Актуальность темы
После распада СССР и с переходом России на путь федеративного переустройства государственно-политической системы перед всеми ее народами, краями, областями, национальными республиками встали множество жизненно важных проблем социально-экономического, политического, культурно-языкового, социально-психологического, гражданского и иного характера, каждая из которых требует безотлагательного решения. Среди них ключевое место занимают вопросы государственно-политической самоорганизации в составе Российской Федерации. Особую актуальность они приобрели для северо-кавказских народов и республик, не в последнюю очередь для Республики Дагестан. Дагестан представляет собой самую многонациональную и одну из самых отсталых в социально-экономическом отношении республик Северного Кавказа. Оказавшись самой южной в Российской Федерации пограничной республикой, к тому же почти со всех сторон окруженной конфликтогенными очагами, дагестанские народы испытывают дополнительные трудности, связанные с перестройкой экономики на рыночных принципах, созданием эффективной социальной инфраструктуры, решением множества проблем здравоохранения, образования, демографии, науки, охраны окружающей среды и природных ресурсов и др. Ключевое значение в данном контексте приобретает вопрос о форме государственно-политической самоорганизации, затрагивающий в, свою очередь, множество других вопросов: каковы перспективы Дагестана как единого государственного образования? Останется ли он в составе Российской Федерации? Или же на том или ином этапе предпочтет самостоятельный путь развития? Какая форма государственного устройства — авторитаризм, тоталитаризм или демократия — в наибольшей степени соответствует духу и менталитету дагестанских народов? Останется ли Дагестан строго унитарным государством или же выберет путь той или иной формы децентрализации, будь то автономизации или федерализации? и т. д.
Немаловажное значение для правильного понимания сущности формирующейся системы имеет осмысление самой системы разделения сфер и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Можно сказать, что от ответов на эти и другие подобные им вопросы зависит само будущее Республики Дагестан как единого государственного образования в составе Российской Федерации. Этим определяется актуальность поставленной в диссертации проблемы.
Цели и задачи диссертационного исследования. Главное внимание в работе сосредоточено на выявлении и анализе базовых социально-политических и этно-национальных характеристик, в совокупности определяющих основные контуры, структуры и содержание новой властной системы Республики Дагестан, соответствие ее ключевых конституционно-правовых принципов и институтов основополагающим параметрам Конституции Российской Федерации и нормам международного права. Немаловажное место отводится перспективам дагестанской государственности, возможным альтернативным путям ее развития. Исходя из сказанного ставятся следующие задачи диссертационного исследования: выявить социально-экономические, этно-национальные, традиционно-исторические, политико-культурные и иные особенности, определяющие характер и специфику государственно-политического устройства Республики Дагестантрудности и успехи на пути перехода республики к рыночной экономики и политической демократииопределить основные направления внутриполитического развития Республики Дагестан, комплекса проблем, вокруг которых разворачиваются споры, дискуссии и конфликты между различными социально-политическими силамивычленить и проанализировать основополагающие параметры и характеристики новой конституции и конституционного строя, важнейшие государственно-политические институты, систему разделения полномочий между тремя основными ветвями властивыявить степень соответствия Конституции Республики Дагестан Конституции Российской Федерации и нормам международного правапоказать «гибридный» характер государственного устройства Республики Дагестан, органическое сочетание в нем новых демократических институтов со старыми советскими элементами и принципами;
Использованные источники. При выполнении диссертационного исследования использован широкий круг источников и материалов, в которых в той или иной степени нашли отражение те или иные аспекты поставленной проблемы. Разумеется, главным источником при написании работы послу жили Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Дагестан. Широко были использованы законодательные акты и постановления Федерального Собрания Российской Федерации, соответствующие указы Президента РФ, постановления и распоряжения федерального правительства, Федеративный договор, различные разработки и официально декларированные тексты Концепции национальной политики Российской Федерации и др. Немаловажное значение для разрешения поставленных в диссертации проблем имеют Закон «О выборах в Народное Собрание Республики Дагестан», указы Государственного Совета республики Дагестан, законодательные акты и постановления Верховного Совета и Народного Собрания, а также правительства РД, выступления и статьи государственных, политических и общественных деятелей республики, программные документы, заявления, решения национальных движений и т. д. Большой интерес представляют материалы центральных, республиканских и местных средств массовой информации и периодических изданий, посвященных актуальным проблемам политического развития Дагестана. Среди них в первую очередь, следует отметить «Известия», «Независимая газета», «Сегодня», «Дагестан», «Наш Дагестан», «Дагестанская правда», «Северный Кавказ», «Новое дело», «Махачкалинские известия», «Молодежь Дагестана», «Лезги газет», «Лезгинские вести», «Садвал», «Лезгистандин хабарар», «Самур» и др.
Степень разработанности темы. Проблемы перехода на рельсы рыночной экономики и политической демократии в субъектах Российской Федерации, принципов и механизмов их взаимодействия с федеральным центром, соответствия конституций и законодательных актов субъектов Конституции и законам Российской Федерации относятся к числу малоизученных. Это особенно верно в отношении национальных республик, к числу которых относится и Республика Дагестан. Справедливости ради следует отметить, что к настоящему времени в публицистической литературе и средствах массовой информации в соответствующем контексте анализируются те или иные аспекты рассматриваемой проблематики. Но несмотря на обилие газетных и журнальных статей, научных исследований, посвященных осмыслению происходящих в республике социальных, политических, идеологических процессов пока крайне мало.
В то же приступая к исследованию заявленной проблематики нельзя не учесть целый массив литературы, посвященной теоретическим и концептуальным аспектам перехода к рыночной экономике и политической демократии, а также становления российской государственности на федеративных началах. С этой точки зрения интерес представляют работы Р. Г. Абдулатипова, Г. Атаманчука, В. Алтухова, В. Дзидзоева, В. И. Ефимова, К. В. Калининой, Ю. Л. Колчанова, Л. А. Окуловой и др., а также целый ряд коллективных исследований (1).
Важным подспорьем при написании диссертации послужили работы тех исследователей и ученых, которые пытаются выявить особенности российской политико-культурной традиции, ее влияния на систему приоритетов в процессе развития современного российского государства и государственности, осветить дискуссионные проблемы модернизации, социально-политических преобразований России. В их числе в первую очередь следует назвать труды Р. Г. Абдулатипова, А. И. Вдовина, В. Ю. Зорина, В. Г. Каменской, В. Н. Лысенко, Д. Б. Малышевой, В. А. Тишкова и др. (2).
Что касается работ, в которых дается анализ тех или иных аспектов политической жизни Республики Дагестан, то первые более или менее серьезные публикации по данной теме имели своей целью выявление и анализ процессов разработки и принятия новой Конституции и закона о выборах в Народное Собрание Республики Дагестан, формирования отдельных государственных и политических институтов, партий, избирательной систем и т. д.
Наглядное представление о характере споров и дискуссий по проблемам государственного строительства в контексте национального вопроса, которые в Дагестане развернулись в первые годы реформ, дает книга профессора Н. С. Джидалаева. С точки зрения рассматриваемой в данной диссертации темы несомненный интерес представляют доводы и суждения автора относительно разработки и реализации соответствующей нынешним реальностям концепции национально-культурной автономии, а также его предложения и рекомендации руководителям и общественности республики о необходимости не подменять реальные реформы властной системы их имитацией. Материалы книги убедительно показывают, что эти предостережения были весьма кстати, поскольку, как констатировал сам Н. С. Джидалаев, высшая партноменклатура по сути дела поставила узкокорпоративные интересы сохранения своей монополии на власть выше интересов действительного реформирования республики на путях рыночной экономики и политической демократии (3).
Следует упомянуть также коллективную монографию А. М. Халилова, Ш. Б. Магомедова и А. Р. Омарова, в которой предпринята попытка с позиций марксизма-ленинизма проанализировать пути и перспективы решения национального вопроса в Дагестане. Хотя в полной мере и нельзя согласиться с основными выводами авторов по данному вопросу, книга тем не менее содержит ценные материалы о социально-экономической и этно-политической ситуации, об атмосфере споров, дискуссий, разного рода конфликтов в республике в период принятия конституции и Закона «О выборах в Народное Собрание Республики Дагестан» (4).
Особенно полезной при написании диссертации оказалась книга М. М. Садыки «Дагестан: политические реалии и перспективы», посвященная актуальным проблемам политического переустройства Дагестана в первой половине 90-х годов. В книге главное внимание сконцентрировано на анализе основных институтов власти в республике Дагестан, спорах и дискуссиях, сопровождавших процесс их разработки и утверждения. Большой интерес представляют выводы аргументы и выводы автора относительно перспектив дагестанской государственности на путях автономизации (5).
В этом же русле выдержана небольшая книга А. Алиева «Каким же быть Дагестану — унитарным или федеративным?» Лейтмотивом книги служит тезис, с которого начинается ее первая глава: «Призрак федерализма бродит по Дагестану». Возможно, в такой постановке вопроса есть определенная доля преувеличения, но нельзя не согласиться с автором в том, что «сохранению народов Дагестана, их самобытности, с одной стороны, и гармонизации межнациональных отношений при сохранении единства и целостности республики, с другой, способствовало бы глубокое реформирование ее конституции, строго основываясь на международно признанных демократических принципах» (6). Весьма ценные материалы, касающиеся национальной политики, имеющей самое непосредственное отношение к проблемам государственно-политического устройства и перспектив развития дагестанской государственности, содержатся в недавно защищенной диссертации Д. С. Эфендиевой (7).
Отдельные аспекты рассматриваемой проблематики затрагиваются также в трудах Г. Абдурагимова, М. Г. Алиева, С. Д. Амирова, А. А. Магомедова, Р. М. Магомедова, Ф. Нагиева и др., а также множестве статей и выступлений представителей национальных движений, политических партий, союзов, организаций, интересующихся судьбами и перспективами Республики Дагестан в составе Российской Федерации (8).
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование опирается на политологические и политико-культурные разработки отечественных и зарубежных ученых. При этом особое внимание уделялось тем положениям, которые помогают раскрыть и правильно понять смысл и социально-историческую значимость демократии, гражданского общества, федерализма, унитаризма, централизации и децентрализации в условиях переживаемых как Российской Федерацией в целом, так и Республикой Дагестан глубоких трансформационных процессов. Диссертация выполнена на основе конкретно-исторического и политологического подхода и применения системного метода анализа.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она по сути дела представляет собой одну из первых работ, в которой предпринята попытка развернутого комплексного исследования проблем формирования и утверждения новой конституции и государственно-политической системы Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации, особенностей и сущностных характеристик ее основных институтов и их соответствия основополагающим нормам, установкам и принципам Конституции Российской Федерации и международного права. На основе изучения широкого круга источников достигнуты следующие цели: выявлены важнейшие социально-экономические, традиционные, этно-национальные, политико-культурные и иные факторы, обусловившие основные контуры, характеристики и особенности государственно-политического устройства Республики Дагестанобоснован тезис, согласно которому принятие новой конституции и формирование новых властных институтов и структур явились важным шагом в процессе развития дагестанской государственности в направлении политической демократиипроанализировав властные прерогативы и полномочия основных ветвей власти, сделан вывод о том, что, Конституция Республики и.
Дагестан в целом соответствует духу и букве Конституции Российской Федерации, но в то же время она содержит ряд положений, которые противоречат как российской конституции, так и общепризнанным во всем мире принципам политической демократиипоказан «гибридный характер» политической системы Республики Дагестан, суть которого состоит в органическом сочетании новых демократических институтов с элементами старой административно-командной системыразработан и предложен ряд возможных форм и путей реформирования государственной системы и отдельных ее институтов на путях децентрализации власти как наиболее приемлемый путь сохранения и укрепления единства Республики Дагестан.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в исследовании процессов становления и развития российской государственности, при разработке учебных и исследовательских программ по данной проблематике. Результаты диссертации могут быть найти применение в учебных курсах по вопросам государственного строительства, в политической науке.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании Сектора теории политики Института мировой экономики и международных отношений РАН. Важнейшие положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора.
Структура и содержание диссертации предопределены целями, общим замыслом и логикой работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, Списка использованных источников и литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основании диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:
В силу целого комплекса факторов социально-экономического, этно-национального, конфессионально, политико-культурного, политического, геополитического и иного характера разработка и принятие новой конституции, формирование и утверждение новых государственных и политических институтов, самой властной системы в Республике Дагестан шли, встречая на своем пути большие трудности и с определенным отставанием от промышленных и культурных центров Российской Федерации. И это неудивительно, если учесть, что перед Дагестаном стоит судьбоносный вопрос о сущности и характере новой государственности, государственной самоидентификации, от решения которого зависит его социальный, государственно-административный и политический облик. При этом особо важное значение имело осознание подавляющим большинством народов Дагестана того основополагающего факта, что республика является составной, неотъемлемой частью Российской Федерации, что только оставаясь в ее составе он может сохранить и обеспечить свое единство и благополучие. Эта позиция получила нормативно-правовое оформление в новой Конституции Республики Дагестан, которая провозгласила ее равноправным субъектом Российской Федерации.
Принятие конституции и создание на ее основе новой властной системы явились крупным прогрессивным шагом, в важнейших аспектах определившим основные векторы развития дагестанской государственности на путях рыночной экономики и политической демократии, для утверждения конституционных и правовых норм новой государственности. Вместе с тем, в диссертации обращается внимание на тот факт, что некоторые положения конституции в отдельных аспектах противоречат Конституции Российской Федерации и общепринятым нормам политической демократии.
Основной изъян конституции и созданной на ее основе государственно-политической системы Республики Дагестан состоит в том, что они задуманы без должного учета одного из важнейших конституционных принципов демократии, а именно, реального, а не просто декларированного, разделения власти на три равноправные и равновеликие ветви. Так, исполнительная власть в лице Государственного Совета сосредоточила в своих руках весьма широкие полномочия и прерогативы, которые по масштабам значительно превосходят прерогативы и полномочия законодательной и судебной ветвей власти. Причем, установив систему избрания председателя и членов Государственного Совета так называемым Конституционным Собранием, народы Дагестана по сути дела оказались отстраненными от процесса избрания главы республики, наделенного полномочиями принимать жизненно важные для них решения. Тем самым фактически ставится под сомнение его легитимность. Все это способствовало консервации в несколько модифицированной форме традиционной расстановки сил в высших эшелонах власти.
Положение усугубляется также тем, что сами высшие руководители республики сами в первую очередь сплошь и рядом нарушают те или иные статьи конституции, которые, в тех или иных политических ситуациях не отвечают их интересам. Весьма тревожным является то, с какой легкостью они идут на пересмотр отдельных статей конституции, которые могут стать помехой на их пути к монополизации власти.
Еще одним серьезным недостатком, как конституции, так и созданной на ее основе государственно-политической системы является то, что они созданы без должного учета основополагающего для Дагестана многонационального фактора. С ним в республике теснейшим образом связаны практически все сколько-нибудь важные вопросы. Исходя из этого, в диссертации обосновывается тезис о том, что в условиях Дагестана оптимальный путь разрешения важнейших социальных, экономических, политических, этно-национальных и иных проблем состоит в децентрализации государственной власти, предоставлении местным органам самоуправления максимально возможных полномочий будь то в форме федерализации, автономизации или какой-либо иной форме. Здесь национальная политика должна представлять собой органический комплекс тщательно продуманных и строго систематизированных программных установок, основывающихся на некотором национально-государственном идеале. Она должна основываться, с одной стороны, на принципе гарантирования прав всех народов на самоопределение и, с другой стороны, на всемерном укреплении государственности, содействии факторам, обеспечивающим солидарность всех народов и единство Дагестана.