Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние: На примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире, представление, которое не только отражает, но и создает реальность. В телевидении как социальном феномене гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства- «став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
    • 1. 1. Становление и развитие информационно-аналитического вещания советского телевидения (1960−1991 годы)
    • 1. 2. Особенности информационно-аналитического телевизионного вещания в постсоветский период
    • 1. 3. Принципы и процессы формирования современных типов информационно-аналитических программ
  • Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. «Вести недели» как информационно-аналитическая программа государственного телевидения (телеканал «Россия»)
    • 2. 2. Специфика коммерческой информационно-аналитической программы (на примере программы «Намедни» телеканала НТВ)
    • 2. 3. Информационно-аналитические программы российских телевизионных каналов (сравнительный анализ)
    • 2. 4. Аудитория информационно-аналитических программ (социологический анализ)

Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние: На примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы. Современную систему средств массовой коммуникации отличает особая динамичность развития— она претерпела изменения по структуре и финансированию, расширилось ее функциональное назначение. Будучи активной социальной силой, средства массовой коммуникации занимают ведущее место в воздействии на общественное мнение и настроение.

Телевидение является зеркалом действительности, глядя в которое зритель составляет представление о мире, представление, которое не только отражает, но и создает реальность [18, с. 56]. В телевидении как социальном феномене гармонично соединены достижения технологического прогресса, журналистики и искусства- «став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества» [44, с. 13]. Возникновение, становление и развитие системы телевещания в XX в. оказало большое влияние на формирование общества, мировосприятие людей, их поведение, настроение, отношение к действительности. Появление телевидения воздействовало и на другие элементы системы СМК— радиовещание, печатные издания. Оно строилось на «заимствовании, и отталкивании, и освоении чужого творческого опыта, и поиске своей специфики, новых возможностей, которые предоставляла природа коммуникационного канала» [77, с. 5].

Телевидение по своей природе эмоционально, вездесуще и всепроникающе, ему присуща импровизационность, непосредственность. Его специфика определяет жанровые особенности, формы и методы работы.

Настоящая работа посвящена изучению информационно-аналитического вещания на телевидении, истории возникновения, типологии и анализу современного состояния информационно-аналитических программ.

Информационно-аналитическая программа— тип телепрограммы, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые представляют общественно значимый интерес для зрительской аудитории.

Возникновение информационно-аналитических программ относится к началу 60-х гг. XX в. В этот момент происходит зарождение передач, близких по типу к современным информационно-аналитическим программам. Их прообразами стали «Эстафета новостей», «Новости недели», «Время». Именно они предопределили возникновение такого типа программ, как информационно-аналитические.

Начало перестройки в СССР, объявление курса на гласность и демократию — начальный период формирования типа информационно-аналитической программы. Изменение социальных условий повлекло за собой изменение функций журналистики. Возникает необходимость и создаются предпосылки для появления первой на советском телевидении передачи такого типа — «Семь дней».

На 90-е гг. XX в. приходится период становления, качественного и количественного роста информационно-аналитических программ.

В монографии «Журналистика на рубеже тысячелетий» Е. А. Корнилов [40, с. 198] характеризует новое телевидение как порождение субкультуры видео. Исследователь определяет современное телевидение как гипертелевидение, авербальное и бессвязное. Таким образом, современное телевидение как система динамично развивается, претерпевает изменения, обретает новые функции, возрождаются старые и возникают новые типы программ, формы и жанры.

Современный этап эволюции телевидения (1996;2006) определяется развитием информационно-аналитических программ как сформировавшегося типа, обладающего рядом типологических признаков, ведь «сложившийся отечественный телевизионный рынок постепенно становится главным субъектом, определяющим содержательное наполнение телевизионного пространства России» [81, с. 49]. Информационно-аналитические программы являются воплощением тех преобразований, которые произошли в стране в этот период: в это время телевидение становится «зеркалом» новой жизни, ареной борьбы за политическую власть" [78]. Сегодня информационно-аналитическая программа является показателем зрелости канала и его информационной службы и, как следствие, «залогом успеха телеорганизации у телевизионной аудитории» [57, с. 3]. Программы этого типа дают возможность не только информировать о событии, но и давать анализ, комментарий, прогнозировать развитие ситуации и влияние, которое произошедшее событие оказывает на жизнь страны, общества, человека.

Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Изучаемые программы являются выразителями точки зрения телеканала, на котором они выходят, определяют характер информационно-аналитического вещания. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ.

Актуальность темы

исследования определяется насущной потребностью в изучении, анализе и обобщении тенденций в области средств массовой коммуникации в целом и телевидения в частности. Исследование данного феномена обусловлено той значимой ролью, которую играет телевидение в жизни современного общества, оказывая влияние на социум и жизнь каждого человека, находясь на первом и важнейшем уровне структуры информационной системы — «формирует российское информационное пространство» [80, с. 84]. В связи с этим возникает объективная необходимость детально рассмотреть информационно-аналитические программы, так как их целью является формирование общественного мнения. Современные информационно-аналитические программы занимают особое место в системе информационного вещания российских телевизионных каналов. Каждая программа имеет свою историю возникновения, пути формирования и развития, особые признаки и черты. Необходимость исследования заключается в значимости содержания и степени влияния информационно-аналитических программ. Их специфика требует детального научного осмысления— анализа закономерностей их функционирования, типологии, способов воздействия и формирования общественного мнения. Этим объясняется выбор темы и ее актуальность.

Степень изученности темы. Предложенное автором исследование опирается на фундаментальные положения в области теории и практики журналистики, типологии СМИ, истории телевидения.

Теоретическая база работы основывается на трудах таких ученых, как Е. В. Ахмадулин, Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова, Е. П. Прохоров, В. В. Смирнов, М. В. Шкондин [5, 40, 41, 44, 76, 71, 97]. Фрагментарно или обзорно некоторые аспекты выбранной темы освещаются в учебных пособиях по истории и теории журналистики [62, 77, 80, 92].

Вопросы типологии периодических изданий достаточно полно разработаны в научной литературе. Целый ряд работ [40, 43, 49, 83, 84, 85] по теории и типологии журналистики позволил нам выявить типологические признаки, необходимые для анализа и характеристики телевизионных информационно-аналитических программ. Изучаемые программы в данной работе рассмотрены на основе исследований ученых Ростовского государственного университета, где была сформирована школа изучения типологии средств массовой коммуникации.

Исследования Э. Г. Багирова, P.A. Борецкого, H.A. Голядкина, В. В. Егорова, Г. В. Кузнецова, С. А. Муратова, Р. П. Овсепяна, B.JI. Цвика [6, 7, 9, 10, 11, 22, 26, 27, 28, 29, 46, 47, 48, 56, 58, 91] и др. позволяют выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, специфику его функционирования на различных этапах, формирование новых типов телепрограмм, определить степень влияния и роль телевидения в жизни общества. Работы этих авторов послужили историографической и методологической базой для диссертации.

Актуальные проблемы телевизионной журналистики, современное состояние и тенденции коммерциализации телевидения, которые становятся причиной изменения его жанровой и тематической структур, анализируются в научных и публицистических трудах A.C. Вартанова, Е.И. Имамовой-Стефанчук, А. Г. Качкаевой, Г. Н. Петрова [13, 35, 36, 66], что дает возможность определить место информационно-аналитических программ на телевидении и установить их цель — воздействие на общественное мнение и сознание.

При разработке проблемы становления и развития информационно-аналитического вещания на телевидении в 60-е гг. XX в. мы обращались к коллективному сборнику «Очерки по истории российского телевидения» [61 ] и ряду монографий [59, 72, 98], где представлены пути формирования отечественного телевещания.

Кроме того, при написании данного исследования мы обращались к материалам научно-практических конференций факультетов журналистики МГУ, СПбГУ, РГУ, ряду публикаций в научных и научно-популярных изданиях, авторефератам кандидатских диссертаций, статистическим данным, справочным изданиям, материалам периодической печати, рейтингам, интернет-источникам.

Цель работы заключается в выявлении особенностей истории, типологии и современного состояния информационно-аналитических программ на российском телевидении.

Цель предопределила следующий ряд исследовательских задач:

1. Рассмотреть телевизионные информационно-аналитические программы в различные исторические периоды, выявить особенности их становления и развития.

2. Определить типообразующие черты, влияющие на формирование типа информационно-аналитической программы.

3. Исследовать современное состояние и особенности информационно-аналитических программ.

4. Определить специфику информационно-аналитических программ на основании анализа их содержания, выявить тематические и жанровые предпочтения объекта исследования на современном этапе развития.

5. Рассмотреть и проанализировать рейтинги информационно-аналитических программ, выявить оптимальные приемы и методы воздействия на аудиторию.

Объектом настоящего исследования выступают информационно-аналитические программы советского и российского телевидения, а предметом — его история, типология и современное состояние.

Эмпирическим материалом диссертации являются информационно-аналитические программы двух федеральных каналов: «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Для исследования и анализа использовано 26 выпусков программ, общей продолжительностью более 28 часов.

В течение трех месяцев (с 14 января по 14 апреля 2004 г.) проводился контент-анализ информационно-аналитических программ «Вести недели» и «Намедни». Сравнительный анализ 261 сюжета двух программ позволил определить тематические предпочтения, жанровое своеобразие. Так как контент-анализ проводился в период кампании по выборам Президента РФ, а телевидение, выполняя свою электоральную функцию, является основным средством формирования образа кандидата, в исследовании особое внимание уделено выявлению соотношения основных тем, к которым обращается телевидение при представлении кандидатов, что является информационным поводом для освещения деятельности героя, а также определению форм, оценок и количества упоминаний о каждом кандидате в обеих программах.

Методологической основой диссертации служат фундаментальные положения по теории и истории журналистики. Теоретико-методологическую основу работы формируют научные труды Е. А. Корнилова и Е. П. Прохорова [41, 70] по методологии и методике журналистских исследований.

Использование историко-типологического метода и принципа историзма «как всеобщего логического метода, имеющего универсальное значение и занимающего в системе методологических категорий особое место» [42] позволило изучить эволюцию объекта исследования. Исторический подход в диссертационном исследовании реализован в следующих направлениях научного анализа [40, с. 15]— синхроническом (объект исследования изучен и сопоставлен в соответствии с общественно-политическими процессами, происходившими в тот или иной период времени) и диахроническом (информационно-аналитические программы рассмотрены с позиции внутреннего развития).

Применение теоретико-типологического метода позволило определить место объекта исследования в системе информационного вещания, выявить его типологические признаки и характеристики. Особое значение для формирования исследовательской позиции имела работа А. И. Акопова [2] по методике типологического исследования периодических изданий, которая легла в основу типологического изучения информационно-аналитических телепрограмм. и.

В качестве элемента для комплексного анализа в работе использован социологический метод с привлечением эмпирического материала. При обработке данных и анализе результатов применялись сопоставительные и статистические методы.

Инструментом предпринятого анализа стал сравнительно-описательный метод.

Автор стремилась к продолжению исследовательских традиций, опираясь на систему взглядов, разработанных теоретиками журналистики —.

A.И. Акоповым, Я. Н. Засурским, Е. А. Корниловым, Р. П. Овсепяном, Е. П. Прохоровымв области телевизионной журналистики — Э. Г. Багировым, P.A. Борецким, В. В. Егоровым, Г. В. Кузнецовым,.

B.JI. Цвиком, А. Я. Юровским и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлены и систематизированы основные типологические признаки информационно-аналитических программ, объект исследования рассмотрен в исторической ретроспективе (с момента возникновения до настоящего момента), определено место информационно-аналитических программ в системе информационного вещания, их функции и роль. Результаты проведенного контент-анализа дают возможность составить более полное представление об объекте исследования, выявить тематику сюжетов, определить жанровую палитру, композицию программ.

Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении научных представлений о развитии объекта исследования на различных исторических этапах, демонстрации опыта использования исторического материала в типологических исследованиях телевизионной практики. Кроме того, проведенное диссертационное исследование может иметь практическое значение для разработки концепций, а также постановки целей и задач информационно-аналитического вещанияслужить теоретикопрактической основой содержания спецкурса для студентов, изучающих теорию и практику телевидения.

Положения, выносимые на защиту:

1. В 60-е гг. XX в. на телевидении появляются передачи, которые стали прообразом современных информационно-аналитических программ и были близкими по типу. Формирование типа информационно-аналитической программы начинается в конце 80-х гг. XX в.

2. Качественный и количественный рост информационно-аналитических программ происходит в непосредственной связи с политическими, экономическими и социальными изменениями в общественной жизни. Эволюция объекта исследования оказывает влияние на развитие всей системы телевещания.

3. Информационно-аналитические программы представляют собой тип телепрограмм, типологический анализ которых включает в себя такие параметры, как учредитель, цель и задачи, периодичность, зрительская аудитория, сфера отображаемой действительности и др.

4. Состояние и функционирование современных информационно-аналитических программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Объект исследования на каждом канале имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

5. Основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения. Телевидение, выполняя электоральную функцию, задействовано в предвыборных кампаниях. Таким образом, с помощью информационноаналитических программ происходит формирование образа кандидата и отношения к нему.

Апробация работы. Материалы и основные результаты диссертации были представлены на научно-практических конференциях аспирантов и соискателей кафедры СМК РГУ (Ростов-на-Дону, РГУ, 2004), «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, МГУ, 2005), «Журналистика, реклама, связи с общественностью: новые подходы» (Воронеж, ВГУ, 2005), «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве» (Москва, МГУ, 2006).

Цели и задачи обусловили структуру исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, библиографии и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень изученности темы, определяется методологическая и эмпирическая база исследования, характеризуется его новизна и практическая значимость.

В первой главе «Историко-типологический анализ информационно-аналитических программ отечественного телевидения» объект исследования рассматривается в исторической ретроспективе, начиная с возникновения на советском телевидении и заканчивая современным состоянием. Здесь также представлены различные классификационные подходы к изучению информационно-аналитических программ, выявляются типологические особенности объекта исследования: первичные, вторичные, формальные признаки, которые формируют тип.

Вторая глава «Современные телевизионные информационно-аналитические программы: состояние и проблемы развития» посвящена изучению объекта исследования, его специфики на современном этапе. На примере программ «Вести недели» телеканала «Россия» и «Намедни» телеканала НТВ рассматривается исторический аспект возникновения программ, проводится обоснование типологических признаков, выведенных для объекта исследования. В данной главе представлены результаты контент-анализа программ «Вести недели» и «Намедни», а также на основании рейтингов выявляются зрительские предпочтения программ исследуемого типа на различных каналах, определяется место информационно-аналитических программ в общей сетке вещания каналов. В этой главе анализируются приемы и методы, которые используются создателями информационно-аналитических программ для привлечения аудитории и, как следствие, увеличения рейтинга.

В Заключении подводятся основные итоги работы, обобщаются результаты, намечаются перспективы развития объекта исследования и дальнейшего изучения проблемы.

Список использованных источников

содержит 27 источников.

Библиография содержит 109 источников.

В Приложение включены программы контент-анализа, сводные таблицы полученных результатов, таблицы и диаграммы рейтингов информационно-аналитических программ.

Результаты исследования рейтингов и показателей HUT позволяют вычислить адресное назначение телепередачи, составить портрет ее зрителя. Полученные данные представляются рекламодателю для правильного выбора рынка для размещения рекламы— чем «смотрибельнее» передача, тем привлекательно и размещение рекламной информации в ней. По мнению И. Д. Фомичевой [80, с. 226], дальнейшее развитие цивилизованных рыночных отношений между теми, кто производит массовую информацию, и теми, кто ее потребляет, станет поводом для развития такой прикладной задачи, как типология читателей, зрителей, слушателей, ведь знание целевой аудитории одинаково важно для всех СМК.

Знание «своей» аудитории позволяет «выбрать проблемы, темы, конкретные факты и тем самым „попасть в точку“, в настроение. <.> Иными словами, знание аудитории позволит прогнозировать воздействие сообщения на слушателей, поможет лучше ориентироваться в вопросах массового сознания, общественного мнения, получить представление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереотипах различных групп общества» [62, с. 385].

Таким образом, медиаизмерения «стали одним из факторов в закреплении подхода к аудитории как к товару, который, в свою очередь, можно продать производителям товаров и услуг, рекламодателям и рекламистам. Иными словами, до медиаизмерений СМИ продавали рекламодателям время и пространство, а сегодня торгуют аудиториями, с их величиной и составом» [88, с. 12]. Массовая информация, помимо идейно-содержательной, приобрела сторону товарную, но СМИ заинтересованы в том, чтобы сохранить «доверие и расположение аудитории — самое ценное их сокровище. Без доверия, которое создается беспристрастно и профессионально собранной и поданной информацией, службы новостей лишаются всех привилегий, которые дает им расположение общества» [25, с. 130].

В процессе исследования мы пришли к следующим выводам. Во-первых, правило, возникшее в результате закономерного процесса коммерциализации телевидения, распространяется и на информационно-аналитические программы. Информацию необходимо подать таким образом, чтобы она продавалась. Поэтому при создании современных информационно-аналитических программ одинаково большое внимание уделяется как содержанию, так и форме.

Во-вторых, если говорить об особенностях информационно-аналитических программ российского телевидения, то их рейтинг зависит от времени выхода в эфир (как правило, при формировании программных сеток выход информационно-аналитических программ ставится в прайм-тайм), от дня недели (в выходные дни увеличивается число телезрителей). На рейтинг также влияет тематика, способы подачи информации, личность ведущего, политика канала.

Анализируя информационно-аналитическую программу «Вести недели», мы установили, что она привлекает зрителей более широким освещением деятельности государственной власти и Президента РФ, по сути являясь государственным каналом. Телеканал «Россия» в своей итоговой информационно-аналитической программе представляет официальную точку зрения на события. К числу приемов привлечения внимания зрителя можно отнести жанровое разнообразие, которое встречается в программе. Так, например, интервью является одним из самых востребованных жанров.

Вестей недели". В качестве аналитических приемов и аргументов в программе часто используются различные графические схемы, диаграммы, рейтинги.

Отличаются программы «Вести недели» и «Намедни» подходом к построению сюжета. Этот признак тоже является своеобразным методом борьбы за внимание аудитории. Так, у «Вестей недели» в центре внимания находится событие, тогда как в «Намедни» во главу угла ставится человек (так называемая «житейская сторона» события). Так же репортеры информационно-аналитической программы «Намедни» строили материалы по принципу контраста как при создании сюжета — отношение к событию в городах федерального значения, в крупных городах России, в деревне, так и при подборе сюжетов для программы — «он (Парфенов. — Е.Г.) потрясающе монтировал Куршавель с жизнью семьи двух прапорщиков в старом „Москвиче“. Он показывал жизнь в казино и одновременно — как курские атомщики, голодные и несчастные, шли на Москву» [33].

Детальное изучение «Намедни» позволило установить, что программу отличал иной принцип ранжирования новостей. Программа состояла из событийного блока, в котором представлен анализ событий недели, и исследовательского блока, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели программы «Намедни» большое внимание уделяли тематическому разнообразию, то есть ряду тем, который в нашем контент-анализе объединен в блок life style.

В информационно-аналитической программе «Намедни» используется прием фотоколлажа и языковые каламбуры в заставке перед сюжетом. Это является своеобразным нововведением создателей «Намедни» и, несомненно, средством для увеличения доли так называемой «интеллектуальной» аудитории программы. «Намедни» были одной из самых высокорейтинговых программ канала НТВ— «ее еженедельно смотрели почти 25% взрослых москвичей и 15−17% россиян старше четырех лет. Кроме того, средний рейтинг „Намедни“ в два раза превышал рейтинг художественного фильма, который шел перед ней, и в среднем составлял около 10%» [64]. По мнению экспертов рекламного рынка, программа приносила каналу «5−8% годового рекламного дохода. Более того, за годы существования „Намедни“ подобрался круг рекламодателей, которые предпочитали размещаться именно в этой программе» [64].

Итоговые информационно-аналитические программы позволяют придать новостям новое измерение, посмотреть на них под другим углом, придать им объем, вписать их в контекст истории страны. На сегодняшний день информационно-аналитические программы играют немаловажную роль не только в мире российского телевидения, но и в жизни страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выявления особенностей информационно-аналитических программ отечественного телевидения объект исследования был рассмотрен в различные периоды времени. В период становления советского телевещания, в начале 60-х гг. XX в., формируются основные функции телевидения, формы и жанры, а также возникают передачи, ставшие прообразом современных информационно-аналитических программ. В качестве прообраза объекта данного исследования выступает программа «Эстафета новостей». Развитие советского информационного вещания связано с выходом в эфир программы «Время». Научно-технический прогресс становится основным условием не только развития телевидения, но и контроля над ним. Так, появление видеозаписи дает возможность контроля над информационным вещанием, передачи подвергаются цензуре, и в эфир выходят в записи. Власть понимает роль и влияние информационных программ на сознание зрителя.

В историю советского информационно-аналитического вещания пятнадцатилетний период (1970;1985) вошел как время стагнации, застоя. В эти годы на телевидении развиваются другие типы программ. Появление еженедельного обозрения «Международная панорама» стало следующим шагом на пути формирования типа объекта исследования. Начало перестройки стало причиной возрождения информационно-аналитического вещания. В этот период на экраны советского телевидения выходит информационно-аналитическая программа «Семь дней», первая из программ изучаемого типа, начавшая давать анализ и комментарий произошедшим событиям.

90-е гг. XX в. — период качественного и количественного роста изучаемых программ на российском телевидении, время расцвета информационно-аналитического вещания. Телевидение, принимая участие в выборах Президента РФ в 1996 г., приобретает новую функцию — электоральную. Информационно-аналитические программы становятся инструментом предвыборной борьбы.

Программы исследуемого типа, выполняя свою основную функцию, становятся средством формирования общественного мнения. Они существуют на всех федеральных каналах. Основное их отличие — в подаче, комментариях, ранжировании новостей.

В XXI в. объект исследования — информационно-аналитические программы — продолжают развиваться, обладают постоянным набором типологических признаков. Популярность и востребованность изучаемых программ является объективной реальностью и, как следствие, продиктована потребностью зрителей в комментированной информации, в анализе события.

Таким образом, периодизация исторического развития телевизионных информационно-аналитических программ выглядит так:

1. 1960— 1991 гг.— возникновение на советском телевидении передач, близких по типу к информационно-аналитическим программам, пятнадцатилетняя стагнация (1970 — 1985 гг.) информационного вещания, и постперестроечное развитие характеризуют этот период как неоднородный.

2. 1991 — 1996 гг.— количественный и качественный рост информационно-аналитических программ на российском телевидении.

3. 1996— 2006 гг.— современный этап развития информационно-аналитических программ. Формирования типа телевизионной передачи — информационно-аналитической программы.

Для определения типа изучаемых программ в работе использованы различные классификационные подходы, и на основании типологического метода исследования были выведены и охарактеризованы двенадцать основных типологических признаков, которые влияют на формирование типа — информационно-аналитических программ. Так, в качестве первичных типологических характеристик, оказывающих непосредственное влияние на формирования типа программы, выступают: учредитель канала, цели и задачи, периодичность, сфера отображаемой действительности, зрительская аудитория. В качестве вторичных признаков информационно-аналитических программ выявлены: ведущий, авторский состав, композиция, жанры, хронометраж. К формальным, то есть оказывающим наименьшее влияние на тип программы, отнесены: оформление и форма вещания. Таким образом, иерархическая лестница выглядит следующим образом: род — телепрограмма, вид — информационная, тип — информационно-аналитическая. Объект исследования рассматривается как разновидность информационных телепрограмм.

Анализ современного состояния объекта исследования проводился на примере информационно-аналитических программ двух федеральных телеканалов — «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). Обе программы были изучены по выведенным типологическим признакам. Проведенное обоснование позволило отнести и «Вести недели», и «Намедни» к информационно-аналитическим программам, выделить черты, присущие каждой из программ, определить некоторые особенности, отличающие их друг от друга. Так, особенностью информационно-аналитической еженедельной программы «Вести недели», выходящей на государственном канале «Россия», является роль и влияние учредителя, зрительская аудитория, классическая композиция программы, подборка и последовательность сюжетов по тематике. Анализируя программу «Намедни», которая выходила на телеканале НТВ до июня 2004 г., мы столкнулись с одной из тенденций современного телевидения, которая прочно закрепилась в программе и ассоциировалась с ней — так называемый стиль медийной подачи «инфотеймент». Появление этой тенденции на российском телевидении стало следствием его коммерциализации, когда критерием успеха программ становится рейтинг и, как следствие— объем рекламы, основного источника финансирования.

Анализ содержания позволил выявить некоторые черты и специфику информационно-аналитических программ, тематические и жанровые предпочтения и подтвердить выдвинутые гипотезы. Так, оценивая композицию каждой из программ, можно сказать, что композиция информационно-аналитической программы «Вести недели» является классической, а для структуры программы «Намедни» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы отличает различный подход к построению сюжета. Этот признак тоже является своеобразным методом борьбы за внимание аудитории. Так, у «Вестей недели» во главу угла ставится само событие, тогда как в «Намедни» в центре внимания — «житейская сторона» события, человек.

Программу «Намедни» отличал иной принцип ранжирования новостей. Программа состояла из событийного блока, в котором представлен анализ событий недели, и исследовательского блока, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели программы «Намедни» большое внимание уделяли тематическому разнообразию, то есть ряду тем, которые в нашем контент-анализе объединены в блок life style.

Что касается жанровых предпочтений, то в ходе обработки данных контент-анализа было установлено, что наиболее востребованными жанрами в программах исследуемого типа являются корреспонденция, репортаж, комментарий. Также в информационно-аналитических программах, например, в «Намедни», был востребован жанр очерка. Применение очерка как жанра художественной публицистики связано с тематикой из так называемого блока исследовательской, познавательной информации. Анализ содержания показал, что в информационно-аналитических программах используются информационные, аналитические и публицистические жанры.

Так как сбор эмпирического материала проводился в период президентской предвыборной кампании (с января по апрель 2004 г.), то в рамках контент-анализа нами было проведено подисследование, которое ставило своей целью выявить, освещению деятельности каких кандидатов отдают предпочтения информационно-аналитические программы, определить характер материала, форму и количество упоминаний, тематические предпочтения. Проведенное подисследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что число упоминаний о кандидате в Президенты РФ В. В. Путине в выпусках информационно-аналитических программ больше по сравнению с другими кандидатами.

Изучение рейтингов информационно-аналитических программ позволило нам определить, какое место занимают программы исследуемого типа в общей рейтинговой сетке канала, вычислить долю аудитории каждой программы. Информационно-аналитические программы также были рассмотрены на основании сравнительных таблиц. Сравнение проводилось по различным показателям, которые используются в медиаизмерениях. Анализ содержания дал возможность выделить ряд приемов и методов, которые используются при создании информационно-аналитических программ. Использование различных приемов и методов позволяет привлекать и удерживать аудиторию, формировать предпочтения при выборе и привычку телесмотрения той или иной программы, а увеличение рейтинга программы находится в прямой зависимости от доли телеаудитории.

Выявление особенностей истории, типологии и функционирования объекта исследования позволило установить, что информационно-аналитические программы предоставляют зрителю возможность оглянуться на событие, посмотреть на него под другим углом зрения, проанализировать, выявить причинно-следственные связи, спрогнозировать вероятность дальнейшего развития ситуации, определить ее воздействие на ход истории. Зритель современного телевидения имеет свободу выбора информационно-аналитических программ, которые выходят на всех федеральных каналах. Наличие такого выбора открывает возможность не столько остановить свое внимание на какой-то конкретной программе, сколько сопоставить подачу и трактовку одного и того же события разными каналами. Такой выбор позволяет аудитории формировать собственное представление о событиях и процессах, происходящих в стране и в мире. Однако при этом не следует забывать, что основной целью программ исследуемого типа является формирование общественного мнения.

Являясь инструментом влияния, информационно-аналитические программы занимают особое место в сетке вещания канала, они отражают идеологическую направленность и программную политику данного СМК. Ведущим такой программы всегда является профессионал высокого класса, владеющий способами и приемами воздействия на массовую аудиторию, что несомненно расширяет границы и перспективы данного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Рекламные издания: исторический и типологический аспекты: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2004.
  2. А.И. Методика типологического изучения периодических изданий. Иркутск, 1985.
  3. Н. Леонид Парфенов: информация должна быть бизнесом // Известия. 2004. 2 июня.
  4. Н. Леонид Парфенов: Я проработал в корпорации со дня основания, и последнее, что услышал в ее стенах в свой адрес, был мат // Известия.2004. 7 июня.
  5. Е.В. Краткий курс теории журналистики. М., 2006.
  6. Э.Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.
  7. Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.
  8. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976.
  9. P.A. Осторожно, телевидение! М., 2002.
  10. Ю.Борецкий P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1998.
  11. P.A. Телевидение на перепутье. Статьи 1989−1998. -М., 1998.
  12. P.A. Телевидение в социально-историческом контексте // Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. № 3.
  13. З.Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.
  14. Н.Варшавчик С. Сергей Брилев: «То, что я думаю, я придержу при себе» // Независимая газета. 2005.№ 34.
  15. С. Сванидзе не выбирает из тарелки самое вкусное, www.nat.ru
  16. К.В. Социальный анализ средств массовой информации России. -М., 2005.
  17. П.Владимир Познер человек, которому доверяют. news.mail.ru/news.html?98 485
  18. Власть, зеркало или служанка? М., 1998. т.Н.
  19. К.С. Средства массовой информации и политика // Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2003. № 1.
  20. М. Радио и телевидение в СССР 1917−1963. -М., 1965.
  21. Глянцевое «общественно-политическое обозрение». www.Lenizdat.ru
  22. H.A. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004.
  23. А. Телевидение: 1999−2000 // Среда, 2000, № 6−7.
  24. JI. Искусство информации. М., 1996. 4.2.
  25. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. -М., 1997.
  26. В.В. Телевидение и власть в России. М., 1996.
  27. В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
  28. В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.
  29. В.В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980.
  30. В.В. Терминологический словарь телевидения, www.cjes.ru 31. Засурский И. И Масс-медиа второй республики. М., 1999.
  31. М. Пришли такие «Времена» // Культура. 2001. № 28.
  32. Как уволили Парфенова // Известия. 2004. 3 июня.
  33. Информационных войн в новом телесезоне не будет, www. gzt.ru/politics/2003/08/29/103 800/html.
  34. Имамова-Стефанчук Е. И Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). -М., 2001.
  35. А.Г. Новейшая история российского телевидения 1990 2002 // Вестник москов. ун-та. Серия .10. Журналистика. 2003. № 3.
  36. М. Как Путин взял Видяево // КоммерсантЪ. 2000. 24 августа.
  37. А. Первый канал станет общественным развлекательным телевидением. Странные перемены на ОРТ // Известия. 2002. 6 сентября.
  38. КонееваЕ. Цена рейтинга// Среда. 1998. № 4−5.
  39. Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999.
  40. Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. -Ростов н/Д, 1999.
  41. Е.А. Историзм как принцип научного познания журналистики // Местная и национальная печать. Вопросы истории, методологии. Ростов н/Д, 1983.
  42. Е.А., Акопов А. И. Типология в современной науке о печати // Методы исследования журналистики, Ростов н/Д, 1979.
  43. Е.Е. Телевизионная реклама. СПб., 2002.
  44. Г. В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. -М., 1990.
  45. Г. В. ТВ-журналист. М., 1980.
  46. Г. В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. М., 2003.
  47. Г. В. Классификатор программ // ТЭФИ-обозрение. 1997, № 7.
  48. Е. Воскресенье начинается в понедельник // Итоги. 2002, № 20.51 .Панкина Е. Другое время другие песни // Сегодня. 2000 № 77.
  49. Е. История с декорациями. Почему исчезло из эфира РТР ток-шоу «Наше дело» // Сегодня. 2000. № 219.
  50. Д. Леонид Парфенов не верит в миф о прямом эфире // Саратовские вести. 2002. № 45.
  51. В.И. Полное собрание сочинений. Т.39.
  52. Место в жизни, http://student.astelit.ru/politik/kukla
  53. С.А. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001.
  54. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1997.
  55. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999.
  56. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. A.A. Шереля. М., 2002.
  57. В. Инфокалипсис сегодня // Журналист. 2003. № 9.
  58. Н. НТВ упало без Парфенова, www.gazeta.ru
  59. Т. Станислав Кучер: я умею не только рассуждать в респектабельной студии // Культура. 1998. № 17.
  60. Г. Н. Аудиовизуальная журналистика в художественной культуре XX века (эволюция коммуникационных процессов, развитие журналистских технологий, изменение языка и стилистики): Автореф. дисс. док. филол. наук. СПб, 2001.
  61. И. Аналитик на безрыбье // Известия. 2005. 1 апреля.
  62. И. Телеменю: комплексный обед или, а la carte? // Искусство кино. 2003, № 6.
  63. А. Телевидение: смутный объект желаний // Искусство кино. 2004, № 11.
  64. Е.П. Введение в журналистику. М., 1998.
  65. Е.П. Исследуя журналистику М., 2002.
  66. В.А. Азбука телевидения. М., 2002.
  67. Г. Куда разбегаются глаза // Огонек. 1996. № 20.
  68. М.А. Ведущий новостей: приближение к стереотипу // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. -М., 2005.
  69. Дж., Бэрон Р. Рекламное медиа-планирование. СПб., 2004.
  70. В.В. Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 2000.
  71. В.В. Современная аналитическая журналистика: жанры радиовещания в контексте массовых коммуникаций. Теория и практика. -М., 1999.
  72. В.В. Капитализация России и средства массовой информации // Яе^а. 2005. JSfo20.www.relga.ru
  73. Социология массовой коммуникации /Под ред. Ф. И. Минюшева, В. Н. Иванцова. М., 1995.
  74. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов /Под. ред. Я. Н. Засурского. -М., 2005.81 .Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение)/ Сост. и общ. ред. В. П. Коломиец. -М., 2001.
  75. Телевизионная журналистика: Учебник /Под ред. А. Я. Юровского. М., 1994.
  76. Типологическое развитие журналистики /Под ред. А. И. Станько. Ростов н/Д, 1983.
  77. Типология местной прессы / Под ред. Е. А. Корнилова. Ростов н/Д, 1991.
  78. Типология периодического издания. Ростов н/Д, 1984.
  79. Ю.М. Место новостей на телевидении // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. М., 2005.
  80. Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации. — М., 2001.
  81. И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.
  82. Т.И. Социальные приоритеты в коммуникативных стратегиях российских СМИ //Вестник москов. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 1.
  83. Л. «Намедни» будут выглядеть богато // Комсомольская правда. 2001. 7 сентября.
  84. В.Jl. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: учебное пособие. М., 2004.
  85. В.Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. -М., 2002.
  86. В. В «ящике» груз «Вести»! // Аргументы и факты. 13.02.2002.
  87. H.A. Современные способы привлечения внимания аудитории к эфиру электронных СМИ // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть II. М., 2005.
  88. В. Бобик в гостях у Барбоса. Семь дней по диагонали // Независимая газета. 2000. № 210.
  89. В. Евгений Ревенко: по ночам мне снились гири // Известия. 2002. 10 января.
  90. М.В. Системные факторы трансформации структуры российских СМИ. М., 2000.
  91. А.Я., Борецкий P.A. Основы телевизионной журналистики. -М., 1966.
Заполнить форму текущей работой