Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям
![Диссертация: Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям](https://westud.ru/work/2523077/cover.png)
Диссертация
Методологической основой исследования является светское осмысление понятия «духовность», предложенное рядом отечественных исследователей (В.Н. Сагатовский, Н. В. Щелковая, А. П. Лысков, B.C. Барулин), концепция междисциплинарного понятия «ценность» (Д.А. Леонтьев) личностно-субъектный и деятельностный подходы к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Суть первого из них… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания приобщения младших школьников к духовным ценностям
- 1. 1. Духовные ценности как предмет духовных потребностей личности
- 1. 2. Педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей
- 1. 3. Условия развертывания педагогических факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей
- Глава 2. Реализация педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям и анализ ее результатов
- 2. 1. Реконструкция содержания учебных предметов гуманитарного цикла
- 2. 2. Организация ценностноориентированных видов деятельности младших школьников
- 2. 3. Создание вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.- 2000 — 624с. — С. 443−476
- Абрамов В.П. Созвездия слов. М.- 1998 157с.
- Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
- Агафонова И.Н. Учимся думать. СПб., 1996 — 98с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.- 1984 — 168с.- С.76−120.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск- 1990 — 380с.- С.27−54.
- Ангелов Д.С. Когда человека не было. М.- 1960 — 96с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.- 1987 — 84с.
- Анисимов. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.- 1988−250с.
- Анисимов С.Ф. Моральные ценности и личность. Москва- 1994 — 322с. -С. 56−132.
- П.Асоев Х. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей. / Автореф. дис.. канд. пед. наук — М.- 1995- 18с.
- А. Я. Психология. Описания психологических тестов. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Эл. версия: 17.12.2000 | 27 Kb | koi'8-r | http://azpsy.chat.ni/testsphilips.html
- Бабайцева, В. В. Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория, 5−9 кл. М.- 1994 — 193с.
- Ба бушкин. В. У. Философия духа: опыт интенционального анализа. М.- 1995- 186с.- С.18−19.
- Бабушкин Н. Легенды голубых озер. Томск- 1961 — 84с. — С.24−66.
- Балабан М. А. Школа-парк: школа свободы и выбора // Первое сентября. 1997 — 18 марта- 25 марта.
- П.Баранова М. Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учеб пособие для учащихся 5-е изд., испр. — М.- 1989 — 288с.
- Баринова И. Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника / Дис.. канд. пед. наук. М.- 1995 — 322 с.
- Барулин. B.C. Социально-философская антропология. М.- 1994 — 288с. -С.89−96.
- Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском. М.- 1961 — 216с. -С.77−144.
- Безрогов, В. Г О. И. Варьям, Анталогия педагогической мысли христианского средневековья. М.- 1994 — Т.1 — 436с.
- Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры: Учеб. пособие. М.- 1999 — 356с. — С.218−259.
- Беликова О.Б., Плетнева JI.M. памятники Томского Приобья в V—VIII вв.. н.э.-Томск- 1983- 134с.-С. 66−74.
- Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: А/р к.п.н. -Волгоград- 1995 18с. — С.11.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.- 1994-Т.1 — 177c.-C.41.
- Березняк М.И. Книга в духовной жизни личности. // А/р.: к.ф.н. Ростов-на -Дону- 1992 — 25с.- С.17−20.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.- 1987 — 420с. — С. 359 394.
- Блага К., .Щебек. М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.- 1991 -112с, — С. 15.
- Богданов, И.Е. О понятии «духовность» // Актуал. пробл. социально-гуманит. наук. Воронеж- 1997 — Вып. № 12 — С. 65−66.
- Богомолов А.С., Античная философия. М.- 1985 — 367с. — С.35.
- Божович Л И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.- 1972 — 286с. -С.85−148.
- Божович Л И. Этапы формирования личности. Москва-Воронеж- 1995 -322с.-С. 243−275.
- Большаков В.П. Монтень великий гуманист эпохи Возрождения. — М.- 1983.- 300c.-C.68.
- Бондарев П.В. Умственный облик народа // Народное образование. -1996, № 2. С. 66.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.// Педагогика, № 4, 1995. — С.31.
- Бондаренко А.А., Гуркова И. В. Учимся говорить правильно. Новосибирск, 1993 86с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учеб. для вузов СПб.- 2000 -304 с.
- Братусь Б.С. Нравственное самосознание личности: психологическое исследование. М.- 1985 — 216с.
- Бубер М. Я и Ты. М.- 1993 — 180с. — С.130−145.
- Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность.//Вопросы философии. 1997, № 2 — С. 3.
- Бурбулис Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность//Философия-М.- 1986-№ 12-С. 20.
- Бурцева И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности. / Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 253с.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.- 1982 — 222с.
- Виндельбан В., История древней философии. Киев, 1995.
- Власенко ТТ. Духовное богатство как фактор совершенствования социализма: Дисс.. к. ф. н. X.- 1988. — 190с. — С. 80.
- В мире мифов и легенд. СПб.- 1995 — 576с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.- 1997. — 288 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.- 1991.
- Выготский JI.C. Детская психология. Собр. соч. М, 1984 — Т.4.
- Гараджа В.И. Школа и религии // Педагогика. 1995, № 5 — С.22−27.
- Гараджа Свобода совести в общеобразовательной школе. // Педагогика. -1996- № 4 С. 18−23.
- Гелуев И. Н. Сагалаев A.M. Религия народов манси (Культовые места XIX начала ХХвв.) — Новосибирск- 1986 — 112с.
- Гельфан Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.- 1971−104 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.- 1995 448с. — С.352−354.
- Гетманова, А.Д. Занимательная логика М.- 1998.- ч.1- 180с.
- Гинзбург М.Р. Путь к себе. М.- 1991 — 150с.
- Гнатюк Н.П. Нет предела совершенству. М.- 1989 г. — 260с.
- Головин Н.Н. Моя первая русская история. М.- 1993. — 160с.
- Гончаров И.Ф. Школа уходящая и восходящая // Народное образование. -1993. № 1 — С.16−18.
- Горелов И.Н., Житников В. Ф. Умеете ли Вы общаться. М.- 1991.
- Горелова Н.Г., Пивоваров Б. И. Родная история. Начальный курс./ Учебник для учащихся 5 класса. Новосибирск.- 1995 — 288с.
- Горецкий Б.Г., Кирюшкин В. А. Программа по обучению грамоте. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4).- М- 1998.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. -М.- 1991.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С М. Когда книга учит. М.- 1991.-256с.
- Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУ11 веков. Учеб. пособие М.- 1990 — 288 с.
- Гурова АН. Формирование духовного мира учителя: На материале подготовки студентов муз.-пед. фак.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. — 192 с.
- Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.- 1982 — 198с.
- Гусейнов А.А.и др. Этическая мысль. М- 1988.
- Гутман Г. Н., Карпилова О. М. Муравьиные сказки: книга для учащихся. -М., 1993- 144с.
- Давыдов В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван- 1981.
- Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения. Эл. версия: 42 Kb | koi8-r | http://www.mrezha.ru/ehopsy/Works/derflks.htm.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М- 1996 — 240с.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.- 1996.
- Евсюков. В.В., Мифы о вселенной. Новосибирск- 1988 — 175с.
- Жариков Е.С.,. Крушельницкий E.JI. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.- 1991 — 223с.
- Желтовская Л.Я., Бокарева Л. Д., Пронина О. В. Слово. М.- 1996.
- Желтовская Л.Я., Купалова А. Ю. Коммукативно-ориентированный курс русского языка. Ill IV класс — М.- 1998.
- Жигалкина Т.К. Математика 1. Тетрадь-учебник. М.- 1993 — № 3, № 4.
- Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: 2 класс. М.- 1989.
- Житомирский В.Г., Шервин Л. Н. Путешествие по стране геометрии. -М., — 1994.
- Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов-на-Дону- 1995 -554с.
- Ибрагимова, Л.А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.М 1995 181 с.
- Иваненко Е.А. Духовные потребности личности как фактор ее самореализации. // А/р. к.ф.н. Киев- 1989 — 19с. — С. 13.
- Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.- 1990 — 266с.
- Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации / Сост. М. В. Матюхина, Т. А. Саблина. Волгоград- 1994.
- Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Под ред. М. В. Матюхиной. -Анапа- 1999 -115с.
- Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной и др. М.- 1991 — 136 с.- С. 115−121.
- Информационно-методическое письмо об изучении коммуникативно ориентированного курса русского языка в I классе четырехлетней начальной школы (послебукварный период)/Авт.
- Л.Я.Желтковская, Л. Д. Бокарева, О. В. Пронина, А.Ю.Купалова//Вест. образования 1995 — N9 -С.50−61.
- Истратова Ю.С. Работа учащихся начальных классов с книгами.
- Нач. шк. -1995-N9-C.19−21.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Т.1. СПб.- 1993−432 с.
- Каган М.С. О духовности: опыт категориального анализа. // Вопросы философии. 1985 — № 9 — С. 93.
- Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.- 1989.
- Кайсаров А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов- 1993 — 320с.
- Калугин М.А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль- 1997 -224с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.- 1993 — 80с. -С.54−69.
- Кессиди Ф.Х. Сократ Ростов-на-Дону- 1999 — 320 с. — С. 156−169.
- Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // «Magister» Москва- 1998 — № 4- С. 37−50.
- Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Русский язык: 3−4 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). -М.- 1998.
- Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет. В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М.- 1968 — С. 328−353.
- Коган М.С. От игры к знаниям: Методические рекомендации в помощь учителям, воспитателям, руководителям детских объединений. — Новосибирск- 1996.
- Коломинский Я. Л. Человек: психология. М.- 1986 — 250с.
- Комаров, В.Д. О духовности // Шк. гуманит. наук = Humanities school. СПб.- 1993 — N 1 — С. 10−17.
- Коммуникативный тренинг для школьников: Методические рекомендации для студентов пединститута / Авторы-составители: Н. П. Аникеева, И. В. Хромова, Е. В. Киселева, Р. В. Романец. Новосибирск- 1991.
- КонИ.С. Открытие «Я». -М.- 1982−236с. С. 55−58, 72.
- Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.- 1997 -512с.
- Копытов, Н.А. Задачи на развитие логики. М.- 1998 — 180с.
- Косичев, А.- Платонов, Г. Духовность и проблема воспитания // Высш. образование в России. М.- 1998 — N 1 — С. 124−127.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М.- 1993.
- Костюкова Т.А. Духовные ценности русской культуры и новая стратегия светского образования // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово- 1996 — С.41−49.
- Костюкова Т.А. К проблеме гетерономности современного образования// Инновации в педагогической деятельности. Томск- 1995 -С. 68−75.
- Костюкова Т.А. О пользе изучения христианской педагогики// Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск- 1998 — С. 127−271.
- Костюкова Т А. религия и воспитание// Образование в Сибири. -1944 № 1. — С.40−46.
- Костюкова Т А. Светский и религиозный подход к нравственному воспитанию // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы.-М.- 1995 С.77−83.
- Костюкова Т.А. Ценностные ориентации и проблема преодоления секулярности образования // Образовательные стандарты и развитие личности. Омск- 1995 — С.58−65.
- Костюкова Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях.: Дисс. д.п.н. Томск- 2002 — 363с. — С. 164.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост.А. Ф. Некрылова. М.- 1991 — 496с.
- Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема.// Философские науки. 1991 — № 2 — С. 46−52.
- Кудрявая Н. В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: 13.00.01 М.- 1994с-50 с.
- Кузнецов В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия ХУ111 века. М.- 1986 — 400с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.- 1997 — 288с.
- Кулемзин В.Н. Человек и природа в верованиях хантов. Томск- 1984−224с.
- Кулэ М Духовность, смысл и политизм.- М.- 1998 С. 124.
- Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. -М.- 1992−272с.
- Кушнир А. П. Азбука чтения //Школьные технологии 1996 — № 1−2 — 197с.
- Кушнир А. П. Педагогика грамотности./ Школьные технологии — 1996- № 4−5-205с.
- Ладыженская А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
- Лайло В. В Развитие памяти и повышение грамотности. М.- 1999.
- Лайло. В. В Повышение грамотности и развитие мышления. М.- 1999.
- Лайло. В. В Изучение алфавита и развитие восприятия. М.- 1999.
- Лебедева И.А. Школа наш дом. Сборник сюжетно-ролевых игр. — Чебоксары- 1998 — 96с.
- Лекторский В.А. Духовность и рациональность// Вопросы философии. 1996 — № 2 — С.31−35.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В двух томах. М.- 1983 — T. l -251с. — С.385.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В двух томах М.- 1983 -Т.2- 318с.- С. 205.
- Леонтьева О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели «паркового» типа. — Эл. версия: 28.01.2000 | 147 Kb | koi8-r | http ://www. school 19 .ru/about/OC. htm.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции./Современный социо-анализ. М.- 1996 — Вып. № 6 — 54с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. М.- 1975.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 84с.
- Лихачев А. Вопросы православной педагогики в трудах протоирея Василия Зеньковского. С-Посад- 1995 — 310с.
- Лихачев Б.Т. Школа и церковь: Новые отношения // Советская педагогика. 1991 — № 6 — С.33−36.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы) СПб.- 1996 — 125с.
- Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Учебное пособие, под редакцией к.п.н., проф. Н. П. Аникеевой. -Новосибирск- 1995.
- Локк, Джон. Мысли о воспитании и о воспитании разума. СПб- 1913- 416с.
- Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.- 1995. — 232с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.- 1991. — 479с
- Лысков А.П. Человек: путь к цивилизации. М.- 1997 — 130с. С. 8586.
- Льюис Д.Г. Античная философия от Евклида до Прокла. Минск, 1998.-260с.
- Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. М.- 1994.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.- 1990- 192с.
- Маркушин А. Азбука мужества. М- 1994.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.- 1982 С. 110.
- МеньА.В. История религии. -М.-1994.
- Метелягин А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. / Дисс.. Канд. пед. наук. М.- 1996 — 198с.
- Миненко Н.А. Живая старина (Будни и праздники Сибирской деревни). Новосибирск- 1989 — 412с.
- Миркина З.А., Померанц Г. С. Великие религии мира. М.- 1995 -416с.
- Миронов В.Б. Пир мудрецов. М.- 1994.
- Михеева И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М.- 1985 — 220с.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи: историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. Л.- 1986 — 280с.
- Монтень М. Опыты. -М- 1992 Кн.1 — 383с. — Гл. 26- Кн. З — 704с. -Гл. 1,3, 13.
- Мукамбаева М. М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: 13.00.01 М.- 1992 — 16 с.
- Мурашов В. И. Школа духовности. //Школа духовности. М.- 1997 -№ 1 — С. 6−7.
- Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста. Елгава- 1991.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии» -Воронеж- 1998 — 368 с.
- Нарский И. С. Западноевропейская философия ХУ111 века. М.- 1973.
- Насыпная, Г. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта: (На материале пед. идей Т. Манна и Г. Гессе): Дис. .канд.пед. наук: 13.00.02. М.- 1994 — 205 с.
- Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.// Вестник МГУ, сер. 14. -Психология 1988 — № 1.
- Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2: Психология образования. -М.-1995 С. 176.
- Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.- 1998 — 640 с.
- Нерсесянц B.C. Сократ. М — 1996 — 312с.
- Нестеренко А.А. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. Петрозаводск- 1990.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика.1997-№ 3-С. 3−9.
- Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: Монография. М.- 2000.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- М.- 1991 160с.
- Новиков А.И. Человек среди людей. J1.- 1987 — 274с.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль- 1997 140с.
- Обереги и заклинания русского народа. Сост. М.И. и A.M. Песковы. -М.- 1993−192с.
- Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы М.- 2001 — 240с. — С. 101.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. -Екатеринбург- 1994.
- Окладников А.П. Открытие Сибири. Новосибирск- 1982 — 387с.
- Оригами и Аппликация /Авт.-сост.: Афонькин С. Ю., и др. СПб.-1998−223с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.- 1991 — 287с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.- 1987- 154с. С. 76−80.
- Палагина В.В. Русские говоры Среднего Приобья Томск- 1984 -4.1 — 190с.
- Панчищина В.А., Гельфман Э. Г. и др. Геометрия для младших школьников. -Томск- 1997 4.1- 110с.
- Паукова, JI. Н. Формирование духовной культуры личности в русской национальной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М.- 1998- 137 с.
- Педагогика. Учеб. Пособие для студентов педагогических ВУЗов и пед. колледжей. Второе издание./Под ред П. И. Пидкасистого. М.- 1996 -602с.
- Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения. М.- 1893 -Т.1 — С. 120−215.
- Песталоцци Г. Избранные педагогические сочинения. М.- 1909 -Т.З- С. 87−115.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.- 1990.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Учебник для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям. М.- 1998 — 500с. — С. 354.
- Петрусинский В.В. и др. Игры обучение, тренинг, досуг. Сборник сценариев -М.- 1998 — Книга 1−5 — 464с.
- Победа Н.А. Духовные потребности и реальное поведение. -Кишинев- 1990 130с.
- Погодина JI.H. Русская школа.// Педагогический вестник. 1996 -№ 5.
- Подласый И.П. Педагогика. -М.- 1996- 267с.-С. 121.
- Попов Л.А. Грани духовности // Педагогика 1996 — № 1 — С. 40.
- Примерные программы начального общего образования / Сост. A.M. Водянский, И. А. Петрова, 2-е изд. М.- 1999 — 64с.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М.- 1980 — 112с.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж- 2000.
- Программы образовательных учреждений: начальные классы (1−3) -М.- 1994−160с.
- Пронина О.В. Программа по чтению для 1−4-х классов общеобразовательной школы.//Нач.шк.-1995 № 2 -С.3,8.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995 — № 5 — С. 88.
- Рамзаева Т.Г. Фонетика, лексика, грамматика, правописание. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
- Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. -М- 1988. -205с.-С. 18,95, 189,191.
- Ремизов, В.А. Духовность как культурная ценность личности // Филос. науки. М.- 1997-N 2-С. 158−161.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск- 1993 -Гл. VI.
- Родчанин Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.- 1991 — 112с.
- Романова JL А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Владимир- 1996 — 175 с.
- Рубина Н.В. Программа по курсу развития творческого воображения. Петрозаводск — Эл. версия — 1996−1999 — 14с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.- 1946 — 701с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.- 1987 — 183с.
- Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения. М.- 1961.
- Руссо. Ж-Ж. Собрание сочинений. М.- 1866 — T. l — С. 45 — 112.
- Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.- 1991 — 153с. — С. 57, 121, 124,130.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.- 1988.
- Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.- 1987 — 158с.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ М.- 2001 — 208с.
- Сагатовский В.Н. Что же такое духовность? // Школа духовности. -М.- 1998 № 2 — С. 46.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.- 1991 — 230с.
- Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников.//Школьные технологии -М.- 1999 № 6 — С. 5−38.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.- 1998.
- Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.- 1997.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград- 1994 — 175с. — С.42−43.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.- 1999 — 272 с.
- Сидоркин А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы. //Педагогика. 1996 — № 2 — С. 48.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.- 1989 — 352с. — С. 20−21.
- Синицын В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. М.- 1996 -84с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие для вузов. М.- 1995 — 384с.
- Смит. А. Теория нравственных чувств. М.- 1997 360с.
- Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.- 1972 — 440с.
- Страхов И.В. Психология творчества. Саратов- 1988 — 200с.- С. 47.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль- 1996 — 240с.
- Сурова Л.В. Куда нам плыть: На путях к подлинному диалогу // Педагогика. 1998 — № 3 — С.48−53.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М.- 1979 — Т.2 — 433с.
- Сухомлинский В.А. М.- 1997 — 224с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М.- 1990 — 303с.
- Тарасов JI.B. Модель школы «Экология и диалектика» // Школьные технологии. М- 1997 — № 1 — С. 55−70.
- Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. — Волгоград- 1984.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль- 1998 208с.
- Томилов Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. Томск- 1980 — 350с.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. 1998 — № 2 — С. 15−17.
- Тугаринов В. П. Избранные философские труды. Л.- 1988 — С. 261.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М.- 1978 — 364с.
- Узорова О.В., Нефедова е.А. Практическое пособие по развитию речи. М.- 1997.
- Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.- 1990 — С. 16−21.
- Устинов Л.Е. Сказочный театр. М.- 1991 — 766с.
- Учитесь мыслить нестандартной: Кн. Для учащихся/ Б. М. Абдрашитов, Т. М, Абдрашитов, В. Н. Шлихунов, М.- 1996 — 128с.
- Федорова, Л. М. Воспитание духовности учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М.- 1998 — 227 с.
- Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987 — № 3 — С. 24.
- Федотова В.Г. Душевное и духовное.// Филос. науки. 1988 — № 7 --С. 50.
- Фетисов В.П. Добро и зло. Воронеж- 1982 — 315с.
- Философия XX века. Учебное пособие. М.- 1997 288с.
- Философский энциклопедический словарь. М.- 1998 -576с, — С. 507.
- Форощуки А.А. и НЕ. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. М.- 1997 — 332с.
- Франк С.Л. Реальность и человек. М.- 1997 — 314с.
- Фридман Л. М, Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.- 1991 — С. 16.
- Холостова Т.В. Проблема духовности человека //Методологические проблемы изучения человека в марксисткой философии. Л.- 1979 — 145с. -С. 87.
- Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.- 1998 — С.48−54.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.- 1997 — С. 215.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск-1992 С. 133
- Цукерман Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М.- 1992 — 160с.
- Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев- 1989.
- Чуприкова Н.И. Система обучения Л.В. Занкова и современная психология//Педагогика. М.- 1993 — № 2 — С.16−19.
- Шаповалов. В.Ф. Основы философии современности. М.- 1998 -С.156.
- Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. -М.- 1980.
- Шелковая Н.В. К определению духовности личности.// Вестн. Харьк. Ун-та Харьков- 1991 — № 354 — С. 63−67.
- Ширяев В.JI. Изучение истории религии как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.- 1995 — 16с.
- Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В С. Библера. Кемерово- 1993.
- Штекль А. История средневековой философии. СПб.- 1996 -260с.
- Шубинский B.C. Философское образование в средней школе. — М.- 1991 180с.
- Щуклин В.В. Мифы русского народа, ред. В.Мылов. Екатернбург- 1995−336с.
- Щуклин В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство. // Осмысление духовной целостности. // Философия религии. Екатеринбург- 1992 Вып. № 3 — С.5−8.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.- 1998. — 77с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под редакцией Г. С. Костюк, П. Ф. Гамата. -Киев- 1961-С. 43.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.- 1996 — 96с.
- Яковлева О. Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск- 1998 — 197 с.
- Я, ты, мы в зеркале познания: сборник методик. Изд. «Институт практической психологии». Воронеж- 1995 — 96с. — С. 5−9.
- Программа опытно-экспериментальной работы1. Этапы Задачи Содержаниеп/п
- Проведение • Психодиагностикаконстатирующего первоклассников эксперимента учащихся экспериментальных и контрольных классов.