Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями по следующим обоснованиям: центрация на себе или других, и проявляется в равной степени в аффилиативных и антиаффилиативных этнических тенденциях у современного молодого человека (студента). Для студенческой молодежи титульного этноса столичного мегаполиса характерен низкий уровень этнического коллективизма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие этнической идентичности в психологии .11 «
    • 1. Этническая идентичность как психологический феномен: общее понятие
    • 2. Этническая идентичность как проявление социальной сущности личности
    • 3. Этническая идентичность как проявление уникальной сущности личности
  • Глава 2. Развитие этнической идентичности средствами сказкотерапии
    • 1. Методы диагностики этнической идентичности
    • 2. Сказкотерапия как средство развития этнической идентичности
    • 3. Развитие этнической идентичности студентов
  • Глава 3. Результаты анализа диагностики и развития этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии
    • 1. Анализ результатов диагностики этнической идентичности
    • 2. Формирующий эксперимент
    • 3. Анализ эффективности применения сказкотерапевтического тренинга с целью развития этнической идентичности

Развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы обусловлена совокупностью факторов ее научного, социального и прикладного значения. Каждый новый исторический момент, производящий радикальные перестройки отражается на общественной и индивидуальной жизни большей части людей, порождая как субъектов нового типа, соответствующих духу времени, так и маргиналов — людей, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций. В нашей стране на протяжении XX столетия кардинально менялись образно-знаковые системы, перестраивалось и ломалось самосознание людей. В этом случае прерывались сущностные опоры — сложившиеся в нашей истории: граждане зачастую оставались без традиций, без духовных святынь, не помнящими родства. Восстановление в сознании маргинальной части общества традиционных этнических символов (образно-знаковой системы), укрепление эмоциональных связей с природной, предметной и социальной этносредой в условиях нарастающей глобализации современного общества является одним из приоритетных условий, содействующих этнической идентичности личности. Определенный вклад в решение этой проблемы вносит работа с народными сказками. Воздействие сказки на личность заключается в бессознательном и сознательном оживлении традиционных реальностей бытия личности.

Развитие этнической идентичности личности является актуальной проблемой для психологии развития. Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, обостряют проблемы формирования этнической идентичности современного человека, обуславливают необходимость подготовки будущих психологов к практической работе с этническими проблемами. Понимание особенностей собственной этнической идентичности студенческой молодежи и механизмов психологического воздействия сказкотерапии на развитие личности в процессе обучения имеет теоретическое и практическое значение, как в плане достижения позитивной этнической идентичности, личностного роста, самопознания и духовности студентов-психологов, так и для реализации эвристических идей научного поиска в области психологии развития.

Методологической основой исследования выступают общенаучные психологические положения о личности как уникальной сложной и целостной одновременно системе, способной к актуализации, раскрытию творческого потенциалао возможности личностного роста в процессе усвоения и творческого воспроизведения преобразованного субъектом социокультурного опытао значении «помогающего», «поддерживающего» психолого-педагогического влияния в целях содействия гармоничномуэкзистенциальному и функциональному — развитию личности будущего психолога в процессе обучения. Методологическую базу исследования образует системный анализ, культурологический, психодинамический, и феноменологический подходы. В качестве специальной методологии исследования выступает личностно-ориентированный подход.

Теоретической основой исследования являются теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии, к которым относятся: фундаментальные разработки J1.C. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личностипостулаты о структуре психики, выдвинутые К. Г. Юнгомбазовые положения теории социальных репрезентаций, разработанной Э. Дюркгеймом и С. Московичиработы по исследованию этнической идентичности отечественных психологов Б. Г. Ананьева, С. А. Баклушинского, И. С. Кона, Г. Н. Волкова, B.C. Мухиной, Б. Ф. Поршнева, B.C. Собкина, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатовой, В. Ю. Хотинец и др.- исследования этнической идентичности в зарубежной науке таких психологов, как Э. Эриксон, Дж. Мид, Г. Тэжфел, Дж. Тернер, Дж. Девос и др.- работы А. Гнездилова, О. Смирновой, Т. Зинкевич-Евстигнеевой, И. В. Вачкова и др. по сказкотерапии.

Основополагающей для нашего исследования является теоретическая концепция B.C. Мухиной относительно влияния реалий бытия личности на ее самосознание и развитие идентичности. Все выделяемые B.C. Мухиной реалии условий существования человека, (предметный и природный миры, реалии образно-знаковых систем, социального пространства), соотносятся с особенностями этнической идентичности и влияют на ее становление.

Объектом исследования является этническая идентичность.

Предмет исследования: развитие этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии в процессе обучения.

Цель исследования заключается в изучении особенностей этнической идентичности современного молодого человека (студента), а также в обосновании возможностей развития этнической идентичности студентов-психологов средствами сказкотерапии.

В соответствии с выделенным объектом, предметом, целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ изучения проблемы этнической идентичности в отечественной и зарубежной психологии;

2. Выявить и раскрыть психологические механизмы и специфику психологического воздействия сказкотерапии на личность, определить совокупность методов сказкотерапии, пригодных для развития этнической идентичности;

3. Определить совокупность диагностических методик для изучения этнической идентичности, провести ее изучение на студенческой выборке, разработать программу групповой работы, направленную на развитие этнической идентичности студентов-психологов;

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования средств сказкотерапии в целях развития этнической идентичности. Провести обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения: стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями по следующим основаниям: центрация на себе, центрация на других, определяя социальную и личностную сущность человека. Психотехнический инструментарий сказкотерапии может быть использован в процессе вузовской подготовки студентов-психологов как средство целенаправленного психологического воздействия на личность с целью развития этнической идентичности на сознательном и бессознательном уровнях. Сказкотерапия содержит все необходимые предпосылки (импровизационность, мифологичность, недирективность, синкретичность) для осуществления такого воздействия на личность, которое обеспечивает смысловую амплификацию1 этнодифференцирующих и этносоциальных представлений личности.

Методы исследования: аналитические — анализ научных психологических источников по проблеме исследованиядиагностические — тестирование с использованием диагностических методик: методика по изучению типов этнической идентичности Г. У. Солдатовой, методика по изучению аффилиативных этнических тенденций, тест Куна и МакПартленда;

1 Обогащение личностного развития. экспериментальные — констатирующий и формирующий экспериментыстатистические — корреляционный и дисперсионный анализ, метод сравнения средних с помощью t-критерия.

Научная новизна исследования состоит в том, что: обоснованы ориентиры к пересмотру процессов формирования этнической идентичности от корригирующего к развивающемураскрыта сущность этнической идентичности как феномена «самопостроения» личности на основе этнодифференцирующих и этносоциальных представлений в контексте социального бытияпроведен системный анализ* этнической идентичности студенческой молодежи путем разбора психической целостности с учетом сегодняшней поликультурной и социально-экономической ситуации столичного мегаполисаобоснована содержательная специфика этничности, которая структурируется идеалами, ценностями, хронотопами и прототипами этнических сообществобоснована сущность и динамика (этапы развития) этнической идентичности студентов-психологов, реконструируемой в пространстве личностного и социального бытия средствами сказкотерапиивыделены предпосылки эффективности (импровизационность, мифологичность, недирективность, синкретичность) и экспериментально обоснованы возможности сказкотерапии как средства достижения и развития этнической идентичности студентов-психологов в процессе вузовской подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования рассматриваются существенные для психологического развития подходы по изучению этнической идентичности, обосновываются положения, характеризующие психологические механизмы развития этнической идентичности, раскрывается влияние сказкотерапии на развитие структуры этнической идентичности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в реабилитационной работе с беженцами, мигрантами, иностранцами, в межкультурной психотерапии, в тренингах по развитию коммуникативных навыков, в работе с молодежью, в консультативной психологической практике.

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на научную теорию развития этнической идентичности, использованием научных методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием качественных и количественных методов анализа, статистической обработкой данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования отражены в публикациях автора, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Mill У, аспирантских объединениях, на конференциях аспирантов и студентов факультета педагогики и психологии Ml 11 У (Москва, 2002, 2003), межвузовской конференции «Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества» (Москва, 2003). Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинаров по курсам «Психологическое консультирование», «Этнопсихология» на факультете педагогики и психологии Mill У.

Положения, выносимые на защиту: 1. В глубинном плане становления личностных структур и человеческой самости этническая идентичность является результатом когнитивно-эмоционального процесса этнического самоосознавания, которое структурируется сознательными и бессознательными идеалами, ценностями, хронотопами и прототипами этнических сообществ. Содержательные компоненты этнической идентичности (когнитивные, аффективные, поведенческие) определяют социальную и личностную сущность человека.

2. Стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями по следующим обоснованиям: центрация на себе или других, и проявляется в равной степени в аффилиативных и антиаффилиативных этнических тенденциях у современного молодого человека (студента). Для студенческой молодежи титульного этноса столичного мегаполиса характерен низкий уровень этнического коллективизма и этнического индивидуализма, связанный с трансформацией связи личности с традиционными гомогенными условиями жизни, природной, социальной и ценностно-символической средой обитания. Проблемы, связанные с этнической принадлежностью, более характерны для студентов из групп этнических меньшинств, находящихся в ситуации инокультурного окружения, т. е. вызваны изменениями реалий привычного бытия и желанием сохранить традиционную этническую стабильность.

3. В структуре этнической идентичности современного молодого человека (студента) преобладают толерантные и индифферентные этнические установки. Развитие позитивной этнической идентичности предполагает соотношение позитивного образа собственной этнической группы и ценностного отношения к другим этническим группам, повышает внутренние ресурсы функционального Я студентов-психологов, обусловливает их готовность к профессиональной практической деятельности в условиях поликультурной многонациональной среды столичного мегаполиса.

4. Психотехнический инструментарий сказкотерапии может быть использован как средство целенаправленного психологического воздействия на личность с целью развития этнической идентичности на сознательном и бессознательном уровнях. Влияние сформированных архетипов коллективного бессознательного этноса на конкретное индивидуальное бессознательное, их средоточие в народных сказках позволяет использовать возможности народной сказки с целью выявления этих архетипов и развития этнодифференцирующих и этносоциальных представлений.

5. Сказкотерапия содержит все необходимые предпосылки для осуществления такого воздействия на личность, которое может быть признано эффективным, исходя из сложившихся научных критериев эффективности и успешности психологического воздействия. Сознательно актуализируя архетипические образы этноса, «сращивая» разъединенные в процессе эволюции пласты психики на новом качественном уровне, способствуя «проживанию» всех отношений сквозь призму коллективных представлений в символической форме, можно помочь молодому человеку (студенту-психологу) создать условия для развития этнической идентичности.

Организация исследования. Исследование проводилось в г. Москве и г. Улан-Удэ в течение 2001 — 2003 гг. Всего в исследовании приняло участие 180 человек. Возраст участников — от 19 до 26 лет, из них 120 девушек, 60 юношей. В формирующем эксперименте принимало участие 90 студентов-психологов (60 человек — экспериментальная выборка, 30 — контрольная).

Структура диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложениий.

Заключение

.

В высказываниях отечественных и зарубежных авторов звучит тревога по поводу того, что под воздействием глобализации происходит культурная унификация, «макдональдизация», охватывающая практически весь земной шар. Подобная усредненность, выравнивание ведет к исчезновению очагов культурной самобытности, следовательно лишает человечество важнейших источников развития.

Активное внедрение в повседневную жизнь информационнотелекоммуникационных технологий несоизмеримо расширило и ускорило процесс интернализации не только экономических и хозяйственных, но также политических и социокультурных связей. Экран телевизора или монитора позволяет отдельно взятому человеку независимо от его географического местоположения получить доступ к социальному и к4ультурному опыту других народов, познакомиться с традициями и обычаями иных культур. Таким образом, формы видения мира становятся значительно более многообразными, нежели в совсем недавнем прошлом. Несомненно, подобное соприкосновение с иными культурными традициями накладывает свой отпечаток на национальные и религиозные основы жизнедеятельности, стимулирует эрозию традиционных местных, этнических национальных начал, корректирует восприятие культурных архетипов, на которых основано каждое общество. «Связывая людей в громадные наднациональные сообщества с гигантскими ядрами городов и рынками в миллионы человек, информационно-коммуникационные сети побуждают жить и потреблять однотипным образом"1. Так или иначе, но подобные процессы, получившие название информационной и культурной глобализации, формируют в.

1 С. Московичи. Наука о массах. //Психология масс. Хрестоматия.- M., 2001. сознании каждого отдельного человека чувство принадлежности к глобальному мировому сообществу.

Оценка подобных тенденций развития человеческого сообщества весьма неоднозначна. С одной стороны, раздается множество восторженных оптимистических прогнозов о возникновении единой великой культуры человеческой цивилизации на основе общепринятых законов политического и экономического развития. При всей множественности моральных норм, обычаев, привычек, форм поведения, люди, живущие в едином политико-культурном пространстве, нуждаются в неких общих ценностях и законодательных и поведенческих нормах, которые регулируют их жизнь. С другой стороны, эти же процессы порождают весьма пессимистические отзывы о начале культурной гомогенизации человеческого сообщества, так как невозможно гарантировать, что при создании «всеобщих ценностей», по которым будет развиваться человечество, будет налажен равноправный взаимовыгодный культурный диалог.

В данном исследовании выявлено особое значение сказкотерапии как метода психолого — педагогического воздействия, способствующего формированию этнической идентичности. В экспериментальном исследовании получило подтверждение положение об эффективности использования исследуемого метода. Положительная динамика студентов — участников экспериментальной группы является значимой, объективно регистрируемой и субъективно переживаемой.

Результаты проведенных научно-теоретических и эмпирических исследований позволяют сделать выводы о том, что заявленные гипотезы получили подтверждение, как на уровне теоретических выкладок, так и в практической деятельности.

4. Выдвинутое предположение о том, что психотехнический инструментарий сказкотерапии может быть использован как средство целенаправленного психологического воздействия на личность с целью развития этнической идентичности на сознательном и бессознательном уровнях, подтверждается результатами анализа структуры и особенностей самого феномена.

5. Стратегия развития этнической идентичности может быть представлена двумя направлениями, которые могут быть охарактеризованы по следующим обоснованиям: центрация на себе (индивидуализм) или других (коллективизм), и проявляется в равной степени в аффилиативных и антиаффилиативных этнических тенденциях у современного молодого человека. Опыт проведенного диагностического исследования показал низкий уровень этнического коллективизма и этнического индивидуализма (выявленный как в контрольной, так и в экспериментальной группе), связанный с трансформацией связи личности с традиционными гомогенными условиями жизни, природной, социальной и ценностно — символической средой обитания. Проблемы, связанные с этнической принадлежностью, более характерны для этнического меньшинства, находящегося в ситуации инокультурного окружения, т. е. вызваны изменениями реалий привычного бытия и желанием сохранить традиционную этническую стабильность.

6. Этническая идентичность современного молодого человека проявляется с преобладанием позитивной этнической идентичности и этноиндифферентности. Степень позитивной этнической идентичности предполагает соотношение позитивного образа собственно этнической группы и ценностным отношением к другим этническим группам, является условием бесконфликтного существования в условиях поликультурной многонациональной среды.

7. В экспериментальном исследовании получило подтверждение положение о том, что сказкотерапия содержит все необходимые предпосылки для осуществления такого воздействия на личность, которое может быть признано эффективным, исходя из сложившихся научных критериев эффективности и успешности психологического воздействия. Сознательно актуализируя архетипические образы этноса, «сращивая» разъединенные в процессе эволюции пласты психики на новом качественном уровне, способствуя «проживанию» всех отношений сквозь призму коллективных представлений в символической форме, можно помочь каждому человеку создать условия для развития этнической идентичности. Эти результаты значимо подтверждены положительной личностной динамикой участников экспериментальной группы.

Предполагаем, что дальнейшее изучение возможностей «этнической» сказкотерапии позволит использовать данный метод в реабилитационной работе с беженцами, мигрантами, иностранцами, в межкультурной психотерапии, в тренингах по развитию коммуникативных навыков, при проведении разного рода переговоров, производственных совещаний, политических мероприятий, в работе с молодежью, в консультативной психологической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности: (Пробл. методологии теории и исслед. реал, личности). — М- - Воронеж, 1999.
  2. Ю.П. Франц Боас // Институт этнографии: Краткие сообщения. -М, 1946-Вып. 1.
  3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие, изд. МГУ, М.: 1990.
  4. B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований//
  5. Психол. журн.М.:-1988.-Т. 9. № 3.
  6. Г. В. Российское сознание:Историко — психологические очерки. Самара: 1999.
  7. Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»?"//Этногр. обозрение.-1996.-№ 3.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. М.--Воронеж, 1996.
  10. Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А. А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
  11. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  12. П.Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. -М., 1997.
  13. А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  14. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В.С.Собкина-М., 1998.
  15. С.А., Орлова КГ. Особенности формирования этническойидентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В. С. Собкина. -М., 1998.
  16. С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь.-М., 1990.
  17. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка . М.: Воронеж- - 2000.
  18. А.А. Культура и личность. —М., 2001.
  19. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  20. Т.С. Психологической исследование социальной идентичности личности. В кн. Социальная идентификация личности. -М.: 1993.
  21. Н.А. Судьба России: Избр. произведения. Ростов на / Д, 1997.
  22. Р. Что такое «Я» концепция // Психология самосознания. -Самара, 2000.
  23. А.А. Психология о личности.- М., 1988.23 .Бороноев А. О., Павленко В Л. Этническая психология. СПб.- 1994.
  24. Ю.В. Очерки теории этноса. -М.- 1983.
  25. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев., 1997.
  26. .Е. Этичность: в поисках парадигмы изучения // Этногр. обозрение.1998.-№ 4.
  27. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  28. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб, заведений М., 1999.
  29. И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники:
  30. Учебное пособие. -М., 2001.
  31. КВ. Сказкотерапия. -М.-2001.
  32. Г. Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности // Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар.науч. -практ. конф.,-М., 1997.
  33. В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998.
  34. JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Педология, М., 1928.№ 1.
  35. JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. — Т. 2.
  36. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982 -1984. Т. 1 -6.
  37. Е.М. Этническая идентичность подростков из национальносмешанных семей: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993.
  38. Р. Психотерапия детских проблем. СПб., 2002.
  39. .С. Менталитет и образование. М., 1997.
  40. . Приложение Б.: Статистика и обработка данных // Что такое психология: В 2 т. М., 1992.-Т.2.
  41. Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.
  42. А.Я. Категории средневековой культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1984.
  43. Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. -М, 1994.
  44. Э. Представления индивидуальные и коллективные // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.
  45. М.Н. Психолого -педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2002.
  46. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб. пособие.-М., 1997.
  47. К.Ф. Религия югорских народов. Томск, 1995. -Т.2.
  48. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
  49. А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Сов. этнография .-1977.-№ 3.
  50. Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива) М., 1988.
  51. Кон И. С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.- -Воронеж, 1999.
  52. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.5 5. Косвен М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала//Сов. этнография. -1946. -№ 2.
  53. М. Культурно -историческая психология : наука будущего. — М., 1997.
  54. В.Г., Деркач А. А. Этнопсихология. Теория и методология.- М., 1992.
  55. А.М. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народностей Севера: (На материале изучения школьниковсаами): Дис. канд.психол.наук. М. 1988.
  56. Л.Г. Югра. Дек. 1999.-№ 13.
  57. МА. Этика и этикет хантов. Томск, 1998.
  58. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие М., 1999.
  59. Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. жур. -1989.-Т.10, № 2.
  60. Г. Психология толп // Психология толп М., 1999.
  61. М.Г. Антропологические типы Сибири и их генезис // Доклад Сов. делегации на V Международном конгрессе антропологов и этнографов. -М., 1956.
  62. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
  63. Леви -Строе К. Структурная антропология.- М., 2001.
  64. В.П., Панкова Н. Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых//Сов. этнография. -1973.-№ 5.
  65. А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ, пособие. М., 1998.
  66. А.А. Личность как историко-этническая категория // Сов.этнография. -1981. № 3.
  67. А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия.-Самара, 1999.-Т. 2.
  68. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим. психол. исслед. М., 1974.
  69. С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов.-М. 1998.
  70. Г. И. Модель становления идентификации // Журн. практ.психологии.-1996.-№ 6.
  71. И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии.-СПб. 1997.
  72. Франц, Мария -Луиза фон Психология сказки. Толкование волшебных сказок. СПб., 1998.
  73. Т.М., Перепелкин JI.C. Этнология. Народы России: История и современное положение: Учеб. пособие. М. 1997.
  74. В.К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.
  75. B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М.- -Воронеж, 1996.
  76. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М., 1988.
  77. Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. Н. Гемуев. Новосибирск. 1990.
  78. Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. М., 2000.
  79. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1−2.83 .Мудрик А. В. Введение в социальную педагоги^. М, 1997.
  80. А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
  81. B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000.
  82. B.C. Детская психология. М., 1999.
  83. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  84. B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психол. жур. -1988.-Т.9,№ 4.
  85. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.- Воронеж. 1999.
  86. Мы сограждане (СМИ и общество). — Том 2./Под общей ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд — во «Бонфи», 2002.91 .На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. — М., 2000.
  87. А.С. Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей Русского Севера) Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 2001.
  88. В.П., Таглин С. А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков, 1992.
  89. С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Авореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 2001.
  90. Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СП., 2002.
  91. В.Ф. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов : лики толерантности и нетерпимости.—М, 2000.
  92. А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996.
  93. . Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
  94. Ю.П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб. 1993.
  95. Поршнев Б.Ф.. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.
  96. .Ф. Социальная психология и история, М., 1979.
  97. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной.-СПб., 2003.
  98. Практическая психология образования: Учеб. для студентов вузов / Под ред. И. В. Дубровина. М., 2000.
  99. Пропп В Л. Морфология сказки. 2-е изд. М. 1969.
  100. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
  101. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической рвботы/ Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2001.
  102. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара, 2000.
  103. Путилова Л. М. Сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии) Автореф. дис. на соиск. Уч. ст. док. Философ. Н. М., 1999
  104. О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков:
  105. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.
  106. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  107. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. Т.2.
  108. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учеб. для вузов М. 2000.
  109. Сказка как источник творчества детей. М., 2001.
  110. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. М., 2002.
  111. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества// Сов.этнография. 1982. -№ 1.
  112. И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: (На материалах этносоциол. обследования г. Киева и Киев.обл.): Автореф. дис. канд.ист. наук. М., 1983.
  113. B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. -М.: ЦСО РАО, 1997.
  114. B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В. С. Собкина М., 1998.
  115. Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.—М., 2001.
  116. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  117. B.C. Русская идея //Русская идея: Сб. М., 1992.
  118. А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972.
  119. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3.
  120. Г. Остяки: Соц.-географ, очерк.-JL, 1928.
  121. О.Г. Технические средства моделирования свойств личности // Философские проблемы в криминалистике. Рига. 1969.
  122. Т.Г. Этнопсихология: Учеб. пособие для вузов. -М., 1999.
  123. Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологических исследований. М., 1993.
  124. В.В. Самосознание личности. М. 1983.
  125. Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психологии.1979.-№ 6.
  126. .К. Особенности социального поведения трудных детей 68 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис.. канд.психол.наук. Алма-Ата, 1988.
  127. Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  128. А.В. Этнофункциональный подход к проблеме возникновения психических расстройств/УЭтногр. обозрение. 1996. -№ 4.
  129. Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л., 1972.
  130. К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о. Беринга): Дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  131. Тишков В, А О феномене этничности // Эгнотр. обозрение. 1997. № 3.
  132. Н.А. Проблемы этнической истории: По материалам Зап. Сибири. -Томск, 1993.
  133. .В. Особенности этнического самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия : на мамтериале исследования детей русских, мордовских и татарских этнических групп: Дис. канд. психол. наук. -М., 1999.
  134. П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: Традиция и современность. Новосибирск, 1986.
  135. Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
  136. .Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  137. Э. Бегство от свободы. М., 1989.
  138. Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  139. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // «Я» и «ОНО»: Труды разных лет. Тбилиси, 1991. -Кн. 1.
  140. Ханс Дикманн. Юнгианский анализ волшебных сказок.-СПб., 2002.
  141. К. Буряты: поиск национальной идентичности. Восток. 1991. № 5.
  142. В.Ю. Этническое самосознание СПб., 2000 г.
  143. Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  144. ПЛ. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., 1992.
  145. МБ. Ваховские остяки.-Тюмень, 2000.
  146. Г. Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989.
  147. Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001.
  148. .Д. Психологи я развития. М.: 2001.
  149. ДБ. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр -М- Воронеж, 1995.
  150. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  151. Эриксон. Детство и общество. СПб, 2000.
  152. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999.
  153. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI. / Под ред. В. С. Собкина М.:Центр социологии образования РАО, 1998.
  154. Юнг К.Г. К феноменологии духа в сказках. М., 1996.
  155. Юнг К.Г. О природе психе. Сборник. М., 2002.
  156. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. -Т.4,№ 3−4.
  157. Erikson ЕА. Memorandum of Identity and Negro Youth // a Way of Looking a Things. Selected Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, 1992.
  158. Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago: Chicago Univ Press, 1975.
  159. Park R.E. Race and culture. Glencoe, Free press, 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt Human Migration and the Marginal Man.).
  160. Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993.
  161. Taifel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology.-Cambridge: Univ. Press, 1981.
Заполнить форму текущей работой