Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования является светское осмысление понятия «духовность», предложенное рядом отечественных исследователей (В.Н. Сагатовский, Н. В. Щелковая, А. П. Лысков, B.C. Барулин), концепция междисциплинарного понятия «ценность» (Д.А. Леонтьев) личностно-субъектный и деятельностный подходы к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Суть первого из них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания приобщения младших школьников к духовным ценностям
    • 1. 1. Духовные ценности как предмет духовных потребностей личности
    • 1. 2. Педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей
    • 1. 3. Условия развертывания педагогических факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей
  • Глава 2. Реализация педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям и анализ ее результатов
    • 2. 1. Реконструкция содержания учебных предметов гуманитарного цикла
    • 2. 2. Организация ценностноориентированных видов деятельности младших школьников
    • 2. 3. Создание вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников

Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, связанных с распадом привычного уклада жизни, социальной нестабильностью, отказом от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации молодежи, выбирающей в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Отсюда, важнейшей составляющей школьного образования должно являться духовное развитие учащихся.

Между тем, анализ практики начальной школы показывает, что проблема духовного развития младшего школьника не находит в ней своего полного отражения. Существенным признаком современной массовой школы остается ее преимущественно «знаниевая» ориентация. Причем, знания иногда являются самоцелью, а не средством развития духовной сущности ребенка.

Попыткой преодоления узких рамок знаниецентристского подхода к процессу образования младших школьников явились системы развивающего обучения (JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и новые модели традиционной системы обучения, разработанные в рамках модернизации и обновления содержания образования. Однако в данных образовательных системах сохраняется примат интеллектуального развития над духовным. Между тем, высокий интеллект без гуманистической составляющей, нередко оборачивается негармоничностью и ущербностью развития личности.

Исходя из вышесказанного, следует, что в условиях быстро меняющегося общества актуализируется проблема развития духовных структур личности, способствующих формированию способности учащихся к нравственной рефлексии, ответственному выбору своих жизненных оснований на основе подлинных ценностей.

В контексте современного школьного образования проблема духовного развития привлекает пристальное внимание исследователей 90 -х годов (E.JI. Белозерцев, Е В. Бондаревская, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко,. Т. А. Костюкова,.

A. Лихачев, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, Л. А. Попов, З. И. Равкин,.

B.И. Слободчиков, Л. В. Сурова, и целого ряда других.). Анализ публикаций, посвященных данной проблематике, позволил выявить несколько основных направлений исследований духовного развития школьников.

Первое из них базируется на концепции, согласно которой одной из важнейших задач отечественного образования является создание у подрастающего поколения фундаментальных начал тех духовных ценностей, которые традиционно выступали в роли имеющих непреходящее значение стимулов человеческой жизнедеятельности и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях (Е.В. Бондаревская, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, В. П. Зинченко, В. А. Караковский, Е. П. Попов, З.И. Равкин).

Представители второго направления (П. В. Бондарев, И. Ф. Гончаров, В. Ю Троицкий, А. С. Метелягин, Л. Н. Паукова, Л. А. Ибрагимова, Т. А. Костюкова, О.Г. Яковлева) полагают, что отечественное образование призвано быть национально ориентированным, что, в свою очередь, предполагает приобщение подрастающего поколения преимущественно к национальным ценностям как фундаментальным началам ценностей общечеловеческих.

Группа авторов, представляющая третье направление (А.К. Бруднов, В. И. Гараджа, В. М. Мальцева, Н.Д. Никандров) исследует целесообразность приобщения молодежи к религиозным ценностям в сложившейся социокультурной обстановке. Говоря об этом, следует иметь в виду, что изучение религиозных ценностей необходимо осуществлять в их историко-культурологическом контексте.

Проблема приобщенияjc духовным ценностям отражена в ряде диссертационных работ, посвященных исследованию педагогического наследия ВВ. Зеньковского, JT.H. Толстого, Т. Манна, Г. Гессе (Н.В.Кудрявая, Г. А. Насыпная, JI. А Романова) — развитию духовности педагога как системообразующего фактора школьного образовательного процесса (АН. Гурова, ТА. Костюкова, М. М. Мукамбаева, Н. Г. Плахова, В Л. Ширяев) — воспитанию духовности у учащихся старших классов в современных условиях. (Х.М. Асоев, Т. Н. Каптан, J1.C. Романова, Л.М.Федорова) — духовному развитию младших школьников (И.Г. Баринова, И. В. Бурцева, Т.В. Есикова).

Однако, несмотря на то, что духовная проблематика в контексте школьного образования давно стала объектом внимания многих исследователей, мы сталкиваемся с недостаточной глубиной изучения тех ее аспектов, которые касаются процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям. Между тем, сегодня сохраняется реальное противоречие между необходимостью духовного развития младших школьников посредством приобщения к духовным ценностям и степенью теоретической и методической разработанности педагогического обеспечения этого процесса, что и позволило сформулировать проблему настоящего исследования: каковы по своей сути, назначению и методическому воплощению педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям? Вышеназванная проблема обусловила выбор темы нашей диссертационной работы: «Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям».

Цель исследования: выявление совокупности педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Объект исследования: процесс приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Предмет исследования: педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения младших школьников к духовным ценностям.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что если под духовностью понимать интегральное, сущностное качество человека, которое проявляется в осознании единства ценности других людей и самоценностипознавательном отношении к миру, высоком интеллектуальном развитии, сочетающемся с герменевтичностью, эмпатийностью, то развитие личностной духовности предусматривает воспитание у младших школьников таких интегративных, системообразующих духовных потребностей, как потребность в другом человеке, духовном общении, труде, познавательная, нравственная и эстетическая потребности.

Воспитание духовных потребностей посредством приобщения младших школьников к духовным ценностям будет проходить эффективно при реализации совокупности следующих педагогических условий:

• реконструкции предметов гуманитарного цикла посредством включения в содержание учебных предметов элементов, усиливающих ориентированность образовательного процесса на духовные ценности;

• организации ценностноориентированных видов деятельности учащихся, направленных на актуализацию личностных функций, которые способствуют присвоению младшими школьниками духовных ценностей;

• реализации вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников и ее результатов, оказывающей положительное влияние на развитие у ребенка самопринятия как важнейшего внутреннего фактора присвоения духовных ценностей.

Задачи исследования:

1. Исследовать содержание и педагогическое значение категории «духовные ценности».

2. Раскрыть особенности процесса присвоения духовных ценностей младшими школьниками.

3. Обосновать ведущие педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей и условия развертывания этих факторов.

4. Выявить критерии оценивания приобщенности младших школьников к духовным ценностям.

5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность реализации совокупности педагогических условий приобщения учащихся начальных классов к духовным ценностям.

Методологической основой исследования является светское осмысление понятия «духовность», предложенное рядом отечественных исследователей (В.Н. Сагатовский, Н. В. Щелковая, А. П. Лысков, B.C. Барулин), концепция междисциплинарного понятия «ценность» (Д.А. Леонтьев) личностно-субъектный и деятельностный подходы к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Суть первого из них заключается в наделении личностным смыслом усваиваемого элемента содержания образования, второго — в организации ценностноориентированных видов деятельности учащихся. Исследование опирается также на теории возрастной периодизации и развития личности ребенка (Л.С. Выготского), механизма рождения опредмеченной потребности (А.Н. Леонтьева), ценностных ориентаций (А.Н. Кирьяковой), личностного диалога (М.М. Бахтина, М. Бубера), актуализации личностных функции учащихся (В.В. Серикова), личностного отношения (В.Н. Мясищева), «Я-концепции» (Р. Бернса, К. Роджерса).

Методы исследования: группу теоретических методов научного поиска составили историко-педагогический, компортивистский анализы научной литературы, контент-анализ, изучение педагогического опыта. Центральное место в исследовании отведено научно-педагогическому эксперименту, в русле которого в качестве ведущего применялся лонгитюдный метод, включающий в себя длительное наблюдение, анкетирование, изучение ученического творчества, создание педагогических ситуаций, коллективные и индивидуальные беседы, рефлексию, диалог и ряд других эмпирических методов.

Основной базой исследования явилась муниципальная гимназия № 56 г. Томска.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе исследования (1990;1995 годы) соискателем изучалась актуальная для рассмотрения выбранной проблематики философская, социологическая, психологическая, общепедагогическая и методическая литература. Осмысливался, формулировался и практически осваивался понятийно-терминологический аппарат предпринятого научного поиска. Выбирались и теоретически обосновывались ведущие идеи и главенствующие позиции развертываемых изысканий. Критическому анализу подвергался массово традиционный и оригинально авторский опыт духовного развития младших школьников. Проводимый в данный период констатирующий эксперимент предполагал получение исходных данных об уровне сформированности личностных свойств, служащих предпосылкой развития духовности младших школьников. На данном этапе исследования было организовано проведение формирующего эксперимента и пролонгированного наблюдения за учащимися среднего звена, прошедшими стадию эксперимента в начальной школе.

Второй этап исследования (1995;2000) был целиком подчинен проведению формирующего эксперимента, когда соответственно исходным замыслам диссертанта осуществлялось практическое подтверждение научной состоятельности выявленной совокупности педагогических условий, благодаря которым у учащихся экспериментальной группы с высокой эффективностью развивались положительные тенденции «Я-концепции» и личностной направленности. На данном этапе исследования осуществлялось пролонгированное наблюдение за учащимися среднего школьного возраста, прошедшими в начальных классах этап формирующего эксперимента.

На третьем этапе исследования (1998;2002 годы) в контрольном эксперименте дополнительно проверялись и при необходимости корректировались ранее сформулированные соискателем теоретические положения. Разработанные методические рекомендации внедрялись в систему учебно-воспитательной работы гимназии № 56 г. Томска.

Научная новизна исследования:

• обосновано содержание и педагогическое значение духовных ценностей как феноменов духовной и материальной культуры, обогащающих внутренний мир личности, стимулирующих развитие духовных потребностей;

• установлено, что для процесса присвоения личностью духовных ценностей необходимо актуализировать следующие личностные функции: поисково-избирательнуюоценочнуюкритическую (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм) — функцию волевой саморегуляциирефлексивнойсмыслотворческойсмыслопоисковойфункцию ответственности, включающую в себя функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельностифункцию самореализации;

• доказано, что развертывание таких ведущих педагогических факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей, как знания о них, ценностноориентированные виды деятельности, оценка ребенка извне (другими людьми), обусловлено, во-первых, усилением ориентированности содержания образовательного процесса на духовные ценностиво-вторых, организацией ценностноориентрованных видов деятельности, способствующих актуализации личностных функций с целью конструирования в сознании младших школьников модели должногов-третьих, реализацией вариативной системы оценивания результатов ценностноориентированных видов деятельности младших школьников;

• выявлены уровни приобщенности младших школьников к духовным ценностям на основе следующих критериев: отношения младшего школьника к себедругим людямпроцессу учения. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических основ реализации педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностямвыявлении совокупности необходимых педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностямразработке содержания и организации деятельности педагога, направленной на приобщение младших школьников к духовным ценностям.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в его ходе разработаны научно обоснованные рекомендации по организации педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям, пакет учебных программ по гуманитарным предметам с методическим обеспечение для начальной школы, комплект электронных учебных пособий для младших школьников, которые используются в практике начальной школы, при подготовке учителей, а также в системе ИПК и дистанционном образовании.

Достоверность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позициймеждисциплинарным подходом к решению поставленной проблемыединством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных его цели, задаче и логикесочетанием количественного и качественного анализа материала, опытно-экспериментальным подтверждением выводов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Педагогическое значение духовных ценностей заключается в том, что они, являясь феноменом духовной и материальной культуры человечества, обогащают внутренний мир личности, ориентируют ее на постижение высших идеалов, способствуют развитию у человека духовных потребностей как одного из основополагающих компонентов личностной духовности;

2. Развитие духовных потребностей обусловлено присвоением личностью духовных ценностей посредством актуализации таких личностных функций, как смыслопоисковая, поисково-избирательная, оценочная, критическая, рефлексивная, волевая саморегуляция, смыслотворческая, функция ответственности;

3. Воспитание духовных потребностей у младших школьников должно опираться на педагогические факторы присвоения духовных ценностей, объективно присутствующие в образовательном процессе начальной школы — знания о духовных ценностях, ценностноориентированные виды деятельности, оценивание ребенка извне (другими людьми), развертывание которых требует создания определенных педагогических условий;

4. Эффективность процесса присвоения духовных ценностей младшими школьниками обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: 1) разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла на основе принципов, позволяющих усилить ориентированность содержания образовательного процесса на духовные ценности (принципа соответствия обязательному минимуму содержания общего начального образования— принципа историчности, контекстуальности, гуманности, рефлексии, культурологичности, обучения на высоком уровне трудности и ведущей роли теоретических знаний) — 2) актуализацией личностных функций, способствующих присвоению учащимися духовных ценностей, посредством организации ценностноориентированных видов деятельности — читательской, творческой и диалоговой- 3) реализацией вариативной системы оценивания ценностноориентированных видов деятельности младших школьников, направленной на формирование самопринятия как важнейшего внутреннего условия присвоения духовных ценностей;

5. Присвоение младшими школьниками духовных ценностей прослеживается через уровень приобщенности к ним, который выявляется на основе следующих критериев: отношения к себе (параметр: общая самооценка), другим людям (параметры: гуманность, ответственность, устойчивость данных проявлений), процессу учения (параметры: доминирующие мотивы учения, сформированность познавательных мотивов).

Апробация и внедрение результатов исследования в виде методических разработок, выполненных диссертантом, осуществлялись в школах № 2, 7, 14, 27, 30, 54, 55 г. Томска, а также средней школе № 52 г. Твери и многопрофильном лицее при Тамбовском государственном техническом университете. Материалы поиска были представлены на научно-практической конференции «Основные направления развития университетского педагогического образования» (Томск, 1996), Всероссийской научной конференции «Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности» (Томск, 1996), научно-практической конференции «Наука, образование, производство: интеграция и новые технологии» (Анжеро-Судженск, 1997), международном студенческом семинаре «Молодежь и духовность» (Томск, 1997), духовно-исторических чтениях «Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее» (Томск, 1998), всероссийской научно-практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизация образования» (Новокузнецк, 1999), областном семинаре учителей гуманитарного цикла «Культурное осмысление христианских ценностей в стандартах школьного гуманитарного образования» (Томск, 1999), научно-методической конференции «Проблемы организации самостоятельной работы студентов» (Томск, 2000), региональной научно-педагогической конференции, посвященной 150-летию П. Ф. Каптерева, «Каптеревские чтения» (Томск, 2000), региональной научно-практической конференции по теме «Управление развитием содержания образования» (Томск, 2000), международной научнометодической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Кемерово, 2002).

С использованием материалов исследования на базе гимназии № 56 г Томска проведены региональные, областные и городские семинары для учителей начальных классов по следующим темам: «Когда интересно учиться» (1993 г., 1994 г., 1995 г.), «Воспитание духовно-нравственной личности в условиях расширенного содержания начального гуманитарного образования» (1996 г., 1997 г.), «Приобщение младших школьников к духовным ценностям» (1998г., 1999 г.).

Учебно-методические разработки, выполненные диссертантом, легли в основу создания комплекта электронных учебных пособий для младших школьников в рамках проекта «Создание адаптивной образовательной среды для расширенного содержания начального гуманитарного образования» Реализация данного проекта осуществляется с 1999 года на базе гимназии № 56 г. Томска и Института дистанционного образования Томского государственного университета.

Диссертация имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее изученности, определяются объект, предмет, цель, задачи, формулируются гипотеза и основные положения, выносимые на защиту, характеризуются методологическая основа, методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы, обосновывается достоверность полученных результатов, приводятся данные об апробации.

В первой главе «Теоретические основания приобщения младших школьников к духовным ценностям» исследуется содержание и педагогическое значение категории «духовные ценности», выявляются внутренние предпосылки и педагогические факторы присвоения младшими школьниками духовных ценностей, обосновывается совокупность педагогических условий развертывания данных факторов, критерии отслеживания приобщенности младших школьников к духовным ценностям.

Во второй главе «Реализация педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям и анализ результатов» раскрывается содержание программы опытно-экспериментальной работы, направленной на проверку гипотезы исследования.

В заключении содержатся основные выводы исследования, намечаются перспективы дальнейшей работы, связанной с разработкой проблемы.

Выводы по второй главе.

1. Анализ результатов констатирующего эксперимента приводит к выводу о том, что у большинства первоклассников — учащихся экспериментальных и контрольных классов — в начале школьного обучения преобладает содержательный характер внутренней позиции, соответствующая норме мотивационная готовность к школе, средний и высокий уровень самооценки, средний и низкий уровень гуманного и ответственного отношения к другим. Несмотря на то, что у большинства обследованных учащихся учебная мотивация является ведущей, уровень сформированности их познавательных потребностей характеризуется как низкий, отсутствуют еще мотивы Ф социального сотрудничества, слабо выражены мотивы достижения и проявляются мотивы избегания неудач.

2. Пакет экспериментальных учебных программ, включающий в себя программы для начальной школы по русскому языку, детской литературе, культуре речи и общения, обществознанию, логике и конструированию, разработанные в соответствии с гипотезой исследования, является необходимой содержательной базой для организации ценностноориентированных видов деятельности учащихся.

3. Организация ценностноориентированных видов деятельности способствует актуализации личностных функций ребенка, способствующих присвоению духовных ценностей — смыслотворческой, поисково-избирательной, рефлексивной, критической, — оказывает положительное влияние на развитие у младших школьников познавательных, эстетических, нравственных потребностей, потребности в творчестве, личностном общении.

4. Реализация вариативной системы оценивания способствует формированию у младших школьников устойчивого характера мотивов достижения, высокой учебной мотивации, уверенности в себе, своих возможностях, отношению к оценке как важнейшей составляющей процесса учения, способности к рефлексии, адекватной самооценке деятельности, позитивному восприятию других людей.

5. Оценка результатов ОЭР на основе трех основных критериев — отношения учащегося к самому себе, к другим людям, к учениюспособствовала выявлению уровня приобщенности младших школьников к духовным ценностям и позволила сделать вывод о благотворном влиянии совокупности педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям на развитие у ребенка самопринятия, формирование высокого уровня познавательных мотивов, гуманного и ответственного отношения к другим людям.

6. Организация в начальной школе педагогических условий приобщения к духовным ценностям создает важные предпосылки для духовного развития ребенка в подростковом возрасте.

Заключение

.

Итак, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Педагогическое значение духовных ценностей как феномена духовной и материальной культуры, заключается в том, что они обогащают внутренний мир личности, способствуют развитию духовных потребностейодного из важнейших компонентов личностной духовности. Однако духовные ценности, объективно существующие в форме общественных идеалов или их материального воплощения (произведений искусства, человеческих деяний), обретают личностный смысл и становятся мотивом деятельности человека только при условии их присвоения личностью.

2. Ведущими педагогическими факторами присвоения духовных ценностей младшими школьниками являются знания о духовных ценностях, ценностноориентированные виды деятельности, оценка ребенка извне (другими людьми.

Включенные в содержание учебных предметов знания о духовных ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих духовных ценностях.

Осмысление сущности, значений духовных ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром духовных ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность в процессе которой актуализируются личностные функции младших школьников, способствующие процессу присвоения ценностей — поисково-избирательнаяоценочнаякритическая (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм) — функция волевой саморегуляциирефлексивнаясмыслотворческаясмыслопоисковая функция ответственности, включающая в себя функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельностифункция самореализации- -выступает следующим фактором присвоения духовных ценностей.

С позиции гуманистической психологии, появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности предшествуют потребности самооценки, самоуважения, которые в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей. Влияние самопринятия на присвоение духовных ценностей обусловлено его основными функциями: во-первых, оно способствует достижению внутренней согласованности личности, во-вторых, определяет позитивный характер индивидуальной интерпретации опыта, в-третьих, является источником положительных ожиданий.

Однако при отсутствии в образовательном процессе начальной школы необходимых педагогических условий педагогические факторы присвоения духовных ценностей могут быть нейтральны по отношению к развитию духовных потребностей ребенка.

3. В результате анализа традиционной и инновационной образовательной теории и практики в начальной школе выявлена следующая совокупность педагогических условий развертывания факторов присвоения младшими школьниками духовных ценностей:

• реконструкция содержания учебных предметов гуманитарного цикла, предусматривающая разработку учебных программ на основе принципов, усиливающих ориентацию образовательного процесса на присвоение учащимися духовных ценностейпринципа соответствия обязательному минимуму содержания начального общего образования, культурологического принципа, принципа историчности, контекстуальности, гуманности, рефлексии, обучения на высоком уровне трудности, ведущей роли теоретических знанийорганизация ценностноориентированных видов деятельности, актуализирующих личностные функции младших школьников, способствующие присвоению духовных ценностей, -читательской, творческой, диалоговой, — которые предусматривают: а) формирование правильной читательской деятельности учащихся, широкое использование на уроках детской литературы оригинальных книжных изданий, осуществление текстоориентированного подхода к обучению русскому языку, систематическое применение частично-поискового метода при обучении работе со справочной, научно-познавательной, периодической литературойб) применение системы творческих заданий, изготовление творческого продукта, проведение учебных исследований, осуществление психологической коррекциив) осуществление позиционного подхода в работе над художественным произведением, создание ситуаций совместной деятельности учащихся, систематическое включение в образовательный процесс ролевых ценностноориентированных игровых ситуацийсоздание вариативной системы оценивания результатов ценностноориентированных видов деятельности учащихся, направленной на формирование у младшего школьника адекватной самооценки как необходимой предпосылки к присвоению духовных ценностей. Данное условие предусматривает создание системы оценивания, характеризующейся отслеживанием степени роста относительно прежнего уровня через: 1) ведение дневников самонаблюдения, 2) создание «портфеля достижений и творческих работ», 3) поощрительное оценивание с помощью условных символов, 4) взаимооценивание как процесса выражения субъектами общения своего мнения о ценности друг друга и значимости взаимодействия.

4. В качестве критериев приобщенности младших школьников к духовным ценностям определены следующие: отношение учащихся а) к себе, б) к другим людям, в) к учебе.

Отношение ребенка к себе наиболее отчетливо прослеживается на основе его обшей самооценки, изучение которой возможно по таким показателям, как образ «Я», уверенность в себе, общительность, зависимость от мнения других людей, тревожность, самооценка результатов учебной деятельности.

Показателями отношения к людям могут быть гуманность, ответственность и устойчивость этих проявлений личности.

Показателями отношения к учению — доминирующие мотивы учения, сформированное^ познавательных мотивов.

С помощью данного инструментария измерялись результаты исследования по приобщению учащихся начальных классов к духовным ценностям.

5. Проверка в ОЭР эффективности выявленной совокупности педагогических условий приобщения младших школьников показала следующее:

• пакет экспериментальных учебных программ, реконструирующий традиционное содержание учебных предметов гуманитарного цикла в начальной школе, включающий в себя программы по русскому языку, детской литературе, культуре речи и общения, обществознанию, логике и конструированию, разработанные на основе принципов, усиливающих ценностную направленность образовательного процесса, является необходимой содержательной базой для организации ценностноориентированных видов деятельности учащихсяорганизация ценностноориентированных видов деятельности способствует актуализации личностных функций ребенка (смыслотворческой, поисково-избирательной, рефлексивной, критической), содействующих присвоению духовных ценностей, оказывает положительное влияние на развитие у младших школьников познавательных, эстетических, нравственных потребностей, потребности в творчестве, личностном общениисоздание вариативной системы оценивания результатов ценностноориентированной деятельности способствует формированию у младших школьников устойчивого характера мотивов достижения успеха, в том числе и высокой учебной мотивацииуверенности в себе, своих возможностяхпозитивному отношению к оценке как важнейшей составляющей процесса ученияспособности к рефлексии, адекватной самооценке деятельности, позитивному восприятию других людейоценка результатов ОЭР на основе основных критериев — отношения учащегося к самому себе, к другим людям, к учениюспособствовала выявлению уровней приобщенности младших школьников к духовным ценностям (высокого, среднего, низкого) и позволила сделать вывод о благотворном влиянии совокупности педагогических условий приобщения младших школьников к духовным ценностям на развитие у ребенка самопринятия, формирование высокого уровня познавательных мотивов, гуманного и ответственного отношения к другим людяморганизация в начальной школе совокупности педагогических условий приобщения к духовным ценностям создает важные предпосылки для духовного развития ребенка в подростковом возрасте.

Полученные результаты исследования выявили необходимость разработки новых аспектов проблемы приобщения младших школьников к духовным ценностям: развития духовных потребностей младших школьников средствами учебных предметов естественно-математического циклавлияния информационно-коммуникативных технологий на развитие духовных потребностей у учащихся младших классоворганизации внеурочного пространства приобщения учащихся начальных классов к духовным ценностям и других.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.- 2000 — 624с. — С. 443−476
  2. В.П. Созвездия слов. М.- 1998 157с.
  3. Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
  4. И.Н. Учимся думать. СПб., 1996 — 98с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.- 1984 — 168с.- С.76−120.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск- 1990 — 380с.- С.27−54.
  7. Д.С. Когда человека не было. М.- 1960 — 96с.
  8. Н.П. Воспитание игрой. М.- 1987 — 84с.
  9. . С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.- 1988−250с.
  10. С.Ф. Моральные ценности и личность. Москва- 1994 — 322с. -С. 56−132.
  11. П.Асоев Х. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей. / Автореф. дис.. канд. пед. наук — М.- 1995- 18с.
  12. А. Я. Психология. Описания психологических тестов. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Эл. версия: 17.12.2000 | 27 Kb | koi'8-r | http://azpsy.chat.ni/testsphilips.html
  13. , В. В. Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория, 5−9 кл. М.- 1994 — 193с.
  14. Ба бушкин. В. У. Философия духа: опыт интенционального анализа. М.- 1995- 186с.- С.18−19.
  15. Н. Легенды голубых озер. Томск- 1961 — 84с. — С.24−66.
  16. М. А. Школа-парк: школа свободы и выбора // Первое сентября. 1997 — 18 марта- 25 марта.
  17. П.Баранова М. Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учеб пособие для учащихся 5-е изд., испр. — М.- 1989 — 288с.
  18. И. Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника / Дис.. канд. пед. наук. М.- 1995 — 322 с.
  19. . B.C. Социально-философская антропология. М.- 1994 — 288с. -С.89−96.
  20. М.М. К переработке книги о Достоевском. М.- 1961 — 216с. -С.77−144.
  21. Безрогов, В. Г О. И. Варьям, Анталогия педагогической мысли христианского средневековья. М.- 1994 — Т.1 — 436с.
  22. А.А. Культурология. Антропологические теории культуры: Учеб. пособие. М.- 1999 — 356с. — С.218−259.
  23. О.Б., Плетнева JI.M. памятники Томского Приобья в V—VIII вв.. н.э.-Томск- 1983- 134с.-С. 66−74.
  24. С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: А/р к.п.н. -Волгоград- 1995 18с. — С.11.
  25. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.- 1994-Т.1 — 177c.-C.41.
  26. М.И. Книга в духовной жизни личности. // А/р.: к.ф.н. Ростов-на -Дону- 1992 — 25с.- С.17−20.
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.- 1987 — 420с. — С. 359 394.
  28. Блага К., .Щебек. М. Я твой ученик, ты — мой учитель. — М.- 1991 -112с, — С. 15.
  29. , И.Е. О понятии «духовность» // Актуал. пробл. социально-гуманит. наук. Воронеж- 1997 — Вып. № 12 — С. 65−66.
  30. А.С., Античная философия. М.- 1985 — 367с. — С.35.
  31. Божович Л И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.- 1972 — 286с. -С.85−148.
  32. Божович Л И. Этапы формирования личности. Москва-Воронеж- 1995 -322с.-С. 243−275.
  33. В.П. Монтень великий гуманист эпохи Возрождения. — М.- 1983.- 300c.-C.68.
  34. П.В. Умственный облик народа // Народное образование. -1996, № 2. С. 66.
  35. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания.// Педагогика, № 4, 1995. — С.31.
  36. А.А., Гуркова И. В. Учимся говорить правильно. Новосибирск, 1993 86с.
  37. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учеб. для вузов СПб.- 2000 -304 с.
  38. .С. Нравственное самосознание личности: психологическое исследование. М.- 1985 — 216с.
  39. М. Я и Ты. М.- 1993 — 180с. — С.130−145.
  40. Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность.//Вопросы философии. 1997, № 2 — С. 3.
  41. Г. Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность//Философия-М.- 1986-№ 12-С. 20.
  42. И.В. Воспитание духовности у старшеклассников средствами изобразительного искусства в условиях групповой деятельности. / Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 253с.
  43. Э.А. Путешествие в слово. М.- 1982 — 222с.
  44. В., История древней философии. Киев, 1995.
  45. ТТ. Духовное богатство как фактор совершенствования социализма: Дисс.. к. ф. н. X.- 1988. — 190с. — С. 80.
  46. В мире мифов и легенд. СПб.- 1995 — 576с.
  47. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.- 1997. — 288 с.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. М.- 1991.
  49. JI.C. Детская психология. Собр. соч. М, 1984 — Т.4.
  50. В.И. Школа и религии // Педагогика. 1995, № 5 — С.22−27.
  51. Гараджа Свобода совести в общеобразовательной школе. // Педагогика. -1996- № 4 С. 18−23.
  52. И. Н. Сагалаев A.M. Религия народов манси (Культовые места XIX начала ХХвв.) — Новосибирск- 1986 — 112с.
  53. Е.М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. М.- 1971−104 с.
  54. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. -М.- 1995 448с. — С.352−354.
  55. , А.Д. Занимательная логика М.- 1998.- ч.1- 180с.
  56. М.Р. Путь к себе. М.- 1991 — 150с.
  57. Н.П. Нет предела совершенству. М.- 1989 г. — 260с.
  58. Н.Н. Моя первая русская история. М.- 1993. — 160с.
  59. И.Ф. Школа уходящая и восходящая // Народное образование. -1993. № 1 — С.16−18.
  60. И.Н., Житников В. Ф. Умеете ли Вы общаться. М.- 1991.
  61. Н.Г., Пивоваров Б. И. Родная история. Начальный курс./ Учебник для учащихся 5 класса. Новосибирск.- 1995 — 288с.
  62. .Г., Кирюшкин В. А. Программа по обучению грамоте. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4).- М- 1998.
  63. Г. Г., Бондаренко С. М. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. -М.- 1991.
  64. Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С М. Когда книга учит. М.- 1991.-256с.
  65. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУ11 веков. Учеб. пособие М.- 1990 — 288 с.
  66. АН. Формирование духовного мира учителя: На материале подготовки студентов муз.-пед. фак.: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1994. — 192 с.
  67. А. А. Золотое правило нравственности. М.- 1982 — 198с.
  68. Гусейнов А.А.и др. Этическая мысль. М- 1988.
  69. Г. Н., Карпилова О. М. Муравьиные сказки: книга для учащихся. -М., 1993- 144с.
  70. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван- 1981.
  71. С.Д. Параметры субъективного отношения. Эл. версия: 42 Kb | koi8-r | http://www.mrezha.ru/ehopsy/Works/derflks.htm.
  72. А.Б. Общение: наука и искусство. М- 1996 — 240с.
  73. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.- 1996.
  74. . В.В., Мифы о вселенной. Новосибирск- 1988 — 175с.
  75. Жариков Е.С.,. Крушельницкий E.JI. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М.- 1991 — 223с.
  76. Л.Я., Бокарева Л. Д., Пронина О. В. Слово. М.- 1996.
  77. Л.Я., Купалова А. Ю. Коммукативно-ориентированный курс русского языка. Ill IV класс — М.- 1998.
  78. Т.К. Математика 1. Тетрадь-учебник. М.- 1993 — № 3, № 4.
  79. Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: 2 класс. М.- 1989.
  80. В.Г., Шервин Л. Н. Путешествие по стране геометрии. -М., — 1994.
  81. Золотухина-Аболина Е. В. Страна философия. Ростов-на-Дону- 1995 -554с.
  82. , Л.А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.М 1995 181 с.
  83. Е.А. Духовные потребности личности как фактор ее самореализации. // А/р. к.ф.н. Киев- 1989 — 19с. — С. 13.
  84. В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.- 1990 — 266с.
  85. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации / Сост. М. В. Матюхина, Т. А. Саблина. Волгоград- 1994.
  86. Изучение и формирование ответственности у младших школьников: Методические рекомендации для учителей / Под ред. М. В. Матюхиной. -Анапа- 1999 -115с.
  87. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян, М. Г. Казакиной и др. М.- 1991 — 136 с.- С. 115−121.
  88. Информационно-методическое письмо об изучении коммуникативно ориентированного курса русского языка в I классе четырехлетней начальной школы (послебукварный период)/Авт.
  89. Л.Я.Желтковская, Л. Д. Бокарева, О. В. Пронина, А.Ю.Купалова//Вест. образования 1995 — N9 -С.50−61.
  90. Ю.С. Работа учащихся начальных классов с книгами.
  91. Нач. шк. -1995-N9-C.19−21.
  92. А.О. История России в рассказах для детей. Т.1. СПб.- 1993−432 с.
  93. М.С. О духовности: опыт категориального анализа. // Вопросы философии. 1985 — № 9 — С. 93.
  94. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.- 1989.
  95. А.С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов- 1993 — 320с.
  96. М.А., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль- 1997 -224с.
  97. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.- 1993 — 80с. -С.54−69.
  98. Ф.Х. Сократ Ростов-на-Дону- 1999 — 320 с. — С. 156−169.
  99. А.В. Ориентация личности в мире ценностей // «Magister» Москва- 1998 — № 4- С. 37−50.
  100. Л.Ф. Обучение грамоте. Русский язык: 3−4 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). -М.- 1998.
  101. К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет. В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М.- 1968 — С. 328−353.
  102. М.С. От игры к знаниям: Методические рекомендации в помощь учителям, воспитателям, руководителям детских объединений. — Новосибирск- 1996.
  103. Я. Л. Человек: психология. М.- 1986 — 250с.
  104. , В.Д. О духовности // Шк. гуманит. наук = Humanities school. СПб.- 1993 — N 1 — С. 10−17.
  105. Коммуникативный тренинг для школьников: Методические рекомендации для студентов пединститута / Авторы-составители: Н. П. Аникеева, И. В. Хромова, Е. В. Киселева, Р. В. Романец. Новосибирск- 1991.
  106. КонИ.С. Открытие «Я». -М.- 1982−236с. С. 55−58, 72.
  107. Ф.Ч. История средневековой философии. М.- 1997 -512с.
  108. , Н.А. Задачи на развитие логики. М.- 1998 — 180с.
  109. , А.- Платонов, Г. Духовность и проблема воспитания // Высш. образование в России. М.- 1998 — N 1 — С. 124−127.
  110. Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. -М.- 1993.
  111. Т.А. Духовные ценности русской культуры и новая стратегия светского образования // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. Кемерово- 1996 — С.41−49.
  112. Т.А. К проблеме гетерономности современного образования// Инновации в педагогической деятельности. Томск- 1995 -С. 68−75.
  113. Т.А. О пользе изучения христианской педагогики// Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск- 1998 — С. 127−271.
  114. Костюкова Т А. религия и воспитание// Образование в Сибири. -1944 № 1. — С.40−46.
  115. Костюкова Т А. Светский и религиозный подход к нравственному воспитанию // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы.-М.- 1995 С.77−83.
  116. Т.А. Ценностные ориентации и проблема преодоления секулярности образования // Образовательные стандарты и развитие личности. Омск- 1995 — С.58−65.
  117. Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях.: Дисс. д.п.н. Томск- 2002 — 363с. — С. 164.
  118. Круглый год. Русский земледельческий календарь/ Сост.А. Ф. Некрылова. М.- 1991 — 496с.
  119. В.И. Духовность как экзистенциальная проблема.// Философские науки. 1991 — № 2 — С. 46−52.
  120. Н. В. Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук: 13.00.01 М.- 1994с-50 с.
  121. В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западноевропейская философия ХУ111 века. М.- 1986 — 400с.
  122. И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.- 1997 — 288с.
  123. В.Н. Человек и природа в верованиях хантов. Томск- 1984−224с.
  124. Кулэ М Духовность, смысл и политизм.- М.- 1998 С. 124.
  125. Кун Н. А. Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях. -М.- 1992−272с.
  126. А. П. Азбука чтения //Школьные технологии 1996 — № 1−2 — 197с.
  127. А. П. Педагогика грамотности./ Школьные технологии — 1996- № 4−5-205с.
  128. А.Т. Детская риторика // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
  129. Лайло В. В Развитие памяти и повышение грамотности. М.- 1999.
  130. Лайло. В. В Повышение грамотности и развитие мышления. М.- 1999.
  131. Лайло. В. В Изучение алфавита и развитие восприятия. М.- 1999.
  132. И.А. Школа наш дом. Сборник сюжетно-ролевых игр. — Чебоксары- 1998 — 96с.
  133. В.А. Духовность и рациональность// Вопросы философии. 1996 — № 2 — С.31−35.
  134. А.Н. Избранные психологические произведения: В двух томах. М.- 1983 — T. l -251с. — С.385.
  135. А.Н. Избранные психологические произведения: В двух томах М.- 1983 -Т.2- 318с.- С. 205.
  136. О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели «паркового» типа. — Эл. версия: 28.01.2000 | 147 Kb | koi8-r | http ://www. school 19 .ru/about/OC. htm.
  137. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции./Современный социо-анализ. М.- 1996 — Вып. № 6 — 54с.
  138. Х.И. Групповая работа на уроке. М.- 1975.
  139. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — 84с.
  140. А. Вопросы православной педагогики в трудах протоирея Василия Зеньковского. С-Посад- 1995 — 310с.
  141. .Т. Школа и церковь: Новые отношения // Советская педагогика. 1991 — № 6 — С.33−36.
  142. Л.М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы) СПб.- 1996 — 125с.
  143. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Учебное пособие, под редакцией к.п.н., проф. Н. П. Аникеевой. -Новосибирск- 1995.
  144. Локк, Джон. Мысли о воспитании и о воспитании разума. СПб- 1913- 416с.
  145. А.Ф. Словарь античной философии. М.- 1995. — 232с.
  146. Н.О. История русской философии. М.- 1991. — 479с
  147. А.П. Человек: путь к цивилизации. М.- 1997 — 130с. С. 8586.
  148. Д.Г. Античная философия от Евклида до Прокла. Минск, 1998.-260с.
  149. А.Ф. и др. Мир человека. М.- 1994.
  150. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. -М.- 1990- 192с.
  151. А. Азбука мужества. М- 1994.
  152. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М.- 1982 С. 110.
  153. МеньА.В. История религии. -М.-1994.
  154. А.С. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. / Дисс.. Канд. пед. наук. М.- 1996 — 198с.
  155. Н.А. Живая старина (Будни и праздники Сибирской деревни). Новосибирск- 1989 — 412с.
  156. З.А., Померанц Г. С. Великие религии мира. М.- 1995 -416с.
  157. В.Б. Пир мудрецов. М.- 1994.
  158. И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М.- 1985 — 220с.
  159. В.М. Образы русской речи: историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. Л.- 1986 — 280с.
  160. М. Опыты. -М- 1992 Кн.1 — 383с. — Гл. 26- Кн. З — 704с. -Гл. 1,3, 13.
  161. М. М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук: 13.00.01 М.- 1992 — 16 с.
  162. В. И. Школа духовности. //Школа духовности. М.- 1997 -№ 1 — С. 6−7.
  163. И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста. Елгава- 1991.
  164. В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии» -Воронеж- 1998 — 368 с.
  165. Нарский И. С. Западноевропейская философия ХУ111 века. М.- 1973.
  166. , Г. А. Воспитание духовно-нравственных качеств личности учащегося-музыканта: (На материале пед. идей Т. Манна и Г. Гессе): Дис. .канд.пед. наук: 13.00.02. М.- 1994 — 205 с.
  167. Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.// Вестник МГУ, сер. 14. -Психология 1988 — № 1.
  168. Р. С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2: Психология образования. -М.-1995 С. 176.
  169. Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.З.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.- 1998 — 640 с.
  170. B.C. Сократ. М — 1996 — 312с.
  171. А.А. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. Петрозаводск- 1990.
  172. Н.Д. Нравственные уроки православия // Педагогика.1997-№ 3-С. 3−9.
  173. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий: Монография. М.- 2000.
  174. .П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- М.- 1991 160с.
  175. А.И. Человек среди людей. J1.- 1987 — 274с.
  176. Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль- 1997 140с.
  177. Обереги и заклинания русского народа. Сост. М.И. и A.M. Песковы. -М.- 1993−192с.
  178. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы М.- 2001 — 240с. — С. 101.
  179. С.И. Словарь русского языка. -Екатеринбург- 1994.
  180. А.П. Открытие Сибири. Новосибирск- 1982 — 387с.
  181. Оригами и Аппликация /Авт.-сост.: Афонькин С. Ю., и др. СПб.-1998−223с.
  182. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.- 1991 — 287с.
  183. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.- 1987- 154с. С. 76−80.
  184. В.В. Русские говоры Среднего Приобья Томск- 1984 -4.1 — 190с.
  185. В.А., Гельфман Э. Г. и др. Геометрия для младших школьников. -Томск- 1997 4.1- 110с.
  186. , JI. Н. Формирование духовной культуры личности в русской национальной школе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М.- 1998- 137 с.
  187. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов педагогических ВУЗов и пед. колледжей. Второе издание./Под ред П. И. Пидкасистого. М.- 1996 -602с.
  188. Г. Избранные педагогические сочинения. М.- 1893 -Т.1 — С. 120−215.
  189. Г. Избранные педагогические сочинения. М.- 1909 -Т.З- С. 87−115.
  190. А.В. Быть личностью. М.- 1990.
  191. А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Учебник для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям. М.- 1998 — 500с. — С. 354.
  192. В.В. и др. Игры обучение, тренинг, досуг. Сборник сценариев -М.- 1998 — Книга 1−5 — 464с.
  193. Н.А. Духовные потребности и реальное поведение. -Кишинев- 1990 130с.
  194. JI.H. Русская школа.// Педагогический вестник. 1996 -№ 5.
  195. И.П. Педагогика. -М.- 1996- 267с.-С. 121.
  196. Л.А. Грани духовности // Педагогика 1996 — № 1 — С. 40.
  197. Примерные программы начального общего образования / Сост. A.M. Водянский, И. А. Петрова, 2-е изд. М.- 1999 — 64с.
  198. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М.- 1980 — 112с.
  199. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж- 2000.
  200. Программы образовательных учреждений: начальные классы (1−3) -М.- 1994−160с.
  201. О.В. Программа по чтению для 1−4-х классов общеобразовательной школы.//Нач.шк.-1995 № 2 -С.3,8.
  202. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995 — № 5 — С. 88.
  203. Т.Г. Фонетика, лексика, грамматика, правописание. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1−4). М.- 1998.
  204. Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология реформации. -М- 1988. -205с.-С. 18,95, 189,191.
  205. , В.А. Духовность как культурная ценность личности // Филос. науки. М.- 1997-N 2-С. 158−161.
  206. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск- 1993 -Гл. VI.
  207. Е.Г., Зязюн И. А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В. А. Сухомлинского. — М.- 1991 — 112с.
  208. Романова JL А. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Владимир- 1996 — 175 с.
  209. Н.В. Программа по курсу развития творческого воображения. Петрозаводск — Эл. версия — 1996−1999 — 14с.
  210. СЛ. Основы общей психологии. М.- 1946 — 701с.
  211. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.- 1987 — 183с.
  212. Руссо Ж-Ж. Избранные сочинения. М.- 1961.
  213. Руссо. Ж-Ж. Собрание сочинений. М.- 1866 — T. l — С. 45 — 112.
  214. В.И. Титаны Возрождения. М.- 1991 — 153с. — С. 57, 121, 124,130.
  215. .А. Язычество Древней Руси. М.- 1988.
  216. В.Ф. Наш духовный мир. Л.- 1987 — 158с.
  217. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ М.- 2001 — 208с.
  218. В.Н. Что же такое духовность? // Школа духовности. -М.- 1998 № 2 — С. 46.
  219. Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.- 1991 — 230с.
  220. Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников.//Школьные технологии -М.- 1999 № 6 — С. 5−38.
  221. Г. К. Современные образовательные технологии. М.- 1998.
  222. В.Н. Новые значения старых слов. М.- 1997.
  223. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград- 1994 — 175с. — С.42−43.
  224. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.- 1999 — 272 с.
  225. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы. //Педагогика. 1996 — № 2 — С. 48.
  226. П.В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.- 1989 — 352с. — С. 20−21.
  227. В.А. Путь к слову: пособие по развитию речи. М.- 1996 -84с.
  228. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие для вузов. М.- 1995 — 384с.
  229. . А. Теория нравственных чувств. М.- 1997 360с.
  230. З.П. Культ животных в религиях. М.- 1972 — 440с.
  231. И.В. Психология творчества. Саратов- 1988 — 200с.- С. 47.
  232. Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль- 1996 — 240с.
  233. Л.В. Куда нам плыть: На путях к подлинному диалогу // Педагогика. 1998 — № 3 — С.48−53.
  234. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М.- 1979 — Т.2 — 433с.
  235. В.А. М.- 1997 — 224с.
  236. В.А. Хрестоматия по этике. М.- 1990 — 303с.
  237. JI.B. Модель школы «Экология и диалектика» // Школьные технологии. М- 1997 — № 1 — С. 55−70.
  238. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. — Волгоград- 1984.
  239. Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль- 1998 208с.
  240. Н.А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. Томск- 1980 — 350с.
  241. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования. // Педагогика. 1998 — № 2 — С. 15−17.
  242. В. П. Избранные философские труды. Л.- 1988 — С. 261.
  243. В.П. О ценностях жизни и культуры. М.- 1978 — 364с.
  244. О.В., Нефедова е.А. Практическое пособие по развитию речи. М.- 1997.
  245. А.К. Духовное обновление общества. М.- 1990 — С. 16−21.
  246. Л.Е. Сказочный театр. М.- 1991 — 766с.
  247. Учитесь мыслить нестандартной: Кн. Для учащихся/ Б. М. Абдрашитов, Т. М, Абдрашитов, В. Н. Шлихунов, М.- 1996 — 128с.
  248. , Л. М. Воспитание духовности учащихся 8−9 классов общеобразовательной школы в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М.- 1998 — 227 с.
  249. В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987 — № 3 — С. 24.
  250. В.Г. Душевное и духовное.// Филос. науки. 1988 — № 7 --С. 50.
  251. В.П. Добро и зло. Воронеж- 1982 — 315с.
  252. Философия XX века. Учебное пособие. М.- 1997 288с.
  253. Философский энциклопедический словарь. М.- 1998 -576с, — С. 507.
  254. А.А. и НЕ. Русский язык: Учебное пособие для начальных классов. М.- 1997 — 332с.
  255. С.Л. Реальность и человек. М.- 1997 — 314с.
  256. Фридман Л. М, Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.- 1991 — С. 16.
  257. Т.В. Проблема духовности человека //Методологические проблемы изучения человека в марксисткой философии. Л.- 1979 — 145с. -С. 87.
  258. А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. М.- 1998 — С.48−54.
  259. Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.- 1997 — С. 215.
  260. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск-1992 С. 133
  261. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. М.- 1992 — 160с.
  262. Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев- 1989.
  263. Н.И. Система обучения Л.В. Занкова и современная психология//Педагогика. М.- 1993 — № 2 — С.16−19.
  264. . В.Ф. Основы философии современности. М.- 1998 -С.156.
  265. С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. -М.- 1980.
  266. Н.В. К определению духовности личности.// Вестн. Харьк. Ун-та Харьков- 1991 — № 354 — С. 63−67.
  267. В.JI. Изучение истории религии как фактор развития общей культуры учителя в процессе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб.- 1995 — 16с.
  268. Школа диалога культур. Основы программы / Под ред. В С. Библера. Кемерово- 1993.
  269. А. История средневековой философии. СПб.- 1996 -260с.
  270. B.C. Философское образование в средней школе. — М.- 1991 180с.
  271. В.В. Мифы русского народа, ред. В.Мылов. Екатернбург- 1995−336с.
  272. В.В. Целостность духовности, ее типы и искусство. // Осмысление духовной целостности. // Философия религии. Екатеринбург- 1992 Вып. № 3 — С.5−8.
  273. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.- 1998. — 77с.
  274. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / Под редакцией Г. С. Костюк, П. Ф. Гамата. -Киев- 1961-С. 43.
  275. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.- 1996 — 96с.
  276. О. Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск- 1998 — 197 с.
  277. Я, ты, мы в зеркале познания: сборник методик. Изд. «Институт практической психологии». Воронеж- 1995 — 96с. — С. 5−9.
  278. Программа опытно-экспериментальной работы1. Этапы Задачи Содержаниеп/п
  279. Проведение • Психодиагностикаконстатирующего первоклассников эксперимента учащихся экспериментальных и контрольных классов.
Заполнить форму текущей работой