Народная игрушка терских поморов как средство социализации детей среднего дошкольного возраста
Диссертация
Воспитание дошкольника как субъекта социализации обеспечивают следующие педагогические условия: погружение родителей и детей в единую икультурационную средусоздание ситуаций социального опыта детей с различной педагогической инструментовкойэффективное руководство игровой деятельностью детейкомплексное использование средств воспитаниявоспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социализация как предмет педагогического исследования
- 1. 1. Проблема социализации в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Игровое взаимодействие детей среднего дошкольного возраста на основе народной игрушки как условие социализации
- 1. 3. Поморская народная игрушка как средство социализации детей
- Кольского Севера
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальное исследование социальных аспектов воспитания дошкольников средствами терской народной игрушки
- Q 2.1. Изучение состояния проблемы социализации детей среднего дошкольного возраста посредством поморской народной игрушки
- 2. 2. Условия социализации дошкольников средствами поморской народной игрушки
- 2. 3. Динамика социализации детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности с терской народной игрушкой
- О
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Жизненная перспектива личности. — М: Наука, 1977. — С.30−43.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М: Мысль, 1991. — 299 с.
- Актов Н.А. Социальное развитие регионов. -М., 1985. 194 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М: Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 494 с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах в социализации / Сб. Человек и общество. № 9. — ЛГУ, 1971.- 306 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1/ Сост. В. П. Лисенкова. Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М: Педагогика, 1980.-230 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань: КГУ, 1998. 236 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М: МГУ, 1980. 115 с.
- Ю.Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М: Просвещение, 1987. — 144 с.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974.-221 с.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. с.206−220.
- Бабаянц Г. Н. Поморские куклы «панки» // Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977. -с.70
- М.Бабунова Е. С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской традиционной семейной культуре: Автореф.дисс. канд.пед.наук. — М., 1996. 19 с.
- Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. М.: Наука., 1976.-221 с.
- Балашов Д.М. Терский берег: очерки народной культуры Русского Севера // Молодая гвардия. М., 1969. — № 8. — с.252−268- - № 9. — с.230−265.
- Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: А.П.О., 1995. — 72 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. — М.:Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
- Беляева Л.С. Поморская музыкальная педагогика // Наука и образование. Мурманск. — 2000. — № 1. — с.52−59.
- Беляева Л.С., Трудкова Е. Г. Поморская этнопедагогика как эмпирическая инновация // Инновации в педагогике и частных методиках. Сб. научных статей. СПб. — Мурманск, 1998. — с.4−11.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-416 с.
- Бернштам Т.А. Поморы: формирование группы и системы хозяйства. -Л.: Наука, 1978.- 176 с.
- Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX вв. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1983. — 233 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — с.3−8.
- Блинов Г. П. Роль национальных обычаев и традиций в сознательной регуляции поведения. М.: Наука, 1989. — 126 с.
- Блонский П.П. Возрастные особенности детей: извлечение из «Педологии» / Избр.пед.произведения. -М.: АПН РСФСР, 1961. с.373−529.
- Богуславская И.А. Русская глиняная игрушка. — Л.: Искусство, 1975. -142 с.
- Богуславский М.В. Творческий поиск российских школ начала XX века/ Пед. альманах. Влади. Вып.2. — М., 1993. — с.50−55
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бондареве кая Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — с.29−36.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. —412 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М.:Наука, 1972. — 48 с.
- Бурцев А.Е. Народный быт Русского Севера. СПб., 1998. — 85 с.
- Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. — № 7. — с. 111−116.
- Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX начала XX веков: Автореф.дисс.канд.культурологии. — СПБ, 2000.-21 с.
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. СПб: изд-во СПГУ, 1995.-197 с.
- Вентцель К.Н. Проблемы космического воспитания // Педагогический альманах. Влади. — Вып.2. — М, 1993. — с. 10−14.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник / Сост.Л. Д. Филоненко. — М.:Ассоциация профессиональное образование, 1993.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дисс.докт.пед.наук. — М., 1994. — 317 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. -М.: Academia, 1999. 168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования образование в мире. -М., 2002.-№ 1. — с.3−24
- Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избр.труды. М.: Советский художник, 1972. — 350 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН СССР, 1960.-500 с.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Собр.соч.: В 6 т. М., 1983. — Т.З. — 314−336 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки. 3 изд. -М.: Просвещение, 1991.-90 с.
- Гемп К.П. Сказ о Беломорье.- Архангельск.: Северо-Западное кн. изд-во, 1983.-239 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс., 1995.-412 с.
- Горбунова Л.Д. Социальная психология личности. — Новочеркасск.: НПИ, 1990.-75 с.
- Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. -1991. № 2. — с.38−43.
- Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Автореф. дисс.докт.пед.наук. М, 1998. — 66 с.
- Гришина Г. Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье: Автореф. дисс. канд.пед.наук.-М, 1990.-17 с.
- Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986. — 274 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — с.22−33.
- Дайн Г. Л. Русская игрушка. М.: Советская Россия, 1987. — 197 с.
- Детство. Программа воспитания и развития в детском саду. СПб.: Ак-сидент, 1996. — 224 с.
- Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. Владимир, 1999. — с. 173−190.
- Дранишников В.В. Гражданское воспитание школьников: Педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников. Мурманск: МГПИ, 2000. — 256 с.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 1982. — с.56−72.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Л.: Художник, РСФСР, 1986.-246 с.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. М.: Изд-во ЦК Всерос. Союза работников просвещения, 1921.
- Дьяконицына О.В. Поморская козуля // Декоративное искусство СССР.- 1988.-№ 4.- с.16−17.
- Евтюкова О.А. Поморские козули // Полярная правда. 1983. — 10 апреля.
- Елисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 2002. — 20 с.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Просвещение, 1975.-171 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.:ИНФРА. М., 1999.-52 с. 67.3атолока С. Н. Воспитательная роль социальной микросреды и проблемы ее активизации.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1989. -20 с.
- Игрушка. Ее история и значение: Сборник статей / Под ред.Н. Д. Бартрама. М., 1912. — 64 с.
- История дошкольной педагогики / Под ред.Л. Н. Литвина. М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988.-315 с.
- Калгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. — М.: Московский центр Вальдорфской педагогики, 1993. 272 с.
- Коломенский Я.Л., Харин С. С. Становление объективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — 1991. № 6. — с.21−30.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1984. — 367 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.-270 с.
- Кон И.С., Ольшанский В. В. Социализация // Философская энциклопедия. — Т.5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. — с.66−67.
- Конникова Т.Е. Механизмы воздействия коллектива на личность // Советская педагогика. 1969. — № 11. — с.27−36.
- Константинов И. По старому рождественскому обычаю // Наука и жизнь. 1990. — № 12.- с.94−95.
- Копанев А.Н. Крестьяне Русского Севера в XVII веке. Л.: Наука, 1984.-244 с.
- Королев Н.И., Терентьев В. В. Философское понимание мира и человека: Учебное пособие. М.: МИИТ, 1996. — 519 с.
- Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка / Под ред. С.Новоселовой. М.: Просвещение, 1980. — 64 с.
- Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: Чарли, 1995. — 651 с.
- Кочетов А.И. Взаимосвязь воспитания и самовоспитание (на материалах 5−8 классов): Автореф. дисс.докт.пед.наук. Л., 1967.
- Красовская Ю. Терские игрушки// Вокруг света. 1976. — № 4, — с.3−5.
- Крупская Н.К. Воспитание / Пед.соч.: В 6-ти т. Т.З. — М.: Педагогика, 1979.-368 с.
- Крупская Н.К. К воспрсу о целях школы / Пед. соч. в 6-ти т. — Т.2. — М.: Педагогика, 1978. 447 с.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Характеристика современной школы как воспитательной системы // Советская педагогика. 1981. — № 5. — с. З7−42.
- Кустарная промышленность России. Т. 1., СПб., 1913, 298 с.
- Лабунская Г. В.и др. Работа с детьми над игрушками. М.: АПН РСФСР, 1962.-95 с.
- Левина М.С. 365 кукол для всего света. — М.: Айрис-пресс, 2000. -238 с.
- Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование. Мурманск: Пазори, 2001. — 145 с.
- Левитес Д.Г. Качество образования и безопасность страны // Мир образования образование в мире. — 2002. — № 1. — с.24−39.
- Лежнева С.С., Булатова М. М. Сказка своими руками (самодельная игрушка). Минск: Полымя, 1975. — 60 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей детей. М.: Педагогика, 1969. — 104 с.
- Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: Просвещение, 1979.-с. 18−36.
- Литвин Л.Н. Общественное дошкольное воспитание в РСФСР. 19 171 940 гг. Мурманск: МГПИ, 1992. — 166 с.
- Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф.дисс.канд.пед.наук. — М., 1997.-16 с.
- Литвинский П.А. Игрушка, ее назначение и выбор. СПб., 1899. -44 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. — 316с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры // Узорочье жизни. — М.: Молодая гвардия, 1989. с.124−136.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука., 1984.-444 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8-ми т. / Ред.кол. М. И. Кондаков и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.1.-С.267−330.
- Максакова В.И. Педагогическая антропология. М.: Academia, 2000.-206 с.
- Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск.: Северо-Западное кн. изд-во, 1974. — 605 с.
- Малик Л.С. Народная игрушка Русского Севера как средство социализации младших подростков: Дисс. канд.пед.наук. СПб, 1994. -151 с.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. — № 2. — с.78−96.
- Маркова Н.Г. Дифференцированный подход к дошкольникам на основе учета их типологических особенностей.: Дисс.канд.пед.наук. — М., 1976.-211 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982.-127 с.
- Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки поморья. — СПб.: РИО ИПТ, 1997.-148 с.
- Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области. — СПб, 1997.- 156 с.
- Мид М. Культурный мир детства / Пер. с англ.- М.: Наука, 1988. — 402 с.
- Молчева А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан): Ав-тореф. дисс. канд.пед.наук.- М.1995. 16 с.
- Момов В. Человек. Мораль. Воспитание/ Пер. с болг. — М.: Прогресс, 1975. 162 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. — М.: Знание, 1990. 40 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества: Учебник для студентов вузов. 2-е издание. — М.: Академия, 1998. — 456 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношения. М.: Изд.-во Института практ. психологии, 1995. — 356 с.
- Народная культура Севера: «первичное», «вторичное», «традиция», «инновация». — Архангельск: Северо-Западное изд-во, 1991.164 с.
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред.Т. С. Комаровой. М.: Педагог об-во в России, 2000. — 186 с.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 313 с.
- Никандров Н.Т. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1988.-№ 3. — с.3−10.
- Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. — № 11. — с.61−64.
- Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре // Методические рекомендации к занятиям 1-го года обучения по программе факультатива «Введение в народоведение». — М.:Центр Планетариум, 1994.-26 с.
- Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева, В.В. Е. Гмурмана. М.:Просвещение, 1967. — 365 с.
- Очилова Б.М. Национальная традиционная обрядность и социализация личности: Автореф. дисс.канд.пед.наук. — Ташкент, 1990. — 21 с.
- Пантелеева Л.Т. С любовью к родному краю. Мурманск.: Мурманское кн. изд-во, 1988. — 120 с.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М.Бим- Бад. -М.: УРАО., 1998. -576 с.
- Песни Кольских поморов / Сост. И. В. Дубовская. Мурманск, 1996.- 119 с.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. — М., 1987.-368 с.
- Покровский Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. -М, 1984. С.364−371.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.- 191 с.
- Радуга. Программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада. — М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
- Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — с. 17−22.
- Разумный В.А. Художественная педагогика.- М.: ИПРИК, 2000. -74 с.
- Раку И.И. Развитие образа себя в раннем детстве: Авто-реф.дисс.канд.психолог.наук. -М., 1992. — 19 с.
- Расчетина С.А. Цели и методы индивидуального подхода к подростку в воспитательном процессе. Л.:ЛГПИ, 1988. — 86 с.
- Расчетина С.А. Воспитательная ситуация как способ взаимодействия педагогов и учащихся // Сотрудничество педагогов и школьников как педагогическое явление: Межвузовский сборник научных трудов — Л.: ЛГПИ, 1989.-с.31−36.
- Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тесты.-М.:Прогресс, 1986.-342
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Русская традиционная культура. Комплекс интегрированных и этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальной школы. -М.: МГУК, 1998. 288 с.
- Рыбников Н.А. Детские игрушки и их выбор. — М.: Работник просвещения, 1927. — 52 с.
- Сазонова M.JT. Методологические и методические основы социализации детей выходцев из неблагополучных семей: Авто-реф.дисс.канд.социологических наук. — М., 1988. — 19 с.
- Сергеева А.А. Воспитание художественного интереса учащихся начальной школы средствами этнического искусства Северных народов Кольского Заполярья.: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Мурманск, 2001.- 19 с.
- Серов С. Поморы // Наука и жизнь. 1990. — № 10. — с.54−55.
- Сковородкина И.З. Теория и практика национального образования на Арктическом Севере: Автореф.дисс.докт.пед.наук. М., 2001. -32 с.
- Смагина Б.А. Социальная детерминация духовного освоения действительности: Автореф.дисс.канд.филос.наук. Л&bdquo- 1988. -20 с.
- Соколова М.А., Кузьмина Е. Н., Родионов М. Л. Сравнительная педагогика. М.: Просвещение, 1978. — 188 с.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Спиркин А.Г. Человек, культура, традиции // Традиция в истории культуры. -М.: Наука, 1978. с.5−15.
- Станчинский Г. А. Теоретические основы этнической педагогики: Автореф.дисс.докт.пед.наук. СПБ, 1998.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. м.: МГУ, 1974. — 72 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Пер. с укр. 3-е изд. -М.: Молодая гвардия, 1979. -335 с.
- Сычев Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
- Татенко В.А. Анализ процесса социализации личности. — Киев: Знание, 1976. 17 с.
- Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. JL: Художник РСФСР, 1970.-207 с.
- Тараскина Г. С. Адаптирование младших школьников к окружающему миру средствами искусства и культуры.: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М, 1997. — 24 с.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». — М.: Высшая школа, 1968. 148 с.
- Трудкова Е.Г. Эстетическое воспитание студентов педагогического вуза средствами поморских народных музыкальных традиций.: Дисс.канд.пед.наук. Мурманск, 1998. — 167 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М.: Академия., 1999. — 336 с.
- Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. — М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
- Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре / Под ред.А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1966. — с.38−48.
- Ушаков И.Ф. Избранные произведения. В 3-х т.: Историко-краеведческие исследования. Мурманск.: Кн. из-во, 1977.- Т.1: Кольская земля. — 648 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед.соч.: В 6-ти т. М.: Просвещение, 1968. -Т.-1. С.245−249.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.-203 с.
- Философский энциклопедический словарь / Ред.кол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. -814 с.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М, 1961. -334 с.
- Флерина Е.А. Педагогика народной игрушки // Игра и игрушка. -Сб.-М., 1973. с.85−90.
- Фольклор — музыка театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Программно-методическое пособие / Под ред.С. И. Мерзляковой. -М.: ВЛАДОС, 1999.-216 с.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки и теории.— Л.: Наука, 1986.-304 с.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. М.: Просвещение, 1962. — 328 с.
- Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки-Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1993 .-40 с.
- Щекина С.С. Воспитание в поморской семье XVIII-XIX века.: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Петрозаводск, 1995. — 22 с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 48 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
- Юсов Б.П. Когда все искусства вместе // Пособие для учителя. — М, 1996.-107 с.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
- Яковенко Н.Г. Терский берег. Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1989. — 120 с.