Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррупция в государственном механизме современной России: Теоретические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие в России наблюдается превалирование неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. В этой связи необходимость исследования явления коррупции очевидна, для чего уместно объединить усилия специалистов различных областей науки, работающих над данной проблемой: политологов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Коррупция как социально-правовое явление
    • 1. Природа коррупции и ее виды
    • 2. Понятие коррупции. Субъекты коррупционных отношений
    • 3. Социальная опасность коррупции
    • 4. Формы коррупции
  • Глава 2. Коррупция на стадиях формирования и функционирования государственного механизма современной России
    • 1. Причины и условия возникновения и бурного роста коррупции в современной России
    • 2. Влияние коррупции на формирование механизма
  • Российского государства
    • 3. Проявления коррупции в российском государственном аппарате на стадии его функционирования
  • Глава 3. Проблемы противодействия коррупции
    • 1. Профилактика как гуманная и эффективная форма предупреждения коррупции
    • 2. Принципы, методы, способы борьбы с коррупцией в условиях современной России
    • 3. Субъекты противодействия коррупции, правовые и организационные основы их деятельности

Коррупция в государственном механизме современной России: Теоретические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования тесно связана с проблемами изучения российской государственности, тенденций ее развития и функционирования в условиях роста коррупции, а также роли последней в управлении общественными процессами.

Активные преобразования в России начала 90-х гг. привели к коренным изменениям не только в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой, отставанию в развитии также способствовало возникновение и развитие в российском обществе ряда крайне социально-опасных явлений, таких, как организованная преступность, бюрократизм, коррупция. Они буквально захлестнули формирующуюся российскую систему государственных органов управления, деформировали не только ее структуру, но и «внутреннюю ткань», что привело к созданию слабого, малоэффективного механизма государственного управления, власть которого стала средством удовлетворения личных и корпоративных интересов.

Проблема масштабной коррупции, характеризующаяся многообразием и высокой организованностью ее форм (подкуп, лоббизм, повальное мздоимство, олигополия, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками и т. п.) — вот с чем столкнулась Россия на пути к интеграции в мировое сообщество. В нашей стране появились социальные «болезни'1 высокоразвитых стран, к которым необходимо выработать иммунитет, иначе Россия лишиться своего экономического и внешнеполитического могущества и влияния.

В последнее десятилетие в России наблюдается превалирование неформальных способов регулирования общественных отношений, что во многом является следствием воздействия коррупции на природу властных отношений. В этой связи необходимость исследования явления коррупции очевидна, для чего уместно объединить усилия специалистов различных областей науки, работающих над данной проблемой: политологов, социологов, правоведов, философов и др. Первые шаги в этом направлении уже сделаны международным сообществом. Так, 8 Конгресс ООН (Гавана 1990 год) был посвящен предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На нем была принята резолюция «Коррупция в сфере государственного управления», послужившая основой для руководства «Практические меры борьбы с коррупцией», где отмечалось, что проблема коррупции в государственной администрации носит всеобщий характер и ее пагубное влияние ощущается во всем мире. Считается, что коррупция наиболее распространенное и сугубо «профессиональное» противоправное поведение правящих кругов. 1.

Россия не осталась в стороне от проблем мирового сообщества, активно влияющих на процессы формирования ее государственных и общественных институтов. Проблема коррупции для нее явилась настолько серьезным препятствием на пути развития, что несвоевременные и малоэффективные меры, принимаемые в борьбе с ней, могут привести к тому, что в новом качестве она станет явлением «образующего» порядка, во многом определяющем политическое, экономическое и культурное развитие нашего общества2.

Современные возможности российского общества и государства (правовые, организационные, идеологические, материальные и т. д.) в противостоянии коррупции крайне ограничены, так как до настоящего времени этой проблеме в нашей стране не уделялось достаточного внимания. Несмотря на серьезность ее.

1 Лунеев В. В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Журнал социологических исследований. 1994. Л1>ЛР" 8−9. С. 89. о.

Майданник К. Коррупция, криминализация, клептократия // Свободная мысль. 1997. № 1. С. 70. социальных последствий и многообразие форм проявления, в России не велось необходимых комплексных исследований в данной области. Следствием этого явилось упрощенное представление о коррупции. Представления о ней формируются лишь по отдельным ее формам (взяточничество, подкуп). Это не раскрывает сути коррупции как явления, ее механизма негативного воздействия на государственные и социальные институты. Отсутствие теоретического осмысления данной проблемы породило множество неверных подходов к ее практическому решению, не принесших ощутимых результатов. В стране сложилась ситуация, когда не обращать внимание на коррупцию стало невозможно, однако, это не вызвало адекватной реакции со стороны общества и государства. При всей остроте указанной проблемы и необходимости применения срочных мер к пресечению роста коррупции и преодолению ее негативных последствий, до сих пор не выработано каких-либо мер и решений для борьбы с ней. Кроме того, актуальность исследования проблемы коррупции в России обусловлена стремлением нашей страны занять достойное место среди цивилизованных государств мирового сообщества, вернуть себе статус «государства — лидера», утерянный в последние годы. Достигнуть этого можно только после того, как удастся навести порядок в системе государственного управления, свести к минимуму «теневую экономику», создать цивилизованные государственные и общественные институты, отвечающие принципам правового государства, искоренить коррупцию.

По своей природе коррупция представляет собой социально-правовое явление, обуславливающее необходимость борьбы с ней различными методами и средствами, в том числе и правовыми. Сказанное объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что коррупция деформирует существующие легальные методы и механизмы управления общественными процессами и влечет антисоциальные последствия. Во-вторых, деятельность участников коррупционных отношений неправомерна, поэтому важнейшие свойства права, его формальная определенность, норм am ивност ь, государственная гарантированность, системность при умелом и последовательном их использований способны надежно противостоять неписаным теневым правилам. Кроме того, коррупция разлагающе воздействует на такие важнейшие сферы общественных отношений, как власть и собственность. Именно в этом коренится ее общественная опасность и вредность.

Рост коррупции, изменение ее форм — не только российская, но и мировая тенденция. Отсюда ее изучение — остроактуальная и вместе с тем сложная и практически значимая проблема. Ее научное осмысление назрело давно. Теоретическое исследование проблемы коррупции поможет обобщить и систематизировать накопленные о ней знания и практический опыт, сформировать понятийный аппарат, позволяющий рассматривать ее с научной точки зрения, позволит определить единые подходы, принципы и формы социального противодействия ее проявлениям. Этим предопределен выбор темы диссертационного исследования, структура и содержание раскрываемых в нем вопросов.

Степень разработанности темы. Проблема коррупции нашей наукой изучена слабо. Нет четко определенных эмпирических подходов, посвященных ей монографических исследований. В тоже время, большинство публикуемых материалов о коррупции носят публицистический характер и не дают системного представления обо всех сторонах изучаемого явления. Предлагаемые меры в них меры по ограничению его негативного влияния не содержат конкретных правовых предложений. Обычно проблему коррупции в России затрагивают при изучении других негативных социальных явлений, таких, как организованная преступность и бюрократизм, в результате чего недооценивается ее значение.

В качестве информационных источников о различных проявлениях кор- ^ рупции использованы: периодическая печать, работы российских и зарубежных специалистов, обществоведов и правоведов, личные наблюдения автора.

Среди российских авторов следует выделить работы и публикации Алексеева С. С, Дубнова А. П., В. В. Лунеева, В. А. Дубовцева В.А., Гулиева В. Е., Санохина В. М., Лепехина В. А., Шабанина В. А., Афанасьева М. Н, Номоконова.

B.А. и других. Анализ их содержания позволяет судить о распространении и росте в России таких форм коррупции, как олигополия, протекционизм, лоббизм, мздоимство и т. д., их негативном влиянии на формирующийся российский государственный механизм и политическую систему общества.

Проблемы коррупции достаточно давно находились в поле зрения западных исследователей, интерпретирующих данное явление в определенной плоскости. Среди них можно выделить: Кларка В., Скотта Д., Вейли Д., Хатингтона.

C., Крамера Д., Мертона Р., Гросманна Г., Клина Г., Блэквела Р., Палмера Л., Вятра Е. и др. В основе их исследований лежит исторический подход, ретроспективно отражающий проблему коррупции в СССР и западных странах в 6080 гг. Они увязывают ее существование с деятельностью политической элиты и существующими политическими режимами. В большинстве своем исследования западных ученых рассматривают отдельные факты коррупционных проявлений и сведены к описанию их деталей. В них, как правило, не раскрывается содержание выявленных закономерностей и отсутствует анализ причин происходящего и раскрытия закономерностей. Вторым недостатком является необоснованное увеличение числа форм коррупционных проявлений. К ним предлагается отнести коммерческий подкуп, протекционизм и лоббизм, проявления которых наблюдаются в частных корпорациях, коммерческих банках, крупных фирмах. На наш взгляд, данный подход вряд ли правильный, т.к. коррупция представляет собой явление, тесно связанное с природой властных отношений, где обязательными участниками выступают коррумпированные представители государственного аппарата, наделенные властными полномочиями.

Тем не менее, несмотря на недостатки исследований российских и западных ученых, их представления о коррупции легли в основу эмпирической базы данной диссертационной работы.

Теоретическая основа исследования. В диссертации 6 061 цен научный материал, положенный в основу исследовательской работы. Это позволило сохранить преемственность в развитии правовой науки. Автором изучены работы и публикации отечественных и зарубежных правоведов, политологов, социологов и философов, посвященные исследованию проблемы коррупции, ее воздействия на процесс функционирования государственного механизма. Кроме того, проанализированы положения ряда российских нормативных актов и их проектов, направленных на борьбу с данным негативным феноменом.

Нормативную основу исследования составляют такие документы: Конституция Российской Федерации 1993 годафедеральные законыУказы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты.

Кроме того, использованы рекомендации международных организаций по борьбе с коррупцией, материалы научно-практических конференций по данной проблеме.

Предмет, цель и задачи исследования. Предметом диссертационного исследования является изучение социально-правового явления коррупции в России, ее влияния на российский государственный механизм.

Проблему коррупции можно изучить только в рамках таких институтов, как государственная власть и государственный механизм. Это обусловлено тем, что коррупция представляет собой своеобразную «болезнь власгтГ, поражающую государственный механизм, участвующий во властных отношениях. Схематическая связка «власть — государственный механизм в недрах которой зарождается коррупция, представляет собой среду существования и развития ее проявлений. Государственный механизм и власть неразрывны, поэтому при отсутствии любой из составляющих данной связки исчезает и коррупция. Это во многом определило тему диссертационного исследования, главная цель которого заключается в определении понятия коррупции, изучении причин, условий ее возникновения и форм проявления в России, ее влияния на процесс формирования и функционирования российских органов государственной власти, а также выработке комплекса мер противодействия.

Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1) обобщить и проанализировать накопленный российский и зарубежный опыт в противодействии коррупции;

2) раскрыть суть проблемы коррупции, дать формулировку ее понятия как социального феномена и явления правового характера;

3) установить причины и условия возникновения коррупции, исследовать ее внутреннюю природу;

4) определить и охарактеризовать формы коррупционных проявлений, исследовать вопрос о социальной опасности коррупции;

5) рассмотреть процесс и последствия негативного влияния коррупции на право;

6) проанализировать содержание российского законодательства по борьбе с коррупцией;

7) аргументировать необходимость принятия в России комплексных законов прямого действия, направленных на борьбу с проявлениями коррупции;

8) исследовать негативное воздействие коррупции на формирование и функционирование российского государственного механизма;

9) на основе данных исследования и анализа российского и зарубежного практического опыта выработать рекомендации по противодействию коррупции.

Методологическая основа исследования. Настоящее исследование сочетает общие и частно-научные методы познания. Основным методом исследования является диалектический jметод. необходимость использования которого обусловлена изучением количественных и качественных характеристик явления коррупции, ее отдельных форм (проявлений). Данный метод позволяет изучать коррупцию и ее формы в динамике их развития, где новые коррупционные проявления не всегда выступают в качестве отрицания старого или сочетают в себе элементы уже известных форм. Его использование позволяет определять и прогнозировать динамику развития и роста коррупции, оценивать эффективность мер борьбы с ней.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот был использован в данном исследовании для установления общих закономерностей роста и развития различных проявлений коррупции и сочетался со сравнительным методом, позволившим отнести различные негативные социальные проявления к коррумпированным, отграничить их от иных сходных явлений.

В представленном исследовании также используется системный метод познания, который позволяет определить в целом механизм воздействия коррупции на деятельность государственного аппарата, его отдельных структурных элементов. Применение указанного метода позволяет делать обоснованные предположения о степени коррумпированности тех или иных государственных институтов и, в совокупности с другими методами, вести целенаправленный поиск скрытых проявлений коррупции и средств борьбы с ними.

Среди частно-научных методов использованы такие:

— формально-юридический, применявшийся при анализе нормативно-правовых актов и правовых норм, принятых для борьбы с коррупцией;

— логико-юридический, посредством которого исследовано содержание юридических норм применительно к данной рассматриваемой проблеме;

— конкретно-социологический, использовавшийся для анализа документов и статистических данных в ходе диссертационного исследования.

Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного монографического исследования феномена коррупции в современной России как социально-правового явления, связанно-' го с процессом осуществления государственной власти в нашей стране.

Проблема коррупции должна быть исследована именно в рамках теории государства и права, что обусловлено фундаментальным характером данной науки, обладанием ею объективными знаниями об определенных процессах и явлениях, связанных с такими институтами, как «государство», «право», «обществоУниверсальность науки теории государства и права и ее возможности в изучении проблемы коррупции обусловлены тем, что она находи тся на стыке других наук, в том числе не связанных с правом, что также крайне необходимо в нашем исследовании. Сочетая в себе компоненты философии, политологии, социологии, криминологии, отраслевых правовых наук и т. д., теория государства и права позволяет рассматривать социальные и правовые компоненты природы коррупции как единое целое, т. е. обладает качеством универсальности, присущим с точки зрения данного исследования только ей.

Система юридических научных категорий и понятий использована с учетом специфики проводимого исследования. Одновременно обобщены некоторые практические данные, проанализированы научные взгляды ряда российских и зарубежных исследователей на проблему коррупции.

На защиту выносятся следующие положения, отражающие новизну проведенного исследования:

1. Коррупция представляет собой социально-правовое явление, порождаемое социально-отклоняющимся (девиантным) и неправомерным поведением управляющих корпоративных групп;

2. Природа коррупции кроется в искажении содержания властных отношений в процессе осуществления государственной власти. При этом государственная власть становится средством достижения личных и корпоративных интересов;

3. Первопричиной возникновения и роста коррупции является глубинная эгоистическая мотивация деятельности человека. Существуют также производные причинысоциально-политические (структурный кризис общества и государства- «слабость» государства) — экономические (бесконтрольное перераспределение материальных средствнеправильное проведение экономических реформсложившаяся в России «уродливая» модель рыночной экономики) и нравственно-психологические (изменение системы социальных ценностей и моралипадение общего культурного уровня масс);

4. Проявления коррупции дифференцированы по видам и формам.

5. Многообразие форм коррупции обусловлено особенностями их проявления. Одни представляют собой либо правонарушения (взяточничество, подкуп, злоупотребления и хищения, совершаемые должностными лицами и т. д.), другие злоупотребления публичным статусом (протекционизм, олигополия, лоббизм и т. д.)1;

6. Бурный рост коррупции в России и возникновение ее новых форм представляют собой одну из наиболее серьезных проблем, препятствующих прогрессивному развитию российской государственности и гражданского общества. В настоящее время неформальные механизмы социального управления, порождаемые коррупцией, оказывают крайне негативное влияние на процесс формирования органов государственной власти и их функционирование;

Кроме того:

1. Введена в научный оборот новая терминология, включающая понятия: «формы коррупции» — «злоупотребления публичным статусом «- «субъекты коррупционных отношений''- «контрадиктора» предложены новые формулировки понятий «коррупции» коррупционера» и «антикоррупционного механизма''' ;

2. Освещена роль профилактики в процессе противодействия коррупции, предложены общие и специальные меры ее предупреждения, дана их классификация и краткий анализ;

3. Определены принципы, методы и формы борьбы с коррупцией, выработаны рекомендации и предложения в этом направлении, предполагающие использование правовых и организационно-правовых средств:

4. Определен круг субъектов противодействия коррупции, разработаны.

1 Дифференциация перечисленных видов коррупции на «правонарушения» и «злоупотребления публичным статусом» осуществляется с позиции современного российского права. общие направления формирования правовых и организационных основ их деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и предложения представляются полезными в совершенствовании научных исследований не только по данной проблеме, но и по проблемам государственного управления вообще.

Положения настоящего исследования могут быть использованы для учебно-методических разработок в области теории государства и права по темам: «Государственная власть», «Механизм государства», «Право в системе социального регулирования», «Правонарушение и злоупотребление правом», «Юридическая ответственность», «Законность и правопорядок» и др. Кроме того, они могут быть использованы при исследовании аналогичной проблемы в рамках уголовного и административного права, криминологии, политологии, социологии, философии, а также при разработке нормативных актов всех уровней и практических рекомендаций для борьбы с коррупцией.

Апробация результатов исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения могут быть использованы при разработке и осуществлении антикоррупционных программ, нормативно-правовых актов, а также в процессе изучения теоретических курсов студентами средне-специальных и высших учебных заведений.

Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации нашли отражение в опубликованных статьях и могут представлять практический интерес для государственных служащих, политиков, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введениятрех глав, первая из которых состоит из четырех параграфов, вторая и третьяиз трехзаключениясписка использованной литературы и документов.

Заключение

.

Демократические преобразования в России последних десяти лет еще не завершены. Ее новые государственные и общественные институты не прошли пути окончательного становления и развития, как это происходило ранее в передовых западноевропейских государствах и США. Подобная незавершенность свидетельствует о пребывании российской государственности в переходном состоянии и от того, насколько правильно сложится механизм реализации публичной власти, система его органов, будет зависеть уровень развития политической системы России, сформируется облик политического режима. Не вызывает сомнений, что новое российское государство должно следовать провозглашенным приоритетам «правового государства». Достигнуть желаемого результата возможно лишь, следуя демократическим принципам организации и работы государственных институтов, власть которых будет осуществляться во благо всего общества, а не отдельных его групп. Тогда нам удастся создать эффективно действующие механизмы противодействия негативным социальным явлениям, распространившимся в России. Только сильное государство, обладающее отлаженным механизмом осуществления власти, способно эффективно служить обществу, успешно бороться с внутренними и внешними проблемами. Но смещение функциональных аспектов деятельности государственного механизма в сторону интересов отдельных социальных групп, всегда его ослабляет, лишает поддержки широких слоев общества, ведет к обострению социальных противоречий и расколу.

Сегодня в России гипертрофированны отдельные ветви власти, что изначально делает работу государственного механизма малоэффективной. Это весомые показатели негативного влияния обострения общественных противоречий малоэффективной. На фоне обострившихся социальных противоречий такое положение способствует процветанию в стране различных проявлений коррупции, повсеместности и массовости их распространения.

Ни у кого в России не возникает сомнений в остроте проблемы коррупции. Необходимость ее решения продиктована инстинктом самосохранения общества и государства. Для этого требуется максимальное объединение усилий здоровых общественных сил, возможностей многих государственных институтов и всей системы правоохранительных органов. Общество должно увидеть и осознать крайнюю социальную опасность коррупции, открыто выразить свое неодобрение действий участников коррупционных отношений, активно им противодействовать. В свою очередь, российские законодатели вместе с представителями исполнительной и судебной власти обязаны поддержать общественную инициативу, придать ей статус государственной политики, реализованной в соответствующих нормативно-правовых актах, правоприменительной практике и комплексе профилактических мер. Следует особо отметить роль правовой науки в деле противодействия коррупции. Трудно переоценить ее первостепенное значение, ибо именно она должна теоретически осмыслить накапливающийся социальный опыт, сформулировать категории, необходимые для отражения сути социально-правового явления коррупции, своевременно предложить эффективные и обоснованные пути решения обсуждаемой проблемы. В ближайшее время научные исследования коррупции, как правового явления, следует вынести за рамки теории государства и права и продолжить их с помощью отраслевых и прикладных юридических наук, таких, как криминология, уголовное и административное право, криминалистика и т. д. Специфика предмета изучения и используемых ими методов познания позволит значительно расширить и обогатить существующие теоретические познания, более детально исследовать отдельные формы коррупции, механизмы их влияния на процесс реализации публичной власти, выработать эффективные способы противодействия.

Подводя общий итог, хотелось бы сказать, что в обозримом будущем актуальность проблемы коррупции и поиска путей противодействия ее проявлениям только возрастет. Для нейтрализации их негативных последствий нашему обществу и государству придется задействовать огромные материальные, политические и интеллектуальные ресурсы. Чтобы эти усилия оказались не напрасными и нам удалось достигнуть желаемого результата, следует полностью отказаться от широко применявшегося метода «проб и ошибок», а опираться на обдуманную, взвешенную, целостную антикоррупционную стратегию. С ее помощью можно будет бороться не только с отдельными проявлениями коррупции, но и устранять причины их появления и распространения, разработать и реализовать действенную систему профилактических мер. Эта стратегия станет подлинным олицетворением социальной и политической воли в указанном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии и публикации:
  2. С.С. Философия права. М.: «Норма», 1999.
  3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: «Мысль», 1984. Т.4.
  4. М.Н. Правящие элиты России: прообраз деятельности // Международная экономика и международные отношения. 1996. № 3.
  5. М.Н. Формирование представительных собраний правящих региональных групп // Полис: политические исследования. 1998. № 4.
  6. Большая советская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1973. Т. 13.
  7. М. Избранные произведения М., 1990.
  8. Л.В. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  9. Е. Социология политических отношений. М.: «Прогресс», 1979.
  10. Е.Т., Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние России. Санкт-Петербург: «Норма», 1997.
  11. Е.Т. О политическом положении в стране, работе и задачах партии /7 Открытая политика. 1998. №№ 7−8.
  12. В .Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода // Полис: политические исследования. 1997. № 4.
  13. Глазьев С. К). Экономика России: новая социально-экономическая реальность // Социально-политический журнал. 1996. № 6.
  14. Т. Избранные произведения: в 2 т. М., 1965. Т.2.
  15. А.И. Ценностные измерения власти // Полис: политические исследования. 1996. № 3.
  16. С.А. Бюрократия и позитивное право // Российский юридический журнал. 2000. № 3.
  17. Ю.Г. Почему нет закона о борьбе с коррупцией? // Журнал российского права. 1998. № 45.
  18. А. Россия: бизнес и политика // Международная экономика и международные отношения. 1995. № 5.
  19. М.В., Мельвиль А. Ю. Власть // Полис: политические исследования. 1997. № 6.
  20. В. Мздоимцы, дышите спокойно // Российская федерация. 1994. № 17.
  21. И.М. Какой авторитарный режим возможен сегодня в России? // Полис: политические исследования. 1993. № 5.
  22. В.М. Проблемы укрепления российской государственности: Реферативный сборник избранных работ по грандам в области гуманитарных наук. Конкурс 1995 года. Екатеринбург, 1999.
  23. В. Кризис власти и кризис лидерства // Открытая политика. 1997. № 1.
  24. Криминология: Учебное пособие. М.: «Инфра-М Норма», 1997.
  25. И.Б., Собина М. Г. Законность в борьбе с коррупцией // Следователь. 2000. № 5. С. 26.
  26. В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Полис: политические исследования. 1998. № 4.
  27. Д. Выборы Президента России в Татарстане // Открытая политика. 1997. № 5.
  28. В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Журнал социологических исследований. 1994. ЖМЪ 89.
  29. В.В. Коррупция II Открытая политика. 1997. № 1.
  30. В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 8.
  31. В.Н. Правительство и власть в России. М.: Сборник авторизованных биографий. Институт современной политики. 1997.
  32. К. Коррупция, криминализация, клептократия /У Свободная мысль. 1997. № 1.
  33. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4, 20.
  34. Материалы всероссийской научной конференции «Российское государство и право на рубеже тысячелетия»". 2−4 февраля 2000 года. Москва У/ Государство и право. 2000. № 7.
  35. Л.В. Борьба с коррупцией в США (80-е годы) /У Вопросы истории. 1994. № 5.
  36. Между народные финансовые институты начали борьбу с коррупцией /У Финансист. 1998. № 1.
  37. О.Г. Смена правящих элит: «консолидация» или «вечная схватка»? У/Полис: политические исследования. 1993. № 1.
  38. А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.
  39. А.С. Контроль над преступностью в России У/ Государство и право. 1994. № 5.
  40. И. За критической чертой /У Социальная защита. 1998. № 6.
  41. А. Кадры решают не все, но многое /У Открытая политика. 1998. № 2.
  42. Основные положения доклада Министра внутренних дел РФ А. С. Куликова II Следователь. 1997. № 1.
  43. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1989.
  44. В.Б. От номенклатуры к буржуазии: «новые русские» У/ Полис: политические исследования. 1993, № 2.
  45. С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России У/ Полис: политические исследования. 1993. № 2.
  46. С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
  47. С.П. Новый российский корпоративизм: от бюрократического колигархическому? 11 Полис: политические исследования. 1998. № 4.
  48. Платон. Диалоги. М.: «Мысль», 1986.
  49. В.В. Какую Россию мы строим. Выступление при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года, г. Москва // Российская газета. 2000. 11 июля.
  50. Н.М. Базисные сценарии социального развития // Вестник Российской Академии Наук. Т.66. № 8.
  51. В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. М.: «Юристъ», 1997.
  52. Н.Ю. Механизм государственной власти и управления Федеративной Республики Германия. Липецк, 1997.
  53. Р. Фрагментация власти угроза государству // Международная экономика и международные отношения. 1997. № 12.
  54. .М. Проблема власти: новое измерение // Полис: политические исследования. 1991. № 5.
  55. Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
  56. Д. Сорос о Соросе. Опережая перемены. М.: «ИНФРА-М», 1996.
  57. М. Владимир Путин на ярмарке тщеславия // Московский комсомолец Урал. 2000. 28 сентября — 5 октября.
  58. И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории И Полис: политические исследования. 1997. № 4.
  59. Теория государства и права: Учебное пособие. Екатеринбург, 1996.
  60. Е. Закон Кирсана // Открытая политика. 1997. № 6.
  61. А. Окно возможно // Открытая политика. 1998. № 2.
  62. Т. Непуганый взяточник вгоняет общество в нищету // Российская газета. 1998. 16 декабря.
  63. Фридман и Хайек. О свободе. «Като», 1985.
  64. B.C. Семь главных дел правительства // Российская Федерация. 1997. № 10.
  65. В.А. Политика и преступность // Государство и право. 1994. № 4.
  66. А.С. Социальная ответственности личности в условиях перестройки. Свердловск, 1990.
  67. А.Ф. Дилеммы посткоммунистического общества // Полис: политические исследования. 1996. № 5.
  68. Г. А. «Яблоко» знает, где взять деньги // Открытая политика. 1997. № 5.
  69. Е. Экономика любит определенность // Открытая политика. 1997. № 6.
  70. Проект Федерального Закона «О борьбе с коррупцией» // Материалы международной конференции «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией», март 2000 года. Екатеринбург.
  71. Merriam Ch. Political Power. N.Y.1964.
  72. Parsons Т. Shils E. Toward a General Theory of Action. New York Evanston. 1962.
  73. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. N.Y. 1967.
  74. Cowson A. Corporatism and Political Theory. Oxford. 1989.
  75. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: «Известия». 1993.
  76. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 // СЗ РФ. 1997. № 1.
  77. Федеральный Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 05.07.95 // СЗ РФ. 1995. № 31.
  78. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19.09.97 (с изм. от 30.03.99) // Российская газета. 1997. 25 и 30 сентября- СЗ РФ. 1999. № 14.
  79. Федеральный Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» от 02.06.99 // Российская газета. 1999. 1 и 3 июля.
  80. Федеральный Закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.94 (в ред. от 05.07.99) // СЗ РФ. 1999. № 28.
  81. Федеральный Закон «О внешней разведке» от 10.01.96 // СЗ РФ. 1996. № 3.
  82. Федеральный Закон «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 03.04.95 // СЗ РФ. 1995. № 15.
  83. Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.92 (в ред. от 23.12,98) // Российская газета. 1999. 17 февраля.
  84. Федеральный Закон «О милиции» от 18.04.91 с доп.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16- СЗ РФ. 1999. № 14.
  85. Федеральный Закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 //СЗРФ. 1995. № 3.
  86. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» от 14.04.95 // СЗ РФ. 1995. № 21.
  87. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке rf с России)» от 26.04.95 (в ред. от 31.07.98) // СЗ РФ. 1995. № 18- 1998. № 31.
  88. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.96 // СЗ РФ. 1996. № 25.
  89. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 27.10.60 с изм. и доп.// Ведомости Верховного Совета РСФСР.1960. № 40- 1962. № 29.
  90. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной
  91. Социалистической Республики от 27.10.60 с изм. и доп. //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40.
  92. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. // СЗ РФ. 1994. № 32.
  93. Указ Президента Российской Федерации № 361 от 04.04.92 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 17.
  94. Указ Президента РФ № 981 от 02.07.93 «О загранкомандировках должностных лиц федеральных органов исполнительной власти"// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 28.
  95. Указ Президента РФ № 1485 от 11.12.96 «О проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленных в федеральной собственности акций АО угольной промышленности"// СЗ РФ. 1996. № 52.
  96. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ № 1024 от 10.07.96 // СЗ РФ. 1996. № 46.
  97. Положение о Государственном Совете Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ № 1602 от 01.09.2000 // СЗ РФ. 2000. № 36.
  98. Постановление Правительства РФ № 270 от 10.03.99 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999−2000 годы» // СЗ РФ. 1999. № 12.
  99. Положение «О Временной комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по изучению проблемы борьбы с коррупцией» от 09.06.99 // СЗ РФ. 1999. № 24.
  100. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации № 164 111 ГД от 10.03.2000 «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по борьбе с коррупцией» // СЗ РФ. 2000. № 12.
  101. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Государственной Думы от 22.01.98 с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 7- 1999. № 6.
  102. Положение «О Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом». Утв. Постановлением Правительства РФ № 1190 от 04.12.95 // СЗ РФ. 1995. № 50.
  103. Положение «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 23.06.95 // СЗ РФ. 1995. № 26.
  104. Приказ Государственного таможенного комитета РФ № 287 «О состоянии работы по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и задачах по обеспечению собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации» от 26.04.95.
  105. Концепция национальной безопасности. // Российская газета. 2000. 18 января.
  106. Практические меры борьбы с коррупцией. Руководство, подготовленное Секретариатом ООН. A (CONF. 144|В, 1990, 29 MAY.
  107. Материалы научно-практической конференции «Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы», 9−10 сентября 1999 года. Москва.
  108. Материалы международной конференции «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией», март 2000 года. Екатеринбург.
  109. Recomendation on Bribe in International Busines Transaction, adopted by the Oganization for Economic Cooperation and Development on 27 May 1994.
Заполнить форму текущей работой