Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Публицистика в литературном процессе 1917-1920-го годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поспелов Г. Н. Литературный процесс //Литературный процесс. М., 1981. С.ЗЗ. отразить действительность, имеет двойственную природу. С одной стороны, ощущение быстроты движения исторического времени, когда события требовали немедленного и непосредственного отклика, с другойполитические и экономические условия, существенно ограничивавшие возможность открытого выступления. Поэтому наряду с газетными… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Эволюция восприятия и оценок литературы 1917−1920-го гг
    • 1. Периодизация русской литературы XX века как научная проблема
    • 2. Процесс самосознания послереволюционной литературы
    • 3. Публицистика 1917−1920 гг. в оценке литературной критики 60−90х гг
  • Глава II. Принципы художественной целостности публицистических произведений революционного времени
    • 1. Апокалиптический характер философского мышления: 900-е-10-е годы
    • 2. Духовные поиски и рефлексия исторической действительности в сборниках «Вехи» и «Из глубины»
    • 3. «Несвоевременные мысли» М. Горького: «авторская воля» и структура произведения
  • Глава III. Особенности художественного освоения действительности в публицистических произведениях 1917−1920 годов
    • 1. Художественное пространство в эпистолярной публицистике послереволюционного времени. Письма В. Г. Короленко к A. B
  • Луначарскому
    • 2. Личное и общественное в дневниковой прозе 1917годов
    • 3. Принципы взаимодействия публицистического и поэтического Слова в лекции «Россия распятая» М. Волошина и функционирование произведения

Публицистика в литературном процессе 1917-1920-го годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественном литературоведении долгое время сохранялся взгляд на литературу 1917;нач. 1920;х годов как на явление в художественном отношении мало значительное и враждебное официальной идеологии. Но даже в последнее время, когда сняты запреты с огромного количества материалов того времени и читатель имеет возможность познакомиться не только с художественными произведениями, но и публицистическими, литература первых послереволюционных лет остается неоцененной по достоинству и практически неизученной. Исключение составляет поэзиябудь то произведения пролетарских поэтов или произведения тех, чей талант формировался в атмосфере «серебряного века». Поэзия первых выражала определенную идеологическую формулу, и потому о них необходимо было говоритьпроизведения вторых рассматривались в связи с изучением творческой индивидуальности, хотя в этом случае многие «острые углы» сглаживались. Сегодня читатель имеет возможность читать произведения В. Розанова, А. Ремизова, Е. Замятина, А. Платонова и многих других писателей, в чьем творчестве неоднозначно и противоречиво отразилась революционная эпоха.

Современный интерес к послереволюционному периоду в истории русской литературы не случаен, поскольку ситуация, сложившаяся сегодня в духовной жизни общества, может быть охарактеризована как кризисная: утрата одного идеала и попытка обрести новый идеал через возвращение к некоему первоначалу, а отсюда и стремление осмыслить источник кризиса, чем и представляется Октябрьская революция 1917 года. Происходит не только переосмысление революции, но и наблюдается тенденция к «развенчанию» «серебряного века», который, по представлению некоторых исследователей, со своей теорией «жизнетворчества» сам подготовил революцию и последующие репрессии. Е. Добренко, в частности, несколько мягче выражает подобную же мысль и переводит ее в плоскость литературоведческих проблем: «. каждый период литературного развития „чреват“ последующим и каждый последующий имеет свои корни в литературе предшествующего периода.».1 Поэтому интерес к литературе 1917;1920 гг. оказывается связанным с новым осмыслением литературы «серебряного века».

Но изучение литературы послереволюционного периода — процесс долгий и сложный, поскольку требует освоения практически всей печатной продукции, появившейся в эти годы: газет, журналов, сборников. Между тем библиографические указатели не дают исчерпывающей информации, поскольку в них включены сведения только о тех произведениях, которые в той или иной форме содержат отзыв о литературе. Об этом же свидетельствуют формулировки типа «точную дату и место издания статьи установить не удалось». Кроме того, для воссоздания наиболее полной картины развития литературного процесса первых лет революции необходимо изучение статей и сборников, выходивших в эти годы за рубежом, а так же мемуаров и воспоминаний, появившихся в более позднее время. Публицистические произведения, появившиеся в 1917;1920 гг., в силу различных причин не всегда «доходили» до читателя.

Основной вопрос, стоявший пред художниками в революционные годы, был вопрос политический, который заключался в определении общественной позиции. Но это то, что лежит на поверхности и что без труда можно увидеть в любых публикациях. По сути, вопрос о «содержании» на данный момент представляется если не решенным во всем объеме литературного материала того периода, то хотя бы проясненным на материале отдельных произведений. Чем меньше становится волна «возвращенной».

1 Добренко Е. «И, падая стремглав, я пробуждался.» (Об истории советской литературы) // Вопросы литературы. 1988, № 8. с. 82. литературы, тем яснее вырисовываются проблемы и задачи изучения произведений переломной эпохи. И одна из задач — заменить вопрос «что» на вопрос «как» и «почему». Такой подход позволит увидеть, что как бы остро ни стоял политический вопрос, эстетические принципы не отброшены далеко назад, как того следовало бы ожидать.

Первые послереволюционные годы принято называть «переходным» периодом, а это значит, что истоки мироощущения революционного времени находятся в предшествующей культурной эпохе, когда доминировали ощущения «разъединенности» человека, жизни, культуры. С. И. Кормилов о литературе XX века в целом писал, что она — «в известном смысле разнообразнее классики XIX столетия — не по индивидуальностям художников и произведений, а по исходным глобальным творческим принципам. В этом смысле она наследница «серебряного века"1. Осмысляемая в этом ключе связь публицистики 1917;1920 гг. с литературой 900-х-10-х гг. является неоспоримой. Но проблема взаимодействия двух художественных систем, каждая их которых имеет свои эстетические нормы, и проблема художественного своеобразия публицистики 1917;1920 гг. сегодня еще не разрешена.

Революция 1917 года создала такую ситуацию, при которой творчество является духовным выворачиванием себя наизнанку, когда стираются границы между личным и общественным, а сам писатель в «переходный» период ищет выход во внелитературную сферу, которая позволила бы ему адекватно воспроизвести свой духовный опыт. Здесь возникает ощущение того, что сама современность является контекстом литературного творчества в первые годы Октября, позволяющим свести воедино разные уровни осмысления действительности. Поэтому процесс самосознания литературы.

1 Кормилов С. И. Русская литература 20−90х годов XX века: основные закономерности и тенденции // История русской литературы XX века (20−90е годы). М., 1998. С. 22. и эстетические проблемы приобретают иные формы. Этим обстоятельством объясняется специфическое проявление в публицистических текстах «автора», а так же невозможность применения к этим произведениям литературоведческих категорий и понятий в полной мере, в том числе и понятия «публицистика» в современном его понимании. И вообще представления о литературе другой эпохи зависят не только от культурной модели современности, но и от культурной модели того периода. Поэтому нашей задачей является реконструирование литературного процесса с точки зрения революционной эпохи, или, другими словами, выявление того, что являлось важным в послереволюционные годы и каким смыслом была наделена литература того времени.

Литература

1917;1920 гг. хронологически принадлежит советскому периоду, ибо сегодня Октябрь 1917 года воспринимается как некая точка отсчета «нового» времени. При ретроспективном взгляде на историю России граница между двумя культурными эпохами определяется достаточно четко. Именно такой подход, позволивший разделить русскую литературу на «до» и «после», был характерен для советского литературоведения. Но и сегодня, когда ставится вопрос о целостности истории литературы XX века, 1917 году приписываются функции «границы». Такому восприятию способствовали и сами современники революционных событий, не раз подчеркивавшие значительность этой роковой даты. Но все дело не в дате, а в свойстве человеческого сознания по прошествии определенного времени выстраивать «взрывные» события в логическую цепочку. «Трансформация, которую переживает реальный момент взрыва, будучи пропущен через отборную решетку моделирующего сознания, превращая случайное в закономерное, еще не завершает процесс сознания. В механизм подключается память, которая позволяет вновь вернуться к моменту, предшествовавшему взрыву, и еще раз, уже ретроспективно, разыграть весь процесс».1 Это положение позволяет по-новому взглянуть на литературу послереволюционного периода и культуру в целом.

Публикация новых текстов (дневников, записных книжек и т. д.), переиздание произведений, которые были изданы в первые годы революции, «выход за пределы собственно литературного материала», т. е. синкретизм творчества, осознание зыбкости границ культурных эпох, — все это заставляет избрать соответствующий подход к изучению литературы первых лет Октября — выделить проблему художественного своеобразия литературы 1917;1920 гг., в частности малоизученной ее части — публицистики. Анализ произведений, которые сегодня воспринимаются в большей степени как документы эпохи, а не как литература (например, письма и дневники), как раз и позволит выявить механизм «трансформации» и способы его отражения в слове.

К публицистике сегодня сформировался определенный подход, в основе которого лежит отношение к ней как сфере деятельности «по выражению и формированию общественного мнения». Если принять позицию, что публицистика — это «тот вид творчества, в котором наиболее сконцентрированно и открыто отражены основные идеи своего времени"2, то ценность будет заключаться в личности, которая и «отражает» эпоху, то есть публицистика превращается в комментарий к своему времени. При таком подходе не важны законы внутреннего саморазвития, здесь не задается вопрос о логике развития публицистических форм, а ценность имеют те произведения, в которых наиболее ярко выразилась правда об эпохе. Изучение публицистики как явления литературного процесса в этом случае будет строиться по принципу «вершин», при этом значительное.

1 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 232.

2 Елеонская A.C. Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978. С. 3. количество публицистических произведений выпадает из поля зрения. Большое значение приобретают теоретические вопросы: публицистика — это вид (В.И. Шкляр) или род (В.В. Ученова), жанры публицистики (М.С. Черепахов, Е.П. Прохоров), сюжет, фабула, характер в публицистических произведениях (М.И. Стюфляева), методы, то есть все те проблемы, какие имеет в своем арсенале литературоведение. Своеобразие публицистики заключается в открытости, в проявленности автора, выявленности его гражданской позиции.

Если ценностные акценты сместить с личности на эпоху и рассматривать произведения публицистического характера как явления культуры определенного периода, то само определение публицистики как рода или вида литературы становится невозможным. Проблематично даже само выделение публицистики в какую-то особую форму творческой деятельности, поскольку творчество, имея своим основанием не личность, а эпоху, становится неделимым. В такой позиции то, что при первом подходе является главным, имеет смысл, оказывается вовсе не главным и лишенным смысла: например, письма В. Г. Короленко при первом подходе важны как выражение гражданской позиции писателя, т. е. как некое его личное достижение, это — одна из «вершин» литературного процесса 1917;1920 гг., в то время как при втором подходе эти же письма будут иметь такую же ценность, как другие, менее известные письма, которые не переиздавались или вовсе не были опубликованы. Безусловно, оба подхода имеют право на существование, тем более что между ними возможен мост, не смотря на то, что у них разные основания: поскольку огромное количество материала не изучено, а многое утрачено, то для изучения внутренних закономерностей приходится привлекать «вершинные» имена (при этом имея в виду наличие неопубликованного материала). Надо заметить, что проблема «вершинных достижений» существует и в отношении художественных произведений: «. необходима ясность в принципе отбора: максимально сохранить имена и произведения, значительные для своего времени, или выделить только те, что звучат и сегодня. Увы, не всегда сегодняшнее время может быть единственно справедливым критерием.».1.

Таким образом, для первого подхода характерно стремление обособить, выделить публицистику (дав ей простое определение или усложнив его), и вопрос о границах публицистики является актуальным (отсюда формулировки типа публицистика и наука, публицистика и литература и т. п.). Дневники, письма при этом определяются как документальная основа публицистического творчества (М.И. Стюфляева, Е.П. Прохоров) и четко прописываются задачи публициста и функции публицистики. С 70-х гг. наблюдается тенденция к разделению публицистики на газетную, книжную, журнальную, на «писательскую» и «читательскую». При втором подходе подобные проблемы не являются главными, поскольку большее значение приобретают проблемы «языка» эпохи.

Слабая изученность послереволюционной публицистики поставила перед нами проблему определения методологии изучения произведений данного периода, а вопрос о единстве литературного процесса — проблему качественного состава литературы 1917;1920 гг. и проблему ее художественного своеобразия. Для обоснования необходимости выделения послереволюционных лет в самостоятельный период мы использовали историко-функциональный подход.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить художественные особенности постреволюционной публицистики и рассмотреть их в контексте культурно-исторических проблем начала векадоказать художественную значимость, созвучность и органичность своему времени таких публицистических форм, как дневник, письмо, лекция,.

1 Бочаров А. Покушение на миражи // Вопросы литературы. 1988, № 1. С. 57. и газетная «статья», которые занимали значительное место в творческом мышлении писателей и играли большую роль в освоении писателями революционной действительности.

В качестве научной гипотезы, требующей аналитического доказательства, предлагаются следующие положения:

1. Публицистика 1917;1920 гг. — явление определенной культурной эпохи, отражающее общие закономерности историко-культурного развития, что определяет близость публицистического, художественного и философского осмысления актуальных для данного времени проблем.

2. Публицистика 1917;1920 гг. имеет своим источником мироощущение и мироотношение предыдущей культурной эпохи, и формы текстов публицистического характера адекватно отражают процесс освоения действительности.

3. Своеобразие произведений публицистического характера выявляется в процессе их функционирования.

Вышеизложенные обстоятельства определили объект исследования: произведения публицистического характера, созданные в 1917;1920 гг. Тема диссертации, обозначенная достаточно широко, имеет существенные ограничения: рассматриваются произведения, авторы которых в той или иной форме обращались к ретроспективному осмыслению созданного в революционные годы. В понятие «публицистики» включаются произведения, опубликованные в печати, дневники и дневниковая проза, письма, лекции. Предметом исследования явились способы осмысления культурных и политических проблем в произведениях публицистического характера 19 171 920 гг. Этим определяются и конкретные задачи исследования:

1) изучить публицистику 1917;1920 гг. в максимально возможном объеме;

2) обозначить причины формирования одностороннего взгляда на литературный процесс 1917;1920 гг.;

3) выявить особенности культурно-исторического и литературного развития накануне революции 1917 года и в первые послереволюционные годы;

4) проследить особенности функционирования произведений публицистического характера в послереволюционный период;

5) исследовать пути отражения писательского мировосприятия в переломную эпоху в структуре текстов публицистического характера;

6) исследовать специфические формы проявления авторского «я» в публицистических текстах периода 1917;1920 гг.

Научная новизна исследования заключается в освоении публицистических произведений 1917;1920 гг. в более полном объеме. Многие произведения впервые подвергаются подробному анализу.

В диссертации сформулированы существенные признаки, характеризующие литературный процесс 1917;1920 гг., что дает возможность преодолеть узость в осмыслении такого заметного явления в культуре послереволюционного периода, как публицистика, и проанализировать публицистические произведения с точки зрения особенностей историко-литературного развития в 1917;1920 гг. Рассмотрение публицистики с позиций развития литературы «переходного» периода позволило увидеть эстетическую ценность произведений публицистического характера.

Нами практически впервые используется подход к изучению публицистики 1917;1920 гг. как явлению духовной культуры времени. Это дало возможность сделать выводы о зависимости и взаимообусловленности конкретных социально-исторических условий и внутренних закономерностей литературного развития.

В соответствии с целью и задачами мы применили культурно-исторический подход к изучению публицистических произведений 1917;1920 гг. с использованием историко-функционального, историко-генетического, типологического методов исследования. Основу методологии данного исследования составили работы по следующим проблемам: теория публицистики (М.С. Черепахов, В. В. Ученова, Е.П. Прохоров), проблема периодизации истории русской литературы и единства литературного процесса XX века (В. Келдыш, Г. Белая, Д. С. Лихачев, А. Бочаров, С. Кормилов), теория «взрывных» процессов в истории культуры и проблема структуры литературы (Ю.М. Лотман, А. Блок, Д.С. Лихачев), проблема определения содержания понятия «художественная литература» (Н.И. Конрад, Ю. М. Лотман, И.Ф. Волков).

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты являются определенным вкладом в изучение закономерностей развития литературы в переломную эпоху и способствуют формированию подходов, принципов, понятийного аппарата для решения этой проблемы. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении общего курса лекций по истории русской литературы XX века и курса по истории публицистики XX века в университетах, педагогических институтах и институтах культуры, при разработке специального курса, изучении русской литературы первой трети XX века в школьной практике.

Апробация работы. Отдельные фрагменты диссертации были представлены в качестве докладов на межвузовских научно-практических конференциях (межвузовская научная конференция «Традиции: культура, образование» — Тюмень, 1995; Всероссийская научно-методическая конференция «Культура: личность и общество» — Тюмень, 1996; межвузовская научная конференция «Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры» — Тюмень, 1996; межвузовская научная конференция «Художественная индивидуальность писателя и литературный процесс XX века» — Омск, 1997), а так же вошли в сборники научных работ («Литература и критика в системе духовной культуры времени» — Тюмень, 1996; «Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры» — Тюмень, 1997).

Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы Тюменского государственного университета.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, историко-теоретической главы, двух аналитических глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Сегодняшний интерес к событиям 1917 года вполне отвечает традиционным для русской истории умонастроениям «конца века». Смена ценностных ориентиров и крушение старых идеологических установок вновь поставили вопрос о преодолении не-цельности русской культуры и о преодолении вины филологической науки перед культурой через восстановление «белых пятен» в истории русской литературы XX века и через рефлексию собственных оснований. Поэтому процесс «возвращения» литературы и связанные с этим процессом попытки целостного осмысления русской литературы XX века (и культуры в целом) в свете размышлений о невыполненном долге становятся уникальным явлением в русской культуре, близким христианскому покаянию.

История изучения литературы первых лет революции строилась на пересечении нескольких проблем: проблемы периодизации, проблемы границ культурных эпох и связанной с ней проблемы целостности литературного процесса. Проанализировав логику различных периодизационных схем, мы пришли к выводу, что в контексте размышлений о единстве русской литературы и в контексте общего движения филологической мысли 1917 год как год «Великого перелома» теряет свое значение, а значит построение жестких периодизаций сегодня не актуально: «периодизация» истории литературы может строиться на основе исторических периодов (т.е. периодизация литературы напрямую соотносится с историческими событиями), а может основываться на внутренней логике литературного процесса. Тем не менее, понятие «периодизации» сохраняет свое значение как инструментарий научного исследования, использование которого позволило нам обозначить подвижность границ периодов, выявить различные уровни периодизации (уровень исторического процесса, уровень литературного процесса, уровень авторского сознания) и определить как своеобразие литературного процесса первых послереволюционных лет несовпадение этих уровней.

Изучение общих тенденций процесса самосознания послереволюционной литературы и изменений в восприятии литературного процесса 1917;1920 гг. в критике 50−90х годов позволило обозначить наиболее перспективные методологические подходы к изучению литературы «переходного» периода. Выбранный путь исследования критической литературы — движение научно-критической мысли в контексте изменяющийся социальной обстановки — позволил сделать вывод о непродуктивности и бесперспективности сформировавшегося в последние годы подхода («мышление в форме „совковой“ ментальности») для изучения публицистической литературы первых лет революции как явления эстетически значимого в русской культуре. Послеоктябрьская литература исследователями оценивалась в соответствии с теми представлениями, которые сложились в тот или иной период, т. е. с точки зрения, являющейся внеположной объекту исследования. В то же время идея рассмотрения литературного процесса определенного периода с точки зрения самого периода, обозначенная в различных по методологическим установкам работах Конрада Н. И., Бузник В. В., Лихачева Д. С., Лотмана Ю. М. и статьях последних лет Чудаковой М., Бочарова А., Добренко Е., берет начало в работах 20−3 Ох годов, где рассматривается проблема формирования литературного стиля эпохи (Н. Ляшко, Г. Лелевич) и социального заказа. А волна «возвращенной» литературы конца 80-х начала 90-х годов и продолжающиеся публикации источников мемуарного характера и документов революционного времени открывают новые возможности для изучения литературного процесса 1917;1920 гг. в целом. Первые несколько лет после Октябрьского переворота еще сохранялась относительная идеологическая независимость Слова, не происходило мгновенной перестройки сознания, а русская литература осознавала себя в категориях, созданных ею же самой, т. е. новый логико-понятийный аппарат еще не был выработан. Таким образом, изучение литературы первых лет революции в историко-функциональном аспекте позволило выявить ту степень идеологизации и даже мифологизации, при которой литература 1917;1920 гг., и в частности публицистика, оказались не только вне пределов эстетического восприятия и осмысления, но и вне пределов культуры социалистического общества (или официально «разрешенной» культуры). Это в свою очередь определило отношение к процессу «возвращения» литературы не как социально-идеологическому явлению, а как процессу, созвучному определенному типу культуры, т. е. логически обоснованному самой культурной ситуацией. При этом выявилась большая значимость литературных явлений первых послереволюционных лет для 20−3Ох гг., чем для последующего периода, и связано это было с формированием «заказа» на новую литературу.

Литература

1917;1920 гг. своим открытым политическим пафосом «провоцировала» идеологический подход к себе.

Своеобразие литературного процесса 1917;1920 гг. определяется включением в сферу литературы явлений «нелитературных». И произведения публицистического характера в период «молчания» художественной прозы в этом процессе сыграли не последнюю роль.

Революция 1917 года, будучи причиной актуализации апокалиптических идей и текстов, является в то же время и следствием «апокалиптической» ситуации. Таким образом, революция является случайной во внешнем мире и неслучайной в мире духовном. Поэтому тексты, созданные после Октября 1917 года, входят как бы в два ряда причинности: с одной стороны, они — следствие развития литературного процесса начала века, с другой стороны, их появление обусловлено революционными событиями. В послереволюционный период была нарушена нормальная литературно-издательская деятельность, поэтому воздействие на читателя осуществлялось как через печатную продукцию, так и другими способами (лекции, рукописные журналы), либо отодвигалось на неопределенное время, что предполагало ориентацию на будущего читателя (письма, дневники).

Категорией, определяющей специфику художественного мышления послереволюционного периода, является ретроспективность, которая проявляется в отношениях автора к тексту и автора к истории, т. е. в границах текста и за пределами границ текста. Причем процесс ретроспективного осмысления текста достаточно растянут во времени. Наиболее ярко это проявилось в текстах сборников «Из глубины» и «Вехи», которые оказались связанными воедино (несмотря на большой временной промежуток между их созданием) именно процессом ретроспективного осмысления. Процесс ретроспекции в «Вехах» направлен на историю (интеллигенции, литературы, государства), в сборнике «Из глубины» ретроспективному осмыслению подвергается не только история, но и «Вехи». Аналогичный процесс происходит и с «Несвоевременными мыслями» М. Горького, с дневниками 3. Гиппиус, И. Бунина. Ретроспективное видение в публицистике 1917;1920 гг. осуществляется не только при определенном временном расстоянии, на которое удаляется автор от своего произведения. Такое временное расстояние может сводиться практически к нулю. Так, В. Г. Короленко «прочитывает» свой дневник параллельно его созданию, а лекция М. Волошина благодаря предельно возможному открытию границ и непосредственному взаимодействию со слушательской средой каждый раз при прочтении могла принимать совершенно новый вид. Разделение произведения на «текст» и «лишнее», которое неизбежно возникает при попытке отрефлексировать свой текст посредством этого же текста, приводит к возникновению в структуре текста, во-первых, новых образов, востребованных эпохой, но не принадлежащих всецело авторской воле, во-вторых, образов, которые стремится «навязать» читателю сам автор. Таким образом, ретроспективное осмысление истории и собственного творчества становятся ключевыми позициями в стремлении предать духовный опыт своего времени последующим поколениям и определяют художественное своеобразие текстов публицистического характера.

Публицистические тексты, подвергаясь неизбежной переоценке своими авторами, выступают как некое «идеальное» начало, реализующееся в ряде последующих авторских вариантов. Таким образом, по прошествии определенного времени автор сам вступает со своим текстом в такие отношения, которые характеризуются превращением автора в читателя и интерпретатора. Ценность многих произведений публицистического характера, созданных в послереволюционный период, находится в прямой зависимости от ретроспективного взгляда, который, уничтожая их уникальность и единственность, делает эти произведения фактом литературной жизни.

Противостояние" авторской воли и внутренней логики эпохи нашло свое синтетическое выражение в концепции действенного слова, противопоставленного официальной газетной лжи. Это отразилось в произведениях публицистического характера, с одной стороны, в формах «чужого» слова — диалоги, услышанные на улице, письма читателей, документы (М. Горький, В.Г. Короленко), с другой стороны, в сформулированных позднее «комментариях» или пометках к тексту (3. Гиппиус, М. Пришвин).

Существование публицистических текстов на «границе» двух исторических эпох, условия функционирования их в разное время — время создания, время публикации, время «возвращения» (не все тексты последовательно проходили через эти «стадии»), неоднократное обращение самих авторов к своим произведениям — все это способствует формированию неадекватного восприятия литературы 1917;1920 гг., при котором публицистические тексты воспринимаются как законченные произведения. Между тем в ходе анализа мы пришли к выводу, что произведения публицистического характера имеют только формальные признаки завершения, поскольку различные сферы бытия (политика и история, творчество и литература, частная жизнь) являются значимыми моментами для их завершения. Публицистические произведения 1917;1920 гг. создавались на пересечении художественной и нехудожественной сфер. Этим объясняется своеобразие проявления авторского «Я» в тексте: автор не может выступать как носитель «единства завершенного целого», автор биографический наряду с автором художественным входит в структуру публицистического текста, который в свою очередь предстает не как осмысленная автором и неизменная величина, а как процесс. Поэтому мы восстанавливали не единство произведений, а реконструировали их изначальную не-цельность. Изучение пути трансформации публицистических произведений позволило развести «авторскую волю» и «художественное задание эпохи» и определить их роль в создании и функционировании произведений публицистического характера.

Подвижность и зыбкость границ периода, зависимость их от оснований периодизации свидетельствуют о сложном характере внутрилитературных отношений и о необходимости пристального внимания к литературным явлениям 1917;1920 гг. и изучения взаимосвязи этих явлений с позиции их значимости для той культурной эпохи, в которую они создавались.

Несмотря на то, что 1917 год считается рубежом в истории русской литературы (это представление сформировалось естественным образом благодаря временному отдалению), следует отметить, что современниками эта дата не могла восприниматься как некая точка отсчета, а процесс «перехода» в новую культурную эпоху был растянут во времени (так, 3. Гиппиус начинает вести дневниковые записи в 1914 году, А. Блок после длительного перерыва возобновляет записи первый раз — в 1911 году, второй раз — в мае 1917 года, в то же время М. Волошин в революционный период не делает никаких записей в своем дневнике и вновь обращается к нему лишь в 1928 году, М. Алданов в книгу «Армагеддон», вышедшую в 1918 году, включает диалог «Дракон», написанный в начале войны и т. д.). Такая проницаемость границ позволила говорить о значимости для публицистического освоения послереволюционной действительности характера мироотношения предыдущей культурной эпохи. Определяя значение философской мысли для развития литературного процесса 19 171 920 гг., мы пришли к выводу о том, что явления, возникшие в послереволюционной литературе, были обусловлены тем типом мышления, который сложился накануне революции 1917 года в условиях кризиса во всех областях жизни. Определение «требований» эпохи к литературе и учет их при анализе конкретных произведений позволил увидеть иную структуру литературного процесса 1917;1920 гг., в сравнении с той, какая предлагалась буквально до недавнего времени.

Выявляя закономерности литературного процесса 1917;1920 гг., нельзя забывать, что «в общественно-исторической жизни, в ее целом и в каждой из ее сторон закономерности, а отсюда и системности их жизни и развития, существующие как возможность, никогда всецело не реализуются в действительность».1.

Рассматривая публицистику 1917;1920 гг. как явление культуры определенного времени мы видим, что поиск форм, способных адекватно.

1 Поспелов Г. Н. Литературный процесс //Литературный процесс. М., 1981. С.ЗЗ. отразить действительность, имеет двойственную природу. С одной стороны, ощущение быстроты движения исторического времени, когда события требовали немедленного и непосредственного отклика, с другойполитические и экономические условия, существенно ограничивавшие возможность открытого выступления. Поэтому наряду с газетными публикациями общественно значимыми становятся другие формы литературного творчества. Послереволюционная эпоха не только предопределяет во многом форму произведения, но и «программирует» жизнь произведения во времени. В истории культурного развития в различные эпохи всегда наблюдалась оппозиция «литературной» сферы и «не-литературной». В условиях, которые создала революция, напряженность этого противостояния исчезла, что привело к разрушению существующих художественных условностей и к взаимопроникновению литературы и нелитературы и к расширению понятия «художественная литература». Наши наблюдения подтверждает и мысль, высказанная Конрадом Н. И.: «. признанный состав литературы зависит от представлений о типе литературного произведения, а эти представления всегда вторичны, т. е. определяются общим положением литературы в данную историческую эпоху: ее местом в культурной жизни страны, ее ролью в этой жизни, определяются отношением общества того времени к характеру темы литературного произведения, его материала, формы, жанра, назначения».1.

В период смены эстетических и идеологических норм «тексты, обслуживающие эстетическую функцию, стремятся как можно менее походить своей имманентной структурой на литературу. Просто, как правило, художественные тексты в новых условиях оказываются неспособными выполнять художественную функцию, которую с успехом.

1 Конрад Н. И. Место первого тома в «Истории всемирной литературы"// История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С. 15. обслуживают тексты, сигнализирующие своим типом организации о некоторой „исконной“ нехудожественной ориентации».1.

Рассмотрение публицистических произведений 1917;1920 гг. позволяет говорить о том, что публицистика занимает далеко не последнее место в литературном процессе первых лет революции и является доминантой в определении характера литературного процесса данного периода.

Подведя итоги, необходимо отметить, что исследование публицистики 1917;1920 гг. имеет широкие перспективы, поскольку открываются возможности для осмысления неоднозначной (как в политическом плане, так и в художественном) культурно-исторической эпохи во всей полноте и изучения ее во взаимосвязи с другими литературными периодами. Большой интерес представляет и изучение публицистики и литературы в целом в контексте литературы русского зарубежья 1920;х гг.

Результаты представленного исследования имеют научную и практическую значимость. Изучение публицистики 1917;1920 гг. позволяет представить литературный процесс этого периода в более полном объеме: восстанавливается истинная картина истории литературы послереволюционных летскладывается восприятие данного периода в истории литературы как явления неоднозначного и достаточно значимого.

1 Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. М. Избранные статьи в 3-х тт. Таллин, 1992. Т.1. С. 205.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Я. Кому же верить? (Вожди и демагоги). М., 1917. 32 с.
  2. Н.Я. псевд. Кадмии. Падение Династии. Темные силы революции. М., 1917. 149 с.
  3. Н.Я. Подполье русского интеллигентства. (О тупиках русского интеллигентского сознания). М., «Свободное слово», 1917. 43с.
  4. Н.Я. Религия земли и духа. М., «Революция и культура».1916. 97с.
  5. А. Дюжина ножей в спину революции // Аверченко А. Записки простодушного. М., А/О «Книга и бизнес», 1992. 365с.
  6. А. Моя симпатия и сочувствие Ленину // Новый сатирикон. 1918. № 12. С. 2−3.
  7. А. Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко // Столица, 1990.'№ 1.
  8. Ю.И. Наша революция. Ее вожди и ведомые. М., «Революция и культура», 1918. 110с.
  9. Ю.И. Похвала праздности. Сборник статей. М., «Костры», 1922. 155с.11 .Айхенвальд Ю. И. Псевдореволюция//Накануне, 1918. № 4.
  10. Ю.И. Революция не спектакль//Раннее утро. 1918. 21 февраля.
  11. М. Армагеддон. Пг., 1918. 143с. Н. Андреев Л. Н. Гибель. Пг., 1917. 16с.
  12. Л.Н. Дневник Сатаны // Андреев Л. Иуда Искариот. Дневник Сатаны. Рига, 1991. 176с.
  13. Л.Н. И снова рыцари на час. Харьков, 1917.
  14. Л.Н. Спасите! (SOS!). С предисловием Вл. Бурцева. Париж, «Union», 1919. 19с.
  15. Андреев JI.H. SOS! Гельсингфорс, 1919. 16c.
  16. Антихрист: Антология. М., «Высшая школа», 1995. 415 с.
  17. A.B. Горестные заметы: Очерк красного Петрограда. Берлин, «Грани», 1922. 219с.
  18. М. Вечный мираж. Берлин, 1922. 131с.
  19. М.П. Записки писателя, тт. I-III. М., газ. «Свобода», 1917.
  20. К. Революционер я или нет. М., «Верфь», 1918. 48с.
  21. А. Апокалипсис в русской поэзии // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 тт. М.,"Искусство", 1994. т.1.
  22. А. Вольная философская ассоциация // Новая русская книга. 1922. № 1. С. 32−33, 38−40.
  23. А. Восток или запад // Эпоха. Кн. 1. М., 1918. С. 161−210.
  24. А. Дневник писателя // Записки мечтателей. 1919. № 1. С. 119−132- 1921.-№ 2/3. С. 113−131.
  25. А. Кризис жизни и творчества/Жизнь. 1918. 9 июня.
  26. А. Культура в современной России // Новая русская книга, 1922. № 1.
  27. А. На перевале, тт. I-III. Пб., «Алконост», 1918−1920.
  28. А. На перевале: Весенние мысли. Революция и сознание современности // Наш путь. 1918. № 2. С. 119−133.
  29. А. О Духе России и «духе» в России // Новая Россия, 1922. № 2. С. 145−147.
  30. А. О смысле познания. Пб., «Эпоха», 1922. 74с.
  31. А. Прыжок в царство свободы//Знамя. 1920. № 5. Стб. 42−48.
  32. А. Революция и культура. М., изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1917. 30 с.
  33. А. Рождение в ясли // Знамя труда, 1917. 28 дек.(1918,10 января).
  34. А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. М., «Духовное знание», 1917. 344 с.
  35. А. Священная Россия // Россия, 1918. № 1. С. 5−7.
  36. А.П. и Ф.В. «В мире скорбны будете.» Из семейного дневника А.П. и Ф.В. Беннингсенов // Звезда/1995. № 12. С.165−176.
  37. Н. Воля к культуре и воля к жизни // Шиповник. Сб. лит. и иск. М., 1922.№ 1. С. 67−80.43 .Бердяев Н. Духовные основы русской революции (ст. 1917−1918г.). Философия неравенства // Бердяев Н. Собрание сочинений в 4 тт. Париж, 1990. т.4. 600с.
  38. Н. Самопознание. М., Харьков, 1998. 624 с.
  39. А. Собрание сочинений Александра Блока. Статьи. Кн. 1. 1906−1921. Т.7. 346с.- Кн. 3. 1907−1921. Т.9. 334с.
  40. А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., «Высшая школа», 1990. 686с.
  41. А. Дневник. М., «Советская Россия», 1989. 512с.
  42. А. Интеллигенция и революция/Наш путь* 1918. № 1. С. 81−91.
  43. А. Искусство и революция: (По поводу творений Р. Вагнера)/Жизнь искусства, 1919. 24 августа.
  44. А. Каталина. Страница из истории мировой революции. Пб., «Алконост», 1919. 70с.
  45. А. О современном состоянии русского символизма: Прочитано в обществе ревнителей художественного слова 8 апреля 1910 г. Пб., «Алконост», 1921. 28с.
  46. А. Последние дни императорской власти. По неизданным документам составил А. Блок. Пб., «Алконост», 1921. 168с.
  47. А. Последние дни старого режима//Былое, 1919. № 15. С. 3−50.
  48. А. Россия и интеллигенция (1907−1918). Пб., «Алконост», 1919. изд.2-е.
  49. А. Русские денди//Жизнь. 1918. 21 (8) июня.
  50. А. Сограждане/уОКизнь" 1918. 13 июня (31 мая).
  51. A.A. Искусство и рабочий класс. М., «Пролетарская культура», 1918. 80с.
  52. A.A. Новый мир. М., «Коммунист», 1918. изд.2-е. 120с.
  53. С. Автобиографические заметки. Париж, ИМКА- пресс, 1991. 166с.
  54. С. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели) // Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х тт. М., «Наука», 1993. Т.2. С.368−434.
  55. С. «Буржуй» // Луч правды, М., 1917. 4 декабря (№ 3).
  56. С. Православие: Очерки учения православной церкви. М, «Терра», 1991. 413с.
  57. С. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. 347с.
  58. И. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М., «Советский писатель», 1990. 416 с.
  59. Р. Избранные работы. М., «Искусство», 1978. 695с.
  60. А. Морозной ночью // Правда. 1922. 1 января.
  61. А. На фронте // Солдат, рабочий и крестьянин (Самара). 1918. 15 марта.
  62. А. По-рабочему // Правда, 1922. 13 июня.
  63. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991. 240 с.
  64. М. «Быть человеком, а не гражданином». Статьи о революции и гражданской войне // Урал. 1990. № 3. С. 158−168.
  65. М. «Молюсь за тех и за других»: неизвестное письмо М. Волошина наркому Луначарскому // Лепта. 1991. № 3. С. 3−5.
  66. М. Письма Максимилиана Волошина к A.B. Голыптейн // Звезда, 1998. № 4. С. 143−178.
  67. М. Предисловие к «Протопопу Аввакуму» // Север, 1990. № 2.
  68. М. «Так будь же сам вселенной и творцом.» Письма М. А. Волошина к В. В. Вересаеву // Дружба народов, 1993. № 4. С.222−239.
  69. М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991. 480 с.
  70. Гиппиус 3. Петербургские дневники 1914−1919. Нью-Йорк, М., 1990. 320 с.
  71. Год русской революции. 1917−1918. Сборник статей. М., 1918.
  72. С.М. Безумие и творчество // Кавказское слово. 1918. 9 февраля.
  73. С.М. Библейские беды // Русское слово. 1916. 30 октября (12 ноября).
  74. С.М. Великомученицы // Кавказское слово. 1917. 1 дек.
  75. С.М. Вихревая колея // Кавказское слово. 1917. 15 июня.
  76. С.М. Идея века // Кавказское слово, 1918. 7 ноября.
  77. С.М. Одна из бездн // Кавказское слово. 1918. 15 февраля.
  78. С.М. Патриаршество // Кавказское слово, 1917. 14 декабря.
  79. С.м. Поэт и общественность // Кавказское слово. 1918. 2 февраля.
  80. С.М. Разложение интеллигенции // Известия. Пг., 1920. 12 августа.
  81. С.М. Сады Семирамиды // Лукоморье. 1917. № 7.
  82. С.М. Трагический город: Петербург. // Кавказское слово. 1918. 4 марта.
  83. С.М. Христос Воскресе // Весь мир, 1918. № 11.
  84. А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. 448 с.
  85. М. Несвоевременные мысли. Рассказы. М., 1991. 128 с.
  86. Декреты Октябрьской революции / под ред. М. Д. Орахелашвили и В. Г. Сорина. М., Партийное издательство, 1933. Ч. 1. 464 с.
  87. Дон Аминадо. Дети солнца // Раннее утро. М., 1918. 24 февраля.
  88. Дон Аминадо. Дым без отечества. Париж, «Север», 1921.
  89. Е. Из записной книжки. Бал // Вечерняя звезда, 1918. 8 марта (23 февраля)
  90. Е. Том первый. М., Пб., «Круг», 1923. 270с.
  91. Е. Что запомнилось (Революционные дни в Петрограде). Пг. Изд. Скобелевского комитета, [1917].
  92. Юб.Из глубины: Сборник статей о русской революции. М., 1990. 298 с.
  93. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923. 303с.
  94. Иванов Вяч., Гершензон М. Переписка из двух углов. Пб., «Алконост», 1921.62с.
  95. Иванов-Разумник Р. В. Год революции. Статьи 1917 года. Пб., «Революционный социализм», 1918. 204с.
  96. Ю.Иванов-разумник Р.В. О смысле жизни. Берлин, 1920. 28с. 111. Ивнев Р. Будущее России // Известия, 1918.7 марта.
  97. Р. Великий гнев или великое кощунство // Известия. 1918. 20 (7) февраля.
  98. Р. Великий свободный народ и великое свободное искусство // Известия. 1918. 25 января.
  99. Р. Вечно гонимая // Известия. 1918. 16 января.
  100. Р. Мелкий бес // Советская страна. 1919. 3 февраля.
  101. Пб.Ивнев Р. По поводу митинга «Интеллигенция и народ» // Известия. 1918. 5 января.
  102. Р. Победители и побежденные // Известия. 1918. 26 (13) февраля.
  103. Р. Политика и мораль // Известия. 1918. 10 марта.
  104. Р. Распятая Россия // Известия, 1918. 23 (10) февраля.
  105. Р. Революция и общество // Известия. 1918. 24 января.
  106. Р. Свет и тени // Известия, 1918. 21 января.
  107. Р. Соляное озеро. (Из жизни ближайшего будущего) // Художественная мысль, (Харьков). 1922. № 4.
  108. Р. Старые язвы // Жизнь, 1918. 12 июня (30 мая).
  109. Р. Черная работа // Известия" 1918. 5 марта.
  110. Р. Экзамен на человечность // Жизнь. 1918. 25 (12) июня.
  111. Н. Не тем засеяли // На посту, 1923. № 4. С. 165−178.
  112. В. Анархия // Вечерняя жизнь. 1918. 4 апреля (22 марта).
  113. В. Весна // Вечерняя жизнь. 1918. 2 апреля (20 марта).
  114. В. Вселение // Вечерняя жизнь, 1918. 27 (14) марта.
  115. В. Китти // Вечерняя жизнь. 1918. 10 апреля (28 марта).
  116. В. Митинг // Вечерняя жизнь, 1918. 17 (4) апреля.
  117. В. Небесный ландыш // Наша Родина. 1918. 28 (15) мая.
  118. В. Обратный процесс // Вечерняя жизнь. 1918. 24 (11) апреля.
  119. В. О словарях // Вечерняя жизнь. 1918. 4 апреля (22 марта).
  120. В. Пю // Вечерняя жизнь. 1918. 11 мая (28 апреля).
  121. В. Разговор // Вечерняя жизнь. 1918. 29 (16) марта.
  122. В. Шпионы // Вечерняя жизнь. 1918. 15 (2) апреля.
  123. В. Шуцман // Вечерняя жизнь, 1918. 23 (10) марта. НО. Инбер В. Эсфирь // Наша Родина. 1918. 5 июня (23 мая).
  124. Н. Алое зеркальце // Звезда Вытегры. 1919. 11 мая.
  125. Н. Газета из ада, пляска Иродиадина: Малая повесть о судьбе огненной русской // Звезда Вытегры. 1919. 15 июня.
  126. Н. Где черт валяется, там шерсть останется // Трудовое слово (Вытегра). 1922. 13 сент.
  127. Н. Красный конь // Звезда Вытегры, 1919. 19 апреля.
  128. Н. Красный набат // Звезда Вытегры. 1919. 4 июня.
  129. Н. Не ропщи все от бога.// Трудовое слово (Вытегра), 1922. 13 сентября.
  130. Н. Огненное восхищение // Звезда Вытегры. 1919. 1 мая.
  131. Н. Огненная грамота // Звезда Вытегры, 1919. 7 сентября.
  132. Н. Сдвинутый светильник // Звезда Вытегры. 1919. 18 мая.
  133. Н. Сорок два гвоздя // Звезда Вытегры. 1919. 9 июня.
  134. В.Г. «Если возможен еще выход для России, то он только в одном: в возвращении к свободе» // Родина, 1989. № 3. С. 70−73.
  135. В.Г. Падение царской власти. М., «Народоправство», 1917. 32с.
  136. В. Г. Письма В.Г. Короленко Х. Г. Раковскому // Вопросы истории, 1990. № 10. С. 3−44.
  137. В.Г. Шесть писем народному комиссару просвещения A.B. Луначарскому // Современные записки. Париж, 1922. T.IX. С. 3−49.
  138. В.А. Девятнадцатый год. Главы из воспоминаний // Звезда. 1996. № 10. С. 198−218.
  139. О. Государство и ритм // Пути творчества (Харьков). 1920. № 6/7. С. 74−76.163 .Мандельштам О. Кровавая мистерия 9-го января // Советская печать (Ростов-на-Дону). 1922. 22 января.
  140. О. Пшеница человеческая // Накануне (Берлин), 1922. 7 июня.
  141. О. Слово и культура // Искусство (Батум). 1921. 20 июня.
  142. О. Утро акмеизма//Сирена (Воронеж). 1919. № 4/5.
  143. Д. Больная Россия. Избранное. Л., 1991. 272 с.
  144. А.П. Об искусстве (Из дневника) // Жизнь и творчество русской молодежи" 1919. № 19.
  145. А.П. Октябрьский переворот и диктатура пролетариата. Сборник статей.-М., 1919 // Советский строитель. (Воронеж), 1920. № 1. С. 77.
  146. А.П. Очередной // Железный путь. 1918. № 2.17 5. Платонов А. П. Сатана мысли. (Фантазия) // Путь коммунизма (Краснодар), 1922. № 2. С.32−37.
  147. А.П. Христос и мы // Красная деревня (Воронеж). 1920. 16 июня.
  148. А.П. Церковь и голод // Воронежская коммуна. 1922. 12 марта.
  149. М. Замятин Е. Домашние и дикие // Дело народа" 1918. 4 мая (21 апреля).
  150. М. Замятин Е. Дракон // Дело народа, 1918. 4 мая (21 апреля).
  151. М. Замятин Е. Хряпало // Дело народа, 1918. 4 мая (21 апреля).
  152. М. В черных очках // Раннее утро. М., 1918. 17 февраля.
  153. М. Дневники 1917−1918. М., 1994. 383 с.
  154. М. Последний ответ // Раннее утро, М., 1918. 23 февраля.
  155. А. Воскресения день // Дело народа" Пг., 1918. 4 мая (21 апреля).
  156. А. Заповедное слово русскому народу // Под созвездием топора. М., 1991. С. 81−86.
  157. А. О судьбе огненной. Пг., б. г. 8с.
  158. А. Огненная Россия. Ревель, 1921. 84с.
  159. А. Слово о погибели русской земли // Под созвездием топора. М., 1991. С.75−80.
  160. В.В. Мимолетное. М., 1994. 541с.
  161. В. В. Письма В.В. Розанова к Э.Ф. Голлербаху // Звезда, 1993. № 8. С. 98−137.
  162. A.C. Впечатления. М., Отд. издательства и книжной торговли Московского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, 1918. 96с.
  163. A.C. Два сухарика. В московском госпитале. // Красная правда, 1920. 27 апреля.
  164. A.C. Дышащие жабрами. О засилии либеральной буржуазной интеллигенции в театрах, издательствах. // Петроградская правда, 1920. 28 марта.
  165. A.C. Помните! О ленском расстреле. // Творчество. М., 1918. № 2. С. 11.
  166. A.C. Туман. О языке воззвания к народу. // Правда. Пг., 1918. 20 ноября.197.Скифы. Сб.1. Пг., 1917.198.Скифы.Сб.2. Пг., 1918.
  167. В. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М., 1991.
  168. Ф. Трагедия и современность // Шиповник, Сб. лит. и иск. М., 1922. № 1. с. 81−95.
  169. П.Б. Мои встречи и столкновения с Лениным. Три письма к сыновьям. Дневник политика // Новый мир, 1991. № 4.
  170. А.Н. Власть трехдюймовых // Луч правды, М., 1917. 27 ноября.
  171. А.Н. Диалоги // Последние новости" Париж, 1920. 17 ноября.
  172. Тол стой А. Н. На костре. Россия в ноябре 1917 года. // Луч правды, 1917. Ноябрь, № 1.
  173. А.Н. Ночная смена // Луч правды 1917. 4 дек.
  174. Г. Интеллигенция и Октябрьский переворот. М., 1918. 30 с.
  175. Г. П. Лицо России // Федотов Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994.
  176. Г. П. Тяжба о России // Дружба народов, 1990. № 4. С. 228−239.
  177. Философия русского религиозного искусства. М., «Прогресс», 1993. 400с.
  178. П. Иконостас. М., «Искусство», 1995. 254с.
  179. О.Д. Художники духа // Знамя, 1919. № 2. С. 20−21.
  180. М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 4. М., 1994. 688с.
  181. М.С. Кое-что о русской интеллигенции // Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. 1920. 9 дек.
  182. В.Б. Сентиментальное путешествие. Воспоминания 19 171 922. М., Берлин, «Геликон», 1923. 391с.
  183. В.Б. Эмиграция культуры из города в деревню. // Жизнь искусства, 1917. 18 дек.
  184. И.Г. Большевики в поэзии // Понедельник власти народа, 1918. 25 февраля.
  185. И.Г. Борцы за Россию // Эхо, 1923. № 8.
  186. И.Г. Две правды // Жизнь. 1918. 24 апреля.
  187. И.Г. Интеллигенция и революция (по поводу статьи А. Блока) //
  188. , М., 1918. 27 января.
  189. И.Г. На костре. Франция в период первой мировой войны. // Понедельник. 1918. 10 июня.
  190. И.Г. Рыцари. Англичане, французы, русские на фронте. // Понедельник, 1918. 1 июля.
  191. Эренбург, Савинков, Волошин в годы смуты (1915−1918) // Звезда, 1996. № 2. С. 157−201.
  192. Н. Современная лирика. Клюев, Кусиков, Ивнев, Шершеневич. Б.м. 1921.
  193. Г. Русская поэзия // Жизнь искусства. 1923. № 2. С. 3−4.
  194. Антология русской поэзии XX столетия. Прага, 1920.
  195. Н. «Избяной обоз»: О «пастушеском» течении в поэзии наших дней // Печать и революция. 1922. № 8. С. 38−45.
  196. А. Октябрь в поэзии // Новости дня. М. 1924. 10 ноября.
  197. А. Понтий Пилат и укрыватели истины // Жизнь искусства. 1920. 5−6 июня.
  198. А. О художественной прозе // Горн" 1919. № 2/3. С. 49−55.
  199. А. Поэзия слова. Пушкин. Тютчев. Баратынский. Вяч. Иванов. А. Блок. Пб., «Эпоха», 1922. 134с.
  200. Н. О дневниках Поплавского // Звезда, 1993. № 7. С. 123−125.
  201. О. Кулацкое саморазоблачение, от гнева происшедшее // Печать и революция, 1930. № 5−6.
  202. П. О поэзии крестьянской и пролетарской // Грядущее, 1918. № 7. С. 12−14.
  203. П. Этюды о русской поэзии. Прага, 1926. 285с.
  204. В. Сменовеховствующие эстеты // Правда, 1922. 23 ноября.
  205. Е. Поэзия золота и поэзия железа // Грядущее. 1918. № 3. С. 13.
  206. О. Неуместное политиканство: О поэме «Двенадцать». // Книжный угол, 1918. № 2.
  207. В.Я. Вчера, сегодня и завтра русской поэзии // Печать и революция. 1922. № 7.
  208. В.Я. Смысл современной поэзии // Художественное слово, М., 1921.
  209. Вак. Крестьянские поэты? // Гудки, 1919. № 2. С. 12−13.
  210. М. Поэзия и революция: А. Блок и И. Эренбург // Камена. Харьков, 1919. № 2.
  211. Э. Петербургская камена: (Из впечатлений последних лет.) // Новая Россия, 1922. № 1.
  212. Г. Художественная проза революции // Звезда. Пг., 1924. № 1.
  213. С. Приспособление к трагедии: (о левом народничестве) // Слово о культуре. Сборник критических и философских статей. М., 1918.
  214. Ф. Голос умирающих: О вечере «пролетарских» поэтов // Красная газета. 1919. 31 декабря.
  215. И. Русская поэзия в 1918—1925 гг.: (К эволюции поэтических школ.) // Книга и революция, 1923. № 3.
  216. Для молодых лакеев // Свободный час. 1918. № 4.
  217. В. Заметки о русской поэзии последних лет // Красные зори. Иркутск, 1923. № 5.
  218. Иванов-разумник Р. Бобок // Знамя. 1919. № 2. С. 17−20.
  219. В. О пролетарской поэзии // Кузница, 1921. № 7.
  220. Н. Поэты Великой Русской Революции // Звезда Вытегры, 1919. 7сентября.
  221. П. Поэзия (1917-х-1927) // Красная Новь. 1927. № 11.
  222. Д. Русская лирика В 1917 г. // Наш век. 1917. 31 декабря (1918, 13 января).
  223. В. Русское стихотворчество XX века (Опыт путеводителя по современной русской поэзии) // Корабль. Калуга, 1922. № 5/6. С. 33−37.
  224. А.Е. Сдвигология русского стиха. М., 1922.
  225. Д. Революция и поэзия // Вечернее слово. 1918. 17 (4) июня.
  226. М. Парнасские заросли // Завтра. Пб., Берлин^ 1923. № 1.
  227. М. Преступившим черту // Правда, 1919. 18 января.
  228. М. Простые истины. (О читателе, о писателе). М., Л., 1927.
  229. Н. «Катилина» А. Блока Пб., 1919. // Жизнь искусства, 1919. 25 мая.
  230. А. Диалог об искусстве. М., «Пролетарская культура», 1918. 67 с.
  231. А. Новая поэзия // Известия. 1919. 25 ноября.
  232. Е. Под знаком зодиака: 2. О 1917 годе // Знамя труда" 1917. 31 декабря (1918, 13 января).
  233. Львов-Рогачевский В. Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин. М., 1919. 192 с.
  234. Львов-Рогачевский В. Пролетарские поэты // Путь, 1918. № 4.
  235. H.H. Вырождение и возрождение.О современном буржуазном искусстве. // Кузница. 1921. № 7.
  236. М.И. Эстетические теории и творчество художника // Посев: Альманах. Одесса, 1921.
  237. А. Футуристы и революция // Коммунар, Му 1919. 11 марта.
  238. А. Пища духовная // Вечерние известия, М., 1919. 28 февраля.
  239. Е. Русская поэзия на рубеже двух эпох. Саратов, 1970. 205 с.
  240. От символизма до «Октября». М., 1924. 303 с.
  241. П. Публицисты, философы и беллетристы // Большевистская печать, 1937. № 7/8.
  242. В. Новое в современной русской поэзии: Письмо из Москвы. Рига, 1921. 15 с.
  243. Н. О трудовой стихии в поэзии // Кузница, 1920. № 1.
  244. В. Заметки о журналах // Печать и революция, М., 1922. Кн. 25.
  245. В. Искусство в стихии революции // Сибирские огни. 1922. № 1.
  246. Р-ий Н. «Венок искусств» // Раннее утро. 1918. 9 мая (26 апреля).
  247. С. Эстетическая критика как орудие классовой самозащиты // На посту, 1923. № 4.
  248. И. Реквизиция быта // Понедельник, 1918.8 июля.
  249. И. Русские лирики. М., 1929. 211 с.
  250. И. Революционная правда в русской поэзии // Рабочий журнал, Киев. 1919. № 1.
  251. И. Что такое Пролеткульт: Пролеткульт и революция // Мир и человек" 1919. № 1.
  252. В. От классиков к современности. Л., 1929. 184 с.
  253. В. Очерки по истории русской поэзии XX века. Л., «Красная газета», 1929. 140 с.
  254. А. Очерки по истории русской советской поэзии. М, 1936. 453 с.
  255. A.C. То, чего не простят о враждебном отношении буржуазной интеллигенции к трудящимся. // Известия, М, 1917. 18 апреля (1 мая).
  256. Н. Имажинизм и прочие «измы» // Пламя. Царицын, 1924. № 14.
  257. Л. Об одном вредном поэте // Правда. 1919. 10 апреля.
  258. . Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина // На посту, 1923. № 4. С. 151−164.
  259. Томашевский Б.. // Книга и революция 1921. № 10/11.
  260. М. Поэты из народа// Вестник жизниг М., 1918. № 1.
  261. С. О языке публицистики // Большевистская печать 1937. № 4.
  262. И. Печальная летопись: Приспособляемся- Телячий восторг // Новости дня: Вечерняя газета. М., 1918. 13,20 апреля (31 марта, 7апреля).
  263. А. Безмолвная Русь // Наш век, 1918. 10 марта.
  264. В. Октябрь в поэзии // Художественное слово. М., 1921. Кн. 2.
  265. В. Поэзия железной расы // Вестник жизни., М., 1918. № 2.
  266. В. О современной поэзии // Пути творчества, 1920. № 6/7. С. 70−72.
  267. О. «Марсианствующая» беллетристика// Знамя, 1934. № 8.
  268. Чудаков Герасим. Пролетарская революция и буржуазная культура (статьи 1918−1919 гг.). Казань, 1920. 91 с.
  269. ШенгелиГ. О стихах Максимилиана Волошина // Ипокрена. 1918. № 2/3.
  270. В. Вдруг революционные // Раннее утро. 1918. 28 (15) марта.
  271. В. В хвост и в гриву // Гостиница для путешествующих в прекрасном.1924. № 1.
  272. В. Открытое письмо Рюрику Ивневу // Раннее утро, 1918. 11 апреля.
  273. К. О догматах и ересях в искусстве // Искусство старое и новое. Пб., 1921, т.1.
  274. И. На тонущем корабле. О поэзии революционной России. // Ипокрена, 1919. № 4.
  275. И. Стилистическая ошибка // Возрождение. 1918. 5 июня. 423. Эфрос А. Концы без начал (искусство в революции) // Шиповник. Сб. лит. и иск. М, 1922. № 1. С. 109−127.
  276. Н. Поэзия и революция: 1. Поэзия рабочего удара // Вестник шаняевцев". М., 1918. № 4.
  277. Н. Поэзия и революция: 2. Сусальная Русь // Вестник шаняевцев* М., 1918. № 5.
  278. А. Русская поэзия за последние три года // Русская книга, 1921. № 3.
  279. М. Идеология национал-большевизма. Париж, YMKA-press. 322 с. б.г.
  280. И. Карнавал «свободной России» (Заметки о «блеске и нищете» российской политической культуры образца 1917 года) // Звезда, 1996. № 1. С. 182−191.
  281. Н. Нить времени. Дневники и записные книжки советских писателей. Л., Советский писатель. Ленингр. отд., 1978. 247с.
  282. В.И. Революция и судьба художника. А. Толстой и его путь к социалистическому реализму. М., 1967. 462 с.
  283. П. Хам Уходящий. «Грядущий Хам» Д. С. Мережковского в свете нашего опыта // Новый мир, 1996. № 11. С. 212−228.
  284. М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994. 509 с.
  285. М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994. 384 с.
  286. М.М. Эстетика словесного творчества. М, «Искусство», 1986. 502 с. 443 .Белая Г. А. О внутренней свободе художника (из опыта критической мысли 20-х гг.) // Контекст 1988. М, «Наука», 1989. С. 128−156.
  287. B.C. Национальная русская идея? Русская речь! (опыт культурологического предположения) // Октябрь. 1993. № 2. С. 162−183.
  288. A.B. «Под серпом и молотом» (Бунин под советской цензурой) // Звезда. 1995. № 10. С.131−137.
  289. Н. Взаимодействие и борьба идейно-стилевых течений в русской поэзии эпохи гражданской войны: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Московский университет. М, 1979.
  290. Богуславский А. О, Диев В. А. русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1917−1935. М, изд.-во АН СССР, 1963.
  291. Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория // Контекст -1985. М., 1986. С. 241−271.
  292. М. Я и Ты. М. Д993. 175 с.
  293. В. Лирика и время. М., Л., 1964. 130 с.
  294. В. Русская советская проза двадцатых годов. Л., «Наука», Ленингр. отд., 1975. 279 с.
  295. В.Н. Стилистика газетных жанров. М., 1978. 183 с.
  296. Н.Е. Идейно-художественное своеобразие советской прозы1917−1920 гг. Пермь, 1982.
  297. Н.Е. Художественное своеобразие советской прозы первой половины 20-х годов. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Донецк, ДонецкГУ, 1972.
  298. А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы1918−1940 годов. Опыт типологической характеристики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Киев, 1979.
  299. В. Об умирании искусства // Звезда, 1998. № 4. С.186−205.
  300. В.В. О теории художественной речи. М., «Высшая школа», 1971.240 с.
  301. В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., Гослитиздат, 1961.614 с.
  302. Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону, 1998. 480 с.
  303. П. Поэты и время. JL, 1967. 288 с.
  304. П. Русская советская поэзия и народное творчество. М., JL, 1963. 549 с.
  305. Газетные жанры Сборник. М., 1976. 176 с. 471 .Гачев Г. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. 247с.
  306. М., Некрич А. Утопия у власти. М., 1996. 500 с.
  307. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. 443 с.
  308. Е. Прогулки с Терцем // Звезда. 1993. № 7. С. 184−191.
  309. В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.
  310. H.A. Ранняя советская проза. 1917−1925. Л., «Наука», Ленингр. отд., 1976. 203 с.
  311. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии, 1990. № 4.
  312. А.Я. Средневековый мир: культура безмолствовавшего большинства. М., 1990.
  313. Г. Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989. № 11.
  314. А. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. Минск, 1998. 432 с.
  315. A.M. Печать умолчания, или эпизод из истории одного московского интеллигентского общества начала XX века // Вестник Московского университета, серия 10, журналистика, 1996. № 1.
  316. С. Коэффициент искажения: революция и культура // Новый мир, 1992. № 9.
  317. С. «Праведник» и нарком // Москва{ 1990. № 4. С. 138−152.
  318. Л. Поиски нового героя. Проблема публицистичности и трансформация жанра // Русская повесть XIX века. Л., 1973.
  319. И.М. Идеал художников революции // Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1968. № 5.
  320. В.В. Об эсхатологии у Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на Старорусских чтениях. Новгород, 1991. 4.1.
  321. Единство информации и анализа в публицистике. Сборник статей. Казань, 1974. 111 с.
  322. A.C. Русская публицистика второй половины XVII века. М., «Наука», 1978. 271 с.
  323. .В., Новиков А. И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, 1995. 284 с.
  324. И. «Память при вечернем освещении» (Александр Крон об Анне Ахматовой) // Звезда, 1998. № 3. с. 206−218.
  325. А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., «Наука», 1988. 624 с.
  326. И. Ю. Творчество В.В. Маяковского как феномен утопического сознания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 1992.
  327. Д.Д. Русская советская лирика 1917-нач.1930 гг. Типологические аспекты. Рига, 1981.
  328. Из истории русской публицистики и критики 1910-х годов. Наследие A.A. Золотарева. Вступительная статья и комментарии В. Е. Хализева // Контекст -1991. М., «Наука», 1991. С. 167−214.
  329. Из истории советской эстетической мысли: Сб. Статей. М., «Искусство», 1967.523 с.
  330. Из истории советской эстетической мысли, 1917−1932: Сборник материалов. М., «Искусство», 1980. 455 с.
  331. В.Н. Бердяев и судьбы русской философии // Звезда. 1993. № 11. С. 124−144.
  332. А. О писателях и книгах. Донецк, 1963. 176 с.
  333. Искусство публицистики. Алма-Ата, «Казахстан», 1968. 272 с.
  334. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М., 1986. 335с.
  335. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Т.4. 4.4. 1895−1917. М., 1986.
  336. История русской советской поэзии, 1917−1941 / Бузник В. В., Тимофеева В. В., Базанов В. В. и др. Л., 1983. 416 с.
  337. М.С. Влияние революции 1905−1907 гг. на развитие русской эстетической мысли // Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук. Вып.26., 1956. № 220.
  338. Ю. Чужое и свое // Новый мир, 1995. № 6. С. 167−188.
  339. Л.Г. Эффективность публицистического текста. М., 1989. 182 с.
  340. М.П. логическая сущность публицистической метафоры // Актуальные проблемы социально-гуманитарных и естественных наук. Минск, 1991.
  341. Л.Ф. Апокалиптика «серебряного века». Эсхатология в художественном сознании // Человек, 1995. № 2.
  342. Г. С. Матебриалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993.
  343. Н.С. О гносеологическом статусе публицистического образа // Эффективность печати: вопросы методологии, теории и практики. Свердловск, 1989.
  344. М.А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902−1909. СПб., 1996. 375 с.
  345. В.А. Религиозная философия в России начала XX века. М, «Мысль», 1980. 309 с.
  346. А. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х гг. Киев, Изд.-во Киевского ун.-та, 1967. 376 с.
  347. Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982. 254 с.
  348. Д.С., Панченко A.M., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. 295 с.
  349. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., Политиздат, 1991. 521 с.
  350. Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. тт. 1−3.
  351. Ю.М. Клио на распутье // Наше наследие, 1988. № 5. С. 1−5.
  352. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 271 с.
  353. А. Поэтический эпос революции. Л., 1975. 207 с.
  354. Я.С. Лев Толстой и мыслители «серебряного века» // Звезда. 1993. № 7. С. 173−183.
  355. А. Великий Инквизитор. Противоположности в мировой истории // Наука и религия" 1990. № 11. С. 53−55.
  356. Е.М. Поэтика мифа. М., «Наука», 1976. 407 с.
  357. А., Синявский А. Поэзия первых лет революции. 1917−1920. М., «Наука», 1964. 442 с.
  358. Н. Революционная поэзия Октября и Гражданской войны как исторический источник. Киев, 1988. 173 с.
  359. Е.Г. О сказовой манере повествования в прозе М.Горького 20-х годов // Революция. Жизнь. Писатель. Воронеж, 1980.
  360. Нива Жорж. Модели будущего в русской культуре // Звезда, 1995. № 10. С. 208−213.
  361. А. На перекрестке дорог.(Лирический дневник М.Цветаевой. 1917−1920.) // Нева. 1988. № 7. С. 177−194.
  362. . Домашнее задание для России // Звезда. 1995. № 12. С. 210 214.
  363. . Красота и мир // Звезда, 1996. № 6. С. 230−234.
  364. В. Писатель и новая действительность. М., «Советский писатель», 1961, изд. 2, доп. 626 с.
  365. Л. Писатель и эпоха. Л., 1981. 496 с.
  366. Н. К вопросу об «актуализации» веховской философии: сборник Russlands Politische Seele // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 1997. СПб., 1997. С. 69−98.
  367. Г. Разрушительные тенденции в русской культуре // Новый мирЛ995.№ 8. С. 131−142.
  368. Е.П. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 1984. 359 с.
  369. Е.П. Эпистолярная публицистика. М., 1966. 60 с.
  370. В. А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж, 1991. 316 с.
  371. Д. «Сумерки свободы»: О некоторых темах русской ежедневной печати 1917−1918 гг. // Минувшее: Исторический альманах. Париж. 1987. Вып. 3.
  372. Г. К вопросу об эволюции идейно-эстетических взглядов Брюсова-критика после Октября. М., 1979.
  373. Ю.Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М., «Наука», 1977. 203 с.
  374. Социально-культурный контекст искусства. М., 1987.
  375. В.В. Провидческая функция русской художественной культуры конца Х1Х-начала XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 1994.
  376. М.И. Человек в публицистике (Методы и приемы изображения и исследования). Воронеж, 1989. 145 с.
  377. Л. Советская драматургия в годы гражданской войны. М, «Искусство», 1961.
  378. М. Архитектоника исповедального слова. СПб, 1998. 246 с.
  379. УченоваВ.В. У истоков публицистики. М, 1989. 214с.
  380. О.П. Журнальная публицистика 20-х гг. как источник по истории советской интеллигенции. М., Изд.-во МГУ, 1985 (1986). 118 с.
  381. Н. Проблема традиций и новаторства в русской поэзии первых лет революции // Метод и мастерство. Вологда, 1971. Вып. 3.
  382. В.И. Энергия мысли и искусство слова. Киев, 1988. 199 с.
  383. А. Русский политический космос: либерализм против «веховства» // Звезда. 1994. № 5. С. 184−191.
  384. А. Культура против природы: психология русского модерна // Октябрь, 1987. № 7. С. 168−189.
  385. А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории серебряного века. М., 1996. 413 с.
  386. Я.И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. Саратов, Изд.-во Саратовского ун.-та, 1974. 232 с.
  387. Bethea David. The Shape of Apocalypse in Modern Russian Fiction. Princeton: Princeton University Press. M., 1989.
  388. Каталог газет на русском языке ГПИБ. Русские дореволюционные газеты и газеты советского периода. 1917−1986 гг. М., 1987. Вып. 2. А-И. 189 е.- Вып. З. К-Я. 190 с.
  389. Каталог газет на русском языке (1917−1922гг.), поступивших в основной фонд отдела периодики ГПИБ в 1990−92 гг. М., ГПИБ, 1992. 102 с.
  390. Митинги, собрания, лекции в 1917—1918 гг. Пг., 1920.
  391. Писатели русского зарубежья (1918−1940). 4.1. М., ИНИОН, 1993. 238 с.
  392. Писатели современной эпохи: био-библиографический словарь русских писателей XX в.Т.1. М, ДЭМД992. 285 с.
  393. Русские газеты периода 1917−1922 гг. В фондах Государственной библиотеки СССР им. Ленина: Алфавитный каталог в 3 ч. М., ГБЛ, 1982.
  394. Русские дореволюционные газеты в фондах Государственной библиотеки СССР им. Ленина в 5 ч. М., ГБЛ, 1986.
  395. Русские советские писатели. Поэты: Библиографический указатель в 20 т. М., Книга, 1977−1997.
  396. Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель в 7 т. М.-Л., «Книга», 1959−1972.
  397. Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины 18-нач.20 В.: Рек. библиографический справочник. М., Книжная палата, 1988. 400 с.
Заполнить форму текущей работой