Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная деятельность руководителей заключается в уравновешивании, порой, взаимоисключающих задач, в балансировке между интересами службы, коллектива в целом, и личными интересами отдельных сотрудников. В условиях постоянного дефицита времени состояние высокой психической напряжённости становится непрерывно действующим фрустри-рующим фактором служебной деятельности руководителя. Характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОВД
    • 1. 1. Теоретические и прикладные подходы к исследованию профессионального стресса руководителей
    • 1. 2. Специфика и стресс-факторы профессиональной деятельности руководителей ОВД
    • 1. 3. Концептуальные основы изучения копинг поведения руководителей ОВД
    • 1. 4. Современные направления и средства психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД
  • Резюме по главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация, объём и условия эмпирического исследования профессионального стресса руководителей ОВД
    • 2. 2. Психодиагностические методики исследования интенсивности профессионального стресса и стресс-факторов профессиональной деятельности руководителей ОВД
      • 2. 2. 1. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»)
      • 2. 2. 2. Методика-тест для оценки для оценки ценностных ориентаций и противоречий между личностью и работой
    • 2. 3. Психодиагностические методики исследования влияния стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения на интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД
      • 2. 3. 1. Опросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций»
      • 2. 3. 2. Опросник психологических защит LSI (индекс жизненного стиля)
    • 2. 4. Психодиагностические методики исследования роли индивидуальных и профессионально-личностных особенностей руководителей ОВД в интенсивности их профессионального стресса
      • 2. 4. 1. Многофакторная методика Р. Кеттелла (форма С)
      • 2. 4. 2. Адаптированный вариант методики «Якоря карьеры» Э. Шейна
      • 2. 4. 3. Анкета изучения профессиональных установок руководителей
      • 2. 4. 4. Методика самооценки и экспертной оценки профессионально важных качеств личности руководителей
    • 2. 5. Психодиагностические методики, использованные при апробации программы психопрофилактических мероприятий профессионального стресса руководителей ОВД
      • 2. 5. 1. Многомерная шкала нервно-психической адаптации
      • 2. 5. 2. Психофизиологическая методика обследования (ДАКПФ)
    • 2. 6. Статистическая обработка данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Интенсивность профессионального стресса и стресс-факторы профессиональной деятельности руководителей ОВД
    • 3. 2. Особенности стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения руководителей ОВД с разной интенсивностью профессионального стресса
    • 3. 3. Роль индивидуальных, профессионально-личностных особенностей руководителей ОВД в интенсивности их профессионального стресса
    • 3. 4. Факторный анализ результатов психодиагностического обследования руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса
    • 3. 5. Разработка и апробация программы психопрофилактических мероприятий профессионального стресса руководителей ОВД
  • Резюме по главе

Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Совершенствование кадровой политики, укрепление служебной дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел обозначены в качестве приоритетных задач в настоящий период реформирования правоохранительной системы [11]. Особое внимание уделяется морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД, что связано с рядом случаев совершения преступлений сотрудниками милиции, получивших широкий общественный резонанс.

При этом, наряду с вопросами реформирования ОВД, остро встаёт вопрос о профессионализме руководящего состава, его способности справляться с всё возрастающей стрессовой нагрузкой связанной с решением задач по организации охраны правопорядка в новых условиях. На частичное решение этих важных задач направлены нормативные акты МВД России, регламентирующие отбор, назначение и аттестацию руководителей (ФЗ № З-ФЗ «О полиции», приказы МВД России № 341 от 30.04.2009 г., № 386 от 19.05.2009 г., № 629 от 13.07.2007 г., № 1143 от 24.12.2008 г.- № 80 от 11.02.2010 г.).

Указанные нормативные акты фиксируют определённые стандарты и процедуры отбора грамотных и способных специалистов на руководящие должности, акцент в которых сделан на выявление профессионального потенциала личности. Однако, не принимаются во внимание необходимость и возможность психодиагностики профессионального стресса и не рассматриваются психологические проблемы его психопрофилактики.

Профессиональная деятельность руководителей заключается в уравновешивании, порой, взаимоисключающих задач, в балансировке между интересами службы, коллектива в целом, и личными интересами отдельных сотрудников. В условиях постоянного дефицита времени состояние высокой психической напряжённости становится непрерывно действующим фрустри-рующим фактором служебной деятельности руководителя. Характер, частота и выраженность негативных последствий стресса, во многом зависят от силы интенсивности) испытываемого нервно-эмоционального напряжения и личной готовности руководителя к его преодолению. Негативные реакции на стресс, накапливаясь, формируют выраженные длительные дезадаптивные состояния.

Хронический стресс ведёт к увеличению риска развития ряда заболеваний стрессовой этиологии — «болезней стресса» (сердечно-сосудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: текучести кадров, неполному и несвоевременному выполнению поставленных задач, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств руководителей. В целом, это приводит к снижению эффективности функционирования полиции, как социального института.

Вопросы, связанные со стрессом, профессионализмом, адаптацией к профессиональной деятельности и механизмами формирования стрессо-устойчивости человека в различных профессиях рассматривалась в работах Б. Г. Ананьева, В. А. Абабкова, В. А. Винокура, B.JI. Васильева, С. П. Безносова, Ф. Б. Березина, C.B. Запускалова, А. Т. Иваницкого, Е. А. Климова, JI.A. Китаева-Смыка, И. О. Котенева, A.B. Куликова, B.JI. Марищука, М. И. Марьина, Н. И. Мягких, А. Б. Леонова, А. К. Марковой, Г. С. Никифорова, B.C. Олейникова, А. И. Папкина, В. Е. Петрова, К. К. Платонова, Ю. П. Платонова, А. О. Прохорова, М. В. Пряхиной, Б. С. Положий, A.A. Реана, В. Ю. Рыбникова, В. Я. Слепова, A.M. Столяренко, Л. Б. Филонова, В. И. Хальзова, Э. С. Чугуновой, Ю. А. Шаранова, А. Г. Шестакова, S. Folkman, R.S. Lazarus, С. Maslach и др.

В последние годы в области исследования профессионального стресса проводились исследования стресса жизни офицеров Вооружённых Сил РФ (A.M. Жуков) [59], профессионального стресса в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания ОВД (А.П. Шихова) [164], а также стресс-преодолевающего (копинг) поведения сотрудников ГПС МЧС России (A.B. Бухвостов) [27], спецподразделений МВД России (И.Б. Лебедев) [90], следственных работников МВД России.

E.H. Пономаренко) [118], оперуполномоченных криминальной милиции МВД России (В.А Солдатов) [145] и др. Исследовательских работ, посвящённых изучению профессионального стресса руководителей ОВД в настоящее время нет.

Недостаток исследований по проблеме профессионального стресса в деятельности руководителей ОВД и диктуемая запросами практики необходимость совершенствования психологического обеспечения их профессиональной деятельности, предопределили высокую научно-практическую ценность для современной психологической науки и юридической психологии разработки данной темы, её теоретическую и практическую значимость.

Целью диссертационного исследования является выявление психологических факторов профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена и разработка программы по их психопрофилактике.

Объект диссертационного исследования: руководители среднего звена различных структурных подразделений органов внутренних дел в количестве 142 человек, сотрудники контрольной группы (инспекторский состав) — 38 человек.

Предметом исследования явился профессиональный стресс руководителей ОВД и психопрофилактика его негативных последствий.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить психологический анализ профессиональной деятельности руководителей ОВД среднего звена.

2. Провести оценку интенсивности профессионального стресса и стресс-факторов в профессиональной деятельности руководителей ОВД.

3. Исследовать влияние стратегий стресс-преодолевающего (копинг) поведения на интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД.

4. Изучить влияние индивидуальных, профессионально-личностных особенностей руководителей ОВД на интенсивность их профессионального стресса.

5. Разработать и апробировать программу психопрофилактических мероприятий профессионального стресса руководителей ОВД.

Гипотезы исследования: 1) Интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД выше, чем у сотрудников ОВД, не занимающих руководящих должностей. 2) Уровень интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД обуславливается их личностной зрелостью и стремлением к самореализации через управленческую деятельность. 3) Интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД может быть снижена путём проведения мероприятий, на основе специально разработанной программы психопрофилактики.

Теоретико-методологическую основу данного исследования составили:

— принципы комплексности и системности при психологическом анализе объектов и явлений, единства сознания' и деятельности (Б.Г. Ананьев,.

A.Г. Асмолов, J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин и др.);

— фундаментальные принципы и подходы общей, управленческой, организационной, юридической и медицинской психологии, психологии труда для изучения профессионального стресса и механизмов формирования стресспреодолевающего поведения в различных профессиях (В.Л. Васильев,.

B.А. Винокур, Л.А. Китаев-Смык, И. О. Котенев, Л. В. Куликов, В. Л. Марищук, A.M. Столяренко, S. Folkman, R.S. Lazarus, Н. Selye и др.);

— методологические и методические подходы к исследованию личности в правоохранительной деятельности (А.И. Адаев, С. П. Безносов, В. М. Богданов, В. Л. Васильев, А. Т. Иваницкий, Д. П. Котов, М. И. Марьин, Н. И. Мягких, М. В. Пряхина, В. Ю. Рыбников, Ю. А. Шаранов, А. Г. Шестаков, Г. Г. Шиханцов и др.).

Основные методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами использовались следующие методы:

— аналитические: изучение и анализ юридической, психологической, медицинской, ведомственной литературы по теме исследования;

— диагностические: метод наблюдения, беседы, анкетирования, психологические тестовые методики, метод экспертной оценкиметоды изучения функциональных показателей психофизиологических индикаторов актуальных психологических состояний;

— математические методы — методы математической статистики;

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— впервые на основе эмпирического исследования оценена интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена значимость и полнота выраженности стресс-факторов в их профессиональной деятельности;

— выявлены особенности стресспреодолевающего поведения руководителей ОВД среднего звена с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса;

— определены ведущие механизмы психологической защиты, способствующие высокой интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена;

— выделены и описаны психологически-значимые особенности личности руководителей ОВД с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса;

— обоснована методика диагностики и психопрофилактики профессионального стресса в деятельности руководителей ОВД среднего звена, включающая в себя индивидуально-психологическую типологию личности руководителей с высокой и низкой интенсивностью профессионального стресса, психодиагностический комплекс методик, методологию и методику психопрофилактики их профессионального стресса;

— полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические и практические выводы, могут послужить в качестве исходного материала для последующих научных исследований профессионального стресса руководителей ОВД, разработки системно-функциональной модели стресс-преодолевающего поведения.

Научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты:

1. Психологические факторы, детерминирующие высокую интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена: личностная незрелость, агрессивное поведение в деятельности, подозрительность и осторожность в решении служебных задач, формализм в деятельности, отсутствие гибкости при решении служебных задач, неспособность к самостоятельному решению служебных задач.

2. Психологические факторы, детерминирующие низкую интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена: самореализация через управленческую деятельность, творческий подход к деятельности, установка на достижение успеха в деятельности, установка на интеграцию всех сторон жизни и готовность к реализации интуитивных решений.

3. Ведущие стресс-факторы профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена, связанные с организационными, коммуникативными, креативными и этическими противоречиями: сложность деятельности, нерациональная продолжительность рабочего дня, невозможность влиять на процесс принятия важных решений в организации, сопровождение деятельности излишним документооборотом, несоответствие оплаты за аналогичный труд в сравнении с гражданскими организациями, частичное невыполнение законодательства о труде, доминирование в мотивации служебной деятельности вышестоящего руководства зачастую личных интересов над внутриорганизаци-оиными и внешнеорганизационными интересами.

4. Состояния нервно-психической дезадаптации (психосоматические заболевания, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация) руководителей ОВД, возникающие вследствие действия факторов профессионального стресса, могут быть успешно корригированы современными психокоррекционными методами и не приводить к утрате работоспособности в рамках основной профессиональной деятельности.

5. Программа психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД, включающая трёхэтапную модель (информирование, тренинговые занятия по стресс-менеджменту, телесно-ориентированная психотерапия) регуляции дезадаптивных состояний личности.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования данные расширяют возможности ранней психодиагностики и психопрофилактики профессионального стресса у руководителей ОВД в рамках психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции. Разработана психодиагностическая процедура обследования руководителей ОВД, направленная на выявление интенсивности профессионального стресса, а также ведущих стресс-факторов и стратегий их копинг-поведения. Проведение психодиагностического скрининга по разработанной процедуре позволяет выявить признаки профессионального стресса на начальных стадиях его формирования.

Разработанная и апробированная «Программа психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД» позволяет осуществлять мероприятия по коррекции дезадаптивных состояний руководителей с различной интенсивностью профессионального стресса.

Результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий по психологической подготовке руководителей ОВД в учебных заведениях МВД России, а также в рамках повышения их квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

— системным подходом к описанию и изучению объекта и предмета исследования;

— опорой на основные положения управленческой, организационной, юридической и медицинской психологии, психологии труда;

— комплексным характером методов исследования;

— строгой логикой проведения эмпирического исследования в соответствии с целями, задачами и условиями психодиагностической процедуры;

— репрезентативностью выборки объекта исследования;

— выбором валидных и надежных методов эмпирического исследования;

— сочетанием методов качественного и количественного статистического анализа, обработкой полученных в ходе исследования результатов с помощью специализированных прикладных программ «Statistica 6.1», «MS Excel» и «SPSS 19.0 for Windows».

Апробация и реализация работы. Материалы диссертации отражены в 12 научных работах, среди которых 4 статьи в журналах по перечню ВАК Минобрнауки РФ. Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях:

— «Актуальные психолого-педагогические и медико-социальные проблемы социума и безопасности жизнедеятельности».- СПб.: ВЦЭРМ, 2010 г.;

— «Медико-психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях» — СПб.: ВЦЭРМ, 2010 г.;

• - «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований» Санкт-Петербург. Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010 г.;

Результаты настоящего диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии, в ходе проведения занятий по юридической психологии в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 209 листах машинописного текста, содержит 11 рисунков, 45 таблиц и состоит из введения, трёх глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Список использованной литературы включает 193 источника.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Последствиями высокой интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД прямо или косвенно могут являться различные чрезвычайные ситуации в ОВД МВД России (самоубийства, гибель личного состава, нарушения законности, преступное поведение), дезадаптивные состояния (психосоматические заболевания, дезадаптивные типы поведения, посттравматические стрессовые расстройства, агрессивность, алкоголизация), низкая эффективность деятельности.

2. Способность справляться с профессиональным стрессом является одним из основных структурных элементов профессионализма руководителей ОВД. Для формирования этой способности необходим теоретически обоснованный подход и практическая программа поэтапного обучения руководителей ОВД активному адаптивному копинг-поведению и умению противодействовать негативным влияниям стресс-факторов в различных повседневных, стандартных и нестандартных, экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.

3. Общее количество руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса составило 23% от числа обследованных, в то время как количество руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса составило 85%. Сравнение показателей интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена с сотрудниками ОВД, не занимающих руководящих должностей, указывает на более высокую стрессогенность профессиональной деятельности управленцев и наличие у большинства из них профессионального стресса высокой и средней интенсивности.

4. Интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена связана с организационными, коммуникативными, креативными и этическими противоречиями профессиональной деятельности, которые включают в себя следующие стресс-факторы: сложность деятельности, нерациональная продолжительность рабочего дня, невозможность влиять на процесс принятия важных решений в организации, сопровождение деятельности излишним документооборотом, несоответствие оплаты за аналогичный труд в сравнении с гражданскими организациями, частичное невыполнение законодательства о труде, доминирование в мотивации служебной деятельности вышестоящего руководства зачастую личных интересов над внутриорганизационными и внешнеорганизационными интересами.

5. У руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса достоверно более низкие показатели использования активной адаптивной копинг стратегии «ассертивные действия», в то время как, отмечаются достоверно более высокие показатели использования пассивных стратегий — «осторожные действия», «избегание», манипулятивной стратегии «непрямые действия», а также активной дезадаптивной стратегии «асоциальные действия». Поэтому, одной из причин высокой интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД является преимущественное использование ими в своей профессиональной деятельности пассивных и активных дезадаптивных копинг-стратегий, что приводит не к решению имеющихся проблем, а зачастую к их углублению. Кроме того, все показатели выраженности механизмов психологических защит у руководителей ОВД по абсолютной величине превосходят аналогичные показатели у дознавателей и сотрудников контрольной группы. Это ещё раз подтверждает вывод о более высокой стрессогенности профессиональной деятельности руководителей ОВД в сравнении с другими специалистами правоохранительной системы.

6. Интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена слабо обусловлены их индивидуально-личностными особенностями. При этом, высокой интенсивности профессионального стресса соответствует слабая заинтересованность в профессиональной компетентности, ориентация на безопасность и стабильность службы, недостаточная интеграция различных сторон жизни (семья, карьера, саморазвитие), отсутствие стремления искать пути решения возникающих проблем и существенно более слабое стремление к повышению уровня профессионального образования, чем у руководителей с низкой интенсивностью профессионального стресса. Высокой интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД также способствует более слабая выраженность профессиональных установок на «регулирование взаимоотношений» и «профессиональное совершенствование, престиж профессии». Анализ тендерных отличий в группе руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса позволили сделать вывод о большей подверженности профессиональному стрессу руководителей-мужчин.

7. Психологическими факторами, детерминирующими*-'- высокую интенсивность профессионального, стресса руководителей ОВД среднего звена являются: личностная незрелость, агрессивное поведение в деятельности, подозрительность и осторожность в решении служебных задач, формализм в деятельности, отсутствие гибкости при решении служебных задач, неспособность к самостоятельному решению-служебных задач.

8. Психологическими факторами, детерминирующими низкую интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД среднего звена являются: самореализация через управленческую деятельность, творческий подход к деятельности, установка на достижение успеха в деятельности, установка на интеграцию всех сторон жизни и готовность к реализации интуитивных решений. Таким образом, психологическими факторами, влияющими на интенсивность профессионального стресса руководителей ОВД, является их личностная зрелость и стремление к самореализации через управленческую деятельность.

9. Состояния нервно-психической дезадаптации руководителей ОВД среднего звена, возникающие вследствие действия факторов профессионального стресса, могут быть успешно корригированы современными психокоррекционными методами, и не приводить к утрате работоспособности в рамках их основной профессиональной деятельности.

10. Эффективность «Программы психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД» по уровню снижения интенсивности профессионального стресса и психической дезадаптации руководителей ОВД достигает 15%, что позволяет рекомендовать её для использования в отделах психологического обеспечения подразделений органов внутренних дел.

Практические рекомендации.

Полученные в результате проведенного исследования данные позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций по психологическому обеспечению профессиональной деятельности руководителей органов внутренних дел:

1. При назначении на руководящие должности и при включении сотрудников в резерв на выдвижение на руководящие должности профессиональный психологический отбор является одним из основных средств психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД. Особое внимание при проведении этого отбора необходимо обратить на личностную зрелость будущих руководителей и их готовность к самореализации в управленческой деятельности.

2. В целях формирования в подразделениях ОВД среды, способствующей предотвращению негативных последствий профессионального стресса, необходимо разрешать профессиональные противоречия (сложность деятельности), организационные противоречия (нерациональная продолжительность рабочего дня), коммуникативные противоречия (невозможность влиять на процесс принятия важных решений в организации), креативные противоречия (сопровождение деятельности излишним документооборотом), материальные противоречия (несоответствие оплаты за аналогичный труд в сравнении с гражданскими организациями), социальные противоречия (частично не выполняется законодательство о труде) и этические противоречия (доминирование в мотивации служебной деятельности вышестоящего руководства зачастую личных интересов над внутриорганизационными и внешнеорганизационными интересами).

3. Психопрофилактику профессионального стресса руководителей ОВД целесообразно организовывать с учетом особенностей их копинг-поведения, базовых копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов и включать целенаправленные мероприятия первичной (для всех категорий личного состава), вторичной (специальной — учитывающей специфику профессиональных задач) и третичной (при психосоматических заболеваниях, ПТСР, дезадаптивных типах поведения) психопрофилактики.

4. Для психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД рекомендуется использовать разработанную нами «Программу психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД» (см. Приложение 2).

5. Программу психопрофилактики профессионального стресса руководителей ОВД необходимо реализовывать начальникам (руководителям) подразделений психологического обеспечения на уровне городских отделов и областных управлений ОВД в период проведения аттестации, переаттестации руководителей подразделений, а также во время подбора кандидатов для включения в резерв на выдвижение.

6. Для проведения отдельных занятий, тренингов, консультаций рекомендуется привлекать профессионалов-психологов, специализирующиеся по отдельным направлениям психологической практики и являющихся в этих направлениях ведущими специалистами.

7. При оценке интенсивности профессионального стресса руководителей ОВД и эффективности психопрофилактических мероприятий целесообразно использовать психодиагностические методики — ОПРВ, SACS, НПА, ПАКПФ.

8. Психопрофилактическая работа должна строится с учётом полученных данных об интенсивности профессионального стресса руководителей. Необходимо формировать группы руководителей с высокой и средней интенсивностью профессионального стресса и с каждой из них проводить соответствующие психопрофилактические мероприятия. Психопрофилактические мероприятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

9. Руководителей ОВД с высокой интенсивностью профессионального стресса при необходимости рекомендуется направлять на дополнительное обследование у специалистов-врачей (психотерапевты, психиатры, терапевты) для дополнительного медицинского обследования и назначения медикаментозного лечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. -М.: «Речь», 2010.-192 с.
  2. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004. — 342 с.
  3. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека : монография / JI.M. Аболин. — Казань: Издательство Казанского университета, 1987. 264 с.
  4. Г. Психологические теории тревожности. /Тревога и тревожность. /Сост. В. А. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 224−247.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. 650 с.
  6. JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии. /Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004, С. 82−90.
  7. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.: Зевс. 1997.-570с.
  8. А.Н. Психические расстройства в практике психолога. -СПб.: Сенсор, 2008. 140с.
  9. В.М. Сознание как парадокс // Экспериментальная психология. СПб.: ДНК, 2000, T.l. — С.27.
  10. . Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288 с.
  11. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 752 с.
  12. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука 1980.-289с.
  13. В.Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. — СПб.: 1999. 86 с.
  14. Г. Г. Стресс и его механизмы / Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, психология. 1995. № 4. С. 46.
  15. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. / И. В. Бачков. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство «Ось-89», 2003. — 224 с.
  16. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.:1. Речь, 2004.-272с., ил.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — JL, 1988. 260 с.
  18. В.М. Объективная психология. М., Наука, 1991. 480 с.
  19. В.А., Обознов A.A. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора. // Психол.журнал., 2000., Т.21.-N4.- С.32−40.
  20. В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. — Ин-т психологии РАН., 2006. -623 с.
  21. В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: «Сударыня», 1999. — 32 с.
  22. Большая Энциклопедия психологических тестов. М., 2007. — 720 с.
  23. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере. СПб.: Питер, 2003. — 688 е.: ил.
  24. Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активногосознания, оптимизма и эмпатии. / Ричард Бояцис, Энни Макки- Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 300 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2005. — 520 с.
  26. A.B. Психологические особенности копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России: Дисс.. канд психол. наук. СПб., 2005. -180 с.
  27. В.А. Углублённые кадровые проверки. М.: РУСИЧИ, 2003.-389 с.
  28. В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2010. -608 с.
  29. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1981. -24 с.
  30. Л.И. и др. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб., 1997.-203с.
  31. Л.И. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. / Л. И. Вассерман, В. А. Абабков, Е. А. Трифонов. СПб.: Речь, 2010.- 192 с.
  32. Л.И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение.СПб.: Филологический факультет СпбГУ- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 736 с.
  33. Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: «Смысл», 1998. — 344 с.
  34. К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002. — 230 с.
  35. В.А. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина. // Интегративная медицина. Материалы II национального конгресса. СПб, 2005.- С.36—39.
  36. В.А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина // Новые Санкт-Петербургские врач, ведомости. 2004. — № 1. — С. 73−75.
  37. В.А. Опросник ОПРВ (отношение к работе и профессиональное «выгорание»). СПб.: Изд-во СПбМАПО, 2009. — 24 с.
  38. Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
  39. И.П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб.: Изд. БПА, 2002. — 296 с.
  40. И.Б. Психологическая модель прогнозирования успещности управленческой деятельности сотрудников ОВД. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2008. — 214 с.
  41. А.П. Профессиональная культура и имидж руководителя органа внутренних дел (филосфско культурологический аспект). М., 1998. -230 с.
  42. Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях (на примере ОМОН МВД России).-Дисс. канд. психол. наук, М.:ВНИИ МВД России, 2001.-230с.
  43. П.Д. Стресс / БМЭ, 2-е изд. — 1963. — Т. 8. — С. 626 -627.
  44. Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд. -Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. — 560 с.
  45. P.M. Защита личности: психологические механизмы / P.M. Грановская, И. М. Никольская. СПб.: Знание, 1999. — 347 с.
  46. P.M. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. -476 с.
  47. P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. СПб.: Смысл, 2000. — 440с.
  48. С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. 246 с.
  49. Дж. Управление стрессом. М.: Питер, 2004 г. — 480 с.
  50. Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. -544 с.
  51. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.-1120 с.
  52. Л.Г. (ред.) Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. Сборник статей. М., 1999. -360 с.
  53. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. -М.: ВПА, 1974. 180 с.
  54. В.И., Губин А. И. Методические проблемы оценки синдрома профессионального выгорания у врачей-травматологов // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях. 2009. -№ 3. — С. 85−91.
  55. В.И. Дискриминантная модель оценки профессионального выгорания у средних медицинских работников / Евдокимов В. И., Натарова A.A., Хмелинина Н. В. // Вестник психотерапии. -2010. № 36 (41). — С. 54—62.
  56. М.И. Юридическая психология. М.: Проспект, 2010. -336 с.
  57. A.M. Стресс жизни офицеров вооружённых сил российской федерации и его психопрофилактика. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. -189 с.
  58. И.А. Психология аттестации руководящих кадров органов внутренних дел МВД России. Дисс.. докт. психол. наук. М., 2004. — 365 с.
  59. C.B. Феноменологией психической адаптации. Запускалов C.B., Положий Б. С. // Обозр. психиатрии и мед. психол. им. В. М. Бехтерева, 1991, № 2, с.26−32.
  60. Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Монография. — СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. -274 с.
  61. Е.В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2009. — 352 с.
  62. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дисс.. д-ра пед. наук. СПб, 2000. — 353 с.
  63. Н.Б. Практика формирования современной модели личности сотрудника милиции (опыт кадровой работы с молодыми сотрудниками). -Архангельск: «КИРА», УВД по городу Архангельску, 2009. 92с.
  64. Н.Б. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками органов внутренних дел, состоящими в резерве кадров на выдвижение. -Архангельск: УВД по городу Архангельску, 2007. — 62 с.
  65. Н.Б. Лидер как субъект процесса социального управления в правоохранительных органах // Дисс.. канд. фил. наук. — Архангельск, 2006. 186 с.
  66. A.M. Методологические проблемы медицинской психологии, этики и эстетики. М., 1968. — 120 с.
  67. Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2009. — 752 с: ил.
  68. Е.П. Психология воли. СПб., 2001. — 346 с.
  69. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. СПб.: Речь, 2004.-134 с.
  70. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2007. — 104 с.
  71. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, — 1983. — 368 с.
  72. Китаев-Смык Л. А. Стресс войны: фронтовые записки врача-психолога / Л.А. Китаев-Смык. М-во культуры РФ. М., 2001. — 246 с.
  73. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 74−77.
  74. КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. -М.: Академия, 2004 304 с.
  75. Т. Стресс. М.: Медицина, 1981. 352 с.
  76. И.В. и др. Профилактика самоубийств среди сотрудников органов. Методическое пособие. М.: ЦОКП МВД России, 2001.-104с.
  77. В.И., Егоров В. А. Коррекция функционального состояния летчиков-инструкторов авиационных училищ в период интенсивных полетов // Воен. мед. Журн. — 1988. — № 10. — С. 54−56.
  78. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. — Л.: Медицина, 1978. 272 с.
  79. Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой, СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — С. 32−36.
  80. Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной деятельности: дисс. д-ра психол. наук. — Иркутск, 2007. -507 с.
  81. Г. И., Смирнов В. М. Нервная система и «стресс». М.: Наука, — 1970.-С. 4.
  82. И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. МЦ при ГУК МВД России. М., 1997. — 40с.
  83. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1986. -441 с.
  84. С.А. К вопросу о современном состоянии психокоррекционной работы в пенитенциарной практике. // Прикладная юридическая психология. -2008. — № 4. С. 93−100.
  85. A.M. Динамика психологического статуса сотрудников органов внутренних дел под влиянием экстремальных факторов служебно-боевой деятельности. Дисс.. канд. биолог, наук. 05.26.02. Архангельск, 2005. 162 с.
  86. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., — 1993. — 54 с.
  87. Р. Совладание (coping). /Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с.
  88. И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (на примере сотрудников МВД России): Автореферат дисс.. докт. психол. наук. СПб. — 2002. — 31 с.
  89. И.Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения сотрудников ОВД / И. Б. Лебедев. М., 2001. — 300 с.
  90. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. — 230 с.
  91. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Академия Смысл, 2005. — 352 с.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  93. А.Г. Психология профессионального здоровья. / Маклаков А. Г. Никифоров Г. С. Шостак В. И. М.: «Речь», 2006. — 480 с.
  94. А.Г. Военная психология. СПб.: Питер, 2005. — 360 с.
  95. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. -418 с.
  96. В.JI., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Дом, 2004. — 260 с.
  97. А.К. Психология профессионализма.-М., 1995. 260 с.
  98. М.И. (ред.). Профилактика самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие.- Москва: ЦОКП МВД России.-2001.- 104с.
  99. М.И. (ред.). Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие.- Москва: ГУК МВД России.-2001.~ 312с.
  100. А. Психология бытия. Пер. с англ. О. О. Чистякова. Рефл-бук, Ваклер, 1997. 340 с.
  101. В.И. Эмоциональное напряжение и стресс // Физиология кровообращения. М., 1986. — С.34−37.
  102. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / пер. с англ.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, 256с.
  103. Юб.Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. -М., 1966. -С.126−132.
  104. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 5−20.
  105. Наследов A. SPSS Компьютерный анализ данных в психологии и в социальных науках. СПб., 2005. — 420 с.
  106. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 507 с.
  107. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. / под ред. М. И. Марьина / М.: ГУК МВД России, 2002. -272 с.
  108. И.В. Психологическая коррекция и психологическая реабилитация посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников ОВД. Дисс.. канд. психол. наук. 19.00.06. СПб., 2007. 161 с.
  109. JI.JI. Диагностика стресса: Учеб. пособие. — Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. 35 с.
  110. К.К. Психология труда. М.: Профиздат, 1979.- 216 с.
  111. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
  112. Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2006. — 348 с.
  113. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. / Марищук B. JL, Евдокимов В. И. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — 260 с.
  114. И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. М., 2007. — 272 с.
  115. E.H. Психологические особенности копинг поведения следственных работников МВД России. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2006.-174 с.
  116. Л.Г., Чикер В. А. Индустриальная социальная психология, СПб, 1997.-320 с.
  117. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 298 стр.
  118. А.О. Практикум по психологии состояний. — М.: Речь, 2004. 480 с.
  119. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004. — 230 с.
  120. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 219 с.
  121. Психодиагностические методы выявления дезадаптационных нарушений в практике клинических психологов. Под ред. проф. Рыбникова В. Ю., проф. Чермянина C.B. СПб.: «АЙСИНГ», 2009. — 216 с.
  122. Психологическая психотерапия в условиях воинской деятельности. / Под общ. ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова. М.: ВУ, — 2001. — 360 с.
  123. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: Методическое пособие.- М.: ГУКиКП МВД России, 2000. 200с.
  124. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2003. — 211, с.
  125. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. Дитер, 2006. — 607 с: ил.
  126. Психология менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004. — 639 с: ил.
  127. A.A. Психология адаптации личности. / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
  128. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
  129. А. Большой толковый психологический словарь. В двух томах. М.: Вече, ACT, 2001.-1152 с.
  130. Т.Н. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 3. — С. 54−57.
  131. С.JI. Основы общей психологии: СПб: Издательство «Питер», 2009. 713 с.
  132. О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса. Дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 2005. -162 с.
  133. В.Ю., Марченко Т. А. Медико-психологическая реабилитация населения после крупномасштабных радиационных аварий / Монография. М.: Копи-Р, 2004. — 180 с.
  134. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 1999.-352 с.
  135. М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению проблемы (Метод РЕТРИ). М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. — 336 с.
  136. Г. Стресс без дистресса. Рига.: Виеда, 1992. 286 с.
  137. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Речь», 2001. 350 е., ил.
  138. H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Дис. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 178 с.
  139. Н. Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
  140. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: И1111-ИСП, 2000.-512 с.
  141. В.И. Особенности и прогнозирование стресс-преодолевающего поведения в деятельности оперуполномоченных криминальной милиции МВД России. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2009. — 23 с.
  142. C.B. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. Пермь, — 1992. — 20 с.
  143. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982.- 232 с.
  144. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009 г. — 640 с.
  145. Д.H. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  146. В.А. Применение психодиагностических методов в работе с кадрами на выдвижение: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1990. — 176 с.
  147. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя. // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С. 63−65.
  148. В. Основы логотерапии. Психология и религия. Сборник трудов М.: Речь, 2000. — 200 с.
  149. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 430 с.
  150. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, ACT Москва, Хранитель, Мидгард, 2007. — 624 с.
  151. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Дисс. докт. пед. наук. СПб., 1991. 320 с.
  152. И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
  153. Чугунова Э. С, Багджюнене Д. М. Профессиональные установки руководителей коллективов.// Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси, 1990. — С.260−280.
  154. Чугунова Э. С, Дудченко B.C. К вопросу о структуре социально-психологической установки в системе формирования социогенных потребностей. // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.-С. 113−115.
  155. Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. ЛГУ, 1991. — 120 с.
  156. Э.С. О социально-психологических установках в инженерном труде. Вестник Ленинградского университета, 1971, № 1. -С. 18−21.
  157. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд&bdquo- перераб. и доп. М.- Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с: ил.
  158. Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Научное издание. СПб.: С-Петербургский университет МВД России, 2001. — 219 с.
  159. А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел. Дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 2009. 177 с.
  160. Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
  161. Ю.В. Психология стресса. М., 2005. 320 с.
  162. Н.Б. Методика-тест для оценки ценностных ориентаций и противоречий между личностью и работой — Тверь, 2001, 22 стр.
  163. Яценко Т.С., Глузман А. В: Агрессия: психодинамическая теория и феноменология. М., 2010. — 271 с.
  164. Breznitz Sh. Van Nostr and Reinhold Co. № 4. 1983.
  165. Broatbent D.E. Decision and Stress. Academic Press, London, 1971.
  166. Byrne B.M. Burnout: testing for the validiti, replication, and invariance of causal structure across elementary, intermediate, and secondary teachers // Americal Educational Research J., 1994.V. 31 (3).
  167. Daniel J., Shabo I. Physchological burnout in professional with permanent communication // Studia Physchologica. — 1993. — V. 35 (4−5).
  168. Duhman I. Stress in teaching. Land Syd.: Croom Halm, 1966. — 206 p.
  169. Fishman A. On war and crime / Stress in Israel. 1991. 230 p.
  170. Folkman S., Schaefer C., Lazarus R.S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D.W. (Eds.). Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265 298 p.
  171. , M., & Rosenman, R. Type A behavior and your heart. New York, 1974. 136 p.
  172. Haan N. Coping and defending: Processes of selfenvironment organisation. N.Y., Academic Press. — 1977. — 457 p.
  173. Haddad A., Sources of social support among school counselors in Jordan and its relationship to burnout // International J. for the Advancement of Counceling. 1998. -V.' 20 (2).
  174. Hockey G.R.H. Cognitive-energetical control mechanismus in the management of work demands and psychological health // Attention, selection, awareness and control: A tribune of Donald Broadbent / Ed. By. Baddely, L.Weisnkrantz. Oxford, 1993.
  175. Holmes T.H., and R.H. Rahe. 1967. The social readjustment rating scale. Journal of Psychosomatic Research 11: 213−218.
  176. Kagan J. Stress and coping in early development // Gormery, M. Rutter / Eds. / Stress, coping and development in children.- N.Y.: Ke Graw-Hill, 1983.-P.191−216.
  177. Karasek R., Theorell T. Healthy work, stress, productivity, and the reconstruction of the working life. N.Y., 1990.
  178. Lazarus R.S. Psychological stress and coping process. New York: Mc Graw-Hill, 1966.- 164 p.
  179. Lazarus R.S., Launier R. Stress related transaction between person and environment // L.A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 278−327.
  180. Levi L. Prevention of stress-related disorders on a population scale. — Intern. J. Mental Health, 1981, vol. 9, N XA p. 9 26.
  181. McGrath A., Reid N., Boore J. Occupational stress in nursing // International J. Of Nursing Studies. -1989.-V. 26 (4). P. 343−358.
  182. Mechanic D. Students under Stress. New York: Free Press, 1962.
  183. Moos R.H., Billings A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes // L. Goldenberg, S. Breznitz (Eds.) Handbook of Stress. -N.Y., 1982.
  184. Naisberg F.S., Fennig S., Keinan G., Elizur A. Personality characteristics and proneness to burnout: A study among physchiatrists // Stress Medicine. -1991.-V.1.7 (4).
  185. Perrewe P.L. The Moderating effects of activity level and Locus of control in the personal control job stress relationship // International Journal of Psychology. 1987. — Vol.22. — P. 179−193.
  186. Perrez M., Reicherts M. Stress, coping, and Health. A Situation-Behavior Approach. Theory, Methods, Applications. Seattle, 1995. 233 p.
  187. Wilkinson R.T. Some factors influencing the effect of environmental stressors upon performance. Psychological Bulletin., 1969.
  188. Wolff H. G. Stress and Distress. Springfield, III: Charles C Tomas, 1968.
Заполнить форму текущей работой