Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Публицистика Л. Н. Толстого 1890-1910-го годов: Темы, проблемы, стиль

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Го годов. f. Отведя в 1890-е годы своему литературно-художественному твор честву второстепенную роль, Л. Толстой, тем не менее, не смог полностью изолировать один вид писательской деятельности от другого. Эта спаян ность, связь художественного и публицистического сразу же обнаружива ется в их проблемно-тематическом единстве.' Бахтин М. Статьи о Льве Толстом // Дон, 1988, № 10, с. 164.^ Буланов… Читать ещё >

Содержание

  • ЧАСТЬ 1. Литературно-художественная основа публицистических серий и циклов «позднего» Л.Н. Толстого
    • 1. Социально-исторические и религиозно-философские истоки публицистики «позднего"Л.Н. Толстого
    • 2. Нравственно-социальный диапазон публицистики писателя 1890−1910-го гг
    • 3. Проблематика религиозно-философских публицистических произведений 1890−1910-го гг. в творчестве Л.Н. Толстого
  • ЧАСТЬ 2. Стилевое своеобразие публицистики «позднего» Л.И. Толстого
    • 1. Жанровая типология и композиционное своеобразие публицистических произведений Л.Н. Толстого
  • 1910-го гг
    • 2. Изобразительно-выразительные средства публицистики писателя 1890−1910-го гг

Публицистика Л. Н. Толстого 1890-1910-го годов: Темы, проблемы, стиль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Публицистика Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов в отечественном литературоведении была представлена не так масштабно, как она того заслуживает.

Современники Льва Толстого, научные труды которых вышли в свет до 1917 года, большей частью уделяли внимание его религиозно-философским взглядам, а не собственно публицистическим произведениям. Зачастую многие исследователи считали Толстого сильным писателем, но слабым мыслителем, указывая на свойственные ему противоречия в системе религиозного мировоззрения1.

Зачастую взгляды Л. Н. Толстого оценивали как «преступление против человечества" — чаще всего это касалось толстовской точки зрения на частную собственность, государство и смертную казнь, считалось, что «тысячи крестьян, рабочих и прочих тружеников России» попадают, веря Толстому, «в объятья государственного бунта против власти, против соб.

Еще при жизни Л. Н. Толстого в связи с его юбилеем французская газета «Autorite» писала: «Гений Толстого как писателя неоспорим, и мы почитаем за честь приветствовать его как такового по случаю его восьмидесятилетнего юбилея. Но увы, тем глубже и ужаснее будет влияние его как философа-учителя, насадителя разрушительных теорий. Жан-Жак Руссо своей чувствительно-слащавой философией довел Францию до ужасов 1793 года. Дай бог, чтобы доктрина изобретенной Толстым любви не разразилась над Россией столь же трагическими последствиями!» // Прийма Ф. Я. Русская литература на Западе. Статьи и разыскания. Л., 1970. С. 187. ственности, против податей"1. С другой стороны, в работах П. Е. Астафьева, Н. Я. Грота, С. Н. Булгакова, М. М. Бородкина, Р. А. Дистерло, А. Карташева, М. П. Изюмова, Н. М. Минского, Ф. П. Преображенского, С. И. Церетелева, Л. С. Юшкевича и других можно найти и несколько иной подход к анализу мировоззрения Л. Н. Толстого. По мнению этих исследователей, Толстой был весьма далек от политики: больше всего его интересовали вопросы нравственности и религии. Личность Толстого изображалась ими как личность, погруженная «в абсолютизм этики и религии"2.

Более того, А. С. Пругавин, Н. А. Бердяев и В. Булгаков считали Л. Н. Толстого религиозным реформатором, говоря языком С. Н. Булгакова, -«живым символом религиозных исканий"3.

Айвазов И. Кто такой Толстой? // Русское знамя. 1908.28 августа.С. 1- Григорьев К. Анархизм графа Толстого. Казань, 1905; Карницкий М. Преступление Льва Толстого. Социально-экономический этюд. СПб, 1911. Дистерло Р. А. Граф Толстой как художник и моралист. СПБ., 1887- Церетелев С. И. Нравственная философия графа Л. Н. Толстого. М., 1889- Астафьев П. Е. Учение графа Толстого в его целом. М., 1892- Грот Н. Я. Нравственный идеал нашего времени. М., 1893- Преображенский Ф. П. Граф Толстой как мыслитель-моралист. М., 1893- Бородкин М. М. Граф Л.Н.Толстой как учитель жизни. СПб, 1897- Изюмов М. П. Учение графа Л. Н. Толстого о непротивлении. Витебск, 1901; Булгаков С. Н. Человек и человеко-зверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого. М., 1913; Булгаков С. Н. Интеллигенция и революция // Русская мысль, 1908, № 13- Каташев А, Толстой как богослов // Речь, 1908, 27 августаМинский Н, М. Толстой и реформация. М., 1910; Юшкевич П. С. Религиозные искания Толстого // Юшкевич П. С. Мировоззрение и мировоззрения. Очерки и характеристики. СПб, 1912.

3 Пругавин А. С. О Льве Толстом и толстовстве. М., 1911; Бердяев Н. А. Ветхий и Новый завет в религиозном сознании Л. Толстого // Вопросы литературы,.

Один из современников Л. Н. Толстого — С. Н. Кривенко — писал, что толстовство носит сектанский характер и поэтому обречено1. Непримирима в оценке религиозных взглядов Л. Н. Толстого была и Русская Православная Церковь: яростные попытки великого мисателя создать «новую религию» в противовес Христианской Церкви воспринимались как богоборческие, раскольнические и кощунственные .

Интересными исследованиями можно считать и те, авторы которых сопоставляют мировоззренческие позиции Толстого и Маркса, Толстого и Ницше. Так, Г. В. Плеханов выступил с рядом работ, в которых выражал протест против попыток тех, кто видел* в Толстом «учителя жизни» и показал принципиальную разницу между идеями Толстого и Маркса3. В свою очередь, В. Щеглов ставит Л. Толстого в один ряд с Фридрихом Ницше. Сопоставление концепций Л. Н. Толстого и Ф. Ницше можно обнаружить и в работах Л. И. Шестова, Н. Я. Грота и Д.С.Мережковского4.

После 1917 года многие исследования о жизни и творчестве Толстого носили обличительный характер. Авторы работ данной направленности, ссылаясь на тезис В. И. Ленина о «дворянской реакционности Толсто.

1989, № 4- Булгаков В. Толстой-моралист. М., 1923; Булгаков С. Н. Л. Н. Толстой. СПб, 19J2.

1 Кривенко С. Н. Против толстовства. СПб, 1908. п.

Письма Победоносцева к Александру III. М, 1926, т. 2, с. 253- Духовная трагедия Льва Толстого. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Отчий дом», 1995, с. 71−272.

Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Худ.лит., 1958, т. 5.

4 Щеглов В. Граф Л. Н. Толстой и Ф.Ницше. Ярославль, 1897- Шестов Л. И. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше. СПб, 1905; Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. М., 1893- Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. го", стремились доказать враждебность мировоззрения Толстого <<деду демократии и пролетариата"1. Именно в 1920;1930;е гг. родился и получил право на существование призыв ограничиться изучением художественного творчества писателя, а Толстого как мыслителя «мы целиком и полностью должны отвергнуть"2. Тем не менее, имела место и совершенно противоположная точка зрения: А. В. Луначарский выступал против забвения Толстого-мыслителя и призывал «проанализировать и разобраться весьма тонко во всем многообразном комплексе, который мы называем Львом Толстым и его наследием"3.

Послевоенные работы, посвященные жизни и творчеству Л. Н. Толстого, безусловно, бнесли огромный вклад в изучение общественно-политических, религиозных, нравственных взглядов писателя. Многие исследования представляют собой комплексный анализ наследия Л. Н. Толстого, особенно его художественных сочинений, педагогических и эстетических работ4.

Фриче В.М. Л. Н. Толстой. Сборник статей. М., 1929; Львов-Рогачевский Л. В. От усадьбы к избе. Лев Толстой. М., 1928; Короткое Г. Толстой и пролетариат. Л., 1928; Киреев Д.Л. Л. Толстой. Жизнь, литературная деятельность, миросозерцание. М.-Л., 1928; Мартынов А. Лев Толстой как памятник исторического прошлого // Коммунистическая революция. М., 1928, № 6, мартКвитко Д. Ю. Философия Толстого. М., 1930.

Бондарев Д. А. Толстой и современность. Л., 1928, с. 35.

Литературное, наследство. М.: Художественная литература, 1961 т. 69, кн. 2, с. ^.

407.

4 Куприянова Е. Н. Молодой Толстой. Тула, 1956; Куприянова Е. Н. Лев Толстой и социализм // Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969; Куприянова Е. Н. Эстетика Л.Н.Толстого. М., 1975; Опульская Л. Л. Мировоззрение Л.Н.Толстого // История философии. М., 1959, т. 4- Опульская Л. Д. Л. Н. Толстой, материалы к биографии с 1886 по 1892 год. М., 1979; Опульская.

Л.Д, Идейно-художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Воскресение» // Л. Н. Толстой. Сборник статей. М., 1956; Бурсов Б .И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод.1847−1862. М., 1960; Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1960; Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1963; Асмус В. Ф. Мировоззрение Толстого // Избранные философские труды. М., 1969; Шкоринов В. П. Общественно-политические взгляды Л. Н. Толстого в свете ленинских оценок // Ученые зап. Шахтинск. пед. ин-та, 1961, т. З, в, 3- Арденс Н. Н. Творческий путьЛ.Н.Толстого. М., 1962; Овсянников М. Ф. Л. Н. Толстой // История философии в ССР. М., 1968, т. ЗГалактионов А.А., Никанд^в П. Ф. Русская философия 11−19 вв. Л., 1970; Полтавцев А. С. Философское мировоззрение Л. Н. Толстого. Харьков, 1974; Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974; Щиланов Н. Я, Философские искания Л. Н. Толстого // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия, 1979, № 1- Толпыкина Т. Ф. Философия Л.Н.Толстого. Канд. дис. М., 1965; Кучина Л. И. Социальная философия Л. Н. Толстого. Канд. дис. Л., 1970; Билинкис Я. С. О творчестве Л. Н. Толстого. Очерки. Л., 1959; БыЧков С. Л. Толстой. Очерк творчества. М., 1954; Виноградов И. И. Главная из наук: о нравственных исканиях Л. Толстого // Литературная учеба, 1980, № 5- Виноградов И. И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987; Виноградов И. И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л. Н. Толстого. М., 1981; Гаврюшин Н. К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии, 1992, № 4: Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой, художественно-этические искания. Д., 1981; Гусейнов А. Учение Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием // Свободная мысль, 194, № 6- Давыдов Ю. Макс Вебер и Лев Толстой. К проблеме соотношения этики убеждения и этики ответственности // Вопросы литературы, 1994, № 1- Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 198, т.4- Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традици. М., 1983; Козлов Н. С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М., 1985; Концевич И. М, Госудрство в государстве. О религии Толстого // Кубань, 1992, № 3−4- Кудрявая Н. В. Религиозно-нравственное учение.

Однако, несмотря на немалый объем сделанного нашими литературоведами и философами, публицистика «позднего» Толстого была наименее исследована. Религиозно-философская и общественно-политическая позиция Л. Н. Толстого, рассматривалась прежде всего в динамикепублицистика ранних лет изучалась с точки зрения проблемно-тематического содержания, а публицистика позднего периода комплексно не была пред4 ставлена. И все же в отечественном литературоведении есть работы, которые своей задачей ставили изучение публицистики «позднего».

Л.Н.Толстого. М.(1979; Лурье Я. С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература, 1989, № IЛурье Я. С. После Л.Н.Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы 20 века. СПб, 1993; Мардов И. Б. О новом жизнепонимании Льва Толстого // Вопросы философии, 1996, № 9- Меньшиков М. По образу своему и подобию. О творчестве Л. Н. Толстого // Слово, 1991, № 9- Назаров В. Е. Метафоры непонимания. Л. Н. Толстой и Русская церковь // Вопросы философии, 1991, № 8- Немировская Л. З. Религия в духовном поиске Толстого. М., 1992; Немировская Л. З. Толстой и проблемы гуманизма. М., 1988; Петров Г. Н. Отлучение Льва Толстого от церкви. М., 1?78- Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Степанов А. В. Язык Льва Толстого // Русский язык в школе, 1998, № 4- Худущ ки на И.Ф. Историко-философский анализ в творческом наследии Л. Н. Толстого // Вестник Моск. ун-та, сер. 7, Философия, 1986, № 6- Чернявский А. Л. Еще раз о мировоззрении Л. Толстого // Советская педагогика, 1990 № 6- Шрейдер Ю. А. Моральная проповедь Льва Толстого // Этика.

Введение

в предмет. М., 1998; Курляндская Г. Б. Л. НТолстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986; Ячевский В. В. Общественно-политические и правовые взгляды Л. Н. Толстого. Воронеж, 1983.

Л.Н.Толстого, не претендуя на полное и окончательное решение вопроса о своеобразии толстовского публицистического наследия 1890−1910;го гг.

Наиболее важными следует признать исследования К. Н. Ломунова и А. И. Шифмана. Работы этих ученых объективны и значимы, однако в^ их исследованиях уделено внимание далеко не всем вопросам публицистического наследия «позднего» Толстого. Многие вопросы по данному периоду творчества писателя — публициста только упомянуты ими в силу того, что.

Андреева Е.П. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980; Варшавский С. Л. Н. Толстой и русско-японская война / Литературный современник, 1934, № 4- Верховская М. М. Лев Толстой и рабочий вопрос // Толстовский сборник. Тула, 1970; Гринева И. Е. Мастерство Л.Н.Толстогообличителя в произведениях 900-х годов / Толстовский сборник. Тула, 1962; Жданов В. А. Последние книги Л. Н. Толстого. М., 1971; Ковалев В. А. Лев Толстой и русская ясурналистика // Вестник Моск. ун-та, сер. 7, 1960, № 6- Лебедева В. А. Земельный вопрос в публицистикеЛ. Толстого 80−900-х годов" // Яснополянские записки. Тула, 1955; Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. М., 1975; Ломунов К. Примечания // Л. Н. Толстой. Не могу молчать. М., 1985; Николаева Е. В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе, 1997, № 5- Николаева Е. В. Художественное своеобразие творчества Л. Н. Толстого 1880−1900;х годов. Способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя. Авореф. дис.. докт. филол. наук. М., 1995;ПозойскийСЛ. Толстой как журналист и редактор. Тула, 1985; Толстой Л. Н. и русская литературно-общественная мысль / Под ред. М. Б. Храпченко. Л., 1979; Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1960; Шифман ДД, Лев Толстой — публицист // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений. М., 1964; ШиФман А. И. Публицистика Л.Н.Толстого периода первой русской революции // Лев Толстой. Материалы и публикации. Тула, 1958; Шифман А. И. Художественные элементы в публицистике Л.Н.Толстого//Толстой-художник. М., 1961.

•l объектом анализа являлась публицистика различных периодов творчества Л. Н. Толстого. С точки зрения проблемно-тематического содержания всей. публицистики Л. Толстого весомый вклад был внесен К. Н. Ломуновымс точки зрения языка — А. И. Шифманом. Но предмет их исследования слишком велик, и А. И. Шифман считает его недостаточно изученным и требующим отдельного рассмотрения.

Религиозно-философская позиция Л. Н. Толстого в отечественном литературоведении и философии второй половины 20 века была представлена гораздо большим числом исследований, среди которых наиболее значимыми являются работы И. М. Концевича и М.М.Дунаева1. Исследования этих авторов примечательны синтезом философского и литературоведческого анализа. Многие из этих книг и статей появились только в 90-е годы 20-го века, поскольку диссонировали установкам советского литературоведения. И, тем не менее, публицистические работы «позднего» Толстого не были подвергнуты комплексному литературоведческому анализу, несмотря на свою значимость в оценке всего творчества Л. Н. Толстого.

Творчество Л. Н. Толстого является одним из важных этапов в развитии русской литературы 19 века. Многогранность его личности реализо-вывалась прежде всего в его писательской деятельности, которая позволяла ему в равной степени изумлять общественность и в качестве прозаика, и в качестве литературного критика, педагога, в качестве публициста, религиозного философа и общественного деятеля. Каждый из периодов его творчества характеризуется различными тенденциями в его деятельности, и каждый раз деятельностная доминанта была новой. В докризисной писа.

Концевич И. М. Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Отчий дом», 1995; Дунаев М. М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 1998. ч. 4. тельской работе Л. Н. Толстого доминировали художественные произведения. Художественная проза Л. Н. Толстого того периода несла в себе заряд. гуманизма, отличалась глубоким психологизмом и неповторимостью стиля. Пластичность и рельефность толстовских образов героев, реалистичность сюжетов сказывались во всей структурной организации произведений: от избранной жизненной проблемы до речи персонажей. Однако посткризисный Толстой уже не считал возможным следовать этим художественно-эстетическим принципам творчества и углубился в публицистику. Именно публицистика «позднего» Толстого является наименее исследованной областью в его творчестве посткризисного этапа.

Толстой-публицист стоит в одном ряду с не менее выдающимися публицистами конца 19-го — начала 20-го века, а именно: В. Г. Короленко и М.Горьким.

Публицистика Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов многомерна, что подтверждается проблемно-тематическим содержанием, способствующим процессам циклизации и серийностисвоеобразным стилем (контаминация жанров, новые композиционные решения, использование изобразительно-выразительных средств, которые усиливают художественность публицистических работ).

Актуальность темы

данного диссертационного исследорания определяется отсутствием в современном российском литературоведении завершенного системного анализа общественно-публицистической деятельности «позднего» Л. Н. Толстого, раскрывающего ее проблемно-тематическую систему, художественно-поэтическую форму и социально-историческое значение.

Объектом исследования является публицистика Л. Н. Толстого с 1890 по 1910 год.

Предмет исследования составляет проблематика, тематика и стиль публицистики Л. Н. Толстого 1S90−1910;го годов социально-политического, нравственного и религиозно-философского содержания.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1890 по 1910 г. Важнейшими историческими событиями тех лет можно считать: за рубежом — японо-китайская война (1894−1895), Памирский кризис (1895), вторая война за независимость Кубы (1895−1898), Фашодский кризис (1898), испано-американская война (1898), англо-бургская война (1899−1902), дело Дрейфуса (1894−1906), Панамский кризис (1901), 1-й Марокканский кризис (1905;1906), переворот в Турции (1908), восстания в Индии (1906), Боснийский кризис (1908;1909) — в России: 1891−1892 — первая волна голода, 1896 — кровавый праздник коронации на Ходынке, 1898 -вторая волна голода, 1904;1905 — русско-японская война, 1905;1907 — первая русская революция и т. д. Нельзя упускать и важнейшие литературные события того времени: расцвет публицистики, модернизм, приближение серебряного века, реакционность цензуры, а следовательно, и рост подпольных и зарубежных изданий и т. д. Культурный процесс, соприкасающийся с этими событиями, дал и новое религиозное сознание, духовный ренессанс русского общества в ответ на монархическое мракобесие.

Цель исследования — раскрыть особенности публицистического наследия «позднего» Л. Толстого как системы отражения мировоззрения и духовно-нравственных исканий автора в многожанровой форме.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности циклов и серий публицистических работ Л. Н. Толстого 1890−1910;го гг., нравственно-социальный и религиозно-философский диапазон проблемно-тематического содержания.

2. Обозначить жанровую типологию публицистики Л. Н. Толстого данного периода, выявить композиционные особенности и функционально охарактеризовать систему поэтических средств публицистики писателя в 1890—1910;е гг.

3. Обозначить типологические черты публицистики Л. Н. Толстого в поздний период его деятельности.

Научная новизна работы заключается в предпринятом впервые системном анализе публицистического наследия «позднего» Л. Н. Толстого сточки зрения понятий циклизации и серийности.

Теоретическая ценность диссертации состоит в выявлении особенностей творческой манеры «позднего» Толстого-публициста и в системном анализе его публицистического наследия 1890−1910;го годов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в вузовском курсе лекций по истории русской литературы второй половины 19 века. Материал диссертации представляет определенный интерес и для специальных курсов по данному периоду истории русской литературы.

Методологическая основа работы заключается в сочетании исто-рико-генетического и историко-типологического принципов анализа. Применяемые принципы исследования позволяют целостно анализировать публицистику «позднего» Л. Н. Толстого. Поэтика публицистического наследия Л. Н. Толстого 1890−1910;го гг. изучена в ее функциональном аспекте, что способствовало более точному и глубокому пониманию проблемно-тематического содержания.

Эмпирическую базу исследования составили статьи Л. Н. Толстого с 1890 по 1910 год (более 130 произведений), в том числе и неоконченные работы и неподцензурная публицистика, дневники и пирьма. В данной работе использован, таким образом, довольно широкий круг источников, включая и следующую группу: историко-биографическая литература о Л. Н. Толстом, работы, анализирующие философские, религиозные и социально-политические взгляды Л. Н. Толстого.

Обширную группу образуют источники мемуарного и эпистолярного характера: дневники, автобиографии, воспоминания, письма Л. Н. Толстого, его родственников, друзей, сотрудников и современников'.

1 Бирюков П. И. Биография Л.Н.Толстого. М.-Пг., 1923; Абрикосов Х. Н Двенадцать лет около Толстого // Летописи Государственного литературного музея. М., 1948, книга 12, т. 2- Буланже П. А. Толстой и Чертков. М., 1911; Берс С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом. Смоленск, 1893- Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. М.: Художественная «литература, 1959; Гусев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. Воспоминания и дневник бывшего секретаря Л. Н. Толстого, 1907;1909 гг. М.: ВШ, 1973; Гусев Н. Н. Летопись жизни и* творчества Л. Н. Толстого. 1891−1910. М.: Художественная литература, 1960; Дело 3-го отделения собственной его императорского величества канцелярии о графе Льве Толстом. СПб., 1906; Документы о Л. Н. Толстом и о преследовании царским правительством В. Г. Черткова и Н. Н. Гусева // Яснополянский сборник. Статьи и материалы. Год 1962. Тула, 1962; Маковицкий Д. П. Яснополянские записки. 1908 год. Машинопись. Л., 1921; Чертков А. К. Толстой и его знакомство с духовно православной литературой // Голос минувшего. М., 1913. к. 5. Толстая А. А. Письма Л.Н.Толстому. 1867−1903. Воспоминания // Переписка Л. Н. Толстого с А. А. Толстой. Пб, 1911; Страхов Н. Н. Письма Л.Н.Толстому. 1871−1894 // Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. Пб., 1914; Толстая С. А. Письма к Л. Н. Толстому. 1862−1910. М., Л., 1936; Булгаков В.Ф.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Публицистика Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов — это системное образование, составляющими «звеньями» которого являются циклы и серии.

2. Нравственно-религиозная доминанта публицистики Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов является тем цементирующим элементом, который пронизывает и скрепляет циклы в составе серий.

3. Публицистика Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов является примером синтеза социального и религиозно-философского понимания действительности автором, что говорит о целостности и единстве всей публицистики указанного периода.

4. Наряду с подчеркнутой аналитичностью, работы Л. Н. Толстого 1890−1910;го годов обладают художественной выразитбльностью. Используемые автором различные изобразительно-выразительные средства и композиционные приемы способствуют художественной образности публицистики «позднего» Л. Толстого,.

5. Стилевая система, в основу которой входит и система жанров, представляет собой «сплав» собственно публицистических и научных жанров с жанрами религиозно-публицистической и философско-дидактической литературы.

Структуру диссертации определили поставленные задачи и специфика предмета исследования. Она подчинена принципу последовательного раскрытия ключевых моментов проблематики и тематики публицистических циклов, определению жанровой типологии, стиля. Диссертация состоит из введения, двух частей, заключения, приложения и перечня ис.

Публицистическое наследие Л. Н. Толстого 1890−1910;го гг. — сис темное образование, содержание которого составляет нравственно религиозная и социально-философская концепция автора. Находясь в по стоянкой оппозиции господствующим направлениям современности', Тол стой являлся одним из крупнейших источников развития философской и литературной мысли конца 19 — начала 20 века, Будучи маститым писате лем, Толстой оказался силен и как публицист. Одной из причин этого ус пеха являлась искренность Льва Толстого, его способность раскрывать пе ред читателями потаенные уголки своей души. Возможно, что ни всем близки взгляды Толстого. «Портрет дуиш и сердца» Льва Николаевича далек и от его собственного идеала (Толстой признавался в этом неодно кратно). Заметна и противоречивость его мировоззренческих установок., Однако он все равно остается великим публицистом. Почему? Скорее все го потому, что писал «от сердца к сердцу», говоря словами В. Г. Черткова.Сила публицистики Толстого в ее актуальности и эмоциональности. Тол стой-художник и Толстой-публицист слиты воедино в публицистике 1890;

1910;го годов. f. Отведя в 1890-е годы своему литературно-художественному твор честву второстепенную роль, Л. Толстой, тем не менее, не смог полностью изолировать один вид писательской деятельности от другого. Эта спаян ность, связь художественного и публицистического сразу же обнаружива ется в их проблемно-тематическом единстве.' Бахтин М. Статьи о Льве Толстом // Дон, 1988, № 10, с. 164.^ Буланов A.M. Авторский идеал и его воплощение в русской литературе второй половины 19 века. Волгоград, 1989, с. 7. Однако спаянность достигается Толстым не только проблематикой, но и общей для всего его творчества сквозной доминантой — решение всех проблем социума кроется в нравственном и религиозном самоусовершен ствовании каждого человека. Нравственно-религиозная доминанта являет ся тем цементирующим элементом, который пронизывает и скрепляет циклы в составе публицистических серий и художественные произведения вместе. Интеграция публицистического с художественным в единое целое • одна из типологических черт публицистического наследия Л. Н. Толстого 1890−1900;х годов. Публицистика Л. Н. Толстого последних 20-ти лет является приме ром интеграции с литературно-художественным творчеством автора не только в проблемно-тематическом аспекте, но и в стилевом. Это подтвер ждается использованием Толстым общих для обоих видов писательской деятельности средств и приемов изобразительно-выразительного комплек са: развернутые сравнения, метафорические эпитеты, ирония, анафора, эпифора, синтаксическая инверсия, риторические вопросы, обращения, те матическая или композиционная антитеза. С другой стороны, в публицистических текстах присутствз’ют и другие элементы художественности картины жизни, библейские притче вые вставки, авторские отступления философского характера и элементы диалогической речи. Более того, публицистика данного этапа представляет собой и орга ническое единство проблемно-тематических циклов и стиля. Прежде всего это подтверждается соответствием проблематики цикла (его содержания) и избираемой автором формы произведения (жанре). Так^статьи и трактаты соответствуют нравственно-социальной проблематике (аналитические.

жанры), а работы религиозно-философской проблематики написаны в жанрах научно-философской статьи или трактата, в жанре религиозной средневековой литературы 11 — 16 веков (поучение, исповедь, проповедь).Это способствовало усилению дидактизма, исповедального и проповедни ческого пафоса публицистики «позднего» Л. Н. Толстого.Таким образом, публицистическое наследие Л. Н. Толстого 1890;

1910;го годов имеет ряд типологических черт, которые были исследованы в данной диссертационной работе и которые позволяют признать публици стику «позднего» Л. Н. Толстого публицистикой синтетического характера, сочетающей в себе художественность, религиозность, присущую средне вековой религиозной литературе, и философскую глубину научного трак тата.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. М.: Терра, 1
  2. И. Кто такой Толстой? Русское знамя, 1908, 28 августа, Ананьин Б.В., Ганелин Р. Ш. Кризис власти в России. Реформы и революдионный прогресс. 1905 и 1917 годы История СССР, 1999, № 2. 7. 8.
  3. Е.П. Толстой-художник в последний период деятельности. Воронеж, 1
  4. Н.Н. Лев Толстой и русское самодержавие. М.-Л., 1
  5. Аргументация в публицистическом тексте. Жанрово-стиЗхистический аспект Под ред. В. И. Первухина. Свердловск, 1992.
  6. В.Ф. Мировоззрение Толстого Избранные философские труды. М.: Высшая школа, 1969.
  7. П.В. Учение графа Толстого в его целом. М., 1892.
  8. О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1968.
  9. М. Статьи о Льве Толстом//Дон, 1988, 10.
  10. Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Очерки. Л.: Наука, 1959.
  11. Ю.А. Анализ языка и стиля публицистических произведений. М., 1962.
  12. Н.А. Революция и культура Полярная звезда, 1905, 2.
  13. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. TVI.: Высшая школа, 1991.
  14. Барков П. Н, Введение
  15. .И. Сокровенный Толстой. Религиозные видения и прозрения художественного творчества Льва Николаевича. М., 1992.
  16. А. Воспоминания о графе Л.Н. Толстом. Смоленск, 1893.
  17. П.И. Биография Л.Н.Толстого. М.-Пг., 1923. 26. Бич Е. Дальняя правда Льва Толстого Звезда, 1997, 5.
  18. Д.А. Толстой и современность. Л., 1928.
  19. М.М. Граф Л.Н.Толстой как учитель жизни. СПб, 1897.
  20. П.А. Толстой и Чертков. М., 1911.
  21. A.M. Авторский идеал и его воплощение в русской литера… туре второй половины 19 века. Волгоград, 1989.
  22. В.Ф. Л.Н.Толстой последний год его жизни Дневник секретаря Толстого. М.: Правда, 1989.
  23. В. Толстой-моралист. М., 1923.
  24. В.Ф. Христианская этика. Систематизированные очерки мировоззрения Л. Н. Толстого. М., 1917.
  25. Н. Интеллигенция и революция Русская мысль, 1908, 13.
  26. Н. Л.Н.Толстой. СПб., 1912.
  27. Н. Человек и человеко-зверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого. М., 1913.
  28. БуткевичТ. Слово… о лжеучении графа Л. Н. Толстого Харьков, 1891.
  29. А.С. Роман в теоретическом и художественном истолковании Салтыкова-Щедрина История русского романа. Т.2, М.-Л., 1964, с. 353.
  30. Верховская М, М. Лев Толстой и рабочий вопрос Толстовский сборник. Тула, 1970.
  31. И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987.
  32. И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М.- Знание, 1981.
  33. Н.К. Антитезы «православного меча» Вопросы философии, 1992,№ 4, с.79−83.
  34. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия 11−19 вв. Л., 1970.
  35. М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.
  36. Н.И. Очерковая проза. Ростов н/Д, 1979.
  37. К. Анархизм графа Толстого. Казань, 1905.
  38. И.Е. Мастерство Л.Н.Толстого обличителя в произведениях 900-х годов Толстовский сборник, Тула, 1962.
  39. Н.Я. Нравственный идеал нашего времени. М., 1893.
  40. И.Н. Два года с Л.Н.Толстым. Воспоминания и дневник бывшего секретаря Л. Н. Толстого. 1907−1909 гг, М., 1973.
  41. А. Учение Л.Н.Толстого о непротивлении злу насилием Свободная мысль, 1994, 6.
  42. М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы. Автореф. дис. докт. филол. наук. Екатеринбург, 1996.
  43. Дело 3-го отделения собственной его императорского величества канцелярии о графе Льве Толстом. СПб., 1906.
  44. Р.А. Граф Толстой как художник и моралист. СПб., 1887.
  45. Документы о Л. Н. Толстом и о преследовании царским правительством В. Г. Черткова и Н. Н. Гусева Яснополянский сборник. Статьи и материалы. Год 1
  46. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.
  47. В. Избранные работы в 3-х томах. М., 1963, т. 1.
  48. .И. История русской журналистики 19 века. М., 1989.
  49. .И. О методике историко-журналистских исследований Методика изучения периодической печати. М.: Высшая школа, 1977.
  50. В.А. Последние книги Л.Н.Толстого. М.: Книга, 1"971.
  51. Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М.: Мысль, 1969.
  52. В.В. Лекции по истории русской философии. СПб, 1995.
  53. Н.А. Л.Н.Толстой о смысле жизни. М., 1913.
  54. В.В. История русской философии. М.: Наука, 1991.
  55. Вч. Родное и вселенское. М.: Наука, 1995.
  56. А.П. Древнейшие цивилизации. М.: Наука, 1997.
  57. М.П. Учение графа Л.Н.Толстого о непротивлении. Витебск, 1901.
  58. И.А. Собрание сочинений в 10 томах, М, 1977.
  59. И.А. О сопротивлении злу силою. М., 1925.
  60. Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике. Саранск, 1988.
  61. А. А. Граф Л.Н. Толстой как мыслитель. СПб., 1911.
  62. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России 19 начала 20 века. М.: наука, 1991.
  63. История России в 5 томах Под ред. И. П. Лорге. М.: Наука, 1994.
  64. История русско-японской войны 1904−1905 гг. Под ред. И. И. Ростунова. М., 1977.
  65. Г. Н. Проблемы эстетики позднего Л.Н.Толстого. Ростов н/Д, 1967.
  66. М. Преступление Льва Толстого. Социальноэкономический этюд. СПб., 1911.
  67. А. Толстой как богослов Речь, 1908, 27 августа.
  68. Квитко Д. Ю, Философия Толстого. М., 1930. 103. Ким Рехё. «Одумайтесь!» Лев Толстой и антивоенное движение в Японии Дальний Восток, 1986, 3.
  69. Ю.А. Философия религии. М.: Nota Bene, 1998.
  70. А.И. Религиозное сектантство и современность. М.: Наука, 1969.
  71. Ковалев В, А. Лев Толстой и русская журналистика Вестник Моск. ун-та. Сер. 7, 1960, № 6.
  72. В.А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. М., 1983.
  73. В.А. Философско-публицистический пейзаж в прозе Льва Толстого Вестник Моск. ун-та. Сер.
  74. Кожина М, И. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1989.
  75. Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М.: ИМУ, 1985.
  76. И.М. Государство в государстве. О религии Толстого Кубань, 1992, № 3−4.
  77. Г. Толстой и пролетариат. Л., 1928.
  78. В.В. Сложные и слитные эпитеты Стилистика художественной речи. Саранск, 1979.
  79. Н. Против толстовства. СПб., 1908.
  80. В.А. Религиозная философия в России. М.: наука, 1980.
  81. Н.В. Религиозно-нравственное зчение Л.Н.Толстого: философские аспекты Педагогика, 1993, 1.
  82. А. Несовместимость. Зачем перед смертью Лев Толстой направлялся в Оптину пустынь? Труд, 1994, 25 ноября.
  83. Г. Б. Л.Н.Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, 1986.
  84. Ю.В. «Записки охотника» И.С.Тургенева. М., 1977.
  85. В.А. Земельный вопрос в публицистике Л.Н.Толстого 80 900-х годов Яснополянские записки. Тула, 1955.
  86. М. Цикл новелл и роман (к вопросу о типологии прозы) Материалы 27 науч. студенческ. конф, Тарту, 1972.
  87. К.Н. Примечания Л.Н.Толстой. Не могу молчать. М.- советская Россия, 1985.
  88. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Наука, 1983.
  89. Я.С. Лев Толстой и Петр Столыпин. Об оценке писателем деятельности премьер-министра//Звезда, 1993, 1.
  90. Я.С. После Л.Н.Толстого. Исторические воззрения- Толстого и проблемы 20 века. СПб., 1993. 147, Львов-Рогачевский Л. В. От усадьбы к избе. Лев Толстой. М., 1928.
  91. Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840−1960-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1977.
  92. Д.П. Яснополянские записки. 1908 год. Машинопись. Л., 1921.
  93. И.Б. О новом жизнепонимании Льва Толстого Вопросы философии, 1996, 9.
  94. А. Лев Толстой как памятник исторического прошлого Коммунистическая революция. М., 1928, 6, март.
  95. М. По образу своему и подобию. О творчестве Л, Н. Толстого Слово, 1991, 9.
  96. Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995.
  97. Н.М. Толстой и реформация. М., 1910.
  98. МинцЗ.Г. Лирика А. Блока (1907−1911). Тарту, 1969,
  99. Mihrlinch W. Rusische Erzahlungszyklen. Universitat Munchen, 1998.
  100. К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995.
  101. В.Н. Метафоры непонимания. Л. Н. Толстой и Русская церковь Вопросы философии, 1991, 8.
  102. В.Е. Л.Н.Толстой страстный обличитель войны Новая и новейшая история, 1982, 6.
  103. Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. М.: Знание, 1994.
  104. Е.В. Художественное своеобразие творчества Л.Н.Толстого 1880−1900-х годов. Способы выражения основ авторского мировоззрения в позднем творчестве писателя. Автореф. дне. до1(т. филол. наук. М., 1995. 171.0 публицистике и публицистах. Сборник Под ред. Лебедева Н. А. Выпуск 1, 2. Л.- ЛГУ. 1964, 1966. 172. Об отлучении Л. Толстого: по материалам семейной переписки Октябрь, 1993, 9
  105. Овсянников М, Ф. Л. Н. Толстой История философии в СССР. М-, 1968, т.З.
  106. Л.Д. Мировоззрение Л.Н.Толстого История философии. М., 1959. т. 4.
  107. Л.Д. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии с 1866 по 1892 год. М., 1979.
  108. Основные понятия теории журналистики Под ред. Загурского Я. И. М.: МГУ, 1993.
  109. Основы религиоведения Под ред. Н. И. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998.
  110. Очерки по истории русской журналистики и критики второй половины 19 века Под ред. Есина Б. Е. М.: МГУ, 1965.
  111. Письма Победоносцева к Александру П1. М., 1926, т, 2.
  112. Позойский К истории отлзения Льва Толстого от церкви. М.: Советская Россия, 1979.
  113. Позойский Л. Толстой как журналист и редактор. Тула, 1985.
  114. А.С. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков, 1974.
  115. Ф.П. Граф Толстой как мыслитель-моралист. М., 1893.
  116. Проблемы языка и стиля Л. Н. Толстого. Тула, 1977.
  117. Е.И. Выразительные средства в публицистике. М., 1980.
  118. Е.П. Современная советская публицистика. М., 1965.
  119. А.С. О Льве Толстом и толстовстве. М., 1911.
  120. В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Терра, 1992.
  121. В.В. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.
  122. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. А. П. Филина. Л., 1973.
  123. В. Из истории пушкинского цикла «Подражания древним» (Пушкин и Баткэшков) «Временник Пушкинской комиссии, 1975». Л., 1979.
  124. В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла русская советская поэзия и стиховедение. М., 1969.
  125. В.А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А.Блока Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.
  126. В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1967.
  127. В.А. «Снежная маска» Александра Блока Учен, записки МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1966, т. 255.
  128. Скребнев 10.М. Очерк теории стилистики. М.: Высшая школа, 1976.
  129. Н.Н. О циклизации чеховской повествовательной прозы 1888−1895 гг. Проблемы метода и жанра. Сборник статей. Вып. 5, Томск, 1977,0.62−73.
  130. Н.Н. Проблема цикла в русской прозе 80 начала.90-х годов Проблемы метода и жанра. Сборник статей. Вып. 5, Томск, 1977, с. 74−80.
  131. Соколов А, И. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.
  132. B.C. Чтения о богочеловечестве. Статьи «Из трех разговоров». СПб., 1994.
  133. Л.Б. Лирический цикл в Дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у русских символистов. Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1988.
  134. А.В. Язык Льва Толстого Русский язык в школе, 1998, № 4.
  135. И.П. Письма Л.Н.Толстому. 1871−1894 Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. Пб., 1914.
  136. Студнева А. И, Лингвистический анализ художественного текста. Волгоград, 1983.
  137. М.И. Образные ресурсы публицистики. М.: Мь (сль, 1982.
  138. М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1989.
  139. А.А. Аналитическая журналистика. Познавательно- психологический подход. М.: Гендальф, 1998.
  140. Типологическое развитие лсурналистики Под ред. Станько А. И. Ростов н/Д, 1993.
  141. ТолпыкинаТ.В. Философия Л. Н. Толстого. Дис. канд. филол. наук. Л., 1970.
  142. Толстая А. А, Письма Л. Н. Толстому. 1867−1
  143. Воспоминания//переписка Л. Н, Толстого с А. А. Толстой. Пб., 1911.
  144. ТолстаяС.Л. Письма к Л. Н. Толстому. 1862−1910. М., Л., 1936.
  145. Толстой-художник. Сборник статей. М.: Наука, 1961.
  146. В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971.
  147. Д.М. Искусство и религия. М., 1982.
  148. А.И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.
  149. И.В. О принципах композиции лирических циклов Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз., 1986, т. 45, 2.
  150. А. «Подражания Корану». Генезис, архитектоника, и композиция цикла Временник Пушкинской комиссии, 1978, Л., 1981.
  151. В.М. Л.Н.Толстой. Сборник статей. М&bdquo- 1929.
  152. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Терра, 1993.
  153. И.Ф. Историко-философский анализ в творческом наследии Л.Н.Толстого. Вестник Моск. ун-та, Сер.
  154. И.С. Нравственная философия графа Л.Н.Толстого. М., 1889.
  155. М.С. Проблемы теории публицистики. М., 1978.
  156. А.Л. Еще раз о мировоззрении Л.Толстого Советская педагогика, 1990, 6.
  157. А.В. Идеи и стиль. М.: Советский писатель, 1965.
  158. И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
  159. Л.И. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше. СПб., 1905.
  160. А.И. Лев Толстой и Восток. М.: Наука, 1960.
  161. А.И. Публицистика Л.Н.Толстого периода первой русской революции Лев Толстой. Материалы и публикации. Тула, 1958.
  162. А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н.Толстого//Толстой-художник. М.: Наука, 1961.
  163. В.Б. Лев Толстой. М.: Молодая гвардия, 1963.
  164. Ю.А. Моральная проповедь Льва Толстого Этика. Введение в предмет. М.: Текст, 1998.
  165. Ш, еглов В. Граф Л. Н. Толстой и Ф.Ницше. Ярославль, 1897.
  166. И.Я. Философские искания Л.Толстого Вестник Моск. унта, серия 7 философия, 1979, 1.
  167. П.С. Религиозные искания Толстого Юшкевич П.С. Мировоззрение и мировоззрения. Очерки и характеристики. СПб., 1912.
  168. Л.С. Стихотворный цикл- динамика художественной формы. Автореф. дне. канд. филол. наук. Новосибирск, 1998.
  169. А.С. Проблемы прозаического цикла в творчестве И.В.Гоголя Проблемы метода и жанра. Томск, 1977, с. 26−32.
Заполнить форму текущей работой