Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности военно-профессиональной адаптации и психического здоровья иностранных военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психофизиологическую экспертизу лиц, прибывших на обучение в в ВОУ ВПО узы МО РФ. При этом под психофизиологической экспертизой следует понимать комплекс мероприятий по исследованию и оценке характеристик физического развития, познавательных психических процессов, психологических И' социокультурных особенностей курсантов специальных факультетов. Такая экспертизапозволит с одной стороны — оценить… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    • 1. 1. Профессиональный отбор и профессионально важные качества курсантов
    • 1. 2. Функциональное состояние организма и успешность обучения в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования
      • 1. 2. 1. Напряжение регуляторных систем и функциональные резервы организма как характеристики процесса военно-профессиональной адаптации
      • 1. 2. 2. Состояние регуляторных систем организма как показатель компенсаторных реакций
    • 1. 3. Динамика функционального состояния и физиологической^ стоимости деятельности в процессе военно-профессиональной адаптации
    • 1. 4. Донозологические психические расстройства в структуре нарушений военно-профессиональной адаптации
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация, структура и объём исследования
    • 2. 2. Характеристика методик исследования
      • 2. 2. 1. Методики оценки состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и физического развития
      • 2. 2. 21. Методики оценки познавательных психических процессов
      • 2. 2. 3. Методики оценки индивидуальных психологических свойств
      • 2. 2. 4. Методика оценки военно-профессиональной направленности
      • 2. 3. 5. Клинико-психопатологическое обследование
      • 2. 2. 6. Методики оценки внешнего критерия
      • 2. 2. 7. Методики статистической обработки данных исследования
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

3.1. Анализ психофизиологических показателей военно-профессиональной адаптации и характеристика* психического здоровья курсантов специальных факультетов, обучающихся в воен-¦ ных образовательных учреждениях высшего, профессионального-образования Министерства обороны- Российской-* Федерации, в начальном периоде обучения.

3.2. Физиологическая стоимость учебной? деятельности* как показатель качества военно-профессиональной?адаптации курсантов специальных факультетов.

3.3. Проведение испытаний и. оценка. эффективности разработанных критериевшсихофизиологической диагностики качества военно-профессиональной адаптации.

3.4'. Динамика показателей-стоимости деятельности как. характеристика процесса военно-профессиональной адаптации- курсантов. специальных факультетов.

3.5. Оценка эффективности психотерапевтической экспресс-коррекции психофизиологических показателей и психического состояния курсантов специального факультета Военно-медицинской академии.

Особенности военно-профессиональной адаптации и психического здоровья иностранных военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (ВОУ ВПО МО РФ) осуществляют подготовку военнослужащих иностранных армий более чем по шестистам специальностям и специализациям. В военных академиях, университетах, институтах и их филиалах готовят офицеров с высшим военно-специальным образованием, предназначенных для замещения первичных офицерских должностей* от уровня командира взвода до командира батальона со сроками обучения.4−6 лет.

Приём иностранных военнослужащих в ВОУ ВПО МО РФ’осуществляется на основе' межправительственныхсоглашений, контрактов, — и заявок национальных военных командований, инструкции «Об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и> организациях Вооружённых Сил Российской» Федерации". В соответствии с этими документами:

— списки кандидатов на обучение формируются национальными военными командованиями и направляются-в МО РФ;

— кандидаты должны, прибыть в ВОУ ВПО МО РФ’К установленным срокам, имея при себе копию документа об образовании, медицинское заключение о состоянии здоровья, сертификат на СПИД и некоторые другие документы.

Основным недостатком сложившейсясистемы комплектования ВОУ ВПО МО РФ иностранными военнослужащими-является, отсутствием ходе-отбора кандидатов национальными’приёмными комиссиями оценки их профессиональной пригодности по психологическим и психофизиологическим характеристикам.

Между тем, обучение в< любом военном образовательномучреждении сопряжено с повышенными умственными, физическими и психоэмоциональными нагрузками, требует длительного периода военно-профессиональной адаптации (Андреева Д. А, 1973; Вязицкий П. О. с соавт., 1988; Новиков B.C. и др., 1997; Камышев А. А., 1999). Кроме этих традиционных для обучения факторов, для иностранных военнослужащих существенными являются ещё и проблемы акклиматизации, социокультурные влияния, выработка иных поведенческих стереотипов (ШабданбековЭ.Ж., 2002), преподавание им учебных дисциплин на неродном (русском) языке и т. п.

Опыт, накопленный в системе профессионального психологического отбора (IUL10) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) свидетельствует, что отсутствие необходимых профессионально важных качеств, обеспечивающих успешность обучения (или их низкий уровень), отрицательно влияет на процесс военно-профессиональной адаптации курсантов. В настоящее время до 20−30% военнослужащих из числа нового пополнения^ МО РФ не способны быстро адаптироваться к условиям военной службы и, как правило, нуждаются во врачебном наблюдении и диспансерном учёте (Новиков B.C., Боченков А. А, 1997; Костюк Г. П., 2008). Такие военнослужащие, особенно на начальных этапах воинской службы, предъявляют большое количество психосоматических жалоб, для них характерен высокий уровень психоэмоционального напряжения, неадекватные межличностные взаимоотношения в воинских коллективах, зачастую приводящие к чрезвычайным происшествиям (Курасов Е.С., 2005). Анализ эффективности мероприятий ППО убедительно свидетельствует о значительной роли психологических характеристик личности для успешного обученияи последующего эффективного выполнения задач профессиональной деятельности (Кудрин И.Д., Решетников М. М., 1986; Кулаги" Б.В. и др., 1988). Совершенствование учебно-воспитательного процесса в ВОУ ВПО МО’РФ предполагает использование научно обоснованных методов изучения «человеческого фактора» и практического применения результатов, такого изучения в современных условиях (Боченков?А.А. и др., 2002).

Профессиональный психологический отбор как комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование вооружённых сил, занимает значительное место в общей системе профессионального отбора кандидатов к обучению в военных образовательных учреждениях, что обусловлено его высокой практической и экономической целесообразностью.

В Военно-медицинской академии (ВМА) мероприятия по ППО проводятся с 1986'года. Накопленный опыт свидетельствует о том, что лиц, признанных по результатам 1ШО «условно пригодными» к обучению, как правило, отчисляют по неуспеваемости, недисциплинированности и ряду других причин, в том числе в связи с нервно-психической дезадаптацией. Их число составляет от 18% до 40% в течение первых двух лет обучения. В то же время, из числа. лиц, признанных пригодными к обучению11 и II’категории профессиональной пригодности) — число отчисленных не’превышает 3%-5%. Естественно, отчисление курсантов в процессе обучения, приносит значительные экономические потери, поскольку затраченные на их подготовку и содержание финансовые средства не окупаются. И' наоборот, высокая прогностичность методов, профессионального психологического* отбора позволяет экономить значительные средстваза счёт снижения аварийности, заболеваемости, повышения скорости и качества обучения. Повышается эффективность процесса обучения* в целом.

К сожалению, в соответствии* с действующими руководящими" документами и межправительственными соглашениями, ВОУ ВПО МО' РФ лишены возможности проводить мероприятия профессионального психологического отбора иностранных военнослужащих. Это. привело к тому, что по интегральной оценке результатов. ППО лишь 5,3% курсантов иностранных армий (Шаб-данбеков Э.Ж., 2003) были отнесены к Ъ категории профессиональной пригодности, тогда как к IV категории — около 31% курсантов. Число российских курсантов, отчисленных из образовательных учреждений, составляет около' 16%, курсантов^ зарубежных армий — 31%. Между тем, граждане Российской! Федерации, отнесённые к IV категории профессиональной пригодности, вообще не могут быть приняты на обучение в военные образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации.

Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса при подготовке иностранных военнослужащих в ВОУ ВПО МО РФ невозможно без создания действенной системы психофизиологических мероприятий, которая, на наш взгляд, должна включать:

1. Психофизиологическую экспертизу лиц, прибывших на обучение в в ВОУ ВПО узы МО РФ. При этом под психофизиологической экспертизой следует понимать комплекс мероприятий по исследованию и оценке характеристик физического развития, познавательных психических процессов, психологических И' социокультурных особенностей курсантов специальных факультетов. Такая экспертизапозволит с одной стороны — оценить (спрогнозировать) возможности успешного обучения иностранных военнослужащих согласно учебным планам и программам военно-учебных заведений МО-РФ! G другой'-выделить так называемую «группу риска» — военнослужащих со сниженным уровнем развития познавательных психических способностей, нервно-психической5 устойчивости, адаптационных возможностей личности и специальных качеств.

2. Психофизиологическое сопровождение учебной деятельности курсантов с определением конкретных мероприятий медицинского, психолого-педагогического и воспитательного характера, направленных на оптимизацию адаптационных процессов иностранных военнослужащих к условиям обучения в ВОУ ВПО МО РФ. Такое системное, многоэтапное и длительноеизучение динамики психофизиологических детерминант адаптации, своевременное и комплексное применение коррекционных мероприятий иностранных военнослужащих позволит существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в ВОУ ВПО МО РФ.

Цель исследования: научное обоснование и разработка, системы психофизиологических мероприятий обеспечения учебно-воспитательного процесса для повышения его эффективности и предотвращения нервно-психической дезадаптации курсантов специальных факультетов в военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ психофизиологических характеристик и состояния психического здоровья курсантов специальных факультетов. военных образовательных учреждений МО РФ’и курсантов — граждан Российской Федерации.

2. На основе анализа критериев^ачества военно-профессиональной адаптации разработать прогностическую математическую’модель оценки функционального состояния курсантов специальных факультетов.

3. Исследовать динамику показателей функционального состояния с учётом стоимости учебной деятельности’в группах курсантов с различным качеством военно-профессиональной-адаптации.

4. Оценить эффективность психотерапевтических методов экспресс-коррекции функционального состояния курсантов специальных факультетов с признаками нервно-психической дезадаптации на начальных этапах обучения.

5. Провести испытания разработанной системьг психофизиологических мероприятий обеспечения учебно-воспитательного процесса курсантов специальных факультетов и оценить её эффективность.

Объектом исследования стали курсанты первых курсов специальных факультетов ВОУ ВПО МО РФ, расположенных в г. Санкт-Петербурге (п=127), курсанты, первого курса специального факультета (п=42) и факультетов подготовки врачей (п=331) Военно-медицинской академии им. С. М! Кирова:

Предмет исследования: изучались характеристики физического, развития, физиологические показатели, познавательные психические процессы, личностные особенности и уровень психического здоровья курсантов, исследовалась динамика перечисленных характеристик в процессе военно-профессиональной адаптации к обучению.

Научная новизна исследования.

Впервые проведен сравнительный анализ психофизиологических характеристик и уровня психического здоровья курсантов спецфакультетов — военнослужащих иностранных армий и курсантов — граждан Российской Федерации в начальном периоде военно-профессиональной адаптации к обучению в ВОУ ВПО МО РФ. Показано, что военно-профессиональная адаптация курсантов спецфакультетов, имеет ряд значительных особенностей. Наиболее выраженные различия выявлены в значениях показателей, характеризующих психологический и социально-психологический уровни военно-профессиональной* адаптации. Количество лиц с низкойнервно-психической устойчивостью и до-нозологическими формами психических расстройств среди курсантов специальных факультетов в 3−7 раз превышает аналогичный показатель принятых на обучение граждан Российской Федерации.

Установлен характер взаимосвязи успешности военно-профессиональной* адаптации с физиологическими характеристиками, показателями, уровняюбще-го интеллектуального' развития1 и личностными* особенностями, курсантов спецфакультетов. военных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга в начальном периоде обучения. Впервые разработаны критерии оценки качества-военно-профессиональной, адаптации на физиологическом, психологическом и социально-психологическом уровне.

Разработана прогностическая* модель («решающее правило»), интегрально характеризующая функциональное состояние курсантов, спецфакультетов в процессе их военно-профессиональной" адаптации. Исследована динамика показателей. функционального состояния^ организма* курсантов спецфакультета, обучающихся в^ВМА.

Впервые на курсантах спецфакультета ВМА, испытывающих затруднения на социально-психологическом уровне военно-профессиональной адаптации, апробированы психотерапевтические методики экспресс-коррекции функи ционального состояния и оценена их эффективность.

Теоретическая и практическая значимость.

Результаты исследования обосновывают необходимость создания системы психофизиологических мероприятий обеспечения-учебного процесса иностранных военнослужащих для успешного обучения по планам и программам ВОУ ВПО МО РФ. Выделен комплекс наличных характеристик функций и качеств, необходимых для динамического наблюдения закурсантами в процессе их обучения на первом курсе спецфакультета ВМА.

Практическая реализация.

Полученные данные используются в деятельности начальников курсов и руководства спецфакультета ВМА, процессе профессионально-психологического сопровождения курсантов, вучебно-воспитательном процессе подготовки, врачей накафедревоенной психофизиологии. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с проблемными"планами, научных-работ кафедры военной психофизиологии и психиатрии-ВМА.

Апробация.

Отдельные материалы исследования были доложены на итоговой конференции военно-научного общества слушателей 1-го факультета и клинической ординатуры ВМА (2003 г., Санкт-Петербург) — всероссийской научной конференции «Психофизиология профессиональной деятельности человека» (ноябрь 2004 г., г. Санкт-Петербург) — заседаниях секции физиологии труда Санкт-Петербургского общества физиологов, биохимиков, фармакологов* им. И. М. Сеченова (2004 г., 2005 г., Санкт-Петербург), II съезде военных врачей медико-профилактического • профиля «Современные проблемы военной профилактической медицины, пути их решения и перспективы развития. Второй съезд военных врачей медико-профилактического профиля Вооруженных Сил Российской Федерации» (2006 г., Санкт-Петербург), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии» (2009 г., Санкт-Петербург).

В ходе исследования проверяли гипотезу о взаимосвязи, успешности обучения и заболеваемости иностранных военнослужащих, обучающихся в ВОУ ВПО МО РФ, со степенью соответствия уровня развития их физиологических характеристик, познавательных психических способностей, уровня нервно-психической устойчивости и адаптационных возможностей личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Успешность военно-профессиональной адаптации курсантов первого года обучения на спецфакультетах военных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга устойчиво < связана с уровнем развития их физиологических характеристик, познавательных психических способностей, уровнем их нервно-психической устойчивости и адаптационными возможностями < личности, мало зависит от уровня их военно-профессиональной направленности.

2. Внедрение в учебно-воспитательный' процесс психофизиологических мероприятий, включающих психофизиологическую экспертизу, психофизиологическое сопровождение и психотерапевтическую экспресс-коррекцию позволит существенно"повысить эффективность подготовки, предотвратит развитие дизадаптационных нарушений и донозологических форм нервно-психических расстройств у иностранных военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

ВЫВОДЫ:

1. По сравнению с курсантами: факультетов подготовки врачей ВМА среди иностранных военнослужащих, проходящих обучение на специальных факультетах военных образовательных учреждений Российской5 Федерации, большую долю (до 40%) занимают лица, условно имеющие IV категорию профессиональной пригодности, которые на начальном этапе обучения переносят донозологические формы психогенных расстройств. Развитие психогенных расстройств у курсантовшо=всех случаях способствовало' снижению их мотивации к дальнейшему обучению®ВОУ ВПО’МО РФ:

2. Клиническое своеобразие психогенных проявлений: определяется сочетанием- «внутренних» (биологических, личностно-типологических) и, «внешних» (психотравмирующих, — социально-психологических, профессионально-бытовых) факторов, специфическихдля? каждого военногообразовательного учреждения и определенного периода обучения. При этом наибольший вес (2748%) в снижение профессиональной? работоспособности курсантов— специальных факультетов-вносят психологические и социально-психологические особенности их личности, а динамика психогенных расстройств наименее благоприятна при сочетанном действии нескольких факторов различной природы.

3. Разработанные в исследовании-регрессионные модели позволяют досл товерно прогнозировать успеваемость (R — 0|52,.R = 0,27, при р:< 0,05, D = 76%) и заболеваемость (R = 0,48, R? = 0−23, при р < 0,05, D = 72%). курсантов специальных факультетов.

4. Предложенные: в^работе общий-и-частные показатели стоимости учебной!: деятельности являются интегральными динамическими критериями* качества военно-профессиональной адаптации. Они позволяют динамически оценивать процесс адаптации: и своевременно: выделять, группы трудно адаптирующихся курсантов, пофизиологическим, интеллектуальными психологическим показателям;

5. Проведение мероприятий психофизиологической коррекции с использованием методик рациональной психотерапии, активной и пассивной мышечной релаксации позволяет оптимизировать процесс военно-профессиональной адаптации курсантов специальных факультетов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Методики оценки физиологических показателей (рост, масса тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление), тесты познавательных психических процессов (аналогии, числовые ряды, арифметический счёт, зрительная память, образное мышление, вербальная память, установление закономерностей) и психологических особенностей личности (MJIO «Адаптивность», СМИЛ) должны быть использованы для проведения психофизиологического обследования курсантов специальных факультетов в начальном периоде военно-профессиональной адаптации.

2. Предложенные в работе общий и частные показатели стоимости учебной деятельности рекомендуется использовать как интегральные динамические критерии качества военно-профессиональной адаптации.

3. Организация и проведение психокоррекционных мероприятий на спецфакультетах военных образовательных учреждений должны осуществляться с учетом результатов обследования в объеме профессионального психологического отбора, личностно-типологических особенностей курсантов, а также специфики профессионально-бытовых условий, служебных и учебных нагрузок.

4. Для оптимизации процесса военно-профессиональной адаптации-рекомендуется с группой трудно адаптирующихся курсантов специальных факультетов, выявляющих признаки нервно-психической неустойчивости, проводить мероприятия психофизиологической коррекции с использованием. методик рациональной психотерапии, активной и пассивной мышечной релаксации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Психологические проблемы послевоенной адаптации ветеранов Афганистана // Психол. журн. 1992. — Т.13, № 1. -С.131−134.
  2. B.C., Капустин К. Г., Виноградова О. В. Физиологические механизмы работоспособности // Физиология трудовой деятельности. -СПб.: Наука, 1993. С. 62−83.
  3. Л.П. Адаптация и дизадаптация с позиции патологии // Клин, медицина. 1974, № 5. — С. 3−15.
  4. Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990. — 239 с.
  5. Айрапетянц-М:Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и в клинике. — М.: Наука, 1982. — 272' с.
  6. Ю.А. Начальные проявления невротических расстройств // Клин, медицина. 1988. — Т.66, № 9. — С.58−65.
  7. . Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.: Зевс- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 576 с.
  8. Ю.А. Пограничные психические расстройства. -М.: Медицина, 2000. 496 с.
  9. Ю.А. Состояния психической дизадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. — 272 с.
  10. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1992. — № 2. — С.5−10.
  11. Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. Л.: ЛГУ, 1973. — С. 62−69.
  12. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.-С. 5−61.
  13. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности //Избранные труды.- М.: Наука, 1979.- 454 с.
  14. М.В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина- 1977.- 335 с.
  15. Апчел В Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессустойчивость человека. -СПб.: ВМедА, 1999. 86 с.16: Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. P.M., Берсенева А. П., Бакунин В. К. Оценка- эффективности профилактических мероприятий? на основе измерения адаптационного потенциала .системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации, 1987, № 8, с. 6−10-
  17. P.M. К проблеме оценки напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. — Новосибирск: Изд-во АН СССР, 1974. Т. 1. — С. 44.
  18. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  19. В. В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. дис.. докт. мед. наук М., 1982. — 41 с.
  20. Березина Ф: Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека: JE: Наука, 19 881- 269 с.
  21. Г. Ф. К методике оценки функционального. состояния сердечно-сосудистой системы студентов // Теория и практика физ. культуры.- 1993.- № 11−12.-С. 29−30.
  22. А.А. Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983'. — 245 с.
  23. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. — 167 с.
  24. А.А. Личность и общение // Междунар. пед. акад. 2-е изд., перераб. — М., 1995. — 326 с.
  25. А.А. Мотивация личности: Феноменология, закономерности, механизмы формирования. М.: Б. и., 1982. — 120 с.
  26. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1981.-С. 3−26.
  27. А.В. Рабочая книга психолога внутренних войск // Главное командование ВВ МВД России. М., 1997. — С.23.
  28. М. Стресс в условиях труда // Иностранная психология. 1994. — Т. 2, № 1. — С. 44−50.
  29. А.А., Находкин Г. В., Горбунов А. Н., Воронков М. В. Психологическая экспертиза курсантов младших курсов СПб.: ВМедА, 2002.21 с.
  30. А.А., Чермянин С. В., Булыко В. И. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов // Воен.-мед. журн. 1994. — № 11. — С. 41−46.
  31. А.П. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности военнослужащих на основе математической модели нечёткой нейронной сети: Дис.. канд. мед. наук. СПб, 2005. — 205 с.
  32. С.В. Разработка диагностического алгоритма ранней диагностики невротических расстройств для массовых профилактических исследований: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Тарту, 1989. — 16 с.
  33. С.В. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. JL: МО. 1987. — 140 с.
  34. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991-. — С. 103−126.
  35. М.Я., Ильинич1 В.И. Физическая культура работников умственного труда.- М.: Знание, 1987. — 93 с.
  36. М.Я., Карповский Г. К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теор. и практ. физ. культ. 1984. № 10. — G. 39−42.
  37. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 3−28:
  38. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 285 с.
  39. С.А., Онкина Т. А. Психологический профотбор судовых специалистов как фактор профилактики аварийности-морских судов // Медико-физилогические4аспекты реабилитации плавсостава. Рига, 1990. -С. 77−80.
  40. А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л.: Наука, 1981. -155 с.
  41. Т.А., Иовлев Б. В., Ковригина Д. А., Сенатова С. В., Челко-ва О.Ю. Экспериментальные системы в психодиагностике: Методология проектирования и модель для MMPI // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1994. — № 2. — С. 67−73.
  42. П.О., Дьяконов М. М., Ендальцев Б. В. Адаптация^ условиям. военной службы и профилактика дезадаптационных расстройств (со-общ. 2-е) //Воен.-мед.журн. 1988. — № 10. — С.48−52.
  43. Т.В. Учебная деятельность нее средства. М.: Б.и., 1988. 46с.
  44. И.Л. Экспериментальное обоснование прикладной направленности физического воспитания и интегральной оценки его результатов в условиях вуза: Автореф. дис.. канд. мед. наук Л.: ГДОИФК, 1980. — 21 с.
  45. А.А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1973. — 143 с.
  46. И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. -С. 62−81.
  47. В.А. Катамнестическое исследование оценки состояния психического здоровья кандидатов в высшее военное учебное заведение: Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 1993. — 24 с.
  48. В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозр. психиат. и мед. психол., 1993. Т. 3. — С. 34−45.
  49. И.Н. Методическое обеспечение массовых психопрофилактических обследований, проводимых в целях диспансеризации // Теория и. практика диспансеризации в неврологии и психиатрии. Л.*, 1988. — С. 100 104.
  50. А.Т. Уровни психического здоровья и" показатели гуморального иммунитета и неспецифической резистентности в динамике у военнослужащих срочной службы: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1993.-23 с.
  51. И.В. Проблемы причинности в медицине. М., 1962. -93 с.
  52. Д.М., Ратнер Е. М., Евлампиева М. Н. Оценка тяжести труда при физических работах с выраженным нервно-эмоциональным напряжением // Физиология человека. 1982. — Т.8, № 4. — С. 660−664.
  53. Д.П., Орлов Д. А., Самусенко И. Л. Функциональные психологические отклонения у 15-ти и 17-ти летних учащихся: социально-медицинские и психологические аспекты. М., — 2008. — 144 с.
  54. Е.А., Лихачева О. А., Дударова Н. С. Некоторые методические приемы изучения утомления // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1975. — № 5. — С. 47−49.
  55. Е.А., Хухлаев В. К. Интегральная оценка работоспособности при физическом и умственном труде. М.: Экономика, 1976. — 76 с.
  56. Т.Г., Тарасов К. Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. М.: Медицина, 1976. — 148 с.
  57. В. В., Кудрин И. Д., Кудрин А. И., Маклаков А. Г., Чермя-нин С. В. Преморбидные пограничные состояния в экстремальной^медицинеэкстремальной психологии СПб., 2003. — 234 с.
  58. В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности. -Минск: Высш. шк., 1990. 119 с.
  59. В.П., Сулимо-Самуйлло З.К. Методы исследования в физиологии труда. Л.: Изд-во ВМедА, 1991. — Г10 с.
  60. Г. К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993, № 7. -С. 23−24.
  61. Закон Российской Федерации, «О физической культуре и спорте в Российской5Федерации». -М., 1999.
  62. Зараковский Г. М!, Савченко- В. И. Психофизиологический анализ мотивации достижения и избегания в трудовой деятельности // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 9. — С. 81−90.
  63. М.М., Личко А. Е., Смирнов В.М- Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Б: и, 19 831 88 с.
  64. Э.М., Литвинова Н. А., Коробецкая' О.Н. Оценка' показателей психофизиологического^ биоритмологического- ж гормонально-метаболического статуса приадаптациишюдейяк операторскому труду // Физиология человека:-1981=.-Т. 15- № 1.-С. 167−170^
  65. Казначеев^ ВШЙ Современные1 аспекты^ адаптации: Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  66. Казначеев- В .П., Баевский P.M., Берсенева А. П., Донозологическая диагностика в практике массовых обследований- населения. Л.: Медицина, 1980. — 207 с.
  67. В.П., КазначеевС.В: Адаптация и-конституция человека.- Новосибирск: Наука, 1986. 118 с.
  68. Камышев/ А.А. Военно-профессиональная? адаптация: курсантов к условиям обучения в военно-медицинском вузе. Дисс.. канд. психол. наук.- СПб.: ЛГОУ, 1999: — 153 с.73'. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  69. Клиорин А: И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституциях человека. Л.: Наука, 1979. 164 с.75• Ковалев В: И. Мотивы поведения-и деятельности. М.: Наука- 1988: -201 с. «
  70. , В. А. Закономерности динамики профессионально важных качеств военных врачей, в процессе профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук. СПб, 2001. — 555 с.
  71. А.П. Социально-педагогическая адаптация иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. мед. наук М., 1997. — 24 с.
  72. С.А. Особенности’транзиторных расстройств личности у военнослужащих по призыву, на Северном» флоте (клиника, диагностика, военно-врачебная экспертиза): Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 2004. -24 с.
  73. Г. П. Система психопрофилактической работы в Военно-Морском Флоте: Автореф. дис.. докт. мед. наук СПб., 2008. — 44 с.
  74. Г. И., Рудой И. С. Нервно-психическая-неустойчивость у военнослужащих срочной службы: Лекция-для* слушателей / Воен.-мед. акад. Л.: Б.и., 1984. — 28! с.
  75. И.Д., Решетников’М.М. Современное состояние и> проблемы, профессионального отбора военнослужащих // Воен: мед. журн. — 1986. — № 12. — С. 40 — 43.
  76. В.В. Адаптационные реакции у призывников' и военнослужащих срочной службы (клинико-психопатологический анализ): Авто-реф. дис.. канд. мед.наук. -М., 1989. 19 с.
  77. Куликов В. В'., Фадеев А. С. Некоторые особенности клиники и динамики невротических расстройств у военнослужащих // Война и психическое здоровье. СПб., 2002. — С.93 — 97.
  78. Н.Д. О психиатрических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  79. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний* человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  80. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1981. — 109 с.
  81. Литвинцев-С.В., Чермянин С. В., Маклаков А. Г. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих // Морск. мед. журн. 1997. — № 3. — С. 5−8.
  82. Марищук В: Л., Блудов.Ю.Н., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. — 189 с.
  83. В.И. Методологические аспекты изучения функционального состояния // Методические проблемы обработки медико-биологической" информации. Л.: Наука, 1983. — С. 23'.
  84. Медведев В. И: Учение об адаптации и* его-значение для военной* медицины. Л.: ВМедА, 1983. — 26 с.
  85. В.И. Функциональные состояния головного мозга человека // Механизмы деятельности мозга человека. Нейрофизиология человека.- Л.: Наука, 1988. С. 300−357.
  86. В.И. Функциональные состояния человека // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 25−61.
  87. В.И. Эмоциональные состояния // Физиология-трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993. — С. 161−208.
  88. Ф.З. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1986.- 638 с.
  89. Методики военного профессионального психологического отбора / Под ред. проф. Г. М. Зараковского, и В. И. Лазуткина: М.: Воениздат, 2005.- 528 с.
  90. Т.М., Соколова И. С., Конончук Н. В., Болдырев К. М. Методика выявления лиц, находящихся в состоянии психической дезадаптации (предварительное сообщение) // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. — С. 152 — 157.
  91. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  92. В.В. Пограничные психические расстройства в современном обществе // Актуальные проблемы клинической и экстремальной, психиатрии. СПб., 2001. — С. 5 — 12.
  93. B.C., Боченков А. А. Теоретические и прикладные основы-профессионального психологического отбора военнослужащих. СПб.: ВМедА, 1997.-187 с.
  94. B.C., Боченков А. А., Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Психологическое обеспечение учебного процесса ВВУЗов / Воен.-мед.акад. -СПб.: Б.и., 1997.-255 с.
  95. Основы военного профессионального психологического отбора. Под ред. проф. F.M. Зараковского и В. И! Лазуткина. — М.: Воениздат, 2005. -464 с.
  96. В.А., Разумов А. Н. Новые концепции охраны и восстановления здоровья здорового человека в трудовой деятельности. М., Б. и., 1997.-150 с.
  97. В.А., Концепция профессионального здоровья и перспективы практики военной авиационной медицины // Военно-медицинский журнал: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Министерства обороны РФ. 2006. — Том 327, № 7. — С.63−66.
  98. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1977. — 261 с.
  99. А.Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. В. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины). М.: Медицина, 1996.-414 с.
  100. М.М. Психическая травма. — СПб.: ВосточноЕвропейский Институт Психоанализа, 2006. 322с.
  101. С.П. Основы высшей психологии. СПб.: Питер Ком., 1999.-720 с.
  102. А.В. О многоосевой оценке психического состояния военнослужащих // Война и психическое здоровье. — СПб., 2002. С. 115 -119.
  103. И.А., Солодков А. С. Состояние функций организма и работоспособность моряков. JL: Медицина, 1980. — 192 с.
  104. И.А., Солодков А. С., Щеголев B.C. Влияние походов кораблей на функциональное состояние и работоспособность моряков // Физиология подводного плавания и аварийно-спасательного дела. JL: ВМедА, 1986. -С. 111−130.
  105. С.Б. Психопрофилактическая служба на промышленномпредприятии как форма внедиспансерной помощи // Современные формы иметоды организации психогигиенической и психопрофилактической работы.-Л., 1985.-С. 107−115.
  106. В.В. Личностный подход в образовании: концепция технологии. Волгоград: Перемена, 1994. — 175 с.
  107. П.В. Высшая нервная деятельность: Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 176 с.
  108. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. М.: Наука, 1987. -269 с.
  109. В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: Практика, концепции, новые структуры. Воронеж: Б.и., 1992. — С. 6−9.
  110. А.Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения. Л.: Наука, 1976. — 211 с.
  111. Е.Д. Психодиагностические методики в психиатрическом скрининге // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. Л., 1986. — С. 121 — 125.
  112. Спивак Л. И: О некоторых факторах повышенного. риска возникновения неврозов // 4-й Всерос. съезд, невропатологов и психиатров: Тез. докл. М., 1980. — Т.1. — С. 347 — 349.
  113. К.В. Общая" физиология функциональных систем организма // Основы физиологии функциональных систем. М.: Б.и., 1983. — С. 630.
  114. Ю.И. Исследование проблем адаптации курсантов к обучению в военном артиллерийском университете // Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих. СПб., 2001. — С. 91−92.
  115. В.Н., Физиологическая стоимость операторской деятельности // Теоретические основы военной психофизиологии: учебное пособие. -Л.: ВМедА, 1991. С. 108−120.I
  116. В. Н. Особенности мотивационной сферы личности и успешность обучения //Вестник Балтийской.Академии. СПб. — 1999. — Вып. 26, № 2. — С. 86−92.
  117. В.Н., Степанян Е. Б., Савокина О. В., Билый A.M. Успешность обучения в Ввузе и характеристики мотивационной сферы личности // Морской медицинский журнал. 1996. — Т. 3, № 5. — С. 23 — 29.
  118. В.Н. Теоретические проблемы профессионального психологического отбора, психофизиологического сопровождения подготовки и деятельности военнослужащих. / Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. СПб, 1999. — 273 с.
  119. Г. С. Физическая культура учащейся молодежи: Концептуальные основы научных исследований // Теор. и практ. физ. культ. М., 1993.-№ 4. -С. 35−36.
  120. А.А. О некоторых проблемах комплектования Вооруженных Сил по призыву // Информ.-метод. сборник. М.: ЦВСППИ ВС РФ, 1993.- № 4.-С. 7−11.
  121. .С. Оценка психического здоровья при диспансеризации трудоспособного населения // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. — Д., 1986. — С. 17−22.
  122. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  123. Г. И. Общество, окружающая среда, медицина // Вопросы-философии. 1975. — № 2. — С. 68.
  124. Чиж И. М. Актуальные проблемы организации медицинского обеспечения войск // Воен.-мед. журн. 1998. — № 7 — С. 4−13.
  125. Чиж И. М. Совершенствование профилактики — важнейшая задача военной медицины // Воен. мед. журн. — 1994. — № 4. — С. 4 — 8.
  126. Чиж И. М. Современные тенденции развития военной медицины. — М.: Воениздат, 1995. 31 с.
  127. Чиж И.М., Насущные задачи профилактической медицины // Воен.-мед. журн. 1996. — № 5. — С. 4−14.
  128. Шабданбеков! Э.Ж., К проблеме организации профессионального психологического отбора кандидатов в военно-учебные заведения в Киргизской республике // Вестник Балтийской< Педагогической Академии Вып: 45 -2002. С. 54−57.
  129. Э.Ж., Опыт разработки системы профессионального-психофизиологического^ отбора- для- кандидатов Киргизской республики // Вестник Балтийской’ПедагогическоюАкадемии Вып. 51 2003. — С. 68−72.
  130. В.К. Психокоррекция^ пограничных психических расстройств* в, условиях современной армии- / Совр. подходы^ диагностике и лечению нервн. и психич. заболеваний. СПб-, 2000. — С. 36—42.
  131. В.А. Концепция, медико-психологического обеспечения* процесса подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях МВД России, // Актуальные- проблемы- пограничной психиатрии. -СПб, 1998. 0.292'— 293. а
  132. В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов высшего военного учебного заведения: Автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1991. — 16 с.
  133. В.А. Прогнозирование пограничных психических расстройств у курсантов // Актуальные проблемы пограничной психиатрии. -СПб., 1998.-С.247−248.6
  134. М.С. Основные психологические механизмы, адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис. канд. мед. наук. Иркутск, 1995. — 24 с.
  135. Ю.В. Параметры сердечного ритма при невротических расстройствах астенического круга: Автореф. дис.. канд. мед. наук. — JL, 1990.-23 с.
  136. Bengamin S., Decalmer P., Haran D. Community screening for mental illness: A validity study of the General-Health Questionnare // Brit. J. Psychiatry. -1982.-Vol. 140.-P. 174- 180.
  137. Berg M. Borderline psychopathology. On the frontiers of psychiatry // Bull. Menninger Clin. 1982. — Vol. 46, № 2. — P. 113 — 124.
  138. Brain C., Horst B. Population screening and the early detection of dementing disorders in old age: A review // Psychol. Med. 1984. — Vol. 14. — P. 81 -95.
  139. Burkle F.M. Triage of disaster-related neuropsychiatric casualties // Emerg. Med. Clin. North Amer. 1991. — Vol.9, № 1. — P. 87−105.
  140. Carr V., Lewin T.J., Carter G.L., Webster R.A. Patterns of service utilisation following the 1989 Newcastle earthquake: Findings from phase I of the Quake Impact Study // Aust. J. Public Health. 1992. — Vol. 16, № 4. — P. 360 -369:
  141. Ceci S.J., Bronfenbrenner U. Dont forget to take the cupcakes out of the oven: Stratetic time-monitoring, prospective memory and context. N. Y.: Child * Development, 1985. — Vol. 56. — P. 175−190.
  142. Dahlstrom W.G., Welsh G.S. An MMPI handbook: A guide to use in clinical practice and research. Minneapolis: Minnesota Univ. Press, 1960. — 559 P
  143. Fleishman E.A. Some new frontiers in personnel research // J. Pers. Soc. Psychol. 1988. — Vol. 41, № 4. — P. 679−701.
  144. Gittelman R. The role of psychological tests for differential diagnosis in child psychiatry // J. Amer. Acad. Child. Psychiatry. 1980. — Vol. 19, № 3. — P. 413−438.
  145. Horn J.L. Organisation of abilities and this development of intelligence // Psychol. Rev. 1968. — Vol. 75. — P. 242−259.
  146. Kelly G.A. A theory of personality: The psychology of personal constructs. N. Y.: Norton, 1963. — 190 p.
  147. Koshes R.J., Rothberg J.M. Use of inpatient psychiatric services on a U.S. Army combat support post during Operations Desert Shield and Desert Storm: The stress of non-deployment // Milit. Med. 1994. — Vol. 159, № 6. — P. 454−456.
  148. Likert R. The human organisation: Its management and value. N. Y. etc.: McGraw Hill, 1967. — 258 p.
  149. Marmar C.R., Weiss D.S., Metzler T.J., Delucchi K. Characteristics of emergency services personnel related to peritraumatic dissociation during critical incident exposure // Amer. J. Psychiatry. 1996. — Vol. 153, suppl.7. — P. 94 -102.
  150. Martin I., Venables P.H. Techniques in psychophysiology. Chichester: Wiley, 1980. -699 p.
  151. McFarlane A.C., Papay P. Multiple diagnoses in posttraumatic stressdisorder in the victims of natural disaster // J. Nerv. Ment. Dis. 1992. — Vol.180,i8. P.498 — 504.
  152. Novae A. The pseudoborderline syndrome: A proposal based on case studies//J. Nerv. Ment. Dis. 1986.-Vol. 174, № 2.-P. 84−91.
  153. Razavi D., Dalvaux N., Farvanques Ch., Ribaye E. Screening for adi-oltment disorders and major depressive disorders in cancer in-patients // Brit. J. Psychiatry. 1990. — Vol. 156, № 1. — P. 79 — 83.
  154. Saroja K.I., Kasmini K., Muhamad S., Zulkifli G. Relationship of stress, experienced by rescue workers in the highland towers condominium collapse to probable risk factors a reliminary report // Med. J. Malaysia. — 1995. — Vol.50, № 4. — P. 326−329.
  155. Stallard P., Law F. Screenng and psychological debriefing of adolescent survivors of life-threatening events // Br. J. Psychiatry. 1993. — Vol. 163, № 11. -P. 660−665.
  156. Terelak J.F. Current research and trends in aviation psychology in Pol-land // Aviat. Space Environ. Med. 1991. — Vol. 62, № 9, pt.l. — P. 903 — 906.
  157. Wellford A.T. Stress and performance // Ergonomics. 1973. — Vol. 16. -P. 567−571.
  158. Witkin H.A. Psychological differentiation: Studies of development. N. Y.: Wiley, 1973.-418 p.
  159. Young P.T. Motivation and emotion. N. Y. — 1961. — 420 p.
Заполнить форму текущей работой