Развитие профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации на основе интегративного подхода
В этих условиях возрастает роль профессионально-нравственной компетентности учителя и, соответственно, системы повышения квалификации в ее формировании и развитии. Вместе с тем возможности системы повышения квалификации в соответствующей подготовке учителя начальных классов не используются в полной мере. Очевидно, что эти процессы могут быть успешными при качественно ином уровне теоретического… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование интегративного подхода к развитию профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации
- 1. 1. Профессионально-нравственная компетентность учителя начальных классов: сущность, структура, содержание
- 1. 2. Интегративный подход к развитию профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации
- 1. 3. Проектирование интегративной модели развития профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации
- Выводы по 1-й главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации развития профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации на основе интегративного подхода.
2.1. Организация процесса повышения квалификации на основе интегративной модели развития профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов
2.2. Методика диагностики, развития профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации.
2.3. Экспериментальная проверка результативности интегративной модели развития профессионально-нравственной компетентности учителя начальных классов в процессе повышения квалификации.
Выводы по 2-й главе.
Список литературы
- Абдульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абдульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Аболин, Л. М. Учитель в современном образовательном пространстве Текст. / Л. М. Аболин. Казань: Таглимат, 1999. — 185 с.
- Абсолимова, Г. В. Интегративно компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству Текст. / Г. В. Абсолимова // Новые исследования в педагогических науках. — 1991. — № 1. — С. 62−64.
- Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей Текст. / Н. А. Аминов. Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 80 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. 489 с.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1999. — 304 с.
- Антипова, В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете Текст. / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 5960.
- Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 1. Текст. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. 320 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование. Кн. 2. Текст. / А. Анастази. -М.: Педагогика, 1982. 295 с.
- Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998. — 236 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Текст. / В. И. Андреев. Казань: Издательство КГУ, 1998. — 320 с.
- Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 600 с.
- Антропова, JI. И. Социальные проблемы самореализации личности: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / JI. И. Антропова. Ростов н /Д, 1980. -21 с.
- Анцыферова, JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности Текст. / J1. И. Анцыферова // Психологический журнал. -1991. -№ 2. -С. 8−11.
- Анцыферова, JL И. Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу Текст. / JI. И. Анциферова // Вопросы психологии. 1973. -№ 4.-С. 11−14.
- Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности Текст. / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности: сб. ст. М., 1981. — С. 67−87.
- Аршинов, В. И. Идеи синергетики и теория воспитательных систем Текст. / В. И. Аршинов, М. Ю. Усманова // Моделирование воспитательных систем: теория практике / под ред: J1. И. Новиковой, Н. JI. Селивановой. — М., 1995. -С. 35−42.
- Асмолов, А. Г. Культуро-технология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-768 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии Текст. / Н. А. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
- Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования Текст. / П. Р. Атутов, М. М. Будаев // Педагогика. — 2001. № 2. -С. 25−32.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский, Ю. Н. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. Н. Бабанский. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Балашов, М. М. Готовность учителя к инновационной деятельности в образовании Текст. / М. М. Балашов, М. А. Лукьянова М. А. // Наука и школа.- 1999 № 4. — С. 9−13.
- Баранов, Е. В. К вопросу о самореализации личности Текст. / Е. В. Баранов // Личность и общество: сб. науч. тр. М., 1990. — С. 39−47.
- Батищев, Г. С. Философско-методологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна Текст. / Г. С. Батищев // Философские науки. 1990. — № 5. — С. 32−44.
- Бахтин, М.М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Вестник Московского университета. — 1991. — № 1. С. 63−78.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. /М.М. Бахтин.-М., 1979.
- Безруков, В.И. Проектирование управления педагогическими системами Текст. / В. И. Безруков // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. -С. 28−31.
- Белкин, А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса Текст. / А. С. Белкин, В. Д. Журавлев. Екатеринбург, 1997. — 176 с.
- Бердяев, Н. А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с.
- Бережнова, Е. В. Формирование методологической культуры учителя Текст. / Е. В. Бережнова // Педагогика. -1996. № 4. — С.14−18.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитания Текст. / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986.-416 с.
- Берталанфи, Л. Общая теория систем — критический обзор / Л. Берталанфи Текст. // Исследования по общей теории систем / Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. -М.: Педагогика, 1969. С. 193−194.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Биктагирова, Г. Ф. Дидактические условия формирования педагогической рефлексии учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. .канд. пед. наук Текст. / Г. Ф. Биктагирова. Казань: КГУ, 2004. — 23 с.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов его решения Текст. / Б. М. Бим-Бад. М.: РОУ, 1994. — 36 с.
- Боголюбов, В. И. Педагогическая технология: эволюция опыта Текст. / В. И. Боголюбов // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 118−129.
- Бодалев, А. А. Психологические условия гуманизации педагогического мышления Текст. / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1990. — № 2. — С. 65−71.
- Божович, JI. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / JI. И. Божович. М.: МПА, 1995. — 212 с.
- Божович, JI. И. Проблемы формирования личности Текст. / JI. И. Божович, Д. М. Фельдштейн. Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — 352 с.
- Болотов, В. А. Проектирование профессионального педагогического образования Текст. / В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков [и др.] // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 62−69.
- Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Учитель, 1996. — 186 с.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997.-№ 4.-С. 19−24.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д.: Учитель, 1999. — 560 с.
- Браже, Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление: тез. к семинару Текст. / Т. Г. Браже. Л: НИИ НОЗ, 1990.-С. 39−62.
- Брушлинский, А. В. Диалог в процессе познания Текст. / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов // Познание и общение: сб. ст. -М.: 1988. С. 60−72.
- Валицкая, А.П. Нужна ли России высшая педагогическая школа? Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3−8.
- Важеевская, Н. В. Рефлексия как элемент содержания физического образования Текст. / Н. В. Важеевская // Наука и школа. 2000. — С. 23−26.
- Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования Текст. / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 28−43.
- Ведерникова, Л. В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: автореф. дис.. .докт. пед. наук Текст. / Л. В. Ведерникова. М., 2001. — 43 с.
- Вершловский, С.Г. Учитель о себе и профессии Текст. / С. Г. Вершловский. Л.: Знание, 1988. — 131 с.
- Виленский, М. Я. Образовательное пространство как педагогическая категория Текст. / М. Я. Виленский, Е. В. Мещерекова // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 2. — С. 8−12.
- Власова, Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни Текст. / Т. И. Власова // Педагогика. -2008.-№ 9.-С. 108−113.
- Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии Текст. / Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1982. 360 с.
- Гаргай, В.Б. Система повышения квалификации учителей Великобритании Текст. / В. Б. Гаргай. — Новосибирск, 2001. 145 с.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для 21 века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций Текст. / Б. С. Гершунский. М.: ИнтерДиалект+, 1997. — 697 с.
- Гильмеева, P. X. Формирование профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования: автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / Р. Х. Гильмеева. Казань, 1999. — 45 с.
- Гинецинский, В. В. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии Текст. / В. В. Гинецинский // Советская педагогика. 1991. — № 9.-С. 36−49.
- Гинецинский, В. И. Проблемы структурирования мирового образовательного пространства Текст. / В. И. Гинецинский // Педагогика. -1973.-№ 3.-С. 8−16.
- Горячева, Е. И. Идея самоактулизации в гуманистической психологии и ее реализации в педагогической практике: автореф. дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. И. Горячева.- М, 1996. 20 с.
- Гребёнкина, JI. К. Формирование профессионализма учителя в системе педагогического образования: автореф.. докт. пед. наук Текст. / JI.K. Гребёнкина. М., 2000. — 34 с.
- Грибов, Ю. А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей Текст. / Ю. С. Грибов // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 23−27.
- Гузеев, В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование. — 2001. — 224 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: ИНПОР, 1996. 544 с.
- Давыдов, В. П. Теоретические и методологические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста Текст. / В. П. Давыдов, О. Х.-А. Рахимов // Инновации в образовании. — 2002. — № 2. — С. 62−67.
- Давыденко, Т. М. Рефлексивное управление образовательным процессом в школе Текст. / Т. М. Давыденко // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 42−48.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. И. Даль. Т. 2. — М., 1955. — 344 с.
- Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников Текст. / А. Я. Данилюк // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 88−93.
- Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников Текст. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Педагогика. 2009. — № 4. — С. 55−64.
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Текст. / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. — 23 с. — (Стандарты второго поколения).
- Дахин, А. Н. Инновационная педагогика и системный анализ Текст. / А. Н. Дахин // Школьные технологии. № 1−2. — 1999. — С. 55−75.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. — № 3. — С. 22−26.
- Дементьев, А. В. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности Текст. / А. В. Дементьев. — Саратов, 1989. 126 с.
- Демин, В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды Текст. / В. А. Демин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. -№ 4.-С. 35−37.
- Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований Текст. / А. А. Деркач. М., 2000. — 204 с.
- Деркач, А. А. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, практика Текст. / А. А. Деркач., О. В. Маскаленко. М.: РАГС, 1999.-198 с.
- Додонов, Б. И. Эмоции как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М., 1978. -179 с.
- Духова, JI. И. Профессионально-педагогическая культура и субкультура учителя Текст. / Л. И. Духова, Л. С. Подымова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С.22−27.
- Дятченко, Л.Я. Белгородский государственный университет в системе подготовки педагогических кадров региона Текст. / Л. Я. Дятченко // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С.37−41.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование Текст. / Дж. Дьюи. М., 2000. -178 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
- Закирова, А. Ф. Понятийная база современной педагогики / А. Ф. Закирова Текст. // Педагогика. 2001. — № 7. — с. 7−12.
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» Текст. Казань: РИЦ «Школа», 2005. — 72 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. -М.: Новая школа, 1996, 432 с.
- Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование Текст. / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 16−21.
- Зенович, Е. С. Интеграция Текст. / Е. С. Зенович // Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. — С. 185.
- Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика Текст. / Г. И. Ибрагимов. Казань: Матбугат йорты, 1998. — 244 с.
- Ибрагимова, Е. М. Непрерывная допрофессиональная и профессиональная подготовка учителя Текст. / Е. М. Ибрагимова. Казань: КГУ, 1999. — 211 с.
- Илларионова, Л. П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования Текст. / Л. П. Илларионова // Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 4. — С. 11−15.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПБ.: Питер, 2000.-512 с.
- Ирхина, И. В. Факторы детерминации развития дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы Текст. / И. В. Ирхина // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 49−52.
- Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как условие модернизации педагогического образования Текст. / И. Ф. Исаев // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5. — С. 16−21.
- Исаев, И. Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры Текст. / И. Ф. Исаев // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. -Белгород, 1996. С. 23−38.
- Исламшин, Р. А. Научные основы функционирования системы непрерывного образования педагогических кадров в национально-региональных условиях Текст. / Р. А. Исламшин. М.: Наука, 1996. — 345 с.
- Камкин, А. В. Программа «Истоки»: опыт и перспективы Текст. / А. В. Камкин // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 93−99.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990. — 141 с.
- Кан-Калик, В. А., Педагогическая деятельность как творческий процесс: автореф. дис.. докт. психол. наук Текст. / В. А. Кан-Калик: Л., 1985. — 36 с.
- Качалова, Л. П. Принципы организации интегративного процесса преподавания психолого-педагогических дисциплин Текст. / Л. П. Качалова // Наука и школа. — 2001. — № 5. — С. 6−13.
- Качанов, Ю. Л. Практическая типология социальных групп Текст. / Ю. Л. Качанов. М.: 1996. — 158 с.
- Кисилев, А. Ф. Выбор Текст. / А. Ф. Кисилев // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 20−25.
- Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. — Казань: КГУ, 1969.-27 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионализма / Е. А. Климов. Воронеж: Институт практической психологии, 1993. — 244 с.
- Князева, Е. Н. Случайность, которая творит мир Текст. / Е. Н. Князева // В поисках нового мироздания: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи: сб. науч. тр. М., 1991.-С. 43−54.
- Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда Текст. / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 9−16.
- Козлов, Э. П. Нравственное образование в средней школе Текст. / Э. П. Козлов // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 104−108.
- Колесникова, И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 25−33.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования Текст. / А. М. Кондаков // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 13−20.
- О.Кондаков, Н. И. Логический словарь Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1971.-638 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11−41.
- Коржуев, А. В. Сущностный подход в педагогическом исследовании Текст. / А. В. Коржуев // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 22−28.
- Корнилова, Т. В. Познавательная активность и индивидуально-стилевые особенности интеллектуальной деятельности Текст. / Т. В. Корнилова, Е. JI. Григоренко, О. Г. Кузнецова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. — № 1.-С. 14−29.
- Королев, Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1970.-№ 9.-С. 109−127.
- Краевский, В. В. Методология педагогики: прошлое и настоящее Текст. / В. В. Краевский // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 3−11.
- Краевский, В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ Текст. / В. В. Краевский. М.: Мысль, 1997. — 247 с.
- Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. 2003. -№ 2. — С. 28−34.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. /
- H. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб: Знамя, 1993.- 154 с.
- Кулюткин, Ю. Н. Рефлексивные процессы в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин Текст. // Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. — С. 3−16.
- Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (опыт, критерии изложения, прогнозирования): Ч.
- II. Текст. / Н. В Кухарев, В. С. Решетько. Минск, 1996. — 278 с.
- Кучмаева, И. К. Структура взаимодействия профессионального и обыденного уровней культуры Текст. / И. К. Кучмаева // Структура культуры и человек в современном обществе. М., 1987. — С. 36−56.
- Лазарева, М.В. Интеграция как философская категория и педагогическое понятие Текст. / М. В. Лазарева // Педагогическая образование и наука. 2007. -№ 3. — С. 33−35.
- Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. перераб. Текст. / В. С. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Педагогика, 1977. 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Текст. /А. Н. Леонтьев.-М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1972. — 568 с.
- Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1996. — 128 с.
- Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 306 с.
- Лернер, И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования Текст. / И. Я. Лернер // Вопросы методов педагогического исследования. М.: 1973. -С. 6−12.
- Лихолетов, В. В. Свернутая модель законов развития систем Текст. / В. В. Лихолетов // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 35−40.
- Лихолетов, В. В. Технологии творчества: теоретические основы моделирования, практика реализация в профессиональном образовании Текст. / В. В. Лихолетов. Челябинск, 2001. — 344 с.
- Лукина, А. К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях Текст. / А. К. Лукина // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 23−27.
- Маврина, И. А. Прогнозирование изменений социального заказа на основе анализа ситуации востребованности образования Текст. / И. А. Маврина // Наука и школа. 2000. — № 2. — С. 52−58.
- Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования Текст. / А. Н. Майоров. М.: Народное образование, 2000. — 352с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М.: Международный гуманитарный фонд «Знания», 1996. — 192 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1999. — 244 с.
- Маркова, В.В. Формирование потребности в профессионально-нравственном совершенствовании педагога Текст. / В. В. Маркова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 53−59.
- Мартишина, Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога Текст. / Н. В. Мартишина // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 49−55.
- Маслов, С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания Текст. / С. И. Маслов // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 46−51.
- Маслоу, А. Мотивизация и личность Текст. / А. Маслоу // Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. -Ижевск: изд-во Удмуртского университета, 1999. С. 85−105.
- Маслоу, А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. «Рефл.-бук, Ваклер», 1997.- 146 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // Психология личности. -М.: МГУ, 1982.-С. 108−117.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучения Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Махмутов, М. И. Педагогические технологии развития мышления учащихся Текст. / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. Казань: ТГЖИ, 1993.-88 с.
- Митина, JI. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. М., 1997. — № 4. — С. 28−38.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 287 с.
- Моторин, А. В. Духовно-нравственные основы художественного творчества Текст. / А. В. Моторин // Педагогическое образование и наука. -2004.-№ 4.-С. 63−67.
- Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов Текст. / Н. Б. Москвина // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. -С. 32−35.
- Мухаметзянова, Г. В. Социально-профессиональная динамика личности: аспект творческой культуры Текст. / Г. В. Мухаметзянова // Социально-профессиональное становление молодежи: в 2-х ч. Казань: ИСПО РАО, 1999. -С. 36−49.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика Текст. / А. В. Мудрик. М., 2002. -234 с.
- Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России / Н. Д. Никандров // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 3−12.
- Никитин, Э. М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: учеб. пособие Текст. / Э. М. Никитин. М.: РИПКРО, 1995.- 191 с.
- Новиков, А. М. Дискуссия Текст. / А. М. Новиков // Педагогика. 2002. -№ 1.-С. 103−108.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе Текст. / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория Текст. / Л. И. Новикова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 28−35.
- Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании Текст. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
- Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М.: Академия, 2002. — 245 с.
- Орлов, В. А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды Текст. / В. А. Орлов, В. П. Лебедева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С. 20−26.
- Орлова, Э. А. Взаимосвязь обыденной и специализированной областей культуры и человек в современном обществе Текст. / Э. А. Орлова. — М., 1987. -197 с.
- Осницкий, А. В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: автороф. дис.. к.пс.наук Текст. / А. В. Осницкий. СПб., 1999. — 19 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1999. — 423 с.
- Панина, Т. С. Развитие творчества учителя в системе повышения квалификации Текст. / Т. С. Панина. Кемерево, 1999. — 258 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — Пресс, 1997. — 512 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Текст. / отв. ред. П. И. Пидкасистый. М.: Росс, пед. агентство, 1996. — 602 с.
- Педагогический мониторинг качества образования Текст. / отв. ред. В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 176 с.
- Пенкин, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Текст. / С. А. Пенкин. М.: Академия, 2000. — 512 с.
- Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учеб. пособие. Текст. / Е. Б. Перелыгина. М., 2002.
- Песоцкий, Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования Текст. / Ю. С. Песоцкий // Педагогика. 2002. — № 5.-С. 26−35.
- Петровский, А. В. Психология Текст. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: Академия, 2000. — 512 с.
- Петровский, В. А. Личность в психологии Текст. / В. А. Петровский. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 234 с.
- Петровский, В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений Текст. /В. А. Петровский // Вопросы психологии. — 2001. № 1. -С. 19−26.
- Пискунов, А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура Текст. / А. И. Пискунов // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 41−47.
- Питинова, Т. Г. Краеведческое образование в системе профессионально-педагогической подготовки учителя Текст. / Т. Г. Питинова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 60−63.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. Текст. / И. П. Подласый. М.: Владос, 2000.
- Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования Текст. / Р. Е. Пономарев // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 29−31.
- Прикот, О. Г. О ценностном подходе к педагогическому проектированию Текст. / О. Г. Прикот // Наука и школа. 1999. — № 4. — С. 35−41.
- Прутченков, А. С. Тренинг личностного роста: метод, разработки занятий социально-психологического тренинга Текст. / А. С. Прутченков. — М.: 1993. — 48 с.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М. — Воронеж, 1996. — 326 с.
- Равкин, 3. И. Образование: идеалы и ценности. Историко-педагогический аспект Текст. / 3. И. Равкин. М.: ИТПИО РАО, 1995.- 144 с.
- Рогов, Е.И. Личность в педагогической деятельности Текст. / Е. И. Рогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 236 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психологию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
- Роджерс, К. Несколько важных открытий Текст. / К. Роджерс // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1990. — № 2. — С. 58−65.
- Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 124−138.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн- отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рузавин, Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития Текст. / Г. И. Рузавин // Философские науки. 1989. — № 5. — С. 22−29.
- Рыжаков, М. В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации Текст. / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999,-№ 4.-С. 20−23.
- Рыбин, В.А. Учитель в педагогике нового времени Текст. / В. А. Рыбин // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 48−57.
- Саркисян, С. А. Прогнозирование развития больших систем Текст. / С. А. Саркисян, JI. В. Голованов. -М.: Педагогика, 1975. 234 с.
- Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования Текст. / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 3. — С. 17−23.
- Сафонова, В. В. Культуроведение и социология в языковой педагогике Текст. / В. В. Сафонова. В.: Истоки, 1992. — 126 с.
- Седова, JI. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: автореф. дис.. докт. пед. наук Текст. / JI. Н. Седова. -М., 2000.-39 с.
- Селевко, Г. К. Самосовершенствование личности. Методическое пособие по преподаванию курса Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии. М.: Народное образование, 1999. — № 6. — С. 27−77.
- Селецкая, О. В. К проблеме нравственного развития личности Текст. / О. В. Селецкая // Наука и школа. 1999. — № 4 — С. 30−34.
- Селиванова, Н. JI. Современные представления о воспитательном пространстве Текст. / Н. JI. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−38.
- Семин, Ю. Н. Интеграция профессионального образования Текст. / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−25.
- Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 243 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. — М.: Логос, 1999. 272 с.
- Симонов, В. П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: учеб. пособие для студентов вузов, учителей, слушателей ФПК Текст. / В. П. Симонов. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 192 с.
- Сироткин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости Текст. / Л. Ю. Сироткин. Казань: КГУ, 1992. — 176 с.
- Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры Текст. / В. А. Сластенин // Педагогическая наука и образование. -2004.-№ 5.-С. 4−15.
- Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 222 с.
- Сластенин, В. А. Педагогика: Профессиональная компетентность педагога Текст. / В. А. Сластенин. М.: Мысль, 1992.-237 с.
- Сластенин, В. А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании Текст. / В. А. Сластенин, П. В. Лепин, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. С. 28−32.
- Сластенин, В.А. Педагогика Текст. / В. А Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М., 2000. — 387 с.
- Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы философии.- 2003. № 8. — С. 30−32.
- Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис.. докт. психол. наук Текст. / В. И. Слободчиков. М., — 1994. — 35 с.
- Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире Текст. / В. И. Слободчиков // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 33−39.
- Советский энциклопедический словарь Текст. 1983. — 1159 с.
- Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения Текст. / М. И. Станкин. М.: Смекта, 1998. — 368 с.
- Степанов, Е. Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения Текст. / Е. Н. Степанов // Педагогика. — 2001. -№ 4.-С. 14−19.
- Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования Текст. / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. № 3. — С. 29−36.
- Столин, В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: МГУ, 1983.- 196 с.
- Столяренко, JT. Д. Основы психологии Текст. / JI. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 736 с.
- Стуканов, А. П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров: автореф. дис.. докт. пед. наук Текст. / А. П. Стуканов- Академия повышения квалификации и переподготовки МО РФ. -Москва, 2003.-35 с.
- Теплов, В. М. Избранные труды: в 2-х т. Текст. / В. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 360 с.
- Трусов, В. П. Современные психологические теории личности Текст. / В. П. Трусов. Л.: Знание, 1990. — 223 с.
- Ушинский, К. Д. Пед. Соч. В 6 т. Т. 5. -М., 1990.
- Федотова, Г. А. Творческое саморазвитие сельского учителя в системе повышения квалификации Текст. / Г. А. Федотова // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 71−73.
- Философский энциклопедический словарь Текст. 1989. — 565 с.
- Филонов, Г. Н. Воспитательный процесс: методология и специфика исследований Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 11−14.
- Филонов, Г. Н. Воспитание и демократия Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика. 2006. — № 8. — С. 3−14.
- Фрумин, И. Д. Образовательное пространство как пространство развития Текст. / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. — 1993. -№ 1.-С. 36−44.
- Харисов, Т. Б. Интеграция контроля, аттестации и повышения квалификации педагогических работников в системе внутришкольного управления: Монография Текст. / Т. Б. Харисов. Казань: КГУ, 2003. — 256 с.
- Хусаинов, 3. А. Методика обучения географии и экологии Татарстана Текст. /З.А.Хусаинов. Казань: КГПУ, 2005. — 196 с.
- Хусаинов, 3. А. Формирование экологической культуры учащихся национальной школы Текст. /3. А. Хусаинов. Казань: Изд-во Казан, гос. унта, 2005.-264 с.
- Хуторской, А. В. Технология эвристического обучения Текст. / А. В. Хуторской // Школьные технологии. — 1998. № 4. — С. 55−75.
- Чандаева, С. А. Проект организации лично-ориентированного процесса профессионального становления педагога в послевузовский период непрерывного образования Текст. / С. А. Чандаева // Наука и школа. 1999. -№ 4. — С. 24−29.
- Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно модульного обучения: Методическое пособие Текст. / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1966.-96 с.
- Шадриков, В. Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-169 с.
- Шаршов, И. А. Пространство профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе Текст. / И. А. Шаршов // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4. — С. 69−72.
- Шемшурина, А. И. Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребенка Текст. / А. И. Шемшурина // Педагогика. 2008. — № 9. — С. 99−104.
- Шеховская, Н. JI. Духовность личности как педагогическая категория Текст. / Н. JI. Шеховская // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 4.- С. 64−68
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2.- С. 27−30.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Шмелев, А. Г. Личность и коллектив. Основы психодиагностики Текст. /
- A. Г. Шмелев. -М.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 544 с.
- Шубинский, В. С. Философские подходы к педагогической теории Текст. /
- B. С. Шубинский // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 60−65.
- Шумилин, А. Т. Проблемы теории творчества Текст. / А. Т. Шумилин. -М.: Наука, 1989.-299 с.
- Щавелев, С. П. Практическое познание как философско-методическая проблема Текст. / С. П. Щавелев // Философские науки. 1990. — № 30. — С. 117−122.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований Текст. / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. 1993. — С. 126−148.
- Щепанская, Т. Б. Антропология профессий Текст. / Т. Б. Щепанская // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. Т. VI. -№ 1 (21), 1. C. 139−161.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов. М.: Наука, 1975. — 240 с.
- Ямбург, Е. А. Контуры культурно-исторической педагогики Текст. / Е. А. Ямбург // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
- Левин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Левин. -М.: Педагогика, 1997. 126 с.
- Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77.
- Cohen М. (1986). Designing state education assessment systems. Paper for science group NASA. (1989). Effective Schools Accumulating Research Findings. American Education 1.
- Coleman J.B., a. o.(1996). Equality of educational opportunity. Washington, U. S. Government Print Office.
- Etzoni A. (1975). A Comparative Analysis of Complex Organizations.
- Fitz ~ Gibbon C.T. (1996). Monitoring Education Indicators. Quality and Effectiveness. Cassell.
- Gaziel H, (1996). School effectiveness and effectiveness indicators: parents', students', teachers' and principals' perspectives. International review of education. -Vol. 42. N. 5.
- Hoy W., Miskel C. (1982). Educational Organizations: Theory, research and practice, 2 nd ed., N.Y.
- Mortimore P., Summons P. (1994). School effectiveness and value added.measures. Assessment in education: Principles, Policy & Practice. Vol. 1. -Issue 3.
- Nutall D. (1991). An instrument to be honed, Times Educational Supplement, 13 September. Nuttall D.(1992). Add value to league tables, The ISIS Magazine. No. 4, Spring.
- Parsons T. (1960) Structure and process in modern societies. Glencoe, IE, Free Press.
- Strange J.H. (1995). Balancing individual and institutional goals in educational personal evaluation: A Conceptual Framework. Studies in Educational Evaluation. -Vol. 21. '-P. 131−151.
- Stufflebeam D.L. (1994) Recommendations for improving evaluation in U. public schools. Studies in educational evaluation, 20(1). P. 3−23.