Психологические особенности развития педагогической рефлексии
Диссертация
В настоящее время рассмотрение проблемы рефлексии в ряде исследований связано с вопросами изучения профессиональных способностей педагога, с самоорганизацией в педагогической деятельности. С целью решения этих вопросов изучаются проблемы профессионализма педагога в области философии, социологии образования (В. И. .Загвязинский, В. Д. Семенов, Я. С. Турбовской и др.), разрабатываются теории… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы исследования педагогической рефлексии
- 1. 1. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Психолого-педагогические основы становления рефлексии
- 1. 3. Факторы, детерминирующие развитие педагогической рефлексии
- Глава 2. Организиция и методики исследования
- 2. 1. Методика экспериментального исследования
- 2. 2. Методы обработки экспериментальных данных
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
- 3. 1. Уровни выраженности развития педагогической рефлексии
- 3. 2. Роль педагогической рефлексии в кризисные периоды профессиональной деятельности
- 3. 3. Психотехнологии повышения уровня развития педагогической рефлексии
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 19 984. 208 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1995. 128с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336с.
- Аванесов В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 199с.
- Алексеев Н. А. Личностно-ориентированое обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1980. 288с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М. Педагогика, 1980. 288с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогига, 1982. Кн.1. 320 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогига, 1982. Кн.2. 336 с.
- Анисимов О. С. Основы методологического мышления. М.: Внешторгиздат, 1989. 412с.
- Анисимов О. С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавания в новом учебном процессе. Методические рекомендации по изучению темы. М., Центр научно-технической пропаганды и рекламы, 1990. 32с.
- Анисимов О. С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. М., ВВШУ, 1989. 176 с.
- Анисимов О. С., Аязбекова Р. А. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемных ситуациях. Методические разработки. Алма-Ата, 1984. 46с.
- Анисимов О. С., Артыков Д. Р., Рахимов С. Р. Основы педагогического мышления.-Самарканд, 1986. 145с.
- Анисимов О. С., Артыков Д. Р. Шахматмурадов Ш. М. Педагогическое мышление как средство управления и развития педагогической деятельности. Самарканд, 1986. 123с.
- Анисимов О. С. Профессиональное мышление преподавателя. \Вестник высшей школы. 1987. № 9. С. 3−19.
- Анцыферова JI. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования \Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52−61.
- Анцыферова JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности.\ Психологический журнал 1981. № 2. С.8−19.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности.\Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14−27.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: В 2 ч. М., 1996−1997.
- Бодалев А. А.Психология о личности.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988,-188с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994. 316с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 159−177.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. 80с.
- Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления. \Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 103−104.
- Вербицкий А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе. \ Советская педагогика. 1986. № 6. С. 75−78.
- Воротникова А. А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущего педагога. Автореферат дис. .канд. психол. наук, Москва, 1998.29Выгодский JI. С. Развитие высших психических функций.-М., 1960,
- Гегель Г. Работы разных лет. М.: Просвещение, 1971. С. 86−132.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Прогресс, 1976. 432 с.
- Голицин Г. А. Рефлексия как фактор развития. Проблемы развития. Современные комплексные исследования Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск: Наука, 1987 С. 68−75.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. \Вопррсы психологии. 1975. № 1. С. 100−111.
- Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. Психология личности: Теория и эксперимент. М., 1982. С. 100−108.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.
- Давыдов В. В., Зак А. 3. Уровень планирования как условие рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск: Наука, 1987. С. 4348.
- Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.:Просвещение, 1986. 143с.
- Елканов С. Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя //Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С. 34−38.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 168с.
- Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьиков. Шаучно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. 152с.
- Зак А. 3. Различия в мышлении детей. М.: Педагогика, 1992. 128с.
- Зак А. З. Экспериментальные изучения рефлексии и младших школьников \ Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102−109.
- Зарецкий В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. \ Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 114−117.
- Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.
- Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152 162.
- Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. 126с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессии. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 244 с.
- Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1983. 120с.
- Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированнные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999. 243с.
- Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 207с.
- Иванова Е. М. Технология психологической оценки профессионала.\ Вопросы психологии. 1991. с.35−42
- Исаеева Е. И., Слободчиков В. И. Психология человека. М., 1995. 234 с.
- Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Пономарева Я. А. М., 1983. 336с.
- Кант И.С. Логика. Трактаты и письма. М., 1980. с. 319−440.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. а английского Е. П. Савченко. Киев, 1994. 283с.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
- Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 184.
- Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагносики. Л., 1984.
- Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. \ Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 22−28.
- Кулюткин Ю. Н. Мышление учителя. М.: Просвещение, 1990. 221с.
- Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя \ Вопросы психологии. 1986. с.21−30.
- Лактионов А. Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия. \ Категории, принципы и методы психологии. М., 1981. С. 318.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М: Изд-во Моск. Унта. 1972. 576 с.
- Липкина А.И. Предметно-диалогическая рефлексия на уроках труда как фактор нравственно-мотивационного развития личности школьника \ Вопросы психологии. 1986. С. 29−34.
- Личностно ориентированное социально-профессиональное воспитание студентов: Науч. метод, разработка УПод ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1998. 44с.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено .Пер. с нем. общ. ред. и предисл. Е .В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 352 с.
- Ломов Б .Ф. К проблеме деятельности в психологии \ Психол. журнал 1981. № 5. С.3−23.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 278с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. 89 с.
- Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. \ Советская педагогика. 1986. С. 58−64.
- Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя \ Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 40−48.
- Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества \ Психологический журнал 1984. № 1. С. 9−17.
- Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
- Метаева В. А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Автореферат дис. .канд. псих. наук. Екатеринбург, 1996.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя Под ред. Кулюткина Ю. Н. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1980. 81 с.
- Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе Под ред. Гришина В. В., Лушина П. В. М.: ИКА «Москва», 1990. 104 с.
- Муканов М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционной культуры. \ Исследование рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата. 1979. С. 54−74.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн.: КН. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 513 с.
- Новиков A.M. профессиональное образование в Росии. М., 1997. -254с.
- Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников. \ Вестник МГУ Серия 14 «Психология», 1984. № 4. С. 7172.
- Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Болдаева, В. В. Столина, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 304 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1972. 846с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. 216с.
- Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности \ Вопр. психологии. 1987. № 1. С. 15−26.
- Платонов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991. 192с.
- Пономарев Я. А. Творчество и психология \ Психол. журнал. 1980. № 6. С. 18−26.
- Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М., 1983 205с.
- Практическая психология для преподавателей /Под ред. М. К. Татушкиной. М., 1997. 328с.
- Принцип развития психологии Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. 368с.
- Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя Под ред. Щербакова А. И. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1980. 166 с.
- Проблемы эвристики Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969. 272 с.
- Профессиональная педагогикаШод ред. С. Я. Батышева. М., 1997. 512с.
- Психология. Словарь. Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психологический словарь. Под общ. ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др.- М.: Педагогика. 1983. 448 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной М., 1998. 184с.
- Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Анцыферова Л. И. М.: Наука, 1981. 336 с.
- Профессия учитель. Под ред. Онушкина В. Г., Кулюткина Ю. Н., Вершловского С. Т. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
- Ратанова Т. А. Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. 264с.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999. 416с.
- Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога. \ Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77−81.
- Регуш JI. А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996. 148с.
- Регуш JI. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. \ Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94−102.
- Рейнвальд Н. И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. 200с.
- Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. 121 с.
- Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994. 240с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
- Рогов Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гум. изд. центр «Владос». 1998.
- Ронзин Д. В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема. \ Психологический журнал. 1991. № 5. С. 6571.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.416с.
- Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990. 238 с.
- Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников Под ред. В. И. Слободчакова. М., ВНИК, Школа. 1989. 88с.
- Руководство профессиональным становлением молодого учителя. Отв. ред. Вершловский С. Г. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. 108 с.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. С. 76−82
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 154−182.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. \ Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35−42.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества ,\Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 162−164.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования. \ Вопросы психологии. 1983. № 5. С.169−170.
- Семенко И. Е. Проектирование личностно- ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров. Автореф. дис. .канд. пед. наук, Екатеринбург, 1998.
- Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. с. 16−20.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 156 с.
- Сластенин В А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224с.
- Слободчиков В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. Проблемы рефлексии. Комплексные исследования. Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск, Наука, 1987. С. 60−68.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. \ Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25−36.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Лики взрослости \ Семья и школа. 1989. № 12. С.22−34.
- Словарь-справочник по психологической диагностике. Под ред. Бурлачук Л. Ф., Морозова С. М. Киев: Наук.думка., 1989. 200 с.
- Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях рефлексивность сознания личности. Социальная психология личности. Л. 1973. С. 140−149.
- Станкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. 368с.
- Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошеина Т. Ю., Фролова Т. Б. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества \ Вопросы психологии. 1991, № 5. С. 10−14.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. \ Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31−41.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач. \ Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 99−103.
- Степанов С. Ю., Семенов И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. \ Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984. С. 127 -129.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1988. 168 с.
- Тарасюк О. В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.1984. 272с.
- Толочек В. А. Исследование индивидуального стиля деятельности \ Вопр. психологии. 1991. № 3. С. 53−62.
- Тюков А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 68−75.
- Философская энциклопедия Под гл. ред. Ф. В. Константинова. М., Советская энциклопедия, 1967. 595 с.
- Филосовский словарь Под ред. И. Г. Фролова. М.: Политиздат. 1991. 560с.
- Фостер Э. Ренц В. Методы корреляционного и регрессивного анализа. М.: Финансы и статистика, 1983. 302с.
- Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997. 288с.
- Харт Л. Из гусеницы в бабочку. СПб., 1997. 192с.
- Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавтеля. М.: Высш. шк, 1988. 168с.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток. \ Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 39−46.
- Чугунова Э. С. Социально- психологические особенности профессиональной деятельности и проблема творческой активности \ Психол. журн. 1985 № 4. С.73−87.
- Чуракова Р. Г. Моделирование психологических ситуаций в ролевых играх. М., 1991. 123с.
- Шакуров P. X. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 80с.
- Швец В. И., Агапова О. И., Захарченко В. В., Вербицкий А. А. Против эмпиризма как основы педагогической деятельности. \ Вест, высш. шк., 1987. № 2. С. 3−9.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. 544с.
- Шнейдер JI. Б. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» 1 часть. М.: МОСУ, 1994. 205с.
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия.
- Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 1228.
- Эренберг А. Анализ и интерпретация статистических данных \Пер. с англ. Б. И. Клименко- Под ред. и предисл. А. А. Рыбкина. М.: Финансы и статистика, 1981. 406с.
- Эльконин Д. Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. с. 6068.
- Юдин В. А. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392с.
- Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 98с.
- Якунин В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 160с.
- Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 318с.
- Яценко Т. С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993. 208с.
- Georg J. Posner. Fild Experience: A Guidi of Reflective Teaching. Longman, N.Y. AndL., 1985.163.Arny D., Amy G.
- Hogrefe C.J. Verlag fur Psicholofie. В сборнике Theoretischer Hintergrund. Gottingen, 1992. s. 34−42.165.0uweneel W.J., Psychologie. Amsterdam, 1993. s. 376.