Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены: на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, 2004 г.) — на круглом столе «Философия образования, воспитания в контексте проблем устойчивого развития общества» (Новосибирск, апрель 2005 г.) — на всероссийской конференции «Модернизация российского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОСТ
    • 1. 1. Специфика философского анализа проблем воспитания
    • 1. 2. Онтология воспитания в западной философской традиции
    • 1. 3. Онтология воспитания в отечественной философии
  • ГЛАВА II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И АКСИОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Общее и особенное во взаимодействии онтологии и аксиологии в воспитании: через развитие к социализации
    • 2. 2. Онтология и аксиология диалога в современном воспитании
    • 2. 3. Воспитание в условиях глобализации: влияние специфики современных мировых процессов на теорию и практику отечественного воспитания

Социально-философский анализ проблем воспитания в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность социально-философского анализа проблем современного отечественного воспитания обусловлена динамичным развитием нашего общества и самой системы отечественного образования. Российское общество переживает период глубоких структурных социокультурных изменений. И в обществе, и в самом образовании (воспитании) произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новоI го в воспитании, соответствующего современным тенденциям развития российского общества. Переход российского общества к новой фазе своего развития закономерным образом приводит к осознанию того, что социокультурные смыслы, стереотипы деятельности и поведения, воспитательные концепты должны подвергаться если не полному переосмыслению, то обновленной интерпретации в изменившихся социально-экономических и общественно-политических условиях.

Изменения в России, происходящие в течение последних двух десятилетий, имеют рыночную направленность, что подтверждается целевыми установками новой власти, реализуемыми на практике: либерализацией, приватизацией, заменой бесплатных социальных услуг платными и т. п. — это коснулось всех сфер жизни общества, включая и воспитание человека. Острота проблем воспитания (особенно нового, молодого поколения) вызвана рядом причин, в том числе таких, например, как бесконтрольность потоков информации в условиях глобализации общественных процессов. Сегодня мы часто сталкиваемся с открытой пропагандой распущенности нравов, культа насилия, индивидуализма и прагматизма. Актуальность проблем воспитания в данном контексте связана и с тем, что в образовательный процесс порой бездумно и безосновательно внедряются зарубежные модели ¦ образования, а значит, и воспитания. При этом вместо межкультурного диалога, направленного на выработку современного мировоззрения и учитывающего российский культурный менталитет, происходит навязывание американской системы ценностей и жизненных установок в российскую действительность.

Чтобы достичь устойчивого положения демократии и стабильности России, необходимо проводить эффективную образовательную и воспитательную политику. К сожалению, современная политика в области воспитания молодежи не обеспечивает рост воспитательного уровня населения России. Реалии нашей жизни демонстрируют явные противоречия и непродуманность в правовом, нравственном, духовном регулировании системы воспитания, а также отсутствие последовательного, продуманного подхода к вопросам воспитания в современной России.

Актуальность исследования проблем воспитания обусловлена также потребностями развития собственно философского знания. С методологических' позиций проблемы воспитания личности в новых экономических условиях развития современного общества рассматриваются редко, исследования в этой сфере до сих пор носят фрагментарный характер. Так, одни авторы связывают философию воспитания с анализом моральных ценностей, где задача философии воспитания сводится к исследованию проблем обоснования и усвоения моральных ценностей, существующих в обществе. Другие авторы полагают, что философия воспитания должна заниматься изучением различных аспектов не только моральных, но и культурных ценностей. Третьи представляют воспитание как процесс саморазвития личности в единстве с ее социализацией. Налицо наличие острой проблемной ситуации, которая заключается в отсутствии философски обоснованной современной концепции воспитания в системе отечественного образования, что также подтверждает научную и социально-практическую актуальность данного диссертационного исследования.

Таким образом, проблемная ситуация, на разрешение которой направлено настоящее диссертационное исследование, заключается в противоречии между необходимостью перехода от спонтанных и фрагментарных действий в области развития отечественной системы воспитания, с одной стороны, и отсутствием целостного и последовательного социально-философского анализа проблем воспитания, адекватного современным требованиям и реалиям общественного развития, — с другой.

Безусловно, реформирующемуся российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации социального выбора, прогнозируя возможные их последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. Вместе с тем, необходимо воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами своей страны, любящих свою семью, свое Отечество, свое дело. Мы полагаем, что именно социально-философский подход, используемый при анализе проблем воспитания, позволит рассмотреть воспитание как процесс, как деятельность, как структурно-организационное и структурно-функциональное явление во всей их комплексности. Социальная философия способна предложить ценностное обоснование воспитательных теорий, корректируя их принципы и содержание, что делает методологию социальной философии важнейшей основой при анализе онтологических, аксиологических и других аспектов воспитания.

Степень разработанности проблемы '.

Постановка задачи социально-философского анализа проблем современного отечественного воспитания представляется обоснованной при условии изучения научных работ философской, социологической, педагогической, политологической, правовой направленности, которые создали теоретическую базу для социально-философского анализа проблем развития современного отечественного воспитания.

Принципиальное значение для разработки авторской концепции, ставшей основой диссертационного исследования, имели работы авторов, внесших важный вклад в развитие философии образования, являющейся методологической базой анализа теории и практики развития современной системы воспитания. Речь идет о таких ученых, как Б. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, Б. О. Майер, Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков, Н. С. Розов, С. К. Булдаков, Т. А. Рубанцова, Н. С. Рыбаков, Л. А. Степашко и др. В работах данных авторов показано, что философия образования сегодня является адекватным, действенным теоретическим и методологическим основанием для изучения проблем развития воспитания в современных условиях России. Методологическая функция философии образования по отношению к анализу проблем воспитания проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания человека как социализирующейся личности. При этом появляется возможность выработать обоснованную концепцию, которая определяет модель постановки и решения проблем развития системы воспитания. Конкретно философско-методологический аспект проблемы рассматривается в работах В. С. Библера, М. Я. Боброва, Б. С. Гершунского, В. П. Горана, В. А. Дмитриенко, В. В. Давыдова, Э. В. Ильенкова, Н. С. Рыбакова, В. С. Степина, Л. А. Степашко, А. Л. Симанова, В. Г. Торосяна и др.

Большое значение для диссертационного исследования имели монографические работы по философии воспитания Б. П. Битинаса, К. А. Шварцмана, Б. Т. Лихачева, Л. А. Беляевой, Л. П. Соколова, А. В. Мудрика, А. А. Муронова и др., в которых проблемы воспитания рассматриваются с позиции социальной философии. В монографиях вышеуказанных философов рассматривается и решается важнейшая проблема философии воспитания: в чем заключается суть и сущность философского идеала в воспитании, который, преломляясь в обществе, превращается в цель воспитания. Показано, что основное назначение философии воспитания состоит: в анализе воспитательной реальности (бытия) на фоне общих проблем человечествав исследовании соотношения между философией воспитания и теорией воспитанияв специфике воспитательных отношений, их целей, средств, идеалов, социальных функций и др.

Необходимо принять во внимание и тот важнейший факт, что проблемы воспитания чаще всего изучаются не самостоятельно, а в контексте общей проблематики всей сферы образования. Это одновременно является и преимуществом, и недостатком в исследовании проблем воспитания. Преимуществом — поскольку имеется возможность анализа проблем воспитания в общеобразовательном контексте, что придает такому анализу широту охвата материала и учет деятельностных, праксиологических, аксиологических и других аспектов образовательной сферы. Вместе с тем, подход к анализу проблем воспитания в контексте общей проблематики всей системы образования может привести (и часто приводит) к такому существенному недостатку данного анализа, как «размывание» проблематики воспитания среди других проблем и вопросов образовательной сферы. Особенно это характерно для современного состояния исследований в образовании, где в силу сложившихся реалий и социальных императивов приоритет чаще всего отдается изучению технологических вопросов системы образования.

Сложные и многогранные проблемы воспитания в современной России требуют междисциплинарного исследования. Адекватно они могут быть проанализированы, прежде всего, на основе методологии социальной философии как необходимой методологической базы философии воспитания. Социальная философия дает методологическую базу интегрированного исследования проблем воспитания в современной России, имеющего различные аспекты: социологический, психологический, педагогический и др. Поэтому для данного исследования было важным обращение к исследованиям, раскрывающим данные аспекты воспитания в современной России: социологический аспект проблем воспитания представлен трудами следующих исследователей: Н. В. Андреенковой, М. А. Абрамовой, С. И. Григорьевой, Я. Щепаньского, М. В. Ромма, А. В. Харчева, И. Кона, А. С. Фролова и др. Психологический аспект проблем воспитания в системе образования разрабатывался такими авторами, как В. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, А. С. Арсентьев, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Р. С. Немов и др. Педагогический аспект проблем воспитания в системе образования представлен в трудах В. В. Краевского, Г. К. Селевко, О. С. Газмана, С. М. Ковалева, П. И. Пидкасистого, Н. Е. Щур-ковой и др.

Принципиальное значение для диссертационного исследования имели работы российских исследователей в области проблем глобализации, поскольку система образования — а, следовательно, и воспитания, — оказалась вовлеченной в процесс глобализации. Речь идет о таких ученых, как Э. А. Азроянц, А. С. Панарин, С. В. Камашев, В. Г. Федотова, А. Н. Чумаков, А. К. Черненко, Н. М. Чуринов, В. И. Кудашов, О. Н. Смолин и др. В их работах показывается, что в условиях глобализации проблемы воспитания наполняются новым содержанием, что требует специального философского исследования. Каждый из данных авторов предлагает собственный анализ влияния возможных последствий процесса глобализации на развитие российского воспитания и его перспективы в условиях реформирования.

Существенное значение для настоящего диссертационного исследования имели вопросы осмысления развития диалоговой составляющей в воспитании, которые разрабатывались в трудах М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. О. Кравцова, М. В. Телегина, В. И. Кудашова и др. Необходимость обращения к работам данных авторов была обусловлена проблемой специфики развития диалоговой составляющей в современном воспитании, а она, в свою очередь, вызвана отсутствием (или существенным затруднением) диалога поколений, который произошел в связи с коренной ломкой представлений о воспитательных ценностях и установках. Это является одной из важнейших проблем в современном воспитании, которая требует философского анализа.

Кроме того, важными для нашего диссертационного исследования оказались научные работы, в которых исследуется роль воспитания для перспектив развития общества XXI века (А. Печчеи, О. Тоффлер, В. Бестужев-Лада, В. И. Супрун и др.), а также труды, в которых анализируется стратегия развития отечественного воспитания (Б. С. Гершунский, В. Г. Торосян, Н. В. Наливайко, Л. А. Степашко, Н. Л. Румянцева, С. В. Камашев, Т. А. Ар-ташкина, Е. А. Пушкарева, А. К. Черненко и др.). При всех достоинствах перечисленных выше работ следует отметить, что для них характерна узкоспециальная направленность: освещаются отдельные аспекты проблемы развития современного образования и воспитания.

При этом необходимо отметить, что работы, связанные с исследованием различных аспектов сферы образования, как правило, не затрагивают специфику изучения проблем воспитания, в них отсутствует методологически единый социально-философский анализ вопросов современного воспитания личности. Можно констатировать, что несмотря на обилие работ, в той или иной мере затрагивающих проблемы воспитания, до настоящего времени в научной литературе отсутствует всесторонний комплексный анализ проблем воспитания в современном российском обществе, не разработана системная концепция воспитания, отвечающая реалиям трансформирующегося российского социума.

Объектом исследования является система воспитания как самостоятельная область отечественного образования.

Предмет исследования — социально-философский анализ проблем воспитания в современной России.

Цель исследования — осуществление социально-философского анализа проблем воспитания в системе современного российского образования.

Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

— проанализировать проблему становления системы воспитания в западной философской традицииисследовать рефлексию проблем воспитания в российской философской традицииохарактеризовать специфику социально-философского подхода к анализу проблем воспитания в современной России;

— раскрыть социально-философскую специфику проблем воспитания современной России в процессе глобализации;

— выявить значение онтологических и аксиологических аспектов философии образования для формирования современной концепции философии воспитания.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод, позволяющий объективно оценить всю совокупность представленных обстоятельств, требующих осознания их взаимозависимости и взаимообусловленностикомплексный анализ и системный подход, реализующие принципы целостности и структурно-функциональной организации системы, с акцентом на внутренней динамике объектов и особенностей их функционированиясоциокультурный подход к проблеме, раскрывающий взаимосвязь ценностей как средств саморегуляции социума. Также используются общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение.

Многогранность социально-философского анализа проблем воспитания в современной России требует обращения к социологическим, психологическим, педагогическим исследованиям различных аспектов воспитания. Методологической основой рассмотрения проблем воспитания в контексте философии образования является взаимодополнение онтологического (исследование сущности и содержания воспитания в контексте социального бытия) и аксиологического (определения главных ценностей воспитания, специфика их современного развития) аспектов.

Научная новизна диссертационного исследования.

1. Представлено современное социально-философское наполнение понятия «воспитание», которое онтологически и аксиологически входит в необходимый атрибутивный блок современной философии образования. Установлено, что понятие «воспитание», отражая момент воспроизводства человека в социуме, способствует рефлексии проблем целенаправленной подготовки молодого поколения к жизни в настоящем и будущем обществе.

2. Выявлено, что философия образования, обладая своим предметом и методологией, позволяет акцентировать внимание на тех проблемах воспитания в современной России, которые связаны с воспитанием как социальным институтом. Показана взаимозависимость социально-экономической политики государства и воспитательной политики, выявлена специфика проблем воспитания в контексте современных социально-экономических отношений в российском обществе.

3. Выявлено, что кризисные явления в современном российском обществе отражаются в существующей системе воспитания и порождают специфические проблемы. Показано, что современное состояние рыночной трансформации российского общества и особенности реформирования системы образования порождают возникновение в воспитательном процессе противоречивых императивов. С одной стороны, речь идет о воспитании предприимчивости и рациональности в деятельности, способности принимать рационально обоснованные решения в ситуации выбора. С другой — о воспитании людей, обладающих нравственными качествами, способных к выполнению гражданских обязанностей, к сотрудничеству и имеющих чувство ответственности за судьбу страны.

4. Обосновано, что анализ специфики социально-философских проблем воспитания включает использование категорий «развитие» и «социализация», которые выступают отправной точкой формирования необходимых подходов к теории и философии воспитания. Данные понятия в современных реалиях получают новую смысловую нагрузку, отражая специфику момента воспроизводства человека в России.

5. Показано, что диалог продолжает оставаться основой взаимоотношений, социализации и развития в современном воспитании. Обосновано, что диалог на сегодняшний день является необходимым условием взаимодействия поколений в процессе воспитания. При этом одна из основных проблем современного воспитания заключается в существующем разрыве диалога поколений, и задача философии воспитания состоит в выявлении и обосновании релевантных способов возобновления такого диалога.

6. Показано, что воспитание в современной России находится в духовно-нравственном эпицентре глобализации. Обоснована необходимость сог средоточения усилий специалистов на разработке онтологического, гносеологического, аксиологического и других аспектов воспитания нового поколения, поскольку эффективное вхождение России в мировое сообщество при активном инновационном развитии требует одновременно сохранения важнейших традиций и внутренней идентичности российского общества.

Теоретическое и научно-практическое значение исследования.

Диссертационное исследование вносит вклад в формирование философии воспитания в рамках философии образования. Используемый в диссертационном исследовании подход позволяет утверждать, что философия воспитания представляет собой актуальное самостоятельное научное направление в рамках философии образования. Философия образования, обладая своим предметом и методологией, позволяет акцентировать внимание на тех проблемах системы воспитания в современной России, которые связаны с воспитанием как социальным институтом, что подразумевает взаимозависимость социально-экономической политики и воспитательной политики государства. Теоретическое значение имеют положения диссертации о существенном влиянии рыночной трансформации российского общества на современное воспитание, его состояние и специфику реформирования.

При изучении проблем воспитания в современной России имеет существенное значение анализ аксиологических и онтологических аспектов проблем воспитания на базе категорий «развитие» и «социализация». В диссертационном исследовании осуществляется соответствующее уточнение взаимоотношений категорий «развитие» и «социализация», что необходимо для определения отправной точки формирования философии воспитания. Мы полагаем, что именно данные понятия в современных условиях развития общества отражают специфику воспроизводства человека как личности. Диссертационное исследование направлено на выявление и обоснование релевантных способов преодоления разрыва диалога поколений в современном российском обществе, что необходимо для построения образовательной и воспитательной практики.

Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов и спецкурсов по социальной философии (философии образования, философии воспитания), теории педагогики и других научных предметов гуманитарного профиляна курсах повышения квалификации работников сферы образованияпри разработке проблематики философии воспитания, являющейся составной частью философии образования, а также для коррекции современной политики в области воспитания и образования.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены: на международном конгрессе «Образование и наука в XXI веке: проблемы интеграции и правового регулирования» (Новосибирск, 2004 г.) — на круглом столе «Философия образования, воспитания в контексте проблем устойчивого развития общества» (Новосибирск, апрель 2005 г.) — на всероссийской конференции «Модернизация российского образования. Проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования» (Новосибирск, сентябрь 2006 г.) — на международном симпозиуме «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» (Новосибирск, октябрь 2006 г.) — на всероссийской конференции «Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования» (Новосибирск, март 2006 г.) — на международной научной конференции «Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири» (Бийск, июль 2007 г.) — на круглом столе «Формирование профессиональной направленности студентов вуза как составляющая процесса подготовки конкурентоспособного' специалиста» (октябрь, 2007) — на международной конференции для студентов, магистров, аспирантов, науковедов «Инновационное развитие общества в условиях кросскультурных взаимодействий» (Украина, г. Сумы, февраль 2008 г.) — на Ш-й международной научно-практической конференции «Социокультурные проблемы современного человека» (Новосибирск, апрель 2008 г.) — на международной научной конференции «Переосмысливая философию науки и образования сегодня» — в рамках подведения итогов.

XXII Всемирного философского конгресса, проходившего в Сеуле, Южная Корея (Новосибирск, август 2008 г.) — на П-й международной научно-практической конференции «Инновации в педагогическом образовании» (Новосибирск, октябрь, 2008), и др. Все основные положения диссертации обсуждались на ряде заседаний постоянно действующего методологического семинара научно-исследовательского института философии образования ГОУ ВПО НГПУ «Безопасность образовательного пространства: сущность концепции и путей ее реализации» (Новосибирск, 2005 г.), «Образование как стабилизирующий фактор развития России» (Новосибирск, 2006 г.), «Качество образования — требование времени» (Новосибирск, 2008 г.).

По теме диссертации опубликовано восемь работ, пять из них — в научном журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (каждая из которых содержит’три параграфа), заключения и библиографического списка, который включает 205 наименований литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Воспитание человека, в задачи которого входит развитие человека и формирование качеств человека, отвечающих прогрессивным целям и потребностям общества, требует всестороннего философского осмысления. Воспитание — никогда не прекращающийся процесс соотнесения, «встречи» человека и мира, результатом которого оказываются новые формы их взаимного бытия. Поэтому сегодня, в условиях углубления знаний о человеке, необходимо исследование вопросов формирования целостной концепции воспитания. Огромную роль здесь играет философия воспитания — как неотъемлемая часть философии образования, которая приобретает все большее значение во всем комплексе научных знаний о человеке. Современная философия воспитания формирует цели воспитания, ставит вопрос о взаимосвязи ценностей воспитания и ценностей культуры. Таким образом, создается новый образ человека, который оказывается востребованным в свете вызовов нового тысячелетия. Философия дает ценностные основания воспитательным теориям, корректирует их принципы и содержание, подвергает критике изжившие себя идеалы и методы воздействия на людей.

С формированием методологической базы, что стало возможным в результате активного развития философии образования, возникли условия для проведения системного анализа философии воспитания. Философия воспитания, являясь разделом философии образования и составной частью социальной философии, представляет собой мировоззренческую и методологическую отрасль знания, конструирует воспитательный идеал будущего общества.

Философия воспитания рассматривает «воспитание» как процесс целенаправленного влияния на обучаемого, целью которого выступает накопление им необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей. В данном контексте воспитание представляет собой становление мировоззрения, понимания собственного «Я», основных целей и нравственных ценностей своей жизни.

При этом цель воспитания вытекает из смысла жизни человека и ее эволюционного назначения.

Философия воспитания выявляет связи между развитием общества и системой воспитания, между передачей культурного наследия из поколения в поколение и подготовкой личности к полноценной жизни в современном обществе, и обосновывает, что в задачи воспитания прежде всего входит формирование человека соответственно сущности, нуждам и перспективам общественной эволюции. Эти задачи должны соотноситься со стратегическими целями и задачами государственной политики, служить духовным средством ее реализации и, вместе с тем, быть ее интеллектуально-нравственной основой.

Исследование генезиса онтологической проблематики вопросов воспитания показало, что серьезные социальные и экономические изменения в обществе кардинальным образом влияют на становление системы воспитания, определяя и соответствующую им теорию воспитания. Данное положение прослежено и основано при анализе философских воззрений на проблемы воспитания — как в работах зарубежных философов, начиная с Нового времени и по конец XX в., так и в трудах отечественных исследователей, начиная с XIX в.

В частности, обращено внимание, что с развитием капитализма в основу концепции воспитания как целенаправленного развития личности легли: принцип социализации, смыслом которого является формирование гражданина, члена обществапринцип прагматизма, как основа воспитания. Кроме того, в данный период (особенно в западной философии) последовательно проводится идея о том, что воспитание необходимо радикально преобразовывать с учетом принципиально новых потребностей общества (сначала индустриального, а в последующем — постиндустриального).

Особенностью развития философского осмысления проблем воспитания в России является то, что в условиях драматичной истории российского общества отечественная традиция в данном вопросе распадется, на два практически независимых друг от друга этапа. Первый — это время до 1917;г., когда шли поиски специфики воспитательного процесса в России на таких концептуальных основаниях как: ценности государственной идеологии — самодержавие, православие, народностьценности религиозной идеологии: всепрощение, непротивление, покаяниеценности этнической идеологии: абсолютизация обычаев, традиций, обрядов и др. Здесь же и особое внимание к педагогической идеологии: исправление общества с помощью воспитания — искусства как выразителя и носителя идей истины, добра и красоты.

В противоположность предыдущему периоду при советской власти приоритетными стали такие идейно-политические императивы, как единство партии и народа, советский патриотизм, морально-политическое единство общества, социально-классовые идеологические ценности. Выдвигается тезис, что воспитание возникает вместе с народом, несет на себе печать его истории, помогает народу идти по пути своего исторического развития, а реформирование образования надо осуществлять только на научных основаниях: психологии, физиологии, философии, истории и педагогики. Таким образом, в советское время, не смотря на различные декларации, фактически был сформирован позитивистский подход к концептуальным основаниям воспитанию. В постсоветский период, когда была нарушена эволюционность в развитии общественных отношений, возникла нестабильность и в общественном сознании. При этом в общественном и индивидуальном сознании образовался духовно-идейный вакуум, который неизбежно заполняется безыдейным хаосом пропаганды, случайных верований, слухов, массовойкультуры, а также растерянностью, потерянностью и даже цинизмом. Все это коренным образом влияет на формирование концепции философии воспитания.

Анализируя онтологию и аксиологию воспитание в современной философии образования и эвристическое значение категории «развитие» для проблем воспитания человека можно сделать вывод, что воспитание — это конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его социально-культурными особенностями. Результаты и эффективность воспитания в условиях развития современного общества определяются подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте' прошлых поколений.

Социальное воспитание — это относительно направляемый обществом и (или) государством процесс влияния на людей, а также целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Воспитание следует понимать как целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в существующем обществе (а также в том, которое еще предстоит создать), осуществляемую посредством специально создаваемых государственных и общественных структур, контролируемых и корректируемых как со стороны государства, так и общества (параграф первый, глава вторая).

Анализ понятия «воспитание» с помощью такой философской категории, как «развитие» обосновывает, что развитие (в контексте проблем воспитания) включает в себя совершенствование индивидаоно (развитие) характеризуется ростом, то есть развертыванием имманентных индивиду задатков, а социальные условия при этом играют роль внешнего фактора воспитания. На всех этапах развития личности взаимодействуют такие формы развития, как созревание и формирование, причем формирование представляет собой развитие чего-либо под влиянием целенаправленного воздействия. Понятие «развитие» является основной категорией воспитания и имеет огромную эвристическую ценность для понимания философии воспитания. Общественная среда выступает в качестве определяющего компонента особенностей духовного развития личности. Воспитание отличается от процессов. социального формирования, тем, что оно обретает свою специфику с учетом целенаправленных действий, организованной и планомерной деятельности со стороны общества или класса, группы.

Особенно значимыми сегодня остаются такие философские проблемы, как: воспитание как общественное явлениеобщие и специфические законы воспитаниявзаимодействие общества и личности в процессе воспитаниядвижущие силы развития личностиидеалы и социальные функции воспитания и др. Кроме того, проблемы «философии воспитания» связанные с изучением отношения человека к обществу, к природе, к самому себе, остаются во многом нерешенными, а поэтому требуют тщательного анализа и рефлексии.

Философия воспитания занимается изучением процесса воспитания человека на протяжении его жизни. Реализация такой воспитательной концепции связана с осознанием идеи диалога как основы понимания сущности взаимоотношений в воспитательном процессе. Диалог представляет собой общение разных индивидуумов, разных менталитетов, но такжё и взаимную дополнительность позиций в рамках общей человеческой культуры. Диалог — это взаимодействие, которое существенным образом определяет эффективность коммуникации, поскольку в диалоге смысловые позиции не просто дополняют друг друга, а образуют целое, которое нельзя' свести к сумме составляющих. Независимо от средств, которые используются в диалоге (речь, письмо, знаковые средства невербальной коммуникации), диалог предполагает уникальность партнеров и их принципиальное равенство, различие и оригинальность их точки зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию точек зрения партнеров, ожидание ответа и его предвосхищение, взаимную дополнительность позиций, соотношение которых и является целью диалога. Диалог как таковой, в отличие от обмена монологами, является столкновением разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, составляющих единый ум, единую истину и общую человеческую культуру. В этом смысле диалог оказывается сущностным ядром глобальных взаимодействий.

Актуальность развития диалоговой составляющей в отечественном воспитании связана с теми социальными процессами, которые произошли в.

России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда в очередной раз оборвался диалог поколений и были разрушены прежние представления о воспитательных ценностях и установках. Это было связано с распадом Советского Союза, буржуазно-демократический переворотом в экономической и политической сфере, стремительным и необратимым переходом «на рельсы» криминального капитализма. В результате, было отвергнуто все советское наследие (включая и то позитивное, что в нем было), отвергнуто как социально-экономически, юридически, культурно и нравственно не отвечающее реалиям времени.

Вместе с тем с середины 70-х гг. XX века не только Россия, но и все мировое сообщество осознало себя на пути к глобализации, что' оказало значительное влияние на формирование концепции современного воспитания. В современных условиях объективным фактором, обуславливающим российскую воспитательную политику, стали глобальные явления, которые в свою очередь, повлекли за собой возникновение ряда мировых проблем (в том числе и в сфере воспитания), с которыми сегодня нельзя не считаться (третий параграф второй главы). Глобализация — это процесс становления взаимосвязанного единого мира, в котором народы не отделены друг от друга привычными протекционистскими барьерами и границами, одновременно и препятствующими их общению, и предохраняющими их от неупорядоченных внешних воздействий. Глобализация — это многогранный процесс с далеко идущими последствиями для жизни всех людей, налагающий ограничения и открывающий возможности для индивидуального и коллективного действия. Глобализация ознаменовала собой переход от экономик отдельных стран к экономике международного масштаба. В то же время, является следствием накопленных структурных изменений в базовых технологиях производства, в экономике, политике и демографии.

В воспитательной системе глобализация проявляется, в первую очередь, как распространение и укоренение поведенческих стереотипов, не связанных с национальной и культурной принадлежностью. Западная культура предлагается миру как единственно универсальная и прогрессивная. Предпринимаются попытки убедить людей в том, что тотальная унификация мира безальтернативна и широко распространяется мнение, что либеральная экономика и демократия не исчерпали своего созидательного потенциала и являются главными инструментами глобализирующегося мира. Сегодня остро стоит вопрос: сумеет ли Россия, преодолев культурный традиционализм, воспринять новые идеи и ценности, привносимые глобализацией. Это, по мнению диссертанта, представляется возможным, учитывая, что Россия сохранила и достаточно высокий уровень научно-технологического развития, и интеллектуальный потенциал. Однако основным фактором, способствующим решению глобальных проблем, должно стать воспитание, в задачу которого входит подготовка человека к работе и жизни в новых условиях.

Становление' в современной России новых экономических общественных отношений требует адекватного решения проблем формирования современного человека. Воспитание человека и специфика его современной социализации выступает сегодня проективным процессом, а феномен современного воспитания становится важнейшим механизмом развития не только отдельного человека, но и всего общества в целом. По нашему мнению, анализ современной концепции воспитания, представленный в настоящем диссертационном исследовании, может способствовать раскрытию интеллектуального, духовного и нравственного потенциала российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции / Э. А. Азроянц. М.: Новый век, 2002. — 416 с.
  2. , Б. Г. Избранные труды по психологии: развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев — под ред. Н. А. Логиновой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 549 с.
  3. , Б. Г. Человек и общество. Проблемы социализации индивида: «сб. ст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1971. — 199 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1968. -339 с.
  5. , Н. В. Социологический словарь / Н. В. Андреенкова, Э. М. Андреев и др. — М.: Норма, 2008. 608 с.
  6. , У. Философия образования / У. Асаева. — Бишкек: Илим, 2001.-218 с.
  7. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  8. , Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. Екатеринбург, 1993. — 125 с.
  9. , В. С. О сути диалогизма / В. С. Библер // Вопросы философии. -1989.-№ 7.-С. 7−8.
  10. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации / Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 5.
  11. Бим-Бад, Б. М. Образование для свободы в России / Б. М. Бим-Бад // Педагогика. 1993. -№ 6. — С. 3−8.
  12. , Б. 77. Введение в философию воспитания / Б. П. Битинас. М.: Фонд духовного и нравственного образования. — 1996. — 135 с.
  13. , Б. 77. Социальное воспитание учащихся / Б. П. Битинас и др. // Опыт разработки концепций воспитания: в 2-х ч. Ч. 1. Ростов н/Д, 1993. — С. 86−111.
  14. Блонский, 77. 77. Трудовая школа / П. П. Блонский // Вестник воспитания. г 1917.-№ 6−7.-С. 22.
  15. , С. В. К вопросу о построении системы гражданского образования и воспитания / С. В. Бобрышов // Философия образования. № 3 (20). — 2007. — С. 202−209.
  16. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич — под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 560 с.
  17. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. № 1. — 2001. — С. 17−24.
  18. , В. 77. Школы России: прошлое и настоящее / В. П. Борисен-ко // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 3−15.
  19. , М. Избранное. Образ общества / М. Вебер — пер. с нем. М. И. Левина и др. М.: Юрист, 1994. — 702 с.
  20. , К. Н. Как создать свободную школу / К: Н. Вентцель. М., 1908.- 149 с.
  21. , А. В. Воспитание совершенного человека задача современного образования / А. В. Вершков // Философия образования. — № 3(20). — 2007.-С. 125−129.
  22. , В. М. Концепция гуманистического воспитания студентов классического университета в контексте целостного подхода / В. М. Видгоф // Философия образования. № 3 (14). — 2005. — С. 157−162.
  23. , В. В. Основы технологии воспитания : конспект-пособие для студентов и учителей / В. В. Воронов. М., 1999. — 96 с. •
  24. Воспитанию — комплексный подход / сост. Е. И. Дубровина, Н. М. Кожанов. М.: Правда, 1979. — 288 с.
  25. Воспитатели и дети: источники роста / В. А. Петровский и др. — под ред. В. А. Петровского. — М.: Аспект-Пресс, 1994. — 152 с.
  26. Воспитать человека / сост. Н. И. Монахов. — М.: Молодая гвардия, 1989. 157 с.
  27. , О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман, Р. М. Вейс, Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М.} 1995. — С. 27, 33.
  28. , И. Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания / И. Ф. Гербарт — пер. и примеч. Г. П. Вейсберга // Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — Т. 1. — 289 с.
  29. , Б. С. Философия образования / Б. С. Гершунский. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. -432 с.
  30. , В. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. -М., 1997.-697 с.
  31. , С. Н. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. Н. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  32. Глобалистика: междунар. энцикл. слов. = Global studies / гл. ред.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М. — СПб. — Н.-Й.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006.-1160 с.
  33. Глобалистика: энцикл. / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков — Центр науч. и приклад, программ «Диалог». М.: Радуга, 2003. — 1328 с.
  34. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 г. / под ред. К. Жвакина — пер. с англ. М. Леоновича Екатеринбург: У-Фактория, 2002. — 119 с.
  35. Глоссарий философских терминов — 2006 // terme.ru/dictionary/195/word
  36. Глоссарий философских терминов проекта «Distance» П teime.ru/dictionary/191 /word
  37. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под ред. Н. JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. о-во России, 1998. — 336 с.
  38. , Н. В. Образование и воспитание: формы соотношения / Н. В. Демидова // Философия образования. № 4 (21). — 2007. — С. 244−247.
  39. , А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 1999.-432 с.
  40. , А. Н. История образования и педагогической мысли : учебник / А. Н. Джуринский. М.: Владос-Пресс, 2004. — 400 с. I
  41. , Ф. В. Избранные педагогические сочинения / Ф. В. Дистер-вег.-М., 1956.
  42. , В. В. Философско-социологические основания теории воспитания / В. В. Дубицкий. М.: Изд-во филос. и психол. лит., 2003. — 212 с.
  43. , А. В. История зарубежной педагогики и философии образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. — Ростов н /Д: Феникс, 2000. — 480 с.
  44. , Дж. Школа и общество : пер. с англ. / Дж. Дьюи. — М.: Госиздат, 1924.- 174 с. I
  45. , Д. Введение в философию воспитания : пер. с англ. / Д. Дьюи. — М, 1921.-193 с.
  46. , Дж. Демократия и образование : пер. с англ. / Дж. Дьюи. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  47. , В. Т. Социальный детерминизм и мораль / В. Т. Ефимов. М., 1974.-С. 165.
  48. Закон Российской Федерации «Об образовании»: закон Рос. Федерации № 3266−1 от 10 июля 1992 г. // Собр. Законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 2, 6, 9, 12, 13,50, 52.
  49. , А. Образование: философия, культурология, политика / А. Запесоцкий. — М.: Наука, 2002. 455 с.
  50. , И. А. Воспитание — проблема современного образования в России / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1998. 82 с.
  51. , И. А. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия / И. А. Зимняя // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000. С. 22−27.
  52. , И. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания / И. А. Зимняя, Н. А. Морозова // Современные концепции воспитания. Ярославль, 2000. — 171 с.
  53. , В. П. Человек развивающийся: очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Педагогика, 1991. — 215 с.
  54. Иванов, И С. Внешняя политика России в эпоху глобализации: статьи и выступления / И. С. Иванов. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 414 с.
  55. , С. JI. Диалектика идеалов и правовых норм в образовательной культуре России : моногр. / Ивашевский С. JI. Н.-Новгород: Изд-во ВВАГС, 2008.-252 с.
  56. , И. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 8. М.: Русская книга, 1998. — 574 с.
  57. История педагогики в России: хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. — М.: Академия, 2000. 400 с.
  58. , С. В. Актуальные проблемы безопасности отечественной системы образования : моногр. / С. В. Камашев, О. А. Михалина, Н. В. Наливай-ко.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. -330 с.
  59. , С. В. Глобализация и развитие отечественного образования / С. В. Камашев // Философия образования. 2007. — № 2 (19). — С. 60−68.
  60. , В. А. Основы философии : учеб. для студ. средних спец. учеб. за-вед. / В. А. Канке. М.: Логос — КноРус, 2000. — 288 с.
  61. , П. Ф. Задачи семейного воспитания / П. Ф. Каптерев — сост. М. В. Богуславский. М.: Карапуз, 2005. — 192 с.
  62. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  63. , П. Ф. О семейном воспитании : учеб. пособие / П. Ф. Каптерев — сост. И. Н. Андреева. -М.: Академия, 2000. 168 с.
  64. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М., 1993. -185 с.
  65. , Е. В. Современная концепция эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе / Е. В. Квятковский // Опыт разработки концепций воспитания: в 2-х ч. Ч. 2. Ростов н/Д, 1993. — С. 53−73.
  66. , Е. Д. Социально-философские аспекты образования / Е. Д. Клементьев // Вопросы философии. 1984. — № 11. — С. 19.
  67. , С. М. Воспитание и самовоспитание / С. М. Ковалев. М., 1986. -288 с.
  68. , И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии / И. А. Колесникова. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  69. , Я. А. Дидактические принципы (отрывки из великой дидактики / Я. А. Коменский. М.: Учпедгиз, 1940. — 88 с.
  70. , Я. А. О воспитании : для педагогов, родителей и студентов педвузов / Я. А. Коменский — сост. Н. М. Матвеева. М.: Школьная Пресса, 2003.-192 с.
  71. Кон, И. Эстафета поколений / И. Кон // Коммунист. 1987. — № 4. — С. 96.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М.: Академия, 2002. 24 с.
  73. Kosenko, Т. A modern understanding of the philosophy of upbringing (современное понимание философии воспитания) / Т. Kosenko // Philosophy of education 2008. — Spec. iss. № 1.-Novosibirsk — Praga. — P. 210−215.
  74. , Т. С. О некоторых подходах в становлении концепции^ философии воспитания / Т. С. Косенко // Философия образования. № 3 (24). — 2008. -С. 125−131.
  75. , А. О. Диалогизм как базовый принцип философии воспитания XXI века / А. О. Кравцов // Философия образования: сб. материалов конф. — СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2002. Вып. 23. — С. 358−364. — (Сер. «Symposium»).
  76. , В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
  77. Краткая философская энциклопедия / под ред. Е. Ф. Губский, Г. В. Ко-раблева, В. А. Лутченко. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. — 576 с.
  78. Краткий словарь по философии / сост. Н. И. Азаров и др. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982.-431 с.
  79. Краткий философский словарь / сост. А. П. Алексеев и др: — М.: Проспект, 2007. 496 с. ?
  80. , Н. К. Педагогические сочинения : в 10 т. Т. 2. / Н. К. Крупская — под ред. Н. К. Гончарова. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 735 с.
  81. , Н. К Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 2. / Н. К. Крупская — под ред. А. М. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1978. — 452 с.
  82. , Н. К. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 3. / Н. К. Крупская — под ред. А. М. Арсеньева и др. М.: Педагогика, 1979. — 472 с.
  83. , Н. Б. Подросток в пространстве культуры: вклад школы и семьи / Н. Б. Крылова // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. — М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1999. 240 с.
  84. Лесгафт, 77. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт. -М., 1988.-399 с.
  85. , П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его сознание / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  86. , Б. Т. Философия воспитания : учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей, 1995.-282 с.
  87. , А. А. Основы профессионально-педагогического общения : учеб. пособие / А. А. Лобанов. СПб.: Образование, 2000. — 235 с.
  88. , Дж. Мысли о воспитании / Дж. Локк — пер. с англ. Ю. М. Давид-сона // Педагогические сочинения. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1939.-318 с.
  89. , Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина — Рос. акад. Образования, Сев.-Запад. отд-ние. Псков: Псков, гос. пед. ин-т, 2000. — 186 с.
  90. , А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко — сост. В. С. Аранский, А. И. Пискунов. М.: Учпедгиз, 1963. -140 с.
  91. , А. С. Проектировать лучшее в человеке / А. С. Макаренко. -Минск: Унив. изд-во, 1989. -416 с.
  92. , А. С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко — предисл. Л. Ю. Гордина. — Минск: Нар. асвета, 1977. — 256 с.
  93. , Н. И. Насилие — ненасилие в современном образовании / Н. И. Макарова, Н. В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 264 с.
  94. , Л. И. Воспитание в современной школе : книга для учителя-воспитателя. — М. • Пед. о-во России — Издательский Дом «Ноосфера», 1999. -300 с.
  95. , Л. И. Теория и методика воспитания : учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2004. 480 с.
  96. Малькова, 3. А. Концепция воспитания творческой учащейся молодежи в современном обществе / 3. А. Малькова и др. // Опыт разработки концепций воспитания: в 2-х ч. Ч. 1. Ростов н/Д, 1993. — С. 64−85.
  97. , В. А. Пайдейя и алетейя. Очерки философии образования / В. А. Мейдер, Е. А. Громова. Волгоград: Волгоград, науч. изд-во, 2007. — 452 с.
  98. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л. А. Байкова и др. — под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144 с.
  99. , В. Методологические проблемы теории воспитания / В. Момов // Вопросы философии. 1976. — № 7. — С. 26−36.
  100. , В. Человек. Мораль. Воспитание / В. Момов. М., 1975. — 163 с.
  101. , Е. Н. Воспитание толерантности на основе осмысления ее социальной значимости в контексте диалога культур / Е. Н. Морозова // Философия образования. № 3 (17). — 2006. — С. 53−59.
  102. , А. В. Воспитание в системе образования: воспитание и социализация / А. В. Мудрик — под. ред. И. А. Зимней // Стратегия воспитания в образовательной системе России: проблемы и перспективы. — М.: Издательский сервис, 2005.-С. 13−22.
  103. , А. В. Общение в процессе воспитания / А: В. Мудрик. М.: Педагогии, общ-во России, 2001. — 320 с.
  104. , А. В. Социализация человека : учеб. пособие / А. В. Мудрик. -М.: Академия, 2004. 304 с.
  105. , А. А. Воспитание как деятельность: опыт социально-философского анализа / А. А. Муронов. Барнаул: Изд-во АГИИК, 2003. -160 с.
  106. , И. В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции. / Н. В. Наливайко. — Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2000.-141 с.
  107. , Н. В. Философия образования: комплексный анализ / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. — 191 с.
  108. , Н. В. Философия образования: формирование концепции / Н. В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. — 272 с.
  109. , Н. В. Философия образования в онтологических и аксиологических аспектах / Н. В. Наливайко // Философия образования. -2003. — № 7.-С. 26−35.
  110. Новейший философский словарь / науч. ред. А. А. Грицанов. — 3-е изд., испр. Мн: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
  111. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — М.: Изд-во В. М. Скакун, 1998.-896 с.
  112. , С. Г. Воспитание молодежи периода форсированной модернизации России: взгляд сквозь призму современной историософии / С. Г. Новиков // Философия образования. № 3 (20). — 2007. — С. 147−154.
  113. О государственной программе «Патриотическое воспитании граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы»: Постановление правительства РФ № 422 от 11 июля 2005 г. // http://allru.org/BPravo/DocumShow.asp?DocumID=l 1 999
  114. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: приказ М-ва образования России № 393 от 11. 02. 2002 // http://www.edu.ru/db/mo/Data/d02/393.html
  115. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сб. док. и материалов. — М.: Политиздат, 1984. 111 с.
  116. , А. П. Образы образования. Западная философия образования. XX век / А. П. Огурцов, В. В. Платонов. СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с.
  117. , С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. 25- изд. — М.: ОНИКС: Мир и образование, 2007. — 1328 с.
  118. , О. Д. Патриотическое воспитание в свете задач модернизации образования / О. Д. Олейникова // Философия образования. 2002. — № З.-С. 175−180.
  119. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР, 1961— 1986 / М. Н. Колмакова и др. — отв. ред. Ф. Г. Паначин и др. — АПН СССР, НИИ общ. педагогики. — М.: Педагогика, 1987. 414 с. .
  120. , А. С. Глобальное политическое прогнозирование / А. С. Пана-рин. М.: Алгоритм, 2002. — 349 с.
  121. , Р. Проблемы семейного воспитания: насилие над детьми и их запущенность (на примере США) / Р. Паркер, М. И. Ковалева // Философия образования. № 4 (21). — 2007. — С. 261−265.
  122. , Н. Кризис воспитания и воспитание как выход из мирового кризиса / Н. Пельцова // Философия образования. № 4 (25). — 2008. — С. 121−127.
  123. , И. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2. т. / И. Г. Песталоцци — под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981.-Т. 2.-416 с.
  124. , А. Человеческие качества : пер. с англ. / А. Печчеи. М.: Прогресс, 1985.-312 с.
  125. , А. И. История педагогики и образования / А. И. Пискунов. — М.: Сфера, 2001.-512 с.
  126. , А. И. Хрестоматия по истории зарубежной / А. И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
  127. , О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системоло-гия / О. Г. Прикот. СПб.: Изд-во ТУРтс, 1995. — С. 67.
  128. , Е. М. Мир после 11 сентября / Е. М. Примаков. М.: Мысль, 2002.- 190 с.
  129. , М. Й. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка / М. И. Рожков — под ред. Е. Н. Степанова, Л. М. Лузиной // Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: Сфера, 2005. 160 с.
  130. Румянцева, Н., Л. Человек развивающийся (путь к единой культуре): системно-диалектический подход / Н. Л. Румянцева. М., 2008. — 220 с.
  131. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании: пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. М., -1911.-562 с.
  132. , Н. С. Мировоззрение человека и общества: программа курса / Н. С. Рыбаков // Философия образования. 2007. — № 4 (21). — С. 319−327.
  133. , Н. С. Образование и человек в информационном обществе / Н. С. Рыбаков // Философия образования. 2002. — № 3. — С. 6−11.
  134. , А. Г. Приоритетные стратегии воспитания в условиях модернизации российского образования / А. Г. Ряписова // Философия образования. № 1 (18). — 2007. — С. 195−204.
  135. , Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с. (Сер. «Энциклопедия образовательных технологий»).
  136. , И. Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте / И. Н. Сиземская, JI. Н. Новикова // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 14−20.
  137. , Д. Р. Философия и будущее образование / Д. Р. Силбер // Вестн. Рос. филос. о-ва. -2001. № 2 (18). — С. 64−81.
  138. , Н. Глобализация и неравномерность мирового развития / Н. Симония // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 3.- С. 35−44.
  139. , П. На пути к теории воспитания / П. Симонов // Наука и жизнь.- 1986. -№ 10.-С. 77.
  140. , Л. К. Социальное воспитание: основные тенденции развития / JI. К. Синцова // Философия образования. Спец. вып. № 2. — 2006. — С. 247 252.
  141. , В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Со-зонов. -М.: Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
  142. , Л. П. Человек как объект и субъект воспитания: основы философии воспитания / Л. П. Соколов. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1995. — 237 с.
  143. , А. Д. Воспитательная работа в высшем учебном заведении : моногр. / А. Д. Сблдатенков, Т. И. Кузнецова, Т. Г. Мясоедова. М.: Альфа, 2001.-59 с.
  144. Социология в СССР. М., 1966. — Т. 1. — 502 с.
  145. , Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: Сфера, 2005. — 160 с.
  146. , Л. А. Философия и история образования : учеб. пособие / Л. А. Степашко. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Моск. психол.-социаль. ин-т: Флинта, 2003. — 320 с.
  147. , JI. А. Философия образования: антологические/аксиологические, антропологические основания: учеб. пособие / JI. А. Степашко. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. — 248 с.
  148. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М.: Издательский сервис, 2005. — 480 с. '158. Сулимое, Е. Ф. Теория и практика коммунистического воспитания / Е. Ф. Сулимов. — М., 1984. — 223 с.
  149. , В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания: педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский — сост. О. В. Сухомлинская. -М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  150. , В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1982. 270 с.
  151. , В. А. О воспитании : для педагогов, родителей и студентов педвузов / В. А. Сухомлинский — сост. Д. И. Латышина. — М.: Школьная Пресса, 2003. 192 с.
  152. , В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. — 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. — 335 с.
  153. , В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Минск: Нар. асвета, 1981. 288 с.
  154. , Н. М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания: в 2 ч. / Н. М. Таланчук. Казань, 1990.
  155. , М. В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. В. Телегин. М.: Моск. гор. психол.-пед. ун-т, 2006. — 271 с.
  156. , М. В. Программа «Философия для детей»: цели и задачи- общие способы их реализации / М. В. Телегин. М.: МОиПК, 1997.
  157. , М. В. Сократический диалог как средство изучения мировоззренческих представлений / М. В. Телегин // Философия детям: материалы междунар. науч.-практ. конф. (27−29 янв.). — М.: Прометей, 2005. — 274 с. -С. 96−98.
  158. , В. Г. Философия и история образования / В. Г. Торосян. -Краснодар, 2000. 203 с.
  159. , В. А. Глобальные проблемы современности : учеб. пособие / В.
  160. A. Тураев. -М.: Логос, 2001. 191 с.
  161. , К. Д. Архив К. Д. Ушинского : в 4 т. / К. Д. Ушинский — сост.
  162. B. Я. Струминский — Институт теории и истории педагогики Акад. пед. наук РСФСР. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959−1962. — Т. 3. Материалы и варианты «Педагогической антропологии». -1961.-535с.
  163. , К. Д. Вопрос о душе в его современном состоянии / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. Т 2. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1990. — С. 233−283.
  164. , К. Д. Воспитание человека : избранное / К. Д. Ушинский — сост. С. Ф. Егоров. М.: Карапуз, 2000. — 256 с.
  165. , К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. Т 1. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988.-С. 194−257.
  166. , В. Г. Российское развитие в условиях глобализации / В. Г. Федотова // Философские науки. 2001. — № 1. — С. 36−43.
  167. Философская энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. Ф. В. Константинов — ред-кол.: В. Ф. Асмус и др. — Институт философии АН СССР — науч. совет изд-ва «Советская энциклопедия». — М.: Советская энциклопедия, 1970. — Т. 5. — 740 с.
  168. Философская энциклопедия. — М.: Панпринт, 1998.
  169. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  170. Философский энциклопедический словарь / сост. Е. Ф. Губский и др. — М.: ИНФРА-М, 1999. 576 с.
  171. , И. Г. Типология воспитательно-образовательных систем : учеб. пособие / И. Г. Фомичев. Тюмень, 1995. — 134 с.
  172. , В. Человек в поисках смысла — пер. с англ. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  173. , А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: моногр. / А. Н. Чумаков. М.: Проспект: Велби, 2005. — 428 с.
  174. , А. Н. Исторический процесс в категориях' «культура», «цивилизация», «глобализация» / А. Н. Чумаков // Клуб ученых «Глобальный мир». -М., 2003. -Вып. 3(26). -С. 89−103.
  175. , А. Н. Философия глобальных проблем / А. Н. Чумаков. М.: Знание, 1994. — 160 с.
  176. , Н. П. О смысле интеграции науки и образования / Н. П. Чу па-хин // Философия образования. № 7. — 2003. — С. 229−235.
  177. , H. М. Совершенство и свобода / H. М. Чуринов. Изд. 3-е, доп. — Новосибирск: СО РАН, 2006. — 712 с.
  178. , К. А. Воспитание: новые подходы к вечной теме: философия и этика воспитания / К. А. Шварцман, JI. В. Коновалова, О. Н. Крутова. М.: Луч, 1993.-300 с.
  179. , К. А. Философия и воспитание / К. А. Шварцман. М.: Политиздат, 1989. -207 с.
  180. , П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина — под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2001. 208 с.
  181. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — М.: Прогресс, 1969.-535 с.
  182. Школа самоопределения / под ред. А. Н. Тубельского. — М.: Политекст, 1994. 480 с. // http://mama.tomsk.rii/education/alternativeeducation/self-determination/
  183. Школы Монтессори II http://montessori-school.ru/
  184. , Я. Элементарные понятия социологии — пер. с польск. / Я. Щепаньский. М.,, 1969. — 397 с.
  185. , Н. Е. Воспитание счастье, счастье воспитания / Н. Е. Щурко-ва, Е. П. Павлова. М.: Педагогический поиск, 2004. — 160 с.
  186. , Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 126 с.
  187. , М. С. Сетевая форма взаимодействия социокультурных институтов в воспитательном пространстве муниципального района / М. С. Якушкина // Философия образования. № 1 (22). — 2008. — С. 227−234.
  188. , Е. А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика/Е. А. Ямбург.-М., 2000.-351 с.
  189. , К. Смысл и назначение истории — пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991.- 527 с.
  190. Glossary commander: тематический толковый словарь // http://www.glossary.ru
  191. Dicken, P. Global shift: Reshaping the global economic map in the XXL century / P. Dicken. L., Thousand Oaks, Ntw Delhi: SAGE Publications, 2003.
  192. Harris, A. Teaching morality and religion / A. Harris. L., 1976.
  193. Peterson, M. Philosophy of education / M. Peterson. USA, 1986. — P. 17.
  194. Rowls, I. The theory of justice /1. Rowls. Cambridge, 1971.
  195. Shermis, S. Philosophic foundations education / S. Shermis. N.-Y., 1969.
Заполнить форму текущей работой