Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ответственность социального работника перед клиентом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одежда может быть недорогой — это объяснимо и будет нормально воспринято клиентом, но если она грязная, мятая — это вызовет отрицательное отношение к социальному работнику. В разговоре с клиентом следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика — избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность; полное их отсутствие — как… Читать ещё >

Ответственность социального работника перед клиентом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ответственность социального работника перед клиентом

Содержание Введение

1. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими

2. Принципы социальной работы

Заключение

Список литературы

Введение

Шкала взаимоотношений «социальный работник — клиент» и «социальный работник — окружение клиента» имеет в социальной работе огромное значение. Эти взаимоотношения обусловлены социальными условиями: клиент желает получить содействие социального работника, а тот, в свою очередь, обязан ему его оказывать.

Социальный работник не может выбирать клиента и тем более его общество; клиент же будет прав, если потребует, чтобы ему социального работника поменяли (при условии — что для этого есть основания).

Так как чаще всего клиенты социальной работы — люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, имеющие психологические проблемы, этика социального работника в процессе взаимодействия с ними требует особенного к ним отношения.

От специфики взаимоотношений работника с клиентом социальная защита может или упрочиваться или ослабевать.

Между социальным работником и его клиентом складываются партнерские отношения, но по степени воздействия на человека более действующей стороной является социальный работник, т.к. его деяния и поступки действуют на клиента и его обстоятельства решающим образом Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 208с.

В данном реферате мы рассмотрим ответственность социального работника перед клиентом, принципы социальной работы в соответствии с ответственностью. Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.

1. Ответственность социального работника перед клиентом и его близкими Профессиональный социальный работник имеет свой интерес в упрочении и улучшении взаимоотношений с клиентом и его близкими.

Но развитие хороших для деятельности взаимоотношений с клиентом не все время зависит от социального работника, т.к. личные качества клиента тоже существенно воздействуют на их взаимосвязи.

Клиент социального работника также имеет свой интерес в возникновении крепких, благожелательных взаимоотношений с социальным работником, но в гораздо меньшей мере, чем соц. работник. Ведь клиент понимает, что при любом отношении к социальному работнику, последний должен будет реализовать свои профессиональные обязанности.

Иногда клиент использует свое преимущественное положение не на пользу дела.

Профессиональные обязанности социального работника относительно клиента заключаются в его помощи наиболее полно самореализовать человека. Это достигается разными технологиями и методиками, которые выбираются в зависимости от нужд клиента; за свою деятельность социальный работник несет нравственную ответственность.

Главными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются такие требования:

- уважение клиента как личности, поддержание и развитие наиболее значимых его положительных качеств;

- разумная требовательность к нему;

- установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений;

- создание у клиента оптимистического настроя;

- поддержание его достоинства и самоуважения;

- помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения.

Особо следует подчеркнуть такое требование, предъявляемое к социальному работнику, как требование изучения внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой частью Золотарёва, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в ВУЗе учебно-методическое пособие/ Т. Ф. Золотарёва. III изд.-М.: Дашков и К, 2008.

Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром.

Поскольку одна из целей социальной работы заключается в содействии полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан пытаться понять внутренний мир своего клиента и умело на него влиять.

Однако, поскольку духовный мир человека — наиболее тонкая, деликатная сфера, грубое, бесцеремонное вторжение в нее может привести к непоправимым негативным последствиям.

Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, основанное на уважении личности, поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту.

Чтобы стать самим собой, полностью раскрыть свой потенциал, индивид должен иметь и возможность, и необходимость, и желание.

Социальный работник призван деликатно помочь индивиду осознать необходимость трансформации (внешней или внутренней), способствовать формированию потребности и принять меры для обеспечения возможности такой трансформации с согласия и одобрения клиента на основе тех знаний о нем, которые он получает в процессе изучения самого клиента, условий его жизнедеятельности и его социального окружения.

Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению.

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением и болью.

Далеко не все виды услуг, оказываемых социальным работником клиенту, отличаются эстетичностью — большей частью, это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная. Неверным было бы в этом случае требовать, чтобы социальный работник выполнял свои обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида профессиональной деятельности и содержания конкретной услуги.

Как любой нормальный человек, он в определенных случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, отвращение, брезгливость.

Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом, осознавая важность и необходимость соответствующих действий, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник эффективно выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их своему клиенту Демина Л. Д. Проблемы подготовки социальных работников регионов экологического неблагополучия//Социальная политика и социальная дифференциация. Вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул-Москва, 1994.

Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между социальным работником и социальным окружением клиента — его родными и близкими, друзьями и соседями.

Контакт социального работника с окружением клиента не должен возникать лишь в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принимать срочные меры, а должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом.

Специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т. е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа.

Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника.

Однако чтобы сотрудничество было плодотворным, специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности и взаимосвязи, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма).

Социальный работник должен постоянно искать средства для повышения заинтересованности и возможности участия членов социального окружения клиента в решении его проблем, выполнения ими отдельных этапов и разделов общей работы, должен формировать общественное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего коллектива, объединенного единством целей и задач, — объективная цель сотрудничества социального работника с социальным окружением клиента.

Такой творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим потенциалом.

Вместе с тем социальный работник должен иметь в виду те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что для окружения деятельность по оказанию помощи клиенту не является неизбежной и должной, она для них — лишь возможная сфера приложения сил.

Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, может сознательно устраняться от совместной деятельности, целиком положившись на специалиста.

Специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента во невмешательстве в его судьбу, равнодушии, делать категоричные, скоропалительные заключения.

В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность его участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие во взглядах и мнениях людей, а также отчуждение их друг от друга, пробудить в них интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества на благо клиента и добиться добровольного участия в совместной деятельности Склярова Т. В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы: учебное пособие/Т.В.Склярова.- Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002.

2. Принципы социальной работы

Особенности этического отношения к клиенту в социальной работе реализуются через следующие принципы.

1. Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению.

Русский философ Н. Бердяев говорил о российском менталитете как о содержащем жалостливый гуманизм в отличие от западного рационализма. Вместе с тем, совершенно очевидна невозможность оказания помощи людям, основанной исключительно на традициях жалости.

Конкретный гуманизм включает профилактику риска (наркомании, преступности, суицида, голода, обнищания), культурное и профессиональное развитие граждан, защиту прав, организацию детского воспитания, уважение к другой культуре. Чем более развито правовое общество, тем гарантированней социальная защита и успех социальной работы. Привычная позиция ответственности человека перед обществом предполагает и ответственность самого общества перед человеком.

Принцип гуманизма требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.

Вежливость в отношениях не является формой лицемерия, антиподом правдивости и искренности, а, напротив, служит признаком уважения человеческого достоинства, доброты к человеку. Вежливость — это первый шаг на пути служения человеку. Она включает в себя такие формы внимания к клиенту, как стремление понять человека, готовность оказать ему помощь при необходимости.

Для социального работника вежливость — необходимый аспект общения с клиентом, его близкими, коллегами, представителями различных государственных и негосударственных учреждений и организаций, поскольку является внешним проявлением сущности профессии — постоянной готовности оказать услугу тому, кто в этом нуждается, не оскорбив при этом человеческого достоинства Шмелева Н. Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). — Ульяновск, 1999.

2. Тактичностью можно считать то чувство меры, которое следует соблюдать во взаимоотношениях с людьми, умение чувствовать границу «обидчивости» человека.

Тактичность подразумевает способность не задавать вопросы, которые могут поставить человека в неловкое положение, или, если информация все же является необходимой, — умение сформулировать свой вопрос таким образом, чтобы не обидеть его.

Тактичность требует от социального работника умения делать замечания человеку — их форма должна быть корректной, деликатной. Не следует делать замечания в иронической форме, излишне громким голосом, назидательным тоном, в присутствии посторонних. Недостаток тактичности ранит клиента, причиняет ему душевную боль. Тактичность социального работника способствует установлению доверительных отношений с клиентом.

3. Скромность предполагает умение сопоставить самооценку с мнением о себе окружающих и ни в коем случае не переоценивать свою значимость, умеренность в требованиях к другим и повышенную требовательность к себе, сдержанность. Скромность социального работника проявляется в его отношении к клиентам, коллегам как к своим партнерам, во всем равным ему.

Особенно важна скромность в отношениях с клиентом — социальный работник никогда не должен позволять себе стремления «возвыситься» над клиентом, не должен подчеркивать высоту своего служебного положения, навязывать клиенту свое мнение, пренебрегать его интересами.

4. Чуткость предполагает способность понимать и считаться с переживаниями другого человека, улавливать оттенки его настроения, способность как можно меньше доставлять человеку неприятностей и неудобств. ответственность социальный работник профессиональный

Социальному работнику необходимо быть чутким, поскольку он имеет дело с людьми, часто находящимися в тяжелом психоэмоциональном состоянии. Учитывая переживания клиентов, он быстрее добьется конструктивности в отношениях и совместной деятельности, вследствие чего эффективность его работы повыситься.

5. Внимательность для социального работника является не только признаком хорошего воспитания, но и одним из условий успешной работы. Внимательность состоит не только в том, чтобы профессионально продемонстрировать заботу о человеке и свою готовность оказать ему помощь; она заключается еще и в подлинном интересе к клиенту и его проблемам, желании изменить его статус, преодолеть все сопутствующие трудности.

Внимательность дает социальному работнику возможность своевременно и адекватно реагировать на те изменения, которые происходят в жизни клиента, а также вовремя принимать верные решения.

Внимательность социального работника к клиенту должна быть гарантом того, что клиент не уйдет от специалиста, что-то недосказав, замкнувшись в себе, испытывая чувство неудовлетворенности и непонятости.

Внимательность социального работника к клиенту должна проявляться и в сосредоточенности во время общения с ним, в концентрации на его проблемах.

6. Точность проявляется в верности данному слову. Социальный работник, к сожалению, не всегда может сделать для своего клиента или для коллеги все то, что хотел бы, поэтому иногда вместо «я сделаю» следует говорить «я попытаюсь сделать», объясняя при этом, чем вызваны сложности.

Но если он уверен в осуществимости задуманного и дал слово что-либо сделать, он должен это выполнить. Точность — это умение не бросать слов на ветер, обязательность.

Точность — своеобразная форма уважения к человеку, поскольку тот, кто точен, умеет ценить чужое время, не опаздывая и не заставляя ждать понапрасну; знает цену словам, отказываясь давать легкомысленные и невыполнимые обещания; не может вводить в заблуждение, вольно трактуя и букву, и дух достигнутой договоренности.

Еще раз следует повторить, что и вежливость, и чуткость, и скромность, и тактичность, и точность, и внимательность социального работника должны быть естественными.

Если они лишены внутренней духовной основы и являются лишь результатом профессиональной тренировки или актерского мастерства, клиент сразу почувствует наигранность — показная вежливость, как правило, никого не обманывает, но не редко — оскорбляет.

7. Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального.

Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации.

Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

Клиент должен чувствовать, что он пришел туда, где его ждут и где ему окажут помощь, т. е. в любом случае именно он и его проблемы должны быть центром внимания социального работника.

Для каждого человека его личные проблемы имеют гораздо большее значение, чем проблемы всех остальных, они ему субъективно представляются наиболее актуальными и серьезными, и поэтому торопливость и откровенная невнимательность социального работника в конце затянувшейся встречи для клиента оскорбительны и неприятны.

8. Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к социальному работнику. Только на этих основаниях социальный работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию.

При этом интересы клиента социальный работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

9. Принципы учета народных обычаев и традиций, перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно соблюдать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками.

При всей их похожести в основах — в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством — проявление их может быть различным. И социальному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое положение, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.

Так, например, в центральной России считается вполне допустимым, если престарелый человек, не имеющий возможности самостоятельно обслуживать себя и нуждающийся в постоянном квалифицированном уходе, помещается в интернат.

Но если подобная ситуация будет иметь место в некоторых местностях на Северном Кавказе, то социальный работник не сможет предложить такую форму социального обслуживания — соседями пожилого человека это будет воспринято как оскорбление, поскольку традиция требует от соседей и знакомых забрать пожилого человека, нуждающегося в посторонней помощи, к себе в дом или, по крайней мере, полностью взять на себя его обслуживание.

Знание народных обычаев и традиций поможет социальному работнику правильно построить разговор с клиентом, получить ответ на интересующие его вопросы и предложить помощь, не выходящую за рамки возможностей системы социальной защиты и отвечающие интересам клиента.

10. Принцип перманентности означает требование непрерывности в социальной работе, недопустимости прекращения коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ, действующих на протяжении жизненного пути клиента. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии.

Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.

11. Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением социальной работы и других дисциплин.

12. Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Дени Дидро этот принцип сформулировал так: «Недостаточно делать добро, надо делать его красиво». Эти слова в полной мере можно отнести к социальному работнику. Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными.

Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым, в грязной неочищенной обуви, с непричесанной головой, поскольку это не эстетично.

Одежда может быть недорогой — это объяснимо и будет нормально воспринято клиентом, но если она грязная, мятая — это вызовет отрицательное отношение к социальному работнику. В разговоре с клиентом следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика — избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность; полное их отсутствие — как скованность или равнодушие; в то время как благородная сдержанность жестов является признаком уравновешенности и духовной силы.

Речь должна быть спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов Принципы, на которых строится социальная работа. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н., 1997 г.

Таким образом, правила поведения в разных жизненных ситуациях различны, однако в целом они соответствуют приведенным выше принципам этикета. В повседневной деятельности социальный работник должен руководствоваться этими принципами, чтобы случайно не поставить ни своего клиента, ни коллег в неловкое положение Шевеленкова Т. Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. — М., 2009. Вып. 5.

Заключение

В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных для работы отношений с клиентом не всегда зависит от социального работника, поскольку субъективные характеристики клиента также оказывают существенное воздействие на их взаимоотношения.

Социальная работа относится к тем видам профессиональной деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением и болью.

Далеко не все виды услуг, оказываемых социальным работником клиенту, отличаются эстетичностью — большей частью, это работа неимоверно трудная, а порой даже грязная.

Неверным было бы в этом случае требовать, чтобы социальный работник выполнял свои обязанности с неизменным восхищением по поводу избранного им вида профессиональной деятельности и содержания конкретной услуги.

Как любой нормальный человек, он в определенных случаях может чувствовать нежелание делать что-либо, отвращение, брезгливость.

Однако, руководствуясь профессиональным и моральным долгом, принципами социальной работы, осознавая важность и необходимость действий, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник эффективно выполняет свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их своему клиенту.

1. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 208с.

2. Принципы, на которых строится социальная работа. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н., 1997 г.

3. Золотарёва, Т. Ф. Практика в системе подготовки специалистов социальной работы в ВУЗе учебно-методическое пособие/ Т. Ф. Золотарёва. III изд.-М.: Дашков и К, 2008.

4. Демина Л. Д. Проблемы подготовки социальных работников регионов экологического неблагополучия//Социальная политика и социальная дифференциация. Вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул-Москва, 1994.

5. Склярова Т. В. Современные проблемы профессиональной этики социальной работы: учебное пособие/Т.В.Склярова.- Саратов: Изд-во Саратовского ГТУ, 2002.

6. Шмелева Н. Б. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). — Ульяновск, 1999.

7. Шевеленкова Т. Д. О личностной характеристике социального работника // Социальная работа. — М., 2009. Вып. 5.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой