Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование технологической культуры у учащихся 5-7 классов в процессе изучения «Технологии обработки материалов»: На примере тканей и пищевых продуктов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учащиеся, во всех разделах курса, на каждой образовательной ступени, в полной мере, в соответствии с возрастными особенностями приобретают необходимые технологические знанияусваивают базовые технологические понятия и технологии современного мираприобретают существенные технологические умения, составляющие способы, приемы, алгоритмы преобразовательной деятельности по отношению к различным сторонам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Технологическая культура как психолого-гшдагогическая проблема
    • 1. 2. Управление процессом формирования технологической культурой учащихся
  • 5−7 классов в процессе технологического обучения
    • 1. 3. Метод творческих проектов в системе формирования технологической культуры
    • 1. 4. Возрастные возможности учащихся 5- 7 классов в освоении основ технологической культуры
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ 5−7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ»
    • 2. 1. Ме тодика и методы проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Пути формирования технологической культуры у учащихся 5−7 классов
    • 2. 3. Инновационные дидактически]? методы и приемы обучения «Технологии обработки материалов» как средство формирования технологической куль туры
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО И ГЛАВЕ

Формирование технологической культуры у учащихся 5-7 классов в процессе изучения «Технологии обработки материалов»: На примере тканей и пищевых продуктов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важность и необходимость формирования технологической культуры признается в настоящее время во всем мире. Технологическая культура является открытой развивающейся концепцией, находящей поддержку в развитии преобразовательной деятельности, побуждая человека к принятию правильных рациональных решений. Технологическая культура является открытой развивающейся концепцией, находящей поддержку в развитии преобразовательной деятельности, побуждая человека к принятию правильных рациональных решений.

Стремительный ход научно-технического прогресса привел к формированию технократического мышления. Технократическое мышление — это «вз! ляд па человека как на обучаемый и программируемый компонент соци.

I альной системы, как на объект самых различных манипуляций, а не как лич1 ность, для которой характерны не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности" (В.П. Зинченко). Однако технологическая культура требует нового взгляда на развитие современ-* ного общества. В быстро меняющемся обществе, для которого характерна технологизация, технологическая культура предоставляет человеку систему ориентиров, которые помогут ему в определении жизненного пути и активного участия в развитии технологического общества.

Основным и решающим звеном в осуществлении этой задачи должна стать общеобразовательная школа. Но в учебно-воспитательном процессе не изучена еще в достаточной степени проблема формирования технологической культуры. Поэтому, исследования в области технологической культуры и задача ее формирования не случайно актуализируются как раз гам и тогда, где и когда происходят наиболее решительные сдвиги и перестройка человеческой ^ деятельности. При этом необходимо учитывать, что успешное осуществление формирования технологической культуры в решающей степени зависит от процесса обучения на основе педагогических новаций и прогрессивных образовательных технологий.

Становление технологической образовательной парадигмы предполагает осознание и преодоление в теории и на практике основных противоречий доминирующей системы традиционного обучения, среди которых можно выделить следующие.

Противоречия между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, определенное в знаковых системах «основ наук», и ориентациями субъекта учения на будущее содержание профессиональной и практической деятельности и всей культуры. Очень часто это лишает учащегося возможности столкновения с неизвестным, с проблемной ситуацией, активизирующей мышление.

Противоречие между целостностью технологической культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей — учебных дисциплин как представительниц наук. В результате вместо целостной картины мира обучающийся получает осколки разбитого «зеркала», которые он сам собрать не в состоянии.

Противоречие между общественной формой существования технологической культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися. В традиционной педагогике оно не разрешается, так как ученик не объединяет свои усилия для производства совместного продукта — знания — с другими учениками.

Разрешение этих противоречий невозможно в рамках традиционного подхода, так как они им порождены.

Гуманистически ориентированный подход в формировании технологической культуры учащихся требует новых дидактических моделей и новой модели образовательного учреждения в целом: нельзя обеспечить их личностную и культурную сообразность в условиях авторитарных форм построения учебного процесса.

Преодоление указанных противоречий невозможно без проведения анализа достижений педагогической, философской, психологической наук и их исторического опыта. Целенаправленное системное исследование проблемы формирования технологической культуры личности опирается на широкий спектр научных разработок ведущих ученых-исследователей в области политехнической подготовки (Атутов П.Р., Батышев С. Я., Бешенков А. К., Поляков.

B.А. и др.), технологического образования (Атутов П.Р., Павлова М. Б., Симо-ненко В.Д. и др.), учебно-позновательной деятельности (Бабанский Ю.К., Блонский П. П., Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. и др.), творческой деятельности (Абульханова-Славская К.А., Выготский Л. С., Рубинштейн.

C.Л. и др.), профессиональной ориентации (Сазонов А.Д., Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Чистякова С. Н., Федоришин Б. А. и др.).

Среди специалистов термин «технологическая культура» до конца еще не определен, и это подводит к необходимости конкретизации данного понятия. Без этого невозможна разработка методического комплекса, способствующего формированию технологической культуры у учащихся в процессе обучения.

В силу этого — уточнение понятия «технологическая культура» и разработка методических рекомендаций, направленных на формирование этого вида культуры у учащихся — становится актуальным исследованием, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование технологической культуры у учащихся 5−7 классов в процессе изучения «Технологии обработки материалов» .

Анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы, свидетельствующей о разработке многих аспектов технологической культуры, показал: проблема формирования технологической культуры у учащихся в учебно-воспитательном процессе остается до конца неизученной.

Теоретическая и практическая актуальность проблемы определяется необходимостью раскрыть индивидуально-психологические особенности каждого школьника и реализовать природный потенциал в познании, в учебной деятельности в соответствии с гуманистическими ориентирами общества через субъект-субъектное взаимодействие в технологически обогащенной образовательной среде.

Из обоснованной нами актуальности исследования логически вытекает проблема исследования, сформулированная в вопросе: «Каковы дидактические условия, необходимые для формирования у учащихся технологической культуры?» .

Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка дидактических условий формирования технологической культуры у учащихся 5−7 классов.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся 5−7 пассов.

Предметом исследования служит теоретическое и экспериментальное обоснование дидактических условий, способствующих эффективному формированию технологической культуры у учащихся 5−7 классов в ходе изучения «Технологии обработки материалов».

Гипотеза исследования. Формирование технологической культуры у учащихся 5−7 классов в процессе изучения «Технологии обработки материалов» будет эффективным в том случае, если:

• определены и обоснованы дидактические условия формирования технологической культуры школьников;

• в основу разработки содержания, форм и методов формирования технологической культуры, в качестве системообразующего фактора принята модель управления процессом формирования технологической культуры;

• в качестве приоритетного направления формирования системы технологической культуры будет выступать совокупность инновационных активных методов обучения, ведущим среди которых является комплексный метод творческих проектов;

• образовательный процесс строится с учетом возрастных возможностей овладения элементами технологической культуры в среднем звене обучения и особенностей личностного развития ученика как субъекта технологической культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования предусмотрено решение следующих задач:

1. Проведение теоретического анализа феномена «технологическая культура» и определение психолого-педагогических условий, способствующих ее формированию.

2. Обоснование системы критериев для определения уровней сформированное&tradeтехнологической культур и оптимального содержания процесса формирования технологической культуры учащихся.

3. Разработка и экспериментальная проверка модели управления процессом формирования технологической культуры учащихся 5−7 классов.

4. Определение и экспериментальная проверка форм и методов, способствующие эффективному формированию технологической культуры.

Методологической основой исследования послужили философский и психолого-педагогический подходы к уточнению понятия «технологическая культура», основополагающие работы отечественных ученых Бабанского Ю. К., Краевского В. В., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., теория технологического образования, технологической подготовки (Атутов П.Р., Симоненко В. Д. и др.), психологическая теория приоритета деятельности в развитии личности (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Талызина Н. Ф. и др.).

Проводимое исследование опирается на философский анализ культуры, выполненный Арнольдовым А. И., Баллером Э. А., Злобиным Н. С., Коганом Л. Н., Маркаряном Э. С., Межуевым В. М. и др.

Технологическое образование и воспитание, соединяющее в себе комплекс социальных, психологических, педагогических вопросов, обращает внимание на исследования философов и социологов, психологов и педагогов, рассматривающих взаимосвязь технологического образования и воспитания с формированием технологической культуры человека.

Достаточно глубоко в трудах Атутова П. Р., Батышева С. Я., Симоненко В. Д. и других ученых проанализированы общетеоретические и методологические аспекты технологического образования.

Концептуальные положения трудовой подготовки учащихся базируются на педагогических исследованиях ведущих отечественных ученых — дидактов, исследующих теоретические основы содержания образования (Лернер И .Я., Скаткин М. К. и др.), проблему воспитывающего обучения (В.М. Коротов), концепцию деятельностно — личностного подхода к формированию личности (Леонтьев А.Н. и др.), проблему политехнического образования (Атутов П.Р., Батышев С. Я., Поляков В.А.), основы технологической подготовки (Симонен-ь ко В.Д.), проблему оптимизации процесса обучения (Бабанский Ю.К.), вовлечение учащихся в творческую деятельность путем структурного творческого процесса (Андрианов П.Н., Архангельский С. И. и др.).

Изучению вопросов методики трудового обучения уделяли внимание такие видные ученые, как Муравьев Е. М., Симоненко В. Д., Тхоржевский Д. А. и др.

Концепция формирования технологической культуры школьников в образовательной области «Технология» разработана Атутовым П. Р., В.П. Овеч-киным, Симоненко В. Д., Хотунцевым Ю. Л. и др.

Организация и методы исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач была использована ¦система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты формирования технологической культуры учащихся в технологически обогащенном образовательном процессе. Использовались такие общие и частные методы: анализ психологической, социологической, философской, педагогической и методической литературы, специальные исследовательские и диагностические методы. Комплексная проблема формирования системы технологической культуры школьников требует специального подхода к ее экспериментальному исследованию. В ходе экспериментального исследования применялись следующие психолого-педагогические методы: наблюдение, естественный эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, метод анализа и описания единичных случаев.

Основные этапы исследования:

На первом этапе исследовательской работы (1998;1999 гг.) решались поисково-аналитические задачи:

• теоретический анализ научной педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме формирования технологической культуры личности в педагогическом процессе;

• изучение дидактических условий обучения и воспитания личности в практике образовательной области «Технология»;

• определение исходных параметров исследования, его предмета, структуры, границы, гипотезы, методологии и методов, понятийного аппарата.

• отбор материалов для опытной и экспериментальной работы по выявлению факторов, значимо воздействующих на дидактические и методические условия процесса формирования технологической культуры школьников 5−7 классов.

На втором этапе (1999;2000 гг.) методолого-теоретическом были поставлены следующие задачи:

• разработка и внедрение системы управления процессом формирования элементов технологической культуры в среднем звене школьного обучения;

• обоснование совокупности инновационных методов и приемов, способствующих формированию технологической культуры учащихся 5−7 классов;

• поиск критериев сформированное&tradeтехнологической культуры, включающих все стороны развития личности ребенка;

• определение экспериментальной базы, выборки, уровней и субъектов образовательного процесса, участвующих в эксперименте.

На третьем этапе исследовательской работы (2000;2001 гг.), формирующем, решались следующие, тесно связанные между собой задачи:

• систематизация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

• обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по формированию технологической культуры учащихся 5−7 классов и вырабёгка практических рекомендаций.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость заключается в:

— обосновании содержания феномена технологической культуры учащихся 5−7- классов и ее структуры;

— обосновании динамической модели управления процессом формирования технологической культуры учащихся 5−7 классов в ходе изучения «Технологии обработки материалов»;

— раскрытии содержания и адекватных методов и средств процесса формирования технологической культуры учащихся, выявлении развивающего потенциала метода творческих проектов;

— определении уровней сформированности технологической культуры у учащихся 5−7 классов в процессе изучения «Технологии обработки материалов».

Практическая значимость исследования заключена в следующем:

— разработан и апробирован вариативный компонент учебно-тематической программы «Технология обработки материалов» для учащихся 5−7 классов;

— экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования технологической культуры;

— предложена система методических приемов по формированию технологической культуры по всем разделам и образовательным уровням среднего звена обучения;

— подготовлен банк творческих проектов для учащихся 5−7 классов, направленных на формирование технологической культуры;

— разработаны рекомендации для учителей «Технологии» по формированию технологической культуры учащихся, позволяющих сформировать у них творческую активность в преобразовательной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения: '.

1. Формирование технологической культуры учащихся 5−7 классовдетерминированный потребностями общества, соответствующий индивидуальным и возрастным возможностям личности процесс, ориентированный на организацию усвоения преобразовательных технологий современной социокультурной действительности, способствующих максимальному развитию индивидуальных личностных качеств учащихся.

2. Модель управления процессом формирования технологической культуры школьников 5−7 классов, включающая как уровни управления формированием данного типа культуры, так и конструкты управления процессом формирования технологической культуры учащихся, представляет собой гибкую систему организации учебного процесса в контексте технологического образования.

3. Значимым средством формирования технологической культуры учащихся 5−7 классов является образовательная область «Технология», ориентированная на развитие интеллектуальных возможностей, творческих способностей, волевых качеств, обладающая системой универсальных активных меп тодов обучения, среди которых ведущая роль принадлежит методу творческих проектов. Метод творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями с учетом личностных возможностей и потребностей, предоставляя школьнику широкое поле новой для его деятельности, тем самым способствуя личностному развитию, появлению широкого круга интересов.

4. Личностное развитие ученика как субъекта технологической культуры опирается на критериально обоснованные компоненты развития личности и прогнозируемые результаты их формирования в технологически обогащенной образовательной среде.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положенийприменением комплекса методов, адекватных делям и задачам исследованиялогикой проведения экспериментаанализом специальной литературы по избранной проблемерепрезентативностью экспериментальных данных, надежностью и валидностыо методик, применяемых в исследованиисочетанием количественного и качественного анализа материала, подтвержденного использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Основные положения диссертации неоднократно обсуждались (на кафедрах педагогики и психологии, теории и методики технологической подготовки, на методических семинарах преподавателей) в Брянском государственном педагогическом университете, на межвузовских и Всероссийских научно-практических конференциях (г.г. Брянск, Смоленск, Армавир, Комсомольск-на-Амуре, Элиста). Основные положения и результаты исследования представлены в материалах методических рекомендаций, научных статей, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов (г. Брянск, Армавир, Смоленск и др.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержит таблицы и рисунки, приложения.

Выводы по II главе.

1. Сложность и многогранность предмета анализа предпринятого исследования — феномена технологической культуры личности учащихся 5−7 классов, показанная в теоретической части нашей работы, привела к необходимости разработки специальной программы и методики проведения опытно — экспериментальной работы, специальных методических приемов изучения, отбора и внедрения совокупности методов и средств формирования элементов технологической культуры личности.

2. Анализ содержания программ, методических материалов по организации учебно-воспитательного процесса, передового педагогического опыта показал, что обучение технологии в курсе «Технологии обработки материалов» обладает огромным потенциалом в формировании основных элементов технологической культуры: технологических знаний, умений и технологически важных качеств личности. Все компоненты технологической культуры не развиваются изолированно, уровень развития каждого из них обуславливает и развитие других элементов.

3. Учащиеся, во всех разделах курса, на каждой образовательной ступени, в полной мере, в соответствии с возрастными особенностями приобретают необходимые технологические знанияусваивают базовые технологические понятия и технологии современного мираприобретают существенные технологические умения, составляющие способы, приемы, алгоритмы преобразовательной деятельности по отношению к различным сторонам действительности .

4. Курс «Технологии обработки материалов», как показал проделанный анализ, направлен и на формирование технологически важных качеств личности, среди которых нами выделены технологическизначимые мотивационно-ценностные (технологически важные качества направленности и самосознания личности, праксические качества личности) — эмоционально — волевые (технологически важные качества осознанности и саморегуляции эмоций, глубины и широты эмоциональной сферы, гуманистической направленности эмоций, особенности волевой сферы) — индивидуально-психологические свойства личности (технологически важные качества способностей, характера и темперамента личности) — ее познавательные (технологически значимые качества мышления, речи, воображения, памяти и внимания) — и коммуникативные (технологически важные коммуникативно — нравственные и этические свойства личности, коммуникативные склонности личности) особенности.

5. В качестве приоритетного направления формирования системы технологической культуры школьников нами отобрана и разработана совокупность инновационных дидактических методов и приемов обучения, включающая проблемные вопросы, активизирующие приемы, использование ТСО и компьютерной поддержки, учебные дискуссии и деловые игры, разработанные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся среднего звена по всем темам и разделам изучаемого курса. Апробирование указанных приемов в процессе опытно-экспериментальной работы показало целесообразность их включения в образовательный процесс.

6. Проведенный анализ тем и содержания проектов для учащихся 5−7 классов, их отбор и разработка показали, что значимым средством формирования технологической культуры в образовательном процессе являемся moi од творческих проектов, формирующий творческую направленность личности учащихся, реализующий возможность выбора средств и методов обучения в соответствии с их возрастными, индивидуальными возможностями, позволяющий в полной мере воплощать идеи формирования технологической культуры в среднем звене обучения.

7. Педагогическая диагностика вариативного компонента программы курса «Технологии обработки материалов», в рамках стандарта образовательной области «Технология», разработанной в соответствии с результатами опытно-экспериментального исследования формирования технологической культуры личности учащихся, проведенная с помощью отслеживания успеваемости школьников, выявления отношения к используемым методическим средствам и приемам, с помощью комплекса психолого-педагогических средств анализа продвижения личности в учебной деятельности, показала значительный прирост всех элементов технологической культуры личности к концу экспериментального обучения, что позволяет говорить о ее действенности и эффективности.

Заключение

.

Социально-экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу в области усвоения современных технологий разных сфер деятельности и формирования, на данной основе, технологической культуры личности подрастающего поколения.

На основе проведенного теоретического анализа проблемы исследования и опытноэкспериментальной работы, нами выявлены основные условия формирования технологической культуры у школьников 5−7 классов в процессе усвоения курса «Технологии обработки материалов». В соответствии с поставленными задачами исследования сформулированы основные выводы.

1. Теоретический анализ проблемы и предмета исследования позволяет рассматривать технологическую культуру в качестве высокого уровня взаимосвязи предметно-практической и духовной деятельности человека. Технологическая культура является открытой развивающейся концепцией, находящей поддержку в развитии преобразовательной деятельности, побуждая человека к усилиям принять правильное рациональное решение Технологическая культура требует нового взгляда на развитие современного общества. В быстроменяющемся обществе, для которого характерна технологизация, технологическая культура предоставляет человеку систему ориентиров, которые помогут ему в определении жизненного пути и активного участия в развитии технологического общества.

2. Процесс формирования технологической культуры школьников среднего звена обучения сложен и противоречив. В общем виде, ориентированный на данную цель процесс технологического обучения — такой образовательный процесс, который предоставляет каждому школьнику вошожность через субъектсубъектную деятельность раскрыть индивидуально-психологические особенности и реализовать свой природный потенциал в познании, в учебной деятельности в соответствии с гуманистическими ориентирами общества.

3. В философских и психолого-педагогических исследованиях нашли свое отражение различные стороны технологического образования: теоретическое обоснование необходимости перехода к новым образовательным ориентирам, разработка практико — ориентированной методологии, обоснование специфики урока технологии и критериев его эффективности и др. В нашей работе определен подход к формированию технологической культуры школьников среднего звена обучения в диалектическом единстве его компонентов, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

4. Управление процессом формирования технологической культуры школьников среднего звена обучения предполагает наличие системы четко отлаженных механизмов и структурных звеньев. Для воспроизведения его целостности, нами разработана динамическая модель процесса управления, качественными особенностями которой является наличие субъект-субъектной позиции во взаимодействии участников образовательного процесса и механизма многоуровневой обратной связи.

5. Прогнозируемые результаты процесса формирования технологической культуры школьников среднего звена обучения нашли отражение в «Портрете ученика как субъекта образовательного процесса». Ею разработка позволяет контролировать и, по необходимости, корректировать процесс развития, обучения и воспитания учащихся: уровень усвоения знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и характеристик.

6. Анализ содержания программ, методических материалов по организации учебно-воспитательного процесса, передового педагогического опыта показал, что обучение технологии в курсе «Технологии обработки материалов» обладает огромным потенциалом в формировании основных элементов технологической культуры: технологических знаний, умений и технологически важных качеств личности. Все компоненты технологической культуры не развиваются изолированно, уровень развития каждого из них обуславливает и развитие других элементов.

7. Учащиеся, во всех разделах курса, на каждой образовательной ступени, в полной мере, в соответствии с возрастными особенностями приобретают необходимые технологические знанияусваивают базовые технологические понятия и технологии современного мираприобретают существенные технологические умения, составляющие способы, приемы, алгоритмы преобразовательной деятельности по отношению к различным сторонам действительностиразвивают технологически важные качества личности, среди которых выделяются мотивационноценностные, эмоционально-волевые, индивидуально-психологические свойства личности и ее познавательные и коммуникативные особенности. Все компоненты технологической культуры не развиваются изолированно, уровень развития каждого из них обуславливает и развитие других элементов.

8. В качестве приоритетного направления формирования системы технологической культуры школьников нами отобрала и разработана совокупность инновационных дидактических методов и приемов обучения, включающая проблемные вопросы, активизирующие приемы, использование ТСО и компьютерной поддержки, учебные дискуссии и деловые игры, разработанные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся среднего звена по всем темам и разделам изучаемого курса.

9. Проведенный анализ тем и содержания проектов для учащихся 5−7 классов, их отбор и разработка показали, что значимым средством формирования технологической культуры в образовательном процессе является метод творческих проектов, формирующий творческую направленность личности учащихся, реализующий возможность выбора средств и методов обучения в соответствии с их возрастными, индивидуальными возможностями, позволяющий в полной мере воплощать идеи формирования технологической культуры в среднем звене обучения.

10. Педагогическая диагностика вариативного компонента программы курса «Технологии обработки материалов», в рамках стандарта образовательной области «Технология», разработанной в соответствии с результатами опытно-экспериментального исследования формирования технологической культуры личности учащихся, проведенная с помощью отслеживания успеваемости школьников, выявления отношения к используемым методическим средствам и приемам, с помощью комплекса психолого-педагогических средств анализа продвижения личности в учебной деятельности, показала значительный прирост всех элементов технологической культуры личности к концу экспериментального обучения, что позволяет говорить о ее действенности и эффективности.

Сложность и многогранность предмета и проблемы исследования позволяют наметить его необходимые перспективы. Дальнейшая теоретическая и практическая разработка данной проблемы требует изучения таких вопросов как уточнение модели управления процессом формирования технологической культуры на базе начальной школы и в старших классах, требуется разработка системы педагогической диагностики уровней формирования технологической культуры, изучение возможностей формирования технологической культуры в системе внеклассной и внешкольной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335с.
  2. Абульханова Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. Э.А. Технологическая культура как основа преобразовательной деятельности школьников. / Роль и место 00 «Технологии» в содержании общего среднего образования: Сб. тезисов III международной конференции 13−16 мая 1997 г. 4.1. — 193с./. — С. 10−12.
  5. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1984. — 162с.
  6. А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998.-№ 5.-С. 184−190.
  7. Ю.С., Борисова Н. В., Колесниченко С. Г. //Межведомственная школа- семинар по активным методам обучения «Применение активных методов обучения в учебном процессе»: Тез. докл.- Рига, 1983. С.21−24.
  8. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. Ин-т практ. психологии, 1996. -205с.
  9. Атутов П Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. // Педагогика, 1999. № 2. — С. 24−27.
  10. Атутов П Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. // Педагогика, 1999. № 2. — С. 39- 44.
  11. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976. — 192с.
  12. Атугов II P Политехническое образование школьников сближение об-щеобразов. и профес. школы. -М.: Педагогика, 1986. -176с.
  13. Атутов I I Р. Технология и современное производство. // Педагогика, 1996 № 2 С. 11−14.
  14. Афанасьев В Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1988 432с.
  15. Афанасьев В Г. Человек в управлении обществом. М, 1977. 382с.
  16. IO.K. Применение ЭВМ в учебном процессе // Педагогика. -М.: Просвещение, 1988. С. 414 -418.
  17. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1986. — 96с.
  18. И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры у школьников. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 246с.
  19. Э.А. Культура. Творчество. Человек. М.: Мол. гвардия, 1970. -272с.
  20. А. Значение технологической культуры и технологии. // Вестник высшей школы. 1991- № 12 — С. 54−58.
  21. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. — 426с.
  22. С.Я. Блочно-модульное обучение. М.: Прогресс, 1997. -258с.
  23. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. ~М.- Педагогика, 1985. 192с.
  24. М.М. К философии поступка. / Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1990. — 115с.
  25. Башкирова И. Ю Дидактические условия формирования технологическойкультуры у будущих учителей. Автореф. дис.к.пед.н. Брянск, 2001. 19с.
  26. Д. В кн: Новая технократическая волна на западе. М., 1998.
  27. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. 240с.
  28. Беспалько В. П Психологические парадоксы образования. // Педагогика -2000-№ 5 С. 13−20.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1990. 146с.
  30. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М. Высшая школа, 1989. — 144с.
  31. А.К., Казакевич В. М., Капралова B.C., Маркуцкая С. Э. Примерная программа трудового обучения. // Школа и производство 1996 -№ 3 -С. 10−16.
  32. Буева, А II Человек. Деятельность. Общение. М., 1992 — 205с
  33. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. / Пер. с англ., М.: Прогресс, 1988. 336 с.
  34. И. Общество. Культура. Социология. М.: Прогресс, 1984. -287с.
  35. Вопросы формирования личности на будущую деятельность: Экспресс-информация. /Отв. ред. Ю. К. Васильев. -М., 1978. 78с.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -476с.
  37. Д. В кн: Новая технократическая волна на западе. М., 1998.
  38. .С. Философия образования XXI века. М.: Интердиалект, 1997, — 187с.
  39. Гин А. А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.
  40. И.З. Воспитание или формирование. // Педагогика 2000 -№ 5 -С. 20−23.
  41. A.A. Жить в согласии с природой. М.: Знание, 1990. — 64с.
  42. В.И. Наука и техника в контексте культуры. Монография. -М.: Изд-во УДН, 1989. 160с.
  43. Гумерова Г. С Методические основы введение элементов национальной культуры в трудовое обучение учащихся в рамках ОО «Технологии» (на примере башкирской культуры). Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1999, — 16с.
  44. K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  45. В.Н. Совершенствование содержания политехнической подготовки учителей труда в пединституте. Монография. К.: Выща шк. Головное изд-во, 1988. — 131с.
  46. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. М., 1996.
  47. В.Н. Словарь русского языка.
  48. М.А. Три компонента: содержание обучения, деятельность учителя и деятельность ученика. М.: Педагогика, 1989. — 169с.
  49. Диалектика деятельности и культуры. (Табачковский B.C., Тарасенко Н. Ф., Есипчук Н. М. и др.) Изд-во «Наукова думка», Киев, 1983 263с.
  50. Дидактика технологического образования. Книга для учителя 4 1/ Под ред. П. Р. Атутова. М. ИОСО РАО, 1997. -230с.
  51. А. Преподавание в средней школе США: проблемы начинающих учителей. М.: Прогресс, 1983. — 288 с.
  52. о.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютер. М.: Знание, 1990. — 80с.
  53. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В Н. Общая теория статистики: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1998. -416с.
  54. Р.И. Педагогические основы развития социальной активности старшеклассников в процессе их трудовой подготовки. Дис. докт. пед. наук. Брянск, 1994 — 345с.
  55. А.Ф. Формирование технологических знаний и умений при подготовке учащихся 7−8 классов к производительному труду. Автореф. канд. пед. наук.-М., 1986. 16с.
  56. Т.И. Человек в реформируемом российском обществе. // Общество и экономика, 1995, № 9, с.3−12.
  57. Н.С. Деятельность труд — культура. В кн.: «Деятельность: теории, методология, проблемы». — М.: Политиздат, 1990. — 364с.
  58. Ф.И. Некоторые проблемы психологии трудового воспитания. // Вопросы психологии, 1980 № 6 — С. 80−89.
  59. С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987 205с.
  60. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М., 1984.
  61. Информационные технологии в испытании сложных объектов: методы и средства. / Скурихин В Н., Квачев В. Г., Валькман Ю. Р., Яковенко Л.Г.- отв.ред. Египко В. М., АН УССР, Ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова. Киев: Наук, думка, 1990. — 320с.
  62. Исследование микропроцессорной и видеотехники в зарубежной школе: Научный реферативный сб. М., 1985. Вып. 1. 60с.
  63. Исследование микропроцессорной и видеотехники в зарубежной школе: Научный реферативный сб. М., 1985 Вып. 2. 31с.
  64. Кабанова Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. — М., 1987.
  65. М.С. Философия культуры. СПб, ТОО «Петрополис», 1996 359с.
  66. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974 — 21 Ос
  67. В.А. Принцип историзма и его приложение к системному анализу развития науки. В кн.: системные исследования / Под ред. И.В. Блауберга-М.: Наука, 1974 — с. 58 -72
  68. И.Ф. Культура и общество. //Социально-политический журнал. -1995. -№ 3.-С. 26−29.
  69. В.Н. Технология как предмет социального философского исследования. Дисс. д. фил. наук. Киев, 1991. — 279с.
  70. В.Н. Человек и технология: (Социал-филос. аспект). Киев: Лы-бидь, 1990. — 173с.
  71. Л.Н. Очерки социальной теории культуры. Свердловск, 1972. -169с.
  72. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984 — 259с.
  73. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, 23с.
  74. Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). М.: Наука, 1989. — 160с.
  75. Г. С. Про психологические основы программного обучения. // Радянська школа.- 1989.
  76. В.В. Целостность педагогических объектов как их методологическая характеристика. // Теоретико-методологические проблемы учебно-воспитательного процесса в школе и в педвузе. / Отв. ред. В. С. Ильин. Волгоград, 1986.
  77. Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении». — Вып. 2. — М., 1969.
  78. Т.В. Психология технического мышления / Процесс и способы решения технических задач. М: Педагогика, 1975. 304 с.
  79. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1987. Вып.1. — С. 9−14.
  80. Культура и развитие человека: (очерки философ, — метод, проблем). В. П. Иванов, В. П. Козловский, Е. К. Быстрицкий и др. АН УССР Ин-т философии. -Киев: Наук, думка, 1989. -320с.
  81. Культура, культурология и образование. //Вопросы философии 1997. -№ 2. — С.3−7.
  82. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. // Педагогика. 2000. — № 3. — С.27−34.
  83. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977 — 304с.
  84. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972.
  85. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982 190 с
  86. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991 — 266 с.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М&bdquo- 1984. 234с.
  88. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. — 375с.
  89. А.С. Принципы трудового обучения. //Школа и производство. -1998. -№ 1. С. 11−15.
  90. М.К. Наука и культура. В кн.: «Методологические проблемы историко-научных исследований». М, 1982. — С 38−58.
  91. Э.С. Теория культуры и современная наука М., 1983.
  92. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и в обучении. М., 1977.
  93. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь: «Белый ветер», 2000. — 286с.
  94. Н.В., Семенова Н. В. Подготовка учителя технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. — 120 с.
  95. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Татарское инженерное изд-во, 1972. — 551с.
  96. Машбиц Н Е. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения М.: Агриус, 1988. 127. С
  97. В.М. Культура и история. М., 1977.
  98. Д.И. Слово о науке. М., 1982. — 272с.
  99. Методология проблемы развития педагогической науки. / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. — 240с.
  100. В.Б. Техника и человек: историко-культурный аспект. М.: Молодая гвардия, 1998. — 238с.
  101. П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития. // Вопросы психологии 1999 — № 5 — С. 90−100.
  102. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1993, 914 с.
  103. Т.И. Проблемы культуры в философии марксизма. // Вопросы философии. № 7. — 1983. — С. 80−84.
  104. Организационно-технологический базис и научно-технический прогресс. /A.M. Войчинский, О. Т. Лебедев, М. А. Юделевич, М.: Высш. шк., 1991. — 190с.
  105. Основы вузовской педагогики. /Под ред. Н. В Кузьминой, И. А. Урклина. -Л.: ЛГУ, 1972. 311 с.
  106. Особенности обучения и технического развития 13−17 лет. М.: Наука, 1990. — 127с.
  107. Педагогика. / Под ред. Ю. Н. Бабанского. М., 1988. — с.385
  108. . Уч. пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998 -289с.
  109. Ю.А. ЭВМ в школе реальность наших дней. // ЭКО — 1984. -№ 11. -С.83−105.
  110. . Роль действия в формировании мышления. // Вопросы психологи. 1965. — № 6. — С.42−48.
  111. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения М, 1984
  112. Я.Г., Бухвалов В. А. Педагогическая экспертиза школы. М.: Педагогический поиск, 2000. — 160 с.
  113. С.Д. В поисках педагогической инноватики. ¦- М, 1993. 63с.
  114. Проблемы диагностики умственного развития. М.: Педагог ика, 1975. -153с.
  115. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа. М.: Мысль, 1987 — 325с.
  116. Психологические основы трудового воспитания школьников. М.: Просвещение, 1990. -205с.
  117. B.C. Культура и развитие человека. // Вопросы философии, 1982. -№ 4.-С. 15−29.
  118. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. — 210с.
  119. В.Д. Методика обучения технологии. Книга для учителя. / Под ред. Симоненко В. Д. Изд-во Ишимского гос. пед. института. НМД «Технология». Брянск — Ишим, 1998 — 296с,
  120. В.Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников.// Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей. Брянск, 1997 — С. 9 -16.
  121. В.Д. Технологическая культура в содержании образования школьников. // Педагогика 1998 -•№ 8 — С. 43−45.
  122. В.Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: Изд-во БГУ, 2001. — 214с.
  123. В.Д., Фомин Н. В. Современные педагогические технологии. Брянск: Изд-во БГГ1У, 2001. 395 с.
  124. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование школьников. Состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы науч.- практ. конф. 21 мая 1999 года. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. -119с.
  125. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск, Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1999 — 230с.
  126. Словарь иностранных слов./ Под ред. С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 482 с.
  127. Г. Л. Социально-философские проблемы развития электронной вычислительной техники. // Вопросы философии. 1984 — № 11. — С.69−78.
  128. Ч. Две культуры. -М.: Высш.шк., 1973. 226с.
  129. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  130. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986 136с.
  131. В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. Т. 4. Киев, 1980, — 364с.
  132. В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. Т. 5. Киев, 1980.- 349с.
  133. Т.М. Техника, культура, человек. М.: Наука, 1986. — 188с.
  134. Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 264с
  135. Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе. В кн.: Проблемы школьного учебника. — Вып.6. — М.: Просвещение, 1978. — С. 1833.
  136. С.А. Культура и педагогика мира. //Педагогика, 1997. № 6. — С. 3−14.
  137. Н.Ф. Природа. Технология. Культура, (филос.-мировоззр. анализ) Киев.: Наук, думка, 1985. — 255с.
  138. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. / Под ред. В. В. Краевского, Лернера И. Я. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  139. В.М. Избранные труды. Т.1 М., 1985. — 520с.
  140. Ушинский К Д. Избранные педагогические высказывания / Вст статья И. Шпильберга -Симферополь: Крымиздат, 1946 144 с.
  141. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1986, -560с.
  142. В. Человек в поисках смысла. -М., 1990. 142с.
  143. Хан М. М. Культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности. В кн.: Культура Деятельность. Человек. Тезисы выступлений на конференции г. Усть-Каменогорск, — 1990. -267с.
  144. В. Природа в научной картине мира. М.: Прогресс, 1966. -566с.
  145. В.В. Психология трудового обучения: метод. Пособие для средн. проф.- техн. уч-щ. М.: Высшая школа, 1983. — 239 с.
  146. В.Н. Технология обработки тканей. М.: Просвещение, 1997. — 126с.
  147. P.M. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики). Автореф. канд. пед. наук. Воронеж, 2000. — 19с.
  148. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982 — 184 с.
  149. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 344с.
  150. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. В кн.: «Деятельность: теории, методологии, проблемы». М.: Политиздат, 1980 — 364с.
  151. Я. Элементарное понятие социологии. М.: Мысль, 1969. -212с.
  152. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. — 195с.
  153. Н.В. Воспитание как вхождение ребенка в культуру. // Воспитание школьников. 1998 — № 5 — С. 32- 40.
  154. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. -391с.
  155. И.С. Личностно ориентированная система обучения, принципы ее построения. М., 1996. — 126с.
  156. Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореф. канд. пед. наук, 1973. 19с.
  157. Demoli R. Bandigt den Menschen! Gegen die Natur eder mit ihr. Munchen, 1954.163.. A Forum of Futurists. Bezold С.//Planning Review, 1995, v.23, N6, pp.17, 18.
  158. Drucker P F Post-Capitalist Society. HarperBusiness, 1993. 232 pp.
  159. Maslow A.H. Motivation and Personolity. NY., 1970.
  160. V.G. Childe. Man Makes Himself, Watts, London, 1948. p.50
  161. Тематическое планирование уроков «Технология «в 5 классе (девочки)
  162. Раздел I Основы изготовления пищи Кулинария Кол-во часов
  163. Урок I Кухня, ее оборудование, уход за ней. Кулинария, понятие о пище. Правила т/б и СГТ, тепловая обработка продуктов 2 часа
  164. Урок 2 Заготовка продуктов впрок. Консервирование фруктов. Компот. СГТ, правила т/б. Сервировка стола к чаю. Чайная церемония 2 часа
  165. УрокЗ Яйцо и яичные продукты. Их пищевая ценность. Технология приготовления фаршированных яиц. Бутерброды и их классификация. Технология приготовления бутербродов. Сервировка стола к завтраку 2 часа
  166. Урок 4 Овощи. Пищевая ценность. Первичная обработка овощей. Формы и способы нарезки. Правила приготовления салатов, винегретов и их технология выполнения. Горячие бутерброды с использованием овощей 2 часа
  167. Урок 5 Овощи. Приготовление первых блюд из овощей. Первичная и тепловая обработка овощей. Овощные заправочные суры. Сервировка стола 2 часа
  168. Урок 6 Блюда из жареных овощей. Приготовление вторых блюд из овощей. Тушеные баклажаны с жареным луком 2 часа
  169. Урок 7 Овощи. Вторые блюда из овощей. Технология приготовления овощного рагу 2 час1. Раздел II Наш дом
  170. Урок 8 Твой школьный уголок. Комнатное цветоводство 2 часа
  171. Урок 9 Ремонт одежды. Уход за ней, наложение заплат. Виды заплат: накладная, подкладная. Особенности выполнения 2 часа
  172. Урок 10 Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, ремонт петель, обработка низа изделия 2 часа
  173. Раздел III Основы ручной вышивки
  174. Раздел IV Ручное вязание крючком
  175. Урок 20 Техника вязания крючком столбиков с одним накидом. Выполнение образца 2 часа
  176. Урок 21 Вывязывание полотен различной формы. Техника вязания круга, прямоугольника 2 часа
  177. Урок 22 Техника вязания крючком сумочки с применением выполненных образцов и с последующей доработкой на дому 2 часа1. Раздел V Работа с тканью
  178. Урок 23 Машиноведение. Материаловедение. Производство тканей. Свойства х/б, льняных, вискозных тканей, их использование 2 часа
  179. Урок 25 Работа на швейной машине. Упражнения, выполняемые на швейной машине 2 часа
  180. Урок 26 Машинные швы: стачной, вподгибку, накладной. Технология выполнения швов и их применение 2 часа
  181. Урок 27 Конструирование и моделирование швейных изделий Подготовка к работе по конструированию Снятие мерок Прибавки. Построение чертежа по снятым меркам 2 часа
  182. Урок 28 Элементы моделирования фартука. Использование калмыцких мотивов в оформлении изделия. Аппликация 2 часа
  183. Урок 29 Изготовление швейного изделия. Раскрой фартука, ко- 2 часасынки. Подготовка деталей кроя к обработке
  184. Урок 30 Обработка прямых и косых срезов косынки, использование аппликационных мотивов, наложение их на изделие и обработка 2 часа
  185. Урок 31 Обработка нижнего среза нижней части фартука и верхнего среза нагрудной части изделия швом вподгибку с закрытым срезом. Использование аппликационных мотивов 2 часа
  186. Урок 32 Обработка карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука 2 часа
  187. Урок 33 Обработка боковых срезов фартука, обработка бретелей, пояса 2 часа
  188. Урок 34 Окончательная обработка фартука, косынки. ВТО изделия, значение при изготовлении изделия. Выставка работ. Определение качества 2 часа
  189. Тематическое планирование уроков «Технология «в 6 классе (девочки)
  190. Раздел I Основы изготовления пищи Кулинария
  191. Урок 1 Чистка посуды из металла, стекла, хрусталя, керамики, дерева 2 часа
  192. Урок 2 Заготовка продуктов впрок. Консервирование продуктов. Варенье из яблок, груш. СГТ, правила т/б. Организация рабочего места 2 часа
  193. Урок 3 Молоко, молочные продукты. Значение этого продукта в жизни (быту) калмыков. Приготовление национального чая джомба, творожников со сметаной. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  194. Урок 4 Крупы и крупяные изделия. Технология приготовления каши, рецептура приготовления и оформления блюда Приготовление молочной каши. Сервировка стола к обеденной трапезе 2 часа
  195. Урок 5 Тесто Виды теста. Хлебобулочные изделия. Приготовление изделий из теста. Домашняя лапша (пресное тес-го). Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  196. Урок 6 Изделия и блюда из теста. Использование пресного теста в приготовлении чебуреков. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  197. Урок 7 Мясо Первичная обработка мяса, тепловая обработка мяса Первое блюда из мяса. Приготовление «махан -шел'1ягян» (суп картофельный). Правила т/б, СП. ор1 а- 2 часанизация рабочего места
  198. Урок 8 Итоговый урок по кулинарии. Контрольный урок. Приготовление обеденного стола с использованием первого блюда, изделий из теста 2 часа1. Раздел II Наш дом
  199. Урок 9 Повседневная уборка жилища. Уход за одеждой, обувью, бельем 2 часа1. Раздел III Ручная вышивка
  200. Урок 10 Счетные швы. Разновидности. Технология выполнения. Инструменты, приспособления, материл. Использование счетной вышивки в калмыцкой вышивке. Правила т/б, СГТ 2 часа
  201. Урок 11 Шов-крест простой, полукрест (роспись). Технология выполнения, применение в калмыцкой вышивке 2 часа
  202. Урок 12 Счетная гладь. Технология выполнения, применение в калмыцкой вышивке 2 часа
  203. Урок 13 Шов «косичка» и «козлик». Технология выполнения, применение в калмыцкой вышивке 2 часа
  204. Урок 14 Вышивка изделий счетным швом. Выполнение небольшого образца с применением шва крест простой выполнение орнамента с использованием мотивов калмыцкой вышивки 2 часа
  205. Урок15−16 Вышивка изделий счетными швами. Контрольно-практическое задание выполнение панно швом крест, счетный шов 4 часа
  206. Раздел IV Ручное вязание крючком
  207. Урок 17 Ручное вязание крючком. Условные обозначения. Основные приемы. Вязание узорного полотна по схеме. Комбинированное изделие. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  208. Урок 18 Вязание узорного полотна по схеме. Комбинированное изделие. Обвязывание салфетки по схеме 2 часа
  209. Урок 19−20 Ажурные узоры. Орнамент в вязаном изделии, состав- | ленный из воздушных петель и столбиков с накидом Выполнение небольшой салфетки с несложным орнаментом 2 часа
  210. Урок 21 Контрольная итоговая работа по ручному вязанию крючком Выполнение ажурной сумочки (начало) по схеме 2 часа
  211. Урок 22−23 Контрольно-практическая работа: выполнение ажурной сумочки (окончание) по схеме 4 часа
  212. Раздел V Работа с ткапыо. Машиноведение
  213. Урок 24 Машиноведение. Швейные машины с ножным и электрическим приводами. Работа на швейной машине. Машинные швы. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  214. Урок 25 Конструирование швейных изделий. Измерение фигуры человека. Построение чертежа прямой юбки 2 часа
  215. Урок 26 Изготовление прямой юбки по чертежам, сделанным по своим меркам 2 часа
  216. Урок 27 Моделирование прямой юбки. Расширение юбки к низу, складки на юбке, юбка на кокетке. Изучение современной моды 2 часа
  217. Урок 28 Раскрой юбки. Раскладка деталей выкройки на ткани. Припуски на швы 2 часа
  218. Урок 29 Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка юбки к примерке. Примерка 2 часа
  219. Урок 30 Обработка юбки после примерки. Обработка застежки юбки с использованием застежки-молнии 2 часа
  220. Урок 31 Обработка пояса. Обработка верхнего среза юбки притачным поясом 2 часа
  221. Урок 32 Обработка нижнего среза юбки. Применение подгибоч-ного шва 2 часа
  222. Урок 33−34 Окончательная обработка юбки. ВТО изделия. Проверка качества готового изделия. Проведение выставки изделий учащихся 4 часа
  223. Тематическое планирование уроков «Технология» в 7 ассов (девочки)
  224. Раздел I Основы изготовления пищи Кулинария
  225. Урок 1 Хранение пищевых продуктов. Меры предупреждения пищевых отравлений. Сервировка стола к торжеству 2 часа
  226. Урок 2 Заготовка продуктов впрок. Консервирование овощей. Цельноконсервированные помидоры, огурцы, кабачки. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  227. Урок 3 Мясо. Первое блюдо из мяса. Первичная и тепловая обработка. Супы, борщи. Заправочные супы с мясными фрикадельками. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  228. Урок 4 Приготовление вторых блюд из мяса Вторые блюда из мяса рубленного. Гарнир. Оформление блюда Подача на стол 2 часа
  229. Урок 5 | Приготовление вторых блюд из мяса Особенности при- 2 часаготовления «береги» национального блюда калмыков. Оформление блюда. Подача на стол
  230. Урок 6 Работа с тестом. Виды теста. Бездрожжевое тесто. Технология приготовления «борцоков». История их происхождения 2 часа
  231. Урок 7 Работа с тестом. Технология приготовления блинов, оладьев. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  232. Урок 8 Контрольный урок по кулинарии. Технология приготовления бишпармака. Сервировка стола к обеду 2 часа1. Раздел II Наш дом
  233. Урок 9 Подготовка жилья к зиме 2 часа1. Раздел III Ручная вышивка
  234. Урок 10 Гладьевые швы. Владимирская вышивка. Композиционное цветовое решение. Основные мотивы узора. Основные приемы владимирской вышивки. Использование техники владимирской глади в калмыцкой национальной вышивке 2 часа
  235. Урок 11 Верхошов основной прием владимирской вышивки. Выполнение тренировочной работы. Использование этой технологии в калмыцкой национальной вышивке 2 часа
  236. Урок 13 Вышивка изделий владимирскими швами. Выполнение прихватки владимирскими швами 2 часа
  237. Урок 14−15 Вышивка изделий владимирскими швами. Выполнение заготовки для грелки на чайник или заготовки на диванную подушку владимирскими швами итоговая контрольная работа 2 часа
  238. Раздел IV Ручное вязание спицами
  239. Урок 16 Инструменты, материал Условные обозначения. Набор начального ряда, Лицевая и изнаночная гладь. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  240. Урок 17 Техника вязания плотных узоров. Вязание по схеме или описанию. Закрепление последнего ряда 2 часа
  241. Урок 18 Свойства трикотажного полотна. Двухлицевое вязание -платочная гладь, резинка Раппорт узора, краткая запись 2 часа
  242. Урок 19 Рельефные узоры сочетание лицевых и изнаночных петель. Выполнение образцов рельефных узоров по описанию 2 часа
  243. Узор 20 Накиды. Ажурное вязание. Выполнение образцов ажурного вязания по схеме или описанию. 2 часа
  244. Узор 21−22 Итоговая практическая работа по ручному вязанию спицами. Выполнение кухонной руковички-прихватки двухлицевой плотной вязкой 2 часа
  245. Раздел V Работа с тканью. Машиноведение
  246. Урок 23 Машиноведение. Швейные машины с электрическим приводом. Работа на швейной машине. Правила т/б, СГТ, организация рабочего места 2 часа
  247. Урок 24 Конструирование швейного изделия с цельнокройным рукавом. Измерение фигуры человека. Построение чертежа комплекта к раскрою. 2 часа
  248. Урок 25 Моделирование и подготовка выкройки платья к раскрою 2 часа
  249. Урок 26 Технология изготовления швейного изделия 2 часа
  250. Урок 27 Раскрой деталей платья (комплекта). Подготовка деталей кроя к обработке 2 часа
  251. Урок 28 Подготовка изделия к первой примерке 2 часа
  252. Урок 29 Проведение первой примерки. Внесение уточнений после примерки 2 часа
  253. Урок 30 Обработка горловины, боковых, плечевых швов верхней части изделия, а также юбки-шорт (низа изделия) 2 часа
  254. Урок 31 Проведение второй примерки. Обработка всех швов оверлочным швом 2 часа
  255. Урок 32−33 Обработка низа изделия. ВТО изделия 2 часа
  256. Урок 34 Итог овый урок. Выставка выполненных работ учащихся 2 часа1. АНКЕТА1. Уважаемый товарищ!
  257. Просим Вас оценить по десятибалльной шкале (от 1 до 10 баллов) сформиро-ванность элементов технологической культуры в творческих проектах и в проектной деятельности школьников пятых классов:
  258. Показатели технологической культуры школьников
  259. Технологические знания (что делать?) Технологические умения (как делать?) Технологически значимые качества личности (способен ли делать?)1. Выбор темы проекта
  260. Знания теоретического разде-ла курса для выполнения про- екта
  261. Знания основных этапов про-ектной деятельности
  262. Построение звездочки обду-мывания
  263. Использование банка проек-тов
  264. Изучение материальных воз-можностей и потребности в изделии, услуге 1. Выработка идей и модели проекта 1. Поиск научной и методиче- ской информации о проекте |
  265. Выбор материалов, инструментов и оборудования
  266. Составление технологической карты, чертежа, эскиза
  267. Планированию работы над проектом
  268. Определение затрат времени на выполнение проекта
  269. Организация рабочего места
  270. Соблюдение санитарно-гигиенических требований
  271. Соблюдение правил техники безопасности
  272. Экономическое обоснование проекта
  273. Эстетическое обоснование проекта
  274. Выполнение технологических операций
  275. Использование полученных знаний в проблемных ситуациях при выполнении творческого проекта
  276. Испытание изделия, контроль его параметров
  277. Знания об основных требованиях, предъявляемых к оценке проекта1. Оформление проекта
  278. Качество произведенного изделия1. Защита проекта
  279. Сообщите некоторые сведения о себе:1. Пол Возраст
  280. Стаж работы учителем технологии (трудового обучения^-образование1. Профессия по диплому1. Благодарим за помощь!
Заполнить форму текущей работой