Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурная антропология сексуального поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мердок определяет сексуальность человека психоаналитически как «мощное основное влечение», которое удовлетворяется через половой акт. При этом само влечение и все поведение, которое ему предшествует, подвергается сильным культурным влияниям и служит в конечном итоге целям укрепления взаимоотношений в паре и в социальных группах, которым принадлежат партнеры. Контроль и регламентация сексуального… Читать ещё >

Культурная антропология сексуального поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Феноменология сексуального поведения различных этносов стала предметом этнографического исследования раньше, чем предметом исследований в физиологии, психологии и социологии. Культур-антропологическое исследование явления сексуальности фокусируется на трех аспектах: сексуальность как биологическое свойство человека (сроки созревания, детская сексуальность, возраст вступления в брак); формы регламентации культурой сексуального поведения человека — разрешающие и запрещающие нормы сексуального поведения (карнавал и оргийность, сексуальные табу); и символизация сексуальности в атрибутах культуры (материальной и вербальной).

Одно из наиболее полных описаний сексуального поведения жителей Тробрианских островов принадлежит английскому антропологу Б. Малиновскому, изложенному им в работе 1929 г. «Сексуальная жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии». Подробный сравнительный анализ правил регулирования сексуального поведения дает и Дж. Мердок в уже много раз цитированной в нашем тексте работе «Социальная структура».

Мердок определяет сексуальность человека психоаналитически как «мощное основное влечение», которое удовлетворяется через половой акт. При этом само влечение и все поведение, которое ему предшествует, подвергается сильным культурным влияниям и служит в конечном итоге целям укрепления взаимоотношений в паре и в социальных группах, которым принадлежат партнеры. Контроль и регламентация сексуального поведения человека, является одной из основных культурных универсалий как человека прошлого, так и современного.

Несмотря на то что сексуальность является сильным связующим началом в паре, это не единственный фактор, лежащий в основании целостности семейной группы. Другими важными «энергиями» семейной консолидации являются хозяйственная кооперация с целью выживания, репродукция, как продолжение рода и социальное воспитание детей как инструмент поддержания культуры этноса. В целом Мердок называет четыре вида «энергий» консолидации: сексуальность, кооперация, репродукция и воспитание детей.

Таким образом, сексуальность рассматривается далеко не как единственный механизм создания солидарности группы, поэтому у разных этносов приняты разные разрешающие либо запрещающие правила контроля сексуальной энергии человека.

В основной словарь понятий, на который опирается анализ Дж. Мердока (табл. 8.9), включены феномены сексуального поведения, которые находятся в границах практик классических гетеросексуальных отношений.

Таблица 8.9

Социальные/семейные статусы, сексуальные отношения и соответствующие понятия.

№.

Социальные/семейные статусы и сексуальные отношения.

Понятие.

Сексуальные отношения между партнерами брачной пары.

Брачная сексуальность.

Сексуальные отношения между лицами, хотя бы один из которых состоит в браке с третьим лицом.

Адюльтер

Сексуальные отношения между лицами, состоящими в реальном или искусственном родстве (усыновление, крсстничество), которое рассматривается в данной культуре как препятствие для сексуальных отношений.

Инцест.

Сексуальные отношения и брак, в котором участники пары принадлежат к разным классам, кастам, этносам, расам, относительно которых в данной культуре существуют запрет или неодобрение сексуальных отношений.

Мезальянс.

Сексуальные отношения в паре, где хотя бы один из партнеров имеет статус, требующий постоянного целомудрия.

Нарушение статусного целомудрия.

Нарушение культурных табу, связанных с временными запретами (сексуальные табу на период охоты, сбора урожая, церемоний религиозного характера; табу на период беременности и лактации и др.).

Невоздержанность.

Словарь понятий (см. табл. 8.9) не выровнен по какому-то единому основанию, в него входят понятия, описывающие и разрешенную, и запрещенную, и неодобряемую сексуальность. В пунктах 1—5 речь идет о субъектах сексуального контакта, а в пункте 6 — о временных внешних обстоятельствах, при которых работает правило сексуального воздержания.

Главными точками приложения контроля служат следующие важнейшие социальные параметры жизни группы, которые охраняются от разрушительного вторжения сексуальности и, следовательно, остаются незыблемыми параметрами жизни социальной группы: брак, родство, социальная стратификация, особые социальные статусы (часто связанные с религией), физическое здоровье матери и младенца. При этом контроль принимает форму запретов у разрешений и обязательств. В табличной (табл. 8.10) форме (с некоторыми изменениями) механизмы регулирования сексуального поведения выглядят следующим образом[1].

Таблица 8.10

Механизмы социального регулирования сексуального поведения человека.

№.

Объект регулирования.

Пример запрещающих норм.

Пример разрешающих норм.

Пример предписывающих норм.

Сексуальное поведение в целом.

Запрет внебрачной сексуальности.

Промискуитет.

Сексуальное гостеприимство.

Брачный статус.

Запрет внебрачной сексуальности.

Добрачная сексуальная свобода.

Сексуальные обязанности супругов друг перед другом.

Родство.

Табу на инцест, экзогамия.

Родственные привилегии в сексуальных отношениях.

Предпочтительные брачные партнеры.

Социальная стратификация.

Кастовая, классовая, этническая эндогамия.

Разрешение смешанных браков.

Гипергамия[2][3]

Особые статусы.

Статусное целомудрие, целибат[4]

Сексуальные прерогативы.

Особые сексуальные обязательства.

Мировоззрение.

Ритуальное половое воздержание.

Ритуальный промискуитет.

Обязательные сексуальные ритуалы.

Эффективность деятельности.

Сексуальные табу во время охоты, сбора урожая.

Физическое здоровье.

Репродуктивные сексуальные табу.

—.

—.

Однако регулирование сексуальности, согласно Мердоку, не должно «заходить слишком далеко». Несмотря на то что сексуальные побуждения в большей степени, чем другие биологические потребности (голод, жажда), могут быть трансформированы в замещающие формы (сублимированы), чрезмерное ограничение порождает личность, которая «плохо приспособлена к адекватному участию социальных отношениях».

Карнавальная культура Средневековья являлась формой временного ослабления или отмены сексуальных табу, карнавалы проводились накануне поста, и предполагалось, что после карнавала последует длительный период воздержания.

  • [1] Мердок Дж. Социальная структура. С. 340.
  • [2] Гипергамия — обычай, запрещавший женщине более высокого социального статусавыходить замуж за мужчину более низкого социального статуса. См.: Гипергамия // Социологическая энциклопедия: в 2. т. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 211.
  • [3] Целибат (лат. caelebs — неженатый) — обязательное безбрачие католического духовенства, узаконенное папой Григорием VII в XI в. // Советский энциклопедический словарь.
  • [4] М.: Советская энциклопедия, 1989.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой