Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Международные связи регионов России: политический механизм реализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке. — М.: Восток-Запад, 2009; Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. — М.: Восток-Запад, 2010; Международные отношения в XXI веке. — М.: Восток-Запад, 2011; Лебедева М. М. Мировая политика. — М.: Кнорус, 2011; Лебедева М. М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы. — М… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Международные связи регионов государств и политический механизм их реализации: теоретико-методологические аспекты проблемы
    • 1. 1. Международные связи регионов: сущность и содержание
    • 1. 2. Политический механизм осуществления международных связей регионов государств: понятие и структура
  • 2. Международный и государственный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов России
    • 2. 1. Международный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов России
    • 2. 2. Политический механизм осуществления международных связей субъектами Российской Федерации: федеральный уровень
  • 3. Консультативные и совещательные структуры МИД России как часть политического механизма регулирования международных связей регионов Российской Федерации

3.1. Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России и его роль в формировании политического механизма осуществления международных связей регионов России.

3.2. Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России и его место в политическом механизме реализации международных связей регионов России.

4. Региональный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов России и его эффективность.

4.1. Политический механизм осуществления международных связей регионов России на региональном уровне на примере Новосибирской области.

4.2. Эффективность и проблемы действия политического механизма международных связей регионов России на примере Новосибирской области.

Международные связи регионов России: политический механизм реализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Мир, вступивший в XXI в., стремительно меняет свои очертания. На фоне динамичных перемен отчетливо проявляются базовые факторы, определяющие будущую конфигурацию международных отношений и мироустройства в целом. Сегодня в международных отношениях принимают участие большое количество первичных и вторичных акторов: государства, международные организации, субнациональные регионы.

На современном этапе развития сформировалась трехуровневая система международных отношений, имеющая большое разнообразие видов и форм. Становление этой системы шло постепенно. В первую очередь оформился уровень двустороннего сотрудничества государств. И в настоящее время двусторонние международные отношения остаются ведущими. С созданием в 1919 г. такой международной организации, как Лига Наций, началась институционализация международных отношений на надгосударственном уровне, появился глобальный уровень международных отношений, который стал особенно активно развиваться после окончания II мировой войны. В конце XX в. начали широко осуществлять международную деятельность субнациональные регионы. Были подписаны первые международные договоры, регламентирующие этот процесс, и созданы первые международные организации, основной целью которых являлось развитие регионов государств и их международных связей. Это привело к появлению третьего уровня в системе международных отношений — субнационального, который требует серьезного научного анализа.

Актуальность данного диссертационного исследования определяется тем, что активность регионов на международной арене приводит к появлению региональной составляющей во внешней политике государств. Мировая практика показывает, что международные связи субъектов государств требуют постоянного наднационального, государственного и регионального регулирования. Для этого странами создается политический механизм по урегулированию международных связей регионов государств. Этот процесс требует осмысления и глубокого анализа. В настоящее время актуальность подобного рода исследований заметно возрастает и в контексте глобализации и регионализации, которые развиваются как два динамичных процесса, оказывающих взаимное влияние. Международное сотрудничество регионов государств способствует гомогенизации международного пространства.

Россия принимает активное участие в этих процессах. На данном этапе развития возникла необходимость определения роли и места российских регионов в международном сотрудничестве в контексте процессов глобализации и регионализации. В настоящее время актуальна задача охарактеризовать систему политического механизма и определить, как действует этот механизм и насколько он эффективен. Актуальным является использование политического механизма международных связей регионов для изучения международного сотрудничества в целом.

Степень разработанности проблемы.

В последнее время заметно возросла динамика в такой важной сфере внешней деятельности государств, как международные связи на региональном уровне, создается политический механизм сотрудничества. Межрегиональные контакты становятся частью системы международных отношений. Эти процессы активно изучаются исследователями в России и за рубежом. Их возможно понять только в контексте изучения закономерностей развития мира. Большое внимание этим проблемам уделяется в книге «Современные международные отношения и мировая политика"1. Авторами, с учетом происходящих на мировой арене изменений, прослеживается эволюция и раскрывается сущность структуры мировой системы, анализируются современные международные процессы. Большое.

1 Торкунов A.B. и др. Современные международные отношения и мировая политика. — М.: 4 внимание уделяется проблемам глобализации современного мира, дается обзор региональных измерений. Наряду с описанием современных процессов, происходящих как на глобальном, так и на региональном уровне международной системы, уделяется высокое внимание теоретическому осмыслению происходящих процессов.

Анализ международных связей регионов государств возможен только на основе представленной в научных трудах методологии политических исследований. Она раскрыта в работах Т. В. Карадже, E.H. Мощелкова, л.

Ю.А. Нисневича, JI.B. Полякова и др. Учеными показаны методы политических исследований, такие как метод сопоставительно-институционального анализа, политико-правовой метод и другие, которые впоследствии были использованы автором при написании данной диссертационной работы. Описание сущности политического механизма и происходящих процессов базировалось на теоретических выкладках, представленных в общих и специальных работах исследователей в области мировой политики и международных отношений: Е. П. Бажанова, Н. Е. Бажановой, Т. Бергенталя, П. Дэйлиера, О. Кимминиха A.C. Маныкина, С. Д. Мерфи, А. Пеллета, Э. А. Позднякова, Ст. Хобе, П. А. Цыганкова,.

2 Методологические аспекты политической науки / Под ред. Т. В. Карадже. — М.: Изд-во МПГУ, 2011; Мощелков E.H. Методология политологических исследований (отечественный опыт второй половины XIX — начала XX вв.) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — 2008. — № 6. — С. 16−25- 2009. — № 1. -С. 27−43. Нисневич Ю. А. Метод сопоставительно-институционального анализа // Мировая экономика и международные отношения. — 2011. — № 5. — С. 76−84- Нисневич Ю. А. Политико-правовой анализ как метод политических исследований // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2011. — № 1, Т.4. — С. 6−15- Нисневич Ю. А. Современные методы политических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2011. — № 2. — С. 5−16- Нисневич Ю. А. Тенденции развития политической системы России // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Сборник научных трудов ИНИОН РАН. Часть 1. — 2010. — С. 128−131- Поляков JI.B. Политическая система современной России. Курс по политологии. — М.: Национальный институт Высшая школа управления, 2005.

А.Д. Эванса. В их работах особое внимание уделяется теории и основным тенденциям развития межгосударственных отношений.

Концепция глобализации в современной политической науке является наиболее популярным инструментом анализа политических процессов и рассматривается в работах А. Н. Быкова, И. А. Василенко, A.A. Владимирова, К. С. Гаджиева, JI.A. Зеленова, В. И. Коваленко, A.B. Коротаева, А. И. Неклессы, Ю. М. Почты, Е. И. Степанова, Д. А. Халтуриной, А.Н. Чумакова4. Глобализация рассматривается как явление, оказывающее серьезное влияние на международные межрегиональные связи.

3 Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI веке. — М.: Восток-Запад, 2009; Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. — М.: Восток-Запад, 2010; Международные отношения в XXI веке. — М.: Восток-Запад, 2011; Лебедева М. М. Мировая политика. — М.: Кнорус, 2011; Лебедева М. М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы. — М.: МГИМО-Университет, 2009; Цыганков П. А. К вопросу об объекте и предмете социологии международных отношений // Социология и психология международных отношений и геополитики. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2010; Tsygankov P.A., Tsygankov A. A Russian Theory of International Relations // International Studies Encyclopedia. Vol. X / Ed. RA. Denemark. — Hoboken: Wiley-Blackwell Publishers, 2010. — P. 6375−6387- Цыганков П. А. Теория человеческой безопасности: политические последствия, уроки для России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. — М., 2010. — № 4. — С. 78−83- Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / Под ред. П. А. Цыганкова. — М.: Альфа-М, 2007; Tsygankov P.A., Tsygankov А. P. Les fondements historiques et intellectuels de la discipline russe des Relations internationales // Perspectives en Relations internationals: au-dela des biais anglo-americans dans la discipline. — Montreal: Athena, Athenaeditions, 2010; Daillier P., Pellet A. Droit International Public. 2002; Evans M.D. International law. — Oxford, 2006; Buergenthal Th., Murphy S.D. Public International law. — St. Paul, 2003; Hobe St., Kimminich O. Einfuehrung in das Voelkerrecht. — Tuebingen, 2004. 4БыковА.Н. Постсоветское пространство: стратегия интеграции и новые вызовы глобализации. — СПб., Алетейя, 2009; Коваленко В. И. Вызовы глобализации и требования отечественной политической традиции // Опыт политической трансформации в России (и Польше. — Лодзь. 2010; Коваленко В. И. Политические отношения и политический процесс в современной России. — М.: Изд-во МГУ, 2010; Василенко H.A. Политическая, философия. — М.: Инфра-М, 2009; Василенко И. А. Сравнительная политология. — М.:

Юрайт, 2009; Василенко И. А. Политология. — М.: Юрайт, 2011; Взаимодействие постсоветской России и Европы в контексте глобализации / Россия и Европа: грани? межкультурной коммуникации. Колл. монография. / Под ред. Ю. М. Почты — М.:

Издательство РУДН, 2005; Зеленое Л. А., Владимиров A.A., Степанов Е. И. Современная глобализация: состояние и перспективы. — М.: Ленанд, 2009; Коротаев A.B., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. — М.: Либроком, 2009; Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. — М.: Проспект, 2009; Чумаков А. Н. Современный мир: на пороге фундаментальных трансформаций // Век глобализации. — 2008. — № 1. — С.88−94.

Проблемы становленияи' развития государственной системы Российской Федерации, ее основных политических институтов анализируют ученые В .И: Коваленко и А.Ю. Шутов5.

Процессы регионализации и региональной политики анализируются в трудах A.C. Семченкова, И.А. Сухова6, Р.Ф. Туровского7, A.B. Федякина8 и др.

Рассматривая проблемы международного сотрудничества регионов России, автор опирался на геополитические подходы, которые позволили изучить эти процессы во времени и пространстве. Диссертант использовал разработки в сфере геополитики ученых И. А. Василенко, К. С. Гаджиева, A.F. Дугина, Д. Н. Замятина и др9. Среди панорамных исследований следует выделить коллективную монографию под редакцией А.Ю.1 Мельвиля «Пространство и время* в мировой’политике и международных отношениях» в 10 томах, каждый" из которых посвящен анализу различных аспектов глобальных трансформационных процессов политики.10.

Теорией и системой децентрализованного международного сотрудничества-, изучением и обобщением опыта межтерриториального и приграничного сотрудничества* в. Европе и России занимается.

5 Коваленко В. И., Шутов А. Ю. и др. Политические отношения и политический процесс в современной России. — М.: Изд-во МГУ, 2010.

6 Сухов И. А. Российский федерализм и эволюция самоопределений // Россия в глобальной политике. — 2007. — № 2. — С. 187−200.

7 Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006. Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. — М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

8 Федякин A.B., Семченков A.C. и др. Политическая регионалистика. Антология. -Чебоксары: Чувашия, 2007.

9 Василенко И. А. Геополитика современного мира. — М: Юрайт, 2010; Василенко И. А. Новые тенденции, в мировой геополитике: каким будет мир после кризиса? // Дипломатическая служба. — М., 2010. — № 6. Гаджиев КС. К полицентрическому миропорядку. // Полис. Политические исследования. — 2007. — № 4. — С. 8−23- Дугин А. Г. Геополитика постмодерна. — М.: Амфора, 2007; Замятин Д. Н. Пространство как образ и трансакция: к становлению геономики // Полис. Политические исследования. — 2007. -№ 1.-С. 168−184.

10 Пространство и время в мировой политике и международных отношениях / Материалы 4-го Конвента РАМИ. В 10 т. под общ. ред. А. Ю. Мельвиля. — М.: МГИМО (У), 2007.

О.В.Плотникова. В ее трудах представлена теория международного сотрудничества регионов1.

Анализ международного уровня политического механизма субнациональных регионов базируется на трудах ученых: П. Алье, К. Амараля, П. Берсенса, М.-Т. Битш, С. Больгерини, Дж. Дефорша, М. Кеви, М. Китина, А. Кифера, Ц. Колино, Ж. Контожоржи, С. Леклерка, Ж. Лулина, К. Ю. Нагеля, Х. А. Ольмеды, С. Стефан. В работах исследуются проблемы, развития Европы регионов, трансграничные пространства, роль регионов государств в процессе европейской интеграции.

11 Плотникова О. В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы.- Новосибирск: Изд-во СО РАН,. 2005; Плотникова О. В. Теория, система и практика международных связей регионов. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004; Плотникова O B. Международные связи регионов государств: актуальностьи степень исследования проблемы//Власть. — М. 2011.-№ 4.-С. 147−152. п Amoral С. Constituicao Europeia е Europa das regioes// О Direito. — 2005. — № 4. — P. 671 686- BolgheriniS. Les regions d’Europe et l’enjeu des cooperations // Pole Sud. — 2008. -№ 29. — P. l 11−130. Bur sens P., Deforche J. Europeanization of Subnational Polities. The Impact of Domestic Factors on Regional. Adaptation to European Integration // Regional and Federal Studies. — Montreal- 2009. — P. 1−18. Kiefer A. The Contribution of the Regions with. Legislative Competences to the European Constitutional Process // EU-Constilutional Treaty and: the Regions of Europe. — Salzburg: Institute of the Regions of Europe, 2007. — P- 165−206- Kiefer A. Common interests of middle-sized EU member states — the composition of the Committee: of the regions // Nine among Twenty-Seven. European Policy of medium-size EU Member States. — Vienna: Favorita Papers, 2009. — P. 136−143- LeclercS. L’Europe et les Regions. Quinze ans de cohesion, economique et sociale. — Bruxelles: Bruyant, 2003; Allies P. La notion d’Euroregion et sa mise en? uvre dans l’Union europeenne // RegionalAutonomy and International Relations. New Dimensions of Multilateral Governance. — Paris, 2011. -P. 245−257. Contogeorgis G. Region et Democratie: le cadre conceptuel d’une relation // Regional Autonomy and International Relations. New Dimensions of Multilateral Governance. -Paris, 2011. — P. 303−313. Loughlin J. La vision europeenne du role des regions et de l’autonomie regionale // Pouvoirs Locaux. 2006; - № 70. — P. 103−109- ColinoC., Nagel K.J., Olmeda J.A. Country Report Spain, in Federalism and Regionalization in EuropeOptimizing Multi-level Governance in the EU, Bertelsmann Stiftung / Centro Studi sul Federalismo. — 2010; Stephan S. Regional voices in the European Union — regions with legislative power and multi-level governance. Perspectives for the Aland Islands / The Aland Islands Peace Institute. — Mariehamn, 2010; Le fait regional et la construction europeenne / Recueil des travaux du colloque- 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir) — Bruxelles: Bruylant, 2003; Quevit M. La Grande Region et la problematique des rapports «Etat-nation et region» dans l’Union Europeenne // Revue Internationale de Politique comparee. — 2005 -№ 2. — P. 207−221. Regions and regionalism in Europe / Ed. M. Keating — Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2004.

Регионы в системе международных организаций рассматривают.

Т.А. Берцель, Т. Гроппи, М. Джозеп, А. Кастелла, Г. Хаурехи и др.

Исследование федерального уровня политического механизма международного сотрудничества субъектов Российской Федерации основывается на идеях и разработках ученых Н. П. Медведева и В.К. Медведевой14. В их трудах исследуются процессы регионализации в контексте современных трансформаций российского федерализма, показана региональная политика федеративных государств.

Исследование регионального уровня политического механизма базируется на трудах ученых Л. Б. Вардомского, А. Г. Гранберга, Ю. С. Дерябина, В.И. Коваленко15, Е.Е. Скатергциковой16, Ю.М. Почты17.

13 Borzel Т.А. States and Regions in the European Union. Institutional Adaptation in Germany and Spain. — Cambridge: Cambridge University Press, 2002; CastellaA., Josep M. Las Comunidades Autonomas en Bruselas: la dimension externa de la participacion autonomica en la Union Europea // Revista d’Estudis Autonomics i Federais. — 2008. — № 6. — P. 37−91- Groppi T. The involvement of ЕС regions in the EU decision-making process: the case of the Italian and Spanish regions // An Ever More Complex Union, — Baden-Baden, 2004;P. 143−159- Jauregui G. La participacion*de las Comunidades Autonomas en la Union Europea // Revista Catalana de Dret Public. — Barcelona, 2005. — P. 137−172. i 14 Медведев Н. П., Медведева В. К. Политическая регионалистика в контексте современных трансформаций российского федерализма. Учебное пособие. — М.: РУДН, 2002; ¦j, Медведев Н. П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. — М.: Альфа-М, 2005;

Медведев Н. П. Региональная политика в условиях открытого государства / Гл. в кн.

Открытое государство: пути достижения. — М.: Изд-во ИГПАН, 2005. — С. 182−194;

Медведев Н. П. Субъект Российской Федерации в условиях государственно-правовых реформ. — М.: Институт государства и права РАН, 2006; Медведев Н. П. Политические институты и процессы: сравнительные исследования. — М.: Учеба, 2006; Медведев Н. П. Политико-административные отношения в условиях федерации. — М.: Учеба, 2007; Медведев Н. П. Многоуровневая система власти. — М.: Учеба, 2007; Медведев Н. П. Политика и власть: российское и мировое измерение. — М.: Учеба, 2008; Медведев Н. П. Многоуровневая власть: проблемы централизации и децентрализации. — М.: Учеба, 2008.

15 Коваленко В. И. Центр и регионы в России: проблемно-исторический анализ // Политическая регионалистика и этнополитология. — М.: Социально-политическая мысль, 2010; Коваленко В. И. Социокультурные основания политического процесса как фактор модернизации / Политическая модернизация России: региональный и муниципальный аспект (Сборник материалов научно-практической конференции). — Ярославль, 2010.

16 Вардомский Л. Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. — М.: АРКТИ, 2002; Дерябин Ю. С. Северная Европа. Регион нового развития. -М.: Весь мир, 2008; Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. А. Г. Гранберга. — М.: Научная книга, 2001.

17 Pochta Y.M. Russian Regions in International Relations // Regional Authonomy and International Relations. — Paris, 2011. — P. 213−232.

По проблемам международных межрегиональных связей в последнее время написано несколько диссертаций. Так, O.A. Бирюкова изучает проблемы региональной интеграции на постсоветском пространстве18. О. Ю. Дубинина рассматривает влияние регионализации на международное сотрудничество субъектов Российской Федерации19. К. В. Верхоланцева провела сравнительный анализ трансграничного сотрудничества России и стран Евросоюза20. И. В. Ливанова провела анализ международных связей субнациональных регионов Бельгии и России21. А. Н. Степурина изучила влияние глобализации на развитие международного сотрудничества л субъектов федеративных государств. O.JI. Чернобай рассмотрела проблемы истории становления международных связей субъектов Российской Федерации на примере Новосибирской области в 90-е гг. XX в .

В качестве источников в диссертации рассматривались международные24 и российские документы федерального25 и регионального26 значения.

1R.

Бирюкова O.A. Региональная интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы. / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. — М., 2008.

19 Дубинина О. Ю. Влияние регионализации на международные связи регионов Российской Федерации (1991;2007). / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. — М., 2007.

Верхоланцева КВ. Развитие современного трансграничного сотрудничества России и стран Европы: сравнительный анализ. / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. — М., 2009.

21 Ливанова И. В. Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ. / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. — М., 2009.

22 Степурина А. Н. Влияние глобализации на развитие международных связей регионов федеративных государств (на примере РФ, ФРГ и США). / Автореферат дисс. На соискание ученой степени к.полит.н. — М., 2009.

23 Чернобай O.JI. Исторический опыт международного сотрудничества регионов Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1991;2000 годах (на примере Новосибирской области). / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.и.н. -М., 2010.

24 Европейская рамочная Конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М.: Научная книга, 2002. — С. 374−379- Дополнительный протокол к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 9 ноября 1995 г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М.: Научная книга,.

Анализ литературы по теме научного исследования показывает, что в работах ученых значительная роль отводится проблемам глобализации и регионализации и их влиянию на развитие международной деятельности субнациональных регионов. Изучается опыт государств и их регионов в осуществлении международного сотрудничества, проводится сравнительный анализ, исследуется трансграничное сотрудничество. Большое внимание уделяется внешнеэкономическим связям регионов, но в историографии проблемы отсутствуют специальные, работы, посвященные политическому механизму осуществления международных связей-регионов государств вообще и России в частности. Кроме того, консультативные и совещательные органы, такие как Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям и Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России, которые ' играют большую роль в создании политического механизма осуществления международных связей регионов, в настоящее время в научных исследованиях не представлены. Отсутствуют исследования международного сотрудничества Новосибирской области на современном этапе.

2002. — С. 379−385- Протокол № 2 к Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, имеющих отношение к межтерриториальному сотрудничеству от 5 мая 1998 г. // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей" субъектов' Российской Федерации. — М.: Научная книга, 2002. — С. 385−389 и др.

25 Конституция Российской Федерации — М.: Юрид. лит., 2011; Федеральный" закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 1 декабря 2007 г.) / Российская газета. — 5 декабря 2007 г. — № 272. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от б декабря 2011 г.) / http://www.consultant.ru/ с! оситеп1/сопз (1осЬА'^123 030- Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М.: Научная книга, 2002. — С. 48−53- Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» / Ьйр://Ьазе. garant.ru/12 191 547 и др.

Устав Новосибирской области от 18 апреля 2005 г. № 282−03 (ред. от 8 июля 20Ю г.) / http://zsnso.ru/116- Закон Новосибирской области от 13ноября 2000 г. № 125−03 «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях Новосибирской области" — постановления Правительства Новосибирской области и др.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы, автор ставит перед собой следующие цели и задачи.

Цель работы состоит в исследовании политического механизма осуществления международных связей регионов России.

Для достижения поставленной цели автор ставит следующие задачи:

• * проанализировать теоретико-методологические основы-исследования современных международных региональных связей, показать I их сущность и содержаниепредставить политический механизм осуществления международных связей регионов' России в виде модели, определить основные понятия^ и структуру;

• исследовать международный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов Россииего регулятивную, организационную. и функциональную составляющие;

• дать содержательно-аналитическую! характеристику государственного уровня политического > механизма осуществления международных связей регионов России, исследовать его — регулятивную, организационную и функциональную составляющие;

• провести анализ регионального уровня политического механизма осуществления международных связей регионов России (на примере Новосибирской области), выявить регулятивную, организационную и функциональную составляющие на региональном уровне;

• осуществить, анализ консультативных и совещательных структур МИД России как части политического механизма осуществления международных связей регионов Российской Федерации;

•* выявить проблемные зоны в осуществлении международного сотрудничества регионов Россиипоказать, что в развитии международных региональных связей сформировалась новая политическая тенденция: в международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная.

12 составляющая, а в международных связях регионов — политическая компонента.

Объектом исследования выступают современные международные связи регионов государств как часть системы международных отношений.

Предметом исследования является политический механизм осуществления международных связей регионов Российской Федерации.

Научная гипотеза. Автор предполагает, что политический механизм осуществления международных межрегиональных связей — это многоуровневая система, включающая в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие, на международном, государственном и региональном уровне. Процесс расширения международных связей регионов государств привел к созданию структур, которые функционируют как системные образования на интернациональном, государственном и региональном уровне. Активность регионов за пределами собственной страны означает изменения во внешней политике государств, традиционно понимаемой как межгосударственные отношения. Наряду с «публичной внешней политикой» появляется внешняя политика на региональном уровне, а в межрегиональных связях появилась политическая компонента.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Модель политического механизма осуществления международных связей регионов государств — это система политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов на международном, государственном и региональном уровнях.

2. Международный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов государств — это система международных политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих международные связи регионов государств, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества. Модель международного уровня политического механизма осуществления международных связей регионов государств включает в себя международные организации и структуры, договоры и соглашения, регулирующие международное сотрудничество регионов государств.

3. Государственный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов государств — это система государственных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества регионов. Модель государственного уровня политического механизма осуществления международных связей регионов включает в себя федеральные институты, органы и структуры, международные договоры и соглашения государств, статьи конституций государств, законы и подзаконные акты, регулирующие международное сотрудничество регионов государств.

4. Региональный уровень политического механизма осуществления международных связей регионов государств — это система региональных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества регионов. Модель регионального уровня политического механизма осуществления международных связей регионов включает в себя региональные институты, органы и структуры, международные соглашения регионов, статьи региональных конституций и уставов, региональные законы и подзаконные акты, регулирующие международное сотрудничество.

5. На каждом из указанных уровней политический механизм включает в себя регулятивную, организационную, и функциональную составляющие. Несмотря на их тесную взаимосвязь, обусловленную принадлежностью к политическому механизму осуществления международного процесса, упомянутые выше составляющие выступают одновременно и как относительно самостоятельные части механизма.

6. Регулятивная составляющая политического механизма осуществления международных связей регионов государств — это система нормативно-правовых актов, регулирующих международную деятельность регионов. Система включает в себя международно-правовые нормы, а также нормы внутригосударственного права (федерального и регионального уровня), регулирующие международные связи регионов государств.

7. Организационная составляющая политического механизма осуществления международного сотрудничества регионов государств — это система политических институтов, органов и структур, руководящих международным сотрудничеством регионов, координирующих и осуществляющих его. Система включает в себя международные организации, государственные политические институты, органы и структуры федерального и регионального уровня, осуществляющие международные отношения и связи.

8. Функциональная составляющая политического механизма осуществления международного сотрудничества регионов! государств! — это совокупность сложившихся устойчивых взаимосвязей между международными, государственными и региональными институтами, органами и структурами, являющимися организационными элементами данного механизма. Она является отражением его сущности как функционирующей системы. Функциональная составляющая политического механизма международного сотрудничества регионов включает в себя согласование, соглашения, координацию, уведомление.

9. Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям и Совет глав субъектов Российской Федерации при МИД России являются неотъемлемой частью политического механизма осуществления международных связей регионов России. Это система совещательных органов при МИД России, способных на экспертном уровне находить решение проблем, возникающих в сфере международной деятельности регионов.

10. Модель политического механизма осуществления международных связей Новосибирской области — это система политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих международные связи субъекта, совокупность взаимосвязей и процессов на международном, государственном и региональном уровнях.

11. В международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная составляющая, а в международных связях регионов — политическая компонента. Таким образом, можно констатировать появление новой политической тенденции в развитии международных региональных связей, которая постоянно усиливается под воздействием как внутренних, так и внешних факторов.

Научная новизна исследования:

• данная диссертация является одной из первых работ, в которых проведено комплексное исследование политического механизма 4 международных связей регионов России;

• представлена авторская модель политического механизма осуществления международных связей регионов государств как многоуровневой системы, включающей в себя международный, государственный и региональный уровни, с ее структурой, регулятивной, организационной и функциональной составляющей;

• сформулировано и раскрыто понятие политического механизма осуществления международных связей регионов государств;

• дано авторское определение и раскрыто содержание международного, государственного и регионального уровней политического механизма международных связей регионов государств;

• автором предложены определения регулятивной, организационной и функциональной составляющей политического механизма международных связей регионов государств, раскрыто их содержание;

• впервые проанализирована деятельность совещательных структур при МИД России, таких как Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям и Совет глав субъектов Российской Федерации, показано их место и роль в формировании политического механизма международного сотрудничества субъектов;

• определены новые тенденции в развитии международных связей субнациональных регионов, показано, что в международных отношениях и внешней политике государств появилась региональная составляющая, а в международных связях регионов — политическая компонента;

• в развитии международных связей субъектов Российской Федерации выявлены проблемные зоны;

• впервые проанализировано международное сотрудничество Новосибирской области на современном этапе, показаны особенности, формы и политический механизм их осуществления.

Методологическую базу диссертации составил комплекс научных подходов и методов, включающий в себя общенаучные методы и методы, применяемые в политологических исследованиях. В ходе диссертационного исследования использовались следующие научные подходы и методы:

• дедуктивный метод, позволивший идти в анализе от общего к частному и особенному, дал возможность изучить международную деятельность регионов государств, России и сотрудничество Новосибирской области;

• индуктивный метод, который позволил обобщить выводы, полученные в результате изучения отдельных фактов международных связей регионов;

• институциональный подход (метод), который позволил изучить политические институты государства и его регионов, регулирующие международное сотрудничество регионов России;

• компаративный подход позволил сравнить политические институты, регулирующие связи субнациональных регионов на международном,.

17 государственном и региональном уровне, и политические процессы, происходящие в сфере международного межрегионального сотрудничества в Европе, Российской Федерации и Новосибирской области;

• исторический подход позволил изучить политические процессы, происходящие в сфере международного сотрудничества субъектов Российской Федерации, в развитии — от прошлого к настоящему;

• системно-функциональный подход позволил рассмотреть политику государств по отношению к своим регионам как целостный, саморегулирующийся механизм, состоящий из взаимосвязанных элементов, и представить модель политического механизма международных связей субъектов России;

• синергетический подход помог осуществить поиск механизмов самоорганизации политической системы осуществления международных связей регионов Российской Федерации;

• метод политико-правового анализа позволил провести политологические исследования, опираясь на нормы международного и внутригосударственного права;

• метод контент-анализа позволил изучить международные и российские документы, регламентирующие международные отношения и связи;

• политический метод позволил изучить государственные структуры России, осуществляющие международные отношения1 и связи, их функции на федеральном и региональном уровне;

• метод case-study был применен при анализе международных связей Новосибирской области.

Исследовательская база.

При проведении научного исследования использовались международные документы, документы международных организаций, федеральное законодательство Российской Федерации, в том числе Конституция России, федеральные законы, указы Президента, постановления.

Правительства, Концепция внешней политики России, правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе Новосибирской области.

Эмпирической базой диссертационной работы послужили документы, находящиеся в текущих архивах МИД Российской Федерации, в том числе в представительстве МИД России в Новосибирске и представительстве Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, а также данные, полученные во время стажировки автора в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Научная и практическая значимость исследования.

Положения диссертационной работы вносят серьезный вклад в политологические исследования в сфере регионального развития. Они могут быть использованы в практической деятельности регионов при осуществлении международного сотрудничества. На основе диссертации могут быть написаны учебники по международным связям регионов государств. Положения диссертации можно использовать при проведении занятий в вузах по основным образовательным программам по направлению международные отношения и регионоведение.

Апробация результатов исследования.

Концептуальные положения диссертационного исследования апробировались на международных научных конференциях:

• «Новая Россия и новая Европа в эпоху глобализации: от соседства к партнерству» (г.Новосибирск, октябрь 2009 г.);

• «Международные связи регионов государств: история и современность» (г.Новосибирск, ноябрь 2009 г.);

• Евразийский форум по экономическому и культурному сотрудничеству (г.Новосибирск, март 2010 г.);

• «Ломоносов-2010» (г.Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, апрель 2010 г.);

• «Международные связи регионов государств: история и современность» (г.Новосибирск, апрель 2010 г.);

• «Международные связи регионов государств: история и современность» (г.Новосибирск, ноябрь 2010 г.);

• «Регионы Сибири на пути к гражданскому обществу» (г.Новосибирск, февраль 2011 г.);

• «Ломоносов-2011» (г.Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, апрель 2011 г.);

• «Международные связи регионов государств: история и современность» (г.Новосибирск, апрель 2011 г.);

• «Международные связи регионов государств: история и современность» (г.Новосибирск, ноябрь 2011 г.).

Материалы диссертации используются в учебном процессе Сибирского института международных отношений и регионоведения, а также отражены в научных статьях, опубликованных автором по теме исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

На основе анализа политического механизма реализации международных связей регионов России, проведенного автором, представляется возможным сделать вывод о том, что исследование данного явления позволяет более четко определить круг государственных органов, вовлеченных в осуществление международного сотрудничества регионов России и внешнеполитических функций государства. Конкретизация содержания данного явления позволяет наиболее полно урегулировать отношения в данной области государственной жизни, более четко разграничить компетенцию государственных органов на федеральном и региональном уровне, наделенных полномочиями в области осуществления международных связей регионов и внешней политики России, наиболее последовательно и однозначно применять знания в регулировании деятельности государственных органов в данной сфере. В диссертации даны определения ряда понятий.

Механизм осуществления международных связей регионов — это система международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, регулирующих международные связи регионов, система международных и государственных органов, ведающих их осуществлением и регулирующих его, а также совокупность взаимосвязей и процессов, из которых складывается международное сотрудничество государства и его регионов.

Политический механизм осуществления международных связей регионов государств — это многоуровневая система, включающая в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие, на международном, государственном и региональном уровне.

В работе автором представлена модель политического механизма регулирования международных связей регионов России как система политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов на международном, государственном и региональном уровнях.

Международный уровень политического механизма осуществления MCP — это система международных политических, организационных и правовых методов и решений, органов и структур, регулирующих международные связи регионов государств, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества.

Государственный уровень политического механизма осуществления MCP — это система государственных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи регионов, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества регионов.

Региональный уровень политического механизма осуществления.

MCP — это система региональных политических, организационных и правовых методов и решений, институтов, органов и структур, регулирующих международные связи, совокупность взаимосвязей и процессов по реализации международного сотрудничества регионов.

Политический механизм осуществления международных связей регионов государств имеет свою внутреннюю структуру, которая обусловлена следующим: политической волей руководства страны или политическими требованиями регионов предоставить им определенные права на реализацию международной деятельности, совокупностью правовых норм, регулирующих международные связи и определяющих правовой статус государственных органов в области осуществления международных отношений и регулирующих отношения сторон, а также комплексом сложившихся взаимоотношений в ходе международного процесса и системой государственных органов, наделенных внешнеполитическими полномочиями. На каждом из указанных уровней модель политического механизма включает в себя регулятивную, организационную и функциональную составляющие.

Регулятивная составляющая политического механизма осуществления международного сотрудничества регионов государствэто система нормативно-правовых актов, регулирующих международную деятельность регионов. Система включает в себя международно-правовые нормы, а также нормы внутригосударственного права (федерального и регионального уровня), регулирующие международные связи регионов государств.

Организационная составляющая политического механизма осуществления международного сотрудничества регионами государств — это система политических институтов, органов и структур, руководящих международным сотрудничеством регионов, координирующих и осуществляющих его. Система включает в себя международные организации, государственные политические институты, органы и структуры федерального и регионального уровня, осуществляющие международные отношения и связи.

Функциональная составляющая политического механизма осуществления международного сотрудничества регионов государств-это совокупность сложившихся устойчивых взаимосвязей между международными, государственными и региональными институтами, органами и структурами, являющимися организационными элементами данного механизма. Она является отражением его сущности как функционирующей системы. Функциональная составляющая политического механизма международного сотрудничества регионов государств включает в себя согласование, соглашения, координацию, уведомление.

При анализе основных направлений и форм международных связей Новосибирской области была выявлена политическая составляющая в международном сотрудничестве субъектов Российской Федерации, которая проявляется во включении представителей регионов в состав общегосударственных делегаций на переговорах с зарубежными странамивстречах руководителей регионов с главами иностранных государств и правительств, руководителями ведомств иностранных делвстречах Президента России с главами зарубежных государств на территориях субъектов Российской Федерациипосещении регионов России дипломатами зарубежных странсотрудничестве регионов с консульствами и другими представительствами иностранных государствмногостороннем сотрудничестве в рамках международных организаций, членами которых являются регионыв открытии представительств МИД России на территории субъектов Российской Федерациив открытии представительств регионов в зарубежных странах и др. Таким образом, можно констатировать появление новой политической тенденции в развитии MCP, которая постоянно усиливается' под воздействием, как внутренних, так и внешних факторов: во внешней политике России и в международных отношениях государств появилась региональная составляющая, в международных связях регионовполитическая компонента.

Исследование выявило в международном сотрудничестве регионов России ряд проблемных зон:

1. В российском законодательстве нет специального закона, посвященного внешней политике государства и приграничному сотрудничеству. А это значит, что слабо урегулированными остаются отношения в самом процессе осуществления внешней политики, а главное, в процессе принятия внешнеполитического решения.

2. Намеченная СГС при МИД России в феврале 2004 г. работа по формированию единой информационной системы по внешнеэкономическим, инвестиционным и другим вопросам международных связей субъектов Российской Федерации так и не была осуществлена. Единая информационная система не создана.

3. Анализ показывает, что международное сотрудничество осуществляется, в основном, хозяйствующими субъектами, при этом в стране и в регионах до сих пор отсутствуют правовые нормы, которые бы регулировали их международную деятельность. Хозяйствующие субъекты выпадают из правового пространства, регулирующего международные связи.

4. Представительства МИД России в субъектах становятся лишней политической и организационной структурой. Они политически пережили себя.

5. Открытие представительств нескольких субъектов России в одном и том же регионе иностранного государства, а также подчас их несогласованные действия приводят к большим финансовым затратам, к конкуренции представительств регионов друг с другом в стране пребывания, что снижает результативность сотрудничества. Деятельность представительств субъектов требует унификации и упорядочения.

Таким образом, недостаточное или неадекватное правовое и политическое регулирование отношений в области международных связей регионов может отрицательно сказываться на осуществлении государственными органами и их должностными лицами своих функций.

Политически сложившаяся глубокая вовлеченность России в систему международных отношений и международных связей в условиях возрастающей взаимозависимости мира ставит ее перед необходимостью поиска правильного баланса между международными обязательствами государства и деятельностью регионов страны на международной арене. В налаживании многовекторного и многогранного международного сотрудничества, направленного на решение насущных проблем современности, заключается одна из главных задач, стоящих сегодня перед Россией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уставная резолюция о Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы от 19 января 2011 г. / http://www.coe.mt7t/congress/texts/ statutory-textsen.asp.
  2. Устав Конгресса местных и региональных властей Совета Европы от 2 июня 2007 г. / http://www.coe.int/t/congress/texts/statutory-textsen.asp.
  3. Законодательство Российской Федерации1. Федеральный уровень
  4. Конституция Российской Федерации М.: Юрид. лит., 2011.
  5. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) / http://www.consultant.ru/docmnent/consdocbAW 123 030-
  6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ред. от 6 декабря 2011 г.) / http://www.consultant.ru/online/base/7reqf doc-base= LAW-n=122 703.
  7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 1 декабря 2007 г.) / Российская газета. 2007. — № 272.
  8. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 (ред. от 3 июня 2011 г.) «О Государственной границе Российской Федерации» / http://base.garant.ru/10 103 372.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» / http://base.garant.ru/12 191 547.
  10. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 12 июля 2008 г., Пр-1440) / www.rg.ru/2008/05/26/koncepciya-dok.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» (ред. от 9 июля 2010 г.) / http://base.garant.ru/12 136 105.
  12. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 865) (ред. от 9 июля 2010 г.) / http://base.garant.ru/12 136 105.
  13. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 / http://base.garant.ru/1 548 326.
  14. Концепция приграничного сотрудничества в Российской-Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 196-р) (ред. от 16 апреля 2004 г.)/ Ы1р://учул?. consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=30 364#p26.
  15. Региональный уровень (Новосибирская область)
  16. Устав, Новосибирской области от 18 апреля 2005 г. № 282−03 (ред. от 8 июля 2010 г.) / http://zsnso.ni/l 16.
  17. Закон Новосибирской области от 13 ноября 2000 г. № 125−03 «О международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях143
  18. Новосибирской области» / Сборник нормативных и правовых актов Новосибирской области 2000. Новосибирск: Новосибирский областной Совет депутатов, 2001.
  19. Е.П., Бажанова Н. Е. Куда идет человечество? О тенденциях международных отношений в XXI в. М.: Восток-Запад, 2009. 95 с.
  20. Е.П., Бажанова Н. Е. Международные отношения в XXI в. М.: Восток-Запад, 2011 — 166 с.
  21. Е.П., Бажанова Н. Е. Многополюсный мир. М.: Восток-Запад, 2010.-462 с.
  22. А.Н. Постсоветское пространство: стратегия интеграции и новые вызовы глобализации. СПб., Алетейя, 2009. — 192 с.
  23. Л.Б., Скатерщикова Е. Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. М.: АРКТИ, 2002. — 319 с.
  24. И.А. Геополитика современного мира. М.: Юрайт, 2010.-395 с.
  25. И.А. Государственное и муниципальное управление. -М.: Юрайт, 2010.-415 с.
  26. И.А. Искусство международных переговоров. М.: Экономика, 2011.-351 с.
  27. И.А. Политическая философия. М.: Инфра-М, 2009.318 с.
  28. И.А. Политология. М.: Юрайт, 2011. — 421 с.
  29. И.А. Сравнительная политология. М.: Юрайт, 2009.376 с.
  30. К.С. Политология. М.: Логос, 2005. — 486 с.
  31. В.В. Институт федерализма: вопросы теории. M.: Nota Вепе, 2008. — 350 с.
  32. А., Дударев М., Каргополов С., Куликов А. XXI в.: интеграция Калининградского субъекта Российской Федерации в Европейский союз. Калининград: Янтар, 2003. — 529 с.
  33. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2004.-495 с.
  34. В.А., Вардомский Л. Б. Регионоведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-519 с.
  35. Ю.И. Современные административно-государственные реформы в ведущих странах Европейского Союза. — М.: Социально-политическая мысль. 2008. 218 с.
  36. Ю.И. Современные реформы в странах Европейского Союза: общее и особенное. Новосибирск: СИМОиР, 2009. — 230 с.
  37. А.Г. Геополитика постмодерна: времена новых империй: очерки геополитики XXI века. М.: Амфора, 2007. — 381 с.
  38. Л.А., Владимиров A.A., Степанов Е. И. Современная глобализация: состояние и перспективы. — М.: Ленанд, 2009. — 304 с.
  39. А.П. История мировой политики. М.: МГУ, 2009.250 с.
  40. К.К. Региональная экономическая интеграция как часть мирового процесса интеграции. М.: МАКС пресс, 2003. — 35 с.
  41. В.В. Региональные системы и региональное развитие в России. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 293 с.
  42. В.И. Политическая мысль России. М.: Гардарики, 2008.- 815 с.
  43. В.И., Шутов А. Ю. и др. Политические отношения и политический процесс в современной России. — М.: Изд-во МГУ, 2010. -384 с.
  44. A.B., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М.: Либроком, 2009. — 240 с.
  45. М.М. Мировая политика в XXI веке: акторы, процессы, проблемы. -М.: МГИМО-Университет, 2009. 141 с.
  46. М.М. Мировая политика: политическая реальность и предметное поле дисциплины / Гл. в кн. Мировая политика в условиях кризиса / Под ред. C.B. Кортунова. -М.: Аспект Пресс, 2010. С. 10−25.
  47. М.М. Мировая политика. М.: Кнорус, 2011. — 256 с.
  48. A.C. Российские регионы как международные акторы. Нижний Новгород: НГЛУ, 2000. — 114 с.
  49. Н.П. Многоуровневая власть: проблемы централизации и децентрализации. М.: Учеба, 2008. — 153 с.
  50. Н.П. Многоуровневая система власти. М.: Учеба, 2007. — 255 с.
  51. Н.П. Политика и власть: российское и мировое измерение. М.: Учеба, 2008. — 222 с.
  52. Н.П. Политико-административные отношения в условиях федерации. М.: Учеба, 2007. — 297 с.
  53. Н.П. Политическая регионалистика: Учебное пособие. -М.: Альфа-М, 2005. 447 с.
  54. Н.П. Политические институты и процессы: сравнительные исследования. М.: Учеба, 2006. — 125 с.
  55. Н.П. Региональная политика в условиях открытого государства / Гл. в кн. Открытое государство: пути достижения. М.: Изд-во ИГПАН, 2005. — С. 182−194.
  56. Н.П. Субъект Российской Федерации в условиях государственно-правовых реформ. М.: Институт государства и права РАН, 2006. — 147 с.
  57. Н.П., Медведева В. К. Политическая регионалистика в контексте современных трансформаций российского федерализма. Учебное пособие. -М.: РУДН, 2002. 176 с.
  58. Международные отношения в XXI в. Глобальное в региональном, региональное в глобальном. / Под ред. A.C. Макарычева. Нижний Новгород: НГЛУ, 2000. — 183 с.
  59. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации / Под ред. П. А. Цыганкова. М.: Альфа-М, 2007. — 320 с.71'. Методологические аспекты политической науки / Под ред. Т. В. Карадже. М.: Изд-во МПГУ, 2011. — 245 с.
  60. A.C. Политология. М.: Проспект, 2004. — 438 с.
  61. A.C., Василенко И. А. Политология. М.: Логос, 2003.255 с.
  62. С.К. Современный международный регионализм: теории и концепции регионального сотрудничества и кооперации. Владивосток: ДВО РАН, 2002. — 283 с.
  63. О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. Новосибирск: Изд-во СОР АН, 2005. — 356 с.
  64. О.В. Теория, система и практика международных связей регионов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 262 с.
  65. Почта ЮЛУС Взаимодействие постсоветской России и Европы в контексте глобализации / Россия и Европа: грани межкультурнойкоммуникации. Колл. монография. / Под ред. Ю. М. Почты М.: Изд-во РУДН, 2005. — С. 246.
  66. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях / Материалы 4-го Конвента РАМИ. В Ют. / Под общ. ред. А. Ю. Мельвиля. -М.: МГИМО (У), 2007. 1429 с.
  67. В.П. Введение в политологию М.: Аспект-пресс, 2003.476 с.
  68. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 2000. — 435 с.
  69. Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю. С. Дерябина. -М.: Весь мир, 2008. 508 с.
  70. Стратегии макрорегионов России / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.-719 с.
  71. A.B., и др. Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2005. — 990 с.
  72. A.B. По дороге в будущее / Ред.-сост. A.B. Мальгин, A.JI. Чечевишников. М.: Аспект Пресс, 2010. — 476 с.
  73. Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 780 с.
  74. Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. — 340 с.
  75. П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003. — 590 с.
  76. П.А., Цыганков А. П. Российская наука международных отношений. Новые направления. М.: PER SE, 2005. — 415 с.
  77. П.А., Цыганков А. П. Социология международных отношений. М.: Аспект Пресс, 2006. — 238 с.
  78. А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: Проспект, 2009. — 428 с.
  79. Borzel T.A. States and Regions in the European Union. Institutional Adaptation in Germany and Spain. Cambridge: Cambridge University Press, 2002 — 269 p.
  80. Colino C., Nagel K.J., Olmeda J.A. Country Report Spain, in Federalism and Regionalization in Europe Optimizing Multi-level Governance in the EU, Bertelsmann Stiftung. — Moncalieri: Centro Studi sul Federalismo, 2010.- 195 p.
  81. Le fait regional et la construction europeenne / Recueil des travaux du colloque, 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir.) Bruxelles: Bruylant, 2003.-457 p.
  82. Leclerc S. L’Europe et les Regions. Quinze ans de cohesion, economique et sociale. Bruxelles: Bruyant, 2003. — 234 p.
  83. Regional Autonomy and International Relations / Ed. A. Pacheco. -Paris, L’Harmattan, 2011. 329 p.
  84. Regions and regionalism in Europe / Ed. M. Keating Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2004. — 692 p.
  85. Schiff M. Regional integration and development. Washington: World Bank, 2003.-321 p.
  86. Stephan S. Regional voices in the European Union regions with legislative power and multi-level governance. Perspectives for the Aland Islands. -Mariehamn: The Aland Islands Peace Institute, 2010. — 54 p.
  87. Авторефераты и диссертации
  88. Д.В. Проблемы и перспективы использования международного опыта иностранного инвестирования на региональном и федеральном уровне в России / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.э.н. М., 2003. — 27 с.
  89. К.Г. Глобальный город в трансграничных связях: политологический анализ / Дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2009. — 185 с.
  90. O.A. Региональная интеграция на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы / Дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2008. — 167 с.
  91. К.В. Развитие современного трансграничного сотрудничества России и стран Европы: сравнительный анализ / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2009. — 25 с.
  92. Е.Г. Конституционно-правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2002. — 23 с.
  93. JI.H. Соединенные Штаты Америки в системе региональных отношений российского Дальнего Востока (90-е гг. XX в.) / Дис. на соискание ученой степени д.и.н. Владивосток, 2002. — 422 с.
  94. О.Ю. Опыт международного сотрудничества Кузбасса в производственно-технической сфере в 20−30-е гг. XX в. / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.и.н. Кемерово, 2003. -25 с.
  95. О.Ю. Влияние регионализации на международные связи регионов Российской Федерации (1991−2007) / Дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2007. — 160 с.
  96. Ю.И. Административно-государственное реформирование в странах Европейского союза / Автореферат дис. на соискание ученой степени д.полит.н. М., 2009. — 25 с.
  97. JI.M. Конституционно-правовые основы международных связей субъектов Российской Федерации / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.ю.н. Саратов, 2003. — 31 с.
  98. П.О. Делегирование властных полномочий регионам Великобритании в контексте многоуровневого европейского управления / Дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2007. — 177 с.
  99. В.В. Региональные системы в условиях трансформации федеративных отношений / Автореферат дис. на соискание ученой степени д.э.н. М., 2003. — 47 с.
  100. М.В. Правовые проблемы участия субъектов Российской Федерации в международном экономическом сотрудничестве / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2004. — 33 с.
  101. ПЗ.Леванова К. А. Турецкая Республика и Российская Федерация: взаимодействие и сотрудничество на примере отношений с Краснодарским краем (90-е гг. XX в.) / Дис. на соискание ученой степени к.и.н. Краснодар, 2003.-242 с.
  102. И.В. Международные связи регионов Бельгии и России: сравнительный анализ / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. М., 2009. — 24 с.
  103. Э.Н. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и проблемы регулирования международных связей субъектов Российской Федерации (1991−1999 гг.) / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., 2003. — 24 с.
  104. И.А. Перспективы интеграции России в Балтийском регионе в свете вступления в ЕС государств Балтии / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.э.н. СПб., 2002. — 17 с.
  105. В.А. Федерально-региональная политика интеграции России в мирохозяйственную среду / Автореферат дис. на соискание ученой степени д.э.н. М., 2003. — 50 с.
  106. Павлова 3.П. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации Восточно-Сибирского региона: политологический анализ / Автореферат дис. на соискание ученой степеник.полит.н. M., 2009. — 24 с.
  107. Е.В. Международные культурные связи Восточной Сибири в конце XX в. / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.и.н. Красноярск, 2002. — 23 с.
  108. JI.M. Национальный суверенитет в условиях глобализации: институционально-правовой анализ / Автореферат дис. на соискание ученой степени д.ю.н. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2009. -41с.
  109. C.B. Модели регионализма и регионализации в Восточной Азии / Автореферат дис. на соискание ученой степени д.ю.н. -М.: МГИМО (У) МИД России, 2009. 40 с.
  110. А.Н. Влияние глобализации на развитие международных связей регионов федеративных государств, (на примере РФ, ФРГ и США) / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. -М., 2009.-25 с.
  111. Е.В. Международные связи регионов как фактор социально-политического развития современной России / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.соц.н. Саратов, 2003. — 19 с.
  112. O.JI. Региональная политика России в условиях глобализации / Автореферат дис. на соискание ученой степени к.полит.н. -М., 2001.-21 с.
  113. М.Б. О некоторых тенденциях российского федерализма // Вопросы политологии. М., 2011. — № 3. — С. 82−92.
  114. Бюллетень Консультативного совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. М., 1994−2005. — №№ 1−16.
  115. И.А. Новые тенденции в мировой геополитике: каким будет мир после кризиса? // Дипломатическая служба. М., 2010. — № 6.
  116. В.В. Институт федерализма: понятие, сущность и методология // Право и политика. М., 2008. — № 4 (100). — С. 799−802.
  117. В.В. Совершенствование института федерализма в современных условиях: геополитический аспект // Политика и общество. -М., 2008.-№ 3.-С. 4−6.
  118. А.Д. Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России // Право и безопасность. М., 2008. — № 4. -С. 26−34.
  119. Дипломатический вестник. М., 2003. — № 12- 2004. — № 3.
  120. О.Ю. Деятельность Совета глав субъектов Российской Федерации МИД РФ на внешнеполитическом направлении в 2005—2007 гг.. // LOGOS 2011. — М., 2011. — С. 86−92.
  121. О.Ю. Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты // Вестник РУДН, серия «Политология». М., 2010. — № 5. — С. 38−46.
  122. О.Ю. О деятельности Консультативного Совета субъектов России по международным и внешнеэкономическим связям при МИД Российской Федерации: создание, цели и опыт (1994−2009 гг.) // Сибирский международный. Новосибирск, 2010. — № 11. — С. 35—46.
  123. О.Ю. Опыт и особенности деятельности Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России в начале XXI века // Сибирский международный. Новосибирск, 2010. -№ 10.-С. 94−110.
  124. О.Ю. Основные формы сотрудничества субъектов Сибирского федерального округа с Республикой Казахстан // Сибирский международный. Новосибирск, 2010 — № 11. — С. 37−44.
  125. О.Ю. Особенности и проблемы развития международного туризма в Новосибирской области // LOGOS 2010. — М., 2010.-С. 60−65.
  126. О.Ю. Политический механизм осуществления154международных связей регионов государств // Власть: общенациональный научно- политический журнал. М., 2011. — № 10. — С. 74−77.
  127. О.Ю. Политический механизм урегулирования международных связей регионов России: международный уровень // Сибирский Международный Новосибирск, 2011. — № 13. — С. 123−131.
  128. О.Ю. Развитие международных связей субъектов Сибирского федерального округа с Республикой Польша // Сибирский Международный. Новосибирск, 2011. — № 12. — С. 142−144.
  129. О.Ю. Совет Глав субъектов Российской Федерации при МИД России и его роль в реализации внешнеполитической стратегии государства (2003−2005 гг.) // LOGOS 2011. — М., 2011. — С. 28−34.
  130. О.Ю. Создание, цели и опыт деятельности Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по, международным и внешнеэкономическим связям- приМИД России (90-е годы XX века) // Сибирский международный. Новосибирск, 2010: — № 10. -С. 25−37.
  131. О.Ю. Сотрудничество субъектов Сибирского федерального округа с Республикой Казахстан // LOGOS 2010. — М., 2010. -С. 55−60.
  132. Г. Б. Международные связи российских регионов доказали свою эффективность // Дипломат. М., 2008. — № 12. / http://www.montreal. mid.ru/press/116ru.html.
  133. В.И. Вызовы глобализации и требования отечественной политической традиции // Опыт политической трансформации в России и Польше. Лодзь, 2010.
  134. В.И. Социокультурные основания политического процесса как фактор модернизации / Политическая модернизация России: региональный и муниципальный аспект (Сборник материалов научно-практической конференции). Ярославль, 2010.
  135. В.И. Центр и регионы в России: проблемноисторический анализ // Политическая регионалистика и этнополитология. -М., 2010.
  136. М.М. Внешняя политика: исчезновение иливперезагрузка? // Внешняя политика: вопросы теории и практики / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 2009. — С. 32−42.
  137. М.М. Мировая политика: тенденции развития // Полис. -М., 2009.-№ 4.-С. 72−83.
  138. М.М. Политическая система мира: ее размывание и поиск решений // Современные глобальные проблемы мировой политики / Под ред. М. М. Лебедевой. М., 2009. — С. 229−254.
  139. М.М. Политическая, система мира: проявления «внесистемности»: или новые акторы старые правила // «Приватизация» мировой политики локальные действия — глобальные результаты / Под ред. М. М. Лебедевой. — М., 2008. — С. 53−66.
  140. E.H. Методология политологических исследований (отечественный опыт второй половины XIX — начала XX вв.) // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. М., 2008. — № 6. — С. 16−25- 2009. — № 1. — С. 27−43.
  141. Ю.А. Метод сопоставительно-институционального анализа // Мировая экономика и международные отношения. М., 2011. -№ 5. — С. 76−84.
  142. Ю.А. Политико-правовой анализ как метод политических исследований // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. М., 2011. — № 1, Т.4. — С. 6−15.
  143. Ю.А. Современные методы политических исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:
  144. . M., 2011. — № 2. — С. 5−16.
  145. О.В. Международные связи регионов государств: актуальность и степень исследования проблемы // Власть. М., 2011. — № 4. -С.147−152.
  146. И.А. Российский федерализм и эволюция самоопределений // Россия в глобальной политике. М., 2007. — № 2. -С. 187−200.
  147. П.А. К вопросу об объекте и предмете социологии международных отношений // Социология и психология международных отношений и геополитики. Ярославль, 2010.
  148. П.А. Теория человеческой безопасности: политические последствия, уроки для России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. М., 2010. — № 4 — С. 78−83.
  149. О.Л. Становление и развитие международных связей новой формации в регионах Российской Федерации в 1990-х гг. // Власть. -М., 2011.-№ 4.-С. 152−155.
  150. А.Н. Современный мир: на пороге фундаментальных трансформаций // Век глобализации. М., 2008. — № 1. — С.88−94.
  151. Allies P. La notion d’Euroregion et sa mise en? uvre dans l’Union europeenne // Regional Autonomy and International Relations. New Dimensions of Multilateral Governance. Paris, 2011. — P. 245−257.
  152. Amaral C. Constituicao Europeia e Europa das regioes // О Direito. -2005. № 4.-P. 671−686.
  153. Amaral С. Regional Autonomy and International Relations: the Theoretical Framework // Regional Autonomy and International Relations.
  154. New Dimensions of Multilateral Governance. Paris, 2011. — P. 19−45.
  155. Bolgherini S. Les regions d’Europe et l’enjeu des cooperations // Pole Sud. 2008. — № 29. — P. l 11−130.
  156. Bursens P., Deforche J. Europeanization of Subnational Polities. The Impact of Domestic Factors on Regional Adaptation to European Integration // Regional and Federal Studies. Montreal, 2009. — P. 1−18.
  157. Castella A., Josep M. Las Comunidades Autonomas en Bruselas: la dimension externa de la participacion autonomica enla Union Europea // Revista d’Estudis Autonomies i Federals. 2008. — № 6. — P. 37−91.
  158. Colino C. La integracion europea y el Estado Autonomico: europeizacion, estrategias y cambio en las relaciones intergubernamentales// La Europeization del sistema politico espanol, Madrid, 2001. — P. 225−260.
  159. Contogeorgis G. Region et Democratie: le cadre conceptuel d’une relation // Regional Autonomy and International Relations. New Dimensions of Multilateral Governance. Paris, 2011. — P. 303−313.
  160. Du Bois. P. Identite regionale, identite nationale, identite europeenne. / Le fait regional et la construction europeenne / Recueil des travaux du colloque, 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir) Bruxelles, 2003. — P. 19−31.
  161. Groppi T. The involvement of EC regions in the EU decision-making process: the case of the Italian and Spanish regions // An Ever More Complex Union, Baden-Baden, 2004. — P. 143−159.
  162. Jauregui G. La participacion de las Comunidades Autonomas en la Union Europea // Revista Catalana de Dret Public. Barcelona, 2005. -P. 137−172.
  163. KieferA. Common interests of middle-sized EU member statesthe composition of the Committee of the regions // Nine among Twenty-Seven. European Policy of medium-size EU Member States. Vienna, 2009. -P. 136−143.
  164. Kiefer A. The Contribution of the Regions with Legislative Competences to the European Constitutional Process // EU-Constitutional Treaty and the Regions of Europe. Salzburg, 2007. — P. 165−206.
  165. L. de Rose. Le role de l’Assemblee des Regions d’Europe / Le fait regional et la construction europeenne / Recueil des travaux du colloque, 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir) Bruxelles, 2003. — P. 115−119.
  166. Loughlin J. La vision europeenne du role des regions et de l’autonomie regionale // Pouvoirs Locaux. 2006. — № 70. — P. 103−109.
  167. Pochta Y.M. Russian Regions in International Relations // Regional Autonomy and International Relations. Paris, 2011. — P. 213−232.
  168. Quevit M. La Grande Region et la problematique des rapports «Etatnation et region» dans l’Union Europeenne // Revue Internationale de Politique comparee. 2005 — № 2. — P. 207−221.
  169. Rambour M. L’Europe, menace ou tremplin pour les regions? / Recueil des travaux du colloque, 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir) -Bruxelles, 2003. P. 235−253.
  170. Saint-Ouen F. La notion d’Europe des Regions chez Denis de Rougemont / Le fait regional et la construction europeenne / Recueil des travaux du colloque, 23−24 mai 2002, Strasbourg / M.-T. Bitsch (dir) Bruxelles, 2003.-P. 45−57.
  171. Tsygankov P.A., Tsygankov A.A. Russian Theory of International Relations // International Studies Encyclopedia. Vol. X / Ed. R.A. Denemark. — Hoboken, 2010 P. 6375−6387.
  172. Tsygankov P.A., Tsygankov A.P. Les fondements historiques et intellectuels de la discipline russe des Relations internationales // Perspectives en Relations internationals: au-dela des biais anglo-americans dans la discipline. -Montreal, 2010.
  173. Организация Объединенных Наций / http://www.un.org.
  174. Европейский Союз / http://europa/index.htm.
  175. Совет Европы / http://www.coe.int
  176. МИД Российской Федерации / http://www.mid.ru.
  177. Аппарат Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе / http://www.sfo.nsk.su.
Заполнить форму текущей работой