По временной привязке информации о процессе показатели делятся на запаздывающие и опережающие. Запаздывающий показатель — это показатель, характеризующий состояние процесса, которое уже в прошлом. Запаздывающие показатели ориентированы на результат и не отражают то, как процесс выполняется в данный момент. Опережающие показатели дают возможность предсказывать поведение процесса и его результаты, которые впоследствии найдут отражение в запаздывающих показателях.
В качестве примера рассмотрим работу нефтеперерабатывающего завода. Такой завод должен работать 24 ч в сутки, 7 дней в неделю и 365 дней в году и останавливаться только в случае плановых ремонтов. Запуск завода после остановки очень дорого стоит. Но случаются ситуации, когда завод или какая-то линия непрерывного производства останавливается по какой-либо внештатной причине. Для таких предприятий есть показатель — коэффициент простоя. Он может считаться следующим образом: по истечении отчетного периода (года, квартала) суммируются все время простоя, и эта сумма относится к общему времени. Действительно, этот показатель будет характеризовать ситуацию с простоем оборудования, но мало что даст в контексте изменения ситуации, потому что это показатель — запаздывающий. Мы его получили после того, как произошли все неблагоприятные события с остановкой завода, и мы ничего исправить уже не можем.
Чтобы проактивно управлять ситуацией, нужно ввести опережающий показатель. Чтобы его ввести, необходимо проанализировать наиболее вероятные причины остановки завода. Одна из основных причин — отсутствие сырья. Поэтому показатель, отражающий запасы сырья, необходимого для работы завода, мог бы быть опережающим показателем для ситуаций, связанных с остановкми. Им уже можно управлять, т. е. при достижении этим показателем установленного порогового (минимального) значения необходимо немедленно пополнять запасы сырья для производства.
Другие примеры таких показателей приведены в табл. 8.9.
Примеры запаздывающих и опережающих показателей
Таблица 8.9
Показатели | Примеры показателей | Признаки классификации |
Группа: 4. Показатели выполнимости. Подгруппа: 4.1. Показатели результативности. | Запаздывающий показатель: коэффициент удовлетворенности потребителя, равный средней оценке по пятибалльной шкале, выставленной потребителями. | Экспертно оцененный, интегральный, безразмерный, непрерывный показатель. |
Группа: 4. Показатели выполнимости. Подгруппа: 4.4. Временные показатели. | Опережающий показатель: график зависимости (тренд) отношения времени выполнения экземпляра процесса в течение дня к плановому значению. | Безразмерная зависимость, состоящая из ряда дискретных относительных значений. |