Формирование основ художественной культуры у младших школьников: на материале древнерусского искусства
![Диссертация: Формирование основ художественной культуры у младших школьников: на материале древнерусского искусства](https://westud.ru/work/2518056/cover.png)
Диссертация
Определение понятия, содержания, структуры художественной культуры младшего школьника позволило разработать модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства состоящую из четырех взаимосвязанных блоков: а) концептуального блока, рассматривающего художественную культуру как часть общей культуры и как часть духовной культуры в рамках… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- 1. 1. Изучение феномена художественной культуры в философской и психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Специфика формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- 1. 3. Модель формирования основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- Выводы по первой главе
- 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- 2. 1. Критерии и уровни сформированности основ художественной культуры у младших школьников на материале древнерусского искусства
- 2. 2. Организация процесса осмысления младшими школьниками духовнонравственной ценности древнерусского искусства
- 2. 3. Учет специфики древнерусского искусства с позиций национально-исторической традиции русского народа
- 2. 4. Интерпретация образов произведений древнерусского искусства в творческой деятельности младших школьников
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение Текст. / Алексий II. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1999.- 217 с.
- Аллахвердов, В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействии художественных произведений Текст. / В. М. Аллахвердов. -СПб.: ДНК, 2001.-200 с.
- Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / ГЦ.А. Амонашвили. М.: Институт практической психологии. — Воронеж: «МОЗДОК», 1998.-544 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. — 352 с.
- Аристотель, О душе Текст. / Аристотель // Собр. соч.: В 4-х Т. М., 1976.- Т.1.-390 с.
- Арсентьева, И.И., Полоротова, H.H., Стародубцева, К. А. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие Текст. / И. И. Арсентьева, H.H. Полоротова, К. А. Стародубцева. Чита: ЧитГУ, 2005. — 389 с.
- Аусбургъ, Ж. (профессоръ). Новая школа рисовашя Текст. / Ж. Аусбургъ. -МОСКВА.: И. Н. Кушнеревъ и К0, -1917. 160 с.
- Афасижев, М.Н. Эстетические потребности человека Текст. / М. Н. Афасижев. -М.: Знание, 1979. 63 с.
- Балакина, Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX начало ХХв. Экспериментальное учебное пособие для уч-ся старших классов и студентов вузов Текст. / Т. И. Балакина. -М.: Изд. центр «Аз», 1999. — 192 с.
- Ю.Баранов, С.П., Овчинникова, А. Ж. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа Текст. / С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. М., МПГУ, 2003. — 167 с.
- П.Баранов, С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении Текст. / С. П. Баранов. М.: АПН РСФСР, 1963. — 124 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин М.: Искусство, 1986. — 435 с.
- Белик, A.A. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / A.A. Велик. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. — 241 с.
- Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования Текст. / Е. П. Белозерцев Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.
- Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. Т.1 Текст. / H.A. Бердяев- Сост. P.A. Гальцева. М.: Искусство- ИПЧ «Лига», 1994. — 542 с.
- Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История русской культуры. В 2-х ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 4.1. — 400 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне / Пер. с англ. Под ред. с предисловием В. Я. Пилявского. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
- Библия. Ветхий и Новый Завет: В русском переводе с параллельными местами Текст. Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. -1525с.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника Текст. / П. П. Блонский / Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 575 с.
- Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) Текст. / В. Б. Блок // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. — С. 465−504.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. — 209 с.
- Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1995. № 4. — С. 29−36.
- Борев, Ю.Б. Эстетика Текст. / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
- Бородина, A.B. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособ. для общеобраз. школ, лицеев, гимназий. Изд. 3-е, исправленное Текст. / A.B. Бородина М.: 2003.-288 с.
- Бранский, В.В. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи Текст. / В. В. Бранский Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения Текст. / Г. М. Бреслав М.: Педагогика, 1990. -144 с.
- Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 672 с.
- Брянчанинов, Игнатий. О Православии Текст. / Епископ Игнатий (Брянчанинов). -М.: Изд. Московской Патриархии, 1991. -24 с.
- Бурлина, Е. Я. Путь длиною в века: Беседы о преподавании художественной культуры Текст. / Е. Я. Бурлина. М.: Просвещение, 1994. — 173 с.
- Буслаев, Ф.И. О русской иконе: Общее понятие о русской иконе Текст. / Ф. И. Буслаев. М.: Благовест, 1997. — 205 с.
- ЗЬБуткевич, JI.M. История орнамента Текст. / JIM. Буткевич. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
- Вагнер, Г. К., Маркин, Ю.П. Канон и стиль в древнерусском искусстве Текст. / Г. К. Вагнер, Ю. П. Маркин М.: Искусство, 1987. — 288 с.
- Ванслов, В.В. Что такое искусство? Текст. / В. В. Ванслов — М.: Изобразительное искусство, 1989. 328 с.
- Вахрушев, A.A. Новый курс «Мир и человек» для начальной школы (1−4) Текст. / A.A. Вахрушев // Нач. школа. 1997. — № 10. — С. 38 — 47.
- Верб, М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности Текст. /М. А. Верб JI.: Знание, 1981.- 36 с.
- Видякова, З.В. Начальное обучение в древнерусской школе Текст. / З. В. Видякова // Проблемы начального образования и подготовки специалистов: межвуз. сб. науч. трудов. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. -С. 285−288.
- Вилюнас, B.K. Психология эмоциональных явлений Текст. / В. К. Вилюнас -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 143 с.
- Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Текст. /Б.С. Волков М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Волков, Т.Н. Три лика культуры Текст. / Г. Н. Волков М.: Молодая гвардия, 1986.-335 с.
- Волков, Н. Н. Восприятие картины: Пособие для учителя Текст. / H.H. Волков- Под ред. И. П. Глинской. М.: Просвещение, 1976. — 32 с.
- Выготский, JT.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. Текст. / JI.C. Выготский М.: Просвещение, 1991. -93 с.
- Выготский- JT.C. Психология искусства Текст. / JI.C. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 345 с.
- Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры Текст. / Г. П. Выжлецов СПБ.: Университет, 1995. — 152 с.
- Геворкян, С. Архитектура и эстетическое воспитание школьников Текст. / С. Геворкян // Искусство в школе. 2004. — № 1. — С. 71−74.
- Гегель, Г. В. Эстетика Текст. /Г.В. Гегель7/ Соч.: В 4-х Т. М., 1968.- Т.1.-312 с.
- Гершкович, З.И. Онтологические аспекты произведения искусства // Творческий процесс и художественное восприятие Текст. / З. И. Гершкович Л.: Наука, 1978. — С. 44−65.
- Георгиева, Т.С. Христианство и русская культура: Учеб. пособие для студ. вузов. Текст. / Т. С. Георгиева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -240 с.
- Гоголицын, Ю.М., Гоголицына, Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области Текст. / Ю. М. Го Голицын, Т. М. Гоголицына. Л.: Стройиздат, 1987. — 304 с.
- Голубева, Л.Н. Словарь философских терминов Текст. / Л. Н. Голубева -Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2001. 171 с.
- Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьника средствами искусства и действительности Текст. / И. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
- Горлов, В., Новосельцев, А. Елец веками строился Текст. / В. Горлов, А. Новосельцев. Липецк, Липецкое изд-во, 1993. — 440 с.
- Гросул, Г. Истоки архитектуры и монументальных видов искусства: (Уроки по программе «Изобразительное искусство и художественный труд») Текст. / Г. Гросул // Искусство в школе. 1997. — № 1 — С. 18−20.
- Гусинский, Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода Текст. /Э. Н. Гусинский. М.: Школа, 1994. -183 с.
- Давыдов, В.В., Эльконин, Д.Б., Маркова, А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста Текст. // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. — 274 с.
- Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность Текст./ И. А. Джидарьян. М.: Наука, 1976.-191 с.
- Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов М.: Политиздат, 1978.-272 с.
- Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования Текст. / Л. Я. Дорфман- Под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997.-424 с.
- Древнерусское искусство. Художественная культура первой половины XIII в. Текст. / Под ред.: Комел Л. И., Подобедова О. И. М.: Наука, 1988. -340 с.
- Еремкин, А.И. Человек знаковая система Текст. / А. И. Еремкин // Процессы интеграции в обучении: Межвуз. сб. науч. тр. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — С. 173−182.
- Еремкин, А.И. Экстаз красоты как сфера человеческой проявленности Текст. / А. И. Еремкин // Художественно-эстетическое развитие студентов и школьников: Межвуз. сб. науч. тр. -М.: МИГУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005.-С. 25−38.
- Ермаш, P.JI. Искусство как мышление Текст. / P.JI. Ермаш. М.: Искусство, 1982.- 176 с.
- Закон Божий. Текст. / Состав. С. С. Куломзина. -R.B.R. Нью-Йорк, 1991.-220 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. / Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 3. — С. 150.
- Зинченко, В.П. Мир искусства и воспитание души Текст. / В. П. Зинченко // Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: Сб. науч. тр. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. -Вып. 1.-С. 7−9.
- Иванова, Г. П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях Текст. / Г. П. Иванова. -М.: Социум, 2001.- 159 с.
- Извозчиков, В. А. На пути реализации требований новой парадигмы образования Текст. / В. А. Извозчиков, M. Н. Потемкин // Наука и школа. -2001.-№ 6.-С. 57−60.
- Ильин, И.А. О России Текст. / И. А. Ильин. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. арх., 1991.-32 с.
- Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник Текст. / Т. В. Ильина.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2003. — 405 с.
- Ильинская, И.П. Формирование эстетической культуры младшего школьника на уроках художественного труда. Дисс.. канд. пед. наук Текст. / И. П. Ильинская. — Белгород, 2002. — 199 с.
- Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя Текст. / А. П. Ершова, 3. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
- Искусство и школа: Сб. статей Текст. / Сост. А. К. Васильевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Уч. пособие для пед. уч. зав. Текст. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 512 с.
- Ирина, В.Р., Новикова, A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум Текст. / В. Р. Ирина, A.A. Новикова М.: Наука, 1978. — 192 с.
- Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган СПб.: Просвещение, 1996.-414 с.
- Канаевская, M. Е. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей Текст. / M. Е. Канаевская, Jl. М. Фирсова // Вопр. психологии. 1990. — № 3. — С. 69−75.
- Кандинский, B.B. О духовном в искусстве Текст. / В. В. Кандинский М.: Архимед, 1992.-112 с.
- Кант, И. Немецкая философия Текст. / И. Кант // Соч.: В 6-ти Т. М, 1964. — Т.З. -798 с.
- Караковский, В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
- Кармин, A.C., Новикова, Е.С. Культурология Текст. /A.C. Кармин, Е. С. Новикова. СПб.: Питер, 2006. — 464 с.
- Киященко, Н.И. Эстетические эмоции, переживания, чувства Текст. / Н. И. Киященко, И. Л. Лейзеров // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. — 127 с.
- Коротеева, Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. /Е.И. Коротеева Текст. / Под ред. Б. М. Неменского. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-144 с.
- Кошмина, И.В. Основы русской православной культуры: Уч. пособие Текст. / И. В. Кошмина. М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
- Кошмина, И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я берегу.»: Методические рекомендации. 1−2 классы Текст. / И. В. Кошмина. М.: УЦ «Перспектива», 2003. — 44 с.
- Кронштадтский, Иоанн. Моя жизнь во Христе Текст. / Святой праведный Иоанн Кронштадтский // Сост. свящ. Александр Ельчанинов. М.: Изд-во «P.S.», 1990.-125 с.
- Кронштадтский, Иоанн. Христианская философия Текст. / Иоанн Кронштадтский. Репр. воспр. изд. 1902 г. (СПб). — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. — 212 с.
- Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства Текст. / Е. П. Крупник. М.: Институт психологии РАН, 1999. — 240 с.
- Кудина, Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников
- Текст. / Г. И. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М.: Знание, 1988.-80 с.
- Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педучилищ по спец. № 2001 Текст. / B.C. Кузин -М.: Просвещение, 1984. 319 с.
- Кузин, B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3−4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений: В 2 ч. Текст. / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Дрофа, 1997. — 4.1. — 112 с.
- Кузин, B.C. Изобразительное искусство в начальной школе. 3−4 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений: В 2ч. Текст. / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Дрофа, 1997. — Ч 2. — 128 с.
- Кулагина, Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания Текст./ Н. В. Кулагина М.: Моск. психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 80 с.
- Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Текст. / Под ред. Г. В. Драча, В. К. Королева, О. М. Штомпель. -Ростов на / Д: Феникс, 2003. 576 с.
- Кураев, Андрей. Диакон. Все ли равно как верить? Сборник статей по сравнительному богословию Текст. / А. Кураев М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1994. — 176 с.
- Куревина, O.A. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста Текст. / O.A. Куревина М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 176 с.
- Лазарев, В.Н. История византийской живописи Текст. / В. Н. Лазарев. В 2 т.-М.: Искусство, 1986. -Т.1. -331 с.
- Ларьков, А.П. Генезис эстетических переживаний. Дис. .канд. филос. наук Текст. /А.П. Ларьков — Киев, 1986. — 169 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н. Леонтьев М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2 Текст. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — С. 232−239.
- Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX -XX веках) Текст. / Б. Т. Лихачев. Самара: СИУ, 1997. — 85 с.
- Лихачева, В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность Текст. / В. Д. Лихачева, Д. С. Лихачев Л.: Наука, 1971. — 148 с.
- Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества Текст. / Д. С. Лихачев СПб.: Русско-Балт. информ. центр «БЛИЦ», 1999. — 190 с.
- Лобова, А.Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку: Автореф. дис. .док. пед. наук Текст. / А. Ф. Лобова. -М., 2001.-31 с.
- Локк, Дж. О простых идеях рефлексии Текст. / Д. О. Локк // Собр. соч.: В 2-х т. -М, 1960. Т.1: Опыт о человеческом разуме. — С. 149−153.
- Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф Текст. /А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-478 с.
- Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.
- Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра Текст. / И. О. Лосский М.: Пилитиздат, 1991. — 368 с.
- Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре Текст. /Ю.М. Лотман. СПб., 1994.-556с.
- Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси: Книга для чтения Текст. / Л.Д. Любимов-М.: Просвещение, 1981.-336 с.
- Малюков, А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности Текст. / А. Н. Малюков Дубна: Изд. центр «Феникс», 1999. — 256 с.
- Мамонтов, С.П. Основы культурологи: Учебное пособие для вузов Текст. / С. П. Мамонтов М.: Олимп, ИНФРА-М, 2001. — 320 с.
- Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии Текст. / А. А. Маркосян -М.: Просвещение, 1974.-223 с.
- Маслоу, А. Психология бытия Текст. /А. Маслоу / Отв. ред. С.Н. Иващенко- Пер. с англ. О. О. Чистяков. М., Киев: Рефл-бук: Ваклер, 1997. — 300 с.
- Мейлах, Б. С. Философия искусства и художественная картина мира Текст. / Б.С. Мейлах//Вопр. философии. 1983. — № 7. — С. 116−125.
- Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 269 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А.А. Мелик-Пашаев М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе Текст. / И. В. Метлик. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. — 384 с.
- Моченов, П.М. Духовность: сущность природы человека (спец. курс): Уч. пособ. Текст. / П. М. Моченов. М.: МГОУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005.-84 с.
- Мировая художественная культура: Мировая художественная культура. 9 кл.- Эстетика жизни. 9−11 кл.: Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. 3-е изд., стереотип. Текст. — М.: Дрофа, 2001. — 128 с.
- Мудрость воспитания: Книга для родителей Текст. / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. — 288 с.
- Музей. Традиции. Этничность. XX—XXI вв. Материалы Международн. науч. конфер., посвящ. 100-летию РЭМ Текст. / Под ред. Т.Г. Емельянен-ко, E.JI. Мадлевской, А. Б. Островского. СПб.- Кишенев: Nestor-Historia, 2002.-414 с.
- Мы входим в храм: рабочая тетрадь Текст. /отец Вячеслав (Перевезенцев), И. К. Языкова. -М.: НПО «Школа» Изд-во «Открытый мир», 1997.- 80 с.
- Мясцова, В.И. Формирование эстетического восприятия реальных объектов у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук Текст. / В. И. Мясцова. Елец, 2002. — 21 с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты Текст. / Б. М. Йеменский М.: Просвещение, 1987.-255 с.
- Неменский, Б.М. Культура искусство — образование: Цикл бесед Текст. / Б. М. Неменский. — М., 1993.
- Неменская, JI.A. Каждый народ художник: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. Текст. / JI.A. Неменская / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2000. — 144 с.
- Немов, P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. учеб, заведений. В 3 кн. -Кн.1. Общие основы психологии Текст. / P.C. Немов М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-576 с.
- Никитин, В.А. Основы православной культуры Текст. / В. А. Никитин М.: Просветитель, 2001. — 484 с.
- Никольский, В. История русского искусства: Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство Текст. / В. Никольский М.: Терра, 2001.-304 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов Текст. / С.И. Ожегов- Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2005. — 1200 с.
- Овчинникова, А. Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: Дисс. докт. пед. наук Текст. / А. Ж. Овчинникова. М., 1998. — 305 с.
- Овчинникова, А.Ж. Онтологический подход к формированию эстетического отношения к действительности у младших школьников Текст. / А. Ж. Овчинникова М.: Прометей, 1999. — 220 с.
- Овчинникова, А.Ж. Понимание младшими школьниками смысла и значения художественного образа Текст. / А. Ж. Овчинникова -М Липецк, 2002. — 94 с.
- Огородников, Ю.А. Искусство и его роль в социализации человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук Текст. / Ю. А. Огородников М., 1996. — 32 с.
- О культурологических основаниях Базисного Учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Частная школа. Текст. 1996. — № 2. — С. 99−109.
- Ополовников, A.B. Русское деревянное зодчество Текст. / A.B. Ополов-ников -М.: Искусство, 1986. 311 с.
- Основы эстетики и искусствоведения Текст. / Под ред. И. Л. Люблинского, В. А. Скатерщикова. М.: Просвещение, 1973.-268 с.
- Петров, A.B. О соотношении понятий «интеграция» и «межпредметаые связи» Текст. / А. В. Петров, А. И. Гурьев //Наука и школа.- 2002. -№ 2.- С. 56−58.
- Печко, Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры старшеклассников / Л. П. Печко // Проблемы эстетического воспитания подростков. Текст. М.: Новая школа, 1994. — С. 45- 52.
- Пиаже, Ж. Развитие личности ребенка Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика, 1987.-536 с.
- Пименова, Е. Происхождение христианских храмов Текст. / Е. Пименова // Юный художник. 2000. — № 1. — С. 18−21.
- Письмо Министерства образования РФ (22.10.2002 г.) № 14−52−87 бин/16 Текст. / офиц. текст. http: /www. Informika. ru. (сайт Минобразования РФ). -31 с.
- Плетенева, И.Ф. Интеграция средней и высшей школы в профессиональном становлении будущего специалиста Текст. / И. Ф. Плетенева // Процессы интеграции в обучении: Межвуз. сб. науч. тр. М.: «ТЦ Сфера», Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. С. 46−50.
- Плеханов, Е.А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия». Моногр. Текст. / Е.А. Плеханов-Владимир: ВГПУ, 2002.-256с.
- Половинкин, А. Л. Православная духовная культура Текст. / А. Л. Половинкин. -М.: ВЛАДО-Пресс, 2003. 386 с.
- Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе: Сб. науч. тр. Текст. / Под ред. А. А. Мелик-Пашаева. М.: ВНИК «Школа», 1990. — 105 с.
- Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности Текст. / Под ред. В. С. Мухиной. М.: МПГИ, 1981. — 150 с.
- Психологические тесты Текст. / Сост. Э. Р. Ахмеджанов. М.: МПГИ, 1981.- 134 с.
- Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Раппопорт, С. X. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства Текст. / С. X. Раппопорт. М.: Сов. художник, 1978.-237 с.
- Рогова, Р. М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентации личности Текст. / Р. М. Рогова. М.: Б. и, 1996. — 144 с.
- Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура Текст. / В. В. Розанов. Сост.
- A.Н. Николюкина. М.: Республика, 1992. — 399 с.
- Романова, Е. С. Графические методы в психологической диагностике Текст. / Е. С. Романова, О. Ф. Потёмкина. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993 — 608 е., Т. 1 А — М — 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тг. Текст. / Гл. ред. В .В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 е., Т. 2 — М — Я — 1999.
- Роттенберг, В. Мозг и мышление: в поисках своего «Я» Текст. /
- B. Роттенберг // Знание сила, 1984, № 5. — С. 9.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. В 2-х тт. Текст. /
- C.Л. Рубинштейн -М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.
- Рыбаков, Б.А. Из истории древней Руси: Исследование и заметки Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Изд-во МГУ, 1984. -240 с.
- Рябов, В.Ф. Социальная природа искусства. К спорам о предмете искусства Текст. / В. Ф. Рябов. JL: Художник РСФСР, 1983. — 248 с.
- Рябцев, Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI—XVI вв.еков: Уч. пособие Текст. / Ю. С. Рябцев. -М.: ВЛАДОС, 2001. 336 с.
- Силичев, Д.А. Культурология Текст. / Д. А. Силичев. М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. -352 с.
- Сластенин, В. А. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования Текст. / В. А. Сластенин, Е. И. Артамонова // Пед. образование и наука. 2002. — № 3. — С. 4−9.
- Сманов, И. Искусство в системе профессиональной подготовки педагога к воспитанию школьников (на материале произведений изобразительного искусства): Автореф. дис. докт. пед. наук Текст. / И. Сманов.- М., 2000. -30 с.
- Смирнова, Э. История иконописи Текст. / Э. Смирнова, JI. Евсеева, игумен Лука (Головков) М.: Арт БМБ, 2002. — 287 с.
- Современный словарь-справочник по искусству Текст. / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. М.: Олимп, 1999. — 816 с.
- Современный философский словарь Текст. / Ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. — 864 с.
- Соколова, В.И. Наше наследие: Храмы, монастыри, иконопись России Текст. / В. И. Соколова М.: Фаир- пресс, 2003. — 344 с.
- Степаков, E.H., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / E.H. Степаков, Л. М. Лузина М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
- Столович, Л. Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности Текст. / Л. Н. Столович. М.: Политиздат, 1985.-415 с.
- Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии Текст. / Л. Н. Столович. М.: Республика, 1994. — 463 с.
- Сохор, А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество Текст. / А. Н. Сохор // Вопросы социологии искусства. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 41- 58.
- Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб.-метод. пособие Текст. / Авт. 3. А. Барышникова, Л. Л. Романова. М.: ОАО «Чайка», 1994.- 105 с.
- Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. Текст. / В. А. Сухомлинский М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 502 с.
- Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи Текст. / В .Я. Бирштейн, В. П. Голиков, Ю. И. Гренберг и др.- Под ред. Ю. И. Гренберга. -М.: Изобразит, искусство, 1987. 392 с.
- Тихон Задонский, святитель. Наставления о личностных обязанностях каждого христианина Текст. / Святитель Тихон Задонский М.: Изд. Московского Свято-Данилова монастыря, 1999. — 176 с.
- Творения иже во святых отца нашего Васшия Великаго арх1епископа Кесарш Кападокшсюя. В 4-х частях. Т-3. Текст. / Святитель Василий Великий М.: Паломник, 1993. — 496 с.
- Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практ. конфер. Текст. / Под ред. М. Ю. Спириной. СПб., Высшая школа народных искусств, 2005. — 156 с.
- Трубецкой, E.H. Три очерка о русской иконе Текст. / E.H. Трубецкой М.: ИНФОАРТ, 1991.-112 с.
- Угринович, Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк Текст. / Д. М. Угринович. М.: Политиздат, 1982. — 288 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. / К. Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2-х т.- М., 1974. -T. 1.-С. 229−556.
- Федь, A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук Текст. / A.M. Федь Киев: Радянська школа, 1984. — 240 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова М.: Советская энциклопедия, 1983.-840 с.
- Флоренский, П.А., священник. Иконостас: Избранные труды по искусству Текст. / П. А. Флоренский. СПб.: МИФРИЛ- Рус. кн., 1999. — 365 с.
- Флоренский, П.А., священник. У водоразделов мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии». В 2-х т. Т-2. Текст. / П. А. Флоренский -М.: Издательство «Правда», 1990. 446 с.
- Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления Текст. / Ю.У. Фохт-Бабушкин М.: Наука, 1986. -235с.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Хорунженко, K.M. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / K.M. Хорунженко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
- Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения Текст. / Отв. ред. Б. С. Мейлах. Д.: Наука, 1986. — 272 с.
- Чавчавадзе, Н. 3. Культура и ценности Текст. / Н. 3. Чавчавадзе. -Тбилиси, 1984.-171 с.
- Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе Текст. / И. М. Чередов -М.: Просвещение, 1988. 160 с.
- Чувственный образ в развитии интеллекта школьника Текст. / Отв. ред. С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. М.: МПГУ, ЕГПИ, 1999. — 129 с.
- Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника Текст. / P.M. Чумичева. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995.-272 с.
- Чучайкина, И. Е. Искусство как феномен культуры Текст. / И. Е. Чучайкина // Социально-политический журнал. 1994. — № 7−8. — С. 110−120.
- Шевченко, JI.JI. Православная культура: Метод, пособ. для учителя: 1-й год обуч. 2-е изд. Текст. / JI.JI. Шевченко. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. — 120 с.
- Шеллинг, Ф. В. Философия искусства: Что характерно для произведений искусства Текст. / Ф. В. Шеллинг- Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Мысль, 1966.-495 с.
- Шердаков, В. Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности Текст. / В. Н. Шердаков // Вопр. философии. 1996. — № 2. — С. 27−31.
- Шестун, Е. (протоиерей) Православная педагогика: Учебное пособие для вузов Текст. / Е. Шестун. 2-е изд., перераб и доп. — М.: 2001. — 560 с.
- Школа диалога культур. Основы программы Текст. / Под ред. B.C. Библера Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный центр, 1992. — 96 с.
- Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения Текст. / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. 1999. — № 3. — С. 17−22.
- Эстетика: Учеб. пособие для вузов Текст. / Под ред. A.A. Радугина. М.: Библионика, 2006. — 240 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя Текст. / Н. И. Киященко, Г. С. Лабковская, Н. Л. Лейзеров М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Юсов, Б.П. Изобразительное искусство Текст. / Б. П. Юсов // Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп: Сб. научных трудов. М, 1996. — С. 18−29.
- Языкова, И.К. Богословие иконы (уч. пособие) Текст./ И. К. Языкова М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. — 212 с.
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя Текст. / Под ред. Киприана (Ященко). М.: Изд. «Первое сентября», 2001.-256 с.
- Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника Текст. / П. М. Якобсон -М.: Просвещение, 1966. 291 с.
- Яковлев, Е.Г. Эстетика Текст. / Е. Г. Яковлев М.: Гардарики, 1999.-464 с.
- Adarno, Th. Asthetische Theorie. Frankfurt a.M., 1973. -212 p.
- Frnheim, R. Towards Psychology of Art. Berkeley, 1966. — 156 p.
- Feldman, E.B. Becaming Human Through Art: Aesthetic experience in the school. The University of Georgia, 1970. — 389 p.
- Kroeber, A.L., Kluckhohn, CI. Culture: A Critical Reiview of Concepts and Definitions. N/Y., 1952. — 463 p.
- Rita Gilbert, William McCarter. Livin With Art, New York, 1988. — 500 p.
- The Arts: A Way of Knowing/ Edited by Malcolm Ross. University of Exeter. Pergamon Press, 1983. — 224 p.
- Wold of colour, Childcraft. World Book, Chicago, 1993. — p. 56.226.