Коммерческая тайна.
Безопасность предпринимательской деятельности
Информацию, которая составляет коммерческую тайну (секрет производства), как данные всякого характера (производственные, экономические, технические, организационные), в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, связанные со способами осуществления профессиональной деятельности. При этом данные носят потенциальную или действительную коммерческую ценность… Читать ещё >
Коммерческая тайна. Безопасность предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ, коммерческая тайна включена в число объектов интеллектуальной собственности как секрет производства (ноу-хау).
Действующее законодательство определяет:
- • коммерческую тайну как режим конфиденциальности данных, который позволяет ее владельцу при существующих или возможных обстоятельствах увеличивать доходы, избегать неоправданных расходов, сохранять положение на рынке товаров, услуг или работ, получать иную коммерческую выгоду;
- • информацию, которая составляет коммерческую тайну (секрет производства), как данные всякого характера (производственные, экономические, технические, организационные), в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, связанные со способами осуществления профессиональной деятельности. При этом данные носят потенциальную или действительную коммерческую ценность по причине неизвестности третьим лицам, не имеющим свободного доступа к информации на законном основании и в отношении которых действует режим коммерческой тайны;
- • обладателя информации, которая составляет коммерческую тайну, как лицо, владеющее данной информацией на законном основании, ограничившее доступ к ней, а также установившее в отношении нее режим коммерческой тайны;
- • доступ к информации, которая составляет коммерческую тайну,
как возможность ознакомления определенными лицами с ней с согласия ее владельца или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этих данных;
• передачу информации, которая составляет коммерческую тайну, как возможность передачи этих данных, которые зафиксированы на материальном носителе, ее владельцем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, в том числе включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране конфиденциальности данной информации.
При этом лишь обладатель информации (предприятие, организация), которая относится к коммерческой тайне, имеет право на отнесение этих данных к данным, составляющим коммерческую тайну, и на определение перечня и состава соответствующих данных.
Закон о коммерческой тайне включает перечень информации, которая к ней относится. Фирмы, как правило, ограничивают доступ еще к двум видам информации, выделяя их в отдельные блоки. Сведения о частной жизни работников (местожительство, семейное положение, другая частная информация) охраняются Конституцией РФ, а правила распространения таких сведений очень жестко прописаны в действующем Трудовом кодексе РФ. Предприятия должны соблюдать неприкосновенность частной жизни, так как в противном случае его работники, разгласившие указанную информацию, несут уголовную ответственность.
Кроме того, многие виды информации, хотя и не могут составлять коммерческую тайну предприятия, тем не менее не могут свободно распространяться без ущерба для предприятия. Поэтому такие сведения открыты для фискальных органов, контрольных и надзорных организаций, но имеют ограниченный характер распространения для всех остальных возможных потребителей информации.
Важно В соответствии с действующим законодательством нельзя относить к коммерческой тайне сведения, которые содержатся:
- • в учредительных документах юридического лица и документах, которые подтверждают факт внесения записей об индивидуальных предпринимателях и о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;
- • документах, которые дают право на осуществление предпринимательской деятельности;
- • документах о составе имущества государственной или муниципальной унитарной организации, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- • документах о загрязнении окружающей среды, состоянии санитарно-эпидемиологической, противопожарной безопасности и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, которые оказывают негативное воздействие на обеспечение безопасности каждого гражданина, безопасного функционирования производственных объектов и безопасности населения в целом;
- • документах о составе и численности работников, об условиях труда, в том числе об охране и системе оплаты труда, о наличии свободных рабочих мест, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- • документах о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
- • документах о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- • документах про условия аукционов или конкурсов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.
Предприятия руководствуются рядом критериев определения важности своей информации. Прежде всего, к ним относится вероятность возникновения угрозы экономической безопасности фирмы в случае утраты/ разглашения информации. Предприятие также должно обладать возможностью защиты такой информации, что предполагает отсутствие законодательного запрета на придание данной информации статуса коммерческой тайны. Вопросы использования конфиденциальных данных должны быть всесторонне регламентированы.
Эффективная организация работы по защите коммерческих данных на предприятии предполагает разработку и утверждение положения о коммерческой тайне. Это положение (иные нормативные документы) должно основываться на действующем законодательстве и отражать специфику данного субъекта предпринимательства; содержать перечень данных, которые составляют коммерческую тайну; предусматривать степень конфиденциальности данных, а также порядок доступа к данным и круг сотрудников компании, которые имеют доступ к данным определенной степени конфиденциальности.
Вопросы практики Защита коммерческой тайны как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства выстраивается исходя из того, что возможные противозаконные посягательства на коммерческие данные могут иметь различную направленность. Поэтому эффективный механизм защиты предполагает:
- • правовое обеспечение коммерческой тайны;
- • внедрение организационной защиты;
- • осуществление инженерно-технической защиты;
- • мотивацию сотрудников, от поведения которых зависит утечка информации;
- • ответственность за разглашение конфиденциальных сведений.
Разные страны мира выделяют собственные приоритетные меры защиты коммерческих данных. В Российской Федерации отдается предпочтение следующим способам защиты данных: законодательной, физической, организационной, технической, работе с персоналом.
По исследованиям зарубежных специалистов относительно проблемы обеспечения безопасности компании, считается, что сохранность конфиденциальных данных на 80% зависит от правильного подбора, воспитания и расстановки персонала предприятия.