Проблема общественно-политической активности личности в современной буржуазной социологии (на материалах англо-американской социологии)
Оказывается необходимым осмысление реальных общественно-политических процессов в странах Запада с позиций марксистско-ленинской общественной науки. Современный этап движения за разоружение, против ядерной войны, массовые выступления, имеющие экологическую направленность, т.н. гражданские инициативы — все это формы проявления общественно-политической активности населения капиталистических стран… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. МАРКСИСТСКАЯ И БУРЖУАЗНАЯ СОЦИОЛОГИЯ О
- ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТН5ННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
- I. Социальная и общественно-политическая активность в условиях социалистического и буржуазного общества (схема анализа)
- 2. Интерпретация общественно-политической активности личности в социологии позитивизна
- 3. Социология экзистенциализма о проблеме общественно-политической активности личности
- Глава 2. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТШННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕШ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЖУАЗНОЙ СОЦИОЛОГИИ
- I. Марксистско-ленинская концепция общественно-политической активности молодежи в развитых капиталистических странах
- 2. Проблема общественно-политической активности молодежи в социологии позитивизма и экзистенциализма
Проблема общественно-политической активности личности в современной буржуазной социологии (на материалах англо-американской социологии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопрос об общественно-политической активности личности является одним из наиболее острых вопросов идеологической борьбы на современном этапе. На июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось: «Идеологическая борьба на международной арене не знат ет передышек. Мы будем и впредь вести ее активно.. Показ несостоятельности взглядов буржуазных социологов на сущность общественно-политической активности личности — задача глубоко актуальная.
50−60-е гг. XX столетия модно охарактеризовать как период определенной стабилизации капитализма. В связи с этим широкое распространение получила идеология «социального примирения». Она послужила основанием ряда буржуазных философско-социологи-ческих концепций, пропагандировавших идею «отм1фания» социальной активности, исчезновения мотивов и стимулов политической активности в условиях современного капиталистического общества.
За последние 20 лет в странах развитого капитализма произошли серьезные экономические изменения, связанные с деятельностью новых отраслей промышленности, с дальнейшей концентрацией производства и развертыванием научно-технической революции. В связи с переустройством экономики в производство были вовлечены новые массы населения. Еще резче обозначилась классовая поляризация, поскольку большинство работающих по найму — промышленные и сельскохозяйственные рабочие, торговые и конторские Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с. 52. служащие, работники сектора услуг — входят в состав рабочего класса. Ухудшилось положение интеллигенции. Значительная часть этой социальной прослойки оказалась занятой трудом, лишенным творческого элемента. Усилилась эксплуатация мощными монополиями мелкой буржуазии города п деревни. Все это вместе взятое вызывает углубление антикапиталистических отношений. Стало невозможным отрицать общественно-политическую активность и масс, и личности, как это было принято в 50-х — начале 60-х годов. Но признание социальной и политической активности личности не означает, что дана правильная оценка этой проблемы. Несмотря на отдельные находки, замечания, позволяющие глубже понять процесс становления социальной и политической активности личности в развитых капиталистических странах, классовая ограниченность буржуазных социологов не дает им возможности объективно проанализировать истоки и сущность этого явления.
Оказывается необходимым осмысление реальных общественно-политических процессов в странах Запада с позиций марксистско-ленинской общественной науки. Современный этап движения за разоружение, против ядерной войны, массовые выступления, имеющие экологическую направленность, т.н. гражданские инициативы — все это формы проявления общественно-политической активности населения капиталистических стран. В связи с этим перед советским обществоведением встает задача: объяснить механизмы формирования и проявления общественно-политической активности личности, а также показать различие в структуре и функционировании этих механизмов в условиях капитализма и социализма. Поэтому обращение к проблеме общественно-политической активности личности в буржуазном обществе представляется весьма своевременным, а критический анализ методологических установок буржуазной социологии по этой проблеме реализует насущную теоретическую и практическую потребность.
Поскольку данная работа является первым в социологии исследованием, целиком посвященным данной теме, автор ставит перед собой задачи:
— выработать, отфаясь на труды советских обществоведов, концептуальную схему анализа общественно-политической активности личности в условиях буржуазного общественного строя;
— проанализгфовать в свете этой концепции совокупность теоретических построений буржуазных социологов, описывающих структуру и функционирование общественно-политической активности личности в условиях капиталистического общества;
— выделить относительно устойчивые типы подходов, предлагаемых буржуазными авторами, принадлежащими к различны. философским направлениям;
— показать наличие определенного позитивного содержания в рассматриваемых работах буржуазных социологов;
— продемонстрировать идеалистическую сущность буржуазных теорий общественно-политической активности личности и их неспособность дать объективно-научное решение проблемы, несмотря на многообразие подходов и наличие элементов позитивного содержания.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют теоретические положения классиков марксизма-ленинизма, идеи, выраженные в документах съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, международных совещаний коммунистических и рабочих партий. Исходя из того, что новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, так п прикладного характера открываются на стыке различных наук, в диссертации используются выводы советских философов, теоретиков меццународных отношений, экономистов, юристов. В работе широко используются специальные, частно-научные методы исследования: системный подход, сравнительный анализ и др.
В качестве теоретической основы исследования используется разработанная в советской социологии теория общественно-политической активности личности, являющаяся неотъемлемой частью общесоциологической теории марксизма-ленинизма.
Согласно точки зрения марксизма, социальный опыт — общественная сущность человека — воспроизводится в его социальной деятельности, что позволяет индивиду «не раствориться» в обществе, а приобрести определенную автономность. Совокупность экономических, социальных, политических и духовных условий жизни человека оказывает влияние на становление его сознания, и в этом смысле человек — продукт конкретно-исторической среды, но и субъектом, преобразующим социальную среду в процессе практической и творческой деятельности. Обе стороны взаимодействия личности и общества диалектически взаимосвязаны: с развитием деятельности индивида распространяются и углубляются связи с обществом. С одной стороны, чем активнее индивидуальная деятельность человека в обществе, тем ярче проявляется его зависимость от общественных отношенийс другой стороны, чем больше мера социализации личности, тем больше возмогаюстей открывается для выявления индивидуальности в ее общественном качестве.
Общественные отношения задают характерный для данной конкретной исторической эпохи тип личности, определяют совокупность ее, личности, общественно-политических позиций, очерчивают характер ее общественно-политической активности в зависимости от классовой, сословной, групповой принадлежности.
Процесс становления и проявления социальной и политической активности был впервые научно раскрыт классиками марксизма-ленинизма. Исходя из того, что «человек сам является основой материального, как и всякого иного осуществляемого им производства11*, что историю делают сами люди, классики марксизма видели в революционной деятельности, в которой реализуется общечеловеческое, единственную возможность поднять человека на подлинно человеческую высоту.
Эту историческую миссию мог выполнить только такой класс, которому объективно, в силу его социального положения было бы свойственно революционное, практически-критическое сознание и деятельность. Таким классом явился пролетариат. Историческая миссия пролетариата состоит в том, чтобы, уничтожив все виды отчуждения, создать возможности свободного развития личности и общества, в том числе возможности свободного проявления социальной и общественно-политической активности личности.
Дальнейшее развитие учения об активности личности, классов, социальных групп в историческом процессе получило в произведениях В. И. Ленина. Рассматривая, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, проблему социальной активности личности конкретно-исторически, в зависимости от системы наличных общественных условий, В. И. Ленин показал, что переход общества на более высокую ступень развития стимулирует развитие личности как субъекта соци2 ального процесса. Маркс К. и Энгельс Соч., т.26, с. 183. ^ Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.1, с.431−526.
Разрабатываемые советскими философами и социологами концепции общественно-политической активности личности, групп, классов в условиях социализма основывается на марксистско-ленинской теории общества, теории деятельности и общественной активности как социальных феноменов. Наиболее существенные результаты были достигнуты в работах второй половины 70-х годов. В статьях и книгах В. Г. Асеева, А.М.Абульхановой-Славской, Г. С. Арефьевой, В. Н. Блинова, Т. П. Логдановой, А. А. Бодалева, Л. П. Буе вой, С.Т.Верш-ковского, Н. Е. Воробьева, Т. М. Дпафарли, А. В. Клгозва, Н. С. Мансурова, В. Г. Мордковича, Л. И. Насоновой, В. И. Овчинниковой, В.Ф.Право-торова, В.Ф.Сбыт^ова, Н. Н. Сидорова, Л. И. Семеновой, Л. М. Скворцовой, В. А. Смирнова, Г. Л. Смирнова и др. авторов, опирающихся в значительной мере на результаты эмпирических исследований, ста. вились и решались проблемы структуры общественно-политической активности личности, определялись показатели ее формирования, велись поиски средств повышения общественно-политической активности.
Не стремясь дать исчерпывающий анализ работ названных авторов, укаяем следующие из них основные принципы, которые, будучи дополненными диссертантом в соответствии с избранной им темой, легли в основу принятого в данной диссертации теоретико-методологического подхода. Главным моментом в анализе общественно-политической активности личности является направленность этой активности (прогрессивная или регрессивная), определяемая местом личности в структуре социальных связей и ее отношением к объективному ходу общественного процесса, особенно это касается определения общественно-политической активности в условиях капиталистического общества. При этом необходимо учитывать, что под воздействием объективны): и субъективных условий активность личности монет проявляться с различной степенью интенсивности.
Непосредственным источником общественно-политической активности является деятельность, формирующаяся в ходе реализации целей, интересов, потребностей личности, обусловленных воздействием блипайшей социальной среды и требованиями кошфетных ситуаций социальной пизни. Этот тип деятельности ш именуем социальной активностью личности.
Социальная активность, направленная на удовлетворение непосредственно практических интересов и потребностей преобразуется в общественно-политическую активность и обретает определенную направленность в зависимости от наличия и специфики объективных условий ее проявления.
Полагаем, что именно в процессе преобразования социальной активности в общественно-политическую заключается коренной момент различия проявлений общественно-политической активности в условиях капитализма и социализма. Формирующееся на основе капиталистических отношений буржуазное государство является фактическим орудием отчуждения подавляющей массы населения от политики и активного участия в делах общества. Задачей буржуазной политики и пропаганды является ограничение активностью с ее ограниченны. кругом задач, целей, интересов, или пе направление ее в русло, угодное правящим кругам. В последнем случае социальная активность преобразуется в общественно-политическую, но обретает объективно реакционную направленность.
В то пе время в условиях социализма социальная активность личности не вступает в противоречие с интересами государства и общества в целом. Политическая система социализма оказывается мощным стимулом развития социальной активности и ее преобразования в активность общественно-политическую, обретающую все более массовый характер и тлеющую объективно прогрессивную направленность .
Некоторые советские философы и социологи (И.И.Антонович, А. Г. Витренко, Е.И.Ко^изенко, А. И. Михеев и др.) исследовали отдельные моменты проявления общественно-политической активности личности в капиталистических странах. Они, однако, не ставили перед собой задачи выработки понятийного анализа общественно-политической активности личности при капитализме, а также не пытались исследовать процесс становления и изучения проблематики общественно-политической активности в рамках буржуазной социологии. Именно эти задачи и стремится решить (или наметить пути к их решению) диссертант в настоящей работе.
Опираясь на сформулированные выше теоретико-методологические положения, автор впервые дает понятийную схему анализа общественно-политической активности, позволяющую рассмотреть, оценить, классифицировать проявления этой активности в условиях как социализма, так и капитализма. Эта схема выступает так же основа анализа, типологизации и критики концепций общественно-политической активности, принадлежащих буржуазным социологам.
Выделяется два основных типа буржуазных концепций, посвященных этой проблематике, обозначаемые как позитивистская и экзистенциалистская. Позитивисты вццят возможность формирования общественно-политической активности личности лишь в процессе «политического вовлечения» личности в угодное правящей верхушке* русло. Экзистенциалисты, практикующие довольно расплывчатую критику капиталистического государственного устройства, выводят политическую активность из некоего саморазвивающегося феномена духовности, игнорируя реальные процессы социализации и социальную обусловленность формирования содержания и направленности активности личности.
Такие впервые в советской литературе прослежено влияние концепций буржуазных социологов позитивистского и экзистенциального направлений на эмпирические исследования в области прикладной социологии по проблеме общественно-политической активности молодежи.
Проведенное исследование дало возможность развить, обосновать и вынести на защиту следующие основные научные выводы:
— в современном капиталистическом обществе нарастает конфликт между традиционным механизмом политико-правового регулрфо-вания социальной активности личности и процессом массового роста этой активности, обусловленным «интерноризацией» глобальных социальных проблем и предполагающим ее перерастание в общественно-политическую активность;
— представителям буржуазной социологии социальной активности в обеих ее разновидностях — позитивистской и экзистенциалистской — не удается адекватно понять и проанализировать этот процессПравящая верхушка — профессиональные политики — всегда политически активннЭта мысль социологов позитивистской ориентации заимствована из концепции «социальной инженерии» К.Поппера.
— конкретными причинами, обуславливающими неудачу попыток буржуазных социологов решить проблему социальной активности, являются: а) общая субъективно-идеалистическая мировоззренческая ориентацияб) отрицание значимости социальной макросреды для развития и проявления активности личности (личность для нихпродукт микросреды или же результат саморазвития) — в) фактическое отрицание общественно-политической активности личности в том случае, если она направлена на слом существующих в капиталистической системе политических институтов.
Эти, характерные для подавляющего большинства западных исследователей установки обесценивают имеющиеся в их работах позитивные наблюдения и суждения по тем или иным частным проблемам.
Выводы диссертации носят не только теоретический, но и практический характер. Материалы и литература, анализируемые в диссертации, ее теоретические положения и выводы могут быть использованы в практике преподавания исторического материализма, истории философии и социологии, научного коммунизма, а также при чтении лекций в сети политпросвещения. Работа может быть использована при проведении контрпропагандистских мероприятий, а также в ходе практической деятельности по воспитанию молодежи и выработки коммунистического мировоззрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
70-е годы, вслед за 60-ми, явились периодом серьезных сражений рабочего класса и демократической общественности капиталистических стран с «большим бизнесом», с государственно-монополистической верхушкой, вццвижения демократических лозунгов и программ, в ходе борьбы за которые происходило интенсивное возрастание общественно-политической активности классов, слоев, личности.
Этот процесс настолько явен и неоспорим, что этого не в состоянии отрицать и буржуазные социологи. Отсюда целый поток литературы, в которой рассматриваются различные стороны возникновения и форм проявления общественно-политической активности, изыскиваются рецепты формирования такой общественно-политической активности, которая способствовала бы укреплению существующих буржуазных социальных и политических институтов.
В этой связи нам представлялось необходимым остановиться на важнейших концепциях общественно-политической активности личности, представленных в буржуазных социологических концепциях позитивистской и экзистенциалистской ориентаций.
На основе методологии марксизма-ленинизма мы попытались критически рассмотреть положительные и отрицательные стороны концепций общественно-политической активности личности, предложенных рядом авторов позитивистского (Б.Стэси, П. Снайдерман, М. Розенберг, А. Тэрон, Дж. Барбер, Т. Марткайнен, Дж. Адаме, Т. Ка-зин, С. Цинтиа) и экзистенциалистского (Р.Штейн, Е. Бэккер, В. Элтон, Д. Рейнолдс, Э. Леви, В. Амос, Ч. Вэлфорд) направлений, а также представителями психологической ориентации в позитивизме (Ш.Леви, Дж. Бернард, М. Рокич). В результате были сделаны следующие выводы.
1. Буржуазные социологи-позитивисты 70-х гг. в своих концепциях общественно-политической активности личности пытались учитывать особенности современной эпохи, более реалистично осмысливать действительные антагонизмы капиталистического общества в целях стабилизации развития общества, снятия острых конфликтов и противоречий. Хотя при рассмотрении проблемы общественно-политической активности личности представители позитивистского направления исходят из интересов правящего класса, однако юл удалось выявить ряд важных как с точки зрения практики, так и с точки зрения теоретических отношений, вопросов, касающихся понятийного аппарата общественно-политической активности личности, форм ее проявления и, наконец, направленности.
2. Источники происхождения общественно-политической активности авторы позитивистского направления пытаются обнаружить либо в противоречивости отношений между микросредой и личностью (Б.Стэси), в «переоценке» «индивидуальных» возможностей (А.Тэ-рон), в психологической неудовлетворенности ценностными установками общества (Ш.Леви, М. Рокич), либо объясняют ее стремлением приобрести более высокий социальный и политический статус.
П.Снайдерман, Т. Марткайнен).
Выдвигая в общем-то верный тезис о необходимости изучения взаимодействия объективных и субъективных условий, способствующих возникновению, формированию и росту общественно-политической активности личности, буржуазные социологи с шло понятие «объективные условия» сводят или к понятию «микросреда», или к понятию «экономический фактор», либо к традициям, привычкам социального окружения, а под «субъективными условиями» понимают в основном индивидуальные психологические возможности личности, ее образование, интеллектуальный и культурный уровень.
3. В работах буржуазных социологов нет единого ответа на вопрос, что понимать под «общественно-политической активностью». Мнения крайне разноречивы и их обобщение представляет немалые трудности. С) гочки зрения буржуазных социологов, под общественно-политической активностью может пониматься и процесс перемещения из одного «класса» в другой, стремление достичь более высокого социального статуса, и процесс удовлетворения личных социальных потребностей и т. д. Становится ясно, что буржуазные социологи далеки от мысли о понимании общественно-политической активности как самостоятельной деятельности субъекта, направленной на социальные и общественно-политические преобразования.
4. Не удивительно, что буржуазные социологи позитивистского течения не смогли обнаружить и выделить регрессивную и прогрессивную направленность общественно-политической активности личности в капиталистическом обществе. Любая активность, направленная на поддержку существующих буржуазных социальных и политических институтов^ определяется ими как активность «истинная», «целенаправленная», «последовательная». В этом выводе авторы позитивистского направления едины и непоколебимы. Такого рода активность не имеет ничего общего с коренными интересами пролетариата — важнейшими условиями прогрессивного развития общественно-политической активности личности, поскольку, если личность не осознает классовых интересов пролетариата, то и ее общественно-политическая активность может приобрести прямо противоположную — регрессивную — направленность — поддержку существующего буржуазного общества. Буржуазная социология ратует именно за такую практическую реализацию общественно-политической активности. Это не означает что ее представители не видят роста общественно-политической активности личности, направленной против деятельности различных буржуазных социальных и политических институтов, но эта активность объясняется шли как «ситуативная реакция» на нежелательные социальные явления, или «отсутствием социальных и политических знаний», или неудовлетворенностью положением личности в микросреде.
5. Из этого следует, что любое проявление общественно-политической активности, направленной на преобразование, а тем более на слом существующих институтов, буржуазные социологи не только не признают, но, наоборот, стремятся использовать собственную науку в политических целях для того, чтобы разобщить массы и отвлечь их от революционной преобразующей деятельности. Другими словами, мы можем говорить о политизации социологии социальной активности позитивистского направления.
6. Анализируя концепции общественно-политической активности личности, выдвинутые Е. Беккером, Д. Рейнольдсом, Д. Шварцемпредставителями экзистенциального направления в буржуазной социологии, можно придти к выводу, что этим авторам в какой-то мере удалось воспроизвести реальную ситуацию, при которой существование каждого индивида капиталистического общества определяется совокупностью готовых стандартов, ограничений, регламентации. При таком положении вещей неизбегло формируется концептуализуе-мая Е. Беккером, Д. Рейнолдсом, Д. Шварцем в их теоретических системах изолированная фигура самостоятельного индивида, противостоящего всем этим овеществленным силам общества. Такая изолированная личность начинает вообще казаться единственной и неповторимой ценностью, духовной и эмоционально-психологической индивидуальностью, независящей от существующих общественно-экономических отношений.
Эти авторы анализируют лишь человеческое сознание, рассматривая последнее в качестве главного и единственного источника общественно-политической активности личности. Всем им присуще игнорирование объективно-материальной обусловленности жизни общества, что приводит к утверждению «безграничности» личностной свободы, осознание которой только дает якобы возможность преодолеть характерное для современного буржуазного общества всеобщее отчуждение.
7. Равно как буржуазные социологи позитивистского направления, авторы концепций общественно-политической активности личности, рассматривающие ее с позиций экзистенциализма, твердо стоят на платформе идеализма. Отождествление активности сознания человека с его общественно-политической активностью, роста общественно-политической активности личности с духовным «самоуглублением» не имеют ничего общего с реальными процессами, происходящими в ходе исторического развития капиталистического общества. В этом смысле можно говорить о том, что буржуазные социологи экзистенциального направления отстаивают более реакционные позиции, чем социологи-позитивисты различных слоев капиталистического общества.
8. В 60-х — начале 70-х годов обозначился интенсивный рост общественно-политической активности молодежи. Это вызвало огромный интерес политиков, идеологов, философов, социологов, которые, каждый по-своему, стремятся трактовать происхождение и формы проявления общественно-политической активности личности молодого человека, обращаясь к различным теориям социального конфликта. В этих интерпретациях проявилось воздействие двух основных теоретических направлений! позитивистское и экзистенциальное .
По мнению ряда буржуазных социологов, исследующих проблемы молодежи (Ф.Элтбэк, П. Петерсон, Дж. О'Брэйн), источники общественно-политической активности молодежи кроются в «конфликте поколений». Понятно, что этим они хотят свести на нет результаты молодежных выступлений, движений, направленных против экономической эксплуатации, социального неравенства, внутренней и внешней политики капиталистического государства. Группа других буржуазных социологов (К.Кеннистон, М. Лэрнер, К. Мэррэй) предпринимает попытку разобщить молодежь путем противопоставления общественно-политической активности студенчества общественно-политической активности рабочей молодежи, полагая, что общественно-политическая активность студенчества является всегда последовательной и прогрессивной. Вместе с тем данные авторы говорят либо о спаде общественно-политической активности молодежи, либо вовсе отрицают факт политической активности рабочей молодежи.
9. Представители экзистенциального направления в социологии, изучающие проблему общественно-политической активности молодежи, сводят вопрос лишь к изучению источников ее происхождения, которые видятся в отчуждении личности молодого человека от общества. Не понимая сущности отчуждения, Ф. Клэгсбран, например, в отчуждении личности от существующего общества видит революционный бунт личности — свидетельство ее духовного богатства.
По его мнению, такая форма отчуждения как самоубийство будет одновременно и высшей формой проявления общественно-политической активности личности. Не активность, направленная на слом капиталистического строя, мопет спасти общество от его пороков, а, как оказывается, самоуничтожение — единственная «истина» общественно-политической активности. Такой «социологический» теоретический вывод является идеологической опорой для тех империалистических кругов, которые не прекращают наращивать ядерное и нейтронное оружие, использование которого может привести к гибели всего человечества. Подобного рода «социологические» теории на руку реакционным силам капиталистического мира.
В целом следует сказать, что множество концепций и точек зрения в буржуазной социологии, по-разному трактующих социальную и политическую активность личности, а также личности молодого человека, свидетельствуют об отсутствии единой общеметодологической основы, только на базе которой можно было бы выработать правильную позицию во взглядах на взаимодействие личности и общества, молодого поколения и социальной среды, дать верную оценку общественно-политической активности личности, соответствующую реальной действительности, последовательно проанализировать происхождение и формы проявления этой активности.
Такой единственно верной общеметодической основой подхода к изучению социальных явлений, в том числе и проблемы социально-политической активности, является материалистическое понимание истории, на базе которого возникла и успешно развивается марксистско-ленинская социология социальной активности.
Список литературы
- Маркс К. К еврейскому вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1.
- Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.1.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4,
- Маркс К. К критике политической экономии. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.
- Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
- Маркс К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1.
- Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр. соч., т.2.
- Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6.
- Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7.
- Ленин В.И. Студенческое движение и современное политическое положение. Полн.собр.соч., т.17.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр-соч., т.18.16