «мягкой? силы» российского государства активизировались в, начале 2000 годов, чему способствовали и реальные шаги по продвижению позитивного имиджа России за рубежом. Критический, политологический анализ имиджевых ресурсов и барьеров России вновых независимых государствах способен расширить знания о политических процессах на постсоветском пространстве.

Отношения между Грузией и Россией имеют давние исторические корни и богатые традиции. Грузино-российские взаимоотношения не всегда были выстроены на обоюдовыгодных и равноправных условиях, но они. в, основном диктовались жизненной необходимостью, а порой — исторической неизбежностью. В. конце XX — начале XXI вв. вопрос о политических отношениях Грузии и России стал одним из самых острых и проблемных вопросов на постсоветском пространстве. Некогда «братская» республика Закавказья стала для России самым неудобным и несговорчивым партнером среди государств, образованных на территории бывшего СССР. 3.

Формирование имиджа России в современной Грузии, особенно явно после «Революции роз», превратилось в инструмент влияния на внутриполитический процесс, включая определение векторов развития, конфигурацию элит, отношения власти и оппозиции, формирование национально-государственной идентичности.

Нормализация отношений между Россией и Грузией немыслима без прекращения информационного противоборства, использования «языка вражды». Только на таком фундаменте возможно формирование позитивного имиджа России в массовом сознании современного грузинского общества, особенно грузинской молодёжи. Поколение, прошедшее процесс политической социализации в постсоветский период, легко становится мишенью манипулятивных технологий. Вместе с тем именно это поколение через 10−15 лет пополнит высшую политическую элиту Грузии и будет влиять на принятие политических решений и определение политического курса страны.

Таким образом, исследование конструирования имиджа России, как элемента современного политического процесса в Грузии, особенностей его-формирования и трансформации, его специфических функций, а также факторов, оказывающих воздействие на данный процесс, представляет как теоретический, так и практический интерес. Исследование позволит выявить проблемы формирования позитивного имиджа Российской Федерации, барьеры его восприятия, и на основе этого определить основные направления коррекции имиджевой политики.

Степень научнойразработанности^ проблемы. Первыми обратились к исследованию политического имиджа государства западные ученые. Одной из причин внимания к данной проблеме стало начало «холодной войны». Свои работы К. Болдинг, В. Бучанан, X. Кантрил, У. Бронфенбреннер, Р. Уайт1 посвятили исследованию имиджа Советского Союза, который в этот.

1 Boulding К. National Images and International Systems // Journal of Conflict Resolution. 1959. № 3- Buchanan W., Cantril H. How nations see each other. A study in public opinion. Urbana, 1953; Bronfenbrenner U. The mirror 4 период прежде всего сводился к образу врага. Можно отметить работы К. Л.

Алениуса, А. Ирие, X. Исаакса, Б. Кнудсена, которые внесли большой вклад в развитие имиджеологии в страноведении. Они анализируют причины, по которым страны стремятся создать тот или иной имидж на международной арене, рассматривают факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования и восприятия имиджа.

В России в 90-е годы XX в. активизируются исследования, посвященные имиджу государства. И. Семененко, Д. Замятин, И. Киселев, Л. Тимофеева3 разрабатывают теоретические вопросы формирования имиджа страны. И. Морозов, Н. Николаев, Е. Сенявская, А. Фатеев4 исследуют образы врага в восприятии других стран, технологии их целенаправленного внедрениям общественное сознание. В работах Э. Галумова, Ю: Чернышева, Л. Адиловой, Е. Дмитрова, Н. Ковалева5 исследуется имидж современной России. image in Soviet-American Relations: A Social Psychologist’s Report//Journal of Social Issues. 1961. Vol. 17 № 3- Whit R.K. Fearful warriors: A psychological profile of U.S.-Soviet relations. N.Y., 1984.

2 Alenius K. Hardworking, progressive, arrogant. The image of Finland in the eyes of the Estonians from the period of national awakening to the end of the Tsarist era / Studia Historica Septentrionalia 27. Jyvaskyla, 1996; Iriye A. Mutual images. Essays in American-Japanese relations / Ed. by Akira Iriye. Harvard Studies in American-East Asian relations 7. Cambridge, 1975; Isaaks H. Scratches in our mind. American images of China and India. N. Y., 1958; Knudsen B. Elite images and perceptual predispositions a study of some national and international images of Western Europe. Affinity, the rank of nations, and images of Norway and Norwegian foreign policy. Oslo, 1979.

3 Семененко И. С. Социокультурные механизмы формирования и восприятия образа России // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С.61−78- Семененко И. С. Культура, общество и образ России // Неприкосновенный запас. 2007.№ 1 (51) — Замятин Д. Н. Геополитика образов и структурирование метапространства // Полис. 2003. № 1. С.82−102-. № 2. С. 64−67- № 3. С.133−146- Замятин Д. Н. Национальные интересы как система «упакованных» политико-географических образов // Полис. 2000. № 1. С.78−81- Киселев И. Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // Полис. № 6. С.50−57- Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // ПОЛИТЭКС, 2007. № 3. С.253−261- Тимофеева Л. Н Репутационный капитал России // Современный образ России: перспективы развития. М., 2008.

4 Морозов И. Л. Формирование в народном сознании «образа врага» как способ политической мобилизации в России / «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы Междунар. науч. конф. / Под ред. С. Н. Полторака. СПб., 2001. С.54−56- Николаев Н. И. Формирование мифологического образа Соединенных Штатов Америки в советском обществе в первые годы «холодной войны» (1945;1953 гг.). Дис. .канд. ист. наук. Саратов, 2001; Сенявская Е. С. «Образ врага» в сознании участников первой мировой войны // Россия и Европа в XIX — XX веках: проблемы взаимоотношения народов, социумов, культур: Сб. науч. тр. M., 1996; Фатеев А. Образ врага в советской пропаганде, 1945;1954. M., 1999.

5 Галумов Э. А. Международный имидж России. М., 2003; Чернышов Ю. Г. Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // URL: www. strategy-spb.ru/partner/files/Chernyshov.docАдилова Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2007. № 3. С.210−218- Дмитрова Е. В. Образ современной России на страницах газеты «The Guardian». Томск, 2002; Ковалева Н. В. Образ современной России на страницах журнала «Der Spiegel» // Россия и русские глазами дальнего зарубежья. Сб. статей. Томск, 2002. С.3−8.

Важные обобщения, касающиеся стратегий, технологий, проблем и перспектив формирования образа России на постсоветском пространстве, содержатся в коллективной монографии «Механизмы формирования позитивного образа России в странах постсоветского пространства"6, подготовленной группой ученых ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Авторы особо подчеркивают роль имиджа в становлении новых идентичностей. Эта функция имиджа на примере различных государств достаточно подробно исследована в работах И. Семененко, Л. Фадеевой, О. Малиновой, С. Кортунова, О. Поповой, Е.Петренко. Имидж России в государствах о.

Южного Кавказа рассмотрен в статьях А. Большакова, Л. Айвазян .

Ведущую роль в формировании имиджа страны играют средства массовой информации. В исследованиях М. Грачева, И: Задорина, Ю. Буровой, А. Сюткиной, Е. Кольцовой, С. Мизерова, Н. Осиповой, Л*. Федотовой9 анализируется влияние печатных и электронных средств массовой информации на процесс формирования общественного мнения.

6 Беспалов C.B. Механизмы формирования позитивного образа России в странах постсоветского пространства / C.B. Беспалов, A.B. Власов, П. В. Голубцов, A.A. Казанцев, A.B. Караваев, В. Н. Меркушев. М., 2007.

7 Семененко И. С. Национальные практики формирования гражданской идентичности: опыт сравнительного анализа // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21−22 октября 2010 г.). М., 2011. С.86−101- Фадеева Л. А. Образ России в «картине мира» российской интеллигенции // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С.118−130- Малинова О. Ю. Образ России и «Запада» в дискурсе власти (2000;2007 гг.): попытки преодоления коллективной идентичности // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С.86−106- Кортунов C.B. «Мягкая» сила России в контексте мирового кризиса. М., 2010; Попова O.B. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб., 2002; Петренко Е. О. Формирование национальной идентичности в трансформирующихся обществах и роль государства: опыт Казахстана // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21−22 октября 2010 г.). М., 2011. С.119−123.

8 Большаков А. Г. Формирование региональной идентичности Южного Кавказа в условиях диверсификации постсоветского пространства // Идентичность как предмет политического анализа. Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции (ИМЭМО РАН, 21−22 октября 2010 г.). М., 2011. С.115−119- Айвазян Л. Имидж России в СМИ Армении // ПОЛИТЭКС, 2007. № 3. С.218−226.

9 Грачев M.H. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Политология. 2000. № 2. С.80−87- Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость / Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999; Кольцова Е. Ю. Производство новостейскрытые механизмы контроля //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. т. 2. № 3. С.87−104- Мизеров С. Д. Электронные средства массовой информации и политика. М., 2000; Осипова Н. Г. Теория и практика «влияния» средств массовой информации в современной зарубежной социологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С.92−103- Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2003.

Поскольку имидж в диссертации рассматривается как элемент внутриполитического процесса, то важными для понимания структуры политического процесса оказались работы Л. Пая, С. Хантингтона, Ч. Эндрейна, В. Гельмана, П. Панова, А. Шутова, Е. Мелешкиной10. Особенности политических процессов на постсоветском пространстве исследованы О. Подвинцевым, С. Ачкасовой, С. Маркедоновым, К. Боришполец, В. Ивановым, Н. Лактионовой, С. Гридиным, В. Гельманом11.

Для исследования роли и функций имиджа России в Грузии значительный интерес представляют работы грузинских политологов, историков, социологов (Д. Бердзенишвили, Ф. Сакварелидзе, Г. Нодиа, Н.

Рамишвили и др.) посвященные1 тенденциям, политического процесса в Грузии, а также исследования А. Язьковой, С. Маркедонова, В. Н. Рябцева,.

10Пай Л. Незападный политический процесс/ЯТолитическая наука. 2003. № 2. С.66−86- Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. M., 2004; Эндрейн Ч. Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000; Гельман В .Я. Из огня да в полымя? Динамика постсоветских режимов в сравнительной перспективе // Полис. 2007. № 2. С.82- Панов" П. В. Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического порядка в постсоветской России. Пермь, 2008; Шутов А. Ю. Политический процесс. М., 1994; Мелешкина Е. Политический процесс. М., 2006.

11 Подвинцев О. Б. Политические процессы в постсоветском пространстве: Курс лекций / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007; Ачкасова C.B. Коллизии постсоветского пространства и роль России: ракурс неформальных практик // Изменение России: политические повестки и стратегии. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 25−26 ноября 2010 г. М., 2010. С.21−22- Маркедонов С. Россия и постсоветское пространство: наследие Бориса Ельцина // [Информационный сайт политических комментариев. Центр политических технологии]: URL: http://www.politcom.ru/11 377.htmlБоришполец К. П. Русский язык в контексте политических процессов на постсоветском пространстве // Нац. интересы. М., 2008. N 3. С. 19−22- Иванов В. Г. Кризис на пути или кризис пути? Перспективы демократического транзита на постсоветском пространстве // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. М., 2006.С. 5−11- Лактионова Н. Социально-политические процессы на постсоветском пространстве // Власть. 2007. № 7. С. 80−83- Гридин С. А. Транзитные политические процессы на постсоветском пространстве: компаративный анализ: автореферат дис.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2009; Гельман В Л. Постсоветские политические трансформации // Полис (Политические исследования). 2001. № 1. С. 15−29.

12 Бердзенишвили Д., Сакварелидзе Ф. Особенности политического процесса в Грузии // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 2001. № 6- Нодиа Г. Грузия: измерения уязвимости // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз». Кембридж, 2005; Давиташвили 3. Грузия: Нейтралитет или Западная ориентация? // Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 2002. № 5 (23) — Коранашвили С. Политические взаимоотношения между Грузией, РФ и США в 1991 — 2001 гг. 2005. Кн. I.- Ананиашвили Г. Грузия от Бориса Годунова до Бориса Ельцина и В. Путина. Тбилиси, 2007; Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-Русские взаимоотношения. История. Итоги. Уроки. Тбилиси, 2001; Григориев Я. Политические взаимоотношения Грузии и России во второй половине XIX века. Батуми, 2002; Гурули В. Единоверная Россия. Миф и реальность. Тбилиси, 2008; Жужунашвили Г. Д. Вопросы грузино-русских взаимоотношений. Тбилиси, 2009; Исторические очерки российской колониальной политики в Грузии / Ред. Даушвшш А. Тбилиси, 2007. Кн.

I.- Исторические очерки российской колониальной политики в Грузии. Ред. Даушвили А. Тбилиси, 2008. Кн.

II.- Метревели Р., Хоштария-Броссе Э. Россия и Грузия на пороге нового тысячелетия. Тбилиси, 1999; Рамишвили H. Грузия и Россия. Тбилиси, 2006; Рондели А. Южный Кавказ и Россия // Вестник Европы. 2003. T. VII — VIIIЧитадзе Н. Российская политика в отношении Грузии с 90-х годов прошлого века до наших дней // [Сайт посвященный истории грузино-российскому конфликту]. URL: http://wmv.200.org.ge/documents/2009docs/rusetispolitikachitadze.pdf (дата обращения 23.07.2010).

Р.В. Лекова, Т. Нуцубидзе, М. Мусхелишвили, анализирующие различные аспекты политического процесса в Грузии.

Таким образом, некоторые аспекты формирования имиджа России рассматривались рядом исследователей. Однако вышеприведенные труды не дают целостного представления об особенностях конструирования имиджа России в постсоветских странах, об использовании имиджа России как элемента политического процесса, в том числе в. Грузии, что обуславливает необходимость более подробного исследования его структуры, механизмов формирования и трансформации в грузинском обществе.

Объектомнаучного исследования. является процесс конструирования имиджа России в современной Грузии.

Предмет исследования^ — динамические, структурные и функциональные характеристики имиджа России в современном грузинском обществе.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период 2003;2010 гг. Выбор временного отрезка обусловлен тем, что он включает в себя смену власти в Грузии путем «Революции роз» и формирование очевидного курсагрузинской политическойэлиты на западные структуры, характеризуется интенсивным использованием имиджа России как инструмента во внутриполитической борьбе.

Цель работы — выявить и оценить роль конструирования имиджа России как элемента политического процесса в современной Грузии.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

13 Язькова A.A. Россия — Грузия: quo vadimus? // Вести. Ин-та Кеннана в России. М., 2007. Вып. 11- Маркедонов С. М. Российско-грузинские отношения в начале XXI века: проблемы и перспективы // Бюлл. Владикавказ, ин-та упр. Владикавказ, 2003. № 10- Рябцев В. Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д, 2004; Леков Р. В. Политический процесс в Грузии: влияние Российской Федерации и США. Дис. .канд. полит, наук. Краснодар, 2009; Леков Р. В. Трансформация политического процесса в Грузии // Обозреватель/ Observer. 2009. Т. 235. № 8. С.75−85- Нуцубидзе Т. Ш. Грузия — на перекрёстке старого тоталитарного и нового демократического мира // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). 2010. Т. 13. № 1. С. 59−66- Мусхелишвили М. Партикулярная демократия: взгляд из постсоветской Грузии // Полис (Политические исследования). 2001. № 5. С.29−53.

— рассмотреть структурно-функциональные характеристики имиджа государства и особенности их актуализации в контексте развития политических процессов на постсоветском пространстве;

— исследовать роль средств массовой информации в процессе формирования и трансформации имиджа государства;

— обосноватьи сравнить основные этапы трансформации имиджа России в Грузии;

— выявить и охарактеризовать основные институциональные и социокультурные факторы формирования, имиджа России как элемента политического процесса в Грузии в 2003;2010 гг.;

— оценить * функции имиджа России в современном политическом процессе в Грузии;

— установить влияние* институтов и' механизмов политической социализации^ в современной? Грузии на восприятие имиджа России грузинской молодёжью.

Теоретико-методологическая основа исследования. В исследовании применяются, концепция информационного* общества М1 Кастельса, теория, коммуникативного действия" Ю: Хабермаса, модель политической коммуникации Г. Лассуэлла, концепция «мягкой силы» Дж.Ная. Идеи Б. Андерсона, П. Бергера, и Б. Лукмана послужили теоретическим фундаментом изучения процесса конструирования имиджа. Для характеристики политического процесса используется. динамическая модель, предложенная Г. Алмондом и Дж.Пауэллом.

Использование системного подхода дало возможность с одной стороны, отобразить внутреннюю целостность имиджа, с другой стороны — раскрыть специфику его отдельных составляющих, эволюционирующих под влиянием внешних факторов. Применение институционального подхода дало возможность рассматривать конструирование имиджа в современном обществе как особый вид политического управления. Изучение стереотипов и мифов, как элементов имиджа, языкового фактора, идентификационного 9 потенциала имиджа обусловили необходимость применения социокультурного подхода.

Из числа эмпирических методов применены количественный и качественный контент-анализ средств массовой информации, Интернет-ресурсов, анализ политических документов, вторичный анализ данных социологических исследований. Соискателем проведены самостоятельные эмпирические исследования: контент-анализ трех самых популярных газет в Грузии: «Резонанси», «Ахали таоба» и «Квирис палитра» за. период 20 032 008 гг.- серия фокус-групповых интервью с учащейся молодёжью и, представителями старшего поколения-Грузии в Тбилиси в марте 2010 г.

Эмпирическую базу исследования составили:

— официальные документы органов государственной власти, заявления руководителей России и Грузии;

— материалы количественного5 и качественного' контент-анализа, грузинских печатных средств массовой информации;

Интернет-ресурсы. Были проанализированы, интернет-сайты, посвящённые грузино-российским отношениям^ (http://www.georgica.net, http://www.200:org.ge), официальные сайтыпарламента Грузии (http://www.parliament.ge), министерства по молодёжным делам и спорта (http://msy.gov.ge), министерстваобразования и. науки http://www.mes.gov.ge), партии «Единоенациональное движение» (http ://www.unm:ge) и «Христианско-демократической партии» — (http ://ycd.ge), центра НАТО в Грузии (http://www.natoinfo.ge);

— стенограммы проведённых диссертантом фокус-групповых интервью;

— статистические данные, в том числе результаты первой всеобщей национальной-переписи населения Грузии в 2002 г.- статистический сборник трудового рынка Грузиистатистические данные официального Интернет-сайта Национальной статистической службы Грузии.

Научная новизна" диссертационного исследования определяется его целью и заключается в следующем:

— рассмотрены особенности актуализации структурно-функциональных характеристик имиджа России на постсоветском пространстве;

— обоснована роль СМИ страны-реципиента в процессе формирования и трансформации имиджа государства путем формирования политической повестки дня;

— выявлены и охарактеризованы основные этапы трансформации имиджа России в контексте динамики политического процесса в Грузии;

— раскрыта структура имиджа России в Грузии в 2003;2010 гг., на основе анализа институциональных и социокультурных факторов формирования и восприятия имиджа России в Грузии выявлены детерминанты этого процесса;

— интерпретированы функции^ конструирования^ имиджа России как элемента внутриполитического процесса в современной Грузии;

— выявлены и охарактеризованы основные* институты и механизмы политической' социализации^ современной" грузинской молодёжи, влияющие на восприятие имиджа России;

— сформулированы* предложения* по формированию позитивного имиджа России в современной Грузии.

Положения, выносимые назащиту:

1. В странах постсоветского пространства распространена дуалистическая модель имиджа России, совмещающая элементы имиджа страны-правопреемницы СССР и элементы имиджа государства, с которым необходимо выстраивать равноправные партнерские отношения. Для этих государств — Россия в роли «Другого» служит важным инструментом национально-государственного строительства. Для России собственный позитивный имидж может стать одним из факторов, обеспечения конкурентоспособности российской политики на постсоветском пространстве.

2. В процессе конструирования и трансформации имиджа государства ключевую роль приобретают средства массовой информации государства —.

11 реципиента имиджаформируя «политическую повестку дня», они фокусируют внимание аудитории на определенных событиях или явлениях, используя в основном технологии «включения» мифологического и стереотипного сознания.

3. Динамикам развития имиджа: России в Грузии связана с этапами российско-грузинских взаимоотношений, ключевыми из которых ЯВЛЯЮТСЯ: подписание Георгиевского трактата, Первая мировая война и революция 1917 г., потеря независимостиГрузией: в 1921 г. и создание Советского Союза, распад СССР и разразившиеся этнические конфликты на территории Грузии, смена власти= в 2003 г. в ходе «Революции роз» и приход на пост президента М-Н. Саакашвили, военное противостояние 2008; г. Имидж России на всех этапах представлял, определенную комбинацию позитивных и негативных черт, но, толькона последнем этапе негативный баланс стал преобладающим;

4. Ведущим" политическим институтом-, влияющимна формирование имиджаРоссии в современною Грузииявляется* грузинское: государстводействующееглавнымобразомчерезсистему образования, ш национальное телевидение^ ш также формулирующее: отношение к, России в. основополагающихполитическихдокументах, в том числе: в Доктрине национальной^ безопасности ГрузииВажными институциональными факторами, влияющими? на конструирование имиджа России, — являются: информационное воздействие: третьих стран (прежде всего США, стран ЕС, постсоветских государств, прежде всегоАрмении, Азербайджана, Украины, странБалтии) — деятельность политических партий и общественно-политических движений, — влияние неформальных институтов" социального контроля.

5. Основными социокультурными факторами, детерминирующими процесс конструирования имиджа России в современнойГрузии, являются: изменение статуса русского языка и резкое сокращение сферы его примененияновая интерпретация исторического прошлогоизменение приоритетов в системе образованиявлияние церкви.

6. В структуре современного имиджа России в Грузии доминирующими компонентами являются имидж президента и председателя правительства Российской Федерации, имидж проводимой Российской Федерацией внешней политики (особенно в отношении государств бывшего СССР), имидж вооруженных сил РФимидж исторического прошлого странысоциально-экономический имидж государства, особенно в сфере экспортно-импортной политики. Каждый из данных компонентов, в настоящее время, имеет негативную оценку, и в то же включает в себя ряд взаимозависимых и взаимовлияющих имиджевых характеристик, объясняемых дуалистической моделью. Позитивной оценкой обладают такие компоненты как религиозная общность, российская система образования, российские культура и искусство.

7. Конструирование имиджа России выполняет ряд важных функций в современном политическом процессе в Грузии. Негативный имидж России служит инструментом легитимации проводимого руководством Грузии политического проатлантического курса, средствомполитической мобилизации масс. Формирование национально-государственной идентичности в Грузии происходит с помощью использования имиджа России как. «Другого». Имидж России используется вдискредитации политической оппозиции И! манипулировании мировым общественным мнением.

8. Процесс политической социализации молодёжи в современной Грузии осуществляется при ведущей роли государства через систему образования, церковь, армию, средства массовой коммуникации, органы власти, политические организации. Его ключевой характеристикой является государственная пропаганда прозападных и проамериканских политических ориентаций. Значительное влияние оказывают высокий уровень безработицы среди молодёжи, ограниченные возможности вертикальной мобильности.

Как показал анализ фокус-групповых интервью, существует межпоколенный разрыв в восприятии имиджа России. Собственный опыт взаимодействия с гражданами и институтами России выполняет важную дифференцирующую роль в восприятии государственной пропаганды.

9. Для продвижения позитивного имиджа России в современной Грузии необходимы изменения имиджевой политики российского государства. В качестве конкретных мер может быть предложено: выработка стратегии применительно к основным целевым группам грузинского обществаусиление позиций русского языка, в. том числе через создание и финансирование учебно-образовательных центров, поддержку электронных образовательных и познавательных ресурсовсоздание и поддержка многофункциональных веб-ресурсов о России на грузинском языкереализация программ целевой подготовки грузинской молодежи в российских университетахразвитие народной! дипломатии.

Теоретическая и практическая^ значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что её материалы-и выводы дополняют имеющиеся теоретические представления о процессе формирования и трансформации имиджа государства, месте и роли имиджа в политических процессах на постсоветском пространстве. Результаты анализа могут служить предпосылкой для дальнейшего научного исследования векторов развития политического процесса в современной Грузии, а выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности по совершенствованию имиджевой политики Российской Федерации. Материалы, выводы и положения работы могут быть использованы в преподавании сравнительной политологии, информационной политики, государственной политики и управления, политического маркетинга.

Апробация материалов исследования. Результаты работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: на I международном форуме общественных сил.

Россия — Грузия. Чего хотят народы" (Краснодар, 2009 г.) — на ежегодной.

Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Человек. Сообщество. Управление: взгляды молодых исследователей» (Краснодар, 2010 г., 2011 г.) — Всероссийской научной конференции молодых ученых «Социальный и человеческий капитал как основа инновационного развития местных сообществ» (Краснодар, 2010 г.) — международной научно-практической конференции «Политическая безопасность Юга России» (Краснодар, 2010 г.) — Всероссийской научно-теоретической конференции «Проблемы социальной работы с молодёжью и молодёжная политика: история, теория и практика» (Санкт-Петербург, 2010 г.) — Всероссийской научной конференции «Политические институты в современном мире» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 7 научных публикациях автора общим объемом 2,08 п.л. Из них 2 статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для апробации итогов диссертаций.

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Имидж государства, представляя собой имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате сочетания целенаправленных и непреднамеренных действий, играет важнейшую роль в политическом процессе, оказывая влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику страны. Формирование и продвижение позитивного имиджа государства на международной арене является необходимым условием достижения, целей, соответствующих •национальным интересам страны.

Ключевую роль в интерпретации имиджа государства играют такие концепты, как «коммуникативное действие» (Ю.Хабермас) и «мягкая сила» (Дж.Най). Ю. Хабермас, рассматривая совокупность информационных потокові и коммуникативных связей, выделяет концепцию «коммуникативного — действия», при которой коммуницирующие субъекты совместно вырабатывают интерсубъективные смыслы" (цели, ценностные ориентиры и др.), координируют свои, действия, в соответствии с достигнутыми соглашениями, способствуя развитию процессов социальной интеграции и солидаризациина-новой основе.

В условиях глобализации особую роль начинают играть механизмы формирования имиджа государства и его влияние на внешние и внутренние политические процессы. Джозефа Най в своей концепции «мягкой силы» отмечает, что глобализирующийся мир дает новые возможности, обеспечивая непосредственный доступ практически каждого человека к любой информации, которая может быть достоверной или искажённой, но которая уже сегодня влияет на формирование политического имиджа государства.

Структурная интегрированная модель имиджа государства включает такие элементы, как имидж политических лидеров, имидж внешней и внутренней политики, имидж отдельных органов государственной власти, имидж политических партий, имидж армии и силовых структур, имидж.

167 деловой активности и культурной политики государства, а также комплекс эндогенных и экзогенных факторов, детерминирующих процесс формирования и восприятия политического имиджа государства. При формировании и трансформации имиджа государства ключевую роль приобретают средства массовой информации государства — реципиента имиджаформируя «политическую повестку дня», они фокусируют внимание аудитории на. определённых событиях или явлениях, используяв основном технологии «включения» мифологического и стереотипного сознания. На производство международных новостей, основного средства формирования имиджей иностранных государств, воздействует ряд социально-организационных и политэкономических факторов, представляющих собой скрытые механизмы контроля над работой СМИ.

Проблема конструирования имиджа России особенно актуальна для постсоветского пространства. С одной стороны, на современную Россию экстраполируются черты СССР, с другой. — трудности, и противоречия постсоветского этапа развития. Это особенно значимо для государств, входивших в. Советский^ Союз, а" в современных условиях выстраивающих отношения с Россией на новых принципах.

Трансформацияимиджа России в новых независимых государствах является одной* из главных задач внешней политики РФ на постсоветском пространстве. Решение данной задачи возможно только-на основе детального изучения структуры сложившегося имиджа, а также факторов, оказывающих наибольшее воздействие на процесс его формирования. Конструирование позитивного имиджа России способно стать действенным средством обеспечения влияния страны на постсоветском пространстве, стать основой консолидации пророссийских сил.

На формирование имиджа России в современнойГрузии оказали воздействие исторические события вовзаимоотношениях, которые имеют двухсотлетнюю историю, а также сложности в отношениях двух стран, возникшие после распада Советского Союза. К ним относятся этнические.

168 конфликты, разразившиеся на территории Грузии, и потеря территориальной целостности. Но самыми главными событиями, которые повлияли на восприятие имиджа России в начале XXI в., были смена власти и соответственно курса развития страны с «северного» на «западный», а также пятидневная война августа 2008 г.

Формирование негативного имиджа России в общественном мнении Грузии в 2003 — 2010 гг. обусловлено рядом факторов. С одной стороны, негативный характер определённых элементов в структуре имиджа страны вызван объективным противоречием российских и грузинских национальных интересов прежде всего в сфере международных отношенийнапример, стремлением Грузии вступить в НАТО и Европейский Союз. С другой стороны, конструирование имиджа России используется для решения задач внутренней политики Грузии — легитимации принимаемых политических решений, борьбы с политической оппозицией. Имидж, России играет колоссальную роль в процессе формирования национально-государственной идентичности не только в Грузии, но во всех постсоветских государствах.

В структуру имиджа России входят такие компоненты как имидж лидеравнешнеполитический имиджимидж государственных институтовимидж исторического прошлого страныимидж событий, происходящих в. стране на настоящий моментсоциально-экономический имидж государстваделовой имидж страны. Каждый из данных компонентов включает в себя ряд взаимозависимых и взаимовлияющих имиджевых характеристик, значимость которых в структуре имиджа может изменяться в зависимости от изменений внутрии внешнеполитической ситуации.

Имидж исторического прошлого России играет не последнюю роль в восприятии нынешнего имиджа. Близкое географическое расположение Грузии и России, многовековые взаимоотношения сложили у двух соседних народов представление друг о друге. Но здесь же нужно отметить, что та интерпретация исторических событий, которая осуществляется нынешней властью Грузии, никак не может повлиять положительно на восприятие имиджа России.

Значительный урон социально-экономическому и деловому имиджу России нанесли события 2006 г., когда было введено эмбарго на грузинскую продукцию и большое количество людей грузинской национальности были депортированы из Российской Федерации.

Современный политический режим Грузии рассматривает молодёжь, как основу социальной базы своей поддержки. Процесс социализации проходит в условиях, когда старая, система политических ценностей дискредитирована, а новая ещё окончательно не сложилась. Ведущую роль в процессе политической социализации играет государство, обеспечивающее трансляцию и принятие западных ценностей через образовательные программы, организацию специальных летних лагерей для молодёжи и другие мероприятия. Для студентов действуют специальные магистерские программы, которые позволяют студентам-продолжить, обучение в. Европе и< США. Такой подход правительства к «англонизации» грузинской молодёжи-приводит к потере возможности общения со сверстниками из России, так как раньше в. основном они направлялись для, продолжения-учебы в российские ВУЗы.

Вместе с тем велика роль в политической социализации грузинской молодёжи^ политических партий, общественно-политических партий и движений. Необходимо специально отметить деятельность «Молодёжной политической организации Кмара», которая сыграла решающую роль в «Революции роз», а активисты. «Кмара» пополнили ряды высшей политической элиты страны.

Как показал анализ материалов, фокус-групповых интервью, в том числе с представителями старшего поколения, собственный опыт взаимодействия с гражданами и институтами России выполняет важную дифференцирующую роль в восприятии государственной пропаганды.

Интервью подтвердили гипотезу о дуальности имиджа России в современной.

Грузии, выявили стойкость стереотипа «имперские амбиции России», агрессивность и недоброжелательность части молодых людей, проявившуюся в отношении к Российскому государству,-его политическим институтам и гражданам соседней страны.

Вместе с тем позитивные оценки во всех группах получили российская система образования-, опыт непосредственного общения с гражданами России в различных жизненных обстоятельствах. Большинство участников фокус-групп выразили мнение о значительном влиянии третьих сторон (США, НАТО, Западная Европа) на взаимоотношения" двух стран. Респонденты старшего > поколения позитивно оценили опыт взаимодействиянародов в советский период, их оценки современной ситуации были более жёсткими.

В государственной имиджевой политике России по" отношению к целевым группам грузинского общества существует ряд невостребованных до настоящего времени ресурсов (слабо, используется потенциал грузинской диаспоры в России, не поддерживаются электронные ресурсы. на грузинском языке, недостаточно используется имиджевый, фактор российской? системы высшего образования). Для формирования положительного имиджа России в Грузии, субъектамполитического управления необходимо определить цели и задачи, основные векторы имиджевой политики России относительно различных целевых групп на территории Грузии. Структурным стержнем имиджа России, на наш взгляд, должен стать, образ надёжного соседа, рассматривающего Грузию и другие государства Южного Кавказа в качестве равноправных стратегических партнеров. Также необходимо делать акцент на общее культурное наследие, позитивный опыт совместного исторического развития двух братских народов, развивать разнообразные молодёжные обмены, в том числе образовательные, проекты, народной дипломатии.

Продвижение позитивного имиджа страны, сведение к минимуму негативных характеристик е его структуре возможно лишь в том случае, если действия, направленные на продвижение имиджа, будут проводиться с учетом вышеизложенных факторов.

Во-первых, необходимо изменение ситуации в самой стране, то есть усиление объективных показателей положительных изменений в российском обществе, а также информационная поддержка российскими средствами массовой информации происходящих преобразований.

Во-вторых, необходимо чёткое определение национальных интересов России: выявить возможные направления, где интересы России и Грузии могли бы быть близки, и акцентировать внимание международной общественности на действиях России, направленных на реализацию именно этих интересов (например, борьба с терроризмом, с преступностью, разрешение конфликтов на территории Грузии).

В-третьих, необходима планомерная работа по развенчанию исторических стереотипов, которым, могли бы содействовать не только средства массовой информации, но и произведения российского искусства, кинематограф.

В качестве практических мер по продвижению, позитивного' имиджа России в современной Грузииможно предложить заинтересованным* российским сторонам следующее:

— учитывая недостаточное знание грузинскоймолодёжью русского языка, создать и поддерживать комплекс информационных интернет-порталов о России на грузинском языке;

— разработать и реализовать проект отбора’и обучения в ведущих российских вузах на конкурсной основе грузинской молодёжи;

— создать и реализовать интернет-проект конкурса для школьников на знание российской истории и культуры, учредив в качестве призов экскурсионные поездки в Москву, Санкт-Петербург, в города «Золотого Кольца».

Гражданским движениям, некоммерческим^ организациям обеих стран можно предложить создание сетевых сообществ по проблематике движений (экологические, правозащитные, женские, волонтерские) для дальнейшего развития потенциала народной дипломатии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Егорова-Гартман Е. Имидж лидера. М., 1994.
  2. P.M., Лисова А. Г. Россия и Закавказье в современном мире. М., 2002.
  3. Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2007. № 3. С.210−218.
  4. Л. Имидж России в СМИ Армении // ПОЛИТЭКС, 2007. № 3. С.218−226.
  5. Т.А. Россия в пространстве глобального восприятия // Международные процессы. 2007. Том 5. № 2 (14). С. 52.
  6. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002: С.328−329.
  7. Г. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. М., 2002.
  8. Г. Грузия от Бориса Годунова до Бориса Ельцина и В. Путина. Тбилиси, 2007. (на груз. яз.).
  9. . Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространения национализма / Пер. с анг. В. Николаева. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.
  10. Ю.Антонов В. И., Ямцилова З. С. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур // Россия и Запад: Диалог культур. Вып.7. М., 1999. С.206−213.
  11. . С. Брендинг: дорога к мировому рынку / Пер. с англ. М., 2004. С. 272.
  12. Н. История Грузии. Учебник для IX класса русской школы. Тбилиси: Изд-во «Ганатлеба», 1998. С. 103.
  13. Т.М. Русский язык как общее наследие империи, или открытая граница //Политическая наука. 2004. № 3. С. 104−124.
  14. В.А. Язык как инструмент «строительства нации»: постсоветский контекст // Политическая наука. 2011. № 1. С. 204−218.
  15. С.А. Метод фокус-групп. М: Изд-во Магистр, 1996. С. 26.
  16. А. Российская, агрессия в Грузии и великодержавная политика первого периода (XVI-XIX вв) // Россия^ и Грузия: уроки агрессии. Сб. статей, под ред. М. Мацаберидзе. Тбилиси, 2008. С. 28. (на груз. яз.).
  17. П., Лукман.Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
  18. Д., Сакварелидзе Ф. Особенности политического процесса в Грузии"// Центральная Азия и Кавказ. Лулео, 200 Г. № 6.
  19. C.B. Два. проекта для- постсоветского, пространства: форсированная демократизация или* стабилизация^ существующих режимов? // Политэкс. 2006. Т. 2. № 2.
  20. А.Д. Десять лет парадигмы освоения? // Pro et contra. 2000. Т.5. № 1.23 .Богоявленский А. Е. Понятия «имидж», «репутация» и «образ» в контексте «Критики чистого разума» И. Канта // Акценты: альманах, 2001. С. 43.
  21. К.П. Русский язык в контексте политических процессов на постсоветском пространстве // Нац. интересы. М., 2008. N 3. С. 19−22.
  22. O.A. Четвертая власть. Р-на-Д.: Феникс, 2006. С. 317.
  23. Л.Б. Десять лет после распада СССР: некоторые результаты и перспективы эволюции пространства СНГ // Россия и современный мир. 2002. № 2. С.136−161.
  24. М., Гурули В. Грузино-Русские взаимоотношения. История. Итоги. Уроки. Тбилиси, 2001-. (на груз: яз.).
  25. М.С. Политическая коммуникация- в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. С. 51.
  26. К.В. Информационная’политика и информационная реальность //Информационное общество. 2002. Вып. 1. С. 43−49.
  27. А. Конец многовекторности: Момент истины для постсоветского пространства // Россия в глобальной политике. М., 2008. Т.6. № 5. С.101−112.
  28. К.С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 6.
  29. К.С. Политическая наука. М., 1994.
  30. К.С. Этнонациональная и геополитическая идентичность Кавказа // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 2. С.64−74.
  31. Э.А. Имидж против имиджа. М.: Изд-во «Известия», 2005. С.45−47.
  32. Э.А. Международный имидж России. М., 2003.
  33. Н.Э. Траектории политических трансформаций стран постсоветского пространства сквозь призму российской политологии // Вестник Башкирского института социальных технологий. 2010. № 3. С.75−91.
  34. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1997: С. 220. 40Хельман В. Я. Из огня да в полымя? Динамика постсоветских режимов всравнительной перспективе // Полис. 2007. № 2. С. 82.
  35. В.Я. Постсоветские политические трансформации-// Полис (Политические исследования). 2001. № 1. С. 15−29.
  36. О.П. Имидж России и зарубежных стран. М., 2006:
  37. Р., Канделаки О. Влиятельные группы и коррупция в Грузии. Тбилиси, 2001. (на груз. яз.).
  38. Г. Электронная медиа после «революции роз». Тбилиси, 2009. (на груз. яз:).
  39. Т., Гоциридзе Р. Грузия: Голубое топливо как рычаг региональной политики // Центральная Азия и. Кавказ., 2002.. № 3 (21). С. 43.
  40. М.Н. Средства массовой информации в социально-политическом поле // Вестник Российского университета дружбы пародов. Серия: Политология. 2000. № 2. С.80−87.
  41. Я. Политические взаимоотношения Грузии и России во второй половине XIX века. Батуми: Изд-во «Аджара», 2002. (на груз, яз.).
  42. Грузия: проблемы демократического развития и современные вызовы. Ред. Мацаберидзе М. Тбилиси, 2008. С.33−34. (на груз. яз.).
  43. В. Единоверная Россия. Миф и реальность. Тбилиси: Изд-во «Универсали», 2008. (на груз. яз.).
  44. А.О. Россия Грузия // Азия и Африка сегодня. 2000. № 6 С. 43.
  45. Давиташвили 3. Грузия: Нейтралитет или Западная ориентация? // Центральная Азия и Кавказ. 2002. № 5 (23). (на груз. яз.).
  46. Д. Политики, военные, граждане. Тбилиси: Изд-во тбилисского госуниверситета, 2000. С. 63. (на груз. яз.).
  47. Д. Грузия и Россия: трудный путь к примирению // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз». Кембридж, 2005.
  48. И.М. Как создаются «герой» и «дьяволы» // Советник. 1997. № 1.
  49. Е.В. Образ современной России на страницах газеты «The Guardian» / Том. гос. ун-т. Томск, 2002.
  50. E.H. Пропаганда в системе постсоветского политического дискурса // Социол. власти. М., 2008. № 1. С.114−122.
  51. В. Власть и «Революция» в постсоветской" Грузии // Центральная Азия и Кавказ. № 2 (50). С. 39.
  52. В. Миша и медведь: Что не поделили Россия и Грузия // Новое время. М., 2006. № 9.
  53. Г. Д. Вопросы Грузино-Русских взаимоотношении. Тбилиси, 2009. (на груз. яз.).
  54. П. Имидж России и ее безопасность: диалектика взаимосвязи // Власть. 2010. № 2. С. 54.
  55. Д.Н. Географический образ России и проблемы языковой идентичности в бывших республиках // Вестник Евразии. 2008. № 4. С. 37−48.64.3амятин Д. Н. Геополитика образов и структурирование метапространства//Полис. 2003. № 1. С.82−102.
  56. В.Г. Кризис на пути или кризис пути? Перспективы демократического транзита на постсоветском пространстве // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. М., 2006.С. 5−11.
  57. Имидж России и его восприятие в Бразилии. М.: ИЛА РАН- 2009. С. 1415.
  58. Д. Категории системного анализа политики. // Политология: Хрестоматия / Сост.: М: А. Василик, М. С. Вершинин. М., 2000.С.319−331.
  59. История Грузии. XX век. Учебное пособие для студентов исторического факультета / Под ред. В. Гурули. Тбилиси: Изд-во «Тбилисского Университета», «Артануджи», 2003. (на груз. яз.).
  60. Исторические очерки российской колониальной политики в Грузии. Книга I. Ред. Даушвили А. Тбилиси, 2007. (на груз. яз.).
  61. Исторические очерки российской колониальной политики в Грузии. Книга II. Ред. Даушвили А. Тбилиси: Изд-во «Универсали», 2008. (на груз. яз.).
  62. История Грузии Учебник для IX класса / Под ред. М. Вачнадзе, В. Гурули. Тбилиси: Изд-во «Артануджи», 2003. С. 214. (на груз. яз.).
  63. История Грузии. Учебник для IX — XI классов / Под ред. Н. Бердзенишвили. Тбилиси: Изд-во «Цодна», 1963. С. 202−205. (на груз, яз.).
  64. A.A., Меркушев В. Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис. 2008. № 2.
  65. Н.В. Постсоветское пространство: предпосылка и результаты регионализации // Балтийский регион. 2009. № 1. С.32−42.
  66. Т.Г. Настоящая Грузия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 4. С.219−225.
  67. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2004.
  68. Э. Избранное. Опыт и человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 471.
  69. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  70. Ю.Б., Галумов Э. А. Информация и PR в международных отношениях. М., 2003.
  71. М.Г. Формирование политических и социальных идентичностей на постсоветском пространстве // Социал.-гуманит. знания. М., 2007. № 4. С.234−247.
  72. И.Ю. Образы государств в международных отношениях: механизмы трансформации // Полис: Политические исследования. 2003. № 3.
  73. И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // ПОЛИТЭКС, 2007. № 3. С.253−261.
  74. Н.В. Образ современной России на страницах журнала «Der Spiegel» // Россия и русские глазами дальнего зарубежья. Сб. статей. Томск. 2002. С.3−8.
  75. М.А. К вопросу о формировании внешнеполитического имиджа современной России // Власть. 2010. № 2. С.83−84.
  76. В.А., Бородулина H.A., Веднина О. И., Галкина Т. А., Заяц Д. В., Юр Е.С. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации//Полис. 2003. № 3.
  77. А.Н. Политическая мифология: Реализация социального опыта. М., 2003.
  78. Е.Ю. Производство новостей- скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. т. 2. № 3. С.87−104.
  79. С. Политические взаимоотношения между Грузией, РФ и США в 1991 — 2001 гг. Книга I. Тбилиси: Изд-во «Язык и. Культура», 2005. (на груз. яз.).
  80. C.B. «Мягкая» сила России в контексте мирового кризиса. М., 2010.
  81. Кравченко Н.П. PR-технологии политического текста в период информационной войны // Инновационные технологии в средствах массовых коммуникаций: сборник научных трудов КубГУ. Краснодар, 2010. С.20−32.
  82. Е.С. Образ другого в структуре современной идентичности российского общества // Полис (Политические исследования). 2011. № 4. С. 117−124.
  83. О. Анатомия российской элиты. М., 2005.
  84. Н.Я. Советское пространство: реалии и перспективы (обзор материалов круглого стола) // Власть. 2008. № 10. С.133−138.
  85. Н. Социально-политические процессы на постсоветском пространстве // Власть. 2007. № 7. С. 80−83.
  86. Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК. М., 1999.
  87. Р.В. Трансформация политического процесса в Грузии // Обозреватель/ Observer. 2009. Т. 235. № 8. С.75−85.
  88. М.В., Жуков, Д.А. «Независимая» Грузия: бандит в тигровой шкуре. М.: Яуза-Пресс, 2008.
  89. М.Ю. Поэмы. СПб.: Изд-во «Азбука-классика», 2008. С. 89.
  90. М.А. Политические стереотипы в сознании россиян. Вести. Моск. Ун-та. Сер. 12, Политические науки. 2002. № 2. С.88−100.
  91. П. История Грузии (1918−1985). Учебник для XI* класса. Тбилиси: Изд-во «Ганатлеба», 1995. (на груз. яз.).
  92. A.M. Геополитические интересы США в Закавказье // Научно-аналитический журнал Обозреватель. Observer. 2009. Т. 238. № 11. С.89−93.
  93. .И. Посткоммунистические страны: некоторые итоги трансформации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2008. № 3. С. 105 124.
  94. Н. Государь- Рассуждения о первой- декаде Тита Ливия / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. СПб.: Азбука-классика, 2008. С. 101. .
  95. О.Ю. Образ России и «Запада» в дискурсе власти (2000−2007 гг.): попытки преодоления коллективной идентичности // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С.86−106.
  96. A.B. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003.
  97. Маркедонов С. М Постсоветское пространство станет построссийским // Сайт Института Восточной Европы «ПрогнозиЕ». URL: www.prognosis.ru/news/asng/2004/l l/9/markedonov.html. (дата обращения 20.03.2010).
  98. С.М. Российско-грузинские отношения в начале XXI века: проблемы и перспективы // Бюл. Владикавказ, ин-та упр. Владикавказ, 2003. № 10.
  99. Материалы Круглого стола «Формирование образа: России в современном мире: социокультурные механизмы» // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 82.
  100. Е.Ю. Политические, партии на постсоветском, пространстве: опыт коллективного исследования // Полис. М., 2006. № 6. С.178−182.
  101. Е. Политический процесс. М., 2006.
  102. А.Г. НАТО на Южном Кавказе // Власть. 2008. № 1. С. 68−71.
  103. Г. С., Виноградова С. М. Внешнеполитический имидж России в медийном пространстве посткризисного периода // Управленческое консультирование. 2009. № 3. С. 76.
  104. Д. Беседы о масс-медиа, М., 1997. С. 155.
  105. Р., Хоштария-Броссе Э. Россия и Грузия на пороге нового тысячелетия. Тбилиси: Изд-во тбилисского ун-та, 1999. (на груз, яз.).
  106. С.Д. Электронные средства массовой информации и политика. М., 2000.
  107. Е.В. Политическая мифология: региональный аспект // Культура. Политика. Молодёжь. Сборник научных статей. Вып. 4. Часть II. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2001.
  108. М. Партикулярная демократия: взгляд из постсоветской Грузии // Полис (Политические исследования). 2001. № 5. С.29−53.
  109. Най Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В. И. Супруна. М., 2006.
  110. Г. Грузия: измерения уязвимости // Государственность и безопасность: Грузия после «революции роз». Кембридж, 2005.
  111. Г. Развитие гражданского общества в Грузии: вызовы и достижения. Тбилиси, 2005. С. 21. (на груз. яз.).
  112. Т.Ш. Грузия на перекрёстке старого тоталитарного и нового демократического мира // Научный журнал Власть и общество (История, Теория, Практика). 2010. Т. 13. № 1. С. 59−66.
  113. Образ России на постсоветском пространстве // Клуб политологов «Южный Кавказ». URL: http://club.xronika.az/analitika/89-obraz-rossii-na-postsovetskom-prostranstve.html (дата обращения 20.03.2010).
  114. В. Психология политики. М., 1996.
  115. O.B. Юридическая институционализация государственного языка в многонациональном обществе // Юристъ. Правоведъ. 2007. № 4. С.114−116.
  116. Д. В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003. С.286−287.
  117. Н.Г. Теория и практика «влияния» средств массовой информации в современной зарубежной социологии // Вестн. Моск. Унта. Сер. 18. Социология и политология. 2001. № 1. С.92−103.
  118. Е., Щедровицкий П. Гуманитарные технологии, развитие общественных связей и имидж России // Сообщение. 1999. № 1.
  119. Очерки истории Грузии. XIX век. Том V / Под ред. И. Г. Антелава. Тбилиси: Изд-тво «Мецниереба», 1970. (на груз. яз.).
  120. Пай JI. Незападный политический процесс/ЯТолитическая наука. 2003. № 2. С.66−86.
  121. А.П. Маркетинг территорий. М., 2002.
  122. П.В. Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического порядка в постсоветской России. Пермь, 2008.
  123. A.C. Имидж делового человека. М., 1997. С. 20.
  124. Т.Н. «Затрудненное общение»: Барьеры в восприятии образов политиков //Полис. 2002. № 5. С.158−169.
  125. О.Б. Политические процессы в постсоветском пространстве: Курс лекций / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007.
  126. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. С. 184.
  127. Политическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 1999.Т. 2. С. 276.
  128. О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб., 2002.
  129. Г. Г. Имиджеология. Киев: «Рефл-бук». «Ваклер», 2001.
  130. Психологический анализ этнических стереотипов: Лики толерантности и нетерпимости / В. Ф. Петренко, О. В. Митина, К. В. Бердников и др. М., 2000.
  131. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., 1999. С. 60.
  132. Н. Грузия и Россия. Тбилиси: Изд-во «Артануджи», 2006. (на груз. яз.).
  133. Родионовский М. А Эволюция постсоветского пространства после окончания «холодной войны» // Вестник Читинского государственного университета. 2008. № 5. С.138−143.
  134. Я. Запад против Запада: В поисках новой опознавательной системы «свой-чужой» // Свобод. Мысль — XXI. М., 2007. № 1. С. 5−22.
  135. А. Южный Кавказ и Россия // Вестник Европы. 2003. Т. VII-VIII. (на груз. яз.).
  136. В. Этническое огораживание в советских и постсоветских школьных учебниках // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 1. С.35−41.
  137. Рукавишников В. О «мягкой мощи» России в глобализирующем мире // Управление мегаполисом. 2009. № 4. С. 105−124.
  138. А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб., 2006. С. 36.
  139. Русские глазами иностранцев. М., Эксмо, 2009. С. 100.
  140. Русский язык в новых независимых государствах: результаты комплексного исследования. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2008. С. 111.
  141. А. Распадающаяся общность или целостный регион? // Pro et contra. 2011. Т.15. № 3−4. C.ll.
  142. B.H. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д, 2004.
  143. И.С. Культура, общество и образ России // Неприкосновенный запас. 2007.№ 1 (51).
  144. И.С. Социокультурные механизмы формирования и восприятия образа России // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С.61−78.
  145. Е.С. «Образ врага» в сознании участников первой мировой войны // Россия и Европа в XIX — XX веках: проблемы взаимоотношения народов, социумов, культур: Сб. науч. тр. РАН. Ин-т рос. истории. М., 1996.
  146. В., Шенгелия К. История Грузии. С древнейших времен и «революции роз» включительно. Тбилиси: Изд-во «Кавказский Университет», 2007. (на груз. яз.).
  147. А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002.
  148. А.И. Политические коммуникации. М., 2004.
  149. Э.Г. Пятидневная война на Кавказе как Фактор формирования российской внешнеполитической идентичности // Мир и политика. 2009. № 37. С.52−62.
  150. Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996 С. 32.
  151. Ю.С. Грузинский политический' театр: сценарии, режиссеры, актеры // Полис (Политические исследования). 2001. № 4. С. 114−121.
  152. Тархан-Моурави Г. Политические партии в Грузии: затянувшееся становление // Политическая наука. 2006. № 1. С.243−267.
  153. Л.Н. Власть и оппозиция: взаимодействие, взаимоограничение, взаимоконтроль, коммуникация. М., 2004.
  154. Е.В. Имидж политического лидера в России // Сб. научных трудов. Теория коммуникации и прикладная коммуникация. Вестник российской Коммуникативной Ассоциации. Выпуск 1. 2002. С.148−160.
  155. X. Грузия в начале XX века // Сайт посвящённый истории грузино-российскому конфликту. URL: http://www.200.org.ge/documents/1918docs/saqarTveloXXsaukunisdasa wyisSi. pdf (дата обращения 23.07.2010). (на груз. яз.).
  156. А., Джаошвили Г., Туквадзе Р. Трансформация политической элиты Грузии // Центральная Азия и Кавказ. 2006. № 2 (44). С. 109.
  157. Ю.С. Восемь политических «фронтов» на территории Грузии (1988 — 2008 гг.) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4. С. 104−112.
  158. У. Живые и мертвые. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. С. 8.
  159. JI.A. Образ России в «картине мира» российской интеллигенции // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация. М., 2008. С. 118−130.
  160. А. Образ врага в советской пропаганде, 1945−1954. М., 1999.
  161. JI.H. Социология массовой коммуникации. М., 2003.
  162. Д. Южный Кавказ на пути в Европу: человеческое измерение дистанции // Власть. 2006. № 8. С. 69−72.
  163. O.A. США: реклама и общество. М.: Изд-во «Мысль», 1974. С. 141.
  164. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: ACT, 2006. С. 153.
  165. Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. 1993. № 4.
  166. С. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.
  167. Ю.Г. Имидж России и проблемы интеграции на постсоветском пространстве // Сайт Российской ассоциации политических наук. URL: http://www.rapn.ru/?grup=72&doc=137 (дата обращения 20.03.2010).
  168. A.C. История изучения иберийско-кавказских языков. Тбилиси, 1965. С. 120. (на груз. яз.).
  169. Чумиков А.Н.,.Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006. С. 184.
  170. Н. Механизмы воздействия политической информации в! СМИ на общественное сознание // URL: http://psycho.ru/biblio/politico/entailment/politiform.html?printF=yes.
  171. Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
  172. М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. С.360−361.
  173. Н.В. Становление «новой» постсоветской идентичности в «непризнанных государствах» на примере Приднестровья // Безопасность Евразии. 2008. № 2. С.315−326.
  174. А.Ю. Политический процесс. М., 1994.
  175. Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. М., 2000.
  176. A.A. Кавказ и Россия. Из истории российско-грузинских отношений // Вестник Европы. 2004. № 11.
  177. A.A. Россия Грузия: quo vadimus? // Вестн. Ин-та Кеннана в России. М., 2007. Вып. 11.
  178. Albig W. Modern Public Opinion. New York. 1956. P.223.
  179. Alenius K. Hardworking, progressive, arrogant. The image of Finland in the eyes of the Estonians from the period of national awakening to the end of the Tsarist era. / Studia Historica Septentrionalia 27, Jyvaskyla, 1996.
  180. Boulding K. National Images and International Systems // Journal, of Conflict Resolution: 1959. № 3.
  181. Bronfenbrenner U. The mirror image in Soviet-American Relations: A Social Psychologist’s Report// Journal of Social Issues. 1961. Vol. 17 № 3.
  182. Buchanan W., Cantril H. How nations see each other. A study in public opinion. University of Illinois Press. Urbana. 1953.
  183. Iriye A. Mutual images. Essays in American-Japanese relations. Ed. by Akira Iriye. Harvard Studies, in American-East Asian relations 7. Cambridge. Massachusetts. 1975.
  184. Isaaks H. Scratches in our mindl American images ofChinaand India. New York. 1958.
  185. Gakung J., Ruge M. The structure of foreign news-// Journal* of Peace Research. Vol:2 1965. P.60−90.
  186. Gerbner G. Institutional, pressures on mass communicators // The Sociology of Mass Media Communicators: Sociological Review Monograph. Vol.13. 1969. P.205−248.
  187. Kunczik M. Globalization: News media, images of nations and the flow of international capital with special reference to the role of rating agencies. Hamburg. 2001.
  188. Larson Ch.U. Persuasion: reception and responsibility. Belmont. 1995.
  189. Lasswell H. Propaganda Technique in the World War. London, 1927. P.45−50.
  190. McCombs M., Estrada G. The news media and the pictures in our heads / Iyengar S., Reeves R. (Eds.) Do the media govern? Politicians, voters, and reporters in America (P.237−247). Thousand Oak. CA: Sage. 1997.
  191. Miliband R. The State in Capitalist Society. Harmondworth Penguin Books, 1973.
  192. Money-Kirle R. Collected papers. Aberdeen. 1952. P.98.
  193. Paul Quinn Judge. 10 Questions for Mikheil Saakashvili // Time, January 19, 2004, P. 19.
  194. Pralkanis A., Aronson E. Age of propaganda. New York. 2001.
  195. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia Political Institutions. Oxford, New York, 1987. P.442.
  196. Tuchman, Gaye. Making News: A Study in the Construction of Reality. New York: Free Press. 1978.
  197. Whit, R.K. Fearful warriors: A psychological profile of U.S.-Soviet relations. New York: Free Press. 1984.
  198. Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
  199. Н.А. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект: Автореф. дисс.. канд. поли. наук. Краснодар, 2009.
  200. О.П. Политический имидж в современной политической культуре: Дисс.. д-ра полит, наук. СПб., 1999.
  201. С.Н. Школа как институт политической социализации: Автореф. дисс.. канд. полит, наук. Краснодар, 2007.
  202. Э.А. Международный имидж современной России: Политологический анализ: Дисс.. д-ра. полит, наук. Москва, 2004.
  203. Г. Л. Грузия и Европа. Развитие связей грузинского государства с европейскими странами и международными организациями: Дисс.. канд. полит, наук. М., 1999.
  204. И.Ю. Политические механизмы формирования позитивного имиджа России: Автореф. дисс.. д-ра. полит, наук. М., 2010.
  205. С.А. Транзитные политические процессы на постсоветском пространстве: компаративный анализ: автореферат дис.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2009.
  206. И. А. Грузино-российские отношения в контексте геополитических и геоэкономических интересов ЕС, США и. НАТО: 1991−2003 гг.: Дисс.. канд. ист. наук. М., 2008.
  207. О.С. Внешнеполитический имидж государства и его лидера: технологии формирования и позиционирования: Дисс.. канд. полит, наук. М., 2006.
  208. Р.В. Политический процесс в Грузии: влияние Российской Федерации и США: Дисс.. канд. полит, наук. Краснодар, 2009.
  209. Н.И. Формирование мифологического образа Соединенных Штатов Америки в советском обществе в первые годы «холодной войны» (1945−1953 гг.): Дисс.. канд. ист. наук. Саратов, 2001.
  210. Е.Ю. Социально-технологические аспекты управления процессами формирования имиджа политического лидера средствами печати: Дисс.. канд. соц. Наук. М., 1998.
  211. Соколова-Сербская, JI.А. Формирование имиджа Российской Федерации на международной арене (1992−1999 гг.): Автореф. дисс.. д-ра. ист. наук. М., 2008.
  212. Антигрузинская кампания // Сайт издания Rambler Media Group. URL: http://lenta.ru/stoiy/antigeorgia (дата обращения.27.02.2009).
  213. Антигрузинская кампания. Целенаправленные задержания и высылка грузин российскими властями // Сайт Human Rights Watch. URL: http://www.hrw.org/ru/reports/2007/09/30 (дата обращения 05.03.2009).
  214. Г. о политической цене за российский газ // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=12 351 (дата обращения 02.03.2009).
  215. Бурджанадзе Н: «Наша решающая борьба будет успешной» // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=22 021&search= (дата обращения 27.05.2011).
  216. Бюллетень международных договоров. 1194. № 9. С. 32.
  217. Виза доброй воли // Сайт электронной газеты «Время новостей». URL: http://www.vremya.rU/2007/127/5/183 126.html (дата обращения 20.03 2009).
  218. В кафедральном соборе Святой Троицы прошло 15-ое крещение новорожденных // Сайт грузинской патриархии. URL: http ://www.patriarchate. ge/?action=newsshow&mode=news&id=602 (дата обращения 19.01.2011). (на груз. яз.).
  219. Внешняя политика России. Сборник документов 1990—1992. М., 1996. С. 454−455.
  220. Газета «Ахали таоба». (на груз. яз.).
  221. Газета «Квирис палитра», (на груз. яз.).
  222. Газета «Резонанси», (на груз. яз.).
  223. Грузинские депутаты выразили готовность к «раскрытию дискуссий по геноциду черкесов» // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: w.civil.ge/rus/article.php?id=20 688&search (дата обращения 20.01.2011).
  224. Грузия с древнейших времен до 1801 г // Сайт посвященный истории грузино-российскому конфликту. URL: http://www.200.org.ge/1801/1801periodrus.html (дата обращения 20.05.2010). (на груз. яз.).
  225. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Сайт ежедневной электронной газеты «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/minandvedom/mimbezop/doctr.shtm (дата обращения 03.03.2009).
  226. В.А. Аналитическая записка по результатам заседания Комитета по продвижению интересов российского бизнеса за рубежом (21.01.2005). URL: www.arm.ru/doc/analitika.doc.
  227. Занятость и безработица // Сайт национальной статистической службы Грузии. URL: http://www.geostat.ge/?action=page&pid=145&lang=geo (дата обращения 12.02.2010). (на груз. яз.).
  228. Заявление на совещании с постоянными членами Совета Безопасности // Официальный сайт Президента России. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/2006/10/01/0000type63378type82634ll 1833. shtml (дата обращения 05.03.2009).
  229. Интернет-портал // URL: http://www.youtube.com.
  230. Концепция национальной безопасности Грузии // Официальный сайт Министерства обороны Грузии. URL: http://mod.gov.ge/7page— 10&Id=3&lang=0. (дата обращения 28.05.2011). (на груз. яз.).
  231. МВД Грузии арестовало четверых офицеров ГРУ МО РФ по обвинению в шпионаже // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=11 986 (дата обращения 10.03.2009).
  232. Международный" республиканский институт. Исследовательский институт общественного мнения и маркетинга. Национальное исследование в* Грузии: 29 сентября— 5 октября 2009. Тбилиси, 2009. (на груз. яз.).
  233. Министерство юстиции Грузии. Реестр регистрированных политических объединений' (партий) // Сайт Министерства юстиции Грузии. URL: http://www.justice.gov.ge (дата обращения 08.02.2010). (на груз. яз.).
  234. ООН: Грузинский беспилотник сбит российским истребителем // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=16 575 (дата обращения 26.05.2009).
  235. Официальный сайт Министерства образования-и науки Грузии // URL: http://www.mes.gov.ge.
  236. Официальный сайт Министерства по молодёжным делам и спорту // URL: http://msy.gov.ge.
  237. Официальный сайт парламента Грузии // URL: http://www.parliament.ge.
  238. Переговоры с Путиным настроили Саакашвили оптимистично // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http ://www.civil.ge/rus/article.php?id=l 3701 (дата обращения 10.05.2009).
  239. Постановления парламента Грузии о советской оккупации Грузии // Официальный сайт Парламента Грузии. URL: http://www.parliament.ge/index.php?langid=GEO&secid=98&infoid:=28 642 (дата обращения 27.07.2010). (на груз., яз.).
  240. Президент Грузии: сделал заявление до начала парада // Официальный- сайт президента Грузии. URL: http://www.president.gov.ge/index.php71ang Jd=RUS&secid=228&infoid =6492 (дата обращения 27.05.2011).
  241. Проект новой концепции национальной безопасности- Грузии // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/files/files/201 l/NationalSecuirtyConceptDraft.pdf. (дата обращения 28.05.2011). (на груз. яз.).
  242. Резолюция парламента Грузии о признании геноцида черкесов, осуществленного Российской Империей // Официальный сайт парламента Грузии. URL: http://www.parliament.ge/index.php?langid=GEO&secid-63&infoid=31 739 (дата обращения 20.05.2011). (на груз. яз.).
  243. Результаты первой, всеобщей национальной переписи населения Грузии в.2002 г. Том I. Тбилиси- 2003. (на груз. яз.).
  244. Рождественный эпистол Святейшего и Блаженнейшего, Всея- Грузии католикос-патриарха Илья II // Сайт грузинской патриархии.: URL: http://www.patriarchate.ge/?action=newsshow&mode=news&id=599 (дата обращения 07.01.2010). (на груз. яз.).
  245. Россия: ужесточает ограничения на грузинские алкогольные напитки? // Сайт ежедневных новостей: онлайн. URL: http://www.civil:ge/rus/article.php?id=10 488 (датаюбращенияг25:05.2009):'
  246. Российская сторона перекрыла КПП Верхний Jlapc, // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/ms/article:php?id=l 1298 (дата обращения-25.05.2009).
  247. Российский посол возвращается в Тбилиси // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=12 842 (дата обращения 25.05.2009):
  248. Российские военные в Грузии приведены в состояние повышенной боеготовности // Электронный? ресурс. URL: http://www.newsru.eom/world/01 oct2006/gruvo.html (дата обращения 25.05.2009).
  249. Сайт благотворительного- фонда католикоса-патриарха всея Грузии // URL: http://www.fundpatriarch.ge.
  250. Сайт информационного центра NATO в Грузии // URL: http://www.natoinfo.ge.
  251. Сайт «института свободы» // URL: http://www.liberty.ge.
  252. Сайт Кавказского исследовательского ресурс-центра // URL: http://www.crrc.ge.
  253. Сайт молодёжного крыла «Христианско-демократической партии» // URL: http://ycd.ge.
  254. Сайт посвящённый грузино-российским отношениям // URL: http://www.georgica.net.
  255. Сайт посвящённый, истории грузино-российскому конфликту // URL: http://www.200.org.ge.
  256. Сайт политической партии «Единое национальное движение» // URL: http://www.mim.ge.
  257. Сайт программы Министерства образования и науки Грузии «Научи и обучись вместе с Грузией» // URL: http://www.tlg.gov.ge (дата обращения 23.06.2010).
  258. Сайт федеральных целевых программ^ России // URL: http://www.programs-gov.ru.
  259. Свидетельства с сайта WikiLeaks: США знали, что Россия не нападала на Грузию // Сайт газеты «Комсомольская Правда». URL: http://www.kp.ru/daily/25 652/815599 (дата обращения 16.03.2011).
  260. Скандал с арестом шпионов завершился, но напряженность остается // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=12 067 (дата обращения 25.05.2009).
  261. Сочинская олимпиада: выбор между бойкотом и соучастием // Сайт журнала «Табула». URL: http://www.tabula.ge/article-2541.html (дата обращения 20.01.2011). (на груз. яз.).
  262. Сочинская олимпиада дает нам возможность применить рычагивоздействия на Россию для восстановления справедливости // The
  263. Polity News. URL: http://www.polity.ge/oppinion/analise/1697-sochis198olimpiada-msetze-zemoqmedebis-da-samartHanobis-agdgenis-mimartulebit-berketebis-gamokenebis-shesadzleblobas-idzleva.html (дата обращения 20.01.2011). (на груз. яз.).
  264. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Сайт совета безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 15.05.2009).
  265. Тбилиси блокирует приятие России в ВТО // Сайт ежедневных новостей онлайн. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=16 304 (дата обращения 29.05.2009).
  266. Транспортная блокада Грузии // Сайт ежедневной электронной газеты «Коммерсантъ». URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=709 686 (дата обращения2905.2009).
  267. Трудовой рынок в Грузии. Статистический сборник. Тбилиси, 2009. С. 22,29. (на груз. яз.).
  268. Численность населения Грузии- по возрасту и полу (на первое января) // Сайт национальной статистической службы Грузии. URL: http ://www.geostat.ge/?action=page&pid=472&lang=geo (дата обращения1202.2010). (на груз. яз.).
  269. The Circassian Dimension of the 2014 Sochi Olympics // CERES Georgetown University. URL: http://ceres.georgetown.edu/esp/ponarsmemos/page/78 357.html (дата обращения 20.01.2011).
Заполнить форму текущей работой