Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процессы и перспективы взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бесспорно, что ирано-таджикские отношения требуют всестороннего, тщательного и конкретного изучения и исследования. Подобный подход обусловлен событиями девяностых годов прошлого столетия, произошедшими на территории огромной страны, именуемой Советский Союз. Распад союза 15 республик привёл к тектоническим модификациям в расстановке политико-экономических отношений не только между крупнейшими… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Взаимоотношения Ирана и Таджикистана после обретения Таджикистаном независимости
    • 1. 1. Историко-культурные предпосылки взаимоотношения
  • Ирана и Таджикистана
    • 1. 2. Взаимоотношение двух стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламской конференции и Организации экономического сотрудничества и развития
  • Глава II. Политические и экономические предпосылки и перспективы сотрудничества ИРИ с Таджикистаном
    • 2. 1. Взаимоотношения Ирана и Таджикистана со странами Центральной Азии
    • 2. 2. Взаимоотношения двух стран с региональными и мировыми державами (Россия, Китай и США)

Процессы и перспективы взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Проблемы и вопросы таджикско-иранского взаимодействия, как в рамках двусторонних взаимоотношений, так и в рамках регионального I многостороннего сотрудничества являются, безусловно, многогранными и актуальными, особенно учитывая динамично изменяющиеся расстановки политических конфигураций в мире. И, как следствие, эта многоаспектная ситуация притягивает всё возрастающее внимание и политических деятелей, и политических экспертов, и представителей научного мира, и представителей средств массовой информации и др.

Бесспорно, что ирано-таджикские отношения требуют всестороннего, тщательного и конкретного изучения и исследования. Подобный подход обусловлен событиями девяностых годов прошлого столетия, произошедшими на территории огромной страны, именуемой Советский Союз. Распад союза 15 республик привёл к тектоническим модификациям в расстановке политико-экономических отношений не только между крупнейшими державами в мире, но и к перекраиванию других стран бывшего соцблока, к изменению двуполярного мира, к трансформации и сознания, и социальной жизни в обществах, затронутых переменами. В одночасье на мировой карте возникли новые независимые государства, взамен рухнувшей империи, каждая из которых начала на территории своей республики разворачивать различные политические проекты презентации и укрепления. Одним из таких проектов стала инициатива определенных сил в Таджикистане, направленная на сближение и тесное сотрудничество с Ираном и Афганистаном с целью возрождения своей духовной культуры. Выбор этих стран продиктован этнографической близостью и общностью национальных традиций народов.

Следует отметить, что ИРИ также в конце прошлого века (1978;1980 гг.) пережил бурные политические события, приведшие к кардинальным переменам в этой стране. Революция привела не просто к качественно 3 иной форме правления, а акцентуацией на доминировании религиозной составляющей в политической и культурной жизни Исламской Республики Иран. Установившиеся и устоявшиеся представления политического мира к этой стране после исламской революции также претерпели перемены. ' Одновременно с этим следует отметить, что регион Центральной Азии в связи с указанными событиями конца 20 века стал объектом пристального внимания внешних игроков на политической мировой арене. Западные страны, в том числе и США, уже проявлявшие колониальный интерес к этой части света в прошлом, с целью укрепления своего влияния в новообразованных государствах, также стали осуществлять свои программы. Не стал исключением и Таджикистан.

В свое время некоторые эксперты предсказывали, что теория Маккиндера, согласно которой «кто контролирует Центральную Азиюстанет властелином мира после урегулирования противостояния между Соединенными Штатами и Советским Союзом», особенно после распада СССР, будет предана забвению1. Многие аналитические прогнозы укладывались в это магистарльное русло2. Однако время показало ошибочность этого прогноза. И, тем не менее, США, вооружившись этой теорией, начали свои планомерные действия с целью усиления своего влияния в странах этого региона, в результате которого началось негласное противоборство между ведущими странами региона и США. На наш взгляд, изучение ирано-таджикских взаимоотношений, имеющих мировое значение, носителем культуры этих и географически, и ментально родственных государств позволит внести вклад как в перспективные взаимоотношения между этими странами, так и в разработку новой культурной политики в мире.

1 Мегоран Н, Шарапова С. Центральная Азия и КавказУ/Социально-политические исследования. — 4(40), 2005.-Cc.8−9.

2 Фукуяма Ф. Конец истории.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ.

Вопросы ирано-таджикских отношений с точки зрения политологической науки не стали объектом специального исследования, но они в определенной степени рассмотрены в многочисленных исследованиях и статьях, посвященных вопросам социально-экономической и политической ситуации в Центральной Азии.

Автор в ходе работы над диссертацией использовал тексты выступлений первых лиц государства, т. е. Президента Исламской Республики Иран Махмуда Ахмадинаджада, Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, а также бывших президентов Ирана Рафсанджани и С. М. Хотами, при которых налаживались таджикско-иранские отношения. О важности Ирано-таджикских отношениях свидетельствует тот факт, что все президенты Ирана считали политически необходимым долгом совершить официальный визит в Душанбе. В ходе этих встреч были подписаны десятки соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, культуры и др.

В процессе работы автору оказали огромную помощь также документы ООН, под эгидой которой проходили межтаджикские переговоры, собранные и опубликованные документы межтаджикских переговоров в двух книгах «Дорога мира"1 и «Вести о мире».2.

Другим немаловажным документом, использованным при написании диссертационного проекта стала монография, посвященная проблемам Центральной Азии, написанная Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Таджикистан в Республике Казахстан А. Искандаровым, который работал на этой должности в 2001;2007гг., «Интеграция в Центральной Азии: политические аспекты». В монографии всесторонне анализируются политические аспекты процесса интеграции стран Центральной Азии. А. Искандаров на основе весомого объема оригинальных первоисточников и научно-исследовательской литературы дает сравнительный анализ.

1 Дорога мира//Документы межтаджиксих переговоров. — Душанбе, 1997.

2 Вести о мире//Документы. — Душанбе, 1998. политического и социально-экономического развития стран Центральной Азии в годы независимости, отмечает этапы их интеграции, а также рассматривает геополитические интересы мировых держав в регионе и их влияние на интеграционные процессы.

Автор данной работы также почерпнул достаточно много полезного из работ Чрезвычайного и Полномочного Посла ИРИ Расула Мусави в Таджикистане (работал на этой должности с 1996 г. по 2001 г.), подготовленных на основе официальных документов, принятых в ходе межтаджикских переговоров и в Комиссии по национальному примирению.1.

Вопросы историко-политической и литературной связи Средней Азии с Ираном глубоко освящены в трудах академика Б. Гафурова, М. Шакури, А. Мирзоева, и др. В указанных работах на основе исторических источников анализируются традиционные отношения Ирана с регионом Центральной Азии.

В процессе работы над диссертацией автором широко были использованы работы и научные статьи иранских ученых, таких как Кулаи Илахи, Мирсанджари Мехрдод, Монтазами Руйа, Мухаджирани Мостафа, Мирахмади Марьям, Нормохаммади Хосроу и многих других, в которых анализируются экономические, политические и культурные связи Исламской Республики Иран с Таджикистаном.

Работа Марьям Мирахмади посвящена изучению вопросов культуры и быта таджиков Центральной Азии. В ее работе на основе полевых материалов и источников анализируется традиционная культура таджиков Средней Азии в целом и их связей с Ираном и Афганистаном. Безусловно, автору также помогли книги. лидеров противоборствующих сторон Таджикистана, которые были очевидцами происходивших в Таджикистане событий. В их трудах на основе достоверных документов и.

1 Мусави С. Р. Сулх-е Таджикистан ба ривайат-е аснад. — Тегеран: МИД, 1382 (2003.) — Мусави С. Р. Накш-е Иран дар пешборд-е музакират-е сулх-е Таджикистан. Муталеат-е Асийаи маркази ва Кавказ. — № 39, 1381(200).

2 Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука. — 1972. личных наблюдений анализируются события, происходившие в Таджикистане в те годы и позиции стран региона1.

Были использованы также изыскания таджикских ученых политологов и историков, которые проливают свет на многие вопросы внутренней и внешней политики Республики Таджикистан. В этом плане особую ценность представляют работы А. Н. Махмадова, С. С. Ятимова, Ш. Имамова, К. Искандарова, Н. К. Каюмова, Х. Умарова, Дж. Махмадшоева и др., в которых на основании фактических документов и собственных наблюдений даётся всесторонний анализ социально-политико-экономического положения республики, а также роли внешних факторов в таджикских событиях в 90-е годы прошлого века. Заслуживают важного внимания материалы, посвященные роли Ирана.2.

Монография Хома Аббасиан «Иран и Таджикистан: пятнадцать лет взаимовыгодного сотрудничества» посвящена в основном анализу экономических и культурных связей Ирана и Таджикистана, где автор не дает комплексный анализ взаимоотношений Ирана и Таджикистана в отношении России, Афганистана и бывших республик СССР Центральной Азии.

Существенную помощь в исследовании изучаемой проблемы оказали работы таких ученых, как В. В. Наумкина, А. Малашенко, Н. Масанова, Р.

1 Ч.

Сафронова и многих других, в которых анализируется общественно.

1. Мусулманиан Р. Таджикистан: азад-е ё марг, Тегеран 1373(1994).

2 Махмадов А. Н. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. — Душанбе, 2000;Махмадов А. Н. Дурнамои хамкорихои Ирон ва Русия чихати рушду нумуъи минтакаи Осиёи Марказй//Сиёсат ва равандх, ои чомеа. — Душанбе, 2001; Ятимов С. С. Идеологические основы формирования новой системы международных отношений, сущность и основные направления.//ВестникТаджикского госпедуниверситета. — Душанбе, 2000, № 8- Новый мировой порядок и стремления ИРИ в определении своей роли в современной системе международных отношений//ВестникТаджикского госпедуниверситетат. -Душангбе, 2001, № 8- Исламская республика Иран и международные организации. — Душанбе: Шарки озод, 2001; Персидский язык — главный источник обеспечения концепции национальных интересов в отношениях Таджикистана с Ираном//Материалы международной научной конференции ЦМеждународное значениеб персидского языка. — Тегеран, 2000; Имамов Ш., Искандаров К. Таъсир-е бухран-е Афганистан бар Таджикистан. Муталиат-е Асийаи Маркази ва Кавкоз. Назриев Д. Сатгоров И, Республика Таджикистан: история независимости, (хроника событий). — Душанбе, 2005 г.

3 Малашенко А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии. Центральная Азия и Кавказ. — № 4 (5), 1999. — Сс.59−65- Масанов. Н. Региональная стабильность и безопасность в центральной Азии.//По итогам международной конференции Европейского центра им. Джорджа К. Маршалла. Гармиш-ПартинкирхенеГермания, 7−11 декабря 1998; Сафронов Р. Тенденции развития ислама в Центральной Азии.//По итогам конференции Центра стратегических и политических исследований США. Центральная Азия и Кавказ. — № политическая и социально-экономическая ситуация в среднеазиатских государствах, а также роли внешних факторов в дальнейшем развитии процессов в данном регионе.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Цель данного диссертационного проекта заключается в анализе ирано-таджикских взаимоотношений в свете событий конца 20-го века и продолжающимся процессом трансформации в независимой республике Таджикистан и определении дальнейших перспектив развития.

В соответствии с основной целью исследования рассматривается ряд задач, наиболее важными из которых являются:

• проанализировать реальное состояние взаимоотношения ИРИ и Таджикистана после обретения последней независимости;

• всесторонне изучить и обобщить специфику взаимоотношений двух стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламской конференции и Организации экономического сотрудничества и развития;

• выявить политические и экономические предпосылки и перспективы сотрудничества ИРИ с Таджикистаном;

• определить взаимоотношения двух стран с региональными странами и мировыми державами (Россия, Китай и США).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В настоящей диссертационной работе теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды ученых, занимающихся вопросами межгосударственных отношений,.

4(5). — Швеция, 1999. — Сс.8−11- Рахимов И. К. Экономика переходного периода: факторы и тенденций// Известия АН РТ. Серия «Экономика и политология». — Душанбе, № 3−4, 1996; Каюмов И. Путы выхода Республики Таджикистан из системного кризиса.//Известия АН РТ. Серия «Экономика и политология». -Душанбе, № 3−4, 1996. — Сс.21−27- Умаров X., Махмадшоев Дж. Трансформационные процессы в экономике Таджикистана. Центральная Азия и Кавказ. — Швеция, 2001, № 2 (14) 8 геополитики, а также теории культуры. Автор при исследовании воспользовался системным, логическим, социологическим, структурно-функциональным методом анализа. Важным источником, раскрывающим процесс взаимоотношения двух стран, являются выступления, заявления, программные статьи и монографии политических лидеров, а также другие работы, имеющие отношение к ИРИ и Республике Таджикистан.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ связана, прежде всего, с поставленными задачами и заключается в следующем:

• впервые предпринята попытка комплексного подхода рассмотрения ирано-таджикских отношений, с учётом как внутренних интересов в странах, так и с учётом интересов внешних игроков на мировой политической арене, а также с учётом событий конца прошлого столетия, произошедших в независимой республике Таджикистан;

• специфика взаимоотношений двух стран рассматривается в рамках образовавшихся интеграционных союзов — Шанхайской организации сотрудничества, Организации Исламской конференции и Организации экономического сотрудничества и развития;

• выявлены вероятные экономические и политические предпосылки перспективы сотрудничества ИРИ с Таджикистаном;

• автором впервые указаны особенности процесса взаимоотношений — двух стран с региональными странами и мировыми державами (Россия,.

Китай и США).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту, связаны с поставленной целью и решением задач исследования. При исследовании процессов и перспектив взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира, были сформулированы следующие положения.

1. События конца 70-х годов в Иране, результатом которых стало создание Исламской Республики, материализация исламской идеологии, влияние иранской революции на процессы, происходящие в мире в целом, и в исламских странах, в особенности, привлекают всё большее внимание мировой общественности к этому уникальному, с научно-теоретической точки зрения, явлению. Для Запада и стран СНГ значимость идеологических концепций внешней политики Ирана всё более возрастает с событиями, происходящими в различных уголках мира — последние события в Афганистане, государствах Центральной Азии, на Балканах и Северном Кавказе-.

2. Серьёзное значение для будущего Центральноазиатского и Средневосточного региона будет иметь интеграция соседних политико-экономических идеологических систем и, прежде всего, ближневосточный и центральноевразийский. Однако, при любой раскладке сил в регионе, основной стержень — треугольник Таджикистан, Иран и Афганистан будет очевидно играть значительную геополитическую и геостратегическую роль;

3. Отношения, которые в последнее время сложились между ИРИ и Таджикистаном конструктивно развиваются. Эти отношения выдержали серьёзные испытания и, как представляется, вошли в широкую и устойчивую колею. В свою очередь, стабильность и устойчивость отношений позволяет улучшить и развивать отношения на путях большей отдачи от сотрудничества;

4. У Таджикистана, других стран СНГ и Ирана наблюдаются обоюдные интересы в сферах укрепления безопасности прилегающих к ним регионов, наличие политической воли к достижению поставленных целей в этом направлении. Наличие этого факта может служить хорошей основой для разработки программы совместных действий в решении стоящих задач на благо народов своих стран и укрепления международной безопасности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования определяется важностью геополитического и геостратегического значения ИРИ и Таджикистана для стабильного развития региона. Значимость данного исследования заключается в том, что в нём теоретически раскрываются основные параметры и перспективы взаимоотношений Ирана и независимого Таджикистана в условиях изменяющегося мира, рассматриваются процессы трансформации и реализации взаимоотношений на региональном уровне. Научные выводы также могут применяться в процессе преподавания соответствующих курсов, спецкурсов по политологии, истории государства и права, истории международных отношений и других предметов в высших и средних специальных учебных заведениях Ирана, Таджикистана и других стран.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Основные положения и результаты диссертации докладывались на научных конференциях в Иране и Таджикистане, а также в виде статей были опубликованы в научных изданиях Ирана и Таджикистана.

Диссертация выполнена и обсуждена на заседании кафедры политологии Таджикского национального университета и рекомендована к защите.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Распад союза 15 республик Советского Союза в конце прошлого столетия привёл к тектоническим модификациям в расстановке политико-экономических отношений не только между крупнейшими державами в мире, но и к перекраиванию других стран бывшего соцблока, к изменению двуполярного мира, к трансформации и сознания, и социальной жизни в обществах, затронутых переменами. В одночасье на мировой карте возникли новые независимые государства, взамен рухнувшей империи, каждая из которых начала на. территории своей республики разворачивать различные политические проекты презентации и укрепления. Одним из таких проектов стала инициатива определенных сил в Таджикистане, направленная на сближение и тесное сотрудничество с Ираном и Афганистаном с целью возрождения своей духовной культуры. Выбор этих стран продиктован этнографической близостью и общностью национальных традиций народов.

Таджикистан, как государство, имеющее свои территориальные границы, появился на мировой карте лишь в 1929 г. Ранее эта территория входила в состав Туркестанского округа, завоеванного Российской империей.

В 1860—1888- годах российская империя начала экспансию на южные регионы. Территория Кокандского ханства под названием Ферганской области, также как часть Бухарского эмирата и Хивинского ханства были присоеденены к России. Объединённые территории в 1865 г. были обозначены как Туркестанское генерал-губернаторство. Бухара же и Хива согласно мирному договору с Россией, стали протекторатами и взаимоотношения стали с этого момента строиться по схеме «метрополия-колония». Другими словами, именно с этого момента мы можем говорить о том, что жизнь в этом регионе стала измеряться категориями не свойственными ему традиционно.

Не только Россия проявляла колониальный интерес к этому региону. Такие страны как Франция и Англия уже имеющие богатый опыт колониального захвата также были заинтересованы в нём. И последующие события на протяжении ряда веков демонстрируют борьбу между ними за установление контроля и доступ к ресурсам.

Как уже было сказано выше, Таджикистан, как государство, имеющее свои территориальные границы, образовалось в эпоху Советского Союза. В 20-е годы идут напряжённые дискуссии о разделе территории Средней Азии. Как уже отмечалось в первом параграфе 1-й главы данной диссертационной работы, в результате этих дискуссий было произведено размежевание территорий между республиками, ныне существующими на территории Средней Азии. Национальное размежевание было осуществлено на основании языкового критерия. Хотя таджики приобрели свою государственность, закреплённую в результате данного размежевания, таджики были отделены от своих исторических культурных центров Бухары и Самарканда. Как известно, проект разделения осуществлялся с участием джадидов и политического руководства московского центра.

В 1924 г. Таджикистан в качестве Автономной Республики был включен в состав Узбекской Социалистической Республики. Только в 1929 г. Таджикистан приобрёл независимый от Узбекистана статус.

Следует отметить, что республики Средней Азии, окружающие Таджикистан являются тюркоязычными. В свете этого обстоятельства, языковая близость с Ираном создаёт символическое культурное единое пространство, способствуя сближению. С учетом общности языка, культуры, традиций, религии и исторического наследия Таджикистан по отношению к Ирану демонстрируют политику открытого и интеграционного сотрудничества в стремлении возродить свою традиционную культуру. Заметной тактики приверженности сближению с Ираном демонстрирует не только политическая элита, но её придерживается также определённая часть таджикской культурной элиты.

И на данном этапе, после развала великой империи — Советский Союз и обретения союзными республиками независимости и автономности, Ирану и Таджикистану предстояло узнать друг друга как политических союзников в деле нормализации обстановки и установления мира в регионе.

При этом следует отметить, что подобная тенденция сохранялась не всегда. Представители культурной элиты первой волны «Растохез», объединившись, стремились выйти за искусственно созданные в 19 241 929 годах территориальные границы в интерпретации таджикской национальной идентичности. Конец 80-х-начало 90-х годов характеризовались всплеском националистических идей в противовес единой гомогенной вненациональной общности во всех союзных республиках. Для Таджикистана, обретшего, как указывалось ранее, свои государственные территориальные границы в 1929 г. сложность ситуации заключалась в том, что культурные границы не совпадали с границами географическими. Культурные центры Самарканд и Бухара были отведены, не без влияния среднеазиатских интеллектуалов, республике Узбекистан.

В связи с этим, националистические идеи, выражаемые культурной элитой движения «Растохез» более тяготели к Ирану, основой чему служил языковой индикатор. Свидетельством некоторой хаотичности поиска интегрирующей идеи национальной идентичности и тяготении к иранской культуре служат демонтаж памятников на центральной площади столицы РТ, а также изменения, дважды вносимые в Конституцию РТ о языке.

После развала СССР практически во всех республиках сменился (были демонтированы памятники) идеологический образ В. И. Ленина, как символа социалистической империи. На площади Душнабе был вначале установлен памятник А. Фирдоуси, как символа национальной идентичности. Культурный ресурс, на тот момент служивший, по мнению культурной элиты, интегрирующей основой символизировал собой величие нации и её древность. Однако, происхождение географическое А. Фирдоуси свидетельствует о несовпадении культурных и символических границ.

И в связи с этим на территории РТ вопрос о национальной идентичности является достаточно болезненным. Ибо религиозная идентичность невольно отсылает к разнице между ГБАО и равнинной частью страны, вопрос о языковой идентичности также открывает многие разнонаправленные факторы. Одним из проектов, тем не менее, обретения культурной и исторической идентичности является проект сближения с персоязычными странами.

Обретение национальной независимости для стран Центральной Азии, общая площадь которых составляет 9 млн. кв. км., является важной вехой в их историческом развитии.

9 сентября 1991 года Исламская Республика Иран первой среди других государств мира" официально признала независимость Таджикистана и в скором времени открыла свое постоянное представительство в Душанбе.

Однако, вскоре в Таджикистане разразился межтаджикский конфликт, практически сразу же после обретения страной независимости. Следует отметить, что проправительственные силы видели Иран, как сторону также ответственную в развязывании этой локальной междоусобной войны. Но эта ситуация изменилась после событий 1997 г.

Но на тот момент бывшая союзная республика, наряду со сложной экономической ситуаций, затронувшей все бывшие союзные республики, была ввергнута в во внутреннюю локальную затяжную войну. Итогом стал тяжёлый кризис, обусловленный истощением экономических и культурных потенциалов страны. Аномия всех социальных институтов страны, правовой нигилизм граждан, неуверенность в завтрашнем дне, экономический коллапс — всё это вкупе создало благодатную почву для повышения уровня криминогенности в стране, способствовало активизации наркотраффика, оттоку специалистов. Как следствие, произошёл спад уровня как общеобразовательного, так и высшего образования. И даже на сегодняшний день нельзя говорить о нррмализации функционирования образовательных институтов.

После начала гражданской войны в Республике Таджикистан, Тегеран приложил немало усилий для нормализации и стабилизации обстановки в этой персоязычной республике. Результатом усилий различных близлежащих стран, вкупе с Тегераном и Россией было подписание Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Это памятное событие произошло 27 июня 1997 года в Москве. Соглашение было подписано Президентом Таджикистана Э. Рахмоновым и лидером Объединенной таджикской оппозиции А. Нури, гарантом которой выступили Иран и Россия.

Другим немаловажным фактором, способствующим сближению Таджикистана и Ирана, является то, что страны Центральной Азии начиная с конца XIX, находились под сильным влиянием пантюркизма, приведшего в конечном итоге к утрате таджиками своих культурных исторических центров, как Самарканд и Бухары. Как известно, в 60-х годах 19 века Российской империей начинается процесс утверждения колониального господства на территории, позднее названной Туркестанским округом. Культурным центром на тот момент являлись такие города как Самарканд, Бухара и, конечно же, Ташкент. После Октябрьской революции 1917 г. Советская власть транслирует свои позиции на все колониальные территории Российской империи. По мнению таджикского учёного, исследователя Шозимова П. Д. именно этот своевольный передел, в результате которого образовались новые республики, в том числе и Таджикистан и в немалой степени послужил замедленным детонатором вспыхнувших событий 90-х годов прошлого столетия в РТ.

Поэтому таджикский народ для укрепления и развития своих религиозных и культурных традиций опирается, прежде всего, на своих собратьев в Иране и Афганистане. С учетом сложившейся ситуации, Иран в перспективе своего долгосрочного символического пребывания в Таджикистане потенциально может выработать в отличие от Турции и некоторых других стран региона, один из оптимальных вариантов взаимного сотрудничества, как в социально-экономических, так и в политических областях.

Таджикистан — единственная страна среди стран бывшего СССР, где исламская оппозиция представлена в парламенте и такое сотрудничество правительства и оппозиции доверие сторон и открывает путь для мирного развития страны.

Политические взаимоотношения Ирана с Таджикистаном должно поднять страну на высоком уровне во всех областях. После парламентских и президентских выборов 1998 — 1999гг. и победы Э. Рахмона официальный Тегеран более активно начал сотрудничать с государственными структурами Таджикистана. Результаты такого сотрудничества в последние годы проявлялись в официальных взаимных визитах глав государств, спикеров парламентов, министров и руководителей других государственных инстанций, в ходе которых подписаны десятки соглашений, охватывающие как политические, так и экономические, торговые, научно-технические и культурные сферы. Следует отметить, что вопросы экономической поддержки и культурных связей в этих межгосударственных соглашениях и договорах являются одними из приоритетных во взаимоотношениях двух стран.

Другим важным вопросом для обсуждения в ирано-таджикском политическом диалоге, наряду с общими темами являлись проблемы угрозы терроризма и распространения наркотиков. Руководство двух стран считает, что для борьбы с этими глобальными проблемами необходимо разработать эффективную стратегию, среди которых, в частности можно отметить координацию усилий и реализацию проектов по предупреждению контрабанды наркотических веществ. Поэтому Исламская Республика Иран и.

Республика Таджикистан подписали совместный Меморандум об обмене информацией, о пограничном взаимодействии, сотрудничестве в деле снижения контрабанды наркотиков и контроля за производством наркотических веществ в Афганистане. Республика Таджикистан и Исламская Республика Иран постоянно обмениваются мнениями о ситуации в регионе, призывают к совместным действиям для установления прочного мира, стабильности и безопасности, в том числе в Афганистане. Обе стороны активно взаимодействуют с Россией и Индией в деле противостояния угрозе, исходившей от «Исламского движения Талибан» в Афганистане, и оказывали помощь Северному альянсу, возглавляемого Масудом А. Ш. Тегеран был готов в случае вторжения талибов на таджикскую территорию, оказать Душанбе военную помощь. Другой важной сферой, в которой Иран и Таджикистан успешно сотрудничают, безусловно* является военная отрасль. Этот вопрос особенно стал актуальным,. после.- того как российские пограничники полностью передали контроль над таджикско-афганской и таджикско-китайской государственными территориальными границами таджикским пограничникам.

Как было сказано Иран в свой внешнеполитической деятельности в отношении стран Центральной Азии, безусловно, учитывает авторитет и влияние России в этом регионе. Ни для кого не является секретом то, что Центральная Азия, как в экономическом, так и в политическом плане во многих случаях и по сей день является зависимой от России. Поэтому успешное сотрудничество во всех сферах жизни с этими странами без учета интересов России и особенно его влияния в Таджикистане и в регионе в целом было бы ошибочным. В связи с этим, даже после подписания совместного таджикско-иранского Меморандума о военном сотрудничестве, стороны особо подчеркнули, что военное сотрудничество Исламской Республики Иран и Таджикистан, не представляют угрозу какой либо третьей стороне.

Перспективы сотрудничества Ирана и Таджикистана на политической арене тогда будут ясны, если, во-первых, будут предприняты определённые шаги к более углубленным связям двух стран. Более того, необходимо учитывать влияние и мощь России в этой стране. Во-вторых, с учетом традиционных связей, а также сложившихся ныне добрые отношений между различными политическими общественными кругами двух стран, необходимо и в дальнейшем обоюдно прилагать все усилия для еще большего укрепления и развития этих связей для повышения жизненного уровня наших народов. В-третьих, надо принимать во внимания и наличие заинтересованных сторон за пределами региона, особенно США и принимать во внимание ее методы воздействия на Таджикистан и другие страны региона. Но, несмотря на существующие негативные некоторые внешние факторы, препятствующие нормальному развитию ирано-таджикских отношений, иранский и таджикский дипломатический корпуса на сегодняшней день делают все, для того чтобы нейтрализовать эти искусственно созданные препятствия.

Следует отметить, что научно-культурные связи Ирана и Таджикистана на сегодняшней день развиваются достаточно быстрыми темпами. Эти связи I в дальнейшем будут еще более укрепляться, хотя бы потому что Таджикистан является единственной персоязычной страной среди тюркоязычных стран Средней Азии.

Таджикистан и Иран имеют культурную и языковую общность. Присутствие Ирана в Таджикистане с точки зрения культуры возродило веру символическое единство обеих сторон, имеющее древние корни. Сегодня мы с уверенностью сможем утверждать, что присутствие Ирана в области культуры в Таджикистане, несомненно, более ощутимо, чем в любой другой стране Центральноазиатского региона.1 1.

МИД Исламской Республики Иран для реализации поручения бывшего президента Ирана Хотами об оказании помощи разным районам.

1 Пайванд, 2-год издания, № 12. стр. 1.

Таджикистана сделал очень много полезного для налаживания тесных культурных отношений с различными регионами республики. Эта помощь была осуществлена через посольство Ирана в Таджикистане, а также посредством офиса Комитета помощи имама Хомейни, который является своеобразным культурным мостом между Ираном и Таджикистаном.

В рамках этой инициативы Таджикистану было выделено более 600 единиц компьютеров, а также было введено в действие сто швейных цехов в различных районах республики. Кроме того, ремонтно-восстановительные работы, которые велись в мавзолее Рудаки в Пенджикенте, реконструкция и ремонт здания ЗАГС в г. Душанбе, в том числе ремонт и украшение мавзолея Мир Сайда Али Хамадани в Кулябе производились на средства, выделенные Исламской Республики Иран.

Иран также уделяет огромное внимание изучению в Таджикистане персидского языка. В вузах страны создаются новые кафедры персидского языка, начинается преподавание персидского в ряде средних общеобразоватёльных школ, которые финансируются иранской стороной. Исламская Республика Иран направляет преподавателей персидского языка в учебные заведения РТ, организует курсы повышения квалификации и стажировки преподавателей персидского языка и практику для студентов, проводит семинары, обеспечивает необходимыми учебно-методическими материалами и техническими средствами обучения, издает учебную литературу на персидском языке. Регулярно проводятся международные симпозиумы и семинары, посвященные персидскому языку и литературе, создан Фонд персидского языка. На иранские средства собраны фонд библиотеки имени Рудаки в столице РТ.

Еще в 2002 году был подписан «Меморандум о взаимопонимании» между Министерством науки, исследований и технологий Исламской Республики Иран и Министерством образования Таджикистана по обмену профессорско-преподавательским составов, студентами и др. Эта тема затрагивалась почти во всех последующих встречах глав обе государств и на уровне соответствующих министерств. Сегодня на основе этих достигнутых межправительственных договоров иранские студенты учатся в высших учебных заведениях Таджикистана, а таджикские студенты в иранских ВУЗ — ах.

Таджики уверены, что благодаря родственным и языковым связям, проблема культурного сотрудничества двух стран будет развиваться и далее.

Последние годы, несмотря на существующие проблемы и влияние внешних факторов, экономические связи Ирана и Таджикистана в отличие от предыдущих годов развиваются более быстрыми темпами. Сегодня Иран успешно осуществляет несколько проектов, таких как строительство автомобильного тоннеля «Уштур», строительство Сангтудийского ГЭС-2, строительство автомобильного тоннеля «Чормагзак» и др. способствующие выводу Таджикистана из коммуникационного тупика.

Быстрым темпом развивается в последние годы между Ираном и Таджикистаном сотрудничество и в торгово-экономической области. Принятие Таджикистаном закона, снижающего таможенные пошлины, налогов, способствующих активизации деятельности частного сектора, безусловно, создали благоприятные условия для привлечения зарубежных инвестиций.

Таджикистан имеет огромные запасы полезных ископаемых, драгоценных и полудрагоценных камней и др., в разработке которых Иран имеет богатый опыт. Поэтому иранская сторона стремится подключиться в разработке этих рудников. Кроме того, есть предварительные договоренности о разработке нефтяных и газовых месторождений в разных регионах Таджикистана.

Доказательством перспективности взаимовыгодного сотрудничества между Ираном и Таджикистаном является тот факт, что последние годы начались межрегиональные связи между иранскими провинциями и областями Таджикистана. Примером тому служит связь между Хамадони и.

Кулябом, ставших городами-побратимами, а Иран в честь 2700-летия этого города построил несколько культурно-массовых объектов.

Следует отметить, что хотя МИД Ирана в основном сотрудничает с официальными кругами Душанбе, но некоторые влиятельные фонды таких как «Фонд угнетенных» и «Фонд Шахида Сабо» не выпускают из поля зрения работу и с представителями исламистских кругов Таджикистана.1.

Иран и Таджикистан также плодотворно сотрудничаю и в рамках Организации экономического сотрудничества и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. В сентябре 2004 года Таджикистан председательствовал в Организации Экономического Сотрудничества, в это же время в Душанбе прошло 14-е заседание Совета министров иностранных дел ОЭС и 8-й саммит организации. В рамках этих мероприятий между Ираном и Таджикистаном продолжаются контакты на высшем, уровне.

Следует отметить, что, начиная с 2004 года, намного возрос уровень инвестиций частных компаний и фирм Ирана в экономику Таджикистана, особенно в областях легкой промышленности и птицеводства. Благодаря этиМ инвестициям сегодня в Таджикистане сданы в эксплуатацию линии по выработке масла, по переработке пищевых продуктов иранской компанией «Витано» в Душанбе, Кафернигане и в некоторых других районах республики.

Иранская телекоммуникационная компания «Порстел» активно включилась в оснащение и ввод в действие телекоммутаторских станций в Кафернигане, Оби-Гарме и г. Рогун. Есть договоренность о завершении строительства коммутатора на 5000 номеров в Таджикабаде и Джиргатале. Это компания также является главным поставщиком иранских телекоммуникационных оборудований в Таджикистан. Иранские фирмы также активно участвуют в строительстве жилых домов и ремонта гостиничных комплексов.

1 Амнийат дар Асийа-ие Макази. стр. 242.

В конце следует отметить, что Иран и Таджикистан на сегодняшний день сотрудничают в области гидроэнергетики, мелиорации, сельского хозяйства, авиаперевозок, туризма и др. Сотрудничество в этих областях год от года развивается и укрепляется на благо народов обеих стран.

Исходя из анализа процессов и перспектив взаимоотношений Ирана и Таджикистана, автор исследования считает основой взаимоотношений двух стран:

• концептуализация Средней Азии, в результате которой происходит размежевание в 20-х годах республик по языковому признаку, обуславливает ситуацию, при которой Таджикистан становится единственным персоязычным государством, окружённым тюркоязычными в рамках СССР. Как следствие, после развала указанной империи усиливаются тенденции к единению с культурно-родственными регионами;

• сближение с независимым Таджикистаном для ИРИ возможность укрепления' позиций в среднеазиатском регионе и, как следствие, в том числе выход из определённого рода изоляции.

Эти факторы служат основой для многостороннего и многоуровневого сотрудничества ИРИ и РТ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абухомид Абухомид. Основы политики. -Тегеран: изд.-во Туе, 1997.
  2. С. Иран-рождение Республики. М.: Политиздат, 1984.
  3. И. Сиёсати хоричии Хукумати Исломи. Техрон, 1983.
  4. Безопасность в Центральноазиатском регионе: опыт и практика в решении этнополитических конфликтов.//Материалы Ш Международной научной конференции, 8−10 июня 2004 г. Душанбе, 2005.
  5. С. А. Внешняя политика России в Странах СНГ. Душанбе, 2007.
  6. К.С. Введение в геополитику//Учебник для вузов. М.: Логос, 2002.
  7. К.С. Введение в политологию/УУчебник для вузов. М.: Логос, 2005.
  8. Гафуров Б.-Таджики. Кн. 1. Душанбе: Ирфон, 1989.
  9. . Таджики. Кн.2. Душанбе: Ирфон, 1989.
  10. Ю.Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса.//Нации и национализм/Б.Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.- Пер. с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой,' М. С. Панина, М. Б. Гнедовского М.: Праксис, 2002.
  11. П.Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки/М.Н.Губогло- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 2003.
  12. А., Салавохотов А. Стратегия национальной безопасности России на Юге//Журнал «Азия и Африка», № 1. 1997.
  13. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975.
  14. Е.А. Зороастрийцы в Иране. Историко-этнографический очерк. -М.: Наука, 1982.15.3айферт А. К, Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. Душанбе, 2003.
  15. . А. Интеграция в центральной Азии: политические аспекты. Душанбе, 2007.
  16. М.С. Иран сегодня. М.: изд.-во Наука, 1969.
  17. Х.У. Традиции инновации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006.
  18. Известия Академии наук республики Таджикистан. Сер. экономика и политология. № 3−4. Душанбе, 1996.
  19. Известия АН РТ: серия экономика политология № 3−4, 1996.
  20. М. «Газпром» как ТНК и страны Центральной Азии.//Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований, № 5 (47). Швеция: СА&СС Press, 2006.
  21. А. Ислам и политика в государствах Центральной Азии.• Центральная Азия и Кавказ.//По итогам международной конференции
  22. Европейского центра им. Джорджа К. Маршалла- 7−11 декабря 1998 г. -Германия: Гармиш-Партинкирхене, 1999.
  23. А.Н. Точикистон дар масири истик-лолият. Душанбе, 2000.
  24. А.Н. Дурнамои хамкорихои Ирон ва Руссия чихати рушд ва нумуъи минтакаи Осиёи Миёна.//Сиёсат ва равандхои чомеа. -Душанбе, 2001.
  25. А. Н. Рачабов Ш. А. Амният хамчун падидаи системаи ичтимои. Душанбе: Ирфон, 2007.
  26. A.M. Россия и Иран в контексте отношений с США и странами Запада.//Материалы 2-ой конференции «Круглого стола по Российско-Иранским отношениям». М., 1995.
  27. Мировая политика и международные отношения//Учеб.пособие. СПб, 2006.
  28. М. Об американо-иранских отношениях//1гап Focus. Лондон, 1998.
  29. Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент. Душанбе: Деваштич, 2004. t
  30. Е. Министр, которого оппозиция не критикует/Щентральная Азия и Кавказ, 25.09.1996.
  31. Ш. А., Махмадов А. Н. Безопасность как феномен социальной системы. Опыт социально-политического анализа. Душанбе, 2007.
  32. И.К. Экономика переходного периода: факторы и тенденции. Душанбе, 2004.
  33. Э.Ш. Размышления накануне десятилетия независимости. -http://www.tajikistan.ru/nezavrahsep.htm
  34. Э.Ш. Рохи рахои аз бухрони азими хамагони.//Точикистон дар рохи демократия ва чомеаи мутамаддин". Душанбе: Ирфон, 1996.
  35. Э.Ш. Суханронии Президенти ЧТ Э.Рахмон дар мачлиси Шурой сарони давлатхои аъзои Созмони Хамкории Шанхай. //Чумхурият Душанбе, 28 августа, 2008.
  36. Р. Тенденции развития ислама в Центральной Азии.//По итогам конференции Центра стратегических и политических исследований США. Центральная Азия и Кавказ, 4(5). Швеция, 1999.
  37. C.B. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.1
  38. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М. 2000.
  39. X., Махмадшоев Дж. Транформационные процессы в экономике Таджикистана./ЯДентральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований, № 2 (14). Швеция: СА&СС Press, 2006.
  40. Ф. Конец истории. Интернет-ресурс.
  41. Н. Записки по этнографии Персии. М.: Главная редакцияI
  42. Восточной лит-ры, изд-во Наука.
  43. Т. Геополитика и энергетическая дипломатия в Каспийско-Центрально-Азиатском регионе.//Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований, № 5 (47). -Швеция: СА&СС Press, 2006.
  44. П.Д. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 2003.
  45. Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и сменыпоколений. Душанбе: Ирфон, 2006.
  46. X. «Чумхурии Исломии ва Точикистон чашнхо ва манофеи Милли. Эрон./Юсиёи Маркази ва Кавказ. № 22. 1998
  47. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.//Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти тт. Т.6. -М., 1987.
  48. Э. Авторитарные/конституционные патримониальные режимы в государствах ЦА.//Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований, № 5 (47). Швеция: СА&СС Press, 2006.
  49. А. Проект США «Большая Южная Азия»: интересы стран ЦА и ключевых нерегиональных акторов./ЯДентральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований, № 5 (47). Швеция: СА&СС Press, 2006.
  50. С.С. Новой мировой порядок и стремления ИРИ в определении своей роли в современной системе международных отношений.// Вестник Таджикского госпедунверситета, № 8. Душанбе, 2000.
  51. С.С. Идеологический фактор в геополитике Исламской Республики Иран: Опыт социально-политического анализа. Душанбе: — Шарки Озод, 2002.
  52. С.С. Исламская Республика Иран и международный организации. Душанбе: Шарки Озод, 2001.
  53. Ятимов С. С. Персидский язык-главный источник обеспечения концепции национальных интересов в отношениях Таджикистана с
  54. Ираном.//Материалы междун.науч.конф. «Международные значение персидского языка». Тегеран, 2000.
  55. С.С. Идеологические основы внешней политики Исламской Республики Иран.//Автореф.дис.на.соис.учен.степ.кан.политич.наук. -Душанбе, 2001.
  56. С.С. Иран: хомейнизм и международная политика. Душанбе: Шарки озод, 2002.
  57. AjluijJ 4 1372 4cJj^ '(Jj^ (J^ .bS {•?JA А-лл&1? Jai. j (jbj jjjoujljllu^. J-VIJ
  58. Jliaa j ijj^jA Lgb^l djUilka LSJ^J ciW^W-. J*JJjl/HH-io j^JA (^gliktJ IxbkjLa — (jjlillJ — j3.1jjIuill5 jfcJA CSU"1'1366 JAU t^jjUjj jjjjj A-^JJ t j U^J^ .i 'LS^yA?
  59. J (^^L-ajal iajljj JjI^j AJjS*^ t^JJJ С jlSaa j ijjfrjA (jb^i J u11 .f1^ ' JJ^ C-H^J1
  60. J ¦ ^ j ¦¦ UjlxjUaA '(jlj&J '(Jjl t. ll) i4jlLa (^liuii («jljJjj) (jm-\ljjl ' .1370 «^'uai1994 U^LF- ^ jbujl t^jlluiSo-vlj. I jLa! ljul J (a Л (JlA.jiUj-a tUlljjl .Jjl ЦЛЬЬ ts-aUAjLul igjjg"0^ J (jUVtiluiti Лил JJJJA.1363Ji tbjjl c^^1 u^J
  61. Ajiijj CJIJLSIII .(jULuSLia.lj j (j! JJI ^gXiA^ja -LJIJJ tsjbL5L.. jlg-U S^LJjjoij
  62. Aia^a .jSI i (jLajLuj j (jjfijA (jUiJil 'i^i^J1 373 0*4-? '33 ujLui t^gjAjujijic. J (Jjaa.iajljj CiVlla kc. JA-ЪЛ ?^UjujI Aliila? J?jt> (j^Uaj Jjjlj ."ЦЛ tj^J^jS
  63. JlaJljjj j (jljjl dlbtJUa-a jSj-a .Ьхл^ J (jij^i cs^-^^
  64. A-^j? ijjLljl^ji! Ij jA&jjiI ^jLaJ) jl ji jlJ^aii j (jl^jl j-J .1jai n~ij?1356 S-1^ J j? o^jj 'u>Ju^ '←5J^W?» cHJJ^T^
  65. UJJJI (j (^lAjljul (Saxa. j L^OJJJIJILUI tljjVjJ^ (Jiijl^ijS I^JJJ I^j^OUJJSOS, 1371 j^is J uSjfcjA (^bjoil i-m t^La-la!j?j-a l^LijjjI (JSluixi A W CS^-*"1' .(.s^^-ujI uLijl j Cjjl jj ^^SLi&^a Cljjljt-a1371 '--'"'gpjl «u'j3 ' j^aa j
  66. JIJL^SLAIJ i<'¦ ¦' JJ^
  67. CjjIjjjlLall (jjj jujU-ui l’il t! jja^ t jlltxSv j-^lj .bjj t^aialLa1374
  68. Lluil C) VIA .1.1. iS^^i J '(jllu^j^lj .C—I^jjuiI t^jpi¦ i- ul) 1g o6? jbuuj1372 J& ' j&f-» jjj .(jAlkia j^jL-ojal ji^ t^pl
  69. JCLJi t (Jjl ?jLojuj ((Jjl (JU (jUU3 J jgl.Ji.ll dilxlUax A^aUL-aa jjjuo^Ij C^LoA1371t^jilc.1 jjLa j (jLuit)a. (1 c^^-ulLuIj .Ajlaa ?jLuluwi ?^lAj^uiS j lj ?^?j?^ya ^Lwil
  70. LH3 ' 1364 .J^I (j'jfr3 4-iLaU.j jjjjj JJ1375 J&A c-uLLUb
  71. Jjb jlja jla jl jA 3 j' %50 j. oojLijj j^b j jLwoak <(jLi ?jbj1 1 10 o3 J U1 J^ .uLti1 '(jT"1^.10 LV3 ciЫ о jiaj (Jl=>.5Lj jlj L jlj (jl (jJj^JJ o jl j-(sJLJI ?jjj j CjbJUsba -(52LJl ?jjj (?lgjLajLuj j jjJ? (^-«l¡-л t^liu&aaAj
  72. JlL^ajSl JaulJJ (JjK~i gclimJjia t jllaa j ^jS^a '(j^Ja^ .tWj^jj^l djjl jj LIIIJLUUJI jlaia j j^^V0 CILUJ! ¦ •*^ U^ AJ^a jtjjl^j tcJjl ^ t jllaa j jJ ?^ >члч| jlSa^) .LJaj ?^^ tjuac ?^"ju
  73. CLibtiUa^a jSj-a t (jliai5Lli.j uSLia. i (jb^-Э.jjLa dljjoii (jjuilj ^jajjlujljSj^ (^UujI1 20. jUajul J (jlJjl (д5оЛ JojIJJ (^IfLi .(jblJJUJJ J^tJJLJl (jjj CjIjUiijl .^sjjIj jJ .1 jj^-a tsJl!
  74. JLlbtSUa-a AJa^s (jlaas j (^IAjjjIS Clujjljj Alluj-a j? jt^jj jij-tal (sic. t^^aJalSjUaa j i^jSj^ (^u^i
  75. Aracchi S. Islamic Theo-Democratic: the political idwas of Abdul Ala-Al-Mawdudi//The Iranian journal of International Affairs, vol VIII, № 4.
  76. Afghanistan and PostSoviet Asia: Prospects and political evolution and the role of Islam. Washington D. C United States institute of peace, 1992.
  77. Ahmed R. The Taliban: Exporting extremism, foreign affairs//vol 28, № 304, November & December. 1999.
  78. Ahmad Rashid. The1 resurgence of central Asia islam of nationalism. -Karachi: Zed book, 1998.
  79. Akhavi S. Odeology and Iranian revolution//Iran since revolution. New York, 1985.
  80. Bell D. The end ideology. USA, 1960.
  81. Cottan R. Iran’s perception of super powers//Iran since revolution. New York, 1985. >(
  82. Gellner E. Nations and Nationalism: — Oxford, 1983.
  83. Ghavam A. Reform and revolution// The Iranian journal of International Affairs, vol II, № 2.
  84. Gordon C. Political and diplomatic history. New York, 1972.
  85. Grant R., Newland K. Gender and International Relations. Bloomington, 1991.
  86. Edward S. Allworth, central Asia, 200 years of Russian rule. Durham: Duke university press, 1989.
  87. Economic review Tajikistan//Intemational monetary found. Washington D.C., 1992.
  88. Economic review Tajikistan.//International monetary found. Washington D.C., 1922.
  89. Esposito J. The Islamic Republic of Iran and the west// The Iranian journal of International Affairs, vol V, № 4.
  90. Esposito J. The Persian Gulf war, Islamic Movement and the new world order// The Iranian journal of International Affairs, vol V, № 4.
  91. Hash D. Iran’s secret program//The conspiracy to wipe out the BahaMs castle. Cambridge, 1982.
  92. S. «The Local and the Global: Globalization and Ethnicity’V/In King Culture, Globalization and the World-System. London, 1998.
  93. Hannes, Adomeit. Russia as a «Great power» in world affairs images and reality.//International affairs. Vol.71, № 1, January. 1995.
  94. Human development report 1995. New York, Oxford university press, 1995.
  95. Hunt H.Michael. Ideology and foreigh policy. London: Yale University Press, 1987.
  96. Hunter T. Iran after Khomeini//published witg the Centre for Strategic and International Studies. «Washington D.C., 1996.
  97. Rakhmonov E. Yesterday and today of Tajiks//Tajiks in the mirror of history. Dushanbe, 1998.
  98. Rakhmonov E. National unity is our platform//speech at a meeting with intellectuals in book Tajiks in the mirror of history. Dushanbe, 1998.
  99. Robert.A Geography perspectives on soviet central Asia Rewtledge, 1992.146.1ngmar C. On Islam in Europe//speech delivered at IPIS. London, 1995.
  100. Karlw D. The analysis of international relations.//Englewood cliffs, NJ: Prentice hall 3rd edition., 1998.
  101. Karlw D. The analysis of international relations.// Englewood cliffs, NJ: Prentice hall 3rd edition. 1998.
  102. Kegley W., Wiltkopf A. American foreigh policy//Nortdark St. Marten Press. 1979.
  103. Kegley W. American Foreign Policy. London, 1979.
  104. Khatami S.M. Islam, Liberty and development//Iran News daily. 1999.
  105. Khumeini R. Islamic Government. London, 1992.
  106. Khumeini R. Islam and Revolution//Mizan Press. 1981.
  107. Khumeini R. The Iranian nation should be a model for other nations//Speech on the conference of World Liberation movement. 1980.
  108. Kurdish issue far from over//Tehran Times daily. 1999.
  109. Lotfollah K. Afrasiabi «Iran, GCC and ECO’V/Iranian journal of international affairs, Vol 21. 1992.
  110. Malleky A. Iran’s relations with Western Europe. 1998.
  111. Manheim K. Ideology and Utopia. London, 1976.
  112. Matizul I. Human rigts in Islamic law and International law: a comparative study//The Iranian Journal of International Affairs, vol III, № 4.
  113. Mawdudi A. Political theory of Islam. Lahore, 1968.
  114. Mohsenin M. Iran’s relations with Central Asia and Caucasus.//The Iranian journal of International Affairs, vol VII, № 4.
  115. Miller J. Ideology and foreign policy: some problems of the Reagan administration.-Canberra, 1982.163 .Raymond I. Peace and War: A theory of International relations. Garden City, 1973.
  116. Said E. Orientalism. New York, 1979. 165. Soviet demographic year book. — 1990.
  117. Stephen L.Bataldne. The newly independent states of Eurasia. Arizona: oryx., 1993.
  118. Stev S., Dark M. Foreign policy implementation. London, 1985.
  119. The United Nations and Human Rights. New York, 1995.
  120. To ignore or Elominate Islamists will only bwnwfit//Iran News daily. -1998.
  121. Yuval-Davis N. Gender and Nation. London, 1997.
Заполнить форму текущей работой