Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования общественных молодежных организаций в социальной структуре российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С одной стороны, сама социальная активность молодежи оказывает прямое влияние на развитие общественного молодежного движения. Другой подход рассматривает молодежные общественные объединения как фактор развития социальной активности молодежи. В основе третьего подхода понимание того, что процессы формирования социальной активности молодежи и процессы формирования общественных молодежных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная сущность процесса формирования общественных молодежных организаций: теоретикометодологические основания
    • 1. 1. Социальная активность молодежи как предметная область научных исследований
    • 1. 2. Роль общественных молодежных организаций в формировании и развитии социальной активности молодежи
    • 1. 3. Состояние и функционирование общественных молодежных организаций в России: прошлое, настоящее, будущее
  • Глава 2. Общественные молодежные организации региона в социологическом измерении
    • 2. 1. Специфика функционирования и развития общественных молодежных организаций в регионе
    • 2. 2. Социальный потенциал участия молодежи в общественных молодежных организациях
    • 2. 3. Основные направления государственной молодежной политики в регионе по развитию общественных молодежных организаций

Особенности формирования общественных молодежных организаций в социальной структуре российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный период реформирования российского государства сопровождается сложным и противоречивым процессом становления и функционирования многочисленных общественных организации и объединений как элементов социальной структуры формирующегося гражданского общества. Особое место в этом процессе занимает самоорганизация молодежи в различные организации и объединения, обусловленная влиянием различных факторов и условий.

В отличие от прежних, идеологизированных и огосударствленных форм детских и молодежных организаций (октябрятских, пионерских, комсомольских) современная молодежь стремится к объединению, прежде всего, исходя из собственных представлений, интересов и потребностей, создавая формальные и неформальные структуры различной направленности. Под патронажем государственных органов и политических партий в российском обществе и его регионах возникли общественные молодежные организации, движения и объединения различной идеологической и социальной направленности («Наши», «Молодая гвардия», «Местные» и другие). Главной побудительной причиной вступления юношей и девушек в их ряды является желание что-то изменить независимо от объекта — от общества до обстановки в семье, на работе, в учебном заведении и т. д.

Развитие информационно-коммуникативных технологий, Интернета, создало новые возможности виртуального объединения молодых людей в социальных сетях (Одноклассники, Твитер, Фейсбук, ВКонтакте и др.), блогах, «живых журналах», на сайтах. Их возрастающая организующая роль особенно велика в стимулировании протестной общественно-политической активности с участием молодежи, в противоправных акциях, оказании давления на власть. Как следствие, в российском обществе сформировались и обострились противоречия между:

— ведущей ролью общественных молодежных организаций в социализации подрастающего поколения и ценностно-мотивационной структурой сознания и поведения самой молодежи;

— приоритетностью общественных организаций (объединений) молодежи как субъектов ее социализации и декларативностью государственной молодежной политики;

— витальными потребностями молодых людей к объединению, общению, единству на основе общих возрастных, социальных, культурных, национальных, территориальных и иных интересов и низким потенциалом их социальной субъ-ектности, социальной активности, лидерства.

По данным исследований, в деятельности общественных организаций участвует не более 5−10% молодежи. По оценкам большинства российских экспертов для полной реализации молодежью своей гражданской позиции этого явно недостаточно. Постсоветский «вакуум» в общественной самоорганизации молодежи заполнился множеством мелких, малоконструктивных и «непривлекательных» организаций, крайне слабых по силе своего влияния и воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения.

Для сравнения, в СССР только комсомол объединял более половины всей молодёжи, вклад которой в развитие страны был очень значительным. Зарубежная современная ситуация свидетельствует также о масштабном включении молодежи в общественную деятельность. В США в современных условиях частота вовлеченности в добровольчество молодых людей (16−24 года) составляет 30,5%. Около 70% школьников и студентов принимают участие в общественной работе. В Германии около 35% участвует в общественной жизни регулярно и 41% - от случая к случаю. Неправительственные организации в Швеции охватывают около ¾-мол одежи. Порядка 20% китайской молодежи включено в деятельность только одного Коммунистического союза молодежи Китая.

Актуальность исследуемой проблемы также обусловлена спецификой состояния общественных молодежных организаций в регионах Дальнего Востока России, одним из которых является Хабаровский край. Проблема характеризуется низким уровнем социальной и экономической активности молодежи, ее слабой вовлеченностью в деятельность общественных молодежных объединений и организацийнеразвитостью системы координации и взаимодействия с органами властиформальным существованием многих общественных молодежных организаций.

Таким образом, необходимость социологической оценки роли и места общественных организаций и объединений молодежи, органов государственной и муниципальной власти в регионе как субъектов социализации и профессионализации молодежи представляется весьма актуальной и востребованной.

В связи с изменением ценностей, интересов, потребностей и мотивов социальной деятельности молодежи, изменяются и условия формирования общественных молодежных объединений и организаций. Их осмысление, исследование и анализ позволит понять особенности формирования гражданского общества.

Степень научной разработанности темы. Проблематика развития социальной активности молодежи, развития общественных молодежных организаций, несмотря на широкое научное исследование, является в современных условиях крайне актуальной.

Социологическое осмысление социальной активности молодежи, как формы прогрессивного развития общества, нашли свое отражение в социологических концепциях представителей классического периода развития социологии Э. Дюркгейма, М. Вебера, В. Парето, А. Шюца.1 Так, А. Шюц, выделял в активности человека две разновидности: открытую и скрытую активность. Р. Парк, анализируя особенности организации сообществ, выделял три основные фактора, определяющие социальную активность общности: организованность, интересы и собственное мнение.

В работах Дж. Хоманса, А. Фрейд, Р. Парка, рассматриваются вопросы мотивации социальной активности человека, особенности организации сообществ,.

1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. ДавыдоваПредисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социология, мысль Запада) — Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. — М.: Канон, 1995. — 352 сСоциология Вильфредо Парето (Разумен ли Homo Sapiens?) // История теоретической социологии. В 4-х т. Т.2 / Ответ, ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. — М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. — С. 34- Шюц А. О множественности реальностей // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». — СПб.: «Владимир Даль», 2008. — С. 62. специфики социальной сплоченности молодежи.2 Огромную роль мотивации в социальной активности личности и множественности причин этой активности подчеркивал А. Маслоу.

Парадигма «новых общественных движений» или парадигма идентичности о рассматривается в работах Ю. Хабермаса, А. Гидденса, А.Турена.

Т. Лоусон и Д. Гэррод связывают активность гражданина с его обязанностями и ответственностью (в большей степени моральной ответственностью) по отношению к другим членам общества.4.

В рамках отечественной социологии молодежи получило широкое распространение исследование общественных молодежных организаций.

В исследованиях Сорокина П. А., Чупрова В. И., Ковалевой A.A., Лукова В. А. общественные молодежные организации формируются, прежде всего, как инструмент для реализации социальных потребностей и интересов молодежи.5.

Другие исследователи рассматривают прямое влияние социальной активности молодежи на развитие общественного молодежного движения, развитие общества (т.е. чем выше уровень социальной активности молодежи, тем больше она включается в общественную деятельность, тем более развивается общество).

2 Хоманс (homans) Джордж Каспар // Социологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.soclexicon.ru/xomans-homans-dzhordzh-kaspar. — Загл. с экранаФрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. — 144 е.- Парк Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». — СПб.: «Владимир Даль», 2008. — С. 45.

3 Гидденс А. Социология. М.: Эдиториал, 1999; Турен, А. Возвращение человека действующего /А. Турен. — М.: Научный мир, 1998; 140. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас — М&bdquo- 1995. — 208 с.

4 Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.

5 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 сКовалева А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — 351 сЧупров В. И. Социального развития молодежи концепция // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. — М.: Academia, 2008. — С. 452.

Представителями данного подхода выступают С. П. Иваненков, A.JI. Арефьев, А. Ж. Кусжанова, A.B. Кострикин, Л. Ф. Шаламова и др.6.

Исследования, рассматривающие молодежные общественные организации как фактор развития социальной активности молодежи, нашли отражение в работах В. И. Добренькова, А. И. Кравченко, Вал.А. Лукова, И. А. Халий, В.П. Култы-гина, З. Н. Каландаришвили, Е. Г. Слуцкого, В. В. Журавлева и др.7.

В.И. Чупров, Ю. А. Зубок, Т. И. Заславская и др. рассматривали процессы формирования социальной активности молодежи и процессы формирования общественных молодежных организаций как суть взаимообусловленных процессов. В равной степени, как общественные молодежные движения оказывают влияние на развитие социальной активности молодежи, так и высокий уровень социальной активности молодежи оказывает влияние на формирование общественных молодежных объединений.8.

6 Иваненков С. П., Кострикин A.B. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Теоретический журнал «Credo New», 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/834/61. — Загл. с экранаАрефьев A.JI. Исследование молодежного движения в афро-азиатских странах: теоретико-методологические аспекты // Международное молодежное движение: Вопросы теории и методологии. — М., 1983; Иваненков С. П., Кусжанова А. Ж. Важнейшие факторы самоидентификации и социализации молодежи во взаимосвязи поколений // Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: Сборник статей / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. — М., 2010; Шаламова Л. Ф. Теоретико-методологический анализ социального потенциала молодежи // Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. — М., 2007. — С. 215.

См.: Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 960 е.- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жизни. — М.: ИНФРА-М, 2005. -1094 е.- Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография [Текст] / Вал. А. Луков. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 528 е.- Култыгин В. П. Борьба классов и становление мировоззрения: формирование политического сознания молодежи в современном капиталистическом обществе. — М.: Молодая Гвардия, 1985; Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи: Монография. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 171 е.- Халий И. А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. — М.: Институт социологии РАН, 2007. — 300 е.- Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева. — СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. — 216 с.

8 Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2002. — 568 е.- Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании.

Понимание развития социальной активности молодежи и развития общественных молодежных организаций исключительно под влиянием государства и его социальных институтов нашло отражение в исследованиях П. А. Сорокина, И. М. Ильинского, В. А. Лукова, А. И. Ковалева, O.A. Копцева, Е. В. Соловьева и др.9 Именно государство создает условия, формирует ценности социальной активности, задает вектор развития молодежных организаций.

Проблемы состояния и развития общественных молодежных организаций на Дальнем Востоке России отражены в научных исследованиях и публикациях Байкова Н. М., Березутского Ю. В., Базилевского A.A., Григоровой В. К., Рибаченко К. Н., Силуковой Т. Н., Ильюк О. Н., Семеновой Н. В., Платоновой Н. М., Рыбаковой И. А., Фроловой М. И., Слонского Е. С. и др.10 молодежи. — M.: Academia, 2008. — 272 е.- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. — М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 116 с.

9 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 е.- Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. — М.: Голос, 2001. — С. 696- Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография [Текст] / Вал. А. Луков. -М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 528 е.- Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999. — 351 е.- Копцева, О. А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся / О. А. Копцева // Социологические исследования. — 2005. — № 2. — С. 113−120- Соловьев Е. В. Положение в сфере представительского управления как фактор социального развития молодежи. — М., 1992. — С. 33.

10 Байков Н. М., Березутский Ю. В. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи. — Хабаровск: ДВАГС, 2009. — 83 е.- Слонский Е. С. Формирование доверия молодежи к государству: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. — Хабаровск, 2011. — 19 сФролова М. И. Формирование и реализация региональной молодежной политики в условиях трансформирующегося российского общества (на материалах Приморского края): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. — Владивосток, 2004. — 26 сБазилевский A.A. Развитие детского и молодежного общественного движения в Хабаровском крае // Об опыте работы институтов гражданского общества в Хабаровском крае. — Методика. Информация. Практика. — Хабаровск: Издание Правительства Хабаровского края. — 2005. — № 1 (53). — 128 е.- Григорова В. К., Рибаченко К. Н. Подготовка руководителей детских общественных объединений // Детско-юношеское движение: теоретические основы, исторический опыт, современные тенденции. Межвузовский сборник научных трудов / Под общей редакцией профессора В. К. Григоровой. — Биробиджан: ДВГСГА, 2009. — С. 73−78- Силукова Т. Н. Анализ и перспективы развития некоммерческих организаций в Хабаровском крае // Развитие некоммерческого сектора на Дальнем Востоке и Забайкалье России. — Сборник материалов конференции / Под общ. ред. О. С. Субботенко. — Хабаровск: ДВ HAH, 1999. — С. 57−60- Ильюк О. Н. Роль детского общественного объединения в формировании ценностных ориентиров юных граждан // Детское и молодежное общественное движение г. Хабаровска: история, современность и перспективы. Материалы научно-практической конференции. — Хабаровск: администрация города Хабаровска, 2009. — С. 43−46- Платонова Н. М. Государственная молодежная политика на Дальнем Востоке России в 70-х — первой половине 80-х гг. XX века.

Однако при наличии серьезной теоретической и эмпирической исследовательской базы следует отметить концентрацию внимания ученых на отдельных аспектах формирования молодежных организаций для достижения социально-значимых задач, недостаточность работ, отражающих особенности включенности молодежи в деятельность общественных организаций, специфику формирования потребности у молодежи в социальной активности. Открытыми для научного анализа по-прежнему остаются проблемы новой сущности общественных молодежных организаций в решении актуальных молодежных проблем, характера их функционирования и перспектив развития.

Все это в совокупности и определило выбор цели, задач, объекта и предмета диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования и функционирования общественных молодежных организаций и детерминирующих их факторов и условий.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретико-методологических подходов к интерпретации и оценке социальной активности молодежи.

2. Изучить роль общественных молодежных организаций в формировании и развитии социальной активности молодежи.

3. Проанализировать состояние и динамику особенностей формирования, функционирования и развития общественных молодежных организаций.

4. Дать оценку потенциалу социальной активности молодежи региона.

5. Выработать научно-обоснованные рекомендации по повышению социальной активности молодежи региона.

Объектом исследования выступает социальный процесс формирования и развития общественных молодежных организаций в структуре российского общества на примере Хабаровского края. социально-экономический аспект): монография / Н. М. Платонова. — Хабаровск: ДВГУПС, 2008. — 167 с.

Предмет исследования. Субъективные мнения, оценки и представления молодежи, оказывающие влияние на ее социальную активность, желание, готовность и включенность в деятельность общественных молодежных организаций.

Теоретико-методологическая и методическая база диссертационной работы представлена общенаучными принципами познания социальных явлений, теоретическим анализом и обобщением социологической, психологической, политологической, философской научной литературы по проблеме.

Теоретическую основу исследования составили труды социологов, политологов, философов, историков и психологов по проблемам социальной активности молодежи, развития общественных молодежных организаций.

В рамках обоснования предметной области исследования, фундаментальной основой послужили социологизм Э. Дюркгейма, понимающая социология М. Ве-бера, теоретические подходы к пониманию особенностей развития социальной системы В. Парето, А. Фрейд, Р. Парка, теория мотивации А. Маслоу, теория социального обмена Дж. Хоманса, социальная феноменология А. Шюца, парадигма «новых общественных движений» Ю. Хабермаса, А. Гидденса и А. Турена, субъективная социология Н. К. Михайловского, интегральная социология и концепция психического взаимодействия П. А. Сорокина.

Наряду с этим большое значение в работе имели теоретико-методологические подходы и концепции, развиваемые в современной отечественной социологии молодежи. Среди них важное место занимают теория социальной активности молодежи (Ковалева А.И., Луков В. А., Култыгин В. П., Копцева O.A., Добреньков В. И., Кравченко А.И.), институциональный подход (Ильинский И.М., Иваненков С. П., Случкий Е. Г., Журавлев В.В.), концепция социальной регуляции молодежи и рискологическая концепция молодежи (Чупров В.И., Зубок Ю.А.), концепция молодежного движения как социального феномена (Луков Вал. А.), концепция трансформационной активности общественных движений (Халий И.А.), концепция правовой культуры молодежи (Каландаришвили З.Н.), деятель-ностно-структурная концепция (Заславская Т.И.), концепция молодежных субкультур (Омельченков Е.Л.). и.

Эмпирическую базу исследования составили:

— Исследование «Молодежь Хабаровского края: проблемы и перспективы». Замеры состояния молодежных проблем проводились пять раз: в 1997 г., 2000 г., 2005 г., 2007 г. и 2009 г. Объем выборочной совокупности составлял 550−700 респондентов, представлены молодежью Хабаровского края трех возрастных групп.

— 17, 24 и 29 лет. Тип выборочной совокупности — многоступенчатый, квотный — в разрезе трех основных характеристик (пол, возраст, территория проживания), случайный на этапе отбора респондентов. Научный руководитель — д.с.н., профессор Н. М. Байков. В исследованиях 2007 г. и 2009 г. научный руководительк.с.н., доцент Ю. В. Березутский.

— Исследование (экспертный опрос) «Общественные молодежные организации и молодежная политика в Хабаровском крае». В качестве экспертов выступали руководители, заместители руководителей и активисты общественных молодежных организаций Хабаровского края (2004 г. — п=50- 2007 г. — п=44, 2011 г.

— п=100). Научный руководитель — к.с.н., Ю. В. Березутский, в исследовании 2011 г. научный руководитель Фирсакова И. В. Дальневосточная академия государственной службы.

— Три фокус-группы, проведенные в ноябре-декабре 2008 года в гг. Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск. Участниками фокус-групп стали руководители и активисты общественных молодежных организаций. Научный руководительк.с.н., Ю. В. Березутский. Дальневосточная академия государственной службы.

— данные Госкомстата России и Хабаровского края по изучаемой проблеме (2000;2011 гг.);

— аналитические статьи и результаты социологических исследований по проблемам функционирования и развития общественных молодежных организаций, опубликованные в журналах «Социологические исследования», «Социология», «Социология власти», «Власть и управление на Востоке России».

Основные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:

— проанализирован и определен феномен «социальная активность молодежи» как особая форма ее субъектности, реализуемой на личностном, групповом и общественном уровнях деятельности;

— обоснованы подходы к пониманию роли общественных молодежных организаций в формировании и развитии социальной активности молодежи («молодежный», «организационный», «молодежно-организационный», «институциональный»);

— представлена классификация 5-ти этапов развития общественных молодежных организаций в России, в основу которой положены как особенности функционирования общественных молодежных организаций в тот или иной исторический период развития молодежи и общественного движения, так и особенности их взаимоотношений с властью;

— дана оценка потенциала включенности молодежи региона в общественные молодежные организации, позволяющая определить основные ценности и мотивы участия/неучастия молодежи в их деятельности;

— разработана система социологических показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти по поддержке и развитию общественных молодежных организаций и объединений.

Положения, выносимые на защиту:

Социологически выявленная противоречивость сознания и поведения молодежи в отношении к общественным молодежным организациям, позволила определить три научно-обоснованных вектора развития потенциала участия молодежи в общественной деятельности: во-первых, это формирование добровольческого мировоззрения молодежи посредством повышения роли СМИ в освещении значимости общественно-полезной деятельностиво-вторых, это повышение доверия молодежи к общественным молодежным организациям, посредством реализации информационной политики по освещению деятельности общественных организаций по реальному решению социально-значимых проблемв-третьих, это повышение доверия молодежи к власти в целом, а так же к органам власти, реализующим государственную молодежную политику, посредством не декларативности, а конструктивности в решении реальных молодежных проблем.

Эмпирически (на примере молодежи Хабаровского края) доказано, что включенность молодежи в деятельность общественных молодежных организаций выступает одновременно и условием, и следствием формирования ее социальной активности, общественные молодежные организации являются фактором развития социальной активности молодежи региона, что нашло отражение как в анализе ряда теоретико-методологических подходов к пониманию сущности общественного молодежного движения, так и в результатах региональных социологических исследований, проведенных непосредственно автором, либо при его непосредственном участии.

Социальное партнерство органов власти и общественных молодежных организаций выступает высокоэффективным процессом, значительно повышающим уровень социальной активности молодежи, так как от его реализации выигрывают все стороны: общественные молодежные организации получают ресурсы для своей деятельности, повышают свой статус и возможности для достижения своих целей по решению проблем молодежиорганы власти по делам молодежи получают дополнительный рычаг воздействия на социальные проблемы, канал взаимодействия с молодежью и способ повышения ее активности, возможность создать гибкую систему управления, адекватную современному развитию общества и возможность оптимизировать расходование средствмолодежь получает более эффективную, ориентированную на ее интересы молодежную политику, возможность непосредственно принимать участие в решении своих проблем и проблем местного сообщества.

Социальная пассивность большей части современной молодежи Хабаровского края является следствием несформированности потребности в социальной активности. Эффективная государственная поддержка деятельности общественных молодежных организаций позволит, действительно, сформировать мотивацию участия молодежи, а, следовательно, будет способствовать ее более успешной социализации и самореализации. Внедрение системы оценки эффективности государственной молодежной политики (по направлению «поддержка и развитие деятельности общественных молодежных организаций») посредством разработанных социологических показателей, позволит повысить уровень социальной активности молодежи, уровень ее социальной субъектности.

Достоверность и надежность научных результатов диссертационного исследования обоснована теоретическими концепциями и методологическими подходами, представленными в трудах отечественных и зарубежных ученых в области социологии, социологии личности, социологии молодежи, социологии организаций.

Научные выводы и результаты автора базируются на законодательных актах РФ и Хабаровского края, данных государственной статистики, результатах вторичного анализа целого ряда региональных социологических исследований, результатах собственных социологических исследований, монографических исследований ведущих отечественных социологов, научных публикаций в ведущих российских социологических журналах, материалах международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по данной проблеме.

В основе результатов и выводов диссертационного исследования лежат многочисленные количественные (анкетные опросы молодежи, экспертные опросы представителей общественных молодежных организаций) и качественные (фокус-группы) региональные социологические исследования, многие из которых проведены, в том числе и при непосредственном участии автора, в мониторинговом режиме.

Результаты социологических исследований представлены в виде линейных и парных распределений, с использованием для обоснования выводов корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона).

Практическая значимость диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, формирующих и реализующих молодежную политику в регионе, а также в деятельности общественных молодежных организаций и объединений по вовлечению молодежи в свою деятельность, формированию социальной активности молодежи.

Результаты социологического анализа, представленные в диссертации, позволяют дополнить систему показателей оценки эффективности деятельности органов государственной власти по поддержке и развитию деятельности общественных молодежных объединений и организаций.

Основные выводы диссертационной работы доведены до практических рекомендаций при разработке «Концепция развития детских и молодежных общественных объединений Хабаровского края до 2012 года», утвержденной приказом Министерства молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края 30 декабря 2010 года № 970.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования использованы в выступлениях автора на: IV и V Всероссийских научно-практических конференциях «Молодежь Востока России: история и современность» (г. Хабаровск, 24 ноября 2009 г. и 25 ноября 2011 г.) — Девятой Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей «Экономика, управление, общество: история и современность» (г. Хабаровск, 25 марта 2011 г.) — IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология в системе научного управления обществом» (г. Москва, 2−4 февраля 2012 г.), Первой межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение» (г. Хабаровск, 23 ноября 2012 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 9 научных публикациях, в том числе в 1 монографии и 3-х статьях в научных журналах и изданиях, определенных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:

1. Фирсакова, И. В. Состояние и проблемы развития общественных молодежных объединений: социологический анализ / И. В. Фирсакова // Власть и управление на Востоке России: научный журнал. — Хабаровск: ДВАГС, 2011. -№ 1 (54).-С. 182−188.

2. Фирсакова, И. В. Роль общественных молодежных объединений в формировании социальной активности молодежи: теоретико-методологические подходы / И. В. Фирсакова, Ю. В. Березутский // Власть и управление на Востоке России: научный журнал. — Хабаровск: ДВАГС, 2011. — № 3 (56). — С. 147−151.

3. Фирсакова, И. В. Социальная активность молодежи и особенности социологических подходов к ее развитию / И. В. Фирсакова // Власть и управление на Востоке России: научный журнал. — Хабаровск: ДВАГС, 2012. — № 1 (58). — С. 247−252.

4. Фирсакова, И. В. Основные направления государственной молодежной политики в Хабаровском крае по развитию общественных молодежных объединений / И. В. Фирсакова // Молодежь Востока России: история и современность. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 24 ноября 2009 г. / под общ. ред. Н. М. Байкова и Ю. В. Березутского. — Хабаровск: ДВАГС, 2009. -С. 410−414.

5. Фирсакова, И. В. Социальная активность молодежи города: опыт фокус-группового исследования / И. В. Фирсакова // Экономика, управление, общество: история и современность: материалы Девятой Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей. -Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2011. — С. 478−482.

6. Фирсакова, И. В. Роль общественных молодежных объединений в жизни территориального сообщества (на примере г. Биробиджана) / И. В. Фирсакова, Ю. В. Березутский // Молодежь Востока России: история и современность: материалы V Всероссийской научно-практической конференции 25 ноября 2011 г.: в 2 ч. — Хабаровск: ДВАГС, 2011. — Ч. 2. — С. 11−16.

7. Фирсакова, И. В. Особенности социальной активности молодежи Хабаровского края / И. В. Фирсакова // Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. — М.: ИС РАН, 2012. — 1 CD ROM. — Режим доступа: http//www.isras.ru/ - С. 2116−2117.

8. Фирсакова, И. В. Общественные молодежные организации в социологическом измерении: монография / Ю. В. Березутский, И. В. Фирсакова. — Хабаровск: ДВИ — филиал РАНХиГС, 2012. — 169 с.

9. Фирсакова, И. В. Реализация права молодежи на создание молодежных общественных объединений в Хабаровском крае: правовые аспекты регулирования / И. В. Фирсакова // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение: материалы первой межрегиональной научно-практической конференции. — Хабаровск: ДВИ — филиал РАНХиГС, 2012. — С. 252−257.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной работы и социологии Дальневосточного института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы, содержащего 150 наименований, 1 приложения. Иллюстрационный материал включает 16 таблиц и 6 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования позволили сделать определенные выводы в отношении состояния современного уровня социальной активности российской молодежи, ее включенности в деятельность общественных молодежных организаций, как основы построения и развития гражданского общества.

Проведенный анализ научных подходов свидетельствует о необходимости наличия объединяющего интереса у молодежи для формирования и существования общественной организации, создания необходимых условий для этого, наличие системы стимулирования. Молодежи необходимо показать, научить, что проявление социальной активности выгодно и для нее, и для общества. У современной молодежи, в связи с изменившейся социально-экономической, и как следствие ценностной, парадигмами общественного развития, необходимо формировать «моду на добровольчество». Однако за этим должна стоять эффективная и действенная система стимулирования этой социальной активности.

Проведенный анализ научной литературы позволил нам выделить четыре основных подхода к пониманию роли молодежных общественных объединений в формировании и развитии социальной активности молодежи.

С одной стороны, сама социальная активность молодежи оказывает прямое влияние на развитие общественного молодежного движения. Другой подход рассматривает молодежные общественные объединения как фактор развития социальной активности молодежи. В основе третьего подхода понимание того, что процессы формирования социальной активности молодежи и процессы формирования общественных молодежных объединений есть суть взаимообусловленных процессов. Ровно, как и общественные молодежные движения, оказывают влияние на развитие социальной активности молодежи, так и высокий уровень социальной активности молодежи оказывает влияние на формирование общественных молодежных объединений. Последний подход актуализирует доминирующую роль в развитии социальной активности молодежи и развитии общественных молодежных объединений исключительно государства и его социальных институтов.

Вместе с тем следует отметить, что все выделенные нами подходы дополняют друг друга, в комплексе позволяют более комплексно оценить особенности взаимодействия и взаимовлияния и молодежи, и общественных молодежных организаций, и социальных институтов. В конечном итоге от усилий всех субъектов социального развития молодежи зависит не только ее саморазвитие, но и развитие общества.

Результаты региональных социологических исследований последних лет фиксируют противоречивость в отношении молодежи Хабаровского края к общественным молодежным объединениям и организациям. С одной стороны, молодежь положительно относится к общественно-полезной деятельности, молодежь высказывает интерес и испытывает потребность к деятельности в общественных молодежных организациях, молодежь высказывает необходимость функционирования общественных молодежных организаций в решении молодежных проблем. С другой стороны, молодежь не ощущает на себе особой поддержи со стороны государственной молодежной политики, молодежь слабо информирована о деятельности молодежных организаций и самой роли социальной активности, интерес у молодежи к общественным молодежным организациям снижается, снижается и уровень доверия молодежи этим организациям. Такие тенденции, на наш взгляд, свидетельствуют о постепенном снижении потенциала участия молодежи в общественных организациях, что, в свою очередь, ведет к ослаблению, и без того, слабо развитого гражданского общества в России.

Согласно результатам многочисленных социологических исследований, проведенных за последнее десятилетие в Хабаровском крае среди различных групп молодежи, потенциал социальной активности можно оценить в 15−20%.

Результаты социологических исследований состояния и развития общественных молодежных объединений и организаций в Хабаровском крае позволил выявить как положительные, так и негативные тенденции.

Среди позитивных тенденций развития общественных молодежных организаций следует обозначить следующее:

— у молодежи Хабаровского края есть определенный интерес и потребность к деятельности в общественных молодежных объединенияхмолодежь края возлагает на молодежные организации определенные надежды по решению молодежных проблеммолодежь, проявляющая социальную активность, более успешно социализировалась, ее ценности направлены на познание, созидание и развитие, как себя, так и социума. Социальное служение людям, обществу, как чувство, у них более развито;

— молодежь Хабаровского края испытывает достаточно высокую потребность в создании и функционировании различных по своей направленности молодежных общественных организаций. Приоритет при этом отдается досуго-вым и правозащитным организациям, профессиональным и творческим союзамв целом молодежные организации уже сегодня способны решать многие социальные проблемы молодежи, среди которых, прежде всего, вопросы социализации детей и молодежи, наращивание духовно-нравственного потенциала, вопросы самореализации молодежи, формирование здорового образа жизни, организация интересного досуга, работа с неблагополучными семьями и др.

Среди негативных особенностей развития общественных молодежных организаций следует обозначить следующие:

— низкий потенциал преемственности социальной активности (в целом в обществе низкий уровень активности граждан всех возрастов, выявлена их социальная индифферентность);

— ни молодежные организации, ни политические партии не являются в глазах молодежи «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя;

— оценка позитивного отношения государства, а, следовательно, и структур органов власти по делам молодежи, действующих от его лица, к молодежи достаточно низкая;

— в регионе достаточно слабая система обучения и подготовки специалистов по работе с молодежью, молодежными организациями;

— эксперты отмечают, что большинство молодежных организаций, входящих в Реестр общественных молодежных объединений края, числятся лишь в списках, а как таковыми реальными субъектами общественной молодежной политики не являются;

— в подавляющем большинстве молодежь Хабаровского края особо не ощущает на себе влияние государственной молодежной политики, реализуемой в регионе, а, следовательно, большинство молодежи «выпадает» из зоны влияния органов управления по делам молодежи;

— молодежь края интересуется деятельностью молодежных организаций (СМИ, друзья, Интернет, только 17,4% отметили, что не интересуются), но в то же время лишь 12,6% видят результаты их деятельности;

— уровень доверия молодежи к общественным молодежным организациям не очень высок в сравнении с другими социальными институтами (14,9%), и это доверие за последние годы снизилось;

— в крае функционирует недостаточно эффективная система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с общественными молодежными объединениями и организациями по решению молодежных проблем;

— молодежь не владеет информацией о существующих и реализуемых молодежных социальных программах и проектах, молодежь не особо ощущает тех социально-экономических условий, которые позволили бы ей реализовать свои жизненные цели и устремления;

— выявлен крайне слабый уровень информированности молодежи Хабаровского края о существовании и деятельности общественных молодежных организаций;

— направленность деятельности организаций в большей степени является творческой, патриотической и досугово-культурной. Вместе с тем, ряд наиболее острых проблем современной молодежи пока в меньшей степени находят отражение в деятельности молодежных организаций: «повышение политической активности» (14,0%), «поддержка молодой семьи» (14,0%), «развитие системы социальных служб» (5,0%), «поддержка молодежного предпринимательства» (4,0%);

— деятельностью молодежных организаций Хабаровского края охвачены, в основном, студенческая молодежь, школьники, учащиеся профтехучилищ. В меньшей степени в качестве объекта деятельности общественных молодежных организаций выступает «неорганизованная» молодежь: молодые инвалиды, безработная молодежь, беспризорники, молодежь, проходящая службу в армии;

— выявлена и незрелость самих молодежных организаций. Эксперты крайне нуждаются в информации о формах и методах работы с молодежью (половина всех экспертов), о подготовке грантовых заявок, о разработке социальных программ и проектов, финансовой и правовой информации;

— выявлена слабая нормотворческая инициативность общественных молодежных организаций: вносили законодательные инициативы за последние годы в органы государственной власти и местного самоуправления только 11,4% молодежных организаций;

— потенциал социальной активности в реальной жизни реализует не более 10−15% молодежи Хабаровского края, при этом уровень готовности мол одых людей принять участие в деятельности общественных молодежных организаций также крайне низкий (до 10%);

— выявлены позитивно декларируемые установки молодежи на желание и готовность участвовать в общественно-полезной деятельности: с одной стороны они очень положительно относятся в такой работе (66%), а с другой, отмечается достаточно низкий уровень желания и готовности участвовать в этой деятельности на безвозмездной основе (15,5%).

В то же время, анализ социологических данных позволил сделать вывод, что молодежь, проявляющая социальную активность, более успешно социализировалась, ее ценности направлены на познание, созидание и развитие, как себя, так и социума. Социальное служение людям, обществу, как чувство, у них более развито.

Обозначенные позитивные и негативные особенности развития общественных молодежных организаций позволили не только выработать научно-обоснованные рекомендации для органов власти, реализующих государственную молодежную политику, но и разработать систему показателей, позволяющих как оценить эффективность деятельности этих органов власти, так и реально ее улучшить. На наш взгляд, кардинальные изменения должны произойти в таких направлениях развития общественных молодежных организаций, как идеология и доверие к власти, социальное партнерство органов власти и общественных молодежных организаций, финансовое обеспечение молодежной политики, развитие инфраструктуры деятельности общественных молодежных организаций, развитие молодежных СМИ, повышение эффективности целевых программ для молодежи, подготовка кадров для развития общественных молодежных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.Л. Субъектность социальная молодежи // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. -М.: Academia, 2008. С. 500.
  2. , А.Л. Исследование молодежного движения в афроазиатских странах: теоретико-методологические аспекты // Международное молодежное движение: Вопросы теории и методологии. М., 1983.
  3. , В.П., Бояринова И. В., Реутов Е. В. Лидерство и аутсай-дерство в молодежной среде региона // Социологические исследования. 2008. — № 2. — С. 76−83.
  4. , Н.М., Березутский Ю. В. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи. Хабаровск: ДВАГС, 2009. — 83 с.
  5. , Ю.В. Динамика состояния нормативности сознания молодежи в региональном измерении // Социология власти: журнал Социологического центра РАГС. № 4/2010. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — С. 94−100.
  6. , Ю.В. Молодая семья региона: особенности состояния и перспективы развития // Социология: журнал российской социологической ассоциации. М., 2008. — № 2. — с. 198−206.
  7. , Ю.В. Оценка влияния государственной молодежной политики на социальную субъектность молодежи региона: итоги десятилетия // Социология власти: журнал Социологического центра РАГС. № 8/2009. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — С. 167−176.
  8. , Ю.В. Социальная активность молодежи региона // Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: материалы IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения». Хабаровск: ДВАГС, 2008.-С. 25−27.
  9. , Ю. В. Субъективные индикаторы общественной организации молодежи в контексте ее социальной направленности // Научный ежегодник. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2009. — № 7. — С. 223−240.
  10. , Л.П., Щукина, A.C. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. 2003. — № 7.
  11. , М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с. — (Социологии, мысль Запада).
  12. , А. Социология. М.: Эдиториал, 1999.
  13. , М.К., Шереги, Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. — 592 с.
  14. Государственная молодежная политика в Хабаровском крае, Комитет по молодежной политике администрации края, Краевой дом молодежи, 2001.-32 с.
  15. , В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 7: Человек. Индивид. Личность. М.: ИНФРА-М, 2005. — 960 с.
  16. , В.И., Кравченко, А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 9: Возрасты человеческой жизни. М.: ИНФРА-М, 2005. — 1094 с.
  17. Доклад «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации 2006 год». — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2007.
  18. Доклад о положении молодежи в Хабаровском крае: социологическое измерение. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006. — 116 с.
  19. Документы, определяющие молодежную политику в Хабаровском крае. Выпуск 9. Хабаровск: ГОУК Краевой дом молодежи, регион, информационный учебно-методический центр, 2002. — 68 с.
  20. , Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.- Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.— 399 с.
  21. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.-352 с.
  22. Законы правителя: в 3 т. М.: РИПОЛ классик, 2010. — Т. 3: Петр Столыпин о России / сост.: К. И. Могилевский, К. А. Соловьев. — М.: РИПОЛ классик, 2010. — 336.
  23. , A.C., Файн, А.П. Эта непонятная молодежь.: Проблемы неформальных молодежных объединений. М.: Профиздат, 1990. — 224 С.
  24. , Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. — 568 с.
  25. , Е.А. Социология общественных движений становление нового исследовательского направления // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — С. 546.
  26. , Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. Волгоград: Изд. ООО «ИВРИТ», 2005. 292 с.
  27. , Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. — 142 с.
  28. , Ю.А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. — 272 с.
  29. , С.П., Кострикин, A.B. Проблемы исследования социальной активности молодежи // Теоретический журнал «Credo New», 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/834/61. — Загл. с экрана.
  30. , H.H. Социальная ответственной и гражданская активность молодежи // Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. М., 2007.
  31. , И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — С. 696.
  32. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.2 / Ответ, ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. -560 с.
  33. Какие социальные сети любят в России (ТОП-20) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.avarlamov.eom/2010/03/02/top-20-lyubimyx-80с1а1пух-8е1е^-Г088Ш. — Загл. с экрана.
  34. , З.Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи: Монография. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 171 с.
  35. , И.П., Иванова, Г.П. Молодежь регионов: социальное самочувствие молодежи Тверской области // Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. М., 2007.-С. 351.
  36. Карл Манхейм. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и анг. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
  37. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. — № 3. — С. 124−128.
  38. , Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. — № 7.
  39. , А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. — 351 с.
  40. Кон, И. С. Молодежь // Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Том 16. — С. 478.
  41. , Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90-х годов: планы и их реализация. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 224 с.
  42. , Д.Л., Вознесенская, Е.Д., Чередниченко, Г. А., Хохлушкина, Ф. А. Жизненные траектории молодежи «10 лет спустя». Социологическое исследование. М.: Институт социологии РАН, 2010. — 277 с. 1 СБ КОМ.
  43. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Издание ЦИК РФ, 2009.-64 с.
  44. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от1711.2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 47. -Ст.5489.
  45. , О. А. Детские общественные организации и социальное творчество учащихся / О. А. Копцева // Социологические исследования. 2005. — № 2. — С. 113−120.
  46. , В.П. Борьба классов и становление мировоззрения: формирование политического сознания молодежи в современном капиталистическом обществе. М.: Молодая Гвардия, 1985.
  47. , А. Не забыть бы с чего все начиналось. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://diak-kuraev.livejournal.com/141 840.html. — Загл. с экрана.
  48. , В.И. О молодежи / В. И. Ленин. М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1954. — 320 С.
  49. , Т., Гэррод, Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  50. Луков, Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография Текст. / Вал. А. Луков. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 528 с.
  51. Маслоу Абрахам Харольд // Материал из Википедии свободной энциклопедии Электронный ресурс. — Режим доступа http://ru.wikipedia.org — Загл. с экрана.
  52. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность // Перевод A.M. Татлыбае-вой // Abraham Н. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970- СПб.: Евразия, 1999. Терминологическая правка В.Данченко. — К.: PSYLIB, 2004. — С. 320.
  53. Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации / Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ. М., 2009. — 40 с.
  54. , Н.К. // Галактионов A.A. Русская социология XI—XX вв.еков. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 416 с.
  55. Молодежный потенциал региона: опыт социологического анализа / Байков Н. М., Березутский Ю. В., Буката Е. В. и др. Хабаровск: ДВАГС, 2001. -132 с.
  56. Молодежные и детские общественные объединения / Статья. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — С. 266.
  57. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. -М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 58.
  58. Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. М., 2007. — 431 с.
  59. Молодежь России: социальное развитие / Редколл.: В. И. Чупров (отв. ред.) и др. М., 1992. — 205 с.
  60. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения Государственного доклада Правительству Российской Федерации. Научно-исследовательский центр при Институте молодежи. -М., 2000. — 139 с.
  61. Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: Сборник статей / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. М., 2010. — 264 с.
  62. Молодежь: будущее России / Под ред. И. М. Ильинского. М.: НИЦ при Институте молодежи, 1995. — 240 с.
  63. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 21. — Ст. 1930.
  64. Об основных направлениях реализации государственной молодежной политики в Хабаровском крае. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.newparlament.ru/hall/view/237. — Загл. с экрана.
  65. Об утверждении положения о Министерстве молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края: постановление Правительства Хабаровского края от 09.02.2009 г. № 34-пр // Собрание законодательства Хабаровского края. 2009. — № 2. — С.36 — 45.
  66. Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы: итоговое резюме по результатам исследования. Исследовательская группа ЦИРКОН Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zircon.ru. — Загл. с экрана.
  67. , Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. — 264 с.
  68. , Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. — Том 4. — № 2. — С. 151−182.
  69. , В.В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе // Социологические исследования. 2009. — № 6. — С. 95−99.
  70. , Г. В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты. М.: Норма, 2007. — 848 с.
  71. , В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический Проект, 2001. — 304 с.
  72. , Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: «Владимир Даль», 2008. — С. 45.
  73. , Е.А. Воздействие современной социальной среды на правовое сознание школьной молодежи (теоретико-правовые аспекты) // Государство и право. 2006. — № 12. — С. 111−112.
  74. , A.A. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа / A.A. Петренко. Аркти, 2006. — 264 с.
  75. , Н.М. Государственная молодежная политика на Дальнем Востоке России в 70-х первой половине 80-х гг. XX века (социально-экономический аспект): монография / Н. М. Платонова. — Хабаровск: ДВГУПС, 2008. — 167 с.
  76. Резонансные итоги. Россияне назвали главное общероссийское событие 2010 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vz.ru/society/2010/12/23/457 023.html. — Загл. с экрана.
  77. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 672 с.
  78. , Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998. — № 5. — С. 90−97.
  79. , Л.И. Информационные Интернет-ресурсы для молодого поколения // Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. М., 2007. — С. 415.
  80. , В.В. Социология молодежи // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — С. 133.
  81. , Е.С. Формирование доверия молодежи к государству: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. Хабаровск, 2011.-19 с.
  82. , Е.В. Положение в сфере представительского управления как фактор социального развития молодежи. М., 1992. — С. 33.
  83. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  84. Социальная активность // Социология: Энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, B. J1. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. -Мине: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
  85. Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева. -М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  86. Социальный потенциал молодежи / Под ред. Смакотиной H. J1. М.: МАКС Пресс, 2009. — 260 с.
  87. Социология Вильфредо Парето (Разумен ли Homo Sapiens?) // История теоретической социологии. В 4-х т. Т.2 / Ответ, ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. -М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. С. 34.
  88. Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб.: «Владимир Даль», 2008.-831 с.
  89. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. — 696 С.
  90. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — 608 с.
  91. Социология: Энциклопедия / сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мине: Книжный Дом, 2003. -1312 с.
  92. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 47. — Ст. 2943.
  93. , A.JI. Человеческий потенциал и гражданские позиции активистов молодежных объединений (на примере форума «Селигер-2008″). -Социологические исследования. 2009. — № 9 (305). — С. 48−58.
  94. , А. Возвращение человека действующего / А. Турен. М.: Научный мир, 1998.
  95. , Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // Социологические исследования. 2003. — № 2.
  96. , И.В. Состояние и проблемы развития общественных молодежных объединений: социологический анализ // Власть и управление на Востоке России: научно-публицистический журнал. Хабаровск: ДВАГС, 2011. — № 1 (54). — С. 182−188.
  97. , А. Психология „Я“ и защитные механизмы. Пер. с англ. -М.: Педагогика, 1993. 144 с.
  98. , М.И. Формирование и реализация региональной молодежной политики в условиях трансформирующегося российского общества (на материалах Приморского края): Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. Владивосток, 2004. — 26 с.
  99. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас -М., 1995.-208 с.
  100. , И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде. М.: Институт социологии РАН, 2007. — 300 с.
  101. , В.В. Социально-психологический анализ ценностных ори-ентаций современной молодежи // Молодежь и будущая Россия: Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции: Сб. науч. тр. / ИНИОН РАН. М.: 2008. — С. 271−274.
  102. , В.И. Мотивационная сфера сознания молодежи // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. -М.: Academia, 2008. С. 282−283.
  103. , В.И. Социальногс^разЬития молодежи концепция // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.: Academia, 2008. — С. 452.
  104. , В.И., Зубок, Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. — 116 с.
  105. , В. И., Зубок, Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009. — 320 с.
  106. , В.И., Зубок, Ю.А., Певцова, Е. А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации: Сравнительный социолого-правовой анализ. М.: ООО „ТИД „Русское слово — РС“, 2007. — 240 с.
  107. , В.И., Зубок, Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. -М.: Наука, 2001.-231 с.
  108. , Л.Ф. Теоретико-методологический анализ социального потенциала молодежи // Молодежь России в начале XXI века: Коллективная монография / Под ред. профессора В. М. Филиппова. М., 2007. — С. 215.
  109. , Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период: Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. М., 2009. — 56 с.
  110. Шюц, А. О множественности реальностей // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала „Социологическое обозрение“. СПб.: „Владимир Даль“, 2008. — С. 62.
  111. Эффективность муниципальных социальных программ: возможность и необходимость оценки / А. Л. Александрова, З. Л. Садовская, Р.Дж. Страйк, К. Г. Чагин. М.: Фонд „Институт экономики города“, 2003. — 88 с.
  112. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлева. СПб.: ООО ИД „Петрополис“, 2007. — 216 с.
  113. Результаты мониторингового экспертного опроса по теме:
  114. Общественные молодежные организации и молодежная политика в Хабаровском крае“ (2004−2011 гг.)
  115. В 2004 году было опрошено 50 экспертов, в 2008 году 44 эксперта, в 2011 году — 100 экспертов.
  116. Исследование проведено Информационно-аналитическим центром проблем управления ДВАГС. Научный руководитель к.с.н., Ю. В. Березутский, в исследовании 2011 г. научный руководитель Фирсакова И.В.
  117. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.
  118. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.- - ^ ^ % жаЕ. Воцросрвариантьютвета ,¦
  119. Как, на Ваш взгляд, государство относится сегодня к молодежи?
  120. Лучше, чем к другим группам населения 16,7 18,1 18,0
  121. Так же, как к другим группам 63,3 65,9 65,0
  122. Хуже, чем к другим группам 20,0 13,6 16,0
  123. Затрудняюсь ответить 2,3 1,2 004 г.
  124. Криминальные структуры 80,0 40,9 20,0
  125. Общественные молодежные организации 73,3 61,4 67,0
  126. Краевые органы власти 40,0 72,7 65,0
  127. Городские органы власти 40,0 38,6 40,0
  128. Политические партии (региональные отделения) 20,0 27,3 24,0
  129. Религиозные организации 20,0 15,9 14,0
  130. Региональные СМИ 6,7 2,3 20,08. Профсоюзы 11,4 3,09. Частный сектор 6,8 6,010. Другое 2,3 2,0
  131. Какой оценки заслуживает реализация молодежной политики в Хабаровском крае?
  132. Вполне удовлетворительной 3,3 11,4 16,0
  133. По большей части удовлетворительной 36,7 38,6 27,0
  134. Отчасти удовлетворительной, отчасти нет 40,0 38,6 41,0
  135. По большей части неудовлетворительной 16,7 4,5 10,0
  136. Совсем неудовлетворительной — 3,0
  137. Затрудняюсь ответить 3,3 6,8 3,0
  138. Способна ли реализация существующих в Хабаровском крае программ для молодежи привести к решению ее проблем?
  139. Да, безусловно 16,7 18,2 8,0
  140. Скорее всего, да 30,0 65,9 49,0
  141. Скорее всего, нет 40,0 2,3 27,04. Нет, не способна 3,3 5,0
  142. Затрудняюсь ответить 10,0 13,6 11,0- • Вопрос, трштшь&шш* з 2004 щ ?1008 г#
  143. Недостаточный уровень финансового обеспечения молодежной политики 60,0 61,4 55,0
  144. Преобладание в реализации молодежной политики „мероприятийного“ подхода 50,0 34,1 34,0
  145. Отсутствие приоритета молодежи у государства 43,3 31,8 32,0
  146. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы 33,3 38,6 32,0
  147. Отсутствие системы координации и взаимодействия между различными структурами и организациями, осуществляющими молодежную политику 33,3 31,8 28,0
  148. Недостаточный уровень кадрового обеспечения в работе с молодежью 30,0 40,9 30,0
  149. Отсутствие соответствующей потребностям инфраструктуры учреждений по работе с молодежью 23,3 27,3 31,0
  150. Отсутствие единого информационного банка данных о действующих в сфере молодежной политики организациях, направлениях деятельности, социальных, педагогических и иных технологий работы с молодежью 23,3 22,7 20,0
  151. Нереалистичность многих целей и задач в области молодежной политики для современного российского общества 16,7 29,5 27,0
  152. К ведению органов государственной власти края в области молодежной политики относится, в том числе и взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями. Как бы Вы оценили такую систему взаимодействия в Хабаровском крае?
  153. Да, есть эффективная система взаимодействия 6,7 4,5 18,0
  154. Есть система взаимодействия, но она недостаточная 80,0 70,5 64,0
  155. Такой системы нет 10,0 4,5 13,0
  156. Затрудняюсь ответить 3,3 20,5 5,0
  157. Каковы, на Ваш взгляд, сегодня основные причины отсутствия или недостаточности системы взаимодействия органов власти с молодежными общественными организациями?
  158. Недостаточная активность сторон 26,7 36,4 32,0
  159. Непонимание властью проблем молодежи 16,7 15,9 30,0
  160. Не желание власти работать с НКО 13,3 13,6 14,0
  161. Отсутствие опыта и знаний в организации социального партнерства 13,3 27,3 18,0
  162. Молодежные организации пассивны, в них нет настоящих лидеров 13,3 13,6 9,0
  163. Не эффективное использование финансовых ресурсов 10,0 15,9 29,0
  164. Формализм в реализации ГМП, акций, мероприятий 10,0 25,0 33,0
  165. Власть считает себя самодостаточной 10,0 9,1 13,0
  166. Недостаточная информированность 6,7 18,2 18,0
  167. Ю.Отсутствие целостной молодежной политики у государства 6,7 31,8 23,0
  168. Отсутствие заинтересованных и компетентных организаторов 3,3 18,2 13,0
  169. Молодежные организации потребительски относятся к власти 3,3 4,5 7,01. ШЩ1
  170. Каков статус Вашей организации?1. Районная 70,5 44,02. Городская 36,7 18,2 29,03. Краевая 40,0 9Д 17,0
  171. Отделение межрегиональной 6,7
  172. Отделение общероссийской 10,0 2,3 10,0
  173. Отделение международной 6,7
  174. Как давно Ваша организация занимается проблемами молодежи?
  175. Менее 1 года 16,7 11,4 2,0
  176. От 1 года до 3-х лет 40,0 25,0 25,0
  177. От 3-х до 5-ти лет 10,0 29,5 35,0
  178. От 5-ти до 10 лет 13,3 22,7 30,05. Более Шлет 20,0 22,7 8,0
  179. Решением каких проблем в области молодежной политики занимается Ваша организация? (Сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).
  180. Развитие системы молодежного отдыха и досуга 53,3 59,1 55,0
  181. Развитие гражданственности и патриотизма 43,3 50,5 55,0
  182. Создание системы информационного обеспечения 36,7 25,0 24,0
  183. Поддержка талантливой молодежи 36,7 50,5 54,0
  184. Поддержка деятельности молодежных организаций 30,0 31,8 28,0
  185. Развитие массового спорта 26,7 26,4 28,0
  186. Решение вопросов занятости и безработицы 20,0 13,6 9,0
  187. Решение проблем преступности и наркомании 20,0 20,9 19,0
  188. Повышение политической активности 20,0 18,2 14,0
  189. Поддержка молодой семьи 16,7 15,9 14,011 .Поддержка молодежного предпринимательства 13,3 6,8 4,0
  190. Вопросувариантыответа |20СШ|| 20Г1Лег?
  191. Развитие системы социальных служб 13,3 9Д 5,0
  192. Международное молодежное сотрудничество 13,3 6,8 3,0
  193. Решение проблемы беспризорности 6,7 4,5 10,015. Другое 20,0 9,1 4,0
  194. Укажите главные трудности в деятельности Вашей организации в области молодежной политики? (Сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).
  195. Недостаточный объем финансирования 70,0 72,7 67,0
  196. Несовершенство законодательной базы 40,0 11,4 11,0
  197. Недостаточная заинтересованность самой молодежи 30,0 50,0 54,0
  198. Отсутствие организационно отработа-нной координации между различными структурами, организациями 30,0 31,8 27,0
  199. Нехватка кадров 26,7 45,5 35,0
  200. Отсутствие методического обеспечения по решению конкретных задач 23,3 40,9 28,0
  201. Недостаточная квалификация персонала 20,0 22,7 25,0
  202. Трудностей не испытываем 3,3 2,3 4,0
  203. Какое количество молодежи было охвачено деятельностью Вашей организации в текущем году?
  204. До 50 человек 33,3 18,2 21,0
  205. До 100 человек 10,0 4,5 18,0
  206. До 200 человек 6,7 18,2 18,0
  207. До 500 человек 20,0 11,4 14,0
  208. До 1000 человек 10,0 11,4 14,0
  209. Более 1000 человек 20,0 36,4 15,0
  210. ЩфщрШШШттьщщета^--™ 201 Ш1!^*» 1-
  211. Какие целевые группы молодежи охвачены деятельностью Вашей организации? (Сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).
  212. Студенческая молодежь 90,0 93,2 85,02. Школьники 70,0 74,5 76,0
  213. Учащиеся профтехучилищ 60,0 38,6 31,0
  214. Рабочая молодежь 60,0 31,8 37,0
  215. Молодежная интеллигенция 40,0 11,4 5,06. Инвалиды 40,0 13,6 10,0
  216. Безработная молодежь 36,7 11,4 13,0
  217. Беспризорники 13,3 9,1 5,0
  218. Молодежь, проходящая службу в армии 6,7 6,8 5,010. Другое 13,3 2,3 1,0
  219. Каков численный состав Вашей молодежной организации? В 2004 г. вопрос не задавался1. До 50 человек 45,5 58,02. До 100 человек 11,4 19,03. До 200 человек 13,6 10,04. До 500 человек 4,5 6,05. До 1000 человек 9,1 3,0
  220. Более 1000 человек 15,9 4,0
  221. Какие факторы, на Ваш взгляд, сегодня обуславливают желание молодежи вступать в ряды молодежных организаций? В 2004 г. и 2008 г. вопрос не задавался
  222. Желание быть полезным обществу — 45,0
  223. Возможность решать свои социальные проблемы — 35,0
  224. Стремление получить более высокий социальный статус — 46,0
  225. Возможность заработать деньги — 19,0
  226. Возможность общения с разными людьми — 49,0
  227. Желание занимать руководящие должности — 9,0
  228. Стремление получить опыт работы — 34,0
  229. ЖЯШШШШШтиШсШта.. Щг^ 2008 г%
  230. Как, на Ваш взгляд, нужна ли сегодня в России консолидирующая всюмолодежь общественная организация, как, например, пионерская в СССР? В 2004 г. вопрос не задавался 1. Да, безусловно 29,5 27,0
  231. Скорее да, чем нет 36,4 28,0
  232. Скорее нет, чем да 18,2 30,04. Нет 9,1 10,0
  233. Затрудняюсь ответить 6,8 5,0
  234. Если Ваша организация вносила такие предложения, то в чем они заключались? (Варианты ответов представлены в редакции, предложенной самими респондентами, т.к. по методике вопрос был открытым). Вопросзадавался в 2011 году.
  235. Каковы основные источники финансирования деятельности Вашей организации? (Сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).
  236. Грантовые средства зарубежных фондов 66,7 2,3 3,0
  237. Собственные средства (взносы членов) 56,7 27,3 22,0
  238. Финансирование из бюджета края, города 26,7 50,0 61,0
  239. Спонсорская помощь сторонних организаций 23,3 40,9 30,0
  240. Грантовые средства российских фондов 23,3 4,5 6,0
  241. Грантовые средства гос. органов власти 13,3 13,6 30,0
  242. Федеральное финансирование 6,7 7,3 3,08. Другое 13,3 6,8 4,0
  243. Нет никакой поддержки 43,3 35,9 34,0
  244. Информационно-методическое обеспечение 26,7 36,4 27,0
  245. Участие в семинарах, тренингах и т. п. 26,7 31,4 30,0
  246. Учет Ваших мнений при разработке программ молодежной политики 26,7 13,6 12,0
  247. Льготная (бесплатная) арендная плата за использование помещений, оборудования или др. имущества 16,7 17,3 15,0
  248. Выполнение государственного заказа (по созданию социальных служб, центров, проведению мероприятий, научных исследований и т. д.) 16,7 20,5 8,0
  249. Поддержка разработанных и представленных проектов (программ) 16,7 25,0 12,0
  250. Субсидии на общие цели деятельности 10,0 4,5 4,0
  251. Подготовка кадров для Вашей организации 3,3 6,8 2,0
  252. Необходима ли для Вас дополнительная профессиональная подготовка по роду выполняемой работы? В 2004 г. вопрос не задавался
  253. Весьма необходима 63,6 40,0
  254. В некоторой степени необходима 36,4 50,03. Нет — 9,0
  255. Затрудняюсь ответить — 1,0
  256. Какого рода информации Вам недостает для выполнения работы? (Сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Ответы проранжированы в порядке убывания количества ответивших).В 2004 г. вопрос не задавался
  257. Финансово-экономической 31,8 24,02. Правовой 38,6 24,0
  258. Социально-политической 20,5 18,0
  259. По делопроизводству и документообороту 31,8 14,0
  260. О формах и методах работы с молодежью 54,5 49,0
  261. По специальным вопросам деятельности в сфере молодежной политики 40,9 22,0
  262. О решениях, принимаемых органами власти по делам молодежи 15,9 20,0
  263. О решениях федеральных органов власти по делам молодежи 13,6 12,0
  264. О разработке программ и проектов 38,6 38,0
  265. О подготовке грантовых заявок 47,7 38,0
  266. По компьютерным технологиям 31,8 9,0
  267. Занимаемая Вами должность в организации?
  268. Руководитель организации 73,3 54,5 34,0
  269. Заместитель руководителя организации 16,7 27,3 19,03. Другое 10,0 18,2 47,0
Заполнить форму текущей работой