Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Газета «Саарбрюккер цайтунг» как тип региональной прессы Германии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Медиа-исследователи отмечают две основные тенденции в развитии системы СМИ России на современном этапе. С одной стороны, это возрастание роли региональной прессы, являющееся одним из признаков общества, идущего по демократическому пути развития, так как внимание к региональным новостям является признаком зрелости общества на уровне регионов и возможного повышения доверия к местной власти… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эволюция «Саарбрюккер цайтунг» — от листка объявлений до региональной газеты
    • 1. Основание и становление «Саарбрюккер цайтунг»
    • 2. «Саарбрюккер цайтунг» перед образованием II Германского рейха
    • 3. Функционирование «Саарбрюккер цайтунг» в период II и III рейха ш
    • 4. Развитие «Саарбрюккер цайтунг» в послевоенные годы
  • Выводы
  • Глава 2. Специфические особенности «Саарбрюккер ф цайтунг» и ее место в системе печатных изданий ФРГ
    • 1. Типология печати и место региональной прессы в системе СМИ ФРГ на современном этапе
    • 2. Характерные особенности и архитектоника «Саарбрюккер цайтунг»
    • 3. Тематика и проблематика «Саарбрюккер цайтунг»
    • 4. Жанровые особенности «Саарбрюккер цайтунг»
    • 5. Специфика электронной версии газеты «Саарбрюккер цайтунг»
  • Выводы
  • Глава 3. Правовое и общественное регулирование СМИ р в федеральной земле Саарланд и его влияние на деятельность газеты «Саарбрюккер цайтунг»
    • 1. Особенности государственной информационной политики ф на этапе становления германской нации
    • 2. Правовое и общественное регулирование СМИ на современном этапе и его отражение в деятельности СЦ
    • 3. Правовой аспект функционирования Интернет-СМИ
  • Выводы

Газета «Саарбрюккер цайтунг» как тип региональной прессы Германии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медиа-исследователи отмечают две основные тенденции в развитии системы СМИ России на современном этапе. С одной стороны, это возрастание роли региональной прессы, являющееся одним из признаков общества, идущего по демократическому пути развития, так как внимание к региональным новостям является признаком зрелости общества на уровне регионов и возможного повышения доверия к местной власти. Одновременно наблюдается и другая тенденция — утрата доверия к общефедеральным изданиям. Анализ показывает, что последнее объясняется не столько тематикой центральных изданий, их профессиональными качествами, способами распространения, сколько тем, что региональный потребитель стал более требовательным к уровню отбора информации.

Сложная трансформация характерна и для современного этапа развития СМИ Германии. Исследователи зафиксировали ряд наиболее активно развивающихся тенденций в области масс-медиа. Речь идет, в первую очередь, об интенсивном внедрении новейших технических достижений в обеспечение информационных потребностей обществапроцессе переноса новостей из газет и журналов в электронные СМИ и Интернетпсихологизации и «очеловечивания» новостей и других материалов СМИпоявлении принципиально новых направлений в практической журналистике. Качественно иные задачи возникают перед журналистикой в условиях развития противоречий между тенденциями к интеграции и дезинтеграции, транснационализму и локализации, что делает немаловажным изменение правового статуса СМИ и усиление роли международного права, приводит к необходимости реорганизации международных журналистских организаций.

Современному человеку необходимо уметь ориентироваться в огромном объеме актуальной информации о событиях, ситуациях, процессах и явлениях окружающей действительности. В этом ему помогает журналистика, в особенности региональная.

Региональная пресса, в отличие от надрегиональных изданий и прочих средств массовой информации, может более полно реализовывать на практике «концепцию близости к читателю», вовремя адаптироваться к изменениям интересов читателей и конъюнктуры рынка.

Периодика в Федеративной республике Германия оказалась вынуждена развиваться по законам свободного рынка, которые были ограничены после 1945 г. политикой государств-союзников, а после 1949 г. — антимонопольным законодательством и общими законоположениями, в частности, пятой статьей Основного закона, гарантирующей свободу слова и печати1.

Очень важную роль в возвышении региональных газетных издательств сыграло специфическое развитие процесса концентрации СМИ в Германии, который находился в зависимости от столетиями.

•у складывавшегося медиа-ландшафта. Единого германского государства не существовало на протяжении веков. Раздробленные княжества — вот что представляла собой Германия еще в середине XIX века. Региональный (земельный) принцип до сих пор имеет принципиальное значение для развития немецкого общества и находит отражение не только в государственной политике, но и экономике СМИ. К примеру, в области телевидения немецкие субъекты Федерации (16 федеральных земель) наделены особыми полномочиями, которых нет у «центра». Регионы распространения большинства немецких газет тоже географически ограничены, они традиционно не выходят за пределы.

1 Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. — Bonn, 1993. S.15.

2 Здесь и далее по книге: Roper Н. Patzold U. Medienkonzentration in Deutschland. -Dusseldorf, 1993. S. l-2. федеральной земли. Это так называемая хайматпрессе (термин может быть переведен на русский язык как «пресса малой родины» или «родные газеты»), которая объединяет издания локальные и земельные.

Многовековое существование «прессы малой родины» сопровождалось развитием экономически сильных и устойчивых местных рекламных рынков. Наличие постоянного потока местной рекламы — одна из главных причин экономического благосостояния региональной и локальной прессы Германии. Именно этот фактор сделал возможным неожиданно стремительный экономический рост региональной прессы после окончания второй мировой войны. В разрушенной стране, в которой практически отсутствовала гражданская промышленность, экономический потенциал восстанавливался на базе частного предпринимательства, на уровне местного самоуправления. Традиционно мощные местные рекламные рынки получили необходимую финансовую «подпитку», в то время когда, казалось бы, свободному капиталу взяться было неоткуда, и «вытянули» за собой региональные СМИ.

Таким образом, в рамках «коммуникационных пространств"4, иными словами, на территориях субъектов Федерации в Федеративной Республике Германия развернулась после 1945 г. конкурентная борьба, и активизировался процесс концентрации региональных и локальных СМИ. По заключению немецкого исследователя СМИ В. Й. Шютца, «хотя теоретически все органы прессы Германии находятся друг с другом в конкурентной борьбе, практически она ведется только на локальном и региональном уровне"5. Следует также иметь в виду, что радио и телевидение Германии до 1984 г. находились исключительно в.

3 Bitter G. Zur Typologie des deutschen Zeitungswesens in der Bundesrepublik. — Munchen, 1951.S.98−102.

4 Roper H. Patzold U. S.2.

5 Dovifat E., Bringmann K. (Hrsg.), Schiitz W.J. Struktur und Inhalt des lokalen Teils // Journalismus. — Diisseldorf, 1969. — Band 5. S.20. общественно-правовой собственности. В секторе печатных средств массовой информации, и именно среди региональной прессы, конкуренция и концентрация приобрели во второй половине XX века, особенно крупные размеры.

Германские медиа-аналитики склонны рассматривать историю послевоенной немецкой прессы в ФРГ, деля ее на пять этапов6: лицензионный (1945;1948), возвращение на рынок довоенных изданий (1949;1954), консолидация изданий (1955;1964), концентрация прессы (1965;1975) и развитие периодической печати в условиях появления новых СМИ (1976;1988). Наконец, современный этап развития прессы в Германии, начало которого немецкие эксперты датируют годом объединения — 1990 г., можно назвать началом мульти-медиа7.

В 1945 г. во всех оккупационных зонах Германии начал складываться современный газетный рынок. После проведения первых выборов в ФРГ в 1949 г., когда лицензионная комиссия была распущена, на него хлынули новые издания, а также довоенные газеты, выходившие в нацистской Германии, владельцам которых после 1945 г. не были выданы лицензии. Только за первые шесть месяцев 1950 г. на информационном рынке Германии прибавилось 400 газет8. Впрочем, к 1960 г. общее количество изданий сократилось до 500, их тираж составил 15 млн. экземпляров. И хотя к 1980 г. общий тираж ежедневной прессы в Германии достиг 25 млн. экз., количество газет не только не выросло, но, наоборот, постоянно сокращается.

В 1954 г. в Германии были проведены первые научные исследования по вопросу концентрации в СМИ9. Однако развитие.

6 См. Obermeier К.М. S.231−439.

7 Wilke J. Zukunft Multimedia / Wilke J. (Hrsg.) Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. — Koln, Weimar, Wien, 1999. S.751−753.

8 Здесь и далее по книге: Roper Н. Patzold U. S. l 1−15.

9 Kniflka H. Pressekonzentration bei der WAZ, dargestellt am Beispiel der Westfalischen Rundschau und der Westfalenpost: Diss, zur Erlangung des Magistergrades am Institut fur немецкой печати до 1965 г. принято характеризовать как «этап формирования демократического внутриотраслевого и внутриредакционного механизмов» и «установления свободы прессы в рамках построения либерально-демократического государства"10.

Об этапе концентрации прессы как таковом принято говорить со второй половины 1960;х гг. в связи с экономическим кризисом 1966/67 гг.", приведшим к закрытию многих газет. Известно, что с конца 1950;х по 1990 гг. количество ежедневных газет в Германии сократилось до 356, а общий тираж вырос с 11,1 млн. до 20,9 млн. экземпляров12. В 1992 г., после объединения Германии, количество газет увеличилось до 416, однако жесткая конкуренция на рынке прессы привела к тому, что к 1998 г. в стране оставались только 367 газет тиражом в 25 млн. экземпляров.

В 1999 г. в Германии действовало 135 газетных групп, которые занимались выпуском 355 изданий, не считая локальных приложений13. Локальное приложение — это «часть редакционного издания, которая посвящена событиям локального и регионального уровня"14. Редакционным изданием региональной газеты называется сверстанный газетный номер, состоящий из основной тетради (мантель), тематических и локальных приложений, который поступает в продажу и рассылается подписчикам. Основная тетрадь (мантель) считается региональной частью издания и распространяется вместе со всеми другими.

Publizistik der Freien Universitat Berlin. — В., 1981. S.5. См. также Wolz D. Die Presse und die locale Machte // Journalismus. — Dusseldorf, 1979. — Bd.10. S.2−6.

10 Ronneberger F. Kommunikationspolitik als Medienpolitik. — Mainz, 1986. Bd. 3. S.448−449.

11 Rupp. H.K. Politische Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. — Miinchen, Wien, 2000. S.94.

12 Здесь и далее по книге: Schulz R. Nutzung von Zeitungen und Zeitschriften / Wilke J. (Hrsg.) Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. — Koln, Weimar, Wien, 1999. S.405.

13 Kleinsteuber H.J., Thomass B. The German media landscape. — European Journalism Centre, 2000. Интернет-сайт http:// www.ejc.nl.

14 Здесь и далее по книге: Obermeier К.М. S.29. приложениями. В нее, как правило, входят полосы политики, экономики, культуры и спорта.

Актуальность исследования.

В предлагаемой диссертации впервые в журналистской науке России, как и Германии, осуществлен комплексный анализ эволюции и современного состояния региональной ежедневной газеты «Саарбрюккер цайтунг» («Saarbruecker Zeitung» — «газета Саарбрюккена15»). Работа выполнена на основе оригинального материала, в ряде случаев впервые представляемого в отечественной медиалогической науке о зарубежных СМИ, комплекта газет «Саарбрюккер цайтунг», а также документов из личного архива автора, в том числе фотокопий газеты за XVIII — XX вв.

Этот материал проанализирован в соответствии с современными методами медиа-исследований и под различными углами зрения: историческим, системно-структурным, философским, политологическим, социологическим, типологическим, правовым и литературно-публицистическим.

В современных условиях функционирования российских СМИ, когда необходимо определить пути и перспективы развития национального информационного рынка, изучение опыта и анализ публикаций газеты «Саарбрюккер цайтунг» представляется актуальным как в теоретическом, так и практическом планах. Процесс создания демократических СМИ Германии после падения тоталитарного режима, в условиях формирования социальной рыночной экономики, их выход на международный рынок и интеграция в мульти-медиа — эта тема вызывает большой интерес в России. Опыт немецких издателей частично аналогичен тому, что переживают с 1991 года и вплоть до текущих дней отечественные журналисты и владельцы СМИ.

15 См.: Приложение 1.

Актуальность темы

диссертационной работы тем более очевидна, что российская пресса, которая в свое время сформировалась под влиянием французской и германской периодики, исторически тяготеет к европейской модели журналистики.

Состояние и степень научной разработанности проблемы Для написания работы был использован многообразный научный материал. Методологической базой диссертации служат научные труды отечественных и зарубежных исследователей.

В частности, исторический материал был почерпнут, прежде всего, из академического 12-томного собрания «История Германии», точнее, из десятого и двенадцатого томов16. Дополнительная информация по истории журналистики Германии отслежена по многотомной «Истории немецкой прессы», написанной такими известными учеными, как О. Грот17, М. Линдеманн18, Э. Довифат19, К. Кошик20 и др., по антологии «История печати"21, вышедшей в издательстве «Аспект Пресс» в 2001 г.,.

Herbst L. Das nationalsozialistische Deutschland 1933;1945 // Moderne Deutsche Geschichte. — Frankfurt am Main: Edition Suhrkamp SV, 1996. — Bd.10. 495 S. Thrahnhardt D. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland 1949;1990 // Moderne Deutsche Geschichte. — Frankfurt am Main: Edition Suhrkamp SV, 1996. — Bd.12. 388 S.

17 Groth O. Die Geschichte der deutschen Zeitungswissenschafl: Probleme und Methoden. -Munchen: Buchverlag Dr. Konrad Weinmayer, 1948. 376 S.

18 Lindemann M. Die deutsche Presse bis 1815 // Geschichte der deutschen Presse. — Berlin: Colloqium Verlag Otto H. Hess, 1969. -Tl.l. 360 S.

19 Dovifat E. Zeitungslehre 1: Theoretische und rechtliche Grundlagen, Nachricht und Meinung, Sprache und Form / Aufl. von J.Wilke. — Berlin-New York: Walter de Gruyter, 1978. 216 S. Dovifat E. Zeitungslehre 2: Redaktion, die Sparten Verlag und Vertrieb, Wirtschafl und Technik, Sicherung der offentlichen Aufgabe / Aufl. von J.Wilke. — Berlin, 1976. 286 S.

20 Koszyk K. Deutsche Presse im 19. Jahrhundert // Geschichte der deutschen Presse. -Berlin: Colloqium Verlag, 1966. — Bd.6,T1.2. 372 S. Koszyk K. Deutsche Presse 1914;1945 // Geschichte der deutschen Presse. — Berlin: Colloqium Verlag, 1972. 592 S. Koszyk K. Pressepolitik fur Deutsche 1945;1949 // Geschichte der deutschen Presse. — Berlin: Colloqium Verlag, 1986. 524 S. Koszyk K. Grobe B. Zeitungsstruktur im Ruhrgebiet. -Bochum, 1975. Koszyk K. Schulze V. Die Zeitung als Personlichkeit. — Dusseldorf: Droste Verlag, 1982. 437 S.

21 История печати. Литология / Д. Мильтон, Л. Саламон, Н.Новомбергский. — М.: Аспект Пресс, 2001. 419 с. по многим другим источникам, а также переводной и отечественной литературе22.

Базовым трудом по истории немецкой журналистики на русском языке стала для нас монография Г. Ф. Вороненковой «Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества.

У Д национальное своеобразие СМИ в Германии)". Из отечественных источников на этом этапе нам помогли монографии и статьи Я. Н. Засурского, Б. И. Есина, И. В. Кузнецова, С.М. Гуревича24.

Проблемы истории СМИ в Германии после 1945 г. освещали также следующие российские и немецкие авторы — Д. Г. Мальцева, Ю. Я. Орлов, w 'У С.

И.Ауферманн, Г. Флоттау, Э.Ней. Все эти работы были также изучены нами при написании диссертации.

Драбкин Я. С. Становление Веймарской республики. — М., 1979; Орлов Б. С. Европейская культура и тоталитаризм. — М., 1998; Шульце X. Краткая история Германии. — М., 2004.

23 Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (Исторические предпосылки, особенности становления и эволюции, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). — М.: Языки русской культуры, 1999. 640 с.

24 Средства массовой информации постсоветской России (Колл. авт.) Под редакцией Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2002; Shaping Tomorrow’s Media Sustems. Ed. By E. Vartanova and Y. N. Zassoursky. — M., 2004; Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004. — М., МГУ, 2004; Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. 1702−1917. — М., 1971; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002; Есин Б. И. История русской журналистики XIX в. — М., 2003; Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха. — М.: ТОО ИИА Евразия+, 1998; Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. — М., 2004; Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ. — М., 2004; Гуревич С. М. От издательского дома — к медиахолдингу // Экономика и менеджмент СМИ. — М., 2005. С. 9−18.

25 Aufermann J. Gesellschaftliche Kommunikation und Information. — Frankfurt am Main, 1973. — 873 S. Fischer H.-D. (Hrsg.) Chefredakteure: Publizisten oder Administratoren? // Journalismus. — Dusseldorf, 1980. — Bd. 11. — 371 S. Flottau H. Finanziell unabhangigund dennoch frei? Zur wirtschafllichen und politischen Situation der Presse: Portrats der deutschen Presse. Politik und Profit. / Thomas M.W. (Hrsg.) — Berlin, 1980. — 22−30 S. Ney E. Alles aus dem Nichts. Geschichten aus der WAZ-Geschichte. / Obermeier K.M. Riese im Revier: Entwicklungen am Beispiel der Westdeutschen Allgemeinen Zeitung. — Mtinchen, 1991. — S.103−366. Журналистика в буржуазном обществе / Отв.ред. Я. Н. Засурский. -М.: Наука, 1976. 261 с. История зарубежной коммунистической печати / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1978. 454 с. Методологические основы изучения региональной печати / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1993. 97 с. Мальцева Д. Г. Германия. Страна и.

Отдельные вопросы, связанные с историей процесса концентрации СМИ в Германии, были отслежены по работам Г. Биттера26, Г. Коппера27,.

Л Л монографии Г. Репера и У. Петцольда, а также по материалам некоторых дипломных и диссертационных работ, подготовленных аспирантами и докторантами институтов публицистики Дортмундского и Свободного Берлинского университетов. Для анализа лингвистического и жанрового своеобразия «СЦ» были использованы монографии таких известных российских и немецких филологов и социологов, как А. Адмони30, К. Корн31, Г. Эггерс32, Ю. Хабермас33, Г. Я. Солганик34, А.А.Тертычный35.

Информация о современной структуре СМИ Германии, а также о формировании медиа-концернов, почерпнута из отечественной научной литературы по различным разделам зарубежной журналистики, в частности, из работ и монографий С. И. Беглова, Е. Л. Вартановой, язык. — М., 1998. Орлов Ю. Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. — М.: МГУ, 1985. 176 с. Орлов Ю. Я. Печать ФРГ // Вестник Моск. унта. Серия Журналистика. — 1979;1985 гг.

26 Bitter G. Zur Typologie des deutschen Zeitungswesens in der Bundesrepublik. -Munchen, 1951. 120 S.

27 Kopper G.G. Konkurrensbegriff und Regelhaftigkeit publizistischer Standarts // Probleme der Pressekonzentrationsforschung. — Baden-Baden, 1980. S.201−210.

28 Roper H. Patzold U. Medienkonzentration in Deutschland. — Dusseldorf, 1993. — 214 S.

29 Leuker H. Lokalredaktionen im Wettbewerb — die Ursachen von Konkurrenzverhalten und deren Auswirkungen auf die Redaktionsarbeit (am Beispiel der WAZ): Dipl. am Institut der Journalistik der Universitat Dortmund. — Dortmund, 1993. 203 S. Kniffka H. Pressekonzentration bei der WAZ, dargestellt am Beispiel der Westfalischen Rundschau und der Westfalenpost: Diss, zur Erlangung des Magister-Grades am Fachbereich Philosophic und Sozialwissenschaften der Freien Universitat Berlin am Institut fur Publizistik. — Berlin, 1981. — S. 157.

30 Admoni W. Die Entwicklungstendenzen des deutschen Satzbaus von heute. — Munchen, 1973.109 S.

31 Korn K. Sprache in der verwalteten Welt. — Frankfurt am Main, 1958. 195 S.

32 Eggers H. Deutsche Sprachgeschichte. — Reinbek, 1977. Bd.4. 197 S.

33 Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. — Luchterhand, Berlin u. Neuwied, 1969. S.120.

34 Солганик Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие. — 6-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005.-253 с.

35 Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М., 2002. — 320 е.- Тертычный А. А. Логическая культура журналиста. — М., 2005. — 404 с.

Г. Ф.Вороненковой, Г. А. Головановой, Я. Н. Засурского, Л. М. Земляновой, Б. И. Любимова, Н. В. Уриной, Л.В.Шарончиковой36.

Вопросы, связанные с развитием новых СМИ, были отслежены и по работам известного германского эксперта Д. Ратцке37.

36 Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. -М.: ИМПЭ, 1997. 136 е.- Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. — М., 2002. 256 е.- Вартанова E. J1. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. — М.: МГУ, 1997. 184 е.- Вартанова E. J1. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. — М.: МГУ, 1999. 288 е.- Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. — М., 2003. — 335 е.- Вороненкова Г. Ф. Печать ГДР. 1981;1984. — М.: МГУ, 1985. 40 с. Вороненкова Г. Ф. О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии (Некоторые аспекты практического опыта) // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. — 1992, № 6. С. 70−78. Вороненкова Г. Ф. Газета «Берлинер моргенпост» как тип издания // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. — 1993, № 1. С. 34−38. Вороненкова Г. Ф. Свидетельство журналиста // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. — 1993, № 5. С. 85−88. Вороненкова Г. Ф. Конец разделения // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. — 1993. № 3. Вороненкова Г. Ф. СМИ ФРГ в 1996 году // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. — 1997, № 4. С. 55−67. Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90 — е годы. — М.: МГУ, 1998. 194 с. Вороненкова Г. Ф. Типология газетной периодики и основные тенденции СМИ Германии на пороге XXI века // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1998. С. 98−99. Вороненкова Г. Ф. Чесанов А.А. Периодическая печать в Германии. — Санкт-Петербург, 2001. 216 с. Вороненкова Г. Ф. СМИ Германии // Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика. № 5, 2005. С. 27−33. Голованова Г. А. Печать США в начале 90-х гг. / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1996. 105 с. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Под ред. Я. Н. Засурского и Е. Л. Вартановой. — М.: МГУ, 2000. 256 с. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. — М., 1996. 56 с. Земляпова J1.M. Современная американская коммуникативистика. — М., 1995. 271 с. Землянова J1.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. — М.: МГУ, 1999. 300 с. Любимов Б. И. Семьдесят лет британского вещания (Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании). — М., 1995. Урина Н. В. Средства массовой информации Италии. -М.: МГУ, 1996. 108 с. Урина Н. В. Итальянская журналистика в 1945;1990 гг. — М.: МГУ, 1999. 110 с. Шарончикова Л. В. Буржуазные средства массовой информации Франции. — М.: МГУ, 1998. 56 е.- Шарончикова Л. В. Французская журналистика в 1944 — 1958 гг. — М., 2001. — 136 е.- Шарончикова Л. В. Концентрация СМИ «по-французски» // Электронный документ. Опубликован на сайте www.mediascone.ru 17.02.06.

37 Ratzke D. Lexikon der Medien: Elektronische Medien. — Frankfurt am Main: IMK, 1990. 240 S. Ratzke D. Handbuch der neuen Medien: Information und Kommunikation, Fernsehen und Horfunk, Presse und Audiovision heute und morgen. — Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1984. 747 S.

При выявлении специфики прессы как типологической модели печатной периодики Германии были изучены статьи и книги отечественных исследователей — Е. П. Прохорова, А.Х.-Г. Ибрагимова, В. Е. Аникеева, В. М. Горохова, И. И. Засурского, Л. Л. Реснянской, И. Д. Фомичевой, Р. П. Овсепяна, М.В. Шкондина38, А.В. Тимофеевой39 и др.

Помогла в подготовке исследования различная справочная литература: «АБЦ-журналистики», «Фишер-лексикон: Публицистика. Массовая коммуникация» Ю. Вильке, Э. Ноэлле-Нойман и В. Шульца, а также статьи из немецкой периодики — общеполитической и специализированной, посвященные газетной и журнальной прессе (журналы «Медиа перспективен», «Журналист», «Шпигель», газеты «Вельт», «Бильд», «Нойес Дойчланд»).

При анализе информационной политики Германии, специфики средств массовой информации в сети Интернет большую помощь оказали научные труды таких отечественных и зарубежных исследователей как Я. Н. Засурский, Т. С. Якова, И. В. Кирия, А. А. Калмыков, JI.A. Коханова, Д. В. Ландэ, А. Бриггз, М. Кастельс40.

38. Ибрагимов А.Х.-Г. Проблемы финансирования СМИ в постсоциалистических странах // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Часть I. — М., 2005. С. 17−19- Ибрагимов А.Х.-Г. Проблемы русскоязычных СМИ в дальнем и ближнем зарубежье // Журналистика в 2005 году: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. — М., 2006. С. 20−21. Горохов В. М. Газетно-журнальпые жанры. — М., 1993; Журналистика и перестройка / Под ред. М. В. Шкондина. — М., 1989. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. — М.:МГУ, 1999. 272 с. Респянская JI. JL, Фомичева И. Д. Газета для всей России. — М., 1999. 232 с. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. — М., 2005. 352 с. Аникеев В. Е. История французской прессы (1830−1945). — М., 1999. 55 с. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. — М., 2005. — 202 с. Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М., 1995. С. 20−150. Шкондин М. В. Система средств массовой информации. — М., 1999.С. 6−112.

39 Тимофеева А. В. Газетная группа «Вестдойче альгемайне цайтунг»: от регионального издательства до международного мульти-медиа концерна. Автореф. дис. канд. филол. паук. — М., 2003. — 21 с.

40 Засурский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004. — М., МГУ, 2004. 464 стр. Якова Т. С. СМИ Швейцарии // Зарубежная журналистика в 2002 году. — М., факультет журналистики МГУ, 2003. С. 85−92. Кирия И. В. Телевидение и Интернет Франции па пути к информационному обществу. — М., 2005. — 224 с.

Глубокую признательность за помощь, оказанную в сборе материалов для написания работы, автор выражает руководителям и соучредителям Свободного Российско-Германского института публицистики МГУ имени М. В. Ломоносова, а также декану института социальных проблем и профессору института публицистики имени Гутенберга университета в городе Майнце (Германия) Ю. Вильке41, который в течение многих лет специализируется по вопросам истории СМИ Германии.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что при изучении обширного базового материала, связанного с темой исследования, выявлено отсутствие, как в России, так и в Германии, комплексного анализа процесса развития и становления ежедневной региональной газеты «Саарбрюккер цайтунг».

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в российской журналистской науке, равно как и в немецкой, проведено комплексное исследование ежедневной региональной газеты «Саарбрюккер цайтунг», основанной 245 лет назад. В рамках исследования впервые выявлены особенности развития и типологические характеристики уникального периодического издания, представленного на газетном рынке Германии с 1761 г., обобщен и проанализирован опыт издателей этой газеты, специфика маркетинга и современное состояние.

Цели и задачи исследования. Цели данной диссертации заключаются в том, чтобы исследовать одно из старейших периодических изданий Германии — газету «Саарбрюккер цайтунг», изучить ее.

Калмыков А.А., Коханова J1.A. Интернет-журналистика. — М., 2005. — 383 с. Медиа: Введение / Под. Ред. Бриггза А., Кобли П. — М., 2005. 550 с. Кастельс М. Галактика Интернет. — Екатеринбург, 2004. 328 с. Ландэ Д. В. Поиск знаний в Интернет. Профессиональная работа. — М., 2005. — 272 с.

41 Wilke J. Fortschrifte der Publizistikwissenschaft. — Freiburg, 1990. 230 S. Wilke J. Rosenberger B. Die Nachrichtenmacher. Zu Strukturen und Arbeitswesen von Nachrichtenagenturen am Beispiel von AP und dpa. — Koln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag, 1991. 235 S. Wilke J. (Hrsg.) Agenturen im Nachrichtenmarkt. Reuters, AFP, dpa usw. -Koln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag, 1993. 310 S. эволюцию и динамику развития, закономерности формирования, определить совокупность признаков, типологозначимых для региональной прессы и характерных для этого издания, выявить роль и место газеты в системе печати Германии, изучить специфику архитектоники, формы и методы публицистики при освещении разнообразных проблем и конфликтов современности.

Цели диссертации определяют задачи, решаемые в ходе научной работы:

1. Анализ исторического процесса становления и развития «Саарбрюккер цайтунг» на различных этапах;

2. Выявление роли и места «Саарбрюккер цайтунг» в системе СМИ федеральной земли Саарланд;

3. Анализ факторов, способствовавших успешному развитию издания и превращению его в одно из наиболее влиятельных в Германии;

4. Контент-анализ публикаций «Саарбрюккер цайтунг» с 1761 по 2005 г. (выборочный);

5. Определение перспектив дальнейшего развития;

6. Анализ специфики и характерных особенностей электронной версии42 «Саарбрюккер цайтунг».

Объект исследования — газета «Саарбрюккер цайтунг» как тип регионального издания, особенности ее функционирования, место и роль в системе СМИ Германии в целом и в системе периодической печати Саарланда в частности.

Предмет исследования — история и эволюция, тематика и проблематика, архитектоника номера старейшей ежедневной региональной газеты Германии «Саарбрюккер цайтунг».

42 www.sol.de.

Методы исследования: основополагающие исследовательские принципы гуманитарных наук — принципы комплексного и системного подходауниверсальные принципы историзма, включающие метод сравнительного анализа истории СМИметод типологического анализа, предполагающий рассмотрение объекта на трех уровнях (типизационный, классификационный и структурно-функциональный анализ).

Для выявления особенностей композиционно-смысловой модели региональной прессы и информационно-тематической структуры был применен метод анализа содержания, в ходе которого проанализированы некоторые публикации газеты «СЦ», а также ее электронная версия.

Эмпирическая база исследования. Эмпирический материал диссертации составили выпуски газеты «Саарбрюккер цайтунг» за 17 612 005 гг.43. Современное состояние региональной ежедневной печати Германии и газеты «Саарбрюккер цайтунг» отслеживалось по сети Интернет, на основе анализа электронных версий печатных изданий.

Таким образом, научная достоверность диссертации обеспечивается:

— обширным эмпирическим материалом;

— применением научной методологии;

— использованием разных информационных и историографических источников.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет уточнить научные представления о процессе формирования и развития печати в Германии, а также может быть применена для выявления закономерностей развития системы национальных СМИ европейской (германской) модели журналистики.

43 В музеях федеральной земли Саарланд можно ознакомиться с фотокопиями первых номеров «СЦ».

Материалы исследования могут использоваться преподавателями вузов для подготовки лекций по курсам «История зарубежной журналистики», «Современная зарубежная журналистика» и другим, а также быть полезными для ученых и журналистов, специализирующихся по проблемам германских и европейских СМИ. Диссертация может представлять интерес для широкого круга экспертов-международников. Апробация диссертации.

Основные положения диссертации докладывались на конференциях факультета журналистики МГУ в 2003;2005 гг., посвященных анализу состояния систем СМИ в зарубежных странах, на международных научно-практических конференциях и симпозиумах Свободного Российско-Германского института публицистики. Материалы исследования апробированы также на семинарах для студентов факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (2003;2006 гг.) и Свободного Российско-Германского института публицистики при факультете журналистики МГУ (2003; 2006 гг.).

По теме исследования опубликованы следующие статьи:

1. Вершинина В. «Издательское дело Саарского региона Священной Римской Империи германской нации: газета «Саарбрюккер цайтунг"// Электронный документ. Опубликован 11.12.2004 на сайте www.mediascope.ru в рубрике «Ретроспектива». 14 стр.

2. Вершинина В. «Саарбрюккер цайтунг»: от листка объявлений до региональной газеты (1741−1860)" // Меди@льманах, 2005. № 4. стр. 4654.

3. Вершинина В. Региональная пресса Германии: Лингвистические особенности газеты «Саарбрюккер цайтунг» // журнал «Вопросы филологических наук», 2006. № 3.4 стр.

Общий объем публикаций равен 1,125 печатных листа.

Исходя из целей и задач работы, на защиту выносятся следующие положения.

• Определяющим фактором для появления «Саарбрюккер цайтунг» в Германии во второй половине XVIII в. стало формирование печатных изданий разных типов в системе периодики.

• На начальном этапе становления «Саарбрюккер цайтунг» сменила множество названий и прошла путь от «интеллигентского» листка до влиятельной качественно-массовой газеты.

• Успех газеты «Саарбрюккер цайтунг» зависит от формирования такого формата, языка и стиля, который наиболее близок и доступен ее аудитории. Методы работы с аудиторией в «Саарбрюккер цайтунг» являются, с одной стороны, традиционными для региональных изданий в Германии, с другой их можно считать «ноу-хау» основателей газеты.

Структура диссертации.

Структура исследования использует системно-хронологический принцип с целью дать наиболее полное представление о положении, модели и основных аспектах функционирования современной региональной печати в Германии. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, а также приложений и глоссария.

Во введении обосновывается актуальность и новизна выбранной темы исследования, ставится научная проблема, определяются цели и задачи, указывается на теоретическую и практическую значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Эволюция „Саарбрюккер цайтунг“ — от листка объявлений до региональной газеты» подробно рассматриваются предпосылки для возникновения «СЦ» во второй половине XVIII в., а также развитие «СЦ» до 1954 года.

Во второй главе «Специфика и характерные особенности ежедневных региональных изданий на современном этапе (на примере газеты «Саарбрюккер цайтунг») автор анализирует специфику тематики и проблематики «СЦ» на современном этапе, выявляет особенности сайта газеты.

В третьей главе «Правовое и общественное регулирование СМИ на федеральном и земельном уровне» подробно представлена система законодательного регулирования СМИ Германии.

В заключении обобщены и прокомментированы основные выводы, полученные в ходе работы над диссертацией. В приложениях представлены копии страниц «СЦ».

В библиографии указана основная литература на русском и иностранном языках, которая была использована при написании работы.

Выводы.

Германия является одним из развитых правовых государств мира, беспристрастно и независимо регулирующей СМИ этой страны. Основу права СМИ ФРГ составляют: Конституция Германии, законы о прессе федеральных земель, решения федерального конституционного суда и конституционных судов земель, государственные договоры, представляющие собой соглашения между правительствами федеральных земель по вопросам правового режима радио и телевидения.

Ведомство печати и информации ФРГ не вмешивается в частные дела СМИ, а, напротив, помогает в информировании общественности. Задачей правительственных органов страны во главе с ВПИ является лишь наблюдение за информационной обстановкой в стране.

Законы о СМИ разных земель в частностях могут сильно отличаться друг от друга, но основные положения у них общие.

Как показали наши исследования, для Германии характерен плюрализм мнений, информации и отсутствие цензуры. Пресса, радио и телевидение находятся не «в руках» правительства или партий, а, наоборот, общественно влиятельных групп. Это также отражается и на работе публично-правового телевидения.

Законодательство земли Саарланд постоянно совершенствуется и постепенно приходит в соответствие с европейскими нормами.

Организацией, занимающейся отстаиванием и защитой интересов журналистов в ФРГ является Германский Совет прессы, главными задачами которого являются:

— наблюдение за осуществлением свободы печатного слова Германии и содействие устранению недостатков в работе прессырассмотрение вопросов нарушения журналистской добросовестности и этики;

— поддержание развития новых тенденций в области журналистики;

— разрешение споров, связанных с печатными СМИ.

Кроме того, Совет наделен правом, вносить в законодательные органы правительства предложения по издательским вопросам и печати, а также высказывать свое мнение о законах, относящихся к печати. Роль Совета, несомненно, высока и значима для общества, государства и непосредственно самих журналистов, независимо от места их проживания и работы.

Между законами о СМИ федерального уровня и земельными законами зачастую происходят конфликты, которые вынуждены решать местные законодатели.

Основным правовым документом, регулирующим отношения в области СМИ между землями, является в объединенной Германии Государственный договор о радиовещании и телевидении, который определяет структуру общественно-правового (не коммерческого и не государственного) телевидения. Согласно этому договору сформулированы правовые основы функционирования ряда видов СМИ. Договор также гарантирует плюрализм мнений и свободу слова, включает комплекс положений относительно рекламы как для общественно-правового, так и для частного телевидения и радио.

Заключение

.

Как свидетельствуют в целом наши исследования, основанные на анализе 245-летнего развития одного из крупнейших региональных изданий Германии, ведущей газеты земли Саар «Саарбрюккер цайтунг», центр социально-политической жизни общества смещается сегодня в сторону интересов того объекта информационного процесса, который «живет» тремя основополагающими ценностями: семья, работа и события, происходящие в ареале места жительства. Местная пресса представляет собой самый массовый вид журналистики, наиболее близкий к читательской аудитории.

Необходимость местной прессы и журналистики обусловливается самим существованием государств с их административно территориальными структурами, а также существованием различных социальных, национальных, профессиональных, этнических групп, связанных с особенностями данной местности, региона и имеющих свои информационные потребности.

Существование местной прессы и журналистики в целом определяется также некоторыми социальными, организационными и культурно рекреативными функциями, учитывающими тезаурус, код культуры местной аудитории, фактор ad hominem, который центральная пресса в полной мере учесть не может, так как она обычно оперирует понятиями масштаба всей страны.

Характерным представителем региональной печати Германии является газета «Саарбрюккер цайтунг», редакторы которой почти два с половиной века учитывают особенности чрезвычайно дифференцированных социальных, профессиональных и этнических групп местного населения, охватывают проблемы почти каждого коллектива, анализируют их на основе доступных всем фактов, говорят в своих публикациях с читателем «на одном языке».

Саарбрюккер цайтунг" удовлетворяет информационные интересы читателей, связанные с микросредой, в которой они непосредственно находятся и функционируют. В условиях, когда урбанизация и индустриализация создают дефицит непосредственных межличностных отношений, «вакуум» в психике индивида, газета «Саарбрюккер цайтунг», информируя о знакомых событиях, обстоятельствах и людях, заполняет существующие зоны потребностей, способствуя реконструкции микросвязей.

Кроме того, она является своеобразным банком исторического наследия и этнографии, способствует развитию культурных традиций и среды, связанных с особенностями данной местности, земли Саар. «Саарбрюккер цайтунг» через письма, корреспонденции, участие в редакционных конференциях и опросах в наибольшей мере проявляет себя также как субъект, коммуникатор, реализует общественную активность.

Обобщая выводы в результате проведенного исследования, можно сказать, что «Саарбрюккер цайтунг» помогает решать административно-территориальные задачи, являясь информационным и аналитическим органом властных различных структур соответствующего статуса. Решает она и общественные задачи, которые выражаются в возбуждении гражданской активности, включении каждого индивида в процесс общественного развитияВ фокусе ее внимания также находятся социально психологические задачи, предполагающие создание механизмов микрокоммуникационных связей между людьми, формирование общественной «среды обитания».

Культурно-этнические задачи также рассматриваются газетой «Саарбрюккер цайтунг» среди приоритетных. Она вносит свой неоценимый вклад в сохранение и развитие народных традиций немецкой культуры, ее этнической самобытности, обычаев, языковых особенностей, своеобразия ремесел и т. п.

Структура средств массовой информации на современном этапе, имеющая в своей основе Интернет, открывает путь к формированию высокоинформационного общества, где доступ ко всем видам информации упрощен в зависимости от наличия компьютера и возможности выхода в Интернет. Вместе с тем «цифровой раскол» и социальное неравенство становится преградой на пути реализации широкомасштабных возможностей новых информационных технологий.

На сегодняшний день движение к информационному обществуобщая тенденция, характерная как для развитых, так и развивающихся стран. Речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, переживающей в наши дня новый виток развития, — технологической конвергенции, организационных слияний, законодательной либерализации. А также о роли знаний, информации и прогрессирующего экономического развития мирового сообщества, появлении новых форм «электронной демократии», структурных изменений на рынке труда.

Предпосылки для широкомасштабного перехода к информационно развитому обществу сложились в экономически развитых европейских государствах в течение второй половины XX века. Активно идущие процессы глобализации в сфере мировой экономики, снятие идеологических барьеров, стремительный технический прогресс, — все это оказало влияние на формирование в Германии политики, позволяющей бесконфликтно и с выгодой для себя выйти на новую ступень общественно-социального прогресса, в том числе активизировать развитие Интернета.

Среди всего многообразия типов сетевых изданий массовые общественно-политические ежедневные газеты являются наиболее значимыми и востребованными. В Германии лидируют онлайновые версии печатной прессы, но очень популярны и собственно сетевые СМИ, не имеющие бумажного аналога. В этой стране, как уже подчеркивалось выше, исторически сложилось так, что региональные СМИ играют зачастую большую роль, чем надрегиональные.

Одно из преимуществ электронных версий газет и журналов — это практически безграничный «тираж» и относительная дешевизна. Электронные издания не ограничены объемом, поэтому при желании в них можно публиковать расширенные версии материалов газет, более подробные истории. В зависимости от запросов они также могут изменять свою периодичность. Всем эти с успехом пользуется газета «Саарбрюккер цайтунг», продолжая занимать лидирующие позиции среди известных изданий региональной прессы Германии.

Сайт газеты «Саарбрюккер цайтунг» в Интернете рассматривается ее сотрудниками, высокопрофессиональными журналистами, как еще одно «собственное специфическое средство» для обеспечения полномасштабной высококвалифицированной информацией своих читателей и пользователей. Интегрирующий шесть каналов СМИ, -печать, кино, радио, телевидение, телефонию и онлайновые медиа, — сайт газеты «Саарбрюккер цайтунг» оперативно и добросовестно раскрывает полную картину происходящих в регионе и мире событий, гармонично дополняя «главный» источник информации для жителей земли Саар, -непосредственно газету «Саарбрюккер цайтунг», любимую вот уже несколькими поколениями саарцев.

Само существование газеты «Саарбрюккер цайтунг» на протяжении 245 лет является источником гордости для современных жителей Саарланда, рассматривается ими в ряду наиболее значимых достопримечательностей земли Саар и национальных достижений в области СМИ Германии.

Тем более примечательно, что при работе над данным исследованием, проведенной, в том числе в библиотеках и архивах города Саарбрюккен, столицы земли Саар, и непосредственно в архиве самой газеты «Саарбрюккер цайтунг», выяснилось отсутствие там каких-либо современных научных работ немецких авторов, связанных с анализом развития и становления столь уникального издания. В то же время удалось исследовать большое количество исторических материалов и сохранившихся оригиналов газеты, включая представляющие сегодня необычайно большую историческую ценность первые «листки» газеты.

В отечественной научной журналистике также впервые исследован в данной работе столь непростой и так органично связанный с драматическими коллизиями мировой истории процесс развития и становления в течение 245 лет газеты «Саарбрюккер цайтунг», — как тип региональной прессы Германии, ставшей к нынешнему времени одной из влиятельнейших региональных газет ФРГ и земли Саар.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. История французской прессы (1830−1945). — М., 1999. — 55 с.
  2. Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. -М.: МГУ, 1991.-210 с.
  3. С.И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. -М.: ИМПЭ, 1997. 136 с.
  4. С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М., 2002. -256 с.
  5. Дж. Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004
  6. E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. — 335 с.
  7. ЕЛ. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. -М.: МГУ, 1997. 184 с.
  8. E.JI. Финская модель на рубеже столетий. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: МГУ, 1999.-288 с.
  9. Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей (Информационные материалы прессы на службе буржуазной пропаганды). М.: МГУ. -1976
  10. М.Ю. Журналистика Восточной Германии: от тоталитаризма к демократии. СПб., 2002. — 204 с.
  11. Г. Ф. Газета «Берлинер моргенпост» как тип издания // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 1
  12. Г. Ф. Конец разделения // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 3
  13. Г. Ф. О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в Федеративной Республике Германии (Некоторые аспекты практического опыта) // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1992. № 6
  14. Г. Ф. Печать ГДР. 1981−1984. -М.: МГУ, 1985.-40 с.
  15. Г. Ф. Свидетельство журналиста // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1993. № 5
  16. Г. Ф. СМИ Германии // Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика. 2005. № 5
  17. Г. Ф. СМИ ФРГ в 1996 году // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1997. № 4
  18. Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90 е годы. — М.: МГУ, 1998. — 194 с.
  19. Г. Ф. Типология газетной периодики и основные тенденции СМИ Германии на пороге XXI века // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998
  20. Г. Ф. Чесанов А.А. Периодическая печать в Германии. -Санкт-Петербург, 2001. 216 с.
  21. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО — Пресс, 2000. — 480 с.
  22. Германия. Факты / Под ред. А. Капплера, А. Гревель. Франкфурт-на-Майне: Социетэтс-Ферлаг, 1996. -492 с.
  23. Германо-советские договоры. Бонн: Ведомство печати и информации, б.г.
  24. Г. А. Печать США в начале 90-х гг. / Под ред. Засурского Я. Н. -М., 1996.- 105 с.
  25. В.М. Газетно-журнальные жанры. М., 1994
  26. С. М. Экономика отечественных СМИ. М., 2004. — 288 с.
  27. С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М.: ТОО ИИА Евразия плюс, 1998. — 240 с.
  28. С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра. М., 2004. — 288 с.
  29. С.М. От издательского дома к медиахолдингу // Экономика и менеджмент СМИ. — М., 2005
  30. Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1979. — 374 с.
  31. .И. История русской журналистики XIX века. М., 2003. — 288 с.
  32. .И. О переходности // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998
  33. .И. Русская дореволюционная газета. 1702−1917. М., 1971
  34. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (17 022 002).- М., МГУ, 2002
  35. .И. Еще раз о типологии. Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 2005. № 6
  36. Журналистика в буржуазном обществе / Отв. ред. Засурский Я. Н. М.: Наука, 1976.-261 с.
  37. Журналистика и перестройка / Под ред. Шкондина М. В. М., 1989
  38. И.И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999. — 272 с.
  39. Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 19 902 004. М., МГУ, 2004. — 464 с. 41.3емлянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. -М.: МГУ, 1999.-300 с.
  40. JT.M. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.-271 с.
  41. Ибрагимов А.Х.-Г. Проблемы русскоязычных СМИ в дальнем и ближнем зарубежье // Журналистика в 2005 году: Трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. М., 2006
  42. Ибрагимов А.Х.-Г. Проблемы финансирования СМИ в постсоциалистических странах // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Часть I. М., 2005
  43. История зарубежной коммунистической печати / Под ред. Засурского Я. Н. М., 1978. — 454 с.
  44. История печати. Антология / Мильтон Д., Саламон Л., Новомбергский Н. М.: Аспект Пресс, 2001. — 419 с.
  45. А.А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2005. — 383 с.
  46. М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004. — 328 с.
  47. И.В. Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005. — 224 с.
  48. Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. М., 1988. — 205 с.
  49. И. В. История отечественной журналистики (1917−2000). М.: Флинта: Наука, 2003. — 640 с.
  50. Д.В. Поиск знаний в Интернет. Профессиональная работа. М., 2005.-272 с.
  51. .И. Семьдесят лет британского вещания. (Краткая история радиовещания и телевидения Великобритании) / Под ред. Засурского Я.Н.-М., 1995
  52. X. Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии. М.: Коллоквиум, 1995. — 158 с.
  53. Д.Г. Германия. Страна и язык. М., 1998
  54. Медиа: Введение / Под. Ред. Бриггза А., Кобли П. М., 2005. — 550 с.
  55. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / Под ред. Засурского Я. Н. М.: МГУ, 1999. — 207 с.
  56. Методологические основы изучения региональной печати / Под ред. Засурского Я. Н. М., 1993. — 97 с.
  57. С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004
  58. С.А. Современная зарубежная журналистика. СПб., 2005. -320 с.
  59. Новые технологии и развитие СМИ в России и Германии / Под ред. Вороненковой Г. Ф., Ратцке Д. Франкфурт-на-Майне. 1998. — 176 с.
  60. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., 2005.-352 с.
  61. .С. Европейская культура и тоталитаризм. М., 1998
  62. Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР.-М.: МГУ, 1985.- 176 с.
  63. Ю.Я. Печать ФРГ // Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. -1979−1985 гг.
  64. М. Сетевые технологии и журналистика: эволюция финских СМИ. М.: РИП-холдинг, 2001.- 100 с.
  65. Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1996. — 124 с.
  66. Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005. — 202 с.
  67. Реснянская JI. JL, Фомичева И. Д. Газета для всей России. М., 1999. — 232 с.
  68. Система средств массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н.-М., 1996.-56 с.
  69. Система средств массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н.- Науч. ред. Шкондин М. В., Реснянская JI.JI. М.: Аспект Пресс, 2001.-260 с.
  70. Современное право средств массовой информации в США / Под ред. Рихтера А. Г. М.: Право и СМИ, 1997. — 256 с.
  71. B.C. Периодическая печать Франции. СПб., 1996. — 144 с.
  72. B.C., Виноградова С. М. Периодическая печать Италии. СПб., 1997.- 115 с.
  73. Г. Я. Стилистика текста: учебное пособие. 6-е изд. — М., 2005.- 253 с.
  74. Средства массовой информации постсоветской России (Колл. авт.) Под ред. Засурского Я. Н. М., 2002
  75. А.А. Жанры периодической печати. М., 2002. — 320 с.
  76. А.А. Логическая культура журналиста. М., 2005. — 404 с.
  77. А.В. Газетная группа «Вестдойче альгемайне цайтунг»: от регионального издательства до международного мульти-медиа концерна. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2003
  78. И.А. Печать Германии на рубеже XX- XXI вв. Минск, 2004
  79. Н.В. Итальянская журналистика в 1945—1990 гг.. М.: МГУ, 1999. -110 с.
  80. Н.В. Средства массовой информации Италии. М.: МГУ, 1996. -108 с.
  81. JI.B. Буржуазные средства массовой информации Франции. М.: МГУ, 1998.-56 с.
  82. JI.B. Французская журналистика в 1944 1958 гг. — М. 2001.- 136 с.
  83. М.В. Система средств массовой информации. М., 1999
  84. М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. М., 1995
  85. X. Краткая история Германии. М., 2004
  86. JI. Полвека размышлений: речи и статьи. М., 1993
  87. Т.С. СМИ Швейцарии // Зарубежная журналистика в 2002 году. -М.: МГУ, 2003
  88. Admoni W. Die Entwicklungstendenzen des deutschen Satzbaus von heute. -Munchen, 1973.- 109 S.
  89. Andrzejewski M. Rinklake H. Erich Brost. Bonn, 1997. — 275 S.
  90. Aufermann J. Gesellschaftliche Kommunikation und Information. Frankfurt am Main, 1973. — Bd. 2. — 873 S.
  91. Bergstrasser L. Geschichte der politischen Parteien in Deutschland. -Munchen, 1960
  92. Bitter G. Zur Typologie des deutschen Zeitungswesens in der Bundesrepublik. -Munchen, 1951.- 120 S.
  93. Breton P. Le Culte de l’lnternet. Une menace pour le lien social? Paris: La Decouverte, 2001
  94. Der Foderalismus in der Bundesrepublik Deutschland. 1992
  95. E. Bringmann K. (Hrsg.), Schiitz W.J. Struktur und Inhalt des lokalen Teils // Journalismus. Diisseldorf, 1969. — Bd. 5
  96. Dovifat E. Zeitungslehre 1: Theoretische und rechtliche Grundlagen, Nachricht und Meinung, Sprache und Form / Aufl. von J.Wilke. Berlin-New York, 1978. — 216 S.
  97. Dovifat E. Zeitungslehre 2: Redaktion, die Sparten Verlag und Vertrieb, Wirtschaft und Technik, Sicherung der offentlichen Aufgabe / Aufl. von J.Wilke. Berlin, 1976. — 286 S.
  98. Eggers H. Deutsche Sprachgeschichte. Reinbek, 1977. — Bd.4. — 197 S.
  99. Erlinghagen F. Klein U. Lessinger E.-M. Zur Verlegenheit der Verleger. Offentlichkeitsarbeit von Tageszeitungsverlagen. Bochum, 1994. — 145 S.
  100. Fischer H.-D. (Hrsg.) Chefredakteure: Publizisten oder Administratoren? // Journalismus. Diisseldorf, 1980.-Bd. 11.-371 S.
  101. Flottau H. Finanziell unabhangig und dennoch frei? Zur wirtschaftlichen und politischen Situation der Presse: Portrats der deutschen Presse. Politik und Profit. / Thomas M.W. (Hrsg.) — Berlin, 1980
  102. Fricke E. Recht fur Journalisten: Grundbegriffe und Fallbeispiele. -Konstanz: UVK Medien Verlag, 1999
  103. Gefahrlicher Prazedenzfall // BDZV Intern. 12. September 2003. — № 20
  104. Gotz G. Der Markt fur Videotext. Konsequenzen fur Zeitungsbetrieb und Pressevielfalt // Journalismus. Dusseldorf, 1980. — Bd.13. — 120 S.
  105. Groth O. Die Geschichte der deutschen Zeitungswissenschaft: Probleme und Methoden. Munchen: Buchverlag Dr. Konrad Weinmayer, 1948. — 376 S.
  106. Groth O. Die unerkannte Kulturmacht. В., 1960. — Bd. 1
  107. Grundgesetz fuer die Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1993. — 96 S.
  108. Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der btirgerlichen Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1991.-281 S.
  109. Hachmeister L. Rager G. Wer beherrscht die Medien? Die 50 grossten Medienkonzerne der Welt. Munchen, 2000. — 420 S.
  110. J. (Hrsg.). Handbuch der deutschen Bundeslander. Bonn, 1997
  111. Herbst L. Das nationalsozialistische Deutschland 1933−1945 // Moderne Deutsche Geschichte. Frankfurt am Main: Edition Suhrkamp SV, 1996. -Bd.l 0.-495 S.
  112. Information zur politischen Bildung: Massenmedien. Bonn, 1998
  113. Jonscher N. Einfuehrung in die lokale Publizistik. Opladen, 1991. — 280 S.
  114. Kniffka H. Pressekonzentration bei der WAZ, dargestellt am Beispiel der Westfalischen Rundschau und der Westfalenpost: Diss, zur Erlangung des Magistergrades am Institut fur Publizistik der Freien Universitat Berlin. В., 1981
  115. Kopper G.G. Konkurrensbegriff und Regelhaftigkeit publizistischer Standarts // Probleme der Pressekonzentrationsforschung. Baden-Baden, 1980
  116. Korn K. Sprache in der verwalteten Welt. Frankfurt am Main, 1958. -195 S.
  117. Koschnick W. Medien- und Journalistenjahrbuch. Berlin, 1996
  118. K. / Pruys К. H. Worterbuch zur Publizistik. Munchen, 1969. -146 S.
  119. Koszyk K. Deutsche Presse 1914−1945 // Geschichte der deutschen Presse.- Berlin: Colloqium Verlag, 1972. Bd.7,T1.3. — 592 S.
  120. Koszyk K. Deutsche Presse im 19. Jahrhundert // Geschichte der deutschen Presse. Berlin: Colloqium Verlag, 1966. — Bd.6,T1.2. — 372 S.
  121. Koszyk K. Grobe B. Zeitungsstruktur im Ruhrgebiet. Bochum, 1975
  122. Koszyk K. Pressepolitik fur Deutsche 1945−1949 // Geschichte der deutschen Presse. Berlin, 1986. — Bd. 10, Tl. 4. — 524 S.
  123. Koszyk K., Schulze V. Die Zeitung als Personlichkeit. Dusseldorf: Droste Verlag, 1982. — 437 S.
  124. Leuker H. Lokalredaktionen im Wettbewerb die Ursachen von Konkurrenzverhalten und deren Auswirkungen auf die Redaktionsarbeit (am Beispiel der WAZ): Dipl. am Institut der Journalistik der Universitat Dortmund. — Dortmund, 1993. 203 S.
  125. Lindemann M. Die deutsche Presse bis 1815 // Geschichte der deutschen Presse. Berlin: Colloqium Verlag Otto H. Hess, 1969. — Tl.l. — 360 S.
  126. Liiger H.H. Pressesprache. Tubingen, 1995. — 169 S.
  127. Markl C. Restauration und Konzentration. Zur Entwicklung der Heimatpresse nach 1945: regionale Fallstudie zur Erlangung des Magister-Grades an der Ludwig-Universitat Munchen. Munchen, 1984. — 189 S.
  128. Media Perspektiven: Basisdaten zur Mediensituation in Deutschland 2002.- Frankfurt-am-Main, 2002. 55 S.
  129. Meissner H. Digitale Multimediasysteme. В., 1994. — 187 S.
  130. Mestmacker E.J. Medienkonzentration und Meinungsvielfalt. Eine vergleichende wirtschaftsrechtliche Untersuchung im Auftrage des Bundesministers des Innern. Baden-Baden, 1978. — 228 S.
  131. Mittelberg E. Wortschatz und Syntax der Bild-Zeitung. Marburg, 1967. -324 S.
  132. Muller W. Multimedia. Dusseldorf, 1993.-244 S.
  133. Neue Technologien und die Entwicklung der Medien in Russland und Deutschland / Red. G. Woronenkowa, D. Ratzke. Frankfurt am Main, 1998
  134. Nickel E. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. Koln, 1988. -320 S.
  135. Nipperday T. Deutsche Geschichte 1800−1866. Burgerwelt und starker Staat. Munchen, 1983
  136. Noelle-Neumann E. Pressekonzentration und Meinungsbildung. // Publizistik, 1968, № 2−4
  137. Obermeier K.M. Medien im Revier. Entwicklung am Beispiel der Westdeutschen Allgemeinen Zeitung. Munchen, 1991. — 654 S.
  138. Peters R. Zeitungssprache. Essen, 1984. — Bd. 1. — 150 S.
  139. Pressegezetzte. Materialen zu Politik und Gesellschaft in der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1 994 143. Presserecht. Bonn, 1996
  140. Pritzkoleit K. Wem gehort Deutschland? Eine Chronik von Besitz und Macht. Wien, Munchen, Basel, 1957
  141. Puerer H. Raabe J. Medien in Deutschland. Munchen: Presse, 1994. -Bd.l. — 576 S.
  142. Rager G. Leserwiinsche als Herausforderung: Neue Impulse fur die Tageszeitung. Bonn: ZV Service, 1994. — 172 S.
  143. Rager G. Weber B. Publizistische Vielfalt zwischen Markt und Politik: Mehr Medien mehr Inhalte? — Dusseldorf-Wien-New York-Moskau, 1992. -304 S.
  144. Rager G. Weber В. Schafer-Dieterle S. Redaktionelles Marketing: Wie Zeitungen die Zukunft meistern. Bonn, 1994. — 136 S.
  145. Ratzke D. Handbuch der neuen Medien: Information und Kommunikation, Fernsehen und Horfunk, Presse und Audiovision heute und morgen. -Stuttgart, 1984.-747 S.
  146. Ratzke D. Lexikon der Medien: Elektronische Medien. Frankfurt am Main, 1990.-240 S.
  147. Redaktion Almanach fur Journalisten mit Tips, Themen und Terminen furs Lokale. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 2000
  148. Ronneberger F. Kommunikationspolitik als Medienpolitik. Mainz, 1986. — Bd. 3.-529 S.
  149. Roper H. Patzold U. Medienkonzentration in Deutschland. Dtisseldorf, 1993. — 214 S.
  150. Rupp H.K. Politische Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. -Munchen, Wien, 2000. 450 S.
  151. Schmidt D. Stasi-Unterlagen-Gesetz: Kommentar fur Betroffene. Koln, 1993.-290 S.
  152. Schuetz W. J. Zeitungen in der Bundesrepublik Deutschland // Die Presse in der deutschen Medienlandschaft. (Themenheft 6). Bonn, 1985
  153. Schulze V. Wegweiser, Schrittmacher und Checkliste // Die Presse in der deutschen Medienlandschaft. (Themenheft 6). Bonn, 1985
  154. Schutz W.J. Deutsche Tagespresse 1997 // Media Perspektiven. 1997
  155. Shaping Tomorrow’s Media Sustems. Ed. By E. Vartanova and Y. N. Zassoursky. M., 2004
  156. D. (Hrsg.). Das Saarland. Bd. 1 Beharrung und Wandel in einem peripheren Grenzraum. Saarbriicken, 1989
  157. D. (Hrsg.). Das Saarland. Bd. 2 Die Saar eine Flusslandschaft verandert ihr Gesicht. — Saarbriicken, 1989
  158. Stabile lage // Medienspiegel, 2000. № 6
  159. D. (Hrsg.). Das Saarlandbuch. Saarbriicken. Minerva-Verlag, 1981
  160. Stuiber H.-W. Kommunikationsraume der lokal informierenden Tagespresse. Pressestatistische Typenbildung und raumstrukturelle Analyse. -Nurnberg, 1979.-316 S.
  161. Stuiber H.-W. Medien in Deutschland. Konstanz: UVK-Medien, 1998. -Bd.2. — 1169 S.
  162. Theisen M.R. Der Konzern. Betriebswirtschaftliche und rechtliche Grundlagen der Konzernunternehmung. Stuttgart, 2000. — 790 S.
  163. Thrahnhardt D. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland 1949−1990 // Moderne Deutsche Geschichte. Frankfurt am Main: Edition Suhrkamp SV, 1996. — Bd.12
  164. Thranhardt D. Geschichte der Bundesrepublik Deutschland. Frankfurt am Main, 1986.-272 S.
  165. Uwer D. Medienkonzentration und Pluralismussicherung im Lichte des europaischen Menschenrechts der Pressefreiheit. В., 1998. — 700 S.
  166. J. (Hrsg.) Agenturen im Nachrichtenmarkt. Reuters, AFP, dpa usw. Koln, Weimar, Wien, 1993. — 310 S.
  167. J. (Hrsg.) Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. -Koln, Weimar, Wien, 1999. 846 S.
  168. Wilke J. Fortschrifte der Publizistikwissenschaft. Freiburg, 1990. — 230
  169. Wilke J. Rosenberger B. Die Nachrichtenmacher. Zu Strukturen und Arbeitswesen von Nachrichtenagenturen am Beispiel von AP und dpa. Koln, Weimar, Wien, 1991.-235 S.
  170. T.M. (Hrsg.). Portrats der deutschen Presse. Politik und Profit. -Berlin: Verlag Volker Spiess, 1999
  171. Wolz D. Die Presse und die lokalen Machte // Journalismus. Diisseldorf, 1979. -Bd.10.- 370 S.
Заполнить форму текущей работой