Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения
В последние десятилетия, в результате активизировавшихся миграционных процессов, в Татарстане сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи, грузины, молдаване, туркмены), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской… Читать ещё >
Содержание
- I. Введение
- 1. 1. Обоснование темы
- 1. 2. Цели и задачи реферата
- 1. 3. Краткая характеристика источников
- II. Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения
- 2. 1. Федеративное устройство РФ
- 2. 2. Условия объединения субъектов федерации в единое государство
- 2. 3. Причины, приведшие к многочисленным конфликтам в РФ
- 2. 4. Межнациональные конфликты в современной России
- 2. 4. 1. Чечня
- 2. 4. 2. Татарстан
- 2. 4. 3. Крымские татары
- 2. 4. 4. Приднестровье
- 1. 1. Обоснование темы
Тема федерализма и прав народов имеет особое значение для Российской Федерации с ее многонациональным населением (свыше 100 наций и народностей), где традиции федерализма не имеют глубоких исторических традиций, или, вернее сказать, отсутствуют.
Проблемы федеративной природы России, межнациональных отношений и национальной политики, прав человека, предотвращения и урегулирования этнонациональных конфликтов — основные аспекты современного развития нашей страны. В современной ситуации следует акцентировать внимание на политико-правовые коллизиях, которые возникают между Центром и субъектами Российской Федерации и являются показателем несовершенства федеративных отношений. Все это безусловно говорит об актуальности поднятой темы.
1.2 Цели и задачи реферата
Целью моего реферата является глубокий анализ межнациональных отношений в современной России. Я намерена рассмотреть в своей работе наиболее острые конфликты между центром и регионами, между отдельными регионами, приведшие к военным столкновениям и даже к локальным войнам.
Для достижения цели мною были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать федеративное устройство Российской Федерации по Конституции РФ
2. Детально рассмотреть основные положения Федеративного договора
3. Выделить причины, способствующие, нарастанию противоречий между центром и регионами
4. Рассмотреть конкретные межнациональные конфликты в современной России
5. Предложить пути решения межнациональных конфликтов
1.3. Краткая характеристика источников
В своей работе я использовала краткий политологический словарь, который помог мне разобраться в политической теминологии.
Была использована Конституция РФ с целью разобраться в федеративном устройстве РФ.
Использована свободная энциклопедия Википедия, чтобы разобраться в неясных понятиях.
Чтобы разобраться в сути российского федерализма использована журнальная статья Вагизова Р. «Федерализм и права народа».
В межнациональных конфликтах мне помогли разобраться следующие источники:
— Статья, выложенная на сайте Российского информационного агентства Новый регион 2 «В чем причины и суть приднестровского конфликта
— Книга Шевцова В. М. «Межнациональные конфликты: механизмы их разрешения»
— Книга Здравомыслова А. Г. и Матвеевой С. Я. «Национальные отношения. Межнациональные конфликты в России»
— Сайт Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан
— Статья из журнала «Известия Уральского государственного университета» Шарафулина М. М. «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения»
II Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения
2.1 Федеративное устройство РФ
Федерация одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).
По своему устройству Российская Федерация суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: а) города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург.
Отличие городов федерального назначения от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
б) края: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край в) области: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область
В настоящее время юридическое различие между краем и областью отсутствует. В Советском Союзе (в соответствии с Конституцией СССР 1977 ., гл. 11) такое различие существовало: автономная область могла входить в состав союзной республики либо края, но не области. В последнее время в России есть тенденция к укрупнению регионов, например из области и автономного округа чаще всего образуется единый край.
г) республики: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика Чувашия
Республики отличаются от других субъектов прежде всего тем, что являются национально-государственными образованиями (в отличие от других субъектов территориально-государственных образований) в составе России.
В статье 5 Конституции республики охарактеризованы как государства. На практике это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета. Однако, в отличие от прочих субъектов федерации, принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки. Другие субъекты такого права не имеют (см. ст. 68 Конституции Российской Федерации).
д) автономные области: Еврейская автономная область
Согласно пункту 3 статьи 66 конституции России по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон об автономной области. Однако в настоящий момент такой закон не принят.
К 1990 году в составе РСФСР находилось пять автономных областей:
Адыгейская АО,
Горно-Алтайская АО,
Еврейская АО,
Карачаево-Черкесская АО,
В дальнейшем все они, кроме Еврейской автономной области были преобразованы в республики Российской Федерации.
е) автономные округа: Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный оруг — Югра, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов.
Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.
2.2 Условия объединения субъектов федерации в единое государство
Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.
Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.
Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции Российской Федерации (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.
Реализован принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти се субъектов.
Список литературы
- В чем причины и суть приднестровского конфликта?//Новый регион 2 Российское информационное агенство. 2007 — http://www.nr2.ru/pmr/107 536.html
- Вагизов Р. Федерализм и права народов / Р. Вагизов // Журнал «Казанский федералист». 2004. — № 11
- Википедия свободная энциклопедия.- http://ru.wikipedia.org/
- Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Национальные отношения Межнациональные конфликты в России
- Конституция РФ
- Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан /Ассоциация национально-культурных объединений Республики Татарстан — http://www.anco-rt.ru/index.php?i=24
- Шевцов В. М. Межнациональные конфликты: механизм их разрешения. М., 1994.
- Шарафулин М. М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения / М. М. Шарафулин // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 45. С. 64−73.