Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деловой английский язык как средство формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие положения: 1. Социальная компетентность — это универсальная способность профессионала эффективно решать практические социальные задачи в профессиональной деятельности, осознавая право и обязанность самостоятельно сделать свой выбор и не бояться рисковать, выстраивать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей
    • 1. 1. Современные требования к качеству высшего образования в постиндустриальном обществе
    • 1. 2. Социальная компетентность студента как часть профессиональной компетентности будущего специалиста
    • 1. 3. Роль иностранного языка в формировании социальной компетентности будущего специалиста
  • ВЫВОДЫ по содержанию главы
  • ГЛАВА II. Результативность влияния делового английского языка на формирование социальной компетентности студентов экономических специальностей
    • 2. 1. Роль делового английского языка в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей
    • 2. 2. Система изучения делового английского языка в формировании социальной компетентности студентов экономических специальностей
    • 2. 3. Анализ результатов влияния делового английского языка на формирование профессиональной и социальной компетентности студентов
  • ВЫВОДЫ по содержанию главы II

Деловой английский язык как средство формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена сформировавшимся в современной социокультурной ситуации противоречием между все еще сохраняющейся в вузах традиционной практикой подготовки будущих специалистов и необходимостью разработки. новых программ, включающих в себя аналитический инструментарий различных дисциплин, призванных помочь воспитанию нового профессионала, готового к опережающим действиям в поисках выхода из всевозможных кризисов.

Мировой образовательный процесс столкнулся с противоречием, имеющим отношение к проблеме времени. Образование, которое раньше мыслилось как передача знаний и от прошлых поколений будущим оказалось неспособным удовлетворить потребности настоящего и не имеет четкой ориентации на будущее, на создание такого образа, который мог бы обеспечить как выживание человеческого рода, так и сохранение биосферы (Ж. Делор). Роль образования в обществе состоит не только в передаче знаний и социального опыта поколения к поколению, но и в том, чтобы готовить человека к выходу из всевозможных кризисов, используя не устаревшие, а опережающие действия и нетрадиционные действия.

Кризис, с которым столкнулось высшее образование, назван «кризисом компетентности». Надежды на преодоление этого кризиса, имеющего множественные социальные последствия, связывают с развитием высшего образования.

Российское общество, вступившее в полосу радикальных реформ, требует от системы образования более гибкого — в идеале — опережающего реагирования на изменения в социальной среде. Среди первоочередных задач, которые стоят перед отечественной высшей' школой — интенсификация работы по принятию образовательных моделей, которые отвечали бы национальным традициям и интересам России и способствовали построению целостной системы обеспечения качества.

Решение глобальных проблем зависит от того, какой тип человека будет сформирован обществом, каким окажутся уровень его индивидуального сознания, характер и широта межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь. Основанное на ценностях понимание социальных процессов играет центральную роль в компетентном поведении и должно учитываться при любой осмысленной оценке компетентности. Поведение людей в очень большой степени определяется представлениями о том, как следует действовать в тех или иных случаях, кто и с кем должен взаимодействовать и по какому поводу. Оно находится также под сильным влиянием представлений о социальных ролях, то есть о том, кто и что должен делать в соответствии со своим положением, какие ожидания и реакции на поведение человека возможны у его окружающих. Поведение определяется и собственными представлениями людей о тех социальных процессах, которые обозначаются понятиями «управление», «участие», «принятие решения», «ответственность руководителя», «благосостояние» и «демократия».

Новая коллективность предполагает новый тип личности, которая в свою очередь является основой такого коллектива. Особенностью этой личности выступает ее социальная компетентность. Социальная компетентность помогает человеку строить процесс личностной самореализации, опираясь на существующий потенциал развития общества.

Наш анализ современного состояния исследований проблем, стоящих перед высшим образованием, свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме формирования социальной компетентности — основанных на ценностях умениях эффективно решать вопросы социального плана. Нам представляется, что одним из эффективных механизмов выработки таких умений является преподавание делового английского языка в вузах.

Информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности. Новые информационные технологии открывают каждому человеку доступ к сокровищам мировой науки и культуры. Информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать. Сегодня мощь державы — это ее интеллектуальный потенциал и интегрированность в мировое информационное пространство. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность становится важнейшим качеством специалиста, о чем свидетельствует включение ее в качестве одной из основных во все программные документы, посвященные новым требованиям к образованию.

За последнее десятилетие вопросы теории и практики обучения студентов иностранным языкам приобрели огромное значение. Значимость иноязычного компонента образования подтверждается на разных уровнях обсуждения мировым педагогическим сообществом (симпозиумы, конференции, семинары), и научными публикациями (А.Дафф, Л. Г. Денисовой, И. А. Зимней, Г. А. Китайгородской, Е. И. Пассова, С.Г. Тер-Минасовой, Т. Хатчинсон и др.).

В отечественной и зарубежной педагогической науке сложились теоретические предпосылки для разработки концепций эффективных методов преподавания иностранных языков. Однако идея влияния преподавания делового английского языка в высшей школе на формирование социальной компетентности, не получила еще теоретического осмысления в аспекте изучения возможностей «делового английского языка» как методической основы разработки эффективных программ по иностранному языку в высшей школе.

Одновременно с теоретическими предпосылками формировались и практические, способствующие разработке концепции диссертационного исследования. К ним, в первую очередь, следует отнести подписание Россией Болонской декларации о вступлении в единое Европейское образовательное пространство (2003г.), принятие правительством РФ в 2000 г. «Национальной доктрины образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.).

С учетом выявленного противоречия и недостаточной разработанности была избрана тема исследования «Деловой английский язык как средство формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей», теоретическим и практическим основанием которого стал анализ условий влияния преподавания делового английского языка на процесс формирования социальной компетентности студента.

В своем исследовании мы опирались на методологические положения о воспитании, разработанные в трудах отечественных педагогов И. Ю. Алексашиной, Н. В. Бордовской, С. Г. Верпшовского, И. А. Колесниковой, В. Ю. Кричевского, Ю. Н. Кулюткина, И. Я. Лернера, О. Г. Прикота, а также философов и психологов К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, B.C. Библера, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, В. Н. Мясищева, B.C. Соловьева, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, В. А. Ддова и др., в которых обстоятельно исследуется зависимость воспитания личности от специфики общественных отношений, раскрываются требования к воспитанию, вытекающие из объективных потребностей общества и развития индивидуальности человека.

Объект исследования — процесс формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей.

Предмет исследования — влияние преподавания делового английского языка на формирование социальной компетентности студентов.

Цель исследования — выявление условий влияния преподавания делового английского языка на процесс формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей.

Гипотеза исследования — преподавание делового английского языка студентам экономических специальностей может стать важнейшим средством формирования не только необходимой иноязычной, но и современной социальной компетентности студентов, а также активно способствовать профессионализации (восхождению к вершинам профессионализма) самого преподавателя при условиях:

• осознания педагогом вуза профессиональной значимости формирования социальной компетентности студентов;

• реализации компетентностного подхода в преподавании иностранного языка студентам экономических специальностей;

• согласования содержания делового английского языка с содержанием учебных курсов подготовки студентов экономических специальностей;

• применения в преподавании делового английского языка эффективных образовательных технологий.

Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Обосновать необходимость реализации компетентностного подхода в обучении студентов экономических специальностей английскому языку.

2. Выявить потенциал делового английского языка как средства формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей.

3. Разработать и апробировать авторскую программу по учебному курсу делового английского языка, обеспечивающую формирование социальной компетентности студентов экономических специальностей.

4. Определить показатели оценки формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей средствами делового английского языка.

Методологической основой исследования явились положения о ценностях высшего образования в условиях постиндустриальной цивилизациио социализирующей роли иностранного языка в условиях глобализации, интернационализации, унификации общества, с одной стороны, регионализации и сохранения местной самобытности, с другойо профессиональном образовании как пространстве согласования интересов личности, общества и государствао социальном качестве профессионального образованияо необходимости реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

Теоретическими источниками исследования явились труды, отражающие:

• тенденции глобализации и интернационализации развития высшего профессионального образования (Ф.Г. Альтбах, JI.A. Вербицкая, Л. С. Гребнев,.

A.Н. Джуринский, В. Б. Касевич, В. А. Козырев, Г. А. Лукичев, П. Скотт, Н. Л. Шубина и др.);

• новые подходы к измерению качества высшего образования (Я. Аавиксо,.

B.Белов, Г. А. Бордовский, А. О. Грудзинский, Л. С. Гребнев, В. А. Садовничий,.

A.И. Субетто, Ю. Г. Татур, С. Ю. Трапицын и др.);

• реализацию идей компетентностного подхода и личностно-ориентированного обучения в высшей школе (О.В. Акулова, В. И. Байденко, И. А. Зимняя,.

B.А. Козырев, О. Е. Лебедев, А. И. Субетто, В. В. Сериков, Н. Л. Шубина и др.);

• общие вопросы профессионального образования и профессиональной подготовки специалиста в вузе (В.О.Айнпггейн, Е. П. Белозерцев, А. А. Вербицкий, В. И. Гинецинский Б.С. Гершунский, Е.С. Заир-Бек,.

A.M. Новиков, О. Г. Прикот, А. А. Реан, В. А. Сластенин и др.);

• исследования в области речевой деятельности (Б.Ц. Бадмаев, А. А. Леонтьев, Е. И Пассов, Соссюр Ф., С.Г. Тер-Минасова, Л. В. Щерба и др.);

• проблемы дидактики и организации процесса обучения в высшей школе (Н.В. Бордовская, А. А. Вербицкий, Л. А. Даринская, М. В. Кларин, В. П. Колесов,.

B.А. Сластенин, А. В. Хуторский, В. Д. Шадриков и др.);

• положения об обусловленности педагогического процесса социальными и психологическими факторами (Г.Андреева, С. Г. Вершловский, В. И Гине-цинский, В. И. Загвязинский, B.C. Ильин, А. И. Субетто, И. Я. Лернер, В. А. Ядов и др.).

Научная новизна исследования.

Обоснована важность использования процесса обучения иностранным языкам в вузе для формирования не только языковой, но и социальной компетентности студентов.

Уточнено понятие «деловой английский язык» как средство формирования социальной компетентности при подготовке будущего специалиста в вузе.

Социальная компетентность студента определена как составная часть его профессиональной готовности к эффективному выполнению своей роли в обществе и как механизм реализации полученных в образовательном процессе знаний в соответствии со специфическими потребностями общества, экономики и личности.

Теоретическая значимость исследования.

Обоснован деловой английский язык как методическая основа для создания эффективных программ обучения студентов экономических специальностей иностранному языку.

Определены условия влияния преподавания делового английского языка на процесс формирования социальной компетентности будущих специалистов экономических специальностей.

Выявлены показатели оценки формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей средствами делового английского языка.

Практическая значимость исследования.

Описан алгоритм составления программных модулей для обучения студентов-экономистов деловому английскому языку.

Разработана и реализована авторская программа «Профессиональный (английский) язык для специальности 60 600 «Мировая экономика» для студентов факультета международных экономических отношений Балтийского института иностранных языков и международного сотрудничества.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Социальная компетентность — это универсальная способность профессионала эффективно решать практические социальные задачи в профессиональной деятельности, осознавая право и обязанность самостоятельно сделать свой выбор и не бояться рисковать, выстраивать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами. Социальная компетентность будущего специалиста является одной из ключевых компетентностей более широкого понятия «профессиональная компетентность».

2. Одним из важнейших средств формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей является деловой английский язык, обладающий образовательным потенциалом, ориентированным на компетентностную модель. Особенность преподавания делового английского языка состоит в интеграции процессов формирования иноязычной и социальной компетентности студентов экономических специальностей. В этом случае акцент в обучении деловому английскому языку делается не на уровень владения языком, а на эффективность его использования в профессиональной деятельности будущего специалиста.

3. Механизмом успешной реализации потенциала делового английского языка для развития социальной компетентности студентов является использование современных образовательных технологий, отвечающих профильному подходу в обучении студентов (деловая игра, тренинг, технология кейса, рефлексивное обучение, развитие критического мышления, социальное взаимодействие в обучении).

4. Деловой английский язык станет средством формирования социальной компетентности студента экономической специальности при соблюдении следующих условий:

• осознание педагогом вуза необходимости формирования социальной компетентности студентов;

• реализация компетентностного подхода в преподавании иностранного языка студентам экономических специальностей;

• согласование содержания программы делового английского языка с содержанием изучаемых специальных учебных дисциплин;

• применение в преподавании делового английского языка современных образовательных технологий.

База исследования.

Исследование проводилось на базе факультета международных экономических отношений Балтийского института иностранных языков и международного сотрудничества, Лингвистического центра Института иностранных языков, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. Всего в исследование было включено 150 студентов, 43 преподавателя иностранных языков и 27 работодателей. Этапы исследования:

Первый этап (1992;2000). Аналитико-поисковый. Исследование тенденций развития высшего образования в России и в мире. Изучение опыта изучения английского языка в вузе. Формирование исходной гипотезы исследования.

Второй этап (2000;2005). Экспериментальный. Исследование современных концепций преподавания делового английского языка, составление программы преподавания делового английского языка, разработка и защита в Великобритании (York Associates, York, United Kindom) проекта «Деловой английский язык». Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента по выявлению условий обучения деловому английскому языку как средству формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей на базе Балтийского института иностранных языков и международного сотрудничества.

Третий этап (2005;2007). Обобщающий. Систематизация, обобщение и анализ результатов исследования. Оформление текста диссертации. Методы научного исследования:

• анализ философской, культурологической, социологической, лингвистической, педагогической, методической литературы;

• анализ базовых авторских программ по английскому языку в экономических вузах;

• контент-анализ биографических материалов, опрос, анкетирование, интервьюирование;

• педагогический эксперимент;

• наблюдение за деятельностью студентов в учебном процессе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается уровнем организации и проведения педагогического экспериментаконцептуальной непротиворечивостью методологических позиций, опирающихся на философские, культурологические, лингвистические и педагогические идеирепрезентативностью экспериментальной выборкиэкспертизой программного обеспечения и результатов исследования Учебно-методическим отделом экономических вузов России.

Апробация результатов исследования проходила на научно-практических, научно-методических и практических конференциях преподавателей и аспирантов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (2002;2004 гг.), заседаниях кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и кафедры педагогики Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух главзаключениясписка литературы, включающего 153 источника, в т. ч. 18 —на иностранном языкеприложения. Текст иллюстрирован 15-ю таблицами и 2-я рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования.

ВЫВОДЫ по содержанию главы II.

1. Формирование социальной компетентности студентов экономических специальностей связано с их способностью выполнять в профессиональной деятельности следующие функции:

• Способность применять знания на практике.

• Исследовательские способности.

• Способность к обучению.

• Способности к адаптации к новым ситуациям.

• Способность к генерации новых идей (творчеству).

• Способность к лидерству.

• Понимание культур и обычаев других стран.

• Способность работать автономно.

• Способность к разработке проектов и их управлению.

• Способность к инициативе и предпринимательству.

• Ответственность за качество.

• Воля к успеху.

2. Готовность студентов экономических специальностей к формированию социальной компетентности не поддерживается со стороны преподавателей иностранного языка и содержания традиционной программы изучения английского языка. Для преодоления этого затруднения необходимы интеграция преподавателей английского языка в процесс профессионального обучения будущих специалистов и преобразование курса английского языка в специализированную программу делового английского языка.

3. Для эффективного формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей в ходе изучения иностранного языка необходимо провести самоопределение преподавателя английского языка по следующим направлениям:

• понимание и принятие целей профессиональной деятельности будущего специалиста как цели учебного предмета;

• интеграция деятельности преподавателя иностранного языка в содержание профессиональной подготовки будущего специалиста;

• применение современных образовательных технологий, ориентированных на развитие личности будущего специалиста;

• применение внешних систем оценивания качества подготовки будущего специалиста по предмету;

• творческое преобразование учебного предмета в соответствии с индивидуальными образовательными запросами студентов.

4. Проектирование авторского курса делового английского языка, ориентированного на формирование социальной компетентности студентов экономических специальностей, предполагает разработку программы по английскому языку в рамках компетентностного подхода, представляющей собой интегративный курс, включающий аспекты различных дисциплин, направленных на формирование социальной компетентности студентов.

5. Результативность формирования социальной компетентности студентов экономических специальностей можно отследить по следующим основаниям:

• внешняя оценка преподавателя результатов деятельности студентов;

• самооценка студентов.

Внешняя оценка преподавателя результатов деятельности студентов включает следующие показатели:

• уровень обученности студентов по всем учебным дисциплинам;

• личностные качества студентов, проявившиеся в процессе усвоения программы делового английского языка;

• уровень социальной активности студентов в период обучения. Самооценка студентов отслеживается по следующим показателям:

• важность приобретаемых социально значимых умений;

• интерес к видам деятельности, формирующимэти умения (педагогические технологии);

• степень владения социально значимыми умениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в целом подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы о том, что преподавание делового английского языка студентам экономических специальностей может стать мощным фактором приобретения студентом не только необходимой профессиональной, но и современной социальной компетентности, а также активно способствовать профессионализации (восхождению к вершинам профессионализма) самого преподавателя при условии:

— осознания педагогом вуза необходимости формирования социальной компетентности студентов;

— реализации компетентностного подхода в преподавании иностранного языка для студентов экономических специальностей;

— согласования содержания делового английского языка с содержанием учебных курсов подготовки студентов экономических специальностей;

— применения в преподавании делового английского новых образовательных технологий.

Целью нашего исследования было выявление условий влияния преподавания делового английского языка на процесс развития социальной компетентности студентов экономических специальностей.

Для этого были проанализированы и обобщены приоритетные направления развития высшего образования в мире и в России, выявлена сущность понятия «компетентностный подход» и методология формирования социальной компетентности студента, рассмотрены возможности иностранного языка в развитии социальной компетентности студента.

Полученные результаты позволили выявить условия развития социальной активности студентов экономических специальностей на основе использования такой программы профессионального обучения как деловой английский язык.

На базе факультета Международных экономических отношений.

Балтийского института иностранных языков и международного сотрудничества авторский вариант программы делового английского языка был апробирован на практике, что позволило выявить условия его преподавания, влияющие на формирование социальной компетентности студентов экономических специальностей.

По итогам исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.

Компетентносный подход выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умения эффективно разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Социальная компетентность — это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир.

Формирование социальной компетентности представляет собой овладение инструментарием, который позволит ему:

— принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требованийзабывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

— представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

— правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

— анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

— представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

— отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Преподавание иностранного языка, основанного на потенциале делового английского языка с его нацеленностью на развитие навыков эффективного социального взаимодействия, предоставляет возможности формирования социальной компетентности будущего специалиста при соблюдении следующих условий:

• осознание педагогом вуза необходимости формирования социальной компетентности студентов;

• реализация компетентностного подхода в преподавании иностранного языка для студентов экономических специальностей;

• согласование содержания делового английского языка с содержанием учебных курсов подготовки студентов экономических специальностей;

• применение в преподавании делового английского новых образовательных технологий.

В ходе исследования были разработаны и апробированы авторские программы «Английский язык» (профессиональный) для специальности 60 600 — «Мировая экономика"(2004), «Иностранный язык» (2006).

Перспективными направлениями дальнейшей исследовательской деятельности по данной теме могут стать:

— использование особенностей проектирования авторского курса делового английского языка для разработки аналогичных курсов по другим иностранным языкам;

— разработка программ повышения квалификации преподавателей вузов по направлению развития социальной компетентности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему//А1ша Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 6. — С. 3−8.
  2. О.В. Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. — 158 с.
  3. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998.— № 3.— С.75—82.
  4. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. -СПб.: СпецЛит, 2000.-223 с.
  5. А.Н. Контент анализ, его задачи и средства // Социология культуры — М., 1974.Вып.1. — С.131−162.
  6. Ф.Г. Высшее образование и WTO: безумие глобализации //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 6. — С.39−42.
  7. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Наука, 1991. — 306 с.
  8. Г. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 2005.-228с.
  9. JI.H. Программа «Английский язык (профессиональный) //Учебные программы по иностранным языкам для специальности 60 600-„мировая экономика“. СПб.:Изд-во БИЭПП, 2004. 38 с.
  10. Т.В. Аксиологический подход в определении профессионального самоопределения //Констатирующий эксперимент в педагогике. Сборник статей аспирантов и докторантов. Спб.,"VERBA MAGISTRI», 2000. — С.103−108. •
  11. О.С. Основы методологического мышления. М.: Внеш-торгиздат, 1989. — 412 с.
  12. И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России.—2002.—№ 4.— С. 115−119.
  13. С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. — СПб.: СП6ГАКД994. 224 с.
  14. И.Г. Качество образования в контексте концепции модернизации российского образования. Монография. Кострома: КГУ, 2002. 174 с.
  15. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса//Проф. образование и личность специалиста. М., 2002. — С.22−46.
  16. В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода)//Высшее образование в России. 2000.—№ 11.—С. 3−12.
  17. БД. Психология обучения речевому мастерству.— М.: Владос, 2002. -221с.
  18. М.М. Человек в мире слова. -М.: РОУД995. — 139 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. 424с.
  20. B.C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 98 с.
  21. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век.- М.: Политиздат, 1991. 413 с.
  22. Н. Российское образование: поиски себя в контексте глобализма//А1та Mater Вестник высшей школы. — 2001.- № 1.- С. 25−30.
  23. В. Система оценки качества образования// Высшее образование в России 2002. — № 1. — С. 44−49.
  24. В.А., Сериков.В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.— 2003.—№ 10. — С.8−14.
  25. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н.А, Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность вгуманистических теориях воспитания: Учеб. Пособ. М.: Ростов на Дону: Учитель, 1999. — 438 с.
  27. Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  28. Н. В., Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  29. Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога// Андрагог в открытом обществе. СПб.: ИОВРАО, 2000. 157 с.
  30. С. JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Метод. Пособие. СПб.: СПбГУПМ, 2003 .-55 с.
  31. Й.М. Конвергенция и цена статус-кво//А1та Mater.- Вестник высшей школы. 2001. — № 4. — С. 16−21.
  32. Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов //Высшее образование в Европе. 2002. Т. XXVIII. — № 3. (http//www.cepec.ro).
  33. А.П. Образование в России: Стратегия выбора: монография.- СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1998. 127 с.
  34. И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал, 1999. — 269 с.
  35. Венде Ван дер М. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе//Высшее образование в Европе. 2000. — № 1, 2. — С. 14−28.
  36. JI.A., Касевич В. Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения/ЛЗлпросы образования. 2004. — № 4 — С. 10−28.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  38. В.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. Спб.:
  39. Изд-во ИВЭСЭП, 2002. -165 с.
  40. В.Н., Прикот О. Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И: Герцена, 2007. — 252 с.
  41. JT.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999, — 352 с.
  42. Высшее образование в 21 веке. Подходы и практические меры/ Всемирная конференция по высшему образованию. Юнеско, Париж, 5−9 октября 1998 г./Юнеско. Париж: Юнеско. 1998. — 135 с.
  43. Г. Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991— 368 с.
  44. .С. Философия образования для 21 века. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  45. В.И. Основы теоретической педагогики. — Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. -154 с.
  46. И. Оценка студентами качества преподавания в вузе//А1та Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 5. — С. 20−21.
  47. А.В., Круглов М. И. Управление качеством продукции. М.: Экономика, 1979. — 176 с.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 60 600. Мировая экономика. М.: Юристъ, 2002. — 39 с.
  49. JI.C. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения//Высшее образование в России.2004.— № 1.— С.36−42.
  50. Л.С., Иванова С. В. О личностных приоритетах образования. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций// Педагогическое образование и наука. 2001. № 2. — С.4−8.
  51. А.О. Социальный механизм управления инновационным университетом: автореф. докт. социол. наук. Спб., 2005. 45с.
  52. Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. Спб., 2005. — 293с.
  53. А.Н. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы//А1ша Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 9. с. 44−49.
  54. Л.Г. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам. //Иностранные языки в школе. —1995.— № 2. С.7−13.
  55. Дело государственной важности: Выступление В. В. Путина на 7-ом съезде российского союза ректоров//Высшее образование в России.— 2003. -№ 1- С.4−10.
  56. А.Л. Дискурсы самоопределения: опыт рефлексии. //Педагогика самоопределения и проблемы поиска свободы. Барнаул, 1997. -С. 59−65.
  57. В., Кухтевич Т. Особенности и тенденции развития массового сознания студенчества// Alma Mater. — Вестник высшей школы. — 2003. — № 5.-С. 36−40.
  58. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды// Мониторинг образовательного процесса. 2000. — № 4. — С.34−42.
  59. М.И. Психология высшей школы. Минск: Университетское, 1993. — 368 с.
  60. О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо -Медиа, 1995.- 239 с.
  61. Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной//Иностранные языки в школе. — 2002.— № 3.-0.9−13.
  62. В., Приходько В., Федоров И. Вузовский преподаватель сегодня и завтра //Высшее образование в России.— 2000.—№З.С. 3−11.
  63. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 234 с.
  64. Закон Российской Федерации «Об образовании/Юбразование в документах: информационный бюллетень. — 1996. — № 21. — С.52−58.
  65. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня.— 2003.— № 5. — С. 34−42.
  66. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 2004. 38 с.
  67. И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1999. — 66 с.
  68. Г., Голиусова Ю. Современное студенчество: социологический портрет/ЛВысшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 110−114.
  69. А.А. Социальная компетентность: модель, компоненты. //Констатирующий эксперимент в педагогике. Сборник статей аспирантов и докторантов.— Спб.,"VERBA MAGISTRT', 2000. С.31−36.
  70. Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультрных изменений)//Социологические исследования.— 1995.— № 4.— С. З- 14.
  71. Ю.Н., Петров В. В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса. Вступительная статья к книге Т. Ван Дейк. Язык. Понимание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 312 с.
  72. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества//Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 54−58.
  73. Г. А., Интенсивное обучение иностранным языкам: Теория и практика. — М.: Рус.яз., 1992 — 254 с.
  74. М. В. Педагогическая технология в учебном процессе.— М.: Знание, 1989. -173 с.
  75. В.П. — Высшее образование: Вызовы Болонского процесса и ВТО. — М.: ТЕИС, 2007. 409 с.
  76. В. А. Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса : Научно-методическое пособие — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 434 с.
  77. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/Под ред. проф. В. А. Козырева, проф.Н. Ф. Радионовой и проф.А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 392 с.
  78. Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление. М.: ГУУ, 2002. — 84 с.
  79. В.А. Комплексная оценка качества занятий в вузе//Стандарты и Мониторинг. 2002. — № 5. — С. 40−43.
  80. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. — М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
  81. О.И. Формирование дискурсивной компетентности в сфере устного общения: Автореф. дис. канд. пед. наук — М., 2000. 21с.
  82. О.Е. Что такое качество образования? //Высшее образование сегодня— 2007. № 1.—С. — 34−39.
  83. А.А. Язык и речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  84. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  85. А.К. Психология профессионализма. — М.: Мысль, 1996. -308 с.
  86. Нив Г. Глобализация. Угроза? Возможность? А может, и то и другое.?//Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 37−39.
  87. A.M. Методология образования. — М.: Эгвес, 2000. 319 с.
  88. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. — М.: АПК и ПРО, 2002. 112 с.
  89. Образовательной политика России на современном этапе: Из доклада Государственному Совету Российской Федерации//Высшее образование в России— 2002. № 1 .—С. — 20−30.
  90. В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб: СПбГУЭФ, 1996. — 454 с.
  91. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета//А1та Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 7. — С. 44−49.
  92. Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования.- СПб: Златоуст, 2007. 200 с.
  93. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений, Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 40 с.
  94. М.К. Язык, знак, культура.— М.: Наука, 1991. 328 с.
  95. О.Г. Лекции по философии педагогики. СПб.: ТВ Пинк, 1998.- 163 с.
  96. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. СПб.: ТВПинк, 1995. — 260 с.
  97. Профессиональное образование: опыт научно-педагогической рефлексии: Сб. научн. трудов Новгород, ун-т им. Ярослава Мудрого/под научн. ред. проф. P.M. Шерайзиной, проф. Т. А. Каплунович. Великий Новгород: НовГУ, 2003. -148 с.
  98. Дж. Педагогическое тестирование. — М.: «Когито-Ценгр», 2009.- 142 с.
  99. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. -Париж: ЮНЕСКО, 1995. 46 с.
  100. Я. Что дают инвестиции в высшее образование?//А1ша Mater. — Высшее образование сегодня. — 2004. — № 4. — С. 48−51.
  101. В.А. Традиции и современность. (Доклад на VII съезде Российского Союза ректоров, декабрь, 2002)//Высшее образование в России.- 2003. -№ 1.-С. 11−18.
  102. Е. Коллективный субъект образовательного процесса //Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 154−157.
  103. Э. П.Как возникает всеобщий язык?— М.: Наука, 1968 — 287 с.
  104. X. Аккредитация и обеспечение качества в Европе//Высшее образование сегодня. 2002. — № 3. — С. — 44−50.
  105. H.JI. Концептуальные основы теории воспитательных систем //Школьный вестник. — 2001. № 2/6. — С. 6−16.
  106. В. Вызовы современности//А1ша Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 1. — С. 7−9.
  107. В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 8−13.
  108. В.Н. Системный подход к моделированию учебного процесса в условиях непрерывного образования: СПб.: Файндер, 2002. -37 с.
  109. М.Н., В.В.Краевский. Содержание общего и среднего образования.— М.: Знание, 1983. — 96 с.
  110. П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы//А1та Mater. — Вестник высшей школы. — 2001. — № 9. -С. 48−52.
  111. В.А. Методика воспитательной работы. Содержание общего и среднего образования.— М.: Academia, 2004. 144 с.
  112. О. Приоритеты образования: взгляд законодателя//Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 34−43.
  113. Ф. де. Курс общей лингвистики.— М.: Логос, 1998. 256 с.
  114. Л.Д. Психология и этика деловых отношений: Учеб. пособ. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. 504с.
  115. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных национальных проблем общественного развития /Философия качества образования. — СПб.: Кострома, 2000. — 378 с.
  116. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста.// Высшее образование сегодня. —2004.— № 3.—С.21−26.
  117. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1999. -210с.
  118. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: Слово, 2000.- 259с.
  119. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В. В. Краевского, И. Я Лернера.— М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  120. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск1./Под ред. В. Л. Рождественского, В. А. Качалова. М.: Изд. АТ, 1997. — 192 с.
  121. Урсул* А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности//А1ша Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. — С. 10−17.
  122. А., Романовсий А. Всемирный саммит по устойчивому развитию: тоги, надежды, перспективы.//А1та mater. —2003.— № 4.— С. З—12.
  123. И. Качество образования — категория фундаментальная //Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 3−7.
  124. В. Высшая школа России перед вызовами XX века //Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 5−15.
  125. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. —2003.— № 5. С. — 55−61.
  126. Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 93−99.
  127. В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Изд. Логос, 2007. — 210 с.
  128. Г. О низшем качестве высшего образования/ЛЗысшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 35−39.
  129. С.Е., Агапов.И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость?// Стандарты и мониторинг в образовании.—2002.—№ 2. — С.58−62.
  130. H.JI. Болонский процесс: оперативное, но обдуманное решение национальных проблем/ТИнформ. Бюл.- 2004. —№ 1−2. С.31−35.
  131. Г. П. Философия. Наука. Методология. М.:Шк.Культ,-Политик, 1997. — 642 с.
  132. С. Тенденции социально-экономического развития ОДО взрослых.//А1та Mater, — 2002.—№ 7.— С.21−29.
  133. JI.B. Языковая система и речевая деятельность. М.: УРСС, 2004. — 427 с.
  134. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал, 1994. № 1.— С.35−52.
  135. В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. — 240 с.
  136. Boud D. The move to self-assessment: liberation or a new mechanism for oppression? Assessment in Higher Education. Central QueenslandUniversity, Australia. http ://www.leeds. ac.uk/educol/documents/2 954.htm
  137. Duff A. Drama techniques, — OUP, 2005.
  138. Dufeu B. Teaching myself.— OUP, 1994.
  139. Feuer L.S. The conflict of Generations: The character and Significance of student movement.— New York. 1969.
  140. Ellis M. and Johnson C. Teaching Business English.— OUP, 1994.
  141. Fukuyama F. The end of history and last men.— New York, 1992.
  142. Hollet, V. Business objectives. — OUP, 1991.
  143. Hutchinson T. and WatersA., English for Specific Purposes: a Learner-centered Approach.—CUP 1987.
  144. Knapper Ch., Cropley A. Lifelong Learning and Higher Education.— L., 1985.
  145. Knowles, P. And Bailey, F. Functioning in Business.— Longman, 1987.
  146. Lauren, С. and Nordman, M. «Two dimensions of technolect didactictfiimplications «, in selected papers from the 5 European Symposium on LSP.— Leuven, Belgium, 1986.
  147. Ostwald MJ. Virtual urban futures // Virtual Politics. Identity and Community in Cyberspace / D. Holmes (ed.). —SAGE Publications, 1997.
  148. Parson T. Youth in context of American society //The challenge of youth.— New York, 1965.
  149. J. (1984) Competence in Modern Society: Its Identification. Develment and Release.—Oxford: Oxford Psychologists Press. 1984.
  150. Robinson P.C.ESP today: A practitioner’s Guide.— Prentice Hall, 1991.
  151. Quality Procedures in European Higher Education. European Network for Quality Assurance, http://www.enqa.net/texts/procedures.pdf.
  152. Sadker M.P., Sadker D.M. Tearchers.School.Sociaty.— N.Y.eta, 1994.
  153. The Icon Critical Dictionary of Postmodern Thought, edited by Stuart Sim. — Oxford, 1998.
Заполнить форму текущей работой