Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Романы Сола Беллоу 1940-60 годов: Своеобразие конфликта и концепция личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не вызывает сомнений тот факт, что С. Беллоу, обладающий культурной изощренностью, ассимилирует в своих произведениях различные философские взгляды, начиная античным наследием и заканчивая неофрейдистскими теориями. В то же время, однако, анонсируя ту или иную идею, писатель тут же отходит от нее, демонстрируя полную независимость от философского и религиозного наследия. И это следует понимать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Философско-этическое своеобразие романов 40х годов
  • Между небом и землей", (1944), «Жертва (1947))
  • ГЛАВА 2. Личность и общество в романах Сола Беллоу (1950-е гг.)
  • ГЛАВА 3. Особенности художественной системы произведений Сола Беллоу в 60-е годы («Лови мгновение» (1956), «Герцог» (1964))

Романы Сола Беллоу 1940-60 годов: Своеобразие конфликта и концепция личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественная проза С. Беллоу — заметное и своеобразное явление в современной литературе США. Наследие этого писателя — к настоящему моменту он написал 11 романов — яркий пример, с одной стороны, жизненности реализма в американской литературе последних десятилетий, а с другой, — выразительная иллюстрация тех преобразований и модификаций, которые претерпело понятие «традиционного» реализма, сосредоточенного преимущественно на реалиях внешнего мира.

Философичность, психологизм, умение воссоздать реальность, ироничность, юмор высоко оцениваются американской критикой, особенно интеллектуалами, которые видят в С. Беллоу преемника плеяды классиков американской литературы межвоенной поры, включая У. Фолкнера и Э. Хемингуэя. Каждая его новая книга воспринималась с большим интересом читателями, романы писателя попадали в списки наиболее читаемых и наиболее продаваемых изданий.

Уже в начале 1962 года, когда журнал «Сатердей ревью» провел опрос среди группы преподавателей с целью выявить американских писателей, которые на их взгляд создали после 1941 года наиболее значительные произведения художественной литературы, в первых рядах оказался С. Беллоу.1 Присуждение в 1976 году Нобелевской премии принесло писателю мировое признание.

Сол Беллоу родился в 1915 году в Канаде, в правоверной еврейской семье, эмигрировавшей из России. Бурная языковая стихия окружала писателя с детства, в доме звучали четыре языка: английский, французский, идиш, древнееврейский. В 1924 году семья переезжает в Чикаго, город, который впоследствии будет часто появляться на страницах его книг. В 1937 году после получения ученой степени бакалавра в Северозападном.

1 Saturday Review, Feb, 17, 1962, p. 20. университете С. Беллоу поступает в Висконсинский университет, где продолжает изучать антропологию и социологию, и уже в декабре покидает его, чтобы заняться писательской деятельностью. После окончания второй мировой войны, во время которой С. Беллоу служил в торговом флоте США /1941 — 1945/, писатель преподает, путешествует по Европе, участвует в издании Британской энциклопедии.

Нам представляется важным отметить тот факт, что творчество С. Беллоу тесно связано с русской традицией. Для романиста идеи, моральные принципы и быт предреволюционной России, которые перенесли с собой в Новый Свет родители писателя, и сегодня лежат в основе эстетике романиста. С. Беллоу с ранней юности увлекается чтением русской литературы, преклоняясь перед талантом рано прочитанных Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого, А. П. Чехова. Герои романов С. Беллоу рассуждают о русской классике со знанием дела, полемизируя с суждениями персонажей, уподобляя себя им. A.M. Зверев пишет о том, что «диалог Беллоу с миром нашей классики определяет многое в его книгах многое, если не главное, — характер основных коллизий, круг наиболее устойчивых художественных идей"1.

Творческое наследие романиста представлено произведениями разных жанров, как художественных, так и документальных — это романы, повести, сборники рассказов, пьесы, публицистика. «Малая проза» С. Беллоу во многом варьирует и развивает тематику его романов. Его рассказы печатаются в таких престижных журналах, как «Commentary», «Hudson Review», «Esquire», «Partisan Review», «The New Yorker» и других. Особой стилистической искусностью отмечены сборники «Воспоминания Мосби и другие рассказы» /1968/ и «Простофиля» /1984/.

Среди множества наград, которые были вручены С. Беллоу на протяжении его плодотворной творческой карьеры три Национальных.

1 Зверев A.M. .быть человеком, только и всего. В кн.: Беллоу С. Герцог. — М., 1991 — с. 344. книжных премии: за роман «Приключения Оги Марча» в 1953 году, «Герцог» в 1964 году, «Планета доктора Сэммлера» в 1971 годув 1975 году за книгу «Дар Гумбольдта» Беллоу была присуждена Пулитцеровская премия.

Считается общепризнанным тот факт, что выносить твердое заключение относительно еще не до конца сложившегося, «неотстоявшегося» литературного материала — особенно рисковая затея. А суждения по поводу творческого наследия С. Беллоу далеко не завершены, поскольку автор продолжает свою писательскую деятельность. Последняя повесть писателя «Тот самый человек» (1997) вышла всего два года назад.

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению определенного этапа романного творчества С. Беллоу, заключающего в себе значительные, на наш взгляд, художественные достижения писателя и во многом связанные с основными тенденциями американской прозы этого времени. При исследовании романов, написанных писателем на протяжении 1940 — 60-х годов, мы исходили из приверженности писателя реализму.

Число критических работ, посвященных произведениям Беллоу, давно превышает все то, что написал сам романист. Мимо его романов не прошел ни один серьезный исследователь современной прозы. А между тем приходится признать, что отечественное литературоведение, давно «присматриваясь» к этому американскому писателю, ограничивается, однако, статьями об отдельных произведениях Беллоу и сравнительно частыми упоминаниями о нем в исследованиях по истории послевоенной литературы США. Среди тех, кто писал о его творчестве можно назвать имена таких известных американистов, как Т. Н. Денисова, A.M. Зверев, Г. П. Злобин, М. О. Мендельсон, Т. Н. Морозова, A.C. Мулярчик.

Достаточно показательным мнением для отечественного литературоведения можно считать суждение Я. Н. Засурского, который писал о том, что творчество Беллоу «не приобрело той оригинальности, которая придает искусству особое значение, заставляя читателя не только увидеть в книге полное воспроизведение тех или иных сторон жизни, но и по-новому осмыслить то, что сегодня волнует человека"1.

В 1990 году в антологии «Писатели США. Краткие творческие биографии» помещается статья A.M. Зверева, в которой дается высокая оценка идейно-эстетическому содержанию произведений С. Беллоу. Выделяя умение писателя передать сам дух американского общества середины XX века, ощущение каждого как трагически-одинокой, отчужденной личности, A.M. Зверев отмечает, что, поскольку такое состояние героя не является результатом социального опыта, оно обусловлено, предопределено рождением, воспитанием, авторская постановка проблемы отчуждения личности, гуманизма, духовных ценностей не вполне исторична. По мнению исследователя, именно в силу отчуждения от общества, герой Беллоу носил скорее страдательный, нежели активный характер. В то же время, A.M. Зверев пишет о творческой эволюции романиста, подчеркивая, что с каждым новым романом С. Беллоу все настойчивее подвергает экзистенциалистскую этику испытанию реальными нравственными коллизиями американской повседневности2.

В книге, посвященной влиянию философии экзистенциализма на современный американский роман, Т. Н. Денисова также соотносит произведения писателя с данной философской концепцией, отмечая, что все герои Беллоу «всецело погружены во внутренний мир, замкнуты на самих себе"3. Однако литературовед приходит к выводу о том, что конформизм романиста противоположен «стоическому гуманизму лучшей, прогрессивной части писателей и мыслителей, исповедующих экзистенциализм"4.

Г. П. Злобин отмечает, что в произведениях Беллоу намечена характерная для умонастроений американцев «оппозиция души — разуму,.

1 Засурский Я. Н. Американская литература XX века. — М., 1984 — с. 439.

2 Зверев A.M. Модернизм в литературе США. — М., 1979 — сс. 182−184.

3 Денисова Т. Н. Экзистенциализм и современный американский роман. — Киев, 1985 — с. 45.

4 Там же, с. 168. интуитивистского озарения — знанию, немотивированного внутреннего побуждения — сознательному действию, сакральной реальностидействительному опыту". Однако, литературовед указывает на то, что проза Беллоу плохо сбалансирована «артистическим чувством, эстетическая образность заранее подчинена заданной идее"1.

A.C. Мулярчик пишет о том, что интеллектуальный герой Беллоу чрезвычайно близко стоит к самому автору. Как верно утверждает литературовед, «мысли героя при всей их хаотичности и противоречивости подчас буквально, а иногда и в несколько перефразированным виде повторяли и развивали темы публицистики Беллоу 1950; начала 60-х годов» .

Отмечая, что движение реализма в послевоенные годы получало специфические черты, концентрируясь в морально-этической сфере и устремляясь вглубь индивидуального сознания, A.C. Мулярчик пишет о том, что в книгах Беллоу, от романа «Между небом и землей» до «Герцога», можно было «видеть жертв как социальной, так и эмоционально-психологической неустроенности, пытающихся — с переменным успехомгармонизировать свои отношения с внешним миром"3. Высокую оценку исследователя получил роман «Герцог».

Несмотря на то, что романы С. Беллоу хорошо известны и в самой Америке и на Западе, а сам писатель уже давно признан современным классиком, в отечественном литературоведении пока еще нет ни одной монографии, ни одной книги целиком посвященной творчеству писателя. Одной из основных причин замалчивания стало участие Беллоу в международной редколлегии журнала «Континент», известного своей антисоветской направленностью. Основатель «Континента» Владимир Максимов изначально задумывал журнал как орган духовной оппозиции советской России. Усилиями наших литературоведов в 1971 году в сборник.

1 Злобин Г. По ту сторону мечты. — М., 1985 — с. 264.

2 Мулярчик A.C. Спор идет о человеке. — М., 1985 — с. 99.

3 Мулярчик A.C. Послевоенные американские романисты. — М., 1980 — с. 37.

Американская новелла. 60-е годы" вошел рассказ Беллоу «В поисках мистера Грина"1.

И только спустя двадцать лет в журнале «Новый мир» в 1990 году публикуется повесть «Лови мгновение», а затем в 1991 году в серии «Библиотека: Лауреаты Нобелевской премии» выходит роман «Герцог».

Свидетельством пробуждающегося интереса к прозаику можно считать опубликование в 1998 году в № 4 журнала «Иностранная литература» первого романа Беллоу «Между небом и землей». В том же году все три произведения — «Между небом и землей», «Лови момент», «Герцог», переведенных и опубликованных ранее — выходят отдельным изданием «Лови мгновение"2.

Зарубежная критика творчества Беллоу намного объемнее. Широкий круг вопросов рассматривался в различных рецензиях, заметках и статьях, публиковавшихся в периодике на протяжении пятидесяти лет. Появляется несколько монографий, исследующих все, написанное к тому времени. В Нью-Йорке с промежутком в несколько лет вышли два сборника «Сол.

•5.

Беллоу и критика" (1967) под редакцией И. Мэлина и «Сол Беллоу. Сборник критических заметок» (1975) под редакцией Э. Ровита.4 В эти сборники были собраны статьи многих литературных критиков, занимающихся творчеством Беллоу (Р. Олтера, И. Хассана, Л. Фидлера и других).

В современном американском литературоведении о Беллоу написано множество работ, особенно активно исследуется творчество писателя в 1960;е годы, когда в свет вышли сразу пять монографий, посвященных его творчеству.

Первая монография о творчестве Беллоу выходит в свет в 19 655, спустя двадцать лет после опубликования первого романа прозаика. В этой.

1 Беллоу С. В поисках мистера Грина. В кн.: Американская новелла, 60-е годы. — М., 1971 — сс. 29−51.

2 Беллоу С. Лови мгновение. — М., 1998 — 574 с.

3 Saul Bellow and the Critics. — N.Y., 1967 -227p.

4 Saul Bellow: A Collection Critical Essays I Ed. Rovit E. — Englewood Cliffs, 1975 — 175p.

5 Tanner T. Saul Bellow. — Edinburg, 1965 — 120p. небольшой по объему книге, Т. Тэннер представил обозрение тем, стилистических приемов, идей, отраженных в романах писателя. И сегодня, спустя тридцать лет, книга остается интересной, поскольку в ней определены наиболее важные направления критических работ, посвященных романистике Беллоу.

Первым основательным исследованием творчества Беллоу по праву можно считать книгу К. Опдала «Романы Сола Беллоу» (1967)1, автора первой диссертации по Беллоу («Краб и бабочка: основные темы в творчестве Сола Беллоу», 1962).Основной проблемой, волнующей литературоведа, является конфликт в эстетике писателя между скептицизмом и верой, между требованиями разума и силой любви. Критик полагает, что этот неразрешимый конфликт не только обусловливает стиль Беллоу-прозаика и структуру его романов, но также определяет психологический склад характеров главных героев. л.

В том же 1967 году публикуется работа Е. Ровита «Сол Беллоу», в которой исследователь обстоятельно анализирует романы писателя, подчеркивая автобиографические мотивы многих его произведений. Е Ровит тщательно изучает философию и психологию главных героев, манеру повествования и художественно-изобразительные средства, которые использует Беллоу, чтобы показать насколько далеко стоит прозаик от писателей школы «черного юмора» и тех, кто практикует нигилистическую теорию абсурда.

И еще одна монография выходит в том же 1967 году — Р. Детвейлер у.

Сол Беллоу". Основное внимание автор книги уделяет той противоречивости и ироничности ситуации, когда еврейский по происхождению писатель вынужден в своих произведениях отводить.

1 Opdahl K. The Novels of Saul Bellow. -Pensylvania, 1967 — 200p.

2 Rovit E. Saul Bellow. — Minneapolis, 1967 — 46 p.

3 Detweiller R. Saul Bellow: A Critical Essay. — Grand Rapids, Mich., 1967 — 48 p. большое место христианским темам. В книге представлена концепция христианства, данная Детвейлером на основе анализа романов Беллоу.

В следующем году публикуется исследование Дж. Клейтона «Сол Беллоу: В защиту человека» (1968)1. Рассматривая в основном «психологические аспекты» беллоувской прозы («отчуждение и мазохизм», «сотворение собственного „я“ и окружающего мира», «темнота и перевоплощение»), литературовед дает подробный анализ идей, заявленных еще в работе Т. Тэннер. В прозе Беллоу исследователь выделяет три взаимодействующих противоречия: последовательно выступая противником философии нигилизма, Беллоу в то же время беспощадно рисует бесцельность и пустоту жизни современного человекаотрицая отчуждение и провозглашая братство и единение с людьми, писатель рисует героев, которые носят мазохистский, страдательный характери, наконец, хотя Беллоу, как кажется, утверждает ценность отдельной личности, он рисует героев, которые не в силах достойно встретить страдания, выпавшие на их долю. Клейтон представляет прозаика убежденным гуманистом, который «презирает ту часть своего „я“, которая соглашается с пророчествами гибели человека и провозглашением пустоты» .

В книге «Проза Сола Беллоу» (1969) И. Мэлин впервые обращается к анализу первого рассказа писателя «Два утренних монолога» (1941). В монографии дается краткий анализ тем, образов и стиля автора.

В книге Р. Даттона «Сол Беллоу» (1971)3, по признанию автора, романы писателя анализируются как всецело художественный вымысел, оставляя за рамками события, которые имели место в жизни С. Беллоу. По мнению исследователя, дилемма главных героев романиста заключается не только в их отчужденности от общества, они выступают также против отказа от своего «я», своей индивидуальности, что и порождает неразрешимый.

1 Clayton J. Saul Bellow: In Defense of Man. — Bloomiiigton, 1968 — 273 p.

2 Malin I. Saul Bellow’s Fiction. — London, 1969 — 227 p.

3 Dutton R. Saul Bellow. — N.Y., 1971 — 177 p. конфликт. Р. Даттон рассматривает персонажей, созданных творческим воображением Беллоу, как некий «почти ангелический» (subangelic) тип людей, характерной чертой которых является сила «преодолеть себя» и «наполнить свою жизнь смыслом».

Постоянный интерес и сегодня вызывает работа С. Коухен «Таинственный смех Сола Беллоу» (1974)1, в которой представлен новой подход к анализу произведений писателя. Исследовательница рассуждает об источнике беллоувского юмора и иронии, полагая, что они используется прозаиком в качестве ответного хода перед лицом отчаяния, которое охватило человека XX века. Доказывая, что комическое начало набирает силу в произведениях 50-х годов, Коухен показывает, что за комичностью героев С. Беллоу скрывается их стремление сохранить значимость собственной личности.

Другим оригинальным исследованием, на сей раз — неофеминистского склада, стала работа Дж. МакКэдден «Бегство от женщины. Проза Сола Беллоу» (1980). Отличительной чертой романистики С. Беллоу, американский критик считает тот факт, что подобно Н. Мейлеру, Ф. Роту, Б. Маламуду, писатель рисует женские образы исключительно с позиции мужчины. МакКэдден полагает, что для понимания прозы С. Беллоу женские характеры играют чрезвычайно важную роль, поскольку именно с ними связаны как надежды героя на будущее счастье, так и его страдания, поскольку женский образ в романах писателя символизирует иррациональность современного мира. В работе подробно анализируется модель отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой и раскрывается психологическая драма главного героя.

М. Брэдбери открывает свою работу «Сол Беллоу» (1982) утверждением, что литература послевоенных лет значительно отличается от.

1 Cohen S. Saul Below’s Enigmatic Laughter. — Urbana, 1974 — 242 p.

2 McCadden J. The Flight from Women in the Fiction of Saul Bellow. — Washington, 1980 -291 p.

3 Bradbury M. Saul Bellow. — London and N.Y., 1982 — 186 p. литературы первой половины XX века. Здесь дается краткая характеристика литературы на современном этапе и определяется в ней место Беллоу. Литературовед предлагает свою теорию комичности произведений писателя, полагая, что она придает законченную форму беллоувскому радикализму. В книге впервые делается попытка определить место С. Беллоу в контексте мировой литературы XX века.

В работе Л. Голдман «Нравственные предвидения Сола Беллоу: Критическое исследование еврейского опыта» (1982)' рассматривается проблема влияния иудаизма на моральные критерии С. Беллоу и тем самым, предлагается альтернативная версия источника нравственных ценностей в прозе писателя. Исследовательница отвергает положение о доминировании в романах прозаика традиции романтизма в ее религиозно-мистической интерпретации.

По видимому, среди наиболее значительных книг, посвященных творческому наследию Беллоу, можно, по праву, считать книгу Д. Фукса «Сол Беллоу: Взгляд и его переосмысление» ^ 984).2 Эта работа уникальна тем, что в ней впервые исследуются неопубликованные рукописи, письма и переработки уже опубликованных романов С. Беллоу, которые до сих пор остаются недосягаемыми для других исследователей.

Наиболее заметным отклонением из общего, сравнительно однообразного потока критики о творчестве С. Беллоу служит работа Дж. л.

Вильсон «На планете Сола Беллоу: ее темная сторона» (1982). Критик считает, что наступило время для нового прочтения романов писателя, отрицая общепризнанную в целом точку зрения о том, что С. Беллоу является жизнеутверждающим романистом. Центральным положением исследования Дж. Вильсон является утверждение, что прозу С. Беллоу формирует «статичная диалектика». Такие противоречия, как порядок и хаос, свобода и.

1 Goldman L.N. Saul Bellow’s Moral Vision: A Critical Study of the Jewish Experience. -N.Y., 1983.

2 Fuchs D. Saul Bellow: Vision and Revision. — Durham, 1984.

3 Wilson J. On Bellow’s Planet: Reading from the Dark Side. — Rutherford, 1985. ее ограничения, структурируют романы, но ничего не зависит от их разрешения. Сами герои страдают «энергией полного бессилия». Одержимые муками сердца, которые всецело, по мнению Дж. Вильсон, являются прерогативой женщин, такие герои не в силах разрешить ни своих финансовых, ни духовных, ни философских и даже супружеских проблем.

Одной из последних монографий о С. Беллоу является работа Р. Кирнена «Сол Беллоу» (1989)1. В книге С. Беллоу представлен выдающимся писателем на «интеллектуальную тематику». Автор полагает, что ни один из ныне здравствующих писателей не исследует столь глубоко и тонко те нравственные противоречия, что мучают современного городского интеллектуала. Кроме того, Р. Кирнен отмечает важную роль иронии и юмора в произведениях С. Беллоу, полагая, что в смехе герои высвобождают свою душевную боль и отчаяние, обретают силы для духовного поиска.

Многие известные литературоведы трактовали романное творчество писателя в рамках широких концептуальных исследований современной западной и американской литературы.

Так о творчестве Беллоу неоднократно писал И. Хассан. Реализм писателя, его умение наблюдать жизнь, традиционные поиски свободы, знания и любви делают С. Беллоу, по мнению критика, одним из значительных писателей второй половины XX века. Основным противоречием, структурирующем романы писателя, критик считает противоречие между смертностью человека и его «извечной наивностью"2, полагая, что истинным антагонистом героев является не столько общество, сколько неустранимость смерти. Настоящим подвигом беллоувских романов является, по мысли И. Хассана то, что хотя здесь описываются в полной мере страдания и хаос, произведения писателя звучат утверждающе.

1 Kiernan R. Saul Bellow. -N.Y., 1989.

2 Hassan I. Saul Bellow: The Quest and Affirmation of Reality. In his Radical Innocence. — N.Y., 1971 — pp. 290 324.

По мнению другого американского критика М. Клейна, С. Беллоу, в отличие от великих мастеров прошлого У. Фолкнера и Э. Хемингуэя, всецело писатель-урбанист, выразитель дум и настроений жителя современного мегаполиса. Критик полагает, что в центре романов С. Беллоу находится проблема личности, исследуемая писателем в духе экзистенциалистских антиномий. М. Клейн заявляет о том, что все проблемы, сокрушающие героев С. Беллоу, сводятся «к одной единственной — суметь достойно встретить требование общества отказаться от своего «я"1.

В свою очередь, Н. Скотт также утверждает, что «социальные условия ни в коей мере не определяют основные параметры внутреннего мира героев Беллоу"2, главным для них остаются те моменты существования, когда человек способен выйти за пределы давления своего окружения и условий социальной жизни, ограничивающих его свободу. Именно в такие минуты, герой мучается над «вечным вопросам» о природе своего «я».

Д. Гэллоуэй видит в героях С. Беллоу тот тип людей, который растрачивает свои силы и энергию в бесплодном, зачастую комичном поиске и спасении своего «я"3. Неприкаянными, по утверждению ирландского критика Д. Донохью, являются все герои Беллоу, поскольку они «осознают не причины их душевного кризиса, а его симптомы"4.

По мнению американского исследователя JI Лутвака5, в своих романах С. Беллоу постоянно использует метафору путешествия Одиссея, поскольку каждый его герой стремится открыть путь, позволяющий активно жить в эпоху всеобщего кризиса.

Интересно отметить, что писатели послевоенной Америки часто критично относятся к таланту Беллоу-романиста. Так, анализируя своеобразие проблематики романов С. Беллоу, известный прозаик Н.

1 Klein M. Saul Bellow. In his After Alienation. — Cleveland, 1964 — p. 34.

2 Scott N. Bellow’s Vision of the «Axial Lines». In his Three American Moralists. — Notre Dame, 1973 -p. 112.

3 Galloway D. The Absurd Man as Picaro. In his The Absurd Hero in American Fiction. — Austin, 1981.

4 Donohue D. Dangling Man. In his The Ordinary Universe. — N.Y., 1968 — p. 196.

5 Lutwack L. Bellow’s Odysseys. In his Heroic Fiction. — Carbondale, 1971 — pp. 88−121.

Мейлер, с чьим творчеством не раз сопоставляли произведения С. Беллоу, писал, что «определенные круги еще долгие годы будут зачитываться его произведениями, но ему [С. Беллоу — Н.М.] вряд ли удастся ухватить дух нашего времени и оказать на него влияние"1. Другой видный представитель современной американской литературы Дж. Гарднер назвал романы С. Беллоу «замаскированными эссе"2, скорее напоминающие беллетризованные трактаты, нежели художественное произведение.

Однако, на наш взгляд, именно публицистичность, интеллектуальность произведений С. Беллоу до конца 1960;х годов и определяет их оригинальность. В своих романах прозаик стремится проследить и проанализировать американскую психологическую и социальную подпочву, ментальность американской интеллигенции, показать ее духовные и творческие установки. Все внимание писателя обращено к сути социально-психологического естества «цивилизованной» Америки.

В 1991 году публикуется биографическое описание жизни С. Беллоу, о написанное близким другом писателя Рут Миллер. В книге в хронологической последовательности освещаются основные жизненные вехи романиста, а также, приводятся фрагменты из критических статей, появляющиеся в печати после выхода его очередной книги. С большой обстоятельностью и искренней симпатией к Беллоу-человеку и Беллоу-писателю автор книги прослеживает судьбу романиста, перемежая свое повествование личными воспоминаниями прозаика.

В 1997 году в свет выходит номер известного журнала «Америкен стадиз интернешенел», ведущей темой которого становится творчество С. Беллоу. Во вступительной статье редактор журнала, профессор Б. Мерген давая высокую оценку писательскому таланту романиста, отмечает, что «подобно историку, одаренному богатым воображением, С. Беллоу в своей.

1 Мейлер Н. О некоторых детях богини. В кн.: Писатели США о литературе. — М., 1974 — с. 332.

2 Gardner J. On Moral Fiction. — N. Y., 1978 — p. 91.

3 Miller R. Saul Bellow: A Biography of Imagination. — N.Y., 1991 — 385 p. прозе ведет своеобразную летопись последних пятидесяти лет общественной жизни в Америке, и поэтому его произведения будут читаться всегда теми, кто жаждет понять американскую культуру и кто способен оценить то, как обновляется язык посредством искусства"1. Ему буквально вторит исследователь творчества С. Беллоу, литературовед Дж. Бах: «Вот уже в течение полувека, Сол Беллоу остается наиболее преданным летописцем беспрестанного поиска американским обществом определения „я“, который высказывается наиболее последовательно и значительно чем кто-либо из его современников о проблемах американского общества». Другой исследователь Т. Алвез относит героев Беллоу к новому типу людей -«американусам», тому очаровательному порождению иммигрантской Америки, ритму ее языка, где багаж воспоминаний не обременен ощущением обреченности и абсурдности жизни" .

Итак, едва ли не главной темой творчества С. Беллоу, по справедливому мнению зарубежных литературоведов, является обращение к духовным основам и возможностям человека, попытка определить критерии морального поведения личности в условиях сложнейшего нравственного выбора. Писателя часто сравнивают с Г. Мелвиллом, Т. Драйзером, Н. Уэстом, Ф. М. Достоевским, JI. Н. Толстым, Т. Манном, А. Камю и другими писателями. Но при этом признают, что его произведения являются достаточно самобытным явлением, переосмысливающим содержание многих классических для литературы образов и идей.

В своих произведениях С. Беллоу нередко обращается к теме судьбы еврейских эмигрантов в Америке. Однако содержание его произведений не может быть истолковано в границах одного национального опыта, писатель выходит на общечеловеческий уровень, представая перед читателем замечательным художником и гуманистом. «Жизнь всего человечества»,.

1 Mergen В. Looking for Mr. Bellow // American Studies Internationa], Feb., 1997, № 1, p.4.

2 Bach J. The Writer’s Credo // Am. Studies Intern., Op. cit., p.7.

3 Alves T. In Praise of Saul Bellow’s // Am. Studies Intern., Op. cit., p. 35. говоря словами Герцога, стала в итоге основной темой писателя. Именно под ее знаком Сол Беллоу становится одним из крупнейших писателей Америки.

Романы С. Беллоу выражают духовную атмосферу, царившую в послевоенные годы в США. Эти книги по праву можно назвать романами идей, в которых дискуссии, диалоги и монологи героев играют куда большую роль, нежели внешнее развитие сюжета. Появление подобных романов в американской литературе предугадал один из самых авторитетных критиков культурно-исторического профиля Л. Триллинг, который в своей нашумевшей книге «Либеральное воображение» (1945) писал о том, что американский роман был самым непосредственным образом вовлечен в идейную жизнь общества.1.

Романы писателя акцентируют внимание читателя то на могуществе общества, то на бунте индивидуума. Подобная тематическая противоположность способствует возникновению как бы двух различных обликов Беллоу-прозаика и порождает неоднозначность мнений, как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении, по поводу соотнесенности романов С. Беллоу с определенной модификацией реалистического творчества.

В отечественном литературоведении 60−8 Ох годов при обосновании концепции реализма указывается на его формальную гибкость и творческое освоение действительности. Так, например, В. Д. Днепров писал: «Одно из важнейших преимуществ реализма состоит как раз в его необычайной формальной гибкости, — без такой гибкости ему не удалось бы. выразить дух и стиль жизненных перемен. Реализм широк и многообразен, как широка и многообразна лежащая перед ним действительность. Он претворит и усвоит все формы, которые находятся в живом контакте с эпохой». И. Ф. Волков подчеркивал, что реализм «не просто изображает, а творчески.

1 Thrilling L. The Liberal Imagination. -N.Y.: Viking Press, 1945.

2 Днепров В. Черты романа XX века. — М.-Л., 1965 — 305 с. осваивает реальные отношения человека и общества в интересах вполне определенных сил общественного развития, в частности применительно к искусству критического реализма в общедемократических интересах европейских народов".1.

Сама художественная практика доказывает неисчерпаемость сути реалистического метода, его способность к развитию, обновлению, усвоению достижений мирового художественного опыта разных направлений. Это особенно характерно для современной американской литературы, в которой, как указывает известный американист A.C. Мулярчик, «на протяжении всей Л послевоенной эпохи реализм оставался столбовой дорогой». В последних работах некоторых западных ученых все больше утверждается мысль, что реализм получает новое наполнение в литературе в последней трети XX века. Например, английский историк литературы М. Брэдбери в новой редакции своего исследования о современном американском романе пишет о возвращении к реализму", «возрождении реализма», «пусть насыщенного j иронией и крайне непоследовательного в своих формах». Он также утверждает, что это явление становится главным движением в становлении общемирового литературного процесса «конца века» (прежде всего — в США). Среди тех, кто является представителем реализма в современной литературе, исследователь называет и С. Беллоу.

Действительно, творчество писателя — яркий пример ориентации на реалистическое воспроизведении жизни, поскольку С. Беллоу стремится к правдивому изображению действительности, жизни общества в ее закономерном самодвижении и типических характеров. Сам прозаик в одной из статей пишет следующее: «Сегодня реализм в литературе представляет собой некое соглашение, которое обусловлено тем фактом, что человек,.

1 Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. — М., 1975 — 206 с.

2 Мулярчик A.C. Литературный процесс в США в 80-х-начале 90-х годов./ История зарубежной литературы XX века (1945;1990). Учебное пособие для студентов пед. университетов и пед. институтов. — М., 1996 — с. 161.

3 Bradbury М. The Modern American Novel. — N.Y.: Oxf. Univ. Press, 1992 — p. 268. является вовсе не тем, за кого его принимали в течение веков. Человек — это нечто другое, он живет в мире, лишенном иллюзий без какой-либо определенной цели, как это убедительно показывает наука. Однако он все же стремится вести жизнь достойную человека. И это немного странно, поскольку в новом взгляде на природу человека индивид представляется жалким, заурядным, подверженным животным инстинктам".1 Дискуссия о природе творческого метода С. Беллоу, как в отечественном, так и зарубежном литературоведении, до сегодняшнего дня остается весьма актуальной.

М. Каули относит С. Беллоу к группе писателей, названных им «персоналистами», поскольку все эти прозаики «в конце концов, приходят к утверждению значения и ценности отдельной человеческой личности („персоны“) в столкновении с обществом». По его мысли, в персоналистских романах происходит смещение от «социологии к психологии, от проблем политических к проблемам личным, одним словом, от общественного к у частному». Созвучен этому высказыванию взгляд английского литературоведа М. Брэдбери. Критик полагает, что идейная структура произведений таких писателей, как С. Беллоу, Т. Капоте, Б. Маламуд, Дж. Сэлинджер «переведена в план „метафизического поиска“, размышления о судьбе и назначении человека, потерявшего прежние точки опоры, оказавшегося в мире тоталитарного омассовления безликих социальных о сил». Об том же рассуждает другой американский исследователь X. Эйзингер в книге «Романы 40-х годов».4.

Несколько иной позиции придерживается И. Хассан, который рассматривает романы С. Беллоу, как пример «тех трудностей, с которыми сталкивается романист, когда подобно некоторым писателям 30-х годов он.

1 Bellow S. Machines and Storybooks // Harper’s Magazine, August, 1974, p. 52.

2 Cowley M. The Literary Situation. — N. Y, 1954 — p. 83.

3 Bradbuiy M. The Modern American Novel. -N.Y.: Oxf. Univ. Press, 1992 — p. 165.

4 Eisinger Ch. Fiction of the Forties. — Chicago, 1963. еще оказывает большое доверие социальным фактам, но в отличие от них, в конечном итоге принимает метасоциальный взгляд на человека".1 К. Опдал, автор первого диссертационного исследования, посвященного творчеству С. Беллоу, также видит в произведениях писателя конфликт между социальными реалистами и персоналистами. Герой Беллоу стремится жить в обществе, однако на фоне катаклизмов XX века с его коренной ломкой социальных, исторических и психологических норм, он все острее ощущает свое «я», восприятие окружающего мира становится специфическим, абсолютно все переживается как исключительно важное для этой личности, затрагивает сокровенные глубины.

Общим местом в исследовательских работах зарубежных критиков, посвященных творчеству Беллоу, стало положение о том, что писатель является ярким представителем «литературы утверждения». Нельзя находиться в историческом контексте и игнорировать все и вся — вот, по мысли американских литературоведов, основной постулат всего творчества С. Беллоу. В статье «Сол Беллоу: Эволюция современного романиста» Р. Франк впервые определил прозу романиста, как пример «скрытого утверждения» («reserved affirmation») и отнес Беллоу к таким писателям, кто «способны изображать традиции, современные войны и депрессию спокойно, глядеть в лицо будущему безбоязненно, с надеждой, серьезностью и о чувством юмора». Несколько иной взгляд высказывал Ч. Эйзингер, который видел в творчестве проявление «неуверенного утверждения» («hedged affirmation»)4, которое отражается на героях, сначала отказывающихся от бремени своего «я», а затем, ищущих пути восстановления своей индивидуальности.

1 Hassan I. Radical Innocence. — Princenton, 1971 — p. 315.

2 Opdahl K. The Novels of Saul Bellow. — Pennsylvania, 1967 — p.10.

3 Frank R. Saul Bellow: The Evolution of a Contemporary Novelist // Western Review, 18, Winter, 1954, p. 101.

4 Eisinger Ch. Saul Bellow. Man Alive, Sustained by Love. In his Fiction of the Forties. — Chicago, 1958 — pp. 341 342.

В ряде исследований отечественных авторов (и, прежде всего у Д.В. Затонского) ведущей модификацией реалистического романа II половины XX века назван «центростремительный роман» или «субъективная эпопея». Определяющим свойством данного направления реалистического творчества является познание окружающего мира с помощью описания внутреннего мира личности, ее морально-психологических проблем. А. С. Мулярчик полагает, что ранние произведения С. Беллоу по праву могут считаться прообразом многих последующих «центростремительных романов"1. В одной из своих последних публикаций A.C. Мулярчик рассуждает о возможности наименования данной модификации художественного качества «косвенным реализмом», который «оперировал как бы со «смазанными» трагикомическими пропорциями действительности, но, несмотря на всю ее, казалось бы, углубляющуюся хаотичность, не порывал с ней устоявшейся связи"2.

На наш взгляд, все перечисленные выше модификации реалистического творчества являются синонимами и соотносятся с таким понятием, как «моральный реализм», одним из центральных направлений в европейской литературе после второй мировой войны, которое заставило человечество в который раз обратиться к миру личности, задуматься над всей сложностью и противоречивостью самого феномена «человек». В литературе послевоенных лет стал особенно очевидным тот факт, что как раз в произведениях, которые вроде бы замкнуты кругом вопросов, имеющих прямое отношение к бытию личности, процессы, охватывающие нынешнее общество, выявляются с особой наглядностью. Потрясения, которые переживают персонажи в своем как будто индивидуальном, замкнутом существовании, непременно отражаются коллизии общественного характера. Знакомство с романным наследием С. Беллоу убеждает, что писатель.

1 Мулярчик A.C. Современный реалистический роман США (1945;80) — М., 1988 — с. 93.

2 Мулярчик A.C. Сто лет американского романа // Рос. литературовед, журнал. — № 10. — 1997. — с. 84. стремится придать остросовременное звучание «вечным проблемам», высказывает требование сохранить нравственный идеал, отсутствие которого приводит к гибели духовности.

Наряду со многими американскими писателями послевоенных лет С. Беллоу тяготеет к европейской прозе с ее техникой изощренного психологического самоанализа. В своих романах писатель создает особое интеллектуальное напряжение, которое, однако, не давит на читателя, поскольку С. Беллоу мастерски снимает его с помощью иронии и парадоксальных сатирических ходов.

Иронический, и, отчасти, сатирический дух романов писателя неоспорим, его рождало умонастроение «разлада», однако относить их полностью к жанру сатирического романа, как это делает М. О. Мендельсон, причисляя Беллоу к сатирикам-реалистам, было бы, на наш взгляд, неверно1. Поскольку в этих романах сильна тоска по идеалам, стремление к истинным ценностям.

Именно поэтому мы не можем согласиться с точкой зрения Т. Н. Денисовой. Определяя общую направленность творчества С. Беллоу как модернистский «черный юмор», литературовед пишет о том, что романам писателя присущ «безнадежный пессимизм, высмеяние всех и всего, и, прежде всего самоосмеяние». Отмечая несомненное отличие прозы С. Беллоу от писателей «черного юмора», тем не менее, Т. Н. Денисова полагает, что кризис современного мира воспринимается романистом как крушение всей цивилизации, и подобное мировосприятие порождает глубочайший скепсис и пессимизм.

Похожий взгляд на романное творчество С. Беллоу встречается и в зарубежном литературоведении. В статье «Литературные воспоминания. Постмодернизм» (1979) Джон Барт, обращаясь к анализу.

1 Мендельсон М. О. Американская сатирическая проза XX века. — М., 1972 — с. 279.

2 Денисова Т. Н. Современный американский роман. — Киев, 1976 — с. 229. постмодернистского романа 60−70-х годов и причисляя его к «литературе восполнения» или «истинному реализму», относит к видным постмодернистам себя, писателей школы «черного юмора», Н. Мейлера, В. Набокова, С. Беккета и С. Беллоу.

Да, С. Беллоу, несомненно, знакомо чувство безнадежности. Но доминирует в нем другое — мощь нравственного сопротивления. В своих произведениях прозаик обращается к гуманистической традиции западноевропейского и американского искусства, прославляющего несгибаемость человеческого духа перед лицом зла. У С. Беллоу нет пристрастия к «наркотику пессимизма», типичного для представителей модернистского течения. Принадлежа к «школе гуманистов», провозглашенной У. Фолкнером, писатель вслед за своим предшественником отказывается принять «конец человека». И это не просто декларация прекраснодушного оптимиста.

Наоборот, в каждом своем романе С. Беллоу идет к этому гуманистическому кредо как бы «от противного», безжалостно подвергая своих героев проверке подчас непосильными испытаниями. Его романы представляют собой исследование тех путей и возможностей, с помощью которых можно освободиться от лжи, прорваться к подлинности чувств и взаимоотношений, отыскать родственных по духу людей. Величие человека для С. Беллоу в самопознании, в котором человек обретает силы жить в современном мире. Интерес к собственной личности, своему «я» ведет страждущих героев Беллоу не к успеху, и даже не к просвещению, но к принятию достоинства жизни как таковой. Ключом же к пониманию ироничности автора по отношению к своим героям, могут служить слова Гете, определявшего иронию как «сострадание великого сердца к малому».

Не вызывает сомнений тот факт, что С. Беллоу, обладающий культурной изощренностью, ассимилирует в своих произведениях различные философские взгляды, начиная античным наследием и заканчивая неофрейдистскими теориями. В то же время, однако, анонсируя ту или иную идею, писатель тут же отходит от нее, демонстрируя полную независимость от философского и религиозного наследия. И это следует понимать не как признание безыдейности творений С. Беллоу, у которого нет своего взгляда на мир, но как отражение внутренней борьбы противоположных взглядов в сознании писателя, не находящей окончательного разрешения и воплотившейся в стиле его произведений. В этом С. Беллоу является прямым последователем великого русского мыслителя Л. Н. Толстого, который полагал, что любая теория несовершенна. Русский философ не признавал готовых концепций, развивая каждую из них, он тут же ее разрушал, откидывая «работу всего человечества», чтобы «сделать по-новому и по-своему» 1. Ум, который ценил Л. Н. Толстой в себе и в других — это ум, не приемлющий известных истин.

В своих публицистических работах (среди них «Университеты в роли злодея» (1957), «Вдумчивые читатели мира, остерегайтесь» (1959)) Беллоу обрушивается на интеллектуальное позерство, предостерегая от поклонения культурному наследию, упадка силы воображения. В 1976 в Стокгольме в своей Нобелевской речи Беллоу заявил о своем нежелании следовать всеобщим идолам знания, выявил глубокое противоречие в среде интеллектуалов, которое заставляет заново осмысливать тщательно «выверенный перечень положений» в отношении общества, политики, искусства и человеческих возможностей. Прозаик выступил против интеллектуальной закоснелости. Он утверждал: «В наше время необходимо сбросить с себя обузу искусно поданных банальностей, выступающей под личиной образования, надо учиться выносить собственные суждения, действовать самим». Не знание, говорит писатель, но воображение является по-настоящему реальной силой, способной преобразовать мир. Надо.

1 Толстой Л. Н. Что такое искусство? В собр-ии соч-ий в 22-х томах, Т. 16. — М., 1984 — с. 143.

2 Bellow S. Nobel Lecture. In his It All Adds Up: From the Dim Past to the Uncertain Future. — N.Y., 1994 — c. 96. отметить, что подобное заявление одного из признанных писателей интеллектуальной прозы в США немало шокировало публику.

На протяжении всего творческого пути писатель строит свои доводы о природе «я» исходя из духовного багажа личности. С. Беллоу считает, что художник должен апеллировать к той части бытия, которая является духовным даром, а не жизненным приобретением. Писатель взывает к способности человека восхищаться и удивляться, испытывать боль и чувство жалости, к священному чувству своей принадлежности к человечеству, неразрушимой связи с ним. Произведения С. Беллоу притягивают читателя, поскольку это романы о духовной борьбе личности, о жизненных перипетиях, наказании и нравственном очищении. Практически любому человеку нашего столетия знакома та борьба, что происходит в душе и жизни героев Беллоу. Романист призывает искать нравственное в обыденности, считая, что духовное начало в человеке определяется его обыденной, каждодневной жизнью.

В то же время для писателя реальность сюжета не является главным, основополагающим в его произведениях. Действительность, созданная силой воображения, может быть, по мнению романиста, более реальной, нежели фактографическое описание мира.

В своих работах писатель утверждает ценность человеческой жизни, возлагая на писателя ответственность за раскрытие величия человека посредством изобразительной силы его произведений.

Романное творчество Беллоу может быть, на наш взгляд, условно подразделено на два периода. К первому мы относим романы, созданные писателем в 1940;начале 1960;х годов. В ранних романах Беллоу сказывается влияние философии экзистенциализма, почерпанной из европейских источников и широко распространенной в 1940;60-е годы в США. Беллоу придает романам «Между небом и землей» (1944) и «Жертва» (1947) сугубо моральное, но отнюдь не социальное или политическое звучание. Сам писатель говорит о том, что его первые произведения были написаны в традиции литературы, представляющей человека жертвой («victim-literature»). В одном из интервью писатель заявил: «Я думаю, что реалистическая литература изначально была литературой, представляющей человека жертвой. Противопоставьте обыкновенного человека, — а реалистическая литература пишет именно об обыкновенных людяхвнешнему миру. И внешний мир, несомненно, подомнет его"1.

Однако в последующих романах писатель старается вывести свои произведения за рамки подобной трактовки («victim-literature») реалистической литературы. Теперь главной задачей для романиста становится «желание найти подлинный смысл бытия, бытия, что предшествует социальному очертанию». Романы 1950;х годов -" Приключения Оги Марча" (1953) и «Гендерсон — повелитель дождя» (1959) — это произведения пикарескного плана, но принадлежащих XX веку, поскольку описывают не только похождения главного героя, но и приключения его души.

Наиболее ярким, самобытным произведением, на наш взгляд, по праву можно считать роман «Герцог» (1964). В романе заметно усложняется композиция, меняется герой, становясь более зрелым, образованным, творческим человеком.

Последующие произведения С. Беллоу — «Планета доктора Сэммлера» (1970), «Дар Гумбольдта» (1975), «Зима профессора» (1982), «Многие умирают от инфаркта» (1987), «Кража» (1989), «Связи Белларозы» (1989), «Тот самый человек» (1997) и другие, которые не являются непосредственным предметом рассмотрения данного диссертационного исследования, могут быть отнесены ко второму, «позднему» этапу творчества писателя. Они также представляют собой повествования об.

1 Harper J. Interview with Saul Bellow. In Saul Bellow. A Collection of Critical Essays. — N.Y., 1977 — p. 12.

2 Roudane M. An Interview with Saul Bellow // Contemporary Literature, 25, № 3, Fall, 1984, p. 279. интеллектуальном герое, способном сопротивляться давлению реальности и жертвовать многим во имя ценностей, без которых человеческая жизнь лишается содержательности. Человек должен обладать моральной силой и поэтому ему, прежде всего, должно быть присуще чувство нравственной ответственности, считает писатель. И именно это положение занимает особое место в творческой концепции С. Беллоу, что было неоднократно отмечено как отечественными, так и зарубежными литературоведами.

Следует отметить, что романы, написанные в 1970;90-е годы, представляют собой как бы условный сплав, своеобразную мозаику того, о чем автор писал раньше. Подобно многим другим писателям, С. Беллоу начинает возвращаться к одним и тем же ключевым для него темам, персонажам, ситуациям. Отсюда возникают сюжетные повторы, самоцитирование.

В силу того, что в отечественном литературоведении еще не дано всестороннего анализа прозы С. Беллоу — видного американского писателя, лауреата Нобелевской премии, нам представляется необходимым написание данного диссертационного исследования, посвященного наиболее содержательному этапу его творчества.

Предметом анализа в нашей диссертации являются наиболее значительные произведения Беллоу, созданные в рассматриваемый период (1940;е-начало 1960;х годов).

Цели и задачи диссертации — представить эволюцию творчества Беллоу, на протяжении ее первого, занимающего двадцать лет этапа: с 1944 года, когда он опубликовал свой первый роман «Между небом и землей», написанный в духе, близком к концепциям экзистенциализма, до романа «Герцог» (1964) — проследить истоки формирования философско-эстетических взглядов писателяа также определить место эстетической и этической позиции писателя в общем контексте литературной жизни США во второй половине XX века, выявить степень новаторства в современной романистике.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в данной диссертации впервые в отечественном литературоведении делается попытка осмыслить определенный этап творчества Сола Беллоу, как единый идейно-эстетический комплекс и определить при этом его закономерности. Обращение к творчеству Беллоу объясняется как его актуальностью, так и малой его изученностью. Романы писателя рассматриваются под углом особенностей их объемного, глубокого аналитического познания социально-психологической действительности «цивилизованной» Америки.

Актуальность работы определяется необходимостью осмысления заново, с позиции исторической дистанции, творчества американских писателей 1950;60-х годов. Наследие С. Беллоу во многом представляет собой скрещение различных эстетических и философских влияний. Изучение его творчества позволяет более точно оценить стержневые линии развития американской литературы на первом послевоенном этапе ее истории.

Методологической основой исследования является системный подход к явлениям литературы, предполагающий сочетание историкЬ-литературного и структурно-типологического принципов.

Методика исследования базируется на конкретно-текстовом, сравнительно-историческом и эстетическом анализе художественной прозы Беллоу.

Научно-практическая ценность диссертации определяется тем, что изучение творчества С. Беллоу способно дать дополнительный материал для понимания общих закономерностей развития современной зарубежной литературы, базирующейся на жизнеспособном, адекватном действительности способе ее воспроизведения и изображения. Полученные в ходе исследования разработки и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества С. Беллоу. Результаты исследования могут быть применены для более углубленного изучения проблем истории и теории послевоенной американской литературы, в том числе и при разработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ романного творчества Сола Беллоу, проведенный с точки зрения его идейно-художественных особенностей, а также обзор критической литературы по теме диссертации, исследование культурно-исторического фона, существовавшего в США в годы создания произведений, позволяют сделать следующие выводы.

Прежде всего необходимо отметить, что романы С. Беллоу, созданные на протяжении 1940;начала 1960;х годов, могут служить прекрасной иллюстрацией основных тенденций в американской прозе этого времени. При всей самобытности, оригинальности писательского таланта С. Беллоу его творчество неотделимо от общего хода развития литературы США. Прозаик принадлежит к той плеяде писателей послевоенной поры, которые исследовали болезненные вопросы эпохи с помощью описания внутреннего мира личности, ее нравственных, морально-психологических проблем (среди них можно назвать Т. Капоте, Б. Маламуда, Дж. Сэлинджера, Ф. Рота и других).

В то же время, интеллектуальный, публицистический, социально-психологический склад романов С. Беллоу не только определяет оригинальность его творчества, но и выделяет из общего потока американской литературы. Обращение писателя к злободневным проблемам своего времени, активная творческая позиция, обостренный интерес к духовным и творческим установкам, ментальности американской интеллигенции являются ведущей чертой его романистики.

Произведения С. Беллоу не только актуальны и злободневны, но и насыщены философским подтекстом. С одной стороны, произведения исследуемого автора документально точны в изображении конкретно-социальной реальности, с другой, — они продиктованы размышлениями, обладающими особой важностью для нашего века. Это «вечные» вопросы: соотнесенность личности и общества, свобода и ее ограничения, отчужденность и единение с другими людьми, возможность противодействовать злу в себе и в жизни, истинные и ложные ориентиры на пути к нравственной целостности, проблема нравственного содержания человеческих поступков и выбора в экстремальной ситуации.

В ранних произведениях С. Беллоу «Между небом и землей» и «Жертва» содержательной осью повествования становится «биография души», самовыражение главного героя, раздираемого противоречиями, живущего в атмосфере высокого нравственного накала, где поступки выступают в соизмерении с идеалом высшей человечности. Уже в первых романах С. Беллоу выступает писателем, который исследует сознание, «внутренние приключения» своего героя гораздо шире и глубже, нежели его внешнее бытие. Теряя под собой почву социальной реальности, такой герой превращается в философствующее «я». С. Беллоу использует своеобразный художественный прием — исповедь героя, тем самым, перенося проблему в сферу сознания, раскрывая внутренний конфликт главного героя, переключая внимание читателя на психологический самоанализ.

Ранние произведения С. Беллоу могут быть рассмотрены как наиболее показательный пример проникновения экзистенциалистской проблематики в американскую литературу послевоенных лет и ее эволюции в виде философской базы индивидуально творимого мира. Романы «Между небом и землей» и «Жертва» представляют образец современной притчи, в центре которой стоит проблема личности, исследуемая в духе экзистенциалистских антиномий: личность и общество, свобода и выбор, вина и ответственность, стремление соотнести трагическую современность с вневременным, универсальным. Обращение к этике экзистенциалистских концепций было продиктовано сознанием тотальной непостижимости жизни, ее абсурдной закрытостью. В то же время, показывая абсурдность и подчас убогость жизни человека, его многочисленные поражения, С. Беллоу остается борцом против овеществления, обесчеловечевания личности, против социальных обстоятельств, тому способствующих. Персонажи писателя никогда не теряют интереса к себе, к своей жизни, что и ведет их к принятию своей судьбы.

Особенностью беллоувской художественной концепции мира, во многом обусловленной его эклектическим мировоззрением, в котором соединились множество различных философских, психологических, социальных концепций, является наличие нескольких пластов так или иначе соотносящихся с проблемой личности. Уже в ранних произведениях С. Беллоу стремится ответить на вопрос о сущности положительного героя, прозаика волнуют реальные проблемы: некоммуникабельность, отчуждение, одиночество и пути его преодоления. Героев Беллоу невозможно подвергнуть однолинейной трактовке, их нельзя с уверенностью отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям. С. Беллоу создает героя с раздвоенной душой, рисует человеческие характеры во всей их сложности и противоречивости. Писатель наглядно показывает, что именно в таком сознании отражаются все глубокие противоречия, которыми мучается общество. Особенно важным выглядит поиск прозаиком тех героев, которые должны соответствовать конкретно-историческим обстоятельствам описанного в его романах времени.

Если в первых произведениях С. Беллоу акцентирует внимание читателя на морально-этических проблемах главного героя, то в романах 1950;х годов — «Приключения Оги Марча» и «Гендерсон — повелитель дождя» — центральной становится проблема конфликта личности и общества. Прозаик рисует широкую панораму, критически осмысленную картину американского общества. Действие обращено уже преимущественно во внешний мир, герой показан через поступки, «приключения внешние».

В то же время в романах «Приключения Оги Марча» и «Гендерсонповелитель дождя» С. Беллоу описывает не только похождения героя, чьи приключения являются отражением кризисных тенденций своего времени, но и ставит вопрос о самопознании личности, ее поиске своего «я», ее месте в обществе и отношении к нему, продолжая и развивая тем самым этические положения ранних произведений. С. Беллоу использует форму пикарескного романа как своеобразный художественный прием, с помощью которого романист описывает как социальные, так и нравственные поиски героя.

Рисуя героя-пикаро, находящегося в ситуации, казалось бы, полной социальной и психологической свободы от обязательств и норм, принятых в обществе, С. Беллоу развивает и утверждает мысль об иллюзорности чувства освобожденности от нравственной оценки и самооценки даже для такого персонажа. Ирония заключается в том, что вся энергия героя, чья главная потребность заключается в человеческих обязательствах по отношению к другим, направлена на их избежание. Герои Беллоу находятся на перепутье, где одна дорога ведет к обществу, а другая — от него. Романист, рисуя абсурдность, хаотичность, фрагментарность современного мира, в то же время высказывает мысль о том, что человеку необходимо искать свое место в обществе и окружающем мире, иначе все его поиски обречены на провал.

В романе «Гендерсон — повелитель дождя» С. Беллоу впервые обращается к воображению как реальной силе, способной изменить жизнь человека, наполнить ее смыслом. Реальность, созданная воображением, по мнению романиста является более жизненной и важной, нежели просто фактографическое описание мира самого по себе. Прозаик утверждает существование духовного мира в противовес потребительской морали американского общества «сонливых», «сытых» 50-х годов.

Если ранние романы С. Беллоу были тесно связаны с этикой и эстетикой экзистенциализма, то произведения 50−60-х годов отмечены стремлением к критическому переосмыслению экзистенциализма. В размышлениях его героев слышны отзвуки философских систем Фр. Ницше и других философов, определивших, наряду с экзистенциалистами, духовный климат современного общества отчужденных людей, процесс нравственной энтропии человечества. Однако современной «эгоцентричной» цивилизации Беллоу противопоставляет личность в ее неотъемлемых связях с сообществом людей. Романы писателя дышат не скепсисом, не нигилизмом, а верой в высокое назначение человека, трагизм которого заключается в том, что ход вещей и реальные обстоятельства направлены против него.

Вершиной всего творческого пути писателя, пришедшееся на 40−90-е годы, на наш взгляд, является роман «Герцог», обладающий значительными художественными достоинствами, а главное — той притягательной силой, что отмечены истинные творения искусства. Интерес к «текущему» и анализ «фактов» жизни, сочетающийся с философским, этическим, социальным сообщениями позволяли Беллоу поднять вопрос о смысле человеческой жизни на новую высоту. Основным мотивом романа является вопрос о возможности жить, следуя морали в этом безнравственном и абсурдном мире, где все чувствуют, что они живут по старым скрижалям, что не их религия, не их нравственность — ничто не соответствует тому, что им необходимо.

Главной художественной ценностью произведений Беллоу является утверждение идеи о том, что любовь и добро способны отторгнуть смерть, вдохновить человека на поиски истинного. Прозаик приводит всех своих героев к осознанию того, что только жизнь озаренная любовью для других и делающая своей целью дать добро другим — имеет смысл и может считаться настоящей. Хотя в творчестве Беллоу сгущен, как уже отмечалось, мотив потрясения уродливостью, хаотичностью, безнравственностью современного мира, безысходности в романах писателя нет, поскольку автору удалось запечатлеть тяготение личности к связи с другими людьми. Через нелегкое, поистине индивидуальное постижение этой связи лежит путь к нравственному возрождению человека в романах анализируемого периода. Такая перспекти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х гг. до сегодняшнего дня. — М.: Прогресс, 1970 — 423 с.
  2. Н. А. Навстречу жизни. Заметки о современной американской прозе // ВЛ. 1980. — № 4. — сс. 135−167
  3. Н. От персонажа к герою. Американский роман в 70-е годы // ВЛ. —1982. № 1. — сс. 91−123
  4. . А. Америка Синклера Льюиса. М.: Наука, 1 972 191 с.
  5. .А. Современные негритянские писатели США. М.: Знание, 1981 -64 с.
  6. Т. Н. Современный американский роман. Социально-критические тенденции. Киев, 1976 — 308 с.
  7. T. H. Экзистенциализм и современный американский роман. Киев: Наукова Думка, 1985 — 240 с.
  8. А. М. Американский роман 20−30-х гг. М, 1982 — 256 с.
  9. А. М. 35 штрихов к портрету Америки // Предисл. к кн.: Современная американская новелла (70−80-е гг.). М.: Радуга, 1989 — сс. 3−19
  10. Г. Свет совестливости // Предисл. к кн.: Дж. Гарднер. Осенний свет. М.: Прогресс, 1981 — сс. 5−20
  11. М. Естественная история американского натурализма / Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973 — 327 с.
  12. В. А. Американский роман середины XX века: Концеп-туальность жанра. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988 — 245 с.
  13. М.О. Американская сатирическая проза XX века. -М.: Наука, 1972−370 с.
  14. М.О. Современный американский роман. М.: Наука, 1964−534 с.
  15. М.О. Роман США сегодня. М.: Сов. писатель, 1983 -415 с.
  16. А. С. Американский роман: Ответы на вызовы XX века // США: ЭПИ. 1996. — № 1. — сс. 65−74
  17. А. С. Больное сознание Америки / Предисл. к кн.: Хел-лер Дж. Что-то случилось. М.: Прогресс, 1978 — сс. 5−15
  18. А. С. Послевоенные американские романисты. М.: Худ. лит-ра. — 1980. — 279 с.
  19. А. С. Реализм в послевоенном романе США (некоторые теоретические аспекты) / Проблемы американистики. вып. 3 — М.: МГУ, 1985 — сс. 260−279
  20. А. С. Современный реалистический роман США, 19 451 980. -М.: Высшая школа, 1988 172 с.
  21. Дж. После потерянного поколения. Сб. статей. М.: Прогресс, 1981 -240 с.
  22. Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, 1990−624 с.
  23. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977 — 464с.
  24. В. И. Роман США 2-й пол. XIX в.: проблемы типологии реализма. Краснодар: КГУ, 1994 — 187 с.
  25. А.И. От Уитмена до Хемингуэя. М.: Сов. писатель, 1981 -375 с
  26. Е. А. Судьбы Америки в современном романе США. -М.: Наследие, 1994 237 с.
  27. И. С. Проблемы войны и мира в современном американском романе. Л.: Знание, 1985 — 32 с.
  28. Aldridge J. W. The American Novel and Way We Live Now. N. Y.: Oxford University Press, 1983
  29. American Realism: New Essays. Ed. Sundquist (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1982)
  30. American Realists and Naturalists / Dictionary of Literary Biography. -V. 12, 1982
  31. Bowron B. R. Realism in America // Comparative Literature, (Summer, 1951), pp. 268−285
  32. Bradbury M. Columbia Literary History of the United States. Co-lumb. University Press, N. Y., 1988
  33. Bradbury M. The Modern American Novel. New Edition. Oxf., N. Y., Oxford University Press, 1992 VIII+329 p.
  34. Cady E. H. Three Sensibilities: Romancer, Realist, Naturalists // The Light of Common Day: Realism in American Fiction. Bloomington, Indiana University Press, 1972 — X+224 c.
  35. Chase R. The American Novel and Its Tradition. N. Y.: Gordian, 1998 -XII+266 p.
  36. Columbia Literary History of the United States. N. Y.: Columbia University Press, 1988 — XXVIII+1263 p.
  37. Gardner J. On Moral Fiction. N.Y.: Basic Book, 1978 — 214 c.
  38. Girgus S. B. The Law of the Heart: Individualism and the Modern Self in American Literature. Austin, Lnd.: Texas University Press, cop. 1979 -XI+180 p.
  39. Jones H. M. The Theory of American Literature. Ithaca (N. Y.), Cornell University Press, 1966 — XI+225 p.
  40. Karl F. American Fictions, 1940−1980. A Comprehensive History and Critical Evaluation. N/Y.: Harper and Row Publishers, 1983 — 638 p.
  41. Kolb H. H. The Illusion of Life American Realism as a Literary Form. — Charlottesville, Virginia University Press, 1969 — XV, 178 p.
  42. McFarland T. Paradoxes of Freedom: The Romantic Mystique of a Trancendence. Oxford, 1996, XIX+199 p.
  43. Millgate M. American Social Fiction. Edinburg and London, Oliver and Boyd, 1964 — X+217 c.
  44. Pizer D. Realism and Naturalism in XIX Century American Literature. Carbondale, Edwardswill, 1966 — XV, 176 p.
  45. Prior К. Pilgrimages and Journeys. Hove, Wayland, 1992 — 32p.
  46. Rahv P. Essays on Literature and Politics, 1932−1972. Boston, Houghton Mifflin, 1978 — 366 p.
  47. Ruland R., Bradbury M. From Puritanism to Postmodernism: A History of American Literature. N.Y. etc.: The Penguin group, 1992 — XXI+456 p.
  48. Smith M. Literary Realism and the Ekphrastic Tradition. University Park, 1995 — X+269 p.
  49. The Cambridge History of American Literature. Cambridge, N. Y., Melbourne, v. 1 — 1994, v. 2−1995
  50. The Living Novel. A Symposium. / ed. by Hicks G. N.Y.: Macmil-lan, 1957. -XII+230 p.
  51. The Theory of the American Novel / Ed. by G. Perkins. N. Y., 1970 -XLIH+1176p.
  52. Bellamy J. D. Literary Luxuries: American Writing at the End of the Millenium. Columbia, London, 1995 — X+230 p.
  53. Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? (Заметки о молодежном герое зарубежной прозы 60−70-х гг.) М.: Молодая гвардия, 1988 -267 с.
  54. Л.Г. Две ипостаси А. Камю. В кн.: А. Камю. Избранное. -М.: Прогресс, 1969.
  55. М. Размышления о современной американской прозе // ИЛ. 1967.-№ 12.-сс. 203−211
  56. Т. Н. На пути к человеку. Киев: Наукова думка, 1 971 326с.
  57. В. Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980 — 596 с.
  58. В. Д. Проблемы реализма. М.: Сов. писатель, 1961 —371с.
  59. Н. Ю. Английский психологический роман XX века -Киев.: Вища школа, 1988 160 с.
  60. В. Д. Искусство романа и XX век. М.: Худ. лит-ра, 1973−543 с.
  61. В. Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: Высшая школа, 1972 — 113 с.
  62. В. Д. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988−413 с.
  63. А. М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М.: Сов. писатель, 1989 — 407 с.
  64. A.M. Меняющиеся ориентиры // ИЛ. 1976. — № 3. — сс. 188−196
  65. В.В. Судьбы английских писателей (Диалоги вчера и сегодня). —М.: Сов. писатель, 1989 448 с.
  66. Критический реализм XX века и модернизм. Сб. статей. М.: Наука, 1967 — 268 с.
  67. Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века. Киев: Наукова думка, 1968 — 267 с.
  68. Т. Л. Достояние современного реализма. Исследования и наблюдения. М.: Сов. писатель, 1973 — 438 с.
  69. Т.Л. Зарубежный роман сегодня. М.: Советский писатель, 1966−472 с.
  70. Реализм и его соотношение с другими творческими методами. -М. Изд-во Акад. Наук СССР, 1962 366 с.
  71. Реализм и художественные искания XX в. М.: Наука, 1969.306с.
  72. X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве. М.: Прогресс, 1971 — 166 с.
  73. В. М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М.: МГУ, 1997 -335 с.
  74. М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982 — 416 с.
  75. Г. И. Как работал Достоевский. М: Сов. писатель, 1 939 340 с.
  76. К. А. Вечно обновляющийся реализм: О творчестве современных зарубежных писателей. Киев: Вища школа, 1984 — 213 с.
  77. А. Л. Слово: воплощенное бытие. М.: Интерпракс, 1994−238 с.
  78. Collins J. The Existentialists. Chicago: Regnery, 1952 — XI+268 p.
  79. Fiedler L. Love and Death in the American Novel. Cleveland: World, 1962−603 p.
  80. Howe I. Literary Modernism. Greenwich (Conn.), 1967 — 317 p.
  81. Mahood M. The Colonial Encounter. London: Rex Collings, 1 977 211 p.
  82. Miller J. Quests surd and absurd. Essays in American Literature. -Chicago: The Univ. Of Chicago, 1967 XII+271 p.
  83. Spenser: A Collection of Critical Essays / Ed. By H. Berger. -Englewood Clifffs (N. J.): Prentice Hall, cop. 1968 VII+182 p.
  84. The Doppelganger: Double Visions in German Literature. Oxford, 1996−379 p.
  85. Анализ художественного произведения. — Кишинев: Тирасп. Гос. Пед. инс-т, 1990 70 с.
  86. Н. А. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом. М.: Сов. писатель, 1984 — 349 с.
  87. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957 — 183 с.
  88. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. М.: Прогресс: Универс. Рея, 1994 — 615 с.
  89. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. — М.: Сов. Россия, 1979−320с.
  90. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986 — 444с.
  91. Ю. Художественные направления в искусстве XX века. Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986 — 132 с.
  92. И. Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1989 250 с.
  93. В. А. Реализм и художественная условность. М.: Сов. писатель, 1974 — 279 с.
  94. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998 — 256 с.
  95. А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982 — 479 с.
  96. Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972−271 с.
  97. Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970−383 с.
  98. Ю. В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987−317 с.
  99. Ю. Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. ч. 1. — Казань: КГУ, 1976 — 106 с.
  100. С. М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. -М.: Просвещение, 1975 301 с.
  101. Н. Т. Введение в теорию романа. Воронеж: ВГУ, 1 989 270с.
  102. Современный роман. Опыт исследования. М.: Наука, 1 990 285с.
  103. . Исторические судьбы реализма / Сучков Б. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 1. — М.: Худ. лит-ра, 1984 — с.7−452
  104. С. Реализм в искусстве. М.: Иноиздат, 1956 — 258с.
  105. Д.К. Типология неоромантизма. Кишинев: Штиинца, 1984- 165 с.
  106. В. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983 — 383 с.
  107. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / Эко У. Имя розы. — М.: Книжная палата, 1989 469 с.
  108. Р. Работы по поэтике. М, 1987 — 461 с.
  109. Brown N. Closing Time. N.Y.: Random House, cop. 1973 — 109 p.
  110. Clicksberg Ch. The Ironic Vision in Modern Literature. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1969
  111. Documents of Modern Literary Realism. Ed. G. J. Becker. Princeton Univ. Press, 1963 — xi, 609 p.
  112. Fry N. The Roads to Excess. In his Myth and Symbols. Lincoln, Nebraska: Univ. Of Nebraska Press, 1963
  113. Grate Writers of the Englishe Language, Novelist and Prose Writer. -N. Y., 1979
  114. Howe I. The Critical Point On Literature and Culture. N.Y.: Horizon Press, 1973 — 232 p.
  115. Kermode T. The Sense of the Ending. Studies in Theory of Fiction. -N.Y.: Oxf. Univ. Press, 1967 XI+187 p.
  116. Levin H. What is Realism? // Comparative Literature, # 3, Summer, 1951, pp. 193−199
  117. The Novel Today. In Contemporary Writers on Modern Fiction / ed. By Bradbury M. Glasgow, 1978
  118. Psychoanalysis and American Fiction / ed. Ir. Malin. N.Y.: E.P. Dutton and Co, 1965.
  119. Rintoul M. C. Dictionary of Real People and Places in Fiction. Lnd- N. Y.- Routlrdge, 1993 — X+1184 p.
  120. Stromberg R. N. Realism, Naturalism and Symbolism. London, Macmillan and N.Y., Harper and Row, 1968 — XXXYI+ 296 c.
  121. Vernon J. The Garden and the Map: Schizophrenia in 20th Literature and Culture. Urbana: Univ. Of Illinois Press, 1973 — XVI+220 p.
  122. Американа. Англо-русский лингвострановедческий словарь. М.: Полиграмма, 1986 — 1208 с.
  123. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. /Отв. ред. Мулярчик A.C., Шес-таков В.Г. М.: Наука, 1982 — 268 с.
  124. Апполодор. Мифологическая библиотека. М.: Ладомир, 1 993 212 с.
  125. Э. Я. Философия бунта. М.: Политиздат, 1969 — 220 с.
  126. А. С. Буржуазная философия США XX в. М.: Мысль, 1974−343 с.
  127. Ю. Б. Борьба вокруг концепций личности в искусстве XX века. М.: Искусство, 1976 — 38 с.
  128. Ю. Б. О трагическом. -М.: Сов. писатель, 1961 391 с.
  129. В.В. Писатель и американская жизнь. — М.: Прогресс, 1971 -255 с.
  130. Буржуазная философская антропология XX в. М.: Наука, 1 986 290с.
  131. С. Грани «несчастного сознания». М.: Искусство, 1973−237 с.
  132. С. На очной ставке с историей. Заметки о творчестве А. Камю//ВЛ.- 1965. -№ 1.-с.119
  133. К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990 — 239 с.
  134. К. С. США: Эволюция буржуазного сознания. М.: Мысль, 1981 -255 с.
  135. П. П. Экзистенциализм проблема культуры. М.: Высшая школа, 1963 — 119 с.
  136. И., Сетунский Н. Американская мозаика. М.: Политиздат, 1991 -444 с.
  137. Т. Г., Шестаков В. П. «Американская мечта» и американская действительность. М.: Искусство, 1981 — 208 с.
  138. Т. Г., Шестаков В. П. США: кризис духовной жизни: (Противоборство двух культур). М.: Мысль, 1982 — 298 с.
  139. Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы нравственной философии. М.: Молодая гвардия, 1982 — 286 с.
  140. К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М.: Наука, 1990 — 397 с.
  141. А. А. Трагическое животное человек. // ИЛ. — 1963.- № 12. с.с. 220−226
  142. A.A. Цена человеческой жизни. //ИЛ. 1966. — № 11.- сс. 274−275
  143. В.Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США 60−70-х годов XX века. М.: Наука, 1979. — 277 с.
  144. За и против человека. Идейно-эстетическая борьба в культуре Запада 70-х гг. Сб. статей. М.: Сов. писатель, 1980 — 376 с.
  145. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. Социологический анализ некоторых тенденции в общественной психологии США. М.: Наука, 1966 — 328 с.
  146. Ю. А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностей и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980 — 246 с.
  147. Западное искусство. XX век. Сб. статей. М.: Наука, 1970 — 366 с.
  148. История США: в 4-х тт. -М.: Наука, 1983−1987. 687 е., 598 е., 671 е., 744 с.
  149. А. Миф о Сизифе. / В кн.: Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989
  150. М. Экзистенциализм в США и проблема целостной личности / В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. М., 1971
  151. О. Г. Американская женщина вчера и сегодня. М.: Мысль, 1988−238 с.
  152. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  153. Кон И. С. Секс, общество, культура. // ИЛ. 1971. — № 1.
  154. П.В. Современная философская антропология. Некоторые проблемы и направления. М.: Издательство МГУ, 1967 — 71 с.
  155. Т.Я. Критика современных буржуазных концепций личности. М.: Знание, 1975 — 64 с.
  156. В. Ф. Основные проблемы «новой социологии» Р. Мил-лса. -М.: МГУ, 1977−96 с.
  157. В. С. Апология аморализма. Критический очерк буржуазного этического релятивизма. М., 1982
  158. Лан В.И. США в вонные и послевоенные годы. М.: Наука, 1978.685 с.
  159. В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. -М.: Политиздат, 1977 246 с. 3 89. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980−580 с.
  160. Личность в XX столетии. Анализ буржуазной теории. М.: Мысль, 1979 — 258 с.
  161. Личность в XX столетье. Анализ буржуазной теории. М.: Мысль, 1979 -258 с.
  162. А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991 -524 с.
  163. Р. В пространстве время здесь. История Грааля. — М.: Энигма, 1997−352 с.
  164. Р. Властвующая элита. Пер. с англ. М.: Ин. лит-ра, 1959 — 543 с.
  165. Мифы народов мира. Энцикл. в 2-х тт. М.: Рос. энциклопедия, 1994
  166. К. Достоевский: Жизнь и творчество. Париж: УМСА — press, сор. 1947 — 561 с.
  167. Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 302 с.
  168. Ф. Избр. соч-ия в 2х томах. М.: Мысль, 1996 -Т.1−831 е., Т.2 — 829 с.
  169. А. В. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1976 — 253 с.
  170. О.Э. Современная культура США. Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М.: Наука, 1989
  171. В. Психология масс и фашизм. С.-П.: Университетская книга, 1997 — 379 с.
  172. . П. Экзистенциализм это гуманизм. / В кн.: Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989
  173. Смирнягин. Районы США: Портрет современной Америки. М.: Мысль, 1989−379 с.
  174. Современные Соединенные Штаты Америки. Энцикл. справочник. -М.: Политиздат, 1988 541 с.
  175. Соединенные Штаты Америки. М.: Междунар. отн-я, 1 991 165с.
  176. А. Демократия в Америке. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1992−559 с.
  177. М. Герой «безгеройного» времени. М.: Искусство, 1971 -239с.
  178. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990 — 269 с.
  179. А. А. Критическое десятилетие Америки. 60-е гг. Л.: Наука, 1974 — 348 с.
  180. М. На всю оставшуюся жизнь // Лит. газета, № 13, 31 марта, 1999, сс. 9, 11.
  181. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994 — 413 с.
  182. А.И. От Трумена до Рейгана. Доктрины и рельности ядерного века. М.: Молодая гвардия, 1984 — 400 с.
  183. К. Истоки истории и ее цель. М.: ИНИОН, 1978 — Вып.1 -210 е., Вып.2 -211 с.
  184. Ausubel N. A Treasury of Jewish Folklore. N.Y., 1974.
  185. Boller P. H. Freedom and Fate in American Thought: From Edwards to Dewey. Dallas: SMU Press, 1978 — XV+300 p.
  186. Dickstein M. Gates of Eden. N. Y.: Penguin Books, 1989 -XXI+300p.
  187. Hofstadter R. Social Darwinism in American Trough. Boston, The Beacon Press, 1955 — 248 p.
  188. Художественные и документальные произведения
  189. Ф.М. Собрание соч-ий в 10-ти томах // Под ред. Гроссмана Л. П. и др. -Т.4. М.: Гослитиздат, 1956 — 610 с.
  190. Дж. Сердце тьмы / В кн.: Конрад Дж. Избранное. Т. 2. -М.: Госиздат худ. лит-ры, 1959 — с. 5 — 105.
  191. Г. Моби Дик или белый кит. М.: Госуд. изд-во географ, лит-ры, 1962 — 840 с.
  192. Платон. Соб-ие соч-ий в 4х томах. Т. 2. -М.: Мысль, 1993 — 526 е., Т. 3. — М.: Мысль, 1994 — 654 с.
  193. Л.Н. Полн. соб-ие соч-ий в 90-та томах. Т. 48−49. — М.: Худ. лит-ра, 1952 -ХХУ11, 539 е., 307 с.
  194. Л.Н. Соб-ие соч-ий в 22х томах. Т. 17−18. — М.: Худ. лит-ра, 1984−911 с.
Заполнить форму текущей работой