Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методологические аспекты исследования общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В самом начале этого периода, по мнению А. А Леонтьева, психологическая проблематика общения зачастую ограничивалась самыми общими тезисами, не развивая их на конкретном практическом материале. В отечественных научных кругах исследования психологии общения вообще подменялись анализом психологии отношений, процессов социального управления или социометрическим анализом малых групп. На состоявшемся… Читать ещё >

Методологические аспекты исследования общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

• определение и историю возникновения психологии общения, ее связь с другими науками, определение, структуру, виды и функции общения, его место в системе общественных и межличностных отношений, современные направления исследования общения;

уметь

• анализировать структуру межличностных отношений, адекватные ситуации стили и модели общения, степень удовлетворенности общением;

владеть

навыком использования стратегий и моделей общения в различных жизненных ситуациях.

Возникновение психологии общения, ее предмет, связь с другими науками

Из истории становления психологического знания известно, что понятие «общение» почти не было предметом серьезного монографического рассмотрения в научной литературе вплоть до середины XX в. В качестве доказательства можно привести широко известную монографию Ли Тайера, вышедшую в 1968 г., где описывались в основном частные проблемы, связанные со структурой процессов и функциями общения в американском обществе[1]. Предметом критики отечественных авторов, в частности А. А. Леонтьева, явилось то, что Тайер отказался от методологического анализа сущности общения, в то время как его книга была признана одной из лучших работ в области общения[2].

Постараемся рассмотреть в рамках отечественных традиций, как происходило становление новой области научного знания — психологии общения.

По мнению ряда исследователей, первый этап становления психологии общения включает период с конца XIX до начала XX в. Именно в это время исследования В. М. Бехтерева впервые затрагивают проблему общения как фактора психического развития человека и влияния группы на включенного в нее индивида. Однако сам процесс общения еще не являлся предметом психологического исследования. В основном решались вопросы анализа результатов влияния общения на психические процессы и функции[3]. Подробнее коснемся данного вопроса в следующем параграфе при рассмотрении проблематики исследования общения.

С начала XX в. по 1970;е гг. наблюдается развитие теоретикофилософского подхода, в котором рассматривались проблемы социальной обусловленности общения, опосредованности психики человека. Продолжается теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека, намечаются вопросы, связанные с разработкой проблемы психологической сущности и структуры общения, специфики процессуальных характеристик общения. Общение выступает в качестве основы социализации личности[4]. В этот период общение занимает одно из ведущих мест в концепциях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

В нашей стране в качестве важнейшей задачи психологии общения было принято последовательное интерпретирование общения, и прежде всего речевого общения, под углом зрения психологической теории, уделяя особое внимание аспекту взаимоотношений личности и общества через посредство речи[5].

Принципиально первым важным шагом в направлении создания психологии речевого общения как части психологии общения и тем самым как относительно самостоятельной части общей психологии стало появление в 1950;х гг. так называемой психолингвистики. Эта междисциплинарная область с самого начала поставила перед собой задачу раскрытия внутренней психологической организации речи. В число основных проблем, которыми она занималась, вошли:

  • — система уровней психофизиологической организации речевой способности;
  • — оперативные единицы речеобразования и восприятия речи;
  • — номенклатура, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных операций в процессах порождения и восприятия речи.

За достаточно короткий период времени (буквально в течение 10−12 лет) психолингвистика сформировалась в довольно мощное направление в США, где она и возникла, и распространилась по всему миру: серьезные исследования в этой области были опубликованы в Канаде, Англии, Норвегии, Нидерландах, Германии, Польше, Италии, Болгарии, Франции, Индии, Японии, Австралии, Израиле и др.[5]

В нашей стране психолингвистика стала распространяться с начала 1960;х гг. В основном она развивалась в соответствии с отечественной психологической традицией, где исследование речи привлекало пристальное внимание и интерес таких крупнейших ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе. Несмотря на различия во взглядах и психологических направлениях, которым ученые положили начало, их объединяло общее понимание речи как органического звена в системе деятельности человека. Поэтому психолингвистика в нашей стране развивалась как часть общей психологической теории деятельности, а речь с самого начала понималась как «речевое действие», подчиненное задачам, функциям и структуре обслуживаемой ею неречевой деятельности. Важно подчеркнуть, что психолингвистика принципиально ориентирована на исследование того звена речевого общения, тех факторов общения, которые носят индивидуальный и в то же время универсальный характер. В частности, она интересуется структурной организацией и закономерностями функционирования функциональных систем, обеспечивающих осуществление речи и речевого восприятия. К недостаткам теории психолингвистики до последнего времени относили неучет ею социальных функций общения, его природы и места в общей системе деятельности общества (и индивида как члена этого общества). В качестве примера можно привести «трансформационалистское» направление в психолингвистике США, возглавленное Н. Хомским и Дж. Миллером[7].

Однако концептуальная система психолингвистики в некоторых ее направлениях является открытой, что создает возможность расширения и углубления ее проблематики. Поэтому перед отечественными исследователями встает задача одновременного учета и включения в анализ социальных и личностных факторов речевого общения. Данное направление следует известной мысли К. Маркса о том, что мы должны искать социальное начало прежде всего не вне, а внутри личности говорящего человека, понимать самую психологию общения как социальную — не по названию, а по существу. Именно такой подход традиционен для отечественной психологии[8].

Наконец, на последнем этапе становления психологии общения, с 1970;х гг. по настоящее время, общение рассматривается в качестве самостоятельной области научных исследований. Происходит переход от исследований «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик. Проблема общения становится объектом психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования. В качестве предмета исследования рассматриваются функции, механизмы, стороны общения, данная проблематика встает в один ряд с исследованиями проблем деятельности, личности и сознания[9].

В самом начале этого периода, по мнению А. А Леонтьева, психологическая проблематика общения зачастую ограничивалась самыми общими тезисами, не развивая их на конкретном практическом материале. В отечественных научных кругах исследования психологии общения вообще подменялись анализом психологии отношений, процессов социального управления или социометрическим анализом малых групп. На состоявшемся в 1970 г. Всесоюзном симпозиуме по психологии общения именно психология общения и не была представлена, исключения составили три доклада общего характера (В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин и В. Н. Куницына). Так, В. Н. Мясищев стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга[10]. В своем выступлении он говорил: «Связь отражения людьми друг друга в общении с их взаимоотношениями очевидна. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и отношения является обращение человека с человеком»[11]. В остальных докладах почти не были представлены психологические проблемы, связанные со спецификой самих процессов общения, с различным местом этих процессов в общей системе психологической деятельности человека, с психологическими факторами, определяющими их формальную и функциональную дифференциацию в различных условиях[12].

Однако в 1973 г., уже на втором аналогичном симпозиуме, указанная проблематика вошла в круг научных проблем психологии общения. Согласно взглядам Б. Ф. Ломова, «общение составляет как бы внутренний механизм жизни коллектива (или социальной группы)»[13]. По предмету исследования психологии общения были высказаны основные положения, например: «не передача информации, а взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива. Не передача информации, а именно обмен (но Марксу) идеями, интересами и т. п., формирование установок, усвоение общественно-исторического опыта»[14]. Учеными подчеркивалась мысль о том, что важно исследовать не использование общения в деятельности социальной группы, а само общение в его становлении и динамике, его механизмы и средства как часть деятельности общения. В качестве собственного предмета психологии общения, по мнению докладчиков, следовало изучать взаимоотношения общения с другими видами деятельности человека, например с его практической и познавательной деятельностью[12].

В связи с обозначенным предметом психологии общения было дано ее определение: психология общения — это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Под психологической спецификой следовало понимать тот факт, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения — социологическим и лингвистическим[16].

Согласно предмету исследования отечественные авторы, вслед за Б. Ф. Ломовым, в 70-х гг. XX в. выделили следующие основные проблемы психологии общения:

  • 1) психологические функции общения;
  • 2) формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов;
  • 3) взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и с особенностями личности[17].

С 70-х гг. XX в. возник и в настоящее время приобретает общественную значимость целый ряд практических областей, нуждающихся в теоретической разработке психологии общения, и прежде всего — общения речевого (например, оптимизация деятельности средств массовой информации и пропаганды: радио, телевидения и т. д.). На сегодняшний день стоит отметить бурное развитие в области рекламы, что также обязано не только теоретическим, но и практическим разработкам психологии общения (механизмы и способы воздействия на потребителя). Наблюдается тенденция к совершенствованию и последовательному научному обоснованию процессов социального управления, в связи с чем актуальность приобретает такое практическое направление психологии общения, как организация и проведение публичного выступления, искусство проведения переговоров (в том числе и деловых переговоров). Целый ряд прикладных задач возникает в связи с необходимостью практического учета взаимоотношений общения и особенностей личности и активного управления этими взаимоотношениями со стороны общества. Данная практика общения применяется в судебной, военной и космической психологии. Проблематика общения в медицине, в частности в психиатрии, также находит свое специфическое практическое применение. Конечно, мы перечислили далеко не все области практики использования речевого общения, однако нашей задачей в рамках данного учебника является освещение классической теории и как можно большего объема областей практического применения психологии общения.

  • [1] Thayer L. Communication and Communication Systems. Homewood, IL: Richard D. Irwin, 1968.
  • [2] Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., стер. М.: Смысл; Академия, 2008. С. 20.
  • [3] Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2012. С. 11.
  • [4] Там же.
  • [5] Леонтьев А. А. Психология общения. С. 20.
  • [6] Леонтьев А. А. Психология общения. С. 20.
  • [7] Там же. С. 18−19.
  • [8] Леонтьев А. А. Психология общения. С. 19−20.
  • [9] Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения. С. 11.
  • [10] Бодалев А. А. Психология общения: избранные психологические труды. 3-е изд., перераб. и доп. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 279.
  • [11] Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей в социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми: тезисы симпозиума, состоявшегося 1−3 декабря 1970 г. Л., 1970. С. 114−116.
  • [12] Леонтьев А. А. Психология общения. С. 12.
  • [13] Ломов Б. Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений XXIV съезда КПСС // Вопросы психологии. 1971. № 5. С. 18.
  • [14] Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. С. 112.
  • [15] Леонтьев А. А. Психология общения. С. 12.
  • [16] Там же. С. 13.
  • [17] Леонтьев А. А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд. С. 13−14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой