Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом новых теоретических и эмпирических исследований. В настоящее время в психологической науке назрела необходимость разработки общей концепции мифологической компоненты личности, включающей особенности мифологического сознания, самосознания, мышления, восприятия, картины мира и т. д. В рамках осуществления этой цели представляет значительный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
    • 1. 1. Миф и мифологическая составляющая личности
    • 1. 2. Мифологическое самосознание как образ себя в мире
    • 1. 3. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МИФОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ
    • 2. 1. Программа и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Описание и анализ исследования мифологического самосознания коренных народов Камчатки

Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время в психологической и философской науках существенно возрос интерес к формам познания, осмысления и интерпретации мира, детерминированным иррациональными способами мировосприятия. Исследователи обратили внимание на значительный потенциал нерефлексивных форм познания, их место в формировании картины мира личности, ее особых отношений с окружающим миром, специфики сознания и самосознания.

Для описания подобных явлений в психологии и философии широко используется понятие «миф». В настоящее время наукой накоплен огромный опыт исследования явлений мифа. Миф, мифология, мифологическое сознание изучаются с точки зрения философии, истории, этнографии, антропологии, филологии, психологии и других наук. Изначально миф рассматривался как форма массового сознания, как феномен культуры, как элемент фольклора. Традиционно под мифом понимается текст религиозно-мистического характера. Однако, как отмечает О. А. Карлова, большинство современных определений мифа вообще не соотносятся ни с понятиями «религия» и «религиозность», ни с понятием «текст».

Миф в широком смысле можно понимать как этнокультурную основу мировоззрения, общую для всех представителей культуры. Различные исследователи выделяют следующие характерные черты мифологического миропонимания: безразличие к противоречиям, наличие «мистических» коллективных представлений, отсутствие границы между естественным и сверхъестественным (Л.Леви-Брюль) — оперирование чувственными образами, в отличие от логического мышления, оперирующего абстракциями (К.Леви-Строс) — придание символического значения любому объекту, живому и неживому (М.М.Маковский, М. Элиаде) — чувство слитности с коллективом и миром в целом, растворение индивидуального сознания в гармоничном единстве (Ф.Х.Кессиди) — вера в эффективность воздействий на окружающий мир мистическими методами с целью достижения желаемого (Дж.Фрэзер, З. Фрейд) и др. Мифы как результат иррационального познания окружающего в том или ином виде функционируют в любой культуре и обеспечивают гармоничную и непротиворечивую картину мира, основанную на непосредственно-чувственном мировосприятии. Наиболее ярко влияние мифа на мировоззрение и миропонимание проявляется в так называемых традиционных культурах, где личность не вырвана из первоначального синкрезисатем не менее, и в современном обществе мировоззрение отнюдь не лишено элементов мифологического. Мифы нагружают объекты и явления окружающего мира дополнительными смыслами, мифосемантикой (A.M.Лобок), характерной для данной культуры. Под влиянием этнокультурного мифологического мировоззрения формируется мифологическая составляющая личности, включающая в виде гармоничного единства мифологическое сознание, самосознание, способы познания и т. д.

Исследования мифа, мифологической составляющей личности, мифологического сознания и самосознания, как правило, носят теоретико-обобщающий характер. На настоящий момент существует большое количество теоретических построений в области мифологии (А.М.Лобок, Н. И. Журавлева, Е. В. Улыбина и др.), однако ощущается острый дефицит эмпирических исследований особенностей мифологической составляющей личности. Связь мифа как этнокультурной основы мировоззрения с самосознанием личности нуждается в более тщательном исследовании. Изучение мифологических характеристик личности целесообразно осуществлять на материале традиционных культур, которые сравнительно недавно подверглись ассимилирующему влиянию современной культуры и в значительной степени сохранили мифологический взгляд на мир. Дефицит эмпирических исследований в этой области, недостаточная сформированность представлений об особенностях содержания и функционирования мифологического в структуре личности на современном этапе обусловили выбор темы исследования: «Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки».

Объект исследования: мифологическое самосознание.

Предмет исследования: особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки.

Исходя из предмета и объекта исследования, была сформулирована цель исследования: выявить содержательные и структурные особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что мифологическое самосознание представителей коренных народов Камчатки характеризуется рядом содержательных и структурных особенностей, обусловленных традиционным образом жизни и сформировавшимся на его основе мировоззрением.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) осуществить теоретический анализ психологических, философских, культурологических, лингвистических, этнографических теорий мифа;

2) выделить основные содержательные и структурные характеристики мифологического самосознания;

3) определить содержание кросс-культурных и культурно-специфических мифосемантических категорий, присущих коренным народам Камчатки и русскому этносу;

4) провести эмпирическое исследование особенностей мифологического самосознания коренных народов Камчатки;

5) выявить этнокультурные особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки по сравнению с представителями русского этноса, проживающими на той же территории.

Методологической основой исследования являются:

— символические теории мифа (Э.Кассирер, К. Юнг, М. Элиаде);

— философские и психологические теории мифологической компоненты личности (К.Хюбнер, А. Ф. Лосев, А.М.Лобок);

— теории этнокультурной вариативности самосознания (В.С.Мухина, В. В. Вяткин, ВЛО. Хотинец);

— психосемантические теории образа «Я» и образа мира (Ч.Осгуд, В. Ф. Петренко, В. Н. Серкин, Е. Ю. Артемьева, А.Н.Леонтьев).

В соответствии с гипотезой и задачами исследования были отобраны следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, философской, культурологической, этнографической литературы по теме исследования;

— контент-анализ содержания современных символических действий представителей коренных народов Камчатки и русского этноса с целью выделения основных этнокультурных мифосемантических категорийкомплексная психосемантическая методика исследования особенностей мифологического самосознания, включающая: 1) ассоциативный эксперимент- 2) модифицированный ассоциативный эксперимент- 3) модифицированный семантический дифференциал;

— тестирование: 1) методика предельных смыслов Д.А.Леонтьева- 2) модифицированный вариант методики «Образ мира» проективный рисуночный тест «Я и мир, в котором я живу" — 3) тест установок личности на себя «Кто Я» М. Куна-Т.Макпартлэнда;

— методы вторичной статистической обработки данных (% -критерий, Ф*-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента);

— качественный анализ и содержательная интерпретация результатов.

Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft EXCEL ХР.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сформулированных на их основе выводов обеспечены использованием валидных и надежных психодиагностических методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследованиярепрезентативной и достаточно объемной выборкой, корректным применением методов статистической обработки данных.

База исследования.

Эмпирическую базу исследования составили представители коренных народов Камчатки и русского этноса, проживающие в различных районах Камчатской области (г. Петропавловск-Камчатский, с. Анавгай, с. Эссо) и Корякского автономного округа (п. Палана, п. Оссора, п. Ковран, п. Слаутное, п. Хаилино, п. Воямполка).

Экспериментальную группу составили представители коренных этносов Камчатки (коряки, ительмены, эвены, чукчи) в количестве 75 человекв контрольную группу вошли представители русского этноса в количестве 72 человек. Выбор респондентов для исследования предполагал равенство обеих групп по демографическим характеристикам, уровню образования, особенностям места жительства. В исследовании участвовали респонденты в возрасте от 18 до 60 лет.

Научная новизна работы состоит в том, что автором дана характеристика мифологического самосознания как обусловленного этнокультурным контекстом осознания личностью себя через установление особой взаимосвязи образа «Я» и образа мира на основе мифосемантических категорий. Предложена модель мифологического самосознания, описаны его структурные и содержательные характеристики. Выделены и описаны кросс-культурные и этнокультурные (характерные для коренных народов Камчатки и русского этноса) мифосемантические категории. Эмпирически выявлены особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки: синкретичность, конкретность и высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир" — гармоничность, позитивность и целостность образа мирадеятельностно-практический и мифосемантический уровень идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.

В соответствии с целями исследования были разработаны модифицированные варианты семантического дифференциала, ассоциативного эксперимента, проективного рисуночного теста «Образ мира», которые могут быть использованы в рамках дальнейшего изучения мифологического самосознания на материале различных этнических и социальных групп.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о роли мифологической составляющей в структуре личности, о содержании и структуре мифологического самосознания. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при изучении этносоциокультурной вариативности мифологического самосознания и отдельных сторон мифологического в структуре личности, при разработке общей концепции мифологической составляющей личности.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при подготовке студентов психологических специальностей и в процессе повышения квалификации психологов-практиков. Полученные данные могут быть использованы для создания лекционных курсов, семинарских занятий по этнологии, этнопсихологии, психологии религиив системе повышения квалификации преподавателей, в том числе в национальных школахв практике консультированияпри разработке социальных программ для оптимизации взаимодействия в поликультурной среде.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мифологическое самосознание представляет собой особый способ осознания себя в мире, характеризующийся высокой степенью интеграции образа «Я» и образа мира на основе мифосемантических категорий, обусловленных этносоциокультурным контекстом.

2. Структура мифологического самосознания характеризуется тенденцией к упрощению окружающей действительности, стремлением к единообразию и непротиворечивости образа «Я» и образа мира, высоким уровнем внутренней связности образа «Я» и образа мира.

3. Содержание мифологического самосознания характеризуется наличием мифосемантических категорий разных уровней: кросс-культурного, этнокультурного и индивидуально-метафорического порядка, а также позитивным настроем по отношению к себе и к миру.

4. Мифологическое самосознание коренных народов Камчатки характеризуют следующие этнокультурные особенности:

— конкретность, предметность и низкая степень детализации образов «Я», «Мир», их слитность и синкретичность;

— высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир" — их единообразие, позитивность, непротиворечивостьгармоничность взаимоотношений в системе «Я — мир», внутреннее единство этой системы;

— деятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.

Апробация и внедрение результатов. Данные, полученные в исследовании, были представлены в докладах на следующих внутривузовских, межвузовских, региональных и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях КамГУ имени Витуса Беринга в 2004;2006 годах: «Этноэкологические традиции коренных народов Севера: взгляд в будущее», «Культурно-образовательное пространство народов Севера», «Материальная и духовная культура народов Камчатки», «Высшая школа как важнейший государственный ресурс регионального развития», «Личность в экстремальных условиях». Результаты исследования обсуждались на заседаниях Лаборатории психологических исследований проблем развития личности в течение 20 042 006 годов. Доклады по теме исследования были представлены на научно-методологических семинарах кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ имени Витуса Беринга. Материалы исследования использовались при подготовке и проведении лекционно-практических курсов «Этнопсихология», «Этнопсихологические исследования», «Психология религии» в КамГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 187 источников, и.

Общие выводы по итогам эмпирического исследования.

Мифологическое самосознание представителей коренных народов Камчатки имеет свои структурные и содержательные особенности. Структура мифологического самосознания коренных народов Камчатки характеризуется следующими чертами:

1. Синкретичность, конкретность и предметность образов «Я» и «Мир», низкая степень детализации описаний «Я» и «Мира», проявляющиеся в меньшей продуктивности описаний образов «Я», «Мир», предпочтении конкретно-предметных описаний, однородности описаний.

2. Низкая степень дифференцированное&trade-, слитность, синкретичность системы «Я — мир», проявляющаяся, с одной стороны, в слабой детализации описаний, с другой стороны, в семантической насыщенности описательных категорий, их мифосемантическом наполнении.

3. Целостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образов «Я», «Мир», выраженные в единообразии этих образов, малом количестве внутренних противоречий.

4. Высокая внутренняя связность образов «Я», «Мир», выраженность межуровневых связей мифосемантических категорий.

В качестве особенностей содержания мифологического самосознания коренных народов Камчатки выделены:

5. Высокая представленность категорий окружающей среды в образе миравосприятие мира как живого существа.

6. Восприятие «Я» и мира в позитивных категориях.

7. Деятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе мифологическое самосознание рассматривалось в качестве этнокультурного феномена, опосредуемого особенностями мировоззрения. Было сформулировано определение мифологического самосознания как образа себя в мире, осознания себя в системе взаимоотношений «Я — мир», характера интеграции Я в картину мира, обусловленного этносоциокультурным контекстом. В качестве базовой характеристики мифологического самосознания было выделено ощущение сопричастности миру, единства естественного и сверхъестественного, выражающееся, в частности, в иррациональном убеждении в своей способности мистически влиять на мир и в способности мира мистически влиять на личность.

На основе теоретического анализа были определены структурные и содержательные характеристики мифологического самосознания, положенные в основу эмпирического исследования: конкретность и предметность образа «Я» и образа мира, семантический параллелизм образов «Я», «Мир» (описание себя и мира в одних и тех же категориях) — стремление к единообразию и непротиворечивости образов «Я», «Мир», обусловленные общностью категорий, лежащих в их основецелостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образа миравысокий уровень общей связности образов «Я, мир», проявляющейся как в виде цельности образов и большого количества внутренних связей «горизонтального» порядка, так и в виде более тесной связи между различными уровнями мифосемантических категорий «Я», «Мир" — позитивный настрой по отношению к себе и к миру, обусловленный гармоничностью и непротиворечивостью картины мира и высокой степенью интеграции «Я» в картину мираналичие мифосемантических категорий различных уровней: кросс-культурного, этнокультурного и индивидуально-метафорического порядка.

Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки:

1. Структура мифологического самосознания коренных народов Камчатки характеризуется следующими чертами: конкретность и предметность образов «Я» и «Мир», низкая степень детализации описаний «Я» и «Мира" — слитность, синкретичность, низкая степень дифференцированное&tradeсистемы «Я — мир», проявляющаяся, с одной стороны, в слабой детализации описаний, с другой стороны, в семантической насыщенности описательных категорий, их мифосемантическом наполнениицелостность, позитивность, непротиворечивость и гармоничность образа миравысокая внутренняя связность образов «Я», «Мир», выраженность межуровневых связей мифосемантических категорий.

2. В качестве особенностей содержания мифологического самосознания коренных народов Камчатки выделены: описание образа мира преимущественно в категориях окружающей средывосприятие мира как живого существавосприятие «Я» и мира в позитивных категорияхдеятельностно-практический и мифосемантический способ идентификации с миром на основе этнокультурных мифосемантических категорий.

Исследование позволило сделать вывод о том, что мифологическое самосознание является феноменом, присущим любым этнокультурным и социальным группам, однако его содержательное наполнение и структурные особенности различаются для этих групп.

На наш взгляд, полученные результаты могут стать началом новых теоретических и эмпирических исследований. В настоящее время в психологической науке назрела необходимость разработки общей концепции мифологической компоненты личности, включающей особенности мифологического сознания, самосознания, мышления, восприятия, картины мира и т. д. В рамках осуществления этой цели представляет значительный интерес более глубокий анализ содержания кросс-культурных мифосемантических категорий, исследование этнокультурных особенностей мифологического самосознания на материале различных этносов, выделение на основе собранных данных определенных культурных типов мифологизации личности. В частности, нам представляется перспективным исследование мифологических аспектов личности у коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей Текст. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 272 с. — (Серия «Руководство практического психолога»)
  2. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее Текст. / К. Г. Юнг, Э. Сэмлюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. М.: Мартис, 1995. — 320 с.
  3. , Ю. В. Поэзия мифа и проза истории Текст.. JL: Лениздат, 1990.—223 е., ил.— (Культура и религия).
  4. , А.Ф. Космогонические представления народов Севера Текст. М.-Л: Наука, 1959. — 516с.
  5. , В.В. Культура и быт коряков Текст. Л.: Наука, 1971. -216с.
  6. В.В. Расселение ительменов в первой половине XVIII в. Текст. ИВГО, Т. 81, Вып. 4, 1949. — С.414−419.
  7. , Т. А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие Текст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.-400 с.
  8. Ю.Арктика мой дом: Народы севера земли Текст. — М.: Северные просторы, 2001.-288 с.
  9. П.Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии Текст. / Сост., подготовка текста, статья, коммент. А. Л. Топоркова. М.- Издательство «Индрик», 1996. — 640 стр.
  10. , А.К. Ритуал в традиционной культуре Текст. СПб.: Наука, 1993.-237с.
  11. З.Барт, Р. Мифологии Текст. Пер с фр., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им Сабашниковых, 1996. — 312 с.
  12. М.Батракова, С. П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века Текст./ С. П. Батракова. М.: Наука, 2002.-215 е.: ил.
  13. , Е.П. Материалы по традиционному мировоззрению чукчей и коряков Текст.//Сибирский этнографический сборник. -М.: Наука, 1993.-Вып. 6.-Кн.1.: Народы Сибири. -С.44−56.
  14. , Г. Психоанализ огня Текст. -М.: Алетейя, 1993. 121 с.
  15. , А.А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии Текст. М.: Российск. гуманит. ун-т, 2001. — 378 с.
  16. , А.А. Психология культур: от архаических обществ к современной культуре Текст. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  17. , М.Х. Шаманские представления о мире у народов Восточной Азии (эвены) Текст. // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1998. — № 1. -С.38−54.
  18. , С. По дикой Камчатке Текст. Петропавловск-Камчатский: Книжное издательство «Камчатский печатный двор», 2000.- 166 с.
  19. , Н.С., Вишняцкий Л. Б., Гольдшмидт Е. С., Дмитриева Т.Н.,. Шер Я. А. Первобытное искусство: проблема происхождения Текст. / Под общей редакцией Я. А. Шера. Кемерово, Кемеровский государственный институт искусств и культуры, 1998. — 211 стр.
  20. , В.Г. Материальная культура чукчей Текст. М.: Наука, 1991.-222с.
  21. Богораз-Тан, В. Г. Чукчи Текст. Л.: Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, 1934. — 191 с.
  22. , Т.И. Шаманизм: От архаических верований к религиозному культу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2004. — 152 с.
  23. , А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки Текст. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского Государственного Педагогического Университета, 2004. 174 с.
  24. , Р.С. Происхождение и древняя культура коряков Текст. Новосибирск: Наука, 1971. — 251 с.
  25. , И.С. Очерки истории и этнографии чукчей Текст. М. — JL: Наука, 1965.-404с.
  26. , А.П. Ительмены Текст. /Отв. ред. Н. Б. Вахтин. СПб.: Просвещение. — 1995. — 127с.
  27. , Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст. // Психологический журнал, 1996, Т. 17,№ 5.-с. 69−75.
  28. , Е. А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX -начале XX в. Текст.-М.: Мысль, 1991.- 127 с.
  29. , А. Миф и символ Текст. 2-е изд. — М.: Русслит, 1994. — 375 е.: ил.
  30. , Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии Текст.: Пер. с англ. / Авт. предисл. С. В. Федулов. М.: Прогресс, 1990.-304 с.
  31. , Г. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком Текст. // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. Арнольдов А. И., Кругликов В. А. М.: «Наука», 1987. — 350 с. — с. 50−65.
  32. , М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки Текст. / М.Н. Губогло- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. — 764 с.
  33. , У. Многообразие религиозного опыта Текст. Пер. с англ. -М.: Наука. 1993.-432 с.
  34. , В.И. Ритуал и фольклор Текст. Л.: Наука, 1991.-208 с.
  35. , Г. Г., Черносвитов П. Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты Текст. СПб.: Алетейя, 2003.-368с.
  36. , Н. И. Миф как способ построения картины мира: Дисс.. канд. философских наук: 09.00.13. Екатеринбург, 1998. -204 с. 41.3агуменнов, В. Н. Об обряде сожжения умершего на севере Камчатки Текст. // Северные просторы, 1992. № 3−4. — с.35−36.
  37. , В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия Текст. // Проблема субъекта в психологической науке / Под. ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. с. 86−105.
  38. Значение охраны священных мест Арктики: исследование коренных народов Севера России Текст. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2004. — 184 е., 16 цв. ил.
  39. , A.M. Родовой строй и первобытная мифология Текст. -М.: Наука, 1964.-328с.
  40. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства Текст. М.: Советская Россия, 1990. — 318 е., ил.
  41. , В. И. Коряки: материальная культура и социальная организация Текст. СПб.: Наука, 1997. — 237 с.
  42. История и культура коряков Текст. / Под общ. ред. А. И. Крушанова. СПб.: «Наука», 1993. — 236 с.
  43. Камчатка XVII XX вв. Историко-географический атлас Текст. / под ред. Жданова Н. Д., Полевого Б. П. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997. — 112 с.
  44. , О. А. Миф и мифологическое сознание: гносеологические и онтологические основания: Дисс.. докт. филос. наук: 09.00.01 -Красноярск, 2001. 310 с.
  45. Карлова, О.А. MIPHOS SAPINES МИФ РАЗУМНЫЙ Текст. — М.: Московский писатель, 2001. — 208с.
  46. , Э. Избранное. Опыт о человеке Текст. М.: Гардарика, 1998. — 784 с. (Лики культуры)
  47. , К. О русском национальном характере Текст. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367 с.
  48. , Ф. X. От мифа к логосу (Становление греческой философии) Текст. М.: «Мысль», 1972. — 312 с.
  49. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст. М.: Изд-во МГУ, 1995.-237 с.
  50. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации Текст. / Под ред. проф. Насилова Д. М. М.: ИНПО, 2001. — 72 с.
  51. , А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость Текст. М.: Университетская книга, 2000. — 304 с.
  52. , М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН» 1997. — 432 е., ил., табл.
  53. , С. П. Описание земли Камчатки Текст. / В 2 т. Т. 2. СПб.: Санкт-Петербургская издательская фирма РАН, 1994. — 320 с.
  54. , Г. Н., Яницкий, М.С. Особенности этнического самосознания коренного малочисленного народа Сибири телеутов Текст. //
  55. Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки», 2004, № 2. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ. с. 38−46.
  56. , Н. В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.01. М., 2003. -170 с.
  57. Кун, М., Маркпартленд, Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя Текст. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., Наука, 1989. с. 180−189.
  58. , В.В., Симченко, Ю.Б. Ачайваямская весна Текст. М.: Мысль, 1983.- 143с.
  59. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении Текст. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 608 с. — (Серия: «Психология: Классические труды»).
  60. Леви-Строс, К. Первобытное мышление Текст. / Пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. М.: Республика, 1994. — 384 е.: ил. -(Мыслители XX в.).
  61. , А.А. Основы психолингвистики Текст. 4-е изд., испр. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  62. , А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды Текст. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 448 с. — (Серия «Психологи Отечества»).
  63. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 352 с.
  64. , А.Н. Образ мира Текст. // Избранные психологические произведения, т. 2.-М.: Педагогика, 1983.-е. 251−261.
  65. , Д. А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность Текст. // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В. И. Кабрина и О. И Муравьевой. -Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 11−29.
  66. , Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали Текст. //Психологический журнал, 1996. Т. 17. — № 5. — с. 1930.
  67. , Д.А. К типологии жизненных миров Текст. // 2 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. с. 114−116.
  68. , Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство Текст. М.: Смысл, 1999. — 36 с.
  69. , М.А. Мифология древняя и современная Текст. М.: Искусство, 1980. — 582 с.
  70. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология Текст. / Под общ. ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  71. , A.M. Антропология мифа Текст. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 688 с. (Библиотека философа: Философский андеграунд Урала).
  72. , А. М. Психология мифа: Дисс.. д-ра психол. наук в форме науч. докл.: 19.00.01. М., 1998.-55 с.
  73. , А. Ф. Диалектика мифа Текст. / Сост., подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкого. М.: Мысль, 2001. — 558, 1. е., 1 л. портр. — (Филос. наследие).
  74. , А. Ф. Знак. Символ. Миф Текст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.
  75. , Р.Г. Алеуты: Очерки этнической истории Текст. Л.: Наука, 1987.-228с.
  76. , М. М. Язык миф — культура: Символы жизни и жизнь символов Текст. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, 1996. — 330 с.
  77. , М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов Текст. М.: Владос, 1996.-415 с.
  78. , Б. Магия, наука и религия Текст. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», 1998. — 304 с. Серия «Astrum Sapientiae».
  79. , Г. А. Традиционное целительство Первоначальных Людей Канады Текст. // Психотерапия, 2004, № 5. с. 19−24.
  80. , М. К., Пятигорский, А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке Текст. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 216 с.
  81. , Д. Психология и культура Текст. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 416 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  82. Между Эдипом и Озирисом: Становление психоаналитической концепции мифа Текст. / Сборник. Переводы с нем. — Львов:
  83. Инициатива- М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 512 с. -(Археология сознания).
  84. , Е.М. Избранные статьи. Воспоминания Текст. /Отв. ред. Е. С. Ноник. М.:Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. — 576 с.
  85. , Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона Текст. М.: Наука, 1979.-230 с.
  86. , А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01.-Хабаровск, 2005.-22 с.
  87. Мифы и мифология в современной России Текст. Под редакцией К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, 2000. -216с.
  88. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Текст. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1997. -Т.1. А-К.-671 е., ил.
  89. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Текст. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая российская энциклопедия», 1997. -Т.2. К — Я. — 719 е., ил.
  90. , Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе Текст.// Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2001. 120 с.
  91. , Ч. У. Основания теории знаков Текст. / В кн. Семиотика. Сост. и общ. ред. Ю. С. Степанова. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 328 с. — с. 35 — 88.
  92. , С. Машина, творящая богов Текст. / Пер. с фр. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. — 560 с.
  93. , Н.С. Основные элементы националистической идеологии Текст. // Социология и социальная работа, 2004, № 1.-с.9−18
  94. , B.C., Павлов, С.М. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера Текст. // Развитие личности, 2001, № 3 4. — с. 55 — 75
  95. , B.C. Современное самосознание народностей Севера Текст. //Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 4. — С.44−53.
  96. , В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности Текст. // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 544 с. — с. 223 -226.
  97. , А.А. Социально-психологические детерминанты семейных мифов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.05. -Москва, 2004. 22 с.
  98. , Н.А., Сафонов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии Текст. М.: Белый волк: Крафт: Облиздат, 1993.-310с.
  99. , Н.М. Избранные произведения по истории религии Текст. М., «Мысль», 1974. — 269 с. (Акад обществ, наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма. Науч.-атеистич. б-ка).
  100. , А. С. Исторически обусловленные модификации образа мира Текст. // Развитие личности, 2003, № 4. с. 51 — 68.
  101. Ожигова, J1.H. Исследование тендерной идентичности и тендерных стереотипов личности Текст. // Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. — 480 е.: ил. — (Серия «Практикум по психологии). — с. 164−170.
  102. Орлова, Е.' П. Ительмены: историко-этнографический очерк Текст. СПб.: Наука, 1999. — 169 е., ил.
  103. , В. А. Магия как форма вненаучного знания и психологического воздействия: Дисс.. канд. филос. наук: 09.00.11. Чебоксары, 2000, — 180 с.
  104. , Е. Н. Знаки, символы, языки Текст. М.: «Знание», 1980. -192 с.
  105. , А. А., Яковенко, И. Г. Культура как система Текст. -М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. 376 с.
  106. , В.Ф. Основы психосемантики Текст. М.: Изд-во МГУ, 1997.-400 с.
  107. , В.Ф., Митина, О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) Текст. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 214 с.
  108. , В.М. Количественные методы в искусствознании. Выпуск 1. Пространство и время художественного мира Текст. -М.: Смысл, 2000.-204 с.
  109. , В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. И Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, № 4. с. 13−20.
  110. , В. М. Миф в системе культуры Текст. Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 1999. -216 с.
  111. , В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира Текст. Петрозаводск: Карелия, 1991. — 111 с.
  112. , Ч. Логические основания теории знаков Текст. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СпбГУ- Алетейя, 2000. — 352 с.
  113. , С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира: Дисс.. докт. филол. наук: 10.02.19. Челябинск, 2002. — 364 с.
  114. , А.К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки Текст. М.: Наука, 1985. — 235с.
  115. , М.И. Истоки коряков Текст. М., Палана: Российская академия естественных наук, Корякское региональное отделение секции межотраслевых эколого-экономических исследований (МЭЭСИ), 2000.- 140 с.
  116. Постановление о Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации от 24 марта 2000 г. Текст. // Северные просторы, 2000. № 1. — С.63.
  117. , А.А. Слово и миф Текст. -М.: Правда, 1989. 623 с.
  118. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.) Текст. — Л.: Наука, 1976.-332 с.
  119. , В.Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986.-355 с.
  120. Психологическое тестирование личности: Теория и практика Электронный ресурс. / Диск 3: В глубине подсознания. Электрон, текст, дан. — М.: ИД «Равновесие», ООО «Тривола Консалтинг Групп», 2004. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  121. Психология. Словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  122. , А. М. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа Текст. М.: «Языки русской культуры», 1996. — 279 с.
  123. , Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ) Текст. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 304 с.
  124. , В.А. Изображение оленя в мифах эвенов Текст. // Ученые записки Ленинградского пединститута им. А. И. Герцена. Л.: ЛГУ, 1986.-с.78−84
  125. , Ю.М. Реальность мифа Текст. // Метафизические исследования. Выпуск 3. История. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском факультете СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997. С. 355−358.
  126. , А. В., Миреева, А. Н. Фольклор эвенков Якутии Текст. Л.: Изд-во «Наука», 1971. — 330 с.
  127. , С.Л. Основы общей психологии Текст. СПб.: Питер, 2002. — 720 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  128. , В.В. Новации и архаические элементы сознания Текст. // Философские науки, 1991, № 10. с. 3 — 20.
  129. , Р.Д. Этнопсихокультура личности Текст. // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки», 2004, № 2. Петропавловск-Камчатский: Издательство КГПУ. с. 47−54.
  130. , О. А., Туманова, О. С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии Текст. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 270 с.
  131. Северная энциклопедия Электронный ресурс. / Рос. акад. наук. -Электрон, текст, дан. М.: ГУП «Северные просторы», 2004- ООО «Европейские издания», 2004. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
  132. , Ю.М. Демифологизация магии Текст. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2003. — 154 с.
  133. , Ю.М. Критический очерк психофизиологии дуализма: Монография Текст. / Ю. М. Сердюков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.-94 с.
  134. , В. П. Методы психосемантики Текст. М.: Аспект-Пресс, 2004. — 207 с.
  135. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. СПб.: ООО «Речь», 2002. — 350 е., ил.
  136. Славянская мифология. Энциклопедический словарь Текст. М.: Международные отношения, 2002. — 512 с.
  137. , А.В. Библиотечная мифология: постановка проблемы. -М., 2005. Режим доступа: libconfs.narod.ru/2005/sl/slp30.htm -05.01.2006.
  138. , Г. У. О методических проблемах этнопсихологического исследования Текст. // Психологический журнал, 1992, Т. 13, № 4 с. 33−44.
  139. , А.Г. Сознание и самосознание Текст. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  140. Стеблин-Каменский, М. И. Миф Текст. J1.: Наука, 1976. — 324 с.
  141. , С. Н. Очерки этнографии коряков Текст. СПб.: Наука, 2000.-235 е., ил.
  142. , С.Н. Шаманские сеансы: Шаманизм у коряков // Мир Севера, 1997. № 1. — С.35−38.
  143. , Г. В. Описание земли Камчатки Текст. -Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 1999. 287 с.
  144. , В. В зеркале переписи Текст. // Северные просторы, 2004/2005.-с. 8−11.
  145. , В. В. Самосознание личности Текст. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. — 284с.
  146. , А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства Текст. // Психологический журнал, 1996, Т. 17, № 2. с. 129- 136.
  147. , Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре Текст. / Пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. — 624 е., ил. -(Популярная историческая библиотека).
  148. , В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии Текст. / В.А. Тишков- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. — 544 с.
  149. , С. А. Ранние формы религии и их развитие Текст. М.: Изд-во «Наука», 1964. — 399 с.
  150. , М.Б., Туровская, С.В. Мифология и философия как формы знания Текст. // Философские науки, 1991, № 10. с. 21 -33.
  151. , Ю.С. Педагогическая мифология Текст. / Ю. С. Тюнников, М. А. Мазниченко. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-352 с.
  152. , Е. В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход: Дисс.. докт. психол. наук: 19.00.01. -Ставрополь, 1999.-368 с.
  153. , Е. В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания // Мир психологии, 1999, № 1. с. 128- 140.
  154. , Р. Дух шаманизма Текст. Пер. с англ. С. Каноненко. -М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 288 с.
  155. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России Текст. / Сост. А. А. Бурыкин, Е. Р. Акбальян. М.: Северные просторы, 2002. — 384 с. (Северная библиотека школьника).
  156. Фрейд, 3. Тотем и табу Текст.: Пер. с нем. / 3. Фрейд. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 253,[3] с. — (Философия. Психология).
  157. , Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М.: Политиздат, 1989.-542 с.
  158. , Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии Текст. / Пер. с англ. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT»», 1998. — 784 с. — (Классическая философская мысль).
  159. , В.Ю. Этническое самосознание Текст. СПб.: Алетейя, 2000. — 240с.
  160. , К. Истина мифа Текст.: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. — 448 с. — (Мыслители XX века)
  161. , К. Нация: от забвения к возрождению Текст. / Перевод с немецкого А. Ю. Антоновского. М.: Канон +, 2001. — 400 с.
  162. , Н. В. Мифологическая составляющая образа «Я» Текст. // Психологический журнал, Т. 20, № 5. с. 45 — 50.
  163. , Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии: Около 1000 статей Текст. / Н. С. Шапарова. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Русские словари», 2001. — 624 с.
  164. , А.Г. Психодиагностика личностных черт Текст.. -СПб.: Речь, 2002. 480 е., ил.
  165. , Л. Б. Смерть как ритуальное, профессиональное и материальное Текст. // Развитие личности, 2002, № 4. с. 83 — 99- Развитие личности, 2003, № 1. — с. 78 — 96.
  166. , Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX XX вв. Текст. — М.: Индрик, 2003. — 528 с.
  167. , Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи Текст. СПб.: Питер, 1999. — 652с.
  168. , М. Аспекты мифа Текст. М.: Академический проект, 2001.-240 с.
  169. , М. Трактат по истории религий. Том 1 Текст. / Пер. с франц. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. — 394 с. — (Миф, религия, культура).
  170. , М. Трактат по истории религий. Том 2 Текст. / Пер. с франц. А. А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000. — 394 с. — (Миф, религия, культура).
  171. Энциклопедия мистических терминов Текст. / Авт.-сост. С. Васильев и др. М.: Астрель, 2001. — 576 с.
  172. Этнопсихологический словарь Текст. / Под ред. В. Г. Крысько. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 343с.
  173. Юнг, К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов Текст. / К. Г. Юнг- Пер. А. А. Спектор. Мн.: Харвест, 2004. — 400 с.
  174. Reid В., Bringhurst R. The raven steals the light (with a preface by Claude Levi-Strauss). Vancouver / Toronto: Douglas & Mclntyre- Seattle: University of Washington Press, 1996. p. 101.
Заполнить форму текущей работой