Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование основ художественной культуры у младших школьников: на материале древнерусского искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение понятия, содержания, структуры художественной культуры младшего школьника позволило разработать модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: а) концептуального блока, рассматривающего художественную культуру как часть общей культуры и как часть духовной культуры в рамках… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
    • 1. 1. Изучение феномена художественной культуры в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Специфика формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
    • 1. 3. Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
  • Выводы по первой главе
  • 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
    • 2. 1. Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
    • 2. 2. Организация процесса осмысления младшими школьниками духовнонравственной ценности древнерусского искусства
    • 2. 3. Учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа
    • 2. 4. Интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников
  • Выводы по второй главе

Формирование основ художественной культуры у младших школьников: на материале древнерусского искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Позитивные изменения в сознании российского общества на рубеже XX — XXI вв., связанные с переоценкой роли исторического и культурного наследия России в формировании облика современного человека, требуют переосмысления духовно-нравственных ориентаций личности. В сложившейся ситуации особое значение приобретает формирование основ художественной культуры у младших школьников, стимулирующей развитие чувственно-эмоциональной, интеллектуально-познавательной и творческой активности учащихся.

Использование традиционных для России культурных ценностей древнерусского искусства в процессе формирования художественной культуры у младших школьников способствует укреплению гражданской позиции, созданию нравственных ориентиров, становлению духовно-нравственного и историко-культурного мироощущения. В этой связи древнерусское искусство, концентрирующее духовный опыт русского народа, призвано играть важную роль в процессе реализации права ребенка на воспитание в культурно-религиозной и национально-исторической традиции своего народа.

Процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства в педагогической науке предполагает поиск эффективных методов воздействия на личность ребенка, на развитие его духовного мира, творческого мышления, природных задатков и способностей. В силу возрастных и психолого-физиологических особенностей младших школьников (подражательность, впечатлительность, реактивность и др.) этот процесс необходимо осуществлять в системе начального образования.

Базовыми для нашего исследования являются идеи философии искусства (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант) — современных теоретиков культуры (A.A. Велик, B.C. Библер, А. Кребер, П. А. Кудин, Ю. М. Лотман, JI.A. Рапацкая, JI. Уайт) — фундаментальных искусствоведческих трудов (М.В. Алпатов,.

B.B. Бычков, B.K. Вагнер, H.C. Дмитриева, T.B. Ильина, Н. М. Калашникова, В. Н. Лазарев, Л. Д. Любимов и др.).

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды о духовном совершенствовании человека: свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Григория Синаитабогословов: С. Н. Булгакова, ГТ.А. Флоренского, A.C. Хомяковафилософов: H.A. Бердяева, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, И. О. Лосского, В. В. Розанова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого.

Психологические механизмы формирования различных аспектов художественной культуры личности получили отражение в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева,.

A.B. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Педагогический анализ проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников нашел отражение в работах М. А. Верба,.

B.И. Козлова, Е. И. Коротеевой, И. В. Кошминой, B.C. Кузина, Б. М. Йеменского, Н. М. Сокольниковой, Л. В. Школяр, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова. Большинство перечисленных ученых связывают формирование художественной культуры младшего школьника с изучением предметов эстетического цикла, главным образом с уроками изобразительного искусства, музыки и литературы. Именно в этом возрасте, по их мнению, целесообразно начинать приобщение ребенка к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, формировать у него потребности и способности осваивать и создавать мир ценностей искусства.

В современной науке проблема формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства не имеет должного освещения. Отдельные ее аспекты рассматриваются в следующих ракурсах: философско-педагогическое осмысление духовно-нравственных ценностей Православия (Е.П. Белозерцев, Л. Н. Голубева, А. И. Еремкин, A.B. Иванов, В. М. Меньшиков, Е. А. Плеханов и др.) — историко-педагогический аспект (H.A. Белканов, З. В. Видякова, Г. Н. Волков, И. Ф. Плетенева,.

В.Я. Струминский, H.H. Фомина) — положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. ЛосскийС.П. Баранов, A.A. Велик, Г. В. Драч, И. П. Манакова, А. Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина).

Особый интерес представляют для нашего исследования работы в области педагогики раскрывающие совокупность духовных (Ш.А. Амонашвили, Л.Л. Шевченко) — эмоционально-образных (С.П. Баранов, С. А. Воробьева,.

B.И. Мясцова, А. Ж. Овчинникова, Л.П. Печко) и творческих (A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Е. М. Торшилова, Т. Я. Шпикалова и др.) качеств личности младшего школьника.

Проблеме соотношения научного и творческого в педагогике начального образования посвящены многие работы В. В. Водовозова, H.A. Корфа,.

C.А. Рачинского, В. Я. Стоюнина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

В работах вышеперечисленных ученых затрагиваются различные аспекты формирования художественной культуры, связанные с поиском методов и форм повышения качества усвоения искусствоведческих знаний, с развитием художественного восприятия, с формированием навыков творческой изобразительной деятельности у младших школьников. Однако неразработанность механизмов формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, затрудняет понимание ими духовных ценностей российской культуры. В настоящее время растет интерес учащихся и их родителей к изучению содержательных, эстетических и канонических особенностей древнерусского искусства. Этому способствует восстановление в образовательной системе российской школы исторической и культурной преемственности. При наличии практического интереса к данной проблеме ее теоретическое освещение в современной школе фрагментарно, отсутствует целостная программа формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства.

В этой связи возникают противоречия: между потенциальными возможностями воздействия древнерусского искусства на духовно-нравственное становление личности младшего школьника и его недостаточным использованием в учебно-воспитательном процессемежду развивающейся практикой использования материала древнерусского искусства в формировании основ художественной культуры у младших школьников и функционирующей системой обучения в начальной школе.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и сущность, педагогические условия и технология эффективного формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — художественная культура младших школьников.

Предмет исследования — процесс формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Гипотеза исследования — формирование основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства будет эффективным, если:

1* раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры у младших школьниковразработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусствареализовать следующие педагогические условия формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусстваучет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народаинтерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьниковразработать и внедрить в образовательный процесс педагогическую технологию, повышающую эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:

• раскрыть содержание и сущность основ художественной культуры младших школьников;

• обосновать и апробировать на практике модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

• определить критерии, показатели и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

• выявить и апробировать на практике систему педагогических условий, способствующих эффективному формированию основ художественной культуры младших школьников на материале древнерусского искусства, и технологию их реализации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• ценностно-смысловые положения, лежащие в основе понятия «художественная кулыура» (H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Белый, Э. Кассирер и др-) — концептуальные подходы к формированию художественной культуры: культурологический (Р.Барт, A.A. Белик, A.C. Кармин, Ю. М. Лотман, Л.ГТ. Печко и др.), аксиологический (H.A. Бердяев, А. Белый, Э. Гидценс, Н. Смелзер, П.А. Флоренский), деятельностный (М.С. Каган, А. Н. Леонтьев, Э. С. Маркарян и др-) — положения информационно-знаковой концепции художественной культуры (А.Ф. Лосев, Н.О. ЛосскийС.Н. Баранов, И. П. Манакова, М. К. Петров, А. Ж. Овчинникова, Н.Г. Салмина) — духовно-мировоззренческие концепции православной культуры, оказывающие влияние на содержание и специфику человеческой деятельности (вселенский учитель Василий Великий, свт. Тихон Задонский, свт. Димитрий РостовскийA.C. Хомяков, П. А. Флоренский и др.) — традиционные духовно-нравственные ценности древнерусского искусства (A.B. Бородина, Г. В. Драч, И. В. Кошмина, Т.Я. Шпикалова) — психологические теории художественного развития младшего школьника в процессе восприятия произведений искусства и ведущей роли эмоциональной познавательной деятельности в творческом процессе (Б.Г. Ананьев, В. П. Зинченко, J1.C. Выготский, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, П.М. Якобсон) — концептуальные идеи художественной педагогики об определяющей роли творческой изобразительной деятельности в формировании художественной культуры личности (А.И. Арнольдов, М. А. Барг, Э. И. Кубышкина, B.C. Кузин, В. И. Козлов, В. К. Лебедко, A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова, Б.П. Юсов).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, искусствоведческой литературымоделирование;

— изучение учебно-методической документации по образовательной области «Искусство»;

— диагностические методы исследования (наблюдение, беседа, интервьюиро-вание, опрос, анкетирование, тестирование);

— педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контролирующей функциях;

— анализ результатов творческой изобразительной деятельности младших школьников;

— обобщение педагогического опыта по использованию различных видов древнерусского искусства на уроках изобразительного искусства (ИЗО) с целью формирования основ художественной культуры у младших школьников.

Экспериментальной базой исследования являлись общеобразовательные школы №№ 17, 95 г. Ельца, № 36 г. Липецка, школа-интернат № 4 ОАО «РЖД» ст. Елец, школа-гимназия № 97 г. Ельца, младшая группа воскресной школы Казанского храма г. Ельца, младшая группа воскресной школы храма иконы Елецкой Божьей Матери. В опытно-исследовательской работе участвовало 250 учеников младшего школьного возраста.

Организация исследования осуществлялась в три этапа.

Первый этап (2000;2001 гг.) — поисково-теоретический: посвящен анализу философской, эстетической, психолого-педагогической литературыразработке аппарата исследования, изучению состояния проблемы в теории и практике школы, составлению плана экспериментальной работыразработке экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси» и методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблемевключению экспериментальной программы в практику работы школы.

Второй этап (2002;2004 гг.) — опытно-экспериментальный: разработаны теоретические положения исследования, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2005;2006 гг.) — обобщающе-аналитический: обобщены и систематизированы накопленные научно-теоретические сведенияпроведен качественный и количественный анализ полученных результатовсформулированы основные выводырезультаты оформлены в виде диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: раскрыты содержание и структура основ художественной культуры младших школьниковопределена система критериев, показателей и уровней сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусстватеоретически разработана и экспериментально проверена модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается анализом ретроспективных и современных достижений психолого-педагогической наукивыбором системы взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачамэкспериментальной проверкой гипотезы исследованиярепрезентативностью выборки участников педагогического экспериментадоказательностью оценок качественных характеристик, полученных в процессе статистической обработки данных.

Теоретическое значение работы: обоснованы теоретико-методологические подходы к проблеме формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусстваконкретизировано содержание основ художественной культуры у младших школьников в рамках предметно-ценностной, информационно-знаковой, деятельностной концепцийразработаны концептуальный и теоретический блоки модели формирования основ художественной культуры у младших школьниковопределена система педагогических условий эффективного формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусстваучет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народаинтерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, внедрении и использовании в практике начальной школы и вуза:

— модели формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

— диагностической методики определения уровней сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства;

— авторской программы «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси», педагогической технологии формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, технологической карты поурочного планирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования нашли отражение в авторских публикациях: научных статьях и тезисах, опубликованных в гг. Москве, Белгороде, Ельце, Благоевграде (Болгария), Липецке, Санкт-Петербурге. Основные результаты исследования апробировались на международных (Белгород — Днепропетровск — Прага — Уральск — 2006 г.- Елец -2006 г.- Санкт-Петербург — 2006 г.) — межрегиональных (Елец, Киров, Липецк 20 052 007 гг.) и региональных (Белгород, Елец, Липецк 2004;2006 гг.) научно-практических конференциях.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ЕГУ им. И. А. Бунина, на методических семинарах учителей изобразительного искусства, начальных классов общеобразовательных школ г. Ельца, г. Липецкана заседаниях «круглых столов» учителей воскресных школ Липецко-Елецкой епархииметодические материалы по формированию художественной культуры у младших школьников используются учителями школ Липецкой области. Апробирована авторская экспериментальная программа «Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественная культура младшего школьника — сложное интегративное качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя аналитико-синтетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, интересы, сформированный художественный вкус, творчество и др.

Формирование основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства рассматривается нами как целенаправленная деятельность по организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая осознание младшими школьниками ценностей древнерусского искусства и осуществление на их основе духовно-нравственной ориентации. Оно происходит на основе воспитания и развития вышеназванных качеств личности под влиянием социума.

2. Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства состоит из четырех взаимосвязанных блоков. Она включает в себя следующие составляющие: а) концептуальный блок, рассматривающий художественную культуру в рамках предметно-ценностной, деятельностной, информационно-знаковой концепций с опорой на культурологический, аксиологический и деятельностный подходыб) теоретический блок, раскрывающий сущность художественной культуры младшего школьника и показывающий взаимодействие информативного, эмоционального, когнитивного, мотивационного, аналитического, интуитивного, ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов художественной культуры младших школьниковв) диагностический блок, определяющий критерии (информированность, эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели (знания о древнерусском искусстве, сопереживание и понимание эмоционального содержания произведения, суждение и оценка, фантазия, ассоциативность, самоанализ, самоконтроль, самооценка), уровни (продуктивно-творческий, алгоритмический, репродуктивный, фрагментарный) сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусстваг) технологический блок, содержащий педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и включающий целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

3. Эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства обеспечивает система педагогических условий: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусстваучет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народаинтерпретация древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы (225 источников, 7 иностранных авторов), 24 приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. В ходе констатирующего эксперимента были выявлены критерии (информированность, эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели (знания о древнерусском искусстве, сопереживание и понимание эмоционального содержания произведения, суждение и оценка, фантазия, ассоциативность, самоанализ, самоконтроль, самооценка) и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства (продуктивно-творческий, алгоритмический, репродуктивный, фрагментарный). Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности основ художественной культуры у учащихся ЭГ и КГ по всем критериям.

2. Результаты формирующего эксперимента показали, что каждое педагогическое условие, выступая важным фактором, необходимым в процессе формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, не осуществляет его полностью. Так, первое педагогическое условие, связанное с организацией эмоционально-чувственного опыта ребенка в большей степени способствовало формированию осмысленного отношения учащегося к духовно-нравственной и художественной ценности древнерусского искусства. Это было обусловлено слабой осведомленностью младших школьников в таких областях древнерусского искусства как материаловедение, теория и история древнерусского искусства, технология, техника, цветоведение, символика и др. Второе педагогическое условие, связанное с учетом специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа в большей степени способствовало формированию эмоциональности младших школьников. Накопленный младшими школьниками личностный эмоционально-чувственный опыт позволил распознавать эмоциональное настроение произведений древнерусского искусства, народного и классического искусства и устанавливать причинно-следственную связь между эмоционально-образным содержанием произведения и средствами художественной выразительности. Реализация третьего педагогического условия, связанного с творческой изобразительной деятельностью младших школьников была направлена на формирование креативности младших школьников. Данное условие было ориентировано на развитие способности ребенка творчески интерпретировать образы произведений древнерусского искусства в творческой изобразительной деятельности.

5. Контрольный эксперимент, показал качественный и количественный рост сформированности основ художественной культуры у детей входивших в экспериментальную группу по всем показателям, что подтвердило эффективность экспериментально разработанных педагогических условий. По результатам итогового среза большинство учащихся перешло с фрагментарного уровня на репродуктивный. Количество детей экспериментальной группы, достигших продуктивно-творческого и алгоритмического уровня увеличилось, по сравнению с контрольной группой, в два раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественная культура, в нашем исследовании, рассматривается как часть общей культуры, как часть духовной культуры, как часть эстетической культуры и как часть культуры личности. Многообразие подходов (культурологический, аксиологический, деятельностный) к понятию художественной культуры влечет неоднозначность в понимании природы, содержания и структуры этого явления. В контексте проблемы формирования основ художественной культуры у младших школьников, художественная культура — сложное интегративное качество личности, направленное на осмысление духовно-нравственных ценностей и воплощение их в творческих формах деятельности. Она включает в себя восприятие произведений искусства, способность к адекватной оценке с позиций художественного идеала, интересы в сфере искусства, понимание искусства, сформированный художественный вкус, творчество и др. и характеризуется следующими компонентами: информативным, эмоциональным, когнитивным, мотивационным, аналитическим, интуитивным, ценностно-смысловым, креативным, рефлексивным. Формирование основ художественной культуры рассматривается в нашем исследовании как взаимодействие личностной и социальной сфер художественной культуры. К социальной сфере художественной культуры относится совокупность духовно-нравственных и художественных ценностей древнерусского искусства и всех устойчивых способов художественной деятельности (создание, хранение, распространение, потребление). Личностная сфера художественной культуры определяется потребностью и способностью младшего школьника осваивать и создавать художественные ценности.

Определение понятия, содержания, структуры художественной культуры младшего школьника позволило разработать модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: а) концептуального блока, рассматривающего художественную культуру как часть общей культуры и как часть духовной культуры в рамках предметно-ценностной, деятельностной, информационно-знаковой концепций с опорой на культурологический, аксиологический, деятельностный подходыб) теоретического блока, раскрывающего сущность и взаимодействие информативного, эмоционального, когнитивного, мотивационного, аналитического, интуитивного, ценностно-смыслового, креативного, рефлексивного компонентов художественной культуры младшего школьникав) диагностического блока, определяющего критерии (информированность, эмоциональность, осмысленность, креативность, рефлексия), показатели (знания о. древнерусском искусстве, сопереживание и понимание эмоционального содержания произведения, суждение и оценка, фантазия, ассоциативность, самоанализ, самоконтроль, самооценка), уровни (продуктивно-творческий, алгоритмический, репродуктивный, фрагментарный) сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусстваг) технологического блока, включающего в себя педагогические условия формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства и этапы их реализации.

В результате проведенного в экспериментальных и контрольных группах в 2002 г. констатирующего эксперимента было выделено четыре уровня сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Продуктивно-творческий (высокий) уровень предполагает (2,12% ЭГ и 1,92% КГ) предполагает способность индивида к продуктивной деятельности, выраженную в предрасположенности и готовности создавать объекты духовно-нравственной и художественной ценностиподразумевает наличие высокой степени мотивации, яркой эмоциональности, творческих способностей, выраженных в мышлении, чувствах, общении, изобразительной деятельности, в восприимчивости к новым идеям, в рефлексии;

Алгоритмический (средний) уровень (8.68% ЭГ и 8,96% КГ) рассчитан на выполнение творческих задач определенного класса, на основе точно выполняемых последовательных операцийхарактеризуется простотой и односложностью суждений о произведениях древнерусского искусства, частой необоснованностью определения ценности древнерусского искусства, слабовыраженной творческой фантазией, избирательностью сострадания и сопереживания. Нахождение на данном уровне сформированности основ художественной культуры подразумевает умение пользоваться алгоритмами во всех видах творческой изобразительной деятельности.

Репродуктивный (достаточный) уровень (21,32% ЭГ и 22,04% КГ) базируется на воспроизведении учащимися компонентов уже имеющихся в духовно-нравственном и художественно-эстетическом опыте, на повторении выработанных и апробированных другими способов творческой изобразительной деятельности по созданию художественного образа на материале древнерусского искусства, на слабовыраженной эмоциональной реакции, элементарности самоанализа.

Фрагментарный (низкий) уровень (67,88% ЭГ и 67,08%) КГ) характеризуется обрывочным характером знаний о древнерусском искусствеотсутствием самостоятельного мышлениянемотивированностью сострадания и сопереживания при восприятии произведений древнерусского искусстваэмоциональностью проявляющейся фрагментарнонеспособностью к самоанализу, самоотчету, самоконтролю.

Результаты экспериментальной работы позволили обосновать и реализовать следующие педагогические условия: 1) организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусства- 2) учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа;

3) интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Первое педагогическое условие направлено на обоснование выбора материала, содержание которого предполагает осмысление духовно-нравственной ценности древнерусского искусства младшими школьникамисистематизацию знаний о культурных ценностях русского народа на основе личностного опыта учащихся с учетом их духовной жизни и существующих установок на восприятие древнерусского искусстваотражение многозначности духовного опыта русского народа в зависимости от духовных способностей младших школьников (чувственно-эмоциональныхнравственныхтворческих).

Второе педагогическое условие направлено на осмысление художественно-эстетической ценности древнерусского искусстваустановление взаимосвязи между особенностями древнерусского искусства и средствами художественной выразительностииспользование разнообразных форм организации процесса обучения младших школьников с учетом взаимоинтеграции компонентов древнерусского искусства в процессе эмоционального, духовного и эстетического постижения действительности.

Третье педагогическое условие направлено на выделение видов (произведений) древнерусского искусства, воспринимаемых младшими школьниками в рамках личного нравственного и творческого опытаиспользование материала древнерусского искусства в разнообразных формах организации творческой изобразительной деятельности младших школьниковсоздание младшими школьниками художественного образа на материале древнерусского искусства с использованием элементов импровизации.

Технологический блок модели формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства, разработанный на основе авторской экспериментальной программы.

Изобразительное искусство и художественная культура Древней Руси" включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике формирования основ художественной культуры в экспериментальной группе и показывает статистически значимое влияние предлагаемой технологии на формирование основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства.

Исследованием доказано, что эффективность формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства зависит от следующих педагогических условий: организация процесса осмысления младшими школьниками духовно-нравственной ценности древнерусского искусстваучет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народаинтерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников.

Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, поставленные задачи решены, цель достигнута.

Данное исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования основ художественной культуры на материале древнерусского искусства. Перспективы работы намечаются в следующих направлениях:

1* разработка экспериментальной программы, направленной на формирование художественной культуры у старшеклассников на материале древнерусского искусстваподготовка студентов педагогических специальностей к работе по формированию художественной культуры у младших школьниковформирование художественной культуры у студентов гуманитарных вузов на материале древнерусского искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение Текст. / Алексий II. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.- 217 с.
  2. , В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействии художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб.: ДНК, 2001.-200 с.
  3. , Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / ГЦ.А. Амонашвили. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: «МОЗДОК», 1998.-544 с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 352 с.
  5. Аристотель, О душе Текст. / Аристотель // Собр. соч.: В 4-х Т. М., 1976.- Т.1.-390 с.
  6. , И.И., Полоротова, H.H., Стародубцева, К. А. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие Текст. / И. И. Арсентьева, H.H. Полоротова, К. А. Стародубцева. Чита: ЧитГУ, 2005. — 389 с.
  7. , Ж. (профессоръ). Новая школа рисовашя Текст. / Ж. Аусбургъ. -МОСКВА.: И. Н. Кушнеревъ и К0, -1917. 160 с.
  8. , М.Н. Эстетические потребности человека Текст. / М. Н. Афасижев. -М.: Знание, 1979. 63 с.
  9. , Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX начало ХХв. Экспериментальное учебное пособие для уч-ся старших классов и студентов вузов Текст. / Т. И. Балакина. -М.: Изд. центр «Аз», 1999. — 192 с.
  10. Ю.Баранов, С.П., Овчинникова, А. Ж. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа Текст. / С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. М., МПГУ, 2003. — 167 с.
  11. П.Баранов, С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении Текст. / С. П. Баранов. М.: АПН РСФСР, 1963. — 124 с.
  12. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1986. — 435 с.
  13. , A.A. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / A.A. Велик. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. — 241 с.
  14. , Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования Текст. / Е. П. Белозерцев Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.
  15. , H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1 Текст. / H.A. Бердяев- Сост. P.A. Гальцева. М.: Искусство- ИПЧ «Лига», 1994. — 542 с.
  16. , Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры. В 2-х ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 4.1. — 400 с.
  17. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне / Пер. с англ. Под ред. с предисловием В. Я. Пилявского. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  18. Библия. Ветхий и Новый Завет: В русском переводе с параллельными местами Текст. Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. -1525с.
  19. , П.П. Психология младшего школьника Текст. / П. П. Блонский / Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.
  20. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) Текст. / В. Б. Блок // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. — С. 465−504.
  21. , Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. — 209 с.
  22. , Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995. № 4. — С. 29−36.
  23. , Ю.Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  24. , A.B. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособ. для общеобраз. школ, лицеев, гимназий. Изд. 3-е, исправленное Текст. / A.B. Бородина М.: 2003.-288 с.
  25. , В.В. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи Текст. / В. В. Бранский Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с.
  26. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  27. , Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 672 с.
  28. Брянчанинов, Игнатий. О Православии Текст. / Епископ Игнатий (Брянчанинов). -М.: Изд. Московской Патриархии, 1991. -24 с.
  29. , Е. Я. Путь длиною в века: Беседы о преподавании художественной культуры Текст. / Е. Я. Бурлина. М.: Просвещение, 1994. — 173 с.
  30. , Ф.И. О русской иконе: Общее понятие о русской иконе Текст. / Ф. И. Буслаев. М.: Благовест, 1997. — 205 с.
  31. ЗЬБуткевич, JI.M. История орнамента Текст. / JIM. Буткевич. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  32. , Г. К., Маркин, Ю.П. Канон и стиль в древнерусском искусстве Текст. / Г. К. Вагнер, Ю. П. Маркин М.: Искусство, 1987. — 288 с.
  33. , В.В. Что такое искусство? Текст. / В. В. Ванслов — М.: Изобразительное искусство, 1989. 328 с.
  34. , A.A. Новый курс «Мир и человек» для начальной школы (1−4) Текст. / A.A. Вахрушев // Нач. школа. 1997. — № 10. — С. 38 — 47.
  35. , М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности Текст. /М. А. Верб JI.: Знание, 1981.- 36 с.
  36. , З.В. Начальное обучение в древнерусской школе Текст. / З. В. Видякова // Проблемы начального образования и подготовки специалистов: межвуз. сб. науч. трудов. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. -С. 285−288.
  37. , B.K. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с.
  38. , Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Текст. /Б.С. Волков М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
  39. , Т.Н. Три лика культуры Текст. / Г. Н. Волков М.: Молодая гвардия, 1986.-335 с.
  40. , Н. Н. Восприятие картины: Пособие для учителя Текст. / H.H. Волков- Под ред. И. П. Глинской. М.: Просвещение, 1976. — 32 с.
  41. , JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. Текст. / JI.C. Выготский М.: Просвещение, 1991. -93 с.
  42. Выготский- JT.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 345 с.
  43. , Г. П. Аксиология культуры Текст. / Г. П. Выжлецов СПБ.: Университет, 1995. — 152 с.
  44. , С. Архитектура и эстетическое воспитание школьников Текст. / С. Геворкян // Искусство в школе. 2004. — № 1. — С. 71−74.
  45. , Г. В. Эстетика Текст. /Г.В. Гегель7/ Соч.: В 4-х Т. М., 1968.- Т.1.-312 с.
  46. , З.И. Онтологические аспекты произведения искусства // Творческий процесс и художественное восприятие Текст. / З. И. Гершкович Л.: Наука, 1978. — С. 44−65.
  47. , Т.С. Христианство и русская культура: Учеб. пособие для студ. вузов. Текст. / Т. С. Георгиева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -240 с.
  48. , Ю.М., Гоголицына, Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области Текст. / Ю. М. Го Голицын, Т. М. Гоголицына. Л.: Стройиздат, 1987. — 304 с.
  49. , Л.Н. Словарь философских терминов Текст. / Л. Н. Голубева -Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. 171 с.
  50. , И. Ф. Эстетическое воспитание школьника средствами искусства и действительности Текст. / И. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  51. , В., Новосельцев, А. Елец веками строился Текст. / В. Горлов, А. Новосельцев. Липецк, Липецкое изд-во, 1993. — 440 с.
  52. , Г. Истоки архитектуры и монументальных видов искусства: (Уроки по программе «Изобразительное искусство и художественный труд») Текст. / Г. Гросул // Искусство в школе. 1997. — № 1 — С. 18−20.
  53. , Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. /Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. -183 с.
  54. , В.В., Эльконин, Д.Б., Маркова, А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста Текст. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 274 с.
  55. , И.А. Эстетическая потребность Текст./ И. А. Джидарьян. М.: Наука, 1976.-191 с.
  56. , Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов М.: Политиздат, 1978.-272 с.
  57. , Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования Текст. / Л. Я. Дорфман- Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997.-424 с.
  58. Древнерусское искусство. Художественная культура первой половины XIII в. Текст. / Под ред.: Комел Л. И., Подобедова О. И. М.: Наука, 1988. -340 с.
  59. , А.И. Человек знаковая система Текст. / А. И. Еремкин // Процессы интеграции в обучении: Межвуз. сб. науч. тр. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — С. 173−182.
  60. , А.И. Экстаз красоты как сфера человеческой проявленности Текст. / А. И. Еремкин // Художественно-эстетическое развитие студентов и школьников: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МИГУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005.-С. 25−38.
  61. , P.JI. Искусство как мышление Текст. / P.JI. Ермаш. М.: Искусство, 1982.- 176 с.
  62. Закон Божий. Текст. / Состав. С. С. Куломзина. -R.B.R. Нью-Йорк, 1991.-220 с.
  63. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — С. 150.
  64. , В.П. Мир искусства и воспитание души Текст. / В. П. Зинченко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. тр. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. -Вып. 1.-С. 7−9.
  65. , Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях Текст. / Г. П. Иванова. -М.: Социум, 2001.- 159 с.
  66. , В. А. На пути реализации требований новой парадигмы образования Текст. / В. А. Извозчиков, M. Н. Потемкин // Наука и школа. -2001.-№ 6.-С. 57−60.
  67. , И.А. О России Текст. / И. А. Ильин. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. арх., 1991.-32 с.
  68. , Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник Текст. / Т. В. Ильина.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2003. — 405 с.
  69. , И.П. Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда. Дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. П. Ильинская. — Белгород, 2002. — 199 с.
  70. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя Текст. / А. П. Ершова, 3. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  71. Искусство и школа: Сб. статей Текст. / Сост. А. К. Васильевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  72. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Уч. пособие для пед. уч. зав. Текст. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
  73. , В.Р., Новикова, A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум Текст. / В. Р. Ирина, A.A. Новикова М.: Наука, 1978. — 192 с.
  74. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган СПб.: Просвещение, 1996.-414 с.
  75. , M. Е. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей Текст. / M. Е. Канаевская, Jl. М. Фирсова // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 69−75.
  76. , B.B. О духовном в искусстве Текст. / В. В. Кандинский М.: Архимед, 1992.-112 с.
  77. , И. Немецкая философия Текст. / И. Кант // Соч.: В 6-ти Т. М, 1964. — Т.З. -798 с.
  78. , В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  79. , A.C., Новикова, Е.С. Культурология Текст. /A.C. Кармин, Е. С. Новикова. СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
  80. , Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства Текст. / Н. И. Киященко, И. Л. Лейзеров // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. — 127 с.
  81. , Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. /Е.И. Коротеева Текст. / Под ред. Б. М. Неменского. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-144 с.
  82. , И.В. Основы русской православной культуры: Уч. пособие Текст. / И. В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  83. , И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу.»: Методические рекомендации. 1−2 классы Текст. / И. В. Кошмина. М.: УЦ «Перспектива», 2003. — 44 с.
  84. Кронштадтский, Иоанн. Моя жизнь во Христе Текст. / Святой праведный Иоанн Кронштадтский // Сост. свящ. Александр Ельчанинов. М.: Изд-во «P.S.», 1990.-125 с.
  85. Кронштадтский, Иоанн. Христианская философия Текст. / Иоанн Кронштадтский. Репр. воспр. изд. 1902 г. (СПб). — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. — 212 с.
  86. , Е.П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е. П. Крупник. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 240 с.
  87. , Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников
  88. Текст. / Г. И. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Знание, 1988.-80 с.
  89. , B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спец. № 2001 Текст. / B.C. Кузин -М.: Просвещение, 1984. 319 с.
  90. , B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3−4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. Текст. / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Дрофа, 1997. — 4.1. — 112 с.
  91. , B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3−4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений: В 2ч. Текст. / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Дрофа, 1997. — Ч 2. — 128 с.
  92. , Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания Текст./ Н. В. Кулагина М.: Моск. психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 80 с.
  93. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Под ред. Г. В. Драча, В. К. Королева, О. М. Штомпель. -Ростов на / Д: Феникс, 2003. 576 с.
  94. Кураев, Андрей. Диакон. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию Текст. / А. Кураев М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994. — 176 с.
  95. , O.A. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста Текст. / O.A. Куревина М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 176 с.
  96. , В.Н. История византийской живописи Текст. / В. Н. Лазарев. В 2 т.-М.: Искусство, 1986. -Т.1. -331 с.
  97. , А.П. Генезис эстетических переживаний. Дис. .канд. филос. наук Текст. /А.П. Ларьков — Киев, 1986. — 169 с.
  98. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  99. , А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 Текст. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — С. 232−239.
  100. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX -XX веках) Текст. / Б. Т. Лихачев. Самара: СИУ, 1997. — 85 с.
  101. , В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность Текст. / В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев Л.: Наука, 1971. — 148 с.
  102. , Д.С. Очерки по философии художественного творчества Текст. / Д. С. Лихачев СПб.: Русско-Балт. информ. центр «БЛИЦ», 1999. — 190 с.
  103. , А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: Автореф. дис. .док. пед. наук Текст. / А. Ф. Лобова. -М., 2001.-31 с.
  104. , Дж. О простых идеях рефлексии Текст. / Д. О. Локк // Собр. соч.: В 2-х т. -М, 1960. Т.1: Опыт о человеческом разуме. — С. 149−153.
  105. , А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. /А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-478 с.
  106. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
  107. , Н.О. Условия абсолютного добра Текст. / И. О. Лосский М.: Пилитиздат, 1991. — 368 с.
  108. , Ю.М. Беседы о русской культуре Текст. /Ю.М. Лотман. СПб., 1994.-556с.
  109. , Л.Д. Искусство Древней Руси: Книга для чтения Текст. / Л.Д. Любимов-М.: Просвещение, 1981.-336 с.
  110. , А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности Текст. / А. Н. Малюков Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. — 256 с.
  111. , С.П. Основы культурологи: Учебное пособие для вузов Текст. / С. П. Мамонтов М.: Олимп, ИНФРА-М, 2001. — 320 с.
  112. , А.А. Вопросы возрастной физиологии Текст. / А. А. Маркосян -М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  113. , А. Психология бытия Текст. /А. Маслоу / Отв. ред. С.Н. Иващенко- Пер. с англ. О. О. Чистяков. М., Киев: Рефл-бук: Ваклер, 1997. — 300 с.
  114. , Б. С. Философия искусства и художественная картина мира Текст. / Б.С. Мейлах//Вопр. философии. 1983. — № 7. — С. 116−125.
  115. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 269 с.
  116. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А.А. Мелик-Пашаев М.: Знание, 1981. — 96 с.
  117. , И.В. Религия и образование в светской школе Текст. / И. В. Метлик. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. — 384 с.
  118. , П.М. Духовность: сущность природы человека (спец. курс): Уч. пособ. Текст. / П. М. Моченов. М.: МГОУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005.-84 с.
  119. Мировая художественная культура: Мировая художественная культура. 9 кл.- Эстетика жизни. 9−11 кл.: Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. 3-е изд., стереотип. Текст. — М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
  120. Мудрость воспитания: Книга для родителей Текст. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. — 288 с.
  121. Музей. Традиции. Этничность. XX—XXI вв. Материалы Международн. науч. конфер., посвящ. 100-летию РЭМ Текст. / Под ред. Т.Г. Емельянен-ко, E.JI. Мадлевской, А. Б. Островского. СПб.- Кишенев: Nestor-Historia, 2002.-414 с.
  122. Мы входим в храм: рабочая тетрадь Текст. /отец Вячеслав (Перевезенцев), И. К. Языкова. -М.: НПО «Школа» Изд-во «Открытый мир», 1997.- 80 с.
  123. , В.И. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук Текст. / В. И. Мясцова. Елец, 2002. — 21 с.
  124. , Б.М. Мудрость красоты Текст. / Б. М. Йеменский М.: Просвещение, 1987.-255 с.
  125. , Б.М. Культура искусство — образование: Цикл бесед Текст. / Б. М. Неменский. — М., 1993.
  126. , JI.A. Каждый народ художник: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. Текст. / JI.A. Неменская / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2000. — 144 с.
  127. , P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб, заведений. В 3 кн. -Кн.1. Общие основы психологии Текст. / P.C. Немов М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
  128. , В.А. Основы православной культуры Текст. / В. А. Никитин М.: Просветитель, 2001. — 484 с.
  129. , В. История русского искусства: Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство Текст. / В. Никольский М.: Терра, 2001.-304 с.
  130. , С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов Текст. / С.И. Ожегов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005. — 1200 с.
  131. , А. Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: Дисс. докт. пед. наук Текст. / А. Ж. Овчинникова. М., 1998. — 305 с.
  132. , А.Ж. Онтологический подход к формированию эстетического отношения к действительности у младших школьников Текст. / А. Ж. Овчинникова М.: Прометей, 1999. — 220 с.
  133. , А.Ж. Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа Текст. / А. Ж. Овчинникова -М Липецк, 2002. — 94 с.
  134. , Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук Текст. / Ю. А. Огородников М., 1996. — 32 с.
  135. О культурологических основаниях Базисного Учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Частная школа. Текст. 1996. — № 2. — С. 99−109.
  136. , A.B. Русское деревянное зодчество Текст. / A.B. Ополов-ников -М.: Искусство, 1986. 311 с.
  137. Основы эстетики и искусствоведения Текст. / Под ред. И. Л. Люблинского, В. А. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1973.-268 с.
  138. , A.B. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметаые связи» Текст. / А. В. Петров, А. И. Гурьев //Наука и школа.- 2002. -№ 2.- С. 56−58.
  139. , Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников / Л. П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. Текст. М.: Новая школа, 1994. — С. 45- 52.
  140. , Ж. Развитие личности ребенка Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика, 1987.-536 с.
  141. , Е. Происхождение христианских храмов Текст. / Е. Пименова // Юный художник. 2000. — № 1. — С. 18−21.
  142. Письмо Министерства образования РФ (22.10.2002 г.) № 14−52−87 бин/16 Текст. / офиц. текст. http: /www. Informika. ru. (сайт Минобразования РФ). -31 с.
  143. , И.Ф. Интеграция средней и высшей школы в профессиональном становлении будущего специалиста Текст. / И. Ф. Плетенева // Процессы интеграции в обучении: Межвуз. сб. науч. тр. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. С. 46−50.
  144. , Е.А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». Моногр. Текст. / Е.А. Плеханов-Владимир: ВГПУ, 2002.-256с.
  145. , А. Л. Православная духовная культура Текст. / А. Л. Половинкин. -М.: ВЛАДО-Пресс, 2003. 386 с.
  146. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. науч. тр. Текст. / Под ред. А. А. Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 105 с.
  147. Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности Текст. / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МПГИ, 1981. — 150 с.
  148. Психологические тесты Текст. / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. М.: МПГИ, 1981.- 134 с.
  149. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  150. , С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства Текст. / С. X. Раппопорт. М.: Сов. художник, 1978.-237 с.
  151. , Р. М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности Текст. / Р. М. Рогова. М.: Б. и, 1996. — 144 с.
  152. , В.В. Религия. Философия. Культура Текст. / В. В. Розанов. Сост.
  153. A.Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. — 399 с.
  154. , Е. С. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993 — 608 е., Т. 1 А — М — 1993.
  156. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тг. Текст. / Гл. ред. В .В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 е., Т. 2 — М — Я — 1999.
  157. , В. Мозг и мышление: в поисках своего «Я» Текст. /
  158. B. Роттенберг // Знание сила, 1984, № 5. — С. 9.
  159. , C.JI. Основы общей психологии. В 2-х тт. Текст. /
  160. C.Л. Рубинштейн -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.
  161. , Б.А. Из истории древней Руси: Исследование и заметки Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Изд-во МГУ, 1984. -240 с.
  162. , В.Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства Текст. / В. Ф. Рябов. JL: Художник РСФСР, 1983. — 248 с.
  163. , Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI—XVI вв.еков: Уч. пособие Текст. / Ю. С. Рябцев. -М.: ВЛАДОС, 2001. 336 с.
  164. , Д.А. Культурология Текст. / Д. А. Силичев. М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. -352 с.
  165. , В. А. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин, Е. И. Артамонова // Пед. образование и наука. 2002. — № 3. — С. 4−9.
  166. , И. Искусство в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников (на материале произведений изобразительного искусства): Автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / И. Сманов.- М., 2000. -30 с.
  167. , Э. История иконописи Текст. / Э. Смирнова, JI. Евсеева, игумен Лука (Головков) М.: Арт БМБ, 2002. — 287 с.
  168. Современный словарь-справочник по искусству Текст. / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп, 1999. — 816 с.
  169. Современный философский словарь Текст. / Ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
  170. , В.И. Наше наследие: Храмы, монастыри, иконопись России Текст. / В. И. Соколова М.: Фаир- пресс, 2003. — 344 с.
  171. , E.H., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степаков, Л. М. Лузина М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  172. , Л. Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности Текст. / Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1985.-415 с.
  173. , Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии Текст. / Л. Н. Столович. М.: Республика, 1994. — 463 с.
  174. , А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы социологии искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 41- 58.
  175. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб.-метод. пособие Текст. / Авт. 3. А. Барышникова, Л. Л. Романова. М.: ОАО «Чайка», 1994.- 105 с.
  176. , В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. Текст. / В. А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 502 с.
  177. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи Текст. / В .Я. Бирштейн, В. П. Голиков, Ю. И. Гренберг и др.- Под ред. Ю. И. Гренберга. -М.: Изобразит, искусство, 1987. 392 с.
  178. Тихон Задонский, святитель. Наставления о личностных обязанностях каждого христианина Текст. / Святитель Тихон Задонский М.: Изд. Московского Свято-Данилова монастыря, 1999. — 176 с.
  179. Творения иже во святых отца нашего Васшия Великаго арх1епископа Кесарш Кападокшсюя. В 4-х частях. Т-3. Текст. / Святитель Василий Великий М.: Паломник, 1993. — 496 с.
  180. Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практ. конфер. Текст. / Под ред. М. Ю. Спириной. СПб., Высшая школа народных искусств, 2005. — 156 с.
  181. , E.H. Три очерка о русской иконе Текст. / E.H. Трубецкой М.: ИНФОАРТ, 1991.-112 с.
  182. , Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк Текст. / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1982. — 288 с.
  183. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2-х т.- М., 1974. -T. 1.-С. 229−556.
  184. , A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук Текст. / A.M. Федь Киев: Радянська школа, 1984. — 240 с.
  185. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
  186. , П.А., священник. Иконостас: Избранные труды по искусству Текст. / П. А. Флоренский. СПб.: МИФРИЛ- Рус. кн., 1999. — 365 с.
  187. , П.А., священник. У водоразделов мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии». В 2-х т. Т-2. Текст. / П. А. Флоренский -М.: Издательство «Правда», 1990. 446 с.
  188. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления Текст. / Ю.У. Фохт-Бабушкин М.: Наука, 1986. -235с.
  189. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  190. , K.M. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / K.M. Хорунженко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
  191. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения Текст. / Отв. ред. Б. С. Мейлах. Д.: Наука, 1986. — 272 с.
  192. , Н. 3. Культура и ценности Текст. / Н. 3. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1984.-171 с.
  193. , И.М. Формы учебной работы в средней школе Текст. / И. М. Чередов -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  194. Чувственный образ в развитии интеллекта школьника Текст. / Отв. ред. С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. М.: МПГУ, ЕГПИ, 1999. — 129 с.
  195. , P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника Текст. / P.M. Чумичева. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995.-272 с.
  196. , И. Е. Искусство как феномен культуры Текст. / И. Е. Чучайкина // Социально-политический журнал. 1994. — № 7−8. — С. 110−120.
  197. , JI.JI. Православная культура: Метод, пособ. для учителя: 1-й год обуч. 2-е изд. Текст. / JI.JI. Шевченко. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. — 120 с.
  198. , Ф. В. Философия искусства: Что характерно для произведений искусства Текст. / Ф. В. Шеллинг- Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966.-495 с.
  199. , В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности Текст. / В. Н. Шердаков // Вопр. философии. 1996. — № 2. — С. 27−31.
  200. , Е. (протоиерей) Православная педагогика: Учебное пособие для вузов Текст. / Е. Шестун. 2-е изд., перераб и доп. — М.: 2001. — 560 с.
  201. Школа диалога культур. Основы программы Текст. / Под ред. B.C. Библера Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96 с.
  202. , Н. Е. Ценностные отношения Текст. / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17−22.
  203. Эстетика: Учеб. пособие для вузов Текст. / Под ред. A.A. Радугина. М.: Библионика, 2006. — 240 с.
  204. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя Текст. / Н. И. Киященко, Г. С. Лабковская, Н. Л. Лейзеров М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  205. , Б.П. Изобразительное искусство Текст. / Б. П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. М, 1996. — С. 18−29.
  206. , И.К. Богословие иконы (уч. пособие) Текст./ И. К. Языкова М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. — 212 с.
  207. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя Текст. / Под ред. Киприана (Ященко). М.: Изд. «Первое сентября», 2001.-256 с.
  208. , П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П. М. Якобсон -М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  209. , Е.Г. Эстетика Текст. / Е. Г. Яковлев М.: Гардарики, 1999.-464 с.
  210. Adarno, Th. Asthetische Theorie. Frankfurt a.M., 1973. -212 p.
  211. Frnheim, R. Towards Psychology of Art. Berkeley, 1966. — 156 p.
  212. Feldman, E.B. Becaming Human Through Art: Aesthetic experience in the school. The University of Georgia, 1970. — 389 p.
  213. Kroeber, A.L., Kluckhohn, CI. Culture: A Critical Reiview of Concepts and Definitions. N/Y., 1952. — 463 p.
  214. Rita Gilbert, William McCarter. Livin With Art, New York, 1988. — 500 p.
  215. The Arts: A Way of Knowing/ Edited by Malcolm Ross. University of Exeter. Pergamon Press, 1983. — 224 p.
  216. Wold of colour, Childcraft. World Book, Chicago, 1993. — p. 56.226.
Заполнить форму текущей работой