Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения технике вольной борьбы в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Труды в области теории и методики физической культуры и спорта, в том числе по проблемам обучения и совершенствования (Матвеев Л.П., 1976;2005; Платонов В. Н., 1986;2004; Новиков А. А., 1976;2003; Блеер А. Н., Игуменова Л. А., 1999; Калмыков С. В., 1994;2007; Шахмурадов Ю. А., 1997; Семенов А. Г., Прохорова М. В., 2005; Гожин В. В., Малков О. Б., Блеер А. Н., 2005; Шулика Ю. А., 2004, 2006… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Техническая подготовка
    • 1. 2. Тактическая подготовка
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ
    • 3. 1. Анализ соревновательной и тренировочной деятельности высококвалифицированных борцов
    • 3. 2. Формирование базовой техники вольной борьбы
    • 3. 3. Спортивно-игровой метод в обучении технике вольной борьбы
    • 3. 4. Формирование умений и навыков ведения единоборства с использованием национальных видов борьбы (бурятской и русской)
    • 3. 5. Обучение вариативному выполнению технико-тактических действий
    • 3. 6. Обучение амплитудным броскам
  • ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ВОЛЬНОЙ БОРЬБЫ, УЧИТЫВАЮЩЕЙ СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Методика начальной технико-тактической подготовки
    • 4. 2. Экспериментальное обоснование разработанной методики обучения технико-тактическим действиям
  • ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ
  • РЕКОМЕНДАЦИИ

Методика обучения технике вольной борьбы в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Методика начальной технико-тактической подготовки единоборцев должна совершенствоваться на основе исследования соревновательной деятельности и мастерства ведущих спортсменов, то есть с соблюдением принципа первичности соревнований и вторичности тренировочного процесса (Демин В.А., 1974; Пилоян Р. А., 1985; Шахмурадов Ю. А., 1997; Юшков О. П., 1994).

В последние годы происходят существенные изменения в содержании соревновательного поединка, регламенте соревнований, изменились представления о методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. Так, в современной борьбе сократилось время схватки, процесс единоборства стал проходить активнее и агрессивнее. Это требует от борцов быстрейшего решения технико-тактических задач и применения эффективных атакующих комбинационных действий. Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции: сужение соревновательного технического арсенала и обеднение тактики поединков.

Кроме того, по мнению ведущих специалистов, существующая методика обучения все еще недостаточно учитывает требований современной борьбы (Новиков А.А., 2003; Шахмурадов Ю. А., 1997). Это отрицательно сказывается на росте спортивного мастерства борцов и определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования. Совершенствование методики технико-тактической подготовки борцов — юношей на этапе начальной подготовки с учетом требований соревновательной деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что совершенствование методики обучения технике и тактике на основе игрового метода, русской борьбы «в схватку» и бурятской борьбы «барилдаан», а также вариативного метода с учетом современных требований соревновательной деятельности позволит повысить результативность соревновательных выступлений юных борцов.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс начинающих борцов 1 -3 годов обучения.

Предмет исследования. Совокупность средств и методов обучения юных борцов технике и тактике вольной борьбы в соответствии с современными требованиями соревновательной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

1) труды в области теории и методики физической культуры и спорта, в том числе по проблемам обучения и совершенствования (Матвеев Л.П., 1976;2005; Платонов В. Н., 1986;2004; Новиков А. А., 1976;2003; Блеер А. Н., Игуменова Л. А., 1999; Калмыков С. В., 1994;2007; Шахмурадов Ю. А., 1997; Семенов А. Г., Прохорова М. В., 2005; Гожин В. В., Малков О. Б., Блеер А. Н., 2005; Шулика Ю. А., 2004, 2006; Гаськов А. В., 1999;2005; Дашинорбоев В. Д., 1999;2000; Балдаев К. В., 1986; Грузных Г. М., 1987; Туманян Г. С., 2000; и др-);

2) труды, раскрывающие теоретико-методологические основы совершенствования подготовки спортсменов на основе анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта (Калмыков С.В., 1989;2007).

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена опорой на фундаментальные исследования в области теории и практики спорта, четким логическим обоснованием и практическим использованием широкого комплекса педагогических, математико-статистических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, достаточной продолжительностью, воспроизводимостью и контролируемостью экспериментов, корректностью математической обработки экспериментального материала и репрезентативным объемом выборки.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— показано влияние правил на соревновательную деятельность в спортивной борьбе и выявлены тенденции ее развития, обусловленные необходимостью повышения зрелищности, заключающиеся в сокращении продолжительности и возрастании интенсивности схваток, изменении структуры соревновательного арсенала технико-тактических действий, формулы поединков и регламента соревнованийтеоретически обоснована необходимость и направления совершенствования методики технико-тактической подготовки борцов 1−3 годов обучения с учетом требований соревновательной деятельности в современной спортивной борьбе.

В целом полученные данные дополняют знания в области теории и методики подготовки спортсменов-единоборцев.

На защиту выносится методика начальной технико-тактической подготовки, разработанная с учетом требований к ведению соревновательного противоборства, определяемых правилами соревнований. Она предполагает изучение базовой техники вольной борьбы в течение 3-х лет в сочетании с тактической подготовкойформирование навыков и умений ведения единоборства с помощью специализированных подвижных игр и национальных видов борьбыобучение вариативному выполнению технико-тактических действий и амплитудным броскам.

Практическая значимость. Выводы и основные положения исследования направлены на повышение качества подготовки борцов различной квалификации. Непосредственное прикладное значение состоит в разработке и внедрении теоретически обоснованной и экспериментально апробированной методики обучения в систему начальной подготовки учащихся ДЮСШ.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедр ТОФВ и физического воспитания БГУ (2001;2007 гг.) — семинарах тренеров Бурятии (2004;2007 гг.) — научно-практических конференциях различного уровня (Чита, 1999; Улан-Удэ, 2000;2007). Теоретические и практические результаты исследований раскрыты в 24 публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Ее содержание изложено на 129 страницах машинописного текста. Работа содержит 15 таблиц и 3 рисунка. Библиографический раздел содержит 184 источника отечественных и зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ соревновательной деятельности показал, что многочисленные изменения правил привели к значительному сокращению технического арсенала борцов. Наиболее часто выполняемыми технико-тактическими действиями являются броски, переводы, сваливания и сбивания, связанные с захватами ног, а также перевороты накатом.

Особенностями соревновательной деятельности современной вольной борьбы являются повышение активности и интенсивности поединков, возрастание роли каждого выигранного балла, повышение требований к надежности технико-тактических действий.

2. На основе выявления особенностей соревновательной деятельности разработана методика технико-тактической подготовки юных борцов. Она включает в себя обучение базовой технике вольной борьбы, применение игрового метода и использование национальных видов борьбы для формирования умений и навыков ведения единоборства, формирование вариативного двигательного навыка и обучение технике высокоамплитудных бросков.

3. В результате исследований установлена достаточно высокая эффективность разработанной методики обучения технике вольной борьбы. Так, юные борцы экспериментальной группы продемонстрировали более разнообразный технический арсенал базовой техники борьбы в условиях соревнований (Р<0,001). Кроме того, в этой группе количество баллов, набранных в одной схватке, составило 11,4 балла, а в контрольной — 7,1 балла (Р<0,001). При этом качество выигранных баллов в экспериментальной группе значительно выше (Р<0,05−0,001).

По данным экспертных оценок, навыки и умения ведения единоборства в экспериментальной группе значительно выше. Борцы экспериментальной группы продемонстрировали более разнообразные варианты выполнения технико-тактических действий, большее количество способов тактической подготовки и завершения атаки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Следует ежегодно изучать по 6 базовых атакующих действий в стойке и партере. Таким образом, за 3 года обучения юные борцы овладевают 18-ю приемами. В учебно-тренировочном процессе прием осваивается одновременно со способами тактической подготовки. Собственно обучению отводить 20−30 минут 3 раза в неделю. Годовой объем при этом составляет 50 часов.

Периодически проводится оценка школы борьбы, когда участники демонстрируют технику приемов и их разнообразие.

2. В процессе обучения технике вольной борьбы следует использовать национальные виды борьбы, в частности русскую борьбу «в схватку» и бурятскую «бухэ барилдаан», которые по объему разрешенных технических действий взаимодополняют друг друга.

3. Реализацию вариативного подхода следует осуществлять по 2 основным направлениям: первое предусматривает формирование ограниченного круга приемов (1−2) с достаточно большим количеством входов — способов тактической подготовки (до десяти и более) — второе направление характеризуется формированием целого комплекса приемов с одним общим началом.

4. При изучении высокоамплитудных приемов выполнять 20−40 повторений на 20−25 занятиях. Их количество в каждый конкретный момент зависело от функциональных возможностей организма, подготовленности, стажа занятий, возраста, целей и задач. Прием выполняется поочередно в течение 20−30 минут.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И., Шахмурадов Ю. А. Тактика вольной борьбы //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1985.-С.30−33.
  2. И.И. Техника и тактика вольной борьбы.-2-е изд.-М.:Физкультура и спорт, 1986.-304 с.
  3. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.-М.:Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
  4. К.В. Подвижные игры на этапе начальной спортивной специализации в вольной борьбе: Дис. .канд. пед. наук.- М., 1986.158 с.
  5. К.В. Подвижные игры на занятиях борьбой // Физкультура в школе.- 1986.- № 10.-С.46.
  6. В.К. Методологические принципы исследований по проблемам отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры,-1980.-№ 1 .-С.31 -33.
  7. Г. Б., Балдаев К. В. Методика обучения техническим элементам базовой техники вольной борьбы: Метод, рекомендации.-Улан-Удэ, 1990.-36 с.
  8. Г. Б. Содержание и методика преподавания базовой техники вольной борьбы в институтах физической культуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1991.-19 с.
  9. Г. Б., Балдаев К. В., Иванов В. Н. Проблемы разрешения тактико-технической подготовки борцов в вольной борьбе //Вопросы теории и практики физической культуры и спорта.- Улан-Удэ, 1996.- С.9−11.
  10. Г. Б., Балдаев К. В., Иванов В. Н. Систематизация тактики вольной борьбы // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта.-Улан-Удэ, 1996.-С.11−13.
  11. Г. Б., Балданов В. Ж., Батуева С. Б. Особенности взаимоотношения в системе «субъект-субъект» спортивного единоборства // Актуальные проблемы формирования физической культуры учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. трудов.-Улан-Удэ, 1998.-С.22−28.
  12. В. А. Критерии педагогической оценки соревновательной деятельности юных борцов // Теория и практика физической культуры.-1980.-№ 10.-C.31−32.
  13. B.C. Управление психическим состоянием юных борцов в условиях крупнейших международных соревнований// Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1976.-С.34−36.
  14. А.Н., Игуменова J1.A. Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры.-1999.-№ 2.-С.53−54.
  15. В.И. Накануне Олимпиады 76 // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1976.-С.3−4.
  16. Н.А. Связь стиля деятельности с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями борцов //Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности.-Л., 1987.-С. 12−17.
  17. Г. Г., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Повышение надежности выступлений борцов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1980.-С.З-5.
  18. В.П., Роднов B.C., Чумаков Е. М. Анализ технического мастерства самбистов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1971.-С.45−53.
  19. В.П. Исследование технико-тактической и физической подготовленности борцов-самбистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1972.-24с.
  20. Н.М., Шахмурадов Ю. А. Перестроить методику начального обучения в вольной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1981.-С.З-8.
  21. Н.М. Опыт тактического мастерства-молодым борцам //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1985.-С.27−30.
  22. А.В. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса).- Улан Удэ: Изд — во Бурят, гос. ун-та, 1998.-134 с.
  23. А.В. Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М., 1999.-41 с.
  24. А.В. Теория и методика спортивной тренировки в единоборствах.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000.-271 с.
  25. М.А. Спортивная метрология.- М.:Физкультура и спорт, 1988.-192с.
  26. Г. М. Классическая борьба: Формирование основ ведения единоборства.-Омск: ОГИФК, 1987.-64 с.
  27. Ц.Б., Сагалеев А. С., Балдаев К. В. Тренировка борцов вольного стиля (узловые вопросы подготовки спортсменов различной квалификации).- Улан Удэ: Изд — во Бурят, гос. ун — та, 2001.- 144 с.
  28. B.C., Сиротин О. А., Еганов А. В. Индивидуальный подход к совершенствованию технико-тактического мастерства дзюдоистов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С.57−59.
  29. B.C., Еганов А. В. Совершенствование технико -тактической подготовленности дзюдоистов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1986.-С.72−74.
  30. В.Д. Вольная борьба: Метод, пособие в помощь тренерам ДЮСШ.-Бурят. кн. изд-во, 1987.-48 с.
  31. В.Д. Единоборства у народов России, СНГ и азиатских стран (на примере борьбы).-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999.-304 с.
  32. В.Д. Особенности национальных видов борьбы у народов России, СНГ, Азии и их влияние на современную методику тренировки борцов вольного стиля: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-СПб, 2000.-46 с.
  33. В.Л., Малков О. Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах //Теория и практика физической культуры.-1986.-№ 10.-С.37−39.
  34. В.Л. Теоретические основы методики тактико-технической подготовки тренеров по борьбе // Теория и практика физической культуры.-1999.-№ 2.-С.51−52.
  35. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1975.-25 с.
  36. В.А., Пилоян Р. А., Седлов B.C. Деятельностный анализ борцовских поединков //Спортивная борьба: Ежегодник.- М., 1979.-С.60−65.
  37. В.Т. Индивидуализация тактической подготовки борцов в связи с особенностями соревновательной деятельности: Автореф. .дис. канд. пед. наук.-М., 1983.-22 с.
  38. P.M. Особенности выполнения переводов с захватом за ноги в вольной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.55−59.
  39. Д.А. Оценка тактического мастерства борцов// Физкультурное образование Сибири.-Омск: Изд-во СибГАФК, 1997.-№ 1(5).-С.53−60.
  40. В.М. Основы спортивной метрологии.-М.: Физкультура и спорт, 1979.-152 с.
  41. Ч.Т. Бросок через спину (структура движений и обучение) // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1980.-С.27−28.
  42. В.Г., Петрунев А. А., Акопян А. О. Особенности мастерства борцов высокой квалификации в зависимости от двигательных способностей //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.78−81.
  43. В.Г., Петрунев А. А. Проблемы унификации показателей технико-тактической подготовленности борцов классического стиля //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.- С.74−76.
  44. В.Н., Пилоян Р. А., Туманян Г. С. Понятие «модель спортивного противоборства», его научный и практический смысл //Теория и практика физической культуры.-1986.- № 9.- С.24−26.
  45. С.В. Проблемы индивидуализации соревновательной деятельности юных борцов //Теория и практика физической культуры.-1989.-№ 7.-С.58.
  46. С.В., Калмыков Св.В. Спортивная борьба для юношей.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989.-144 с.
  47. С.В. Индивидуальность в спорте.-Улан-Удэ.:Бурят. кн. изд-во, 1993.-104 с.
  48. С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов единоборцев.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1994.-151 с.
  49. С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов-единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Дис. .д-ра пед. наук в виде науч. доклада.-М., 1994.-60 с.
  50. С.В., Маркиянов О. А. Спортивные соревнования -важное условие адаптации детей к жизни //Междунар. науч.-метод. конф. по спорт, борьбе (Красноярск, 27 августа 1997 г.).-Красноярск, 1997.-С.73−76.
  51. С.В., Сагалеев А. С., Павлов А. Е. и др. Психолого-педагогические аспекты совершенствования тактики соревновательнойдеятельности борцов //Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта.-Улан-Удэ, 1998.-Вып. 1 .-С. 133−143.
  52. С.В., Сагалеев А. С., Павлов А. Е. и др. Методика структурно-смыслового анализа соревновательной деятельности борцов// Актуальные проблемы формирования физической культуры учащейся молодежи: Межвуз. сб. науч. трудов.-Улан-Удэ, 1998.-С.70−74.
  53. С.В., Чимитова С. Ц., Сагалеев А. С. Этнопсихологические особенности как фактор повышения эффективности соревновательной деятельности борцов //Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта.-Улан-Удэ, 1998.-Вып.1.-С.48−57.
  54. С.В., Сагалеев А. С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты).-Улан Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун — та, 2000.-151 с.
  55. С.В., Сагалеев А. С., Будаев Б. Д., Батуев А. И. Подготовка квалифицированных спортсменов в борьбе.-Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005.-130 с.
  56. С.В., Сагалеев А. С. Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007.-204 с.
  57. В.В., Лопаев В. К., Луничкин В. Г. и др. Структура и возрастная динамика психологических компонентов решения оперативных задач в спорте //Теория и практика физической культуры.-1979.-№>5.-С. 16−18.
  58. B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях.-Киев: Здоровье, 1977.-179 с.
  59. Ф.А. Методика обучения сложным тактико-техническим действиям в вольной борьбе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1984.-24 с.
  60. Я.К., Чермит К. Д., Рубанов М. Н. и др. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.43−44.
  61. В.В. Обучение тактике// Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С. 17−20.
  62. И.А., Грузных Г. М., Игуменов В. М. Основы методики становления и совершенствования технико-тактического мастерства в классической борьбе: Учеб. пособие.-Омск: ОГИФК, 1984.86 с.
  63. Э.Б., Турецкий Б. В. Особенности применения способов тактической подготовки в вольной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1986.- С.29−31.
  64. А.П. Механизмы эффективности и методики обучения сложным тактико-техническим действиям в спортивной борьбе: Метод. разраб.-М., 1973.-37 с.
  65. Х.К., Пилоян Р. А. Тактическая подготовка борцов с учетом правил соревнований //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1985.-С. 33−35.
  66. Х.К. Рациональное распределение сил в борьбе как основа эффективной тактики ведения поединка: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1986.-26 с.
  67. С.Н. Конфликтное взаимодействие борцов в схватке при различных стратегиях в греко-римской борьбе // Теория и практика физической культуры.-1999.-№ 2.-С.22−26.
  68. А.Н. Тактика в спортивной борьбе.-М.: Физкультура и спорт, 1967.-152 с.
  69. А.Н. Тактика спортивной борьбы //Спортивная борьба /Под ред. А. П. Купцова.-М., 1978.- С.251−266.
  70. С.В. Моделирование тактического мышления спортсменов.-М.:Физкультура и спорт, 1981.-192 с.
  71. О.Б. Основы тактики борьбы с позиции теории конфликтной деятельности // Теория и практика физической культуры, — 1999.-№ 2.-С.45−50.
  72. М.Г. Современные тенденции развития греко-римской борьбы //Теория и практика физической культуры.-1998.- № 5.-С. 23.
  73. Ю.Г., Габов М. В. Технико-тактическое мастерство борцов и зрелищность спортивных поединков // Теория и практика физической культуры.-2005.-№ 5.-С.29, 39.
  74. Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты.-4-е изд., испр. и доп.-СПб.:Изд-во «Лань», 2005.-384 с.
  75. Международные правила борьбы греко-римской, вольной, женской и пляжной / Пер. Л. Куракина /Ред. Н.Журули.-Лозанна.-2005.-80 с.
  76. Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-СПб, 1996.-44 с.
  77. Д.Г., Завьялов А. И. Учебник тренера по борьбе.-Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995.-213 с.
  78. Д.Г., Подливаев Б. А. Планирование подготовки квалифицированных борцов: Метод. рек-ции.-М., 2000.-32 с.
  79. О.А. Соревновательный метод формирования мастерства юных спортсменов: Автореф. дис. .д ра пед. наук.-М., 1997.-40 с.
  80. В.А. Методика коррекции технических действий спортсменов // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1981.-С.48−53.
  81. Л.П. Спортивная тренировка //Теория и методика физического воспитания /Под ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова.-2-е изд.-М.:Физкультура и спорт, 1976.-С.5−38.
  82. Л.П. Основы спортивной тренировки.-М.: Физкультура и спорт, 1977.- 271 с.
  83. Д.Г., Завьялов А. И. Сковывание как способ создания локального преимущества // Физкультурное образование Сибири.-Омск, 1997.-№ 1 (5).-С.47−52.
  84. Д.Г., Завьялов А. И. Энциклопедия приемов вольной борьбы.-Красноярск: Ин-т спорт, единоборств им. И. Ярыгина Красноярского гос. пед. ун-та, 1998.-236 с.
  85. Д.Г., Невретдинов Ш. Т., Подливаев Б. А., Дмитриев P.M. Итоги выступления сборной команды России по вольной борьбе в 1999 году: Метод. реком-ции.-М., 2000.-48с.
  86. В.В. Эффективность выполнения технических действий на основе повышения специальной скоростно-силовой подготовленности борцов: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1983.-24 с.
  87. С., Пилоян Р. Поведение борца в схватке как отражение его цели //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1974.- С.8−10.
  88. В.В., Миндиашвили Д. Г. Мастера большого ковра.-Красноярск, 1993.-416с.
  89. А.А. Особенности двигательных навыков в борьбе // На борцовском ковре: Ежегодник.-М., 1966.-С.26−52.
  90. А.А., Пилоян Р. А., Барон JI.A. О проведении соревнований по новому регламенту схваток //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1980.-С.9−11.
  91. А.А., Гогечиладзе А. В. Технико-тактическое мастерство борцов в соревнованиях с различным регламентом// Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1980.-С.70−72.
  92. А.А., Оленик В. Г., Каргин Н. Н. Моделирование в спортивной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-1981.-С.62−65.
  93. А.А., Ивлев В. Г. Путилин А.П. и др. Показатели технико тактического мастерства и правила соревнований // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.44−46.
  94. А.А., Дахновский B.C. Некоторые вопросы развития вольной и классической борьбы в 1986—1988 гг.. // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1986.-С.3−5.
  95. А.А., Дахновский B.C., Рамазанов А. Ш. Проблема индивидуализации тактической подготовки борцов // Теория и практика физической культуры,-1987.-№ 2.-С.36−37.
  96. А.А., Акопян А. О. Анализ соревнований и совершенствование технологии тренировочного процесса в борьбе //Всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры и спорта 60 лет.-М., 1993.-С.300−314.
  97. А.А. Система тренировки в связи с требованиями соревновательной деятельности //Междунар. науч.-метод. конф. по спорт, борьбе (Красноярск, 27 августа 1997 года).-Красноярск, 1997.-С.48−54.
  98. А. А. Методология технико-тактического мастерства спортсменов (на примере борьбы).-М.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998.-220 с.
  99. В.Г., Каргин Н. Н., Рожков П. А. Специфика физической подготовленности борцов различных тактических манер ведения схватки //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.- С.21−24.
  100. В.Г., Рожков П. А., Каргин Н. Н. Специфика мастерства борцов различных манер ведения поединка //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С.8−11.
  101. К.С. Индивидуализация подготовки к соревнованиям борцов в зависимости от стиля ведения схватки: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М.: ВНИИФК, 1984.
  102. К.С. Стратегия и тактика спортивной борьбы.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993.-111 с.
  103. К.С. Тренировка в спортивной борьбе.-Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1999.-152 с.
  104. А.Е. Особенности методики обучения основным техническим приемам борьбы спортсменов 12−16 лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1988.-24 с.
  105. В.П. Развитие тактического мышления и планирование схватки // Спортивная борьба: Ежегодник. -М., 1984.-С.13−17.
  106. А.С. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.53−59.
  107. А.А., Вишневский В. А., Мороз В. В., Кузнецов А. И. Подготовка квалифицированных борцов классического стиля,-Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988.-200 с.
  108. Р.А. Экспериментальное исследование тактики проведения технических действий в спортивной борьбе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1971.-23 с.
  109. Р.А., Медин В. И., Полунин Ю. И. и др. Методика исследования соревновательной схватки в спортивной борьбе //Теория и практика физической культуры.-1979.-№ 1.- С. 12−15.
  110. Р. А., Джапаралиев В. Т. Повышение эффективности подготовки борцов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.З-7.
  111. Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Дис. .д ра пед. наук.-М., 1985.- 348 с.
  112. Р.А. Узловые вопросы многолетней подготовки борцов.-Малаховка: МОГИФК, 1988.-28с.
  113. Р.А., Шахмурадов Ю. А. Двигательная структура спортивной борьбы с точки зрения теории деятельности // Теория и практика физической культуры.-1997.-№ 3.-С.5−8.
  114. В.Н. Теория и методика спортивной тренировки.-Киев: Вища школа, 1984.- 352 с.
  115. В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов.-М.:Физкультура и спорт, 1986.-286 с.
  116. .А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры.-1999.- № 2.-С.55−58.
  117. Е.Б. Тесты для отбора в спортивных единоборствах // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.47−49.
  118. А.И., Юсупов Х. М. Попова А.Ф. Комплексная оценка технико-тактического мастерства борцов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.76−77.
  119. С.А. В жарких схватках: Борьба на Олимпиадах.-М.:Советская Россия, 1979.-192 с.
  120. С.А. Борьба занятие мужское.-2-е изд.-М.:Физкультура и спорт, 1983.-280 с.
  121. Д. Русские народные картинки.-Кн. 5.-СП6., 1881.-220
  122. А.В. Спортсмен прогнозирует решение.-М.:Физкультура и спорт, 1971.-72 с.
  123. А.В. Психологические основы тактической подготовки //Психология спорта высших достижений.-М.: Физкультура и спорт, 1979.-С.93−102.
  124. А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис. .д ра пед. наук.-М., 1990.-45 с.
  125. А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте //Теория и практика физической культуры.-1993.-№ 2.- С.6−9.
  126. А.В. Особенности оперативных (тактических) решений в спорте //Всероссийскому научно-исследовательскому институту физической культуры и спорта 60 лет: Сб. науч. трудов.-М., 1993.-С.324−333.
  127. А.С., Морев Д. Г. Применение подвижных игр в процессе преподавания общего курса классической борьбы // Матер, науч.-методич. конф. по итогам работы в 1990 году.-Хабаровск, 1991.-С.33−34.
  128. А.С., Карпеев А. Г. Оценка способности школьников к освоению сложнокоординационных движений (на примере вольной борьбы) // Проблемы совершенствования школьной физической культуры: Тез. науч.-практич. конф.-Омск, 1994.-С.71−73.
  129. А.С. Тактика соревновательной деятельности в связи с этнопсихологическими особенностями борцов вольного стиля: Дис. .канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 1998.- 214 с.
  130. О.Н. Методика обучения слитным атакующим технико-тактическим действиям борцов вольного стиля: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Улан-Удэ, 2003.-20 с.
  131. О. А. Индивидуализация обучения и совершенствования в спортивной борьбе.-Омск- Челябинск: ЧГИФК, 1987.-51 с.
  132. С.Н. О новой форме записи комбинаций в спортивной борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.81−82.
  133. С.Н. Повышение эффективности тактико-технических комплексов в системе обучения по классической борьбе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1983.-23 с.
  134. А.Г., Климин В. П., Письменский И. А. Индивидуализация подготовки борцов. -М.: Физкультура и спорт, 1984.240 с.
  135. С.В., Ким В.А. Анализ соревновательной деятельности дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1980.-С.64−67.
  136. .И. Комплексная оценка технико-тактического мастерства борцов //Спортивная борьба: Ежегодник.- М., 1986.-С.44−45.
  137. В.А., ШуликаЮ.А., Горская Г. Б. Индивидуальный подход в обучении //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1981.-С.53−55.
  138. В.А., Дахновский B.C. Влияние тактической ситуации схватки на стиль борьбы дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.74−76.
  139. В. А., Дахновский B.C., Александрова Н. И. Типологические особенности высшей нервной деятельности и структуратактических действий дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С.11−13.
  140. Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов) //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С.41−43.
  141. Г. С. Выступление наших борцов на Олимпиаде в Мехико//Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1971.-С. 33−38.
  142. Г. С., Коблев Я. К., Дементьев В Л. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов: Метод. разработки.-М., 1986.-24 с.
  143. Г. С. Спортивная борьба: Учеб. пособие для техникумов и ин-тов физкультуры (педагогических факультетов) / Под ред. Г. С. Туманяна. М.: Физкультура и спорт, 1985.-144 с.
  144. Г. С. Спортивная борьба. Том 1. Пропедевтика.-М.:Советский спорт, 1997.-286 с.
  145. Г. С. Спортивная борьба. Том 2. Кинезиология и психология.-М.:Советский спорт, 1998.-280 с.
  146. Г. С. Спортивная борьба. Том 3. Методика подготовки -М.:Советский спорт, 1998.-400 с.
  147. X. Чемпионаты Европы 1997 г.-начало нового олимпийского цикла //Междунар. науч.-метод. конф. по спорт, борьбе (Красноярск, 27 августа 1997 года).-Красноярск, 1997.-С.55−67.
  148. Уткин В. JL Биомеханические аспекты спортивной тактики /Под ред. В. М. Зациорского.-М.- :Физкультура и спорт, 1984.-128 с.
  149. Е.М. Борьба. Тактика спортивной борьбы: лекция для студентов-заочников IV курса.-М., 1974.-28 с.
  150. Е.М. Тактика борца-самбиста.-М.:Физкультура и спорт, 1976.-224 с.
  151. Е.М., Еганов В. Т. Технико-тактические показатели самбистов различной подготовленности // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1982.-С.23−27.
  152. Е.М., Шашурин И. В. Сравнительная характеристика технико-тактической подготовленности дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1983.-С.64−68.
  153. Е.М. Масштабы соревновательной деятельности борца // Теория и практика физической культуры,-1999.-№ 2.-С. 16−20.
  154. Ю.А., Пилоян Р. А. Волевая подготовка американских борцов //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1981.-С.77−78.
  155. Ю.А. Вольная борьба: Научно-методические основы многолетней подготовки борцов.-М.:Высшая школа, 1997.- 189 с.
  156. Ю.А. Технико-тактическая модель борца и методология его многолетней подготовки: Учеб. пособие для студентов ИФК.-Краснодар: Краснодар, кн. изд-во, 1988.-142 с.
  157. Ю.А. К вопросу об эффективности моделирования в спортивной борьбе //Сб. науч. трудов., поев. 25-летию КГАФК.-Краснодар.-1994.-С. 186−191.
  158. Ю.А. Греко-римская борьба: Учебник для СДЮШОР, спорт, фак-тов пед. ин-тов, техн. и училищ Олимп, резерва / Ю. А. Шулика, И. И. Иванов, А. С. Кузнецов, Р. В. Самургашев / Под ред. Ю. А. Шулики.-Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-800 с.
  159. В .Я., Морозов А. К. Ведущие борцы о технике вольной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1976.- С. 30 32.
  160. М. О сокращении времени борьбы //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1978.-С.20 24.
  161. О.П., Шпанов В. И. Спортивная борьба.-М., 1999.70 с.
  162. О.П. Система управляющих воздействий на структуру подготовленности квалифицированных борцов: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.-М., 1994.-38с.
  163. О.П., Ярыгин И. С. К вопросу о правилах соревнований // Междунар. науч.-метод. конф. по спорт, борьбе (Красноярск, 27 августа 1997 года).- Красноярск, 1997.-С.68−72
  164. О.П., Шпанов В. И. Спортивная борьба.-М., 1999.70 с.
  165. А.В. Выседы в вольной и классической борьбе //Спортивная борьба: Ежегодник.-М., 1984.-С.22−27.
  166. И.С. Основные организационно-методические принципы подготовки советских борцов по вольной борьбе к XXV Олимпийским играм: Метод, рекомендации / Сост. И. С. Ярыгин, О. П. Юшков, А. М. Дякин, В. М. Онопко.-М., 1989.
  167. Р. Свободна и классическа борба: Учебник за студентите от ВИФ «Г.Димитров» / Под общ. ред. Р.Петрова.- София, 1977.- 352 с.
  168. Czech G., Hartmann I., lurgens D. Klassischer Rinp-kampf. Lehrbuch fur Fortgeschrittene // Sportverlag.- Berlin, 1976.- 174 S.
  169. Czech G., lurgens D., Peukert E. Freier Ringkampf. Lehrbuch fur Fortgeschrittene // Sportverlag.- Berlin, 1974.- 131 S.
  170. Dona V. Pregatirea techniko-tactica in lupte //Eolucatie fizica si sport. 1974.-№ 4.-P. 20−27.
  171. P. Стратегия и тактика на борбата.-София, 1969.207с.
  172. Свободна и классическа борба: Учебник за ВИФ / Р. Петров, Д. Д. Добрев, Н. Берберов, О.Макавеев. София: Медицина и физкультура.-1977.- 352 с.
  173. FILA wrestling Album (Demonstrator Sasahara S.). Printed in Japan: Assis.corp. and Canon INC.-1982,-128 p.
  174. Fundamental of scientific wrestling.-Tokyo Japan: Copy right by S.Sasahara.-l968.-156 p.
Заполнить форму текущей работой