Взаимосвязанные изменения на фондовых, товарных и валютных рынках
Органам, осуществляющим надзор за рынками, можно было бы поручить время от времени осуществлять непосредственное вмешательство в биржевую торговлю посредством закупки или продажи производных инструментов в целях недопущения резкого падения цен или для уменьшения «ценовых пузырей». Такие интервенции можно было бы рассматривать в качестве крайней меры для противодействия образованию спекулятивных… Читать ещё >
Взаимосвязанные изменения на фондовых, товарных и валютных рынках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определение того, в какой мере финансовые инвестиции влияют на уровень и неустойчивость цен на сырьевые товары, является трудной задачей из-за ограниченной прозрачности и уровня дезагрегирования существующих данных. Тем не менее имеются данные, подкрепляющие ту точку зрения, что финансовые инвесторы влияют на динамику цен в краткосрочной перспективе. Часть этих данных касается роли резких изменений в финансовых позициях на нефтяном рынке в период с февраля по май 2011 г. Другие данные относятся к сильной корреляции между движением цен на сырьевые товары и тенденциями на фондовых и валютных рынках, которые, как известно, подвержены влиянию спекулятивных операций.
Сопоставление динамики цен на сырьевые товары и на акции на протяжении различных циклов деловой активности показывает, что эти цены обычно изменялись в противоположных направлениях на ранних этапах подъема в ходе предыдущих циклов. Напротив, во время самого последнего цикла стала заметной усилившаяся синхронизация движения цен, которая вызывает удивление из-за крайне низкого показателя загрузки мощностей на волне «великой рецессии» 2008 и 2009 гг., свидетельствовавшего об очень низком спросе на сырьевые товары. Несмотря на это, цены на сырьевые товары выросли еще до начала оживления во II квартале 2009 г. (2010— 2011 гг.) и продолжали расти на протяжении двух следующих лет, отчасти из-за роста спроса в странах с формирующейся рыночной экономикой и в то же время во многом из-за сугубо финансовых операций. Поэтому через два года (в 2011—2012 гг.) последовала реакция со стороны денежно-кредитной политики, хотя уровень загрузки мощностей в развитых странах все еще очень низок. Это свидетельствует еще об одном вызывающем тревогу аспекте воздействия финансиализации, который до сих пор недооценивался, а именно о ее способности причинять ущерб реальной экономике в результате передачи искаженных сигналов для макроэкономического управления.
Меры реагирования на нестабильность цен на сырьевые товары
Для предотвращения или смягчения негативного воздействия неблагоприятной динамики цен на сырьевые товары необходимы краткосрочные чрезвычайные меры. В то же время необходимо разработать способы улучшения функционирования рынков производных инструментов на базе сырьевых товаров, для того чтобы эти торговые площадки лучше выполняли свою роль в обеспечении надежных ценовых сигналов для производителей и потребителей сырьевых товаров или, по крайней мере, для предотвращения того, чтобы они посылали искаженные сигналы. В связи с этим ЮНКТАД указывает, что для улучшения функционирования рынков следует рассмотреть набор из четырех мер политики, особенно применительно к продовольственным товарам и энергоносителям:
- • следует повысить прозрачность рынков физических товаров за счет обеспечения более своевременной точной информации о сырьевых товарах, таких как свободные мощности и глобальные резервы нефти, а применительно к сельскохозяйственной продукции — культивируемые площади, ожидаемые урожаи, запасы и краткосрочные прогнозы спроса. Все это позволило бы коммерческим участникам рынков легче оценивать текущие и будущие фундаментальные связи между предложением и спросом;
- • необходимо улучшить поток и доступ к информации на рынках производных инструментов на базе сырьевых товаров, особенно относительно позиций, занимаемых различными категориями участников рынка. Это позволило бы повысить прозрачность рынков. В частности, меры, направленные на обеспечение соблюдения требований к отчетности для торговли на европейских биржах, по аналогии с требованиями, применяемыми на биржах США, значительно повысили бы прозрачность торговых операций и воспрепятствовали бы переносу операций в другие юрисдикции исходя из регулятивных соображений;
- • ужесточение регулирования финансовых участников рынков, в частности лимитирование позиций, могло бы ослабить воздействие финансовых инвесторов на товарные рынки. Осуществление операций за счет собственных средств финансовыми учреждениями, которые занимаются хеджированием позиций своих клиентов, можно было бы запретить из-за конфликта интересов. Для этого необходимо найти «золотую середину» между введением чрезмерно ограничительного режима регулирования, который поставил бы под угрозу функции товарных бирж, связанных с передачей рисков, и внедрением слишком мягкого регулирования, которое в равной степени «подорвало бы базовые функции бирж»[1];
- • органам, осуществляющим надзор за рынками, можно было бы поручить время от времени осуществлять непосредственное вмешательство в биржевую торговлю посредством закупки или продажи производных инструментов в целях недопущения резкого падения цен или для уменьшения «ценовых пузырей». Такие интервенции можно было бы рассматривать в качестве крайней меры для противодействия образованию спекулятивных пузырей в том случае, если реформы, направленные на повышение степени прозрачности рынков и на ужесточение регулирования рынков либо не будут проведены, либо окажутся неэффективными.
- [1] ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитию 2011. Нью-Йорк; Женева, 2011. С. 26.