Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения юных легкоатлетов технике толкания ядра вращательным способом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ ТОЛКАНИЮ ЯДРА ВРАЩАТЕЛЬНЫМ СПОСОБОМ 5.1. Предпосылки и оссобенности организации педагогического эксперимента Как было показано ранее, в 1-й главе (раздел 1.5) и 4-й главе (раздел 4.1) важное значение для повышения эффективности и стабильности выполнения двигательных действий имеет процесс обучения и ее методика. Общеизвестно, что основу всего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    • 1. 1. Эволюция техники толкания ядра
    • 1. 2. Современное представление о технике толкания ядра. И
      • 1. 2. 1. Дальность полета снаряда. И
      • 1. 2. 2. Изменение скорости
      • 1. 2. 3. Динамика толкания ядра
    • 1. 3. Ритмовая структура толкания ядра
    • 1. 4. Характер работы звеньев тела в толкании ядра
    • 1. 5. Обучение и совершенствование техники легкоатлетических метаний
    • 1. 6. Анализ развития техники толкания ядра вращательным способом

Методика обучения юных легкоатлетов технике толкания ядра вращательным способом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный уровень развития легкой атлетики, в частности толкания ядра, и прежде всего в техническом плане, при повышающихся спортивных достижениях и обостряющейся конкуренции на международной арене, ставит задачу по разработке новых, более рациональных средств и методов спортивной подготовки, которые содействуют быстрому и надежному достижению высоких спортивных результатов.

Процесс многолетней подготовки спортсменов, в том числе и в легкой атлетике, начинается с младшего и среднего школьного возраста. Этот возраст определен этапами начальной спортивной специализации и охватывает первые годы пребывания детей в ДЮСЕ Подавляющее большинство специалистов считает, что рациональная методика подготовки на этапе начальной специализации во многом обуславливает дальнейшие успехи в спорте /16,25,26,58,76/.

Для того, чтобы решать задачи эффективной и полноценной подготовки нужны научно-обоснованные подходы к обучению, а далее и к тренировке юных легкоатлетов, в том числе и толкателей ядра. Особое место в их подготовке должно занимать обучение, представляющее собой непрерывный процесс постоянного изменения, развития и совершенствования двигательно-координационных способностей.

Анализ достижений десяти сильнейших толкателей ядра мира и уровень мировых рекордов за последние годы позволяют говорить о преимуществе легкоатлетов, применяющих вращательный способ разгона ядра («кругового маха» — по В. Алексееву) на всем пути приложения усилий. Они на равных соревнуются с толкателями ядра, использующие прямолинейный разбег и большинстве случаях решают исход борьбы в свою пользу. Однако, возрастающую популярность вращательного способа толкания ядра, к настоящему времени практически препятствует отсутствие работ по анализу техники, а самое главное — методики обучения данному способу. Овладение техникой и методикой обучения является главным и напрявляющим звеном во всей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Целью диссертационной работы явилась разработка методики обучения технике толкания ядра вращательным способом юных легкоатлетов.

Научная новизна результатов изложенных в диссертационной работе состоит в том, что впервые определены фазовая структура техники толкания ядра вращательным способом и дан анализ динамическим и кинематическим показателям кадей фазы с характеристикой движения ядра. В работе отражены специальные упражнения и последовательность их применения при обучении технике толкания ядра способом «кругового маха», которые соответствуют задачам обучения.

Теоретическое значение работы заключается в том, что учение о спортивной тренировке дополняется данными по анализу техники и методики обучения юных легкоатлетов толканию ядра способом «кругового маха» .

Практическая значимость работы заключается в разработке программы для юных легкоатлетов, включающей данные по использованию научно-обоснованной методики обучения специальным упражнениям для овладения техникой и развития физических качеств, а также биомеханическим параметрам техники толкания ядра способом «кругового маха» юных легкоатлетов. Полученные данные содержат практические рекомендации для юных легкоатлетов-толкателей ядра.

В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение, что определение биомеханических параметров техники толкания ядра способом «кругового маха» и методика обучения, позволит более эффективно решать задачи по овладению и обучению технике, что, в свою очередь, повысит уровень спортивных результатов легкоатлетов.

Объект исследования — средства, методы и техника толкания ядра вращательным способом.

Предмет исследования — процесс обучения технике толкания ядра вращательным способом.

На защиту выносятся:

— обоснование техники толкания ядра вращательным способом для юных легкоатлетов на этапе начальной специализации;

— эффект от использования различных упражнений выражается в повышениия уровня технического мастерства юных толкателей ядра;

— методика обучения технике толкания ядра вращательным способом юных легкоатлетов;

— возрастная динамика изменений показателей специальной и общей физической подготовленности и спортивного результата юных толкателей ядра.

— 9.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных данных, состояние практики по данным собеседования и анкетирования ведущих специалистов тренеров и спортсменов позволяют сделать вывод о преимуществе техники толкания ядра вращательным способом по сравнению с техникой толкания ядра с прямолинейного разбега. Это преимущество обеспечивается за счет большого количества движения в финальном усилии. В частности:

— большей длины пути приложения силы на снаряд: вращательный способ — 210−220 смпрямолинейный способ — 180−185 см;

— диапазона траектории углового движения между осями таза и плеч: вращательный способ — 270°- прямолинейный способ — 180*;

— угловой скорости при повороте оси плеча: вращательный способ — 775*- прямолинейный способ — 497°.

2. На основании проведенного анализа техники высококвалифицированных легкоатлетов, применяющих вращательный способ толкания ядра и результатов автоэксперимента, целостное движение подразделяется на следующие фазы (моменты), которые являются основанием для подбора специальных упражнений при обучении юных легкоатлетов данному способу:

— исходное положение (в том числе держание снаряда);

— замах и вход в поворот (с выведением центра масс ядра и тела спортсмена на вертикаль опоры левой ноги);

— замах правой ноги (с выведение таза вперед);

— вращательные (поступательные) движения (с постановкой правой ноги на опору за центр круга — одноопорный момент);

— 144.

— вращательные (поступательные) движения (с постановкой левой ноги и поворотом таза через вертел левой ноги — двухопорный момент);

— финальное усилие (выпрямление ног, поворот туловища и разгибание правой руки).

3. На основании результатов проведенных исследований нами разработана методика обучения технике толкания ядра вращательным способом для юных легкоатлетов. Методическая последовательность процесса обучения строится в соответствии с задачами по следующей схеме:

— ознакомление обучающихся с техникой толкания ядра вращательным способом;

— обучение правильному держанию снаряда;

— обучение исходному положению толкателя;

— обучение замаху и входу в поворот;

— обучение повороту (вращательному движениям);

— обучение входу в поворот и повороту с облегченными вспомогательными снарядами и соревновательным ядром;

— обучение технике вращательных движений с различной интенсивностью;

— обучение и совершенствование техники вращательного движения — целостного движения;

— обучение технике толкания ядра с места;

— обучение технике толкания ядра с места с различных исходных положений;

— 145.

— обучение технике финального усилия с помощью различных снарядов, в том числе с облегченными снарядами;

— обучение финальному усилию;

— совершенствование техники положения тела перед финальным усилием;

— обучение и совершенствование финального усилия — целостного упражнения;

— обучение и совершенствование технике толкания ядра вращательным способом — как целостного упражнения.

Практическая реализация предложенной методики показала высокую ее эффективность в процессе обучения юных толкателей ядра. Прирост спортивного результата за период обучения составил:

— в толкании ядра с места — 1,07 м (Р<0,05);

— в толкании ядра вращательным способом — 3,20 м (Р<0,05).

4. Рассматривая фазы толкания ядра вращательным способом с точки зрения их сложности при обучении и степени их влияния на дальность полета снаряда — наиболее сложным и влияющим на результат является вращательно-поступательные движения с постановкой на опору правой и левой ног и поворотом таза (двухопорный момент).

5. Основой методики обучения технике толкания ядра способом «кругового маха» является обучение повороту тела спортсмена вокруг ядра перед фазой финального усилия в момент постановки правой и левой стоп с разведенными осями плеч и таза в переделах 40−60. Далее выпрямление ног осуществляется поворотом таза вокруг оси, проходящей через вертикаль вертела левой ноги, до момента, когда горизонтальная ось таза занимает перпендикулярное положение по отношению к траектории вылета снаряда.

6. Анализ техники толкания ядра вращательным способом у юных легкоатлетов выявил:

— закономерность об увеличении скорости снаряда в руке толкателя, переходя от одной к другой фазе техники, достигая максимального значения в двухопорной фазе, т. е. перед финальным усилием;

— закономерность об характерных изменениях в суставах в граничных фазах при выполнении лучшей и худшей попыток. Эти изменения наблюдаются в большей степени от начала замаха правой ноги и заканчивая фазой двухопорного положения.

7. Динамика развития физических качеств у юных толкателей ядра характеризуется неравномерностью с явно выраженными периодами ускоренного развития отдельных показателей, характеризующих обшую и специальную физическую подготовленность. Распределение периодов относительно ускоренного развития изучаемых показателей следующий:

— ускоренный период развития большинства силовых показателей приходится на период с 13 до 14 лет (Fncc, FpH, Fnp и Штанга1);

— ускоренные период развития большинства скоростно-силовых показателей приходится на период с 14 до 15 лет (Jnpc, JpH, Т-30 е/х, длина с/м и тройной с/м);

— в показателях общей физической подготовленности период активного развития выявить не удалось. Здесь наблюдается постепенный (равномерный) рост результатов.

— 148.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО ГЛАВЕ.

В настоящей главе представлены различные упражнения, которые были использованы при обучении технике толкания ядра с вращательного разбега, а также для развития физических качеств юных легкоатлетов.

Следует отметить, что эффективность использования разнообразных упражнений существенным образом зависит: во-первых, от задач, решаемых в процессе обучения, во-вторых, от освоения той или иной фазы (момента) техники, в третьих, от уровня развития общей и специальной физической подготовленности, в четвертых, от индивидуальных особенностей легкоатлета.

Исследование показали, что не все упражнения, направленые на освоения техники, эффективны или в полной мере соответствуют решаемым задачам.

На основании проведенных исследований, в том числе учитывая результаты автоэксперимента, была разработана методика обучения.

— 108 технике толкания ядра способом «кругового маха», основу которого составили специальные упражнения, направленные на освоения отдельных фаз.

— 109.

ГЛАВА 5. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ,.

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ ТОЛКАНИЮ ЯДРА ВРАЩАТЕЛЬНЫМ СПОСОБОМ 5.1. Предпосылки и оссобенности организации педагогического эксперимента Как было показано ранее, в 1-й главе (раздел 1.5) и 4-й главе (раздел 4.1) важное значение для повышения эффективности и стабильности выполнения двигательных действий имеет процесс обучения и ее методика. Общеизвестно, что основу всего процесса обучения составляют: задача, средства, дозировка и методические указания /47,48,51,54/.

Одним из путей оптимизации процесса обучения является использование метода комплексного упражнения, включающего в себя метод упражнения в целом и по частям. В обучении технике толкания ядра способом «кругового маха» метод комплексного упражнения дает возможность одновременно с сохранением общего ритма выполнения движения (целостное упражнение) акцентировать внимание юных спортсменов на наиболее сложных в техническом исполнении элементах двигательного действия (упражнения по частям).

Научно-обоснованная методика обучения, тесно связанная со спецификой тренировочного процесса, позволяет существенно повысить его качество, избежать перегрузок и улучшать спортивный результат.

В 4-й главе были представлены различные упражнения для процесса обучения технике толкания ядра вращательным способом по фазам (моментам), а также развития физических качеств юных легкоатлетов, участвующих в педагогическом эксперименте. Спортсмены име.

— 110 ли стаж тренировочных занятий 1,2 года, т. е. до проведения педагогического эксперимента они обучались технике толкания ядра с прямолинейного разбега.

Исходя из вышеизложенного и учитывая результаты предварительного исследования (в том числе и автоэксперимента) была разработана методика комплексного применения упражнений для овладения техникой толкания ядра вращательным способом. При разработке данной методики мы исходили из следующих предпосылок.

Наиболее сложным в технике толкания ядра с вращательного разбега является момент постановки правой стопы за середину круга. В это время начинается большее разведение осей плеч и таза. Это происходит за счет активного махового и вращательного движения бедра правой ноги. При постановке левой ноги, правая нога выпрямляется винтообразно, т. е. бедро и правая часть таза выводится вперед с перемещением центра-масс тела и ядра к проекции опоры левой стопы.

В связи с этим мы считаем, что основным специальным упражнением при разучивании техники является толкание ядра с поворотом из исходного положения стоя лицом к направлению вылета снаряда.

Поэтому отличительной особенностью методики обучения технике толкания ядра способом «кругового маха», в отличие от всех видов метаний (где начало обучения начинается с финального усилия), является обучение вращению тела спортсмена вокруг оси ядра перед финальным усилием (т.е. вращательным движением).

Задачами педагогического эксперимента явились:

— Ill.

— оценка эффективности практического применения методики обучения юных легкоатлетов технике толкания ядра вращательным способом;

— оценка эффективности использования упражнений, направленных на развитие физических качеств у юных легкоатлетов;

— определение эффекта длительного использования методики обучения технике толкания ядра способом «кругового маха» .

Оценка эффективности применения разработанной методики обучения проходила в естественных условиях учебно-тренировочного процесса юных легкоатлетов и проводилась по результатам биомеханического анализа техники после двухлетних занятий. В эксперименте приняли участие 15 легкоатлетов, которые находились под наблюдением двух тренеров.

Для выявления кинематических и динамических параметров техники толкания ядра вращательным способом, по завершению процесса обучения, проводилась кино-фотосъемка каждого спортсмена. Съемка проводилась на крупнейшем соревновании 1997 года в КНР.

Для выявления уровня общей и специальной физической подготовленности в начале эксперимента и по завершению каждого года обучения, на протяжении двух лет проводилось тестирование юных метателей. Полученные данные были приняты за исходный уровень (100%).

Как отмечалось ранее, основу процесса обучения составляют: задача, средства, дозировка и методические указания. В связи с этим вся методика строилась в соответствии с данными требованиями. Что касается дозировки упражнений, то она подбиралась индивидуально, в зависимости от освоения той или иной фазы.

5.2. Исследования биомеханических параметров техники толкания ядра юных легкоатлетов за период проведения педагогического эксперимента.

Исследования, описанные в данной главе, были посвящены изучению и анализу биомеханических характеристик техники толкания ядра вращательным способом в различных фазах (моментах) у юных легкоатлетов по завершению педагогического эксперимента.

Как было показано ранее (глава 3) техника толкания ядра способом «кругового маха» подразделяется на следующие фазы (моменты).

1. Исходное положение толкателя (в том числе и держание снаряда.

2. Подготовка к повороту (вращению).

3. Начало замаха правой ноги (отрыв правой ноги от опоры).

4. Вход в поворот — начало вращательного движения и поворота.

4.1. Отрыв левой ноги от опоры.

4.2. Постановка правой ноги на опору.

Моменты 4.1 и 4.2. практически осуществляется одновременно.

5. От момента постановки правой ноги на опору, в том числе момент постановки левой ноги на опору (вращательное движение завершено).

6. Финальное усилие.

При выполнении попыток у спортсменов регистрировалась как лучшая, так и худшая (по спортивному результату) попытки. После проводился сравнительный анализ полученных данных. Всего спортс.

— из менам предоставлялось выполнить по шесть попыток. Далее описывались результаты лучшей (одной), а затем худшей (одной) попыток.

На основании полученных данных и исходя из вышеизложенного был проведен биомеханический анализ техники толкания ядра вращательным способом у юных спортсменов по завершению двухлетнего процесса обучения.

Для наглядного отображения результатов педагогического эксперимента, мы решили представить рисунок наиболее лучшего, на наш взгляд, юного легкоатлета, показавший высокий спортивный результат, а также рисунок спортсмена продемонстрировавшего худший результат (рис. 12 и 13).

Для более удобного анализа динамических и кинематических характеристик техники толкания ядра у юных легкоатлетов мы объединили некоторые фазы (моменты) в единое целое — части. Так, в первую часть техники — исходное положение легкоатлета, мы включили фазы: 1,2 и 3. Во вторую — вход в поворот и вращательное движение — 4−4.2. Третью часть — вход в поворот и врашдтельное движение составила фаза 5 и четвертая — финальное усилие (фаза 6).

5.2.1. Динамика изменений биомеханических показателей техники толкания ядра юных легкоатлетов в первой части техники Итак, как было отмечено ранее, в главе 5.2., в первую часть техники (условно названной нами) были включены фазы 1,2 и 3, т. е. от и. п., в том числе включая момент замаха правой ноги и начало поя5 О.

Рис. 12 Изменения углов в суставах в граничных фазах у юного легкоатлета при толкании ядра вращательным способом (лучшая попытка) Условные обозначения: «г» — положение головы- «пр» — положение правой руки: «лр» — положение левой руки- «пн» — положение правой ноги- «лн» — положение левой ноги- «я» — положение снаряда о л5.

Рис. 13 Изменения углов в суставах в граничных фазах у юного легкоатлета при толкании ядра вращательным способом (худшая попытка) Условные обозначения: «г» — положение головы- «пр» — положение правой руки- «лр» — положение левой руки- «пн» — положение правой ноги- «лн» — положение левой ноги- «я» — положение снаряда ворота.

Анализ биомеханических показателей юных легкоатлетов, обучающихся технике толкания ядра способом «кругового маха» с 13-ти летнего возраста, выявили следующие результаты. Ниже сопоставляются лучшая (вес снаряда — 5 кг, ТЯ-2 — 13,30 м) и худшая (вес снаряда — 5 кг, ТЯ-2 — 12,02 м) попытки после двухлетнего процесса обучения.

Анализируя исходное положение юных толкателей ядра, следует обратить внимания на то, что практически не обнаружены различия в изучаемых показателях между лучшей и худшей попытками (табл. 5). Исключение составили лишь показатели локтевого сустава. Так, при выполнении лучшей попытки угол в левой руке составляет 88°, а правой 8°. Тогда как в худшей попытке эти показатели соответственно равны 141° и 5°.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что исходное положение юными легкоатлетами было освоено грамотно в техническом плане.

В момент замаха правой ноги (т. е. отрыв правой ноги от опоры) происходят первые и значительные изменения в граничных фазах в суставах спортсменов (рис. 12,13). При выполнении удачной попытки угол в голеностопном суставе левой и правой ноги составляет 123°и 104° соответственно. В этом случае угол в коленном суставе нижних конечностях равен 170°и 105°соответственно. В тазобедренном суставе левой ноги угол составляет 58? а правой — 107°. Что касается углов верхних конечностей, то в кистевом и локтевом суставах — 103°и 87ев левой, а 123°и 5°в правой руке соответственно (табл.6, рис.12).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Ядро толкает Александр Барышников // Легкая атлетика. 1972. — N 8. — С. 16−17.
  2. А. А., Бакаринов Ю. М., Квитков А. Т. Биомеханический анализ техники толкания ядра. Метод, рекомендации для студентов, преподавателей и тренеров. Харьков, ХГИФК.- 1992.- 25 с.
  3. В. Ф. Экспериментальное обоснование средств и методов силовой и скоростно-силовй подготовки высококвалифицированных метателей: Автореф. дис.канд.пед.наук.- М., 1973.- 24 с.
  4. В. Ф., Кузнецов В. В., Козлов В. В. О рациональном распределении усилий в спортивных метаниях // Теория и практика физ. культуры. 1971.- N 12.- С. 20−23.
  5. Ю. М. Научно-методическое обоснование программирования тренировки в легкоатлетических метаниях: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 47 с.
  6. В. Ю. Отбор в юношеские легкоатлетические метания по морфо-функциональным признакам и показателям двигательных способностей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. — 24 с.
  7. Бахри Мохамед Бен Салах. Разработка методики повышения работоспособности метателей при совершенствовании техники (на примере толкания ядра): Автореф. дис.канд.пед.наук.- М., 1984.- 23 с.
  8. Д. А. Исследование возрастной динамики скорост-но-силовых качеств и обоснование методики их совершенствования у юных легкоатлетов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 24 с.
  9. А. А. Экспериментальное обоснование применение специальных упражнений с отягощениями для развития скоростно-силовых- 149 качеств у юных (15−16 лет) толкателей ядра: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1971. — 19 с.
  10. А. И. Обучение технике толкания ядра // Физ. культура в школе. 1958. — N 7. — С. 10−16.
  11. И. Буяк Г. А. Формирование ритмовой структуры движений метателей молота в процессе многолетней подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  12. Г. В. Толкание ядра и метание диска. М.: Физкультура и спорт, 1947.- 53 с.
  13. Г. В. Техника толкания ядра // Теория и практика физ. культуры. 1950.- N 4.- С. 53
  14. Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
  15. Ст. В. Исследование скоростно-силовых качеств, проявляемых в легкоатлетических движениях метаний у школьников разного возраста и пути их развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 17 с.
  16. В. И. Основы системы подготовки спортивных резервов в легкоатлетических метаниях: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1985. 46 с.
  17. В. И. Советы юным метателям // Легкая атлетика. -1971.- N 2.- С. 22.
  18. Гамаль Мохамед Ахмед Алаа Эльдин. Биомеханический анализ ритмовой структуры двигательных действий в спортивных метаниях (на примере толкания ядра): Автореф. дис.канд.пед. наук. М., 1976. 23 с.
  19. М. А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.
  20. Григалка 0. Я., Иванова JL С., Филипов И. И. Ритм толкания ядра // Теория и практика физ. культуры. 1974. — N 3.1. С. 15−18.
  21. Григалка 0. Я. Основы современной техники толкания ядра // Легкая атлетика. 1967. — N 3. — С. 6−7.
  22. Григалка 0. Я. Техника толкания ядра // Легкая атлетика. -1980.- N 1.- С. 10−14.
  23. Григалка 0. Я. Толкания ядра. М.: Физкультура и спорт, 1967. — 80 с.
  24. Григалка 0. Я. Толкание ядра // Под ред. В. В. Садовского. -2-е изд. исправ. и доп. Е: Физкультура и спорт, 1970. — 72 с.
  25. А. А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1979. -25 с.
  26. В.М. Физическая подготовка спортсменов.- 2-е изд., перераб.- М.: Физкультура и спорт, 1967.- 40 с.
  27. И. П. О некоторых возрастных особенностях подготовки юных спортсменов // Теория и практика физ. культуры. -1983.- N 3.- С. 32−33.
  28. В. М. Физические качества спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1970.- 200 с.- 151
  29. В. М., Я. Е. Ланка, Ан. А. Шалманов. Проблемы биомеханики толкания ядра // Теория и практика физ. культуры. 1978. -N 12. — С. 6−17.
  30. Иванов Е Толкание ядра и метание диска: Учебно-тренировочные группы 2-го года обучения // Легкая атлетика. 1986. — N 5. -15 с.
  31. КанаковаЛП. Эффективные средства и методы подготовки юных метателей / Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов. М., 1984. — С. 25−34.
  32. А., Шпитальский В. На первом этапе // Легкая атлетика. 1975. — N 2. — С. 26.
  33. Г. И. Методика обучения прыжку на этапе начальной спортивной подготовки (на примере прыжка в высоту с разбега): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971.- 27 с.
  34. А. Д. Тренировочные нагрузки юных метателей // Легкая атлетика. 1984.- N 12.- С. 3−4.
  35. А. В. Исследование взаимосвязи развития физических качеств и обучения технике видов легкой атлетики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1964. — 22 с.
  36. Е. А. Особенности формирования двигательного навыка в метании диска у подростков 11−12 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1973. — 20 с.
  37. И. а, Овчиник В. И., Ратов И. П. Особенности рациональной биодинамики финального движения при метании копья / Проблема биомеханики спорта.- Вып. 1, М., 1974.- С. 42−50.- 152
  38. Книга тренера по легкой атлетике / Под ред. 1 С. Хоменкова. -М.: Физкультура и спорт, 1982.- 479 с.
  39. Книга тренера по легкой атлетике / Под ред. JL С. Хоменкова. -М.: Физкультура и спорт, 1987.- 399 с.
  40. . П. Экспериментальное исследование особенностей взаимодействия двигательных звеньев тела спортсмена при выполнении скоростно-силовых легкоатлетических упражнений (на примере толкания ядра): Автореф. дис.канд.пед.наук.- Л., 1974.- 29 с.
  41. Ланка Я Е. Биомеханические исследования техники толкания ядра спортсменов разной квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Киев, 1977.- 26 с.
  42. Ланка Я Е. Проблема специальных упражнений в толкании ядра // Проблемы начальной подготовки и отбора спортсменов и пути повышения эффективности спорт, тренировки юных спортсменов / Тез. докл. респ. науч. конф., 1986 г., Каунас, 1986.- С. 51−52.
  43. Я. Е., Шалманов Ан. А. Биомеханика толкания ядра. -М.: Физкультура и спорт, 1982.- С. 9−43.
  44. В. М. Координационные соотношения активности мышц при толкания ядра // Теория и практика физ. культуры. 1962.- N 9.-С. 67−70.
  45. В. Е Электрофизиологические исследования сложного произвольного движения (на примере толкания ядра): Автореф. дис. канд. биол. наук. JL, 1962. — 23 с.
  46. Легкая атлетика: Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ- '153 олимпийского резерва / Комитет по физ. культуре и спорту при Совете министров СССР. М., 1986. — 279 с.
  47. Легкая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. Е Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Е Примакова. изд. 4-е доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1989.- 671 с.
  48. Легкая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. 0. В. Колодия, Е. М. Лутковского, В. В. Ухова. М.: Физкультура и спорт, 1985.- 271 с.
  49. В. Е Применение упражнений с отягощением с целью формирования точности движений обучении метаниям детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Е, 1980. — 18 с.
  50. А. Е Скоростно-силовая и техническая подготовка юных толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 23 с.
  51. Д. Е Легкая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1965.- 450 с.
  52. Е. Е Экспериментальное обоснование применения специальных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у метателей копья: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967. — 22 с.
  53. Е. Е, Зациорский В. М. Скоростно-силовые зависимости в метаниях в связи с выбором тренировочных и контрольных отягощений // Теория и практика физ. культуры. -1964. N 8. — С. 24−28.
  54. Г. В. К вопросу о возможности совершенствования техники толкания ядра спортсменов высокой квалификации / Материалы респ. науч. конф. (по итогам НИР за 1968 г.). Груз. ГИФК, Тбилиси, 1968. — 45 с.
  55. К. Г. Исследование этапа начальной спортивной специализации (в аспекте динамики тренировочных нагрузок в некоторых видах спорта силового и скоростно-силового характера): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 24 с.
  56. Г. С., Алабин В. Г. Эффективность игры в тренировке юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации / Материалы второй науч. конф. по вопросам адаптации тренировочных нагрузок.- Минск, С. 108−109.
  57. ЕГ. Путь к успеху. Изд. 2-е, доп. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 112 с.
  58. Э. П., Денисов И. А., Стасюк А. К. Метод ударных воздействий как способ развития специальных скоростно-силовых качеств метателей / Вопросы теории и практики физ. культуры и спорта: Респ. межведом, сб. Минск, 1982.- Вып. 12.- С. 63−66.
  59. Ю. Н., Горбенко В. П., Новиков В. П. Быстрота и методы ее совершенствования у легкоатлетов. Учебное пособие для студентов ГЦОЛИФК.- РИО ГЦОЛИФК, 1991.- 99 с.- 155
  60. А. А. Ядро полетит дальше // Легкая атлетика. -1961.- N 4.- С. 18−20.
  61. Специальные упражнения легкоатлетов / Под ред. Выставки-на Ей., Синицкого 3.П. М.: Физкультура и спорт, 1962, — 80 с.
  62. ЕВ. Факторы, способствующие овладению движениями в толкании ядра с предварительным разгоном снаряда поворотом: Автореф. дис. канд. пед. наук. 1, 1989. — 24 с.
  63. С. Техническая подготовка легкоатлетов-метателей. М.: Физкультура и спорт, 1981.- 134 с.
  64. В. Е 0 быстроте в метаниях // Теория и практика физ. культуры. 1969.- N 9.- С. 8−11.
  65. В. Е 0 взаимосвязи скоростей в метаниях // Легкая атлетика. 1968. — N 5. — С. 9−10.
  66. В. Е Основы теорий спортивных метаний: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1969. — 55 с.
  67. В. Е Теория спортивных метаний. М.: Физкультура и спорт, 1969.- 312 с.
  68. В. Е Техника толкания ядра. Монография. М.: Физкультура и спорт, 1955.- 312 с.
  69. И. Е Экспериментальное обоснование условий применения упражнений с отягощением при обучении и тренировке легкоатлетов метателей: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1962. — 17 с.
  70. . Е Исследование взаимосвязи екоростно-си-ловых качеств и двигательного навыка у юных спортсменок на этапе начальной спортивной специализации в толкании ядра: Автореф.- 156 дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 19 е.
  71. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: Физкультура и спорт, 1968.- 247 с.
  72. Ю. В. Скоростно-силовая и техническая подготовка прыгунов с шестом различной квалификации на основе применения тренажерных устройств: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1986. — 23 с.
  73. С. И. Исследование динамики развития скоростно-си-ловых качеств у учащихся школьного возраста и возможности их совершенствования (на примере легкоатлетических прыжков): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. — 24 с.
  74. В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974.- 252 с.
  75. В. П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1970. — 50 с.
  76. В. П., Топчиян В. С., Сирис П. 3. Воздействия силовых упражнений динамического и статического характера на юных спортсменах // Теория и практика физ. культуры. 1965. — N 6. — С. 7−10.
  77. В. П., Фомин Е А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980.- 225 с.
  78. А. Ан. Исследование вариативности спортивной техники (на примере толкания ядра): Автореф. дис.канд.пед. наук.-М., 1977. 24 с.
  79. Bartonietz Klayus. Biomechanical characteristics of the rotation technique in shot put // Techniques in athletics.- Cologne.1990.- P. 580−588.
  80. By Criss Somerlot. Teaching rotational shot put technique // Athletic Journal. 1985.- n 5.- P. 20−21.
  81. K. «Athletic J». 1950.- v 30.- N 7.- P. 22,48,49.
  82. Й. За по-эффективно усъвършенствыване техниката на таласкане гюлле у нашите простко-олимпийки // Въпроси на физ. культ. 1968. — N 5. — С. 267−275.
  83. Й. Къ новите аспекти в съвременната техник за таласкане гюлле // Въпроси на физ. культ. 1974. — N 3. — С. 152−158.
  84. Й. Медицина и физкультура. София, 1971. — С. 13.
  85. Marhold G. Badania nad beomechaMczna charakteristyka techniki pchniecia kyla. Simpozjum teorii sportovej.- Warsawa.-1970. S. 99.
  86. Marhold G. Biomechanical analysis of tne shot put. Biomechanics IV. Baltimore, London, Tokyo, University Park Press. 1974.- P. 175.
  87. G. «Theorie und Praxis der Korper Kulttur». -1964. N 8. — S 695.
  88. G. «Scholastic Coach». 1973.- v. 42.- N 7. — P. 7−8,94.
  89. Цан Ин По. Сравнение биомеханических показателей техники толкания ядра вращательным способом с прямолинейным. Особенности техники толкания ядра вращательным способом // Легкая атлетика. -1993.- N 12.- С. 20−24 (КНР).
  90. В. Вращательная техника толкания ядра / Материалы- 158
  91. Европейского конгресса тренеров по легкой атлетики, Мадрид, 1973.
  92. Характеристика техники толкания ядра (по итогам выступлений толкателей ядра на 5-м чемпионате мира, г. Гетеборг)/ Материалы шведской научной группы.- Гетеборг, 1995.- С.47−49.П
Заполнить форму текущей работой