Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Группы давления в политическом процессе современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют теории, концепции зарубежных и отечественных исследователей современных политических процессов. Исследование темы групп давления в политическом процессе современной России стоит на стыке ряда наук: политологии, социологии, юриспруденции. Поэтому решение поставленной в диссертационном исследовании цели и задач потребовало комплексного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ
    • 1. 1. Теоретические подходы анализа политической сущности, структуры и типов групп интересов
    • 1. 2. Концептуальные подходы к определению групп давления в структуре политического процесса
    • 1. 3. Лоббистские организации и группы давления
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ГРУПП ДАВЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ГОСУДАРСТВЕННОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Субъектно-объектная деятельность групп давления
    • 2. 2. Функции групп давления и средства их воздействия на органы власти и управления
    • 2. 3. Региональные аспекты деятельности групп давления

Группы давления в политическом процессе современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастанием влияния групп интересов на современный политический процесс, формированием новых механизмов взаимодействия групп давления и органов государственной и исполнительной власти в контексте продолжающихся общественно-политических и административных преобразований. Проблемы взаимодействия политических институтов и социальных, экономических, функциональных групп занимают важное место при анализе субъектов политики, в исследованиях функционирования современных демократий, взаимосвязей гражданского общества и государства.

Многообразие интересов в современном обществе обуславливает деятельность многочисленных разнообразных и разноплановых групп, общественных объединений, представляющих интересы социальных, национальных, конфессиональных, региональных и других человеческих общностей. Система функционирования представительства интересов в современной России является важнейшим каналом, по которому аккумулируются и агрегируются интересы различных групп, реализуется коммуникативная связь между ними.

В последнее время уделяется значительное внимание профессиональным группам, общественным организациям, общественно-политическим движениям, объединениям граждан, стремящимся оказывать систематическое, целенаправленное влияние на законодательную деятельность и на процессы реализации принимаемых законов и административных актов, с целью разрешения своих групповых интересов.

Одним из принципов демократии является равноправное участие граждан в управлении и принятии решений государственными органами. Демократическое государство обязано гарантировать каждому индивиду, группе или институту возможность для легального воздействия на государственную политику. Участие граждан в группах давления позволяет самореализоваться в общественной и политической практике, проявить свою гражданскую активность. На сегодняшний день перед российским обществом остро стоят проблемы достижения общественного согласия в области общенациональных, общегосударственных, общенародных интересов. Нарастание разнородности социальных интересов приводит к появлению многообразия заинтересованных групп, автономных по отношению друг к другу. Проблема их исследования в рамках современной политической науки актуальна и важна.

Степень научной разработанности. Исследование влияния групп давления на процесс принятия государственных решений является объектом интереса различных наук в связи с ее многоплановостью.

Идея рассмотрения политического процесса в контексте взаимоотношения заинтересованных групп, оказывающих давление на правительство с целью принудить его подчиниться их воле принадлежит американскому политологу А. Бентли.1 Развитие теории заинтересованных групп было предложено другим американским политологом Д. Трумэном.

Дальнейшие исследования по проблемам групп интересов и их роли в политическом процессе принадлежат Г. Алмонду, Р. Далю, Р. Далтону, Дж. Маконеллу, Д. Пауэллу, Р. Солсбери, К. Строму, Р.Ж. Шварценбергу3.

Французский политолог Ж.М. Денкэн4 исследовал группы давления через сравнение групп с политическими партиями, выделяя при этом их функциональный аспект.

В настоящее время в выявлении групп интересов преобладает широкий функциональный подход, в рамках которого влияние группы на политический процесс позволяет причислить ее к группе давления и субъекту политики. В работах отечественных ученых JI.A. Бакуна, С.Д.

1 Bentley A. The Process of Goverment. Cambridge, 1967. P. 44−52.

2 Truman D.B. The Govenmental Process. Political Interests and Public Opinion. N.Y., 1971.

3 Алмонд Г., Пауэлл Дж, Стром К., Долтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: Учебное пособие / Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М., 2002; Dahl R. «Democracy and its Critics», New Haven, CT: Yale University Press, 1989. Makkonell J. Dictionaru of American Politics. P. 302- Salisbury R.H. Interest Group Politics in America. N.Y., 1970; Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. M., 1992. Ч. IllДенкен Ж.-М. Политическая наука. Париж-Москва, 1991. Денкэн Ж.-М. Политическая наука. Париж-Москва, 1991.

Баранова, Т. В. Васильева, В. В. Желтова, Н. Б. Иванова, О. В. Крыштановской, Л. Г. Купряшина, В. А. Лепехин, А. В. Малько, Р. Т. Мухаева, А. С. Панарина, И. С. Семененко, А. И. Соловьева, Е. Б. Тихомирова, А. С. Фалиной, А.В. Шапошникова' и других разработаны концептуальные и методологические подходы и исследуемому явлению.

Анализ существующей литературы показывает, что в российской науке есть немало интересных исследований, посвященных влиянию организованных групп на органы власти. Это работы Г. А. Дмитриевой, А. И. Зудина, А. В. Лихого, А. П. Любимого, С. П. Перегудова, А. В. Шапошникова, П.П. Шелища2. См.: Бакун Л. А. Группы в политике. К истории развития американских теорий / Полис. 1999. — № 1- Баранов С. Д. Группы давления в политическом процессе современной России: Автореферат. Дис. К.п.н. М., 1998; Васильев Т. В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2004. № 4- Желтов В. В. Основы политологии / Серия «Высшее образование» — Ростов-на-Дону: Феникс. 2004; Иванов Н. Б. Лоббизм в политической культуре США // Власть. — 1995; Крыштановская О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. М., 1995. №- Крыштановская О. В. Финансовая олигархия в России // Известия. 1996. 10 январяКрыштановская О. В. Бизнес элита и олигархии: итоги десятилетия // Мир России. 2002. № 4. Купряшин Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление: Учеб. Пособие для студентов.М.: Университетский гуманитарный лицей, 1996; Лепехин B.A. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть 1994. № 3- Малько А. В. Лоббизм // Общественные науки и современность. — 1995. -№ 4- Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. — М.: Издательство «ПРИОР», 2000; Панарин А. С. Политология: Учебник. — М.: Дело, 2002; Семененко И. С. Группы интересов в политическом и социокультурном пространстве: концепции и практика на Западе и в России. Концепции и практика. Дисс. д.п.н. М., 2001; Тихомиров Е. Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вест. Моск. Ун-та. 2002. № 3- Фалина А. С. Политический лоббизм и его роль в реализации власти // Основы политической социологии: Учебник / По ред. Ж. Т. Тощенко. М. — Н. Новгород, 1998; Шапошников А. В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки // Вестн. Моск. Ун-та. 2004. № 2.

2 Дмитриева Г. А. Особенности лоббирования корпоративных интересов в органах государственной власти в современной России. Дисс.. к.п.н. M., 2000; Зудин А. И. Стратегия власти в отношениях с группами давления бизнеса / МЭ и МО. — 1996. № 3−5- Зудин АЛО. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Политические стратегии групп давления бизнеса // Бизнес и политика. 1996. № 1- Зудин А. И. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия: ЦПТ CIPE. 1997; Зудин А. И. Режим Владимира Путина: контуры новой политической системы. — M.: 2002. Лихой А. В. Лоббизм как феномен политической жизни современного российского общества: Дисс. канд. полит, наук. — М., 2004; Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М., 1998; Любимов А. П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. М.: Издание Института Европы, 1999; Перегудов С. П. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис. 1994, № 2, 5- Перегудов С. П. Российские группы интересов — особый случай или подтверждение правила? // Мировая экономика и международные отношения. 1997, № 1- Перегудов С. П. Крупная корпорация как социально-политический институт. М., 2000; Перегудов С. П. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис. М., 2001. № 3- Перегудов С. П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? / Полис. — 2002. — № 5- Перегудов С. П. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу // Мировая экономика и международные отношения. M., 2004. № 6- Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. — М., — 1999; Перегудов С. П., Семененко И. С. Лоббизм в политической системе России // МиЭ и МО. 1996. № 9- Шапошников А. В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки // Вестн. Моск. Ун-та. 2004. № 2.

Региональные аспекты анализируемой проблемы исследовались Б. Х. Акбашевым, О. В. Крыштановской, Н. Ю. Лапиной, Ю. М. Миловановым, Б. П. Пономаревым, В. А. Тишковым, А. Е. Чириковой, Я.Г. Шемякиным1.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы влияния групп давления на политический процесс показывает, что создана определенная теоретическая, методологическая и практическая база для ее исследования.

Вместе с тем, на наш взгляд, существующие подходы и концептуальные разработки не охватывают в полной мере всех теоретических, методологических и прикладных проблем, связанных с изучением данной темы, что требует дальнейшего анализа и систематизации накопленного материала.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют теории, концепции зарубежных и отечественных исследователей современных политических процессов. Исследование темы групп давления в политическом процессе современной России стоит на стыке ряда наук: политологии, социологии, юриспруденции. Поэтому решение поставленной в диссертационном исследовании цели и задач потребовало комплексного использования методологии политического анализа и смежных гуманитарных наук. Исторический метод применялся при анализе эволюции групп давления в истории социально-политической мысли в современной России, а также при изучении процесса институционализации групп давления в мировой политической науке и практике. Системный подход использовался при изучении взаимодействия государства и групп давления, политических элит в современной России. Применение структурно-функционального анализа позволило выявить структурные и.

1 Акбашев Б. Х. Трудные дороги правды. Черкесск, 2001; Крыштановская О. В. Формирование региональной элиты: принципы и механизмы // Социс. 2003. № 11- Лапина Н. Ю., Чирикова А. Е. Политическое самоопределение региональных элит // Социс. 2006. № 6- Милованов Ю. М. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов-на-Дону. 1996; Пономарев Б. Владимир Хубиев: Лидер на стыке эпох. -Ставрополь, 1999; Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997; Чирикова Е. А. Политическая элита в российских регионах: власть и политические институты. — М., 2003; Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизованный ресурс // Общественные науки и современность. 1998. № 4. функциональные связи между «элементами» рассматриваемых отношений: группами интересов в лице корпораций, ассоциаций организаций, политических движений и системой властных отношений в политике современной России. Институциональный подход позволил проанализировать деятельность групп давления в органах государственной власти, изучить взаимосвязь, механизмы, результаты совместной деятельности групп давления и представителей законодательной ветви власти. Были применены также наработки в области методологии таких наук, как политическая социология, политическая психология.

Для изучения механизма влияния групп давления на политический процесс России, использованы материалы периодических изданий, правовые нормативные документы, регулирующие этот институт в различных формах проявления.

Объектом исследования выступает процесс взаимодействия государства и групп давления в современном политическом процессе России.

Предметом исследования является механизм влияния групп давления на деятельность органов политической власти.

Целью диссертационного исследования является анализ роли групп давления в современном российском обществе.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

• уточнить понятие «группа давления» как явления политической жизни;

• раскрыть теоретические подходы анализа политической сущности, структуры и типов групп давления;

• исследовать механизм формирования и функционирования групп давления в структуре современного политического процесса;

• установить особенности влияния групп давления на процесс принятия политических решений в органах государственной власти;

• определить основные направления взаимодействия государства и групп давления в современной России;

• проанализировать специфику проявления деятельности групп давления в регионе.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• конкретизировано понятие «группа давления», представляющее собой дополнительный вариант групп интересов, который можно определить как группу интересов, оказывающую давление на властные структурывведено в научный оборот понятие «национальные» группы давления, уточняющее особенности деятельности групп давления в регионе;

• определены сущность, содержание и специфика проявления малоизученного в России общественно-политического явления как группы давления;

• выявлены формальные и организованные средства давления, способные влиять на характер и содержание принимаемых политических решений органами политической власти;

• установлены проблемные зоны взаимоотношений власти и групп давления, среди которых: объективное возрастание роли групп давления в политическом процессе современной России;

• определена значимость национальных групп давления в обеспечении политической стабильности региона, которая может быть обеспечена согласованием интересов действующих групп.

Положения выносимые на защиту:

1. Всесторонний анализ теоретико-методологических основ исследования групп давления позволил уточнить понятие «группа давления», которую можно определить как образования, созданные для оказания влияния на политические органы власти в благоприятных для групп направлениях. Группы давления, преимущественно добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами могут рассматриваться только как объективная реальность. Они являются посредниками в отношениях государства с населением, представляют интересы социальных, национальных и прочих человеческих общностей и служат формой коллективных действий их членов.

2. В российском обществе трансформационные процессы вызывают необходимость формирования и функционирования групп давления, воздействующих на власть и обладающих определенными признаками: во-первых, оформленностью организованной структурыво-вторых, защитой собственных интересов, при этом цели давления являются ее собственными целямив-третьих, существованием организации как автономного центра принятия решенийв-четвертых, оказанием группового эффективного давления.

3. Группы давления по своей природе многообразны, этопредпринимательские, финансовые, общественные организации и движения, религиозные группировки, осуществляющие давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу. Механизм функционирования групп давления в политической жизни общества составляет совокупность процессов взаимозависимости взаимовлияния и взаимодействия субъектов и объектов политической деятельности — основных элементов политической системы, а также системы общения, поведения и деятельности групп, использование средств и способов их претворения на практике.

4. Процессы политического давления всегда осуществляет группа людей, стремящихся отстаивать свои политические интересы доступными им средствами с учетом существующих юридических норм. Взаимодействие политических органов власти и групп давления должно идти по пути укрепления правового государства, предоставления гражданам и группам возможности законодательным образом влиять на принятие государственных решений и осуществлять контроль за действующей властью. Интересы в ограниченном поле сталкиваются, в связи, с чем необходимы способы и механизмы сопоставления этих интересов и определения их приоритетов.

5. Процесс принятия конкретных решений требует постоянного взаимодействия с теми, чьи интересы эти решения затрагивают, и кто располагает наиболее соответствующими ценной информацией и знаниями. Поэтому, по мере расширения государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни возникла и развивается структура прямых, не опосредованных выборами связей между группами давления и органами власти в политическом процессе.

6. Реформирование политической власти находит свое отражение в активной деятельности региональных групп давления. Переход к новой системе в регионах, происходит в условиях таких микропроцессов регионализации, которые связаны с пробуждением местного самосознания, желания населения региона существенно изменить социально-экономические условия жизни на местах. Указанные микропроцессы вошли в противоречие с действиями государственных органов власти Российской Федерации, разрешение которого будет во многом зависеть от эффективности действий региональных управленческих структур, групп давления и их взаимодействий с «центром».

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют расширить представления о месте и роли групп давления в трансформирующемся обществе, вносят вклад в разработку проблемы взаимодействия политических институтов и социальных, экономических, функциональных групп, в понимание тенденций изменения структуры политического процесса современной России.

Некоторые теоретические положения диссертации могут быть использованы при разработке вопросов методологии анализа и оценки политических процессов, явлений и событийв практической работе по формированию основ государственной политики в сфере деятельности общественных объединений и общественно-политических организаций, при анализе конкретных ситуаций, с разрешением разного рода конфликтов, имеющих отношение к политической сферев учебном процессе учреждений высшего профессионального образования при подготовке учебных кадров по политологии, по региональным политическим элитам.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии. Основные положения диссертации изложены в пяти публикациях общим объемом 1,2 п.л. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были опубликованы на межвузовских, региональных научно-практических конференциях: «От фундаментальной науки — к решению прикладных задач современности» (Черкесск, 2004) — «Кавказ между Западом и Востоком» (Карачаевск, 2006) — «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2006).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Содержание работы изложено на 150 страницах, библиографический список включает 197 наименований.

128 ВЫВОДЫ.

1. Специфичность интереса и возможность его реализовать или донести его до лица или структуры — объектов органов власти, принимающих решения, являются базовыми признаками групп давления субъектов политики, возникающими на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей.

2. Выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государства, но и обеспечивают организованные формы представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией власть реагирует на требования групп и тем самым способствует адаптации системы к новым условиям функционирования.

3. На региональном уровне складываются свои группы давления, действующие на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и органами власти в регионе. Эти организации регулируют поведение своих членов с помощью партикулярной системы моральных норм, а в их взаимодействии проявляется механизм согласования и увязки различных, иногда противоречивых, общественных интересов, с помощью чего достигается желаемое гражданское согласие и решаются сложные проблемы, не прибегая к насилию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С учетом поставленных задач в данном диссертационном исследовании раскрыты теоретические подходы анализа политической сущности, структуры и типов групп давления, рассмотрены современные теоретические представления о группах давления в рамках политического процесса: выявлены характерные черты, формы и методы деятельности групп давления с учетом зарубежного опыта и российских особенностей.

Деятельность групп давления в общественном сознании соотносится по преимуществу, с общественно-полезной политической деятельностью, а также с другими элементами представления и защиты интересов различных социальных групп граждан.

Группы давления функционируют не только как элемент политической жизни современной демократии осознания интересов социальных общностей, но и как явление политической жизни общества. В этом значении деятельность групп давления включает в себя не только теоретико-концептуальные объяснение интересов, ценностных ориентаций давления, их соотнесения с интересами и положением в обществе других субъектов, но и систему отношений групп давления, конкретных действий самих субъектов.

В существующей ситуации неформализованной деятельности групп давления и отсутствия общедоступных механизмов функционального представительства интересов, в России будет преобладать корпоративный тип — представительство интересов, существующее в виде обмена или сделки между немногими влиятельными группами давления и политической властью. Это значит, что государство заключает с крупными группами давления, в основном представляющими интересы олигархического капитала, соглашение, по которому данная группа или ассоциация получает определенные льготы, привилегии, протекцию в обмен на свою политическую лояльность. Корпоративное представительство, главным образом, присуще для закрытой политической системы, не способной воспринимать большинство внешних импульсов из окружающей социальной среды, что не соответствует заявленным властью намерениям во всем добиваться конкурентных отношений.

Такие политические намерения дают перспективу плюралистическому варианту развития. Этот тип представительства групповых интересов является классической формой давления со стороны множества субъектов деятельности групп давления, вступающих между собой в активную конкуренцию. Данный вариант характеризуется расширением количества субъектов деятельности групп давления за счет общества, возникающими в процессе демократизации страны. Основной характеристикой этого процесса будет не просто факт количественного присутствия социальных заинтересованных в политическом процессе групп, а количество и качество существующих точек доступа к процессу принятия политических решений.

Политический смысл групп давления состоит в следующем:

— во-первых, группы давления при получении выгод для себя в то же время обеспечивают благоприятные условия для восприятия обществом или конкретными группами населения принимаемых в государстве законов;

— во-вторых, группы давления выполняют функцию организации плюрализма общественных интересов. Группы лиц, объединенные в организации и союзы, занятые конкретной экономической или политической деятельностью, имеют свои специфические интересы, являющиеся одним из главных базовых признаков группы.

Группы единомышленников стремятся отстаивать свои политические интересы доступными им средствами с учетом существующих юридических норм. Интересы, действия в ограниченном поле, сталкиваются, в связи с чем необходимы способы и механизмы сопоставления этих интересов и определения их приоритетов. Процессы политического давления всегда осуществляет группа людей, но их конечные результаты имеют значительные последствия и могут затрагивать в отдельных случаях большие слои населения, а иногда все общество в целом.

Формирование гражданского общества должно идти по пути укрепления правового государства, предоставления гражданам и группам возможности законодательным образом влиять на принятие государственных решений и осуществлять контроль за действующей власть.

В политической науке и политической мысли существуют два основных подхода, по-разному трактующих роль групп давления в политической процессе современной России и дающих разную нормативную оценку этому институту представительства.

Представители первого подхода считают, что существование групп давления есть явление отрицательное, оказывающее негативное влияние на функционирование демократической политической системы в связи с тем, что группы служат проводниками частного влияния на принятие политических решений. Все, что происходит в мире политики, рассматривается представителями этого подхода как следствие махинаций различных бизнес-групп, корпораций, мафии и т. п.

Аргументы, приводимые сторонниками данного подхода, можно свести к следующим.

Во-первых, существование групп интересов создает неравенство возможностей различных групп относительно влияния на процесс принятия политических решений: в частности, таких возможностей больше у бизнес-групп, в то время как у групп, не обладающих достаточными ресурсами, они значительно ниже.

Во-вторых, существование групп интересов способствует неэффективности экономической политики и препятствует проведению активной социальной политики: более «сильные» группы интересов добиваются экономических и прочих благ, начинают в дальнейшем препятствовать перераспределению и переменам, а действительно нуждающиеся группы так и остаются без поддержки.

В-третьих, существование групп давления может привести к утверждению монополии на представительство групповых интересов, когда заинтересованные группы присваивают право на монопольное представительство интересов общества. При этом искажается сам принцип представительства, который сводится к сделкам заинтересованных групп и бюрократии. Заинтересованные группы начинают представлять скорее самих себя, чем граждан.

Представители другого направления признают объективный характер существования групп давления и отмечают их положительную роль в политическом процессе, выдвигая три основных аргумента.

Во-первых, не все общественные группы имеют возможность участвовать в ресурсно-затратных видах политической деятельности: в выборах, в правительственных структурах и т. п. Существование групп давления не подрывает принцип представительства, а, напротив, повышает его эффективность, так как предоставляет шанс мелким группам влиять на процесс принятия политических решений.

Во-вторых, существование заинтересованных групп является одним из элементов обеспечения необходимого для демократического правления плюрализма интересов.

В-третьих, группы давления, так же как и партии, способны выполнять посреднические функции между государством и гражданским обществом, обеспечивая при этом не только реализацию собственных интересов, но и лояльность со стороны отдельных социальных групп.

Необходимо отметить, что чем более демократическим является общество, тем больше в нем существует различных механизмов, способов, организационных форм, облегчающих влияние на процесс государственного управления, тем больше в нем разнообразных групп давления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ю. Группы давления в трансформации политической власти в России:Автореферат дис. к.п.н. М., 2000−23 с.
  2. Е.Н., Дискин И. В. Социальные трансформации и элиты // Общественные науки и современность. 1994. № 3. С. 14−26.
  3. А.С. Лоббизм и политические партии // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1995. № 3.- С. 69−75.
  4. .Х. Трудные дороги правды. Черкесск, 2001. 432 с.
  5. И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М., 1997.- 139 с.
  6. Г., Пауэлл Дж, Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: Учебное пособие // Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М., 2002. 345 с.
  7. Альбом схем по политологии (учебно-методическое пособие). Кубанский научный центр политических и правовых исследований «Законодательная инициатива». Краснодар, 1995. 154 с.
  8. С.С. Политические интересы и политические отношения. Теория политической деятельности. М., 1995. 245 с.
  9. М.Г. Стабильность общества и лоббизм: реальность, перспективы // Политолог: взгляды на современность. М.: Эко энроф, 1995.-С. 44−49.
  10. Ю.Антонова Е. С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав // Юридический мир. М., 2000. № 11.- С. 25−37.
  11. П.Аравина Т. И., Кузнецов Ю. Ю. Лоббизм: национальные образцы истепень социальной преемственности // Социс. 2000. № 9. С 27−31.
  12. Г. П. Политическая социология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. -367 с.
  13. Г. П., Авиденко Д. А., Попова О. В., Чазов А. В. Электорат политических объединений России: опыт проведения Exit Poll в Санкт-Петербурге // Полис. 2000. № 2. — 37−41.
  14. Е.А., Ермеев С. Г. Десятилетие социальных реформ и перспективы гражданского общества в России // Гражданский Форум. Вып. 2. СПб.-2002.-С. 24−31.
  15. Л.А. Группы в политике. К истории развития американских теорий // Полис. 1999. № 1. — С. 162−167.
  16. С.Д. Группы давления в современной России // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода). М.: Московский общественный научный фонд. 1997. С. 92−122.
  17. С.Д. Группы давления в политическом процессе совремиенной России: Автореферат. Дис. К.п.н. М., 1998.- 25 с.
  18. С.Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской деятельности в России // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 1.- С. 69.- 74.
  19. Г. А. Политология: Курс лекций. М., 1999 -324 с.
  20. С.А. СМИ как институт лоббирования. // Предпринимательство. Политика и наука. 1996. — № 2, — С. 58−59
  21. В.Э. Россия: десять лет реформ // Социс. 2001. № 7. — С. 3038.
  22. В.А. Политические кризисы и смуты: (История, теория, современность). М., 1997. 394 с.
  23. И.Н. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996. -№ 9.-С. 9−19.
  24. И.М., Зудин А. Ю., Крашенинников Ю. В. и др. //Лоббизм и отношения с властными структурами // Бизнес и политика. М., 1997. № 1. С. 43−48.
  25. В.И., Журавлев В. В. Политология: Учебник для вузов. М., 2004.-517 с.
  26. М.В. Лоббизм в правотворчебской деятельности // Правоведение. 1998. № 1. — С. 46−51.
  27. М.И. Партии, движения, политические силы попытки реконструкции //Полис. 1992. № 5. — С. 19−22
  28. Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2004. № 4. С 35−39.
  29. Введение в политологию: Словарь-справочник // Сост. Г. Л. Купряшин, Т. П. Лебедева, Г. И. Марченко и др. Под общей ред. В. П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. — 1996. — 357 с.
  30. Ю.Г., Лубский А. В. Мостовая Ч.В., Предвечный Г. П. Харитонов Е.М. Стратегия деятельности региональной администрации в ситуации неопределенности // Инновационные подходы в науке. Ростов н/Д. 1996. 449 с.
  31. К.С. Лоббизм по-немецки // Полис. 1993. № 1 С. 179−183.
  32. Г. Собр. Соч. в 14 т. М. — Л., 1935. — Т. 8.
  33. В.Я. Трансформация в России: политический режим идемократическая оппозиция.- М., 1999. — 344 с.
  34. А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн // Полис. 2001. № 1−2. — С. 43−48.
  35. Г. М. Губернаторы и партийная политика. Pro ef Contra, 2000. — т.5, зима (электронная версия).
  36. Гоман-Голутвина О. В. Политическая элита определение основных понятий // Полис. — 2000. — № 3. — С. 15−24
  37. В. Группы влияния российских деловых кругов //Власть. 1995. № 7. С. 53−57.
  38. JI.H., Иванов К. П. Этнические процессы. Два подхода к изучению // Ритмы. М., 1993. С. 166
  39. А.Н. Природа групп интересов // Объед. Науч. ЖурнIntegrated sci. J. М., 2002. № 3. С. 21−25.
  40. В.А. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1−4. -М.: Русский язык, 1978. Т.1.- 699 с.
  41. Денкэн Ж.-М. Политическая наука. Париж-Москва, 1991. 149 с.
  42. Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях // МЭиМО. 1997. № 1. С. 5355.
  43. М. Политические партии. М., 2000. — 411 с.
  44. В.В. Основы политологии // Серия «Высшее образование. -Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2004. 544 с.
  45. С.В. Лоббизм как институт политического представительства интересов в современной России: Автореферат дис.. к.п.н. М., 1997. 25 с.
  46. П.А. Нужны ли российскому бизнесу свои политические партии? // Международная жизнь. 1993. — январь.
  47. А.И. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Политические стратегии групп давления бизнеса // Бизнес и политика. 1996. № 1.-С. 31−34.
  48. А.И. Стратегия власти в отношениях с группами давления бизнеса // МЭ и МО. 1996. № 3. — С. 17−25.
  49. А.И. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. С.: ЦПТ CIPE. 1997. — 337 с.5З.Зудин А. И. Режим Владимира Путина: контуры новой политической системы. М.: 2002. — 218 с.
  50. Н.Б. Лоббизм в политической культуре США // Власть. -1995. -№ 6-С. 64- 68.
  51. М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М., 2002,123 с.
  52. Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. М., 2000. -283 с.
  53. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практика // Полис. 1998. — № 1. — С. 17−21
  54. Ю.В. Группы давления в современном обществе // Введение в политологию. М., 1995. 445 с.
  55. С.А. Проблемы теории правового статуса общественных объединений // Право и политика. 2004. — С. 33−36.
  56. В. Российский лоббизм и проблемы его законодательного регулирования. // Бизнес и политика. 1995. № 2. С. 36−43.
  57. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий // Отв. Ред. В. А. Четвернин. М. 1997.
  58. С.В. Группы давления в Российском парламенте // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода). М.: Московский общественный научный фонд, 1997. С. 150−172.
  59. В.Г. Основы паблик рилейшнз: Пос1бник.Киев. 1999.- 374 с.
  60. С.В. Исполнительная власть в регионах: десять лет реформ // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 32. — С. 21−33.
  61. О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту // Общественные науки и современность. М., 1995. № 1. С. 53−57
  62. О.В. Финансовая олигархия в России // Известия. 1996. 10 января.
  63. О.В. Бизнес элита и олигархии: итоги десятилетия // Мир России. 2002. № 4. С. 34−43.
  64. В.В. Кадровая стратегия президента: пять-четыре в пользу старой команды // Независимая газета. 2001. — 19 июнь.
  65. Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление. Университетский гуманитарный лицей, 1996. 307 с.
  66. Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление. М., 1997.-412 с.
  67. А.Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 1998. С. 51−65.
  68. Н.А. Предприниматели в политическом пространстве // МЭиМО. 1993. № 6. С. 45−57.
  69. Н.Ю. Группы интересов и их представительство в структурах власти // Политика. 1997. № 2. С. 17−21.
  70. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества// Социс. 1997. № 3. — С. 21−25.
  71. Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. Концепции. Практика. М., 1996. 247 с.
  72. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.- 148 с.
  73. Ленинское знамя», 14.03.1990 г.
  74. Ленинское знамя", 25.01.1990 г.
  75. Ленинское знамя", 26.02.1990 г.
  76. В.А. Предприниматели становятся политиками // Власть. -1993.-№ 1.-С. 83−87.
  77. В.А. Лоббизм и его место в общественно-политической жизни / Материалы международной конференции // Власть. 1993 -№ 3. — С. 39−43.
  78. В.А. «Группы давления»: генезис и классификация // Власть. 1994.-№ 3,-С. 69−75.84Лепехин В. А, Лоббизм. Фонд «IQ», М, 1995. 247 с.
  79. В. А. От административно-политической диктатуры к финансовой олигархии // Общественные науки и современность. -1999. -№ 1.- С. 24−29.
  80. А.В. Лоббизм как феномен политической жизни современного российского общества: Дисс. канд. полит, наук. -М, 2004. 143 с.
  81. Лоббизм по российски // Независимая газета Ex Libris. 1999. 18 марта (электронная версия).
  82. В.Н. Региональные конфликты в странах СНГ: опыт урегулирования//Полис. 1998. С. 39−44.
  83. А.П. Гражданский лоббизм. Процедуры и технология обращений граждан. М.: МЭИН. 1998. — 341 с.
  84. А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М, 1998.-248 с.
  85. А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. М.: Издание Института1. Европы, 1999.- 119 с.
  86. В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологическим исследованиям // Социс. 1996. — № 11. -С. 87−92- 1997.-№ 7.-С. 102−108.
  87. А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. -1995,-№ 4,-С. 61−69.
  88. А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. — 394 с.
  89. В.И. Россия: поиск пути и проблема политического выбора // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 1. — С. 37−41.
  90. СЛ. Национальные проблемы России: современные подходы // Общественные науки и современность. 1997.- № 1.- С.13−19.
  91. А.Ю. Политология. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Т. К. Велби, Изд-во: Проспект, 2004. 624 с.
  92. В.А. Современный словарь по политологии. Мн.: Книжный Дом, 2004. — 640 с.
  93. Ю.М. Лидерство в малых группах, управлении и политике. Ростов-на-Дону. 1996. 315 с.
  94. Ю. Профмутация. Получит ли ФНПР орден за построение капитализма в России? // Независимая газета. 2000. -19.04.
  95. Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. -М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 575 с.
  96. А.Ф. Политический лоббизм: понятие, механизмы, рользаинтересованных групп: Автореф. К.п.н. Кемерово, 1999. 23 с.
  97. Нельсон Л. Д, Кузес И. Ю. Группы интересов и политический срез российских экономических реформ. Критическая версия // Полис. 1995. № 3.-С. 11−15.
  98. Д.А. Группы давления в современном политическом процессе. Дисс. к.п.н. Самара. 2002. 154 с.
  99. Нещадин А, Блохин А, Верещагин В. И др. Лоббизм сегодня // Власть. М, 1995. № 3. С. 19−23.
  100. С.Д. Группы интересов в политике: (На примере нефтяного лоббизма в Государственной Думе). Дис. К.п.н, М, 2002.187 с.
  101. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М, 1997. 611 с.
  102. Огарев А. В, Понеделков А. В, Лидер, элита, регион. Ростов н/Д. -1995.-361 с.
  103. Олещук В. А, Павленко В. Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. Справочник. М, 1997. — 418 с.
  104. Д.О. О группах влияния и некоторых «Влияющих» и российской политике // Бизнес и политика. 1995. № 11.- С. 31−37.
  105. А.П. Президентские лоббисты готовы действовать // Независимая газета. 1999. 3 августа.
  106. А.С. Политология. М.: Дело, 2002 — 424 с.
  107. ЯШ. Новые группы в России. М, 1994.
  108. ЯШ. Отраслевые лобби в Правительстве России // Pro et Contra. 1996. Т. 1,-С. 61−78.
  109. Я., Дементьев В., Макаренко Б., Зудин А. и др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России.: Центр политических технологий, 1997. 412 с.
  110. Я.Ш. Олигархии. М., 2000. 111 с.
  111. С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. № 4. — С. 16−21.
  112. С.П. Организованные интересы и российское государство: смена парадигм // Полис. 1994. № 2. С. 39−44.
  113. С.П., Семененко И. В. Лоббизм в политической системе России // МиЭ и МО. 1996. -№ 9. -С. 28−42.
  114. С.П. Российские группы интересов особый случай или подтверждение правила? // МиЭ и МО. 1997. -№ 1. -С. 98−101.
  115. С.П. Согласование интересов и государственная политика // Полис. 1998. — № 4. — С. 23−27
  116. С.П., Лапина Н. Ю., Семененко И. В. Группы интересов и российское государство. М., — 1999. — 244 с.
  117. С.П. Крупная корпорация как социально-политический институт. М., 2000. 321 с.
  118. С.П. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис. М., 2001. № 3. С.16−21.
  119. С.П. Корпоративный капитал и институты власти: кто в доме хозяин? // Полис. 2002. — № 5. — С. 74−86.
  120. С.П. Группы интересов в условиях перехода к информационному обществу // МиЭ и МО. М., 2004. № 6. С. 19−27.
  121. Политическая психология // Под общей ред.: А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. С. Лаптева. М. — 2000. — 502 с.
  122. Политическая энциклопедия.-М.: Мысль-2001.-Т. 1.- 637 с.
  123. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков: Аналитическая справка // Под ред. И. Н. Барыгина. СПб, 1999. 217 с.
  124. Политические процессы в России: институциональный, идеологический и поведенческий аспекты // Под ред. О. В. Поповой. СПб. 2001.-234 с.
  125. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов // Под ред. Мышкиной Е. Ю. М, 2001. -311 с.
  126. Политический словарь. Ч. IМ.: РАУ, 1994. 389 с.
  127. Политология в вопросах и ответах // Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2001.- 472 с.
  128. Политология для юристов // Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. -М, Юрист. 1999.-449 с.
  129. Политология // Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб.: Питер, 2005.-340 с.
  130. Политология // Под ред. М. Н. Марченко. М, 2000. — 583 с.
  131. Политология // Под ред. М. А. Василика. М, 1999. — 395 с.
  132. Политология: Политические партии и движения современной России и их лидеры. Справочное пособие. М, 1999. 504 с.
  133. Политология // Под ред. В. И. Буренко, В. В. Журавлева М, Изд-во: «Экзамен», 2004. — 320 с.
  134. Политология: энциклопедический словарь // Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. -М.: Изд-во Моск. коммерч. Ун-та.-1993. -373 с.
  135. . Владимир Хубиев: Лидер на стыке эпох.1. Ставрополь, 1999- 58 с.
  136. О.В. Гражданское общество: в плену навязчивой идеи? // Гражданский форум. Вып. 2. СПб., 2002. 127 с.
  137. Проект закона РФ «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». 1993 (электронная версия).
  138. В.П. Политология. Высшее образование. М.: Филол. изд-во «Слово" — ООО Изд-во «Эксмо». 2004.-573 с.
  139. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Текущая редакция на 08.07.2005 г. (по материалам Правового управления).
  140. Реестр общественных организаций, фондов, политических движений, профсоюзных организаций, прошедших государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по КЧР, — 2005- 5 с.
  141. Е., Филиппов И. Лоббистов из тени // Ведомости. 26.10.2002.
  142. М.В., Худякова И. В. Организационно-правовая форма территориального общественного самоуправления как субъекта муниципальных и гражданских правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. — № 8. — С. 49−54.
  143. Н.В. Лоббизм как Фактор политической жизни // Бизнес и политика. 1994. — № 1. — С. 30−33.
  144. И.С. Группы интересов в политическом и социокультурном пространстве: концепции и практика на Западе и в России. Дисс. д.п.н.М., 2001. 154 с.
  145. И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998.-219 с.
  146. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного воздействия. М.: Центр политических технологий. -1997, — 347 с.
  147. Словарь иностранных слов. М. 1988. 282 с.
  148. С. От гражданских движений к политическим партиям (Россия и страны Вышеградской группы) // МЭ и МО, 1996. № 4−6. -С. 45−51.
  149. Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования («Круглый стол») // Социс. 1999. № 3. — С. 51−58.
  150. А.И. Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2000. — 321 с.
  151. З.Э. Корпоративизм как форма взаимодействия государства и групп интересов бизнеса в современной России. (Особенности и тенденции). М., 2003. 183 с.
  152. Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вест. Моск. Ун-та. 2002. № 3. С. 119−125.
  153. В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997. 427 с.
  154. М. Группы интересов // Полис. 1992. № 5−6. С. 163 177.
  155. А.С. Политический лоббизм и его роль в реализации власти // Основы политической социологии // По ред. Ж. Т. Тощенко. М. Н. Новгород, 1998.-438 с.
  156. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: комментарий с использованием правовых актов по состоянию на 15 мая 2006 // Отв. Ред. С. Ю. Пятина 24 л.
  157. Федеральный Закон от 19.05.1995. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29.
  158. Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». // Собрание законодательства РФ. 2002.
  159. Федеральный закон от 12 марта 2002 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общественных объединениях"// Собрание законодательства РФ. 2004.
  160. Ю. Экономические группы интересов в России: ТЭК добывающие отрасли // Бизнес и политика. 1995. — № 1. — С. 31−34.
  161. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 343 с.
  162. Т.С. Сущность и механизмы реализации групповых интересов в политическом развитии современной России. Дис. к.п.н. Казань, 2002. 168 с.
  163. И.Я. Экологические и национально-политические движенияв современной России // Социс. 1995. — № 8. — С. 33−38.
  164. А.Т. Интересы как форма общественных отношений. -Новосибирск, 1987. 124 с.
  165. Н.А. Российский лоббизм: саморегуляция или государственный контроль // Бизнес и политика. 1996. — № 5. — С. 3943.
  166. Цена запроса. Спикеры парламентских палат не договорились о лоббизме // Новые известия. 28 июля 2003.
  167. Е.А. Политическая элита в российских регионах: власть и политические институты. Автореферат д.с.н М., 2003 — 23 с.
  168. И.М. Власть и олигархи в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 6. — С. 3−17.
  169. А.В. Лоббизм как явление общественной жизни и категория политической науки // Вестн. Моск. Ун-та. 2004. № 2 С. 53−57.
  170. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. III. М.,/ 1992. -341 с.
  171. А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. 1998. № 8. — С. 53−57.
  172. Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии//Полис. 1996. № 5. С. 16−21
  173. М.В. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в органах представительной власти: опыт США //
  174. Бизнес и политика. 1995. — № 3(4). — С. 35−42.
  175. П.П. Лоббизм в политическом процессе современной России. Дисс.. к.п.н. СПб, 2004. 174 с.
  176. И. Паблик рилейшнз в организациях. СПб. 1995. С. 5761.
  177. Alemann U. von. Organisierte Interresen in der Bundesrepublik Deutschland. Opladen, 1987. 308 p.
  178. Almond G, Coleman J. The Politics of the Developing Areas. Princeton (NJ). 1960.-591 p.
  179. Anderson R. D, Fish M.S., Hanson S. E, Roeder Ph. Post-communism and the Theory of Democracy. Ozford, Princeton University Press. 2001. -214 p.
  180. Bentley A. The Process of Government. Cambridge, 1967. -167 p.
  181. Dalh R. Democracy and its Critics, New Haven. London: Yale University Press, 1989. 397 p.
  182. Dahl R. Polyarhcy: Participation and Opposition. New Haven (NJ). 1971.-257 p.
  183. Denquin J.-M. Science politique. 434 p.
  184. Ladd E.C. The American Politi. N. Y, 1985. 283 p.
  185. Makkonell J. Dictionaru of American Politics. 302 p.
  186. Meunaud J. Les groupes de pression. 1965. — 417 p.
  187. D. (Hrsg.) Worterbuch Staat und Politik. Lizenzausgabe fur die Bundeszentrale. Bonn, 1991. 485 p.
  188. Salisbury R.H. Interest Group Politics in America.N.Y., 1970.-415 p.
  189. Truman D.B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion. N.Y., 1971.-478 p.
Заполнить форму текущей работой