Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность Российской Федерации в сфере внедрения новых энергетических технологий на внутригосударственном и международном уровнях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Территория России богата не только ископаемыми ресурсами, но, в еще большей степени, ресурсами возобновляемыми. Технически достижимые ресурсы ветровой энергии в России оцениваются в 16 млрд. МВт-ч. Самая длинная на Земле береговая линия, обилие ровных безлесных пространств, большие акватории внутренних озер и морей — всё это наиболее благоприятные места для размещения ветропарков. Значительный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Разработка и внедрение в практику новых энергетических технологий в России
    • 1. 1. Новые энергетические технологии в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития
    • 1. 2. Нормативно-правовая база использования новых энергетических технологий в Российской Федерации
    • 1. 3. Реализация на практике российских проектов в области внедрения новых энергетических технологий
  • Глава II. Роль новых технологий в мировой энергетической системе
    • 2. 1. Деятельность международных организаций и новые технологии в энергетике
    • 2. 2. Перспективы включения новых технологий в мировую энергетическую систему
  • Глава III. Взаимодействие России с государствами мира в области внедрения новых технологий в энергетике
    • 3. 1. Сотрудничество РФ и ЕС в сфере энергетики
    • 3. 2. Особенности взаимоотношений России и США в сфере использования новых энергетических технологий
    • 3. 3. Российское участие в развитии энергетики стран Азии

Деятельность Российской Федерации в сфере внедрения новых энергетических технологий на внутригосударственном и международном уровнях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы, связанные с взаимоотношениями государств в энергетической сфере занимают одно из центральных мест в современной мировой политике. При этом под энергетической сферой, как правило, понимаются торговые отношения, а главным образом экспортно-импортные операции по обороту углеводородного сырья, электроэнергий или других энергоносителей. В то же время, энергетическая сфера межгосударственных отношений значительно шире и включает в себя сотрудничество, направленное на разработку в внедрение в практику новых, в том числе возобновляемых источников энергии. К данной сфере следует также отнести сотрудничество в области ядерной энергетики.

Сложившаяся структура энергобаланса России представляется нерациональной, а порой и неэффективной. Из 1 тераватта производимой электроэнергии более 65% вырабатывают тепловые электростанции, примерно 18% гидроэлектростанции, около 16% атомные станции и только около 1-го процента все объекты альтернативной энергетики. По прогнозу, к 2010 году в России снизятся объемы добычи ископаемых энергоносителей, в первую очередь, природного газа. При сохранении экспортных обязательств это неминуемо приведет к существенному ограничению поставок энергоносителей на внутренний рынок и поставит под угрозу развитие экономики и энергетическую безопасность страны. Уже сегодня более 16 регионов России испытывают дефицит энергообеспечения. В ближайшие год-два этот кризис распространится на большинство регионов России. Не допустить его можно только вводом новых генерирующих мощностей на основе прогрессивных технологий, в первую очередь, возобновляемых источников энергии.

Принятая в 2003;м Правительством России Энергетическая стратегия требует серьезной корректировки, т.к. она по-прежнему ориентирована на все возрастающее потребление невозобновляемых энергетических ресурсов, ускоренное развитие атомной энергетики и не предполагает развития альтернативной энергетики на основе возобновляемых источников энергии. Более того, составители официальных документов порой демонстрируют непонимание самой сути альтернативных энергетических технологий. Так, энергетическая стратегия предусматривает увеличение использования в малоосвоенных районах торфа и дров, но не упоминает о масштабном внедрении альтернативной энергетики.

Экономику России, как в рамках научных исследований, так и на страницах печати, зачастую принято называть ресурсозависимой. В действительности же любая современная экономическая система является ресурсозависимой по своей сути и в первую очередь это касается национальных экономик. Данный факт усугубляется обострением конкуренции в рамках глобальной экономики и перемещением значительной части конфликтного потенциала современных международных отношений в экономическую сферу. Таким образом, в рамках современной международно-политической системы вопрос обеспеченности государства энергоресурсами становится центральной проблемой национальной безопасности.

Российская Федерация плотно вовлечена в мировой энергетический рынок, что определяется значительными запасами углеводородов и политикой их экспорта. Более того, значительная 4.

часть бюджета России формируется именно за счет экспорта энергоносителей. Поэтому любые значимые изменения в мировых энергетических технологиях могут оказать сильное влияние на российскую экономику. Речь здесь идет не только о замещении традиционных энергоносителей нетрадиционными, но и об изменении структуры рынка. В современных экономических условиях колебания цен на углеводородное сырье или широкое внедрение альтернативных по отношению к нему энергоносителей также оказывается напрямую связанным с вопросами национальной безопасности государства.

Практическую значимость исследования следует рассматривать в двух основных аспектах. Первый актуален в краткосрочной перспективе. Уже сейчас разного рода альтернативные энергетические проекты используются для ограничения потребления углеводородов странами-импортерами, нанося, в таком качестве, урон экономическим интересам государства. Участие России в подобных проектах позволяет оценивать степень их реалистичности и, соответственно, опасности для российского экспорта.

Второй аспект следует рассматривать в долгосрочной перспективе, когда реальной станет возможность исчерпания запасов нефти и газа. В таком случае разработка проектов" альтернативной энергетики становится актуальной для всех государств мира, а участие в международном сотрудничестве по данному вопросу расширяет возможности для собственных исследований.

В любом случае, исследования новых энергетических технологий являются определяющим фактором модернизации экономики в будущем.

Научная новизна исследования может быть представлена в нескольких основных аспектах:

• На основе анализа международно-правовых документов и статистических данных выявляются конкретные механизмы включения новых технологий в мировую энергетическую систему.

• Исследование особенностей внутрироссийского рынка энергоносителей позволило сделать вывод о существовании в его рамках значительного неосвоенного сектора альтернативных энергетических технологий.

• Автором впервые проводится комплексное исследование нормативно-правовой базы и конкретных практических мероприятий, связанных с внедрением в РФ новых энергетических технологий.

• Впервые на уровне диссертационного исследования происходит комплексный анализ двусторонних отношений РФ с ведущими государствами мира в области развития новых технологий в энергетике, включая их нормативно-правовую базу и совместные мероприятия.

• Автор впервые указывает на более успешное развитие трансграничных, международных проектов альтернативной энергетики с участием России в сравнении с внутригосударственными.

Объектом исследования является межгосударственное взаимодействие в энергетической сфере, а предметом — развитие взаимоотношений России с ведущими государствами мира в области разработки и внедрения новых энергетических технологий.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе взаимоотношений России с другими государствами в области новых энергетических технологий, а также изучении нормативно-правовых и экономических аспектов их б внедрения в практику. Достижение поставленной цели потребовало решения ряда исследовательских задач:

1. Оценить перспективы разработки и внедрения в экономику Российской Федерации новых энергетических технологий.

2. Охарактеризовать действующую в России нормативно-правовую базу использования новых энергетических технологий и практические усилия государства по их внедрению в практику.

3. Исследовать действующие в международном законодательстве механизмы нормативно-правового регулирования в области альтернативной энергетики.

4. Проанализировать основные механизмы сотрудничества РФ со странами Европы в области разработки новых энергетических технологий.

5. Изучить особенности взаимоотношений России и США в сфере использования новых энергетических технологий.

6. Дать оценку взаимоотношениям России и государств Азии в области альтернативной энергетики.

Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования Российской Федерации 25 декабря 1991 г. и до 2008 г. Приведенные временные рамки достаточно условны, поскольку сотрудничество РФ с различными государствами мира развивалось неравномерными темпами и его наиболее активные фазы приходились на разные временные периоды.

Степень изученности проблемы. В широком смысле проблема разработки и внедрения в практику альтернативных энергетических технологий достаточно изучена. Однако подавляющее большинство 7 исследований носят чисто технический, прикладной характер. Их авторы, неизбежно затрагивая проблему внедрения этих технологий в практику, говорят лишь о необходимости разработки международной нормативно-правовой базы или российского законодательства на общефедеральном уровне. Что же касается чисто исторических или политологических исследований, то в российской науке не существует крупных, комплексных исследовательских работ по данной тематике. Впрочем, для исследователя легко доступен ряд научных статей, представленных в профильных журналах, таких как «Энергосбережение»,.

Электроэнергетика", «Энергетическая политика» и др.

Эмпирическая база исследования включает оригинальные документы учреждений исполнительной и законодательной власти различных государств, а также международных организаций. В первую очередь следует подчеркнуть малое количество реально действующих нормативных актов в сфере альтернативной энергетики. В равнении с межгосударственными документами традиционной энергетики их число просто ничтожно. Тем не менее, можно выделить несколько групп источников:

К первой группе источников можно отнести документы ООН и ее дочерних структур, касающиеся проблем альтернативной энергетики и устойчивого развития. Эти документы касаются совместной работы государств мира в данной сфере, но как правило носят декларативный характер и отражают не истинное положение дел, а стратегические цели энергетической политики.

Вторую группу составляют документы властей Российской.

Федерации различных уровней. Характеризуя их нужно отметить, что профильных документов в сфере альтернативной или возобновляемой энергетики в России не существует. По этой 8 причине основу данной группы источников составляют документы различных смежных отраслей (электроэнергетики, гидроэнергетики, атомной энергетики и т. п.), также разного рода программы и планы развития.

Третья группа объединяет двусторонние документы по сотрудничеству России и других государств. При этом уровень межгосударственного взаимодействия может быть различным и регламентироваться в различных нормативно-правовых актах.

Четвертая группа источников включает интервью и заявления официальных лиц государств и международных организаций. К этой же группе можно отнести статистические и чисто естественнонаучные материалы касательно эффективности и перспектив внедрения в практику новых энергетических технологий.

Отдельного уточнения требует и сам термин «новые энергетические технологии». В целом, он близок к термину «альтернативная энергетика», однако употребление последнего в данном диссертационном исследовании представляется некорректным. Под альтернативной энергетикой понимаются любые технологии выработки энергии, использующие возобновляемые ресурсы планеты. Однако при таком подходе возникает сложность, связанная с ядерной энергетикой. На современном этапе исторического развития ее вполне можно отнести к альтернативным технологиям, что обусловлено разработкой новых экологичных реакторов и дешевизной в сравнении с разработкой углеводородных месторождений. На наш взгляд, термин «новые энергетические технологии» наиболее адекватно описывает весь комплекс разработок в области энергетики на неуглеводородной основе.

Методология диссертационного исследования основывается на представлении о четырех уровнях научного познания: философском, общенаучном, специально-научном и конкретно-проблемном.

Решение поставленных в диссертационном исследовании задач^ потребовало комплексного использования как общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также системного подхода, — так и специальных методов истории, политической науки, геополитики и других смежных дисциплин.

В анализе процессов в мировой энергетике, а также международной энергетической политике широко использовался метод многофакторного анализа, что дало возможность глубже оценить и сопоставить тенденции в сфере мирового потребления и производства энергетических ресурсов. В работе широко применялся метод классификации, что позволило классифицировать основные институты и центры мировой энергетической политики. Данный метод был также использован при определении комплексов взаимоотношений и интересов основных субъектов мировой энергетической политики и наиболее перспективных центров разработки альтернативных энергетических технологий. При анализе процессов конкуренции и сотрудничества в альтернативной энергетике был использован взятый из теории игр метод стратегического взаимодействия.

В ходе работы над диссертацией широко применялись экономико-статистические методы сбора и обработки информации, а также построения диаграмм и составления таблиц. Они оказались полезными при оценке перспектив практического использования новых энергетических технологий.

Среди методов исторических наук, применявшихся в настоящем диссертационном исследовании, необходимо отметить:

• хронологический метод, на основе которого происходит рассмотрение источников;

• сравнительно-исторический метод, использовавшийся при оценке различных периодов в развитии энергетических технологий;

• сопоставительный анализ, как основной метод изучения статистики и других материалов.

В целом, в ходе работы над заявленной проблематикой автор придерживался принципов объективности и научной доказательности, требующих сопоставления различных суждений и оценок, использования верифицируемых материалов.

Апробация результатов исследования. Основные научные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в ходе участия автора в конференциях и научных семинарах, организованных Нижегородским государственным университетом им. Н. И. Лобачевского. Особую роль в анализе заявленной проблематики имела научная стажировка автора в Институт Европы РАН (г. Москва).

Основные научные результаты исследования отражены в ряде научных авторских статей, а также в коллективной монографии «Европа: проблемы интеграции и развития».

В качестве основных положений диссертационного исследования на защиту выносятся следующие:

1. Вложения в разработку новых источников энергии являются весьма выгодными для России, несмотря на ресурсозависимый характер ее современной экономики. Причина этого не только в грядущем исчерпании углеводородных запасов, а в первую очередь в наличии в РФ огромного потенциала по возобновляемым источникам энергии (ветряной, солнечной, геотермальной и т. п.).

2. В современной правовой системе России не существует документа, регламентирующего работу над новыми источниками энергии и их внедрением в практику. Нормативно-правовая база подобных действий носит фрагментарный характер и нуждается в глубокой корректировке. Требуется принятие закона «Об альтернативной энергетике», разрабатывавшегося с 1993 г. и неоднократно отвергавшегося различными инстанциями.

3. Альтернативные энергетические проекты достаточно успешно работают в наиболее технологически развитых регионах мира. Особых успехов по их внедрению достигли государства ЕС. Это в перспективе может создать угрозу экспортным операциям России и должно побудить ее участвовать в этих проектах.

4. Международное сотрудничество России в сфере альтернативной энергетики с 2001;2002 гг. переживает определенный подъем. Происходит переход от подписания чисто декларативных документов к развитию реальных проектов. Однако это пока скорее заинтересованность, чем осознанная политическая стратегия. Деятельность правительства РФ в данной сфере нуждается в активизации.

Структура диссертационной работы определяется поставленными исследовательскими задачами. В целом работа разделена на введение, три главы, каждая из которых включает ряд подпунктов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Заключение

.

Объективная заинтересованность современной России в экспорте углеводородного сырья и, соответственно, в поддержании высоких цен на него не вызывает сомнений. Но этот факт не означает автоматического неприятия руководством страны любых альтернативных энергетических проектов. Более того, их развитие и широкое внедрение в практику есть объективное следствие технического прогресса и требует пристально внимания властной элиты.

Территория России богата не только ископаемыми ресурсами, но, в еще большей степени, ресурсами возобновляемыми. Технически достижимые ресурсы ветровой энергии в России оцениваются в 16 млрд. МВт-ч. Самая длинная на Земле береговая линия, обилие ровных безлесных пространств, большие акватории внутренних озер и морей — всё это наиболее благоприятные места для размещения ветропарков. Значительный потенциал имеет использование биомассы, которая представляет собой отходы лесной промышленности и сельского хозяйства, а также твердые городские и канализационные отходы. Агропромышленный комплекс России, весьма ресурсозатратный и производящий большое число отходов, может служить идеальной базой для развития подобного рода технологий. Значительные геотермальные ресурсы расположены в сейсмически активных областях на полуострове Камчатка, Курильских островах и Сахалине. Более 60% территории России, включая многие северные районы, характеризуются существенными среднегодовым поступлением солнечной энергии 3,5 — 4,5 кВт. В целом, технический потенциал солнечной энергии в России составляет не менее 2 ТВт и примерно в два раза превышает сегодняшнее суммарное энергопотребление по стране.

В России потенциально существует огромный, практически не освоенный рынок сбыта для альтернативных энергетических технологий. Речь* идет в первую очередь об отдаленных и плохо освоенных районах в т. ч. районах крайнего севера. Неразвитость традиционных энергосетей и суровые климатические условия делают выгодным использование малогабаритных энергетических установок. Около 70% территории России с населением около 22 млн. человек не охвачено и в перспективе не может быть охвачено централизованным энергоснабжением. Более половины энергосистем России испытывают дефицит электрической мощности, а в четверти региональных энергосистем дефицит достигает 50 и более процентов. Электропотребление сельского жителя России в два раза ниже, чем городского, что прямо влияет на низкую продуктивность сельского хозяйства и сопряженных с нм отраслей.

В России предпринималось несколько попыток ввести в действие законы, стимулирующие развитие возобновляемой энергии.

В 1999 г. президент Борис Ельцин наложил вето на законопроект «О государственной политике в области использования нетрадиционных, возобновляемых источников энергии», принятый.

Государственной думой. Администрация Владимира Путина, озабоченная решением других неотложных задач, не внесла документ для повторного обсуждения, и в октябре 2003 года он был снят с повестки дня Госдумы. В январе 2005;го парламенту был предложен другой законопроект — «Об альтернативном топливе для двигателей», однако в сентябре 2007 года правительство отозвало документ на том основании, что в нем отсутствуют четкие формулировки и он плохо проработан. Нормативно-правовая база в данной сфере носит фрагментарный характер, включая отдельные положения таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон «Об энергосбережении», федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002;2005 годы и на перспективу до 2010 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» и др.

Концептуальный документ политики России в энергетической сфере — Энергетическая стратегия России уделяет совершенно недостаточно внимания проблемам альтернативной энергетики. В документе говорится о необходимости разработки качественно новых технологий, обеспечивающих ускоренное техническое перевооружение действующих и создание новых объектов энергетики, а также резкое повышение эффективности энергоиспользования. Однако фактически авторы документа не идут дальше декларативных заявлений, а единственным практических шагом стало планирование законодательного установления обязательных инновационных дифференцированных отчислений от хозяйственной деятельности в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) в размере от 0,5% до 1,5% от себестоимости продукции (с включением их в себестоимость, в цены и тарифы).

Главным направлением развития отечественной энергетики по-прежнему остается развитие традиционных методов производства энергии (с использованием нефти, газа, угля и атомной энергетики). Более того, под развитием нетрадиционных возобновляемых источников энергии порой понимается рост использования торфяников и традиционных дров, для чего расширяется сеть топливных складов и производство различного рода торфяного и древесного топлива.

В то же время во многих государствах мира, а также в рамках международных организаций ведется обширная работа по внедрению новых энергетических технологий. Выработанная ООН и принятая Генеральной Ассамблеей «Концепция устойчивого развития» служит сейчас как основным критерием при определении цели и задач человечества в альтернативной энергетике, так и сводом основных принципов будущего мира, в котором нетрадиционным источникам энергии отводится заметное место. Решения «Большой Восьмерки» и других международных организаций, конечно, не расходятся с принятой ООН концепцией.

Огромное значение имела состоявшаяся 26 августа- 4 сентября 2004 года встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге была выработана «Декларация по устойчивому развитию», а также план действий по выполнению решений Всемирной встречи на высшем уровне. Эти решения стали базисом координации усилий всего мирового сообщества по поиску путей устойчивого развития. Согласно данным документам, возобновляемым источникам энергии отводилась заметная роль в разработке сценариев преодоления неустойчивых сценариев потребления и производства, а также в охране и рациональном использовании ресурсной базы планеты Земля.

Среди других значимых международных организаций, вовлеченных в процесс разработки в внедрения в практику альтернативной энергетики можно назвать «Большую Восьмерку», Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и более специализированное международное энергетическое агентство (МЭА), Европейский Союз.

Планомерная работа в данном направлении дает весьма ощутимые результаты. За период с 1990 по 2000 год мировое.

144 потребление энергии ветра выросло на 25%, солнечной энергии — на 20%, геотермальной энергии — на 4%. Для сравнения, прирост потребления нефти составил 1%, газа — 2%. Ныне энергии, добываемой в мире из альтернативных источников — ветра, солнца, биомассы и пр. достаточно для того, чтобы обеспечить электроэнергией 300 млн. домов. По оценкам исследовательского Worldwatch Institute, в 2003 году примерно $ 20.3 млрд. было направлено на закупку оборудования, необходимого для производства энергии из возобновляемых источников. Это около 17%) от суммы общих инвестиций в энергетический сектор мировой экономики. Предполагается, что в течении следующего десятилетия капиталовложения в «чистую» энергетику достигнут $ 80.5 млрд.

Одним из косвенных доказательств того, что альтернативная энергетика стала коммерчески привлекательным полем для инвестиций, является анализ структуры данного рынка: на него вышли крупные компании — примерно 27% мирового рынка производства солнечных батарей контролирует японская корпорация Sharp Corporation, американская General Electric стала мировым лидером в производстве оборудования для ветряных электростанций.

Что касается отношений РФ с другими государствами в сфере альтернативной энергетики, то в первую очередь следует отметить неравномерный характер их развития. С некоторыми государствами действуют профильные соглашения, детально регламентирующие отношения в данной области и деятельность специализированных органов (к примеру «Соглашение между правительством Российской.

Федерации и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергетики" или «Приложение к.

Соглашению между Правительством Российской Федерации и.

Правительством Соединенных Штатов Америки о научно.

145 техническом сотрудничестве в области топлива и энергии"). С другими же не существует четких договоренностей даже о сотрудничестве в энергетике в целом. Наиболее высокий уровень сотрудничества характерен для отношений РФ-США и РФ-ЕС.

Сотрудничество с ЕС становится для России весьма важным, благодаря возможности не только перенимать зарубежный опыт, но и подстроиться под меняющуюся структуру европейского энергетического рынка. На современном этапе как нормативно-правовая база, так и практическая деятельность РФ в сфере внедрения альтернативной энергетики находится на самых ранних стадиях формирования. В то же время в рамках Европейского союза достигнуты, пусть не принципиальные, но весьма значимые успехи в данной сфере.

Сотрудничество в энергетической сфере всегда было одним из приоритетов российско-американских отношений и продолжает оставаться таковым. Система межгосударственных соглашений, а также специализированные органы, такие как Российско-американский инновационный совет по высоким технологиям (ИСВТ) способствуют его дальнейшему развитию.

Страны Азии находятся в числе передовых как по уже достигнутым результатам в использовании альтернативной энергии, так и по перспективам ее использования и государственной поддержки реализации соответствующих проектов. Одной из особенностей Азии в сравнении с другими регионами является повышенное внимание к ядерной энергетике. Это является еще одной возможностью для расширения сотрудничества с Россией.

Российское же участие в росте различных сегментов энергоотрасли азиатских стран пока недостаточно активно, за исключением атомной электроэнергетики. При этом существуют и другие.

146 возможности. К примеру, Филиппины собираются стать крупнейшим в Азии производителем энергии за счет ветра. В стране находятся 16 перспективных для инвестирования объектов, общей мощностью 345 мегаватт, и на севере уже существует одна ветростанция.

Представляется, что расширение российского участия в совместных многосторонних и двусторонних проектах с азиатскими странами может произойти при следовании следующим принципам:

• Опора на высокие технологии.

• Максимальный учет местной специфики для каждой страны.

• Кооперирование усилий за счет расширения круга участников, в том числе с привлечением европейских и американских партнеров.

• Государственная поддержка во всех странах реализующих конкретный проект.

Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время сложилась весьма странная ситуация, когда межгосударственные документы с участием России предоставляют более широкую нормативно-правововую базу для альтернативной энергетики чем внутреннее законодательство. Подобная ситуация настоятельно требует внимания властной элиты РФ для решения четырех основных задач:

• Четко определить национальные приоритеты государства в данной сфере.

• Разработать и принять новое законодательство, которое создаст более прочную нормативно-правововую базу для субсидирования этой отрасли и стимулирования инвестиций в производство нетрадиционных энергоресурсов.

• Путем направленной PR-компании заинтересовать российское общество проблемами энергоэффективности и приобретения новых компактных источников энергии.

• Прилагать усилия к развитию партнерства между российскими компаниями и международными корпорациями, призванного дать импульс развитию жизнеспособного рынка.

Если руководство по-прежнему будет делать акцент на добычу нефти и газа, а государственный бюджет — полагаться преимущественно на налоговые поступления от этих отраслей, у российского бизнеса не появятся стимулы для инноваций в области крупномасштабного производства новых источников энергии. Однако в будущем по мере того как внутренние цены на газ будут расти, а стоимость генерации возобновляемой энергии станет падать, ее доля в общем производстве должна увеличиться. Это — объективный процесс технологического развития человечества и участвовать в нем необходимо для сохранения и дальнейшего развития государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документы Документы Российской Федерации
  2. Закон Алтайского края «Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае» // Информационно-аналитический сайт, www.ecoclub.nsu.ru
  3. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика». — М.: ГУ ИЭС, 2001.
  4. Постановление правительства РФ о федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на 2002−2005 годы и на перспективу до 2010 года // Российская газета — 11.12.2001 — № 2 4 3 .
  5. Приложение к Основным положениям Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Прил. к обществ.-дел. журн. «Энергетическая политика» — М.: ГУ ИЭС 2003.
  6. Федеральная целевая программа «Международный термоядерный реактор ИТЭР"// http://nature.web.ru:8001/db/msg.html?mid=1 169 270&s=
  7. Федеральный Закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Собрание законодательства РФ. -08.04.1996. — № 15, ст. 1551.
  8. Федеральный закон РФ № 35 «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. -1 апреля 2003 -№ 3174. Документы ООН
  9. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию // Официальный сайт ООН/ www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf
  10. Повестка дня на XXI век. Принята конференцией ООН по окрудающей среде и развитию в Рио-де Жанейро // http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/ Документы международных организаций и государств Европы и российско-европейского сотрудничества
  11. Белая книга ЕС по источникам возобновляемой энергии // • Центр солнечной энергии «Интерсоларцентр». Официальный интернет-сайт, www.intersolar.ru
  12. Директива Европейского парламента «О мерах по стимулированию использования биологического топлива и других видов возобновляемого топлива в транспортном секторе» // Russian Baltics in European Union, www.ruseu.org
  13. Европейская энергетическая хартия // Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты www. innovbusiness .ru
  14. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о согласии от 6 февраля 1992 года // Инновации и предпринимательство: гранты, технологии, патенты www.innovbusiness.ru
  15. Соглашение между правительством Российской Федерации и. правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергетики // Официальный сайт МИД РФ www.mid.ru
  16. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом // Официальный интернет-сайт МИД РФ www.mid.ru
  17. IV заседание Российско-Американского инновационного совета по высоким технологиям. Федеральное агентство по науке и новациям. Сообщение пресс-службы. // http://www.fasi.gov.ru/international/r-a/
  18. Декларация о стратегических рамках российско- американских отношений // Официальный сайт Президента РФ www.kremlin.ru
  19. Меморандум о сотрудничестве между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией в области технологий и инноваций // Официальный сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  20. Приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии // Интернет-сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  21. Совместное заявление президента РФ Владимира Путина и президента США Джорджа Буша о развитии российско-американского энергетического диалога // Интернет-сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  22. Совместное заявление президента РФ Владимира Путина и президента США Джорджа Буша по сотрудничеству в энергетике // Интернет-сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  23. Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки о начале энергетического диалога // Интернет-сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  24. Интервью генерального директора Национальной инновационной компании «Новые энергетические проекты», члена-корреспондента РАН Борис Кузыка // Энергополис. -июль-август 2008. — № 11−12.
  25. Ответы официального представителя М И Д России А. В. Яковенко на вопросы НТВ в связи с визитом в Россию Министра энергетики США Абрахама. Информационный бюллетень М И Д РФ от 30 июля 2002 г. // Официальный сайт М И Д РФ. www.mid.ru
  26. Российско-французские отношения. Справочная информация. // Официальный сайт М И Д РФ www.mid.ru П. Исследования
  27. Илларионов, С И. Россия и Америка на глобальной шахматной доске / С И. Илларионов. — М.: ПрофЭко, 2003.
  28. , А.И. Моделирование экономической устойчивости систем энергетики / А. И. Карпович. — Н. Новгород: НГТУ, 2006.
  29. , А.Ф., Погорелый, В.И. Глобальная энергия в промышленности: Монография. / А. Ф. Кичигин, В. И. Погорелый — К.: Кондор, 2004.
  30. , В.М. Теплогенерирующие установки систем теплоснабжения / В. М. Фокин. — М.: Машиностроение-1, 2006.
  31. , Н.П. Цивилизация, энергетика, климат в XXI веке. / Н. П. Шаманов. — М.: Радио и связь, 2007. Ш. Статьи
  32. Альтернативная энергетика // «Фабрика мысли» — инновационный проект партии «Единая PoccM"/http://www.fabrikamisli.ru/works/energy/
  33. Альтернативная энергетика: «зеленый пузырь» США? // Портал «Стратегия будущего"/ http://future.fcos.ru/content/view/153/256/
  34. Анализ зарубежных законодательных актов в области энергосбережения // www.energetica.ru/rus/conf_2003-l_itogi/sarn_vas.rtf
  35. АтомСтройЭкспорт. Ядерный рынок — перспективы /http: //www.atomstroyexport.ru/nuclear_market/prospects/
  36. , П.П. Аналитический доклад «нетрадиционные возобновляемые источники энергии» // Информационно-аналитический сайт www.ecoenergy.ru
  37. В Европе увеличат удельный вес альтернативной энергетики // Портал «Deutsche Welle"/ http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,2 332 298,00.html
  38. В поисках новых энергий. // Система федеральных образовательных порталов/ http://www.humanities.edu.ru/db/msg/62 786.
  39. В Росатоме развиваются элементы водородной экономики // Официальный сайт агентства по атомной энергии Российской Федерации http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=32 300
  40. Великая топливная революция // Новости сахарного рынка от sugar monitoring isco-i/ http://www.isco-i.ru/free/lirik/lirik01/lir32.htm
  41. Взгляд экологов на грандиозные планы развития атомной энергетики России // Официальный сайт «Радио Свободы» http://www.svobodanews.ru/Transcript/2008/08/01/2 008 080 112 464 7633.html
  42. Внешэкономбанк даст денег на строительство АЭС за рубежом/Шортал «Время новостей» // www.lenta.ru/news/2006/06/01/veb/
  43. , Т. Возобновляемая энергия и будущее России / Т. Гати // Россия в глобальной политике — июль-август 2008 -т.6, № 4.
  44. Денежный ветер // Европа-журнал европейского союза http://www.delrus.ec.europa.eu/em/52/eul548.htm
  45. ЕС поддерживает политику использования возобновляемых источников энергии в РФ // Независимая газета. Официальный интернет-сайт, www.ng.ru
  46. , В.Л. Российско-американские отношения: что впереди? // Международная жизнь. — 2003. — № 9−10. — 147−156.
  47. Китай намерен удвоить к 2020 году мощности ядерной энергетики страны. /Официальный портал Минатома // www.minatom.ru
  48. , М. Н. Роль возобновляемых источников энергии в российской и европейской системах энергоснабжения / М. Н. Комолова // Энергосбережение — № 3. -2007.
  49. Круглый стол. Применение альтернативных источников энергии в энергетике Урала // Итар-Тасс ypan/http://www.itartass.ur.ru/press/?id=795
  50. Минпромэнерго предлагает государству поддержать возобновляемые источники энергии // http://www.bellona.ru/imagearchive
  51. М и х, а й л о в, С В. П р, а в о в ы е, а с п е к т ы п р о б л е м ы дисбаланса оптового рынка электроэнергии / М и х, а й л о в, С В. // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа. — июль-август 2003. — № 2.
  52. МЭП: Российско-Французский институт энергетической дипломатии. Совместный учебный центр открывает путь к энергетическому образованию мирового уровня http://www.wep.rU/arhiv/2002/7/726.shtml
  53. Нетрадиционная энергетика в странах ЕС: экономическое стимулирование развития // Электронный журнал «Экологические системы/www. esco-ecosys.narod.ru/20072/art3 5 .htm 54. Первая международная специализированная выставка «Альтернативная Энергия"/ http://www.alt-energy.ru/file_items/show/6
  54. Перспективы энергетических технологий // Официальный сайт международного энергетического агентства/ iea.org/Textbase/techno/etp/ETP_2008_Exec_Sum_russian.pdf
  55. Проблемы энергетической безопасности и альтернативная энергетика в Кыргызской Республике //http://www.istc.kg/pages/events/s04doc/Akkoziev.doc.
  56. Путин: на развитие атомной отрасли будет выделено около триллиона рублей // Портал «Рамблер. Финансы"/п1хр://1тапсе. rambler.ru/news/energy /23 463 284.html
  57. Путин: Россия на втором месте по развитию атомной энергетики / Портал «Рамблер. OHHaHCbi"/http://finance.rambler.ru/news/energy/23 463 284.html
  58. Развитие альтернативных источников энергии и переход к высокотехнологичной экономике // НО «Топливно-энергетический Союз», www.topenergo.ru
  59. Ренессанс атомной энергетики // Официальный сайт М И Д РФ http://media.mid.ru/ae.html
  60. , Т.А. Россия и ЕС: диалог на разных языках / Т. А. Романова — Россия в глобальной политике. — № 6. — ноябрь-декабрь 2006.
  61. Россия включается в водородный проект // Портал «Правда.Ру» /http ://www.pravda.ru/economics/industry/power-engineering/16−07−2007/231 882-plug-0
  62. Сибирь становится центром развития новой для России отрасли — солнечной энергетикшУИнформационное агентство «ФК Новости"// http://www.fcinfo.ru/
  63. , В.Ф. Энергосбережение на уровне производителя и потребителя /В.Ф. Смирнов // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2000. — № 11 .-С. 10−13.
  64. Татарстан озаботился поисками альтернативных источников энергии. Участники АРЕ проявили к этому интерес // Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан/ http://www.cetrt.rU/news/l 880/
  65. Турецкие парламентарии одобрили идею строительства нескольких АЭС/Официальный портал Минатома // www.minatom.ru
  66. , Л.Н. Региональная компонента управления устойчивым энергосбережением / Л. Н. Чернышев // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2000 — № 10.
  67. , А. Энергетика России: проблемы и перспективы // Журнал «Медиа-фактор» Интернет-сайт http://factor-media.ru/index.php? option=com_content&task=^iew&id=353&Itemid=5
  68. Южный ренессанс нетрадиционной энергетики // Портал «Конкурс Русских HHOOBa4Hfi"/http://www.inno.ru/press/articles/document31307/
  69. Ядерный бум смещается в Азию // Официальный сайт «Российской Газеты» http://www.rg.ru/2004/06/28/atom-energia.html Интернет-сайт
  70. Официальный сайт «Гринпис-Россия"// http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/18 269
  71. Официальный сайт российского агентства ИТЭР// http ://www. iterrf. ru/struktura-iter/struktura- iter-. html
Заполнить форму текущей работой