Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности отношения девушки к себе как будущей матери

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования служили фундаментальные положения отечественной науки о закономерностях, условиях и механизмах психического развития человека (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин). Теоретическую базу составили исследования особенностей личностного развития старших подростков и юношей (Л.И.Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Самосознание как важнейшая психологическая характе- 9 ристика старшего подросткового и раннего юношеского возраста
    • 1. Сущность самосознания растущего человека
    • 2. Специфика самосознания девушек старшего подросткового и 25 раннего юношеского возраста
    • 3. Методы изучения самосознания в психологии
  • Глава II. Материнство как структурная единица самосознания де- 45 вушки
    • 1. Феномен материнства в различных концепциях
    • 2. Психологическая составляющая материнства
    • 3. Этапы онтогенеза материнства
    • 4. Методы изучения материнства в психологии
  • Глава III. Организация и результаты исследования становления 92 отношения девушки к себе как будущей матери
    • 1. Обоснование и описание методов и методик исследования
    • 2. Изучение современных представлений о женщине
    • 3. Характеристика отношения девушки к себе как женщине и бу- 108 дущей матери
    • 4. Пути и возможности влияния на становление адекватного от- 135 ношения девушек к будущему материнству

Психологические особенности отношения девушки к себе как будущей матери (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие практики психологической помощи молодой женщине в подготовке к материнству, построении взаимоотношений с собственным ребенком подчеркивает важность понимания феномена материнства, анализа содержания «материнской сферы» самосознания женщины. Это, в свою очередь, требует изучения этапов и условий формирования позитивной полоролевой идентичности девочки, позволяющей ей осознанно относиться к предстоящему материнству и адекватно выполнять затем материнские функции.

Интерес к этой проблеме существует достаточно давно как у отечественных, так и зарубежных исследователей. При этом в зарубежной научной литературе внимание преимущественно уделяется биологическим основам материнства и факторам индивидуального развития женщины как матери (М.А.Мсо^оп, К. Г^.Етс1е, В. Оегпз, Р.Нау. и др.). В отечественной психологии осуществлен ряд работ, раскрывающих психологическую природу материнства и возникающих при осуществлении материнских функций личностных проблем (О.В.Баженова, Л. Л. Баз, А. С. Батуев, В. И. Брутман, А. Я. Варга, О. А. Копыл, М. С. Радионова, Г. Г.Филиппова).

Переход от старшего подросткового к юношескому возрасту является важным периодом жизни девушки, характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных в формировании собственных представлений и отношений к миру и себе (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Б. С. Круглов, Х. Ремшмидт, В. В. Столин, Д.И.Фельдштейн), в том числе, и представлений о собственном предполагаемом материнстве. Именно в этом возрасте начинают формироваться жизненные планы, в которых отводится определенное место материнству.

Учащение случаев девиантного материнства, увеличение числа ранних беременностей (за последние 30 лет показатель рождаемости среди женщин моложе 20 лет увеличился с 28,4 до 47,8%), несовершеннолетних матерей (ежегодно в России 1,5 тыс. детей рождаются у 15-летних, 9 тыс. — у 16-летних, 30 тыс. — у 17-летних), усиление психологических проблем материнства и детства, рост социального сиротства, трансформация общественных представлений о полоролевых различиях и традиционных стереотипов репродуктивного поведения — все это также обусловливает актуальность исследования.

Изучение феномена материнства, его становления и отражения в самосознании девушки как будущей матери для выявления возможностей организации работы по формированию готовности к осознанному материнству — актуальная проблема в теории и практике педагогической психологии.

Объект исследования — самосознание девушек старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

Предмет исследования — особенности становления материнского самосознания у девушек старшего подросткового и раннего юношеского возраста.

Цель исследования состояла в выявлении психологических условий становления отношения девушки к себе как будущей матери в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что отношение девушки к себе как будущей матери определяется внешними факторами и внутренней позицией самой девушки. К внешним факторам относятся имеющиеся в обществе представления о современной женщине (гендерные идеалы), характер взаимоотношений с собственной матерью. Внутренняя позиция девушек определяется самоотношением, представлением о себе как женщине, наличием ценностных ориентаций и реальных жизненных планов (в том числе, выбор образовательной траектории), включающих в себя материнство, и может иметь позитивную или негативную направленность на материнство.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ разработанности проблемы формирования адекватного отношения девушки к себе как будущей матери в контексте становления материнского самосознания.

2. Выявить представления о женщине и женщине-матери, сложившиеся в современном российском обществе (гендерный идеал).

3. Изучить влияние характера взаимоотношений девушек с собственными матерями на становление их отношения к себе как будущим матерям.

4. Определить внутреннюю позицию девушек (самоотношение, систему ценностных ориентаций и наличие реальных жизненных планов (в том числе, выбор образовательной траектории)).

5. Разработать и апробировать развивающую программу, обеспечивающую становление адекватного отношения к будущему материнству.

Методологической основой исследования служили фундаментальные положения отечественной науки о закономерностях, условиях и механизмах психического развития человека (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин). Теоретическую базу составили исследования особенностей личностного развития старших подростков и юношей (Л.И.Божович, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), структуры отношений личности (В.Н.Мясищева) — формирования внутренней позиции личности (Л.И.Божович, В. С. Мухина, Г. В.Семья) — представление о материнстве как феномене личностного развития женщины вне ее отношений с ребенком (Д.Пайнз) — результаты изучения становления материнской сферы (В.И.Брутман, А. И. Захаров, О. А. Копыл, Г. Г.Филиппова), взаимодействия матери и ребенка (Н.М.Щелованов, А. Я. Варга, Э. С. Эйдемиллер, Г. Т.Хоментаускас), девиантного материнства (В.И.Брутман, А. Я. Варга, М. С. Радионова, В.Ю.Сидорова).

Методы исследования включали комплекс многоплановых средств: методы теоретического анализа подходов и обобщение результатов исследований по проблемеметодику исследования самоотношения (С.Р.Пантилеев), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), метод изучения ценностных ориентаций (М.Рокич), шкалу маскулинности-феминности (С.Бем), авторский опросник «Женские образы», авторскую анкету, формирующий экспериментметоды количественной и качественной обработки полученных данных (корреляционный и факторный анализ и др.).

Новизна исследования состоит в выявлении внешних и внутренних факторов, определяющих включенность в структуру самосознания девушки отношения к себе как будущей матери, что вносит определенный вклад в понимание процесса формирования психологических предпосылок готовности к будущему осознанному материнству в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении факторов, влияющих на формирование материнского самосознания девушек в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте: тендерных идеалов женщины, имеющихся в современном российском обществехарактера взаимоотношений с собственной матерьювнутренней позиции, включающей самоотношение, ценностные ориентации и реальные жизненные планы, связанные с материнством, выбором типа образовательных учрежденийа также в определении возможности влияния на становление осознанного материнства специально разработанных программ.

Практическая значимость диссертационного исследований состоит в разработке и апробации теоретически обоснованной программы изучения условий становления отношения девушки к себе как будущей матери, результаты которого могут быть использованы для создания специальных развивающих программ, направленных на становление материнского самосознания девушки, в том числе, для разных типов образовательных учреждений. Кроме того, разработана и апробирована развивающая программа формирования адекватного отношения девушек к себе как женщинам и будущим матерям, создающая психологические предпосылки становления готовности к осознанному будущему материнству.

Достоверность результатов работы обеспечена теоретико-методологическими позициями, репрезентативностью экспериментальной выборки, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватного цели, объекту и предмету, качественным и количественным анализом данных, использованием методов математической и статистической обработки данных.

Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ Ms 539, 533, 1402, 1744- ГОУ профессионального училища № 178- педагогического колледжа № 18 г. Москвы. В опросе участвовали 1000 респондентов. На этапе констатирующего эксперимента — 300 девушек 15−17 летв формирующем — 30 старшеклассниц.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социально-психологической реабилитации личности и лаборатории психологических проблем воспитания, Ученых советов, IX-XI конференциях молодых ученых (2001;2003 гг.) ГосНИИ семьи и воспитанияIV Католиковских чтениях (октябрь 2000 г.). Результаты исследования обсуждены на заседании педагогического совета и использованы в построении развивающей работы с ученицами 10−11 классов школы-центра образования № 1402 г. Москвы. На защиту выносятся следующие положения:

1. Особенности отношения девушки к себе как будущей матери определяются внешними факторами и проявляются во внутренней позиции девушки.

2. К внешним факторам относятся тендерный идеал современной женщины, характер взаимоотношений с собственной матерью.

3. Внутренняя позиция девушки определяется самоотношением, отношением к себе как женщине, наличием соответствующих ценностных ориентации и реальных жизненных планов, включающих в себя материнство, а также выбор образовательной траектории.

4. Отношение к предполагаемому будущему материнству как интегральная характеристика составляющих внутреннюю позицию девушки, формируемых под воздействием внешних факторов определяет направленность на предполагаемое материнство (позитивную, негативную).

5. Формирование адекватного отношения девушки к себе как будущей матери возможно осуществлять на основе реализации развивающей программы, охватывающей различные аспекты становления личности и в целом ориентированной на создание у нее адекватного, позитивно окрашенного отношения к себе как женщине, усиление осознанной потребности самореализации в различных сферах и, в первую очередь, в материнстве).

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕВУШКИ К СЕБЕ КАК БУДУЩЕЙ МАТЕРИ.

3.1. Обоснование и описание методов и методик исследования.

Мы исследовали одну из сторон самосознания девушек — отношение к себе как будущей матери, которое составляют, прежде всего, представление о себе как о женщине и лишь в этом контексте как о матери, иерархия ценностных ориентаций (и место материнства в ней), наличие определенных жизненных планов и пр. Как следует из рассмотренных ранее положений, это сложное образование, на формирование которого влияют различные факторы [43- 59- 73- 80- 202]. Среди наиболее значимых были выделены следующие: имеющиеся в обществе представления о современной женщине и ее ролях (в частности о роли матери) (гендерные идеалы), взаимоотношения с собственной матерью, а также внутренняя позиция девушки.

В соответствии с задачами нашего исследования и на основании существующих методов мы разработали программу исследования становления отношения девушки к себе как женщине-будущей матери. Для решения поставленных задач использовали шкалу «Маскулинность-феминность» С. Бем (в авторской модификации), авторский опросник «Женские образы», метод изучения ценностных ориентаций М. Рокича, методику исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, опросник «Подростки о родителях» (ADOR), авторскую анкету, беседу, а также статистические методы анализа.

Исследование проходило несколько этапов. На первом этапе для подтверждения корректности использования выбранных методик был проведен пилотажный эксперимент, в котором участвовали 54 девушки 15−17 лет. Данные пилотажного этапа были проверены в ходе основного эксперимента. На втором этапе для выявления современных представлений о женщине использовался разработанный нами опросник «Женские образы» (в опросе принимали участие 1000 респондентов разных половозрастных групп (по 250 юношей и девушек 14−17 лет и мужчин и женщин (от 18 лет и старше)).

В исследовании на третьем этапе приняли участие 300 девушек 15−17 лет (100 старшеклассниц, 100 учащихся профессионального училища и 100 студенток педагогического колледжа). В реализации программы формирующего эксперимента приняли участие 30 старшеклассниц.

На этапе пилотажного эксперимента перед нами стояла задача сбора наибольшего объема информации в определенной области исследования. Требовались методы, позволяющие получить первичные данные и в то же время допускающие достаточно строгую обработку. Условию получения неструктурированного объема информации соответствуют проективные методики изучения самосознания. Но общим недостатком проективных методик является избыточный объем получаемой информации и трудность обработки. Поэтому встала задача поиска таких проективных методик, которые наряду с нестандартизованностью ограничивали бы вариации ответов. Так, в анкету вошли задания закончить предложения. Испытуемой предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, и она завершала их по своему усмотрению. Предложения формулировались таким образом, чтобы стимулировать отвечающую девушку на ответы, относящиеся к изучаемой сфере. Обработка полученных данных была как качественной, так и количественной. Достоинствами метода являются гибкость, возможность приспособления к различным исследовательским задачам. По оценке исследователей, валидность и надежность подобных методов достаточно высока. Метод завершения предложения позволил изучить определенный аспект, относящийся к целям исследования, в зависимости от формулировки утверждений.

В анкету, кроме незавершенных предложений, вошли также вопросы, предназначенные для получения данных о жизни девушек, их взаимоотношениях с матерью, жизненных планах и др. В процессе пилотажного эксперимента, в котором принимали участие 54 девушки 15−17 лет, была проверена целесообразность использования анкеты, уточнены формулировки некоторых вопросов.

Для выявления образов современной женщины и женщины-матери, существующих у девушек, мы применяли методику «Маскулинность-феминность» С. Бем [161]. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинно-сти, маскулинности и феминности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемая отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Шкалу можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемой по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемую.

Исследование внутренней позиции девушки включало также изучение системы ее ценностных ориентаций, для изучения которых использовалась методика М. Рокича (RVS — Rokeach Value Survay), основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремитьсяинструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Методика заключается в том, что испытуемому предъявляют два списка ценностей, и он присваивает каждой ценности ранговый номер в зависимости от ее значимости для него. В отечественном варианте тест Рокича адаптирован А. А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым и модифицирован Д. А. Леонтьевым.

Для изучения отношения девушек к себе использовалась методика исследования самоотношения С. Р. Пантилеева, направленная на достаточно полное и сравнительно быстрое выявление комплекса факторов самоотношения. Испытуемым предъявляется тестовый материал (110 пунктов и бланк ответоввозможны два варианта ответа «согласна» или «не согласна»). Интерпретация путем анализа профиля 9-ти показателей дает относительно целостную картину самоотношения испытуемых.

Применение теста «Подростки о родителях» [163] (Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR)) позволил получить представление о том, как видят девушки установки, поведение и приемы воспитания собственной матери. Основой служит опросник Шафера (1965), который базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие-эмоциональное отвержение, психологический контроль-психологическая автономия, скрытый контроль-открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

3.2. Изучение современных представлений о женщине.

На становление полоролевой идентичности девочек оказывают влияние имеющиеся в обществе стереотипы (гендерные идеалы), описывающие личностные и поведенческие особенности женщин. В современных условиях, как показывают результаты многочисленных исследований, подобные поло-ролевые образы претерпевают трансформацию. Считавшиеся ранее традиционными, принадлежащие мужскому или женскому типу поведения характеристики в настоящее время несколько меняются [6- 124- 165- 188- 234].

В конце XX века отчетливо проявились тенденции, враждебные дето-центризму. Социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делают семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет кроме материнства многие другие основания — профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в институте семьи принимают на себя общественные институты и профессионалы (врачи, воспитатели, специализированные общественные учреждения.). Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения.

Нам предстояло проверить верность положения, заключающегося в том, что особенности отношения девушки к себе как будущей матери определяется таким внешним фактором, как тендерный идеал современной женщины. Мы предположили, что в современном российском обществе имеются два, отличных друг от друга, образа: «современной женщины» и «женщины-матери». На формирование у девочек образов современной женщины и матери влияют представления, имеющиеся в обществе в настоящее время, при этом описания девочек могут иметь специфику. Предполагалось также, что феминные качества, предложенные в методике «Маскулинность-феминность» (С.Бем) и являющиеся традиционными для характеристики женщины, не полностью соответствуют приписываемым современной женщине чертам, а скорее могут характеризовать имеющийся в общественном представлении образ женщины-матери.

С целью выявления тендерных идеалов, имеющихся в современном российском обществе, мы подготовили опросник «Женские образы». Методика разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашем обществе представления о характеристиках человека любого пола. Список качеств, предлагаемых опрашиваемым, был составлен из существительных, выбранных в Орфографическом словаре русского языка [197] и способных характеризовать человека (как женщину, так и мужчину). Из них были отобраны 99 и даны в алфавитном порядке.

Опросники адресовались девочкам и мальчикам (14−17 лет), девушкам и женщинам, юношам и мужчинам (от 18 лет и старше) с просьбой отметить в одной колонке (знаком «+») качества, которые, по их мнению, могут характеризовать современную женщину, а в другой — женщину-мать. Всего было опрошено 1000 человек (по 250 из каждой половозрастной группы).

Заключение

.

В результате проведенного исследования предположение о том, что отношение девушки к себе как будущей матери определяется внешними факторами (имеющиеся в обществе представления о современной женщине (ген-дерные идеалы), характер взаимоотношения с собственной матерью) и внутренней позицией (самоотношение, представление о себе как о женщине, ценностные ориентации и реальные жизненные планы) самой девушки подтвердилось. Задачи исследования решены. Выявлены внешние и внутренние факторы, определяющие включенность в структуру самосознания девушки отношения к себе как будущей матери, что вносит определенный вклад в понимание процесса формирования психологических предпосылок готовности к будущему осознанному материнству в старшем подростковом и раннем юношеском возрастевозможности влияния на становление осознанного материнства специально разработанных личностно развиввающих программ.

Создана и апробирована теоретически обоснованная программа изучения условий становления отношения девушки к себе как будущей матери, результаты которого могут быть использованы для создания специальных развивающих программ, направленных на становление материнского самосознания девушки, в том числе, для разных типов образовательных учреждений. Кроме того, разработана и апробирована развивающая программа формирования адекватного (позитивно окрашенного) отношения девушек к себе как женщинам и будущим матерям, создающая психологические предпосылки становления готовности к осознанному будущему материнству.

Теоретический анализ проблемы и экспериментальное исследование самосознания девушек старшего подросткового и раннего юношеского возраста позволили сделать следующие выводы:

1. Становление отношения девушки к себе как будущей матери происходит под влиянием внешних факторов и проявляется во внутренней позиции девушки.

2. К внешним факторам относятся имеющиеся в обществе тендерные идеалы современной женщины и представления о ее ролях (в частности, о роли матери). Образы современной женщины и матери отражают представления о возможности сочетания в одном человеке традиционно мужских и традиционно женских качеств в равной степени (ортогональная модель маскулинности/феминности) за счет расширения полоролевого репертуара женщин. Социализация современных девочек происходит в период провозглашения примата индивидуальности, когда социальная успешность напрямую связывается с маскулинным поведением, а феминные качества воспринимаются как проявление неприспособленности, но в то же время оказываются востребованы в семье.

3. На становление адекватного отношения девочки к себе как будущей матери влияют своевременно осуществленные идентификация с собственной матерью (или ее образом) и впоследствии обособление, что позволяет установить доверительные взаимоотношения. Позиции матери, характеризуемые как враждебная, непоследовательная или директивная, влекут за собой проблемы в формировании позитивного отношения девочки к себе как женщине и будущей матери, ее материнского самосознания. Автономная позиция матери определяет не только негативные образования в самоотношении девочки (высокая внутренняя конфликтность как следствие непроясненности для девочки материнского отношения (девочка до конца не уверена, какие же чувства она вызывает у своей матери)), но и позитивные (высокое самопринятие).

4. Направленность внутренней позиции девушек определяется отношением к предполагаемому будущему материнству: позитивно настроенные на собственное материнство (ПНСМ — 97%) и негативно настроенные (ННСМ -3%).

В группу ННСМ вошли девушки, не предполагающие стать в будущем матерями, со смешанными ценностными установками, низким уровнем самопринятия, самоуверенности, высокой внутренней конфликтностью, «враждебными» отношениями с собственными матерями.

На основании выстроенных иерархий ценностей группу ПНСМ составили девушки, ориентированные на «личностный комфорт» (с преобладанием установок на семейное благополучие, материнство, теплое ближайшее окружение), стремящиеся к активной деятельной жизни (профессиональный и карьерный рост, повышение образования, самореализация вне семьи), а также девушки со смешанными ценностными ориентациями. Большинство девушек отличается адекватным или повышенным уровнем самопринятия, самоуверенности. Но у некоторых данные показатели понижены, отмечена высокая внутренняя конфликтность. В целом девушки из группы ПНСМ описывают взаимоотношения с собственной матерью как дружеские, «понимающие» (высокие и средние показатели по шкале позитивного интереса), выказывают желание походить на мать.

Определение сферы самореализации девушки в будущем связано с выбором образовательной траектории, в частности статуса учреждения в котором в настоящее время обучается девочка. Отмечены различия в структурах иерархий ценностей учениц старших классов и учащихся профессионального училища, причиной которых может стать наличие или отсутствие желания продолжать образование в высших учебных заведениях, осуществлять карьерный рост и т. п. При этом некоторые студентки педагогического колледжа, выбравшие профессию, предполагающую взаимодействие с детьми, не хотят в будущем иметь детей.

5. Реализация программ, направленных на формирование адекватного, позитивно окрашенного отношения девушки к себе как женщине и будущей матери, создает предпосылки становления готовности к осознанному материнству. Групповые формы работы с девушками, имеющей комплексный, многоплановый характер, охватывающей различные сферы становления личности, и в целом ориентированной на создание у девочек адекватного, позитивно окрашенного самоотношения к себе, создают условия для становления материнского самосознания девушек.

Эффективность реализованной личностно развивающей программы, направленной на формирование адекватного (позитивно окрашенного) отношения девушек к себе как будущим матерям и в этом контексте создающей предпосылки становления готовности к осознанному материнству в будущем, подтвержденная сравнительным анализом результатов диагностики участниц, убеждает в целесообразности дальнейшей проработки данного направления педагогической психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. H.H. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 3−12.
  3. H.H., Мещерякова Н. Ю., Ражников В. Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: ACT, 1996. — 381 с.
  4. O.A. Воспитание до рождения. СПб.: Сердце, 1992. — С. 23.
  5. Ю.А., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4.
  6. .Г. Человек как предмет познания. 3 изд. — СПб.: Питер, 2001.-282 с
  7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  8. Анерт JL, Майнтнер Т., Шмидт А., Доскин В. А. Кросскультурные исследования взаимодействия русских и немецких матерей // Вопросы психологии. 1994.-№ 5. — С. 14−21.
  9. Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365 с.
  10. Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. 1999. -№ 3. — С. 147−155.
  11. Т.А., Заводилкина О. В. Как мальчики становятся мальчиками, а девочки девочками // Семейная психология и семейная психотерапия. — 1997. — № 1.-С. 118−121.
  12. Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери. Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1995.-231 с
  13. Т.В. Родительские позиции как условия отношения к себе ребенка младшего возраста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пси-хол. Наук: 19.00.07. М., 1990. — 19 с.
  14. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: МГУ, 1986. — 180 с.
  15. О.В., Баз JI.JL, Копыл O.A. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. — № 4. -С.23−27.
  16. Баз JI. JL, Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. М., 1996. — Т. 2. — Вып. 3. — С. 133−134.
  17. В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: СПбУ, 1997. — 239 с. — С. 56.
  18. A.C. Физиология плода и детей. -М.: Просвещение, 1998. 221 с.
  19. A.C. Психофизиологические основы доминанты материнства // Валеология. 2003. — № 3. — С. 27−30.
  20. О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте. Автореф.дис. на соиск. учен. степ, канд.психол.наук: 19.00.13. -М., 2001.- 19 с.
  21. О.В. Философские аспекты личностной идентичности // Философия психологии возвращение к истокам (к 100-летию со дня смерти В.С.Соловьева).-М.: Смысл, 2001.-С. 61−73.
  22. Т.В. Юное материнство: личностный и социальный аспекты: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.социол.наук: 22.00.06. Курск: КГТУ, 1999.-23 с.
  23. Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М.: 1992.- 115 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  25. А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: Жизнь, 1992. — 107 с.
  26. Бр. Любим ли я.: Диалог с матерью. СПб.: Ювента, 1998.-275 с.
  27. Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПА, 1995. — 209 с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1969. — 336 с.
  29. В.В. Если ты мать и женщина. M., 1991. — 126 с.
  30. В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.-238 с.
  31. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Д. Мещеряков, В.Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  32. .М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук. Карачаевск, 1999. -21 с.
  33. Н.В. Условия и факторы продуктивного развития Я-концепции беременной женщины. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.психол.н. М., 1998. — 23 с.
  34. М. Внебрачная семья. Пер. с хорв.-серб. М.: Прогресс, 1981. -208 с. — С. 54.
  35. А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.-96 с.
  36. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 31−36.
  37. В.И. Причины социального сиротства // Социальная работа. -1994.-№ 2.-С. 44−49.
  38. В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей // Природа раннего социального сиротства и меры его предупреждения: Кн. 1. М.: Сыктывкар: АСОПИР, 1994. — 182 с.
  39. В.И. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы). М.: АСОПИР, 1994. — 68 с.
  40. В.И. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование. 1994. — № 9−10. — С. 54−59.
  41. В.И., Варга А. Я., Радионова М. С., Исупова О. Г. Девиантное материнское поведение // Московский психотерапевтический журнал. -1996.-№ 4.-С. 81−85.
  42. В.И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., ХамитоваИ.Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия. 1999. — № 3. — С. 23−35.
  43. В.И., Ениколопов С. Н. Попытка психологической типологии одного из вариантов девиантного поведения юных отказа от своего ребенка // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Под. ред. А. А. Северного. — М., 1996. — 286 с.
  44. В.И., Ениколопов С. Н., Радионова М. С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия // Вопросы психологии. 1995. -№ 1. — С. 33−41.
  45. В.И., Ениколопов С. Н., Радионова М. С., Черников A.B. Юное материнство как фактор риска отказа от ребенка // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. М., 1994. — 315 с.
  46. В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. — № 6. -С. 38−48.
  47. В.И., Северный A.A. Профилактика раннего социального сиротства // Особый ребенок и его окружение (медицинские, социальные и психологические аспекты): Материалы конференции. М., 1994. — 53 с.
  48. Д. Состояние проблемы абортов в Великобритании: вопросы и ответы // Планирование семьи. 1998. -№ 1. — С. 18−21.
  49. А. Психическое развитие ребенка. Пер. с фр. СПб.: Питер, 2001.-208 с.
  50. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. к.психол.н. М., 1986. — 189 с. — С. 4.
  51. А.Я., Брутман В. И. Психосоциальные особенности родительских семей юных матерей // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Под. ред. А. А. Северного. М., 1996. — 286 с. -С. 99−101.
  52. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  53. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-283 с.
  54. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1988. — 123 с. -С. 29.
  55. Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. М.: Класс, 1995. -92 с.
  56. А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. -287 с.
  57. Возможные психотерапевтические стратегии при работе с кризисом «нежеланной беременности» и отказе от ребенка: Материалы 12 съезда психиатров России. -М., 1996. 103 с.
  58. О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства. Дисс. на соиск. учен. степ, к.психол.н. М., 1998. — 202 с. -С. 12.
  59. М.И. Оказание помощи несовершеннолетним матерям // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-М., 1998.-С. 180−181.
  60. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.-433 с.
  61. В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Л.: Знание, 1982.- 16 с.
  62. Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. -301 с.
  63. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. — 76 с.
  64. И.А. Психологические особенности подростков-делинквентов, родители которых лишены родительских прав // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. -№ 4.-С. 23−31.
  65. Девиантное материнское поведение // Московский психотерапевтический журнал. 1996. — № 4.
  66. A.M. Трудное искусство быть матерью. Пер. с итал. А.Рыжевской. М.: Истина и жизнь, 1999. — 79 с.
  67. И.В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. 4. М., 1995. — С. 5−8.
  68. И.В. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущуение старшеклассников / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Н. Н. Толстых, Т. И. Юферева. М., 1996.
  69. И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1990. С. 8−22.
  70. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Образование, 1996.-67 с.
  71. А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998. — 144 с.
  72. ЗенковаТ.М. Межполовые различия в мотивации родительства у пар, ожидающих ребенка // Психологическая служба в обществе: Проблемы и перспективы развития. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — Ч. 3. — С. 6269.
  73. К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. — 440 с.
  74. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  75. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1986. — 335 с.
  76. Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 146−152.
  77. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
  78. Н. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка (как быть плохой матерью) // Московский психотерапевтический журнал. 1994. -№ 3. — С. 187−193.
  79. Кей Э. Любовь и брак. М., 1907. — С. 179.
  80. Н. Материнство как профессия // Свободная мысль. 1995. — № 5. -С. 27−31.
  81. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. — 171 с.
  82. М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997. — 163 с.
  83. Ю.Б. Психиатрические аспекты профилактики патологии у детей, родившихся недоношенными // Социальная и клиническая психиатрия. М., 1992.- 152 с.
  84. М.Ю. Особенности психологической работы с матерями-отказницами" // Московский психотерапевтический журнал. 1999. -№ 1.-С. 127−134.
  85. М.Ю. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей // Вопросы психологии. 1997. — № 3. -С. 61−69.
  86. М.Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. 1999. — № 6. — Т. 20. — С. 81−88.
  87. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 23 с.
  88. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.
  89. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Олимп, ИНФРА-М, 1999.
  90. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981.-Т. 2. № 3.
  91. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26−37.
  92. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — С. 12
  93. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 269 с.
  94. Э., Римпела М. Улучшение сексуального здоровья подростков в Финляндии //Планирование семьи. 1998. — № 1. — С. 23−25.
  95. О.А., Баз Л.Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для развития будущего ребенка // Синапс. 1993. — № 4. — С. 35−42.
  96. Е.П., Попова C.B. Роль матери в формировании половой идентификации ребенка // Физиолого-гигиеническая оценка условий военной службы женщин в ВС РФ: Материалы Всеармейской научной конференции (25−26 февраля 1999 г.). СПб., 1999. — С. 46−47.
  97. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
  98. H.H., Крыгина С. Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 88 с.
  99. В.И., Вихляева Е. М., Николаева Е. И. Идуцированный аборт и особенности репродуктивного поведения женщины // Планирование семьи.-1998.-№ 1.-С. 8.
  100. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб: Тускарора, 1996. — 174 с. -С. 49.
  101. Н.С. Эмоциональные особенности матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 18−27.
  102. Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. СПб., 1997. -123 с.
  103. И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
  104. В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: МГУ, 1991. — 196 с.
  105. Ф. Зарождение без насилия. Пер. с фр. М., 1988. — 63 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т. 2. М.: Педагогика, 1983.
  108. T.B. Материнство опыт трех поколений: Психологическое сопровождение беременной женщины. — М.: Институт психологии РАН, 2000. -34 с.
  109. К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. — 269 с. — С. 120−123.
  110. ЛуцыкД.В. Подготовка старшеклассников к созданию семьи и выполнению воспитательных функций. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Киев, 1976. — 19 с.
  111. Д. Э.Эриксон о материнстве и детстве // Семья: Книга для чтения. Кн. 2. / Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. — М.: Политиздат, 1990. -С. 323−338.
  112. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1916.-96 с.
  113. М.Д. Девяти-месячный сон. Сны в период беременности. М., 1993.-85 с.
  114. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. -479 с.
  115. А. Клиническая онтопсихология. М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997. -468 с. — С. 302.
  116. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
  117. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. — Ученые записки Пермского педагогического института. Т. 77. — Вып. 6. — 1970.-С. 164.
  118. С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
  119. С.Ю., Авдеева H.H. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Социология. Психология.-М., 1996.
  120. Мещерякова-Замогильная С. Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев. Дисс. к.психол.н. М., 1979. — 200 с.
  121. Мид М. Культура и мир детства. -М.: Наука, 1988. С. 314.
  122. С.А., Кустова O.JI. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Семейная психология и семейная психотерапия. 1997. — № 1. — С. 95−97.
  123. A.A. Отказ от ребенка как социальная проблема // Социальные последствия развода. М.: ИСИ АН СССР, 1984. — 68 с.
  124. Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска// Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 18−33.
  125. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 16−25.
  126. B.C. Возратная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: ACADEMIA, 1999. — 452 с.
  127. B.C. Проблема материнства и ментальности женщины в местах лишения свободы // Развитие личности. 2003. — № 1. — С. 144.
  128. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — С. 174−180.
  129. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994.- 132 с.
  130. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общей психологии. -М., 1965. 212 с
  131. A.A. Социально-психическая адаптация. Ереван, 1988. — 263 с.
  132. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагенство, 1996. -372 с.
  133. Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. СПб.: Речь, 2000.-440 с.-С. 360.
  134. С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. С. П. Обнорского. -М.: ГИИиНС, 1952.
  135. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики М.: Академия, 2002. — 272 с.
  136. Охрана репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков // Врач. 1999. -№ 9. -С. 21.
  137. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997.- 195 с.
  138. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.-26 с.
  139. Д. Состояние проблемы абортов в Великобритании: вопросы и ответы // Планирование семьи. 1998. — № 1. — С. 10.
  140. Перну J1. Я жду ребенка. Пер. с фр. М.: Медицина, 1989. — 286 с.
  141. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996. -364 с.
  142. В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 1827.
  143. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  144. М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений. Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 1998.-21 с.
  145. A.M. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч. 3. — М., 1983.
  146. A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  147. A.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Зание, 1990.-80 с.
  148. В.Н. Навязчивые состояния у беременных // Журнал практического психолога. 1997. — № 4. — С. 81−89.
  149. Психологические проблемы материнства и детства: раннее выявление и профилактика: Метод, пособие / Сост. Н. Н. Ворнцова и др.- под ред.
  150. И.А.Фурманова, Н. Н. Воронцовой. Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ»,-2001.-80 с.
  151. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. 656 с.
  152. Р.Д. Как родить здорового ребенка. М.: Семья и школа, 1996. -204 с.
  153. М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1997. -157c.-C.35.
  154. М.С. Причины отказа от ребенка // Человек. 1996. — № 5. -С. 7−12.
  155. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. / Под общ. ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987. 269 с.
  156. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  157. В.А. Личность женщины (социально-философский анализ). Авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: 09.00.01 Р.-на/Д., 1990.-20 с.
  158. В.А. Материнство и культура: философско-культурологический анализ. Р.-на/Д.: ДГТУ, 1997. — 143 с.
  159. В.А. Материнство как социокультурный феномен: Автореф. дис.. д.филос.н.: 09.00.11. Р.-на/Д., 1995. — 32 с.
  160. A.A. Психология изучения личности. — СПб.: Питер, 1999. -288 с.
  161. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. -М., 1994. С. 126−127.
  162. Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.: Владос, 1998.-Кн. 2.-С. 144.
  163. Г. Супружество, материнство, отцовство. Пер. со словац. -Минск: Полымя, 1984. 143 с.
  164. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 39−47.
  165. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 с
  166. В.Д. Женщина плюс. СПб., 1996. — 96 с.
  167. В.Д. Практическая психология женских кризисов. СПб.: Лань, 1998.-251 с.
  168. РяшинаВ.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. М., 1996. — 135 с.
  169. С. Гештальт это младенец. — М.: Московский гештальт-институт, 1982. — 98 с.
  170. Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998. — 113 с.
  171. Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. -1998.-№ 6.- С. 79−95.
  172. Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 2000. — № 3. — С. 67−81.
  173. Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М.: УРАО, 2004. -286 с.
  174. Г. В., Плясов Н. Ф., ПлясоваГ.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Г. В. Семья. М.: Полиграф сервис, 2001. — 176 с.
  175. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2000.-349 с.
  176. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. -1992.-№ 2.-с. 75−78.
  177. Г. В., Северный A.A., Баландина Т. А. Психическое здоровье родителей и детей: особенности материнского отношения, психотерапевтические подходы // Российский психиатрический журнал. 1999. -№ 6. -С. 50−54.
  178. В.И. Психология развития человека. Основы психологической антропологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 2000. -416 с.
  179. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 5−16.
  180. Е.О. Теория привязанности: концепции и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−151.
  181. Е.О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. — № 3.
  182. Е.О., РадеваР. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 2347.
  183. B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Мир психологии. 1998. — № 1. с. 26−54.
  184. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 511 с. — С. 68.
  185. СолоедК.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. Дисс. канд.психол.наук. М., 1998. — 142 с.
  186. Социальные проблемы сиротства / Под ред. И. Ф. Дементьевой. М.: РАН, 1992.- 156 с.
  187. Социальные трансформации и положение женщин в России: Материалы международной научной конференции / Под ред. О. А. Хасбулатова. -Иваново: ИвГУ, 1995. 275 с.
  188. A.C. Как быть родителями. -М.: Педагогика, 1986.- 160 с.
  189. A.C. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М.: МГУ, 1988. — 198 с.
  190. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.-303 с. — С. 138.
  191. В.Д. П.Ф.Каптерев о материнском влиянии как первооснове воспитания // Посвящается 150-летию со дня рождения П.Ф.Каптерева: Сб. статей. Ярославль, 1999. — С. 240−244.
  192. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
  193. М.Ю. «Убийца матери» или специалист в семье нарушенного ребенка // Школа здоровья. 1997. — № 2. — С. 20−29.
  194. .М. Избранные труды. В 2-х т. М., 1985.
  195. Н. Поведение животных. М.: Мир, 1985. — 192 с.
  196. А.Н. Орфографический словарь русского языка: Около 70 000 слов. -М.: Цитадель, 1999.-912 с.
  197. М.С., ОбергЛ.Я. Начальные этапы реализации репродуктивной функции женщин // Здравоохранение РФ. 1984. № 7. — С. 13−15.
  198. Д.А. Социально-педагогические условия формирования ценностных ориентаций учащихся в сфере семейной жизни. Автореф. к.п.н.-Л., 1989.- 18 с.
  199. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1981. — № 6.
  200. Д.И. Психология взросления. М.: Флинта, 1999. — 670 с.
  201. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. — № 5. — Т. 20. — С. 81−87.
  202. Г. Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. -С. 31−36.
  203. Г. Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / Под. ред. А. А. Северного. М., 1996. — 286 с.
  204. Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель. М.: Институт молодежи, 1999. — 286 с.
  205. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  206. Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. 1996. — Т. 2. — Вып. 3. — С. 133.
  207. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -510с.
  208. Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Владос, 2001. -206 с.
  209. Т.А., Макеева М. Ю. Колючки совести // Семья и школа. -1983.-№ 10.
  210. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Пер. с нем. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 859 с.
  211. Э. Человеческая ситуация. -М.: Весь мир, 1998. -237 с.
  212. Р. Поведение животных. М., 1975. — 179 с.
  213. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 32−40.
  214. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педпгогика, 1986.
  215. ХозиеваМ.В., Черняйкина O.A. Проблемы психологической подготовки к материнству // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Сургут, 2000. — С. 5−9.
  216. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1993.
  217. Хьелл JL, Зигнер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер пресс, 1997.
  218. . Беременность и материнство: небеса и ад. СПб., 1997.
  219. A.A. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола старшего дошкольника. Автореф. дис. к.психол.н. М., 1991.
  220. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -С. 95−100.
  221. Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993. — № 6. — С. 2437.
  222. ШороховаЕ.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. -М., 1966.-218 с.
  223. Шпиц Рене А., Коблинер В. Годфри Первый год жизни. Пер. с англ. Л. Б. Сумм / Под ред. А. М. Боковикова. М.: ГЕРРУС, 2000. — 384 с.
  224. Т.Н. и др. Методика работы с детьми «группы риска» / Т. И. Шульга, В. Слот, Х.Спандияр. -М.: УРАО, 1999. 104 с.
  225. Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. -М.: УРАО, 1999.- 100 с.
  226. Э.Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1998.-651 с.
  227. Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. Пер. с англ. М.: ИП РАН: Когито-центр, 1996. — 16 с.
  228. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.
  229. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детской возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.
  230. Э. Детство и общество. Спб.: Ленато ACT, 1996. — 589 с.
  231. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. -340 с.
  232. Юнг К. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1995. 333 с.
  233. Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 84−90.
  234. Altmann J. Life span aspects of reproduction and parental care in anthropoid primates // Parenting across the life span. Ed. by J. Lancaster, J. Altmann, A. Rossi, L.Sherrod. NY.: deGryuter, 1987. — P. 16.
  235. Badinter E. Mother love. Myth and reality. NY.: Macmillan, 1981. — 241 p. -P. 37.
  236. Benedict R. Patterns of culture. NY.: Atheneum, 1955. — 145 p.
  237. Birns B., Hay D. Introduction // Different faces of motherhood. Ed. by B. Birns and D.Hay. NY., 1988. — P. 2.
  238. BowlbyJ. Maternal care and mental health. Geneva: Claridge, 1987. -321 p.-P. 14.
  239. Dawkins R., Carlisle T.R. Parental investment, mate desertion and a fallacy // Nature. 1976.-№ 262.-P. 112−141.
  240. History of childhood. Ed. by L. de Mause. NY.-L.: Arlington House, 1975. -542 p.-C. 7.
  241. Klaus K., Kennell J. Mother infant bonding. — St Louis: Penguin, 1976. -245 p.
  242. LeVine R.A., White M. Parenthood in social transformation // Parenting across the life span. Ed. by J. Lancaster, J. Altmann, A. Rossi, L.Sherrod. -NY.: DeGruyter, 1987. P. 210−243.
  243. Louis G.Ph.D., Margolis E. The mohterhood report: how women feel about being mothers. N.J., McGrow-Hill Publ.Comp., 1987.
  244. Phoenix A., Woollett A., Lloyd E. edds. Motherhood: meanings, prectices and ideologies. Gender and psychology. L., 1991.
  245. Pines D. Pregnancy and motherhood: interaction between and reality. 1972.
  246. Pines D. The relevance of early psyhic development to pregnancy and abortion. 1982.
  247. Psychological aspects of a first pregnancy and early postnatal adoptation. P.M.Shereshefsky and L.J.Yarrow adds. N.J., Raven Press Publ., 1973.
  248. Rossi A. Parenthood in social transition // Parenting across the life span. Biosocial dimensions. NY., 1987.
  249. RutterM. Maternal deprivation reassessed. NY.: Plenum Press, 1971. -274 p.
  250. Sterglanz S.H., Nash A. Ethological contribution to the study of human mothering // Different faces of motherhood. Ed. by B. Birns and D.Hay. NY., 1998.-P. 33.
  251. Trivers R.L. Parental investment and sexual selection // Sexual selection and the descent of man. Chicago, 1972.
  252. Van Mens-Verhulst J. et all edds. Daughtering and mothering: Famale subjectivity reanalysed. L., 1993.
  253. Verny T. edds. Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction. N.J., Hum.Scien.Press., 1987.
  254. Winnicott D.W. The family and individual development. L.: Penguin, 1968. -389 p.-P. 3.
Заполнить форму текущей работой