Статор синхронной машины устроен так же, как асинхронной. В пазы пакета из листов электротехнической стали уложены катушки трехфазной обмотки, токи которой создают вращающееся магнитное поле.
Ротор синхронной машины представляет собой электромагнит. На рис. 5.29, а, показана электрическая схема статора и ротора. Обмотка ротора 2, которую называют обмоткой возбуждения, подключают через два контактных кольца 3 и.
Рис. 5.29. Электрическая схема синхронной машины: 1 — обмотка статора; 2 — обмотка ротора; 3 — контактные кольца; 4 — щетки
щетки 4 к источнику постоянного напряжения Vн.
Роторы синхронных машин выполняются явнополюсными или неявнополюсными. Явнополюсный ротор имеет выступающие полюсы, на которые надеты катушки обмотки возбуждения. Неявнополюсный ротор имеет распределенную обмотку возбуждения, которая укладывается в пазы.
Синхронные машины проектируются таким образом, чтобы количество полюсов на статоре было равно количеству полюсов на роторе. От количества полюсов зависит синхронная частота вращения ротора.
где /х — частота токов статора; р — число пар полюсов.
Неявнополюсные роторы применяются в синхронных машинах большой мощности, имеющих одну или две пары полюсов и соответственно частоту вращения п = 3000 или 1500 об/мин.
Источниками постоянного напряжения для обмоток возбуждения являются специальные устройства, называемые возбудителями. Простейшим возбудителем является самовозбуждающий генератор постоянного тока, установленный на валу синхронного двигателя. Его мощность составляет не более 3% от мощности синхронного двигателя.
Однако генератор постоянного тока из-за коллекторнощеточного аппарата требует постоянного ухода (регулировки) в процессе эксплуатации и недостаточно надежен. Кроме того, генератор требует установки на фундамент и тщательной балансировки ротора.
В последнее время в качестве источника постоянного напряжения применяются в основном вентильные (диодные и тиристорные) выпрямители, питающиеся от сети переменного тока. Они не имеют указанных недостатков.