Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии
Диссертация
Стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями по следующим обоснованиям: центрация на себе или других, и проявляется в равной степени в аффилиативных и антиаффилиативных этнических тенденциях у современного молодого человека (студента). Для студенческой молодежи титульного этноса столичного мегаполиса характерен низкий уровень этнического коллективизма… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие этнической идентичности в психологии .11 «
- 1. Этническая идентичность как психологический феномен: общее понятие
- 2. Этническая идентичность как проявление социальной сущности личности
- 3. Этническая идентичность как проявление уникальной сущности личности
- Глава 2. Развитие этнической идентичности средствами сказкотерапии
- 1. Методы диагностики этнической идентичности
- 2. Сказкотерапия как средство развития этнической идентичности
- 3. Развитие этнической идентичности студентов
- Глава 3. Результаты анализа диагностики и развития этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии
- 1. Анализ результатов диагностики этнической идентичности
- 2. Формирующий эксперимент
- 3. Анализ эффективности применения сказкотерапевтического тренинга с целью развития этнической идентичности
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (Пробл. методологии теории и исслед. реал, личности). — М- - Воронеж, 1999.
- Аверкиева Ю.П. Франц Боас // Институт этнографии: Краткие сообщения. -М, 1946-Вып. 1.
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие, изд. МГУ, М.: 1990.
- Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований//
- Психол. журн.М.:-1988.-Т. 9. № 3.
- Акопов Г. В. Российское сознание:Историко — психологические очерки. Самара: 1999.
- Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?"//Этногр. обозрение.-1996.-№ 3.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. М.--Воронеж, 1996.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- П.Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. -М., 1997.
- Байченко А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.
- Баклушинский С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В.С.Собкина-М., 1998.
- Баклушинский С.А., Орлова КГ. Особенности формирования этническойидентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В. С. Собкина. -М., 1998.
- Баньковская С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь.-М., 1990.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка . М.: Воронеж- - 2000.
- Велик А.А. Культура и личность. —М., 2001.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Баранова Т.С. Психологической исследование социальной идентичности личности. В кн. Социальная идентификация личности. -М.: 1993.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Избр. произведения. Ростов на / Д, 1997.
- Берне Р. Что такое «Я» концепция // Психология самосознания. -Самара, 2000.
- Бодалев А.А. Психология о личности.- М., 1988.23 .Бороноев А. О., Павленко В Л. Этническая психология. СПб.- 1994.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.- 1983.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев., 1997.
- Винер Б.Е. Этичность: в поисках парадигмы изучения // Этногр. обозрение.1998.-№ 4.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб, заведений М., 1999.
- Вачков И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники:
- Учебное пособие. -М., 2001.
- Вачков КВ. Сказкотерапия. -М.-2001.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности // Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар.науч. -практ. конф.,-М., 1997.
- Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998.
- Выготский JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Педология, М., 1928.№ 1.
- Выготский JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. — Т. 2.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982 -1984. Т. 1 -6.
- Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национальносмешанных семей: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993.
- Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1997.
- Годфруа Ж. Приложение Б.: Статистика и обработка данных // Что такое психология: В 2 т. М., 1992.-Т.2.
- Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984.
- Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. -М, 1994.
- Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.
- Зыкова М.Н. Психолого -педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2002.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие.-М., 1997.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск, 1995. -Т.2.
- Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
- Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Сов. этнография .-1977.-№ 3.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива) М., 1988.
- Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.- -Воронеж, 1999.
- Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.5 5. Косвен М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала//Сов. этнография. -1946. -№ 2.
- Коул М. Культурно -историческая психология : наука будущего. — М., 1997.
- Крысько В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология.- М., 1992.
- Кушнир А.М. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народностей Севера: (На материале изучения школьниковсаами): Дис. канд.психол.наук. М. 1988.
- Лазарева Л.Г. Югра. Дек. 1999.-№ 13.
- Лапина МА. Этика и этикет хантов. Томск, 1998.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие М., 1999.
- Лебедева Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. жур. -1989.-Т.10, № 2.
- Лебон Г. Психология толп // Психология толп М., 1999.
- Левин М.Г. Антропологические типы Сибири и их генезис // Доклад Сов. делегации на V Международном конгрессе антропологов и этнографов. -М., 1956.
- Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
- Леви -Строе К. Структурная антропология.- М., 2001.
- Левкович В.П., Панкова Н. Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых//Сов. этнография. -1973.-№ 5.
- Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ, пособие. М., 1998.
- Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Сов.этнография. -1981. № 3.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия.-Самара, 1999.-Т. 2.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим. психол. исслед. М., 1974.
- Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов.-М. 1998.
- Малейчук Г. И. Модель становления идентификации // Журн. практ.психологии.-1996.-№ 6.
- Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии.-СПб. 1997.
- Франц, Мария -Луиза фон Психология сказки. Толкование волшебных сказок. СПб., 1998.
- Мастюгина Т.М., Перепелкин JI.C. Этнология. Народы России: История и современное положение: Учеб. пособие. М. 1997.
- Малькова В.К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М.- -Воронеж, 1996.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М., 1988.
- Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск. 1990.
- Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. М., 2000.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1−2.83 .Мудрик А. В. Введение в социальную педагоги^. М, 1997.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1999.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психол. жур. -1988.-Т.9,№ 4.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж. 1999.
- Мы сограждане (СМИ и общество). — Том 2./Под общей ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд — во «Бонфи», 2002.91 .На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. — М., 2000.
- Обухов А.С. Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей Русского Севера) Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 2001.
- Павленко В.П., Таглин С. А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков, 1992.
- Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Авореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 2001.
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СП., 2002.
- Петренко В.Ф. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов : лики толерантности и нетерпимости.—М, 2000.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
- Платонов Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб. 1993.
- Поршнев Б.Ф.. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М., 1979.
- Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной.-СПб., 2003.
- Практическая психология образования: Учеб. для студентов вузов / Под ред. И. В. Дубровина. М., 2000.
- Пропп В Л. Морфология сказки. 2-е изд. М. 1969.
- Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
- Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической рвботы/ Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2001.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000.
- Путилова Л. М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии) Автореф. дис. на соиск. Уч. ст. док. Философ. Н. М., 1999
- Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков:
- Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. Т.2.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учеб. для вузов М. 2000.
- Сказка как источник творчества детей. М., 2001.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М., 2002.
- Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества// Сов.этнография. 1982. -№ 1.
- Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: (На материалах этносоциол. обследования г. Киева и Киев.обл.): Автореф. дис. канд.ист. наук. М., 1983.
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. -М.: ЦСО РАО, 1997.
- Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В. С. Собкина М., 1998.
- Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.—М., 2001.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
- Соловьев B.C. Русская идея //Русская идея: Сб. М., 1992.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.
- Старовойтова Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3.
- Старцев Г. Остяки: Соц.-географ, очерк.-JL, 1928.
- Старчаков О.Г. Технические средства моделирования свойств личности // Философские проблемы в криминалистике. Рига. 1969.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. пособие для вузов. -М., 1999.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологических исследований. М., 1993.
- Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983.
- Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психологии.1979.-№ 6.
- Султангалиева Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 68 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис.. канд.психол.наук. Алма-Ата, 1988.
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
- Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме возникновения психических расстройств/УЭтногр. обозрение. 1996. -№ 4.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л., 1972.
- Тимошенко К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о. Беринга): Дис. канд. психол. наук. М., 1996.
- Тишков В, А О феномене этничности // Эгнотр. обозрение. 1997. № 3.
- Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: По материалам Зап. Сибири. -Томск, 1993.
- Топоркова Ж.В. Особенности этнического самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия : на мамтериале исследования детей русских, мордовских и татарских этнических групп: Дис. канд. психол. наук. -М., 1999.
- Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: Традиция и современность. Новосибирск, 1986.
- Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
- Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1995.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.
- Фромм Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «ОНО»: Труды разных лет. Тбилиси, 1991. -Кн. 1.
- Ханс Дикманн. Юнгианский анализ волшебных сказок.-СПб., 2002.
- Хамфри К. Буряты: поиск национальной идентичности. Восток. 1991. № 5.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб., 2000 г.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Чаадаев ПЛ. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., 1992.
- Шатилов МБ. Ваховские остяки.-Тюмень, 2000.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001.
- Эльконин Б.Д. Психологи я развития. М.: 2001.
- Эльконин ДБ. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр -М- Воронеж, 1995.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Эриксон. Детство и общество. СПб, 2000.
- Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999.
- Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. В. С. Собкина М.:Центр социологии образования РАО, 1998.
- Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказках. М., 1996.
- Юнг К.Г. О природе психе. Сборник. М., 2002.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. -Т.4,№ 3−4.
- Erikson ЕА. Memorandum of Identity and Negro Youth // a Way of Looking a Things. Selected Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, 1992.
- Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago: Chicago Univ Press, 1975.
- Park R.E. Race and culture. Glencoe, Free press, 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt Human Migration and the Marginal Man.).
- Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993.
- Taifel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology.-Cambridge: Univ. Press, 1981.