Педагогическая профилактика наркотической зависимости у подростков в образовательном процессе школы
Диссертация
Реализация гуманного подхода к подростку в процессе педагогического взаимодействия: раскрытие индивидуальности каждого школьника с учетом возраста, ориентация на социальную ситуацию развития и его интересы, склонности, способностисоздание внутришкольных социальных служб: медико-психологической, педагогической анимации и культурного досуга, профессиональной ориентации, поддержки молодежных… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Педагогическая профилактики наркозависимости у 15−80 подростков в отечественной и зарубежной теории и практике
- 1. 1. Профилактика наркозависимости личности в подростковом 15−41 возрасте как объект педагогической рефлексии
- 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового 42−60 возраста в контексте проблемы исследования
- 1. 3. Формирование антинаркотической устойчивости у подростков 60−80 в образовательном процессе школы
- Выводы
- Глава 2. Педагогическое сопровождение формирования 85−144 антинаркотической устойчивости у подростков в современной школе
- 2. 1. Программа педагогического сопровождения формирования 85−107 антинаркотической устойчивости у подростков
- 2. 2. Педагогические условия формирования антинаркотической 107−119 устойчивости у подростков
- 2. 3. Динамика антинаркотической устойчивости у подростков в 120−144 процессе опытно-экспериментальной работы
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: изд. центр «Академия», 1997. — 704 с.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н. И. Технология психологической работы с подростками в «массовой школе»//Журнал практического психолога. 1996. — № 3. — С. 3−12.
- Александров O.A. Комплексная программа здоровья. — М.: Медицина, 1988.-С. 8−11.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Мн: Университетское, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания //Избр. Психологические труды: в 2-х т. М., — 1980. — т. 1. — 228 с.
- Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. 4.1. Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2000. 96 с.
- Ананьев В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2 частях. 4.2. Санкт-Петербург, ГМНПП «ИМАТОН», 2000. 104 с.
- Антонян Ю.М., Князев В. В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом / МВД России Московский институт. М., 1999. 132 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 151 с.
- Асмолов А.Г. Проблема установки в необихевиоризме: прошлое настоящее. — В кн. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1997, С. 66−111.
- Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1996. — Вып.6., С.39−44.12. Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М.: Педагогика, 1992. — 39 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Просвещение, 1977.
- Бабаян Э.А., Гонопольский М. У. Наркология. М.: Медицина, 1990.-336 с.
- Барцалкина В.В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды //Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. С. 132 — 138.
- Басов М.Я. Исследовательский метод в работе педагога // В сб: Педагог и исследовательская работа с детьми Ред. М. Я. Басов — Л.: ГИЗ, 1925.-С.6−8.
- Бассин Ф.В. К проблеме осознаваемости психологических установок. В кн.: Психологические исследования. Тбилиси, 1973. С. 45−51.
- Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. — СПб.: Университетская книга, 1997. 200 с.
- Белухин Д.А. Основы личностноориентированной педагогики. Курс лекций. 4.1 М.: Институт практической психологии «Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Бенюмов В.М., Костенко O.P., Флоренсова K.M. Вред алкоголя, никотина и наркотиков. Киев, 1999. — 176 с.
- Березин С. В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995. 204 с.
- Березин С. В., Лисецкий К. С., Головкина Е. А. и др. Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г. Муравленко. Самара, 1998. 150 с.
- Березин С.А., Лисецкий К. С., Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997. 64 с.
- Берн Э. Групповая психотерапия. М: Академический проект, 2000. 464с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. М.: Педагогика. 1996. -№ 1.- С.3−8.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., «Наука», 1978.-310с.
- Билибин Д.П., Дворников В. К. Патофизиология алкогольной болезни и наркомании. М.: университет дружбы народов, 1991. 102 с.
- Битенский В.С., Херсонский Б. Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков. М., 1992. — 146 с. 2 9. Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997. — 123 с.
- БлонскийП.А. Педагогика-М.: 1922.-С.31.
- Боголюбова Т.А., Толпекин К. А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактика./Советское государство и право. М., 1987. № 1. С. 79.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979. 39с.
- Болотовский И. С. Наркомании. Токсикомании. Казань: Изд-во КГУ, 1989.-134 с.
- Борьба с наркоманией //Проблемы и перспективы /Отв. ред. Мартынчик Е. Г. Кишинев, 1990. 43 с.
- Братусь Б.С., Сурнов К. Г. Методика формирования установки на трезвость у больных алкоголизмом // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1983. № 3. С. 23−29.
- Буянов A.M. Феномен созависимости в семьях алкоголиков. М., 1994.-146 с.
- Вайсов С.Б. Методика диагностики потребностей наркозависимых. Координаты «Я»: где и как. Альманах 2. СПб., 1999. С. 108.
- Валентик Ю.В. Общепатологические проблемы современной наркологии // Сб. Проблемы терапии зависимости от психоактивных веществ. //Под ред. Ю. В. Валентика. M.: РМА., 1998. — 92 с.
- Ванкон И.Г., Медведев М. А., Юркова М. Г. Системный подход при реабилитации пациентов с проблемами наркомании и алкоголизма /Психологическая наука и практика. Материалы научно-практической конференции. Иркутск: изд-во ИГПУ, 2000. С. 106 — 112.
- Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1991. — 160 с.
- Ведищева М.М., Рыбакова JI.H., Цетлин М. Г. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к решению. /Педагогика. 1997. № 1. С. 38−43.
- Ворохов А. Д., Исаев Д. Д. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к алкоголю и наркотическим веществам у подростков мужского пола//Психологические исследования и психотерапия в наркологии. JI., 1989. С. 88−93.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т.З. М., 1983. — 316с.
- Габиани A.A. Наркотики в среде учащейся молодежи //Социологические исследования. М., 1990. — С. 84 91.
- Гарифуллин P.P. Иллюзионизм личности. М., 1997. 400 с.
- Гарифуллин P.P. Психокоррекция смысловых структурнаркозависимой личности. Автореф. дисс.к.психол.н. Казань, 2000. 19 с.
- Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М.: Юринформ, 1997.-265 с.
- Горбунова М.Ю. «Как сказать «нет»: опыт профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков // Тезисы международной научно-практической конференции «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования». М., 2001. — С. 10−11.
- Городская программа комплексных мер по борьбе с наркоманией среди несовершеннолетних. Ульяновск, 1998. 37 с.
- Гринченко Н. А. Некоторые взаимосвязи между различными формами наркотического поведения несовершеннолетних/Предупреждение вредных привычек у школьников: Сб. науч. тр./Под ред. В. Г. Огаря. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.-С. 117−122.
- Гришко А. Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 100−102.
- Гузиков Б.М., Ерышев О. Ф. Современная тенденция создания терапевтических программ в наркологии. В кн.: Психологические исследования и психотерапия в наркологии. — Л., 1989. — С. 7−11.
- Гульдан В. В., Романова О. Л., Корсун А. М. и др. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании//Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. С. 68−74.
- Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К. Представления школьников о наркомании и токсикомании//Социологические исследования. 1989. № 3. С. 66−71.
- Гульдан В. В., Романова О. Л. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 1993, № 2. С. 34−41.
- Гульдан В. В. Романова О. Л., Данилин А. Г. и др. Наркомания с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналиста//Социологические исследования. 1989. № 2. С. 37−51.
- Гульдман В.В., Корсун А. Н. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам. //Вопросы психологии. М., 1990, № 2.-С. 23−30. 65.
- Гурски С. Внимание — наркомания! М.: Медицина, 1988. 57 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1881. Т.2.-893 с.
- Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М., 1999.- 111 с.
- Доклад Специального комитета полного состава специальной сессии Генеральной Ассамблеи, посвященной совместным усилиям по борьбе с мировой проблемой наркотиков. Официальные отчеты ГА ООН. XX специальная сессия. Нью-Йорк, 1998. A/S-20/4.
- Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. — 1974. № 5. — С. 67−76.
- Драган Г. Н. Наркомания среди несовершеннолетних в России: ситуация, тенденции, противодействие //Вопросы наркологии. 1997. № 2. — С. 76−84.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1995.96с.
- Дунаевский В.В., Стяжкин В. Д. Наркомания и токсикомания. М.: Медицина, 1990. 206 с.
- Дурандина А.И., Сирота H.A. Ялтонский В. М. Факторы, влияющие на формирование гашишной наркомании в пубертатном и подростково-юношеском возрасте//Вопр.наркологии. 1992, HI. С.31−39.
- Жабский В.А. Наркотизм несовершеннолетних (правовой и криминологический аспекты). Автореф. На соик. Уч. степени к.ю.н. Ростов-на-Дону, 1999. -18 с.
- Зайцев Г. К., Колбанов М. Г., Колесников Н. М. Педагогика здоровья. — Санкт-Петербург, 1994. — 16 с.
- Зинченко В.П. Психологический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-378 с.
- Иванец Н.И. Наркология предмет и задачи. Лекции по клинической наркологии. М., 1995. — 120с.
- Иванец Н.И., Пелипас В. Е. и др. Новая концепция организации наркологической помощи в СССР // Вопросы наркологии. 1991. № 3. С. 2−6.
- Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. -М., 1994.- 368 с.
- Изучение личности школьника учителем./ Под ред. З. И. Васильевой, Т. К. Ахаян, М. Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. М.: Педагогика, 1991. — 136с.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций М.: Просвещение, 1984.496с.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. М.: Медицина, 1988.-125 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с. 7 9. Калачев Б. Ф. Что мы об этом знаем. Из истории распространения наркотиков и наркомании в России. Эйфория распада. М.: Молодая гвардия, 1991.-С. 42−51.
- Калачев Б.Ф., Сергеев А. Н. Рвазвитие наркомании и незаконного оборота наркотиков в России и в мире // Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М., 2000. С. 4.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — Просвещение, 1987. 190 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева- М.: Педагогика 1982. — 704с.
- Кириченко В.П. Административно-правовые меры борьбы с наркоманиеей. Лекция. Хабаровск, 1991. — 23 с.
- Ковалёв Н.Е. Введение в педагогику. Учеб. пособие для студентов М.: Просвещение, 1975. — С. 176.
- Козлов В.В. Руководство по наркомании. — М., 2001. — 57 с.
- Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Ярославль, 1999.-238 с.
- Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: МПСИ- Воронеж: изд-во «МОДЭК», 2000. — 400 с.
- Коломеец A.A. Об этиологических факторах наркомании // Вопр.наркологии. -1989. -№ 1.- С. 34−38.
- Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия. -Советская педагогика. 1991. — № 10. — с. 36−42.
- Комиссаров Б.Г., Романенко A.A. Наркомания. Ростов-на-Дону, 2000.-145 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М: Политиздат, 1978. 366с.
- Королев К.Ю. Гештальт-подход в терапевтической работе с зависимостями. М., 1999. 333 с.
- Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. 157 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. — Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского пед. университета, 1997. 144 с. 97. Кошкина Е. А., Корчагина Г. А. Анализ заболевания наркоманией среди подростков. Вопросы наркологии. 1996. № 2. — С 45 — 57.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников— М.: Просвещение, 1976. 303с.
- Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.- М: Моск. психо-соц. инст. Изд. Флинта, 1998. 191 с.
- Курек Н.С. Гедонистическое мировоззрение в молодежной субкультуре как фактор, способствующий вовлечению в потребление психоактивных веществ //Вопросы наркологии. 1996. С. 54−59.
- Ларионов В.Н. Социально-гигиенические аспекты распространенности наркоманий, токсикоманий среди подростков: Автореферат канд. дисс. — М. 1997. 19 с.
- Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. М.: Просвещение, 1991. -289 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999. 487 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.304с.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.: Знание, 1992.-244 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика противления злу насилием -Педагогика, 1998. — № 4. — С. 18−23.
- Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания // Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1977. С.61−70.
- Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркомания. Л.: Медицина, 1991.-304 с.
- Лукачер Г. Я., Макшанцева Н. В. Особенности формирования наркомании и токсикоманий у подростков // Журн.неврапотол.и психиатр. -1988.-Вып.9.-С. 114−118.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. -М.: 1980.- С.37−52.
- Макаренко A.C. Сочинения в семи томах / Ред. И. А. Капров и др., T. IV- T. V-M.: АПН, 1958.
- Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 384 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997. -136 с.
- Милушева ГА., Найденова Н. Г. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем // Вопр. наркологии. 1992. N3−4. С. 138−143.
- Мирошниченко Л.Д., Пелипас В. Е., Рыбакова Л. Н. Организация антинаркотической работы с подростками / Журнал «Педагогика», № 9. 2000. -С. 18−26.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание подрастающего поколения. — М.: Знание, 1990. — 39с.
- Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
- Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки. — В кн. Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. С. 9−15.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. — 170 с.
- Найденова Н.Г. Некоторые клинические аспекты эфедроновой наркомании //Вопросы наркологии. 1988. № 1. — С. 31−33.
- Наркология. Пер. с англ. М.- СПб.: «Издательство Бином» -«Невский диалект», 1998. — 110 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике. Советская педагогика. — 1990. — № 9. — С.41 -47.
- Никитин М.И. Опасно: наркотики. М., 1998. — 236 с.
- Об усилении борьбы с наркоманией. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. № 18.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н. Ю. Шведовой.-20-е изд., стереотип. -М.: АЗЪ., 1995. -750 с.
- Опыт построения модели системы профилактики молодежной наркомании в г. Муравленко. Самара- Изд-во «Самарский университет», 1998.-48с.
- Панченко Л. Ф., Брусов О. С. Опиатные системы мозга// Биологические основы алкоголизма. М.: МЗ СССР, 1984. С. 31—39.
- Панферова И.К. Нравственная подготовка учащихся школ ГДР к семейной жизни: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1983. — 17 с.
- Педагогика общей заботы./Ред. Т. В. Трухачёва, И. Д. Аванесян, Е. В. Титова С-П.: Образование, 1996. — 102с.130. Педагогика школы: Учебное пособие для студ. пед. институтов.// Под ред. Г. И. Щукиной М.: Просвещение, 1977. — 384с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского -М.: Просвещение, 1983 608с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997.-512 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996. 258 с.
- Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах Ульяновска: социологический очерк/ Под ред. Е. А. Онсельченко. -Ульяновск: УлГУ, 1999. 278 с.
- Потемкин Г. А., Моравски Я. «Спасибо, нет!». М.: изд-во АПН АМИТИ, 1994. 109 с.
- Прагнишвили A.C. Установка и деятельность //Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 3 — 10.
- Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи наркоманам в Санкт-Петербурге. Северо-Западный медицинский центр. Спб., 1996.
- Приказ Минздрава РФ № 68 от 22.02.1996 г. «Об исполнении Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту». М., 1996.
- Приказ Минздрава РФ № 287 от 29.09.97 «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению Российской Федерации».
- Проблемы модернизации образования: региональный аспект. -Ставрополь: Сервисшкола, 2003. 392 с.
- Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Сергеева. М.: Издательство «Щит-М», 2002. — 580 с.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ним/Под ред. М- Госсон, М. Грант, М.: Медицина, 1993.- 100с.
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ними. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1993. -131 с.
- Проценко E.H. Наркотики и наркомания. М.: Информ. Вып. 12, 1999.-111 с.
- Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) /Подред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. — 200 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997. 164 с.
- Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.504 с.
- Психология и педагогика развития личности / Под ред. E.H. Шиянова и др. М.: Илекса, 2002. — 568 с.
- Пятницкая И. Н. Наркомания М.: Медицина. 1997. 544 с.
- Пятницкая H.H. Клиническая наркология. — Л.: Медицина. Ленингр. отд. 1975.- 333 с.
- Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная концепция / E.H. Шиянов, В. К. Шаповалов, C.B. Бобрышов и др. -Ставрополь, 1993.-23 с.
- Реан A.A., Я.Л. Коломинский Социальная педагогическая психология — СПб ЗАО «Издательство «Питер», 1999. — 416 с.
- Роде Т. Работа с труднодоступными наркоманами. Лондон, 1996. 169 с.
- Розин В.М. Обучение, образование, культура // Вестник высшей школы. 1987. — № 2. — С. 20−28.
- Романова О. Л. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ у детей//Вопросы наркологии. 1997. № 2. С. 67−75.
- Романова О.Л., Самойлова М. В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе //Вопросы наркологии. 1994. № 1. С. 78−82.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.2. — 608 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 197с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993. 568 с.
- Самасинх Д. Устранение романтического ореола вокруг наркотиков //Здоровье мира. ВОЗ. 1995. № 4. С. 5.
- Семья Г. В. Социально-психологические и организационные аспекты антинаркотической профилактической работы с подростками //Наркоугроза и противодействие. Сб. научных трудов. М., 2000. — С. 27 — 121.
- Сериков B.B. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. — Волгоград, 1994. 224 с. 164. Сикорский И. А. О детях трудных в воспитательном отношении. Доклад, сделанный на международном конгрессе в Женеве 5 сентября 1882 г.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. — М.: 1990. — 92 с.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. — 300 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. — 290 с.
- Смирнов В. К., Нечипоренко В. В., Бердник К. П. Некоторые подходы к пониманию психологических аспектов формирования наркомании//Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. С. 38−43.
- Смит Э.У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М.: Просвещение, 1991. 177 с.
- Советский энциклопедический словарь / Ред. Прохоров A.M. -М.: Советская энциклопедия. 1985.
- Соловов A.B. О раннем распознавании употребления детьми и подростками наркотических веществ / Школа здоровья. Т. 3. № 2. — 1996. -С. 20−34.
- Соломзес Д., Соколовский Г., Чеурсон В. Наркотики и общество. М.: ООО «Иллойн», 1998. 192 С.
- Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков //Вопросы наркологии. 1993. № 3.- С. 48−53.
- Столин B.B. Самосознание личности. -М., 1983. 197 с.
- Сурнов К.Г. Изменение установок личности при алкоголизме: Автореф. канд. дисс. — М., 1982. 19 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать постоянного человека Киев, 1975.-207 с.
- Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. СПб.: СПб. УПМ, 1993. — 120 с.
- Типовые нормативные акты в двух томах. Служба юридической помощи Программы по контролю наркотиков ООН. Вена, Австрия, 1992.
- Требач A.C. Примирение с наркотиком //Социологические исследования. 1991. № 12.-С. 131−147.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.-210 с.
- Уранов И.Г. Наркомания. Мифы и действительность. М.: Медицина, 1990.-61 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. — Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика. — 1974. — 584с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. Т.2 М-Л, 1948 — С.69−116.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. Т.1 М-Л -1950. 775с.
- Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3. ФЗ. М.: Издатель Шумилова, 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.: Знание, 1978.-47 с.
- Фланч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997. 380 с. 18 9. Флоренская Т. А. Проблемы психологии гармонической личности / Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. — М., 1994. С. 114−116.
- Фрадкин JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 228с.
- Фридман Л.С., Чеурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М., 1998. — 192 с. ф
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. М., 1995. — 423 с.
- Цетлин М.Г., Кошкина Е. А. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее. М., 1992. — 146 с.
- Чернокозова В.Н., Чернокозова И. И. Этика учителя. — Киев: Изд. Радянська школа, 1973. 174с.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. 2.-е изд., — СПб., 1999. -256 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М., 1997. 173с.
- Шеин С.А., Чугунова Т. Л. Возможности психологической диагностики и коррекции подростково-юношеской наркомании // Предупреждение наркомании и токсикомании несовершеннолетних. -Минск, 1987.-С. 42−31.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь, 1991. — 205 с.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие саморегуляции в процессе обучения // Личность XXI века: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Е. Н. Шиянова, И. Б. Котовой, С. В. Недбаевой. Армавир, 2001. С. 133−140.
- Шнейдер JI.Б. Целевые составляющие психотерапевтической помощи в случаях наркотической зависимости // Наркоугроза и противодействие. Сб. научных трудов. — М., 2000. С. 235−237.
- Эйдемиллер Э. Г, Кулаков С. А. Черемисин О.В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.: Изд-во «Ленинградский психоневрологический институт» 1989. С 74−79.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. — 203 с.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. Т. 1. 2001. 349 с.
- Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. M.: 1865. -272с.207. Юркова М. Г., Ванкон И. Г. Химическая зависимость как незрелая форма адаптации молодежи к современности /Социально-психологический журнал. № 2. Выпуск 2. Ярославль. 2001. С. 3−17.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. Психологический очерк. — М.: Просвещение. 1966. — 291 с.
- Ялтонский В.М., Сирота H.A. Проксемическое поведение при злоупотреблении гашишем и гашишной наркомании у подростков.// Саморазрушающее поведение у подростков. Л.: Изд-во «Ленинградский психоневрологический институт». 1991. СП5−11.
- Demto R, A longitudinal study of, the predictors of the adkerse effects of alcohol and marisusna / hashish use among a cohort of high risk youth’s // Int. J. Addict. 1993. V.28.N11.P. 1045−1083.
- Easthope G. Perceptions of the casises of drug use series of articles in international journal of the addictions // Int. J. Addict. 1993. V.28. N6. P. 559−569.
- Fenichel 0. Impulse neuroses and addictions. B: Fenichel 0.- The psychoanalytic theory of neurosis. London, 1946.
- Grube, J. Alcohol portrayals and alcohol advertising on television: content and effects on children and adolescents. Alcohol, health & research world, 17(1): 61−66 (1993).
- Glover E. Alcoholism and drug addiction. B: Glover E.: The technique of psy-choanalysis, N.I. 1963.
- Johnson B. A developmental model of addictions it’s relationships to the twelve step program of alcoholics anonymous // J. Subst Aduse Treat. 1993. V. 10 N1. P. 23−24.
- Nurco D., Batter M. Vulnerability to narcotic addiction: findings // J. Drug. Issue 1994 V 24. N1−2 P 293−314.