Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности развития педагогической рефлексии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время рассмотрение проблемы рефлексии в ряде исследований связано с вопросами изучения профессиональных способностей педагога, с самоорганизацией в педагогической деятельности. С целью решения этих вопросов изучаются проблемы профессионализма педагога в области философии, социологии образования (В. И. .Загвязинский, В. Д. Семенов, Я. С. Турбовской и др.), разрабатываются теории… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования педагогической рефлексии
    • 1. 1. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы становления рефлексии
    • 1. 3. Факторы, детерминирующие развитие педагогической рефлексии
  • Глава 2. Организиция и методики исследования
    • 2. 1. Методика экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы обработки экспериментальных данных
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Уровни выраженности развития педагогической рефлексии
    • 3. 2. Роль педагогической рефлексии в кризисные периоды профессиональной деятельности
    • 3. 3. Психотехнологии повышения уровня развития педагогической рефлексии
  • ВЫВОДЫ

Психологические особенности развития педагогической рефлексии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны обусловили появление новых ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивые запросы на профессионально компетентного педагога, способного к проектированию развивающей социально-педагогической среды, к построению психолого-педагогических условий образования человека на основных этапах онтогенеза. Уходит в прошлое, по сути, единственная функция школы — передача культурного опыта новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний, формирования у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования — быть субъектом преобразования общества, развивать самостоятельность и творчество личности.

Такой системе образования требуется педагог-профессионал, ориентированный на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков, умеющий практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачиявляющийся подлинным субъектом педагогической деятельности. Это должен быть педагог нового типа, способный быстро реагировать на происходящие общественные изменения, корректировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении соответствия её социальному требованию. Он должен быть, прежде всего, профессионалом в области педагогической деятельности, умеющий, в отличие от специалистов узкой предметной области, целенаправленно осуществлять образование и развитие учащихся, способный к проектированию собственной деятельности, её изменению и развитию. Характерной особенностью его профессионального сознания должна являться сосредоточенность мышления на педагогических проблемах, видение педагогического процесса как целостного явления, центральное место в котором принадлежит формирующейся личности ученика.

В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы. На смену когнитивно ориентированной предлагается личностно ориентированная. В центре внимания которой оказывается перестройка деятельности как на уровне содержания, так и на уровне формы организации, с целью превращение человека в субъекта деятельности. Она изменяет отношение педагога к осуществляемой им профессиональной деятельности. Личность получает возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, творчески преобразовать действительность, это приводит к реализации себя в профессиональной деятельности.

Социальная потребность в педагогах-профессионалах резко усилила интерес ученых к изучению структуры и закономерностей развития профессионального самосознания (Е. М. Бобров, С. В. Васьковская, В. Н. Козиев, JI. М. Митина, В. П. Саврасов и др.), профессионально значимых и профессионально необходимых качеств личности (Ф. Н. Гоноболин, Э. А. Гришин, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, JI. А. Регуш, В. А. Сластенин, А. И. Щербакова и др.). По мнению исследователей, педагог должен обладать целым комплексом качеств, без которых реализация выше поставленных целей станет практически невозможной. Помимо этого для профессионального роста необходима ориентация учителей на самообразование, саморазвитие, самовоспитание. Важное значение в этом принадлежит выработке потребности к рефлексии педагогической деятельности.

В настоящее время рассмотрение проблемы рефлексии в ряде исследований связано с вопросами изучения профессиональных способностей педагога, с самоорганизацией в педагогической деятельности. С целью решения этих вопросов изучаются проблемы профессионализма педагога в области философии, социологии образования (В. И. .Загвязинский, В. Д. Семенов, Я. С. Турбовской и др.), разрабатываются теории профессиональной компетентности (О. С. Анисимов, А. А. Воротникова, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин и др.), ведутся исследования психологических аспектов деятельности педагога, его личностных качеств, определяющих развитие профессиональных способностей (А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер, Я. А. Понаморев, И. С. Семенов, Б. Т. Теплов и др.). Однако при всем многообразии изучения профессионализма педагога недостаточно изученным является один из ключевых элементов, являющийся необходимым условием саморазвития профессионала, — рефлексия педагогом собственной профессиональной деятельности и себя в ней как ее субьекта.

Анализ современных исследований, посвященных изучению профессионального становления педагогов, обнаружил следующее противоречие. Оно заключается в том, что значимость качества рефлексии профессиональной деятельности определяется во многих исследованиях акмеологии, педагогики, психологии, но его изучение требует конкретизации, и, прежде всего, необходимости теоретически обосновать роль рефлексии в формировании и развитии педагогической деятельности, выявить ее психологические особенности, определить психотехнологии профессионального развития педагога, основанные на актуализации рефлексивных механизмов профессиональной деятельности.

С учётом данного противоречия была выбрана тема диссертационного исследования, раскрывающая проблему развития педагогической рефлексии.

ОБЪЕКТОМ изучения является педагогическая рефлексия.

В качестве ПРЕДМЕТА исследования выступают психологические особенности и закономерности развития педагогической рефлексии.

ЦЕЛЬ: установить психологические особенности педагогической рефлексии и выявить технологии ее развития.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Мы предположили, что педагогическая рефлексия не является константным качеством, она имеет явно выраженную способность к развитию, особенно при включении педагога в специально организованную инновационную деятельностьуровень развития педагогической рефлексии зависит от индивидуально-типологических особенностей субъекта профессиональной деятельности (пол, возраст, проявление экстраверсииинтроверсии) и социальных факторов жизнедеятельности (педагогический стаж, социальный статус);

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Проанализировать имеющиеся в психологии представления о педагогической рефлексии.

2.Определить сущность, структуру, факторы, влияющие на развитие педагогической рефлексии.

3.Подобрать и адаптировать методики диагностики уровня рефлексии в педагогической деятельности.

4. Определить динамику развития педагогической рефлексии в профессиональной деятельности.

5.Выявить эффективные технологии развития педагогической рефлексии.

ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили: теория личностно-ориентированного профессионального образования (Н. А. Алексеев, Д. А. Белухин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. А. Реан, J1. А. Регуш, М. Н. Скаткин, В. В. Сериков, В. Д. Семенов, И. Е. Якиманская) — философская теория мышления (Г. Гегель, И. Кант, К. Фихте, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили) — теории личностного и деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г.

Ананьев, А. В. Петровский, А. Г. Асмолов) — теория диагностической деятельности педагога (А. Анастази, Н. С. Глуханюк, К. М. Гуревич, Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков и др.) — теория рефлексивной деятельности (О. С. Анисимов, К. Я. Вазина, В. В. Давыдов, А. 3. Зак, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Сложность изучаемого предмета обусловила применение широкого диапазона методических приемов. Использованы анализ психологической и педагогической литературысреди эмпирических методов применялись процедуры наблюдения, психодиагностика, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, изучение документации, психобиографический метод, контент-анализметоды статистической обработки включали корреляционный анализ, выявление достоверности различий.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной опытно-экспериментальной базой явился Нижнетагильский государственный педагогический институт. В исследовании приняло участие 120 педагогов, работающих в школах Свердловской области и обучающихся на заочном отделении НТГПИ и 80 студентов дневного отделения НТГПИ.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проведено в несколько этапов в период 1994;1999 гг.

1этап. 1994;1996 гг. Анализ философской, методологической, психолого-педагогической литературы, изучение документальных источников, диссертационных работ, связанных с проблемой исследования.

2 этап. 1996;1997 гг. Теоретическое обоснование предмета исследования — педагогической рефлексии, выявление критериев, разработка и адаптация диагностических методов. Проведение констатирующего эксперимента.

3 этап. 1997;1998 гг. проведение формирующего эксперимента. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы. Определение психологических особенностей, влияющих на развитие педагогической рефлексии.

4 этап. 1998;1999 гг. Обобщение результатов исследования внедрение их в образовательный процесс Нижнетагильского государственного педагогического института и Нижнетагильского филиала института регионального развития образования. Оформление материалов диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА и ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том что теоретическим и экспериментальным анализом установлены:

— психологические основания изучения педагогической рефлексии как профессионально значимого качества личности специалиста;

— обоснована содержательная сущность, структура, факторы, влияющие на развитие педагогической рефлексии;

— осуществлено диагностическое определение уровней развития педагогической рефлексии;

— выявлены способы развития педагогической рефлексии у будущих педагогов и учителей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в нем на основе анализа, обобщения и разработки теоретических положений выделены:

— средства диагностики изучения педагогической рефлексии- -психотехнологии развития педагогической рефлексии- -теоретические положения и практические рекомендации могут быть использованы при разработке курсов «Педагогическая психология», слушателей курсов повышения квалификации, при проведении научно—практических семинаров и тренингов для студентов и педагогов.

НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ.

Концептуальность и доказательность работы определяется разработкой теории вопроса, подтвержденной выводами экспериментальной части исследования, а также воспроизводимостью результатов исследования. Достоверность полученных результатов обеспечивалась также проектированием экспериментальной работы, которое позволяло достигнуть максимальной валидности. При этом внутренняя валидность достигалась следующим образом:

— случайный способ формирования контрольной и экспериментальной групп, при котором в начале эксперимента отсутствовали значимые (на уровне 0,01) различия по изучаемой переменной, в данном случае рефлексии педагогической деятельности, исследование значимости различий осуществлялось при помощи t-критерий Стьюдента;

— сравнительный анализ эмпирических данных и количественные (статистические) — корреляционные анализы.

Статистическая обработка данных осуществлялось на ЭВМ с использованием табличного процессора MS Excel 95.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе образовательной деятельности со студентами дневного и заочного форм обучения Нижнетагильского педагогического института.

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии НТГПИ, на кафедре психологии и педагогики НТФ ИРРО.

Основные положения исследования докладывались автором на конференциях: «Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы (Екатеринбург — 1996»), «Инновационные технологии в педагогике и на производстве. «(Екатеринбург 1996, 1997, 1998 гг.), «Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий.» (Екатеринбург, 1997), «Система самостоятельной работы студентов в условиях перехода на новые образовательные стандарты». (Нижний Тагил, 1997).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая рефлексия является профессионально значимым качеством личности учителя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, усиление продуктивности образования и воспитания, развитие субъектов педагогического процесса за счет развивающего потенциала педагога и особого стиля взаимодействия учителя с учащимися, основанием которого должна стать фасилитация.

2. Педагогическая рефлексия имеет различную динамику развития в процессе освоения профессиональной деятельности в зависимости от индивидуально-типологических особенностей и социальных факторов жизнедеятельности.

3. Уровень развития педагогической рефлексии существенно повышается благодаря включению педагога в специально организованную инновационную деятельность.

ВЫВОДЫ:

1. Проблема рефлексии является актуальной в практической психологии. Она рассматривается как условие развития профессионализма педагога и его готовности к деятельности в современной образовательной практике, ориентированной на развитие и саморазвитие.

2. Педагогическая рефлексия представляет собой сложное интегративное образование, обусловленное индивидуально-типологическими особенностями и социальными факторами жизнедеятельности учителей и будущих педагогов.

3. Педагогическая рефлексия не является константным качеством, она имеет явно выраженный развивающий характер в ходе овладения профессиональной деятельностью.

4. Наиболее интенсивное развитие педагогической рефлексии происходит в специально организованной инновационной деятельности. Одним из условий ее развития является применение эффективных психотехнологий, и, прежде всего, личностно ориентированного тренинга.

5.Недостаточное знание механизмов педагогической рефлексии и использование ее как инструмента профессионального развития педагога указывают на необходимость и важность в развитии рефлексии педагога, формирование навыков рефлексивного анализа и нахождение таких средств, которые помогали бы ему осуществлять рефлексивный процесс профессионально, зная его инструментовку, и творчески обогащая его новыми средствами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 19 984. 208 с.
  2. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1995. 128с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 336с.
  4. В. С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. 199с.
  5. Н. А. Личностно-ориентированое обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. 216с.
  6. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1980. 288с.
  7. . Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. М. Педагогика, 1980. 288с.
  8. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогига, 1982. Кн.1. 320 с.
  9. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогига, 1982. Кн.2. 336 с.
  10. О. С. Основы методологического мышления. М.: Внешторгиздат, 1989. 412с.
  11. О. С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавания в новом учебном процессе. Методические рекомендации по изучению темы. М., Центр научно-технической пропаганды и рекламы, 1990. 32с.
  12. О. С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. М., ВВШУ, 1989. 176 с.
  13. О. С., Аязбекова Р. А. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемных ситуациях. Методические разработки. Алма-Ата, 1984. 46с.
  14. О. С., Артыков Д. Р., Рахимов С. Р. Основы педагогического мышления.-Самарканд, 1986. 145с.
  15. О. С., Артыков Д. Р. Шахматмурадов Ш. М. Педагогическое мышление как средство управления и развития педагогической деятельности. Самарканд, 1986. 123с.
  16. О. С. Профессиональное мышление преподавателя. \Вестник высшей школы. 1987. № 9. С. 3−19.
  17. JI. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования \Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52−61.
  18. JI. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности.\ Психологический журнал 1981. № 2. С.8−19.
  19. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности.\Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 14−27.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  21. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: В 2 ч. М., 1996−1997.
  22. А. А.Психология о личности.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988,-188с.
  23. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994. 316с.
  24. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 159−177.
  25. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991. 80с.
  26. И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления. \Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 103−104.
  27. А.А. Совершенствование педагогического процесса в вузе. \ Советская педагогика. 1986. № 6. С. 75−78.
  28. А. А. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущего педагога. Автореферат дис. .канд. психол. наук, Москва, 1998.29Выгодский JI. С. Развитие высших психических функций.-М., 1960,
  29. Г. Работы разных лет. М.: Просвещение, 1971. С. 86−132.
  30. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Прогресс, 1976. 432 с.
  31. Г. А. Рефлексия как фактор развития. Проблемы развития. Современные комплексные исследования Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск: Наука, 1987 С. 68−75.
  32. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя. \Вопррсы психологии. 1975. № 1. С. 100−111.
  33. Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. Психология личности: Теория и эксперимент. М., 1982. С. 100−108.
  34. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240с.
  35. В. В., Зак А. 3. Уровень планирования как условие рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск: Наука, 1987. С. 4348.
  36. С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.:Просвещение, 1986. 143с.
  37. С. Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя //Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1993. С. 34−38.
  38. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 168с.
  39. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьиков. Шаучно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. 152с.
  40. Зак А. 3. Различия в мышлении детей. М.: Педагогика, 1992. 128с.
  41. Зак А. З. Экспериментальные изучения рефлексии и младших школьников \ Вопросы психологии. 1978. № 2. С. 102−109.
  42. В. К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. \ Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 114−117.
  43. А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.
  44. Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152 162.
  45. Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 1998. 126с.
  46. Э. Ф. Психология профессии. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 244 с.
  47. Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1983. 120с.
  48. Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированнные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999. 243с.
  49. Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 207с.
  50. Е. М. Технология психологической оценки профессионала.\ Вопросы психологии. 1991. с.35−42
  51. Е. И., Слободчиков В. И. Психология человека. М., 1995. 234 с.
  52. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Пономарева Я. А. М., 1983. 336с.
  53. И.С. Логика. Трактаты и письма. М., 1980. с. 319−440.
  54. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. а английского Е. П. Савченко. Киев, 1994. 283с.
  55. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114с.
  56. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967. 184.
  57. . В. Основы профессиональной психодиагносики. Л., 1984.
  58. Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. \ Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 22−28.
  59. Ю. Н. Мышление учителя. М.: Просвещение, 1990. 221с.
  60. Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя \ Вопросы психологии. 1986. с.21−30.
  61. А. Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия. \ Категории, принципы и методы психологии. М., 1981. С. 318.
  62. А. Н. Проблемы развития психики. М: Изд-во Моск. Унта. 1972. 576 с.
  63. А.И. Предметно-диалогическая рефлексия на уроках труда как фактор нравственно-мотивационного развития личности школьника \ Вопросы психологии. 1986. С. 29−34.
  64. Личностно ориентированное социально-профессиональное воспитание студентов: Науч. метод, разработка УПод ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1998. 44с.
  65. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено .Пер. с нем. общ. ред. и предисл. Е .В. Лопухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 352 с.
  66. .Ф. К проблеме деятельности в психологии \ Психол. журнал 1981. № 5. С.3−23.
  67. А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 278с.
  68. А. К. Психология труда учителя. М., Просвещение, 1993. 89 с.
  69. А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. \ Советская педагогика. 1986. С. 58−64.
  70. А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя \ Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 40−48.
  71. А. М. Основные направления исследований мышления и творчества \ Психологический журнал 1984. № 1. С. 9−17.
  72. В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  73. В. А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Автореферат дис. .канд. псих. наук. Екатеринбург, 1996.
  74. Методы изучения профессиональной направленности личности учителя Под ред. Кулюткина Ю. Н. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1980. 81 с.
  75. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе Под ред. Гришина В. В., Лушина П. В. М.: ИКА «Москва», 1990. 104 с.
  76. М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традиционной культуры. \ Исследование рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата. 1979. С. 54−74.
  77. Р.С. Психология. В 3 кн.: КН. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 513 с.
  78. A.M. профессиональное образование в Росии. М., 1997. -254с.
  79. Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников. \ Вестник МГУ Серия 14 «Психология», 1984. № 4. С. 7172.
  80. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Болдаева, В. В. Столина, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 304 с.
  81. С. И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1972. 846с.
  82. Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. 216с.
  83. А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности \ Вопр. психологии. 1987. № 1. С. 15−26.
  84. В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991. 192с.
  85. Я. А. Творчество и психология \ Психол. журнал. 1980. № 6. С. 18−26.
  86. Я. А. Методологическое введение в психологию. М., 1983 205с.
  87. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М. К. Татушкиной. М., 1997. 328с.
  88. Принцип развития психологии Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. 368с.
  89. Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя Под ред. Щербакова А. И. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1980. 166 с.
  90. Проблемы эвристики Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1969. 272 с.
  91. Профессиональная педагогикаШод ред. С. Я. Батышева. М., 1997. 512с.
  92. Психология. Словарь. Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  93. Психологический словарь. Под общ. ред. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. и др.- М.: Педагогика. 1983. 448 с.
  94. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной М., 1998. 184с.
  95. Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Анцыферова Л. И. М.: Наука, 1981. 336 с.
  96. Профессия учитель. Под ред. Онушкина В. Г., Кулюткина Ю. Н., Вершловского С. Т. М.: Педагогика, 1987. 192 с.
  97. Т. А. Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. 264с.
  98. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999. 416с.
  99. А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога. \ Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77−81.
  100. JI. А. Наблюдение в практической психологии. СПб., 1996. 148с.
  101. JI. А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. \ Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 94−102.
  102. Н. И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 1987. 200с.
  103. Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. 121 с.
  104. Е. И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д., 1994. 240с.
  105. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. 529 с.
  106. Е. И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гум. изд. центр «Владос». 1998.
  107. Д. В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема. \ Психологический журнал. 1991. № 5. С. 6571.
  108. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.416с.
  109. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  110. К. Групповая психотерапия. М., «Прогресс», 1990. 238 с.
  111. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников Под ред. В. И. Слободчакова. М., ВНИК, Школа. 1989. 88с.
  112. Руководство профессиональным становлением молодого учителя. Отв. ред. Вершловский С. Г. М.: Изд-во АПН СССР, 1985. 108 с.
  113. И. Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. С. 76−82
  114. И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 154−182.
  115. И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. \ Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35−42.
  116. И. Н., Степанов С. Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества ,\Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 162−164.
  117. И. Н., Степанов С. Ю. Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования. \ Вопросы психологии. 1983. № 5. С.169−170.
  118. И. Е. Проектирование личностно- ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров. Автореф. дис. .канд. пед. наук, Екатеринбург, 1998.
  119. В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. с. 16−20.
  120. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 156 с.
  121. Сластенин В А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224с.
  122. В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. Проблемы рефлексии. Комплексные исследования. Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск, Наука, 1987. С. 60−68.
  123. В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. \ Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25−36.
  124. В. И., Цукерман Г. А. Лики взрослости \ Семья и школа. 1989. № 12. С.22−34.
  125. Словарь-справочник по психологической диагностике. Под ред. Бурлачук Л. Ф., Морозова С. М. Киев: Наук.думка., 1989. 200 с.
  126. Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях рефлексивность сознания личности. Социальная психология личности. Л. 1973. С. 140−149.
  127. М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. 368с.
  128. С. Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошеина Т. Ю., Фролова Т. Б. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества \ Вопросы психологии. 1991, № 5. С. 10−14.
  129. С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. \ Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31−41.
  130. С. Ю., Семенов И. Н. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач. \ Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 99−103.
  131. С. Ю., Семенов И. Н., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. \ Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984. С. 127 -129.
  132. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1988. 168 с.
  133. О. В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  134. О. К. Психология мышления. М.1984. 272с.
  135. В. А. Исследование индивидуального стиля деятельности \ Вопр. психологии. 1991. № 3. С. 53−62.
  136. А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. С. 68−75.
  137. Философская энциклопедия Под гл. ред. Ф. В. Константинова. М., Советская энциклопедия, 1967. 595 с.
  138. Филосовский словарь Под ред. И. Г. Фролова. М.: Политиздат. 1991. 560с.
  139. Э. Ренц В. Методы корреляционного и регрессивного анализа. М.: Финансы и статистика, 1983. 302с.
  140. Л. М. Психопедагогика общего образования. М., 1997. 288с.
  141. Л. Из гусеницы в бабочку. СПб., 1997. 192с.
  142. Г. И. Педагогическое мастерство преподавтеля. М.: Высш. шк, 1988. 168с.
  143. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток. \ Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 39−46.
  144. Э. С. Социально- психологические особенности профессиональной деятельности и проблема творческой активности \ Психол. журн. 1985 № 4. С.73−87.
  145. Р. Г. Моделирование психологических ситуаций в ролевых играх. М., 1991. 123с.
  146. P. X. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. 80с.
  147. В. И., Агапова О. И., Захарченко В. В., Вербицкий А. А. Против эмпиризма как основы педагогической деятельности. \ Вест, высш. шк., 1987. № 2. С. 3−9.
  148. Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. 544с.
  149. JI. Б. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» 1 часть. М.: МОСУ, 1994. 205с.
  150. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия.
  151. Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 1228.
  152. А. Анализ и интерпретация статистических данных \Пер. с англ. Б. И. Клименко- Под ред. и предисл. А. А. Рыбкина. М.: Финансы и статистика, 1981. 406с.
  153. Д. Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука, 1987. с. 6068.
  154. В. А. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392с.
  155. И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991. 98с.
  156. В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 160с.
  157. Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. 318с.
  158. Т. С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. Киев, 1993. 208с.
  159. Georg J. Posner. Fild Experience: A Guidi of Reflective Teaching. Longman, N.Y. AndL., 1985.163.Arny D., Amy G.
  160. Hogrefe C.J. Verlag fur Psicholofie. В сборнике Theoretischer Hintergrund. Gottingen, 1992. s. 34−42.165.0uweneel W.J., Psychologie. Amsterdam, 1993. s. 376.
Заполнить форму текущей работой